Пища для размышлений: делают ли нас слабее эмоции. Пища для размышлений - что это такое

Ученые выяснили, что продукты питания, прежде всего, полуфабрикаты, выпечка, а также напитки, содержащие консерванты, усилители укуса и красители, могут непосредственно влиять на работу мозга. Как показали исследования, существует прямая связь между их употреблением и нарушениями функций головного мозга, в том числе, ухудшением настроения и возникновением депрессии.

Слишком много Омега-6 и слишком мало Омега-3

К нарушению памяти может привести неправильное соотношение в рационе Омега-6 (растительные масла) и Омега-3 (рыба и морепродукты) кислот. По словам ученых , увеличение потребления исключительно продуктов, богатых Омега-6, может плохо влиять на работу мозга. Как выяснили эксперты, соотношение приема омега-3/6 влияет на гиппокамп, один из отделов мозга, способный производить новые нейроны. Также, согласно результатам исследований, люди, потребляющие меньше Омега-6 по сравнению с Омега-3, обладают большей пространственной памятью и лучшей способностью мыслить.

Алкоголь

Алкогольные напитки являются искусственными стимуляторами нервной системы. Они сначала бодрят организм, а потом вызывают раздражительность, нарушение сна, психики. Кроме этого злоупотребление ими способствует разрушению мозговых клеток в префронтальной коре, которая отвечает за способность самоконтроля. Как выяснили ученые из испанского университета Сантьяго-де-Компостела, люди, часто употребляющие алкогольные напитки, имеют более низкую продуктивность работы. Мозг пьющих людей, говорят ученые, находится в условиях большей нагрузки, вследствие чего нервная система испытывает повышенное напряжение, что в результате приводит к переутомлению организма.

Продукты с высоким гликемическим индексом

Некоторые продукты могут помогать мозгу бороться с тоской и унынием, а некоторые — наоборот способствовать развитию депрессии. В исследовании , опубликованном в Американском журнале клинического питания, говорится, что женщины в постклимактерическом периоде, которые употребляют продукты с высоким гликемическим индексом (белый хлеб, рис, кукурузные хлопья и картофель) более склонны к депрессии. Такие продукты могут способствовать внезапному поднятию уровня сахара, заставляя таким образом организм вырабатывать больше инсулина. С повышенным риском депрессии также связано потребление подслащенных напитков, рафинированных продуктов и выпечки. Однако, как говорится в исследовании, любое воздействие, которое могут оказывать все эти продукты будет соразмерным пропорции этой еды в рационе.

Жирные сорта мяса

Потребление жирных сортов мяса может провоцировать развитие болезни Альцгеймера и отрицательно влиять на когнитивную функцию из-за того, что в таких продуктах присутствует много холестерина. Он ведет к образованию атеросклеротических бляшек и закупорке сосудов. Как показали результаты исследования Университета Абердина, употребление пищи с высоким содержанием жира может иметь негативные последствия для эпизодической, пространственной и контекстной памяти.

Картофель фри

Согласно исследованию Jama Neurology , закупорка сосудов увеличивает риск болезни Альцгеймера. Наиболее опасными продуктами, которые способствует этому, исследователи назвали жареную пищу.

Жирная рыба

Американская кардиологическая ассоциация рекомендует употреблять жирную рыбу, такую как тунец, по крайней мере два раза в неделю. Исследователи из Университета Южной Флориды обнаружили, что некоторые виды рыб могут накапливать ртуть, которая очень токсична для мозга и нервной системы и может стать причиной снижения памяти и нарушения внимания. В ходе исследования было обнаружено, что у людей с высоким уровнем ртути в крови на 5% были снижены когнитивные функции.

Рано или поздно нам приходится задумываться над какими-то вопросами. Иногда это насущные вопросы, а иногда - философские. И подтолкнуть к ним могут фильмы, книги или даже песня.

Все это нам дает пищу для размышлений. Что же это за пища? Давайте поговорим более подробно.

Что это такое?

Пища для размышлений - это вопросы, над которыми задумывается человек. Чаще всего философской направленности. Но не обязательно.

Получив такое "питание" для мозга, мы начинаем активно шевелить им. И данная процедура помогает порой пересмотреть свои взгляды на жизнь.

Для чего это нужно?

Зачем нужна пища для размышлений? Для того, чтобы люди двигались вперед, чтобы продолжали совершенствоваться и заниматься саморазвитием. Когда мы думаем, мы тренируем мозг. Порой, чтобы получить ответ на тот или иной вопрос, приходится заниматься поиском дополнительной информации. Человек не только начинает активно думать, но и погружается в этот процесс. Читая специальную литературу, он развивает самого себя.

Синонимы

Есть ли у словосочетания "пища для размышлений" синоним? Да, словосочетание можно заменить на следующие фразы и слова:

  • Есть над чем подумать.
  • Задача.
  • Загадка.

Откуда мы получаем ее?

Пищу для размышлений мы черпаем из книг, фильмов, музыки, новостных блоков, общения, изучения чего-то нового. Окружающие нас люди могут загадать такую загадку, над которой мы будем долго ломать голову.

Учась в школе, дети каждый день получают пищу для своего разума. Домашние задания - это необходимость, которая способствует правильному развитию мышления и интеллекта. Решая те или иные задачи, ребенок заставляет свой мозг функционировать. Ученику некогда заниматься ерундой (хотя современные дети находят на это время). Он ищет ответы на поставленные перед ним вопросы, трудится над их решением, становясь умнее день за днем.

А как развиваются взрослые? Зачастую работа у них связана с рутиной. Быт и однообразие на работе - не самые лучшие факторы для саморазвития.

Но взрослые люди не унывают. Пищу для размышлений они получают из общения с коллегами, знакомыми и просто интересными людьми. А еще смотрят разные интересные фильмы, читают и журналы, увлекаются каким-либо делом, называемым хобби. Казалось бы, какое развитие может дать хобби? К примеру, та же вышивка крестиком. Очень даже сильное, ибо приходится читать много литературы по различным способам вышивки, изучать качества ниток, подбирать хорошие иголки для вышивания. Даже разбираться в пяльцах, и то приходится.

