Письменность грамотность и образование в древней руси. Письменность и грамотность в дохристианской руси

Грамотность на Руси в дохристианский (докиевский) период

Возникновение школы на Руси в том понимании, какое привычно нам, основная масса исследователей связывает с процессом христианизации славянских племен и непосредственно с киевским периодом развития Древнерусского государства. Общепринятая идея о том, что до принятия христианства на Руси не существовало ни письменности, ни какой-либо культуры вообще, содержится в сочинениях многих авторов как в дореволюционный, так и в современный период. Интересно, что "Повесть временных лет" - главный источник по истории Древней Руси, содержит именно эту точку зрения. Нестор связывает распространение грамотности непосредственно с принятием христианства и деятельностью князя Владимира. Никаких упоминаний о существовании грамотности до этого периода в "Повести" не содержится. Эту же точку зрения поддерживает великий русский историк Н.М. Карамзин: "Славяне же богемские, иллирические и российские не имели никакой азбуки до 863 года…" Об этом же говорит первый русский систематик всемирной истории педагогики Л.Н. Модзалевский в своей работе "Очерк истории воспитания и обучения с древнейших времен до наших времен". Е.Е. Голубинский в "Истории русской церкви" также считает, что именно в киевский период "просвещение по греческому образцу было водворено у нас очень ненадолго в высшем (боярском) сословии…". Данная версия со временем стала официальной, что означает тот факт, что она вошла во все школьные и вузовские учебники еще в советский период. Однако, несмотря на обилие новых данных, полученных в ходе исследований археологов, историков, филологов и т.д., эта же версия содержится и во всех современных учебниках, а так же в книгах по истории России для детей и юношества. Очевидно, авторы учебников считают мнение Нестора неоспоримым и единственно правильным. Ими просто игнорируются все имеющиеся на сегодняшний день данные о грамотности славян в дохристианский период. Нам с раннего детства закладываю в головы мысль об отсталости славянской цивилизации, прививая, таким образом, преклонение перед Западом. С какой целью это делается, сказать сложно. Возможно, авторы учебников просто не утруждают себя каким-либо анализом и обобщением имеющихся данных, переписывая из одного учебника в другой оду и ту же версию. Однако, если учесть, что авторами многих учебников являются крупнейшие ученые-историки, такие как А.Н. Сахаров, Б. Рыбаков, С. Орлов и др., становится непонятным подобный подход к изложению отечественной истории. Интересно, что в школьном учебнике академик А.Н. Сахаров отстаивает версию Нестора, а в учебнике для ВУЗов значительно отходит от этой версии. Но, так или иначе, оставим это на совести авторов.

Очень интересную теорию возникновения грамотности на Руси предлагает А.В. Карташев в двухтомном труде "Очерки по истории русской церкви". Он тоже считает, что до христианизации славяне не знали грамотности, и только с принятием христианства начинает распространяться письменность. Однако принятие христианства западными и восточными славянами А.В. Карташев связывает не с правлением князя Владимира и датой официального крещения Руси в 988 г., а с событиями создания славянской азбуки Кириллом и Мефодием и даже еще раньше. Он считает, что к 860 году христианство было уже не просто распространено в землях славян, а уже существовала русская епархия с епископом во главе. Эту версию поддерживает и современный историк Светлана Жук, говоря о том, что "ко времени княжения Олега Киев уже числился в списке греческих метрополий, здесь имелось русское епископство". При этом А.В. Карташов упоминает о существовании некоего славянского языка, на который Кирилл и Мефодий переводили греческие книги еще в 855 году. Но о каком славянском языке идет речь, сказать сложно: или это славянская азбука, созданная солунскими братьями, или это славянский язык, существовавший до официального создания славянской азбуки. Появление первых школ в славянских землях А.В. Карташов также связывает с деятельностью братьев. Именно они основали первые школы для славян и подготовили первых учителей. Целью этих школ было обучение славян грамоте на вновь созданном славянском языке и распространение христианства среди славян. "… Как только Константин доехал до Моравии, так тотчас поставил на ноги многолюдную школу и развернул перед ней широкий круг богослужебных книг". Здесь же историк оговаривается что "…дело идет о продолжении уже начатой Византией славянской вероучительной и богослужебной миссии и только о приложении ее к новой территории и новому народу". Миссионерская деятельность солунских братьев начинается с болгарских земель, после этого были обращены в христианство все южные славяне, а затем братья отправились в земли западных славян и оттуда на Русь. Крещение непосредственно восточных славян или русского населения, а также факт начала распространения грамотности на Руси, А.В. Карташов связывает с 862 годом. В своей работе он однозначно указывает, что "… 862 год не год начала русского государства, а год начала русской церкви с епископом во главе". Однако великий русский историк В.Н. Татищев первым обратил внимание на то, что славяне имели письменность задолго до принятия христианства и создания славянской азбуки. "Подлинно же славяне задолго то Христа и славяно-руссы собственно до Владимира письмо имели, в чем нам многие древние писатели свидетельствуют и, во-первых то, что вообще о всех славянах рассказывается". В подтверждение своих выводов В.Н. Татищев приводит рассказ разных славянских историков, при этом не говоря о том, что это за историки, о некоем Иерониме, учителе славян, который перевел Библию на славянский язык еще в IV веке. Этот факт, по мнению Татищева, доказывает, что у славян была своя письменность. Историк приводит и другие свидетельства, основанные на источниках, не дошедших до нашего времени. При этом Татищев пытается проследить процесс возникновения письменности у славян от греков на юге, т.к. славяне, те же скифы, сарматы и другие племена, жили в непосредственной близости от греков и имели с ними самое тесное общение. Также он считает, что северные славянские племена, находящиеся в тесных торговых связях со странами Европы, вполне могли перенять от них руническое письмо. Однако, археологические раскопки не подтверждают факта наличия у славян подобного письма, поэтому сам Татищев оговаривается, что это всего лишь предположение.

Мнение В.Н. Татищева поддерживает историк А.Н. Сахаров, говоря о том, что существование письменности на Руси в докиевский период не вызывает сомнений. При этом А.Н. Сахаров не дает каких-либо комментариев по поводу характера письменности. Он приводит свидетельство арабского библиографа ан-Нидина о переписке русского князя, совершавшееся накануне христианской реформы. Этот факт академик А.Н. Сахаров не считает нормой для Древней Руси дохристианского периода, поскольку, по его мнению, это единичное свидетельство, как и археологические находки с древними письменами славян являются единичными. "Однако, письмо, пришедшее на Русь от южных славян, не получило в дохристианской Руси сколько-нибудь широкого распространения, и нет никаких оснований говорить о появлении на Руси литературы до Владимира". Таким образом, вслед за В.Н. Татищевым А.Н. Сахаров считает, что письменность пришла на Русь с юга. Поскольку славяне как восточные, так и южные имели очень тесные контакты с греческим миром, вполне резонно предположить, что славяне могли пользоваться непосредственно греческим языком. Однако никаких пояснений по этому поводу мы не встречаем ни у В.Н. Татищева, ни у А.Н. Сахарова. В.Н. Татищев лишь утверждает, что славяне имели собственный язык, но какими буквами он изображался при написании, не поясняет. Важно отметить, что В.Н. Татищев свидетельствует о том, что славянские князья хорошо знали греческий и использовали его при письме. Этот факт подтверждает и известный историк С.М. Соловьев. При этом он говорит о том, что В.Н. Татищев писал свой труд на основе многих, не дошедших до нас источников, и сомневаться в подлинности свода летописей Татищева нет никаких оснований.

