Почему фамилия александра невского так называется вопрос. Почему князь Александр назван Невским


Александр Невский - личность в истории известная. Потомки знают о его волевых решениях, блестяще выигранных битвах, светлом уме и способности совершать продуманные действия. Тем не менее, многие его поступки и решения до сих пор не имеют однозначной оценки. Историки разных лет спорят о причинах тех или иных действий князя, каждый раз находя новые зацепки, позволяющие трактовать их с удобной для ученых стороны. Одним из таких спорных вопросов остается союз с Ордой.

Почему Александр Невский стал другом татарского хана? Что подтолкнуло его принять такое решение? И какова же истинная причина его, казалось бы, нестандартного для того времени поступка?

Наиболее популярные версии

Исследователи пристально изучали события, предшествующие заключению этого союза. Внешнеполитическая обстановка, личные мотивы, экономические отношения, ситуация в соседних землях - множество факторов легли в основу исторических исследований. Но при этом каждый из историков сделал свой вывод, обобщив все данные, которые удалось найти.


Наибольшее распространение получили три версии. Первая из них принадлежит историку Льву Гумилеву. Он считал, что Александр Невский хорошо обдумал все варианты и заключил союз с Ордой, поскольку считал, что покровительство татаро-монголов станет для Руси хорошей поддержкой. Именно поэтому князь дал обет взаимной дружбы и верности сыну хана Батыя.

По второй версии, к которой склоняется ряд историков, у князя просто не было выбора, он предпочел из двух зол меньшее. С одной стороны - была реальная угроза вторжения с запада, с другой - наступали татары. Князь решил, что пойти на уступки Орде будет выигрышнее.

Третья версия весьма экзотична, выдвинутая историком Валентином Яниным. Согласно ей, Александром двигал эгоизм и желание укрепить свою власть. Он заставил Новгород подчиниться ордынскому влиянию и распространил в нем татарскую власть. По заверениям историка, князь был настолько деспотичен и жесток, что несогласным жить под игом выкалывал глаза.

Ливонский, Тевтонский и татарский натиски

1237 год был ознаменован повсеместными нападениями армии хана Батыя. Разрушенные города, люди, спасающиеся бегством в леса, земли, одна за другой завоеванные татарами. В тех сложных условиях многие князья южных земель бежали в Австрию, Богемию, Венгрию, ища защиты у западных правителей. Даже знатные жители северной Руси искали покровительства у римской католической церкви. Все они искренне верили, что по приказу папы римского на защиту русских земель встанет западная армия.


В Великом Новгороде князь Александр Ярославович прекрасно осознавал, что Орда дойдет до его территории. Вариант стать католиком и с помощью масштабного крестового похода согнать татар-язычников с русских княжеств его тоже не привлекал. Но молодой правитель оказался дальновиднее своих предков.

Александр понимал, что размах ордынского захвата ужасает. Надо отметить, что татарская власть не проникала во все сферы жизни. Они облагали данью, жестоко наказывали за неповиновение. Но при этом не стремились менять устроенный быт, а самое главное - не принуждали менять веру. Для представителей духовенства у них были даже своеобразные льготы - они освобождались от уплаты налогов. Да и сами татары были терпимы к людям с разным вероисповеданием.

А вот столь привлекательное, на первый взгляд, сближение с католиками повлекло бы за собой в итоге смену вероисповедания, семейного уклада и быта. Ставя перед собой задачу освободить земли от ордынцев, Ливонский и Тевтонский ордена попутно стремились захватить русские земли, устанавливая на них свои законы и правила жизни.

Молодому правителю Александру необходимо было решить - кого выбрать в союзники. Задача была не из легких, поэтому он тянул время, не давая ответ западным представителям.

Дружба с Ордой ради блага Руси

После смерти великого Ярослава Всеволодовича - отца князя Александра, должно было состояться новое распределение ролей в княжеской иерархии. Хан Батый собрал всех правителей завоеванных княжеств. Пригласил хан и Александра Невского.

Придя на назначенную встречу, проанализировав ситуацию, Александр осознал, что одолеть Орду не получится даже совместно с римской армией. Поведение крестоносцев на соседних землях вызывало ужас и тревогу. Тогда и было принято решение - для противостояния армиям с запада необходимо сделать Орду своим союзником. Поэтому Невский и стал названным сыном самого хана.


Предложение римского папы обратиться в католичество было резко отвергнуто князем. Этот поступок и тогда был оценен неоднозначно. Мало кто понял истинные причины, поэтому было много тех, кто считал этот шаг предательским. В источниках сохранились материалы о том, как Невский в гостях у Батыя пил кумыс. В этом поступке люди видели подчинение, отрицание своих интересов и полное признание ордынской власти.

Но не все понимали, что идя на такие уступки, взамен князь легко получал необходимые Руси послабления законов, продвигал свои требования, сохранял так необходимые русскому народу безопасность, устроенный быт и право на свою веру.

