Почему ангел оставляет тамару демону. «Демон и Тамара в одноименной поэме Лермонтова

Роман А.Н.Толстого Петр Первый

Шемякина Людмила

11 кл.


Роман А.Н.Толстого " Петр Первый " А.М.Горький назвал " первым

в нашей литературе настоящим историческим романом ", " книгой -

надолго ".

Отразивший одну из интереснейших эпох в развитии России -

эпоху коренной ломки патриархальной России и борьбы русского

народа за свою независимость, роман А.Н.Толстого " Петр Первый"

всегда будет привлекать читателей своим патриотизмом, необыкно-

венной свежестью и высоким художественным мастерством.

Этот роман знакомит читателя с жизнью России конца XVII -

начала XVII века, рисует борьбу новой молодой России, стремя-

щейся к прогрессу, с Россией старой, патриархальной, цепляющейся

за старину, утверждает неодолимость нового. " Петр Первый "- это

огромное историческое полотно, широчайшая картина нравов, но

прежде всего - это, по словам А.С.Серафимовича, книга о русском

характере.

Личность Петра и его эпоха волновали воображение писателей,

художников, композиторов многих поколений. От Ломоносова до на-

ших дней тема Петра не сходит со страниц художественной ли-

тературы. К ней обращались Пушкин, Некрасов, Л.Толстой, Блок и др.

Свыше двадцати лет волновала тема Петра и Алексея Толстого:

рассказ " День Петра " был написан в 1917 году, последние гла-

вы его исторического романа " Петр Первый " - в 1945. Не сразу

сумел А.Н.Толстой глубоко, правдиво и всесторонне нарисовать Пет-

ровскую эпох, показать характер петровских преобразований.

" На Петра я нацеливался давно, еще с начала февральской

революции, - писал А.Н.Толстой.- Я видел все пятна на его кам-

золе,- но все же Петр торчал загадкой в историческом тумане ".

Об этом свидетельствуют и его рассказ " День Петра ", и тра-

гедия " На дыбе " (1928).

Характерно, что к Петровской эпохе А.Н.Толстой обратился в

1917 году; в далеком прошлом пытался он найти ответы на му-

чившие его вопросы о судьбах родины и народа. Почему именно

к этой эпохе обратился писатель? Петровская эпоха - время пре-

образовательных реформ, коренной ломки патриархальной Руси- вос-

принималась им как нечто напоминавшее 1917 год.

В рассказе " День Петра " Толстой стремился показать Петра

Первого своевольным помещиком, который хочет изменить жизнь род-

ной страны. " Да, полно,- пишет он, хотел ли добра России царь

Петр? Что была Россия ему, царю, хозяину, загоревшемуся досадой

и ревностью: как это его двор и скот, батраки и все хозяй-

ство хуже, глупее соседского? " Отрицательное отношение к Петру

и его преобразовательской деятельности связано было, как пола-

гают исследователи, с неприятием и непониманием А.Н.Толстым в

1917 году Октябрьской революции.

В пьесе " На дыбе " дана более широкая характеристика вре-

мени Петра и его окружения. Эпоха дается по-прежнему в мрач-

ных тонах. Через ряд эпизодов проходит мотив трагического оди-

ночества Петра. Он одинок в своей огромной стране, ради кото-

рой " живота не жалел "; народ против преобразователя. Одинок

Петр и в среде своих " птенцов ": Меньшиков, Шафиров, Шаховской-

все лгуны и воры. Одинок Петр и в своей семье - ему изменяет

Екатерина. Несмотря на то, что в трагедии " На дыбе " (на ды-

бу поднята Петром вся Русь) Петр нарисован уже большим го-

сударственным деятелем, он по-прежнему оставался для Толстого

загадкой - отсюда и утверждение писателем бесперспективности его

преобразовательской деятельности и изображение краха всех его

многолетних трудов. Стихия побеждает Петра, а не наоборот, как

у Пушкина в поэме " Медный всадник ".

Одним из лучших произведений советской литературы на истори-

ческую тему стал "превосходный", по словам А.М.Горького, роман

А.Н.Толстого "Петр Первый".

Начало работы над этим романом совпадает с событиями, важ-

ными в жизни нашей страны. 1929 год - год исторического перелома.

Именно в это время Толстой снова обращается к изображению

Петровской эпохи. Он ощущает перекличку далекого Петровского,

"когда трещит и рушится старый мир", с нашим временем, чув-

ствует определенное созвучие между этими двумя эпохами.

ИДЕЙНЫЙ ЗАМЫСЕЛ РОМАНА "ПЕТР ПЕРВЫЙ"

1. Прежде всего писателю нужно было определить, что будет

для него основным в романе, и с этих позиций отбирать соот-

ветствующий материал в трудах историков, исторических документах,

мемуарах. Этим основным для Толстого, по его словам, явилось

"становление личности в эпохе". Об этом он говорил и в беседе

с коллективом редакции журнала "Смена": "Становление личности

в исторической эпохе - вещь очень сложная. Это одна из задач

моего романа".

2. Иначе решается Толстым и вопрос о петровских преобразованиях. Весь

ход повествования, вся система художественных образов должны

были подчеркнуть прогрессивное значение преобразовательских меро-

приятий, их историческую закономерность и необходимость.

3. Одной из важнейших задач было для Толстого "выявление

двигающих сил эпохи" - разрешение проблемы народа, его истори-

ческой роли во всех преобразованиях страны, наконец, изображение

сложных взаимоотношений Петра и народа.

Таковы основные задачи, к разрешению которых Толстой смог

подойти лишь в конце 20-х годов. Идейный замысел романа нашел

соответствующее выражение в композиции произведения, во всех ее

компонентах.

КОМПОЗИЦИЯ И СЮЖЕТ РОМАНА

"Исторический роман не может писаться в виде хроники, в виде

истории... Нужна прежде всего, как и во всяком художественном

полотне, - композиция, архитектоника произведения. Что это такое -

композиция? Это прежде всего установление центра, центра зрения

художника... В моем романе центром является фигура Петра I."

Итак, в центре повествования Толстого - Петр, формирование его

личности. Однако роман не стал пусть и мастерски написанной

биографией Петра. Почему? Толстому важно было показать не только

Петра как большого исторического деятеля, но и эпоху, которая

способствовала формированию этого деятеля.

Становление личности Петра и изображение эпохи в ее истори-

ческом движении определило композиционные особенности романа.

Толстой не ограничивается изображением жизни и деятельности

своего героя, он создает многоплановую композицию, что дает ему

возможность показать жизнь самых различных слоев населения России,

жизнь народных масс. Все классы и группы русского общества

представлены в романе: крестьяне, солдаты, стрельцы, ремесленники,

дворяне, бояре. Россия показана в бурном потоке исторических

событий, в столкновении общественных сил.

Поражает широкий охват событий Петровской эпохи, разнообразие

созданных персонажей.

Действие переносится из бедной крестьянской избы Ивашки Бров-

кина на шумные площади старой Москвы; из светлицы властной,

хищной царевны Софьи - на Красное крыльцо в Кремле, где малень-

кий Петр становится очевидцем жестокой расправы стрельцов с Мат-

веевым; из покоев Натальи Кириловны в Преображенском дворце -

в Немецкую слободу, оттуда в выжженные южным солнцем степи,

по которым медленно двигается войско Голицина; из Троицко-Сер-

гиевской лавры, куда ночью из Преображенского дворца бежал

Петр, - в Архангельск, под Азов, за границу.

Первые главы романа рисуют ожесточенную борьбу за власть между

двумя боярскими группами - Милославскими и Нарышкиными, представляю-

щими старую, боярскую, допетровскую Русь. Ни ту, ни другую

группу не интересовали ни интересы госсударства, ни судьба народа.

Толстой почеркивает это почти однотипными замечаниями, оценивающими

правление одних и других. " И все пошло по-старому. Ничего не

случилось. Над Москвой, над городами, над сотнями уездов...

кислые столетние сумерки - нищета, холопство, безделье" (после

победы Милославских); но вот победили Нарышкины - "...стали ду-

мать и править по прежнему обычаю. Перемен особенных не случилось"

Это понимает и сам народ: "Что Василий Голицын, что Борис -

одна от них радость".

Толстой показывает, что народ играет решающую роль и в тех

событиях, которые разыгрываются в Кремле. Только при поддержке

народа Нарышкиным удается сломить Милославских и т. д. Недовольство

народа своим положением проявляется в ряде массовых сцен.

Примерно с четвертой главы первой книги Толстой показывает,

как все более обостряются отношения между возмужавшим Петром

и Софьей, что приводит в дальнейшем к падению былой правительницы.

Петр станоновится самодержавным правителем и со свойственной ему

решительностью, преодолевая сопротивление боярства, начинает борьбу

с византийской Русью. "Упиралась вся Россия,- пишет Толстой. Страшились

перемен, "ненавидели быстроту и жестокость нововводимого не только

боярство, но и поместное дворянство, и духовенство, и стрельцы:

"Стал не мир, а кабак, все ломают, всех тревожат... Не живут -

торопятся... В бездну катимся..." Сопротивлялся и народ - "мало

было прежней тяготы - волокли на новую непонятную работу - на

судостроительные верфи в Воронеже". Бегство в леса дремучие,

на Дон - ответ народа на все тяготы жизни в период правления

Первая книга кончается жестоким подавлением Петром стрелецкого

мятежа. Ее финал лучше прочесть вслух:"Всю зиму были пытки и

казни... Ужасом была охвачена вся страна. Старое забилось по

темным углам. Кончалась византийская Русь. В мартовском ветре

чудились за балтийскими побережьями призраки торговых кораблей".