А спорт - это развитие?

Пищу для размышлений может дать и спорт. При изучении физиологии и анатомии, например. Поэтому спортивные занятия смело можно назвать развитием. Здесь в основном делается акцент на формирование здорового образа жизни и спортивного поведения. Но при желании можно совершенствовать и собственные познания.

Дают нам пищу для размышления книги. Почти любая книга может стать ключом к знаниям. Начиная с простых и детских сказок. Не зря же говорят, что сказка - ложь, да в ней намек.

Возьмите любого русского писателя, чьи произведения стали классическими. Тот же Пушкин с его "Дубровским", к примеру. Есть над чем подумать после прочтения данной книги.

Островский, Достоевский, Блок, Куприн - можно перечислять до бесконечности. Выделим некоторые книги, которые дают пищу для размышлений:

  • Толстой, "Анна Каренина". Сильнейшее произведение, которое стоит перечитать, став взрослым.
  • Достоевский, "Преступление и наказание". Еще одна книга, заставляющая крепко задуматься над многими вещами.
  • Куприн, "Олеся". Произведение о жестокости человеческой и большой любви.
  • Набоков, "Лолита". Переворачивает кое-какие взгляды на жизнь.
  • Булгаков, "Мастер и Маргарита". Книга может показаться немного страшноватой, но в ней скрыты духовные аспекты.

Кстати, о духовных книгах. Новый Завет - вот это Книга книг. Читая ее, каждый раз получаешь пищу для размышлений. И открываешь для себя то-то новое.

Существует множество книг по психологии, которые заставляют нас пересматривать собственные взгляды на сущность бытия.

Выбираем фильм

Иногда хочется посмотреть что-то такое, что приведет к тому, что человек начнет задумываться над сюжетом фильма. И разгадает некую жизненную загадку. Что за фильмы с пищей для размышления можно отыскать? Вот некоторые из них:

  • "Облачный атлас".
  • "Реквием по мечте".
  • "Молчание ягнят".
  • "Черный шар".
  • "Остров проклятых".
  • "Что-то не так с Кевином".
  • "Мальчик в полосатой пижаме".
  • "Сталинград".
  • "А зори здесь тихие".
  • "Завтра была война".
  • "Они сражались за Родину".
  • "Остров".
  • "Монах и бес".

Это только маленькая толика из всего разнообразия. Кстати, даже мультфильмы могут дать повод, чтобы поразмыслить над некоторыми вещами.

Музыка

Здесь должны быть перечислены песни, которые необходимо слушать, чтобы получить пищу для размышлений. Но мы просто перечислим исполнителей и коллективы, с которыми неплохо было бы познакомиться:

  • Виктор Цой.
  • Валерий Кипелов.
  • "Агата Кристи".
  • "Ария".
  • "Дюна".
  • "Любэ".
  • "Земляне".
  • "Год Змеи".
  • "Трактор Боулинг".

Кого-то удивит, что все перечисленные здесь группы довольно старые. Да, это так. Старые песни о главном, как говорится, толкают к тому, чтобы задуматься над собственной жизнью. Одна песня "Апрель" в исполнении Виктора Цоя чего стоит.

Общение

Беседы с образованными людьми подбрасывают пищу для ума. Когда мы общаемся с людьми, то можем принимать их доводы. А можем отрицать, тем самым заставляя себя думать над ними.

Даже из простой дружеской беседы можно получить что-то познавательное. Конечно, если беседа нормальная, а не треп или перемывание костей всем общим знакомым.

Заключение

Вот мы и познакомились со значением пищи для размышлений. Ответили на вопрос и узнали, где искать то самое "топливо" для мозга. Чем больше человек развивается, тем больше пищи для ума он получает.

Наше физическое тело - самая замечательная машина, какую только можно вообразить! Ни одному человеческому существу никогда не удавалось изобрести ничего, что хотя бы отдаленно напоминало его по своим функциям и эффективности. Если бы мы могли создать компьютер, который взял бы на себя все функции человеческого мозга, его размеры достигали бы размеров земного шара. В настоящее время человеческие существа используют лишь от 5 до 10 процентов возможностей своего мозга.

Человеческое тело уже с момента зачатия инстинктивно знает, в чем оно нуждается. Его не нужно учить, как спать, как ощущать жажду или голод, как плакать, кашлять, выделять пот, согреваться или охлаждаться, переваривать пищу, зевать, испытывать тошноту, глотать, смеяться, двигаться, истекать кровью или исцеляться. Но по мере того, как мы взрослеем, мы почему-то перестаем доверять своим инстинктам.

Мать доверяет инстинктам своего новорожденного ребенка. Когда он дает ей знать, что голоден, она его кормит, она успокаивает его. Когда он расстроен, она понимает, что означает его плач... но, как только у него появляются первые зубы, она решает, что он готов питаться три раза в день. Уже через несколько месяцев после появления ребенка на свет мы перестаем доверять его врожденному разуму.

Со столь раннего возраста он учится питать свое тело, руководствуясь решениями другого человека. Необходимость прислушиваться к другому (матери) мешает ему оставаться в гармонии со своими истинными потребностями. К тому времени, когда ребенок вырастает, он почти полностью теряет с ними контакт.

Существует интересная зависимость между тем, как мы едим и пьем, и тем, как проходит наша повседневная жизнь.

Как ты питаешься? Ты придерживаешься заведенного порядка приема пищи? Ты ешь неосознанно, не спрашивая свое тело, что ему на этот раз нужно? Мы настолько запрограммированы питаться определенным, образом, что нам даже не приходит в голову возможность существования другого, лучшего способа.

Это напоминает мне рассказ о молодой жене, которая, прежде чем положить окорок на противень, обрезала его с обоих концов. Озадаченный муж спросил, зачем она это делает. «Я не знаю - моя мама всегда так делала», - объяснила жена. Из любопытства он спросил у тещи, зачем она обрезает окорок с обоих концов, на что та ответила: «Я не знаю - моя мама всегда запекала окорок таким образом».