Татары как защитники от нападения с запада

Был в союзе с Ордой и еще один смысл. Дальновидный князь, став частью большой команды хана Батыя, получив огромную сильную армию союзников, готовых прийти на помощь в борьбе с врагами. Считая присоединившиеся к ним земли своими владениями, татары дрались за них не жизнь, а на смерть. К тому же, несмотря на постоянные сражения и людские потери, армия ордынцев не становилась меньше. По заявлениям историков, она постоянно пополнялась мужчинами из вновь завоеванных стран.


Анализ исторических источников показывает, что Орда всегда приходила на помощь своим союзникам. Когда в бой вступали войска татар, уверенный натиск крестоносцев быстро останавливался. Это позволяло русским землям уцелеть. Получается, что за те уступки, на которые пошел Невский перед Батыем, Русь смогла получить надежную многочисленную армию, которая помогла спасти от разрушения Псков и Новгород, а годами позже Смоленск.

Союз во спасение

И по сей день историки не сходятся в единой оценке событий тех дней. Часть зарубежных историков считает поведение князя Александра предательством европейского антимонгольского дела. Но при это нельзя отрицать, что тот масштаб разрушений, который претерпевали многие земли от нашествия татар, пережить, а тем более достойно отразить удар в то время Русь бы не смогла. Феодальная раздробленность, отсутствие боеспособного населения не позволили бы собрать достойное общерусское войско. А западные союзники за свою поддержку требовали слишком большую плату.

В доказательство тому - судьба земель, которые не согласились на союз с Ордой - они были захвачены Польшей, Литвой, и ситуация там сложилась весьма печальная. В формате западноевропейского этноса завоеванные считались второсортными людьми.

Те русские земли, которые приняли союз с Ордой, смогли сохранить свой уклад, частичную самостоятельность, право жить по своему порядку. Русь же в Монгольском улусе стала не провинцией, а страной-союзником великого хана, и, по сути, платила налог для содержания войска, которое было необходимо ей самой.


Анализ всех событий того времени, а также их значение, которое повлияло на все последующее развитие Руси, позволяет сделать вывод, что заключение союза с Ордой было шагом вынужденным и предпринял его Александр Невский ради спасения православной Руси.

Почему Александр Невский назван Невским?

В 1239 году в Новгороде стал княжити молодой (19 лет) Александр Ярославич. Узнав об этом, шведы из областей, соседних с Новгородским княжеством, решили проверить, сколь на деле силен новый князь. Заметим, что делали они такие проверки не раз - нравы тех времен были такими.

В 1240 году шведы высадились в устье реки Ижоры, при ее впадении в Неву, стали лагерем и начали методично грабить ижорскую землю. Старейшина ижорцев слал гонца за гонцом в Новгород с мольбой о помощи, и законно вопрошал, за что ж это он дань платит, ежели молодой и удалой князь-батюшка не в силах его защитить.

Наконец новгородцы выступили на помощь ижорцам. Шли, как водиться в таких случаях, двумя группами - конная дружина во главе с князем передвигалась берегом, а ополчение частью шло следом, частью плыло в ладьях.

Конники прибыли на место ранее пеших ополченцев. Вид безмятежного шведского стана, где в полевых кухнях варилась еда, разжег воинственные настроения у дружинников, которые ринулись на врагов тотчас, не дожидаясь подхода основных сил. И дело тут не в праведном гневе: просто по понятиям того времени бОльшая часть добычи (а то и вся) в походе доставалась тем, кто непосредственно ее захватил - кто смел, тот и съел.

Однако безмятежность и беззащитность шведского лагеря оказалась обманчивой, шведы легко отбили нападение. И вот тут, узнав от пленных русичей, что на них напала только передовая часть новгородского войска, и что на подходе ополчение, шведы решили благоразумно ретироваться. Дело шло к ночи, по ночам тогда не воевали, поэтому шведы быстро предав земле убитых, собрали трофеи и бесшумно отплыли вниз по течению еще затемно. Русский летописец так и записал: «свеи, ископавше яму и ратников похоронише в ту же нощь отъидоша».

То есть, легенда о разгроме Александром шведов на Неве не нашла прежде всего летописного подтверждения. Летописец так же дает понять, что во время Невской битвы новгородцами не было взято в плен ни одного шведа. Хотя если пленных брали - об этом в летописи никогда не забывали указать. Не радует летописец и такой непременной информацией, как трофеи. Их у князя Александра просто не было, все шведские галеры (шнеки) до единой отбыли на родину со всем добром - своим и награбленным у ижорцев.


Таким образом, князя Александра Ярославича все знают по прозвищу Невский, но это прозвище связано не с местом, где князь одержал победу, а с местом, где он фактически потерпел поражение, бесславно упустив хитрого врага. И теперь благодаря шоуменам российского ТВ имя «Невский» на долгие годы будет «Именем России».


