Пища для размышлений: делают ли нас слабее эмоции.

Определение и основные положения

Оценка персонала - процесс определения эффективности деятельности сотрудников в реализации задач организации с целью последовательного накопления информации, необходимой для принятия дальнейших управленческих решений.

В этом определении надо обратить внимание на следующие моменты.

Во-первых, мы оцениваем эффективность деятельности сотрудника, а не самого сотрудника. У нас нет права в деловой обстановке оценивать личностные качества подчиненных ради самих личностных качеств (мы не судья и не Бог). На работе нет плохих и хороших людей. Есть люди, чьи профессиональные, поведенческие и личностные характеристики соответствуют или не соответствуют выполняемой работе и занимаемой должности.

Во-вторых, деятельность сотрудников важна не сама по себе, а в целях реализации задач организации.

В-третьих, в результате оценки происходит накопление информации, которая нужна для управления людьми.

Оценка - более широкое понятие, чем аттестация. Оценка может быть формальной и неформальной (например ежедневная оценка руководителем подчиненного). Оценка может осуществляться как регулярно, так и нерегулярно, в зависимости от конкретных потребностей компании. Оценка может преследовать различные, иногда достаточно узкие, задачи, не обязательно связанные напрямую со стандартами работы (психологическая оценка, корректировка, оценка в целях усиления давления или контроля, сравнение между собой деятельности работников для принятия административных решений и т. п.). Не всегда оценка связана со стандартами работы - иногда, особенно когда речь идет о психологических характеристиках и особенностях личности, она, к сожалению, имеет со стандартами работы мало общего.

Хотим мы этого или нет, но ежедневно мы что-то и кого-то оцениваем. Как час назад наш подчиненный поприветствовал клиента, насколько он хорошо понял наше задание, каковы результаты его работы за прошедшую неделю, можем ли мы его «продвинуть» на освободившуюся вакансию, надо ли его отправить учиться, какую премию он заслуживает и многое другое.

Признаемся честно, что при любой оценке нельзя исключить человеческую природу. И начальник, и подчиненный - живые люди. Без злого умысла мы включаем в оценку наши личные симпатии и антипатии. Повлиять может многое - внешний вид, тембр голоса, манера излагать свои мысли. Увы, зачастую это все не имеет прямого отношения к общему делу.

Даже школьные учителя имеют своих «любимчиков» и «гадких утят». Что же говорить о начальнике, основная задача которого - не воспитательные функции, а выполнение плана. Часто ли мы направляем линейных руководителей учиться управлению персоналом? А кого учат азам коммуникаций и эффективному общению? Торговый персонал. Как будто обычному персоналу не приходится ежедневно общаться.



В школьных и университетских программах курсы эффективных коммуникаций тоже не замечены. Не является ли проблема объективной оценки следствием недостаточной грамотности, неумения контролировать свои эмоции, неумения отделить деловые качества подчиненного от его коммуникативной слабости?

Или «сумбурность» оценок связана с тем, что многие рассматривают работу как синоним жизни и стремятся перенести в рабочий коллектив семейные отношения?

Именно аттестация помогает избежать трудностей, связанных с ситуативной сиюминутной оценкой. Она задает руководителю определенные рамки, позволяющие отделить личное от общественного. Оценка осуществляется с определенной целью (целью организации, а не руководителя), по заданным критериям и стандартам выполнения работы. Снижается субъективизм, процесс вызывает меньше эмоций и напряжения. В результате система аттестации помогает руководителю.

Наше физическое тело - самая замечательная машина, какую только можно вообразить! Ни одному человеческому существу никогда не удавалось изобрести ничего, что хотя бы отдаленно напоминало его по своим функциям и эффективности. Если бы мы могли создать компьютер, который взял бы на себя все функции человеческого мозга, его размеры достигали бы размеров земного шара. В настоящее время человеческие существа используют лишь от 5 до 10 процентов возможностей своего мозга.

Человеческое тело уже с момента зачатия инстинктивно знает, в чем оно нуждается. Его не нужно учить, как спать, как ощущать жажду или голод, как плакать, кашлять, выделять пот, согреваться или охлаждаться, переваривать пищу, зевать, испытывать тошноту, глотать, смеяться, двигаться, истекать кровью или исцеляться. Но по мере того, как мы взрослеем, мы почему-то перестаем доверять своим инстинктам.

