Плод недолгой науки значение. Сатиры

Первая сатира («На хулящих учение. К уму своему») открывается знаменитыми стихами: «Уме недозрелый, плод недолгой науки! / Покойся, не принуждай к перу мои руки...»

Сатирик перечисляет доводы тех, кто считает науки ненужными. Ханжа Критон видит в них причину безбожия: «Расколы и ереси науки суть дети; / Больше врёт, кому надо больше разумети». Прежде люди покорно шли к церковной службе и слушали её, не понимая. Теперь, к соблазну Церкви, стали сами читать Библию, забыли про посты, не пьют квасу, разучились класть поклоны и ставить свечи, считают, что монастырям не пристали вотчины. Скопидом Сильва говорит, что учение наводит голод: не учась латыни, больше собирали хлеба. Дворянин не должен грамотно говорить и постигать причину мира: он от этого не узнает, сколько крадёт приказчик и как прибавить число бочек с винного заводу. «Землю в четверти делить без Евклида смыслим, / Сколько копеек в рубле, без алгебры счислим». «Румяный, трижды рыгнув, Лука подпевает»: наука мешает людям веселиться и разрушает компанию. Вино - дар божественный; весёлый человек, оставя стакан, не возьмётся за книгу. Щёголь Медор тужит, что на книги много исходит бумаги, а ему уже не на что завернуть завитые кудри; Виргилий и Цицерон двух денег не стоят перед славным портным и сапожником. «Вот часть речей, что на всяк день звенят мне в уши».

Да и видно, что без науки легче добиться успеха. Чтобы стать епископом, довольно клобуком покрыть главу, брюхо - бородою и, раздувшись в карете, всех лицемерно благословлять. Судье довольно вздеть перук с узлами и бранить приходящих с пустыми руками. Законов ему знать не надобно: то дело подьячих лезть на бумажные горы.

Всякий невежда мнит себя быть достойным самого высшего чина и почестей. Так уму и не надо этих почестей искать, а надо, сидя в своём углу, в себе самом хранить знание о пользе наук, а не объяснять её другим.

Сатира вторая («На зависть и гордость дворян злонравных»), диалог между Филаретом («Любящим добродетель») и Евгением («Благородным», т. е. знатным). Филарет встречает Евгения в великой грусти и угадывает тому причину: «Трифону лента дана, Туллий деревнями / Награждён - ты с древними презрен именами». Евгений подтверждает. Его огорчает, что вчерашние пирожники и сапожники вспрыгнули на высокую степень, а он со своей знатностью ничего не достиг. «Знатны уж предки мои были в царство Ольги» и с тех пор управляли и на войне, и в судах, «А батюшка уж всем верх - так его не стало, / Государства правое плечо с ним отпало». Обидно, имея таких предков, всюду видеть себя последним.

Филарет отвечает обстоятельно и откровенно. Благородство - вещь важная, но должно оно быть добыто или подтверждено собственными заслугами. А грамота, «плеснью и червями изгрызена», никакого достоинства человеку не даёт: «Мало пользует тебя звать хоть сыном царским, / Если в нравах с гнусным ты не равнствуешь псарским»; в благородных течёт та же кровь, что и в холопах. Евгений никаких заслуг перед отечеством не имеет, а сам признал, что предки его не иначе, как по заслугам получали свои чины и награды. «Пел петух, встала заря, лучи осветили / Солнца верхи гор - тогда войско выводили / На поле предки твои, а ты под парчою, / Углублён мягко в пуху телом и душою, / Грозно соплешь, пока дня пробегут две доли...»

Далее описывается день щёголя. С утра он долго нежится, затем пьёт чай или кофе, прихотливо причёсывается, обувается в тесные башмаки («Пот с слуги валится, / В две мозоли и тебе краса становится»), надевает наряд ценой в целую деревню и выбранный с искусством, которое сложнее науки римского права. Затем он предаётся обжорству, окружённый гнусными друзьями, которые, конечно, оставят его, как только он промотается. Евгений же постоянно приближает час своего разорения, предаваясь мотовству и картёжной игре: не одну деревню он уже проиграл.

А чтобы занимать важные должности, нужны многие знания. Евгений же ничего не знает из многосложной военной науки, моря боится и править кораблём не способен. Судьёй может быть тот, кто «Мудры не спускает с рук законы Петровы, / Коими мы стали вдруг народ уже новый», - и к тому же добросердечен - Евгений, кроме своего невежества, бесчувствен и жесток: смеётся нищете, бьёт холопа до крови, что махнул рукою вместо правой левою, по мотовству своему считает законными все способы пополнить пустой кошелёк. Даже придворных чинов он заслужить не может. Евгений ленив, а придворные чины добываются хлопотами и терпением. Вон царедворец Клит: он целые дни проводит в чужих передних, осторожно меряет слова, чтобы никого не обидеть, и вместе с тем прямо идёт к своей цели. Таким качествам не грех и поучиться - с тем чтобы употреблять их на добрые дела.

Словом, злонравие Евгения делает его ни на что не годным: «Исправь себя и тогда жди, дружок, награду; / По тех пор забытым быть не считай в досаду». А что Туллий и Трифон не имеют знатных предков - это ничего не значит. Как предки Евгения начинали знатный род при Ольге, так Трифон и Туллий начали теперь свой. Адам дворян не родил, и Ной в ковчеге спас всех равных себе земледельцев. «От них мы все сплошь пошли, иной поранее, / Оставя дудку, соху, другой попозднее».

Сатира седьмая («О воспитании. К князю Никите Юрьевичу Трубецкому») есть скорее эпистола, чем сатира: развёрнутое изложение мыслей о предмете рассуждения. Поэт начинает с обличения общего мнения, будто бы разум даётся исключительно с возрастом и что поэтому молодой человек не может дать здравого совета. Отчего же такой предрассудок? Многие говорят, что человек от природы склонен вдаваться в обман, но на самом деле от воспитания зависит больше: любая нива засохнет, если её не поливать; любая же и даст плод при искусном уходе. Это знал Петр Великий, который сам стремился искать добрые примеры в других странах и открывал училища для подданных. Правильное воспитание - путь к совершенству: «Главное воспитания в том состоит дело, / Чтоб сердце, страсти изгнав, младенчее зрело / В добрых нравах утвердить, чтоб чрез то полезен / Сын твой был отечеству, меж людьми любезен / И всегда желателен, - к тому все науки / Концу и искусства все должны подать руки».

Можно быть великим учёным или воином - но злонравного и нелюбезного человека никто добром не помянет. Только добродетель может дать человеку спокойную совесть и бесстрашное ожидание кончины. Лучше простой ум с чистой совестью, чем острый разум со злобой.