Год: 1945 Жанр: роман

Федор Алексеевич умер, и в стране начались волнения. Царевна Софья не желала отдавать престол детям от второй жены своего отца, и многие её поддерживали в этом. Но никто не смог игнорировать и наличие наследников мужского пола – Ивана и Петра. В итоге было решено провести совместное венчание. Петр рос в Преображенском и проводил много времени с иностранцами. Мать рано женит его на Евдокии, отношения с которой у него так и не сложатся. Роман описывает становление характера царя и его первые начинания в качестве государя.

А.Н. Толстого всегда интересовала эпоха Петра I, оно и не удивительно, ведь именно она так решительно изменила ход российской истории.

Читать Краткое содержание Петр Первый Толстого

Со смертью Федора Алексеевича в России начинается борьба за престол. При поддержке стрельцов амбициозная царевна Софья становится правительницей, а под ней – ещё маленькие, венчанные совместно Иван Алексеевич и Петр Алексеевич. Никаких изменений для народа не последовало: повсюду те же бедность и холопы.

Петр со своей матушкой живет в Преображенском. Ему тут очень скучно, и он часто проводит время в Немецкой слободе, заполненной иностранцами. Тут он влюбляется в дочь немецкого торговца Монса, и мать, желая усмирить сына, заставляет Петра жениться на Евдокии Лопухиной.

Петр сызмальства интересуется военным искусством, проводя всё время со своими потешными войсками. Случайно познакомившись с Алексашкой, Петр берёт его к себе в окружение. На деньги, полученные от царевича, Алексашка сумел помочь своему отцу выйти из крепостной зависимости и даже стать купцом. Девизом царя в будущем не зря станет знаменитое «Знатность считать по годности».

Вскоре был организован Крымский поход, окончившейся оглушительной неудачей. Стрельцы тем временем вовсю обсуждали появившиеся слухи об их изгнании из Москвы. Почва для мятежа была готова.

Повторный стрелецкий бунт сорвался, царская семья успела спрятаться за стенами монастыря. Бунтари подвергаются пыткам и казнены, Софья заперта в монастыре, Голицын выслан из столицы. Евдокия забеременела от царя, но всё время изнывала от ревности к государевой любовнице. Вскоре рождается сын Алексей. Мать Петра умирает. Отношения с супругой только ухудшились.

Главным советником становится Франц Лефорт. Вновь идет подготовка к новому Крымскому походу.

Начался 18 век. Иностранцы с надеждой смотрят на Петра, считая его «новым царем». Были проведены первые смелые реформы. Духовенство, бояре, дворяне боятся западных новшеств. Когда царь отправился в Европу за знаниями, пошёл слух о его смерти. Повторился бунт стрельцов, который, впрочем, тоже был жестоко подавлен. Супруга Евдокия была отправлена в монастырь, а её место окончательно заняла Анна Монс. Франц Лефорт умер, но его мысли и идеи ещё витали.

Петр активно строит флот и отливает пушки. В 1700 году Швеция собирает свою армию и наносит удар по русским войскам. Во время осады крепости в плен берут красивую девушку Екатерину. Александр Меншиков сразу забирает её к себе. Когда открылась измена Анны Монс с одним из посланников, давно вызвавшим подозрение царя, Меншиков послал к царю на утешение Екатерину. Будущая царица сразу понравилась Петру.

Картинка или рисунок Петр Первый (Петр 1)

Другие пересказы и отзывы для читательского дневника

  • Краткое содержание Чехов Тоска

    Главным героем рассказа А. П. Чехова «Тоска» является старый извозчик. У этого несчастного пожилого человека недавно умер сын. Он тоскует и страдает, и ему необходимо рассказать кому-нибудь о своем великом горе.

  • Краткое содержание Дойл Голубой карбункул

    Бриллианты являются не только дорогими камнями, но и хорошими друзьями женщин. У графини Моркар из номера в гостинице пропал бриллиант под названием голубой карбункул. Перед этим происшествием Джон Хорнер

  • Краткое содержание Тэффи Экзамен

    Главная героиня рассказа Маничка Куксина, зная о предстоящей проверке знаний, не спешила готовиться к экзамену по географии. В течение трех суток она занималась только тем, что рассматривала на себе новый корсет.

  • Краткое содержание Толстой Котенок

    Рассказ Котенок повествует читателям о том, что человек всегда несет ответственность за тех, кого приручил. Ведь халатность хозяина может иногда привести к печальным последствиям. Когда-то у Васи и Кати дома жила кошка.

  • Краткое содержание Аввакум Житие протопопа Аввакума

    Очень часто в старину люди писали такие произведения, как житие. Одно из таких произведений написал Протопоп Аввакум, но только после того как был благословен на это своим духовным отцом, инока Епифанием.

Алексей Николаевич Толстой. Роман «Петр первый»

Толстой Алексей Николаевич, русский писатель. Чрезвычайно разносторонний и плодовитый литератор, писавший во всех родах и жанрах (два сборника стихов, более сорока пьес, сценарии, обработка сказок, публицистические и иные статьи и т. д.), прежде всего прозаик, мастер увлекательного повествования.

Вырос на хуторе Сосновка под Самарой, в имении своего отчима, земского служащего А. А. Бострома. Счастливое деревенское детство определило жизнелюбие Толстого, всегда остававшееся единственной незыблемой основой его мировоззрения. Учился в Петербургском технологическом институте, окончил его без защиты диплома (1907). Пробовал заниматься живописью. Печатал стихи с 1905 и прозу с 1908. Получил известность как автор рассказов и повестей «заволжского» цикла (1909-1911) и примыкающих к нему небольших романов «Чудаки» (первоначально «Две жизни», 1911), «Хромой барин» (1912) -- преимущественно о помещиках своей родной Самарской губернии, склонных к разным чудачествам, о всевозможных неординарных, иногда анекдотических происшествиях. Многие персонажи изображаются юмористически, с легкой насмешкой.

Во время Первой мировой войны писатель был военным корреспондентом. Впечатления от увиденного настроили его против декадентства, смолоду затронувшего его своим влиянием, что отразилось в неоконченном автобиографическом романе «Егор Абозов» (1915). Писатель с энтузиазмом встретил Февральскую революцию. Проживавший тогда в Москве «гражданин граф А. Н. Толстой» от лица Временного правительства был назначен «комиссаром по регистрации печати». Дневник, публицистика и рассказы конца 1917-1918 отражают беспокойство и подавленность аполитичного писателя событиями, последовавшими за Октябрем. В июле 1918 он с семьей выехал в литературное турне на Украину, а в апреле 1919 эвакуировался из Одессы в Стамбул.

Два эмигрантских года прошли в Париже. В 1921 Толстой переехал в Берлин, где были налажены более интенсивные связи с писателями, оставшимися на родине. Но писатель не смог прижиться за границей и сойтись с эмигрантами. В период нэпа он вернулся в Россию (1923). Однако годы жизни за рубежом оказались весьма плодотворными. Тогда появились, среди других произведений, такие замечательные, как автобиографическая повесть «Детство Никиты» (1920-1922) и первая редакция романа «Хождение по мукам» (1921). Роман, охватывая время с предвоенных месяцев 1914 по ноябрь 1917, включал события двух революций, но был посвящен судьбам отдельных -- хороших, хотя ничем не выдающихся -- людей в катастрофическую эпоху; главные героини, сестры Катя и Даша, были обрисованы с редкой у авторов-мужчин убедительностью, так что данное в советских изданиях романа заглавие «Сестры» соответствует тексту. В отдельном берлинском издании «Хождения по мукам» (1922) писатель объявил, что это будет трилогия. По сути, антибольшевистское содержание романа было «исправлено» благодаря сокращению текста. Толстой всегда был склонен переделывать, иногда многократно, свои произведения, меняя названия, имена героев, добавляя или убирая целые сюжетные линии, колеблясь в авторских оценках подчас между полюсами. Но в СССР это его свойство слишком часто стало определяться политической конъюнктурой. Писатель всегда помнил о «грехе» своего графско-помещичьего происхождения и «ошибках» эмиграции, оправдание себе искал в том, что он стал популярен у самого широкого читателя, подобного которому до революции не было.

В 1922-1923 в Москве был опубликован первый советский научно-фантастический роман -- «Аэлита», в котором красноармеец Гусев устраивает на Марсе революцию, правда, неудачную. Во втором фантастическом романе Толстого «Гиперболоид инженера Гарина» (1925-1926, позже не раз переделывался) и рассказе «Союз пяти» (1925) маниакальные властолюбцы пытаются с помощью небывалых технических средств покорить весь мир и истребить большинство людей, но тоже неудачно. Социальный аспект везде упрощен и огрублен по-советски, но Толстой предсказал космические полеты, улавливание голосов из космоса, «парашютный тормоз», лазер, деление атомного ядра.

Выступая как политизированный писатель, Толстой, который был непосредственным, органическим художником, мастером изображения, а не философизации и пропаганды, проявил себя гораздо хуже. Пьесами «Заговор императрицы» и «Азеф» (1925, 1926, совместно с историком П. Е. Щеголевым) он «узаконил» неприкрыто тенденциозную, окарикатуренную обрисовку последних предреволюционных лет и семьи Николая II. Роман «Восемнадцатый год» (1927-1928), вторую книгу «Хождения по мукам», Толстой перенасытил тенденциозно отобранными и интерпретированными историческими материалами, свел вымышленные персонажи с реально существовавшими лицами и густо уснастил сюжет авантюрностью, включая мотивы переодевания и «подстроенных» автором встреч (что не могло не ослабить роман).

