«план - конспект нод по формированию элементарных математических представлений в подготовительной к школе группе: «путешествие в страну математика. Конспект НОД «Математическое развитие» в подготовительной группе

Конспект НОД по математическому развитию в подготовительной к школе группе

Задачи:

Обучающие:

    закреплять умение ориентироваться на плоскости;

    закреплять умение классифицировать множества по трём свойствам цвет, форма, размер.

Развивающие:

    развивать навык порядного счета в пределах 20;

    развивать логическое мышление, умения находить сходство и отличия;

    развивать зрительное внимание, общую, тонкую моторику, творческое воображение;

    поощрять стремление ребенка выражать свои мысли и суждения при помощи точной, ясной речи.

Воспитательные:

    поддерживать интерес к интеллектуальной деятельности, желание играть в игры математического содержания, проявлять настойчивость, целеустремленность, воображение, сообразительность, аналитическое восприятие, взаимопомощь.

Предварительная работа: чтение сказки «Гуси- лебеди», беседа с воспитателем, по сказке.

Оборудование:

    мультимедийное оборудование,

    магнитофон,

    три обруча (красный, зелёный, желтый),

    учебно-игровое пособие «Блоки Дьенеша»,

    схемы знаков-символов, обозначающие свойства предметов;

    картинки яблок разных форм и размера и цвета,

    цифровая «Да - нетка»,

    картинки (яблоня, речка, ёжик, печка),

    альбомный лист с точками, пронумерованными в порядке возрастания для игрового упражнения «Соедини точки»,

    плоскостные яблоки с примерами для игрового упражнения «Собери яблоки»,

    карточка ЛГЕУБЕСДИИ,

    счётные палочки,

  • листочки в клеточку, карандаши.

Ход НОД:

1. Организационный момент:

Дети входят в группу вместе с воспитателем, встают на ковёр вокруг воспитателя.

2. Мотивационная часть

Воспитатель: - Сегодня нам предстоит большое путешествие с приключениями, с заданиями на смекалку и сообразительность. А поможет нам в этом сказка. Вы узнаете её название, если прочитаете сначала все красные, а потом чёрные буквы.

ЛГЕУБЕСДИИ - «Гуси- лебеди»

3. Основная часть

Воспитатель: - Предлагаю вам начать путешествие.... С чего начинается сказка? Сколько было гусей-лебедей? - Внимание. Загадка в стихах:

Два гуся летят над нами,

Два гуся за облаками.

Три спустились за ручей.

Сколько было всех гусей? (Семь)

Давайте составим, число 7 из двух меньших чисел, все возможные варианты. 6 и 1; 5 и 2; 4 и З; З и 4; 2 и 5; 1 и 6.

Воспитатель: - Вернёмся к сказке. Прибежала девочка, посмотрела - нет брата. Побежала девочка искать брата, бежит и видит... А что она увидела, вы узнаете, если правильно соедините числа от 1 до 12 (Дети соединяют)

Воспитатель: - Правильно, ПЕЧКА. Печка, печка скажи, куда гуси-лебеди полетели?

Печка: - Достань пирожки и посчитай, сколько их у меня испеклось? А поможет мне в этом игра «Да-нетка».

Правила игры:

Воспитатель раскладывает на столе в ряд карточки с цифрами 1-9 и загадывает какую-либо цифру.

Дети угадывают ее, задавая вопросы, на которые можно ответить «Да» или «Нет».

Воспитатель: - А теперь представим, что пирожков много и они в виде геометрических фигур.
Разложите пирожки в три корзинки (в первую корзинку - все круглые, во вторую - все
желтые, в третью - большие фигуры).

Проводится игра с «Блоками Дьенеша», дети раскладывают фигуры в три обруча.

Воспитатель: - Показала печка девочке дорогу. И я вам сейчас покажу дорогу, а вы запомните
её, и потом выложите такую же дорогу при помощи счётных палочек, учитывая цвет и количество.

    Сколько палочек зелёного цвета?

    Сколько красного?

    Сколько палочек нужно взять?

Воспитатель: - Побежала девочка по дорожке и вдруг видит ЯБЛОНЮ.

«Яблоня, яблоня, куда гуси-лебеди полетели?» - спрашивает девочка. Выполните мое задание, тогда скажу.

Задание: Соберите яблочки в корзину по схемам, которые лежат на столе. Дети по схемам находят фигуры- яблочки и складывают в корзину (на одном яблоке – пример, на другом – ответ; необходимо подобрать яблоки правильно).

Физминутка

Руки подняли и помахали –

Это деревья в лесу.

Локти согнули, кисти встряхнули-

Ветер сбивает росу.

В стороны руки, плавно помашем –

Это к нам птицы летят.

Как они сядут - тоже покажем:

Крылья сложили назад.

    Речка, речка, куда гуси лебеди полетели? - спросила девочка.

    Скажу тогда, когда нарисуешь русло реки. А поможет в этом графический диктант.

От точки 3 клеточки вниз и 3 клеточки вправо, 2 клеточки вниз и 2 вправо, 4 вниз и 1
вправо, 1 вверх и 1 вправо, 1 вверх и 1 вправо, 2 вверх и 2 вправо, 2 вверх и 5 влево.

