Почему Александр Македонский перешел Сырдарью? Поурочное планирование "борьба саков против армии александра македонского".

Оказывается, саки победили в войне с Александром Македонским, хотя учебники истории это умалчивают. Это произошло, когда легендарный эллинский царь перешел реку Яксарат (Сырдарью). Недалеко от нынешней Кызылорды кочевники остановили войско Македонского.

Во всех мировых учебниках истории утверждается, что Александр Македонский нанес поражение сакам. Игнорируя античных летописцев, ученые уверены: дескать, не мог знаменитый полководец проиграть в битве против кочевников. Хотя о его походе на Восток весьма правдиво написал древний историк Арриан. В его манускрипте прямо указывается: «Скифы остановили поход Александра Македонского».

В 327 году до нашей эры войско Македонского дошло до реки Яксарат. Война между саками и эллинской империей продолжалась уже несколько лет. Дело в том, что сатрап Зопирион, поставленный Македонским наместником Понта (территория современной Турции), напал на Оливию (этот причерноморский город, основанный греками, был завоеван скифами). По свидетельству римского историка Юстиниана, 30-тысячное войско Зопириона потерпело сокрушительное поражение от скифов.

– Тут все дело в сакских луках, которые были композитными, то есть состояли из разных пород деревьев, – говорит столичный исследователь Алтай Шакиев. –Поэтому стрелы имели дальнобойность до 300 метров. Бронзовые доспехи просто не могли защитить македонцев от скифских лучников. Войско Зопириона было расстреляно как в тире.

После этого позорного поражения Александр Македонский объявил трехдневный траур. Он понимал, что после завоевания Согдианы его империя неизбежно вступит в конфликт с кочевниками. Недооценивать их силу было нельзя – за два века до этого саки нанесли поражение персидскому царю Киру – основателю империи Ахеменидов. А еще раньше войска сакского царя Мади дошли до Египта.

– В Великой степи Македонскому не светили какие-то особые трофеи, – продолжает Алтай Шакиев. – Также он понимал, что в суровой степи его войско обречено: здесь нет ни подходящей еды, ни фруктов, ни невольниц – в общем, всех тех атрибутов роскоши, к которым он привык, завоевывая Малую Азию. Зато есть сотни тысяч свирепых воинов-наездников. Поэтому Ескендир Зулкарнай (Александр Македонский) перешел реку Яксарат, чтобы завоевать авторитет среди номадов – дабы они не напали на его империю.

Александр Македонский успешно применял стратегию «бизнес-слияния». В его 30-тысячном войске, с которым он напал на Согдиану и Бактрию, было всего три тысячи македонцев. Все остальные были воинами из числа завоеванных народов.

Македонский завоевал Согдиану и Бактрию всего за два года. Их новой столицей был объявлен Ходжент, который получил новое название Александрия Асхата (Александрия Крайняя). Таким образом, Македонский обозначил границы своей империи. К слову, завоевав Согдиану, он лишил земель племя саков-хаомоваргов и получил кровного врага в лице их вождя Спитамена.

В 327 году Александр Македонский форсировал Сырдарью. Это могучую реку его воины переплыли при помощи высушенных бараньих бурдюков. Великий полководец не стал продвигаться в глубь степи, а отправил послов к вождям кочевников, предлагая сойтись в поединке.

– Историк Арриан пишет: была страшная жара, кочевники начали применять изматывающую тактику, заманивая македонцев в глубь степи, – говорит Алтай Шакиев. – Пески Кызылкумов оказались для эллинов сущим адом. Командование объединенным войском кочевников взял на себя царь хаомоваргов Спитамен. Как-то ночью саки атаковали македонцев, используя «взрывающиеся шары», которые они подвешивали на свои стрелы.

Впрочем, Александр Македонский подтвердил свой военный гений и смог сохранить войско. При нападении кочевников его воины собирались в фаланги, ощетинивались копьями и не сдвигались с места. Как ни пытались кочевники заставить сойтись их в рукопашной, эллины не поддавались. В такой битве не могло быть победителей. Но македонцы ежедневно несли потери. Их пугали и психологические приемы саков. Историк Арриан пишет, что атаку кочевников непременно сопровождал страшный барабанный бой, который внушал ужас.

