Плоский мир терри пратчетт смерть. За руку со смертью

Цикл "Смерть"

Эпическое фэнтези. Героическое фэнтези

Смерть в Плоском Мире - это не только неизбежное явление, но и двухметровый скелет с косой. Он носит чёрный балахон, измеряет время нашей жизни по песочным часам, и РАЗГОВАРИВАЕТ ЗАГЛАВНЫМИ БУКВАМИ. А раз у Смерти есть личность, значит, не исключено и любопытство, и чувство юмора. Чёрного юмора, конечно. А раз так, Смерть не откажет себе в удовольствии время от времени пошалить и поотлынивать от работы. Чтобы почувствовать себя смертным человеком (Мрачный Жнец), или раздать детям подарки на Страшдество (Санта-Хрякус). А обязанность махать косой можно свалить на внучку или на ученика (Мор, ученик Смерти). Несправедливо? Справедливости нет, есть только Он!
Но каждая отлучка Смерти приводит к неразберихе в его владениях. Аудиторы реальности не дремлют: малейшая ошибка - и они сотрут этот мир, существующий в долг. Реальность так хрупка, а вмешательства людей в нормальный ход вещей, пусть и с лучшими намерениями, запутывают всё так, что Смерть ногу сломит. Отлупить бы эту мелюзгу косой, чтобы не лезли не в свое дело! Но он не станет. У старика доброе костяное сердце.

Мор, ученик Смерти

мерть ловит рыбу. Веселится на вечеринке. Напивается в трактире. А все обязанности Мрачного Жреца сваливаются на хрупкие плечи его ученика. Но делать нечего: берем косу, прыгаем на белую лошадь Бинки - и вперед!

Мрачный Жнец

Смерть умер – да здравствует Смерть! Вернее, не совсем умер, но стал смертным, и время в его песочных часах-жизнеизмерителе стремительно утекает. Но только представьте, что произойдет: старого Смерти уже нет, а новый еще не появился. Бардак? Бардак. У васназначена встреча со Смертью, а Мрачный Жнец вдруг возьми и не явись. Приходится душе возвращаться в прежнее тело, хоть оно уже и мертво…

Роковая музыка

Это музыка, в которой звучит глас Рока, внемлите сейчас, не то потом будет поздно! Она вытащит вашу душу, вытряхнет, как коврик, и повесит сушиться на забор! Она сведет с ума весь Незримый Университет, заставив волшебников сшить себе кожаные мантии и перекрасить стены спален в черный цвет! Она породит гитарную эпидемию в Анк-Морпорке и устроит в Гад-парке самый Бесплатежный Фестиваль, что когда-либо видел Плоский мир!
Для справки: это еще не все проблемы. Смерть тем временем опять пошел в народ...

Санта-Хрякус

Гильдия Убийц гордится своими традициями. Если деньги уплачены, цель должна быть... погребена. Глава Гильдии не сумел отказаться от 3 миллионов долларов. И теперь отчаянно думал. Как можно убить Деда Кабана, что на Страшдество разносит детям подарки через каминные трубы? А разбираться с последствиями придется, само собой, единственной здравомыслящей особе на Диске. Сюзан Сто Гелитская снова в гуще событий. А также Смерть в роли Деда Кабана и камердинер Смерти Альберт Малиш в роли Пикси Альберта.

Моркоу, к величайшему удивлению Ваймса, произнес речь. Его слова разносились над пропитанной влагой землей, эхом отражаясь от покрытых каплями дождя деревьев. Содержание речи являлось единственно приемлемым для такого события: он был моим другом, он был одним из нас, он был хорошим стражником.

Эти слова звучали буквально на всех похоронах, на которых доводилось присутствовать Ваймсу. Вероятно, их произнесут и на похоронах капрала Шноббса, правда, скрестив пальцы за спиной. Такие слова нужно говорить.

Смерть сэра Терри Пратчетта не стала трагической неожиданностью. Знаменитый писатель, автор книг о Плоском мире, болел давно и тяжело и даже пытался получить разрешение на эвтаназию, чтобы уйти из жизни поскорее. В такой ситуации принято не скорбеть, а вздыхать и говорить: «Отмучился».

Примерно это я сказал себе позавчера днем, прочитав новости. И даже успокоился — на некоторое время. А тем же вечером совершенно случайно наткнулся в сети на подзабытый отрывок из его книги. И без всякой задней мысли пошел за книгой, чтобы перечитать этот момент еще раз.

Так прошел весь вечер и почти вся ночь. Я открывал книгу за книгой, перечитывал любимые отрывки, думал над ними, вспоминал, как читал их впервые... И под утро внезапно пришло осознание: всё . Конец. Новых книг уже никогда не будет.

И вот тогда я закрыл книгу и, неожиданно для себя, заплакал.


А потом Брута поднялся. На свой труп он даже не посмотрел.

Ха! Я ждал тебя, - сказал он.

Прислонившийся к стене Смерть выпрямился.

- Тебе очень везло.

Но столько еще можно было сделать...

Да. Как всегда.

Когда меня спрашивали, о чем пишет Пратчетт, я не задумываясь отвечал: «О жизни». Нет, он писал много о чем - в одном только «Плоском мире» не меньше пяти совершенно непохожих друг на друга сюжетных циклов... Но на самом деле, как и любой другой великий писатель, Пратчетт писал о людях. О мире. И о жизни, во всех ее проявлениях. Просто с разных точек зрения - будь то веселая комедия о трусливом ва лшебнике Ринсвинде, или без пяти минут нуарный детектив о городской страже Анк-Морпорка, или жутковатые «народные мотивы» в цикле о ланкрских ведьмах.

Произведения Пратчетта часто называют пародийным фэнтези, и напрасно: они всегда полны иронии, иногда в них встречается едкий сарказм, иногда - острая сатира... Но вот именно пародии там обычно кот наплакал. Если Пратчетт кого и пародирует, то в первую очередь - нас с вами.