Воспитатель: - Показала речка путь до избушки Бабы-Яги. Теперь, дети, предстоит вам помочь девочке Алёнушке забрать Иванушку из дома Бабы- Яги. Как это можно сделать?

Предполагаемые ответы детей:

1. Напугать Бабу-Ягу, одевшись, как она.

2. Вылечить от злобы.

3. Пригласить в гости погостить.

4. Предложить ей стать человеком.

4. Заключительная часть

Алёнушка освободила братика, и они прибежали домой. Родители приехали из города, привезли гостинцев детям и вам за то, что вы помогли справиться Алёнушке со всеми заданиями.

Занятие по математике в подготовительной группе "Путешествие в страну математики"

Описание занятия : данное занятие предназначено для воспитателей, работающих с детьми подготовительной группы (возраст детей 6-7 лет).
Цель: закрепление у детей полученных знаний, при использовании развивающих игр, формировать умение радоваться, достигая цели.
Задачи : закреплять умение различать геометрические фигуры по форме, цвету, величине.
Закреплять умение ориентироваться на листе бумаги.
Закреплять знание цифр до 10. Умение называть число и соседние с ним числа.
Закреплять умение сравнивать два рядом стоящих числа, используя знаки больше, меньше, равно.
Закреплять умение подбирать противоположные слова к математическим понятиям.
Развивать логическое мышление, внимание, сообразительность, память;
Способствовать формированию мыслительных операций, развитию речи, умению аргументировать свои высказывания.
Воспитывать интерес к математике, чувство радости от совместных действий, успешно выполненных заданий;
Воспитывать умение понимать учебную задачу и выполнять её.
Материалы и оборудование:
Воздушный шар, конверт с письмом и разрезной картинкой профессора Математика, план-схема выполнения заданий, Карточки с цифрами от 1 до 9, листочки в клетку, простые карандаши, заготовки геометрических фигур из цветной бумаги, клей, бумага для коллективной работы, слово «МОЛОДЦЫ» на карточках, мяч. Мольберт, презентация к занятию.

Звучит загадочная музыка. В группу влетает шар, к ниточке которого привязан конверт. В конверте письмо и разрезная картинка «Профессор Математик»
Воспитатель : Ребята, посмотрите, что это такое? Обращает внимание детей на воздушный шарик, с привязанным конвертом. Конверт не подписан. Странный конверт какой то, на нём ничего не написано, только цифры и геометрические фигуры.
Я предлагаю открыть конверт и узнать от кого мы его получили (открывает конверт, в нём разрезная картинка и письмо).
Что надо сделать, чтобы узнать от кого это письмо пришло к нам?
Дети: собрать картинку.
Воспитатель : как вы думаете, кто это? (ответы детей) всё ясно! Это написал нам профессор Математик! Нужно скорее прочитать его, может там что- то важное!
Воспитатель читает письмо:
«Здравствуйте, дорогие ребята! Я знаю, что вы уже многому научились. Я приготовил вам интересные задания! За каждое выполненное задание вы будите получать карточки с буквами. Только смелые и дружные ребята пройдут все испытания! Вы готовы к путешествию? (ответы детей.) Тогда удачи! Даю вам подсказку: План-схема по выполнению заданий.
Воспитатель показывает детям схему выполнения заданий.
Какое первое задание? Что расположено в верхнем левом углу? (геометрические фигуры) Наше первое задание называется «Весёлые фигуры»
Воспитатель показывает фигуры на доске. Как называются эти фигуры? Назовите к каждой из фигур предметы такой же формы.
После выполнения задания дети получают карточку с буквой. Вы молодцы!