Когда собралась вся семья, он задал тот же вопрос бабушке жены. И она сказала ему: «Знаете ли, молодой человек, когда я была маленькой, моя семья жила очень бедно. У нас был только один противень и он был слишком мал для целого окорока, так что мы вынуждены были подрезать его с обоих концов».


Эта история может хорошо проиллюстрировать, как мало мы задумываемся над тем, почему поступаем так, а не иначе. По сути, мы - рабы привычек, живущие неосознанно.

Насколько важны для тебя привычки и традиции? Обрати внимание на свои привычки, связанные с приемом пищи. Если ты подобен большинству североамериканцев, ты, скорее всего, ешь каждый день в одни и те же часы, просто придерживаясь заведенного порядка. Нас научили, что нужно принимать пищу «три раза в день».

Кроме того, ты боишься, что нерегулярный прием пищи приведет к усилению чувства голода. Если ты вечером куда-то собираешься идти и опасаешься, что твой ужин состоится позднее обычного, ты непременно что-то перехватываешь перед выходом из дому. Ты беспокоишься, как бы не почувствовать себя голодным некоторое время спустя, поэтому из страха ешь сейчас, не успев проголодаться.

Твое тело очень хорошо знает, когда оно действительно испытывает голод. Оно может неделями функционировать, не получая пищи, и это не приводит ни к каким заболеваниям. Если ты почувствовал голод на два-три часа раньше, чем тебе предстоит поесть, скажи своему телу что-нибудь вроде: «Подожди, пожалуйста, Рума. Осталось недолго. Я скоро тебя накормлю».

Прислушиваясь к сигналам своего тела, никогда не думай о том, недоел ты или переел. Тебе может показаться, что ты чувствуешь голод и этот сигнал подает тебе твое тело, тогда как это сигнал твоего разума, который он посылает просто по привычке.

Если ты обнаружишь в себе много привычек, связанных с приемом пищи, то заметишь также, что ты постоянно озабочен тем, что о тебе думают и говорят другие. Вместо того чтобы думать, поступать или одеваться так, как тебе нравится, ты склонен больше интересоваться реакцией других людей и стараешься, чтобы твои действия не вызвали у окружающих негативной реакции.

Забота о столь несущественных вещах высасывает твою энергию и создает скрытую внутреннюю неудовлетворенность. Учись осознавать свои подлинные потребности.

Если ты ешь по привычке, это может быть также свидетельством того, что ты догматичен в своих мнениях и очень жестко судишь о том, что правильно и что неправильно. Ты решаешь, что это правильно, а это неправильно, тогда как фактически не существует ни правильного, ни неправильного.

То, что кажется неправильным тебе, кому-то другому может показаться правильным. Дай другим людям возможность думать и поступать так, как они считают нужным, - независимо от того, «хорошие» или «плохие» решения они принимают с твоей точки зрения.

Невозможно переоценить важность принципа «живи и дай жить другим » - дай другим прожить их жизнь так, как им это нужно, и продолжай продвигаться вперед по своему собственному пути. Чтобы твоя жизнь была успешной, установи контакт со своими внутренними потребностями!

Твой способ питания может быть тесно связан с привычками, возникающими на ментальном уровне. Но обычно в основе развития пристрастий в еде все же лежит эмоциональный уровень.

У детей пища часто выступает как форма любви или вознаграждения. Даже сейчас ты, возможно, ловишь себя на том, что, желая успокоить расстроенного ребенка, предлагаешь ему пирожное или конфету. Пищу используют для того, чтобы манипулировать детьми. Например, кто-нибудь из родителей может сказать: «Если ты будешь хорошим мальчиком, я поведу тебя в ресторан» или: «...куплю тебе мороженого».

А вот еще лучший пример манипуляции с помощью еды: «Будешь плохо себя вести - останешься без десерта!» или: «...никаких бутербродов, пока ты не сделаешь домашнее задание». Какой поток смешанных сообщений получает твое тело! Оно пришло в этот мир с уверенностью, что пища предназначена для того, чтобы его накормить. А теперь его учат, что пища является инструментом для манипуляций чужим поведением. Какой удар это наносит нашему эмоциональному «я»!

Твои детские реакции на подобное манипулирование могут немного прояснить то, как ты функционируешь, став взрослым. Все связанные с едой события, которые произвели на тебя сильное впечатление в возрасте до семи лет, оставили свой след на ментальном, физическом и эмоциональном уровне (отпечатки ранних привычек и поведенческих реакций, связанных с питанием). Отыщи эти отпечатки - и ты сможешь добраться до корней своих сегодняшних гастрономических привычек.

Что ты можешь узнать о себе по особенностям своего питания в настоящее время? Приходится ли тебе пить или есть от скуки, чтобы убить время? чтобы успокоиться или за что-то вознаградить себя? Часто ли ты ловишь себя на том, что ешь ради эмоционального наслаждения? (В следующей главе я расскажу, как справляться с привычками питания, которые вызваны причинами эмоционального характера.)

Другая причина приема пищи - желание усладить вкус. В этом случае ты ешь, потому что у тебя появился «аппетит» (в вебстеровском словаре понятие «аппетит» определяется как естественное желание удовлетворить потребность в пище).

Аппетит не является результатом голода. Например, многие люди не в силах устоять перед запахом попкорна, независимо от того, испытывают они чувство голода или нет. Если стремление к приятным ощущениям постоянно берет верх, ты можешь попасть в довольно затруднительное положение.

Еще один пример: ты идешь по улице и проходишь мимо кафе-мороженого. Внезапно ты чувствуешь непреодолимое желание поесть мороженого - один только его вид и изобилие сортов заставляют тебя активно выделять слюну. Опять твоим решением руководят ощущения. Но если однажды утром, сидя за письменным столом, ты вдруг чувствуешь непреодолимую потребность съесть что-то мучное, - это уже не аппетит.

