«Писатели Кубани о родной природе. Внеклассное мероприятие в начальной школе "кубань моя, степная дочь россии"

«Через детей последующих поколений детские игры снова повторяются, снова оживляются в памяти живущих поколений и снова молодеют»,

— Е. А. Покровский.

Игровой фольклор кубанцев отличается ярко выраженной трудовой и военно-прик-ладной направленностью: «Горшки», «Каза-ки-разбойники». Казачьи игры отличаются историческим и бытовым содержанием, на-ходчивостью, смекалкой, юмором.

Заметное влияние на становление игры, на развитие игрового действия оказали исто-рически сложившиеся особенности нацио-нальных культур разноязычного населения Кубани.

Для детей дошкольного возраста наибо-лее доступны кубанские народные игры с песенным и стихотворным сопровождени-ем, в которых участие педагога обязатель-но: «Селезень и утка», «Золотые ворота», «Сон казака».

В играх с соревнованием двух команд, где необходимо разделить де-тей на две части, равные по численности, по силам: «Перетяжки»; в играх с предмета-ми, где используются камушки, казанки, жгуты, палки, мячи, подковы, платки,шесты, шары и другие атрибуты; в симво-лических играх с помощью считалок выби-рается ведущий.

Считалки всегда весёлые, шуточные, рифмованные.

Если в народной игре предполагается соревнование двух ко-манд, то применяется обычно способ огова-ривания: «солнце» или «луна», «липка» или «берёзка», «золото» или «серебро», «мак» или «ромашка» и т. д.

Ниже помещено описание нескольких игр, некоторые — с вариантами.

ИГРА «В УТКУ» (СЕЛЕЗЕНЬ И УТКА)

Играющие становятся рядом, рука в руке.

Двое, стоящих на одном краю вере-ницы, отрываются от нее (это «селезень» и «утка») и бегут, подныривая под руки стоящих в ряду то спереди, то сзади, при-чём «селезень» догоняет «утку».

Стоя-щие в ряду приговаривают:

Догони, селезень, утку,

Догони, молодой, утку.

Поди, утушка, домой,

У тебя семеро детей,

Восьмой селезень,

Девятая — утка,

Десятая гуска.

Та пара, под руками которой «селезень» поймал «утку», заменяет их, а они становят-ся на освободившееся место.

ИГРА «ЗОЛОТЫЕ ВОРОТА» (1-Й ВАРИАНТ)

Играющие выбирают двух ведущих. Они сговариваются, какие возьмут себе названия: один называет себя «серебряное блюдечко», другой — «наливное яблочко».

После этого ведущие берутся за руки и поднимают их вверх, образуя «золотые ворота».

Остальные участни-ки игры выстраиваются один за другим и гусь-ком проходят в «ворота», при этом говоря:

В золотые ворота

Проходите, господа!

В первый раз прощается,

Второй раз запрещается,

А на третий раз

Не пропустим вас!

На последнем слове ведущие опускают руки и закрывают «ворота», задерживая од-ного из игроков. Он просит: «Золотые воро-та, пропустите вы меня!».

Ему отвечают: «Мы всех пропускаем, а тебя оставляем! Что выбираешь — серебряное блюдечко или на-ливное яблочко?». Задержанный игрок вы-бирает и переходит на ту или другую сторо-ну, он встаёт за спину ведущего и поднимает руки. То же происходит с другими игрока-ми.

Так играющие делятся на две команды. После этого они меряются силой — берут длинную верёвку и перетягивают её.

ИГРА «ЗОЛОТЫЕ ВОРОТА» (2-Й ВАРИАНТ)

Играющие берутся за руки, образуя круг.

В центре его встают двое играющих, берутся за руки и поднимают их вверх — делают «золотые ворота». Рядом с «воротами» втыкают ветку.

Один из участников игры — водящий. Он проходит через «золотые ворота», подхо-дит к кругу и ребром ладони разрывает руки одной из стоящих там пар. При этом все го-ворят:

В золотые ворота проходите господа:

В первый раз прощается,

Второй запрещается,

А на третий раз не пропустим вас!

Играющие, руки которых разъединил во-дящий, бегут в разные стороны по кругу к воткнутой в его центре ветке. Первый, вы-дернувший ветку, идёт в «золотые ворота», а проигравший встает в пару с водящим в круг.

ИГРА «ПЕТУХ» («СОН КАЗАКА»)

Из играющих выбирается «казак», кото-рый становится в середине круга. «Казаку» завязывают глаза, или он закрывает их сам. Дети двигаются по кругу со словами:

Кто с утра чертей гоняет,

Песни звонкие спивает,

Спать мешает казаку

И кричит «Ку-ка-ре-ку»?

Один из стоящих в кругу кричит по-петушиному, стараясь изменить голос. Казак, открыв глаза, старается угадать, кто кричал. Если ему это удается, — забирает кричащего в середину круга. Игра продолжается:

Все коровы во дворе

Размычались на заре.

Не понятно никому,

Почему «Му-Му, Му-Му».

Стоящий в кругу мычит, изображая ко-рову. Казак угадывает его и забирает к себе в круг. Игра продолжается:

Вот казак заснул опять,

Но не долго ему спать.

Утка уточек не зря

Учит крякать «кря-кря-кря».

Действие повторяется — казак забирает «утку».

Надоело казаку

«Кря-кря-кря» с «Ку-ка-ре-ку».

Я не лягу больше спать,

Вас я буду догонять!

По окончании слов дети, образующие хо-ровод, поднимают руки — «воротики», а ка-зак догоняет тех детей, которых он забирал в круг.

ИГРА «ПЛЕТЕНЬ» (1-Й ВАРИАНТ)

Играющие стоят шеренгами у четырех стен комнаты, взявшись за руки крест-нак-рест.

Дети первой шеренги подходят к стоя-щим напротив и кланяются. Отходят спиной на свое место. Движение повторяют дети второй, третьей и четвертой шеренги.

По сигналу (свисток) играющие расхо-дятся по всей комнате (залу, площадке), вы-полняя определённые движения под звуки бубна (поскоки, лёгкий бег, галоп и т. д.).

По следующему сигналу свистка или остановке бубна все бегут на свои места и строятся ше-ренгами, соответственно взявшись за руки крест-накрест.

Выигрывает та шеренга, ко-торая первая построится.

ИГРА «КРИВОЙ ПЕТУХ»

Дети стоят по кругу. Один — в центре.

Дети: «Кривой петух, на чём стоишь?» (На иголочках)

А как тебе, не колко? (На подковочках)

Дети идут по кругу и поют:

Ступай в кут,

Там блины пекут,

Там блины пекут ,

Тебе блин дадут.

Ребёнок стучит ногой об пол. (3 раза)

Дети: —Кто там?

Это я, Тарас.

Дети: — Лови нас, не открывая глаз.

Кого поймал, должен угадать.

