План-конспект урока по окружающему миру.

Урок по окружающему миру. 3 класс.

УМК «Планета знаний» . 3 класс.

Тема урока: «Вода-растворитель»

Цель урока: овладение учащимися новыми знаниями о воде как природном растворителе.

Задачи:

Образовательные:формирование и систематизация знаний учащихся о свойствах воды как природном растворителе, ознакомить с растворимыми и нерастворимыми в воде веществами с простейшими способами определения растворимых и нерастворимых веществ; ; показать, как познания свойств обьектов природы позволяет человеку использовать их на практике.

Развивающие: развитие мыслительных операций анализа, синтеза, сравнения при выполнении опытов,развитие умения наблюдать, делать выводы, экспериментировать, фиксировать результаты наблюдений и опытов в результате совместной работы; развитие умения работы с текстом при составлении плана работы, планировать свою деятельность и работать по плану.

Воспитательные: формирование основ научного миропонимания через знакомство со свойствами воды как обьекта природы; создать условия для формирования активности и самостоятельности при изучении нового материала, культуры поведения при проведении опыта, толерантности, радости сопереживания успехам других.

Литература: учебник «Окружающий мир.3класс. часть1» Г.Г.Ивченкова, И.В. Потапов

Обучение в 3классе по учебнику «Окружающий мир»Г.Г. Ивченковой, И.в. Потапова, Е.В. Саплиной, А. И. Саплина, «Реализация технологии деятельностного метода на уроках разной целевой направленности» М.А.Кубышева.

Оборудование урока: стаканы с водой, поваренная соль, сода, марганцовокислый калий, галька, песок, фильтрованная бумага, стеклянные воронки, палочки для размешивания, карточки для детей.

Ход урока:

Речь и деятельность учителя.

Информация из разных источников.

Речь и деятельность учащихся.

1.Организационный момент.

Сегодня на уроке у нас гости. Давайте их попреветствуем.

Проверьте свою готовность к уроку.

Сегодня вы будете работать в группах. Давайте вспомним правила работы в группах.

Приветствуют.

Проверяют.

Первое правило: умей слушать и понимать других;
Второе правило: не перебивай;
Третье правило: дай возможность высказать свое мнение каждому;
Четвертое правило: умей договариваться и приходить к общему мнению

2. Проверка выполнения домашнего задания:проверка знаний учащихся по теме

Какая тема у нас была на прошлом уроке.

Перечислите свойства воды в жидком состоянии, о которых мы говорили на прошлом уроке.

Свойства воды в жидком состоянии.

Перечисляют.

3. Подготовка к активной учебно-познавательной деятельности.Актулизация знаний. Постановка проблемы.

Сегодня мы рассмотрим ещё одно свойство воды. А какое это свойство вы мне скажете сами.

Я предлагаю вам послушать притчу.

Кто знает, что такое притча?

- Притча - это малый поучительный рассказ.

Два ослика шли по дороге с кладью.Один был навьючен мешком с солью, а другой мешком с ватой. Первый ослик едва передвигал ноги, так тяжела была его ноша. Второй - шёл весело и легко. Вскоре животным пришлось переходить речку. Ослик, навьюченный солью, зашёл в воду и стал купаться: он то ложился в воду, то снова становился на ноги. Когда ослик вышел из воды, ноша его стала гораздо легче. Другой ослик, глядя на первого тоже стал купаться, но чем дольше он купался, тем тяжелее становилась его ноша. Почему же ноша первого ослика после купания стала легче, а второго тяжелее?

Как вы думаете какая тема будет у нас сегодня?

Что значит «растворитель»?

А зачем нам это знать? Как мы можем использовать это свойство воды в жизни в быту?

Какие бывают вещества?

Как вы думаете любое ли вещество может растворить вода?

Какая цель нашего урока?

Вы будете сегодня исследователями и сами проведёте опыты.

Что вам потребуется для опытов?

Ещё что? Как проверить растворилось вещество или нет?

Зачем?

Что получится?

Проверьте, всё ли увас есть для работы?

Чтобы правильно провести опыт, нужно знать как это правильно сделать и в каком порядке. Значит сначала нам что надо сделать?

В этом нам поможет ослик из притчи. Прочитайте отрывок и подчеркните те слова, которые помогут нам составить план.

Составление знакового плана.

Что ослик делал сначала.

Что сделаем мы?

Что было у него в мешке?

Что сделаем мы?

Теперь нам надо узнать растворилось вещество или нет. Как мы будем это делать?

Сделать вывод и записать его в таблицу.Рассмотрим таблицу. Всё ли вам в ней понятно?

Отвечают.

Слушают.

Выдвигают гипотезы.

Вода-растворитель.

Может растворять различные вещества.

Отвечают.

Твёрдые, жидкие, газообразные.

Нет.

Определить, является ли вода растворителем, все ли вещества может растворить вода.

Вода. Различные вещества.

Фильтр.

Если вещество раствориться, в фильтре ничего не останется.

Раствор.

Составить план.

Читают, подчёркивают.

Ослик, навьюченный солью, зашёл в воду и стал купаться: он то ложился в воду, то снова становился на ноги. Когда ослик вышел из воды, ноша его стала гораздо легче.

Зашёл в воду.