Не надо всё время твердить детям строгие уставы и ругать их, тем более прилюдно - этим лишь отобьёшь любовь к добродетели. Лучше всего действовать примером. Заметив в сыне дурную склонность, надо указать ему на кого-нибудь, кто страдает от неё: скупца, иссохшего над своим золотом, мота в тюрьме, больного любострастника. Надо осторожно выбирать ребёнку слуг и всё окружение: оно сильно влияет на воспитание. Часто сын теряет добродетель в объятиях рабыни и учится у слуг лгать. Злее же всех пример - родители. Нет толку читать ребёнку наставления, если он беспрестанно видит зло в собственном отце. Кто и не может избегать зла сам, пусть скроет его от сына: ведь никто не покажет гостю беспорядок в своём доме, а дети ближе, чем гость. Многим такие наставления от молодого человека покажутся за вздор, заключает поэт, так они могут и не читать этих стихов, которые писаны для одной забавы...

11 Сатира сия, первый опыт стихотворца в сем роде стихов, писана в конце 1729 года, в двадесятое лето его возраста. Насмевается он ею невежам и презирателям наук, для чего и надписана была "На хулящих учения". Писал он ее для одного только провождения своего времени, не намерен будучи обнародить; но по случаю один из его приятелей, выпросив ее прочесть, сообщил Феофану, архиепископу Новгородскому, который ее везде с похвалами стихотворцу рассеял и, тем не доволен, возвращая ее, приложил похвальные сочинителю стихи и в дар к нему прислал книгу "Гиралдия о богах и стихотворцах". Тому архипастырю следуя, архимандрит Кролик многие в похвалу творцу стихи надписал (которые вместе с Феофановыми в начале книжки приложены), чем он ободрен, стал далее прилежать к сочинению сатир.

2 Уме недозрелый, плод и проч. Тут наука значит наставление, действо того, кто другого кого учит. Так, в пословице говорим: Плеть не мука, да впредь наука.

3 Творцом не слыти. Творец - то ж, что сочинитель или издатель книги, с латинского - автор.

4 Нетрудные в наш век. Слова в наш век посмешкою вставлены. Путь к истинной славе всегда бывал весьма труден, но в наш век легко многими дорогами к ней дойти можно, понеже не нужны нам уже добродетели к ея приобретению.

5 Всех неприятнее тот, что босы проклали девять сестр. Всего труднее славы добиться чрез науки. Девять сестр - музы, богини и изобретательницы наук, Юпитера и Памяти дочери. Имена их: Клио, Урания, Евтерпе, Ератон, Фалия, Мелпомене, Терпсихоре, Каллиопе и Полимния. Обычайно имя муз стихотворцы за самые науки употребляют. Босы, сиречь убогие, для того, что редко ученые люди богаты.

6 Расцвеченна марморами саду. Украшенного статуями или столбами и другими зданиями мраморными.

7 Овцу не прибавит. Человек чрез науки не разбогатеет; каков от отца ему оставлен доход, таков останется, ничего к нему не прибавит.

8 В нашем молодом монархе. О Петре Втором говорит, который вступал тогда в пятое на десять лето своего возраста, рожден быв 12 октября 1715 года.

9 Музам. Смотри примечание под стихом 7.

10 Аполлин. Сын Юпитера и Латоны, брат Дианы, у древних за бога наук и начальника муз почитан.

11 Чтяща свою свиту видел его самого. В Аполлиновой свите находятся музы. Петр II собою показал образ почитания наук, понеже сам, пока не был обременен правлением государства, обучался приличным такой высочайшей особе наукам. Прежде восшествия на престол его величество имел учителя Зейкана, родом венгерца; а потом, в 1727 году, взят для наставления его величества Христиан Гольдбах, Санктпетербургской Академии наук секретарь. По прибытии своем в Москву его величество изволил подтвердить привилегии Академии наук, учредив порядочные и постоянные доходы профессорам и прочим служителям того училища.

12 Жителей парнасских. Парнас есть гора в Фоциде, провинции греческой, посвященна музам, на которой они свое жилище имеют. Ученые люди фигурально парнасскими жительмн называются. Сим стихом стихотворец припоминает великодушие монарха к учителям, которые на его величества иждивении тщатся приумножить науки и ученых людей.

13 Расколы и ереси. Хотя то правда, что почти все ересей начальники были ученые люди, однако ж от того не следует, что тому причина была их наука, понеже много ученых, которые не были еретики. Таков есть святой Павел - апостол, Златоустый, Василий Великий и прочие. Огонь служит и нагревать и разорять людей вконец, каково будешь его употреблять. Пользует он, ежели употребление добро; вредит - ежели употребление зло. Подобно и наука; однако для того ни огонь, ни наука не злы, но зол тот, кто их употребляет на зло. Между тем и то приметно, что в России расколы больше от глупости, чем от учения рождаются; суеверие же есть истое невежества порождение.

14 Приходит в безбожие. Обыкновенное невежд мнение есть, что все, которые многому книг чтению вдаются, напоследок не признают бога. Весьма то ложно, понеже сколько кто величество и изрядный порядок твари познает, что удобнее из книг бывает, столько больше чтить творца природным смыслом убеждается; а невежество приводит в злые весьма о божестве мнения, как, наприклад, богу уды и страсти человеческие приписывать.

15 Критон с четками в руках ворчит. Вымышленным именем Критона (каковы будут все в следующих сатирах) означается тут притворного богочтения человек, невежда и суеверный, который наружности закона существу его предпочитает для своей корысти.

16 Силван другую вину. Под именем Силвана означен старинный скупой дворянин, который об одном своем поместье радеет, охуждая то, что к распространению его доходов не служит.

17 Гораздо в невежестве больше хлеба жали. Не гораздо ли смешно приписывать наукам в вину то, что от одной леность земледельцев или от непорядочного воздуха происходить может.

18 Довод, порядок в словах. Тому учат витийство и наипаче логика, которыя дело есть право о вещи какой рассуждать и то другому ясными доказать доводами.

19 Кто души силу и пределы. В сем стихе о метафизике говорится, которая рассуждает о сущем вообще и о свойствах души и духов.

20 Строй мира и вещей выведать премену иль причину. Физика или естествословие испытает состав мира и причину или отменение всех вещей в мире.

21 Чтоб вызнать руд свойства. Химия тому учит. Слово руда значит металл, каково есть золото, сребро, медь, железо и прочая.

22 Трав, болезней знание. То есть медицина или докторство.

23 Ищет в руке знаки. Докторы, желая узнать силу болезни, щупают в руке больного ударение жилы, от чего познают, каково течение крови и, следовательно, слабость или жестокость болезни.

