Планеты. Предсказания жюль верна

Ряд удивительных пророчеств Жюля Верна стали достоянием общества в его неопубликованном сочинении «Париж в XX веке», о существовании которого стало известно несколько лет назад. Рукопись романа была найдена случайно правнуком писателя, и это событие стало сенсацией.

Читателей романа, сочинённого в 1863 году, Ж. Верн силой воображения переносит в Париж 1960 года и подробно описывает такие вещи, об изобретении которых в первой половине XIX века никто и не догадывался: по улицам города движутся автомобили (правда, у Ж. Верна они работают не на бензине, а на водороде - для сохранения чистоты окружающей среды), преступников казнят при помощи электрического стула, а кипы документов передаются посредством прибора, очень напоминающего современный факс. Вероятно, эти предсказания показались издателю Этцелю чересчур фантастическими, а может, он счёл роман слишком мрачным - так или иначе, но рукопись была возвращена автору и в итоге затерялась среди его бумаг на полтора столетия.

В 1863 году знаменитый французский писатель Жюль Верн опубликовал в «Журнале для образования и отдыха» первый роман из цикла «Необыкновенные путешествия» - «Пять недель на воздушном шаре». Успех романа вдохновил писателя; он решил и впредь работать в этом «ключе», сопровождая романтические приключения своих героев всё более искусными описаниями невероятных, но тем не менее тщательно продуманных научных чудес, рождённых его воображением. Цикл продолжили романы «Путешествие к центру Земли» (1864), «С Земли на Луну» (1865), «20 000 лье под водой» (1869), «Таинственный остров» (1874) и т.д.

Всего Жюль Верн написал около 70 романов. В них он предсказал многие научные открытия и изобретения в самых разных областях, в том числе подводные лодки, акваланги, телевидение и космические полёты. Жюль Верн предвидел практическое применение электродвигателей, электронагревательных приборов, электрических ламп, громкоговорителей, передачи изображений на расстояние, электрической защиты зданий.

Замечательные сочинения французского писателя имели для многих поколений людей важный познавательный и воспитательный эффект. Так, в одной из фраз, высказанной фантастом в романе «Вокруг Луны» относительно падения снаряда на лунную поверхность, была заключена идея реактивного движения в пустоте, идея, впоследствии развитая в теориях К.Э. Циолковского. Неудивительно, что основоположник космонавтики не раз повторял: «Стремление к космическим путешествиям заложено во мне Жюль Верном. Он пробудил работу мозга в этом направлении».

ПУТЕШЕСТВИЕ НА ЛУНУ

Космический полёт в подробностях, весьма близких к реальным, впервые был описан Ж. Верном в сочинениях «С Земли на Луну» (1865) и «Вокруг Луны» (1870). Эта знаменитая дилогия - выдающийся пример «видения сквозь время». Она была создана за 100 лет до того, как пилотируемый полёт вокруг Луны был реализован на практике. Но что поражает более всего, так это удивительное сходство между полётом вымышленным (у Ж. Верна - рейс снаряда «Колумбиады») и реальным (имеется в виду лунная одиссея корабля «Аполлон-8», который в 1968 году совершил первый пилотируемый полёт вокруг Луны).

Оба космических аппарата - и литературный, и реальный - имели экипаж, состоявший из трёх человек. Оба стартовали в декабре с полуострова Флорида, оба вышли на окололунную орбиту («Аполлон», правда, совершил вокруг Луны восемь полных витков, в то время как его фантастический «предшественник» - всего один).

«Аполлон», облетев Луну, при помощи ракетных двигателей вернулся на обратный курс. Экипаж «Колумбиады» решил эту проблему похожим способом, использовав реактивную силу… сигнальных ракет. Таким образом, оба корабля с помощью ракетных двигателей перешли на траекторию возвращения, чтобы опять-таки в декабре приводниться в одном и том же районе Тихого океана, причём расстояние между точками приводнения составляет всего 4 км! Размеры и масса двух космических аппаратов также практически одинаковы: высота снаряда «Колумбиады» - 3,65 м, вес - 5 547 кг; высота капсулы «Аполлона» - 3,60 м, вес - 5 621 кг.

Великий фантаст предугадал всё! Даже имена героев французского писателя - Барбикен, Николь и Ардан - созвучны именам американских астронавтов - Борман, Ловелл и Андерс…

Промышленное освоение космоса Циолковский Константин Эдуардович

Исследование мировых пространств реактивными приборами (1926)* (фрагменты)

Исследование мировых пространств реактивными приборами (1926) *

(фрагменты)

Предисловие

Стремление к космическим путешествиям заложено во мне известным фантазером Ж. Верном. Он побудил работу мозга в этом направлении. Явились желания. За желаниями возникла деятельность ума. Конечно, она ни к чему бы не повела, если бы не встретила помощь со стороны науки.

Никогда я не претендовал на полное решение этого вопроса. Сначала неизбежно идут: мысль, фантазия, сказка. За ними шествует научный расчет. И уже в конце концов исполнение венчает мысль. Мои работы о космических путешествиях относятся к средней фазе творчества. Более чем кто-нибудь я понимаю бездну, разделяющую идею от ее осуществления, так как в течение моей жизни я не только мыслил и вычислял, но и исполнял, работая также руками. Однако нельзя не быть идее: исполнению предшествует мысль, точному расчету - фантазия.

Вот что писал я М. Филиппову, редактору «Научного обозрения», перед тем как посылать ему свою тетрадь (издана в 1903 г.): «Я разработал некоторые стороны вопроса о поднятии в пространство с помощью реактивного прибора, подобного ракете. Математические выводы, основанные на научных данных и много раз проверенные, указывают на возможность с помощью таких приборов подниматься в небесное пространство и, может быть, основывать поселения за пределами земной атмосферы. Пройдут, вероятно, сотни лет, прежде чем высказанные мною мысли найдут применение, и люди воспользуются ими, чтобы расселяться не только по лицу земли, но и по лицу всей Вселенной.

Почти вся энергия Солнца пропадает в настоящее время бесполезно для человечества, ибо Земля получает в 2 (точнее в 2,23) миллиарда раз меньше, чем испускает Солнце.

Что странного в идее воспользоваться этой энергией! Что странного в мысли овладеть и окружающим земной шар беспредельным пространством…»

Все знают, как невообразимо велика, как безгранична Вселенная.

Все знают, что и вся Солнечная система с сотнями своих планет есть точка в Млечном Пути. И самый Млечный Путь есть точка по отношению к эфирному острову. Последний же есть точка в мире.

Проникни люди в солнечную систему, распоряжайся в ней, как хозяйка в доме: раскроются ли тогда тайны вселенной? Нисколько! Как осмотр какого-нибудь камешка или раковины не раскроет еще тайны океана… Если бы даже человечество овладело другим Солнцем, исследовало весь Млечный Путь, эти миллиарды Солнц, эти сотни миллиардов планет, - то и тогда мы сказали бы то же. И миллиарды эти - точка, и они бы не разоблачили всех тайн неба.

Давно ли было время, когда поднятие на воздух считалось кощунственным покушением и каралось казнью, когда рассуждение о вращении Земли наказывалось сожжением. Неужели и теперь суждено людям впадать в ошибки такого же сорта!

План завоевания межпланетных пространств

Общий план

Мы можем достигнуть завоевания солнечной системы очень доступной тактикой. Решим сначала легчайшую задачу: устроить эфирное поселение поблизости Земли в качестве ее спутника, на расстоянии 1–2 тыс. км от поверхности, вне атмосферы. При этом относительный запас взрывчатого материала вполне доступен, так как не превышает 4-10 (сравнительно с весом ракеты). Если же воспользоваться предварительной скоростью, полученной на самой земной поверхности, то этот запас окажется совсем незначительным (об этом впереди).

