Почему характеры Ассоль и Грея можно назвать романтическими? (Школьные сочинения). Русский язык

Экология сознания: Почему маленькая глупенькая Ассоль дождалась своего Грея, да еще и под алыми парусами? А вопрос-то ведь чрезвычайно интересный. Скажете: сказка, и так не бывает? А давайте попробуем разобраться в романтическом образе, созданном мужской фантазией. Чего хочет любой представитель сильного пола, даже если он в этом не признается?

Почему маленькая глупенькая Ассоль дождалась своего Грея, да еще и под алыми парусами? А вопрос-то ведь чрезвычайно интересный. Скажете: сказка, и так не бывает?

А давайте попробуем разобраться в романтическом образе, созданном мужской фантазией. На эту темы эксклюзивно для размышляет психолог Валерий Розанов .

Чего хочет любой представитель сильного пола, даже если он в этом не признается? Во-первых, чтобы его ждали, и при этом, желательно, чтобы еще и всю жизнь. Но тут вы имеете полное право сказать, что это уж точно перебор, и будете правы. Тогда в чем же тут дело?

Peter Lindbergh

Вспомните, "глупенькая" Ассоль поверила в сказку, открылась своей судьбе и ждала, когда свершится пророчество. И ключевое слово здесь именно "открытость ". Большинство женщин, будучи воспитаны реалистками, не позволяют себе даже немного мечтать. Разве что, в очень ранней юности.

Но и в это время – расцвета, первой влюбленности, внутренней весны – не получается "полноценная" мечта и ожидание чуда. Ведь все мы воспитаны среди разводов и измен, причем, не обязательно среди ближайших родственников.

Достаточно примеров соседей, знакомых, да и фильмов с книгами, наконец. Глубоко в подсознание западают душещипательные истории о несчастной любви, о возможном предательстве близкого человека. В ту же "копилку" отправляется и родительское наставление: смотри на жизнь реально, чудес не бывает!

Вот так и возникает вопреки природному психологическому устройству женская закрытость. И пусть спорят со мной до конца дней своих феминистки, но внутреннее устройство у мужчин и женщин разное! Ученые давно доказали, что женщина устроена тоньше, эмоциональнее. Ведь даже "вариации" возможных эмоций отличается в несколько раз. По данным одного из таких исследований у мужчин можно проследить около 300 нюансов реакций, а у женщин их количество приближается к тысяче.

Веками происходило развитие, подкрепленное условиями выживания, физиологическими особенностями, моральными нормами общества и воспитания. И есть ли смысл бороться с этой "участью"? Вряд ли кто-то сможет привести примеры удачного сражения с матушкой-природой. А вот случаев самых разнообразных неприятностей, когда человек действовал вопреки ее законам – несметное количество.

Так что же делать? Как бы малореально это ни звучало: открыться, довериться своему предназначению . И никоим образом здесь не подразумевается "склонение" головы перед мужчинами или действия в ущерб духовному развитию. Как раз наоборот: идти по прямой дорожке на Пути к ЗНАНИЮ во много раз быстрее, чем продираться сквозь собственноручно посаженные невдалеке от нее терновники.

Мужчина – это активное начало, движение, наполненность. Женщина – это пассивность и даже, в какой-то мере, действительно пустота. Их соединение создает единое гармоничное целое.

Умные яркие женщины, скорее всего, возмутятся относительно "пустоты". Но попробуйте-ка проанализировать, чем вы "наполнены". Сколько встреч, бывших или казавшихся любовью, было в вашей жизни? Даже тех, что происходили не с вами, но оставили след в душе? И что осталось после них?

А теперь попробуйте просто на минуточку представить, какими бы вы были без страхов и тупой иглой застрявших воспоминаний о причиненной боли. Да и, в конце концов, без чувства вины, которое, обычно, прячется глубже всех, а потому и меньше всего замечается.

