Пьеса маяковского клоп краткое содержание. В

Действие пьесы происходит в Тамбове: первых трех картин — в 1929 г., остальных шести картин — в 1979 г.

Бывший рабочий, бывший партиец Иван Присыпкин, переименовавший себя для благозвучия в Пьера Скрипкина, собирается жениться на Эльзевире Давидовне Ренессанс — парикмахерской дочери, кассирше парикмахерской и маникюрше. С будущей тещей Розалией Павловной, которой «нужен в доме профессиональный билет», Пьер Скрипкин разгуливает по площади перед огромным универмагом, закупая у лотошников все, по его мнению, необходимое для будущей семейной жизни: игрушку «танцующие люди из балетных студий», бюстгальтер, принятый им за чепчик для возможной будущей двойни, и т. д. Олег Баян (бывший Бочкин) за пятнадцать рублей и бутылку водки берется организовать Присыпкину настоящее красное трудовое бракосочетание — классовое, возвышенное, изящное и упоительное торжество. Их разговор о будущей свадьбе слышит Зоя Березкина, работница, бывшая возлюбленная Присыпкина. В ответ на недоуменные вопросы Зои Присыпкин объясняет, что он любит другую. Зоя плачет.

Обитатели молодежного рабочего общежития обсуждают женитьбу Присыпкина на парикмахерской дочке и смену им фамилии. Многие его осуждают, но некоторые его понимают — сейчас же не 1919 г., людям для себя пожить хочется. Баян обучает Присыпкина хорошим манерам: как танцевать фокстрот («не шевелите нижним бюстом»), как незаметно почесаться во время танца, — а также дает ему другие полезные советы: не надевайте двух галстуков одновременно, не носите навыпуск крахмальную рубаху и т. д. Внезапно раздается звук выстрела — это застрелилась Зоя Березкина.

На свадьбе Пьера Скрипкина и Эльзевиры Ренессанс Олег Баян произносит торжественную речь, затем играет на рояле, все поют и пьют. Шафер, защищая достоинство новобрачной, затевает ссору за ссорой, завязывается драка, опрокидывается печь, возникает пожар. Прибывшие пожарные недосчитываются одного человека, остальные все погибают в огне.

Спустя пятьдесят лет на глубине семи метров бригада, роющая траншею для фундамента, обнаруживает засыпанную землей замороженную человеческую фигуру. Институт человеческих воскрешений сообщает, что на руках индивидуума обнаружены мозоли, являвшиеся в прошлом признаком трудящихся. Проводится голосование среди всех районов федерации земли, большинством голосов принимается решение: во имя исследования трудовых навыков рабочего человечества индивидуума воскресить. Этим индивидуумом оказывается Присыпкин. Вся мировая пресса с восторгом сообщает о его предстоящем воскрешении. Новость передают корреспонден-

ты «Чукотских известий», «Варшавской комсомольской правды», «Известий чикагского совета», «Римской красной газеты», «Шанхайской бедноты» и других газет. Размораживание проводит профессор, которому ассистирует Зоя Березкина, чья попытка самоубийства пятьдесят лет назад не удалась. Присыпкин просыпается, с его воротника на стену переползает размороженный вместе с ним клоп. Обнаружив, что он попал в 1979 г., Присыпкин падает в обморок.

Репортер рассказывает слушателям о том, что в целях облегчения Присыпкину переходного периода врачами было предписано поить его пивом («смесью, отравляющей в огромных дозах и отвратительной в малых»), и теперь пятьсот двадцать рабочих медицинской лаборатории, хлебнувших этого зелья, лежат в больницах. Среди тех, кто наслушался романсов Присыпкина, исполняемых им под гитару, распространяется эпидемия «влюбленности»: они танцуют, бормочут стихи, вздыхают и проч. В это время толпа во главе с директором зоологического сада ловит убежавшего клопа — редчайший экземпляр вымершего и популярнейшего в начале столетия насекомого.

Под наблюдением врача в чистой комнате на чистейшей кровати лежит грязнейший Присыпкин. Он просит опохмелиться и требует «заморозить его обратно». Зоя Березкина приносит по его просьбе несколько книг, но он не находит себе ничего «для души»: книги теперь только научные и документальные.