О роли Александра Невского в русской истории хорошо знает кандидат исторических наук, заведующим кафедрой музееведения и археологии Псковского государственного педагогического университета Владимир Аракчеев . Предоставим слово российскому ученому.

А дальше дело было так... Невский перед смертью, как и полагалось тогда князю, принял монашеский сан. Спустя сто с лишним лет, в 1381 году, его мощи были что называется обретены: то есть по некоторым признакам современники вдруг решили, что Александр Невский умер как святой. Святому полагалось прозвище. В те времена берега Невы были уже утрачены для русских, они находились на шведской территории, и прозвище «Невский» ни о чем тогда русскому человеку не говорило. Поэтому в его «Житии» князь был впервые упомянут как Невский - по месту сражения вековой давности. В то время Руси, пытающейся освободиться от татаро-монгольского ига, очень нужны были не святые мученики за веру, а святые воины-герои.

Примечательно, что официально Невский был канонизирован только еще через 150 лет - в 1549 году, при Иване Грозном, то есть когда русским в борьбе с Казанью опять понадобились примеры героизма предков.

Но истинная слава к Невскому пришла при Петре Великом, который начал завоевание невских берегов. Вот тогда и подняли на щит победителя шведов в устье Ижоры, а так же победителя ливонских псов-рыцарей в Ледовом побоище. В городе на Неве была построена Александро-Невская лавра. В нее из Владимира перенесли раку с мощами князя. С этого момента, по мере роста имперских амбиций России, распространяется и культ Александра Невского.

А потом Невский понадобился еще раз - на сей раз Сталину. И уж тут советские историки, кинематографисты и художники-баталисты постарались на славу. Князья Невский, Донской, Пожарский приобрели красивое историческое звучание, став славой русского оружия...


В общем, Владимир Аракчеев относит себя к числу тех современных, не обремененных идеологическими догмами историков, которые считают, что в 1240 году в битве со шведами в устье Невы дружина новгородского князя Александра, прозванного потом Невским, если и не потерпела поражение, то и победы не одержала, понеся серьезные потери.

Почему Ледовое побоище названо ледовым и побоищем?


А теперь попробуем разобраться во второй победе князя Александра Ярославовича.


«Старшая Ливонская рифмованная хроника» гласит, что дерптский епископ Герман решил как-то пойти в поход на Псковские земли. В кровопролитной битве он захватил Изборск, уложив на поле брани от 600 до 800 псковичей - в этом сведения «Рифмованной хроники» и «Новгородской летописи» согласуются. После чего ливонцы осадили Псков. С учетом собственных немалых потерь, на штурм не пошли, а, встав лагерем у стен города, стали выжидать. И дождались. Ворота Пскова отворились, начались переговоры о мире. Во главе города был поставлен лояльный к Ливонии боярин Твердило Иванкович, ливонцы же, оставив незначительный гарнизон, ушли к себе. «Старшая Ливонская рифмованная хроника» уточняет: «Там оставили двух братьев-рыцарей и небольшой отряд».

И вот тут - интересный исторический нюанс! Следом, собрав войска новгородцев и суздальцев, походом на Псков отправился и князь Александр Ярославович с братом Андреем. Но вовсе не на выручку псковичам, а поживиться, отбив Псков у ливонцев. Не надо забывать, что междуусобные войны в то время были постоянным делом на Руси, каждая из них заканчивалась одним и тем же - грабежом всевозможного движимого имущества.

В другой бы раз псковичи попросту взялись бы за оружие, чтобы дать отпор соседнему князю-грабителю, но Псков в 1240 году сил драться с Александром не имел, потому как был оккупирован и уже обобран ливонцами. А потому, как честно пишет «Старшая ливонская рифмованная хроника», псковичи «от всего сердца обрадовались» приходу Александра. Ливонские рыцари (оба) из Пскова бежали, Александру удалось лишь захватить некоторых их кнехтов (оруженосцев).

Спустя какое-то время воодушевленное сим боевым успехом новгородско-суздальское войско решило якобы отомстить ливонцам, дав им бой на их землях, дабы не повадно было на Русь ходити. На самом деле здесь очередной исторический нюанс. Князь Александр вынужден был «пусти полкъ всь в зажития», - пишет «Новгородская летопись». «Пустить полк весь в зажитие» - это древнерусское выражение означает не что иное, как разрешение на откровенный грабеж местного населения среди бела дня по причине того, что полку попросту жрать стало нечего. И пошли воины Александра шарить по ливонским деревням...

«Старшая ливонская рифмованная хроника» подтверждает сведения «Новгородской летописи»: «…в Дерпте узнали, что пришел князь Александр с войском в землю братьев-рыцарей, чиня грабежи и пожары». Узнав об этом, ливонский епископ послал рыцарей навстречу ворогу. Александр спешно ретировался, но войска тащили добычу, а потому рыцари их быстро настигли. И на рассвете 5 апреля 1242 года на берегу Чудского озера состоялась битва ливонцев с новгородцами или наших с русскими (если кому-то такое определение не нравится, забудьте про него - это определение сугубо «внутреннего пользования»).

