Почётные звания и награды.

Заслуженный летчик-испытатель.

Анатолий Левченко родился 21 мая 1941 года в поселке городского типа Краснокутск, Украина. В 1958 году окончил среднюю школу родного поселка. Затем, в течении года работал в садоводстве. В 1959 году ушел в Вооруженные силы по призыву. Демобилизовавшись получил диплом Черниговского высшего военного авиационного училища летчиков. Далее, в 1967 году окончил курсы усовершенствования офицерского состава. С 1964 по 1970 год служил в различных частях Военно-Воздушных Сил Туркмении. Через год окончил школу летчиков испытателей.

Затем Анатолий Семенович находился в запасе, занимался испытательной работой. Летал на самолетах истребительного, бомбардировочного и транспортного типов. Также, проводил работы, связанные с расширением ограничений и улучшением характеристик боевых истребителей, прочностными и аэродинамическими исследованиями, а также доводкой серийных и модифицированных силовых установок и экспериментального оборудования.

В 1978 году Левченко зачислен в отряд космонавтов, где вместе с Александром Александровым прошел полный курс общекосмической подготовки, подготовки к полетам на космическом корабле типа «Союз ТМ», «Буран» и орбитальной станции «Мир».

Свой первый космический полет Анатолий Левченко совершил с 21 по 29 декабря 1987 года в качестве космонавта­-исследователя космического корабля «Союз ТМ-­4» и орбитальной станции «Мир». В ходе полета, продолжительностью 7 суток 21 час 58 минут 12 секунд, космонавт проводил эксперимент по исследованию возможности управления многоразовым транспортным космическим кораблем «Буран» в период острой адаптации к невесомости на специальном стенде, который размещен в бытовом отсеке космического корабля «Союз ТМ­-4».

Сразу после возвращения на Землю 29 декабря 1987 отважный покоритель космоса провел эксперимент с целью оценки реакции пилота при управлении «Бураном» после воздействия факторов космического полета. Для этого, на самолетах «Ту­-154» и «МиГ­25», оборудованных системами управления многоразовым транспортным космическим кораблем «Буран», Левченко выполнил самостоятельные полеты от космодрома «Байконур» до Москвы и обратно.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 29 декабря 1987 года за успешное осуществление космического полета на орбитальном научно­ исследовательском комплексе «Мир» - «Союз» и проявленные при этом мужество и героизм летчику­космонавту СССР Левченко Анатолию Семеновичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда».

Летчик-космонавт Анатолий Семенович Левченко скоропостижно скончался 6 августа 1988 года. Похоронен в городе Жуковский, Московской области на Быковском кладбище.

Награды Анатолия Левченко

Герой Советского Союза

Орден Ленина

Медаль «Ветеран труда»

Медаль «За безупречную службу»



Л евченко Анатолий Семёнович - космонавт-исследователь космического корабля (КК) "Союз ТМ-4" ("Союз ТМ-3") и орбитального научно-исследовательского комплекса "Союз ТМ-3" - "Мир" - "Союз ТМ-4", лётчик-космонавт СССР № 64, капитан запаса.

Родился 21 мая 1941 года в посёлке городского типа Краснокутск Харьковской области Украины. Украинец. Член КПСС с 1965 года. В 1958 году окончил Краснокутскую среднюю школу. В 1958 - 1959 годах работал в садоводстве.

В Советской Армии с 1959 года. В 1964 году окончил Черниговское высшее военное авиационное училище лётчиков, а в 1967 году - курсы усовершенствования офицерского состава. С 1964 по 1970 год служил в различных частях ВВС Туркестанского военного округа. В 1971 году окончил школу летчиков испытателей.

С 1970 года капитан Левченко - в запасе. Был на испытатательной работе. Летал на самолетах истребительного, бомбардировочного и транспортного типов. Проводил работы, связанные с расширением ограничений и улучшением характеристик боевых истребителей, прочностными и аэродинамическими исследованиями, а также доводкой серийных и модифицированных силовых установок и экспериментального оборудования.

В 1978 году зачислен в отряд советских космонавтов, где прошёл полный курс общекосмической подготовки, подготовки к полетам на КК типа "Союз ТМ" и "Буран" и орбитальной станции "Мир".

С 21 по 29 декабря 1987 года Анатолий Левченко совершил космический полёт в качестве космонавта-исследователя КК "Союз ТМ-4" (стартовал совместно с командиром экипажа Титовым В.Г. и космонавтом-испытателем Манаровым М.Х.) и КК "Союз ТМ-3" (совершил посадку с Романенко Ю.В. - командир и Александровым А.П. - бортинженер) и орбитальной станции "Мир".