Нальём в стакан воды.

Соль.

Возьмём вещество.Насыпем в стакан.

Купался.Размешаем.

Выдвигают гипотезы.

Пропустим через фильтр.

Отвечают.

4. Усвоение новых знаний.

Прежде чем вы начнёте работать, давайте повторим правила безопасности при проведении опытов.

Как вы думаете а где в природе мы можем наблюдать это свойство воды? Сейчас вы закроете глазки и послушаете музыку, а потом скажете, что вы услышали?

Минутка отдыха.

Включает музыку.

Музыка закончилась. Что же вы услышали?

А ещё?

Почему дельфины живут в море, а не в реке например?

Почему?

Давайте ещё раз прочитаем цель нашего урока и повторим задание, которое вы будете выполнять.

Садитесь.Можно приступать к работе.

1группа-мука, сахар,глина.

2группа-соль,сода, песок.

3группа-зелёнка, крахмал, сода.

4группа-лимонная кислота, марганцовка,глина.

Учитель помогает.

Каждая группа расскажет, что получилось.Остальные слушают и записывают результаты опытов в таблицу.

Вещество

Растворяется в воде.

мука

Лимонная кислота

сода

соль

крахмал

песок

марганцовка

зелёнка

глина

Посмотрите в таблицу и скажите одним словом, какие вещества вы растворяли?

Все согласны?

Как вы думаете все ли жидкие вещества растворяются в воде?Давайте проверим.

Добавим в воду подсолнечное масло. Учитель добавляет.

Что наблюдаем?

Сделаем вывод.

Какие ещё вещества бывают?

Как вы думаете а газ растворяется в воде?

Посмотрите,что у меня в руках?

Как вы думаете в ней что-нибудь растворенно?

А теперь я её потрясу. Что вы видите?

Какой вывод можно сделать?

В воде растворён углекислый газ.

Дети читают правила на карточках.

Правила поведения при проведении опытов.

1. Необходимо бережно относиться ко всем приборам. Их можно не только разбить, ими можно пораниться.

2. Во время работы можно не только сидеть, но и стоять.

3. Опыты проводятся поочерёдно каждым учеником.

4. Если опыт проводит один ученик, то второ молча наблюдает. Только после этого проводится обмен мнениями по результатам проведённого опыта.

5. Переговариваться друг с другом нужно тихо, не мешая остальным.

6. Подходить к столу и проводить замену лабораторного оборудования можно только с разрешения учителя.

7. После окончания работы необходимо тщательно вымыть руки с мылом.

Ответ

Закрывают глаза, слушают.

Музыка, плеск моря.

Отвечают.

В море солёная вода

Отвечают..

Работают в группах.

Выступления детей.

Твёрдые.

Нет.Зелёнка жидкость.

Отвечают.

Не растворилось.

Не все жидкие вещества растворяются в воде.

Газообразные.

Отвечают.

Бутылка с водой.

Нет.

Пузырики.

Отвечают.

5.Первичная проверка понимания учащимися нового материала и закрепление.

Приведите примеры веществ, которые хорошо растворяются в воде.

Не растворяются.

Как доказать, что одни вещества хорошо растворяются в воде, а другие не растворяются.

Можно ли при помощи фильтра очистить воду?

Растворяются: сахар, соль,марганцовка,лимонная кислота, зелёнка,газ.

Не растворяются: песок,глина, Подсолнечное масло, мука.

Пропустить через фильтр.

Если вещество нерастворимое, то можно.Растворимое-нельзя.Раствор легко проходит через фильтр.

6. Систематизация и обобщение знаний.

Сделаем общий вывод о свойствах воды, как

растворителя.

Проверим наш вывод по учебнику. Откройте учебник на странице 29 и прочитайте про себя выводы. Совпали ли наши выводы с выводами учебника?

Вернёмся к началу нашего урока.Какую цель мы ставили.

Как вы считаете достигли ли мы своей цели?

Вода растворяет многие вещества (твёрдые, жидкие, газообразные)

Есть вещества, которые не растворяются в воде.

Существенным признаком растворов является то, что они свободно проходят через фильтр.

Свойство воды как растворителя имеет большое значение для жизни.

Определить, является ли вода растворителем. И все ли вещества может растворить вода.

Да.

7. Подведение итогов.Рефлексия.

Лист самооценки
Сегодня на уроке
я научился:
было интересно:
было трудно:



мне показалось важным :

Отвечают.

8. Информация о домашнем задании.

Домашнее задание не задаётся, т.к. следующий урок в понедельник, но кто хочет может дома попробовать провести опыты по растворению различных веществ в воде и рассказать о результатах на следующем уроке.

9.Организационное завершение урока.

На этом наш урок заканчивается. Вы все хорошо поработали. Спасибо за урок.

Оформление доски.(учитель все записи на доске открывает постепенно, но мере получения ответов от детей)

Тема: Вода-растворитель

Цель: определить, является ли вода растворителем, все ли вещества может растворить вода.

План:

Оформление записей в тетраде.(дети работают на листочках, затем вклеивают их в тетрадь)


Правила поведения при проведении опытов.

1. Необходимо бережно относиться ко всем приборам. Их можно не только разбить, ими можно пораниться.

2. Во время работы можно не только сидеть, но и стоять.