Мать доверяет инстинктам своего новорожденного ребенка. Когда он дает ей знать, что голоден, она его кормит, она успокаивает его. Когда он расстроен, она понимает, что означает его плач... но, как только у него появляются первые зубы, она решает, что он готов питаться три раза в день. Уже через несколько месяцев после появления ребенка на свет мы перестаем доверять его врожденному разуму.

Со столь раннего возраста он учится питать свое тело, руководствуясь решениями другого человека. Необходимость прислушиваться к другому (матери) мешает ему оставаться в гармонии со своими истинными потребностями. К тому времени, когда ребенок вырастает, он почти полностью теряет с ними контакт.

Существует интересная зависимость между тем, как мы едим и пьем, и тем, как проходит наша повседневная жизнь.

Как ты питаешься? Ты придерживаешься заведенного порядка приема пищи? Ты ешь неосознанно, не спрашивая свое тело, что ему на этот раз нужно? Мы настолько запрограммированы питаться определенным, образом, что нам даже не приходит в голову возможность существования другого, лучшего способа.

Это напоминает мне рассказ о молодой жене, которая, прежде чем положить окорок на противень, обрезала его с обоих концов. Озадаченный муж спросил, зачем она это делает. «Я не знаю - моя мама всегда так делала», - объяснила жена. Из любопытства он спросил у тещи, зачем она обрезает окорок с обоих концов, на что та ответила: «Я не знаю - моя мама всегда запекала окорок таким образом».

Когда собралась вся семья, он задал тот же вопрос бабушке жены. И она сказала ему: «Знаете ли, молодой человек, когда я была маленькой, моя семья жила очень бедно. У нас был только один противень и он был слишком мал для целого окорока, так что мы вынуждены были подрезать его с обоих концов».


Эта история может хорошо проиллюстрировать, как мало мы задумываемся над тем, почему поступаем так, а не иначе. По сути, мы - рабы привычек, живущие неосознанно.

Насколько важны для тебя привычки и традиции? Обрати внимание на свои привычки, связанные с приемом пищи. Если ты подобен большинству североамериканцев, ты, скорее всего, ешь каждый день в одни и те же часы, просто придерживаясь заведенного порядка. Нас научили, что нужно принимать пищу «три раза в день».

Кроме того, ты боишься, что нерегулярный прием пищи приведет к усилению чувства голода. Если ты вечером куда-то собираешься идти и опасаешься, что твой ужин состоится позднее обычного, ты непременно что-то перехватываешь перед выходом из дому. Ты беспокоишься, как бы не почувствовать себя голодным некоторое время спустя, поэтому из страха ешь сейчас, не успев проголодаться.

Твое тело очень хорошо знает, когда оно действительно испытывает голод. Оно может неделями функционировать, не получая пищи, и это не приводит ни к каким заболеваниям. Если ты почувствовал голод на два-три часа раньше, чем тебе предстоит поесть, скажи своему телу что-нибудь вроде: «Подожди, пожалуйста, Рума. Осталось недолго. Я скоро тебя накормлю».

Прислушиваясь к сигналам своего тела, никогда не думай о том, недоел ты или переел. Тебе может показаться, что ты чувствуешь голод и этот сигнал подает тебе твое тело, тогда как это сигнал твоего разума, который он посылает просто по привычке.

Если ты обнаружишь в себе много привычек, связанных с приемом пищи, то заметишь также, что ты постоянно озабочен тем, что о тебе думают и говорят другие. Вместо того чтобы думать, поступать или одеваться так, как тебе нравится, ты склонен больше интересоваться реакцией других людей и стараешься, чтобы твои действия не вызвали у окружающих негативной реакции.

Забота о столь несущественных вещах высасывает твою энергию и создает скрытую внутреннюю неудовлетворенность. Учись осознавать свои подлинные потребности.