В ходе полёта, продолжительностью 7 суток 21 час 58 минут 12 секунд, А.С. Левченко проводил эксперимент по исследованию возможности управления многоразовым транспортным космическим кораблём (МТКК) "Буран" в период острой адаптации к невесомости на специальном стенде, который был размещён в бытовом отсеке КК "Союз ТМ-4".

29 декабря 1987 года сразу после возвращения на Землю отважный покоритель космоса провёл эксперимент с целью оценки реакции пилота при управлении МТКК "Буран" после воздействия факторов космического полёта. Для этого, на самолётах "Ту-154" и "МиГ-25", оборудованных системами управления МТКК "Буран", А.С. Левченко выполнил самостоятельные полёты от космодрома «Байконур» до Москвы и обратно.

У казом Президиума Верховного Совета СССР от 29 декабря 1987 года за успешное осуществление космического полета на орбитальном научно-исследовательском комплексе "Мир" - "Союз" и проявленные при этом мужество и героизм лётчику-космонавту СССР Левченко Анатолию Семёновичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» (№ 11564).

Скоропостижно скончался 6 августа 1988 года. Похоронен в городе Жуковский Московской области на Быковском кладбище.

Награждён орденом Ленина, медалями. Удостоен звания "Заслуженный лётчик-испытатель СССР" (15 августа 1986 года).

Именем Героя названа улица в городе Жуковский Московской области.



Л евченко Анатолий Николаевич – старший штурман 655-го истребительного авиационного полка ВВС 40-й армии Туркестанского военного округа (ограниченный контингент советских войск в Демократической Республике Афганистан), подполковник.

Родился 6 февраля 1947 года в посёлке Новониколаевский Новониколаевского района Волгоградской области в семье рабочего. Русский. Член КПСС с 1969 года. Окончил 10 классов.

В Вооруженных Силах с августа 1964 года. В 1968 году окончил Качинское высшее военное авиационное училище лётчиков. Служил в Закавказском и Прибалтийском военных округах.

С мая 1985 года – в составе ограниченного контингента советских войск в Афганистане.

27 декабря 1985 года при выполнении очередного боевого задания, в районе населённого пункта Джабаль-Уссарадж, подполковник А.Н.Левченко направил свой подбитый самолёт МиГ-23МЛД (бортовой №07) на сильно укреплённую позицию противовоздушной обороны (ПВО) мятежников и впервые в послевоенной истории Военно-Воздушных Сил СССР и реактивной авиации уничтожил её огненным тараном.

Похоронен на родине – в посёлке Новониколаевский.

У казом Президиума Верховного Совета СССР от 26 мая 1986 года за мужество и героизм, проявленные при оказании интернациональной помощи Демократической Республике Афганистан, подполковнику Левченко Анатолию Николаевичу присвоено звание Героя Советского Союза (посмертно).

Награждён орденами Ленина, Красной Звезды, «За службу Родине в Вооружённых Силах СССР» 3-й степени, медалями.

Именем Героя названы улица и средняя школа №1 его родного посёлка. На доме, в котором жил А.Н.Левченко, установлена мемориальная доска.

ТОЧНОЕ ПОПАДАНИЕ

К смерти невозможно привыкнуть. Даже на войне. Даже когда погибший выбрал её сознательно, предъявив собственную жизнь как решающий аргумент боя. Подполковник Анатолий Левченко повторил легендарный подвиг - подавил огневую точку противника точным попаданием в неё собственной машины.

Откуда берёт начало взлётная полоса Анатолия Левченко? Может быть, с того момента, когда его, совсем пацана, взяли на борт самолёта-опылителя? Вряд ли. Другой эпизод. Четверо выпускников Новониколаевской одиннадцатилетки приезжают поступать в Качинское высшее военное авиационное училище лётчиков. Поступает один. Не Анатолий. Уезжают двое. Анатолия среди них нет. Остался работать на аэродроме, попал в резерв и «добил-таки» училищное командование.

Курсанту Левченко разрешают самостоятельный полёт - первому на курсе. А затем «биографами» выступают многочисленные публикации: «Красная звезда», «Советский воин», «Авиация и космонавтика», «Советская молодежь»... Правда, о подвиге в тех публикациях речи не было - только об умении офицера делать своё дело. Следующая страница: вручение подполковнику Левченко ордена «За службу Родине в Вооруженных Силах СССР» III-й степени - опять же одному из первых в части. Награда - объективное признание деловых качеств. Просто в Афганистане они проявляются подвигом. Не попасть сюда (или попасть «случайно») Левченко просто не мог.