Поселившись тут устойчиво и общественно, получив надежную и безопасную базу, освоившись хорошо с жизнью в эфире (в материальной пустоте), мы уже более легким путем будем изменять свою скорость, удаляться от Земли и Солнца и вообще разгуливать, где нам понравится. Дело в том, что в состоянии спутника Земли и Солнца мы можем употреблять самые малые силы для увеличения, уменьшения и всякого изменения своей скорости, а стало быть, и нашего космического положения. Энергии же кругом великое изобилие в виде никогда не погасающего, непрерывного и девственного лучеиспускания Солнца. Точкой опоры или опорным материалом могут служить отрицательные и в особенности положительные (атомы гелия) электроны…

Развитие в эфире индустрии в самом широком смысле

Первые земные животные зародились в воде…

…Для перехода на сушу нужны были мускулы, а для перехода из воздуха в пустоту - развитие промышленности, особенно моторной… <…>

…Пустота и девственный солнечный свет убивают. Противоядием служат: хорошо изолированные многокамерные жилища, скафандры и искусственный подбор существ. Кислород же, вода, металлы и другие необходимые вещества находятся почти во всех камнях. Надо только их извлечь. Цели индустрии в эфире, в общем, такие же, как и на Земле, только много обширнее, несмотря на то, что человеку не нужны будут ни одежды, ни мебель, ни многое другое.

План работ, начиная с ближайшего времени

Теперь мы поговорим о том, как можно начать работу по завоеванию космоса немедленно, сейчас же. Обыкновенно идут от известного к неизвестному, от швейной иголки к швейной машинке, от ножа к мясорубке, от молотильных цепов к молотилке, от коляски к автомобилю, от лодки к кораблю. Так и мы думаем перейти от аэроплана к реактивному прибору - для завоевания Солнечной системы. Мы уже говорили, что ракета, летя сначала неизбежно в воздухе, должна иметь некоторые черты аэроплана. Но мы уже доказывали, что в нем непригодны колеса, воздушные винты, мотор, проницаемость помещения для газов, обременительны крылья. Все это мешает ему получить скорость, большую 200 м/сек, или 720 км/час. Самолет не будет пригоден для целей воздушного транспорта, но постепенно станет пригоден для космических путешествий. Разве и сейчас аэроплан, летая на высоте 12 км, не одолевает уже 70–80% всей атмосферы и не приближается к сфере чистого эфира, окружающего Землю! Поможем же ему достигнуть большего. Вот грубые ступени развития и преобразования аэропланного дела для достижения высших целей.

1. Устраивается ракетный самолет с крыльями и обыкновенными органами управления. Но бензиновый мотор заменен взрывной трубой, куда слабосильным двигателем накачиваются взрывчатые вещества. Воздушного винта нет. Есть запас взрывчатых материалов и остается помещение для пилота, закрытое чем-нибудь прозрачным для защиты от встречного ветра, так как скорость такого аппарата больше аэропланной. Этот прибор от реактивного действия взрывания покатится на полозьях по смазанным рельсам (ввиду небольшой скорости могут остаться и колеса). Затем поднимется на воздух, достигнет максимума скорости, потеряет весь запас взрывчатых веществ и облегченный начнет планировать как обыкновенный или безмоторный аэроплан, чтобы безопасно спуститься на сушу.

Количество взрывчатых веществ и силу взрывания надо понемногу увеличивать, также максимальную скорость, дальность, а главное - высоту полета. Ввиду проницаемости для воздуха человеческого помещения в самолете высота, конечно, не может быть больше известной рекордной высоты. Достаточно и 5 км. Цель этих опытов - умение управлять аэропланом (при значительной скорости движения), взрывной трубой и планированием.

2. Крылья последующих самолетов надо понемногу уменьшать, силу мотора и скорость увеличивать. Придется прибегнуть к получению предварительной, до взрывания, скорости с помощью описанных ранее средств.

3. Корпус дальнейших аэропланов следует делать непроницаемым для газов и наполненным кислородом, с приборами, поглощающими углекислый газ, аммиак и другие продукты выделения человека. Цель - достигать любого разрежения воздуха. Высота может много превосходить 12 км. В силу большой скорости при спуске для безопасности его можно делать на воду. Непроницаемость корпуса не даст ракете потонуть.

4. Применяются описанные мною рули, действующие отлично в пустоте и в очень разреженном воздухе, куда залетает ракета. Пускается в ход бескрылый аэроплан, сдвоенный или строенный, надутый кислородом, герметически закрытый, хорошо планирующий. Он требует для поднятия на воздух большой предварительной скорости и, стало быть, усовершенствования приспособлений для разбега. Прибавочная скорость даст ему возможность подниматься все выше и выше. Центробежная сила может уже проявить свое действие и уменьшить работу движения.

5. Скорость достигает 8 км/сек, центробежная сила вполне уничтожает тяжесть и ракета впервые заходит за пределы атмосферы. Полетав там, насколько хватает кислорода и пищи, она спирально возвращается на Землю, тормозя себя воздухом и планируя без взрывания.

6. После этого можно употреблять корпус простой, несдвоенный. Полеты за атмосферу повторяются. Реактивные приборы все более и более удаляются от воздушной оболочки Земли и пребывают в эфире все дольше и дольше. Все же они возвращаются, так как имеют ограниченный запас пищи и кислорода.

7. Делаются попытки избавиться от углекислого газа и других человеческих выделений с помощью подобранных мелкорослых растений, дающих в то же время питательные вещества. Над этим много, много работают - и медленно, но все же достигают успеха.

8. Устраиваются эфирные скафандры (одежды) для безопасного выхода из ракеты в эфир.

9. Для получения кислорода, пищи и очищения ракетного воздуха придумывают особые помещения для растений. Все это в сложенном виде уносится ракетами в эфир и там раскладывается и соединяется. Человек достигает большой независимости от Земли, так как добывает средства жизни самостоятельно.

10. Вокруг Земли устраиваются обширные поселения.

11. Используют солнечную энергию не только для питания и удобств жизни (комфорта), но и для перемещения по всей Солнечной системе.

12. Основывают колонии в поясе астероидов и других местах Солнечной системы, где только находят небольшие небесные тела.

13. Развивается промышленность и размножаются невообразимо колонии.

14. Достигается индивидуальное (личности отдельного человека) и общественное (социалистическое) совершенство.

15. Население Солнечной системы делается в сто тысяч миллионов раз больше теперешнего земного. Достигается предел, после которого неизбежно расселение по всему Млечному Пути.

16. Начинается угасание Солнца. Оставшееся население Солнечной системы удаляется от нее к другим Солнцам, к ранее улетевшим братьям.

Из книги Пилотируемые полеты на Луну автора Шунейко Иван Иванович

Из книги Приборостроение автора Бабаев М А

20. Исследование точности механизмов В процессе исследования механизмов анализируются: причины возникновения ошибок, предполагаемые (ожидаемые) величины этих ошибок, методы контроля ошибок и поверки приборов. Все эти вопросы принадлежат метрологии, как неотъемлемой

Из книги Теплотехника автора Бурханова Наталья

16. Исследование радиационных характеристик факела Температура горения факела: где LРф.к.– длина факела M;x– влагосодержание мазута, кг/кг.Получено при отоплении печей газифицированным мазутом.На печах, отапливаемых газифицированным мазутом, получаются высокие значения

Из книги Межотраслевые правила по охране труда при эксплуатации газового хозяйства организаций в вопросах и ответах. Пособие для изучения и подготовки к провер автора Красник Валентин Викторович

2.10. Требования охраны труда при работе с ртутными приборами Вопрос 193. В каких помещениях должна производиться работа с ртутными приборами (заполнение ртутью, опорожнение сосудов, сборка и разборка, ремонт)?Ответ. Должна производиться в изолированных помещениях,

Из книги Промышленное освоение космоса автора Циолковский Константин Эдуардович

Свободное пространство* (фрагменты) Определение свободного пространстваСвободным пространством я буду называть такую среду, в границах которой силы тяготения или совсем не действуют на наблюдаемые тела, или действуют весьма слабо в сравнении с земной тяжестью у ее

Из книги Мир авиации 2004 02 автора Автор неизвестен

Вне Земли* (фрагменты) Герои научно-фантастической повести «Вне Земли» - люди разных национальностей. Циолковский дал им имена великих ученых (Ньютон, Галилей, Лаплас, Гельмгольц, Франклин). Их русский коллега - Циолковский скромно назвал его Ивановым - изобрел способ

