Платит налог загрязнение окружающей среды. Неправильное обращение с отходами производства и другими опасными веществами

Порядок определения платы за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов и другие виды вредного действия на окружающую природную среду установлен в соответствии с законом «Об охране окружающей среды» 2002 г. и постановлениями Правительства РФ № 632 от 28.08.92 «Об утверждении порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия» и № 344 от12.06.2003 «О нормативах платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными и передвижными источниками, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, размещение отходов производства и потребления, а также Постановлением № 217 от 17.07.2003 губернатора Хабаровского края «О платежах за загрязнение окружающей среды».

Настоящий порядок распространяется на всех, кто является природопользователем. Это могут быть и юридические (предприятия, организации всех форм собственности) и физические лица, осуществляющие любые виды деятельности на территории РФ, связанные с природопользованием.

Предусмотрено взимание платы за следующие виды вредного воздействия на окружающую природную среду:

· выброс в атмосферу загрязняющих веществ от стационарных источников;

· выброс в атмосферу загрязняющих веществ от передвижных источников;

· сброс загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты;

· сброс загрязняющих веществ на рельеф местности;

· неорганизованный сброс загрязняющих веществ в водные объекты;

· размещение отходов;

· смывы загрязняющих веществ с почв.

По существу платежи за загрязнение являются одной из форм налогообложения хозяйствующих субъектов. В основу определения размера такого налогообложения положены так называемые базовые нормативы платы («дифференцированные ставки платы» в терминологии последних постановлений) за выбросы, сбросы загрязняющих веществ в окружающую среду и размещение отходов.

Базовые нормативы платы представляют собой цену в рублях за одну тонну конкретного загрязняющего вещества, выброшенного в окружающую среду или цену в рублях за одну тонну размещенных отходов.

Базовые нормативы платы едины для всей территории РФ и устанавливаются на государственном уровне постановлением правительства РФ /2/, а затем для конкретной территории (например, Хабаровский край) – постановлением Главы этой территории (например, Главы Хабаровского края).

В РФ установлено два вида базовых нормативов платы (БНП) (то есть установлены две возможные цены за выброс (сброс), размещение отходов):

1) БНП 1 — за выброс (сброс), размещение отходов в пределах установленных нормативов (ПДВ, ПДС) – минимальная цена;

2) БНП 2 — за выброс (сброс), размещение отходов в пределах установленных лимитов (временно согласованных нормативов: ВСВ, ВСС) – большая цена.

Базовые нормативы платы приведены в табл.


5.1, 5.3. Как видно из этих таблиц, установлены две цены за выброс каждого ингредиента загрязняющего вещества. В зависимости от степени опасности того или иного вещества разница в ценах (разница между БНП 1 и БНП 2) изменяется от «в несколько раз» до «на несколько порядков».

При расчете платежей применяются дополнительные коэффициенты:

1) Повышающий коэффициент /3/: К ПОВ = 5. Применяется при сверхлимитном загрязнении окружающей среды или в случае отсутствия у природопользователя оформленного в установленном порядке разрешения на выброс (сброс), тогда вся масса загрязняющих веществ рассматривается как сверхлимитная. Применение настоящего коэффициента по своему существу является штрафованием природопользователя. В этом случае при расчете платежей применяется базовый норматив платы БНП 2 /3, п. 10/.

2) Дополнительный коэффициент, учитывающий особенности экологической ситуации: К ВОЗД = 1,2. Применяется при выбросе в атмосферу городов.

3) На территории Хабаровского края применяется коэффициент 2 ко всем базовым нормативам платы для особо охраняемых природных территорий, в том числе лечебно-оздоровительных местностей и курортов, а также для районов, приравненных к районам Крайнего Севера.

Экологические и инфляционные коэффициенты периодически пересматриваются и утверждаются на данной территории на определенный период. Количественные значения, приведенные в настоящем учебном пособии, являются на 01.11.2003 действующими на территории Хабаровского края.

Платежи за предельно допустимые выбросы (сбросы), размещение отходов включаются в себестоимость продукции. Платежи за превышение ПДВ, ПДС осуществляются из прибыли предприятия.

Платежи перечисляются природопользователем ежеквартально в бесспорном порядке до 20 числа следующего за отчетным кварталом месяца, при нарушении установленных сроков – изымаются в безакцептном порядке по платежным распоряжениям (т.е. взыскиваются со счетов предприятия в принудительном порядке без его согласия и участия).