Его книги - не развенчание шаблонов фэнтези. Это, скорее, демонстрация того, как эти шаблоны работали бы на самом деле , если б в каноничные фэнтезийные ситуации попадали не сказочные персонажи, а нормальные, живые люди . Со всеми достоинствами и недостатками - как мы, как ваш сосед, как ваша школьная учительница, как водитель маршрутки, которая везла вас на работу. Получается смешно, но с подвохом. Примерно как с монологами Жванецкого - сначала посмеялся, а потом подумал: «А чего я смеюсь-то, как будто у меня самого все не так?»


Неужели в тебе нет ни капли романтики? - горестно воскликнула Маграт.

Нет, - сказала матушка. - Ни капельки. И звездам совершенно без разницы, чего ты там желаешь, и волшебство вовсе не делает жизнь лучше, а тот, кто сует руки в огонь, непременно обжигается.

При этом Пратчетт нисколько не идеализирует свой мир - человечество вообще с трудом поддается идеализации. В его Анк-Морпорке здания держатся на костылях и изоленте, появиться в спальном районе ночью равносильно самоубийству, а огромная река, обеспечивающая водой весь город, грязна до такой степени, что ее можно просто перейти - только очень быстро, а то обувь растворится и химические ожоги будут обеспечены. С точки зрения логики, Анк-Морпорк должен выглядеть отвратительно... Но он все равно прекрасен. Именно потому, что там постоянно бурлит жизнь .

И ты понимаешь, что жизнь не обязана быть приятной. Что в ней чертова прорва темных полос. Что никто не гарантирует, что, вляпавшись в одну из таких полос, ты когда-нибудь сумеешь выбраться. Но это твоя жизнь. И она прекрасна. Просто потому, что она у тебя есть. Просто потому, что другой у тебя никогда не будет. Просто потому, что прекрасна любая жизнь.


Но ведь есть великие дела, за которые стоит отдать жизнь, - возразила Бабочка.

Нет, нет таких дел! Потому что жизнь у тебя только одна, а великих дел как собак нерезаных!

О боги, да как же можно жить с такой философией?

Ринсвинд набрал в грудь побольше воздуха.

Но любая жизнь когда-нибудь заканчивается - она не может быть настоящей без смерти. Это закон существования, с которым Пратчетт никогда не пытался бороться. И смерть в его книгах - не столько ужасная трагедия, сколько логичное завершение пути. А может быть, и начало нового. Точно не знает никто. Даже сам Смерть, который лишь указывает душам путь на ту сторону .

И - что особенно показательно - именно поэтому любое насилие в книгах Пратчетта всегда смотрится как... несусветная глупость. Вселенский идиотизм. Дурь, которую человечество не может изжить на протяжении тысяч лет. Книги Пратчетта полны того же пацифизма, который всю жизнь пытался вложить в наши головы Гарри Гаррисон: ребята, вам что, делать нечего, у вас есть вся ваша чертова жизнь, идите и займитесь чем-нибудь умным, красивым, а лучше - полезным. Сделайте что-нибудь, о чем вам было бы интересно поговорить со Смертью, когда он будет указывать вам дорогу дальше .


Тиффани вспомнила слова, произнесенные им над могилой Бабушки Болит почти целую жизнь тому назад. Тогда на залитом солнцем торфе, с кричащими в небе хищными птицами, слова эти казались всем, что могло быть сказано. Она повторила их сейчас:

Если и есть Освященная земля, то вот она.

Если и есть Святой день, то он пришел.

Из книг Терри Пратчетта каждый извлекает что-то свое. Кто-то (скажу сразу - я) научился у него здоровому скептицизму и критическому мышлению. Кто-то - ответственности и умению сначала думать, а потом делать. Кто-то научился тонко подшучивать, кто-то - понимать шутки и не обижаться на них. Для многих это вообще стало первой в жизни литературой , после которой они обратили внимание на книги.

Книги Терри Пратчетта не помогают сбежать от проблем нашего мира - напротив, они мягко и ненавязчиво акцентируют на них внимание. Да так, что если раньше ты этих проблем не замечал - непременно задумаешься, а если замечал - порадуешься, что ты не единственный, кому это важно. Но, в любом случае, после каждой его книги в моей душе оставался приятный осадок. Чувство времени, потраченного с пользой. Чувство нового приобретения.

Глупо и эгоистично, но все эти годы, даже после того, как я узнал о его болезни, мне было приятно осознавать, что Терри Пратчетт просто-напросто еще жив. Теперь это ощущение исчезло и не вернется уже никогда. Сэр Терри Пратчетт умер, и с ним - как бы банально это ни звучало - умерла еще одна эпоха.

Сейчас - и, может быть, это тоже глупость и эгоизм - я рад, что в последние годы он так и не получил разрешения на эвтаназию. Что, несмотря на все испытания, он прожил свою жизнь. Полностью. До самой смерти. И использовал по назначению каждую минуту. Так, как учил нас.



Прощайте, сэр Терри Пратчетт. Или даже - кто знает? - до свидания.

Тиффани присела на пенек и немного поплакала, потому что это необходимо было сделать. Затем она пошла и подоила коз, потому что кто-то должен был сделать и это тоже.

"СМЕРТЬ - ЕСТЬ ТОТ, КТО ВЫПОЛНЯЕТ РАБОТУ СМЕРТИ."

Никогда бы не подумала, что образ Смерти может оказаться таким обаятельным... для меня. У него есть настоящий шарм. И стиль. "Антропоморфная имперсонификация" человеческих представлений о феномене прекращения существования вдруг, после тысяч лет спокойной работы, начала интересоваться теми, кто покидает мир людей. То есть, не теми, кто покидает, а теми, кто еще пока живёт. Смерть пытается ПОНЯТЬ людей. Изучает их, даже подражает им... ну, а что из этого получается, великолепно рассказал

Цикл о Смерти - один из наиболее философских у автора. Через призму сознания этого...ммм... существа мы смотрим на мир. Он видит мир совсем не так, как люди. Он многого не может понять. Но поступки его исполненны стремлением делать добро: удочерение девушки, спасение ребенка от смерти в снегу, отражение нападения воинствующего племени, раздача подарков... По сути, его действия с лёгкостью могут нарушить порядок в мироздании, но если такова цена - что ж, Смерть может пойти на этот риск.