Поставим карточку на доску и отправимся выполнять второе задание.
Посмотрите на схему. Как вы думаете какое второе задание?(ответы детей)
Воспитатель предлагает детям сесть за столы. Откройте тетради. Наше следующее задание « Математический диктант» Дети работают в тетрадях в клетку под диктовку воспитателя. Что у нас получилось? Сравните с образцом. Воспитатель показывает увеличенный образец. Правильно у нас получилась собачка. Дети оценивают свои работы и работы товарищей. Молодцы! Вы заработали вторую карточку!
Прежде чем перейти к следующему заданию, предлагаю вам математическую разминку. Игра »Верно не верно»
Воспитатель : если вы услышите, то, что считаете правильным, хлопайте в ладоши, если же, то, что неправильно –топайте ногами.
- утром солнышко встаёт
-по утрам нужно делать зарядку
- нельзя умываться по утрам
- днём ярко свети луна
- утром дети идут в детский сад
-ночью люди обедают
-в неделе семь дней
- за понедельником следует среда
-после субботы идёт воскресенье
-перед пятницей стоит четверг
-всего пять времён года
- весна наступает после лета.
Воспитатель : молодцы ребята! Но нас ждёт следующее задание!
Давайте посмотрим на нашу схему.
Так всё понятно! Вы знаете, что у каждого числа есть соседи слева и справа? Сейчас я буду показывать вам карточки с цифрами, а вы по очереди называйте их соседей. Игра» Назови соседей»
Воспитатель: вот какие молодцы и с этим заданием справились! Получайте карточку с буквой!
Воспитатель: а теперь снова посмотрим на схему с заданиями. Что это за знаки? Математические знаки забыли, как называются и потеряли своё место. Поможем им?
Присаживайтесь за стол. Вам нужно сравнить числа на карточках и поставить нужные знаки.
Молодцы! Вы справились с этим заданием профессора и получаете от него карточку с буквой.
Продолжим дальше. Что показывает наша схема? Стрелочки разного цвета и противоположного направления! Профессор Математик предлагает вам поиграть в игру «Скажи наоборот».
Игра проводится с мячом. Воспитатель кидает мяч ребёнку и называет одно из математических понятий.
Большой-маленький
Длинный-короткий
Высокий-низкий
Широкий-узкий
Толстый-худой
Далеко-близко
Вверху-внизу
Слева-справа
Вперёд-назад
Лёгкий-тяжёлый
Воспитатель: и с этим заданием вы справились! Вот ваша карточка!
Посмотрите ребята на схему. Стрелочка опять показывает на левый верхний угол. Мы вернулись к изображению геометрических фигур. Как вы думаете каким буде наше задание? (ответы детей) Да, правильно наше задание будет связано с геометрическими фигурами. Профессор просит сделать ему необычный ковёр из фигур. Подходите к столу. Все вместе разложите геометрические фигуры на листе бумаги, а потом приклейте их.
Вот какой интересный и красивый ковёр получился! Вы все старались! За это занятие профессор Математик даёт вам сразу две карточки!
Воспитатель : вот мы и собрали все карточки с буквами. Какое слово получилось из букв? (МОЛОДЦЫ). Воспитатель спрашивает, какие задания понравились, что показалось трудным. (Ответы детей)
Ребята, мы возвращаемся из нашего волшебного путешествия! А ковёр с геометрическими фигурами мы отправим на волшебном шаре профессору Математику во время прогулки!
Занятие заканчивается.





Бурлият Ахмедпашаева
Конспект НОД «Математическое развитие» в подготовительной группе.

НОД «Математическое развитие » в подготовительной группе .

Тема : «Путешествие в сказку»

Цель :

- Развитие воображения , сообразительности, смекалки, внимания;

Учить воспринимать информацию на слух.

Обучающие задачи :

1)Упражнять в решении примеров на сложение и вычитание, в решении арифметических задач.

2)Закрепить навыки счета в пределах 10.

4)Закрепить умения различать и называть геометрические фигуры.

5)Закрепить знания о временах и месяцах года.

Развивающие задачи :

1)Развитие внимания , памяти, творческого воображения, логического мышления.

2)Способствовать формированию и выражению своих мыслей.

3)Развивать речь .

Воспитательные задачи :

1) Воспитывать самостоятельность, выдержку, умение

выслушать вопрос воспитателя до конца.

2) Воспитывать дружеские взаимоотношения, умение работать в коллективе.

Интегрируется с образовательными областями :

Социализация

Коммуникация

Безопасность

Здоровье

Материал :

Простые карандаши, тетради, набор цифр, игровой материал «Палочки Кюизера» , изображения кукол, рисунки с изображением героев сказки «Приключения Буратино» для раскраски, мольберт для воспитателя, фланелеграф,карточки с изображением Буратино и карточки с изображением Карабаса.

Ход непосредственно - образовательной деятельности

(Звучит музыка из сказки «Приключения Буратино» ).

Воспитатель : «Дети, кто-то стучит в дверь!» (Открывает дверь, в группу входит почтальон c сумкой на плече).

Почтальон : «Дети я принес вам письмо из Сказочного города. Пишет вам Буратино. (Почтальон отдает письмо воспитателю) . До свидания, ребята! (Почтальон уходит) .

Воспитатель : - Ребята, вы смотрели сказку про Буратино? (Да)

Давайте прочитаем письмо от Буратино. Воспитатель открывает конверт и читает письмо : «Дорогие ребята! Меня схватил Карабас – Барабас. Он не хочет меня отпускать, пока я не выполню задания, а я затрудняюсь их выполнить. Помогите мне, пожалуйста. Я очень хочу попасть в новый кукольный театр».

Ребята, вы согласны помочь Буратино и отправиться в Сказочный город? (Да)

Воспитатель : Первое наше задание называется «Веселый счет» .

1. Проводится разминка :

Прямой и обратный счет в пределах 10; (Дети передают мяч друг другу и называют числа от 1 до 10 и обратно) .

Воспитатель называет числа 5,6,7, а дети - «соседей этого числа» , показать соответствующие цифры и объяснить свой ответ;

Воспитатель называет числа от 1 до 8; от 1 до 5; от 1 до 6, а дети считают от этого числа до10;

Сравнить числа 4 и 6, 2 и 9, 7 и 7;

Дети, вы очень быстро справились с этим заданием.

2. Ориентировка на листе бумаги. «Графический диктант» .

Воспитатель :

Дети, смотрите! Девочка с голубыми волосами – Мальвина. Она убежала от

Карабаса и заблудилась. Она хочет попасть в новый кукольный театр. Поможем ей найти дорогу?