3. Опыты проводятся поочерёдно каждым учеником.

4. Если опыт проводит один ученик, то второ молча наблюдает. Только после этого проводится обмен мнениями по результатам проведённого опыта.

5. Переговариваться друг с другом нужно тихо, не мешая остальным.

6. Подходить к столу и проводить замену лабораторного оборудования можно только с разрешения учителя.

7. После окончания работы необходимо тщательно вымыть руки с мылом.

Вещество

Растворяется в воде.

мука

Лимонная кислота

Растительное масло

соль

крахмал

песок

марганцовка

зелёнка

глина


Лист самооценки
Сегодня на уроке
я научился:
было интересно:
было трудно:
могу похвалить себя за то, что :
могу похвалить одноклассников за то, что:
больше всего мне понравилось:
мне показалось важным :
для меня было открытием то, что:

Тема урока «Твой родной край»
Цель урока
формирование представления о родном крае;
Задачи урока
● Образовательные
­ обобщение и расширение ранее усвоенных знаний посредством решения практических задач с привлечением краеведческого материала
­ знакомство учащихся с политико­административной картой России и местоположением на ней родного края
● Развивающие
­ повышение мотивации к обучению, интерес к окружающему миру, к родному краю
­ применение полученных ранее знаний в новых условиях
­ совершенствование умения ориентироваться в информационном материале
­ развитие творческих способностей учащихся, умение передавать полученные знания
● Воспитательные
­ формирование нравственно­этической ориентации
­ формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир
­ привитие навыков делового сотрудничества
Дополнительная информация
Тип урока: комбинированный
Формы работы:
● Индивидуальные:
● Групповые
Универсальные учебные действия:
● личностные
­ смыслообразование (мотивация; границы собственного знания и “незнания”)
­ самоопределение (внутренняя позиция школьника; самооценка)
­ морально­этическая ориентация (ориентация на выполнение моральных норм работы в группе)
● метапредметные
­ регулятивные (управление своей деятельностью; контроль и коррекция; инициативность и самостоятельность)
­ коммуникатвные (речевая деятельность; навыки сотрудничества)
­ познавательные (работа с информацией; анализ; обобщение; подведение под понятие)
1

№п/
п
● предметные
­ основы системы научных знаний
­ опыт “предметной” деятельности по получению, преобразованию и применению знаний
­ предметные и метапредметные действия с учебным материалом
Необходимое оборудование и материалы:
● учебник
● карта природных зон
● политико­административная карта России
● аудиозапись песни “Край родной”
● толковый словарь
● мультимедийная система, презентация
Ход урока
Этап
Деятельность обучающего
Деятельность обучаемых
Планируемые результаты
Организаци
онный
момент
Проверка
знаний и
умений
учащихся
для
подготовки
к новой
теме
Приветствует учеников
­Начнём урок. Работаем дружно, быстро,
чётко, по­деловому.
­Мы с вами совершили заочное путешествие
с севера на юг по нашей прекрасной Родине.
Вы уже можете рассказать о природе
каждой зоны, сравнить их между собой.
Предлагает обратиться к учебнику.
­Перечислите природные зоны, где мы
побывали.
­В какую природную зону хотелось бы вам
отправиться? Почему?
Останавливает внимание на лесной зоне, в
которой находится наш край.
Предлагает на ближайших уроках как
Приветствие
Выполняют задание на с. 124
учебника. Один из учеников, по
мере перечисления зон детьми,
показывает их на карте
природных зон.
Высказывают свои мнения,
обосновывают их.
Личностные
Метапредметн
ые
Предметные
Основы системы
знаний
Установление
понимания
границ «Что я
знаю»;
самоопределени
е; внутренняя
позиция
школьника
Регулятивные;
построение
речевых
высказываний;
умение работать
с картой
2

Высказывают
предположения

свои
Мотивация на
учебную
деятельность
Работа

источником
информации
с
Метапредметны
е действия с
учебным
материалом
Постановка
цели
занятия
перед
учащимися
что является
можно больше узнать о родном крае.
­Много красивых и интересных мест на
земле… (звучит песня «Край родной»)
Предлагает догадаться,
целью/содержанием урока.
При изучении раздела « Родной край –
часть великой России» мы будем говорить о
том, какой наш край, как живут и чем
занимаются люди, что нас окружает, чем
богат наш край.
О чудесном нашем крае
Будет разговор,
О прекрасном милом крае,
Где мы все живем!
Работают с толковым словарём
Записывает слово «край» на доске,
сообщает, что слово это многозначное.
Школьникам предлагается узнать все
значения этого слова в Толковом словаре,
который находится в учебнике русского
языка.
­Как вы понимаете значение слова край?
Где мы можем узнать точное значение
слова?
­Какое из значений подходит на уроке?
­Познакомимся с новой для нас картой –
административной картой России.
Организаци
я
восприятия
новой
информации
с
условными
Знакомятся
границ

обозначениями
республик,
краев,
областей
Российской Федерации, находят
на карте свой край и его главный
город.
Учебно­
познавательный
интерес
Использование
знаково­
символических
средств
Опыт
“предметной”
деятельности по
получению,
преобразованию
и применению
знаний
3