24 Внутрь никто видел живо тело. То есть, хотя анатомисты и знают тела состав и состояние, однако нельзя от того рассудить о тех непорядках, которые в живом человеке случаются, понеже еще никто не видал, каково есть движение внутренних человека.

25 К чему звезд течение числить. О астрономии тут слово идет.

26 За одним пятном. В солнце и в планетах астрономы пятна с любопытством примечают, по оным признавая время, в которое они круг своего центра вертятся. При соединении двух планет живет то, что нижний пятном кажется в вышнем планете. В луне усматриваются подвижные пятна, которые чаятельно суть тени ея высоких гор. Смотри Фонтенелла "О множестве миров".

27 Солнце ль движется, или мы с землею (Фонтенелл "О множестве миров", вечер 1-й). Два мнения имеют астрономы о системе (состав) света. Первое и старое есть, в котором Земля вместо средоточия всего система имеется и неподвижна стоит, а около ея планеты Солнце, Сатурн, Юпитер, Марс, Меркурий, "Пула и Венус вертятся, всякий в известное время. Система сие, по Птоломею, своему вымыслителю, называется Птолемаическою; другое есть, которое Солнце неподвижно (но около самого себя обращающееся) поставляет, а прочие планеты, между которыми есть и Земля, в учрежденное всякому время около его вертятся. Луна уже не планета, но сателлес есть Земли, около которой круг свой совершает в 29 дней. Система сие выдумал Коперник, немчин, и для того Коперническою называется. Есть и третие система, Тихона Брахея, датчина родом, которое, однако ж, из прежних двух составлено, понеже он с Птоломеем согласуется в том, что Земля стоит и что солнце около ея вертится, но с Коперником всех прочих планет движение около солнца поставляет.

28 В четверти делить без Евклида смыслим. Четверть есть часть земли или пашни в 20 сажен ширины и 80 длины. Евклид был славный математик александрийский, где во время Птоломея Лага математическое училище держал в лето по создании Рима 454. Трудов его у нас, между прочим, остались "Елементы", содержащие в 15-ти книгах основание всей геометрии.

29 Без алгебры. Алгебра есть часть математики весьма трудная, но и преполезная, понеже служит в решении труднейших задач всея математики. Можно назвать ее генеральною арифметикою, понеже части их по большей мере между собою сходны, только что арифметика употребляет для всякого числа особливые знаки, а алгебра генеральные, которые всякому числу служат. Наука сия, сказывают, в Европу пришла от арап, которых мнят быть ея изобретательми; имя самое алгебры есть арапское, которые ее называют Алжабр Валмукабала, то есть наверстать или соравнять.

30 Румяный, трожды рыгнув, Лука. Лука - пьяница, с вина румяный и с вина, часто рыгая, говорит и проч.

31 К сообществу божия тварь стали. Бог нас создал для сообщества.

32 Для мертвых друзей. То есть для книг.

33 Вино - дар божественный. Гораций нечто подобное говорит в следующих стихах своего V письма, книги I: Quid non ebrietas designat? operta recludit: Spes jubet esse ratas: in praelia trudit inermem; Sollicitis animis onus eximit: addocet artes Fecundi calices quem non fecere disertum! Contracta quern non in paupertate solutum!

34 Любовник легче вином в цель свою доходит. Свидетельство сему есть Лотова история, которого дочери, его вином упоивши, похоть свою исполнили. Святый Павел говорит: Не упивайтеся вином, в нем же есть блуд.

35 Когда по небу. Подражание из следующих Овидиевых стихов 7-й его Элегии: In caput alta suum labentur ab aequore retro Flumina, conversis solque recurret equis: Terra feret stellas, coelum findetur aratro, Unda dabit flammas, et dabit ignis aquas. 36 Медор. Щеголь тем именем означен.

37 Завертеть завитые кудри. Когда хотим волосы завивать, то по малому пучку завиваем, и, обвертев те пучки бумагою, сверх нея горячими железными щипцами нагреваем, и так прямые волосы в кудри претворяются.

38 Не сменит на Сенеку. То есть не сменит на книгу Сенекову фунт пудры. Сенека был философ секты стоической, учитель Нерона - императора римского, от которого убит лета Христова 65. Сего Сенеки имеются многие, и почти лучшие из древних, нравоучительные книги.

39 Пред Егором Виргилий. Егор был славный сапожник Москве, умер 1729 г. Виргилий, стихотворец латинский, был сын некоего горшечника из города Аиды в провинции Мантуанской, где родился 15 октября в 684 лето по создании Рима, то есть в 27-е пред рождеством Христовым. В Рим приехав, за его превосходный ум охотно с ним дружбу свели многие из знатнейших города, между которыми были первые император Август, Меценат и Поллион. Весь свет дивится стихам его, которыми у всех достал себе имя князя стихотворцев латинских. Умер в Бринде, городе Калаврии, возвращаяся с Августом из Греции в лето по создании Рима 735, в 51 своего возраста, и погребен близ Неаполя.

40 Рексу - не Цицерону. Рекс был славный портной в Москве, родом немчин; Марко Туллий Цицерон был сын римского некоего всадника из поколения Тита Тация, короля сабинского. Еще в юношестве своем Цицерон речи говорил в сенате, столь дерзновенны против друзей Катилиновых, что, убоявся за то на себя нападения, уехал в Грецию, где у знатнейших учителей обучився, в такое совершенство привел латинское сладкоречие, что отцом того назван. В 691 лето по создании Рима выбран он с Антонином Непотом в консулы. Антониевым повелением убит в лето по создании 711, в 43 прежде пришествия Спасителева и 64 своего возраста, рожден быв 3 числа января лета по создании Рима 648.

41 Когда нет пользы, ободряет к трудам хвала. Всех наших действ два повода: польза или похвала. Не обыкли люди или редко следуют добродетели держаться для того, что добродетель собою красна.

42 Нежли купцу. Имя купца значит посадского: известно, что они великие пиволюбцы и охотники к крепкому пиву, которого часто и в 5 пуд хмеля варю варят.

43 Твой суд. Твое рассуждение.

44 Ключари святые. Церковные пастыри, епископы.

45 Им же Фемис вески вверила златые. То есть судьи. Фемис - богиня правосудия, дочь Земли и Неба, пишется с весками в руках.

46 Мало любят, чуть не все, истинну украсу. Истинною украсою называет стихотворец науку; и подлинно, невежество голо и срамно.

47 Риза полосата. Епанча из шелковой парчи безрукавна, сшита на подоле и разных цветов полосами поперек расшита, которую сверх всего платья архиереи надевают. Обыкновенно мантиею называют.