Это желание. Оно не было вызвано какими-то твоими ощущениями. Ты захотел съесть это пирожное раньше, чем увидел его, ощутил его запах или даже услышал о нем. Спроси себя, действительно ли ты проголодался. Если нет, то желание съесть пирожное могло быть порождено причинами эмоционального характера.

Существует масса других поступков, на которые людей толкает аппетит. Под его влиянием ты можешь совершать покупки, спать, заниматься любовью и т. п. Попробуй немного понаблюдать за собой. На какие действия тебя толкает аппетит? Бывает ли тебе трудно справиться со своими чувствами? Если это так, ты не владеешь физической стороной своего существования. Она лишена гармонии.

Заметив, на какие действия тебя подталкивает аппетит, ты получаешь сообщение от своего божественного «я». Рума подсказывает тебе, что одно или несколько твоих чувств - зрение, слух, обоняние, вкус и осязание - не получают психологического удовлетворения.

Зрение

Ты позволяешь себе волноваться по поводу каких-то вещей или событий, которые тебе приходится видеть в настоящее время. Тело говорит тебе: «То, что тебя волнует, не имеет к тебе никакого отношения - это не твое дело...» или: «Вместо того чтобы беспокоиться, сделай что-нибудь - придумай какое-то решение для этой проблемы».

Слух

Тебя беспокоит то, что ты слышишь дома или в каком-то другом месте. Не осуждай, а постарайся разрешить ситуацию.

Иисус (3 г. до н.э.-36 г. н.э.):

И плоть умерщвленных тварей в теле его станет его собственной могилой. Ибо говорю я вам истинно, тот кто убивает - убивает себя, поедающий плоть убиенную - вкушает от тела смерти.

(Эссинское евангелие мира)

Будда Шакьямуни (563-483 гг. до н.э.):

Во имя идеалов добра и чистоты Бодхисаттве надлежит воздерживаться от употребления в пищу плоти умерщвленных животных, рождённых от семени, крови и тому подобного. Во избежание устрашения животных и освобождения их от оков ужаса, Бодхисаттва, стремящийся к обретению сострадания, да не вкушает плоти живых существ...

(Ланкаватара-Сутра)

Леонардо да Винчи (1452-1519, итальянский живописец, скульптор, архитектор, инженер-изобретатель и учёный):

Воистину человек - царь зверей, ибо какой ещё зверь сравнится с ним в жестокости. Мы живём за счёт убийства других: мы - ходячие могилы!

("Романс Леонардо да Винчи", Д.С. Мережковский)

С ранних лет я избегал есть мясо и верю, что настанет время, когда люди, подобные мне, будуть смотреть на убийство животного так, как они теперь смотрят на убийство человека.

("Записки да Винчи")

Лев Толстой (1828-1920, русский писатель-гуманист)

Это ужасно! Не те страдания и гибель живых существ, но то, как человек без нужды подавляет в себе высшее духовное начало - чувство сострадания и жалости по отношению к подобным ему живым существам, - и, попирая собственные чувства, становится жестоким. А ведь как крепка в сердце человеческом эта заповедь - не убивать живое!

Джереми Бентам (1748-1832, английский философ, экономист и правовед):

Придёт тот день, когда все представители животного мира обретут те неотъемлемые права, нарушить которые посмеет лишь власть тирании... В один прекрасный день мы осознаем наконец, что количество конечностей, качество меха или строение позвоночника не есть основания, достаточные для определения судьбы живого существа. Что же ещё может служить критерием для определения той черты, которую нам не дозволено переступать? Может это рассудок или осмысленная речь? Но тогда взрослая лошадь или собака - куда более разумное и коммуникабельное существо, нежели младенец, которому день, неделя или даже месяц отроду. Допустим даже, что реальность была бы прямо противоположной, но что это меняет в конце концов? Вопрос ведь не в том, могут ли они рассуждать? Могут ли они говорить? Но в том, способны ли они страдать?

("Принципы морали и законотворчества")

Анни Безант (1847-1933, английский философ, гуманист и общественный деятель, активная участница освободительного движения в Индии):

Потребители мяса ответственны за всю ту боль и страдания, что проистекают из мясоедения и обусловлены самим фактом употребления живых существ в пищу. Не только ужасы скотобойни, но и предшествующие им пытки транспортировки, голод, жажда, нескончаемые муки страха, которые эти несчастные создания обречены сносить ради того, чтобы утолить гастрономические прихоти человека... вся эта боль ложится тяжким бременем на род человеческий, замедляя, тормозя его прогресс и развитие...

Диоген (412?-323? гг. до н.э.; греческий философ):

Мы можем с таким же успехом поедать человеческую плоть, как мы делаем это с мясом животных.

Ралф Уолдо Эмерсон (1803-1883, американский эссеист, философ и поэт):

Вы только что отобедали; и как бы тщательно ни была скрыта скотобойня от вашего нечаянного взора, сколько долгих миль ни разделяло бы вас - соучастие налицо.

Мохандас Ганди (1869-1948, лидер и идеолог индийского национально-освободительного движения, видный общественный и политический деятель):

Показателем величия нации и уровня нравственности в обществе может служить то, как её представители обращаются с животными.

Я не рассматриваю плоть умерщвленных животных как необходимую для нас пищу. Напротив, я убеждён в том, что для человека неприемлемо употреблять мясо в пищу. Мы заблуждаемся в своих попытках копировать низших животных, на деле превосходя их в развитии.

Единственный способ жить - это давать жить другим.

Защита коров для меня является одним из самых замечательных явлений во всей человеческой эволюции, так как это выводит человека за рамки особей своего вида. Корова для меня символизирует весь животный мир. Человек, через корову, призван понять своё единство со всем живым... Корова - это песнь жалости... Защита коров символизирует защиту всех немых тварей господних... Мольба стоящих ниже нас на ступенях эволюции бессловесна, и в этом её сила.