Дети открывают тетради. От отмеченной точки дети рисуют по указанию воспитателя : 1 клетка направо, 3 вверх, 1 направо, 3 вниз, 1 направо, 1 вверх, 1 направо и т. д.

Молодцы, дети! Вот мы и показали Мальвине дорогу.

3. Третье задание. Решение простых арифметических задач.

На фланелеграфе появляются изображения кукол Карабаса.

Воспитатель :

Ребята, как звали кукол Карабаса?

У Карабаса было 7 кукол. Он поймал и забрал к себе Буратино. Больше или меньше стало кукол у Карабаса? (ответы детей) Сколько стало? Какое в этой задаче условие? Какой вопрос? (ответы детей)

4. Физкультминутка

Воспитатель :

Ребята, вы, наверное устали?

Ну, тогда давайте все вместе встанем.

Буратино потянулся

Раз – нагнулся.

Два – нагнулся.

Руки в стороны развел .

(Выполнять движения в соответствии с текстом)

Ключик, видно, не нашел

(жест сожаления) .

Чтобы ключик

(повороты влево – вправо)

Нам достать

(руки вверх)

Нужно на носочки встать

(подъем на носочки) .

5 задание. Решите быстро и правильно примеры (устно)

(На фланелеграфе появляются изображения кукол. Дети выставляют нужное количество кукол и решают примеры).

Ребята сколько было кукол? (3) Сколько надо взять еще? (4) Сколько стало? и. т. д.

Мы справились и с этим заданием.

6 задание.

Воспитатель :

А сейчас, дети, мы попали в театр Геометрических фигур. Вам нужно посмотреть и рассказать по рисунку сколько и какие фигуры вы видите.

7 задание.

Воспитатель :

Еще одно задание нам нужно выполнить в театре Геометрических Фигур. Нам

нужно отгадать загадки и составить фигуры.

1. Три вершины тут видны

Три угла, три стороны,

Ну, пожалуй, и довольно! –

Что ты видишь? - (треугольник) .

2. Из него мы строим дом.

И окошко в доме в доме том.

За него в обед садимся,

В час досуга веселимся.

Ему каждый в доме рад

Кто же он? Наш друг -(квадрат) .

3. Обведи кирпич мелком

На асфальте целиком,

И получится фигура –

Ты, конечно, с ней знаком (прямоугольник)

Воспитатель :

Дети, вам надо составить эти три фигуры и назвать их.

8. «Тренировка»

Воспитатель :

Сейчас у нас тренировка для глаз.

(Дети выполняют движения в соответствии с текстом)

Раз – налево, два – направо,

Три – наверх, четыре - вниз.

А теперь по кругу смотрим,

Чтобы лучше видеть мир.

Тренируя мышцу глаз.

Видеть скоро будем лучше,

Убедитесь вы сейчас!

А теперь нажмем немного

Точки возле своих глаз.

Сил дадим им много-много,

Чтоб усилить в сотню раз!

(Посмотреть влево. Посмотреть вправо.

Круговые движения глазами : налево – вверх – направо – вниз – вправо – вверх – влево – вниз.

Поднять взгляд вверх. Опустить взгляд вниз.

Быстро поморгать)

9 задание.

Закреплять знания о временах и месяцах года.

Воспитатель :

Сейчас, дети, отгадайте загадки.

1. Солнце печет, липа цветет

Рожь поспевает, когда это бывает? (летом) .

2. Кто поляны белит белым.

И на стенах пишет мелом.

Шьет пуховые перины.

Разукрасил все витрины? (зима) .

3. Тает снежок, ожил лужок

День прибывает

Когда это бывает? (весной) .

4. Пусты поля, мокнет земля,

Дождь поливает,

Когда это бывает? (осенью) .

Ребята, с какого месяца начинается год?

Каким месяцем заканчивается?

Какие времена года вы знаете?

Из каких месяцев состоит осень (лето, весна, зима? (Ответы детей)

Воспитатель : Молодцы, дети!

Вот мы и выполнили задания. Буратино сможет освободиться от Карабаса и попасть со своими друзьями в новый кукольный театр, который находится за заветной дверцей, за очагом, потому что вы все активно участвовали и все выполнили правильно.

Ребята, давайте сообщим эту новость Буратино, напишем ему письмо.

(Воспитатель вместе с детьми пишут письмо и отправляют) .

Ребята, где вы сегодня побывали? А вам понравилось ваше путешествие? Что вам было наиболее трудно? Что вам показалось интересным? В следующий раз вы отправитесь в

путешествие в другой сказочный город, где вас встретят другие сказочные герои. А кто там нас встретит – это секрет.

Ребята, а какое у вас настроение? Если хорошее, то поднимите карточку с изображением Буратино, а если плохое, то карточку с изображением Карабаса. (Дети показывают карточки) . Я вижу, что у всех настроение хорошее.

Стук в дверь. Воспитатель открывает дверь. Появляется Буратино.