48 Цепь от злата. Архиереи повседневно сверх рясы, а в священнослужении сверх саккоса повешену имеют на шее цепочку золотую или серебряную, к которой привешен образ, на финифти написанный, Спасителя, богоматери или какого святого. Обыкновенно цепочку тую с образом панагиею зовут, от греческого слова??????? - пресвятая, прилагательное, которым обыкновенно богородица означается.

49 Брюхо - бородою. Широкую бороду и по брюху распущенну невежды священническому чину за особливую украсу приписуют. Димитрий, митрополит Ростовский (писатель жития святых), целую книжицу сочинил против суеверия простолюдных о бороде. Напечатана в Москве в 1714 году. Раскольщики бороду брить в грех ставят.

50 Клюку пред тобою. То есть патерицу. Когда архиерей выезжает с двора, один из его певцов верхом везет патерицу епископскую в знак его церковной власти.

51 Праву и леву. Разумеется: руку.

52 Выпись позабудет. Выпись есть письмо приказное, которым судья удостоверяет, что товар какой чист и что с него в государственную казну пошлина взята, или подтверждает владение земли, деревни, двора и проч.

53 Кто просит с пустыми руками. То есть челобитчик, который подарков не дает, который ничего, прося, не подносит.

54 Граждански уставы, иль естественный закон, иль народны правы. - Гражданские уставы суть законы, учрежденные от государей, для расправы в судах, каково у нас Уложенье. Закон естественный есть правило, от самой природы нам предписанное, которое всегда неотменно и без которого никакое сообщество устоять не может. Народны правы суть законы, которые содержать должны народы разных властей для удобного взаимного сообщения и взаимной пользы.

55 Лезть на бумажны горы. То есть шевелить, читать такое множество книг.

56 К нам не дошло время то и проч. Не дошло к нам то время, когда от одной мудрости ожидать было должно человеку свое награждение и повышение в вышние чины.

57 Златой век. Стихотворцы разделяют времена на четыре века, а именно: на золотой, серебряный, медный и железный, и говорят, что в златом веке люди все одной только добродетели прилежали, отдаляяся всяких злостей.

58 Мудрость одолело. В сем месте мудрость есть винительного падежа.

59 Под митрой. Митра есть шапка архиерейская, в священнослужении употребляема.

60 Судит за красным сукном. Во всех приказах стол, за которым судьи заседают, покрыт обычайно красным сукном.

61 На дудочке песни три играет. Дудочка тут значит косой флейт, который был, когда сатира сия писана, в славе, и почти все молодые люди на нем играть обучалися.

62 Семи мудрецов. Славные в Греции семь мудрецов были: Фалес, Питакус, Биас, Солон, Клеобул, Минос и Хилон. Некоторые вместо трех последних кладут Периандра, Анахарса и Эпаминонда; иные же -Писистрата, Трасибула, милетского тирана, и Феницида Сирийского. Смотри де Ларея в житии семи мудрецов, лист 1-й.

63 Часовник - книга, содержащая повседневные молитвы греческой церкви.

64 Псалтырь и послания. То есть книгу царя Давида и апостолов послания.

65 В Златоусте не запнусь. В Златоустовом толковании на Евангелие, которое переведено с греческого весьма неясно.

66 Писец. То есть подьячий.

67 Письмом ясным. Наши подьячие, когда пишут, об одном только тщатся, чтоб письмо их было четко и красиво; что же до правописания касается, так мало к тому прилежат, что и не нужно то чают; для того, если желаешь какую книгу не разуметь, отдай ее подьячему переписать.

68 Семь бояр. Известно есть, что боярский чин бывал в великом почтении; потому знать, что благородным звать себя может тот, из чьего роду семеро честь боярскую на себе носили.

69 Мудрость всеблагая. То есть бог, понеже он не только мудр, но самая премудрость, к тому ж и всеблаг.

В Сети набирает силу миф о ядерной войне 17-18 века, о потопах, которые 200 лет назад убили динозавров и мамонтов, о захватчиках, которые контролируют элиты, которые злонамеренно не дают развиваться технической мысли и травят народ прививками и пищевыми добавками.
Идея безусловно красивая, архетипическая. В стране победившей социалистической революции, где истпарт преподавался от детских садов до вузов, идеи противостояния угнетающему помещичье-самодержавному строю, т. е. злобным космическим захватчикам находят поддержку в родовой памяти людей.
Поскольку никто тех времен сам не видел, естественно полагаться на различные артефакты, интерпретировать различные ландшафтные образования, культурные слои, почвы, леса и пр.
Разумеется, по большей части это делается с превозмогающим здравый смысл усердием, что может придать затесавшимся действительно стоящим фактам привкус бульварной дешевки.
1) Любимый аргумент альтернативщиков — отсутствие деревьев старше 200-300 лет.
Во первых это не совсем правда. Правильней говорить о сообществе деревьев - лесе. Отдельно стоящие деревья могут иметь весьма почтенный возраст. По соответствующему поисковому запросу легко найти тысячелетние деревья с признанным наукой возрастом, пройтись по «помнящим» Пушкина дубам с возрастом 4-5 веков и т.д.

Старый Тикко - ель обыкновенная возрастом 9550 лет. Находится в национальном парке Фулуфьяллет (англ.)русск. (национальном парке Швеции Фулуфьеллет, провинция Даларна). Эта ель является старейшим в мире живым клональным деревом.…
Carkrull — собственная работа. Взято отсюда https://ru.wikipedia.org/wiki/Список_старейших_деревьев

Вопрос. Отчего они не погибли от пожаров, когда с неба падали инопланетные водородные бомбы? Как их пощадил потоп? И, наконец, как их миновала та самая глина, которая по мнению альтернативщиков падала с неба?
Ничего не имею против мысленных экспериментов и умопостроений на диване, но всякий, кто выберется в какой-нибудь Битцевский лес, поймет, как сложно выживать деревьям в лесу. Их валят ураганы и калечат падающие соседи. Листья деревьев сохнут от болезней и отсутствия света. Деревья выгнивают, высыхают от заживо пожирающих плоть грибков, мха и плесени.
Полная аналогия с городом, где настоящих долгожителей, увы, не водится. Добавив сюда человека с пилой, повышенную смолистость, а как следствие горючесть сосен и елей, вытесняющих лиственные деревья вкупе с засухами, удары молний, любителей костров, получаем время жизни лесного массива - 100 лет до превращения в ельник и еще лет 100-200 до вырубки или пожара.
Короче. За подробностями умные люди обращались во втором классе к Пришвину или Бианки. Двоечники во взрослом состоянии курили Кунгурова. Отсюда и разность воззрений на процесс.
2) Другим любимым аргументом «альтернативы» остаются годовые кольца. Вот они есть, а вот их почти не видно. Вывод: — небо закрывали сажа континентальных пожаров и пыль, поднятая в стратосферу гигатонными бомбами пришельцев. В сумрачном, холодном аду деревья почти не росли.
Сосчитав годовые кольца, можно определить время лихолетья. Так сказать свидетельство очевидца. Но не судьба сообразить, что вокруг дерева вырос лес, который принес тень, заразу и химическую межвидовую войну растений?