Рядом может оказаться "раззолотой" и "раззамечательный" принц. Но сможет ли женщина, никому не доверяющая, "по уши" наполненная прошлыми переживаниями, заметить Его? А обнаружив, подпустить близко?

А ведь, если то же самое внутреннее пространство заполнить желанием любви и счастья, позволить себе построить воздушные замки… Ведь что такое мечта? – Это достаточно подробное мысленное формирование образа того, чего так сильно хочется. А любая желаемая мысленная форма рано или поздно, но всегда! – притягивает в жизнь ситуацию из его фантазий.

И теперь мы снова можем вернуться к Ассоль. В этом образе – идеальный "воплотитель" мечты в существование! Ни тени сомнения, страхов, мысленных потерь и полная открытость навстречу заветной мечте. И это не то "ждать", которое выпрашивает подаяния! Просто чистая, практически святая уверенность в том, что все будет так, как она ожидает.

Причем, это очень женственный образ. Ведь каждая мечтает встретить умного, сильного, доброго и заботливого. И здесь сразу возникает несколько сложностей. Во-первых, чтобы мужчина смог проявить свою силу, в его возлюбленной должна быть слабость. Современная женщина такое вряд ли рискнет себе позволить.

Но ведь что происходит: заведомо уверенные в невозможности чуда заботы и защиты, мы внутри самих себя создаем Его! Того единственного, о ком не посмели мечтать. Начинается воплощение Его силы, Его уверенности, Его бойцовских качеств. Поскольку это – хоть и искусственная, но достаточно реальная наша вторая половинка, то отказаться от нее… Да и зачем?

А вот здесь уже встает очевидный выбор между синицей в руках и журавлем в небе. Пока руки заняты, то ни о каком журавле и речи быть не может. И выбрав "синицу", вы ее и получаете: в большинстве случаев свою внутреннюю и ту, что в виде "мужичка", ее слегка дополняет. Причем, ровно настолько, насколько осталось свободным и пространство!


Peter Lindbergh

Страшно… Очень страшно перестать быть одновременно и мужчиной, и женщиной. Но таковы уж законы нашей вселенной: чем меньше вы ей доверяете, тем меньше получаете от жизни. И никто не говорит о том, что удастся в один прекрасный день сразу сбросить с себя все ужасы прошлого, спроецированные на будущее.

Разумеется, это внутренняя работа. Но главное, это – понять, осознать свое великое предназначение и выпустить в мир мечту, очищенную от всевозможных кошмаров.

Начните с вопроса к себе самой: как бы я хотела, чтобы ко мне относился мужчина? Каким он должен быть? Тщательно продумайте, рассмотрите это со всех сторон. А если получится, то и помечтайте о "невозможном".

А теперь задайте себе следующий вопрос: а какой должна быть женщина, чтобы привлечь и быть рядом с таким мужчиной? Какими качествами она должна обладать? Кстати, при ответе на него будет полезно понаблюдать за жизненными ситуациями, почитать книги.

Это Вам будет интересно:

Даже, с этой точки зрения, какие-нибудь сериалы посмотреть, поскольку из них можно вычленить информацию об общепринятом (изменять мировоззрения своего избранника непросто и лучше знать, с чего стартуешь).

Найдите, соберите по крупицам это знание, чтобы вернуть себе природную женскую магию очарования! В каждой живет маленькая Ассоль. Так позвольте ей выбраться наружу и помочь вам стать счастливой рядом с Ним: любимым, единственным. опубликовано

Ассоль и Грей - это герои известной романтической повести "Алые паруса". В произведении рассказывается история и судьба двух людей из разных слоев общества, но с одинаковым характером героя-мечтателя.

Первый герой - это девушка Ассоль, живущая со своим отцом Лонгреном - овдовевшим бедняком, изготовляющим разные игрушки. В прошлом он был моряком, но после смерти своей жены Мэри решил оставить такую работу. Уже в этом прослеживается черта романтизма - море, которое тесно связано с главными героями. Вернемся к Ассоль. Не смотря на то, что она росла без материнского тепла, девушка вовсе не была несчастным человеком. Ассоль- добрая, отзывчивая, миролюбивая и мечтательница, но, однако отвергнута обществом.