Посреди зоологического сада на пьедестале задрапированная клетка, окруженная музыкантами и толпой зрителей. Прибывают иностранные корреспонденты, древние старики и старухи, с песней подходит колонна детей. Директор зоосада в своей речи мягко упрекает профессора, разморозившего Присыпкина, в том, что он, руководствуясь внешними признаками, ошибочно отнес его к «гомо сапиенс» и к его высшему виду — к классу рабочих. На самом же деле размороженное млекопитающее — человекообразный симулянт с почти человеческой внешностью, откликнувшийся на данное директором зоосада объявление: «Исходя из принципов зоосада, ищу живое человечье тело для постоянных обкусываний и для содержания и развития свежеприобретенного насекомого в привычных ему, нормальных условиях». Теперь они помешены в одну клетку — «клопус нормалис» и «обывателиус вульгарно. Присыпкин в клетке напевает. Директор, надев перчатки и вооружившись пистолетами, выводит Присыпкина на трибуну. Тот вдруг видит зрителей, сидящих в зале, и кричит: «Граждане! Братцы! Свои! Родные! Когда ж вас всех разморозили? Чего ж я один в клетке? За что ж я страдаю?» Присыпкина уводят, клетку задергивают.

Пьеса Клоп состоит из 9 картин. Три первые картины происходят в 1929 году в Тамбове, а шесть оставшихся картин уже в 1979 году.

На парикмахерской дочери и кассирше Эльзевире Давидовне Ренессанс хочет женится бывший рабочий и партиец Иван Присыпкин. Для благозвучия своего имени он даже переименовал себя в Пьера Скрипкина. Иван Присыпкин уже познакомился и с матерью своей возлюбленной. Сцена происходит на площади, по которой идут Иван Присыпкин и его будущая теща Розалия Павловна. Присыпкин подходит ко всем латошникам, не пропуская никого, и покупает у них всякие нужные для семейной жизни вещи. Так, он покупает бюстгалтер для жены, который больше похож на чепчик для двойни, которая по его мыслям должна родиться у Эльзевиры и другие нужные, по его мнению, вещи. Пока Присыпкин покупал вещи, он успел повстречать человека по имена Иван Баян, который взялся организовать весь процесс свадьбы за пятнадцать рублей и бутылку водки. За эту плату Иван Баян пообещал роскошное торжество в классовом стиле. Но к несчастью, их разговор уже бывшая любовь Ивана Присыпкина Зоя. Она активно расспрашивает Ивана о готовящемся торжестве, на что Иван Присыпкин отвечает, что прошлые отношения покончены и он любит другую. От его слов у Зои появляются слезы на глазах и она плачет.

Будущая свадьба Ивана Присыпкина и Эльзевиры Ренессанс становится предметом бурных обсуждений. Так, разговоры ведутся даже в рабочем общежитии. И как полагается все обсуждающие разделились на 2 категории, те которые говорят, что эта женитьба, несомненно, дело хорошее, и те, кто против этой женитьбы. В это время Иван Баян, с которым Иван Присыпкин разговаривал на площади об организации свадьбы, зря время не теряет и обучает жениха хорошим манерам. Так, он объясняет ему, как можно почесаться во время танца, чтобы этого никто не заметил. Или, например, дает полезный совет о том, что совершенно не гоже надевать 2 галстука сразу. Полагается носить только один галстук. Но случается непредвиденное обстоятельство. Зоя Березкина совершает самоубийство, стреляя в себя в своей комнате.