Злобные захватчики и бомбежка гораздо интересней. Не отрицаю возможности лютых годов и даже атомных бомбежек, но может стоит не заниматься самобманом, подгоняя желаемое под действительное, тыча в единственный пенек? Только планомерные и массовые исследования позволят определить, было ли так на самом деле.
3) Радиация. Ролики «альтернативных исследователей» часто показывают, как вооруженный последними достижениями науки в виде бытовых счетчиков радиации, ютьюбер копает ямку и демонстрирует что на глубине экспозиционная доза становится больше. Конечно, ядерная война древности, куда деваться. Прямое доказательство.


При этом разница показаний прибора идет на единицу или две в 4 знаке. Человека можно поздравить, у него в «пищалке» достаточно чувствительный датчик. Как мы помним, бытовые «счетчики радиации» укомплектованы 1-2 трубками Гейгера-Мюллера, позволяющими приблизительно определять гамма излучение или плотность потока достаточно энергичных бета-частиц. Достоверные данные получаются совсем другими приборами. Но тем не менее, факт есть факт. Радиация немного возрастает. Бинго! Вот он след древней войны. Но так ли это на самом деле? Давайте рассуждать.
Мегатонны воздушных и наземных взрывов середины 20-го века породили громадное количество радиоактивных изотопов, которые переносятся с водой и пылью, исправно загрязняя окружающую среду ионизирующими излучениями. Взаимодействие с водой и воздухом породило растворимые соли элементов, которые следовали за потоками впитывающейся влаги. Как следствие - снижение активности на поверхности и повышение в глубине почвы в слоях интерпретируемых как относящиеся к доядерной эре.
Может быть планомерные исследования докажут реальное повышение фона, но сделаны они должны быть по всем правилам науки. Пока же видны только пищащие «напряжометры» в некорректно поставленных любительских опытах.
4) Раскаленная термосфера Земли. Одним из любимых аргументов разоблачителей «космического обмана» стал миф о раскаленных внешних областях атмосферы. Действительно, название как бы намекает, да и схемки из энциклопедий энциклопедий дают пищу фантазии. На высотах от 200 до 800 км воздух раскален до 2000 Кельвинов. И как там летают космонавты?!
Однако стоит вспомнить, что на таких высотах вакуум выше чем в лампе накаливания. Оттого, разогретые ультрафиолетом отдельные молекулы газов, оказывают примерно такое же действие на помещенное в околоземное космическое пространство тело, как муха пытающаяся героическим тараном остановить бодро топающее стадо слонов.

5) Еще один лелеемый «альтернативщиками» миф гласит, что вечная мерзлота возникла там, где ударная волна от столкновения с каким-то небесным телом (вторая луна, комета Биэла и тд.) сорвала с поверхности атмосферу. «Космический холод вакуума» коснулся почвы и проморозил ее на сотни метров. Вообще-то это полный бред ибо вакуум(отсутствие газовой среды) не холодный и не горячий, более того являет прекрасным теплоизолятором.
В доказательство приводят ролики с Ютуба, где вода кипит и замерзает при пониженном давлении. Процесс известен. Точка кипения в вакууме опускается до комнатной температуры и ниже, испарение охлаждает, поскольку энергия на процесс отнимается от воды. Однако, процесс этот небыстрый и непонятно, как можно за секунды проморозить сотни метров грунта.

В русской поэзии издавна имеются разные системы стихосложения. Главные из них - силлабическая, силлабо-тоническая и акцентная, или тоническая.

Знать, понимать, различать их суть всякому эстетически образованному человеку полезно. Все они имеют свои законы и правила.

В центре нашего внимания - силлабо-тоническое стихосложение, а предшествовало ему стихосложение силлабическое. Практически эта система ушла от нас.

Прежде всего силлабическое стихосложение - слоговое (от греческого sillabo - слог). В нем строки имели одинаковое количество слогов, чаще всего применялось 13 или 11 (но предпочтение отдавалось тринадцати слогам). Строчки эти объединялись попарно созвучием своих окончаний, то есть рифмой, но не вообще любой, а женской, типа: науки - руки, т. е. с ударением на предпоследнем слоге. Изредка встречалась и мужская рифма типа: чернец - венец, возмутил - носил. Поскольку строчки были большие, полагалось выдерживать паузу - цезуру, рассекающую стих на два полустишия, а последнее ударение выдерживать на предпоследнем (редко на последнем) слоге. Остальные ударения располагались по всей строке произвольно, т. е. какого- либо порядка в их чередовании не предусматривалось, постоянство ритма прослушивалось только в цезуре и окончаниях. Это сближало стихотворение с разговорной речью. Для примера посмотрите начало первой сатиры А. Д. Кантемира.

Уме недозрелый, плод недолгой науки! Покойся, не понуждай к перу мои руки...

(Слово "уме" - форма звательного падежа, существовавшего в русском языке с древней поры.) Подсчитайте в этом двустишии слоги: первая строчка - 13 слогов, вторая - 13. И так построены все 124 строки этой сатиры. Седьмой слог в строчках ударный, за ним цезура (пауза). Обозначим ее двумя вертикальными черточками. Читается так:

Уме недозрелый, || плод недолгой науки! Покойся, не понуждай || к перу мои руки...

По конечным ударениям вы скажете, что рифма здесь женская: науки - руки. Верно, ударение на предпоследнем слоге. И во всей сатире рифма только женская. Удивительное постоянство! Вот еще пример сатиры:

Знаешь ли чисты хранить || и совесть и руки? Бедных жалки ли тебе || слезы и докуки? Независтлив, ласков нрав, || не гневлив, беззлобен. Веришь ли, что всяк тебе || человек подобен?

Возникает вопрос: почему силлабические стихи даже лучших авторов, поэтов прошлого трудны для чтения? Прежде всего потому что это давние для вас времена. На каждом шагу в виршах (так в древности назывались стихи) вы наталкиваетесь на непривычные, незнакомые вам слова, обороты речи и ударения, на непонятные способы построения предложений. Теперь все это вытеснено из жизни, мы не пользуемся силлабическим стихосложением. Возможно, и у нас было бы оно хорошо, если б опиралось на современную речь, как в Польше, Югославии, Франции.