Возможное наличие у древних славян рунического письма косвенно подтверждает в своей работе А.В. Карташев. Он указывает: "Эта Русь конца VIII нач. IX вв. - подвижное месиво народов: славянского, норманнского и может быть частично скифско-иранского, или даже тюркского, бродила и была рассеяна по всем северным берегам Черноморья, уже издавна христианизированным Византией". Отсюда вполне вероятно, что славяне могли пользоваться руническим письмом, заимствовав его у народов Севера. Н.М. Карамзин также дает косвенные свидетельства того, что руническое письмо у древних славян существовало. "Балтийские славяне поклонялись Водану, или скандинавскому Одину, узнав об нем от германских народов, с которыми они жили в Дакии и которые были еще издревле их соседями".

Стоит обратить самое пристальное внимание на монографию отечественного дореволюционного исследователя Егора Классена. Он утверждает, что " у Славян была грамотность не только до общего введения между ними христианства, но и задолго до Рождества Христова, в том свидетельствуют акты, возводящие грамотность Славяно-Руссов от десятого века назад - до глубокой древности…". Е. Классен приводит многочисленные свидетельства, как западных, так и восточных писателей, путешественников и правителей, а также ссылается на тексты древнерусских договоров и различные западные хроники. Использование большого количества источников позволило Е. Классену сделать удивительные выводы. Прежде всего, он считает, что славяне имели письменность гораздо раньше, чем греки и римляне. Во-вторых, он убедительно доказывает, что процесс распространения грамотности шел не с Запада на Восток, а с Востока на Зпапад, т.е. от древних славянских народов к грекам, а оттуда дальше к римлянам и в Европу. В-третьих, Е. Классен считает, что происхождение рунического письма исключительно из Скандинавии ошибочно. По его мнению, славяне имели собственное руническое письмо, которое было распространено повсеместно.

О повсеместном распространении рунического письма нам говорят археологические находки по всей территории европейской части России. Однако, сравнение скандинавских и славянских рун свидетельствует нам об их полной идентичности. Поэтому утверждение о существовании собственно славянских рун представляется нам не вполне правдоподобным. Говорить о заимствовании рунического письма скандинавами и германцами у древних славян нет никаких оснований. Отсюда мы можем предположить, что заимствование было все-таки со стороны славян в силу тесных торговых связей.

Мнение о древности славянской письменности поддерживает и известный русский историк Дмитрий Иванович Иловайский. Изучая проблему славянского происхождения болгар, он приходит к выводу о существовании славянской письменности уже в VII-VIII вв. При этом он оговаривается, что славянская письменность имеет более древние корни. Расцвет же данной письменности Д. Иловайский связывает с периодом IX-X вв. и считает, что именно славянская письменность стала основой для всего последующего славяно-христианского образования. Таким образом, официальное принятие христианства дает новый мощный толчок для развития письменности и образования, хотя напрямую Д. Иловайский об этом не пишет.

Современный исследователь Сергей Бердышев доказывает эту версию на основе археологических находок, сделанных на территории Центральной и Южной России в 40-50-е гг. ХХ века. Рунические письмена были обнаружены на глиняных кувшинах в местах поселений представителей так называемой Черняховской культуры, имевшей довольно большой ареал расселения и датированных III-IV вв., а отчасти началом V века. "Таким образом, - указывает С.Н. Бердышев, - черняховскую культуру можно считать межплеменной: помимо славян, к ее созданию причастны германцы и сарматы". Данные находки важны для нас тем, что славяне пользовались письменностью задолго до крещения Руси. Но, видимо, руническое письмо использовалось в случае крайней необходимости и очень узкими кругами населения. В пользу этого вывода свидетельствует факт малочисленности находок с руническими письменами, несмотря на довольно большую территорию (от северо-западной Европы до южной Руси) распространения черняховской культуры. Кроме того этот факт свидетельствует и еще о том, что в указанный С. Бердышевым хронологический период славяне не имели собственной письменности, и говорить о повальном распространении грамотности среди основной массы славянского населения мы тоже не можем.

Таким образом, становится понятным, что высшие круги славянского общества имели греческое письмо и активно им пользовались. Часть торговых и ремесленных кругов при необходимости могла пользоваться руническим письмом при совершении крупных сделок. Что же касается основной массы населения, то вполне резонно предположить, что некий "народный" славянский язык существовал, как и примитивная славянская письменность в виде черточек и ямочек, выдавливаемых на глине или бересте. Многие народы, находящиеся на стадии первобытного строя, имели примитивную письменность, о чем говорят многочисленные археологические находки по всему миру.

Современный исследователь С. Жук подтверждает эти догадки в работе "Киевская Русь", говоря о том, что "у славян уже существовала простейшая письменность. На деревянных дощечках они процарапывали или вырезали черточки, углубления, с помощью которых хранили или передавали нужную информацию, то есть умели читать и писать". Несколько позднее славяне переходят на азбуку, созданную Кириллом, которая "была гораздо проще, понятнее и гораздо удобнее в использовании. Она насчитывала 43 буквы и включала цифры". Очень интересные свидетельства древней славянской письменности мы встречаем в работе современного исследователя Александра Асова "Священные прародины славян". Автор излагает сказания о двух корнях славян: северном, гиперборейском, и южном, атлантическом. Но для нас важно то, что А. Асов приводит отрывки из древнейших памятников славянской не просто письменности, а литературы, существовавшей в III-IV вв. н.э. Это отрывки из "Книги коляды", "Велесовой книги" и других. "Ярилину книгу"- летопись руссов, датируемую тем же временем, он приводит полностью. Но что еще более важно, в работе А. Асова есть фотография первой страницы "Ярилиной книги", где мы четко видим греческие буквы. Так что же получается? Понятно, что такие произведения, как "Велесова книга", "Книга коляды", "Ярилина книга" могли написать только славянские волхвы. Сами названия книг говорят об этом. Книги написаны греческими буквами, т.е. на греческом языке. Это означает, что высшие круги древнего славянского общества, к которым относились и волхвы, были не просто грамотными, а хорошо образованными. Они знали греческий язык, умели на нем читать и писать. И, что не менее удивительно, им была доступна бумага, поскольку древнейшие книги славян написаны именно на бумаге. Низшие же слои пользовались простейшим письмом и использовали для него глиняные таблички или бересту, как наиболее доступный материал. Бумага была, очевидно, в большом дефиците и стоила очень дорого. Волхвы или славянские жрецы создавали нетленные книги, но не как литературные произведения, а как хранилища сакрального знания. Именно поэтому эти книги так тщательно скрывались и были доступны лишь очень узкому кругу лиц. Их создавали и читали только посвященные в тайные знания. Именно поэтому говорить о существовании древнеславянской литературы в дохристианский период мы вряд ли можем. Однако остается вопрос: где и как учили грамоте древние славяне. С. Жук, как и другие исследователи, об этом не пишет. В работе есть упоминания об учениках Кирилла и Мефодия, но что это были за люди и кого они учили, не говорится. Тем не менее у той же С. Жук мы встречаем следующее свидетельство: "Русский крестьянин с женой до сих пор изготавливают все нужное для своего обихода…". Из чего следует простой вывод, что обучение происходило в домашних условиях в процессе хозяйственных работ. О наличие школьного обучения в докиевский период говорить явно не приходится.