И вот настал долгожданный день свадьбы. Иван Баян говорит речь, поздравляя жениха и невесту с этим праздником. Вокруг все люди радуются, поют и танцуют. Все бы ничего, но шафер, устраивает драку за честь новобрачной. В пылу драки, опрокидывается печь и в помещении начинается пожар. Через некоторое время на место происшествия прибывают пожарные. Перед их глазами открывается пепелище, и лежащие везде трупы. Но при подсчете трупов не досчитываются одного.
Прошло пятьдесят лет. И в один день, бригада, роя траншею под фундамент здания, видит замороженный человеческий труп, присыпанный горстями земли. Данный труп бригада передает в «Институт воскрешений». Институт в свою очередь делает сенсационное сообщение, что у трупа найдены мозоли на руках, и это видимо означает, что в прошлом человек был из трудящегося класса. На поставленный перед сообществом вопрос, воскрешать труп или нет, сообщество ответило положительно. Труп воскресили, и восставшим человеком оказался Иван Присыпкин. Эта новость облетела все мировые газеты. Но самое интересное, что весь процесс размораживания проводил профессор, которому ассистировала Зоя Березкина. Так получилось, что ее попытка самоубийства пятьдесят лет тому назад не удалась. С воротника Ивана Присыпкина на стену переползает клоп, который по счастливой случайности был также заморожен. Иван Присыпкин узнает, что попал в 1979 год и психологически не выдержав такой новости падает в обморок.

Чтобы хоть как-то облегчить участь воскресшего Ивана Присыпкина, врачи прописали ему пить пиво. Вместе с ним в больнице лежат и другие рабочие, но уже нового времени. Иван Присыпкин играет на гитаре и поет романсы. На всех рядом лежащих рабочих распространяется редчайшая эпидемия влюбленности. Пока больные танцуют, разговаривают между собой о состоянии влюбленности и любовных чувствах, специалисты зоологического сада охотятся на того клопа, который был разморожен вместе с Иваном Присыпкиным. Как оказалось, он представляет собой редчайший вид клопов, которые были распространены в начале 20 века в России.

Иван Присыпкин лежит в чистой кровати. Однако сам он одет в грязную одежду. К нему ходит Зоя Березкина и приносит ему книги. Но он, к своему сожалению, не находит в них ничего интересного для себя. Иван Присыпкин говорит о том, что книги сейчас стали либо научные либо документальные, и уже нет тех, которые для души.

Окруженная музыкантами и другими людьми из толпы, посредине Зоологического сада стоит большая клетка. Мимо нее ходят старики и старухи, проходят колонны поющих детей. Около клетки стоят директор Зоосада и профессор, который разморозил Ивана Присыпкина. Директор явно не доволен этим, и постоянно шепчет профессору, что тот сделал не правильно, разморозив труп представителя якобы рабочего класса. На самом деле данный вид не относится к «гомо сапиенс» и тем более, к высшему классу - классу рабочего. Иван Присыпкин находясь в это большой клетке поет песни. Через некоторое время директор Зоосада берет в руки пистолет и выводит Ивана Присыпкина из клетки к толпе. Иван кричит ей «Братцы! Вас уже всех разморозили? Так почему я один тут сижу?». После этих слов Ивана Присыпкина берут под руки и отводят обратно в клетку с находящимся там же клопом.

Краткое содержание романа «КЛОП» пересказала Осипова А. С.

Обращаем ваше внимание, что это только краткое содержание литературного произведения «КЛОП». В данном кратком содержании упущены многие важные моменты и цитаты.

КЛОП — феерическая комедия

Президиум горсовета, охотники, дети, старики. Действие происходит в Тамбове, у универмага с вертя­щейся дверцей и затоваренными витринами. Рядом про­ходят разносчики пуговиц, яблок, кукол, абажуров, се­ледок, галантереи, духов; продавцы клея, шаров и книг.

Появляются Присыпкин, Розалия Павловна и Ба­ян. Присыпкин видит бюстгальтер и просит буду­щую тещу купить «аристократические чепчики для двойни». Баян, хихикая, уговаривает Розалию Павловну не отказывать, ведь дом Присыпкина, который принесет в их семью незапятнанное про­летарское происхождение, должен быть полной чашей. Таким же образом Присыпкин покупает игрушки, пуговицы. Пока Розалия Павловна тор­гуется с разносчиком селедки, Баян обещает сде­лать Присыпкину шикарную свадьбу за пятнад­цать рублей и бутылку водки. Присыпкин говорит ему, что «против мещанского быта - канареек и прочего» у него крупные запросы, он мечтает о зеркальном шкафе.

Идет Зоя Березкина, прежняя возлюбленная Присыпкина, почти натыкается на говорящих, прислушивается и растерянно хватает обоих муж­чин за рукава. Оба снимают ее руки, сбивая щелч­ком пыль.