В цикле раскрыты и другие характеры, симпатичные и легко узнаваемые. Мор, Сьюзен, Чудакулли, Пить Чай... Но мне кажется, Смерть - один из наиболее колоритных персонажей Терри Пратчетта. Автор непредсказуем. Нарядить Смерть в костюм Санта Клауса... дерзко. Но кто сказал, что так не может случиться на Плоском Мире?

После прочтения первой книги цикла потянулась за следющими... И автор не разочаровал.

Подцикл о Смерти

Мор, ученик Смерти / Mort (1987)
Мрачный Жнец / Reaper Man (1991)
Роковая музыка / Soul Music [= Соул - музыка души] (1994)
Санта-Хрякус / Hogfather (1996)
Thief of Time [= Вор времени] (2001)
+ Death and What Comes Next [= Смерть и что случается после] (2002)

Терри Пратчетт

«Смерть и Что Случается После»

(Death and What Comes Next)

Когда Смерть повстречал философа, тот взволнованно промолвил:

– И в этот момент ты понимаешь, что я одновременно и мертв, и жив.

У Смерти вырвался вздох. «Ой, черт, один из этих», – подумал Смерть. Похоже, речь опять пойдет о квантах. Он терпеть не мог иметь дело с философами. Они всегда каким-то образом пытались ускользнуть от него.

– Понимаешь, – говорил философ, пока Смерть неподвижно наблюдал за тем, как песок медленно вытекает из его жизнеизмерителя, – все состоит из крошечных частиц, которые обладают загадочным свойством быть во многих местах одновременно. Но все то, что состоит из этих крошечных частиц, имеет склонность оставаться в определенном месте в определенное время, что, конечно, не кажется правильным, если обратиться к квантовой теории. Я могу продолжать?

– ДА, НО НЕ БЕСКОНЕЧНО, – ответил Смерть. – ВСЕ КОГДА-НИБУДЬ ЗАКАНЧИВАЕТСЯ. – Он не отрывал взгляда от падающих песчинок.

– Ладно, тогда, если мы согласимся с тем, что существует бесконечное число вселенных, проблема будет полностью решена! Если существует неограниченное число вселенных, эта кровать может быть в миллионах из них в одно и то же время!

– ОНА ДВИЖЕТСЯ?

Смерть кивнул на кровать.

– ТЫ ЧУВСТВУЕШЬ, ЧТО ОНА ДВИЖЕТСЯ?

– Нет, потому что существуют миллионы меня тоже, и… в этом-то и весь плюс… в некоторых из них я не собираюсь с минуты на минуту скончаться! Ведь все возможно!

Смерть, побарабанил пальцами по рукоятке косы, пытаясь вникнуть.

– Э-э… Ну я ведь не совсем умираю, правильно? Ты не можешь теперь быть в этом так уверен.

Смерть опять вздохнул. «Пространство…» – подумал он. В этом-то и была вся проблема. В мирах с вечно облачными небесами никогда ничего подобного не было. Но вот как только люди начинают видеть все это пространство, их воображение непременно старается его чем-нибудь заполнить.

– Нет ответа, ага? – проговорил умирающий философ. – Чувствуем себя немного старомодными, ага?

– ЭТО, КОНЕЧНО, ЗАГАДКА, – согласился Смерть. «Иногда они начинают молиться», – думал он. Причем сам он никогда не был уверен в том, насколько хорошо срабатывает молитва. Смерть ненадолго задумался. – А ЕСЛИ Я ТАК ПОСТАВЛЮ ВОПРОС, – продолжил Смерть, – ТЫ ЛЮБИШЬ СВОЮ ЖЕНУ?

– ЖЕНЩИНУ, КОТОРАЯ ЗАБОТИТСЯ О ТЕБЕ. ТЫ ЕЕ ЛЮБИШЬ?

– Да. Конечно.

– А МОЖЕШЬ ЛИ ТЫ ПРЕДСТАВИТЬ ТАКОЙ СЛУЧАЙ, КОГДА БЕЗ ВСЯКИХ ИЗМЕНЕНИЙ В ТВОЕМ ПРОШЛОМ, ТЫ В ЭТОТ САМЫЙ МОМЕНТ БЕРЕШЬ В РУКИ НОЖ И ВОНЗАЕШЬ В НЕЕ? К ПРИМЕРУ?

– Конечно, нет!

– НО ТВОЯ ТЕОРИЯ ГОВОРИТ, ЧТО НИКУДА ТЫ ОТ ЭТОГО НЕ ДЕНЕШЬСЯ. ВЕДЬ ЭТО ВПОЛНЕ ВОЗМОЖНО ИСХОДЯ ИЗ ФИЗИЧЕСКИХ ЗАКОНОВ ВСЕЛЕННОЙ, А ЗНАЧИТ, ДОЛЖНО ПРОИЗОЙТИ, И ПРОИЗОЙТИ НЕ ОДИН РАЗ. КАЖДОЕ МГНОВЕНИЕ РАВНЯЕТСЯ МИЛЛИАРДАМ, МИЛЛИАРДАМ МГНОВЕНИЙ, И В ЭТИ МОМЕНТЫ ВСЕ, ЧТО ВОЗМОЖНО – ОНО ЖЕ И НЕИЗБЕЖНО. ВРЕМЯ В ЛЮБОМ СЛУЧАЕ РАНО ИЛИ ПОЗДНО СЖИМАЕТСЯ ДО МГНОВЕНИЯ.