Вот как описывает ход битвы «Старшая ливонская рифмованная хроника»: «…Рыцари пришли к единому мнению атаковать русских. Немцы начали с ними бой. Русские имели много стрелков, которые мужественно приняли первый натиск.... Видно было, как отряд братьев-рыцарей одолел стрелков; там был слышен звон мечей, и видно было, как рассекались шлемы… Но те, которые находились в войске братьев-рыцарей, были окружены. Братья-рыцари достаточно упорно сопротивлялись, но их там одолели... Часть дерптцев вышла из боя, это было их спасением, они вынужденно отступили. Там было убито двадцать братьев-рыцарей, а шесть было взято в плен. Таков был ход боя. Князь Александр был рад, что он одержал победу. Он возвратился в свои земли. Однако эта победа ему стоила многих храбрых мужей, которым больше никогда не идти в поход».

Что касается численности сражавшихся, то одни историки считают, что в Ледовом побоище войско ливонцев составляло 10-12 тысяч, а новгородское войско - 15-17 тысяч человек. По мнению других, число сражавшихся не превышало 4000 с каждой стороны. По мнению Л. Н. Гумилева, количество рыцарей было и вовсе небольшим - всего несколько десятков. Но их поддерживали пешие наемники, вооруженные копьями. Это согласуется с немецкими данными, которые говорят о том, что в битве участвовала одна орденская «гончая» хоругвь - 35 рыцарей и около 400 оруженосцев-конников. Все прочие - это не принимаемое в расчет, кое-как вооруженное местное население Ливонии - ливы и чудь. Поэтому даже примерного количества дравшихся и падших воинов мы никогда не узнаем: количество убитых из подвластных немцам чуди и ливов никто не считал. Им, по выражению «Новгородской летописи», «несть числа».


Тем не менее в подавляющем большинстве советских, да и современных российских книг по истории твердится о 400-500 павших в «Ледовом побоище»… немецких рыцарях. Этого не может быть потому, что не может быть никогда. Во всем Ливонском ордене в то время рыцарей было около сотни. Даже значительно позже, в 1450-х годах, во всей ливонской ветви Тевтонского ордена было только 195 братьев-рыцарей, из них в Риге 14, в Венденском замке 12, а в Нарве так и всего шестеро. В лучшие годы ордена число рыцарей во всей Пруссии и во всей Ливонии не превышало 2000 человек, что теоретически давало вместе с оруженосцами и другими военными слугами ордена максимально возможное войско, в котором было до 8000 всадников. Но они никогда не собирались вместе!

Но вернемся к термину «Ледовое побоище». Лед - это не более чем красивый литературный антураж. Ни новгородский летописец, ни ливонский хроникер не упомянули уходящих под проломившийся лед рыцарей. Не дураки они, одетые в тяжелые доспехи, сидящие на тяжелых и тоже облаченных в доспехи конях, на тающий лед бросаться! Безусловно, кони проламывали кромку весеннего льда у самого берега, ломая ноги, падая и сбрасывая с себя всадников, но на лед никто не выезжал. Так что не было битвы на льду, не было льда, проломившегося под тяжестью войск, не было ушедших на дно немцев, не было «ледового» побоища.

И просто «побоища» не было. Доказывается это просто. Немецкий хронист прибыл в Ливонию в конце 70-х годов XIII в. и в это время вполне мог там встретить людей в возрасте шестидесяти лет и старше, которые были непосредственными участниками Ледового побоища. Так вот, в изложении хрониста все те военные действия - обычное столкновение ливонских феодалов с русскими, вызванные чисто местной проблемой - очередным разбойным набегом русских на земли тартуского епископа в ответ на разбойный набег ливонцев на псковскую землю. Если верить русской летописи, которая могла и преувеличить потери противника, то 400-500 павших в 4000-й армии ливонцев - это малые потери, а в 10 000-й - потери ничтожные. Тем более, что пали в основном ополченцы из ливонских крестьян... Это потом, легким росчерком пера советских пролетарских историков и усилиями нашего земляка-кинорежиссера Сергея Эйзенштейна бой местного значения превратился в эпохальное «побоище», где сила русского оружия, одолевшего псов-рыцарей, была отлита в бронзу слов князя Александра: «Кто с мечом к нам придет, тот от меча и погибнет».

Надо отдать должное советским историкам - они пытались археологическими методами восстановить событие старины глубокой. В 1958 году на Чудское озеро была направлена комплексная экспедиция АН СССР для определения истинного места битвы 5 апреля 1242 года. Экспедиция работала восемь лет - с 1958 по 1966 год. Были, как написано в отчете, проведены широкомасштабные исследования, сделан ряд интересных археологических открытий (а сколько диссертаций защищено!) Однако найти захоронений воинов, погибших в Ледовом побоище, равно как и само место побоища - не удалось. 0б этом чётко сказано в отчёте экспедиции. Тайна легендарной битвы осталась нераскрытой.