Из книги Грузовые автомобили. Система зажигания автора Мельников Илья

Исследование мировых пространств реактивными приборами (1911)* (фрагменты) Картина полетаОтносительные явления. Хотя до путешествия в пространство «ой как далеко», но допустим, что все готово: изобретено, осуществлено, испытано, и мы уже устроились в ракете и приготовились

Из книги Тяжёлый танк «Пантера». Первая полная энциклопедия автора Коломиец Максим Викторович

Из книги Нанотехнологии [Наука, инновации и возможности] автора Фостер Линн

Уход за приборами зажигания Ежедневно проверить внешним осмотром состояние прерывателя – распределителя, свечей зажигания и проводов низкого и высокого напряжения.Первое и второе техническое обслуживание включает в себя: – очистить приборы зажигания внутри от пыли и

Из книги автора

«ПАНТЕРЫ» С ИНФРАКРАСНЫМИ ПРИБОРАМИ Тема использования на танках «Пантера» инфракрасных приборов ночного видения заслуживает отдельного описания. До сих пор нет точной информации о том, сколько же всего танков получило такие приборы, а также нет достоверных данных о

Из книги автора

17.2.1. Исследование и описание свойств ДНК/РНК Любому практическому использованию нанообъектов должно предшествовать тщательное изучение и описание их свойств, а также исследование зависимости свойств от состава, структуры и т. д. Например, биомолекулярное описание

Жюль Верн доказал: основанная на научном прогнозе дерзкая мечта – вечный двигатель человечества. Пишет .

Писатель и мир

8 февраля 1828 года в семье потомственного французского адвоката Пьера Верна родился первенец, которого нарекли Жюль Габриэль. Этот мальчик, который должен был безукоризненно продолжить семейное дело, осмелился выбрать себе другую дорогу в жизни и стал не просто выдающимся профессиональным писателем, одним из основателей жанра научной фантастики, а настоящим «крестным отцом» для литераторов и ученых – настоящих и будущих – из разных частей света.

Константин Циолковский говорил: «Стремление к космическим путешествиям заложено во мне Жюлем Верном. Он пробудил работу мозга в этом направлении».

Не будем забывать о поколениях читателей, которые выросли на книгах Верна, переведенных на 148 языков. Им тоже есть, за что благодарить писателя: прежде всего, за привитое понимание того, сколь удивителен, многообразен и необъятен свет.

Мы способны познать мир, но вот ведь чудо: чем больше мы исследуем его, тем больше тайн и загадок возникает, тем дальше отодвигается граница познания! А значит, люди будут идти дальше: вширь, вглубь, ввысь. 20 тысяч лье под водой, вокруг света за 80 дней – это не предел, мы способны на гораздо большее.

Путешествие в мечтах и наяву

Жюль Верн – «self made man». Человек потрясающей работоспособности. Только представьте: он трудился с пяти утра до восьми вечера; суточная норма – 24 книжные страницы. А ведь помимо художественного творчества, были еще научные монографии и статьи, очерки. Например, «Подводный локомотив» (1857), «Иллюстрированная география Франции и ее колоний» (1864), «Меридианы и календарь» (1873). В старости, уже ослепнув, писатель продолжал диктовать тексты. Никакой немощности, дряхлости – интеллект, ум способны диктовать волю телу, подчинять его себе.

Но главное, Верн не провел всю жизнь за письменным столом - он путешествовал по миру, в том числе по морям и океанам на своих яхтах «Сен-Мишель I», «Сен-Мишель II» и «Сен-Мишель III». Писатель посетил множество стран, кроме, пожалуй, Российской империи: высадиться в Санкт-Петербурге ему помешал сильный морской шторм. Но настоящий творец может достичь любого континента или планеты: действие 9-ти романов Жюля Верна из 66-ти разворачивается в России.

Герой нашего времени

В 1863 году Верн написал книгу «Париж в XX веке», в которой подробно описал автомобиль, факс и электрический стул. Издатель вернул ему рукопись, сочтя произведение слишком неправдоподобным. В результате «Париж в XX веке» увидел свет лишь в 1994 году - вот так недальновидный книгоиздатель может порою лишить читателей настоящего чуда и открытия.

И по сей день Верн остается величайшим прорицателем в истории человечества. Но в отличие от графа Калиостро и бабы Ванги, он внимательно следил за достижениями науки и консультировался с учеными; Верн ничего не выдумывал, а предвосхищал направление развития уже существующих технологий.

Как далеко позади оставил Верн свое время, вплотную приблизившись к нам! Электрические пули из «20 000 лье под водой» (1869), видеосвязь из «Одного дня американского журналиста в 2889 году» (1889), суперснаряд, способный уничтожить все в радиусе тысяч квадратных метров, из «Флага родины» (1896)... Жюль Верн описывал все в мельчайших деталях – правдивы оказались и они.

Так, старт лунной экспедиции (роман «С Земли на Луну прямым путем за 97 часов 20 минут», год издания – 1865) был «осуществлен» писателем из Стоунз-Хилл во Флориде – это место близко к расположению современного космодрома на мысе Канаверал. Или вот еще: в «Пятьсот миллионов бегумы» (1879) главным злодеем Верн сделал немецкого профессора Шульце – одержимого националиста с жаждой мирового господства.

Некоторые из теорий Верна все еще ждут своего «воплощения». К примеру, в его романе «Плавающий город» (1870) события разворачивались на искусственном острове, где самые богатые люди Земли создали для себя рукотворный рай. Эту идею в наши дни готова воплотить организация Seasteading Institute. Организация намерена создать даже не одно, а несколько плавучих городов-государств. Они будут обладать суверенитетом и существовать по собственным либеральным законам, что должно сделать их крайне привлекательными для бизнеса. Одним из спонсоров проекта выступает основатель платежной системы PayPal Питер Тиль.

«Что бы я ни сочинял, что бы я ни выдумывал, – писал Жюль Верн, – все это всегда будет ниже действительных возможностей человека. Придет время, когда наука опередит фантазию».

Последняя гора на пути

Жюль Верн написал продолжение «Приключения Артура Гордона Пима» – книги своего любимого автора Эдгара По («Ледяной сфинкс», год издания - 1897). А американский писатель Рэй Брэдбери пошел еще дальше: он сделал самого Верна, которого глубоко уважал, героем рассказа «Чудеса и диковины! Передай дальше!». Получилось правдиво и содержательно – на берегу океана Брэдбери берет интервью у Верна, вкладывая следующую мысль в его уста:

«Я восстаю против существования, лишенного смысла. Существование человечества не окажется лишенным смысла, утверждаю я, если человечество сумеет вскарабкаться на эту последнюю высоченную гору – космос. <…> Род человеческий должен заселить все планеты всех звезд. Непрерывное расселение наших колонистов на самых дальних мирах, чтобы люди могли существовать вечно, в конце концов откроет нам смысл нашего долгого и часто непереносимо трудного пути к вершине».

Звучит слишком оптимистично и смело, особенно для тех, кто живет сегодня в обществе, которое не думает, не верит, не мечтает и даже уже по-настоящему не трудится, предпочитая однообразно существовать, уткнувшись в смартфоны и планшеты, изобретенные другими, - в нелюбимой стране после скучной работы. Тем не менее, люди продолжают вглядываться в звездное небо и желать, чтобы наука превзошла самую смелую мечту. И не просто желать, но действовать. Так, американская некоммерческая организация Inspiration Mars Foundation планирует отправить в 2018 году пилотируемую экспедицию для облета Марса. А проект Mars One, базирующийся в Нидерландах, ставит своей задачей к 2023 году осуществить пилотируемую экспедицию на Марс; для участия в миссии отобрано и несколько белорусов.

Нам нужно в очередной раз сверить календарь с книгами Жюль Верна. И поверить, наконец, в себя и других. В осмысленную жизнь, где есть место романтике, и открытию, и чуду. Передай дальше!

110 лет назад во французском городе Нанте родился Жюль Верн.

Великий романтик науки, автор замечательных научно-фантастических произведений завоевал себе мировую, немеркнущую славу. В 1863 г. он выпустил свое первое произведение в научно-фантастическом жанре – «Пять суток на аэростате». Этот роман имел большой успех. Вслед за этим Жюль Верн начал систематически выпускать романы – путешествия, поражающие читателя захватывающим изложением, богатой фантазией и основательным знакомством автора с различными областями науки и техники.