Таким образом, платежи за загрязнение конкретной среды (воздуха, воды и т.д.) определяются путем перемножения количества выбрасываемого i-го вещества (в тоннах) на соответствующий базовый норматив платы (в рублях за тонну) и соответствующие коэффициенты. При этом необходимо установить, к какому виду относится выброс: нормативному (ПДВ, ПДС), в пределах установленных лимитов (ВСВ, ВСС) или сверхлимитному. В зависимости от этого следует выбрать базовые нормативы платы и повышающие коэффициенты.

Затем производится суммирование по всем ингредиентам и по всем средам.

Фактическая масса выбросов (сбросов, отходов) загрязняющих веществ определяется расчетными или инструментальными методами.

Определение квартального фактического объема возможно на основе:

1) результатов анализов (замеров), регистрируемых в журналах учета установленной формы;

2) по нормативам ПДВ (ПДС), а за год – по данным статистической отчетности с последующим уточнением фактических объемов;

3) для не имеющих нормативов ПДВ – по данным предыдущего года, деленным на четыре с последующим уточнением по итогам года.

Организации и физлица, использующие в своей работе негативно влияющие на окружающую среду объекты, обязаны перечислять в бюджет платежи за загрязнение окружающей среды (ЗОК). Под такими объектами понимают здания, сооружения и др. источники, выбрасывающие в атмосферу или сбрасывающие в водную среду отходы.

Кто должен платить

Следует иметь ввиду, что автотранспорт с выхлопными газами к такому платежу отношение не имеет. Организации, имеющие на балансе транспортное средство с 1 освобождены от платежа за негативное воздействие на окружающую среду (Письмо Минприроды №12-47/5413 от 10.03.2015).

Обязаны оплачивать за ЗОС следующие организации и предприниматели:

  • загрязняющие атмосферный воздух;
  • загрязняющие водные ресурсы;
  • размещающие отходы.

Данный платеж не предусмотрен налоговым кодексом, то есть налогом не является, но перечислять его должны все, не зависимо от того, какую систему налогообложения применяет организация. Данное требование применимо в том числе и к иностранным организациям, они тоже обязаны перечислять платежи за загрязнение окружающей среды.

В том числе не имеет значение кто обладает правом собственности на объект, являющийся источником загрязнения. Даже если организация арендует данный объект или получила в пользование безвозмездно, оплачиват за загрязнение тот, кто фактически его использует.

Кто не должен платить

Те организации или предприниматели, которые свою деятельность осуществляют только на объектах с категорией опасности IV, платежи за ЗОС платить не должны. К IV категории опасности относят объекты:

  • на которых предусмотрены стационарные источники выброса, при этом общее количество выбросов в год не более 10 тонн;
  • на которых нет выброса радиоактивных веществ;
  • не сбросов в канализацию, подземные и поверхностные воды, на землю.

Если у организации несколько объектов, но только часть их них относится к IV категории опасности, то перечислять плату за загрязнение придется за все объяты предприятия, в том числе и за IV категорию.

Контроль за расчетом и перечислением платы осуществляет Росприроднадзор. Те организации, в эксплуатации которых находятся объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду I-IV категории опасности, встают в Росприроднадзор на учет. Для этого подается заявка на каждый объект по установленной форме (утв. Минприроды России №554 от 23.12.2015). Сделать это нужно не позднее 6 месяцев с начала эксплуатации таких объектов.

За нарушение срока постановки на учет в органы Росприроднадзора организации грозит штраф (Статья 8.46 КоАП):

  • 30 000 – 100 000 – на организацию;
  • 5 000 – 20 000 – на руководителя.

Регистрация объекта происходит не дольше 10 рабочих дней, после чего в адрес организации отправляется свидетельство о постановке на учет.

Платежи за загрязнение окружающей среды

Плата за негативное воздействие на окружающую среду включает в себя следующие виды платежей:

  • За атмосферные выбросы. Обязанность по перечислению платежа за выбросы, производимые в атмосферную среду, не зависит от деятельности предприятия. Если факт выбросов есть, то обязанность у предприятий возникает;
  • За сбросы в подземные и поверхностные водные объекты. Вносят плату за сбросы в водные объекты организации и предприниматели, имеющие сточные воды;
  • За размещение отходов (Читайте также статью ⇒ ). Даже если организации заключила договор на вывоз мусора, она обязана вносить платеж за то, что в результате ее деятельности образовались отходы производства.

Куда сдавать декларацию

Все предприятия и предприниматели, обязанные производить плату за ЗОС подают декларацию в Росприроднадзор по местонахождению объекта. Причем, если объектов, которые являются источником загрязнений несколько и находятся они в разных субъектах РФ, отчитываться нужно по каждому из них. По каждому объекту в рамках одного субъекта отчитываться нужно в одной декларации с разделением объектов по разным муниципальным образованиям.