Буратино :

Cпасибо большое, ребята, за помощь! Я освободился от Карабаса – Барабаса и спешу со своими друзьями в новый кукольный театр. На память я хочу подарить вам картины с изображением своих друзей. До свидания, дети.

Подробности

Мишина Галина Анатольевна , старший воспитатель Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад комбинированного вида №14 «Светлячок» г.о. Химки Московской области

Тип занятия: интеллектуально-развивающее.

Тема: « Игра – путешествие в страну Математика».

Возраст: 6 – 7 лет.

Место проведения: музыкальный зал.

Продолжительность занятия: 30 минут.

Предварительная работа: Занятия по ФЭМП, изготовление атрибутов, пособий для дидактических игр, дидактические игры с математическим содержанием, разучивание динамических пауз, гимнастики для глаз.

Цель: Закрепить представления детей об элементарных математических представлениях.

Задачи:

Обучающие

  • Закрепить умение выкладывать числовой ряд.
  • Совершенствовать навыки прямого и обратного счета в пределах 10.
  • Упражнять в порядковом счёте.
  • Закрепить умение отгадывать математические загадки, записывать при помощи карточек с числами и знаков решение и ответ загадок.
  • Закреплять знания о днях недели, временах года.
  • Закрепить представление о геометрических фигурах, навык группировки фигур по определенным признакам.
  • Закрепить пространственные представления: слева, справа, центр, под над.

Развивающие

  • Развивать логическое мышление, умственные операции анализа и обобщения.
  • Развивать смекалку, зрительную память, воображение.
  • Способствовать формированию мыслительных операций, развитию речи, умению аргументировать свои высказывания.

Воспитательные

  • Воспитывать культуру общения, эмоциональную отзывчивость, умение понимать учебную задачу и выполнять её самостоятельно или в парах, действовать по инструкции педагога.
  • Воспитывать интерес к математическим занятиям.

Здоровье сберегающие

  • Учить детей следить за своей осанкой.
  • Продолжать развивать координацию движения.

Приоритетная образовательная область: «Познание».

Интеграция образовательных областей: «Коммуникация», «Социализация», «Труд».

Социализация:

  • воспитывать у детей любознательность, взаимопомощь, навыки самооценки.

Коммуникация:

  • развивать у детей свободное общение, речь, память, внимание, мышление
  • активизировать словарь детей.

Труд:

Убирать рабочее место, поддерживать его в порядке

Методические приёмы:

Игровой.

Наглядный.

Словес ный.

Практический.

Материал: Демонстрационный: Магнитная доска, карточки с числами и знаками, мультимедийная презентация, указка, сундук с раскрасками. Раздаточный: Геометрические фигуры, карточки с числами от 1 до 10, ламинированные листы картона белого цвета.

Ход НОД:

I. Организационный момент (5 мин.)

II. Основная часть (22 мин.)

III. Итог (обобщение воспитателя) (3 мин.)

СЛАЙД 1.

Организационный момент.

Ребята, к нам сегодня на занятие пришли гости посмотреть, чему вы научились, и как много знаете. Поздоровайтесь с гостями.

Давайте встанем в круг, возьмёмся за руки и улыбнёмся друг другу.

Дети вместе с воспитателем становятся в круг.

В круг широкий, вижу я,

Встали все мои друзья.

Мы сейчас пойдем направо 1, 2. 3.

А теперь пойдем налево 1, 2. 3.

В центре круга соберемся 1, 2. 3.

И на место все вернемся 1, 2. 3.

Улыбнемся, подмигнем,

И занятие начнём.

Дети совместно с воспитателем выполняют упражнения в соответствии с текстом1 раз.

Занимайте свои места за столами. (дети занимают свои места)

У нас сейчас занятие математика. Математика очень нужная наука, Татьяна нам расскажет об этом стихотворение.

Без математики, друзья, никак нам не прожить.

Нам математика дана уж много сотен лет,

Ведь даже мамонтов считал древнейший человек.

Без математики человек не сможет решать, мерить и считать. Невозможно построить дом, сосчитать деньги в кармане, измерить расстояние. Если бы человек не знал математику, он бы не смог изобрести самолёт, автомобиль, стиральную машину, холодильник, телевизор и другу технику. Во всем мире детей учат математике.

Но прежде чем мы начнем заниматься математикой, давайте вспомним правила поведения во время занятия:

Во время занятия ты, сиди спокойно и веди себя....(достойно)

Стул и стол - это не кровать и на них нельзя ……(лежать)

Ответить хочешь – не шуми, а только руку …. (подними)

Я вас попрошу на протяжении всего занятия не забывать про эти правила.

А прежде чем поднимите руку, хорошо подумайте над ответом, не спешите. Помните, что говорят про тех людей, которые всегда спешат? («Поспешишь людей насмешишь»)

Ребята, вы любите сказки? (ответ детей) Тогда слушайте… В некотором царстве, в некотором государстве жил-был царь.

СЛАЙД 2.

И правил он страной, которая называлась - Математика. И решил он объехать свои города в царстве, посмотреть всё ли у него ладно, всё ли у него складно. Посмотрел он по сторонам, а помощников-то у него нет. Что же делать?