Исследователь С. Егоров, создатель Хрестоматии по истории педагогики в России, развивая точку зрения о славянской письменности в дохристианский период, приводит надписи на стене киевского Софийского собора, обнаруженные в ходе археологических раскопок С.А. Высоцким, а также глиняные сосуды, обнаруженные в 1949 г. археологом Д. Авдусиным возле Смоленска, многочисленные берестяные грамоты, датированные 953-972 гг., и договоры Олега с Византией 907 и 911 гг. На основании этого С. Егоров делает вывод о том, что русское население было поголовно грамотным задолго до Владимира, причем грамотными были все слои городского населения. При этом исследователь приводит сосуд, обнаруженный археологом Д.А. Авдусиным в 1949 году, на котором имеется надпись на славянском языке, датированная серединой Х века. Данный факт лишь подтверждает, на наш взгляд, версию А.В. Карташева о том, что грамотность на Руси начала распространятся со времени создания славянской азбуки, т.е. задолго до официального принятия христианства. Точку зрения С. Егорова подтверждает и современный историк О.А. Кудинов в своем курсе лекций по истории России. Он опирается на те же свидетельства наличия письменности у славян в IX веке, на которые ссылается и С. Егоров. Однако не считает, что грамотность была широко распространена. По его мнению, именно христианство дало мощный толчок быстрому и широкому развитию письменной культуры. Что же касается крестьянства, то об этом сословии нет никаких упоминаний ни у одного из авторов. Интересно, что С. Егоров не говорит о грамотности как о каком-то уникальном явлении. Это понятие вплетается им в понятие "славянская педагогика" и является ее неотъемлемой частью. Ни у одного из исследователей мы не встречаем никаких свидетельств об учителях, школах, где бы обучали грамоте и занимались воспитанием подрастающих поколений в докиевский период. Тогда возникает вопрос: каким же образом распространялась грамотность на Руси и где ей обучали? На этот вопрос С. Егоров дает очень смутный ответ: "К сожалению, от древнейших времен до нас дошло мало прямых свидетельств об укладе жизни и быта наших предков, а тем более о методах обучения детей. Но современная археология, история, языкознание, лингвистика, этимология располагают достаточным материалом, для того чтобы представить в общих чертах процесс передачи жизненного и социального опыта, знаний, умений и навыков от старшего поколения младшему". Таким образом, мы вновь убеждаемся в том, что обучение грамоте происходило не в школах и не на дому у каких-либо учителей, а в семье, в процессе хозяйственных работ. Такая педагогическая система, судя по всему, существовала в крестьянских семьях. Что же касается высших кругов общества, а также городских семей, то в роли первых учителей выступали близкие родственники, чаще всего дядьки, на воспитание которым отдавали мальчиков в определенном возрасте. Девочки же оставались при матерях и постигали мастерство ведения домашнего хозяйства и искусство отношений с мужчинами. О существовании такой системы воспитания и обучения говорят многие исследователи. Так в "Повести временных лет" мы встречаем упоминание о том, что самого князя Владимира воспитывал его дядька Добрыня. Эту же систему воспитания описывает и С.Н. Бердышев в указанной работе, А. Асов и другие авторы.

Итак, теперь мы можем с полной уверенностью утверждать, что письменность у славян существовала задолго до принятия христианства. Население Древней Руси в докиевский период было поголовно грамотным, но это касается именно городских слоев населения. Князья и высший свет боярства пользовались греческим письмом, т.к. владели греческим языком в совершенстве. Высшие слои общества были не просто грамотными, а хорошо образованными. В обиходе они пользовались славянским языком, но для письма им служил греческий язык, хорошо им известный в силу теснейших контактов Руси с Византией. Из Византии же поставлялись на Русь книги, которые читались князьями и их ближайшим окружением без перевода, т.е. в оригинале. Греческим письмом пользовались и волхвы для создания сакральных книг. Славянские волхвы, как представители высшего класса, также великолепно владели греческим языком и пользовались им для чтения и написания книг. Но говорить о древнеславянской литературе мы не можем, поскольку книги, создаваемые волхвами, являлись хранилищем тайного знания и были доступны очень узкому кругу лиц. Что же касается школ и учителей на Руси в дохристианский период, то мы однозначно можем утверждать, что таковых в указанный период у славян не существовало.

Письменность на Руси существовала еще до принятия христианства (так например, текст договора Олега с греками в 911 г. был написан на русском и греческом языках). К моменту принятия христианства сложился алфавит.

В 1949 г. советский археолог Д.В. Авдусин во время раскопок под Смоленском нашел глиняный сосуд, относящийся к началу X в., на котором было написано "горушна" (пряность). Это означало, что уже в это время в восточнославянской среде бытовало письмо, существовал алфавит. Принятие христианства способствовало распространению грамотности, развитию письменности, просвещения. Об этом же говорит и свидетельство византийского дипломата и славянского просветителя Кирилла. Во время отбывания в Херсонесе в 60-е годы IX в. он познакомился с Евангелием, написанным славянскими буквами. В дальнейшем Кирилл и его брат Мефодий стали основоположниками славянской азбуки, которая, видимо, в какой-то части основывалась на принципах славянского письма, существовавшего у восточных, южных и западных славян задолго до их христианизации.

История создания славянской азбуки такова: византийские монахи Кирилл и Мефодий распространяли христианство среди славянских народов юго-восточной Европы. Греческие богословские книги необходимо было перевести на славянские языки, но азбуки, соответствующей особенностям звучания славянских языков, не существовало. Ее то и задумали создать братья, благо образованность и талант Кирилла делали эту задачу выполнимой.

Талантливый лингвист, Кирилл взял за основу греческий алфавит, состоящий из 24 букв, дополнил его характерными для славянских языков шипящими (ж, щ, ш, ч) и несколькими другими буквами, Некоторые из них сохранились в современном алфавите - б, ь, ъ, ы, другие давно вышли из употребления - ять, юс, ижица, фита.

Итак, славянский алфавит первоначально состоял из 43 букв, близких по написанию греческим. Каждая из них имела свое название: А - "аз", Б - "буки" (их сочетание образовало слово "азбука"), В - "веди", Г - "глаголь", Д - "добро" и так далее. Буквы на письме обозначали не только звуки, но и цифры. "А" - цифру 1, "В" - 2, "Р" - 100. На Руси только в XVIII в. арабские цифры вытеснили "буквенные". В честь своего создателя новая азбука получила название "кириллица".

Христианизация Руси дала мощный толчок дальнейшему развитию письменности, грамотности. На Русь со времени Владимира стали приезжать церковные грамотеи, переводчики из Византии, Болгарии, Сербии. Появились, особенно в период правления Ярослава Мудрого и его сыновей, многочисленные переводы греческих и болгарских книг как церковного, так и светского содержания. Переводятся, в частности, византийские исторические сочинения, жизнеописания христианских святых. Эти переводы становились достоянием грамотных людей; их с удовольствием читали в княжеской, боярской, купеческой среде, в монастырях, церквах, где зародилось русское летописание. В XI в. получают распространение такие популярные переводные сочинения, как "Александрия", содержащее легенды и предания о жизни и подвигах Александра Македонского, "Девгениево деяние", являющееся переводом византийской эпической поэмы о подвигах воина Дигениса.

Таким образом, грамотный русский человек XI в. знал многое из того, чем располагала письменность и книжная культура Восточной Европы, Византии. Кадры первых русских грамотеев, переписчиков, переводчиков формировались в школах, которые были открыты при церквах со времени Владимира I и Ярослава Мудрого, а позднее при монастырях. Есть немало свидетельств о широком развитии грамотности на Руси в ХI-ХII вв. Однако она была распространена в основном лишь в городской среде, особенно в кругу богатых горожан, княжеско-боярской верхушки, купечества, зажиточных ремесленников. В сельской местности, в дальних, глухих местах население было почти сплошь неграмотным.