Франц Кафка (1883-1924, известный австрийско-чешский писатель):
Теперь я могу смотреть на вас спокойно; я вас больше не ем.

(так сказал писатель, любуясь рыбами в аквариуме)

Джон Харви Келлог (1852-1943, американский хирург, основатель госпиталя Батл Крик Санаториум):

Плоть не является оптимальным продуктом питания для человека и исторически не входила в рацион наших предков. Мясо - вторичный, производный продукт, ибо первоначально вся пища поставляется растительным миром. В мясе и животных продуктах нет ничего полезного или незаменимого для человеческого организма, чего нельзя было бы найти в растительной пище. Мёртвая корова или овца, лежащая на лугу, называется падалью. Тот же самый труп, приукрашенный и подвешенный в мясной лавке, проходит по разряду деликатесов! Тщательное микроскопическое исследование покажет лишь минимальные различия между мертвечиной под забором и мясной тушей в лавке (или же полное отсутствие таковых). Обе кишат болезнетворными бактериями и источают гнилостный запах.

Морис Метерлинк (1862-1949, бельгийский драматург, эссеист и поэт):

Если только однажды человек осознает возможность обходиться без животной пищи, это будет означать не только фундаментальную экономическую революцию, но и заметный прогресс в морали и нравственности общества.

Джон Стюарт Милль (1806-1873, английский философ и экономист):

Отдавая себе отчёт в том, что страдания, испытываемые животными при существующем положении вещей, несоизмеримо больше, нежели удовольствия, получаемые в результате человеком, стоит ли нам признать таковую практику моральной или аморальной? И если люди, безуспешно пытаясь поднять голову из трясины эгоизма и себялюбия, в один голос не ответят "Аморально", пусть тогда нравственная составляющая принципа утилитарности будет забыта навеки.

Мишель де Монтень (1533-1592, французский философ-гуманист, эссеист):

Что до меня, то я никогда не мог без содрогания смотреть на то, как невинные и беззащитные животные, не несущие в себе какой либо угрозы и не причинившие нам никакого вреда, безжалостно преследуются и уничтожаются человеком.

В своём описании Золотого Века под Сатурном Платон, помимо прочего, живописует такие качества рода человеческого, как способность общения с миром животных. Исследуя и познавая оный, человек знает все его подлинные качества и ему ведомы существующие различия среди его представителей. Посредством этого человек обретает совершенное знание и благоразумие, живя счастливо в мире и гармонии, о которых мы можем только мечтать. Нужны ли нам иные, ещё более веские доводы, чтобы осудить людское безрассудство в обращении с братьями нашими меньшими?

("Апология Раймонда Себонда")

Овидий (43 г. до н.э. - 17? г. н.э., римский поэт):

О смертные! Страшитесь осквернять,
Свои тела сей пищей нечестивой,
Взгляните - ваши нивы злаками полны,
И ветви древ под тяжестью плодов склонились,
Даны вам овощи и травы, что вкусны,
Когда искусной приготовлены рукою,
Богата гроздью виноградная лоза,
И мёд дарит душистый клевер,
Воистину, Природа-мать щедра,
Даря нам этих лакомств изобилье,
У ней есть всё для вашего стола,
Всё.. чтоб избежать убийства и кровопролитья.

Плутарх (46-120 гг. н.э., греческий историк и биограф, наиболее известен своим трудом Сравнительные жизнеописания)

Я, со своей стороны, недоумеваю, какими должны быть чувства, состояние души или рассудка первого человека, когда он, совершив убийство животного, поднёс к своим губам окровавленную плоть жертвы? Как может он, расставив перед гостями на столе угощения из жутковатых трупов и мертвечины, давать имена "мяса" и "съестного" тому, что ещё вчера ходило, мычало, блеяло, смотрело вокруг? Как может зрение его сносить картину пролитой крови невинно убиенных, ободранные и изувеченные тела? Как обоняние его сносит этот страшных запах смерти и как все эти ужасы не испортят ему аппетит, когда он жуёт плоть, исполненную болью, смакуя кровь смертельной раны.

Но как объяснить тот факт, что это безумие прожорливости и алчности толкает вас на грех кровопролития, когда кругом в избытке ресурсов, чтобы обеспечить нам безбедное существование? Что заставляет вас клеветать на Землю как неспособную обеспечить нас всем необходимым?... Как вам не стыдно ставить на одну ступень продукт земледелия с растерзанной жертвой бойни? Воистину среди вас заведено звать змей, леопардов и львов дикими зверями, тогда как сами вы покрыты кровью и ни в чём им не уступаете. То, что они убивают - их единственная пища, но то, что убиваете вы - для вас лишь прихоть, лакомство.

Однако мы едим не львов и волков в порядке возмездия и отмщения, мы оставляем их с миром. Мы ловим невинных и беззащитных, лишённых смертоносного жала или острых клыков и безжалостно убиваем их.

Но если вы убеждены, что рождены с такой предрасположенностью к плотской пище, как принято среди людей считать, то почему вы тогда сами не убиваете то, что потом пойдёт вам в пищу? Будьте последовательны и сделайте всё сами, без тесаков, дубин и топоров - как волки, медведи или львы делают это, убивая и поедая свою жертву. Загрызите быка своими собственными зубами, перегрызите горло кабану, разорвите ягнёнка или кролика на части, и пожирайте их, набросившись на ещё живых, как то делают хищники. Но если вы предпочитаете постоять в стороне, пока жертва ваша не умрёт, и терпеть не можете собственноручно отправлять кого-либо на тот свет, почему же тогда вопреки законам Природы вы продолжаете поедаеть живых существ?

("О Поедании Плоти")

Александр Поуп (1688-1744, английский поэт)

Как роскоши развратный сон
Упадок и болезнь сменяет,
Так смерть в себе отмщение несёт,
И пролитая кровь к возмездию взывает.
Безумной ярости волна,
Сей кровью рождена от века,
Спустив на род людской напасть,
Свирепейшего зверя - Человека.