Вот «Приключения капитана Гаттераса», – и читатель переносится в суровую и полную романтики обстановку Арктики, как бы участвуя в экспедиции бесстрашного капитана и его спутников. Вот «20 тысяч лье под водой», – и читатель видит себя на фантастическом подводном корабле, изучая чудесную жизнь в глубинах океана. Вот читатель с трепетом следит за множеством приключений героев романа «В 80 дней вокруг света». Вот читатель вместе с потерпевшими кораблекрушение путешественниками высаживается на неизвестную землю, которую автор назвал «Таинственный остров». Самые удивительные страны посещает читатель, следуя за мастерским изложением Жюль Верна. Он летит вместе с героями автора в пушечном снаряде на Луну, переживая необычайные приключения во время этого межпланетного путешествия. Он направляется к центру Земли, и автор раскрывает перед ним чудесные тайны подземного царства...

Около шестидесяти романов написал Жюль Верн за 40 лет своей замечательной творческой деятельности в области научной фантастики. Каждый из этих романов знакомит читателя с какой-нибудь областью науки – географией, геологией, физикой, химией, астрономией и др.

Жюль Верн был широко образованным человеком. Он много читал, серьезно изучая успехи современной ему науки и техники. Поэтому он всегда был на высоте последних научных достижений, о которых он и рассказывал с захватывающим мастерством своим читателям.

Но Жюль Верн не ограничивался добросовестным и занимательным пересказом уже известных научных положений. Он был «открывателем», он смело смотрел в будущее, расширяя горизонты человеческого знания. Его чудесный гений обладал неоценимым даром научного предвидения. Многое, о чем писал Жюль Верн, еще не существовало в его время. Но гениальный писатель никогда не был беспочвенным фантазером, он всегда исходил из реальных достижений науки и техники, из тех проблем, которые стояли перед его современниками – учеными и изобретателями. Жюль Верн прекрасно понимал, куда развивается та или иная наука, и затем на крыльях своего могучего воображения делал смелый прыжок вперед, в будущее. И мы знаем, что многое из того, о чем писал Жюль Верн и чего еще не существовало в его время, теперь уже осуществилось, стало реальностью благодаря развитию науки и техники. Жюль Верн мечтал о покорении водных глубин и предсказывал появление подводных кораблей, которые теперь являются важнейшей составной частью морских флотов всех государств. Жюль Верн мечтал о покорении воздушной стихии и предсказывал появление летательных аппаратов, которые создали теперь новую эпоху в передвижении человека и преодолении пространства. Жюль Верн защищал реальность межпланетных путешествий – проблема, над которой работает весьма серьезно современная наука. Жюль Верн писал о покорении Северного полюса и снежных просторов Арктики – мечта, которую осуществили советские герои-летчики, советские полярники и исследователи...

Французская академия присудила Жюль Верну премию за его огромные заслуги в области научной фантастики. Это доказывает то весьма крупное значение, которое имели работы писателя – фантаста для постановки серьезных научных проблем. Многие виднейшие изобретатели и ученые подчеркивали то сильнейшее влияние, которое оказывали на них произведения Жюль Верна, давая могучий толчок к движению их творческой мысли. «Стремление к космическим путешествиям заложено во мне Жюль Верном. Он пробудил работу мозга в этом направлении», говорил наш великий ученый-изобретатель К. Э. Циолковский. С такой же теплотой и признательностью отзывается о Жюль Верне и крупнейший французский ученый Жорж Клод. Жюль Верн – «тот, кого обычно считают лишь развлекателем юношества, но кто в действительности является вдохновителем многих научных исследователей».

Широкие познания, дар научного предвидения сочетались у Жюль Верна с большим литературным талантом, – в этом и кроется причина того очарования, которое он оказывает на своих читателей. Многие писатели могли бы позавидовать той высокой оценке, которую дал гениальному фантасту Лев Толстой: «Романы Жюль Верна превосходны. Я читал их совсем взрослым, и все–таки, помню, они меня восхищали. В построении интригующей, захватывающей фабулы он удивительный мастер. А послушали бы вы, с каким восторгом отзывается о нем Тургенев! Я прямо не помню, чтобы он кем-нибудь еще так восхищался, как Жюлем Верном».

Многие поколения молодежи воспитывались и воспитываются на романах Жюль Верна. У многих на всю жизнь остается благодарное чувство к этому замечательному писателю за те незабываемые часы наслаждения, которые мы испытываем, погружаясь в чтение его романов, за пробуждение радостного стремления к творчеству, к борьбе с природой, к достижению больших целей. Жюль Верн особенно близок советской молодежи. Мы ценим Жюль Верна за его бодрый оптимизм, за его горячую, неугасаемую веру в силу человеческого знания, за его веру во всепобеждающий прогресс науки и техники. Жюль Верн особенно близок советскому читателю потому, что только в нашей стране социализма возможен тот небывалый расцвет науки и техники и только в стране социализма смогут полностью осуществиться те замечательные идеи, о которых мечтал великий романтик науки.


«Будет время, когда люди не только будут летать, но и устремляться к дальним мирам». (Н.643)

С древнейших времен, глядя в ночное небо, человек мечтал о полете к звездам. Таинственная, мерцающая миллиардами дальних светил Беспредельность уносила его мысли в безбрежные дали Вселенной, будила воображение, заставляла задумываться над тайнами мироздания. Легенды и мифы всех народов рассказывали о полете к Луне, Солнцу и звездам. Писатели фантасты предлагали разные средства для осуществления космического полета. Учёные искали способы достичь звёздных миров. В дерзновенных умах рождались различные гипотезы, то научные, то фантастические.

ОТ ПОТЕШНЫХ ОГНЕЙ К РАКЕТНОЙ ТЕХНИКЕ

Мы поощряем научные опыты. Когда вас спросят - как относиться к опыту с ракетой на луну? отвечайте - с уважением. Конечно, знаем, что испытатели не получат ожидаемого ими, но все же произойдут полезные наблюдения. <…> Мы не препятствуем даже самым сложным опытам. <…> Пусть хотя бы из пушки стреляют по дальним мирам, лишь бы мысль направлялась к таким проблемам. Не мудро пресекать течение мышления. <…> Нужно относиться с уважением к таким попыткам. (Н.234)

Первоначально ракеты в России использовали в качестве «потешных огней».

Но уже в 1516 г. запорожцы применили ракеты в ратном деле. А в 1817 г. выдающийся российский ученый, герой Отечественной войны 1812 года А. Д. Засядко изготовил и продемонстрировал ракеты, дальность полета которых достигла 1670 м. Во второй половине XIX в. в России было предложено свыше 20 проектов реактивных летательных аппаратов.

Особого внимания заслуживает проект революционера Н. И. Кибальчича. Приговоренный к смертной казни за участие в покушении на Александра II и находясь в заключении, он начертил схему реактивного летательного аппарата. Кибальчич разработал устройство воздухоплавательного прибора, основанного на ракетно-динамическом принципе, рассмотрел систему подачи топлива в камеру сгорания и принцип управления полетом методом изменения наклона двигателя.

О Космосе мечтали самые передовые люди. В России образовалось целое направление в философии - Русский Космизм. В 1896 г. появилась брошюра А. П. Федорова «Новый принцип воздухоплавания, исключающий атмосферу как опорную среду», где он описал устройство предложенного им воздухоплавательного аппарата, движение которого основано на реактивном принципе. Работы Федорова оказали большое влияние на К.Э. Циалковского, который заложил теоретические основы космических полётов, дал философское и техническое обоснование освоения космоса Человечеством. Неизменной спутницей, а подчас предшественницей научных трудов и изобретений Циолковского была научная фантастика. «Стремление к космическим путешествиям заложено во мне известным фантазёром Ж.Верном. Он пробудил работу мозга в этом направлении. Явились желания. За желаниями возникла деятельность ума» , - вспоминал К.Э.Циолковский.