Если ты ешь по привычке, это может быть также свидетельством того, что ты догматичен в своих мнениях и очень жестко судишь о том, что правильно и что неправильно. Ты решаешь, что это правильно, а это неправильно, тогда как фактически не существует ни правильного, ни неправильного.

То, что кажется неправильным тебе, кому-то другому может показаться правильным. Дай другим людям возможность думать и поступать так, как они считают нужным, - независимо от того, «хорошие» или «плохие» решения они принимают с твоей точки зрения.

Невозможно переоценить важность принципа «живи и дай жить другим » - дай другим прожить их жизнь так, как им это нужно, и продолжай продвигаться вперед по своему собственному пути. Чтобы твоя жизнь была успешной, установи контакт со своими внутренними потребностями!

Твой способ питания может быть тесно связан с привычками, возникающими на ментальном уровне. Но обычно в основе развития пристрастий в еде все же лежит эмоциональный уровень.

У детей пища часто выступает как форма любви или вознаграждения. Даже сейчас ты, возможно, ловишь себя на том, что, желая успокоить расстроенного ребенка, предлагаешь ему пирожное или конфету. Пищу используют для того, чтобы манипулировать детьми. Например, кто-нибудь из родителей может сказать: «Если ты будешь хорошим мальчиком, я поведу тебя в ресторан» или: «...куплю тебе мороженого».

А вот еще лучший пример манипуляции с помощью еды: «Будешь плохо себя вести - останешься без десерта!» или: «...никаких бутербродов, пока ты не сделаешь домашнее задание». Какой поток смешанных сообщений получает твое тело! Оно пришло в этот мир с уверенностью, что пища предназначена для того, чтобы его накормить. А теперь его учат, что пища является инструментом для манипуляций чужим поведением. Какой удар это наносит нашему эмоциональному «я»!

Твои детские реакции на подобное манипулирование могут немного прояснить то, как ты функционируешь, став взрослым. Все связанные с едой события, которые произвели на тебя сильное впечатление в возрасте до семи лет, оставили свой след на ментальном, физическом и эмоциональном уровне (отпечатки ранних привычек и поведенческих реакций, связанных с питанием). Отыщи эти отпечатки - и ты сможешь добраться до корней своих сегодняшних гастрономических привычек.

Что ты можешь узнать о себе по особенностям своего питания в настоящее время? Приходится ли тебе пить или есть от скуки, чтобы убить время? чтобы успокоиться или за что-то вознаградить себя? Часто ли ты ловишь себя на том, что ешь ради эмоционального наслаждения? (В следующей главе я расскажу, как справляться с привычками питания, которые вызваны причинами эмоционального характера.)

Другая причина приема пищи - желание усладить вкус. В этом случае ты ешь, потому что у тебя появился «аппетит» (в вебстеровском словаре понятие «аппетит» определяется как естественное желание удовлетворить потребность в пище).

Аппетит не является результатом голода. Например, многие люди не в силах устоять перед запахом попкорна, независимо от того, испытывают они чувство голода или нет. Если стремление к приятным ощущениям постоянно берет верх, ты можешь попасть в довольно затруднительное положение.

Еще один пример: ты идешь по улице и проходишь мимо кафе-мороженого. Внезапно ты чувствуешь непреодолимое желание поесть мороженого - один только его вид и изобилие сортов заставляют тебя активно выделять слюну. Опять твоим решением руководят ощущения. Но если однажды утром, сидя за письменным столом, ты вдруг чувствуешь непреодолимую потребность съесть что-то мучное, - это уже не аппетит.

Это желание. Оно не было вызвано какими-то твоими ощущениями. Ты захотел съесть это пирожное раньше, чем увидел его, ощутил его запах или даже услышал о нем. Спроси себя, действительно ли ты проголодался. Если нет, то желание съесть пирожное могло быть порождено причинами эмоционального характера.

Существует масса других поступков, на которые людей толкает аппетит. Под его влиянием ты можешь совершать покупки, спать, заниматься любовью и т. п. Попробуй немного понаблюдать за собой. На какие действия тебя толкает аппетит? Бывает ли тебе трудно справиться со своими чувствами? Если это так, ты не владеешь физической стороной своего существования. Она лишена гармонии.