Позже оказалось, что доценты с кандидатами восемь лет не там искали! Уже в наши дни исследованиями Чудской битвы (так и только так ее называют сами исследователи) самостоятельно занималась группа московских энтузиастов-любителей древней истории Руси во главе с И.Е.Кольцовым. Они обнаружили остатки укреплённого форпоста, который находился в двух километрах от предполагаемого места битвы в урочище Узмень. За земляными валами форпоста (городца) находился, до боя скрытый в засаде, отряд брата Александра Невского - Андрея Ярославича. Обнаружение форпоста, а потом и расположенного неподалеку захоронения погибших воинов позволило сделать уверенный вывод о том, что битва шла именно здесь, между деревнями Таборы, Козлово и Самолва. Войска Невского с северо-западной стороны (по правую руку) были защищены тающим весенним льдом Чудского озера, а с восточной стороны (по левую руку) - укреплениями, где сидели в засаде свежие силы новгородцев и суздальцев.

Место это находится в глухомани, в стороне от проезжих дорог. Сюда можно добраться только пешком. Вероятно, поэтому многие авторы многочисленных научных работ о Ледовом побоище ни разу там не были, предпочитая творческую тишину библиотеки и рабочего кабинета.

Привет от Папы

Итак, Александр Невский, став благодаря телевизионной аудитории «Именем России», особой воинской славы не стяжал, побив лишь два десятка ливонских псов-рыцарей да покрошив подневольных, плохо вооруженных ливов и эстов, коим «несть числа». Ну так может патриотом-государственником и собирателем Руси он был знатным?

Сохранилось так называемое «второе послание» Папы Римского князю Александру Ярославовичу, датированное 15 сентября 1248 г. Из его текста следует, что Папа получил на свое «первое послание» довольно благоприятный ответ от князя - настолько благоприятный, что обращаясь к «Alexandro», римский папа величает его уже «illustri regi Nougardiae» (славным королем новгородским).

И далее пишет Папа удивительные слова: «…ты со всяким рвением испросил, чтобы тебя приобщили как члена к единой главе церкви через истинное послушание, в знак коего ты предложил воздвигнуть в граде твоем Плескове соборный храм для латинян (in Pleskowe civitate tua Latinorum Ecclesiam erigere cathedralem)». И далее Папа просит принять для ведения переговоров его посла — архиепископа Прусского.

Согласно «Житию», Александр Ярославич, якобы, на предложение «латинян», гордо ответил: «…а от вас учения не примем». Но «не житийный» Александр Ярославич был куда менее категоричен и куда более дипломатичен. Конечно, с трудом вериться, что князь Александр обещал Папе построить католический кафедральный собор в Пскове, возможно, речь шла о католической церкви для приезжих заморских купцов. Но одно ясно: при жизни будущий русский православный святой не гнушался вступать в контакты с враждебным Руси католическим духовенством и даже «со рвением испрашивать приобщения к единой главе церкви», если видел в том какой-то сиюминутный интерес. Так же, как и в своих сношениях с Ордой - но это уже отдельная история...

По обычаю того времени младенец был назван в честь святого, память которого по церковному календарю-месяцеслову праздновалась в один из дней, близких ко дню рождения. Его «небесным покровителем» стал святой мученик Александр, подвиги которого церковь вспоминала 9 июня.

Родство по линии матери высоко чтилось в Древней Руси. Дед Александра Мстислав Удалой оставил яркий след в военной истории своего времени. Знаменитым воином был и прадед Александра Мстислав Храбрый. Несомненно, образы этих смелых предков служили юному Александру примером для подражания.

О детских годах Александра мы не знаем почти ничего. Очевидно, что в детстве Александр редко видел отца: Ярослав постоянно находился в военных походах. Но уже в 8 лет Александр сопровождал отца, когда тот в 1228 году пытался организовать поход новгородцев и псковичей на Ригу. Не получив поддержки, князь покинул Новгород, оставив там в знак своего «присутствия» старших сыновей — 10-летнего Федора и Александра. Естественно, что с княжичами остались надежные бояре и сотни две-три дружинников. Некоторые историки считают, что вместе с детьми какое-то время жила и княгиня Ростислава, которая благодаря предкам пользовалась особым почетом у новгородцев.

Оставляя малолетних сыновей в Новгороде, Ярослав Всеволодович хотел, чтобы они постепенно привыкали к сложной роли приглашенных князей и учились достойно отстаивать интересы отца, так как он надеялся получить великое княжение Владимирское.

Великим князем Владимирским Ярослав стал в 1236 г., когда на Русь напали полчища Золотой орды. Ему пришлось править разоренной и опустошенной землей. Александр в это время княжил в Новгороде, до которого завоеватели не дошли.