В каком направлении от Москвы
­
находится наш край.
­ У каждой страны есть своя символика.
Что относится к государственным
символам?
Герб, флаг, гимн
Физминутка «Вместе весело шагать по просторам …»
Первичная
проверка
понимания
Организаци
я усвоения
способов
деятельност
и путем
упражнений
в их
применении
.
Организаци
я
­Всё ли мы знаем о своём родном крае?
О чём хочется узнать больше?
Высказывают свои пожелания
Выслушивает высказывания и предлагает
разделиться на группы по интересам:
географы, ботаники, зоологи. Организует
работу групп по теме: обеспечивает
инструкциями
распределению
обязанностей в группе, подсказывает где
найти нужную информацию, в каком виде её
представить. (Приложение 1, 2, 3)
по

Распределяют обязанности в
команде.
Выполняют
порученные
обязанности (поиск информации,
отбор информации, изготовление
презентации,
представление
презентации)

­ Как называют людей, проживающих в
нашем крае? (саратовчане, волжаны)
Учитель обеспечивает передачу данных на
компьютер с проектором.

Представляют свои сообщения.
Отвечают
вопросы
на

и
Границы
собственного
знания

“незнания”
Самоиндефикац
ия; мотивация
на учебную и
социальную
деятельность
Мотивация на
достижение
Речевая
деятельность;
анализ
Умение
сотрудничать с
товарищами при
выполнении
заданий в
группе; умение
работать с
информацией
участвовать в
коллективном
обсуждении
учебной
проблемы;
выполнение
логических
операций:
сравнение,
анализ,
обобщение.
Управление
своей
Умение работать
с программой
PowerPoint;
предметные и
метапредметные
действия с
учебным
материалом
Умение
ориентироваться
4

воспроизвед
ения
информации
Учитель организует выступление каждой
группы и обсуждение выступлений.
­Оцените сообщения своих товарищей.
Дополните.
одноклассников.
По необходимости дополняют
выступления товарищей.
Мы гордимся своим краем, его природой.
Но надо еще помнить, что природу надо
охранять. Об этом замечательно сказал
М.Пришвин.
­Перед тем, как приступить к изучению
родного края, вы высказывали волнующие
вас вопросы. Смогли мы найти ответы на
какие­либо из них? Остались ли ещё
вопросы?
Высказывают своё мнение
Результаты
урока
деятельностью;
речевая
деятельность;
в программе
PowerPoint
результата;
ориентация на
выполнение
моральных норм
при оценке
товарищей
Границы
собственного
знания и
“незнания”
Контроль и
коррекция;
речевая
дятельность
“У каждого есть Родина своя,
Родина для каждого святая”.
­ Как ты понимаешь эти слова?
­ Ребята, скажите, можно ли назвать
Кабардино­Балкарию своей Малой
Родиной?
­ Объясните почему?
Ответы детей.
Домашнее
задание
­Найти материал об историческом наследии
нашего края.
Записывают домашнее задание
10.
Итоги урокаПодводит итоги урока. Предлагает тест на
рефлексию в системе голосования.
Внутренняя
позиция
школьника;
мотивация на
учебную
деятельность
Работа с
информацией;
управление
своей
деятельностью
Мотивация на
достижение
Умение
оценивать
Опыт
«предметной»
деятельности по
получению,
преобразованию
и применению
знаний

Конспект урока по окружающему миру во 2 классе

Предмет : окружающий мир , класс : 2, авторы учебника : О.Н.Федотова, Г. В. Трафимова, С.А. Трафимов.

Тема урока: грибы.

Всего часов на тему: 3

Номер урока в теме: 1

Тип урока: урок открытия новых знаний

Учебно –методическое оборудование: УМК «Перспективная начальная школа»,учебник,тетрадь для самостоятельной работы, хрестоматия О.Н.Федотова, Г. В. Трафимова, С.А. Трафимов.

, тест на проверку домашнего задания, презентация «грибы»на интерактивной доске, микроскоп.

Цель урока: организация условий достижения учащимися образовательных результатов по теме: «Грибы»

  • приобретение учебной информации,
  • применение знаний и умений,
  • контроль усвоения теории,
  • формирование метапредметных УУД (регулятивных, познавательных, коммуникативных).

Задачи урока: освоить учащимися предметного (теоретического и практического) содержания по теме «Грибы»:

  • знать определения понятий «плодовое тело», «грибница», «мукон»
  • уметь применять знания и умения по теме для решения учебных (таких как распознавание съедобных грибов, правила сбора грибов, грибов-мукоров) и практических задач,
  • контролировать уровня освоения материала,
  • развивать метапредметные универсальные учебные действия.
  1. Планируемые образовательные результаты
  1. Предметные
  1. Метапредметные (УУД)
  1. Личностные

Регулятивные

Познавательные

Коммуникативные

  • Знать: определения понятий «плодовое тело», «грибница», «мукон»

Понимать: как как определить образуются муконы, строение грибов и зачем это нужно в повседневной жизни

Уметь: находить съедобные грибы

1.3. контролировать процесс и результаты деятельности, вносить необходимые коррективы;

1.4. адекватно оценивать свои достижения, осознавать возникающие трудности, искать их причины и пути преодоления.

2.3. осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения;

2.4. устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы.

