Первый воздушный таран великой отечественной.

Вопреки часто встречаемым утверждениям впервые ночной воздушный таран осуществил не Виктор Талалихин, а другой русский летчик. Евгений Степанов в октябре 1937 г. протаранил бомбардировщик SM-81 над Барселоной.

Он сражался в Испании на стороне республиканцев во время Гражданской войны. Вскоре после начала Великой Отечественной ночной таран прославит молодого летчика Талалихина.
Сейчас историки пишут, что в Великую Отечественную первый ночной таран осуществил Петр Еремеев, служивший в Подмосковье в 27-м авиаполку. Он сбил Ju-88 в ночь с 28-го на 29 июля над Истринским районом. Еремеев погиб за несколько недель до Талалихина - в начале октября 1941 г. Однако его подвиг так и не стал широко известен, а звание Героя он получил посмертно только в 1995 г. Талалихин же стал символом героизма советских летчиков.

Мечты о небе

В семнадцать лет в сентябре 1935 г. Талалихин записался в планерный кружок. К этому времени за плечами у будущего аса были средняя школа и школа фабрично-заводского ученичества при Московском мясокомбинате, где юноша потом работал. Возможно, примером для Талалихина послужили его старшие братья: они были призваны в армию, и оба оказались в авиации. Но в 30-е годы многие советские мальчишки мечтали о небе.
Через несколько месяцев после начала обучения в кружке Талалихин писал в заводской газете, что совершил свой первый полет на планере, завершил первую ступень обучения на «хорошо» и «отлично», надеется продолжить учиться. Он заявлял, что хочет летать, как Чкалов, Беляков и Байдуков, – имена этих летчиков были на слуху у всего Советского Союза.

Первый полет и военное училище

В октябре 1936 г. Талалихина направили в аэроклуб. Он, несмотря на небольшой рост, успешно прошел медкомиссию и приступил к обучению. Инструктор отмечал, что у юноши есть талант, но ему нужна «холодная голова». Хладнокровие и рассудительность Талалихин обретет во время военной службы.
Свой первый полет Талалихин совершил на У-2 в 1937 г. за несколько месяцев до призыва в армию. Там и сбылась мечта будущего аса – он был направлен в военную авиашколу имени Чкалова в Борисоглебске. Учился он старательно: позднее Талалихин вспоминал, что вставал он с восходом, а возвращался в казарму ровно к отбою. Помимо занятий он проводил много времени в библиотеке: читал специальную литературу, изучал карты и инструкции.
Однако Талалихину пришлось однажды оказаться и на гауптвахте - за нарушение техники безопасности полетов: во время тренировки он совершил на несколько фигур пилотажа больше, чем это предписывалось правилами.
В 1938 г. он окончил училище в звании младшего лейтенанта и начал службу в 27-м истребительном авиационном полку. Офицеры и преподаватели училища отмечали, что у Талалихина есть смелость, он в сложных ситуациях принимает правильные решения.

На финской войне

За время Советско-финской войны Талалихин произвел 47 боевых вылетов. Уже в первом бою младший летчик третьей эскадрильи уничтожил самолет врага. Тогда Талалихин летал на «Чайке» - И-153 (биплане). За доблесть будущий ас получил орден Красной Звезды.
Всего за время кампании Талалихиным были сбито четыре самолета. В одном из боев он прикрывал командира Михаила Королева, стремившегося перехватить немецкий бомбардировщик и попавшего под огонь финской зенитной батареи. Талалихин «отсек» от самолета командира и уничтожил немецкий «Фоккер» (F-190). После окончания финской кампании
Талалихин провел около месяца в отпуске у родителей, а потом был отправлен на переподготовку – курсы усовершенствования летного состава. В характеристике по их окончанию Талалихин был назван достойным стать командиром звена. Также было сказано, что он «летает смело», в воздухе сообразителен, успешно летает на истребителях.
Весной 1941 г. Королев и Талалихин вновь встретились: молодой летчик был отправлен в первую эскадрилью 177-го истребительного авиаполка, которым командовал Королев. Его непосредственным командиром был Василий Гугашин.