При Ярославе Мудром была открыта школа в Киеве, где обучалось более 300 детей. Получила образование его дочь - Анна - одна из первых грамотных женщин, ставшая королевой Франции. О сыне Ярослава Мудрого -- Всеволоде -- летописец с уважением говорит, что он “седя дома изумеяше пять язык”.

О широком развитии письменности свидетельствуют надписи на ремесленных изделиях: женщины подписывали прялица, гончары - глиняные сосуды, сапожник на колодках вырезал имена своих заказчиков.

В 1951 г. археологами впервые были обнаружены в Новгороде берестяные грамоты. Найдено более 500 грамот в Новгороде, Смоленске, Москве, Полоцке, Пскове и других городах. Среди грамот есть хозяйственные документы, письма, завещания.

Современный русский язык основан на старославянском, который, в свою очередь, раньше использовался как для письменности, так и для речи. До наших дней сохранилось множество свитков и росписей.

Культура Древней Руси: письменность

Множество ученых утверждают, что до девятого века не было никакой письменности и в помине. Это значит, что во времена Киевской Руси письменности не существовало как таковой.

Однако данное предположение является ошибочным, ведь если взглянуть на историю других развитых стран и государств, можно увидеть, что у каждого сильного государства существовала своя письменность. Поскольку также входила в ряд довольно-таки сильных стран, то и письменность так же была для Руси необходима.

Другой группой ученых-исследователей было доказано, что письменность была, и такой вывод был подкреплен рядом исторических документов и фактов: Храбр писал сказания «О письменах». Также «в Житиях Мефодия и Константина» упоминается о наличии у восточных славян письменности. В качестве доказательства еще приводят записи Ибн Фадлана.

Так когда появилась письменность на Руси? Ответ на этот вопрос до сих пор является спорным. Но основным аргументом для общества, подтверждающим возникновение письменности на Руси, являются договоры между Русью и Византией, которые были написаны в 911 и 945 годах.

Кирилл и Мефодий: огромный вклад в славянскую письменность

Вклад славянских просветителей неоценим. Именно с началом их работы, у появился свой алфавит, который был гораздо проще по своему произношению и написанию, чем прежний вариант языка.

Известно, что просветители со своими учениками не проповедовали у восточнославянских народов, однако исследователи говорят о том, что, возможно, Мефодий и Кирилл ставили перед собой такую цель. Приобщение к своим взглядам позволило бы не только расширить круг своих интересов, но и упростило бы внедрение в восточнославянскую культуру упрощенного языка.

В десятом веке книги и жития великих просветителей попали на территорию Руси, где стали пользоваться настоящим успехом. Именно этому моменту исследователи приписывают возникновение письменности на Руси, славянской азбуки.

Русь с момента появления своей языковой азбуки

Несмотря на все эти факты, некоторые исследователи пытаются доказать то, что азбука просветителей появилась еще во времена Киевской Руси, то есть еще до крещения, когда Русь была языческой землей. Несмотря на то, что большая часть исторических документов написана кириллицей, есть бумаги, которые содержат в себе информацию, написанную глаголицей. Исследователи говорят о том, что, вероятно, глаголица так же использовалась в Древней Руси именно в период девятого-десятого веков - до принятия Русью христианства.

Совсем недавно это предположение было доказано. Учеными-исследователями был найден документ, который содержал в себе записи некого попа Упиря. В свою очередь, Упирь писал о том, что в 1044 году на Руси использовалась глаголица, однако славянский народ воспринимал ее как труд просветителя Кирилла и стал называть «кириллицей».

Трудно сказать, насколько сильно отличалась в то время культура Древней Руси. Возникновение письменности на Руси, как принято считать, началось именно с момента широкого распространения книг просветителей, несмотря на факты, говорящие о том, что письменность была важным элементом для языческой Руси.

Быстрое развитие славянской письменности: крещение языческой земли

Быстрый темп развития письменности восточнославянских народов начался после крещения Руси, когда появилась письменность на Руси. В 988 году, когда князь Владимир принял христианство на Руси, детей, которые считались социальной элитой, стали обучать по буквенным книгам. Именно в это же время появляются церковные книги в письменном виде, надписи на цилиндровых замках, также присутствовали письменные выражения, которые кузнецы выбивали по заказу, на мечах. На княжеских печатях появляются тексты.

Также, важно отметить, что существуют легенды о монетах с надписями, которые использовали князья Владимир, Святополк и Ярослав.

А 1030 года широкое использование приобретают берестяные грамоты.

Первые письменные записи: берестяные грамоты и книги

Первыми письменными записями стали записи на берестяных грамотах. Подобная грамота представляет собой письменную запись на небольшом фрагменте березовой коры.

Уникальность их в том, что на сегодняшний день они отлично сохранились. Для исследователей такая находка имеет очень большое значение: кроме того, что благодаря этим грамотам можно узнать особенности славянского языка, письмена на березовой коре способны рассказать о важных событиях, которые происходили в период одиннадцатого-пятнадцатого веков. Подобные записи стали важным элементом для изучения истории Древней Руси.

Кроме славянской культуры, берестяные грамоты использовались и среди культур других стран.

На данный момент в архивах множество берестяных документов, авторами которых являются старообрядцы. Кроме этого, с появлением берестовой «бумаги», люди научили расслаивать березовую кору. Это открытие было толчком для написания книг на Славянская письменность на Руси стала все больше развиваться.

Находка для исследователей и историков

Первые письмена, сделанные на берестовой бумаге, которые были найдены в России, находились в городе Великий Новгород. Все, кто изучал историю, знают, что этот город имел немаловажное значение для развития Руси.

Новый этап в развитии письменности: перевод как главное достижение

Огромное влияние на письменность на Руси оказали южные славяне.

При князе Владимире на Руси стали переводить книги и документы с южнославянского языка. А при князе Ярославе Мудром стал развиваться литературный язык, благодаря которому появился такой литературный жанр, как церковная литература.

Огромное значение для древнерусского языка имело умение переводить тексты с иностранных языков. Первыми переводами (книг), которые приходили с западноевропейской стороны, стали переводы с греческого. Именно греческий язык во многом изменил культуру русского языка. Многие заимствованные слова все больше и больше использовались в литературных произведениях, даже в тех же церковных писаниях.

Именно на этом этапе стала меняться культура Руси, письменность которой все больше усложнялась.

Реформы Петра Великого: на пути к простому языку

С приходом Петра I, который реформировал все структуры русского народа, даже в культуру языка были внесены существенные поправки. Появление письменности на Руси в древности сразу усложнило и без того сложный В 1708 году Петр Великий ввел так называемый «гражданский шрифт». Уже в 1710 году Петр Первый лично пересмотрел каждую букву русского языка, после чего была создана новая азбука. Азбука отличалась своей упрощенностью и удобством в использовании. Российский правитель хотел упростить русский язык. Многие буквы были просто исключены из алфавита, за счет чего упростилась не только разговорная речь, но и письменная.

Существенные изменения в 18 веке: введение новых символов

Главным изменением в этот период стало введение такой буквы, как «и краткое». Данная буква была введена в 1735 году. Уже в 1797 Карамзин использовал новый знак для обозначения звука «йо».

Уже к концу 18 века буква «ять» потеряла свое значение, потому как ее звучание совпало со звучанием «э». Именно в это время букву «ять» перестали использовать. Вскоре она так же перестала быть частью русского алфавита.