Зоя спрашивает, о какой свадьбе они говорят. Олег оповещает ее о женитьбе Присыпкина на Ре­несанс, а Присыпкин говорит Зое, что между ними все кончено. Зоя плачет и цепляется за его рукав. Розалия Павловна возвращается с селедкой,вста­ет между ними, роняя покупки. Спор прерывает милиционер, требуя разойтись.

В общежитии чертит изобретатель, лежат на кро­вати парень с девушкой, мужчина в очках читает. Босой парень орет - потерял сапоги. Уборщик го­ворит, что их забрал Присыпкин, надел на свида­ние. Разговаривают о Присыпкине, уборщик слу­чайно задевает коробку, она падает со стола, по полу разлетаются визитки. Выясняется, что При­сыпкин сменил неблагозвучную фамилию на имя Пьер Скрипкин. Все смеются. Девушка мечтатель­но говорит, что эта фамилия очень изящная, мо­жет быть, Скрипкин делает на дому культурную революцию. Входит слесарь и говорит, что При­сыпкин взял расчет и теперь он не рабочий, же­нится на дочке парикмахера. Возвращается При­сыпкин в лакированных туфлях, бросает парню его башмаки. Баян приходит с ним и учит тан­цевать фокстрот. Присыпкин почесывается, Баян делает ему замечание и учит, как надо незаметно чесаться в обществе, как надо одеваться. Товари­щи пытаются вмешаться, но Иван одергивает их, считает, что «своим благоустройством возвышает весь рабочий класс и имеет право отдохнуть у ти­хой речки». Затем Присыпкин меряет обновки, садится на кровать и поет под гитару. Раздается выстрел. Все бросаются к двери. Застрелилась Зоя Березкина. Вызывают «скорую». Слесарь вышвы­ривает Присыпкина вместе с вещами за дверь, он уезжает.

В большой парикмахерской комнате с зеркала­ми накрыт свадебный стол. Присыпкин не начи­нает свадьбу до тех пор, пока ему не говорят, что секретарь завкома не может приехать. Сочетание безвестного великого труда с очаровательным ка­питалом, как называет этот союз Олег Баян, со­вершилось. Сам Баян, как он рассказывает, раньше тоже звался неблагозвучно - Бочкиным, но с но­вым именем он почувствовал себя равноправным членом общества. Гости и хозяева напиваются, де­рутся и опрокидывают печь. Начинается пожар. Пожарных вызывают слишком поздно - они не могут потушить огонь, и дом рушится, все гибнут. Не находят только тело Присыпкина, решив, что он «сгорел по мелочам».

В огромном зале заседаний, оборудованном лампами и экраном, два механика, старый и моло­дой, протирают оборудование. Предстоит важное голосование. Включают радиораструбы, по кото­рым будут принимать голоса. Оратор начинает рассказывать: в Тамбове, в обледеневшем погре­бе, обнаружили замороженного человека.

Институт человеческих воскрешений считает возможным его оживить - каждая жизнь рабо­чего должна быть использована до последней се­кунды. Просвечивание определило, что на его руках видны мозоли, - значит, он трудящийся. После всесоюзного радиоголосования решают воскре­сить Присыпкина.

При эксперименте присутствует выжившая Зоя Березкина, она просит профессора не воскрешать замороженного. Профессор не понимает ее. Шес­теро врачей начинают эксперимент. Присыпкин оживает и с гитарой, примерзшей к нему пятьде­сят лет назад, поднимается. Иван думает, что по­пал после свадьбы в отделение милиции. Тут он видит на календаре дату - 12 мая 1979 года - и в панике бежит. Зоя беспокоится, убегает за ним, он принимает бывшую возлюбленную за ее мать. Кругом машины, он не понимает, куда попал. С во­ротничка его сползает клоп, Иван неудачно пыта­ется его поймать, клоп убегает. Поняв, что он остал­ся один в неизвестном чужом мире, Иван падает в обморок на руки Зои.