– При наступлении саки использовали огромные барабаны из шкур верблюдов, – продолжает Алтай Шакиев. – Барабанщик отбивал такт определенным образом, передавая тем самым команды царя. У саков были щиты и панцирные доспехи, закрывавшие тело до колен, поэтому они были неуязвимы для македонских мечей и стрел. А при тактическом отступлении номад вешал щит на спину. Греческий историк Ксенофонт утверждает, что таким же образом были защищены и лошади саков.

Проведя несколько месяцев в раскаленных песках Кызылкумов и ежедневно теряя воинов, Александр Македонский понял, что нужно отступать, причем незамедлительно. Однако сакское войско последовало за ним. В Самарканде великий полководец оставил двухтысячный гарнизон, а сам с основными силами отступил на юг. Как пишет историк Арриан, предводитель саков Спитамен выманил эллинский отряд для боя на открытом пространстве, инсценировав отступление. Когда двухтысячный отряд македонцев вышел из стен Самарканда, то был целиком уничтожен. В этой яростной схватке погиб Спитамен, который, как и Александр Македонский, всегда сражался в первых рядах. Утолив жажду крови, саки ушли в родные кочевья.

– Этот греческий гарнизон был изначально обречен, – говорит Алтай Шакиев. – У него была только одна задача – убить Спитамена и погибнуть. Таким образом, решалась главная задача эллинского похода на кочевников – обезглавить войско номадов. Несмотря на то что его поход был неудачным, Македонский завоевал авторитет в глазах номадов и мог спокойно отправляться завоевывать Индию.

К северу от рабовладельческих государств – Китая, Индии, Ирана и Греции в VII–VII вв. до н.э. возникла культура древних кочевников-скотоводов, знавших также и оседлость. Поэтому в настоящее время принято также говорить о степной культуре и цивилизации сакских племен, что подразумевает не только кочевание, но и оседлую жизнь, не только скотоводство, но и земледелие. Открытие ряда крупных поселений на территории Казахстана, а также в зоне Тюпского залива свидетельствует о наличии протогородской культуры. Они занимали территорию Северного Причерноморья, Казахстана, средней Азии, Южной Сибири. С большими отарами овец и табунами лошадей они вели сезонные перекочевки. Скотоводческие народы Средней Азии середины 1 тысячелетия до н.э. в персидских источниках именовались саки, в древнегреческих – скифы. Предполагают, что термин «сак» означал «могучий муж» (воин). Саки говорили на одном из восточно-иранских языков, известном для Восточного Туркестана как хотано-сакский.

В этот период они научились делать орудия труда и орудия из железа. В 6–5 вв. до н.э. саки были объединены в 2 крупных союза племен. На территории К-на его северных районах жили саки-тиграхауда (острошапочные саки), а в южных – саки-хаумаварга (т.е. «почитающие хауму» (священное растение)). Войско саков имело высокий международный авторитет и считалось непобедимым. В 6 в. до н.э. сакам-тиграхауда пришлось вести упорную борьбу с персами за независимость. В сражении был убит Кир II. Вступив в мирные и военные отношения с Ираном (6 в. До н.э.) кочевники Ср. Азии включились в экономическую, культурную и политическую историю Древнего мира. Они были знакомы с лучшими достижениями культуры своего времени и активно участвовали в важнейших событиях мировой истории.

Саки были знакомы с лучшими достижениями культуры своего времени и активно участвовали важнейших событиях мировой истории. Геродот свидетельствовал, что уже в V в. до н.э. саки были участниками греко-персидских войн (500–449 гг. до н.э.) сражаясь на стороне Ахмединов. Примечательно, что конница саков в Марафонской битве (490 г. до н.э.) вынудила отступить афинских гоплитов.

Александр Македонский пользовался огромной популярностью у народов Средней Азии. Весной 334г. до н.э. Александр вторгся в пределы Персидской держав. Решающая битва произошла 1 октября 331 г. до н.э. у небольшого селения Гавгамелы. Вначале конница саков и бактрийцев разбила греко-македонский авангард, но затем отчаянная атака при личном участии Александра на центр армии персов обратила ее в бегство. Начался победный марш греко-македонских в глубь Азии. В 329 г. до н.э. армия Александра была уже на берегах Сырдарьи, но здесь она встретила мощное сопротивление заречных саков.