В 1930-е гг. по прямому заказу властей написал первое произведение о Сталине -- повесть «Хлеб (Оборона Царицына)» (вышла в 1937), целиком подчиненную сталинским мифам о Гражданской войне. Это было как бы «добавление» к «Восемнадцатому году», где Толстой «просмотрел» выдающуюся роль Сталина и Ворошилова в тогдашних событиях. Некоторые персонажи повести перекочевали в «Хмурое утро» (закончено в 1941), последнюю книгу трилогии, произведение все-таки более живое, чем «Хлеб», но в авантюрности соперничающее со второй книгой, а конъюнктурностью далеко ее превосходящее. Патетическими речами Рощина в неудачном, как обычно у Толстого, сказочно счастливом финале он косвенно, но определенно оправдывал репрессии 1937. Однако яркие характеры, увлекательный сюжет, мастерский язык Толстого надолго сделали трилогию одним из самых популярных произведений советской литературы.

К числу лучших в мировой литературе повестей для детей принадлежит «Золотой ключик, или Приключения Буратино» (1935), весьма основательная и удачная переделка сказки итальянского писателя 19 в. Коллоди «Пиноккио».

После Октябрьской революции Толстой заинтересовался исторической тематикой. На материале 17-18 вв. написаны рассказы и повести «Наваждение» (1918), «День Петра» (1918), «Граф Калиостро» (1921), «Повесть смутного времени» (1922) и др. Кроме рассказа о Петре Первом, который строит Петербург, проявляя чудовищную жестокость к людям и оставаясь в трагическом одиночестве, все эти произведения более или менее насыщены приключениями, хотя в изображении смуты начала 17 в. чувствуется взгляд человека, повидавшего смуту20 в. После пьесы «На дыбе», написанной в 1928 во многом по мотивам «Дня Петра» и под влиянием концепции Д. С. Мережковского, в романе «Антихрист (Петр и Алексей)» Толстой резко меняет свой взгляд на царя-реформатора, почувствовав, что в следующем десятилетии критерий «классовости», возможно, будет вытеснен критериями «народности» и исторической прогрессивности, а фигура государственного деятеля такого уровня будет вызывать позитивные ассоциации.

В 1930 и 1934 выходят две книги большого повествования о Петре Первом и его эпохе. В угоду противопоставления старого и нового миров Толстой преувеличил отсталость, бедность и бескультурье допетровской Руси, отдал дань вульгарно-социологической концепции петровских реформ как «буржуазных» (отсюда преувеличение роли торговых людей, предпринимателей), не вполне пропорционально представил разные социальные круги (например, деятелям церкви почти не уделено внимания), но объективно-историческую необходимость тогдашних преобразований, как бы являющихся прецедентом для преобразований социалистических, и средства их осуществления показал в общем верно. Россия в изображении писателя меняется, вместе с ней «растут» герои романа, прежде всего сам Петр. Первая глава перенасыщена событиями, она охватывает события с 1682 по 1698 годы, которые часто даются в самом кратком изложении. Вторая книга заканчивается начальным периодом строительства Петербурга, основанного в 1703: идут серьезные преобразования, которые требуют более пристального внимания. Действие неоконченной третьей книги измеряется месяцами. Внимание писателя переключается на людей, преобладают сцены длительные, с обстоятельными разговорами.

Роман без романной интриги, без связного вымышленного сюжета, без авантюрности, вместе с тем чрезвычайно увлекателен и красочен. Описания быта и нравов, поведения самых разных персонажей (их очень много, но они не теряются в толпе, которая тоже не раз изображается), тонко стилизованный разговорный язык составляют весьма сильные стороны романа, лучшего в советской исторической прозе.

Третью книгу «Петра Первого» смертельно больной Толстой писал в 1943-1944. Она обрывается на эпизоде взятия Нарвы, под которой войска Петра потерпели первое тяжелое поражение в начале Северной войны. Это производит впечатление законченности незаконченного романа. Петр уже явно идеализирован, даже заступается за простой народ; на всей тональности книги сказались национально-патриотические настроения времен Великой Отечественной войны. Но основные образы романа не потускнели, интерес событий не пропал, хотя в целом третья книга слабее двух первых. «Русские писатели. Библиографический словарь» Ч 2. / Сост. Б.Ф. Егоров, П.А. Николаев и др., - М.: Просвещение, 1990.-с.136

Личность Петра Первого и его эпоха волновали воображение писателей, художников, композиторов многих поколений. От Ломоносова до наших дней тема Петра не сходит со страниц художественной литературы. К ней обращались А.С.Пушкин, Н.А.Некрасов, Л.Н.Толстой, А.А.Блок, Д.С.Мережковский и другие. Оценка Петра Первого, его преобразований неоднозначна как в оценке историков, так и в художественной литературе.

Если Ломоносов и Пушкин воспринимали петровские деяния как подвиг (хотя Пушкин видел и недостатки царя-преобразователя), то Л.Н.Толстой отнесся к нему отрицательно. Задумав роман из эпохи Петра, он бросил его писать, так как, по собственному признанию, возненавидел личность царя, «благочестивейшего разбойника, убийцы». Подобная оценка дана Петру и в романе Д.С.Мережковского «Петр и Алексей» (1905).Без преувеличения можно сказать, что едва ли не на протяжении всей жизни, начиная с 1917 года, словно магнит притягивала к себе эпоха Петра и А.Н.Толстого.

«На Петра я нацеливался давно,- писал Толстой.- Я видел все пятна на его камзоле, но Петр все же торчал загадкой в историческом тумане». Непосредственными, пусть и отдаленными подходами к петровской теме явились рассказы «Наваждение» (1917), «День Петра» (1917), пьеса «На дыбе» (1928), ставшие как бы увертюрой к роману о Петре. Они показывают, что отношение Толстого к личности Петра менялось.

Рассказ «День Петра» (1917) глубоко пессимистичен. Показывая деятельность Петра, направленную на преобразование государства, писатель показывает всем ходам повествования бесплодность этих мероприятий Петра. Царь показан в рассказе жестоким гордецом, одиноким и страшным: «… сидя на пустошах и болотах, одной своей страшной волей укреплял государство, перестраивая землю».В трагедии «На дыбе», в отличие от рассказа, дана более широкая характеристика времени Петра и его окружения. Но он опять одинок в своей огромной стране, ради которой «живота не жалел», и народ против преобразователя, и стихия. Обреченность дела Петра звучит в его же словах: «Двадцать лет стену прошибаю. Для кого сие? Миллионы народу я перевел… Много крови пролил. Умру - и они как стервятники кинутся на государство». А. Тархов «Исторический триптих А.К. Толстого» - М.: Худож. лит.,1982.-с.110

Завершив пьесу, Толстой собирался написать повесть о Петре и после серьезной подготовки взялся за нее в феврале 1929 года. Первая книга «Петра» была закончена 12 мая 1930 года, и последняя, седьмая глава, завершается казнью стрельцов. Остальные пункты плана составили содержание второй книги, которую Толстой писал с декабря 1932 года по 22 апреля 1934 года. Над третьей книгой эпопеи писатель начал работать 31 декабря 1934 года и успел довести ее до шестой главы. Но смерть помешала писателю довести монументальный труд до конца.

Приступая к работе над романом, Толстой определяет главные проблемы. Во-первых, это «прежде всего книга о русском характере, его ведущих чертах». Во-вторых, изображение исторической личности, ее становление. В-третьих, изображение народа как движущей силы истории. Решению этих проблем подчинена и композиция произведения. В композиции романа нашел отражение правильно понятый писателем ход русской истории на рубеже XVII и XVIII столетий. Пауткин А. И. О языке романа А. Н. Толстого «Петр I»,1987.-с.126

Три книги романа воссоздают три важнейших периода развития петровской России.

В первой книге изображена отставшая Московская Русь, юность Петра, борьба с Софьей за власть, первые петровские реформы, стрелецкий бунт и казнь восставших. В первых главах, которые являются экспозицией романа, Петра еще нет. Автор через авторские отступления, через изображение жизни всех сословий допетровской России, через показ классовых противоречий помогает ощутить историческую необходимость преобразований. «Мужик с поротой задницей кое-как ковырял постылую землю»; от нестерпимых даней и поборов посадские люди «выли на холодном дворе»; разорялся, «худел» мелкопоместный дворянин, «стонало» мелкое купечество; «кряхтели» даже бояре и именитые купцы. «Что за Россия, заклятая страна, когда же ты с места сдвинешься?» Первая книга заканчивается жестоким подавлением Петром стрелецкого мятежа: «Всю зиму были пытки и казни… Ужасом была охвачена вся страна. Старое забилось по темным углам. Кончалась византийская Русь. В мартовском ветре чудились за балтийскими побережьями призраки торговых кораблей».

Сам Толстой указывал, что вторая книга более монументальна. Она рассказывает о том, как «сдвинулась с места Русь». Здесь меньше исторических событий, но все они очень важные, показывающие строительство новой России: подготовка к Северной войне, «нарвская конфузия», строительство заводов, основание Петербурга… во второй книге с еще большей силой звучит мотив социального протеста народа.

Третья книга романа создавалась в обстановке героического подъема Великой Отечественной войны. Главное в ней - изображение творческого труда русского народа, великих подвигов русского солдата. Пауткин А. И. О языке романа А. Н. Толстого «Петр I»,1987.-с.102

«Третья книга, - писал А.Толстой, - самая главная часть романа о Петре…»Это книга о блестяще одержанных победах русских над войсками Карла XII. Особенно ярко показан в ней образ молодой России, победившей в нелегкой борьбе. Многоплановость композиции, контрастность глав, меняющаяся авторская тональность, обилие действующих лиц, географическая широта изображаемого - позволили автору показать Русь в бурном потоке исторических событий. Однако сам Толстой признавался: «В моем романе центром является фигура Петра Первого». Он раскрывается во всей грандиозной противоречивой натуре - великодушный и жестокий, отважный и беспощадный к врагам государственный деятель, гениальный реформатор. Вокруг него группируются остальные персонажи. Варламов.А.Н. Алексей Толстой. - 2-е изд. - М.: Молодая гвардия, 2008.-с.87

А.Н.Толстой рисует процесс становления личности Петра, формирование его характера под воздействием исторических обстоятельств. Поэтому необходимо проследить, как складывался характер Петра, какие обстоятельства влияли на его формирование, какую роль в становлении личности Петра сыграла окружающая среда.