Вскоре Русь вошла на правах улуса в Золотую орду, а русские князья стали ездить в ставку к хану, чтобы получить ярлык на княжение. Отныне князья должны были отвечать перед ханом за все, что происходит в их владениях. По отношению к своим подданным и к соседним землям князья выступали как доверенные лица хана, его наместники в «русском улусе».

В этот период Русь постоянно подвергалась набегам и с северо-запада, проводимым по благословению Ватикана. Летом 1240 г. в ходе очередного похода шведские корабли вошли в Неву. Возможно, шведы неожиданным ударом надеялись овладеть крепостью Ладогой, располагавшейся близ устья Волхова. Узнав о приближении неприятеля, Александр с небольшим конным отрядом выступил навстречу шведам. Вероятно, что одновременно водным путем (по Волхову и далее через Ладогу в Неву) отправился отряд новгородского ополчения.


Шведы, не подозревая о стремительном приближении Александра, стали лагерем близ устья речки Ижоры — неподалеку от восточной окраины современного города Санкт-Петербурга. Здесь и напал на них молодой князь со своей дружиной.

Описание боя, которое приводится в «Житии Александра Невского», явно во многом вымышленное. Оно писалось через много лет после схватки со шведами и ставило целью прославление князя Александра, а не отражение реального хода событий.

«И собрал силу великую, и наполнил многие корабли полками своими, двинулся с огромным войском, пыхая духом ратным», — так описывает «житие» начало похода шведов.

Вероятно, по масштабу и последствиям все было значительно скромнее. Обычная пограничная стычка, какие проходили почти ежегодно. Кстати, в летописях той поры ей и уделено всего несколько общих строк, а русские потери названы в 20 человек. В скандинавских хрониках она не упоминается вовсе, хотя по «житию» в ней погибло большое количество знатных шведов, а их предводитель был ранен в лицо копьем Александра. Кстати, позднее у Александра с ярлом Биргером, которого он якобы ранил в лицо, были хорошие отношения.


Считается, что именно после этого события Александра и нарекли «Невским». Это крайне сомнительно, так как о бое, произошедшем на окраине русских земель, простой народ практически ничего не знал, ведь участвовала в нем только небольшая княжеская дружина. А результаты того боя с военной точки зрения были незначительными (даже о пленных нет упоминаний) и никак не влияли на жизнь северо-западного региона Руси.

Александр Невский - имя этого человека известно каждому. Даже самые маленькие вспомнят, что он одержал две судьбоносные победы в Невской битве и на Чудском озере. Но часто за кадром остаются многие спорные факты биографии князя-полководца. Сегодня, в день 775-летия со дня Невской битвы, мы расскажем о том, что знают не все.

В Детском музейном центре (Кремль, Судейский городок, 3) работает выставка в «Александр Невский. Князь и полководец». Ее специально подготовили к 795-летию героя, чтобы взрослые и дети смогли познакомиться с эпохой, в которой жил Александр Ярославович. Ведь для нашего города имя князя особенно значимо, он правил на Новгородской земле долгие годы, в городе его именем названа улица, установлен бюст и памятник великому воину и дипломату. Некоторые называют предателем, другие - великим спасителем. Для однозначного ответа не хватает доказательств. И на выставке, в окружении и археологических находок, старинных книг, посвященных князю, Анфиса Родионова встретилась со старшим научным сотрудником Новгородского музея-заповедника Владимиром Варнаевым.

Александр Ярославович очень интересный человек, яркий, необычный. Его называют главным предателем русской истории и главным героем. По поводу его фигуры постоянно ведутся споры. Но если собрать все сведения об Александре Ярославовиче, то выйдет меньше страницы.

- Почему же Александра Невского некоторые считают предателем?

Александр не вступился перед ратью за брата Андрея Ярославовича (кстати, именно он предок князей Шуйских, а Василий - последний Рюрикович на русском престоле), который подняв бунт, навлёк второе разорение Владимиро-суздальских земель. Александр не хотел второго пришествия монголов, поэтому он тут же приехал, привёз дань. Его могли казнить из-за брата. Но он рискнул собой, поехал, остановил очередное нашествие. В 1990-е годы, когда любили сенсации, говорили, что монголы его руками установили иго над Русью. Это похоже на подтасовку фактов, складывание их в нужной последовательности. Монголы уничтожали всех, кто сопротивлялся, но надо сказать, что они не были патологическими садистами, им нужна была дань, налоги, деньги, у них не было цели уничтожить. Александр рассчитывал вперёд.

Был такой народ - Тангуты, государство Си Ся, современная территория северного Китая. Население около 10-15 миллионов человек. Они сопротивлялись орде, восстали, вырезали часть монголов, монголы же уничтожили их полностью. То же самое могло случиться и с русскими. То, что мы живём сейчас - это заслуга Александра. Он не хотел, чтобы русских касались вообще, он сам отвозил дань, чтобы предотвратить драки. Одиннадцать лет он был великим князем, ни разу монгол не ступил на русскую землю.