В 329 г. до н.э. согдийский военач. Спитамен поднял восст. и взял г. Мараканд. Алекс.направил против них часть войск. В битве пало до тысячи сакских воинов, а греко-македоняне потеряли 160 чел. Алекс. скончался в 323 г. до н.э. В сер. 2 в до н.э. оставшихся саков на Т-Ш. завоевали племена усуней.

Жусуп Баласагуни (1018–1070)
Жусуп баласагуни был мудрым знатоком человеческой души, философом, ученым энциклопедистом, выдающимся поэтом, владевшим всеми тонкостями арабской и персидской поэзии, а также тюркского фольклора. Родился он в Баласагуне, который находится на берегу реки Чу, неподалеку от нынешнего города Токмок. Он написал в 1069 г. поэму «Кушадгу Билик...

Культура петровского времени.
В 18 веке произошел поворот к новому этапу в культурном развитии России, который в сущностных своих чертах соответствует европейскому понятию «век Просвещения». Русское Просвещение – важный период в развитии русской культуры, означавший постепенный переход от традиционной древнерусской культуры, которая сочетала в себе черты родового, ...

Политика меркантилизма
Петр, мечтавший о могуществе своей державы, не был равнодушен к концепциям меркантилизма (см. Приложение.). Идея о руководящей роли государства в жизни общества вообще и в экономике в частности (с применением методов принуждения в экономической политике) совпадала с общим направлением идеи "насильственного прогресса", которому...

Дата:09.06.17 г.

ФИО учителя:Сакауова Улболсын Жапаргалиевна

класс: 5

Участвовали:

Не участвовали:

Тема урока

Борьба саков против армии Александра

Македонского

Цель обучения

Определять место ранних кочевников Казахстана на международной арене

Цель урока

Все:

Большинство:

Некоторые: Определяют роль сакских племен в становлении мировой истории

Критерии оценивания

    Описывают борьбу саков против захватчиков

    Определяют место ранних кочевников на международной арене

    Определяют историческое значение борьбы саков с иноземными захватчиками

Языковые задачи

С помощью ключевых слов составляют опорный графический органайзер

Воссоздают образ исторических личностей

Работают с дополнительным материалом

Ключевые слова: поход, партизан, подвиг, союз, захватчики, героизм, патриотизм,

Воспитание ценностей

Воспитание чувства гордости и интереса к изучению истории своей родины.

У важение к истории своей страны, гордости за достижения и вклад своих предков в мировую историю, привитие национальных и общечеловеческих ценностей. .

Межпредметная связь

Всемирная история

Предыдущие знания

Сведения о саках

Золотой человек

Сакская царица Томирис

Подвиг Ширака

Кир- царь персов

Поход Александра Македонского

Ход урока

Запланированные этапы урока

Виды упражнений, запланированных на урок:

Ресурсы

Начало урока

3 минуты

Организация. Психологический настрой.

Актуализация знаний через прием "Да-Нет"

1. Высота большого Бесшатырского кургана составляет 17 метров.

2. Стены подземного дромоса сооружались из дерева

3.В Берельском кургане была найдена пятиконечная звезда, символизирующая власть правителя.

4.На территории Казахстана обнаруженно свыше 500 курганов "с усами"

5.Томирис- царица саков

6.Во главе сакского племени стояли жрецы

7. В сакском обществе выделялись четыре группы населения

8. Тип общества саков - военная демократия

9. Персидские войска во главе с Киром в 530 г. до н.э. напали на племена саков

10. На востоке Александр Македонский был известен как Искандер Зулкарнай

ФО: самооценивание, метод Светофор

Середина урока

Работа в группах

ДЕЛЕНИЕ НА ЧЕТЫРЕ ГРУППЫ

Раздаются стикеры на обратной стороне которых написаны слова: Герой (1 группа), Подвиг(2 группа), Родина(3 группа), Кочевник(4 группа)

Ознакомить с правилами работы в группе

Обсудите вопросы и защитите проект:

Первая группа

Почему такие известные цари как Кир, Дарий, А.Македонский со смелыми опытными воинами не смогли покорить саков?