Все потому, что она не живет в серой реальности, в которой её не ожидает счастье и успех, в окружении слабых духом людей, а в своем волшебном мире и продолжает верить в чудеса. У нее есть мечта, девушка ждет, когда за ней приедет принц на корабле с алыми парусами и заберет её навсегда. Это и является романтическими чертами Ассоль - характер мечтательницы, отстранение от реальности волшебным миром и главная особенность такого героя - резкое выделение и отличие от других людей.

Грей похож на первую героиню, но в отличии от неё живет в богатой семье графов, существующей не одно поколение. Юноша живет в замке, ему доступны различны е элементы роскоши, но парня это не интересует. Он по-настоящему увлечен морем. С самого детства Грей не чувствовал себя частью своего рода, а когда подрос заявил, что уйдет из семьи навсегда. Парень прошел долгий путь от юнги до капитана корабля тоже ради исполнения своей мечты - стать настоящим мореплавателем. Все это указывает на черты романтического характера - он живет в своем морском мире путешествий, тема моря, резкое различие Грея от графского рода.

Таким образом два героя-мечтателя случайно встречаются и их мечты исполняются - Ассоль встретила своего принца на корабле с алыми парусами, а Грэй стал мореплавателем.

Произведение Александра Грея показывает, что если не смотря не на что верить в свою мечту, то она обязательно сбудется.

Hulfic(к кузнецова)

Эффективная подготовка к ЕГЭ (все предметы) - начать подготовку


Обновлено: 2018-04-20

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.

Почему Грэй поверил угольщику,а не Меннерсу? (АЛЫЕ ПАРУСА)

Ответы:

Увидев Ассоль спящей в лесу, Грэй захотел узнать о ней побольше. Он пошел в таверну, где встретил Меннерса. Во время лживого рассказа Меннерса о девушке, Грэй заметил её, когда она проходила мимо таверны. "После того, как он увидел глаза Ассоль, рассеялась вся косность Меннермова рассказа". К тому же в таверне в это время был угольщик, который искренне любил девушку за её доброе сердце, приветливость. Он обвинил Меннерса во вранье, отозвался тепло, искренне об Ассоль. И Грэй поверил угольщику.

Похожие вопросы

  • Составить предложения по схемам: 1) ; , и 2) [......] , (что, (прежде чем...),….),(где..)
  • Поставить в правильную форму He hasn"t (told/been telling) me this address.
  • Как звуки обозначают буквы?
  • Теплообразование происходит за счет
  • 4. Комплексный анализ текста. 6 класс. Имя прилагательное 1. Запишите текст, вставл??я и объясняя графически пропущенные буквы: (1) Прил..гательные делают нашу речь живописной, без них речь бедна и (не)выразительна. (2) Спр..сите любого человека: «Какова трава? Сне(г/к)? Ноч(?)». (3)Он ответ..т: «Трава зелёная. Сне(г\к) белый. Ноч(?) тёмная». (4)А всегда ли сне(г/к) белый? (5)Конечно нет. (6)Он бывает тёмно-голубой, синий, сер..бристый. (7)На закат(е/и) даже красный, а ещё пуш..стый, ра(с/сс)ыпчатый. (8)Его можно п..трогать – он холодный, свеж..й, к..лючий, жгучий. (9)Вот сколько прил..гательных только для описания снега. (10)Когда мы научимся пользоваться этим богатством, вдумчиво относиться к п..дбору эпитетов, тогда наша реч(?) стан..т ярче и красивее. 2. Определите тему текста. 3. Определите идею текста. 4. Определите тип речи. 5. Определите стиль речи. 6. Выпишите из текста прилагательные в форме простой сравнительной степени. Выделите в них суффиксы. 7. Выпишите из текста прилагательные в краткой форме. Выделите в них окончания. 8. Выпишите из 1 предложения прилагательное, в составе которого два корня. 9. Выполните морфологический разбор одного из прилагательных из 1 предложения. 10. Выполните морфологический разбор одного из прилагательных из 10 предложения. 11. Составьте схему 10 предложения, объясняющую постановку в нём знаков препинания. 12. Выпишите из текста два существительных третьего склонения. 13. Выпишите из текста возвратные глаголы. 14. Выполните синтаксический разбор 6 предложения.