Срок подачи декларации

Срок подачи декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду подается до 10 марта следующего за отчетным года. Если крайний день подачи декларации приходит на выходной или праздничный, то срок переносится на следующий рабочий день.

То есть, за 2017 год подать декларацию нужно до 12 марта 2018 года, так как крайний срок – 10 марта – суббота.

Способ представления декларации

Представить в Росприроднадзор декларацию можно как на бумаге (если плата за прошлый год составила не более 25 000 рублей), так и в электронной форме.

Для отправки декларации через интернет потребуется электронная подпись. Если декларация представляется на бумажном носителе, то сделать это можно: лично, через представителя или по почте. При оправке декларации почтой, письмо оформляется с описью вложения и уведомлением о получении.

При подаче декларации на бумаге придется приложить и ее электронную версию на флешке или диске.

Составить декларацию можно воспользовавшись сервисом «Формирование отчетности» на сайте Росприроднадзора.

При подаче декларации через интернет, бумажную версию дублировать не нужно.

Ответственность за непредставление декларации

Если организации или предприниматели не сдадут декларацию, либо сделают это несвоевременно, то им грозит административная ответственность со следующими штрафными санкциями (Статья 8.5 КоАП):

  • 3 000 – 6 000 рублей – для должностного лица (например, руководитель организации);
  • 20 000 – 80 000 рублей – для организации.

Срок уплаты

Платеж за ЗОС нужно сделать до 1 марта следующего за отчетным периодом года. То есть, за 2017 год оплатить средства в бюджет нужно будет до 1 марта 2018 года. Кроме малого бизнеса, все организации обязаны перечислять авансовые платежи. За каждый квартал оплатить нужно в срок до 20 числа следующего месяца. Таким образом, 20 апреля, 20 июля и 20 октября – крайние сроки для перечисления авансового платежа предприятиями, соответственно, за 1-й, 2-й и 3-й квартал.

Пример расчета авансового платежа

Плата ООО «Континент» за ЗОС за 2015 год составила 130 000 рублей. Значит авансовые платежи в 2016 году будут следующими:

За 1 квартал – 32 500 рублей

За 2 квартал – 32 500 рублей

За 3 квартал – 32 500 рублей

При расчете платы за 2016 год ООО «Континент» получилась сумма, равная 145 000 рублей. Значит итоговый платеж за год организация оплатит в следующем размере:

145 000 – 3 х 32 500 = 47 500 рублей

Законодательная база

Законодательный акт Содержание
Закон №7-ФЗ от 10.01.2002 «Об охране окружающей среды»
Письмо Росприроднадзора №ОД-06-01-32/3447 от 01.03.2016 «О порядке расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду»
Письмо Росприроднадзора №АС-06-01-36/6155 от 11.04.2016 «О плате за негативное воздействие на окружающую среду»
Письмо Минприроды России №12-47/5413 от 10.03.2015 «О плате за негативное воздействие от передвижных источников»

Ответы на распространенные вопросы

Вопрос 1: Нужно ли платить за ЗОС, если весь наш мусор – это только офисные бытовые отходы?

Ответ: Для начала стоит убедиться, что организация не эксплуатирует объекты I-III категории опасности. Если таких объектов нет, то оснований для постановки на учет в Росприроднадзор нет, а значит и платить за загрязнения не нужно.

Вопрос 2: Должны ли вносить плату предприятия, которые производят сброс веществ в систему центральной канализации?

Ответ: До недавнего времени от обязанности вносить платеж за загрязнение такие организации были освобождены. Но с 1 июля 2015 года такие организации обязаны вносить плату.

ПЛАТА ЗА ЗАГРЯЗНЕНИЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ ПРИРОДНОЙ СРЕДЫ - форма возмещения вреда, причиняемого окружающей природной среде предприятиями, учреждениями, иностранными юридическими и физическими лицами, осуществляющими любые виды деятельности на территории Российской Федерации, связанные с природопользованием (в дальнейшем - природопользователи).

Расчет платежей за загрязнение окружающей природной среды производится в соответствии с Порядком определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природный среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 28.08.92 г. 632, и Инструктивно-методическими указаниями, утвержденными Министерством охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации 26.01.93 г. Природопользователи определяют и согласовывают с соответствующими территориальными органами Минприроды России величину платы за загрязнение окружающей природной среды на год с поквартальной разбивкой и представляют налоговым органам по месту нахождения природопользователя до 1 февраля текущего года необходимые сведения.