– Но, разумеется, мы можем выбирать между…

– А ЕСТЬ ЛИ ВЫБОР? ВСЕ, ЧТО МОЖЕТ СЛУЧИТЬСЯ, ДОЛЖНО СЛУЧАТЬСЯ. СОГЛАСНО ТВОЕЙ ТЕОРИИ ДЛЯ КАЖДОЙ ВСЕЛЕННОЙ, КОТОРАЯ ОБРАЗУЕТСЯ, ЧТОБЫ ВМЕСТИТЬ ТВОЕ «НЕТ», ДОЛЖНА БЫТЬ ЕЩЕ ОДНА, КОТОРАЯ БЫ ВМЕЩАЛА ТВОЕ «ДА». НО ТЫ СКАЗАЛ, ЧТО НИКОГДА НЕ СОВЕРШИШЬ УБИЙСТВА. УСТРОЙСТВО МИРОЗДАНИЯ ТРЕПЕЩИТ ПЕРЕД ЛИЦОМ ТВОЕЙ УЖАСАЮЩЕЙ УВЕРЕННОСТИ. ТВОЯ НРАВСТВЕННОСТЬ СТАНОВИТСЯ СИЛОЙ НАСТОЛЬКО ЖЕ МОЩНОЙ, КАК И ГРАВИТАЦИЯ. «А пространству определенно есть за что ответить», – подумал Смерть.

– Что за сарказм?

– НА САМОМ ДЕЛЕ НИКАКОГО САРКАЗМА. Я ПОРАЖЕН И ЗАИНТРИГОВАН. КОНЦЕПЦИЯ, КОТОРУЮ ТЫ ПРЕДСТАВИЛ МНЕ, ДОКАЗЫВАЕТ СУЩЕСТВОВАНИЕ ДВУХ ДО ЭТОГО ВРЕМЕНИ МИФИЧЕСКИХ МИРОВ. ГДЕ–ТО СУЩЕСТВУЕТ МИР, ГДЕ КАЖДЫЙ ДЕЛАЕТ ПРАВИЛЬНЫЙ ВЫБОР, ВЫБОР, ОСНОВАННЫЙ НА ПРИНЦИПАХ МОРАЛИ, ВЫБОР, КОТОРЫЙ ВО МНОГО РАЗ УВЕЛИЧИВАЕТ СЧАСТЬЕ БЛИЖНИХ, ХОТЯ ЭТО, КОНЕЧНО, ПОДРАЗУМЕВАЕТ, ЧТО ГДЕ–ТО ЕЩЕ РАСПОЛАГАЕТСЯ ДЫМЯЩИЙСЯ ОСТАТОК МИРКА, ГДЕ ОНИ НЕ…

– Ой, да ладно! Я знаю, что ты имеешь в виду, и я никогда не верил во всю эту чепуху вроде Ада и Рая.

В комнате нарастала темнота. Голубое свечение от лезвия косы Мрачного Жнеца становилось все более ясным.

– ПОРАЗИТЕЛЬНО, – промолвил Смерть. – ПРОСТО ПОРАЗИТЕЛЬНО. ПОЗВОЛЬ МНЕ ПРЕДЛОЖИТЬ ДРУГОЙ ПРИМЕР: ТЫ – НИ ЧТО ИНОЕ, КАК СЧАСТЛИВЫЙ ПРЕДСТАВИТЕЛЬ СЛАВНОГО ПЛЕМЕНИ ОБЕЗЬЯН, КОТОРЫЙ ПЫТАЕТСЯ ОБЪЯСНИТЬ ВСЮ СЛОЖНОСТЬ МИРОЗДАНИЯ ЧЕРЕЗ ЯЗЫК, ВОЗНИКШИЙ ЛИШЬ ЗАТЕМ, ЧТОБЫ МОЖНО БЫЛО СКАЗАТЬ ДРУГ ДРУГУ, ГДЕ НАХОДИТСЯ СПЕЛЫЙ ФРУКТ?

Задыхаясь, философ все-таки ухитрился промолвить: «Не говори ерунды».

– ЗАМЕЧАНИЕ НЕ ПРЕДПОЛАГАЛОСЬ БЫТЬ УНИЗИТЕЛЬНЫМ. – ответил Смерть. – УЧИТЫВАЯ ОБСТОЯТЕЛЬСТВА, ТЫ МНОГОГО ДОБИЛСЯ.

– Мы уже определенно вышли за рамки старомодных предрассудков!

– ПРЕКРАСНО. КАКОВА СИЛА ДУХА. Я ТОЛЬКО ХОТЕЛ ПРОВЕРИТЬ.

Он подался вперед.

– А ЗНАЕШЬ ЛИ ТЫ ТЕОРИЮ О ТОМ, ЧТО СОСТОЯНИЕ НЕКОТОРЫХ МЕЛЬЧАЙШИХ ЧАСТИЦ НЕОПРЕДЕЛЯЕМО ЛИШЬ ДО ТЕХ ПОР, ПОКА ЗА НИМИ НЕ НАЧИНАЮТ ПРИСТАЛЬНО НАБЛЮДАТЬ? ТОТ ЖЕ КОТ В МЕШКЕ, НАПРИМЕР.

– ХОРОШО, – сказал Смерть. Когда последний огонек угас, он поднялся на ноги и улыбнулся.

»: «Мор, ученик Смерти », «Вор времени », «Мрачный Жнец », «Роковая музыка », «Санта-Хрякус ». Антропоморфная персонификация Смерти мужского рода , обитающая в своей отдельной реальности Плоского мира .

Внешность

Любимые выражения: «справедливости нет. есть только я », «кошки - это хорошо ».

Жизнеописание

Смерть проявляет большой интерес к жизни людей и со временем стал совершать поступки, несовместимые с его профессиональной деятельностью. Сначала он обзавелся домом и земельными угодьями , которые не привязаны к определённой точке во времени и пространстве. Свои владения Смерть создал, исходя из отрывочных представлений о виденных им когда-либо вещах. Он не способен творить, но исключительно хорош в воспроизведении уже существующих вещей. Довольно часто он воспроизводит вещи неправильно, что вызвано неверным пониманием их предназначения: так, например, в ванной комнате, созданной им, водопроводные трубы сделаны из цельного куска металла, без отверстия посередине, а полотенца - твердые, как камень, красиво висящие на крючках.