Толстой показывает, как события формируют Петра - преобразователя. Он активно вмешивается в жизнь, изменяет ее, изменяется сам. В Преображенском дворце царствует та старина, которую Петр ненавидит всю жизнь. Скука, невежество, однообразие. Дни так похожи один на другой, что трудно вспомнить, полдничали или уже обедали домочадцы. На медленный темп жизни указывают и удачно найденные Толстым слова, подчеркивающие полнейший застой, господствовавший во дворце: « Царица лениво поднялась и пошла в опочивальню. Там… на покрытых сундуках сидели злющие старухи приживалки… Из-за кровати выползла карлица с гноящимися глазами… прикорнула у государыних ножек… - Сны, что ли, рассказывайте, дуры бабы, - сказала Наталья Кирилловна. - Единорога никто не видел? Оканчивался день, медленно ударил колокол…»

Заслуга Толстого в том, что он сумел показать постепенное формирование Петра, как выдающейся исторической личности, а не сразу нарисовал его вполне сложившимся национальным деятелем и полководцем, каким он предстает в третьей книге романа. Мудрым учителем Петра была сама жизнь. Еще в Архангельске Петр понял, что для широкого развития торговли нужны моря, что страна не может без них существовать. Однако самостоятельно решить вопрос о походе на Азов Петр еще не может, поэтому прислушивается к тому, что говорят бояре и близкие ему по духу люди. Страх его перед предстоящей войной с татарами напоминал памятную ночь

бегства в Троицу. Поведение Петра на первом заседании боярской думы ясно показывает, что юноше-царю не хватает твердости, решительности: «…жутко было и смолоду пуган. Выжидал, щурил глаза». Иным возвратился он из азовских походов. Борьба за Азов - первое серьезное дело в жизни и деятельности Петра. В боях под Азовом он учится воевать по-настоящему, учится оценивать силы противника, здесь закаляется его воля, крепнет настойчивость в достижении целей. Военные неудачи сначала «изумили» Петра, но не заставили бросить оружия и отступить. Наоборот, любой ценой он решает взять Азов, чего бы это ни стоило ему, генералам, солдатам. Настойчивость, непреклонность его впервые с большой силой проявляются здесь, под Азовом. «Воля Петра будто окаменела. Стал суров, резок. Похудел до того, что зеленый кафтан болтался на нем, как на жерди. Шутки бросил». Он сам решает вести осаду и разрабатывает ее план, заставляет всех людей работать с большим напряжением и проводит вместе с солдатами все дни на земляных работах, с ними и ест простую солдатскую пищу. Толстой показывает, как в этой тяжелой борьбе теперь уже не за себя (как в борьбе с Софьей в юношеские годы), а за страну свою, за Азовское море мужает Петр, вместе с ним мужают и солдаты. Если раньше при взрыве бомб «побледневшие войны только крестились», то при последней осаде Азова солдаты, не обращая внимания на свист пуль, лезли по лестницам на стены крепости. Даже вынужденное отступление русской армии, без славы завершившей первый азовский поход, не пошатнули веры Петра в возможность взять Азов, не вселило в него пессимизма, неверия в силы русских солдат. У него не опускаются руки, наоборот, «неудача бешеными удилами взнуздала его. Даже близкие не узнавали - другой человек: зол, упрям, деловит». Еще в Архангельске Петр почувствовал, что враг, который мешает расстаться России с ее нищетой и убожеством, «невидим, не охватим, враг - повсюду, враг - в нем самом». Этот «враг - в нем самом» - равнодушие к государственному делу, к судьбе страны, беспечность, наконец, его невежество. Пребывание в Архангельске, участие в азовском походе повернули Петра лицом к государству, к его нуждам. Присущие ему энергия, сила воли, организаторские способности и, главное, настойчивость в исполнении поставленной цели сделали свое дело: воронежский флот ценой жизни многих сотен русских рабочих был построен.

Самовластным государем, твердо уверенным в полезности и нужности проводимых им мероприятий и не считающимся теперь с мнением бояр, показывает Толстой Петра на втором заседании боярской думы. Теперь Петр «мужественным голосом», не терпящим возражений, говорит боярам о немедленном благоустройстве разоренного Азова и крепости Таганрог, о создании «кумпанств» для строительства кораблей, о приготовлении подати для постройки канала Волга - Дон. С трона он уже не говорит, а « жестоко лает»; бояре чувствуют, что у Петра теперь «все решено вперед» и скоро он обойдется и без думы. Еще отчетливее становятся для Петра задачи, стоящие перед государством: «В два года должны флот построить, из дураков стать умными».

Любовь к родине проявляется у Петра сначала в глубокой боли за свою страну. «Черт привел родиться царем в такой стране!» - с горечью восклицает он, видя нищету, убожество, темноту своей огромной страны. Не раз задумается Петр над причинами такого обнищания России, такой невежественности. «… отчего сие? Сидим на великих просторах и - нищие…» Выход из этого положения Петр видит в развитии промышленности, торговли, в завоевании берегов Балтийского моря. Стремление Петра ликвидировать экономическую отсталость страны проявляется, прежде всего, в строительстве фабрик, заводов, мастерских. Для укрепления мощи России нужен был свой, русский чугун, свое железо, чтобы не покупать втридорога за границей. Он хочет, чтобы русские занялись разработкой железных руд, строительством лесопильных заводов, а не иноземцы. «Почему свои не могут?» - говорит Петр, обращаясь к купечеству. И потому с радостью, не задумываясь, Петр дает деньги для развития рудного дела предприимчивому тульскому кузнецу Демидову, решившему «поднять Урал». Так по инициативе и при поддержке Петра строятся и растут отечественные заводы, дающие для армии чугун и железо. Он приветствует почин братьев Бажениных, Осипа и Федора, построивших водяную пильную мельницу самостоятельно, без помощи заморских мастеров, их желание строить корабли и яхты и на них вывозить доски и другие русские товары за море. Видя «счастье страны» в успехах морской торговли, Петр всеми силами поощряет ее развитие. Первому «навигатору» Ивану Жигулину Петр отдает в полное распоряжение три корабля, чтобы тот вез за море ворвань, тюленьи кожи, семгу и жемчуг. Но Петр прекрасно понимает, что широкое развитие торговли возможно лишь в том случае, если русские будут иметь выход в Балтийское море. Но не только экономическая отсталость страны беспокоит Петра. Любовь к родине заставляет бороться с невежеством, темнотой, царившими в стране, за развитие культуры, науки, искусства. Как «растолкать людей, продрать им глаза», приобщить их к культуре, вселить любовь к учению? «От богословия нас вши заели… Навигационные, математические науки. Рудное дело, медицина. Это нам нужно…», - говорит Петр в Преображенском генералам Паткулю и Карловичу.

При литейном заводе в Москве Петр учреждает школу, где двести пятьдесят боярских, посадских и даже юношей «подлого» звания (что очень важно) учились литью, математике, фортификации, истории. России нужны были образованные люди: инженеры, архитекторы, дипломаты. «Дубиной» гнал в науку Петр дворянских недорослей. «Бесчеловечно», по словам самого Петра, бьется он, чтобы «дворянские балды - сажень ростом» учились грамоте. «С чего приходится начинать: аз, буки, веди…», - с возмущением говорит он. Зато, какой радостью блестят глаза Петра, когда он встречает грамотного, образованного русского человека. Когда Артамон Бровкин на заданный Петром вопрос, знает ли грамоте, отвечает по-немецки, по-французски, по-голландски, Петр приходит в восторг: «Петр Алексеевич стал его целовать, хлопал ладонью и тащил на себя, тряс. - Ну, скажите! Ах, молодчина…»

Не случайно потому и решение Петра «за ум графами жаловать». Не род, а знания прежде всего ценит Петр. Мастерство, умение в любом деле, золотые руки всегда вызывают восторг Петра и уважение к данному человеку. С восхищением и удивлением смотрит Петр на искусный рисунок Андрея Голикова. Не голландский, а свой, русский, иконописец изПалехи на простой стене, не красками, а тонким углем нарисовал взятие русскими на абордаж двух шведских кораблей. «Петр Алексеевич присел на корточки.

Ну и ну! - проговорил… - Эдак я тебя, пожалуй, в Голландию пошлю учиться».

Необходимо отметить дальновидность Петра, его государственную мудрость, настойчивость в достижении поставленных целей, наконец, его простоту, проявляющуюся как в обращениях с людьми, так и в привычках, манерах, вкусах.