Пытаться быть счастливым - это что-то вроде попытки заснуть. Чем сильнее вы пытаетесь заснуть, тем дольше бодрствуете. Соответственно, чем больше вы пытаетесь быть счастливыми, тем более несчастными становитесь.

Бесполезность поиска счастья

Большинство людей думает, что счастье - это некий далекий объект, который им придется находить, ловить и держать так крепко, чтобы он не ускользнул из их рук. Для них счастье - это не то, что находится рядом, оно во внешнем мире, где-то далеко, и они пытаются искать его везде и всеми возможными способами. Сюда входит и приобретение материальных благ, и заполнение своего дома разным имуществом, и частая смена сексуальных партнеров, и утверждение своей власти над другими, и многие другие поступки. Тем не менее чем больше люди ищут счастье, тем больше кажется, что этот призрачный объект убегает от них. Как линия горизонта, которая отодвигается, когда мы подходим к ней, счастье, кажется, прячется от нас таким же образом, и тогда мы прилагаем все усилия, чтобы приблизиться к нему.

Но почему все именно так?

Почему люди, которые постоянно пытаются стать счастливыми, редко испытывают счастье? Ответ заключается в том, что его невозможно найти во внешних источниках, а нужно попытаться открыть его в нас самих. Независимо от того, сколько у вас денег, секса или власти, вы не будете удовлетворены. Счастье не заключается в достижениях, и поэтому его никогда не получится найти в будущем. Это состояние бытия, которое можно испытывать только в данный момент. Вы его ищете, и оно прячется. Как только перестаешь его искать, оно само появляется. На самом деле неправильно даже говорить, что счастье нашлось, ведь оно всегда было частью нашей природы, но если искать его где-то в другом месте, вне нас самих, то мы можем потерять связь с ним.

Взгляните глубже

Чувствуя, что мы недостаточно хороши, хотя не являемся такими и на самом деле, мы пытаемся найти способ компенсировать нашу внутреннюю пустоту, поэтому ищем счастье во внешнем мире. Но, независимо от того, сколько усилий мы прилагаем, мы все еще чувствуем внутреннюю пустоту и голод. Деньги могут заполнить наши карманы, но не нашу душу. Секс может принести нам краткосрочное физическое удовлетворение, но не внутреннее удовольствие. Сила может заставить нас казаться мужественными в глазах других, но не может скрыть нашу внутреннюю слабость от наших собственных глаз. Когда мы не принимаем себя такими, какие мы есть, ничто в мире не может заставить нас чувствовать себя счастливыми. Внешние объекты могут временно удовлетворить наше эго, но вскоре мы снова сталкиваемся с внутренней пустотой.

Вспомните приятные моменты

Внимательно задумайтесь и вспомните, когда вы чувствовали себя по-настоящему счастливыми. Мы имеем в виду те моменты, когда ваше сердце выпрыгивало от радости, вы чувствовали душевное спокойствие или прекрасно понимали, что жизнь превратилась в праздник. Конечно, у вас были такие моменты, когда вам совсем ничего не хотелось менять, а наслаждаться мгновением. Это моменты любви, творчества, игры, медитации. Моменты, когда вы чувствовали себя полноценными. Моменты, когда вы забывали о попытке быть счастливым.