В начале ХХ века огромную популярность в Советском Союзе получила научно-фантастическая книга А. Толстого «Аэлита» о полете на Марс двух энтузиастов на самодельной ракете. Прототипом инженера Лося из «Аэлиты» был советский инженер Ф. А. Цандер. Смертельно больной неизлечимой формой туберкулёза он основал научно-инженерную группу ГИРД, заложил основы теоретических расчетов реактивных двигателей, ракетной астродинамики, расчета продолжительности космических полетов, выдвинул концепцию космоплана - комбинации самолета и ракеты, теоретически обосновал принцип планирующего спуска из околоземного пространства и доказал идею «гравитационной пращи», которую сейчас используют почти все космические аппараты, отправляемыедля исследования групп планет.На работах Цандера основывались почти все последующие разработки ракетной техники.

Важную роль в развитии отечественной ракетной техникисыграли энтузиасты ракетного дела: Ю. В. Кондратюк, аэродинамик В. П. Ветичкин, академик В. П. Глушко, талантливые инженеры С. П. Королев, М. К. Тихонравов и др.

Осенью 1933 г. в Москве был создан Реактивный научно-исследовательский институт. Начальником института был назначен И. Т. Клейменов, а заместителем по научной части - С. П. Королев.

Стремление к дальним мирам есть естественное направление человеческого духа. (АЙ 135)

Бурное развитие ракетной техники после Великой Отечественной Войны привело к разработке Советской Космической Программы. План полета человека в Космос был предложен Сталину еще в 1946 г. Однако в трудные послевоенные годы руководству военной отрасли было не до космических проектов, которые воспринимались как фантастика, мешающая выполнению главной задачи по созданию «дальнобойных ракет». Государственный план создания ракет Р-7, основывсейСоветскойКосмонавтикибыл подписан Сталиным ипринят к исполнению всего за несколько недель до его смерти.

Незадолго до запуска Первого Искусственного Спутника Земли И. А. Ефремов написал гениальное фантастическое произведение «Туманность Андромеды» о людях Будущего и полётах к звёздам. Автор не мог знать о глубоко засекреченных работах. Но он отразил устремление духа людей, их мечтания и представления о прекрасном Будущем. И то, что это Будущее прямо связано со звёздами, было очень знаменательно.

В этот день был совершен запуск первого советского искусственного спутника. Он имелформу шара диаметром 0,58 м, а его масса составляла 83,6 кг.Два радиопередатчика спутника дали возможность получить новые сведения об атмосфере. Через месяц был произведен запуск второго советского спутника. Он весил значительно больше первого - 508,3 кг и был выведен на более вытянутую орбиту.На его борту находилась собака Лайка.

Первый космическийполетживогосуществаподтвердил реальную возможность полета в космос человека. Имя первой собаки, побывавшей в космосе, облетело весь мир. Её фотографии печатали на первых полосах все газеты мира. А документальные кадры с ней показывали во всех кинотеатрах.

Запуск третьего советского искусственного спутника Земли был осуществлен 15 мая 1958 года. При полете этого спутника регистрировались корпускулярное излучение Солнца, фотоны в космических лучах, микрометеоры, изучались магнитное поле Земли, тяжелые ядра и интенсивность первичного космического излучения.

Первые советские искусственные спутники Земли позволили отработать основные системы и получить начальные сведения о параметрах верхней атмосферы Земли, о процессах, протекающих в околоземном пространстве.

Была создана сеть станций слежения и управления полетом и обработки получаемой информации.

Это было время, когда тысячи людей ясными вечерами и ночами, оставив свои дела, вглядывались в звездное небо, пытаясь разглядеть маленькую движущуюся звездочку. О времени её появления над тем или иным населённым пунктом сообщалось заранее. А радиолюбители всех стран настойчиво крутили ручки радиоприемников, чтобы уловить сигналы этих спутников.

Следующими «космонавтами», вернувшимися на Землю живыми стали собаки - Белка и Стрелка. Весной 1960 г. началась экспериментальная проверка первых беспилотных кораблей-спутников. После того, как все части были отработаны, полетели беспилотные корабли «Восток». Вместо космонавта в кресле пилота летал манекен. Наши инженеры, которые готовили его к полётам, в шутку прозвали манекен «дядя Ваня».

ПЕРВЫЙ ПОЛЕТ ЧЕЛОВЕКА В КОСМОС

Дальние миры, как неосуществимое понятие жизни человеческой, наполняют пространство. Космическое понятие пространственного огня и дальних миров для сознания человеческого должны жить, как дальняя цель. Осуществление мечты принято в сознание обывателя. Осуществление дальней цели может приблизить понимание дальних миров. (Б.1, 67)

Наконец после многочисленных земных и космических экспериментов наступило 12 апреля 1961 года. В то раннее утро о старте космического корабля знали только руководство страны и те, кто готовил орбитальный полет. Ракета-носитель "Восток" была установлена в громадной шахте на стартовой площадке. На рассвете к площадке подъехал небольшой автобус. Из него вышел Юрий Алексеевич Гагарин, одетый в скафандр и гермошлем с крупными буквами: "СССР". Гагарин обратился к провожающим: «Дорогие друзья, близкие и незнакомые, соотечественники, люди всех стран и континентов! Через несколько минут могучий космический корабль унесет меняв далекие просторы Вселенной. Что можно сказать Вам в эти последниеминуты перед стартом? Вся моя жизнь кажется мне сейчас одним прекрасным мгновением. Все, что прожито, что сделано прежде, было прожито и сделано ради этой минуты. Сами понимаете, трудно разобраться в чувствах сейчас, когда очень близко подошел час испытания, к которому мы готовились долго и страстно. Вряд ли стоит говорить о тех чувствах, которые я испытал, когда мне предложили совершить этот первый в истории полет. Радость? Нет, это была не только радость. Гордость? Нет, это была не только гордость. Я испытал большое счастье. Быть первым в космосе, вступить один на один в небывалый поединок с природой - можно ли мечтать о большем? Но вслед за этим я подумал о той колоссальной ответственности, которая легла на меня. Первым совершить то, о чем мечтали поколения людей, первым проложить дорогу всему человечеству в космос. Назовите мне большую по сложности задачу, чем та, что выпала мне. Это ответственность не перед одним, не перед десятками людей, не перед коллективом.Это ответственность перед всем советским народом, перед всем человечеством, перед его настоящим и будущим. Иесли, тем не менее, я решаюсь на этот полет, то только потому,чтоя коммунист, что имею за спиной образцы беспримерного героизма моих соотечественников - советских людей. Я знаю, что соберу всю свою волю для наилучшего выполнения задания. Понимая ответственность задачи, я сделаю все, что в моих силах, для выполнения задания Коммунистической партии и советского народа. Счастлив ли я, отправляясь в космический полет? Конечно, счастлив. Ведь во все времена и эпохи для людей было высшим счастьем участвовать в новых открытиях. Мне хочется посвятить этот первый космический полет людям коммунизма, общества, в которое уже вступает наш советский народ и в которое, я уверен, вступят все люди на Земле. Сейчас до старта остаются считанные минуты. Я говорю вам, дорогие друзья, до свидания, как всегда говорят люди друг другу, отправляясь в далекий путь. Как бы хотелось вас всех обнять, знакомых и незнакомых, далеких и близких!

До скорой встречи!».

Лифт поднял Гагарина к космическому кораблю, что находился на самом верху почти 39-метровой ракеты-носителя "Восток". На площадке, расположенной у люка корабля Юрий поднял руку и еще раз попрощался. Затем космонавт зашел в кабину и занял свое место в специальном кресле, в котором было все для аварийного приземления. Как только он доложил о проверке бортового оборудования и готовности к старту, специалисты начали задраивать входной люк. (см. приложение)

В оставшиеся до старта минуты атмосфера в Центре управления полетами достигла максимального напряжения. Нервы у всех были на пределе, особенно разволновался Сергей Королев, главный конструктор "Востока". О том, как себя при этом чувствовал Юрий Гагарин, находившийся к тому моменту на борту космического корабля в одиночестве, можно догадываться из стенограммы переговоров космонавта с ЦУП:

Королев: "Юрий Алексеевич, значит, я хочу вам просто напомнить, что после минутной готовности пройдет минуток шесть, прежде чем начнется полет, так что вы не волнуйтесь". Через несколько минут Королев: Там в укладке тубы - обед, ужин и завтрак.