Заметив, на какие действия тебя подталкивает аппетит, ты получаешь сообщение от своего божественного «я». Рума подсказывает тебе, что одно или несколько твоих чувств - зрение, слух, обоняние, вкус и осязание - не получают психологического удовлетворения.

Зрение

Ты позволяешь себе волноваться по поводу каких-то вещей или событий, которые тебе приходится видеть в настоящее время. Тело говорит тебе: «То, что тебя волнует, не имеет к тебе никакого отношения - это не твое дело...» или: «Вместо того чтобы беспокоиться, сделай что-нибудь - придумай какое-то решение для этой проблемы».

Слух

Тебя беспокоит то, что ты слышишь дома или в каком-то другом месте. Не осуждай, а постарайся разрешить ситуацию.

Глава 10. Пища для размышлений

Наше физическое тело – самая замечательная машина, какую только можно вообразить! Ни одному человеческому существу никогда не удавалось изобрести ничего, что хотя бы отдаленно напоминало его по своим функциям и эффективности. Если бы мы могли создать компьютер, который взял бы на себя все функции человеческого мозга, его размеры достигали бы размеров земного шара. В настоящее время человеческие существа используют лишь от 5 до 10 процентов возможностей своего мозга.

Человеческое тело уже с момента зачатия инстинктивно знает, в чем оно нуждается. Его не нужно учить, как спать, как ощущать жажду или голод, как плакать, кашлять, выделять пот, согреваться или охлаждаться, переваривать пищу, зевать, испытывать тошноту, глотать, смеяться, двигаться, истекать кровью или исцеляться. Но по мере того, как мы взрослеем, мы почему-то перестаем доверять своим инстинктам.

Мать доверяет инстинктам своего новорожденного ребенка. Когда он дает ей знать, что голоден, она его кормит, она успокаивает его. Когда он расстроен, она понимает, что означает его плач… но, как только у него появляются первые зубы, она решает, что он готов питаться три раза в день. Уже через несколько месяцев после появления ребенка на свет мы перестаем доверять его врожденному разуму.

Со столь раннего возраста он учится питать свое тело, руководствуясь решениями другого человека. Необходимость прислушиваться к другому (матери) мешает ему оставаться в гармонии со своими истинными потребностями. К тому времени, когда ребенок вырастает, он почти полностью теряет с ними контакт.

Существует интересная зависимость между тем, как мы едим и пьем, и тем, как проходит наша повседневная жизнь.

Как ты питаешься? Ты придерживаешься заведенного порядка приема пищи? Ты ешь неосознанно, не спрашивая свое тело, что ему на этот раз нужно? Мы настолько запрограммированы питаться определенным, образом, что нам даже не приходит в голову возможность существования другого, лучшего способа.

Это напоминает мне рассказ о молодой жене, которая, прежде чем положить окорок на противень, обрезала его с обоих концов. Озадаченный муж спросил, зачем она это делает. «Я не знаю – моя мама всегда так делала», – объяснила жена. Из любопытства он спросил у тещи, зачем она обрезает окорок с обоих концов, на что та ответила: «Я не знаю – моя мама всегда запекала окорок таким образом».

Когда собралась вся семья, он задал тот же вопрос бабушке жены. И она сказала ему: «Знаете ли, молодой человек, когда я была маленькой, моя семья жила очень бедно. У нас был только один противень и он был слишком мал для целого окорока, так что мы вынуждены были подрезать его с обоих концов».

Эта история может хорошо проиллюстрировать, как мало мы задумываемся над тем, почему поступаем так, а не иначе. По сути, мы – рабы привычек, живущие неосознанно.

Насколько важны для тебя привычки и традиции? Обрати внимание на свои привычки, связанные с приемом пищи. Если ты подобен большинству североамериканцев, ты, скорее всего, ешь каждый день в одни и те же часы, просто придерживаясь заведенного порядка. Нас научили, что нужно принимать пищу «три раза в день».

Кроме того, ты боишься, что нерегулярный прием пищи приведет к усилению чувства голода. Если ты вечером куда-то собираешься идти и опасаешься, что твой ужин состоится позднее обычного, ты непременно что-то перехватываешь перед выходом из дому. Ты беспокоишься, как бы не почувствовать себя голодным некоторое время спустя, поэтому из страха ешь сейчас, не успев проголодаться.