(дети высказывают свои предположения)

Царь-батюшка, а наши дети тебе могут помочь, они хоть и малы, но очень умны. (воспитатель обращается к царю).

Ребята, а что нужно путешественникам во время путешествия чтобы не заблудиться? (ответы детей)

Правильно, карта!

СЛАЙД 3.

А вот и она, странная какая-то карта, и один вопросительный знак. Ребята, а царь мне подсказал, для того чтобы начать путешествие и узнать название первого города, в который мы попадём, надо провести математическую разминку под названием «Не зевай, быстро на вопросы отвечай!»

1. Какой сегодня день недели?

2. Сколько всего дней в неделе?

3. Какой день идёт после вторника?

5. Как называется пятый день недели?

6. Как называются выходные дни?

7. Сколько времён года?

8. Какое время года наступает за зимой?

9. Какое время года наступает за летом?

10. Назовите лишнее слово в ряду слов:

а) зима, среда, весна, лето, осень;

б) один, два, три, круг , четыре, пять;

в) плюс, минус, пятница, равно;

г) круг, квадрат, декабрь, многоугольник.

СЛАЙД 4.

Молодцы, справились с разминкой! И на карте появился первый город, в который мы отправимся. Этот город называется Числоград, в этом городе живут числа, они так долго готовились к встрече с вами, что совсем перепутали свои места в числовом ряду. Помогите им ребята найти своё место.

Дидактическая игра «Найди место в ряду».

Цель: закреплять умение детей составлять числовой ряд, упражнять в прямом и обратном счёте .

У вас на столах в конвертах лежат карточки с числами от одного до десяти. Разложите пожалуйста эти карточки по порядку, начиная с карточки с числом один, только не забывайте, что числовой ряд необходимо раскладывать слева на право. (дети выполняют задание)

Давайте хором посчитаем от одного до десяти, а теперь хором от десяти до одного.

Дидактическая игра «Соседи числа».

Цель: упражнять в определении последующего и предыдущего числа к названному числу.

У каждого числа есть соседи, предыдущее и последующее число.

Маша назови соседей числа 5.

Леонид назови соседей числа 8.

Настя назови соседей числа 3.

Дидактическая игра «Разноцветные деревья».

Цель: упражнять детей в порядковом счете, в умении соотносить число с местом предмета в заданном ряду.

Ребята в Числограде есть парк где растут разноцветные деревья. Посчитайте и покажите карточкой с числом сколько всего деревьев растут в парке.

Покажите карточкой с числом какое по счёту в парке жёлтое дерево, если считать слева на право.

Карточку с каким числом подняли? Почему? (потому что дерево с жёлтой кроной пятое по счёту если считать слева на право).

Покажите карточкой с числом какое по счету голубое дерево, если считать с право на лево?

Карточку с каким числом подняли? Почему? (потому что голубое дерево седьмое по счёту если считать с право на лево).

Покажите карточкой с числом какое по счёту серое дерево если считать слева на право?

Карточку с каким числом подняли? Почему? (потому что серое дерево девятое по счёту если считать слева на право).

Молодцы! Задание выполнено! Уберите карточки с числами в конверт.

(дети убирают карточки, воспитатель убирает мольберт)

СЛАЙД 5.

СЛАЙД 6.

Динамическая пауза «Как приятно в речке плавать!»

Как приятно в речке плавать!

Берег слева, берег справа.

(Наклоны влево и вправо.)

Речка лентой впереди.

(Потягивания - руки вперёд.)

Сверху мостик - погляди.

(Потягивания - руки вверх.)

Чтобы плыть ещё скорей,

Надо нам грести быстрей.

Мы работаем руками.

Кто угонится за нами?

(Плавательные движения.)

А теперь пора нам, братцы,

(Руки в замок за шеей)

На песочке поваляться.

Мы из речки вылезаем

(Ходьба на месте.)

И на травке отдыхаем.

СЛАЙД 7.

Вот мы и добрались до города «Весёлые задачи»!

– Здесь в мире и согласии живут все животные.

СЛАЙД 8.

Они приготовили для вас математические загадки, если вы правильно отгадаете все загадки, карта покажет в какой город мы попадём дальше. -----Попробуем отгадать эти загадки?

Дидактическая игра «Весёлые задачи».

Цель: Закрепить умение отгадывать математические загадки, записывать при помощи карточек с числами и знаками решение и ответ задачи. 1. Четыре гусёнка и двое утят

В озере плавают, громко кричат.

А ну, посчитай поскорей -

Сколько всего в воде малышей?

Как получилось число 6? Максим, выложи при помощи карточек с числами и знаков на мольберте, решение и ответ загадки. (2+4=6)

2. Семь малюсеньких котят

Что дают им, всё едят,

А один - добавки просит

Сколько всех котяток? (8)

Как получилось число 8? Паша, выложи при помощи карточек с числами и знаков на мольберте, решение и ответ загадки (7+1=8)

3. Ёжик по лесу шёл,

На обед грибы нашёл.

Два – под берёзой, три – под осиной,

Сколько их будет в плетёной корзине? (5)

Как получилось число 5? Маша, выложи при помощи карточек с числами и знаков на мольберте, решение и ответ загадки

СЛАЙД9.