3.2. задавать вопросы, слушать и отвечать на вопросы других, формулировать собственные мысли, высказывать и обосновывать свою точку зрения;

3.3. строить небольшие монологические высказывания;

3.4. осуществлять совместную деятельность в парах и рабочих группах с учётом конкретных учебно-познавательных задач.

Организационная структура урока

Этапы урока

Задачи этапа

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Средства: учебник, ЭОР КИТ

Организационный момент

УУД: 1.2, 2.1, 3.1, 4.1

Приветствует учащихся, проверяет готовность учащихся к уроку

Актуализация знаний

УУД: 1.1, 2.3, 3.2, 4.2

Вступительное слово учителя.

Садовые растения.Что лишнее? Зачеркни.

  1. Яблоня
  2. Груша
  3. Крапива
  4. Репейник
  5. Вишня
  6. Пшеница
  7. Овес
  8. Кукуруза
  9. Смородина
  1. стоял на крепкой ножке теперь лежит в лукошке? Что это? Гриб .

Постановка целей, задач урока, мотивационная деятельность учащихся

УУД: 1.2, 2.2, 3.2, 4.2

Обеспечение мотивации учения детьми, принятие ими целей урока

Вместе с учениками определяет цель урока.

Определяют цель урока.

Постановка проблемы .

Как вы думаете что мы будем изучать на уроке? Постановка проблемы . Как вы думаете что такое грибы? почему? Признаки живой природы: рождается,растет, питается,размножается, умирает. К грибам подходит? Условия для жизни растений: свет, тепло, вода, необходимо для жизни грибов? У них такое же строение как у других растений?

Первичное усвоение новых знаний

УУД: 1.2, 2.2, 2.3, 3.1, 4.2

Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания детьми изученной темы.

Где растут грибы? Работа по учебнику с 109-111. Какое строение у гриба? –шляпка, ножка, грибница

Приложение 1

Чем питаются грибы? - остатками растений и животных, разрушают погибшие и больные деревья.Как деревья добывают свое питание?- высасывают из земли воду и соли с водой.

Первичная проверка понимания

УУД: 1.2, 2.4, 3.3, 4.1

  1. Какие грибы бывают? Съедобные и несъедобные. Демонстрация и описание грибов. Показ слайдов.
  1. Что вы знаете про грибы-мукоры? . Наблюдение в микроскоп за мукорами.

Релаксация

УУД: 3.4

Сменить деятельность, обеспечить эмоциональную разгрузку обучающихся

Выполняет упражнения психологической разгрузки

Обучающиеся сменили вид деятельности (отдохнули) и готовы продолжать работу

Зарядка для глаз, произвольные физминутки.

Первичное закрепление

УУД: 1.4, 2.4, 3.4, 4.3

Вывод

Правила сбора грибов. Игра «Угадай гриб»

проверка заданий.на доске таблица

Вывод грибы не растения и не животные, т.к.питаются гниющими остатками растений и животных, разрушают погибшие и больные деревья, улучшают плодородие почвы,тем самым дают пищу зеленым растениям.

Приложение 2.

Как надо собирать грибы? –срезать ножку, не повреждая грибницы, собирать только известные грибы.

Подведение итогов урока

УУД: 1.3, 2.4, 3.4, 4.2

Самооценка результатов своей деятельности и всего класса

Подводит итоги работы в классе.

Отвечают на поставленные вопросы. Работа светофоров

Выводы по уроку

Рефлексия

УУД: 1.4, 2.1, 3.2, 4.1

Оценивают свою работу и работу одноклассников. Повторяют, что узнали, какие умения и навыки отрабатывали и закрепляли.

Подводит итоги задавая вопросы:

Кто работал на уроке лучше всех?

Кому еще надо стараться?

С какими новыми знаниями вы уйдете с урока?

Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.

УУД: 1.4, 2.4, 3.3, 4.2

Обеспечение понимания детьми цели, содержания и способов выполнения домашнего задания.

Записывает домашнее задание:

  1. упр 66,с.45 тетради
  2. доклад об 1 из несъедобных грибов

Обучающиеся записывают домашнее задание в зависимости от уровня освоения темы урока

Приложение 1.

Приложение 2.

Предварительный просмотр:

САМОАНАЛИЗ УРОКА

Дата проведения: 23.12.2013

Класс:2

Количество учащихся в классе:8

Присутствовали на уроке:8

Тема урока: Грибы

Тип урока: открытие новых знаний

Обобщенная цель урока: Выяснить свойства и признаки грибов, взаимосвязь живой и неживой природы.

Взаимосвязь целей этапов и формируемых УУД представлена в таблице

Таблица

Взаимосвязь целей этапов урока и формируемых УУД

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

I. Организационный момент

Цель этапа: Создание благоприятного психологического настроя на работу

Создание благоприятного психологического настроя на работу

Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку

1.2. планировать (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действовать по плану;

2.1. осознавать познавательную задачу;

3.1. вступать в учебный диалог с учителем, одноклассниками, участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения;

4.1. положительное отношение к учению, к познавательной деятельности, желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся;

II. Актуализация знаний

Цель этапа: Актуализация опорных знаний и способов действий

Вступительное слово учителя.