И еще. Нельзя забывать, что главное направление русской поэзии в прошлые века было прогрессивным: боевитость духа, борьба за торжество человечности и справедливости, сатирическое, гневное обличение государственного строя, крепостничества, церкви. Особенно сильны были сатиры Кантемира. В. Г. Белинский так о них говорил: "В них столько оригинальности, столько ума и остроумия, такие яркие и верные картины тогдашнего общества, личность автора отражается в них так прекрасно, так человечно, что развернуть изредка старика Кантемира и прочесть которую-нибудь из его сатир есть истинное наслаждение".

Антиох Дмитриевич Кантемир родился в 1708 году, умер в 1744-м, т. е. около 36 лет отроду "Стариком" иносказательно, ласково назвал его Белинский потому, что читал, перечитывал его сатиры тогда, когда им было уже более ста лет.

Итак, силлабическая система ушла в прошлое, но не совсем. Она заменилась силлабо-тонической. Стал главенствовать другой принцип: четкая последовательность ударных и неударных звуков. Она практически сохраняла и равенство слогов в стихах. Так, с этим условием силлабический строй вошел в состав силлабо-тонического.

Произошло это в 1735 году. Тогда поэт В. К. Тредиаковский издал свой труд "Новый и краткий способ к сложению российских стихов". В нем он решил упорядочить, привести в систему ритмику русской поэтической речи. Тредиаковский первый предложил исходить из принципа ударности гласных. Возникли правила о чередовании в стихах ударных и неударных слогов. Каждое такое сочетание назвал он стопой. Для любой строчки стихотворения требовалось, чтобы все стопы в ней были одного строя, одной формы. Именно по форме стоп стихи стали получать свои названия (заимствованные из древнегреческого стихосложения).

Стопы двусложные образовали такие формы: хорей - сочетание ударного слога с неударным (роза); ямб - сочетание неударного слога с ударным (река); стопы трехсложные: дактиль - сочетание ударного с двумя неударными слогами (дерево); амфибрахий - сочетание трех слогов, из которых только средний ударный (берёза); анапест - сочетание трех слогов, где ударный слог третий (бирюза).

По количеству и форме стоп стихи стали называть так: двустопный (трех-, четырех-, пятистопный) хорей или ямб; двустопный (трех-, четырехстопный) дактиль, или амфибрахий, или анапест.

Многостопные стихи (например, пяти- и шестистопный ямб) получили право на цезуру.

Новое стихосложение воплотил в своих знаменитых одах М. В. Ломоносов. Послушайте одну из его строф (попутно скажите, из какой она оды):

Дерзайте ныне ободренны Раченьем вашим показать, Что может собственных Платонов И быстрых разумом Невтонов Российская земля рождать.

Несмотря на явную несовременность для наших дней его лексики (дерзайте, ныне, ободренны, раченьем, т. е. стараньем, Невтонов, то есть Ньютонов), слушается она легко и утверяедает несомненное достоинство новой системы стихосложения. Посмотрите расчленение этих стихов.

Как видите, в каждом стихе - четырехстопный ямб, рифмы - мужская: казать - рождать; женская: Платонов - Невтонов. Нам далее много придется говорить о стопах. Надо с самого начала твердо запомнить: стопа - понятие условное, она помогает анализировать стих, улавливать особенности его ритма. Но на деле стих состоит из слов. Произнесение их не следует подчинять стопам, стопы только объясняют нам, почему слова в строке располагаются в том или ином порядке. Поэтому, если на тот или иной слог слова приходится ударение по схеме стопы, сверх того ударения, которое присуще самому слову, то стопное ударение произносить не следует. Оно является вспомогательным средством для понимания ритма строки. Но звучать должны только те ударения, которые несут в себе слова сами по себе. Строку "Российская земля рождать" надо произносить только с тремя отмеченными ударениями (а четвертое - стопное - ударение на "кая" - произносить не надо). Это все время надо помнить.

Итак, силлабо-тоническое стихосложение основывается на правильном, едином для всех строчек-стихов чередовании ударных и безударных слогов. Это и создает упорядоченное (ритмичное) звучание.

Дружба, любовь, влечение к природе, окружающей жизни, философские размышления, шутка, ирония, сатира, радость, и печаль, и элегические раздумья - все умещается в стихе А. С. Пушкина. Вспомните его "19 октября", его призыв:

Друзья мои, прекрасен наш союз! Он, как душа, неразделим и вечен - Неколебим, свободен и беспечен, Срастался он под сенью дружных муз.

Замечательно! Его обращение к друзьям по лицею звучит и для нашего времени обращением к молодежи, к друзьям по поэзии. Написано оно, как видите, пятистопным ямбом:

Друзья | мой, | прекращен наш | союз!

Посмотрите начало стихотворения Пушкина о рифме: "Рифма, звучная подруга..."

Рифма, звучная подруга Вдохновенного досуга, Вдохновенного труда, Ты умолкла, онемела; Ах, ужель ты улетела, Изменила навсегда!..

"Рифма, звучная подруга" - это четырехстопный хорей. В этом размере выдержано и все стихотворение. А вот из какой сказки Пушкина следующие строки?

Чуть опасность где видна, Верный сторож как со сна Шевельнется, встрепенется, К той сторонке обернется И кричит: "Кирп-ку-ку: Царствуй лежа на боку!"

Здесь, как видите, первое и третье двустишия написаны полными тремя стопами хорея и даны ударные зачины для четвертых стоп. Проверим:

Чуть о|пасность | где вид|на... - четыре ударения. А в стихах второго двустишия в каждом полные четыре стопы. Проверим:

Шувель|нутся, | вструпе|нётся... - четыре ударения. В целом - во всех стихах по четыре хореических ударения, значит, все они написаны четырехстопным хореем.

Обратимся теперь к другому размеру.

Дактиль. Им написаны песенка "Русь" Н. А. Некрасова, "Главная улица" Д. Бедного, "Смело, товарищи, в ногу" - народная революционная песня и другие стихи с патриотическим, революционным содержанием, с романтикой пафоса, со стремлением к свободе, воле. В народной песне "Славное море, священный Байкал" тот же настрой. Да вот, к примеру:

Вихри враждебные веют над нами, Темные силы нас злобно гнетут, В бой роковой мы вступили с врагами, Нас еще судьбы безвестные ждут. Но мы подымем гордо и смело Знамя борьбы за рабочее дело, Знамя великой борьбы всех народов За лучший мир, за святую свободу!

Это зачин "Варшавянки" Кржижановского. Размер - четырехстопный дактиль.

Знамя ве|ликой борь|бы всех на|родов | - четыре ударения, За лучший | мир, за свя|тую сво|боду! - четыре ударения.