Александр Невский - фигура таинственная, фактов из его жизни сохранилось не много, а существуют какие-либо истории, легенды, байки о нём?

Как ни странно в русской культуре любимцы народа попадают в анекдоты, байки и так далее. Вот показали фильм про Штирлица, появилось множество анекдотов про него, Чапаев так же. А про Александра ничего подобного нет. Слишком сильно уважал его народ. Даже Владимир, креститель Руси в былинах немножко смешной бывает, неправильно поступает, обманывает. Над Александром не смеялись - авторитет. Люди помнили, что кровь проливалась, помнили, каким он был тружеником. Александр - это святое.

От чего же он умер, ведь он был ещё довольно молод? По имеющимся источником удалось установить, что ему было около сорока лет тогда.

По поводу смерти Александра Невского до сих пор ведутся споры. В житии упоминается, что он разболелся, когда был в Орде в пятый раз. Там он пробыл год, его отпустили и на границе русских земель, в местечке Городец, нынешняя Нижегородская область, где он и умирает. Существует версия, что его отравили, так же, как отца Ярослава. Есть причины так думать. Здесь важно разобраться в отношениях Александра с Батыем.

А они были очень хорошие, Батый уважал русского князя. Недалеко от Валдая есть такое местечко - Игнач-Крест, сейчас там установлен современный бетонный крест. Такие кресты устанавливали на дорогах, условно говоря: здесь есть путь. Монголы, пройдя Владимирскую землю, уничтожив Рязанскую, практически не оставили населения. И пошли на Новгород, захватили Торжок (тогда это была Новгородская земля), дошли до Игнач-Креста и остановились. Неделю стояли, а затем развернулись и ушли. Судя по всему, были переговоры, которые мог вести только Александр. Отсюда косвенно подтверждается, что у Александра есть особые отношения с Батыем. Хан даже предлагал Невскому стать его зятем, настолько было велико уважение к Александру. Монголы - очень интересная культура, она жёсткая, азиатская и немного дикарская, но, тем не менее, героев они уважали, даже чужих. Судя по всему, Батый был покорён дипломатией Александра. Незадолго до смерти самого Александра Батый умирает и к власти приходит Берке-хан, двоюродный брат Батыя, вот он ненавидел Александра. Возможно, здесь есть связь. Мы не можем её доказать или опровергнуть, но что-то там произошло. Это загадка: отравлен был великий князь или всё-таки перетрудился, надорвался.

Похоронен князь был во Владимире, всё-таки Владимирское княжество было главным тогда. Но по заслугам должен лежать он в Новгороде, конечно. Всё-таки три четверти жизни здесь провёл. А в 1724 году, когда Пётр I окончил Северную войну, то объявил, что князь Александр - небесный покровитель Петербурга. Его мощи перевезли в Петербург, и был основан Александро-Невский монастырь, позже ранг был повышен до лавры.

Теперь князь гораздо ближе к Новгороду и совсем рядом с местом, где он совершил первый великий подвиг. Кстати, пройти путем Александра в Невской битве (а также в Ледовом побоище) можно каждую субботу в Детском музейном центре. Владимир Варнаев разработал уникальную игру-реконструкцию на большом макете. Каждый участник получает имена подлинных исторических участников тех событий и сражение начинается…

Зимой 1237/38 многоплеменные орды хана Батыя, обычно называемые сборным именем «монголо-татары», опустошили Рязанскую и Владимиро-Суздальскую земли. В 1239-1240 гг. они разорили южнорусские земли (что в нынешней Украине). Стратегия «монголо-татар», если верить летописным известиям об их нашествии, состояла в том, чтобы сначала навести ужас на неприятельскую землю, пройдя по ней огнём и мечом, а потом требовать от её правителей покорности и регулярной уплаты дани. Сами ордынцы не основывали колоний в подвластных русских землях, но какое-то время после нашествия там жили их чиновники (баскаки) для переписи населения и сбора с него дани.

В установлении вассальной зависимости русских земель от «монголо-татар» большую роль сыграл великий князь владимирский Александр Ярославич по прозванию Невский. Летописная традиция, а вслед за ней русские историографы привычно оправдывают Александра тем, что могущество Золотой Орды не оставило ему выбора. Он был вынужден подчиниться силе ханов, чтобы избавить Русь от новых опустошительных разорений. Однако внимательное изучение источников показывает, что эти оправдания надуманные. Александр Невский был активным деятелем по установлению золотоордынского ига на Руси, рассчитывая с помощью ханов утвердить свою власть над прочими русскими князьями. Его правление отмечено не ослаблением золотоордынского гнёта, а его усилением и распространением на те области Руси, которые не были затронуты Батыевым нашествием. Карательные походы ханов на Русь стали нормой со времени Александра Невского.