Вторая группа

На кого из героев ты хотел бы быть похожим?

Третья группа

С какой исторической личностью вы свяжете понятия « патриотизм», «героизм», "самоотверженность"?

Четвертая группа

Какими качествами обладали наши герои и какую роль сыграли в мировой истории (Ширак, Спитамен, Томирис)?

Дескрипторы по группам:

1 группа составляет постер и защищает его

2 группа составляет кластер и защищает его

3 группа составить таблицу соответствия и представляет ее

4 группа кластер и защищает его

ФО - , взаимооценивание, 2 звезды и 1 пожелание

Физминутка

Конец урока

СОР к разделу 5.3 А "Саки"

Цели : 5.2.3.1-Знать археологические памятники эпохи железа

5.2.1.2-Описывать мировозрения сакских племен

5.3.2.1-Определяют место ранних кочевников Казахстана на международной арене

Уровень мыслительных навыков : знание, умение, понимание, анализ

Критерии оценивания

Учащийся:

1. Знает особенности археологичских памятников сакского периода

2. Раскрывает особенности мировоззрений древних племен

3. Анализирует и даёт оценку места ранних кочевников Казахстана на международной арене

Заданиие№1

На контурной карте отметить и подписать название археологических памятников эпохи саков

Задание №2

Соотнести название археологических памятникиков и их особенностей

Находиться в Центральном Казахстане. Так называемые курганы "с усами". Относятся к VII-III века м до нашей эры

Бесшатырский

Расположен в Восточном Казахстане, число могильников достигает 51. Самый большой и крупный могильник Байтобе, диаметр 100 метров, высота 8 метров

Задание№3

Открытые вопосы:

1.Разница в строении курганов обнаруженных предметов и обрядах захоронения свидетельствуют о существовании___________ в обществе саков.

2. Могильники состоят из малых и больших курганов в сочетании с дугообразными__________ _________ ориентированными на восток.

3. Первооткрывателем тасмолинской культуры является археолог__________________________.

Задание №4

Что связывает исторические личности: Томирис, Ширак, Кир, Александр Македонскийи и определить какую роль они сыграли в мировой истории.

Проанализируйте и запишите вывод (5 предложений)


Дискрипторы:

1 задание: Отмечает на контурной карте археологический памятник эпохи железа, Шиликтинский курган- 1 балл

Отмечает на контурной карте археологический памятник эпохи железа, Тасмолалинский курган- 1 балл

Отмечает на контурной карте археологический памятник эпохи железа, Берельский курган- 1 балл

Отмечает на контурной карте археологический памятник эпохи железа, Бесшатырский курган- 1 балл

2 задание: Приводит в соответствие археологичекий памятник и его особенности, Шиликтинский курган-1балл

Приводит в соответствие археологичекий памятник и его особенности, Тасмолинский курган-1балл

Приводит в соответствие археологичекий памятник и его особенности, Берельский курган-1балл

Приводит в соответствие археологичекий памятник и его особенности, Бесшатырский курган-1балл

3 задание: В данных предложениях дописывает недостающие слова

4 задание: Находит связь между историческими личностями, Томирис, Ширак, Кир, Дарий и определяет какую роль они сыграли в формировании мировой истории и записывает в 5 предложениях.

Дифференциация – каким способом вы хотите больше оказывать поддержку? Какие задания вы даете ученикам более способным по сравнению с другими?

Оценивание – как Вы планируете проверять уровень усвоения материала учащимися?

Охрана здоровья и соблюдение техники безопасности

1 и 2 задание выполнят все

3 задание большинство

4 задание некоторые

ФО методами "Светофор"и "2 звезды и 1 пожелание"

Правила работы в группеФизминутка

Рефлексия по уроку

Была ли реальной и доступной цель урока или учебные цели?

Все ли учащиеся достигли цели обучения? Если ученики еще не достигли цели, как вы думаете, почему? Правильно проводилась дифференциация на уроке?