Вот и настало время назвать последнюю дату этой биографии - 27 декабря 1985 года, 14 часов 30 минут по кабульскому времени. В тот день в активе звена Левченко уже было два боевых вылета. Оба - удачные. Особенно второй, в котором удалось разгромить прорвавшийся из Пакистана караван душманов. Как всегда, ведущий звена Левченко действовал мастерски: ориентировался чётко, бомбил метко, уходил из-под обстрела быстро.

Задача командования нанести бомбово-штурмовой удар по двум целям, расположенным в 20 км юго-западнее перевала Саланг, требовала от него тех же навыков. Теперь о том вылете рассказывает ведомый Анатолия Левченко - майор Щербак. До сих пор не смирившийся с Непоправимостью исхода. Собственно, и рассказывать-то почти нечего: события развивались по многократно повторяемой схеме, когда над машиной подполковника вдруг что-то блеснуло и она прекратила боевой разворот.

Мы никогда не узнаем, как принимаются решения о таране. Наверное, первое, что зафиксировал в сознании Левченко, - машина, несмотря на повреждение, из повиновения не вышла, а цель... цель до сих пор не поражена.

Говоря о мастерстве лётчика, мы привычно употребляем стереотип «он и его самолёт - одно целое» и почти не задумываемся над буквальным смыслом этого образа.

Анатолий Левченко, видимо, тоже не задумывался. Он тщательно прицелился и «выстрелил», как всегда, без промаха.

В семейном архиве Левченко есть фотография Анатолия Николаевича, сделанная за сорок минут до его гибели. Есть забавная новогодняя открытка родителям, пришедшая на станцию Алексиково на шестой день после смерти автора. А в лётной книжке Героя появляются записи о новых вылетах: их совершают за него лучшие из однополчан. Да, бывают всё же потери, которые мы стараемся восполнить в вечном споре с чудовищной несправедливостью смерти.

Окончил среднюю школу в Краснокутске (1958), Черниговское высшее военное авиационное училище лётчиков (1964), Школу лётчиков-испытателей Лётно-исследовательского института (ЛИИ) Министерства авиационной промышленности (1971). Капитан запаса.

В 1964-1970 годах служил в Военно-воздушных силах СССР, вначале в районе Липецка, затем в Туркмении. В 1971-1977 годах - лётчик-испытатель ЛИИ, участвовал в испытаниях истребителей, бомбардировщиков и транспортных самолётов (всего освоил 87 типов и модификаций самолётов), в работах, направленных на расширение ограничений и улучшение характеристик боевых истребителей. Занимался прочностными и аэродинамическими исследованиями, доводкой серийных и модифицированных силовых установок и экспериментального оборудования.

С 1977 года работал в группе специальной подготовки по программе «Буран». Лётчик-испытатель 1-го класса (1979). В 1980 был зачислен в состав отряда космонавтов-исследователей, с 1981 - отряда космонавтов-испытателей. Первоначально планировался на должность командира дублирующего экипажа для первого космического полета корабля «Буран», совершил несколько полётов на специальном экземпляре «Бурана» для горизонтально-лётных испытаний. Заслуженный летчик-испытатель СССР (1986). С февраля 1987 года - заместитель начальника Отраслевого комплекса подготовки космонавтов-испытателей.

21-29 декабря 1987 года участвовал в полёте на станцию «Мир» в качестве космонавта-исследователя на кораблях «Союз ТМ-4» (старт; командир экипажа - Владимир Титов, бортинженер - Муса Манаров) и «Союз ТМ-3» (посадка; командир экипажа - Юрий Романенко, бортинженер - Александр Александров). Продолжительность полёта - 7 суток 21 час 58 минут. Провёл эксперимент по исследованию возможности управления «Бураном» в период острой адаптации к невесомости. За этот полёт ему было присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда». Сразу же после возвращения на землю провёл ещё один эксперимент, направленный на оценку реакции пилота при управлении «Бураном» после воздействия факторов космического полёта.

Вскоре после полёта тяжело заболел: у него развилась опухоль головного мозга, от которой он скончался. Похоронен на городском кладбище г. Жуковского, Московской области.

Память

Именем Анатолия Левченко названы улицы в Уфе и Жуковском Московской области, а также посёлок в городе Казани. Именем Анатолия Левченка названа также и Краснокутская школа