Гагарин: Ясно.

Королев: Понял?

Гагарин: Понял.

Королев: Колбаса, драже там и варенье к чаю.

Гагарин: Ага.

Королев: Понял?

Гагарин: Понял.

Королев: Вот.

Гагарин: Понял.

Королев: 63 штуки, будешь толстый.

Гагарин: Хо-хо.

Королев: Сегодня прилетишь, сразу все съешь.

Гагарин: Не, главное - колбаска есть, чтобы самогон закусывать".

В 9:07 по московскому времени старший лейтенант Юрий Алексеевич Гагарин произнес фразу, вошедшую в историю - "Поехали!"

«Я услышал свист и все нарастающий гул, почувствовал, как гигантский корабль задрожал всем своим корпусом и медленно, очень медленно оторвался от стартового устройства, - так вспоминал о первых секундах своего полета космонавт, - Начали расти перегрузки. Я почувствовал, какая-то непреоборимая сила все больше вдавливает меня в кресло. Секунды тянулись, как минуты».

Во время старта и выхода на орбиту космонавт перенес ужасную тряску, шум и сильные перегрузки. Но в целом первый этап полета прошел нормально, и вскрывать секретный пакет, в котором находился листок бумаги с цифрой "25", Гагарину не пришлось ("25" - шифр на включение системы ручного управления кораблем "Восток"). Поскольку полет проходил в автоматическом режиме, Гагарин не вмешивался в управление. Но в случае отказа автоматики должен был взять управление на себя. Шифр Гагарину заранее не сообщили, поскольку психологи и врачи в то время считали, что человек, увидевший свою родную планету со стороны, может сойти с ума и перейти на самостоятельное управление кораблем. В этом случае секретный конверт был "страховкой от безумия".

Взлетая, первый космонавт планеты докладывал на Землю: «Самочувствие отличное. Несколько растет перегрузка, вибрация, все переношу нормально. Настроение бодрое. В иллюминатор вижу Землю, различаю складки местности, снег, лес...» Наконец корабль вышел на орбиту. Наступила невесомость. «Сначала это чувство было необычным, - вспоминал позднее Гагарин, - но я вскоре привык к нему, освоился». "Чувство невесомости интересно, - сообщил он в ЦУП. - Все плавает. (Радостно.) Плавает все! Красота. Интересно". Время от времени Юрий то напевал песню "о далеком курносом детстве", то насвистывал "Ландыши" или мотив "Родина слышит, Родина знает…" Внезапно выяснилось, что корабль вышел на гораздо более высокую орбиту, чем расчетная. Это означало, что, если при спуске откажет тормозная система, то корабль будет сходить с орбиты за счет аэродинамического торможения в верхних слоях атмосферы. В таком случае при орбите высотой 247 км Гагарин мог бы вернуться на Землю через 5-7 суток. На этот срок и были рассчитаны все запасы на борту.

К счастью, все закончилось благополучно. Когда, облетев планету, космонавт снова появился над территорией своей страны, с Земли была подана команда на спуск. Первый рейс человека в космос продолжался 108 минут.

«Корабль стал входить в плотные слои атмосферы, - рассказывал потом Юрий Гагарин. - Его наружная оболочка быстро накалялась, и сквозь шторки, прикрывающие иллюминаторы, я видел жутковатый багровый отсвет пламени, бушующего вокруг корабля. Но в кабине было всего 20 градусов тепла. Было ясно, что все системы сработали отлично…»

Из-за неисправности клапана в топливной магистрали ТДУ отключилась на секунду раньше. Кроме того, разделение спускаемого аппарата (СА) и приборного отсека произошло с задержкой на 10 мин В результате СА и космонавт приземлились не в 110 км южнее Сталинграда, как планировалось, а в Саратовской области неподалеку от г. Энгельса, где посадку никто не ожидал.

Пилот корабля катапультировался за несколько минут до приземления спускаемого аппарата и спустился на Землю на парашюте. Первой Гагарина увидела пожилая крестьянка Анна Тахтарова и ее внучка Рита. «Увидев меня в оранжевом скафандре и белом шлеме, свалившегося с неба, - вспоминал Юрий Гагарин, - старушка закрестилась и даже хотела бежать. Внучка же смело тянула ее ко мне. Я расцеловал их обеих...».

Вскоре к месту событий прибыли военные из близлежащей части. Одна группа военных взяла под охрану спускаемый аппарат, а другая повезла Гагарина в расположение части. Оттуда космонавт по телефону отрапортовал командиру дивизии ПВО: «Прошу передать главкому ВВС: задачу выполнил, приземлился в заданном районе, чувствую себя хорошо, ушибов и поломок нет. Гагарин». Тем временем из Энгельского аэропорта вылетел вертолёт Ми-4, в его задачу входило найти и подобрать Гагарина. Спасатели обнаружили спускаемый аппарат, но Юрия рядом не былою Ситуацию прояснили местные жители: они сказали, что Гагарин уехал на грузовике в Энгельс. Вертолёт взлетел и взял курс на город. По дороге с него увидели грузовик, из которого махал руками Гагарин. Космонавта взяли на борт, и вертолёт полетел на базу в Энгельсский аэропорт. На аэродроме в Энгельсе Гагарина уже ждали, у трапа вертолёта было всё руководство базы. Ему вручили поздравительную телеграмму советского правительства, и на «Победе» повезли в диспетчерский пункт, а затем в штаб базы, для связи с Москвой.

К полудню на аэродром Энгельс с Байконура прибыли заместитель командующего ВВС генерал-лейтенант Агальцов и группа журналистов. В течение трёх часов, пока устанавливали связь с Москвой, Гагарин давал интервью и фотографировался. С появлением связи он лично доложил Н.С. Хрущёву о выполнении полёта. После доклада Гагарин на самолёте Ил-14 полетел в Самару (тогда Куйбышев). Было принято решение во избежание шумихи сесть где-нибудь подальше от города. Но пока глушили двигатель и монтировали трап, подъехало местное партийное руководство. Гагарина увезли на обкомовскую дачу на берегу Волги. Там он принял душ и нормально поел. Через три часа в Самару прилетели Королёв и ещё несколько человек из Госкомиссии. В 9 часов вечера накрыли праздничный стол и отметили удачный полёт Гагарина в космос. А в 11 все уже спали: сказалась накопившаяся усталость.

Первоначально никто не планировал грандиозной встречи Гагарина в Москве. Всё решил в последний момент Никита Хрущёв. По словам его сына, Сергея Хрущёва: «Он начал с того, что позвонил министру обороны маршалу Малиновскому и сказал: „Он у вас старший лейтенант. Надо его срочно повысить в звании“. Малиновский сказал, довольно неохотно, что даст Гагарину звание капитана. На что Никита Сергеевич рассердился: „Какого капитана? Вы ему хоть майора дайте“. Малиновский долго не соглашался, но Хрущёв настоял на своём, и в этот же день Гагарин стал майором». Потом Хрущёв позвонил в Кремль и потребовал, чтобы Гагарину подготовили достойную встречу.

За Гагариным прилетел Ил-18, а на подлёте к Москве к самолёту присоединился почётный эскорт истребителей, состоящий из МИГов. Самолёт прилетел в аэропорт Внуково, там Гагарина ожидал грандиозный приём. Огромная толпа народа, вся верхушка власти, журналисты и операторы. Самолёт подрулил к центральному зданию аэропорта, спустили трап, и первым по нему сошёл Гагарин. От самолёта до правительственных трибун была протянута ярко-красная ковровая дорожка, по ней и пошёл Юрий Гагарин под звуки оркестра, исполняющего старинный авиационный марш «Мы рождены, чтоб сказку сделать былью». Подойдя к трибуне, Юрий Гагарин отрапортовал Никите Хрущёву: — Товарищ Первый Секретарь Центрального Комитета Коммунистической партии Советского Союза, Председатель Совета Министров СССР! Рад доложить Вам, что задание Центрального Комитета Коммунистической партии и Советского правительства выполнено…

В роддомах прошли стихийные акции, всех младенцев называли Юрами.