Повторение пройденного на прошлом уроке. Тест для проверки ранее изученной темы.

Определение новой темы урока (разгадывание загадки). Задает учащимся наводящие вопросы.

Работают с тестом.Участвуют в работе по повторению, в беседе с учителем, отвечают на поставленные вопросы.

1.1. принимать учебную задачу;

2.1. осознавать познавательную задачу;

3.1. вступать в учебный диалог с учителем, одноклассниками, участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения;

4.1. положительное отношение к учению, к познавательной деятельности, желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся;

III. Проблемное объяснение нового знания

Цель этапа: 4.1. положительное отношение к учению, к познавательной деятельности, желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся;

Создает проблемную ситуацию, в ходе решения которой учащиеся делают необходимый вывод (об особенности строения грибов). Затем предлагает сверить информацию, данной в учебнике

Делают вывод о, сверяют свои результаты с учебником (стр.109-111)

2.3. осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения; 1.2. планировать (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действовать по плану; 3.1. вступать в учебный диалог с учителем, одноклассниками, участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения;

4.2. осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению;

Первичная проверка понимания

Цель: Выявление первичного осмысления изученного материала, коррекция выявленных пробелов, обеспечение закрепления в памяти детей знаний и способов действий, которые им необходимы для самостоятельной работы по новому материалу

Предлагает учащимся самостоятельно определить съедобные грибы.Направляет работу учащихся.

Просмотр слайдов, ответы на поставленные вопросы

Работа по учебнику с.111-112 определение гриб-мукор

1.2. планировать (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действовать по плану;

2.4. устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы. 3.3. строить небольшие монологические высказывания;

3.4. осуществлять совместную деятельность в парах и рабочих группах с учётом конкретных учебно-познавательных задач. 4.3. осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом, созидательном процессе

Первичное закрепление

Цель Установление правильности и осознанности изучения темы.

Организация самостоятельной работы. Работа в тетрадях, с.46,№65

проверка заданий на доске таблица

Вывод

Обучающиеся выполняют в парах творческое задание.

Делают записи в тетрадь. После выполнения задания выполняют взаимную проверку

1.4. адекватно оценивать свои достижения, осознавать возникающие трудности, искать их причины и пути преодоления2.4. устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы. 3.4. осуществлять совместную деятельность в парах и рабочих группах с учётом конкретных учебно-познавательных задач. 4.2. осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению;

4.3. осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом, созидательном процессе.

Рефлексия . Итог урока

Цель этапа: способствовать формированию рефлексии

Цель Инициировать рефлексию детей по поводу психоэмоционального состояния, мотивации их собственной деятельности и взаимодействия с учителем и другими детьми в классе

Организовывает подведение итогов.

Даёт качественную оценку работы класса и отдельных учащихся.

Оценивают свою работу и работу одноклассников. Повторяют, что узнали, какие умения и навыки отрабатывали и закрепляли

1.4. адекватно оценивать свои достижения, осознавать возникающие трудности, искать их причины и пути преодоления2.1. осознавать познавательную задачу3.2. задавать вопросы, слушать и отвечать на вопросы других, формулировать собственные мысли, высказывать и обосновывать свою точку зрения; 4.1. положительное отношение к учению, к познавательной деятельности, желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся;

1. Каково место данного урока в теме? Как данный урок связан с предыдущим, как этот урок работает на последующие уроки?

Тема урока: грибы., предыдущая тема - растения

Всего часов на тему: 3

Номер урока в теме: 1

Тип урока: урок открытия новых знаний

2. Краткая психолого-педагогическая характеристика класса (количество слабоуспевающих, сильных учащихся). Какие особенности учащихся были учтены при планировании урока? 8 человек
в классе 3 сильных,2 средних,3 слабоуспевающих. Опора на зрительное и слуховое восприятие.

3. Цель и задачи урока. Какой результат хотелось бы получить к концу урока? Цель урока: организация условий достижения учащимися образовательных результатов

Слайд

На нашей планете существовало много разных видов растений. И людям казалось, что они всегда будут жить и расти. Они использовали растения для своих нужд, безжалостно уничтожали их. И пришло время, когда ученые забили тревогу: некоторые виды растений исчезли бесследно. Никто и ничто уже не вернет их. Поэтому наступила необходимость создать документ, который бы смог остановить человечество от бездушного уничтожения живой природы. Назвали этот документ Красная книга.

Слайд

Слайд К. книги бывают разного уровня,

Красная книга России,

Красная книга Алтайского края,

Красная книга Смоленского района (Представьте ребята, создана К.К. Смол. р-на учениками школы № 1 и №2)

Что бы было удобно найти нужное растение в книге есть содержание или алфавитный указатель названий растений.

И в К.К. России есть еще флажки разного цвета.

Слайд

Я раздам вам книги, сами прочитайте какая книга вам досталась и найдите алфавитный указатель.

Рассмотрите в У. цветковые растения, занесенные в Красную книгу России. Прочитайте их внимательно.

Давайте найдем некоторые из этих растения в ваших книгах и убедимся, действительно ли они там есть.

Слайд

Лютик легко узнать по золотисто - желтым цветкам. Растет во влажных местностях, рядом с водоемами и болотами.