В сквере репортер разговаривает с людьми, рас­сказывает о том, что Присыпкин - разносчик эпидемии. Всех собак в городе он научил «слу­жить» - вставать на задние лапы. Теперь собаки не лают и не играют, только служат, пристают к обедающим, подласкиваются и подлизываются. Врачи думают, что покусанные такими собаками люди заразятся эпидемическим подхалимством. Идет эпидемия пьянства, влюбленности, канкана и фокстрота. Клопа, воскресшего вместе с Присыпкиным, ловят и передают в зоосад.

В чистой медицинской палате - грязнейший Присыпкин. Врачи боятся заразиться от него, не могут терпеть его зловонное дыхание. Ему в целях восстановления дают пиво и сигареты. Приходит Зоя Березкина с двумя пачками книг, но Иван ни­чего интересного для себя не находит, кроме лис­точка с объявлением о клопе. Крича о том, что он спасен, Присыпкин убегает.

В зоологическом саду выступает с речью ди­ректор. По его мнению, профессор ошибся в том, что отнес Присыпкина к «гомо сапиенс» и классу рабочих. Директор зоосада дал объявление, что для потребностей клопа - обкусывания и разви­тия в привычных условиях - требуется живое человеческое тело. По объявлению к нему пришел «человекообразный симулянт» Присыпкин. «Их двое - разных размеров, но одинаковых по сущест­ву: это знаменитые “клопус нормалис” и… и “обы- вателиус вульгарис”. Оба водятся в затхлых мат­рацах времени.

“Клопус нормалис”, разжирев и упившись на теле одного человека, падает под кровать. “Обыва- телиус вульгарис”, разжирев и упившись на теле всего человечества, падает на кровать. Вся разни­ца!» - говорит директор. По его мнению, «обывателиус вульгарис» гораздо опаснее, страшнее. Они с помощью мимикрии зазывает жертв и гадит в боль­ших количествах.

Серебряный век был небогат драматическими произведениями. Однако даже то немногое, что было опубликовано, имело социальный подтекст и в той или иной степени отражало действительность. «Клоп» Маяковского (краткое содержание мы рассмотрим в статье) — одна из таких пьес.

О произведении

Пьеса была написана в 1928 году. Жанр произведения - феерическая комедия, его обозначил сам В. Маяковский. «Клоп» (краткое содержание подтверждает это) - сатирическая пьеса, в основу которой легли материалы, собранные автором в процессе работы в различных изданиях. Именно благодаря этим наработкам появились такие персонажи, как Олег Баяна и Присыпкин.

Пьеса «Клоп» (Маяковский): краткое содержание

Место действия - Тамбов. Время действия — 1929 год в начале спектакля, 1979 год - с середины и до конца.

Главный герой Иван Присыпкин - бывший рабочий и партиец. Свое имя ему не очень нравилось, поэтому он сменил его на Пьер Скрипкин. Итак, Присыпкин собирается жениться на дочке парикмахера Эльзевире Давидовне Ренессанс, которая работает кассиршей.

Иван со своей будущей тещей ходят по универмагу и закупают все необходимое для предстоящей семейной жизни. Среди его покупок фигурки танцующих балерин, бюстгальтер, который был принят за чепчики для близнецов, и т. п.

Не просто показать советскую действительность желает Маяковский. «Клоп» (краткое содержание это иллюстрирует) — пьеса, высмеивающая мещанские пороки. Именно их олицетворяет Присыпкин.

Организовывать свадьбу вызывается Олег Баян. За работу он просит бутылку водки и 15 рублей. Взамен обещает настоящее трудовое возвышенное бракосочетание в лучших традициях современной жизни. Обсуждение торжества слышит работница Зоя Березкина. Она когда-то была возлюбленной Присыпкина. Зоя не понимает, что происходит, и просит Ивана все ей объяснить. В ответ новоявленный Скрипкин говорит, что больше не любит девушку. Зоя начинает плакать.

Действие переносится в общежитие для рабочей молодежи. Здесь все обсуждают смену фамилии Присыпкина и его грядущую свадьбу. Некоторые его осуждают, другие стараются понять - пора бы и для себя жить начать.