В последнее время Смерть начал испытывать что-то наподобие сострадания к людям. Он спас и удочерил маленькую девочку Изабель . Спустя некоторое время Смерть, по примеру людей, решил обзавестись подмастерьем и лично выбрал на ярмарке ученика Мора . Во время событий книги «Мор, ученик Смерти » Мор и Изабель поженились и у них родилась дочь Сьюзан . Таким образом, Смерть стал дедушкой.

У Смерти есть лошадь по имени Бинки. Эта лошадь вполне материальна и состоит из плоти и крови. Единственное отличие в том, что она намного превосходит других лошадей размерами и цветом: слишком огромна по сравнению с нормальными лошадьми и слишком бела (настолько бела, что даже светится). Бинки может двигаться со скоростью реальности, что позволяет Смерти оказываться в любом месте практически мгновенно. Обычно она не оставляет следов, но когда Бинки скачет между реальностями, в воздухе за ним остаются светящиеся следы. Каждый месяц Смерть подковывает Бинки у кузнецов по фамилии Ягг в Овцепиках, это право передается кузнецами Ягг из поколения в поколение, за что они имеют славу непревзойденных мастеров молота и наковальни.

Профессия и навыки

Каждый день в своем доме Смерть изучает жизнеизмерители (песочные часы , отсчитывающие положенный срок существования) всего живого на Диске. Исполняя свой мрачный удел, он приходит на Диск, чтобы встретить души умерших людей, успокоить их, объяснить им ситуацию и забрать из мира живых, перерезав своей острой косой нить, связывающую их с бренными останками. В процессе этого ему часто приходится объяснять почившим бесперспективность апелляции по поводу произошедшего, а некоторым - объяснять цели их загробного существования (например, он объяснил покойному Веренсу I, коварно убитому королю Ланкра, что тот будет вынужден скитаться в мире живых в виде призрака, ожидая восстановления справедливости и воцарения на престоле королевства его законного наследника).

Несмотря на свою профессию, Смерть очень плохо разбирается в похоронных обрядах - он крайне редко встречается с людьми на кладбищах.

В первых книгах о Плоском мире Пратчетт упомянул, что за простыми смертными Смерть самолично является очень редко, для этого у него есть подручные, его заменяющие, исключение составляют только лишь волшебники и ведьмы. Хотя практически в каждой книге Смерть посещает простых смертных.

Сверхъестественное владение косой дает Смерти также надежную профессию в мире живых, когда он вынужден там появиться, в виде простого (не Мрачного) жнеца. Работая в поле, Смерть скашивал каждую травинку по отдельности, при этом скорость работы всё равно была фантастической.

Владеет великолепными навыками езды на самых фантастических скакунах.

Также обладает хорошими кулинарными способностями, причём готовит с феноменальной скоростью, так как «время не имеет значения». В книге «Мор, ученик Смерти» Смерть даже трудоустраивался поваром.

Крайне неудачлив в азартных играх, в которые смертные ему иногда предлагают сыграть, поставив на кон душу, за которой Смерть явился. При этом демонстрирует настолько хорошие навыки в стрельбе из лука, игры в бильярд и дартс , что ему приходится специально промахиваться.

Обряд АшкЭнте

Когда волшебникам нужна какая-то достоверная информация, они проводят так называемый Обряд АшкЭнте - вызывают Смерть для разговора. Считается, что он знает обо всём на Диске и никогда не лжёт. Смерть не может не прийти, если его вызывают таким образом. Сначала церемония проведения обряда была сложной, торжественной и мрачной, но со временем она надоела как волшебникам, так и самому Смерти, и теперь для проведения ритуала достаточно нескольких минут, двух брусочков дерева и четырёх кубиков мышиной крови. Позже был открыт ещё более простой вариант проведения обряда АшкЭнте - с помощью сырого яйца (упоминается в книгах «Мрачный Жнец», «Роковая музыка»).

Поскольку Смерть несколько раз за отрезок времени, известный читателям, переставал выполнять свои обязанности, с помощью обряда АшкЭнте в этих случаях вызывали не его, а Мора («Мор - ученик Смерти»), Сьюзан («Роковая музыка») и даже Аудитора реальности («Мрачный Жнец»).

Альберто Малих пробовал провести обряд «наоборот», надеясь в результате избежать встречи со Смертью и стать бессмертным. Однако вместо этого в результате обряда он сам попал во Владения Смерти. Впрочем, поскольку в доме Смерти время не течёт по-настоящему, фактически он получил бессмертие (стареет только при необходимости возвращаться на Диск, см. ниже).