Последний этап развития русского языка: небольшие изменения

Заключительной реформой, которая изменила письменность на Руси, стала реформа 1917 года, которая продолжалась вплоть до 1918. Она подразумевала исключение всех букв, звучание которых было либо слишком похожим, либо и вовсе повторялось. Именно благодаря этой реформе на сегодняшний день твердый знак (Ъ) является разделительным, а мягкий (Ь) стал разделительным при обозначении мягкого согласного звука.

Важно отметить, что данная реформа вызвала огромное недовольство со стороны многих выдающихся литературных деятелей. Например, Иван Бунин сильно критиковал данное изменение в родном языке.

























































Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Дать представление о распространении грамотности и образования в Киевской Руси.

  • Образовательные : довести до понимания учащихся, что понятие "культура" связано с деятельностью людей в материальной и духовной областях; отметить, что изобретение славянской азбуки было необходимым условием распространения грамотности на Руси; показать, что сделано Ярославом Мудрым для распространения грамотности.
  • Коррекционно-развивающие: продолжать работу над формированием умений давать полные ответы на постановленные вопросы, навыков работы с тетрадью по истории; учить слушать отрывки из художественной литературы.
  • Воспитательные : вызвать чувство уважения к людям труда; развивать у учащихся чувства любви к родному языку и культуре.

Основные знания

  • Кирилл и Мефодий - создатели славянской письменности;
  • славянская азбука, книжное дело, школы, рукописные книги.

Основные термины и понятия

  • Переписчики, устав, Библия, библиотека, пергамен, писало.

Оборудование и материалы

  • Презентация, карточки, словарные слова, предметное письмо (мешочек с землёй, стрела, след из кожи), кора берёзы, карточки с буквами, Библия.

Тип урока

  • Сообщение новых знаний

Ход урока

I. Организационный момент

1. Мативационное начало урока

Ребята, сегодня у нас необычный урок. Сегодня мы с вами переместимся в давние времена и попутешествуем по лабиринтам истории. Мы узнаем, из каких источников современные люди могут узнать о событиях, которые произошли в истории Руси давным-давно.

(Слайд 1) Откроем дверь в прошлое

  • В этом учебном году мы начали изучать новую для вас науку, что это за наука? (Слайд 2)

(История)

  • Давайте вспомним, что изучает история?

(История - наука, которая изучает прошлое.)

  • Историю, какого государства мы изучаем?

(Историю России)

  • Почему следует изучать и знать историю своего государства?

(Ответы детей)

  • А как ученые - историки узнают о событиях, которые произошли давным-давно?

( Им помогают различные документы, вещи, сохранившиеся до наших дней)

  • Какая наука помогает нам раскрывать тайны земли? (Слайд 3)

(Археология)

Именно археологи находят то, что скрывает от нас наша земля. Это различные вещи, документы, сохранившиеся до наших дней, и помогают нам больше узнать о давно минувших событиях. Огромную роль в изучении истории играют различные документы. Но документы появились не сразу.

  • Как же люди передавали друг другу сообщения, пока не возникла письменность?

(Слайд 4)

(Ответы детей)

II. Актуализация опорных знаний, сообщение темы и целей урока.

Откроем следующую дверь в прошлое славян (Слайд 5)

1. Введение в тему

Тему нашего урока мы определим после анализа двух ситуаций.

Ситуация первая:

Из уст в уста передавали в древности состав сборов трав, из которых готовили целебные отвары. Но бывало, что лекарственный отвар мог стать ядом и принести не выздоровление, а смерть больному.

  • Догадайтесь, почему могли происходить такие случаи.
  • Придумайте способ, с помощью которого можно было бы избежать такой ситуации.

(Записать состав сбора.)

Теперь ознакомимся со второй ситуацией. (Слайд 6)

Однажды молодой князь получил от своего отца через иностранного купца предметное письмо : стрелу, мешочек с землей и след, вырезанный из кожи.

Сын понял послание отца так: "Вскоре надо ждать отца в гости, так как след его уже простыл на родной земле, и он стрелой мчится ко мне".

Долго ждал сын отца, а отец, тем временем, ждал сына. Ведь своим посланием старый князь просил о помощи: "Выручай, враги топчут нашу родную землю, а их стрел так много, что они затмили собою солнце". Показ предметов

  • Как вы считаете, удобным ли, совершенным ли, было предметное письмо ?
    • Почему? Объясните свой ответ.

    2. Сообщение темы и целей урока

    Сегодня на уроке мы продолжим изучать историю Древней Руси и познакомимся с распространением грамотности и образования в Киевской Руси, узнаем, что было сделано Ярославом Мудрым для просвещения русского народа.

    Тема нашего урока Образование и грамотность на Руси. (Слайд 7)

    (Записывают число и тему урока в тетрадь)

    III. Изучение нового материала

    (Слайд 8) Мы подошли с вами к следующей двери, которая встретилась нам в лабиринте истории.

    3. Объяснительная беседа.

    Точной даты возникновения славянской письменности мы не знаем. Но есть основания полагать, что в IX веке она существовала, т.е. она зародилась ещё до принятия христианства на Руси.

  • В каком году христианство проникло на Русь? Определите век.
  • (988 году, X век)

    • При каком князе началось крещение Руси?

    (При князе Владимире Святом)

    • Кто научил славян грамоте? (Слайд 9)

    (Кирилл и Мефодий)

    В 60-е г.г. IX века два брата из византийского города Салоники - Кирилл и Мефодий создали славянскую азбуку, в основе которой лежала греческая азбука. У славян существовала легенда о создании славянского алфавита в V веке христианским проповедником Иеронимом, об этом свидетельствует глиняный сосуд, обнаруженный археологами под Смоленском.

    (Слайд 10) На нём написано ГОРУШНА, т.е. сосуд для пряностей.

    (Слайд 11) Сохранились сведения и о том, что буквы на Руси в глубокой древности вырезали на деревянных дощечках и называли их РЕЗАМИ .

    Письменность созданная Кириллом и Мефодием во второй половине IXв., на Русь проникла в X веке.

    (Слайд 12) Существует два варианта славянской азбуки: кириллица и глаголица. Давайте познакомимся с некоторыми буквами одной из них.

    (Слайд 13) Карточка с записями

    (Слайд 14) Данные таблички располагаются следующим образом

    Так, например, на письме обозначалось звучащее слово [баба].

    • Найдите в этом слове букву а и покажите ее. (Показывают нужную карточку)

    Сейчас название этой буквы "а", а в IX веке её называли "аз".

    • Найдите в этом слове букву б и покажите ее.

    Сейчас название этой буквы "бэ", а в IX веке ее называли "буки"

    • Расположите названные буквы в алфавитном порядке и назовите их.

    (аз, буки) (Слайд 15)

  • Объясните, почему алфавит в Древней Руси называли азбукой?
  • (По названию первых букв.)

    Эта азбука называлась глаголица - слово глагол переводится как слово, речь.

    4. Задание на слайде

    (Слайд 16) Вставьте в предложение пропущенное слово, предварительно проанализировав информацию, данную в скобках.

    С помощью глаголицы можно было... устную речь. (Для записи речи были нужны специальные значки-буквы.) (С помощью глаголицы можно было записать устную речь.)

    В настоящее время мы с вами пользуемся другим вариантом славянской азбуки. Его называют кириллицей. Он вам знаком (Слайд 17)

  • Кем была создана славянская азбука?
  • (Кириллом и Мефодием)

    Вывод: Создание азбуки Кириллом и Мефодием является важнейшим историческим событием, создавшим благоприятные условия для развития культуры народа.