Игра на развитие звуковысотного слуха, тембрового слуха, ориентации в пространстве, упражняются в ритмическом хороводном шаге.

ИГРА «ЗАПЛЕТАЙСЯ ПЛЕТЕНЬ» (2-Й ВАРИАНТ)

Выбирается водящий, который должен выйти в другую комнату или отвернуться от остальных играющих, чтобы не видеть их действий. Играющие образуют «плетень» — замкнутый руками круг.

Кто-либо из участ-ников хоровода проходит под руками детей противоположной стороны круга, затягивая за собой остальных, и так — до полного «заплетения», запутывания.

Затем играющие зо-вут водящего, который должен распутать хоровод. Причем соединенные руки игроков должны находиться в правильном (не лома-ном) соединении.

ИГРА «ГОРШКИ»

Играющие делятся на две равные коман-ды. Одна команда становится «горшками» и садится на землю в кружок. Другая коман-да — «хозяева». Они становятся за горшка-ми. Один из играющих — водящий — изоб-ражает покупателя. Он подходит к одному из «хозяев» и спрашивает:

Почём горшок?

Хозяин отвечает:

По денежке.

А он не с трещиной?

Попробуй.

Покупатель легко ударяет по «горшку» пальцем и говорит:

Крепкий, давай сговор!

«Хозяин» и «покупатель» протягивают друг другу руки, напевая:

Чичары, чичары, собирайтесь гончары

По кусту, по насту, по лебедю горазду!

Вон!

Со словом «вон» и «хозяин» и «покупа-тель» бегут в разные стороны вокруг горш-ков. Кто первым прибежит к купленному «горшку», тот «хозяин», а опоздавший — водящий.

ИГРА «КАЗАЧЬЯ» (ЧАПАЕВЦЫ)

В игре участвуют только мальчики, они стоят в кругу. В центре круга стульчик — «боевой конь», верхом на «коне» — коман-дир с красным флажком.

Дети скачут на воображаемых лошадках, ноги слегка пружинят в коленях. Левая ру-ка каждого вытянута вперед, правая подня-та вверх.

По сигналу воспитателя командир соска-кивает с «коня», кладет флажок и становит-ся в общий круг.

Все остальные маршируют на месте, затем поворачиваются вправо и | идут по кругу за командиром.

Командир делает шаг внутрь круга, берет дудку, и, пово-рачиваясь кругом, дудит в неё. Двое мальчи-ков, около которых он остановился, повора-чиваются спиной друг к другу и бегут в про-тивоположные стороны вдоль круга. Каж-дый из них старается первым взять флажок и вскочить на «коня».

Выигравший стано-вится командиром.

ИГРА «ДОСТАНЬ ПЛАТОК»

Играющие ходят по кругу, выполняя лю-бые танцевальные движения. В центре круга стоит водящий с шестом в руке, на конце ко-торого — платок. По сигналу воспитателя или по окончании музыки нужно подпрыгнуть и достать платок.

Кому это удаётся, тот и победитель, который становится водящим.

Игра продолжается.

Игры с бегом и увёрткой для детей 3-7 лет

Домовой за грубкой?

Если игра проходила в помещении, кто-нибудь из мальчиков становился в угол, а если во дворе - около дерева.

Остальные бегали вокруг него и приговаривали: «Хто за грубкой? Домовой?»

Домовой бегает за ними и ловит их. Поймав кого-нибудь, ставит его на место домового, а сам присоединяется к другим.

Шкракобушка.

Собирается группа мальчиков; один из них отделяется и спрашивает кого-нибудь из остальных товарищей: «Где ты был?» Тот отвечает: «На мельнице».

- «Что делал?» - «Муку молол». - «Что вымолол?» - «Копеечку». - «Что купил?» - «Калачик». - «С кем съел?» - «С тобой». - «Кто подбирал?» Спра-шиваемый отвечает: «Он», - указывая при этом на кого-нибудь из мальчиков, стоящих в группе.

Все разбегаются от указанного мальчика со словами: «Шкракобушка, шкракобушка!»

Он же старается поймать кого-нибудь, и если это удастся ему, то де-лаются шкракобушкой двое и т.д., пока они не переловят всех остальных.

Чапля.

Играли мальчики 5-7 лет на достаточно маленькой площадке - примерно 5x5 м.

По жребию или по считалке выбирали водящего - чаплю.

Остальные - «лягушки».

Пока чапля «спит», т. е. стоит, накло-нившись вперёд и опираясь на прямые ноги, лягушки прыгают на корточках.

Проснувшись, чапля издаёт крик и начинает ло-вить (салить) лягушек обязательно большими шагами и на прямых ногах (не сгибая коленей) и держась хотя- бы одной рукой за голени ног.

Лягушки не должны спасаться от чапли, прыгая на корточках.

При нарушении условий, например, если кто-то из лягушек встанет во весь рост или выпрыгнет за пределы пло-щадки, а также при осаливании они меняются местами.

Чур у дерева!

Эта игра, традиционная в арсенале 5-7-летних казачат, также была излюбленной, в неё играли совместно с ма-ленькими горцами.

Играли обычно в саду или там, где росло хотя бы несколько деревьев.

Число играющих зависело от ко-личества деревьев. Все, кроме водящего, становились каждый у своего дерева, водящий же - в середине между деревьями.

Сто-ящие у деревьев начинали перебегать от дерева к дереву; в это время водящий должен успеть осалить бегущего, пока тот не подбежал к дереву и не выкрикнул: «Чур у дерева!»

Осаленный менялся местом с водящим.

Хваталки.

Игроки должны выстроиться двумя шеренгами одна против другой на расстоянии 50-60 шагов. Между ними на земле проводится черта. В соответствии с количеством игро-ков по всей длине черты раскладываются какие-нибудь пред-меты: камешки, палочки и др.

По команде: «Раз, два, три!» игроки бегут к предметам, стара-ясь захватить их как можно больше. Та команда, которая захва-тила больше предметов, выигрывает.

Игра заканчивается либо по соглашению, либо если набрано нужное количество очков.

Повтори!

В эту игру играли казачата 3-6 лет по 10-20.

Со-здавали круг.

Вожаком был самый старший - шестилетка.

Он отходил в сторону, потому как не должен был видеть, кого вы-берут затейником.

А задача затейника - показывать разные дви-жения, которые остальные играющие должны повторять сразу же, не раздумывая: хлопать в ладоши, приседать, подпрыгивать на двух ногах - для трёх-, четырёхлеток; или как бы скакать на лошади, подпрыгивать на одной ноге - для 5-6-леток.

Вожака звали в круг.

Он прохаживался внутри него и при-сматривался, кто же затевает каждый раз новое движение.

При этом, по условиям, ему не разрешалось смотреть долго накого ни будь из игроков, т.е. на того, кто, как он думал, в настоящий момент исполнял роль затейника, а надо было поворачиваться в разные стороны. Как только при нём совершалось три движения, вожак угадывалзатейника.