Начало Великой Отечественной

Первые тараны советские летчики провели сразу после начала войны. Зафиксировано, что за 22 июня 1941 г. семеро пилотов рискнули жизнью и направили свои самолеты на вражеские. Таран был смертельным риском для пилота. Выживали немногие – например, Борис Ковзан сбил таким образом четыре самолета и всякий раз успешно приземлялся на парашюте.
Эскадрилья, в которой служил Талалихин, базировалась около города Клин. Боевые вылеты пилоты начали совершать с 21 июля, после первого налета немецкой авиации на Москву. Тогда благодаря успешной работе ПВО и советской авиации из 220 бомбардировщиков до города долетели только несколько.
Задачей советских летчиков было обнаруживать фашистские бомбардировщики и истребители, отсекать их от группы и уничтожать.
Полк Талалихина принял первый бой 25 июля. Тогда ас уже был заместителем командира эскадрильи, а вскоре Гугашин не смог осуществлять командование, и Талалихину пришлось принять его на себя.

Ночной таран

7 августа произошла одна из последних крупных атак немецкой авиации на Москву. Это был шестнадцатый по счету налет.
Талалихин получил приказ вылететь на перехват бомбардировщиков в районе Подольска. Летчик позже рассказывал журналистам, что заметил «Хейнкель-111» на высоте 4800 метров. Он атаковал и подбил правый мотор. Немецкий самолет развернулся, полетел обратно. Пилоты начали снижение. Талалихин понял, что у него кончились боеприпасы.
У поисковиков, обнаруживших в 2014 г. самолет Талалихина, есть версия, что из строя была выведена система ведения огня. Боекомплект был израсходован до половины, а приборная панель прострелена. Тогда же Талалихин был ранен в руку.
Он решил пойти на таран: сначала был план «обрубить» хвост немецкого самолета винтом, но в итоге Талалихин протаранил бомбардировщик всем своим И-16, который называл «ястребком».
Советский летчик спланировал на парашюте в озеро возле деревни Мансурово (сейчас это района аэропорта Домодедово). Он выбрал затяжной прыжок, опасаясь, что купол парашюта будет прострелен немцами.
Немецкий самолет рухнул возле деревни Добрыниха, его экипаж погиб. Командовал «Хейнкелем» сорокалетний подполковник. Место падения сбитого самолета нужно было зафиксировать, иначе по правилам авиации Красной Армии подвиг не был бы признан. Военным помогли его обнаружить местные жители. Есть даже фотография, на которой Талалихин запечатлен на фоне «Хейнкеля».
Радиоперехват зафиксировал, что немцы назвали Талалихина «сумасшедшим русским летчиком», который уничтожил тяжелый бомбардировщик.
Подвиг Талалихина сразу же нашел отражение в газетах, о нем рассказывали по радио. Советскому государству нужны были герои: рассказы о подобных поступках поднимали боевой дух солдат. На следующий день после тарана Талалихин получил звание Героя Советского Союза. Указ об этом появился в газетах 9 августа. Ас писал брату Александру, что награда для него является огромной честью. Однако ему казалось, что он не сделал ничего особенного и брат на его месте поступил бы так же.
7 августа, в день подвига Талалихина, дальняя советская авиация осуществила первую бомбардировку Берлина, чем привела в ярость нацистское правительство.

Гибель Талалихина

Находясь на лечении, Талалихин много общался с молодежью и рабочими, выступал на антифашистских митингах. Как только он смог вернуться в строй, вновь начал сбивать вражеские самолеты. К концу октября на его счету были четыре сбитых немецких воздушных судна.
27 октября группа Талалихина вылетела прикрывать войска в район деревни Каменки. Подлетая к пункту назначения, летчики заметили «мессершмиты». Один из них Талалихин успел сбить, но вскоре три немецких самолета оказались совсем рядом с ним и открыли огонь. С помощью напарника Александра Богданова удалось сбить и второй, но практически сразу после этого Талалихин получил тяжелое пулевое ранение в голову и не смог управлять самолетом.
Фрагменты самолета удалось найти. Тело летчика было отправлено в Москву. Он был похоронен на Новодевичьем кладбище.

Имя лётчика Виктора Талалихина носят улицы в Москве, Подольске и 16 городах России и ближнего зарубежья.

Так чем же прославился этот человек?

Нажмите для увеличения

Виктор Талалихин родился 18 сентября 1918 года в селе Тепловка Саратовской губернии. Отец и мать Виктора были крестьянами, кроме него, в семье было ещё два старших сына.