("Эссе о Человеке")

Порфирий (232-? н.э., греческий философ, автор ряда философских трактатов):

Тот, кто воздерживается от причинения вреда живому..., будет куда более осторожен, дабы не причинить вреда представителям своего вида. Тот же, кто любит собратьев своих, не несет ненависти к другим видам живых существ.

Отправлять животных на бойню и в котёл, участвуя тем самым в убийстве и не от гастрономической неизбежности, следуя естественным законам природы, а ради удовольствия и потакая демону обжорства, - чудовищная несправедливость.

Ну разве не абсурдно, видя как множество представителей рода человеческого живут лишь инстинктами, не обладая рассудком и интеллектом, видя и то, как многие из них превосходят в злобе, агрессии и зверствах своих самых лютых бестий, убивая детей и родителей своих, становясь тиранами и орудием тирании, (не абсурд ли это) воображать, что мы должны быть справедливыми по отношению к оным, и отбросить всякое понятие о справедливости по отношению к быку, который пашет наши поля, собаке, которая охраняет нас, к тем, кто даёт молоко нашему столу и одевает тела наши в свою шерсть? Не является ли такое положение вещей более чем абсурдным и нелогичным?

("Отказ от животной пищи")

Прасад Раджендра (1884-1963, первый президент Республики Индия):

Любой интегрированный взгляд на жизнь как единое целое неизбежно выявит взаимосвязь между тем, что индивид ест и тем, каково его отношение к окружающим. Путём дальнейшего размышления (не столь уж и фантастичного) мы придём к заключению, что единственным способом избежать водородной бомбы будет уход от того базового состояния ума, что породило эту бомбу, и единственным способом избежать этой ментальности будет являться развитие уважения ко всему живому, всем формам жизни, при любых обстоятельствах. И всё это - лишь ещё один синоним вегетарианства.

Генри С. Солт (1851-1939, английский гуманист и реформатор, друг Ганди и Шоу):

Если "Права" действительно существуют (а интуиция и практика бесспорно свидетельствуют именно об этом), было бы по меньшей мере несправедливо наделять правами лишь людей, отказывая в оных животным, ибо один и тот же принцип справедливости и сострадания применим в обоих случаях. "Боль есть боль, - говорит Хамфри Прайматт, - вне зависимости от того, испытывает её человек или животное"; и мучимое существо, будь то животное или человек, испытывая страдание, страдает от Зла. Зло влечёт мучения, которые незаслуженны и беспричинны, которые не есть наказание за содеянное, которые не послужат никакой благой цели и которые являются лишь проявлением силы и власти безнаказанно творить злодеяния. Причину этого надо искать в жестокости и несправедливости, присущих людям.

("Права животных")

Напротив, я считаю, что человек в процессе "гуманизации" не кулинарными школами, но школами философской мысли, откажется от варварской привычки поедания плоти умерщвленных животных и постепенно разовьёт чистую, простую, более гуманную и, стало быть, более цивилизованную диету.

Сегодняшние корабли по перевозке животных напоминают мне худший вариант кораблей работорговцев пятидесятилетней давности.... Существующая практика убийства животных в пищу человеку, в варварстве и жестокости своей, являет прямую противоположность тому, что я понимаю под "гуманностью диеты".

Вы приглашаете красивую девушку на ужин и предлагаете ей... сэндвич с ветчиной! Старая пословица гласит, что глупо метать жемчуг перед свиньями. Что же нам остаётся сказать о той учтивости, которая мечет свиней перед жемчужиной?

Вегетарианство - это диета будущего. Это столь же верно, как и то, что мясоедение принадлежит прошлому. В этом столь привычном и одновременно столь разительном контрасте - овощная лавка по соседству с мясной - жизнь преподносит нам неоценимый урок. С одной стороны мы можем видеть варварство и дикость в действии - обезглавленные туши, застывшие в жутковатом подобии живых существ, суставы, куски окровавленной плоти, внутренние органы с их тошнотворным запахом, пронзительный визг ножовки, рассекающей кость, глухие удары топора - весь этот несмолкаемый вопль протеста против ужасов мясоедения. И в пику этому пугающему зрелищу, тут же рядом можно видеть богатство россыпей золотых фруктов, достойное пера поэта, - пищи, абсолютно соответствующей физическому строению и врождённым инстинктам человека, пищи, способной с лихвой удовлетворить все мыслимые потребности человеческого организма. Видя этот разительный контраст и осознавая все те нелёгкие шаги, которые необходимо сделать, и те трудности, которые предстоит преодолеть, остаётся ли место сомнениям, что этот путь развития, который нам предстоит пройти от варварства к гуманности, явственно представлен здесь и сейчас перед нашим взором.

Эта логика мясной лавки есть прямая противоположность истинного почитания всего живого, ибо она подразумевает, что настоящий любитель животных - тот, чья кладовая полнее ими набита:

Тот молится лучше, кто лучше ест
Всех тварей больших и малых...

(игра слов и перефразировка куплета старинной песни)

Это философия волка, акулы, людоеда.

("Гуманность диеты")

Артур Шопенгауэр (1788-1860, немецкий философ):

Поскольку сострадание к животным столь неразрывно связано с положительными чертами человеческого характера, можно со всей уверенностью утверждать, что тот, кто жестоко обращается с животными, не может быть хорошим человеком.

Альберт Швейцер (1875-1965, известный врач-миссионер, внесший значительный вклад в развитие здравоохранения в Африке, теолог, музыкант, лауреат Нобелевской премии мира за 1952 г.):

Когда кокое-либо животное насильно принуждается служить человеку, страдания которые оно испытывает в результате этого являются нашей общей проблемой. Никто, коль скоро он в силах предотвратить это, не должен попустительствовать боли и страданию, за которые он не хочет нести ответственность. Никто не должен самоустраняться от проблемы, думая что это не его ума дело. Никто не должен уклоняться от бремени ответственности. До тех пор пока существует повальное жестокое обращение с животными, пока стоны голодных и мучимых жаждой существ доносятся незамеченными из железнодорожных вагонов, пока на скотобойнях царит жестокость и столько животных встречают ужасную смерть от неумелых рук на наших кухнях, до той поры пока животные вынуждены сносить неописуемые муки от бессердечных людей или служить объектом жестоких игр наших детей, до тех пор все мы виновны и вместе несём бремя ответственности за всё происходящее.