Никита Хрущёв вручил Гагарину на Красной площади Золотую звезду «Героя Советского Союза» и присвоил новое звание «Лётчик-космонавт СССР».

Это событие никого не оставило равнодушным. Множество людей вышло на улицы Москвы, чтобы увидеть Гагарина своими глазами, когда он будет ехать с аэродрома в Кремль. А те у кого не было такой возможности следили за происходящим по телевидению. Стихийно образовывались настоящие демонстрации. Во многих школах отменили уроки. Народ праздновал победу человеческого гения, мастерства и мужества. Вечером на площадях выступали известные писатели и поэты. Все концерты и спектакли начинались с поздравления зрителей с успешным завершением полета Гагарина.

А в следующие два дня на московских аэродромах приземлялись самолеты, которые доставляли делегации из различных стран мира для встречи с первым космонавтом. Вскоре была организована пресс-конференция, на которой Гагарину и конструкторам задавали вопросы зарубежные журналисты.

Ликовал весь мир! Первопроходец Вселенной, покоритель космических просторов, Гражданин Вселенной, Посланник мира - как только не называют Юрия Гагарина. Он стал легендой еще при жизни, с честью пройдя не только испытания неземными перегрузками, но и невиданной славой.

Ю. Б. Левитан на одной из встреч в Саратове на вопрос: «Какие события в своей дикторской работе вы запомнили особо?» - не задумываясь, ответил: «9 мая 1945 г.- День Победы и 12 апреля 1961 г. - день полета Юрия Гагарина в космос.

9 мая - понятно почему: мы долго ждали завершения Великой Отечественной войны. А вот полета человека в космос ждали и не ждали. Нам казалось, что он будет возможным через два-три года. И вдруг!.. Через несколько минут за мной приходит машина и на дикой скорости доставляет в студию. Там вручают мне текст «Сообщения ТАСС о полете человека в космос», я бегу по длинному коридору, быстро схватывая смысл написанного. Меня останавливают товарищи и спрашивают: «Что произошло? О чем сообщение?»

Человек в космосе!

Гагарин!

Захлопнулась дверь в студии. Машинально взглянул на часы: 10 часов 02 минуты. Включил микрофон:

Говорит Москва! Работают все радиостанции Советского Союза!..»

Ю.Б.Левитан признался: «Читая текст, я старался быть спокойным, но слезы радости застилали глаза. Так было и 9 мая, когда я читал «Акт о безоговорочной капитуляции гитлеровской Германии». Эти передачи шли прямо в эфир, к людям, к нашим соотечественникам и, конечно, ко всем людям Земли…».

Юные космонавты

Среди учебных предметов пусть будут даны основы астрономии, но поставив ее, как преддверие к дальним мирам. Так школы заронят первые мысли о жизни в дальних мирах. Пространство оживет, астрохимия и лучи наполнят представление о величии Вселенной. Молодые сердца почуют себя не муравьями на земной коре, но носителями духа и ответственными за планету. (О.110)

После полета Юрия Гагарина многие юные мечтатели, глядя в звездное небо, мысленно устремлялись в космические просторы. В начале 60-х в нашей стране появились многочисленные клубы юных космонавтов. А самый первый в мире "Клуб юных космонавтов" им. Ю.А. Гагарина (КЮК) был организован в Ленинграде летом 1961 года.

Идея создания клуба принадлежала директору Ленинградского городского детского парка Аде Александровне Картавченко. Благодаря Аде Александровне был достигнут высокий, я бы сказала, совсем не детский уровень подготовки юных космонавтов. Одним из руководителей клуба на протяжении нескольких лет был Сергей Павлович Кузин. Но высшим руководящим органом являлся Совет клуба во главе с Председателем. И Совет и Председатель избирались самими ребятами и пользовались большим авторитетом.

Мне посчастливилось заниматься в этом клубе. Запомнился энтузиазм и серьезное, ответственное отношение ребят к занятиям. Для нас это была не игра, а трудная и увлекательная работа. Мы занимались в институте теоретической астрономии, где был организован специальный курс астродинамики с изучением небесной механики, теории движения ракет и искусственных спутников.

С большим интересом мы посещали лекции по астрономии в планетарии, чертили карту звездного неба, решали астрономические задачи, наблюдали в телескоп за звездами и Луной. В Университете на матмехе проходили занятия по высшей математике. А в ВМА проводились тренировки на устойчивость организма к перегрузкам (катапультирование, барокамера, сурдокамера, центрифуга и т.п.). Многие испытания проходили под руководством Бондарева Эдуарда Васильевича, который в то время занимался исследованиями влияния различных факторов (перегрузок, давления, тишины, различных медицинских препаратов и т.д.) на организм человека и его психику.

В клубе ДОСААФ мы изучали материальную часть самолетов и двигателей, радиотехнику, учились управлению самолетом и прыжкам с парашютом (с 50-метровой вышки и с самолета). Но, пожалуй, самыми любимыми были занятия в ВАУ ГВФ, где на различных тренажерах проверяли и тренировали вестибулярный аппарат. Руководил занятиями Стрелец Владимир Григорьевич, в то время кандидат биологических наук, разрабатывающий теорию профессионально-прикладной физической подготовки летчиков.

Много внимания уделялось спорту. На всю жизнь запомнились туристические, лыжные и шлюпочные походы, в которых, как правило, создавались сложные условия, требующие мужества, терпения, выносливости и умения выживать.

А после трудного перехода - песни у костра о космосе и звездах, мечтах и дружбе. Вспомнились слова из нашей песни: «…И поют о звездах дальних и таинственных семь девчонок у походного костра…». (слова И. Бораминской) Юные космонавты встречались Ю.Гагариным и Г.Титовым. Но больше всего впечатлений оставила поездка в Звездный Городок в 1964 году. Там состоялась встреча с Г.Титовым, А.Николаевым и В.Быковским. Космонавты беседовали с ребятами около двух часов. В это же время был снят документальный фильм о нашем клубе «А потом на Марс». По окончании клуба выпускникам присваивалось звание инструктора-космонавта по организации КЮК и давалась рекомендация для поступления в ВУЗы. Свидетельства об окончании обучения в КЮК вручал Главный маршал авиации А.А.Новиков.

Несмотря на то, что никто из нас не стал космонавтом, занятия в клубе оставили неизгладимый след в нашей жизни и, так или иначе, повлияли на выбор жизненного пути. Среди выпускников клуба есть астрономы, летчики, врачи, кандидаты и доктора наук, инженеры, профессора, преподаватели. Андрей Толубеев стал народным артистом России. А Ирина Бораминская - известным хореографом; Александр Гайдов - главный нейрохирург г. Севастополь; Лев Моносов - канд. географ. наук, почетный строитель России; Виталий Богданов - профессор, канд. психол. наук; Олег Виро - профессор, доктор физ.-мат. наук, один из ведущих математиков мира; Герман Берсон за заслуги перед государством и большой личный вклад в развитие науки награжден Медалью Ордена «За заслуги перед отечеством» II степени; Михаил Горный - канд. физ.-мат. наук, юрист, доцент кафедры прикладной политологии НИУ ВШЭ в СПб, был депутатом Ленсовета, советником губернатора СПб…

День 12 апреля навсегда стал нашим праздником. В этот день, где бы мы ни находились, мы стараемся отложить свои дела и приехать на нашу встречу.

ЧЕРЕЗ 50 ЛЕТ

Взор и ожидания человечества должны быть обращены к дальним мирам. (Оз. 3-V-4)

Со дня первого полета человека в космос прошло 50 лет. С тех пор космонавтикой пройден гигантский путь, совершены невиданные открытия. Были запущены Международные космические станции. Численность космонавтов превысила половину тысячи. Пилотируемая космонавтика вышла на рекордный по продолжительности полёт космонавта на орбите (Валерия Полякова) - 438 суток. А рекордсменом по длительности пребывания в космосе стал космонавт Сергей Крикалёв, совершивший 6 полётов с пребыванием в космосе 803 суток. Появился космический туризм. С каждым днем все более расширяется сфера прикладного использования космонавтики: служба погоды, навигация, спасение людей и спасение лесов, всемирное телевидение, всеобъемлющая связь, самые передовые технологии.