    5. Работа в тетрадях (Слайд 18)

    Кирилл и Мефодий - создатели славянской письменности.

    (Записывают в тетрадь)

    До принятия христианства умеющих писать и читать на Руси было мало, но с 988г. грамотность начала распространяться: грамотными были духовенство, выучились писать князья, многие бояре и горожане.

    (Слайд 19) В XI веке Ярослав Мудрый повелел создать школы при храмах и монастырях. В школах священники учили детей и взрослых.

    (Слайд 20) Учили писать, считать и читать. При Ярославе Мудром многие жители страны стали грамотными. Научившись писать, люди стали записывать договора и важные документы, писать друг другу письма, записки, вести деловые бумаги. (Слайд 21)

    (Слайд 22) До наших дней сохранились изделия гончаров, на которых они ставили свою подпись.

    (Слайд 23) Часто на стенах храмов горожане оставляли надписи, которые также сохранились до наших дней.

    • Вам, наверное, будет интересно знать, на чём и чем писали в Древней Руси?

    Для этого мы откроем следующую дверь (Слайд 24)

    (Показ бересты) В древности на Руси самым дешёвым и распространенным материалом для письма была береста. Её снимали со ствола ровной полосой, варили в солёной воде и клали под пресс. На влажной внутренней стороне коры писалом (острой костяной или металлической палочкой) выцарапывались тексты. (Слайд 25)

    Словарная работа: писало

    Писала находят во многих городах нашей страны, хотя берестяные свитки встречаются редко. Ведь береста - очень непрочный материал. Свитки получили название берестяных грамот. (Слайд 26)

    До нашего времени дошло более 500 берестяных грамот, но, конечно, их было гораздо больше. Содержание их разнообразно - это записи о хозяйственных делах, письма членов семей друг к другу и даже детские каракули и рисунки.

    Известны берестяные грамоты мальчика Онфима. (Слайд 27) На них мальчик обучался грамоте, а когда уставал забавлялся рисованием. На грамоте - сам Онфим верхом на коне и с мечом в правой руке поражает копьём врага. Однако все берестяные грамоты очень интересны для учёных. Они донесли до нас разговорный язык древних славян, как бы перенесли нас в прошлое. (Слайд 28)

    Большинство сохранившихся до нашего времени древних книг написано на пергаменте, который делали из телячьей кожи. Для изготовления пергамента кожу подвергали тщательной обработке: вымачивали, втирали мел, чтобы он впитывал жир, выглаживали пемзой, сушили. (Слайд 29)

    (Слайд 30) Пергамент был очень дорогим материалом на книгу, требовалось целое стадо.Из-за дороговизны пергамента нередко написанный когда-то текст выскабливали или смывали, а затем записывали новый. На пергаменте писали пером.

    Словарная работа: пергамент

    • На чём и чем писали в Древней Руси?

    (Ответы детей)

    6. Работа по карточке (Слайд 31)

    На Руси писали на: и:, используя для этого: и: .

    (Слайд 32) Переписывать и переводить книги на Руси стали при Владимире Святом продолжил это дело его сын Ярослав Мудрый

    (Слайд 33) В построенном по его воле Софийском соборе в Киеве в 1037 г.

    (Слайд 34)Завели мастерскую по созданию книг и книгохранилище при ней.

    Там стали трудится монахи - переписчики, которые не только переводили книги с греческого языка на славянский, но и переписывали их.

    7. Звучит монолог Пимена из оперы М.П. Мусоргского "Борис Годунов".

    Закройте глаза и представьте себе монастырскую узкую келью. В четырех глухих стенах сидит монах. Перед ним свеча. (Слайд 35)

  • Послушайте запись и определите, чем он занят в этот момент?
  • (Пишет книгу.)

    • Как вы это определили?

    (Слышится скрип пера.)

    Действительно, в записи слышится скрип пера по пергаментной бумаге.

    (Слайд 36) Переписчики разлиновывали лист пергамента специальным приспособлением, чтобы получилась ровная строчка. Почерк у писцов был крупный, чёткий, такой почерк именуется уставом . Каждая буква стояла отдельно одна от другой, текст писался сплошной строкой, разделения его на слова и фразы ещё не было. Первую букву на каждой странице обязательно украшали узорами и писали красной краской. (Слайд 37)

    Чернила изготовлялись из чернильных орешков, вишнёвого клея и других веществ. Писали монахи - переписчики в основном гусиными перьями, подвергая их особой обработке: втыкали на короткое время в песок или золу, а затем соскабливали ненужное и остро затачивали.

    (Слайд 38) А до чего же красиво выглядела готовая книга! Страницы её украшены миниатюрами, переплёт у неё - из тонких деревянных досок, обтянутых кожей, застёжки у переплёта золотые, а на уголках - металлические наугольники, чтобы кожа не стиралась. Неудивительно, что на книгу наши предки смотрели как на сокровище.

    До наших дней дошло всего 493 книги 11-13 веков.

    8. Работа с учебником

    Прочитайте первый абзац на стр.163 и ответьте на вопрос

    • Какие книги переписывали переписчики? (Слайд 39)

    (Библию, церковные книги)

    Библия - главная книга всех христиан. (Показ Библии, книга)

    • Какие книги считались рукописными?

    (Книги, которые переписывали от руки)

    • Кто переписывал книги?

    (Монахи - переписчики)

    • Почему рукописные книги считаются величайшей ценностью?

    (Ответы детей)

    Словарная работа: переписчик, устав, Библия

    (Слайд 40) В старые времена часто описывали жизнь известных людей. Эти записи получили названия Жития. До наших дней дошли Жития многих святых людей, воинов, князей: Изборник Святослава, Остромирово Евангелие, Житие Фёдора Печёрского, Мстиславово Евангелие.

    Библиотека Ярослава Мудрого стала первой русской библиотекой. Книги из неё хранились при главном храме Киева - Софийском соборе и ими могли пользоваться все жители

    Словарное слово: библиотека

    • Где хранились книги?

    (В библиотеке Софийского собора)

    (Слайд 43, 44) Для укрепления православной веры и распространения просвещения на Руси Ярослав Мудрый стал строить новые храмы и монастыри. Приглашал художников и строителей из Византии. Они обучали русских мастеров строить храмы, писать иконы, фрески.

    9. Работа с учебником

    Прочитайте на стр.163 последний абзац

    • Что сделал Ярослав Мудрый для просвещения людей?

    (Открыл школы, создавал книги, строил храмы, монастыри)

    IV. Закрепление

    Откроем последнюю дверь далёкого прошлого. (Слайд 45)

    1. Фронтальная беседа

    • Какие события ускорили создание славянской письменности?

    (Возникновение христианства на Руси)

    • Как звали первоучителей славян? (Слайд 46)

    (Кирилл и Мефодий)

    И будет славить Русь родная
    Святых апостолов славян,
    И, сладким звуком их имён
    Свои молитвы оглашая,
    Из века в век, из рода в род
    Она их память соблюдает! Д. С. Лихачёв

    • Какую роль сыграл для развития грамотности и образования на Руси Ярослав Мудрый?

    (Слайд 47)

    (При Ярославе Мудром распространилась грамотность и христианское просвещение на Руси)

    2. Игра "Третий лишний" (Слайд 48)

    • Кирилл - Мефодий - Владимир.
    • Переписчик - писец - художник.
    • Береста - бумага - пергамент.
    • Кириллица - глаголица - иероглифика.