Общая платы за загрязнение окружающей природной среды складывается из платы: за предельно допустимые выбросы, сбросы загрязняющих веществ, другие виды вредного воздействия; за выбросы, сбросы загрязняющих веществ, размещение отходов и другие виды вредного воздействия в пределах установленных лимитов (временно согласованных нормативов); за сверхлимитные выбросы, сбросы загрязняющих веществ, размещение отходов и другие виды вредного воздействия. Плата за предельно допустимые выбросы, сбросы загрязняющих веществ осуществляется за себестоимости продукции (работ, услуг), а плата за их превышение (лимитные и сверхлимитные выбросы, сбросы) за счет прибыли, остающейся в распоряжении природопользователя. Законом Российской Федерации "Об охране окружающей природной среды" установлено, что 10 % платы за нормативные и сверхнормативные выбросы (сбросы) вредных веществ, размещение отходов, другие виды вредного воздействия направляется в федерального бюджета для финансирования деятельности территориальных органов государственного управления в области охраны окружающей природной среды. Перечисление предприятиями 10 % платы за загрязнение окружающей природной среды в доход федерального бюджета осуществляется ежеквартально. Не внесенные в платежи взыскиваются с предприятий в бесспорном порядке.

Экономика и право: словарь-справочник. - М.: Вуз и школа . Л. П. Кураков, В. Л. Кураков, А. Л. Кураков . 2004 .

Смотреть что такое "ПЛАТА ЗА ЗАГРЯЗНЕНИЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ ПРИРОДНОЙ СРЕДЫ" в других словарях:

    Плата за загрязнение окружающей природной среды - 2.2. Плата за загрязнение представляет собой форму возмещения экономического ущерба от выбросов и сбросов загрязняющих веществ в окружающую природную среду Российской Федерации, которая возмещает затраты на компенсацию воздействия выбросов и… … Официальная терминология

    ПЛАТА ЗА ЗАГРЯЗНЕНИЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ ПРИРОДНОЙ СРЕДЫ - форма возмещения вреда, причиняемого окружающей природной среде предприятиями, учреждениями, иностранными юридическими и физическими лицами, осуществляющими любые виды деятельности на территории Российской Федерации, связанные с… … Большой бухгалтерский словарь

    Устанавливается на основании Закона РСФСР от 19 декабря 1991 г. № 2060 1 Об охране окружающей природной среды. Дифференцированные ставки за загрязнение окружающей природной среды, в том числе атмосферного воздуха, устанавливаются органами… … Энциклопедия юриста

    НАЛОГИ ЗА ЗАГРЯЗНЕНИЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ - (англ. effluent taxes) – обязательные платежи за загрязнение окружающей среды, соответствующие причиненному ущербу. В наст. время действует т.н. 10% ная плата за загрязнение окружающей среды, взимаемая согласно инструкции ГНС РФ № НП 4 02/86н от… … Финансово-кредитный энциклопедический словарь

    Эту статью следует викифицировать. Пожалуйста, оформите её согласно правилам оформления статей. Среди косвенных налогов особое место по своему назначению занимают налоги, связанные с охраной окружающей среды, относимые в доку … Википедия

    Платность природопользования Большой юридический словарь

    Платность природопользования - принцип использования природных ресурсов в РФ юридическими лицами, исключения из которого предусмотрены законодательством. П.п. находит выражение в плате за природные ресурсы, за загрязнение окружающей природной среды и за др. виды воздействия на … Энциклопедия права

    Промышленное производство - (Industrial production Index) Определение промышленного производства, тенденции развития производства Информация об определении промышленного производства, тенденции развития производства Содержание Содержание Обозначение и качество окружающей… … Энциклопедия инвестора

    НДПИ - (severance tax) НДПИ это налог на добытые полезные ископаемые, изымаемый с пользователей недр Информация о НДПИ, расчет и порядок уплаты налога в соответствии с налоговой ставкой на определенный вид полезного ископаемого Содержание >>>>>>>> … Энциклопедия инвестора

    Включает плату за природные ресурсы, за загрязнение окружающей природной среды и за другие виды воздействия.Плата за природные ресурсы (земля, недра, вода, лес и иная растительность, животный мир, реакционные и другие природные ресурсы) взима… … Википедия

Мы рассказывали в наших отдельных консультациях. А куда вносить плату за выбросы, сбросы загрязняющих веществ, а также за размещение отходов производства и потребления?