Много изменений произошло в нашей стране с того памятного дня. В 90-х были приостановлены космические программы, в бедственном положении, вплоть до полного исчезновения, оказались многие направления советской науки. Все, кому небезразлична судьба России, обеспокоены проводящейся в наши дни компанией по искажению истории. Политика клеветников на Советский Союз направлена на убеждение молодежи в том, что СССР всегда отставал или только повторял чужие достижения. Еще в 60-х западные учёные стали выдвигать проекты освоения космоса, присваивая себе авторство идей Циолковского («Сфера Дайсона», «Космические поселения О’Нэйла” и многое другое). На Западе наследие великого учёного и философа почти вычеркнуто из истории и практически неизвестно даже специалистам. Многие американцы уже практически забыли о Гагарине.

Удивляют и возмущают и другие факты пренебрежения историей Российской космонавтики. Так, манекен «Иван Иванович» с 1994 года таинственным «законным» образом переехал в Америку и экспонируется в Смитсоновском национальном музее искусства и космоса. И совсем уж насмешкой выглядит аукцион, приуроченный к 50-летию первого полета человека в космос, на котором будет выставлен на торги космический корабль Восток 3КА-2. Этот аппарат совершил полет в космос с манекеном по прозвищу "Иван Иванович" и собакой Звездочкой на борту. При посадке манекен был катапультирован, а собака в целости и сохранности вернулась на Землю в самом корабле. Первый раз он был продан в начале девяностых. И до этого момента находился в частной коллекции, в США. В качестве утешения остается только надеяться, что благодаря этому американский народ хоть что-то узнает о вкладе России в освоении космоса.

В действительности ни о каком отставании СССР от Запада в области космических технологий не может быть и речи. Если учесть, что наши орбитальные системы и средства доставки оказались гораздо лучше американских, то можно говорить именно об отставании Запада от СССР.

К 90-м годам Советский Союз был лидером по абсолютному большинству (43 из 50-и!) основных научно-технических направлений. Как считают многие независимые эксперты, при сохранении СССР, перечень областей в науке и технике, по которым мы отстаём от Запада, сократился бы до нуля уже к середине 90-х. И немалую роль в этом сыграла наша космическая отрасль. Уничтожение советской космической программы оставило неосуществлёнными множество проектов - как чисто научных, так и промышленных. В настоящее время российские средства выведения космических аппаратов являются наиболее надежными в мире. Американцы летают на МКС на российских кораблях, европейцы и представители других стран используют для запуска своих спутников российские ракеты-носители. Но практически вся российская ракетно-космическая техника пришла еще из советских времен.

Для исправления сложившегося положения в России была разработана Концепция развития российской космонавтики до 2040 г. и началась реализация ее программ.

Продолжается разработка модульной РН "Ангара", начавшаяся еще в 1992 году. На космодроме Байконур совместно с казахстанскими партнерами ведется работа над проектом создания совершенно нового, экологически "чистого" космического ракетного комплекса "Байтерек" и уже началось строительство стартового комплекса под эту ракету. Первый старт "Ангары" с нового космодрома планируется на 2014 год. А с российского космодрома Плесецк ее запуск состоится двумя годами раньше. Существуют планы создания космодрома "Восточный" в приамурье.

В заключение хочу привести слова Елены Ивановны Рерих: «… наука идет такими гигантскими шагами вперед, что скоро будет осознана и следующая ступень, именно, ступень сотрудничества с Космосом, и тогда космическое сознание перестанет пугать даже самых неученых, а станет явлением обычным, и никакой человек, осознавший свое место в Космосе, не сможет оставаться в своем скворешнике. Тогда наступит и духовное объединение».

ПРИЛОЖЕНИЕ:
Хроника исторического полета
3:00 - На стартовой площадке начались заключительные проверки космического корабля. Присутствовал Сергей Павлович Королев
5:30 - Подъем и завтрак Юрия Гагарина и его дублера Германа Титова
6:00 - Началось заседание Государственной комиссии. После заседания было окончательно подписано полетное задание Космонавту-1. Через несколько минут специальный автобус голубого цвета уже ехал к стартовой площадке.
6:50 - После доклада о готовности председателю Государственной комиссии Юрий сделал заявление для печати и радио. Это заявление уместилось на нескольких десятках метров магнитофонной пленки. Спустя пять часов оно стало сенсацией. Находясь на железной площадке перед входом в кабину, Гагарин приветственно поднял обе руки - прощание с теми, кто оставался на Земле. Потом скрылся в кабине.
7:10 - Голос Гагарина появился в эфире.
8:10 - Объявлена 50-минутная готовность. Была устранена единственная неисправность. Она обнаружилась при закрытии люка №1. Его быстро открыли и все поправили.
8:30 - 30-минутная готовность. Титову объявлено, что он может снять скафандр и ехать на пункт наблюдения, где уже собрались все специалисты. Фамилия человека, который первым покинет планету, теперь известна окончательно - ГАГАРИН.
8:50 - Объявлена десятиминутная готовность. Проверка всех основных систем и герметизации.
9:06 - Минутная готовность. Гагарин занял исходное положение.
9:07 -Дается зажигание. Старт корабля «Восток», в эфире слышно знаменитое «Поехали!..»
9:09 - Отделение первой ступени. Гагарин должен услышать, как отделилась эта ступень, и почувствовать, что вибрация резко уменьшилась. Ускорение возрастает, так же как и перегрузки. На пункте наблюдения ждут доклада Гагарина.
9:11 - Выход Гагарина на связь, сброс головного обтекателя.
9:22 - Радиосигналы советского космического корабля запеленговали наблюдатели с американской радарной станции Шамия, расположенной на Алеутских островах. Пятью минутами позже в Пентагон ушла шифровка. Ночной дежурный, приняв ее, тотчас же позвонил домой доктору Джерому Уиснеру - Главному научному советнику президента Кеннеди. Заспанный доктор Уиснер взглянул на часы. Было 1 час 30 минут по вашингтонскому времени. С момента старта «Восток» прошло 23 минуты. Предстоял доклад президенту - русские опередили американцев.
9:57 - Юрий Гагарин передал, что пролетает над Америкой. Официальное сообщение о запуске в космос человека, подписание приказа о присвоении Юрию Алексеевичу Гагарину звания майора.
10:13 - Телетайпы закончили передачу первого сообщения ТАСС. Сотни корреспондентов малых и больших стран штурмом брали здание Телеграфного агентства. Юрий Гагарин стал близким для всех народов земного шара. Но больше всего волновалась и переживала за него, конечно же, Родина.
10:25 - Включена тормозная двигательная установка, и корабль пошел на спуск. Посадка - самый ответственный этап космического полета: ошибка на метр в секунду при скорости 8000 метров в секунду отклоняет точку приземления уже на целых 50 километров.
10:35 - Отделение приборного отсека. Продолжение спуска.
10:46 - Вход в плотные слои атмосферы, потеря связи.
10:55 - Обгоревший железный шар стукнулся о вспаханную почву - поле колхоза «Ленинский путь», юго-западнее города Энгельса, неподалеку от деревни Смеловка. Неподалеку на парашюте опустился Юрий Гагарин.

ПРИМЕЧАНИЯ
1. Ю.З.Никитин. Подумай и ответь. Смоленск. 1999, стр. 139, 278.
2. http://www.infuture.ru/article/506
3. http://progagarina.narod.ru/polet/polet.htm
4. http://vpro24.narod.ru/mix/p12/index.htm
5. Афанасьев И.Б. Мировая пилотируемая космонавтика. История. Техника. Люди. Москва. Изд.: РТСофт. 2005 г.
6. http://www.peoples.ru/military/cosmos/gagarin/history4.html
7. http://yurigagarin.ru/
8. В. Россошанский. Феномен Гагарина. Саратов. Изд.: Летопись: Издательский центр Саратовского Государственного социально-экономического Университета. 2001 г.
9. Рерих Е.И. Письма. 1929-1938 т.2. 17.01.36
10. http://www.gagarinlib.ru/gagarin/flight.php