В 1243 году Батый позвал отца Невского – Ярослава Всеволодича – к себе в ставку, чтобы утвердить его на великом княжении. С того момента только тот русский князь считался законным, кому ордынский хан давал ярлык на княжение. В 1246 году Ярослав скончался, и, как обычно, за престол разгорелась борьба между братьями. Но теперь у претендентов был арбитр – хан, и к нему отправились два старших Ярославича – Александр и Андрей. Батый назначил Александра, старшего из двух братьев, великим князем Киевским и всей Южной Руси, а Андрея – великим князем Владимирским и Новгородским. С этими ярлыками князья возвратились на Русь в 1249 году. Александр был недоволен, так как киевский престол давно потерял своё фактическое значение, и ждал случая отобрать у брата Владимирское княжение.
Случай не замедлил представиться. Андрей усиленно сносился с галицким князем Даниилом Романовичем на предмет общего восстания против Орды. Александр без сомнения знал об этом заговоре, но не только не примкнул к нему, но, напротив, решил отправиться в Золотую Орду с доносом на брата, чтобы получить у хана его волость. Огромная «монголо-татарская» империя не могла управляться из одного центра, и Золотая Орда со столицей в Сарае (в низовьях Волги) стала уже почти независимым государством. Правил в ней тогда хан Сартак.

Неизвестная летопись, которой пользовался историк В.Н. Татищев, сообщает по этому поводу следующее: «Иде князь великий Александр Ярославич во Орду к хану Сартаку, Батыеву сыну, и прият его хан с честию. И жаловася Александр на брата своего великого князя Андрея, яко сольстив хана [Батыя – Я.Б.], взя великое княжение под ним [Александром – Я.Б.], яко старейшим, и грады отческие ему поимал, и тамги хану не платит сполна. Хан же разгневася на Андрея и повеле Неврюи салтану идти на Андрея и привести его перед себя». Ордынское войско под начальством Неврюя внезапным нашествием расстроило все планы Андрея. Тот был вынужден выступить против Орды со своими немногочисленными силами, потерпел поражение и был вынужден бежать в земли Ливонского ордена в Прибалтике. Ордынцы опустошили всю Владимиро-Суздальскую землю, жгли, пленили, убивали. После чего Александр, имея при себе ханский ярлык, сел на престоле во Владимире. Было это в 1252 году.

Большинство российских историков, начиная с Карамзина, без всяких оснований объявили много мест в «Истории российской» Татищева» вымыслом автора. По их мнению, Александр направился в Орду уже после того, как Андрей первым выступил против хана, а Александр не пожелал к нему примкнуть, якобы страшась неизбежных последствий сего выступления. Однако никаких рациональных доводов против достоверности данного известия, кроме желания обелить Александра, они не привели. Известие выглядит вполне вероятным, особенно с учётом предшествовавших и последующих событий. Крупный дореволюционный историк Д.И. Иловайский считал версию Татищева наиболее достоверной.

В 1256 году Батый умер, и верховным ханом стал Берке. Сартак был убит в борьбе за власть, и наместником Золотой Орды стал Улагчи. В 1257 году Невский ездил в Сарай к Улагчи, и последний потребовал, чтобы все земли, подвластные Александру, включая Новгород, были переписаны и платили дань. Выполняя указание хана, Александр лично приехал в Новгород (в 1259 году) с ордынскими баскаками. Сын Невского, Василий, наместник в Новгороде, не захотел подчиниться отцу и бежал.

Невский устрашил новгородцев жестокими репрессиями. Даже благоволивший к нему Н.М. Карамзин писал, что Александр «бояр, наставников Василиевых, казнил без милосердия. Некоторые были ослеплены, другим обрезали нос». Несмотря на это, в городе не утихали волнения. Александр и ордынские чиновники были вынуждены бежать из Новгорода. Но они обещали вернуться с ордынской ратью и покарать население. Эта угроза привела постепенно граждан к покорности. «Моголы ездили из улицы в улицу, переписывая домы; безмолвие и скорбь царствовали в городе», – описывает Карамзин.

Ни в одном источнике нет указания, будто Александр Невский склонился под ордынское иго и привёл под него ещё не покорённые до той поры русские земли потому будто, что рассчитывал, что в будущем Русь сумеет собраться с силами и свергнуть иноземное владычество. Ни в одном высказывании Невского, переданном нам его современниками, не сохранилось и тени намёка на такую мотивацию. Все оправдания его действий надеждой на свержение ига в будущем придуманы задним числом, не ранее XIX века. Не придумывая избыточных сущностей, мы вынуждены предположить, как наиболее вероятное, что Александр Невский видел в усилении ордынского ига над Русью средство для усиления собственной власти, и не брезговал ради этой цели жертвовать достоянием и независимостью Русской земли.