Баян учит Скрипкина хорошим манерам: как можно незаметно почесаться, как танцевать фокстрот, не надевать одновременно два галстука, не носить накрахмаленную рубашку навыпуск и т. п. Учение прерывается неожиданным выстрелом. Через несколько минут выясняется, что это покончила с собой Березкина.

Свадьба

Продолжаем изучать пьесу «Клоп» Маяковского. Краткое содержание описывает свадьбу Эльзевиры Ренессанс и Пьера Скрипкина. Веселье в самом разгаре. Баян встает, произносит поздравительную речь, все выпивают, затем он садится за рояль и начинает играть. Компания пьет и поет песни.

Однако шафер, вступаясь за честь новобрачной, затевает ссору с гостями. Постепенно словесные оскорбления переходят в драку, в ходе которой случайно опрокидывают печь. Начинается не успевают прибыть вовремя. Они только констатируют гибель участников торжества в огне. Недосчитались только одного человека.

Необычная находка

Действия в пьесе «Клоп» Маяковского (краткое содержание это подтверждает) возобновляются спустя 50 лет. Рабочая бригада роет траншею под фундамент будущего здания. Внезапно люди обнаруживают засыпанного землей и замороженного человека.

Находку передают в институт человеческих воскрешений, где обнаруживают мозоли на руках найденного. Из этого заключают, что этот гражданин принадлежал к рабочему классу. Среди всех районов федерации Земли проводится голосование, на котором принимается решение - воскресить индивидуума для исследования рабочего человека. Загадочным человеком из прошлого оказывается Присыпкин. Мировая пресса сообщает о воскрешении, возлагая на это большие надежды.

Разморозкой гостя из прошлого занимается профессор. Ассистирует ему Зоя Березкина - ее попытка покончить с жизнью не увенчалась успехом. Операция проходит успешно, и Присыпкин приходит в себя. Одновременно с этим оживает и клоп на его воротнике, который тут же переползает на стену. Присыпкину сообщают, что он в 1979 году. От этого известия несостоявшийся муж падает в обморок.

Адаптация

Описывает совершенное будущее пьеса «Клоп» Маяковского. Краткое содержание изображает мир построенного социализма, где царят свобода, равенство и братство. Однако, как только туда попадает гость из прошлого, многое меняется.

Журналисты передают последние новости из института. Присыпкину для облегчения переходного этапа было велено давать пиво - «смесь, отравляющую в огромных дозах и отвратительную в малых». Но вместе с ним напиток попробовали 520 рабочих, которые теперь находятся в больнице с диагнозом отравление. Есть пострадавшие от романсов под гитару, что исполнял Присыпкин. Их поразила эпидемия влюбленности - они вздыхают, танцуют, сочиняют стихи.

Одновременно с этим происходят не менее важные события. Директор зоологического сада с помощниками пытается поймать клопа. Это насекомое на сегодняшний день вымерло, но в начале 20 века было очень распространено.

В чистой палате лежит на белоснежных простынях грязный Присыпкин. Он просит опохмелиться и принести почитать что-нибудь «для души». Зоя Березкина доставляет ему книги. Но ни одна из них не нравится Присыпкину - они все или документальные, или научные.

Развязка

Близится развязка, которую изобразил «Клоп» (краткое содержание по главам изложено в этой статье) завершается очень показательной сценой.

В центре зоологического сада расположена клетка. Со всех сторон ее окружают зрители. Слово берет директор зоосада. В своей речи он сообщает, что Присыпкин был ошибочно принят за гомо сапиенс высшего вида - рабочего. На самом деле это просто симулянт с человекоподобной внешностью, откликнувшийся на объявление директора о поиске человека, который бы согласился ежедневно подвергаться клопиным укусам. Теперь в клетку помещены и «обыватель вульгарис», и «клопус нормалис».

Присыпкина выводят из клетки. Он видит толпу и с радостью к ней обращается: «Братцы, и вас разморозили, идите ко мне». Присыпкина силой уводят и запирают в клетке.

Анализ

Мещанство - главное, что высмеивал в своем творчестве Маяковский. «Клоп» (краткое содержание, анализ служат этому доказательством) - не исключение. И здесь главный герой — мещанин. О лживости этого человека говорит уже двойное имя. Присыпкину не нравилась его приземленная, ничем не примечательная фамилия, и он взял более изысканную и уточненную — Скрипкин.