- Молодцы, вы отгадали все загадки, и посмотрите, на карте появился следующий город, в который мы сейчас отправимся, называется он «Геометрические фигуры». Вход в город закрыт на замок. Чтобы замок открылся мы должны провести гимнастику для глаз.

Мы так долго занимались. Н аши глазки так устали

Мы дадим им отдохнуть,

И ладошками глаза (дети трут ладони, разогревают их) Мы закроем не спеша, (закрывают ладонями глаза, далее выполняют по тексту) Посидим в темноте.

Краска чёрная везде.

А теперь их открываем

И немного поморгаем: раз, два, три, четыре, пять.

Головою не верти, Влево посмотри,

Вправо погляди.

Глазки вверх, глазки вниз,

Поработай, не ленись!

СЛАЙД 10.

Замок открылся, и нас встречают жители этого города, геометрические фигуры, посмотрите какие они все разные!

По каким признакам можно их разделить на группы? - Сколько фигур войдут в группу больших геометрических фигур? (6) - Настя назови эти фигуры.

Сколько фигур войдут в группу маленьких геометрических фигур (9)

Сколько фигур войдут в группу треугольников? (3) - Ярослав, назови эти фигуры.

Сколько фигур войдут в группу трапеций? (2)

Максим, назови эти фигуры. - Сколько фигур войдут в группу красных фигур?

Маша, назови их.

Дидактическая игра «Собери узор».

Цель: учить овладевать пространственными представлениями: слева, справа, вверху, внизу.

Ребята, геометрические фигуры, преподнесли царю подарок, ковёр с их изображением, чтобы царь никогда не забывал о них. На этом ковре геометрические фигуры расположились в определённом порядке, если вы правильно расположите имеющиеся у вас в подносах фигуры на листе, который вы найдёте под подносами, то вы тоже сможете полюбоваться красотой этого ковра. - Попробуем? -Тогда поставьте листочки перед собой, и слушайте внимательно.

Круг расположите в центре листа.

Квадрат - в левом верхнем углу листа.

Овал - в правом верхнем углу листа.

Прямоугольник - в правом нижнем углу листа.

Треугольник – в левом нижнем углу ковра.

Ромб посередине над кругом.

Трапецию посередине под кругом.

СЛАЙД 11. - Молодцы, и с этим заданием справились! И посмотрите на карте появилась конечная остановка, «Резиденция царя», на этом наше сегодняшнее путешествие заканчивается, но мы с вами ещё не один раз отправимся путешествовать по городам волшебной страны МАТЕМАТИКА где встретим старых друзей и заведём новых.

СЛАЙД 12.

Итог занятия.

А теперь давайте вспомним в какие города мы заезжали, путешествуя по волшебной стране, где всё связанно с математикой? (ответы детей) - Что вам понравилось? Какие задания для вас были лёгкими, а какие - трудными? (ответы детей)

А сейчас я вам предлагаю оценить свою работу. Тот, кто считает, что полностью справился с заданиями – пусть поднимет жёлтую звездочку, а кто считает, что не все у него сегодня получалось – пусть поднимет красную звёздочку.

Дети делают свой выбор.

За службу добрую решил Вас царь отблагодарить и дарит вам целый сундук с математическими раскрасками, сейчас мы вернёмся в группу, и вы сможете рассмотреть и раскрасить по желанию свои картинки.

Список литературы :

  1. Помораева И.А., Позина В.А. Занятия по формированию элементарных математических представлений в подготовительной к школе группе детского сада. Планы занятий. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2012.

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №9 комбинированного вида Колпинского района Санкт-Петербурга

Конспект НОД

по математике в подготовительной группе

«Веселая математика»

Составила:

Афанасьева В.Г.

2017г

Тема: Число 7 и его состав, ориентировка на листе бумаги, ориентировка во времени, логические задачи с математическим содержанием, сравнение двух чисел.

Закрепить прямой счет до 10, обратный от 10 до 0;
-закрепить представления о числовом ряде,уметь называть соседей числа, последующее и предыдущее число. -познакомить с образованием числа 7; - закреплять умения решать простые примеры на сложение и вычитание;
- закреплять умение решать логические задачи на основе зрительно воспринимаемой информации;
- закрепить знания о днях недели, весенних месяцах;
- формировать умение понимать поставленную задачу и решать её самостоятельно;
- уметь сравнивать два числа с помощью знаков. - развивать умение ориентироваться на листе бумаги в клетку.

Материал: ИКТ,презентация,карточки с заданиями, карточки монетки разного цвета, листы бумаги в клеточку, карточки с цифрами, музыкальное сопровождение.

План занятия.

I. Вводная часть.

II. Основная часть.

Д/и «Цифры потерялись».

Логическая задача «Какая фигура лишняя в ряду?»

Логические задачи - шутки.

Физминутка.

Познакомить с числом 7. Учить составлять число 7 из двух меньших чисел.

Решение примеров на сложение и вычитание.

Пальчиковая гимнастика.

Графический диктант.

III. Заключительная часть.

Подведение итогов занятия.