Если вы все еще в поиске счастья, то перестаньте его искать

Стремясь к счастью, человек не может найти его, а когда он осознанно отказывается от поисков, получается, что он сдается. Итак, что можно сделать?

Ответ заключается в его поиске, даже если это кажется бесполезным. Но надо не просто искать, а его в самом себе. Ищите, пока ничто иное не придет вам на ум. Звучит безумно, да?

Чем больше вы будете искать счастье, тем больше приблизитесь к осознанию того, что его нигде не найти. Чем больше вы будете этим заниматься, тем быстрее осознаете бессмысленность всех своих усилий. Чем больше усилий вы приложите для поиска счастья, тем больше вас будет тошнить. Другими словами, цель поиска счастья - это, в конце концов, прекратить его искать!

Однако сам процесс помогает, ведь в какой-то момент это заставит вас понять всю тупость этого процесса. Когда это осознание снизойдет на вас, вы получите именно то, что называется счастьем. И как только вы его получите, вы сможете полностью отказаться от всех усилий и принять жизнь такой, какая она есть, и в этот момент, в этом состоянии бытия вы испытаете счастье в его чистом виде. Тогда вы почувствуете, что счастье в самих вас, и все станет ясно.

Ну, хорошо, Дориан, - промолвил он наконец с грустной улыбкой.- Не стану больше говорить об этой страшной истории. II хочу надеяться, что ваше имя не будет связано с нею. Следствие назначено на сегодня. Вас не вызывали?

Дориан отрицательно покачал головой и досадливо поморщился при слове «следствие». Он находил, что во всех этих подробностях есть что-то грубое, пошлое.

Моя фамилия там никому не известна, - пояснил он.

Но девушкато, наверное, ее знала?

Нет, только имя. И потом я совершенно уверен, что она не называла его никому. Она мне рассказывала, что в театре все очень интересуются, кто я такой, но на их вопросы она отвечает только, что меня зовут Прекрасный Принц. Это очень трогательно, правда? Нарисуйте мне Сибилу, Бэзил. Мне хочется сохранить на память о ней нечто большее, чем воспоминания о нескольких поцелуях и нежных словах.

Ладно, попробую, Дориан, если вам этого так хочется. Но вы и сами снова должны мне позировать. Я не могу обойтись без вас.

Никогда больше я не буду вам позировать, Бэзил. Это невозможно! - почти крикнул Дориан, отступая. Художник удивленно посмотрел на него.

Это еще что за фантазия, Дориан? Неужели вам не нравится портрет, который я написал? А кстати, где он? Зачем его: заслонили экраном? Я хочу на него взглянуть. Ведь это моя лучшая работа. Уберитека ширму, Дориан. Какого черта ваш лакей вздумал запрятать портрет в угол? То-то я, как вошел, сразу почувствовал, что в комнате словно чего-то недостает.

Мой лакей тут ни при чем, Бэзил. Неужели вы думаете, что я позволяю ему по своему вкусу переставлять вещи в комнатах? Он только цветы иногда выбирает для меня - и больше ничего. А экран перед портретом я сам поставил: в этом месте слишком резкое освещение.

Слишком резкое? Не может быть, мой милый. Помоему, самое подходящее. Дайтека взглянуть.

И Холлуорд направился в тот угол, где стоял портрет. Крик ужаса вырвался у Дориана. Одним скачком опередив Холлуорда, он стал между ним и экраном.

Бэзил, - сказал он, страшно побледнев, - не смейте! Я не хочу, чтобы вы на него смотрели.

Вы шутите! Мне запрещается смотреть на мое собственное произведение? Это еще почему? - воскликнул Холлуорд со смехом.

Только попытайтесь, Бэзил, - и даю вам слово, что на всю жизнь перестану с вами встречаться. Я говорю совершенно серьезно. Объяснять ничего не буду, и вы меня ни о чем не спрашивайте. Но знайте - если вы только тронете экран, между нами все кончено.