Добро - поддерживает и лелеет жизнь; Зло - уничтожает и препятствует ей.

Человека можно назвать духовным (нравственным) только тогда, когда он следует лежащему на нём долгу оберегать всё живое, что он в состоянии защитить, и когда он идёт своей дорогой, избегать, насколько это возможно, причинять вред живому. Такой человек не задаётся вопросом, насколько та или иная форма жизни заслуживает симпатии к себе или насколько она способна чуствовать. Для него священна жизнь как таковая. Он не сломает сосульку, что сверкает на солнце, не сорвёт лист с дерева, не тронет цветок и постарается не раздавить ни одно насекомое при ходьбе. Если он работает летним вечером при свете лампы, он скорее за-кроет окно и будет работать в духоте, нежели наблюдать как один за другим мотыльки падают на его стол с опалёнными крылями.

Тот факт, что животные, будучи немыми жертвами столь многих опытов, своей болью и мучениями сослужили великую службу страдающему человеку, подразумевает наличие некоей новой и уникальной связи, солидарности между нами и животным миром. Результатом этого является и новая, ложащаяся на всех нас ответственность творить добро всем живым существам, при всех обстоятельствах, настолько насколько это в наших силах. Когда я помогаю насекомому выбраться из беды, всё что я делаю - это лишь попытка искупить хоть часть той вины, что лежит на нас за все эти злодеяния против братьев наших меньших.

("Цивилизация и Этика")

Сенека (4? г. до н.э. - 65 г. н.э., римский философ, драматург и государственный деятель):

Принципы избежания животной пищи, сформулированные Пифагором, если они верны, учат чистоте и невинности; если они ложны, то по крайней мере они учат нас бережливости, да и велика ли будет ваша утрата, лишись вы жестокости? Я всего лишь пытаюсь лишить вас пищи львов и стервятников. Мы способны обрести наш здравый смысл лишь отделившись от толпы - ибо зачастую сам факт поощрения большинством может служить верным признаком порочности того или иного взгляда или образа действий. Спросите себя: "Что нравственно?", а не "Что принято среди людей?" Будьте умеренны и сдержанны, добры и справедливы, навсегда отрекитесь от кровопролития.

Джорж Бернард Шоу (1856-1950, английский драматург и критик):

Почему вы призываете меня к ответственности за то лишь, что я предпочитаю есть скромно? Вам скорее следовало бы сделать это, разжирей я на обожжённых трупах животных.

Когда человек хочет убить тигра, он называет это спортом; когда тигр хочет убить человека, тот называет это кровожадностью.

Животные - мои друзья.... и я не ем моих друзей.

В моём завещаниии я высказал свою волю относительно организации моих похорон. Похоронная процессия будет состоять не из траурных экипажей, а из вереницы быков, овец, свиней, стаек птиц и маленького передвижного аквариума с рыбками. На всех присутствующих будут одеты белые шарфы в знак уважения к человеку, который канул в вечность и при жизни не поедал своих собратьев.

Задумайтесь о той невероятной энергии, что заключена в жёлуде! Вы зарываете его в землю, и он выстреливает могучим дубом. Закопайте овцу, и вы не получите ничего, кроме гниющего трупа. Если правительство будет принуждать своих граждан хоронить в животах бобы вместо овец, я отказываюсь отвечать за возможные последствия такого шага. Вегетарианец сегодня может легко обернуться большевиком завтра. Бык - вегетарианец, и если Джон Булл (англ. bull [булл] - бык, Джон Булл - эпитет рядового британца - прим. пер.) изберёт аналогичную диету, могут потребоваться все ресурсы государственной казны, чтобы вставить кольцо ему в нос.

("Хендерсон, гуляка и пророк")

Перси Биш Шелли (1792-1822, английский поэт):

Лишь благодаря смягчению и приукрашиванию мертвой плоти в процессе кулинарной обработки, она становиться пригодной к пережёвыванию и усвоению, теряя вид кровавого месива, способного вызвать лишь тошнотворный страх и отвращение. Давайте попросим активных сторонников мясоедения провести эксперимент, как то нам рекомендует сделать Плутарх: разорвать зубами живую овцу и, погрузив голову в её внутренности, утолить жажду парной кровью... и ещё не оправившись от ужаса содеянного, пусть он прислушается к зову своей природы, который вопиет об обратном, и попробует сказать: "Природа создала меня таким, и это мой удел". Тогда и только тогда будет он до конца последовательным человеком.

Герберт Шелтон (1895-, известный американский врач-натуропат):

Людоеды выходят на охоту, выслеживают и убивают свою жертву - другого человека, затем жарят и едят его, точь-в-точь как поступили бы они с любой иной дичью. Не существует ни единого факта, ни единого аргумента в оправдание мясоедения, которые нельзя было бы употребить и в оправдание каннибализма.

("Совершенное питание")

Айзек Башевис Зингер (1904-1991, писатель, Нобелевский лауреат):

Воистину, при сотворении мира, Всевышнему пришлось притушить на время свет Сияния своего; известно, что не существует свободы выбора без страданий. Но поскольку животные не наделены свободой выбора, почему они-то должны страдать?