Это было довольно-таки трудно, потому как затейник старался менять движения незаметно, выбирал мо-мент, когда вожак смотрит не на него. Если он ошибался и на-зывал затейником не того, игра продолжалась.

Но после трёх ошибок выбирали нового вожака, а тот уходил из круга. Когда же вожак угадывал затейника, они менялись.

Колесо.

Играющих 16 или значительно больше.

Они, раз-делившись на одинаковые группы, становятся рядами, лицом к середине - как спицы в колесе.

Водящий помещается вне колеса. Он бежит по кругу и, уда-рив по спине кого-либо из задних игроков, становится позади него.

Запятнанный передаёт удар впереди стоящему, тот - сле-дующему и так далее до головного в спице; головной, получив удар, громко кричит «ай!». После крика все стоящие в спице и водящий бегут по кругу, обгоняя друг друга. Обежав круг, стараются стать на прежнее место.

Игрок, оказавшийся в спице сзади всех, идёт водить.

Нельзя пятнать раньше, чем получен удар.

Нельзя выбегать раньше крика. Нельзя мешать игрокам бежать и отталкивать вставших в спицу.

Игры с прыжками и борьбой для мальчиков 3-7 лет

Путы.

Ноги завязываются платком или верёвкой пример-но так же, как спутываются ноги у лошади.

И так играющие прыгают до назначенного места. Кто первым прискакал, тот и выиграл.

Змейка.

Вот как описывали эту игру старожилы станиц Верхней Кубани:

«Малы хлопци чи лягають на спыну, чи хло-паются на коленки, чи сидають на зимлю один за другим, но на небольшом расстоянии.

Самый крайний сигаеть через осталь-ных, а на кониц сам лягае чи сидае на другом конци.

И так один за другим».

Побег.

Играющих 10-20 человек. Они образуют круг, крепко взявшись за руки. Один игрок перемещается внутри, а другой вне круга. Тот кто стоит внутри, пытается убежать, а сделать это можно по -разному:или перепрыгнуть через руки, или проскочить под руками, или же просто разорвать цепь.

Находящийся вне круга держит его сторону и всячески помогает ему.

Если игроку удастся убе-жать, то водить идёт пара, виновная в его побеге.

Перетяни палку.

Играющие делятся на две партии. Веду-щий одной партии берёт палку, а за него берутся все остальные. Ведущий другой партии тоже берётся за эту палку, а за него берётся его партия.

И так стараются перетянуть палку - каждая группа на свою сторону.

Физкультминутки

В прятки пальчики играли

И головки убирали.

Вот так, вот так,

Так головки убирали.

Сжимание и разжимание пальцев кистей рук.

Мы сегодня нарезали,

Наши пальчики устали.

Пусть немного отдохнут,

Снова резать начнут.

Дружно локти отведём.

Снова резать ромбики начнём.

Дружно локти отведём.

Снова резать ромбики начнём.

Активное сгибание и разгибание пальцев. :

Встряхивание руками перед собой.

Энергично отвести локти назад.

Мы сегодня вырезали,

Наши пальчики устали.

Наши пальчики встряхнём, Вырезать опять начнём.

Ноги вместе, ноги врозь,

Заколачиваем гвоздь.

Заколачиваем гвоздь.

Заколачиваем гвоздь.

Плавно поднять руки перед собой, встряхнуть кистями.

Разводить и сводить ноги, притопывая.

По сухой лесной дорожке — Топ-топ-топ топочут ножки. Ходит, бродит вдоль дорожек Весь в иголках серый ёжик. Ищет ягодки, грибочки,

Для сыночка или дочки.

Дети стоят, слегка согнувшись.

Руки, согнутые в локтях,

перед грудью, кисти рук опущены вниз. Ноги, слегка согнутые в коленях, делают мелкие, частые шажки.

«Собирают ягодки» — кончики пальцев соединя-ются, «срывают ягоды».

РЕЧЕВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ

СОЛОМКА

Вырастут в поле и рожь и пшеница.

Их обмолотят соломка родится.

Руки коснутся её золотые,

И появляются словно живые

Сильный наездник и конь златогривый,

Гордый олень и телёнок бодливый,

И с золотою короной девица.

Вот ведь какая она непростая

Эта соломка, совсем как живая!

В руки возьмет лишь её мастерица

Сразу она в чудеса превратится!

ПЕТУХ

Ах, красавец петушок!

На макушке гребешок,

А под клювом-то бородка.

Очень гордая походка:

Лапы кверху поднимает,

Важно головой кивает.

***

Солнце цветам помогает расти,

Солнышку нужно поярче светить!

К солнышку тянется стебелёк,

И за листком вырастает листок.

Вот и прекрасный цветок распустился,

Солнце, и дождик, и руки мои.

Вместе цветку подрасти помогли!

СТИХИ

ЖАТВА

Жесткая щетинка, пяток не коли,

Что осталось в поле подбери с земли,

Каждый спелый колос, каждое зерно,

Чтоб душистым хлебом стало и оно.

Б. Токмакова

КОЛОС

Золотое поле, спелый колосок

Не роняй ты зёрен на сухой песок.

Беспокойным ветрам не давай зерна,

Каждая пригоршня Родине нужна.

Е. Трутнева

ПОСЛОВИЦЫ О ХЛЕБЕ

Хлеб-батюшка, вода-матушка.

У кого хлеб родится, тот всегда веселится.

Худ обед, когда хлеба нет.

Хлеб всему голова.

Потрудиться так и хлеба поесть.

ЗАГАДКИ

Весною — травкой шелковистой,

Летом нивой золотой,

Ну а зимнею порою —

Аппликацией, игрою,

Сухая очень, ломкая,

Зовут её ...

(Соломка)

Не море, а волнуется.

(Поле)

Золотист он и усат,

В ста карманах сто ребят.

(Колосок)

Ах, какое утро на Кубани,

После грома, бури и дождя

Гнут хрусталь звенящие тюльпаны,

Льют зарю, к порогу подойдя.

Варвара Бардарым.

Г.краснодар

Богата весна цветами, травами.

ВЕСНОЙ

На зорьке румяной

Шиповник проснулся.

Он каждым листочком

К заре потянулся.

А зорька к нему

Потянулась в ответ,

Бутоны окрасила

В розовый цвет

Т. Голуб

ОДУВАНЧИКИ

Я бегу, а у дороги

Одуванчики стоят.

Ну такие недотроги:

Дунь — и к небу полетят.

В. Бардадым

ПОДСОЛНУХИ

Это не зонтики ,

Это не солнышки,

Это на ножках зелёных

Подсолнушки.

Греют на солнце

Подсолнухи спины,

Осенью зёрен

Подарят корзины.

Т. Голуб

ОДУВАНЧИК

Одуванчик золотистый

Превратился в шар

Пушистый.

Ветерок слегка

Подул,

Пух куда-то

Упорхнул!