В стихе: "Но мы по|дымем | гордо и | смело" во второй стопе "дымем" 3-й безударный слог заменен паузой, стопа в произношении равнозначна дактилю.

Вспомним у М. Ю. Лермонтова "Три пальмы":

И только замолкли - в дали голубой Столбом уж крутился песок золотой. Звонков раздавались нестройные звуки, Пестрели коврами покрытые вьюки. И шел, колыхаясь, как в море челнок, Верблюд за верблюдом, взрывая песок.

Размер - четырехстопный амфибрахий. Взгляните:

И шёл, ко|лыхаясь, | как в море | челнок, | - четыре ударения, Верблюд за | верблюдом |, взрывая | песок. | - четыре ударения.

Или у него же в стихотворении "На севере диком...":

На севе|ре диком | стоит о|диноко - четыре ударения, На голой | вершине | сосна, | - три ударения, И дремлет |, качаясь, | и снегом | сыпучим - четыре ударения, Одета |, как ризой, | она. | - три ударения..

В данном случае вы видите сочетание четырехстопного и трехстопного амфибрахия. Вот "Песня о вещем Олеге" у А. С. Пушкина:

Как ныне | сбирает|ся вещий | Олег | - четыре ударения. Отмстить не|разумным | хазарам, - три ударения, Их села | и нивы | за буйный | набег | - четыре ударения, Обрёк он | мечам и | пожарам - три ударения, и т. д.

Обратимся к анапесту. У М. Ю. Лермонтова элегия "К Д...":

Будь со мно|ю, как преж|де быва|ла - три ударения О, скажи | мне хоть сло|во одно, - три ударения. Чтоб душа | в этом сло|ве сыска|ла, - три ударения Что хоте|лось ей слы|шать давно... - три ударения.

Как видите, это трехстопный анапест. А у Н. А. Некрасова в "Современной оде" сатира написана в том же размере, но там вместо глубокой тоски и любви - гнев, презрение, издевка. Проследите сами размер стихов:

Не обидишь ты даром и гадины, Ты помочь и злодею готов.

Как правило, в размеры вмещается самое разнообразное содержание.

Приведены здесь образцы из классической поэзии: из А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Н. А. Некрасова - есть чему у них поучиться! Но примеры все-таки дело условное, ибо вполне допустимы для различных настроений поэта и другие размеры. Знайте главное: если стихотворение силлабо-тоническое, размер ему строго обязателен. Силлабо-тоника безразмерных стихов не признает.

Попытайтесь сами написать стихотворение в каком-либо размере.

320 лет назад родился Антиох Дмитриевич Кантемир, один из тех, от кого «есть пошла» русская изящная словесность, особливо - поэзия

Текст: Арсений Замостьянов, зам. главного редактора журнала «Историк»
Фото: ru.wikipedia.org
Историки литературы по-разному трактуют начало XVIII века, первые шаги русской светской поэзии. Но в любой серьезной хрестоматии найдется место для Кантемира как для одного из основоположников нашей поэзии и первого русского сатирика, который высмеивал пороки свозь слёзы: «Смеюсь в стихах, а в сердце о злонравных плачу».

Его отец — знаменитый молдавский господарь — был важным союзником и получил от русского императора княжеский титул. На сестре поэта царь даже намеревался жениться… И Антиох Дмитриевич с молодых лет был заметным политиком. Вел дипломатическую игру, участвовал в борьбе за власть. Призвание у него было иное — поэзия и просветительство, но в те времена всё это нередко сливалось воедино. Его лучшие произведения — сатиры — не издавались при жизни автора, несмотря на его богатство и влиятельность. Слишком острые это были вещицы. Зато они ходили в списках, и влияние на литературную жизнь оказывали сильнейшее. Мимо сатир Кантемира не прошёл никто из русских поэтов XVIII века. Они считали его русским Ювеналом и Буало . Преувеличивали? Наверное. Но несомненно, что Кантемир был первым русским сатириком, да ещё и одним из первых поэтов. Он протаптывал путь по бездорожью. Прожил поэт всего лишь 35 лет. Умер в Париже, будучи русским посланником во Франции. Кантемир считался уважаемым и талантливым литератором, но всеобщее признание пришло к его стихам уже после смерти.

В этот день самое время вспомнить семь самых ярких произведений Антиоха Кантемира в разных жанрах и родах литературы.

  1. НА ХУЛЯЩИХ УЧЕНИЕ

Это первая сатира Кантемира. И, пожалуй, самая известная. Причем заслуженно. Школьники, наверное, морщились от строгости старинного поэта, но многие строки запоминали с ходу. Написал он ее в 1729 году, во времена правления юного Петра Второго , когда казалось, что начинаниям первого русского императора грозит забвение. Кантемира, прежде всего, волновало отношение к просвещению, к образованию. Он видел, что в церковных кругах многие относятся к европейским веяниям враждебно. Для них любое учение — чуть ли не бунт против комфортных традиций. Совсем еще молодой Кантемир забрался на кафедру и начал проповедь по славу Просвещения. Именно так, с большой буквы. Он не жалел аргументов, чтобы доказать, сколь пользительно учение и сколь бессмысленна и постыдна жизнь у неучей. При этом он не жалел громких слов и эффектных примеров и демонстрировал виртуозное владение «низким» стилем. Думаю, начало этой сатиры, обращенной «К уму своему», на памяти у многих:

Уме недозрелый, плод недолгой науки!
Покойся, не понуждай к перу мои руки:
Не писав летящи дни века проводити
Можно, и славу достать, хоть творцом не слыти.

Если представить себе тогдашнее отношение к публично произнесенному слову, к церковным устоям — станет очевиднее смелость Кантемира, считавшего, что сатира должна быть бесстрашной, когда речь идет о гражданских убеждениях.

  1. НА ЗАВИСТЬ И ГОРДОСТЬ ДВОРЯН ЗЛОНРАВНЫХ

Сам автор так разъяснял пафос этой — второй по счету — сатиры: «На последний же их вопрос, кто меня судьею поставил, ответствую: что все, что я пишу, - пишу по должности гражданина, отбивая все то, что согражданам моим вредно быть может». Эта сатира построена в форме диалога, её можно было бы не без успеха поставить на сцене. Острота конфликта — в отношении к родовым заслугам. Кантемир, будучи бесспорным аристократом, подобно Петру Великому, предпочитал заработанную славу. Тем, для кого высокое происхождение было главной святыней, вряд ли пришлась по душе его сатира. Кантемир смело говорил о равенстве людей, ссылаясь на библейские примеры:

Адам дворян не родил, но одно с двух чадо
Его сад копал, другой пас блеюще стадо;
Ное в ковчеге с собой спас все себе равных
Простых земледетелей, нравами лишь славных;
От них мы все сплошь пошли, один поранее
Оставя дудку, соху, другой - попозднее.