Твое тело очень хорошо знает, когда оно действительно испытывает голод. Оно может неделями функционировать, не получая пищи, и это не приводит ни к каким заболеваниям. Если ты почувствовал голод на два-три часа раньше, чем тебе предстоит поесть, скажи своему телу что-нибудь вроде: «Подожди, пожалуйста, Рума. Осталось недолго. Я скоро тебя накормлю».

Прислушиваясь к сигналам своего тела, никогда не думай о том, недоел ты или переел. Тебе может показаться, что ты чувствуешь голод и этот сигнал подает тебе твое тело, тогда как это сигнал твоего разума, который он посылает просто по привычке.

Если ты обнаружишь в себе много привычек, связанных с приемом пищи, то заметишь также, что ты постоянно озабочен тем, что о тебе думают и говорят другие. Вместо того чтобы думать, поступать или одеваться так, как тебе нравится, ты склонен больше интересоваться реакцией других людей и стараешься, чтобы твои действия не вызвали у окружающих негативной реакции.

Забота о столь несущественных вещах высасывает твою энергию и создает скрытую внутреннюю неудовлетворенность. Учись осознавать свои подлинные потребности.

Если ты ешь по привычке, это может быть также свидетельством того, что ты догматичен в своих мнениях и очень жестко судишь о том, что правильно и что неправильно. Ты решаешь, что это правильно, а это неправильно, тогда как фактически не существует ни правильного, ни неправильного.

То, что кажется неправильным тебе, кому-то другому может показаться правильным. Дай другим людям возможность думать и поступать так, как они считают нужным, – независимо от того, «хорошие» или «плохие» решения они принимают с твоей точки зрения.

Невозможно переоценить важность принципа «живи и дай жить другим » – дай другим прожить их жизнь так, как им это нужно, и продолжай продвигаться вперед по своему собственному пути. Чтобы твоя жизнь была успешной, установи контакт со своими внутренними потребностями!

Твой способ питания может быть тесно связан с привычками, возникающими на ментальном уровне. Но обычно в основе развития пристрастий в еде все же лежит эмоциональный уровень.

У детей пища часто выступает как форма любви или вознаграждения. Даже сейчас ты, возможно, ловишь себя на том, что, желая успокоить расстроенного ребенка, предлагаешь ему пирожное или конфету. Пищу используют для того, чтобы манипулировать детьми. Например, кто-нибудь из родителей может сказать: «Если ты будешь хорошим мальчиком, я поведу тебя в ресторан» или: «…куплю тебе мороженого».

А вот еще лучший пример манипуляции с помощью еды: «Будешь плохо себя вести – останешься без десерта!» или: «…никаких бутербродов, пока ты не сделаешь домашнее задание». Какой поток смешанных сообщений получает твое тело! Оно пришло в этот мир с уверенностью, что пища предназначена для того, чтобы его накормить. А теперь его учат, что пища является инструментом для манипуляций чужим поведением. Какой удар это наносит нашему эмоциональному «я»!

Твои детские реакции на подобное манипулирование могут немного прояснить то, как ты функционируешь, став взрослым. Все связанные с едой события, которые произвели на тебя сильное впечатление в возрасте до семи лет, оставили свой след на ментальном, физическом и эмоциональном уровне (отпечатки ранних привычек и поведенческих реакций, связанных с питанием). Отыщи эти отпечатки – и ты сможешь добраться до корней своих сегодняшних гастрономических привычек.

Что ты можешь узнать о себе по особенностям своего питания в настоящее время? Приходится ли тебе пить или есть от скуки, чтобы убить время? чтобы успокоиться или за что-то вознаградить себя? Часто ли ты ловишь себя на том, что ешь ради эмоционального наслаждения? (В следующей главе я расскажу, как справляться с привычками питания, которые вызваны причинами эмоционального характера.)

Другая причина приема пищи – желание усладить вкус. В этом случае ты ешь, потому что у тебя появился «аппетит» (в вебстеровском словаре понятие «аппетит» определяется как естественное желание удовлетворить потребность в пище).