Колокольчик персиколистный - многолетнее растение с голубоватыми, сине-фиолетовыми, светло - лиловыми, реже белыми цветами. Растет в светлых лесах, опушках. (в К. книгу Алтайского края занесен колокольчик крапиволистный)

Ландыш - многолетнее растение с очень приятным запахом. Украшает лес весной. Ландыш растет в лесах, на опушках и полянках, любит тень. Считается лекарственным растением.

Прострел луговой - многолетнее невысокое растение, цветущее в апреле-мае. Отсюда народное название - "подснежник". Растет на лугах, в лесах. Считается лекарственным растением. (в К. книгу Алтайского края занесен прострел колокольчатый)

Кувшинка белая - многолетнее водное растение. Цветет с мая месяца до первых заморозков. Каждый цветок кувшинки держится 4 дня, потом вместо цветка появляется плод. (в К. книгу Алтайского края занесена кувшинка чистобелая и кувшинка четырехугольная)

Кубышка желтая - многолетнее водное растение с крупными желтыми цветами, цветущими все лето. Растет зарослями в прудах, озерах.

Когда издавали книги, это растение еще не было занесено в К.К., а в данный момент оно уже в опасности.

Птицемлечник дуговидный - многолетнее растение. Обитает в лесах. Цветки белые или слегка желтоватые, не имеют запаха.

ф\м для глаз

А сейчас каждая группа поработает со своим растением. Прочитайте название растения на стикере в книге на самой первой странице.

Найдите это растение.

Сигнализируйте, чья группа готова.

Слайд Чей цветок, та группа отвечает (выберите спикера):

Золотой корень Алт. Кр.,

Водяной орех Алт. Кр,

Фиалка надрезанная Рос.,

Пион Марьин корень Алт. кр.

Лотос орехоносный Рос.

Кто работает с К.К. России, какой флажок около вашего растения?

Слайд

ф\м вывешиваю знаки

Посмотрите на доску, что здесь появилось? Да, знаки опасности.

Возьмите красные конверты , прочитайте каждый свое ключевое слово, посовещаясь в группе выберите знак, который подходит к вашему слову. Возьмите его.

Внимание задание:

Слайд

Сформулируйте правило поведения на природе по знаку.

Пользуйтесь У.

Договоритесь, кто будет выступать.

Посмотрите на доску, почему 1 знак лишний, никто его не взял?

- Предположите, что он значит?

Автор:Гашигуллина Ольга Васильевна
Класс: 1 класс
Предмет: окружающий мир
Тема урока: Обитатели водной стихии.
Цели: Познакомить учащихся с понятием кто такие рыбы, с их внешним строением;
расширить знания детей о рыбах пресных водоёмов и морей; воспитывать любовь и
бережное отношение к природе.
Тип урока: комбинированный
Краткое описание: Урок окружающего мира разработан по программе «Школа
России» по курсу «Окружающий мир» («Мир вокруг нас») для 1 класса и
ориентирован на работу с учебным комплектом: Плешаков А.А.Мир вокруг нас.1 кл.
В 2 ч.­ М.: Просвещение,
Плешаков А.А.Мир вокруг нас.1 кл. Рабочая тетрадь. В 2 ч.­ М.: Просвещение.
По тематическому планированию это 10 урок по теме « Что и кто?» По типу – это
урок изучения нового материала.
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Сообщение темы, целей урока.
– Сегодня на уроке мы познакомимся с обитателями водной стихии и узнаем о
них самое интересное. (Слайд № 1)
3. Работа по теме урока.
­Стрекоза долго кружилась над водой. За ней наблюдал Муравьишка
Вопросик, его заинтересовало, кого же увидела Стрекоза? Мудрая Черепаха
предлагает нам ответить на вопрос, отгадав загадку. (Слайд № 2)
Плаваю под мостиком
И виляю хвостиком.
По земле не хожу,
Рот есть да не говорю.
Глаза есть – не мигаю,
Крылья есть – не летаю.
(Рыбы) (Слайд № 3)
­ О ком сегодня будем говорить на уроке? (О рыбах)
­Давайте попробуем ответить на вопрос: кто такие рыбы? (Слайд № 4) (Ответы
детей)
­Скажите мне: Где могут жить рыбы? (В воде, в реке, в пруду, в море, в озере,
в океане) (Слайд № 5)
­ Как рыбы дышат? (Жабрами)
­ Чем покрыто тело? (Чешуёй)
­ Кто знает, как рыбы передвигаются в воде? (С помощью плавников и хвоста)
­ А теперь сравним то, что мы с вами говорили с выводом: кого называют рыбами
? (Слайд № 6) Рыбы ­ это животные, которые живут в воде, двигаются при