Родственники и коллеги

  • Изабель - приёмная дочь («Мор, ученик Смерти »). Настоящие родители Изабель погибли, пересекая Великий Неф, и Смерть, по словам самой Изабель, «Проявил жалость» к ней и забрал к себе.
  • Мортимер - подмастерье Смерти, впоследствии зять. Был нанят им на работу в канун Дня Всех Пустых на ярмарке в Овцекряжье. После обучения некоторое время работал вместо Смерти, но вызвал нарушение в ходе истории, после чего сразился со Смертью, был побеждён, но пощажен. Впоследствии женился на Изабель.
  • Сьюзан Сто Гелитская - внучка Смерти, дочь Мора и Изабель. Обладает многими сверхъестественными способностями, унаследованными от деда, в частности: может останавливать время, видеть антропоморфические сущности (страшилы, Смерть и т. д.), свободно перемещаться в пространстве, проходить сквозь стены и т. д. Всё время стремится стать нормальным человеком, но по различным причинам ей часто приходится заменять деда на работе или выполнять другие сверхъестественные поручения.
  • Смерть Крыс и Смерть Блох - составные части Смерти (Мрачный Жнец). Во время смещения Смерти с поста образовались отдельные Смерти для каждого вида живых существ, кроме человека. По восстановлении в должности Смерть снова объединил в себе их всех за исключением Смерти Крыс и Смерти Блох - к первому он успел привязаться, а за второго вступился сам Смерть Крыс. Смерть Крыс представляет собой крошечную фигурку в виде крысиного скелета, затянутого в балахон, с миниатюрной косой, с которой он является своим испускающим дух крысам. В отличие от Мрачного Жнеца, ходит пешком, но при необходимости - подсаживается к Смерти. Известен патологическим шкодничеством в адрес кошек. Любимые (они же - единственные) выражения: «писк» и «сн-сн-сн!» (крысиное хихиканье). Для общения с Альбертом и Сьюзан пользуется услугами переводчика - говорящего ворона, который периодически выступает в роли транспорта Смерти крыс. Про Смерть Блох известно только то, что он крошечный.
  • Новый Смерть - был выдвинут на место Смерти во время его отсутствия. Существовал очень недолго. Сразился со Смертью, был побеждён и уничтожен. В отличие от старого Смерти, носил корону, имел соответствующий характер и, возможно, решил заменить косу на недавно изобретённый на Плоском диске комбайн.
  • Азраил - Тот, Кто Притягивает К Себе Все И Вся, Смерть Вселенных, начало и конец времени. Смерть является его воплощением.
  • Альберто Малих - слуга Смерти. В прошлом - Великий Маг, основатель Незримого Университета. Провёл Обряд АшкЭнтэ «наоборот», надеясь стать бессмертным, но вместо этого попал во Владения Смерти. Там Альберт не стареет и служит Смерти уже тысячи лет. В его жизнеизмерителе, по его словам, песка осталось лишь на «девяносто один день, три часа и пять минут» реальной жизни, а после событий в книге «Роковая музыка» вообще 34 секунды, поэтому Альберт старается поменьше возвращаться на Диск, а если ему и приходится покинуть дом Смерти ради каких-либо важных дел в мире живых, торопится вернуться обратно. Большой ценитель холестерина.
  • Всадники Абокралипсиса: Голод, Чума, Война и Хаос - несколько раз неудачно собирались для конца света, вместо этого лишь сыграв в карты. Во время одной из таких сходок у них увели лошадей, в результате, вместо намеченного Апокалипсиса произошёл Абокралипсис, который «Всадники» встретили беспробудной пьянкой в придорожном трактире.

Книги

Смерть присутствует практически во всех книгах, но как главный герой он впервые действует в книге «Мор - ученик Смерти ». Далее основная сюжетная линия с его участием проходит через книги «Мрачный Жнец », «Роковая музыка », «Санта-Хрякус », «Вор времени ».

Часто при эпизодическом появлении Смерти (одна-две реплики) прямо не указано, что герои встречаются именно с ним - читатели узнают его по голосу, который на письме в русских изданиях передаётся ЗАГЛАВНЫМИ БУКВАМИ , тогда как в оригинале Смерть говорил капителью .

Напишите отзыв о статье "Смерть (Плоский мир)"

Примечания

Источники

  • Терри Пратчетт «Цвет волшебства », М:ЭКСМО, 2001
  • Терри Пратчетт «Мор - ученик Смерти », М:ЭКСМО, 2001
  • Терри Пратчетт «Мрачный Жнец », М:ЭКСМО, 2001
  • Терри Пратчетт «Роковая музыка », М:ЭКСМО, 2002
  • Терри Пратчетт «Вор времени », Doubleday, 2001
  • Терри Пратчетт и Стивен Бригз «The Discworld Companion» (3rd ed.), London:Gollancz, 2003
  • Death"s Domain , Corgi 1999

Отрывок, характеризующий Смерть (Плоский мир)