Аппетит не является результатом голода. Например, многие люди не в силах устоять перед запахом попкорна, независимо от того, испытывают они чувство голода или нет. Если стремление к приятным ощущениям постоянно берет верх, ты можешь попасть в довольно затруднительное положение.

Еще один пример: ты идешь по улице и проходишь мимо кафе-мороженого. Внезапно ты чувствуешь непреодолимое желание поесть мороженого – один только его вид и изобилие сортов заставляют тебя активно выделять слюну. Опять твоим решением руководят ощущения. Но если однажды утром, сидя за письменным столом, ты вдруг чувствуешь непреодолимую потребность съесть что-то мучное, – это уже не аппетит.

Это желание. Оно не было вызвано какими-то твоими ощущениями. Ты захотел съесть это пирожное раньше, чем увидел его, ощутил его запах или даже услышал о нем. Спроси себя, действительно ли ты проголодался. Если нет, то желание съесть пирожное могло быть порождено причинами эмоционального характера.

Существует масса других поступков, на которые людей толкает аппетит. Под его влиянием ты можешь совершать покупки, спать, заниматься любовью и т. п. Попробуй немного понаблюдать за собой. На какие действия тебя толкает аппетит? Бывает ли тебе трудно справиться со своими чувствами? Если это так, ты не владеешь физической стороной своего существования. Она лишена гармонии.

Заметив, на какие действия тебя подталкивает аппетит, ты получаешь сообщение от своего божественного «я». Рума подсказывает тебе, что одно или несколько твоих чувств – зрение, слух, обоняние, вкус и осязание – не получают психологического удовлетворения.

Из книги Целительные силы. Книга 1. Очищение организма и правильное питание. Биосинтез и биоэнергетика автора Геннадий Петрович Малахов

ГЛАВА 2 ПИЩА Главная наша задача – изучать факты честно. Мы должны почитать науку, как истинное знание, без предпосылок, ханжества, суеверия, но с уважением и мужеством. Н. К. Рерих ВВЕДЕНИЕЧтобы понять, что же нужно есть, что действительно питает, придется познакомиться с

Из книги Исцеляющая сила мысли автора Эмрика Падус

Глава 1 Хорошая пища для ума: щит против усталости, раздражительности, депрессии Читать хорошую книгу, от которой получаешь удовольствие, – означает питать свой ум. Слушать оперу – значит тоже получать питание. Фактически любое переживание, стимулирующее мыслительную

Из книги Вегетаринство (Загадки и уроки, польза и вред) автора Марк Яковлевич Жолондз

Глава 3. Пища животного происхождения человеку необходима В своих рассуждениях о вегетарианстве Г.С. Шаталова и ее последователи часто упоминают так называемое видовое питание. Это понятие базируется на экспериментах академика А.М. Уголева, установившего, что в живой

Из книги Исцеляющая сила чувств автора Эмрика Падус

Время для размышлений Да, плохо, что нас что-то остановило. Но эта остановка предлагает нам тайм-аут для размышлений – то, что очень редко случается в нашем мире. Восточное общество склонно осознавать свою потребность в рефлексии, в периодах отдаления от привычного

Из книги Ключи к здоровью автора Ирина Гамлешко

Глава 11 Молоко - идеальная пища? Молоко действительно идеальная пища - для младенцев. Благодаря ему они растут и расцветают на глазах. Молоко содержит сбалансированное количество белков, жиров, углеводов, а также множество витаминов и микроэлементов, особенно

Из книги Питание и долголетие автора Жорес Медведев

Глава 15 Генетически модифицированные продукты: пища будущего или риск для здоровья? Населению Земли не хватает продовольствия Сельскохозяйственное производство, которое существует около 10 тыс. лет, постоянно увеличивало продуктивность полей, обеспечивая питанием

Из книги Кулинарная книга жизни. 100 рецептов живой растительной пищи автора Сергей Михайлович Гладков

Из книги Чайный и тибетский гриб: лечение и очищение автора Геннадий Гарбузов

Глава 1 Абиотическая и анабиотическая пища С понятием «абиотическая микрофлора» тесно связано и понятие абиотические продукты. Эти «мертвые» продукты способствуют развитию абиотической флоры, а она, в свою очередь, ведет к чрезмерному образованию абиотических