Государственная мудрость Петра проявляется в его умении правильно оценить создавшуюся политическую обстановку и выбрать наиболее подходящие стратегические моменты для начала войны со шведами. Если Карл видит в войне игру, развлечение и «с упоением» слушает звуки боя, то Петр, как пишет Толстой, считает войну «делом тяжелым и трудным, будничной страдой кровавой, нуждой государственной». Сам Петр не раз подчеркивает, что эта война со шведами не имеет в виду захвата чужих земель, - это война за бывшее отечество свое. «Отечества отдать нам не мочно», - говорит он солдатам. Азовские походы многому его научили. Время, когда Петр не учитывал силы противника и не понимал причин поражения русских (не хватало пороха, ядер, пушек, продовольствия), не учитывал настроения своих солдат, давно миновало. Так, под Нарвой он сразу понимает, что русские, несмотря на двухгодичную подготовку к войне, воевать еще не научились: «Чтоб здесь пушка выстрелила, ее надо в Москве зарядить». Пауткин А. И. О языке романа А. Н. Толстого «Петр I»,1987.-с.144

Мы почти не видим Петра в царском облачении: он или в Преображенском кафтане, или в «холщевой, запачканной рубахе с рукавами, закатанными по локоть», или в матросской куртке и зюйдвестке.

В третьей книге романа Толстой рисует тридцатилетнего Петра. Именно в этой книге раскрывается его полководческий талант, мудрость государственного деятеля и преобразователя. С годами все более крепнет вера Петра в силы и способности русских людей, в мужество, героизм и выносливость русских солдат, для которых «все проходимо».

Петр изменился сам, научился сдерживать порывы гнева. В Петре чувствуется государственный человек, отвечающий за судьбу страны, он поглощен делами государства, часто погружен в размышления, его уже не привлекают былые «шумства». Петр в романе Толстого не только сын своего века, но и человек, воплотивший лучшие черты русского национального характера. Однако, отметив прогрессивный характер реформ Петра и их историческую закономерность, Толстой показывает их классовую ограниченность, ибо преобразовательская деятельность Петра покоилась на укреплении крепостнического строя. Базанова А.Е., Рыжкова Н.В. Русская литература XIX и XX веков - М.: Юристъ - 1997.-с.212

Уже первые главы романа дают нам почувствовать, что это повествование не только о Петре, но и обо всей стране, о жизни и судьбе народа в одну из переломных эпох русской истории. Целая галерея людей из народа нарисована Толстым в романе, среди них - участники разинского восстания: смелый, решительный пегобородый Иван и Овдоким, «пытанный, мученный много», но не утративший веры в возвращение разинского времени, «костяной от злобы» Федька Умойся Грязью, талантливый изобретатель- самоучка Кузьма Жемов, русский богатырь кузнец Кондратий Воробьев, палехский живописец Андрей Голиков, смелый бомбардир Иван Курочкин и другие. И хотя каждый из этих героев участвует в двух-трех эпизодах, мы постоянно ощущаем присутствие народа на страницах романа. Площади и улицы старой Москвы, шумный кабак, военный лагерь под Нарвой - вот где развертывается действие массовых сцен. Каждая массовая сцена имеет большое значение в романе еще и потому, что в ней устами народа дается оценка того или иного события, положения в стране. «Мучение народное» чувствуется и в отдельных репликах людей из толпы, и в авторской речи, выражающей голос народа. Жестокая эксплуатация крестьян, бесчисленные налоги, нищета и голод не маскируются Толстым: он показывает крепостническую действительность Петровского времени глубоко и всесторонне. Но ограничиться изображением людей, задавленных крепостным правом, терпеливо выносящих кабалу, Толстой не мог - это значило бы исказить действительность. Исторические документы и исследования показали Толстому, что далеко не весь народ безответно и покорно нес на себе ярмо. Одни выражали свой протест бегством от помещиков на Дон, на Урал, в Сибирь, другие готовились к открытой борьбе.

Но не только свободолюбие русского народа изображает Толстой. Русский народ талантлив, трудолюбив. Эти качества писатель раскрывает в образах Кузьмы Жемова, Андрея Голикова… Кузьма Жемов, талантливый изобретатель - самоучка, с творческим отношением к труду, «дерзким умом»,чувством собственного достоинства, настойчивостью в достижении целей. Судьба Кузьмы Жемова типична для русского талантливого изобретателя из народа в условиях царской крепостнической России. Образом искусного кузнеца Жемова Толстой утверждает необычайную одаренность простого русского человека, его духовное богатство. Жемов - хороший кузнец, его работу знают за пределами Москвы, о чем говорит он сам: «Кузнец Жемов! Не нашелся еще такой вор, кто бы мои замки отмыкал… Мои серпы до Рязани ходили. Латы моей работы пуля не пробивала…» Кузьма твердо уверен в том, что даже здесь, в этих каторжных условиях, созданных для русских рабочих, отметят его мастерскую работу. «Узнают они Кузьму Жемова…», - говорит он. Пауткин А. И. О языке романа А. Н. Толстого «Петр I»,1987.-с.97

Еще один интересный образ человека из народа - образ палехского иконописца Андрея Голикова - привлекает нас одаренностью, любовью к искусству, к красоте, умением понимать и чувствовать природу, стремлением вырваться из мрака жизни. «Казалось бы, - пишет автор, - животному не вынести того, что за короткую жизнь вытерпел Андрюшка, - уничтожали, били, мучили, казнили его голодной и студеной смертью», и тем не менее он сохранил глубокую веру в то, что где-то есть «светлый край, куда он все-таки придет, продерется сквозь жизнь».

Народ в романе, особенно в третьей книге, показан как творец истории, и, хотя он не осознал своей исторической роли, он осознал свою силу.

толстой роман народ творческий

Родился Петр Первый 30 мая (9 июня) 1672 года в Москве. В биографии Петра 1 важно отметить, что он был младшим сыном царя Алексея Михайловича от второго брака с царицей Натальей Кирилловной Нарышкиной. С одного года воспитывался няньками. А после смерти отца, в возрасте четырех лет, опекуном Петра стал его сводный брат и новый царь Фёдор Алексеевич.

С возраста 5 лет маленького Петра начали обучать азбуке. Уроки ему давал дьяк Н. М. Зотов. Однако образование будущий царь получил слабое и не отличался грамотностью.

Приход к власти

В 1682 году, после смерти Фёдора Алексеевича, 10-летний Петр и его брат Иван были провозглашены царями. Но фактически управление взяла на себя их старшая сестра – царевна Софья Алексеевна.
В это время Петр и его мать вынуждены были отдалиться от двора и переехать в село Преображенское. Здесь у Петра 1 возникает интерес к военной деятельности, он создает «потешные» полки, которые стали впоследствии основой русской армии. Увлекается огнестрельным делом, кораблестроением. Много времени проводит в Немецкой слободе, становится поклонником европейской жизни, заводит друзей.

В 1689 году Софья была отстранена от престола, и власть перешла к Петру I, а управление страной доверено его матери и дяде Л. К. Нарышкину.

Правление царя

Петр продолжил войну с Крымом, взял крепость Азова. Дальнейшие действия Петра I были направлены на создание мощного флота. Внешняя политика Петра I того времени была сосредоточена на поиске союзников в войне с Османской империей. С такой целью Петр отправился в Европу.

В это время деятельность Петра I заключалась только в создании политических союзов. Он изучает кораблестроение, устройство, культуру других стран. Вернулся в Россию после известия о стрелецком мятеже. В результате путешествия захотел изменить Россию, для чего было сделано несколько нововведений. Например, введено летоисчисление по юлианскому календарю.

Для развития торговли требовался выход к Балтийскому морю. Так что следующим этапом правления Петра I стала война со Швецией. Заключив мир с Турцией, захватил крепость Нотебург, Ниеншанц. В мае 1703 года было начато строительство Санкт-Петербурга. В следующем году – взяты Нарва, Дерпт. В июне 1709 года в Полтавской битве Швеция была разгромлена. Вскоре после смерти Карла XII был заключен мир между Россией и Швецией. К России присоединились новые земли, был получен выход в Балтийское море.

Реформирование России

В октябре 1721 года в биографии Петра Великого был принят титул императора.

Также за время его правления была присоединена Камчатка, завоеван берег Каспийского моря.

Военную реформу Петр I проводил несколько раз. В основном она касалась сбора денег для содержания армии, флота. Проводилась она, кратко говоря, насильственно.

Дальнейшие же реформы Петра I ускорили технико-экономическое развитие России. Он провел церковную реформу, финансовую, преобразования в промышленности, культуре, торговле. В образовании также им были проведены ряд реформ, направленные на массовое просвещение: открыты множество школ для детей и первая в России гимназия(1705).

Смерть и наследие

Перед смертью Петр I сильно болел, но продолжал править государством. Умер Петр Великий 28 января (8 февраля) 1725 года от воспаления мочевого пузыря. Престол перешел к его жене – императрице Екатерине I.

Сильная личность Петра I, который стремился изменить не только государство, но и людей, сыграла важнейшую роль в истории России.

Именем Великого императора после его смерти были названы города.

Памятники Петру I возведены не только в России, а также во многих европейских странах. Один из самых известных – Медный всадник в Санкт-Петербурге.

Другие варианты биографии

  • Современники и историки отмечают, что Пётр I отличался высоким ростом, более двух метров, прекрасными, живыми чертами лица и благородной осанкой. Несмотря на грозные габариты, царя всё же нельзя было назвать богатырём – 39 размер обуви и 48 размер одежды. Такая непропорциональность наблюдалась буквально во всём: для его исполинского роста слишком узкие плечи, маленькие руки и голова. Его частая стремительность и быстрая ходьба не спасали положения. Окружающие не чувствовали в нём силы и мощи. Он покорял иным.
  • посмотреть все

Толстой — замечательный писатель из-под пера которого вышли интересные исторические произведения. Среди них, разумеется, и роман Толстого Петр Первый, краткое содержание которого мы предлагаем вашему вниманию. Благодаря краткому содержанию романа Петра Первого Алексея Толстого, вы познакомитесь с классикой литературы, с романом, который поведает вам о жизни царя-реформатора Петра Первого.