Соня, как и всегда, отстала от них, хотя воспоминания их были общие.
Соня не помнила многого из того, что они вспоминали, а и то, что она помнила, не возбуждало в ней того поэтического чувства, которое они испытывали. Она только наслаждалась их радостью, стараясь подделаться под нее.
Она приняла участие только в том, когда они вспоминали первый приезд Сони. Соня рассказала, как она боялась Николая, потому что у него на курточке были снурки, и ей няня сказала, что и ее в снурки зашьют.
– А я помню: мне сказали, что ты под капустою родилась, – сказала Наташа, – и помню, что я тогда не смела не поверить, но знала, что это не правда, и так мне неловко было.
Во время этого разговора из задней двери диванной высунулась голова горничной. – Барышня, петуха принесли, – шопотом сказала девушка.
– Не надо, Поля, вели отнести, – сказала Наташа.
В середине разговоров, шедших в диванной, Диммлер вошел в комнату и подошел к арфе, стоявшей в углу. Он снял сукно, и арфа издала фальшивый звук.
– Эдуард Карлыч, сыграйте пожалуста мой любимый Nocturiene мосье Фильда, – сказал голос старой графини из гостиной.
Диммлер взял аккорд и, обратясь к Наташе, Николаю и Соне, сказал: – Молодежь, как смирно сидит!
– Да мы философствуем, – сказала Наташа, на минуту оглянувшись, и продолжала разговор. Разговор шел теперь о сновидениях.
Диммлер начал играть. Наташа неслышно, на цыпочках, подошла к столу, взяла свечу, вынесла ее и, вернувшись, тихо села на свое место. В комнате, особенно на диване, на котором они сидели, было темно, но в большие окна падал на пол серебряный свет полного месяца.
– Знаешь, я думаю, – сказала Наташа шопотом, придвигаясь к Николаю и Соне, когда уже Диммлер кончил и всё сидел, слабо перебирая струны, видимо в нерешительности оставить, или начать что нибудь новое, – что когда так вспоминаешь, вспоминаешь, всё вспоминаешь, до того довоспоминаешься, что помнишь то, что было еще прежде, чем я была на свете…
– Это метампсикова, – сказала Соня, которая всегда хорошо училась и все помнила. – Египтяне верили, что наши души были в животных и опять пойдут в животных.
– Нет, знаешь, я не верю этому, чтобы мы были в животных, – сказала Наташа тем же шопотом, хотя музыка и кончилась, – а я знаю наверное, что мы были ангелами там где то и здесь были, и от этого всё помним…
– Можно мне присоединиться к вам? – сказал тихо подошедший Диммлер и подсел к ним.
– Ежели бы мы были ангелами, так за что же мы попали ниже? – сказал Николай. – Нет, это не может быть!
– Не ниже, кто тебе сказал, что ниже?… Почему я знаю, чем я была прежде, – с убеждением возразила Наташа. – Ведь душа бессмертна… стало быть, ежели я буду жить всегда, так я и прежде жила, целую вечность жила.
– Да, но трудно нам представить вечность, – сказал Диммлер, который подошел к молодым людям с кроткой презрительной улыбкой, но теперь говорил так же тихо и серьезно, как и они.
– Отчего же трудно представить вечность? – сказала Наташа. – Нынче будет, завтра будет, всегда будет и вчера было и третьего дня было…
– Наташа! теперь твой черед. Спой мне что нибудь, – послышался голос графини. – Что вы уселись, точно заговорщики.
– Мама! мне так не хочется, – сказала Наташа, но вместе с тем встала.
Всем им, даже и немолодому Диммлеру, не хотелось прерывать разговор и уходить из уголка диванного, но Наташа встала, и Николай сел за клавикорды. Как всегда, став на средину залы и выбрав выгоднейшее место для резонанса, Наташа начала петь любимую пьесу своей матери.
Она сказала, что ей не хотелось петь, но она давно прежде, и долго после не пела так, как она пела в этот вечер. Граф Илья Андреич из кабинета, где он беседовал с Митинькой, слышал ее пенье, и как ученик, торопящийся итти играть, доканчивая урок, путался в словах, отдавая приказания управляющему и наконец замолчал, и Митинька, тоже слушая, молча с улыбкой, стоял перед графом. Николай не спускал глаз с сестры, и вместе с нею переводил дыхание. Соня, слушая, думала о том, какая громадная разница была между ей и ее другом и как невозможно было ей хоть на сколько нибудь быть столь обворожительной, как ее кузина. Старая графиня сидела с счастливо грустной улыбкой и слезами на глазах, изредка покачивая головой. Она думала и о Наташе, и о своей молодости, и о том, как что то неестественное и страшное есть в этом предстоящем браке Наташи с князем Андреем.
Диммлер, подсев к графине и закрыв глаза, слушал.
– Нет, графиня, – сказал он наконец, – это талант европейский, ей учиться нечего, этой мягкости, нежности, силы…
– Ах! как я боюсь за нее, как я боюсь, – сказала графиня, не помня, с кем она говорит. Ее материнское чутье говорило ей, что чего то слишком много в Наташе, и что от этого она не будет счастлива. Наташа не кончила еще петь, как в комнату вбежал восторженный четырнадцатилетний Петя с известием, что пришли ряженые.
Наташа вдруг остановилась.
– Дурак! – закричала она на брата, подбежала к стулу, упала на него и зарыдала так, что долго потом не могла остановиться.
– Ничего, маменька, право ничего, так: Петя испугал меня, – говорила она, стараясь улыбаться, но слезы всё текли и всхлипывания сдавливали горло.
Наряженные дворовые, медведи, турки, трактирщики, барыни, страшные и смешные, принеся с собою холод и веселье, сначала робко жались в передней; потом, прячась один за другого, вытеснялись в залу; и сначала застенчиво, а потом всё веселее и дружнее начались песни, пляски, хоровые и святочные игры. Графиня, узнав лица и посмеявшись на наряженных, ушла в гостиную. Граф Илья Андреич с сияющей улыбкой сидел в зале, одобряя играющих. Молодежь исчезла куда то.
Через полчаса в зале между другими ряжеными появилась еще старая барыня в фижмах – это был Николай. Турчанка был Петя. Паяс – это был Диммлер, гусар – Наташа и черкес – Соня, с нарисованными пробочными усами и бровями.
После снисходительного удивления, неузнавания и похвал со стороны не наряженных, молодые люди нашли, что костюмы так хороши, что надо было их показать еще кому нибудь.
Николай, которому хотелось по отличной дороге прокатить всех на своей тройке, предложил, взяв с собой из дворовых человек десять наряженных, ехать к дядюшке.
– Нет, ну что вы его, старика, расстроите! – сказала графиня, – да и негде повернуться у него. Уж ехать, так к Мелюковым.
Мелюкова была вдова с детьми разнообразного возраста, также с гувернантками и гувернерами, жившая в четырех верстах от Ростовых.
– Вот, ma chere, умно, – подхватил расшевелившийся старый граф. – Давай сейчас наряжусь и поеду с вами. Уж я Пашету расшевелю.
Но графиня не согласилась отпустить графа: у него все эти дни болела нога. Решили, что Илье Андреевичу ехать нельзя, а что ежели Луиза Ивановна (m me Schoss) поедет, то барышням можно ехать к Мелюковой. Соня, всегда робкая и застенчивая, настоятельнее всех стала упрашивать Луизу Ивановну не отказать им.