Эффективно ли использовали вы время во время этапов урока? Были ли отклонения от плана урока, и почему?

Используйте данный раздел урока для рефлексии. Ответьте на вопросы, которые имеют важное значение в этом столбце.

Итоговая оценка

Какие две вещи прошли действительно хорошо (в том числе преподавание и учение)?

Какие две вещи могли бы улучшить Ваш урок (в том числе преподавание и учение)?

Что нового я узнал из этого урока о своем классе или об отдельных учениках, что я мог бы использовать при планировании следующего урока?

урока по истории «Борьба саков за независимость»

Тема: Борьба саков за независимость.

Тип урока: комбинированный.

1. Сформировать глубокие знания о борьбе сакских племен за независимость в эпоху раннего железа.

2. развивать умения анализировать: выделять главное, формулировать вывод, слушать и быть услышанным; развивать речь, память, внимание; умений работать с картой.

3. Воспитание высокого чувства патриотизма, на примерах героизма и и патриотизма саков, уважения к истории предков.

Средства обучения: 1. текст учебника параграф 14

2. Карты «Древний Казахстан», «Походы Александра

Македонского».

3. Иллюстрации, схемы, таблицы.

4. Видеофрагмент «Походы А.Македонского на Восток»

Ход урока:

I .Оргмомент: приветствие, определение отсутствующих, проверка готовности учащихся к уроку, организация внимания.

II. Проверка домашнего задания:

2.1. Перечислите название сакских племен и покажите территорию расселения.

2.2. Предложить 2-3 учащимся рассказать о саках используя кластер.

2.3. Игра «Да-нет»

1. Саки занимались кочевым скотоводством. (да)

2. Юрта устанавливалась на четырех или шестиколесную повозку. (да)

3. Во время охоты или войн саки использовали куйме, своеобразные дома-кибитки. (да)

4. Основным хозяйственным занятием саков было земледелие. (нет)

5. Главное значение у саков имело разведение коров. (нет)

6. Сакские скотоводы в пустынных и полупустынных районах пасли верблюдов. (да)

7. Часть саков занималась земледелием. (да)

8. Период использования железных орудий труда называется эпохой железа. (да)

9. Железо часто встречается в чистом виде в природе. (нет)

10. Для получения расплавленного железа необходимо было достичь 1530 градусов. (да)

III. Переход к новой теме. Оглашение темы и цели урока. Сегодня мы с вами узнаем о великой сакской царице Томирис, воинской доблести и стратегии сакских воинов, с кем воевали саки в борьбе за независимость.

Обратить внимание учащихся на цитату Музафара Алимбаева:

«Несчетных героев рождает народ,

В часы испытаний и грозных невзгод,

На смерть из них каждый пойдет, если надо,

Поэтому вечно бессмертен народ».

IV. Усвоение новых знаний.

4.1. - Вспомните как относились саки к врагам и друзьям?

Саки «к врагам беспощадны, к друзьям - верны»

Каково было положение воинов в сакском обществе?

Саки больше всех почитали воинов. Место человека в обществе определялось его воинскими достижениями. Саки первыми стали заковывать в броню и всадников и коней. Своим вооружением они удивили даже Александра Македонского.

Какое положение занимала женщина в сакском обществе?

Сообщение ученика о сакской царице Томирис.

Запись на доске и в тетради: Томирис жила в 570-520 гг. до н.э. Иллюстрация «Томирис».

Комментарии учителя: О применении боевых колесниц, свидетиельствуют многочисленные петроглифы на территории Казахстана. На них изображены вооруженные луком всадники, управляющие двухколесными телегами, запряженные парой лошадей. Сохранялись и соединения из пеших воинов. Привычным способом ведения войны у саков был прием внезапного нападения и ложного отступления, с целью заманить врага на свою территорию. В бою саки использовали лук и стрелы, копье, топоры, а также короткие мечи-акинаки. Защитными средствами служили деревянный, обтянутый кожей щит, доспехи и бронзовый шлем. Броня была и у лошадей.

Демонстрация иллюстраций.