Петр Первый Толстой краткое содержание по главам

Глава 1

1
Итак, Петр Первый Толстого в кратком содержании по главам начинается в доме Ивана Бровкина или, как его называли, Ивашка. Там его дети на печи и хозяйка замешивает тесто. Сам Бровкин, чей двор считается крепким, ведь имел он и корову, и коня, были и куры, запрягает лошадь, так как нужно ехать к дворянскому сыну Волкова.
2
Иван отправился в путь, и по дороге размышляет о нелегкой жизни мужика. Встречается ему Цыган — крестьянин Волкова. Он и сообщает Ивану, что царь при смерти, а кто править-то будет? Неужели бразды правления перейдут Петру, но ведь он еще мал.
3
Ивашка прибывает в подворье Волкова, где узнает, что ему на Москву нужно вести ратников, а пока им придется переночевать у Волковых. Тут же Иван встречает сына Алешку, которого пришлось отдать в вечную кабалу хозяину, чтобы не погибнуть с голода. Разговаривая с сыном Ивашка просит его поехать вместо него в Москву. Алешка согласился.
4
Здесь у Волковых остановился и Тыртов Михаил мелкопоместный сын соседа дворянина, который в разговоре с Волковым жаловался на тяжелую для них жизнь, извечные дани, пошлины жизни не дают. Да и жалованье задерживают. Он мечтает отправиться за границу. Так, как там жизнь лучше об этом он читал в книге.
5
Алешка, Цыган, ратники Волкова, сам Волков и Тыртов приезжают в Москву на Лубянскую площадь, где Алешку грабят. Тыртов советует Лешке идти к Меньшикову Даниле на поклон и просить помощи. Алешка ушел и не вернулся.
6
В это время в царских покоях от цинги умирает Федеор Алексеевич. Все придворные и царская семья рассуждают о том, кто будет теперь править Петр, который понатуре горяч и силен или Иван, который хилый и больной. В итоге, после смерти царя провозглашают нового царя — Петра.
7
Алешка приходит у Меньшиковым во двор и застает картину, как Меньшиков бьет своего сына за воровство. Здесь у Данилы обсуждают то, что попы в шелках ходят в то время как стрельцы уже более двух лет не получают оплаты. От стрельца Ржова все узнают, о том, что бразды правления перешли к Петру.
8
Алешка встретился с сыном Данила Меньшикова с Алексашкой. От него он узнает, что отец его бьет постоянно, поэтому Алексашка решается на побег и подговаривает Алешку бежать с ним и тот соглашается. Разработав план побега, парни решают бежать вечером за Москву-реку. Там парни думают устроиться работать продавцами пирогов к одному купцу.
9
Описывается в этой главе царский кабак. При жизни царя здесь все пропивали до последнего гроша, ведь, если приходили забирать пьяного, то били в тревогу, звали пристава, ведь человеку пить не дают а в кабаке из-за этого теряют доход. Сразу же человека в Разбойный приказ. Теперь же здесь послабление
10
В кабаке много народа, негде сесть. Стрельцы в кабак привели побитого человека. Кто-то закричал, что немцы наших начали бить, а ведь при старом царе подобного не было, а сейчас беспредел. Ржов говорит о том, что вскоре и вовсе худшие времена настанут.
11
Алексашка, после побоев отца, аж на вторые сутки только сумел бежать. Бежал без зазрения совести. Гуляя на площади, парни увидели того самого избитого человека, который нынче был в кабаке. Стрельцы бастуют, а боярин Хованский, который ненавидел род Нарышкиных, только подливал масла в огонь, призывая стрельцов в полки.
12
Когда с площади все ушли, парни не смогли оставить избитого человека и вызвались отвести его домой. Как оказалось, это был Федька Заяц, а двор хоть и небольшой был, но дом новый. Ребят за свое спасение хотел отблагодарить, они же просто остались переночевать. Сам Заяц промышлял торговлей пирогов, которые пекла бабка. Теперь же он не мог продавать, ведь были сломаны ребка и он решается послать продавать пироги ребят. В итоге парни быстро распродавали пироги, а Федька не мог ими нарадоваться.
13
Михайло Тыртов и службу потерял и денег уже не оставалось. Он закладывает свою саблю и пояс, но деньги очень быстро закончились и тут он вспоминает о друге Одоевском Степке, которого просит помочь, помочь выбиться из нищеты. Одоевский ничего не мог придумать, как посоветовать Тыртову нанести на одного из помещиков и отобрать у него владения. Но, Тыртов отказывается от такого совета. Тогда Одоевский предлагает Михаилу служить ему.
14
Софья возвратилась из церкви, где стояла две службы. Мечтает она о своем избраннике Голицыне.
15
Входит к ней Голицын, который сообщает Софье о визитерах: Хованском и Милославском, которые сообщают ей, что Матвеев уже в Троице. Уже скоро он будет в Москве и остановит бунт стрельцов, а Петра посадит на трон, но, пока тот мал, будет править его мать Наталья Кирилловна. Но, Софью такой расклад не устраивает. Не может она допустить этого, тем более, ее возлюбленного хотят убить. Голицыну нравится настрой Софьи и он говорит о том, что почти все стрельцы вместе с ней и за нее, все они ненавидят Нарышкиных и Матвеевых. Софья обещает стрельцам, если те помогут сесть ей на трон, она повысит им жалованиье и подарит земли.
16
Алешка с Алексашкой так и продают пироги, да отъедаются на них. Жизнь удалась, но вот Заяц стал их подозревать в воровсте и даже избил парней однажды. Не мог простить побои Алексашка, поэтому уговаривает Алешку уходить от такого купца. Они уходят и видят толпу на площади. Все кричат, что-то выкрикивают. Назревает бунт. К толпе прибыл Толстой, племянник Милославского и сообщает, что царевич Иван задушен и если не поспеть, то и Петра ждет та же участь. Он сказал, что убийцами являются Нарышкины и Матвеев.
17
Стрельцы направляются к Гранитовой палате, чтобы не случилось убийство молодого царя.
18
Царица напугана. К ней прибывает патриарх Иоаким, здесь же Матвеев, приходят Софья с Голицыным и Хованским. Все они говорят, чтобы царица показала толпе живых детей.
19
На Красное крыльцо вышла царица с детьми, их сопровождает Матвеев, но толпа не расходится. Попытка Долгорукова Михаила разогнать стрельцов завершилась убийством. Долгорукова сбросили с колокольни, Матвеев также убит. Алексашка и Алешка, который наблюдали за происходящим вместе с толпой зашли во дворец.

Глава2

1
Многие бояре были истреблены, среди них и Нарышкины, и Долгорукие, Матвеев, Салтыковы, Языков и другие. Стрельцы же получили жалованье. чтобы это жалованье выплатить, по всей округе собиралась золотая и серебряная посуда, которую переливали в деньги. Жизнь потекла, как прежде с ее нищетой и бездольем.
Теперь Москва имеет два царя и над ними Софья. Но стрельцы вновь бунтуют. Софья, захватив с собой царей, покидает Кремль, на самих же стрельцов был направлен отряд с Одоевским во главе. Многим стрельцам порубили голову, был казнен и Хованский. Стрельцы запираются в Кремле, готовясь к осаде, но потом решают послать челобитчиков. Бунт прекратился, Москва стала тише.
2
Алексашка и Алешка случайно встречают Петра. Заинтересовав царя просовыванием иглы через щеку, Алексашка получил от Петра рубль. Алексашка продолжает заниматься попрошайничеством и случайно набредает на своего отца, который готов даже зарезать своего сына. Тот убежал, прицепившись к карете. Так он попал на Кукуй, где устраивается на службу к Лефорту.
3
Царица с царем останавливаются в Преображенском. Жизнь течет, мальчик увлечен потешным войском. Но, тут исчезает Петр. Во дворце переполох, в то время как Петр на Кукуе, где познакомился с интересным для него Лефортом, который поведал много интересного. Нехотя, Петр возвращается к себе. Здесь же на Кукуе Петр видит девочку, которая ему очень понравилась. Звали ее Анна Монс.
4
В Москву приехали поляки, чтобы звать русских в союзники в борьбе с татарами. Голицын соглашается дать войска, если будет возвращен Киев России. Поляки соглашаются. К Голицыну тайно приезжает Софья, которая приказывает завоевать Крым, но тот рассуждает умно, не соглашаясь с Софьей, ведь для войны необходимо спонсирование, и войска, которых пока не достаточно.
7
А у Петра уже триста человек в его войске. Царь постоянно проводит свое время, играя в баталии. Уже и генерал воевода выбран. Им стал Головин, который навел порядки в полку, что был назван Преображенским. Здесь Петр постигал первую воинскую науку. В войска наняли иностранца Зоммера, который был специалистом по гранатном и огнестрельном бое, он и учил стрелять войско чугунными бомбами.
8
На Кукуе что и разговоров о Петре, который часто туда наведывается. Был Петр в гостях и у Монса, где приглянулась ему музыкальная шкатулка, которую царь хотел разобрать, но дочь Монса тактично намекнула на то, что шкатулка сломается. Уж очень умной была дочь у Монса. В разговорах среди немцев ходили речи о том, что Петр не сможет править, так как Софья будет у него на пути, однако Зоммер говорит о том, что у Петра очень хорошие потешные войска, которые вскоре станут грозной силой.
9
Писцы в сводчатых палатах ведут учет того, сколько и какой материи было куплено для того, чтобы пошить Петру немецкие одежды, также для всех удивительно, зачем нужны накладные волосы, когда у царя и свои шикарные.
10
Петр собирается на именины к Лефорту. Одевшись он решил пошутить. Вместо лошадей в карету запрягают свиней. Шутка была хорошо оценена Лефортом, к тому же карета со свиньями была отдана в качестве подарка. Петр здесь видит, как Меньшиков Алексашка выплясывает перед ним. Здесь же Петр вновь видит дочь Монса и робеет.
11
Веселились у Лефорта до позней ночи. Плясали, пели и даже под конец пошел танцевать и Петр, который до этого всем говорил, что не умеет танцевать. Позже, когда Петр уехал в сопровождении Алексашки к себе в Преображенское, он предложил Меньшикову стать постельничим.