Где пушинка

Упадёт,

Там на следующий Год

Одуванчик расцветёт!

Т. Голуб

***

Ой, как засмеялось подсолнечное поле!

Под лазурным небом тысяча светил,

Зацвели подсолнухи на степном раздолье:

Цвет их золотистый степь позолотил...

И. Варавва

***

Высокие травы-муравы,

растёте вы, травы, на славу!

Зелёные скинув рубашки,

белеют-желтеют ромашки,

Краснеют нарядные маки,

как в новых одеждах казаки.

И словно разливы реки,

небесная синь васильки...

В. Бакалдин

Лучшая пора на Кубани — это лето!

***

У лета в корзине

Арбузы и дыни,

Черешни и сливы,

Подсолнух на диво!

В лесу на опушке

Кукуют кукушки,

Кукуют кукушки

На весь белый свет.

И кажется, это

От щедрого лета,

От доброго лета

Сердечный привет

Т. Голуб

***

На Кубани много лета, много хлеба.

Словно дыня, закатилось солнце в небо.

И клюют его, клюют со всех боков,

Как гусыни стаи белых облаков.

К.Обойщиков.

В зной, в ненастье вырастал,

Только слабым он не стал,

Силу, вкус и запах хлеба

Без него б я не узнал.

В. Нестеренко

***

А над Кубанью тополя,

И вётлы в три обхвата,

И всё поля, поля, поля

До самого заката.

...Пшеница шепчется с дождём

И смотрит на дорогу.

Взбежало лето на подъём

И спелый колос трогает.

И в каждом зёрнышке поля

И вётлы в три обхвата,

И в каждом — щедрая земля

С восхода до заката.

Т. Голуб

***

На Кубани пахнет лето

Прилетевшим с моря ветром,

Сочной сладкою клубникой,

огурцами, ежевикой,

Разогретой лебедой,

Мятою и резедой,

щедрым дождиком грибным

И укропом молодым,

Грушей в розовых накрапах...

А какой же главный запах?

Слышали, как за станицей

Пахнет солнышко пшеницей?

Т. Голуб

КОЛОСОК

Наступил уборки срок,

Строен, крепок, невысок

В золотом пшеничном поле

Каждый колосок.

В зной, в ненастье вырастал,

Только слабым он не стал,

Силу, вкус и запах хлеба

Без него б я не узнал.

В. Нестеренко

***

А над Кубанью тополя,

И вётлы в три обхвата,

И всё поля, поля, поля

До самого заката.

…Пшеница шепчется с дождём

И смотрит на дорогу.

Взбежало лето на подъём

И спелый колос трогает.

И в каждом зёрнышке - поля

И вётлы в три обхвата,

И в каждом- щедрая земля

С восхода да заката.

Т.Голуб

ОСЕНЬ

Осень, осень... Огненная птица.

Лист багряный в воздухе кружится.

Падая у ног моих, шуршит.

Словно шепчет мне он: «Не спеши.

Посмотри вокруг, как все прекрасно:

Россыпь трав и щебетанье птиц.

Радости как будто нет границ!..»

К. Обойщиков

***

В небесах высоких тает

Одинокий тонкий луч,

Улетают птичьи стаи,

Прилетают стаи туч.

В. Нестеренко

СЕНОКОС

Здравствуй, сенъ-сенокос

Что с собою ты принёс?

Жаркий труд людей умелых,

Разговоры острых кос.

Расскажи-ка, сенокос,

Что ещё с собой принёс?

Ароматы трав сушеных

И сверканье звонких рос!

Сено-сено-сенокос!

А хорош ли твой укос?

Накосил бурёнкам сено —

Вот какой огромный воз!

В. Нестеренко

***

Зима пришла непрошено,

Наутро запорошила

Все улицы снежком.

Привет, пора весёлая!

Готовь быстрей коньки,

А рядом с нашим садиком,

Растут снеговики.

В. Нестеренко

***

Снег блестящий,

Снег хрустящий

Заметает наш порог,

И зовёт гулять звенящий,

В степь летящий ветерок!

Т. Голуб

ЗИМА

Опять деревья побелели

И ветер с севера подул.

Опять поют в полях метели...

Устав от лета, пруд уснул.

Сады покрылись сединою,

Снежок рассыпчатый хрустит.

Сосульки виснут бахромою,

И солнце льдинкою блестит...

Т. Голуб

Краснодарский край обладает уникаль-ными природными богатствами. Его ланд-шафт очень разнообразен. Горные рельефы, равнины, степи, луга, Чёрное и Азовское мо-ря, реки, озёра, лиманы и плавни создают большие возможности для ознакомления де-тей дошкольного возраста с большим разно-образием растительного мира Кубани.

Деревья хвойные — ель, кипарис, пихта, туя, сосна.

Деревья лиственные — берёза, клён, ясень, граб, бук, платан, липа, осина, дуб, тополь, ива.

Фруктовые деревья — яб-лони, вишни, абрикосы, груши, алыча.

Цветы полевые и луговые — одуванчи-ки, лютики, клевер, васильки, ромашки, маки, сурепка, вьюнок, колокольчики, го-рошек мышинный, цикорий, мать-и-маче- ха, мята, полынь, чистотел, зверобой, подо-рожник.

Цветы лесные — ландыши, анемо-ны (ветреницы), примулы, цикламены, фиал-ки, незабудки.

Цветы садовые — розы, нас-турции, астры, бархатцы, маргаритки, гла-диолусы, георгины.

Злаковые культуры — пшеница, рожь, ячмень, рис, овёс, просо, гречиха.

Растения водоёмов — камыш, рогоз, ку-бышка, белая кувшинка, ряска, перистолистник, стрелолист, лотос.

Животные — бурые медведи, волки, ли-сицы, белки, зайцы, еноты, кабаны, олени, косули.

Птицы — сойки, синицы, дятлы, иволги, дрозды, кукушки, щеглы, воробьи, галки, перепёлки, жаворонки, голуби, ласточки.

Хищные птицы — коршуны, сычи, орлы, совы, беркуты. Птицы морей — чайки, бак-ланы. Птицы плавней и лиманов — цапли, дикие утки и гуси, камышанки, кулики, лебе-ди.

Рыбы пресных водоёмов — щука, карп, сом, окунь, карась, плотва, сазан, судак, та-рань, лещ.

Рыбы морские — хамса, камба-ла, барабуля, бычок, кефаль. Редкие ры-бы — морской конёк, акула, скат-хвосто- кол, дельфины (животные).

Памятники природы: скала Парус (Геленджикский р-н), скала Киселёва (Туапсинский р-н), гора Петушок (Гребешок) (г. Горячий Ключ), Гуамское ущелье (Апшеронский р-н) и др.

Редкие деревья: тюльпановое дерево (р-н Сочи), самшито-вая роща (р-н Сочи), кедр Ливанский(п. Джанхот), гинкго двулопастный (Крас-нодар, пл. Победы); дуб Великан (Красно-дар, парк им. Горького) и др.