4.2. Слово учителя:

В VIв. до н.э. персидский цари из династии Ахеменидов три раза направляли свои воиска против саков, в 540, 530 и 519 оды до н.э. Позже саков пытался завоевать великий завоеватель Александр Македонский.

Задание: Работа с текстом на стр.67 «Вторжение Кира» Чтение с пометами (v-знаю, -не согласен, +узнал, ?поразило или вызывает вопрос). Далее выступление учащихся, проверка совместно с классом и учителем.

Запись на доске и в тетради: 530г. до н.э. - вторжение персов во главе с Киром.

Сообщение ученика о подвиге Ширака.

Вопрос к учащимся: Подумайте, что побудило Ширака совершить подвиг?

Запись на доске и в тетради: 519г. до н.э. вторжение Дария.

Рассказ учителя о борьбе саков против Александра Македонского(видео «Поход А.Македонского на Восток): Сейчас предлагаю вашему вниманию небольшое видео о походах А.Македонского на Восток, с тем чтобы понять насколько велико было значение того, что саки устояли и не позволили Македонскому захватить их земли.

К северу от рабовладельческих государств - Китая, Индии, Ирана и Греции в VII-VII вв. до н.э. возникла культура древних кочевников-скотоводов, знавших также и оседлость. Поэтому в настоящее время принято также говорить о степной культуре и цивилизации сакских племен, что подразумевает не только кочевание, но и оседлую жизнь, не только скотоводство, но и земледелие. Открытие ряда крупных поселений на территории Казахстана, а также в зоне Тюпского залива свидетельствует о наличии протогородской культуры. Они занимали территорию Северного Причерноморья, Казахстана, средней Азии, Южной Сибири. С большими отарами овец и табунами лошадей они вели сезонные перекочевки. Скотоводческие народы Средней Азии середины 1 тысячелетия до н.э. в персидских источниках именовались саки, в древнегреческих - скифы. Предполагают, что термин «сак» означал «могучий муж» (воин). Саки говорили на одном из восточно-иранских языков, известном для Восточного Туркестана как хотано-сакский.

В этот период они научились делать орудия труда и орудия из железа. В 6-5 вв. до н.э. саки были объединены в 2 крупных союза племен. На территории К-на его северных районах жили саки-тиграхауда (острошапочные саки), а в южных - саки-хаумаварга (т.е. «почитающие хауму» (священное растение)). Войско саков имело высокий международный авторитет и считалось непобедимым. В 6 в. до н.э. сакам-тиграхауда пришлось вести упорную борьбу с персами за независимость. В сражении был убит Кир II. Вступив в мирные и военные отношения с Ираном (6 в. До н.э.) кочевники Ср. Азии включились в экономическую, культурную и политическую историю Древнего мира. Они были знакомы с лучшими достижениями культуры своего времени и активно участвовали в важнейших событиях мировой истории.

Саки были знакомы с лучшими достижениями культуры своего времени и активно участвовали важнейших событиях мировой истории. Геродот свидетельствовал, что уже в V в. до н.э. саки были участниками греко-персидских войн (500-449 гг. до н.э.) сражаясь на стороне Ахмединов. Примечательно, что конница саков в Марафонской битве (490 г. до н.э.) вынудила отступить афинских гоплитов.

Александр Македонский пользовался огромной популярностью у народов Средней Азии. Весной 334г. до н.э. Александр вторгся в пределы Персидской держав. Решающая битва произошла 1 октября 331 г. до н.э. у небольшого селения Гавгамелы. Вначале конница саков и бактрийцев разбила греко-македонский авангард, но затем отчаянная атака при личном участии Александра на центр армии персов обратила ее в бегство. Начался победный марш греко-македонских в глубь Азии. В 329 г. до н.э. армия Александра была уже на берегах Сырдарьи, но здесь она встретила мощное сопротивление заречных саков.

В 329 г. до н.э. согдийский военач. Спитамен поднял восст. и взял г. Мараканд. Алекс.направил против них часть войск. В битве пало до тысячи сакских воинов, а греко-македоняне потеряли 160 чел. Алекс. скончался в 323 г. до н.э. В сер. 2 в до н.э. оставшихся саков на Т-Ш. завоевали племена усуней.