    3. Работа по карточкам

    Соедините понятия с их определениями

    4. Задание (Слайд 49)

    Что получится, если: "взять немного дубовой коры, да ольховой, да ясеневой, сварить их в воде:, а потом кинуть кусок железа, подлить поварёшку щей покислей да кружку кваса медового" (Чернила)

    5. Таинственная грамота (Слайд 50)

    В этой таинственной грамоте в словах рассыпались и перепутались все буквы.

    ГАНК И, КУБ ВА, НУ ЧЕКИ, БУА КЗА, ОЛСАП И (Книга, буква, ученики, азбука, писало)

    (Подчёркнутая буква начало слова)

    • С какой темой мы сегодня познакомились на уроке?

    (Образование и грамотность на Руси)

    • Что нового вы узнали сегодня на уроке?

    (Ответы детей)

    VI. Выставление оценок

    (Слайд 51) Мы успешно прошли по лабиринтам истории, открыли все двери и нашли ларец знаний.

    Список литературы.

    1. Герасимова В.А. Классные часы и беседы о российской истории:7-11 класс.- М.:ТЦ Сфера, 2004.- 64с.

    2. Соловьёва Т.А., Рогалёва Е.И. Исторические темы курса "Окружающий мир": Деятельностный развивающий подход. 4 класс.- М.: ВАКО, 2006.-320 с.- (Мастерская учителя).

    3. Пузанов Б,П, Бородина О.И., Сековец Л.С., Редькина Н.М. История России: Учеб. Для 7 кл. специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида. - М Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2006. - 312 с.: ил.

    4. Пузанов Б,П, Бородина О.И., Сековец Л.С., Редькина Н.М. Уроки истории в 7 классе специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида: учеб. - метод. пособие / Пузанов Б,П, Бородина О.И., Сековец Л.С., Редькина Н.М. - М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2004. - 215 с. - (Коррекционная педагогика)

    КУЛЬТУРА КИЕВСКОЙ РУСИ

    Письменность и грамотность в Киевской Руси. Литература. Архитектура. Живопись. Устное народное творчество. Ремесло.

    В дореволюционной историографии бытовало мнение, что культуру на Русь принесло христианство, а до этого славяне прибывали во тьме и невежестве. Такого же мнения всегда придерживалась и русская православная церковь. Археологические и письменные данные, которыми сегодня располагают историки, убеждают нас, что это далеко не так. Безусловно, христианство оказало большое влияние на русскую культуру, но историческая справедливость требует признать. Что задолго до введенья православия Владимиром на Руси существовала своя богатея и самобытная культура.

    ПИСЬМЕННОСТЬ И ГРАМОТНОСТЬ В КИЕВСКОЙ РУСИ
    К моменту принятия христианства Руси уже существовала своя письменность, былинный эпос, религия, богатые традиции деревянного зодчества, скульптура, множество городов, высокого уровня развития достигли ремёсла. Однако, безусловно, христианство дало толчок развитию Русской культуры появились новые виды искусства, грамотность и образование сделали шаг вперёд.

    Грамотность, письменность и образование получили в Киевской Руси широкое распространение. Это подтверждается как письменными, так и археологическими источниками. Из письменных источников следует отметить житие Кирила, в котором он сообщает, что встретил в Херсонесе славянина с Евангелием на славянском языке, договоры заключённые Олегом с Византией написанные в двух хартиях (экземплярах) на русском и греческом языках и т.д. Из археологических находок следует отметить найденный археологами под Смоленском глиняный сосуд, относящийся к началу X в с надписью «горушна» те пряность, пряслица подписанные девушками, ремесленные изделия подписанные мастерами, и конечно знаменитые берестяные грамоты. Первая, из которых была найдена в 1951 г. Во время раскопок в Новгороде археологической экспедицией, под руководством известного археолога Янина. В наше время количество таких грамот исчисляется сотнями.

    Таким образом. Письменность и грамотность на Руси получили широкое распространение. Этому способствовал ряд благоприятных обстоятельств, к которым следует отнести и заботу о развитии просвещения киевских князей, - Владимира и его сына Ярослава Мудрого, открывших при монастырях первые школы, использовании родного славянского языка в качестве церковного и литературного, а также усложнение общественных отношений и социальной жизни.

    ЛИТЕРАТУРА
    Широкое распространение грамотности населения Киевской Руси, способствовало появлению, развитию, и подъёму яркой и самобытной древнерусской литературы. Насколько образованные люди Древнерусского государства понимали пользу, и значение чтения говорят слова летописца: « Велика ведь бывает польза от учения книжного, книгами наставляемы и поучаемы на путь покаяния, ибо от слов книжных обретаем мудрость и воздержание. Это ведь-реки наполняющие вселенную, это источники мудрости, в книгах ведь незримая глубина, ими мы в печали утешаемся; они узда воздержания».

    Большую популярность и широкое распространение на Руси получила переводная литература, религиозного, исторического, естественнонаучного содержания.
    Основными произведениями, по которым изучалась всемирная история, были:
    Хроника Георгия Амартола , посвящённая событиям всемирной истории от всемирного потопа до 842 г.

    Иудейская война Иосифа Флавия , в которой рассказывается о войне (66-73 гг. н.э.) иудеев с римлянами и о предшествующих ей событиях.

    Хроника Иоанна Малы , состоящая из восемнадцати книг и содержащая пересказы греческих мифов, библейской истории, основных событий древней истории.

    Александри я , повесть о жизни и походах Александра Македонского.

    Что касается религиозной литературы, в Киевской Руси хорошо знали сочинения античных богословов: Афонасия Александрийского, Василия Кесорийского, Георгия Богослова, Иоанна Златоуста.

    Из многочисленных произведений религиозного характера особой популярностью в Киевской Руси пользовались жития святых. Из них следует отметить:

    Житие св. Алексия , о богатом юноше, оставившем отчий дом, жену, богатство ради духовного служения Господу.
    Житие св. Георгия Победоносца , повествующее о жизни, подвигах и смерти римского Юноши Георгия прославившегося своей победой над змеем, и принявшим мученическую смерть за то, что выступал против гонений на христиан, организованных императором Диоклетианом.
    В то же время активно развивается и национальная литература. До нас дошли такие яркие и самобытные произведения древнерусской литературы как Слово о Законе и Благодати киевского митрополита Иллариона, Поучение Владимира Мономахам детям, Сказание о Борисе и Глебе, Моление Даниила Заточника, Житие Феодося Печёрского, Хождение игумена Даниила, Слово о полу Игореве, апокриф Хождение богородицы по мукам.

    Слово о законе и благодати , первое, дошедшее до нас национальное произведение Киевской Руси, произнесённое первым русским митрополитом Илларионом (1051-1054) . В своём Слове Илларион делает краткий обзор библейских событий, от которых постепенно переходит к крещению Руси Владимиром. Тем самым провозглашая политическое равенство Руси с другими христианскими державами.

    Поучение Владимира Мономаха , содержит рассказ Мономаха о своей жизни и наставление детям: жить в мире, уважать старших, не обижать слабых и т.п.

    Сказание о Борисе и Глебе рассказывает об усобице на Руси после смерти Ярослава Мудрого и убийстве Ярополком своих братьев Бориса и Глеба.

    Слово о полку Игореве повествует, о неудачном походе новгород-северского князя Игоря против половцев в 1185 г. Слово содержит призыв к единству Русской земли и осуждение княжеских междоусобиц.

    В апокрифе Хождение Богородицы по мукам, получившим на Руси широкое распространение, рассказывается о сошествии Богородицы в ад в сопровождении Архангела Михаила, показавшего ей муки грешников.