Из книги Радужное сыроедение автора Михаил Новиков

Глава 3 Живая пища (сыроедение) Пища должна быть грубой и живойПри лечении дисбактериоза в первую очередь надо сделать упор на диету, которая прекратит рост гнилостной (патогенной) микрофлоры, интоксицирующей весь организм.Рацион, богатый углеводами (овощами, фруктами,

Из книги Йога для всех. Руководство для начинающих автора Наталья Андреевна Панина

Из книги Нарушение углеводного обмена автора Константин Монастырский

Путь философских размышлений, или Джнана-йога Рамакришна утверждал: «Путь человека, идущего путем Джнани-йога, заключается в том, чтобы знать и ощущать в себе Абсолют. Джнани проводит различие между абсолютной реальностью и нереальными явлениями, говоря: «Не это, не это»,

Из книги Умное сыроедение. Пища для тела, души и духа автора Сергей Михайлович Гладков

3.10.3. Пища… для размышлений Интересно отметить, что «сахаропонижающие» лекарства форсируют утилизацию (преимущественно печенью) избытка глюкозы в… подкожный жир. Поэтому популярная рекомендация диабетику на лекарствах постараться «похудеть» – чистая издевка, так как

Работа нашего мозга зависит от того, как мы питаемся, какие лекарства принимаем, какой образ жизни ведем. На пластичность мозга, его способность перестраиваться сильно влияют внешние обстоятельства, объясняет Жан-Мари Бурр. И одно из таких «обстоятельств» - наше питание. Конечно, никакая диета не сделает среднестатистического человека гением или нобелевским лауреатом. Но правильное питание поможет более эффективно использовать свои интеллектуальные возможности, справиться с рассеянностью, забывчивостью и переутомлением, которые сильно усложняют нашу жизнь.

Белки. Для полноценной работы мозга

Белки в процессе пищеварения расщепляются до аминокислот, часть которых участвует в выработке нейромедиаторов (с помощью этих биохимических веществ происходит передача информации от органов чувств в мозг человека). Группа английских ученых при тестировании девушек-вегетарианок пришла к выводу, что у них коэффициент интеллекта (IQ) несколько ниже, чем у их сверстниц, употребляющих мясо и потому не страдающих от дефицита белка. Легкий, но богатый белками завтрак (яйцо, йогурт, творог) помогает предупредить послеобеденный упадок сил и справиться со стрессами, объясняет Жан-Мари Бурр.

Жиры. Строительный материал

Наш мозг почти на 60% состоит из жиров, примерно треть из которых «поставляется» с пищей. Жирные кислоты омега-3 входят в состав мембраны мозговых клеток и влияют на скорость передачи информации от нейрона к нейрону. Исследование, проведенное в Голландии Национальным институтом здравоохранения и защиты окружающей среды (RIVM, Bilthoven), показало, что люди, которые едят много жирной рыбы из холодных морей (именно она богата жирными кислотами омега-3), дольше сохраняют ясность мышления.

Жан-Мари Бурр предлагает простую схему: столовая ложка рапсового масла (раз в день), жирная рыба (минимум два раза в неделю) и как можно меньше насыщенных животных жиров (сало, сливочное масло, сыр), а также гидрированных растительных (маргарин, кондитерские изделия фабричного производства), которые способны затормозить нормальный рост и работу клеток мозга.

Дети: IQ и еда

Вот пример диеты, составленной французским журналистом и диетологом Тьери Суккаром (Thierry Souccar). Она помогает гармоничному развитию интеллектуальных способностей ребенка.