ПРИМЕТЫ О ПРИРОДЕ

Будет дождик или нет

У цветов найду ответ.

Если утром ноготки

Сжали венчики-цветки у

Значит, дождь пойдёт опять

Нужно зонт с собою взять.

***

Если же глаза до солнца

Широко раскрыл вьюнок

Тут никто не ошибётся,

Будет солнечный денёк.

Т. Голуб

Народные приметы.

Кто? Что?

Что делает?

Какая будет погода?

Паучок

плетёт сеть

будет солнышко греть

Ласточки

летают низко

значит, дождик близко

Муравьи

прячутся в дома

не гуляй без зонта

Клевер

наклоняется

дождик ожидается

Ёлка

ветки опустила

о дожде предупредила

Воробьи

купаются

дождик ожидается

Собака

по земле катается

ветер ожидается

Одуванчик

не сдувается

дождик ожидается

Одуванчик

шар снимает

дождик капать начинает

Цветы

пахнут сильнее

тучи на небе чернее

Дым

к верху поднимается

мороз ожидается

Лягушки

держатся на воде

солнце будет на земле

Лягушки

прыгают по земле

дождик будет во дворе

Лягушки

громко квакают

дождик сильно капает

Вода

на реке пенится

дождик ожидается

Розовый

закат

солнце к ветру

Россия… Как велика она, как многолика! Величаво раскинула свои просторы от Дальнего Востока до Украины, от Ледовитого океана до Черноморского побережья Кавказа!.. На этих необозримых просторах живут и трудятся россияне. Велика и красива Россия!
Есть в ее наряде жемчужина, которая зовется Кубанью.
Кубань - уникальный регион. Здесь каждое время года не только имеет свое очарование, но и важность для благосостояния жителей края. Ученики 2 "А" класса разделились на четыре группы и подготовили презентацию времени года.

Придумала мать дочерям имена,

Вот Лето и Осень, Зима и Весна.

Приходит Весна – зеленеют леса,

А Лето пришло – всё под солнцем цветёт,

И спелые ягоды просятся в рот.

Нам щедрая Осень приносит плоды,

Дают урожаи поля и сады.

Зима засыпает снегами поля.

Зимой отдыхает и дремлет земля.



Осень на Кубани.

Распустила рябина косы,
Золотые склонила пряди.
Проплывает неслышно осень
В хороводном своём наряде. Виталий Бакалдин .

В северной половине края осень начинается в конце сентября. Обычно она продолжительная и теплая. Деревья долго сохраняют зеленый, а затем золотистый наряд. Они постепенно сбрасывают свои листья. Каких только красок нет у золотой осени! У тополя, яблони и груши листопад начинается в октябре, у белой акации и вишни – в ноябре.

Осенью заметно короче становятся дни. В начале октября в 7 часов вечера уже темнеет. В середине дня солнце на небе поднимается не так высоко и меньше нагревает землю.
Переход к зиме незаметный, постепенный, лишь в конце ноября начинаются заморозки.

Осенью убирают подсолнечник, кукурузу, сахарную свеклу, пашут поля под озимые.

На Кубани первые посиделки начинались с «Осенин» (14 ноября). Этот праздник именовался «Кузьма-Демьян - ремесленники, курятники» (в честь святых братьев Кузьмы и Демьяна - покровителей плодородия, супружеского счастья и защитников кур). Это старый русский народный праздник, праздник урожая. Тяжелая страда позади. Хлеб убран, лен надерган. Начинаются долгие зимние посиделки, во время которых не только пряли, ткали, вышивали, но и пели песни, рассказывали сказки, разгадывали мудреные загадки, иногда работа перемежалась играми и танцами.

Зима на Кубани.


Степь запряталась в снегах,
Иней вздрогнул на ветвях:
Молодой Мороз в станицу
Лихо въехал на санях. Владимир Нестеренко.


Зима приходит на Азово- Кубанскую низменность с севера. Дуют северные и северо- восточные ветры. Холодный воздух, продвигаясь с севера на юг, успевает прогреться. Зима в крае мягкая, неустойчивая, малоснежная, с частыми оттепелями. Юго – западные ветры, со стороны Черного моря, приносят дожди вперемешку со снегом, и зима сменяется дождливой осенью.

В предгорной полосе зима сравнительно теплая. На Черноморском побережье, к югу от Туапсе, ее почти не бывает. В Краснодаре средняя температура января 2 градуса ниже нуля, а на Черноморском побережье 5 градусов выше нуля. Но иногда температура воздуха повышается до 15 градусов тепла. Всю зиму в теплицах выращивают овощи, фрукты, раннюю рассаду.
Зимой солнце поднимается еще ниже, чем осенью. Дни становятся совсем короткими. 22 декабря день длится всего 7 часов, а ночь – 17 часов.

Труженики села готовятся к весне. На поля вывозят удобрения, ремонтируют сельскохозяйственные машины, очищают семена к посеву.

Красная Поляна (г. Сочи) является центром пешеходного туризма горнолыжного спорта. Недавно построена канатная дорога. К Зимним олимпийским играм 2014года в Сочи будет построен ледовый дворец.
Но лучше всего о нашей кубанской зиме расскажет стихотворение «Южная зима» новороссийской поэтессы Валентины Минаковой.

Первый снег мы долго ждём,

Ранним утром, ночью, днём,

Только чуда не видать,

Солнце жаркое опять.

Что за диво, вот беда,

Где метели, холода?

Лыжи, санки и коньки

Заскучали от тоски.

Покатиться б на коньках,

И снежки лепить в руках,

И промчаться бы стрелой,

С горки нашей ледяной.

Только кажется всё сном:

Дождик льётся за окном.

Надо ехать на Эльбрус,

Там зимы остался вкус.

Весна на Кубани..


Снег растаял – и в полях
Празднично, просторно.
Рада рыхлая земля
Золотистым зёрнам.
Небеса без облаков
Стали голубее,
Разговоры тракторов –
Громче, веселее. Владимир Нестеренко.



Весна в крае начинается рано, в феврале уже чувствуется ее приближение. Первая половина марта часто бывает холодная. Утром и вечером наблюдаются заморозки до 5-6 градусов, а иногда температура падает до 10- 13 градусов мороза. Вторая половина месяца обычно теплая. В марте зацветают в лесах подснежники и фиалки, пробиваются к свету молодые побеги крапивы, лопуха, одуванчика.

В апреле обычно устанавливается теплая погода, в конце месяца цветут вишни, яблони, сирень. Иногда бывают резкие похолодания, приносящие большой вред садам.

На полях начинаются сельскохозяйственные работы: пахота, сев.

Лето на Кубани..