Но это не единственная попытка изменить свое происхождение, сделаться лучше и утонченнее - он начинает учиться этикету. Тот комизм, с которым Маяковский это изображает, подчеркивает всю нелепость подобных попыток.

И только в конце пьесы Присыпкина выводят на чистую воду - выясняется, что он не рабочий, а простой обыватель, старающийся выглядеть мещанином, и место ему в одной клетке с клопом.

Место действия пьесы – Тамбов. Главным героем является Пьер Скрипки, который женится на Эльвире Ренессанс. Пока главный герой со своей будущей тёщей выбирает всё необходимое для семейной жизни на площади, и обсуждает скорую свадьбу, их раговор подслушивает Зоя, бывшая его возлюбленная. После того, как Пьер всё ей объясняет Зоя в слезах убегает.

В общежитии все друзья и знакомые Пьера дают ему дельные советы по семейной жизни, уходу за собой и так далее. Некоторые, конечно его осуждают, но на них наш главный герой не обращает внимания. Но вдруг раздаётся выстрел, вскоре все узнают, что Зоя Берёзкина застрелилась.

И вот долгожданная свадьба, все веселятся и выпивают, но шафер начинает затевать одну сору за другой и дело доходит до драки. В драке возникает пожар, на место приезжают пожарные, но оказывается, что все участники свадьбы погибли в огне, кроме одного, он таинственно исчез.

Спустя 50 лет, рабочие, которые роют траншею, обнаруживают там замёршее человеческое тело. Проводятся всевозможные собрания и обсуждения в итоге человека решают воскресить. Профессор размораживает человека, а это оказывается Пьер Скрипкин. Когда он понимает, что попал в 1979 год, то тут же падает в обморок, с его воротника сползает воскреснувший клоп. Ассистирует профессору знакомая читателю Зоя, которая странным образом не погибла 50 лет назад.

В процессе реабилитации Пьера поят пивом, он поёт в больнице романсы под гитару. После которых, кстати сказать, все пребывают в необычном состоянии влюблённости. Клоп был пойман и теперь подлежит изучению, как очень редкий и старинный экземпляр.

Пьер впадает в депрессию, просит принести книг, но книги в это время только научные и не могут поднять Пьеру настроения. Он просит профессора заморозить его обратно.

Клоп находится в клетке и подвергается всяким изучениям. Многие приезжают на него посмотреть, дети, ученые и многие другие. Директор зоосада начинать думать, что вся их команда ошибочно отнесла Пьера к человеческому виду, да ещё и к классу рабочих. После чего Пьеру приходится сожительствовать в одной клетке с клопом.

Картинка или рисунок Клоп

Другие пересказы для читательского дневника

  • Краткое содержание Сказка Морской царь и Василиса Премудрая

    В далеком царстве жил-поживал царь со своею супругой. Однако пара была бездетная. Как-то раз отправился государь по разным делам путешествовать, и через некоторое время пришла пора ему возвращаться. А в это время у него вдруг родился сын,

  • Краткое содержание Приваловские миллионы Мамина-Сибиряка

    Роман начинается с момента, когда в один из небольших уральских городков прибывает молодой господин с миллионным состоянием Сергей Привалов. Местная сваха Хиония Алексеевна Заплатина рада этому событию

  • Краткое содержание Поучение Владимира Мономаха

    В поучении обращается князь Владимир к потомкам, призывая их если и не все взять в пример для себя, то, хотя бы, некоторое. На мысль написать это обращение натолкнула его встреча с послами от братьев по пути на Волгу. Встречу он эту тоже описывает.

  • Краткое содержание Лондон Зов предков

    Пёс Бэк, помесь сенбернара и шотландской овчарки, не читал газет и не знал, что тысячи людей отправились на Север добывать золото, и для этого им нужны были сильные и выносливые собаки, такие, как Бэк

  • Краткое содержание Паустовский Белая радуга

    Художника Петрова эвакуировали из Москвы в большой среднеазиатский город, из которого его призвали на фронт на втором году войны.