Рабиндранат Тагор (1861-1941, индийский бенгальский поэт, Нобелевский лауреат):

Мы в состоянии поглощать плоть лишь потому, что мы не думаем в этот момент о том, сколь жестоки и греховны деяния наши. Существует множество преступлений, которые являются таковыми лишь в контексте человеческого общества, преступлений, противоправность которых - лишь в отступлении от общепринятых норм, обычаев и традиций. Жестокость не относится к таковым. Это фундаментальный грех, зло, и к нему неприменимы споры или толкования. Если только мы не позволим нашему сердцу загрубеть, оно убережёт нас от жестокости, его зов всегда ясно слышен; и тем не менее, мы продолжаем творить жестокости снова и снова, делая это легко, радостно, все мы - сказать по правде. Тех же, кто не присоединятся к нам, мы спешим назвать странными чудаками не от мира сего... И, если даже после того как жалость всё же пробудилась в наших сердцах, мы предпочитаем глушить наши чувства, ради того лишь, чтобы не отстать от остальных в их охоте за всем живым, мы тем самым оскорбляем всё то доброе, что теплится у нас внутри. Я избрал для себя вегетарианский образ жизни.

Генри Дэвид Торо (1817-1862, американский писатель, мыслитель, натуралист):

Для меня нет никакого сомнения в том, что человечество в процессе своей эволюции прекратит поедать животных, так же как когда-то дикие племена перестали поедать друг друга, когда они во-шли в контакт с более развитыми.

Франсуа Вольтер (1694-1778, французский писатель и философ)

[Порфирий] рассматривает животных как наших братьев, потому что они, так же как мы, наделены жизнью и делят с нами жизненные принципы, чувства, понятия, память, чаяния - те же, что и мы. Человеческая речь - единственное, чем они обделены. Обладай они таковой, посмели бы мы убивать и поедать их? Станем ли мы и дальше вершить это братоубийство?

Герберт Уэллс (1866-1946, английский новеллист и историк)

В мире Утопии нет такой вещи, как мясо. Раньше - да, но теперь даже сама мысль о скотобойнях невыносима. Среди населения, которое поголовно образованно и примерно одного уровня физического совершенства, практически невозможно найти кого-либо, кто возьмётся разделать мертвую овцу или свинью. Мы так и не разобрались до конца в гигиеническом аспекте употребления мяса. Другой, более важный аспект, решил всё. До сих пор помню, как ещё ребёнком я радовался закрытию последней скотобойни.

("Современная Утопия")

Дзэнский Мастер Иккю

Спасенье птиц, зверей, включая нас самих, -
Вот цель религиозных практик Шакьямуни.

Дзэнский Мастер Догэн

Всякое существо на земле
По-своему совершенно:
Где бы оно ни находилось,
Ему удаётся занять своё место в мире.

Элла Уилер Уилкокс (1853-1919, американская поэтесса и новеллистка):

Я - голос тысяч тварей бессловесных,
Через меня немые будут говорить,
И до ушей глухого к их страданьям мира
Я правду скорбную стараюсь доносить.
Мы рождены одною высшей волей
И птаха воробей, и человек - природы царь.
Всевышний равно наделил душою
Пернатую, мохнатую и всякую иную тварь.
И я стою на страже наших братьев
Глашатаем Природы - птиц, зверей.
Вести я буду этот бой неравный,
Пока не станет этот мир добрей.

Сущ., ж., употр. часто Морфология: (нет) чего? пищи, чему? пище, (вижу) что? пищу, чем? пищей, о чём? о пище 1. Пища это то, что утоляет голод, насыщает, поддерживает силы, существование, еда. Запасы пищи. | Мясная, растительная пища. | Здоровая … Толковый словарь Дмитриева

ПИЩА, и, жен. 1. То, что едят, чем питаются. Вкусная п. Здоровая п. Щи да каша п. наша (погов.). 2. перен., для чего. То, что является материалом для какой н. деятельности, источником для чего н. (книжн.). П. для ума, размышлений. Дать пищу для… … Толковый словарь Ожегова

У этого термина существуют и другие значения, см. Балашов. Лев Евдокимович Балашов Род деятельности: философ, профессор Дата рождения: 1944 год(1944) … Википедия

Stierlitz штандартенфюрер СС фон Штирлиц (в исполнении Вячеслава Тихонова) Информация Прозвище Макс Отто фон Штирлиц Пол мужской Дата рождения 8 октября 1900 Род за … Википедия

- (КЛШ) школа дополнительного образования для старшеклассников. Проходит каждое лето, преимущественно в августе месяце в окрестностях Красноярска. Одна из старейших ныне действующих летних школ в России. КЛШ проводится ежегодно с 1976 года,… … Википедия

101 далматинец 101 Dalmatians: The Series Заставка сериала … Википедия

Де Милль, Сесиль Блаунт - (De Мille, Cecil Blount) Режиссер, продюсер, драматург. Родился 12 августа 1881 г. в Эшфилде (штат Мэн), умер 21 января 1959 г. в Лос Анджелесе. Учился в Академии драматического искусства в Нью Йорке. В юности увлекался театром и сам написал… … Режиссерская энциклопедия. Кино США

Дежа вю (фильм, 1988) У этого термина существуют и другие значения, см. Дежа вю (фильм). Дежа вю Déjà vu Жанр комедия Режиссёр Юлиуш Махульский … Википедия

Сигизмунд Вильгельм Кёлле (нем. Sigismund Wilhelm Koelle; 14 июля 1820, Хайльбронн 18 февраля 1902, Лондон) протестантский миссионер и филолог. В 1841 г. примкнул к миссионерской школе в Базеле и в 1845 г. был направлен в распоряжение… … Википедия

Книги

  • Ицхак Адизес. Лучшее. Пища для размышлений , Адизес Ицхак Калдерон. В этой книге собраны лучшие цитаты из книг и лекций Ицхака Калдерона Адизеса - ведущего мирового эксперта по лидерству и управлению изменениями. Книга состоит из трех частей: изменения и…
  • Адизес. Лучшее. Пища для размышлений. Об изменениях и лидерстве, о менеджменте и о том, что важно в жизни , Адизес, Ицхак Калдерон. В этой книге собраны лучшие цитаты из книг и лекций Ицхака Калдерона Адизеса – ведущего мирового эксперта по лидерству и управлению изменениями. Книга состоит из трех частей: изменения и…