На Кубани пахнет лето
Прилетевшим с моря ветром,
Сочной, сладкою клубникой,
Огурцами, ежевикой,
Разогретой лебедой,
Мятою и резедой,
Щедрым дождиком грибным
И укропом молодым,
Грушей в розовых накрапах…
А какой же главный запах?
Слышали, как за станицей
Пахнет солнышко пшеницей? Татьяна Голуб.


Лето на Азово- Кубанской низменности жаркое, в горных районах - умеренно теплое. Наступает оно на равнинах в начале мая, а в горах – в июле.

Летом длинные солнечные дни и короткие теплые ночи. Солнце всходит рано, в полдень поднимается высоко и сильно греет. В 8 часов вечера в конце июля еще бывает светло. Самый длинный день – 22 июня, он длится 17 часов 30 минут. Дожди кратковременные, иногда сопровождаются грозами, и вслед за ними быстро наступает ясная погода.

Самый жаркий месяц – июль. Температура воздуха поднимается до 30 – 35 градусов. На Черноморском побережье жара днем смягчается ветерком, дующим с моря.

В июне некоторые растения еще цветут, другие – уже дают плоды. Цветут – ежевика, арбузы, мак, подсолнечник. Созревают – черешня, вишня, малина. В июле созревают абрикосы, алыча и ранние яблоки. В августе на полях и в садах начинается массовый сбор урожая.

Времена года глазами кубанских поэтов
Цели:1) познакомить с особенностями времён года на
Кубани, народными приметами, показать красоту
родного края;
2) развивать наблюдательность;
3) воспитывать интерес к творчеству кубанских поэтов.
Даль степей сквозная,
гор простор орлиный –
сторона родная,
край наш тополиный! Виктор ПодкопаевПрекрасна природа Кубани! Выйдите в сад, в степь, в поле, прогуляйтесь по парку, просто выгляните в окно - и вы увидите настоящее чудо…
Высокие травы-муравы,
растёте вы,
травы,
на славу!
Зелёные скинув рубашки,
белеют-желтеют ромашки.
Краснеют нарядные маки,
как в новых бешметах казаки.
И, словно разливы реки,
небесная синь –
васильки…
Виталий Бакалдин(Бешмет – верхняя одежда у татар, кавказских народов, казаков)
Густой туман плывёт низиной.
Покоем полнится земля.
И держат небо, как корзину,
Над хуторами
тополя.
Кронид Обойщиков
Ой, как засмеялось подсолнечное поле!
Под лазурным небом - тысяча светил.
Зацвели подсолнухи на степном раздолье:
Цвет их золотистый степь позолотил...
Иван Варавва

На зорьке румяной
Шиповник проснулся.
Он каждым листочком
К заре потянулся.
А зорька к нему
Потянулась в ответ,
Бутоны окрасила
В розовый цвет...
Татьяна ГолубЭто фрагменты из стихотворений кубанских поэтов. Всего несколько строчек - и перед нами портрет родной земли. Талантливый поэт умеет подметить красоту каждой скромной травинки и найти точные, яркие слова, чтобы передать это очарование нам.
(Фрагмент - отрывок текста, художественного или музыкального произведения.)
- Какой из прочитанных отрывков показался вам самым красивым? Почему?
- Выполните иллюстрацию к одному из отрывков.
- А умеете ли вы определять погоду по народным приметам?
Если нет, внимательно послушайте ещё одно стихотворение кубанской поэтессы Татьяны Голуб.
Приметы
Будет дождик или нет -
У цветов найду ответ.
Если утром ноготки
Сжали венчики-цветки,
Значит, дождь пойдёт опять –
Нужно зонт с собою взять.
Если же глаза до солнца
Широко раскрыл вьюнок –
Тут никто не ошибётся:
Будет солнечный денёк.
А вот отрывок из стихотворения «Толи снег, то ли дождик» Кронида Обойщикова:
…Если пахнуть сильно стала
Под твоим окном сирень,
Кошка стенку искромсала,
Петухи орут весь день,
Если ласточки летают
Низко-низко над землёй,
Я теперь уж точно знаю:
Хлынет дождик ливневой…
В народе известны и другие приметы дождя:
«Вода на реке пенится - завтра пойдёт дождь ».
« Воробьи в пыли купаются - к дождю»,
« Вечером небо бледно-жёлтое - к дождю. »- Расспросите старших - родственников, знакомых - о том, какие народные приматы им известны. Запишите в тетради известные вам приметы дождя, ветреной или солнечной погоды. Нарисуйте иллюстрации. А чтобы получился настоящий календарь, вы можете сделать в нём главы «Зима», «Весна», «Лето», «Осень».
Зима.
Кубанская зима редко дарит нам сугробы, снегопады, сосульки... Не успеет выпасть снежок - и тут же растает. Но зато, когда зимушка-зима решит погостить у нас подольше, сколько же радости приносит она ребятам!
Зима приходит на Азово-Кубанскую равнину с севера. Дуют северные и северо - восточные ветры. Холодный воздух, продвигаясь с севера на юг, успевает прогреться. Смешиваясь с местным теплым воздухом, холодный воздух еще более нагревается, поэтому зима в крае мягкая, неустойчивая, малоснежная, с частыми оттепелями. Юго-западные ветры со стороны Черного моря приносят дожди вперемежку со снегом, и возвращается дождливая осенняя погода. Иногда бывают грозы.