    В данной книге нет смысла перечислять все древнерусские произведения и пересказывать их содержание. В наши дни эти произведения широко известны и общедоступны. Они входят в золотой фонд русской литературы. А некоторые как Слово о полку Игореве имеют мировую известность и признание.

    АРХИТЕКТУРА
    Архитектура является важным показателем уровня развития культуры. До принятия христианства Русью, большинство архитектурных строений были деревянными. Но с принятием православия на Руси появляется каменное строительство. Из Византии Русь заимствовала крестово-купольный тип строительства храма. Основу крестово-купольного храма составлял квадрат, разделённый четырьмя или шестью столбами, которые создавали архитектурный крест, над которым возвышался купол.

    Одной из первых каменных построек на Руси стала Десятинная церковь возведённая Владимиром в честь крещения Руси. К сожалению это архитектурный памятник был разрушен во время монголо татарского нашествия. До наших дней от него дошёл только фундамент.

    Другим шедевром архитектуры Киевской Руси был знаменитый Софийский собор, построенный в Киеве сыном Владимира Ярославом Мудрым. Постройкой этого храма Ярослав стремился подчеркнуть религиозную независимость Руси от Византии. Софийский собор надолго стал главным храмом Киевской Руси.

    В XI в. свои Софийские соборы были построены в Новгороде и Полоцке. Из других архитектурных памятников следует отметить Спасо-Преображенский собор в Чернигове, церковь Покрова - на - Нерли построенную Юрием Долгоруким в честь святых мучеников Бориса и Глеба, а так же Успенский собор во Владимире, собор св. Георгия в Юрьеве. Большое количество храмов было построено и в других городах Киевской Руси. Из светских архитектурных строений следует упомянуть белокаменный дворец Андрея Боголюбского в Боголюбово, отстроенный им с необычайной пышностью.

    ЖИВОПИСЬ
    Живопись в Киевской Руси так же была на очень высоком уровне. Стены храмов украшались фресками, мозаикой, смальтой.

    Фреска - живопись водяными красками по сырой штукатурке. Как правило, фрески писались на религиозные темы. На них изображались Богородица, ангелы, святые, сцены страшного суда. Одной из немногих светских фресок дошедших до нас является изображение семьи Ярослава Мудрого в Киевской Софии, на которой изображён сам Ярослав, его дочери Анна, Елизавета, Ирина, и сыновья Владимир, Изяслав, Святослав, Всеволод и Вячеслав. Кроме Киевской Софии фресками были украшены храмы Ростова, Суздаля, Чернигова и других городов.

    Другим украшением храмов была мозаика. Киевской. Мозаика - узор или изображение, сложенное из кусочков смальты, керамики, мрамора, камня. Например, мозайчатое изображение молящейся Божьей матери есть в храме Киевской Софии.

    Мозаика выкладывалась из смальты - непрозрачного цветного стекла. Смальта имела огромное количество оттенков. В мозайчатой палитре Софийского собора присутствует 130 оттенков.

    Необходимым элементом украшения храмов были иконы. Первыми иконописцами на Руси были греческие мастера. В частности неизвестным греческим иконописцем была написана главная святыня Руси икона Владимирской богоматери. Но очень скоро на Руси стали появляться иконописцы, не уступающие в мастерстве греческим. История сохранила для нас имена русских иконописцев XI в Алимпия, Георгия, Олисия. До наших дней дошли иконы выполненные русскими мастерами: Ангел златые власы, Спас нерукотворный. Успение Богородицы и другие.

    УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО
    Очень богатым и разнообразным на Руси было устное народное творчество - фольклор: былины, сказки, сказания, песни, заговоры загадки пословицы и поговорки и т п. В устном народном творчестве отразилась душа народа, его уровень культуры, характер и мировоззрение. Поэтому устное народное творчество это целый пласт народной, богатой, самобытной культуры.

    Особого внимания историков заслуживают, конечно, былины в которых нашли отражения реальные события прошлого. В Киевской Руси существовало два основных былинных цикла Киевский и Новгородский. Главными героями Киевского цикла были князь и богатыри. В образе князя Владимира Красно Солнышко как считают историки, слились черты двух реальных Владимиров: Владимира Святого и Владимира Мономаха. Былинные богатыри - это главные защитники народа и Русской земли от внешних врагов. Главными богатырями Киевского цикла были Илья Муромец, Добрыня Никитич и Алёша Попович. В Киевских былинах отразилась реальная борьба русского народа с кочевниками: печенегами и половцами. Героями Новгородского цикла были купцы и бояре. В новгородском цикле отразились особенности вечевого строя боярской новгородской республики.

    Надо отметить, что устное народное творчество оказало существенное влияние на развитие Русской национальной литературы.

    РЕМЕСЛО
    Советскими археологами по найденным остаткам ремесленных мастерских и ремесленной продукции было установлено, что ремесло в до монгольской период на Руси так же достигло высокого уровня развития. В Киевской Руси, были ремесленники многих специальностей: кузнецы, гончары, ювелиры, плотники, бондари, кожевенники, стеклоделы, камнетёсы. Всего же академик Б.А. Рыбаков в своей известной книге" Ремесло древней Руси" насчитывает на Руси ремесленников более 60 специальностей.

    Кузнецы умели изготовлять технически сложнее изделия, например, такие как замок состоящий из сорока деталей или ножи с самозатачивающемся лезвием, доспехи и оружие высокого качества. Изделия русских кузнецов пользовались большим спросом далеко за пределом Руси.
    Ювелиры изготавливали золотые и серебряные изделия, которые украшались зернью, сканью, перегородчатой эмалью.

    Зернь -мельчайшие капельки метала, которые наносились на металлическую поверхность изделия. По предварительно нанесённым линиям рисунка, образовывая, таким образом, на ювелирном изделии узор.

    Филигрань -узор из тончайшей золотой, серебряной или медной проволоки, которые затем припаивались к поверхности предмета или спаивался с другим узором.
    Перегородчатая эмаль-техника художественной обработки метала, когда на металлической основе тонкой проволокой процарапывают контур будущего изображения, затем по нанесённому контуру напаивают металлические полоски-перегородки, которые создают замкнутые ячейки. Эти ячейки заполняют эмалью до верхнего края перегородок, Потом поверхность полученного изделия обжигают и шлифуют.

    Стеклоделы изготовляли стеклянные браслеты. бусы, сосуды, оконное стекло. Дома феодальной знати украшали, как правило, слюдяные окна, а для княжеских хором и церквей обычным явлением были стеклянные оконницы.

    Гончары с помощью гончарного круга и горна изготовляли различные глиняные изделия: амфору, горшки, декоративную строительную плитку, игрушки, посуду, плинфу, светильники и множество других вещей. Керамические изделия украшались эмалевым узором который ещё не был известен в Западной Европе.

    Кожевенники так же изготовляли разнообразные изделия из кожи кошельки, ножны для ножей, сапоги и ботинки. Основной обувью древнерусских горожан были ботинки и сапоги из кожи. Например в Великом Новгороде за 50 было найдено 20 тыс. пар сапог и не одной пары лаптей, хотя археологи отмечают, что лапти если бы они были должны были сохраниться точно так же как берестяные грамоты.

    Таким образом, материальная и духовная культура в древней Руси находилось на очень высоком уровне. Но её был прерван монголо-татарским нашествием. Об этом ещё будет сказано позже.

    Автор я: © Copyright: Историк, 2014
    Свидетельство о публикации №214062302137