Глава 3

1
Голицын пытается собрать войско, чтобы пойти на Крым, но все видят беду. Даже знамения недобрые были, но Голицын все же пошел, собрв стотысячную армию. На реке От присоединяется к гетману Самойловичу. Но войско продвигается очень и очень медленно. Воеводы хоть и хотели, но не решались сказать Голицыну о возвращении. И тут татары зажигают степь. По черной и пустынной земле войско не решается идти. Так и завершился неудачный поход на Крым.
2
Позже к Голицыну приходил Мазепа с Кочубеем в дожности писаря. Они и поведали Голицыну о том, что степь поджигалась по приказу самого Самойловича, за что гетман был лишен должности, а на его место поставили Мазепу. В знак благодарности Мазепа прислал Голицыну мешочек золота.
3
Ниже царского дворца укрепляется старая крепость. Там появляются пушки, что прикрыли мешками с песком. Сама крепость потешная, но в случае нападения она полностью выполнит свои функции. Назвали крепость Прешбург.
Целыми днями идут учения двух полков Преображенского и Семеновского. Петр принимает активное участие в тренировках, выполняя разные поручения. Бояре наблюдают за этими забавами царя.
4
Алексашка продолжает работать у царя. Ловок был, верен и преданный. Чтобы ему ни поручили, все выполнит, куда бы ни пошел Петр, везде он с ним. Лефорт сказал, что парень далеко пойдет. Алексашка рекомендует Алешку Бровкина и представляет его барабанщиком. Царь назначил его ротным барабанщиком.
Далее произведение А.Н. Толстого Петр Первый в кратком содержании продолжается тем, что Петр жалуется Алексашке на царскую жизнь. Он не доволен ни своим братцем, ни Софьей, и тяготят возложенные на него обязанности.
5
В Преображенском в корабельной мастерской кипит работа, строят суда. До Натальи Кириловны доходят слухи о том, насколько стал нищим народ в Москве, а все потому, что поборы для крымского похода сделали народ нищим. Кроме того, царицу волнует поведение Петра, ей хочется, чтобы он остепенился, поэтому подбирает кандидатуру в невесты и взгляд ее пал на Евдокию Лопухину.
В Преображенск приезжает Борис Голицын, брат Василия Голицына. Сначала царица думает, что его подослала Софья, но оказалось не так. Голицын богат, умен, его полюбил Петр. На Кукуе проходят постоянные гулянья о которых узнала Софья и подослала Ромодановского, но тот, приехав с отчетом, сообщил, что хоть и есть гулянья, но трудится народ не меньше.
6
Прибывает к Софье ее любовник Голицын и сообщает, что уже несколько месяцев не получали жалованье офицеры и солдаты. Нужно ему около пятисот тысяч золота и серебра. Также Голицын предлагает пустить французских купцов на русскую землю, которые бы проложили дороги, но бояре против, чтобы иноземцы лезли в русский карман. Уж если не хватает на войну в Крымом, лучше оброк и на лапти наложить.
7
Настигает смерть отца Анны Монс Иоган. Сиротами остается дочь с двумя сыновьями. Оказалось, что Монс залез в долговую яму. В нелегкое время для вдовы Монс и ее детей помог Лефорт.
8
Мать Петра, позвав сына, сообщает о намерении женить его. Петр сказал, чтобы она делала, что хочет, если нужно, пусть женит, а ему не до этого и убежал.

Часть 4

1
Иван Бровкин привозит продукты Волкову, которые были собраны в деревне, но тот не доволен качеством и хотел побить Бровкина. Алешка увидел и узнал отца и заступился. Волков же сказал, что ему даже царь не указ. Но сразу пожалел о сказанном, а чтобы на него не донесли, он дает взятку Алексашке и Алешке. Сын же дает отцу серебра и тот уезжает обратно домой.
2
Наконец состоялась свадьба Петра, которая была сыграна по старинному обычаю.
3-5
В феврале вновь поход на Крым. В Зеленой Долине русские оказались только в мае. Разузнав о нахождении хана и его орды, русские нападают на татар. Татары отступают.
Петр на Переяславском озере, где строился очередной корабль. Уехал не прошло и месяца после свадьбы. Мать и жена ему пишут, но ему некогда не то, чтобы отвечать, но и читать. Очень ему хотелось выйти в море, поэтому всех и подгонял царь.
6
Иван Бровкин полученные деньги от сына вложил в хозяйство, купив скот. Взял в пользование землю, хочет в будущем и мельницу поставить. Все уважают Бровкина, ведь его сын при царе, почти правая рука.
Возвращаются войска с Крымской войны, много было потерь с обеих сторон. Вернулся с поля боя и Цыган, который узнав от Бровкина, что его хозяйство не уцелело, исчезает.
7
Среди стрельцов стали ходить слухи о том, что их хотят изгнать из Москвы, разослав по городам, но такое положение дел не устраивает, уж лучше они пойдут на Преображенское, чтобы всех правителей перерезать.
8
В город возвращаются воевавшие. Повсюду нищета и голод, много бродяг, разоренных купцов.
9
В Москве пускают слухи о том, что во всем виновата царица Наталья Кирилловна и ее сын Петр. Но голодная толпа бросилась на Тыртова, который пускал сплетни, поэтому принимается решение настроить стрельцов против, чтобы они двинулись на Преображенское, тем самым, оставив Москву. А там можно будет поднять смуту по поводу того, что русских бьют немцы.
10
К Петру прибыл его дядя, чтобы сообщить о Софье и готовящемуся заговору, о том, что ей на руку смута. Сами же стрельцы вокруг Перображенского уже, только и ждут, чтобы поджечь дворец да перерезать всех. У Петра случается припадок, отлежавшись немного, он едет в столицу, царь понял, что игры окончились.
11
В Успенском соборе во время обедни, Софья и Петр ссорятся. Это произошло во время крестного хода, когда митрополит передавал нести икону Софье, в то время как это должен делать Петр. Иван просит Петра помириться с Софьей.
12
К Василию Голицыну, которого била лихорадка, пришел Сильветр Медведев и Шакловитый. Они советуют к Петру направить убийцу, но Голицын не соглашается и те уходят. Сам же Голицын спускается в темницу, где на цепи сидел колдун. Тот ему пророчит смерть Ивана и их с Софьей правление. Голицын уходит.
13
Стрельцов продолжают подбивать на мятеж, но стрельцы переживают, что если поднимут смуту, то потеряют то, что имеют. Далее пошел слух, якобы дядя Петра убивает стрельцов и мстит за братьев, затем пошел слух, что стрельцов убивают Тыртов, Одоевский, Петр Толстой. Словом, люди Софьи хорошо выполняли свою работу. В Москве не спокойно, народ было пошел на Преображенское, но на пути стояли солдаты. Смута уже всем надоела, люди только и мечтали, чтобы все уже определилось и либо Софья стала править, либо Петр сел на трон.
14
В Москву приезжает по поручению Бориса Голицына Василий Волков, называя себя стольником царя, который привез указ. Волкова схватили стрельцы привели к Софье, которая устроила допрос. Но тот, как ему приказывали, молчал. Софья приказывает отрубить голову Волкову, вот только на это никто не решился. Волкову помогают бежать.
У костра собрались стрельцы. Из разговора мы узнаем, что направляются они в Преображенское, рассказать Петру о намечающемся покушении.
15
Петр понимает, что его войска недостаточно, чтобы воевать с Софьей. Голицын советует подождать, пока они там все сами не перессорятся, а если и двинуться на Преображенское, то всегда можно будет пересидеть в Троицкой лавре.
16
Во дворец в Преображенское направляется несметная рать, чтобы убить Петра. Царь убегает в Троицу.
17-19
В это время Софья собирала стрельцов, но ей так и не удалось ударить в набат. Мало того, многие ее сторонники стали переходить на сторону Петра, отправляясь в Троицу. Софья также планирует поездку в Троицу, но ее не пускают. Петр отправляет к ней гонца, где сообщает, чтобы она возвращалась в Москву.
20
Софья возвращается в Москву. Борис Голицын просит своего брата Василия явиться к Петру и покаяться, но тот медлил, затем поехал в свое имение, где узнал, что его разыскивали из Троицы.
В Кремль приходит толпа, дабы расправиться с предателями, которых взяли силой, это был Шакловитый, Гладков, и Медведев.
Василий отправляется к Петру, взяв с собой сына.
21
В Троице расправляются с предателями, устроив им пытки и допросы. Сначала для Петра был неприятен процесс пыток, но вскоре привык и присутствовал на каждом допросе.
22
В Троицу прибыл Галицын с сыном, чтобы встретиться с Петром, но к царю его не пускали, зато зачитали приказ, где Голицын Василий лишался всего и направлялся в ссылку в Каргополь.
23
Смута завершена. Софью отправляют в Новодевичий монастырь, а всех ее сторонников казнили. Те, кто поддерживал Петра, получили деньги и земли как знак благодарности.
На Петра, как единого правителя, возлагают большие надежды.