Холлуорд стоял как громом пораженный и во все глаза смотрел на Дориана. Никогда еще он не видел его таким: лицо Дориана побелело от гнева, руки были сжаты в кулаки, зрачки метали синие молнии. Он весь дрожал.

Молчите, Бэзил!

Господи, да что это с вами? Не хотите, так я, разумеется, не ставу смотреть, - сказал художник довольно сухо и, круто повернувшись, отошел к окну.- Но это просто дико - запрещать мне смотреть на мою собственную картину! Имейте в виду, осенью я хочу послать ее в Париж на выставку, и, наверное, понадобится перед этим заново покрыть ее лаком. Значит, осмотреть ее я все равно должен, - так почему бы не сделать этого сейчас?

На выставку? Вы хотите ее выставить? - переспросил Дориан Грей, чувствуя, как в душу его закрадывается безумный страх. Значит, все узнают его тайну? Люди будут с любопытством глазеть на самое сокровенное в его жизни? Немыслимо! Что-то надо тотчас же сделать, как-то это предотвратить. Но как?

Да, в Париже. Надеюсь, против этого вы не станете возражать? - говорил между тем художник.- Жорж Пти намерен собрать все мои лучшие работы и устроить специальную выставку на улице Сэз. Откроется она в первых числах октября. Портрет увезут не более как на месяц. Думаю, что вы вполне можете на такое короткое время с ним расстаться. Как раз в эту пору вас тоже не будет в Лондоне. И потом - если вы держите его за ширмой, значит, не так уж дорожите им.

Дориан Грей провел рукой по лбу, покрытому крупными каплями пота. Он чувствовал себя на краю гибели.

Но всего лишь месяц назад вы говорили, что ни за что его не выставите! Почему же вы передумали? Вы из тех людей, которые гордятся своим постоянством, а на самом деле и у вас все зависит от настроения. Разница только та, что эти ваши настроения - просто необъяснимые прихоти. Вы торжественно уверяли меня, что ни за что на свете не пошлете мой портрет на выставку, - вы это, конечно, помните? И Гарри вы говорили то же самое.

Дориан вдруг умолк, и в глазах его блеснул огонек. Он вспомнил, как лорд Генри сказал ему раз полушутя: «Если хотите провести презанятные четверть часа, заставьте Бэзила объяснить вам, почему он не хочет выставлять ваш портрет. Мне он это рассказал, и для меня это было настоящим откровением». Ага, так, может быть, и у Бэзила есть своя тайна! Надо выведать ее.

Бэзил, - начал он, подойдя к Холлуорду очень близко и глядя ему в глаза, - у каждого из нас есть свой секрет. Откройте мне ваш, и я вам открою свой. Почему вы не хотели выставлять мой портрет?

Художник вздрогнул и невольно отступил.

Дориан, если я вам это скажу, вы непременно посмеетесь надо мной и, пожалуй, будете меньше любить меня. А с этим я не мог бы примириться. Раз вы требуете, чтобы я не пытался больше увидеть ваш портрет, пусть будет так. Ведь у меня остаетесь вы, - я смогу всегда видеть вас. Вы хотите скрыть от всех лучшее, что я создал в жизни? Ну что ж, я согласен. Ваша дружба мне дороже славы.

Нет, вы все-таки ответьте на мой вопрос, Бэзил, - настаивал Дориан Грей.- Мне кажется, я имею право знать.

Страх его прошел и сменился любопытством. Он твердо решил узнать тайну Холлуорда.

Сядемте, Дориан, - сказал тот, не умея скрыть своего волнения.и прежде всего ответьте мне на один вопрос. Вы не приметили в портрете ничего особенного? Ничего такого, что сперва, быть может, в глаза не бросалось, но потом внезапно открылось вам?

Ох, Бэзил! - вскрикнул Дориан, дрожащими руками сжимая подлокотники кресла и в диком испуге глядя на художника.