­ Повторите, как вы запомнили.
­ А знаете ли вы какое строение имеет рыба? (Слайд № 7)
­ А сейчас Мудрая Черепаха предлагает вам познакомиться со строением рыб.
­ Посмотрите, что это за рыбка? Кто знает как она называется?
­ Это краснопёрка. Кто догадался, почему её так назвали? (У рыбки плавники
красного цвета и они похожи на пёрышки)
­ Назовём части тела рыбы. Стрелочки вам помогут в этом. (Дети читают и
называют)
4. Работа по учебнику.
­Откройте учебник на странице22­23. Ещё раз назовём части тела рыб.
­ А чем покрыто тело у большинства рыб? (Чешуёй)
­ Возьмём в руки карандаш и дорисуем для рыбок чешуйки. (Слайд № 8)
­ Потрудились вы на славу. Рыбки довольны своей одеждой.
­ А сейчас тихонечко все встали, будем рыбок изображать.
5. Физкультминутка. (Слайд № 9)
(Показывают движения)
Рыбки весело резвятся
В чистой тёпленькой воде.
То сожмутся, разожмутся,
То зароются в песке.
6. Знакомство с речными и морскими рыбами.
­ Вы все умные ребятки отгадайте­ка загадки. (Слайд № 10)
­ А знаете ли вы. (Слайд №11)(Отгадывают кроссворд о речных рыбах)
Загадки о рыбах.
1. Драчун и забияка
живёт в воде.
Кости на спине и щука не проглотит. (Ёрш) (слайд № 12)
2.Поймать его не просто,
Не любит рисковать.
В песок всегда зароется
И от погони скроется. (Пескарь). (Слайд № 13)
3.Хвостом виляет,
Зубаста, а не лает. (Щука) (Слайд № 14)
4. Он всем рыбам говорил:
­Я к зиме зароюсь в ил.
Буду спать в нём до весны
И смотреть цветные сны.
Я не хрюшка, ил ­ не грязь,
А зовут меня ­…(Карась) (Слайд № 15)

3
1
2
4

р
е
к
а

­ Какое слово у нас получилось? (Река) Значит рыбы: ёрш, пескарь, щука,
карась, где обитают? (В реке) Это речная рыба.
­ Рассмотрите в учебнике речных рыб. Какую рыбу мы не назвали? (Сом)
­ А что вы знаете о соме? (Ответы детей)
­ На дне реки лежит почерневшее полено. У одного края у полена извиваются
два толстых, хорошо заметных червяка. Увидела рыбёшка червяка, подплыла. В тот
же миг рванулось полено с места, у него открылась большущая пасть и проглотила
рыбёшку. Вот так полено! А это и не полено вовсе, а рыба сом. И червяки – тоже не
червяки, а сомьи усы. Да и тело сома без чешуи.
По сравнению с другими нашими рыбами ­ сом великан. Это хищник.
­ Сом­ неповоротливый, ленивый.Гоняться за добычей не любит, предпочитает
хитрить. Затаится на дне и ждёт добычу. Может лягушку съесть, утёнка или
гусёнка за лапку схватить и утащить под воду.
­ А теперь постараемся запомнить как можно больше речной рыбы. (Слайд № 16)
­ Проведём игру « Узнай рыб по силуэтам». (Слайд № 17)
(Дети называют по порядку рыб и рассказывают, что знают про неё. (Карась,
ёрш, щука, окунь,сом) (Слайд № 18)
­ А знаете ли вы других обитателей? (Слайд № 19)
(Отгадывают кроссворд о морских рыбах)
Загадки о рыбах.
1. Вот так рыба – просто чудо!
Очень плоская, как блюдо.
Оба глаза на спине,
И живёт на самом дне.
Очень странные дела.
Эта рыба … (Камбала). (Слайд № 20)
2.
Если в шахматы играешь,
То коня ты представляешь.
На него похожа рыба,
Даже спутать их могли бы.
Всех мальков растит самец,
Он заботливый отец!

Сумочка на брюшке есть, в ней детишек и не счесть.
Сумку папа раскрывает,
Деток в воду выпускает.
Этот крошечный малёк­
Будущий морской…(Конёк) (Слайд № 21)
3. Кто плывёт хвостом вперёд? (Горбуша) (Слайд № 22)
4. Блещет в море чистом,
Спинкой серебристой. (Сельдь) (Слайд № 23»
1
3

4
м
о
р
е

­ Какое слово у нас получилось? (Море) Значит рыбы: конёк, горбуша,
камбала, сельдь, где обитают? (В море) Это морская рыба.
­ Рассмотрите в учебнике морских рыб. Каких рыб мы не назвали? (Треска,
морской окунь, акула.)
­ А что вы знаете об этих рыбах? Среди этих рыб есть хищница – акула.
­ Акулы­ отличные пловцы с обтекаемой формой тела. В их пасти несколько
рядов острых зубов для захвата добычи. Новые зубы вырастают на месте старых по
мере их выпадения. Китовая и гигантская акула – самые большие рыбы.
­ Рассмотрим морских рыб и постараемся их запомнить. (Слайд №24)
Поработайте в парах и назовите друг другу каких вы запомнили морских рыб.
­ А сейчас проведём игру на внимание. « Найди отличия в этих картинках».
(Слайд № 25)
­ Молодцы! Справились с заданием.
7. Итог урока.
­ О ком сегодня говорили на уроке? (О рыбах)
­ Кто такие рыбы? Рыбы ­ это животные, которые живут в воде, двигаются при
помощи плавников и хвоста, тело их покрыто чешуёй.
­ Каких речных и морских рыб запомнили?
8. Домашнее задание.
­ На память о рыбах – картинка. Раскрасьте её дома, чтобы ваши рыбки приплывали
к нам на урок. (Слайд № 26)