Куда вносить «грязную» плату

Плата за негативное воздействие на окружающую среду перечисляется по реквизитам соответствующего территориального органа Росприроднадзора, по месту нахождения которого расположен стационарный источник выбросов (сборосов), зарегистрирован передвижной объект негативного воздействия или находится объект размещения отходов. Напомним, что именно Росприроднадзор является уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти, который отвечает за правильность исчисления платы за негативное воздействие на окружающую среду, полноту и своевременность ее внесения (п. 1 ст. 16.5 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ , пп. 5.5(23) Постановления Правительства от 30.07.2004 № 400).

Реквизиты соответствующих территориальных органов Росприроднадзора можно найти на их официальных сайтах, а также в на нашем сайте.

К примеру, реквизиты платежей за загрязнение окружающей среды в г. Москве следующие:

А плату за негативное воздействие в Московской области необходимо вносить по следующим реквизитам:

Очередность в платежке в Росприроднадзор должна быть указана 5-ая. КБК же зависит от вида загрязнения.

КБК для платы за негативное воздействие

Представим в таблице перечень КБК для указания в платежном поручении на перечисление платы за негативное воздействие на окружающую среду:

Напомним, что Правила исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду утверждены Постановлением Правительства РФ от 03.03.2017 № 255.

Лица, которые обязаны платить за загрязнение окружающей среды, должны по итогам года отчитаться перед Росприроднадзором, представив ему соответсвующую декларацию. Подробнее о ней расскажем в нашей консультации.

Кто сдает декларацию?

Платить за загрязнение и, следовательно, представлять декларацию, обязаны организации и ИП, которые ведут деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду. При этом организации и ИП, чья деятельность ведется исключительно на объектах IV категории (т. е. с минимальным негативным воздействием на окружающую среду), ни платить за грязь, ни сдавать декларацию не должны (п. 1 ст. 16.1 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ).

В общем случае, к IV категории относятся объекты, которые одновременно удовлетворяет следующим критериям (п. 6 Постановления Правительства от 28.09.2015 № 1029):

  • наличие на объекте стационарных источников загрязнения окружающей среды, масса загрязняющих веществ в выбросах в атмосферный воздух которых не превышает 10 тонн в год, при отсутствии в составе выбросов веществ I и II классов опасности, радиоактивных веществ;
  • отсутствие сбросов загрязняющих веществ в составе сточных вод в централизованные системы водоотведения, другие сооружения и системы отведения и очистки сточных вод, за исключением сбросов загрязняющих веществ, образующихся в результате использования вод для бытовых нужд, а также отсутствие сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду.

Срок сдачи декларации

Декларацию о плате за негативное воздействие нужно сдать не позднее 10 марта года, следующего за отчетным (п. 5 ст. 16.4 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ , п. 2 Порядка, утв. Приказом Минприроды от 09.01.2017 № 3). Учитывая, что 10.03.2018 - суббота, представить декларацию за 2017 год можно по 12.03.2018 включительно.

Форма и состав декларации

Форма декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду утверждена Приказом Минприроды от 09.01.2017 № 3 (Приложение 2) .

Скачать бланк декларации в формате Excel можно .

Декларация сдается в электронном виде или на бумаге. При электронном заполнении удобно это делать через Личный кабинет природопользователя на сайте Росприроднадзора . На этом сайте можно как подготовить, распечатать или сохранить в электронном виде декларацию, так и отправить ее (при наличии электронной подписи) непосредственно в Росприроднадзор.

Сдаваемая в бумажном виде декларация должна быть пронумерована, прошнурована и скреплена печатью.

Декларация о плате за негативное воздействие состоит из титульного листа и 6 разделов:

  • раздел 1 «Расчет суммы платы за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными объектами»;
  • раздел 1.1 «Расчет суммы платы за выбросы загрязняющих веществ, образующихся при сжигании на факельных установках и (или) рассеивании попутного нефтяного газа при непревышении объема, соответствующего предельно допустимому значению показателя сжигания»;
  • раздел 1.2 «Расчет суммы платы за выбросы загрязняющих веществ, образующихся при сжигании на факельных установках и (или) рассеивании попутного нефтяного газа при превышении объема, соответствующего предельно допустимому значению показателя сжигания»;
  • раздел 2 «Расчет суммы платы за сбросы загрязняющих веществ в водные объекты»;
  • раздел 3 «Расчет суммы платы за размещение отходов производства и потребления;
  • раздел 3.1 «Расчет суммы платы за размещение твердых коммунальных отходов».

Включать в состав декларации нужно разделы лишь по тем видам платы, по которым организация или ИП отчитываются.