Завтрак :

  • Яйцо, сваренное вкрутую
  • Ветчина
  • Фрукт или фруктовый сок
  • Овсяные хлопья с молоком

Обед:

  • Салат из овощей с рапсовым маслом
  • Приготовленный на пару лосось и нешлифованный рис
  • Горсть орехов (миндаль, фундук, грецкий орех)

Ужин:

  • Макароны из цельной муки с добавлением водорослей
  • Салат из чечевицы или турецкого гороха
  • Натуральный йогурт или компот без сахара

Углеводы. Источник энергии

Хотя у человека вес мозга по отношению к телу составляет всего 2%, на долю этого органа приходится более 20% потребляемой организмом энергии. Жизненно необходимую для работы глюкозу мозг получает по кровеносным сосудам. Недостаток глюкозы мозг компенсирует, попросту снижая активность своей деятельности.

Продукты с так называемыми «медленными» углеводами (зерновой хлеб, бобовые, макароны из твердых сортов пшеницы) помогают сохранять внимание и лучше концентрироваться. Если из завтрака школьников исключить продукты, содержащие «медленные» углеводы, это отрицательно скажется на результатах учебы. И наоборот, излишек «быстрых» углеводов (печенье, сладкие напитки, шоколадные батончики и пр.) мешает интеллектуальной деятельности. Подготовка к дневной работе начинается ночью. Поэтому за ужином «медленные» углеводы тоже необходимы. Во время ночного сна мозг продолжает требовать энергетической подпитки, объясняет Жан-Мари Бурр. Если вы ужинаете рано, съешьте перед сном хотя бы несколько черносливин.

Витамины. Активизировать работу мозга

Витамины, без которых не бывает ни физического, ни душевного здоровья, важны и для мозга. Витамины группы В нужны для синтеза и функционирования нейромедиаторов, в частности серотонина, недостаток которого провоцирует депрессии. Витамины В 6 (дрожжи, печень трески), фолиевая кислота (птичья печень, яичный желток, белая фасоль) и В 12 (печень, сельдь, устрицы) стимулируют память. Витамин В 1 (свинина, чечевица, зерновые) помогает обеспечивать мозг энергией, участвуя в расщеплении глюкозы. Витамин С стимулирует работу мозга. Работая с подростками 13–14 лет, исследователи голландского Национального института здравоохранения и защиты окружающей среды обнаружили, что повышенное содержание в организме витамина С улучшает показатели тестов IQ. Вывод: утром не забывайте выпить стаканчик свежевыжатого апельсинового сока.

Минералы. Тонизировать и защитить

Из всех минералов важнейший для работы мозга - железо. Оно входит в состав гемоглобина, поэтому его дефицит вызывает малокровие (анемию), при которой мы чувствуем упадок сил, слабость, сонливость. На первом месте по содержанию железа стоит кровяная колбаса. Много его в говядине, печени, чечевице. Медь - еще один исключительно важный минерал. Он участвует в высвобождении из глюкозы энергии, необходимой для эффективной работы мозга. Источники меди - телячья печень, кальмары и устрицы.

Начав правильно питаться, не стоит рассчитывать на мгновенный эффект. Макароны или хлеб помогут справиться с усталостью и рассеянностью довольно скоро, примерно через час. А вот рапсовое масло, кровяную колбасу или рыбу нужно употреблять постоянно, чтобы получить результат. Продукты - это не лекарство. Поэтому так важно восстановить равновесие в питании, изменить образ жизни. По мнению Жана-Мари Бурра, нет такой чудодейственной диеты, чтобы всего за неделю подготовиться к вступительным экзаменам или сессии. Наш мозг все-таки не самостоятельный механизм. И порядка в голове не будет, пока не будет его во всем организме.

Под прицелом - жиры и сахар

Некоторые продукты мешают мозгу перерабатывать получаемую информацию. Главные обвиняемые - насыщенные жиры (животные и гидрированные растительные жиры), они отрицательно влияют на память и внимание. Доктор Кэрол Гринвуд (Carol Greenwood) из Университета Торонто доказала, что животные, рацион которых на 10% состоит из насыщенных жиров, хуже поддаются обучению и дрессировке. Враг номер два - «быстрые» углеводы (сладости, сладкие газированные напитки и т. п.). Они вызывают преждевременное старение не только мозга, но и всего организма. Дети-сладкоежки часто бывают невнимательными и гиперактивными.

Об авторе

Профессор Национального Института Здоровья и медицинских исследований Франции (INSERM), руководитель отдела по изучению химических процессов мозга и их зависимости от питания.