Наряд Сони был лучше всех. Ее усы и брови необыкновенно шли к ней. Все говорили ей, что она очень хороша, и она находилась в несвойственном ей оживленно энергическом настроении. Какой то внутренний голос говорил ей, что нынче или никогда решится ее судьба, и она в своем мужском платье казалась совсем другим человеком. Луиза Ивановна согласилась, и через полчаса четыре тройки с колокольчиками и бубенчиками, визжа и свистя подрезами по морозному снегу, подъехали к крыльцу.
Наташа первая дала тон святочного веселья, и это веселье, отражаясь от одного к другому, всё более и более усиливалось и дошло до высшей степени в то время, когда все вышли на мороз, и переговариваясь, перекликаясь, смеясь и крича, расселись в сани.
Две тройки были разгонные, третья тройка старого графа с орловским рысаком в корню; четвертая собственная Николая с его низеньким, вороным, косматым коренником. Николай в своем старушечьем наряде, на который он надел гусарский, подпоясанный плащ, стоял в середине своих саней, подобрав вожжи.
Было так светло, что он видел отблескивающие на месячном свете бляхи и глаза лошадей, испуганно оглядывавшихся на седоков, шумевших под темным навесом подъезда.
В сани Николая сели Наташа, Соня, m me Schoss и две девушки. В сани старого графа сели Диммлер с женой и Петя; в остальные расселись наряженные дворовые.
– Пошел вперед, Захар! – крикнул Николай кучеру отца, чтобы иметь случай перегнать его на дороге.
Тройка старого графа, в которую сел Диммлер и другие ряженые, визжа полозьями, как будто примерзая к снегу, и побрякивая густым колокольцом, тронулась вперед. Пристяжные жались на оглобли и увязали, выворачивая как сахар крепкий и блестящий снег.
Николай тронулся за первой тройкой; сзади зашумели и завизжали остальные. Сначала ехали маленькой рысью по узкой дороге. Пока ехали мимо сада, тени от оголенных деревьев ложились часто поперек дороги и скрывали яркий свет луны, но как только выехали за ограду, алмазно блестящая, с сизым отблеском, снежная равнина, вся облитая месячным сиянием и неподвижная, открылась со всех сторон. Раз, раз, толконул ухаб в передних санях; точно так же толконуло следующие сани и следующие и, дерзко нарушая закованную тишину, одни за другими стали растягиваться сани.
– След заячий, много следов! – прозвучал в морозном скованном воздухе голос Наташи.
– Как видно, Nicolas! – сказал голос Сони. – Николай оглянулся на Соню и пригнулся, чтоб ближе рассмотреть ее лицо. Какое то совсем новое, милое, лицо, с черными бровями и усами, в лунном свете, близко и далеко, выглядывало из соболей.
«Это прежде была Соня», подумал Николай. Он ближе вгляделся в нее и улыбнулся.
– Вы что, Nicolas?
– Ничего, – сказал он и повернулся опять к лошадям.
Выехав на торную, большую дорогу, примасленную полозьями и всю иссеченную следами шипов, видными в свете месяца, лошади сами собой стали натягивать вожжи и прибавлять ходу. Левая пристяжная, загнув голову, прыжками подергивала свои постромки. Коренной раскачивался, поводя ушами, как будто спрашивая: «начинать или рано еще?» – Впереди, уже далеко отделившись и звеня удаляющимся густым колокольцом, ясно виднелась на белом снегу черная тройка Захара. Слышны были из его саней покрикиванье и хохот и голоса наряженных.
– Ну ли вы, разлюбезные, – крикнул Николай, с одной стороны подергивая вожжу и отводя с кнутом pуку. И только по усилившемуся как будто на встречу ветру, и по подергиванью натягивающих и всё прибавляющих скоку пристяжных, заметно было, как шибко полетела тройка. Николай оглянулся назад. С криком и визгом, махая кнутами и заставляя скакать коренных, поспевали другие тройки. Коренной стойко поколыхивался под дугой, не думая сбивать и обещая еще и еще наддать, когда понадобится.
Николай догнал первую тройку. Они съехали с какой то горы, выехали на широко разъезженную дорогу по лугу около реки.
«Где это мы едем?» подумал Николай. – «По косому лугу должно быть. Но нет, это что то новое, чего я никогда не видал. Это не косой луг и не Дёмкина гора, а это Бог знает что такое! Это что то новое и волшебное. Ну, что бы там ни было!» И он, крикнув на лошадей, стал объезжать первую тройку.
Захар сдержал лошадей и обернул свое уже объиндевевшее до бровей лицо.
Николай пустил своих лошадей; Захар, вытянув вперед руки, чмокнул и пустил своих.
– Ну держись, барин, – проговорил он. – Еще быстрее рядом полетели тройки, и быстро переменялись ноги скачущих лошадей. Николай стал забирать вперед. Захар, не переменяя положения вытянутых рук, приподнял одну руку с вожжами.
– Врешь, барин, – прокричал он Николаю. Николай в скок пустил всех лошадей и перегнал Захара. Лошади засыпали мелким, сухим снегом лица седоков, рядом с ними звучали частые переборы и путались быстро движущиеся ноги, и тени перегоняемой тройки. Свист полозьев по снегу и женские взвизги слышались с разных сторон.
Опять остановив лошадей, Николай оглянулся кругом себя. Кругом была всё та же пропитанная насквозь лунным светом волшебная равнина с рассыпанными по ней звездами.
«Захар кричит, чтобы я взял налево; а зачем налево? думал Николай. Разве мы к Мелюковым едем, разве это Мелюковка? Мы Бог знает где едем, и Бог знает, что с нами делается – и очень странно и хорошо то, что с нами делается». Он оглянулся в сани.
– Посмотри, у него и усы и ресницы, всё белое, – сказал один из сидевших странных, хорошеньких и чужих людей с тонкими усами и бровями.
«Этот, кажется, была Наташа, подумал Николай, а эта m me Schoss; а может быть и нет, а это черкес с усами не знаю кто, но я люблю ее».
– Не холодно ли вам? – спросил он. Они не отвечали и засмеялись. Диммлер из задних саней что то кричал, вероятно смешное, но нельзя было расслышать, что он кричал.
– Да, да, – смеясь отвечали голоса.
– Однако вот какой то волшебный лес с переливающимися черными тенями и блестками алмазов и с какой то анфиладой мраморных ступеней, и какие то серебряные крыши волшебных зданий, и пронзительный визг каких то зверей. «А ежели и в самом деле это Мелюковка, то еще страннее то, что мы ехали Бог знает где, и приехали в Мелюковку», думал Николай.
Действительно это была Мелюковка, и на подъезд выбежали девки и лакеи со свечами и радостными лицами.
– Кто такой? – спрашивали с подъезда.
– Графские наряженные, по лошадям вижу, – отвечали голоса.

Пелагея Даниловна Мелюкова, широкая, энергическая женщина, в очках и распашном капоте, сидела в гостиной, окруженная дочерьми, которым она старалась не дать скучать. Они тихо лили воск и смотрели на тени выходивших фигур, когда зашумели в передней шаги и голоса приезжих.
Гусары, барыни, ведьмы, паясы, медведи, прокашливаясь и обтирая заиндевевшие от мороза лица в передней, вошли в залу, где поспешно зажигали свечи. Паяц – Диммлер с барыней – Николаем открыли пляску. Окруженные кричавшими детьми, ряженые, закрывая лица и меняя голоса, раскланивались перед хозяйкой и расстанавливались по комнате.