Глава 5

1
Троицкий поход принес Лефорту генеральское звание. Он стал для Петра настоящим другом и советником. Сам же Петр для Лефорта не жалел денег, отстраивая ему дом. Проходят пиры и гулянья
2-5
Во дворце Лефорта в танцзале собираются иностранцы, которые обсуждают русских и их дикие законы. Они поражаются, насколько неумело те ведут дела, в то время как их страна такая богатая на природные дары.
Петр узнает, что под Покровскими воротами зарыта женщина, которая убила мужа. Чтобы облегчить ей страдания, царь приказывет ее застрелить.
Далее Петр вновь в доме Лефорта, там он танцует с Монс и они признаются в любви друг к другу.
6
Петра ждут мать и патриарх, который стал зачитывать о московских беспорядках. Он стал говорить царю, дабы тот выгнал иностранцев из России. Петр попросил патриарха не влезать в дела политики, как Петр не влезает в дела православные, а сейчас без иностранцев не обойтись, без них не укрепить государство.
7
Царица Евдокия от повитухи узнает о Монс, с которой у ее мужа связь. Когда пришел к Евдокии Петр, она устроила по поводу Монс скандал.
8-10
Овсей Ржов разбогател, стал уверенным хозяином, правда, он понимал, что в любое время его могут призвать в царский полк. У Ржова работал Цыган, над которым Овсей часто издевался. А однажды и вовсе не заплатил за работу. Цыган уходит и присоединяется к шайке воров, с которыми он также начал разбойничать. Позже к ним присоединился и бывший кузнец Жемов, который давно уже хотел уйти в лес. Шайка скиталась по Москве, попрошайничала, воровала, но при этом очень боялась, ведь за разбойничество по указу царя ждал Разбойный приказ. Ребята хотят уходить из Москвы, но на это нужно накопить побольше денег.
11
Петр начал потешную войну. Воевало два полка, вот только на потешную войну из казны уходило много денег, да и стрельцы, которым приходилось играть в войну вместо того, чтобы пахать землю, были недовольны.
12
Жизнь у бедняков сложная и тяжелая, многие не выдерживают и бегут в леса, а чтобы их не поймали, заживо себя сжигают.
13
У Бровкиных дела идут хорошо. Теперь Бровкина не зовут Ивашкой, а величают по имени и отчеству. Приехав в Москву с дочерью Санькой по делам, Бровкины видят странное шествие во главе с царем.
14
Население не понимает откуда у царя силы берутся на веселья, на бражничество, на постоянные забавы. Он постоянно придумывал разные странные шутки над боярами княжьих домов, поэтому все вздохнули с облегчением, когда Петр уехал в Архангельск посмотреть на суда.
15
В Архангельске Петр увидел настоящие красивые морские корабли, поэтому свои корабли показались ему смешными, было стыдно за такую работу. Петр подумывает купить новый голландский корабль, а в Архангельске он хочет купить верфи, где бы строил корабли. Он советуется с Лефортом и тот его поддерживает, а еще Франц советует отвоевать моря.
16
Петр в Архангельске постигает азы строительства кораблей, на него трудятся рабочие. В перерыв ему зачитывают почту из Москвы. Дьяк советует Петру, как стоит поступать с провинившимися воеводами. Советует беречь купцов, ведь они приносят деньги в казну. Дальше к Петру приходит купец Жигулин и говорит, что выгоднее самому ездить за границу и продавать русские товары, нежели на месте продавать иностранцам. Петр выделяет корабль. Жигулину и тот отправляется в путь. Дальше Петр узнает о том, что банда с Одоевским во главе вновь ограбила обоз с казной. Петр обозлился и сказал, что покажет им, силы то у него уже большие.
Получил письма и от матери с женой. В одном из писем свою лепту вставил и сын Алексей. Это растрогало царя.
17
Петр в Москве, посещает мать. Ей плохо, но потом вроде стало лучше. Царь направляется в Преображенское к жене и сыну, но наделал лишь переполоха. Евдокия хочет расположить к себе мужа и ей повитуха советует улыбаться ему и о Монс не вспоминать.
Петр хотел принять участие в сватовстве Саньки Бровкиной, но узнает о смерти матери и уезжает. Алексашка сообщает о смерти царицы Лефорту. Тот понимает, что теперь Петр становиться единоличным правителем.
Петр похоронил мать. Евдокия в радости, ведь теперь она полноправная царица. Она высказала Петру о том, что его мать ненавидела ее и не давала жития. Петр был в шоке и сказал, что припомнит такие ее слова. Сам уехал на Кукуй, где был накрыт стол. Собрались Лефорт, Меньшиков, Зотов, присоединилась и Анна Монс, которая соболезновала царю и тоска его немного улетучилась.
18-22
Овдокима шайка орудует на дорогах, но вскоре распадается. Цыгана и Жемова ловят и отправляют батрачить на оружейный завод.
Царь в Преображенском весь в подготовке к войне, которую не избежать. Дума призвала собирать полки.
Петр прибыл к Бровкиным сватать Саньку за Волкова, бывшего хозяина Ивана Бровкина. Он говорит, чтобы со свадьбой поторопились, ведь жениха он вскоре призовет на войну. Саньке же приказал учиться танцам, ведь царь хочет ее забрать во двор.

Глава 6

В 1695 год начинается поход к крепости Азов. Царь принимает непосредственное участие, как бомбардир Петр Алексеев, оставив Москву на Федора Ромодановского. Воеводой назначен Шереметьев. Направляясь сначала к низовьям Днепра, удается взять три города, далее полки направились в Царицын, где подрядчики не выполнили обязательств, один лишь Бровкин сделал, как и обещал. Царь все подряды отдает Бровкину, а над горе-подрядчиками учиняет расправу.

Азов решено брать с налету. Вот только крепость оказалась неприступной. С наскока взять Азов не удалось, принимается решение брать ее осадой, но и осада была неудачной, так как турки постоянно получали помощь с моря. Были большие потери со стороны русской армии. Лефорт предлагал отступать и вернуться через год, но царь хотел довести дело до конца. Он приказывает брать Азов одновременно и с моря, и с суши, но все безуспешно, штурм был отбит, а вот потери армии увеличивались. Принимается решение отступать. Вот так первый поход на Азов завершился неудачей.

Глава 7

1-2
После того, как азовский поход завершился неудачей, прошло два года. Царь возмужал и хорошо подготовился, поэтому следующий поход на Азов, что состоялся в 1696 году завершается с успехом. Вернувшись в столицу, Петр выдает и подписывает многочисленные указы. Так Азов и крепость Таганрог нужно отстроить, благоустроить и заселить войсками, необходимо проложить канал Волга-Дон. Кроме того, многих детей из дворянских семей Петр отправляет за границу на обучение Да и сам царь собрался в Европу, чтобы получить знания и обзавестись новым опытом, а также получить поддержку своей политики, правда, его отъезд был задержан казачьим заговором, который возглавил Цыклер — союзник Софьи. Но, заговор остановлен, Цыклер четвертован.
3-7
Царь в составе посольства прибывает в Кенигсберг, где был заключен союз с курфюстом. Здесь же Петр знакомиться с промышленностью, обучается артиллерийскому мастерству. Петр восхищается тем укладом жизни, что установлен в Германии и хочет, чтобы такой уклад был и в его стране.
8
Петр приглашен на прием к курфюстине Софвье. Здесь он знакомиться с философией, искусством, литературой.
9-11
Петр в Голландии. Здесь вновь все поражает Петра и он опять сравнивает Россию, которая богата своими просторами, но столь нищая. Все увиденное записывается, все чудеса конспектируются в дневнике, описывается устройство Амстердама.
В Англии царь изучает кораблестроение, здесь же набирает специалистов, которые будут работать в России. В столицу направляются различные товары, оружие. В Москве пускают слух о смерти царя. Софья подстрекает стрельцов на новую смуту, чтобы учинить переворот.
12-13
Петр с интересом познает новое для себя, пытается понять европейскую политику, но поездку пришлось прервать, так как в России назревал бунт, что Софья восседает на троне.
Бровкин сообщает Ромадоновскому о том, что стрельцы идут на Москву.
14
Стрельцы уже под стенами Воскресенского монастыря. Они не решаются идти дальше, так как в слободах их уже ждут. Шеин со своим войском готов сразиться с полками стрельцов. Сами же стрельцы, подстрекаемые Ржовым, хотят быстрее посадить на трон Софью, которая обещает им золотые горы. Но, в итоге, стрельцы были разгромлены преданными царю войсками, вот только Софью никто не выдал.
15
Петр как раз был в Вене, там он вновь поражался ведению европейской политики, но получил сообщение о бунте и вернулся обратно в Россию.
16-17
Бояре были в ужасе от известия о возвращении царя, ведь теперь все поплатятся. Прибыв в Кремль, Петр повидался с сестрой и сыном, а затем умчался в Преображенское, так и не повидавшись с женой Евдокией, которая ждала Петра.
18
В Преображенское к царю двинулись бояре, знать, генералы. Всем им стригут бороды, сам Петр всех встречал в новых чужих одеждах, тем самым пугая прибывающих.
19-20
Петр едет к Лефорту, где рассказывает о бунте и о том, что ужасные дела готовились. По приказу царя всех стрельцов, которые сидели в тюрьмах, должны пригнать в Перображенское.
За обедом царь увидел прекрасную Александру Волкову. Здесь же за столом царь обвиняет генералиссимуса Шеина в воровстве и хочет его убить, но Меньшиков останавливает царя, тот, покинув трапезу, ушел к Монс.
21
Петр устроил допросы и казнь стрельцов, которые принимали участие в бунте и хотели посадить на трон Софью. Около трехсот человек казнили публично. Периодически вспыхивали мятежи, но тут же были подавлены. Страна была охвачена ужасом. Завершалась византийская Русь.

А какую оценку поставите вы?