Ход занятия.

Ребята,здравствуйте, давайте встанем с вами в круг и поприветствуем друг друга. Повернемся направо и улыбнемся соседу, а теперь повернемся налево и улыбнемся соседу слева. А теперь скажем всевместе

Здравствуйте!!!

(1 слайд.На ИКТ появляется изображение Незнайки,который говорит:

«Дорогие ребята, я пошел в школу,а для того чтобы хорошо учиться в школе, надо много знать, уметь, думать, догадываться. А также решать необычные задачи, выполнять задания на смекалку и сообразительность. Мне так много всего задают, а помочь некому... Помогите мне, пожалуйста».

Ребята, давайте поможем Незнайке.

1 задание. Ответьте на вопросы:

2 слайд. Изображение весны.

Какое время года? (весна)

Назовите весенние месяцы (март, апрель, май)

Какой месяц сейчас идёт? (март)

Сколько дней в недели? (семь)

Назови их;

Какой сегодня день недели? (четверг)

Какой четверг по счету? (четвертый)

Вчера какой был день недели? (среда)

Завтра какой будет день недели? (пятница)

2 задание. - Ребята, Незнайка предлагает нам поиграть в игру «Цифры потерялись»

3 слайд. Цифры разбросаны..

Предложить детям подходить к доске и передвигать цифры на место…

Посчитайтесь по порядку, а теперь в обратном порядке.

Назови предыдущее и последующее число, числа 5,7,9,8,

сравни числа 5 и 3;

Сравни числа 4 и 4;

Какие бывают числа? (четные и нечетные)

Вы справились с заданием.

3 задание. Решить логическую задачу «Какая фигура лишняя в ряду?»

4 слайд. Изображены 2 ряда геометрических фигур)

Какая фигура лишняя, почему ты так думаешь?

Вы справились и с этим заданием Незнайки.

4 задание. «Друзья, все предыдущие логические задачи были серьезные, а есть еще и задачки - шутки. Будьте внимательны и вы обязательно справитесь с ними».

5 слайд. Игра «Задачи - ловушки».

Воспитатель читает задачи, дети отвечают и объясняют.

Вот медведица идет,

Медвежат своих ведет.

Сколько здесь всего зверей?

Сосчитай-ка поскорей! (3)

Вот грибочки на лужайке

В жёлтых шапочках стоят.

2 грибочка, 3 грибочка.

Сколько вместе будет?..? (5)

Из дупла выглядывало 8 беличьих хвостов. Сколько бельчат сидело в дупле? (8)

На яблоне висели 5 яблок и 3 груши. Сколько всего плодов висело на яблоне? (5 яблок)

В вазе 3 тюльпана и 4 нарцисса. Сколько тюльпанов в вазе? (3 тюльпана)

Наступила долгожданная зима. Сначала зацвела 1 яблоня, а потом - ещё 3 сливы. Сколько деревьев зацвело? (зимой деревья не цветут).

У стула 4 ножки. Сколько ножек у 2-х стульев? (8 ножек)

В.- Молодцы! Решив все задачи…

Физминутка. «Зарядка» на ИКТ звучит бодрая музыка

Раз - согнуться, разогнуться.

Два - нагнуться, потянуться.

Три - в ладоши три хлопка,

Головою три кивка.

На четыре - руки шире.

Пять, шесть - тихо сесть.

5 задание. Какой состав числа 7?

6 слайд. Изображение кинотеатра.

Чтобы ответить на этот вопрос Незнайки, мы сегодня познакомимся с составом числа 7.

Незнайке нужно купить билет -стоит 7 монеток. На столе лежат карточки на них нарисованы кружки двух цветов. - это монетки. Подберите монетки так, что бы у вас было 7 монеток. (Дети работают с карточками и показывают результат)

Вопросы детям:

Выложите по порядку все варианты состава числа семь у себя на столах.

Как только дети закончат работу, еще раз предложите им рассказать, как можно составить число семь из двух меньших чисел.

Молодцы! Спасибо! Из каких же двух чисел можно получить число 7?

6+1, 5+2, 4+3 и 7 единиц)

Молодцы, теперь Незнайка,обязательно попадет в кино!

6 задание. Решите примеры

7 слайд. На доске записаны примеры, предложить решить примеры устно.

5+2=? 3+4=? 9+1=?

8-1=? 6-3+? 7-2=?

Пальчиковая гимнастика.

Как-то маленький удав
Захотел залезть под шкаф
Он под шкафом растянулся,
А потом в клубок свернулся.

7 задание. А теперь Незнайка приготовил вам графический диктант.

8 слайд. Изображение Незнайки, он читает задание, а дети выполняют сидя на своих местах.

Поставьте карандаш на точку и рисуйте: семь клеток направо,три клетки вниз, семь клеток налево, три клетки вверх.

Посмотрите и сравните получившийся у вас рисунок с образцом

9 слайд. На ИКТ появляется изображение прямоугольника

Воспитатель: Молодцы, ребята!

Рефлексия: -Вот и выполнили вы все задания Незнайки. Что же мы сегодня нового узнали? Какие задания с вами выполняли? (ответы детей).