Словом, поэт вёл прицельный огонь по предрассудкам, столь сильным в XVIII веке. Если вдуматься, они не исчезли и в наше время. Разве что поменяли одёжку.

  1. РАЗГОВОР О МНОЖЕСТВЕ МИРОВ

Это не оригинальное произведение, «всего лишь» перевод из Фонтенеля, но для русских читателей он стал настоящим литературным событием и просветительским прорывом. При набожной императрице Елизавете Петровне книгу запретили как «противную вере и нравственности». Кантемир и впрямь не любил, когда всё принималось на веру, и стремился подвергать сомнениям устоявшиеся представления о мире. В те времена таких искателей в России было немного. Зато последователи у Кантемира нашлись. А он искал в мире «мудрость всеблагую», не считаясь со стереотипами.

  1. ПИСЬМО ХАРИТОНА МАКЕНТИНА К ПРИЯТЕЛЮ О СЛОЖЕНИИ СТИХОВ РУССКИХ

Кантемир был «партизаном» силлабического стиха. Он преданно полюбил его в юности — и набиравший силу реформатор русского стиха Тредиаковский не смог поколебать вкусов Кантемира. Эта привязанность удивительна — особенно если учесть, что сам поэт был проповедником прогресса и бичевал тех, кто упрямо держится за старое. Но без противоречий поэзии не бывает.

В «Письме Харитона Макентина» он изложил свои взгляды на стихосложение под маской выдуманного героя. Этот стиховедческий трактат был опубликован вместе с кантемировскими переводами из Горация.

Трактат написан занимательно, его легко читать и в наше время. В нем — ключ ко всем стихам Кантемира, к его пониманию поэзии. Кантемир не принял идею о необходимости строить стих на основе правильного чередования стоп, не принял «силлабо-тонику». «Стоп рассуждение не нужно», — отрезал автор «Сатир», считавший только свободную силлабику гибкой и выразительной.

О поэзии он рассуждал с жаром и с многочисленными примерами. Считается, что для Кантемира стихотворчество было только инструментом просвещения и пропаганды. Но «Письмо Харитона…» показывает, насколько важной для него была и эстетическая, художественная сторона творчества.

Очевидно, что Кантемир всерьез задумывался обо всех нюансах поэзии, сравнивал русский литературный язык с европейскими, многое понимал на свой лад. Задумывался об оркестровке стиха, о рифме. Он предлагал собственную остроумную терминологию — например, такую: «Потому рифмы могут быть односложны, двухсложны и трехсложны. Первые называются тупыми, вторые — простыми, третьи — скользкими». Кантемир рассуждал: «Я не вижу, для чего б перенос речи из первого стиха в другой, следующий, когда одним целое разумение речи кончить не можно, был запрещен. Греки, латины, итальянцы, ишпанцы, англичане не только в порок то не ставят, но и украшение стихам почитают» . В своих сатирах он частенько щеголял такими переносами.

В этом споре Кантемир проиграл. Но попытка была почти блистательная!

  1. НА ЕЗОПА

Кантемир писал и басни. Этот лукавый, но в то же время проповеднический жанр подходил ему. Одним из первых он открыл для русских читателей Эзопа. Мы запомнили Кантемира по пространным многословным сатирам. Но гибкость стиха проверяется, прежде всего, в лаконичных произведениях. И Кантемир создавал эпиграммы, надписи — и вот такой монолог Эзопа:

Хотя телом непригож, да ловок умишком,
Что с лица недостает, то внутре залишком.
Горбат, брюхат, шепетлив, ножечки как крюки, —
Гнусно на меня смотреть, а слушать — нет скуки…
Это первый столь впечатляющий портрет легендарного баснописца в русской поэзии.

  1. АВТОР О СЕБЕ

В стихах Кантемира непросто найти лирическое начало, хотя его блестки есть и в самых известных кантемировских «полнометражных» сатирах. Он смело, а порой и яростно излагал свои идеи, но исповедальных нот, как правило, избегал и автопортретов не набрасывал. Интересными исключениями из правила стали его своеобразные эпиграммы на самого себя. Они афористичны. Достаточно вспомнить такой отрывок:

Что дал Гораций, занял у француза.
О, коль собою бедна моя муза!
Да верна; ума хоть пределы узки,
Что взял по-галльски - заплатил по-русски.
Но в них прорывается и редкая для Кантемира горечь:
Аще и росски пишу, не росска есмь рода;
Не из подлых родиться дала мне природа.
Трудов, бед житье мое исполнено было,
Ища лучшего, добро, бывше в руках, сплыло.
Отца, матерь погребох в отрочески лета,
Хоть могу быть не отец, житель бедный света.

Это уже настоящий автопортрет! Именно так и сложилась его судьба — и ранняя смерть родителей, и череда потерь, и непонимание современников… И это лирика, исповедь, а не проповедь.

  1. ПЕТРИДА

Полное название этого произведения — «Петрида, или Описание стихотворное смерти Петра Великого, императора Всероссийского».

В длинной антологии русских стихов и произведений риторического жанра, посвящённых Петру Великому, «Петрида» Кантемира стоит рядом с произведениями Феофана Прокоповича, и предшествует громам и молниям . Получилось нечто слишком архаическое — всё-таки силлибика не годилась для столь торжественной темы:

Печаль неутешную России рыдаю:
Смеху дав прежде вину, к слезам побуждаю;
Плачу гибель чрезмерну в роксолян народе,
Юже введе смерть Петра перва в царском роде.

Но замысел Кантемира впечатляет. Он мечтал написать поэму о Петре. Её первая часть, о которой мы и говорим, должна была разрешиться выздоровлением царя. В других главах Кантемир намеревался завоевать славу русского Гомера, повествуя в возвышенном духе о свершениях великого императора. Но планы оказались неподъемными. Кантемир всё-таки остался сатириком «по преимуществу». А с петровской темой XVIII века не везло. Неоконченной осталась поэма . Не давался жанр эпической поэмы и .

Кантемир — а он все-таки был не только сатириком — написал и оду в честь Петра Великого. Она не сохранилась. То, что осталось от «Петриды», — это подступы к теме, эскиз, отдаленно напоминающий речь Феофана Прокоповича на смерть Петра.

Таким и остался в истории Антиох Кантемир — молодой, необыкновенно одаренный поэт и просветитель, дипломат и ученый, младший из «птенцов гнезда Петрова». Ему пришлось действовать во времена преемников первого нашего императора. Петра он идеализировал, поклонялся ему. Это позволяло сохранить осанку и не утратить веру в Просвещение. Таким он и останется — неразуверившимся.

Просмотры: 0