Вот такой увидел зиму кубанский поэт Вадим Неподоба:
Как хорошо под снегопадом!
Какая свежесть и тепло!
В лесу, высоком и косматом,
Как в сказке бабушки, светло…
Снежная баба
Бабу снежную вчера
Мы слепили у двора.
До чего ж она была
Симпатична и бела!
Мы приладили ей чёлку,
В руки сунули метёлку,
Улыбалась всем она
Аж до самого темна.
А сегодня за окном
Потекли ручьи кругом,
И от бабы - вот так да!-
Не осталось и следа!
Татьяна Голуб Первый лёд
От январской первой стужи
Поутру замёрзли лужи.
Возле школы есть одна –
Всем понравилась она.
Быстро очередь растёт –
Все хотят проверить лёд.
А я плохо прокатился -
На спине вдруг очутился.
А за мною мчится Женя:
«Не задерживай движенье!»
«Поднимайся,-крикнул Вова,-
Я хочу проехать снова!»
Это место обойти
Никто и не пытается,
Даже строгий завуч наш
Тоже тут катается.
Кронид Обойщиков
- А в какие зимние игры играете вы со своими друзьями?
- Объясните пословицу:
« Зимой солнце сквозь слёзы улыбается.»Весна.
Весну называют утром года. У нас на Кубани она особенно хороша. Настоящая кубанская красавица!
И, конечно, поэты не жалеют красок, чтобы описать всю её неповторимую прелесть.
В стихотворении Виталия Бакалдина «Весеннее» она только приближается:
...На первый взгляд невзрачные,
сады ещё прозрачные,
ещё не в яркой зелени,
ещё не зацвели...
В полях ещё томление
распаханной земли.
А в стихотворении Вадима Неподобы «Вербное утро» весна уже вступает в свои права:
"Гам, где обрывы тенистые
Солнечным бликам родня,
Вербные дети пушистые
Разом увидят меня...
У Ивана Вараввы («Утро после дождя») кубанская весна предстаёт во всей своей красе:
Ах, какое утро на Кубани,
После грома, бури и дождя
Гнут хрусталь звенящие тюльпаны.
Льют зарю, к порогу подойдя...
Весна в крае начинается рано: в феврале уже чувствуется ее приближение. Однако первая половина марта часто бывает холодная. Утром и вечером наблюдаются заморозки до 6 градусов, а иногда температура воздуха падает до 10-13 градусов мороза. Вторая половина месяца обычно теплая. В марте зацветают в приречных лесах подснежники и фиалки, пробиваются к свету молодые побеги крапивы, лопуха, одуванчика.
В апреле обычно устанавливается теплая погода. В конце месяца цветут вишни, яблони, сирень. Иногда бывают резкие похолодания, приносящие большой вред садам. В начале мая цветет белая акация.
С приходом весны на гнездовья прилетают многочисленные пернатые друзья: скворцы, ласточки. На полях начинаются сельскохозяйственные работы: пахота, сев.
- Объясните пословицу:
« Весна – утро года. »Лето.
Все времена года хороши и красивы по-своему.
Но лучшая пора на Кубани – это, конечно, лето!
На Кубани много лета,
много хлеба,
Словно дыня,
закатилось солнце в небо.
И клюют его, клюют со всех боков,
Как гусыни,
стаи белых облаков.
Кронид Обойщиков
На Кубани пахнет лето
Прилетевшим с моря ветром.
Сочной, сладкою клубникой,
Огурцами, ежевикой,
Разогретой лебедой,
Мятою и резедой,
Щедрым дождиком грибным
И укропом молодым,
Грушей в розовых накрапах...
А какой же главный запах?
Слышали, как за станицей
Пахнет солнышко пшеницей?
Татьяна ГолубА над Кубанью тополя
И вётлы в три обхвата.
И всё поля, поля, поля.
До самого заката.
…Пшеница шепчется с дождём
И смотрит на дорогу.
Взбежало лето на подъем
И спелый колос трогает.
И в каждом зёрнышке - поля
И вётлы в три обхвата,
И в каждом – щедрая земля
С восхода до заката.
Антонина Баева
Летом длинные солнечные дни и короткие теплые ночи. Солнце всходит рано, в полдень поднимается высоко и сильно греет. В 9 часов вечера в конце июля еще бывает светло. Конечно, вы помните, что самый длинный день - 22 июня, он длится 17 часов 30 минут. Дожди идут редко, они кратковременны, иногда сопровождаются грозами. Вслед за ними быстро наступает ясная погода.
В сухую и жаркую погоду, которую приносят восточные и северо-
-восточные ветры, вы, наверное, любите купаться в речке или море. Особенно в июле, ведь он самый жаркий месяц. Температура воздуха поднимается до 30-35 градусов, а иногда бывает и выше.
На Черноморском побережье жара днем смягчается ветерком (бризом), дующим с моря.
Лето - не только самая красивая и благодатная пора. Это время уборки урожая. Хлеб - общая забота кубанцев. И жители станиц, и горожане -все стремятся помочь хлеборобам вовремя убрать пшеницу, не потерять ни колоска...
Осень.
Стоит пшеница по Кубани
Среди натруженных полей,
И тает в хлебном океане
Зелёный парус тополей.
Шумят хлеба...
В страде горячей
Они земле поклоны бьют
За теплоту души казачьей,
За доблесть, мужество и труд!..
Иван Варавва
В северной половине края осень начинается в конце сентября. Обычно она продолжительная и теплая: деревья долго сохраняют свой зеленый, а затем золотистый наряд. Они постепенно сбрасывают свои листья. Каких только красок нет у золотой осени! У тополя, яблони и груши листопад начинается в октябре, у белой акации и вишни - в ноябре.
Осенью заметно короче становятся дни. В начале октября в 7 часов вечера уже темнеет. В середине дня солнце поднимается не так высоко и меньше нагревает землю. Переход к зиме незаметный, постепенный, лишь в конце ноября начинаются заморозки.
Осенью убирают подсолнечник, кукурузу, сахарную свеклу, пашут поля под озимые. С высоких гор дикие животные спускаются в широколиственные леса, где усеивают землю осыпавшиеся дикие груши, яблоки, орехи, каштаны, желуди. Эти плоды поедают медведи, кабаны, барсуки и другие животные. Они готовятся к зиме.
Итог занятия.
Конкурс на лучшее сочинение о красоте природы родного края.
Выставка рисунков, фотографий о природе Кубани.
Выставка книг кубанских поэтов.

Оксана Петрова
Конспект ОД по развитию речи в подготовительной группе. Разучивание стихотворения Т. Д. Голубь «Главный запах»

Конспект ОД по развитию речи в подготовительной группе на тему «Разучивание стихотворения Т . Д. Голубь «Главный запах » Цель : приобщать детей к миру поэзии Кубанских писателей, прививать любовь к малой Родине.

Задачи :

-развивать познавательный интерес, инициативу и любознательность;

Помочь детям понять содержание и смысл стихотворения ;

Побуждать детей использовать модельную схему при заучивании стихотворения ;

Способствовать запоминанию слов;

Совершенствовать интонационную выразительность речи ;

Воспитывать любовь к поэзии о Родном крае.

Методы и приёмы :

Практические - игра «Передай волшебную палочку» , Динамическая пауза «Урожай» , упражнение «Повтори без слов» , «Построй сюжет»

Наглядные – презентация к занятию «Главный запах » .

Словесные - проблемная ситуация, беседа, рассказывание стихотворения по модельной схеме .

Материалы и оборудование : презентация «Главный запах » , волшебная палочка, 1. Организационный момент

Приветствие гостей

Звучит Гимн Кубани

Ребята, какое произведения сейчас прозвучало. (Гимн Краснодарского края)

Как называется человек, который пишет слова к песне или стихи ? (поэт)

Как называется человек который пишет музыку (композитор)

Кто написал музыку к нашему гимну? (музыка народная в обработке Виктора Гавриловича Захарченко)

2. Проблемная ситуация «Поэты Кубани»

Ребята, посмотрите перед вами портреты кубанских поэтов.

О чем пишут поэты в своих стихах ?

А скажите, пожалуйста, знают ли ваши родители стихи кубанских поэтов ?

Сегодня мы с вами разучим стихотворение Татьяны Дмитриевны Голубь «Главный запах » И расскажем это красивое стихотворение дома своим родителям, чтобы наши родители знали, что у нас на Кубани есть поэты, которые пишут красивые стихи о нашей Родине .

Сегодня мы с вами разучим стихотворение Татьяна Дмитриевна Голубь «Главный запах »

Татьяна Дмитриевна Голубь родилась в 1944 году в Оренбургской области. Переехали в город Славинск – на- Кубани в 1949 году. За школьной партой Таня не сидела. Она тяжело болела, была прикована к постели, ходить не могла, но её мужество, стремление к творчеству сделали её известной поэтессой. Её стихи о природе Кубани , о детях, о труде. На её стихи написаны песни .

Слайд№ 5. Чтени стихотворения Т . Д. Голубь «Главный запах »

Как называется стихотворение ? (Главный запах )

Кто написал это стихотворение ? (Татьяна Дмитриевна Голубь )

О чем рассказывает нам стихотворение ? (о том, чем пахнет лето)

С чем сравнивают запах лета ? (с сочной клубникой, огурцами, ежевикой, разогретой лебедой, мятой, резедой, дождиком грибным, молодым укропом, грушами, солнышко пшеницей)

С чем прилетел запах лета ? (с ветром с моря)

Чем пахнет солнышко летом на Кубани? (пшеницей)

Где пахнет лето сочной, сладкою клубникой? (на Кубани)

Какие незнакомые, непонятные слова вам встретились (Словарная работа)

Резедой – резеда – цветок с ароматным запахом .

Накрапах – накрап – природные пятна на груше.

Воспитатель повторно читает стихотворение .

Упражнение «Повтори без слов»

4. Динамическая пауза «Урожай»

В огород мы пойдем, маршировать на месте

Урожай соберем. идем вперед

Здесь клубнику, ежевику наклоны вперед

Ароматную сорвем.

И огурчиков хрустящих, приседаем 2р.

На салат мы соберем.

Груши с дерева сорвем показать руками «рвут»

Желтые и сочные, правая рука вперед, левая рука вперед

Очень, очень вкусные. кистями круговые движения

И вернемся по дорожке. поворачиваемся вокруг себя

С урожаем мы в лукошке. шагом возвращаемся на места

5. Повторное чтение по модельной схеме. Упражнение «Построй сюжет»

Ребята нам с вами пришло письмо в нем с помощью картинок зашифровано наше стихотворении , давайте с вами расшифруем его. Кто запомнил строки из стихотворения и хочет расшифровать его.

6. Игра «Передай волшебную палочку»

Для того чтобы нам было интереснее и легче запомнить стихотворение , предлагаю вам поиграть в игру «Передай волшебную палочку» . Мы с вами будем передавать волшебную палочку друг другу, и произносить по строчке стихотворения .

7. Рассказывание стихотворения детьми по модельной схеме.

8. Рефлексия.

Чем мы сегодня занимались на занятии? Как называется стихотворение , которое вы выучили? Кто автор этого стихотворения ? Что вам больше всего понравилось на занятии? Что было труднее всего? Все молодцы, успешно справились с заданием!

Слайд№7Сейчас вы с помощью солнышка, тучки с солнышком и тучки с дождиком покажите своё отношение к услышанному сегодня.

Солнышко означает - я много узнал нового, мне было, интересно.

Тучка с солнышком - я много узнал нового, но мне было не очень интересно.

Тучка с дождиком - я ничего не узнал нового, мне было не интересно.

Спасибо за внимание!

Публикации по теме:

Конспект интегрированного занятия по развитию речи в подготовительной группе. Заучивание стихотворения И. Василевского «Снег» Конспект интегрированного занятия по развитию речи в подготовительной группе. Тема Заучивание стихотворения И. Василевского «Снегопад».

Конспект НОД по речевому развитию в первой младшей группе. Разучивание стихотворения А. Барто «Мишка» Конспект НОД по речевому развитию в 1 младшей группе (Чтение художественной литературы) Тема: Разучивание стихотворения А. Барто «Мишка».

Конспект ООД по познавательному развитию в старшей группе «Вкус, запах» Конспект Организованной образовательной деятельности в старшей группе МДОУ Детский сад «Колосок» Образовательная область «Познание» Тема:.

Конспект занятия. Литературный калейдоскоп «Разучивание стихотворения С. Я. Маршака «Весна» Цель: Познакомить детей со стихотворениями, посвященными весне; помочь им запомнить и выразительно читать новое стихотворение. Интеграция.

Цель: разучить стихотворение С. Маршака «Апрель» Задачи: Образовательные: учить детей запоминать короткие стихотворения, опираясь на картинки.

Конспект занятия по развитию речи в средней группе заучивание стихотворения «Оленёнок» Ю. Кушака Программное содержание: 1. Вызывать эмоциональный отклик на стихотворение 2. Продолжать учить ребят внимательно слушать художественное.

«Энергия ветра» - Данные наблюдений (МВтч). Фото: Nordex AG. Вопросы? Ресурс энергии ветра. Электроэнергия (кВт). Что обеспечивают системы с использованием энергии ветра? Фото: Danmarks Tekniske Universitet. Рассчитать кривую распределения энергии. Рассчитать действительное энергопроизводство. Фундамент (вид сбоку). График мощности турбины на 1 МВт.

«Ветер в феврале» - В поле за ветром не угоняешься. Выяснить, почему февраль считается самым ветреным месяцем. Цель работы: В рукавицу ветра не изловишь. Руками ветра не поймаешь. Январю –батюшке -морозы, февралю -метели. Научит по небу летать И облака там задевать. Ветер не дует, так и осока не шумит. Диаграмма количества ветреных дней за три месяца.

«Моря России» - Реки России. Озеро Копытко – излюбленное место отдыха жителей и гостей нашего города. Моря Атлантического океана. Балтийское море Черное море. Берингово море Охотское море Японское море. Моря Тихого океана. Озера России. Каспийское озеро-море Байкал Ладожское Онежское. Реки Усть – Лабинска – Кубань и Лаба.

«Моря в России» - Японское море. Владивосток. Закрепление изученного материала. В Каспийском. Мурманск. Какое море является морем мертвых глубин? Петропавловск - Камчатский. Балтийское, Чёрное, Азовское моря. Берингово море. Впадение крупных рек, которые опресняют воду. Восточно-Сибирское море. Чукотский п -в. Начиная со 125 – 200 м. вода отравлена сероводородом.

«Состояние Аральского моря» - Актуальность. Определение скорости ветра. Проведение экологического мониторинга Аральского моря. Пути улучшения экологического состояния Аральского моря. Лишь адыраспан, да ветер одинокий, Да стонущие жёлтые пески. Продолжится и общее восстановление водоема. Ход исследования. Цель работы. С распадом СССР в 1991 г.

«Урок Ветер» - Ветер – перемещение воздуха в вертикальном направлении. Ветер изменяет формы рельефа. Засвистит- по речке дрожь. Местный ветер. Приборы. Характеристика ветра. «Женатый» -на оз. Бриз. Муссон образуется на побережье морей. Озорник, а не уймёшь. Анемометр –прибор для определения силы ветра. Ветер дует из области с низким давлением, в область с высоким атмосферным давлением.