Позже семья перебралась в город Вольск, где отец работал на заводе, а Виктор окончил школу-семилетку. В 1933 году Талалихины перебрались в Москву, и Виктор совмещал учёбу в фабрично-заводском училище с работой на мясокомбинате.

Как и многие мальчишки довоенного и первого послевоенного поколения, Виктор Талалихин мечтал стать лётчиком.

Первые шаги к исполнению мечты он сделал в аэроклубе. Спустя два десятилетия так же — через ремесленное училище и аэроклуб — .

Инструктор в аэроклубе обнаружил у Виктора настоящий талант лётчика, но заметил, что для повышения мастерства парню нужна холодная голова. Это качество Талалихин обретёт уже в своей военной карьере.

Оба старших брата Виктора уже служили в авиации, что только подхлёстывало его желание пойти той же дорогой.

Боевое крещение

В 1937 году Виктор Талалихин был призван в армию и по комсомольской путёвке направлен в Борисоглебское авиационное училище, которое в 1938 году успешно окончил. Младшего лейтенанта Талалихина отправили для прохождения дальнейшей службы в 27-й истребительный авиационный полк.

И в авиашколе, и в полку отмечали, что Виктор отлично владеет техникой пилотирования, принимает логичные и трезвые решения в сложных ситуациях, сочетая это со смелостью и решительностью.

Боевое крещение Виктор Талалихин принял на советско-финской войне 1939-1940 годов. Молодой лётчик на самолёте И-153 уже в первом воздушном бою уничтожил вражеский самолёт.

Всего за финскую кампанию Талалихин сбил 4 самолёта противника. Один из них был сбит в тот момент, когда пилот прикрывал своего командира Михаила Королёва .

За подвиги в советско-финской войне младший лейтенант Талалихин был награждён орденом Красной Звезды.

Весной 1941 года лётчик Талалихин окончил курсы командиров авиазвеньев и был назначен командиром звена в 177-й истребительный полк, которым командовал его фронтовой товарищ по финской кампании Михаил Королёв.

Страшное лето 1941-го

Первые месяцы Великой Отечественной войны были по-настоящему трагическими для нашей армии. Авиации приходилось труднее всего — противник превосходил и в технике, и в мастерстве. Массированный удар по аэродромам в первые часы войны привёл к огромным потерям в ВВС Красной Армии.

Люфтваффе господствовало в воздухе, однако даже немецкие асы признавали беспримерное мужество советских лётчиков. Когда не было других возможностей остановить врага, пилоты бесстрашно шли на таран. Только за первый день войны было совершено 19 воздушных таранов, а всего во время Великой Отечественной войны советские лётчики таранили противника более 600 раз. Самое большое количество таранов пришлось на первые, тяжелейшие месяцы войны.

Для лётчика таран в большинстве случаев означал гибель, и потому для использования подобного приёма нужна была невероятная отвага.

С началом войны 177-й истребительный полк, в котором служил Виктор Талалихин, был переброшен под Москву. Лётчикам полка было поставлена задача оборонять небо столицы на юго-западном направлении.

Удостоверение на медаль «За оборону Москвы» Героя Советского Союза, лётчика-истребителя Виктора Васильевича Талалихина. Источник фото: РИА Новости

Система противоздушной обороны столицы оказалась самой эффективной во Второй мировой войне. Хвалёным асам Геринга не удалось нанести Москве тяжёлый урон. Огромная заслуга в этом принадлежит лётчикам-истребителям.

Враг рвался к столице. 177-й полк принял первый воздушный бой уже 25 июля. С каждым днём натиск врага становился сильнее, вылетов было всё больше.

Ночная схватка

Бой, прославивший имя Виктор Талалихина, произошёл в ночь на 7 августа 1941 года. Лётчик получил приказ вылететь на перехват немецких бомбардировщиков. На высоте 4500 метров И-16 Талалихина сел на хвост немецкому «Хенкелю-111». Гитлеровский ас маневрировал искусно, однако советскому истребителю удалось поджечь один из моторов самолёта противника. Тем не менее немец уходил от погони. Талалихин зашёл в новую атаку, но обнаружилось, что боеприпасы кончились.

Тогда лётчик принял решение таранить «Хенкель». Сам Талалихин потом рассказывал, что рассуждал в тот момент так: скорее всего, при таране он погибнет, но погибнет и экипаж немецкого бомбардировщика, состоящий из четырёх человек. Значит, счёт в любом случае в его пользу!

Пока И-16 подбирался к хвосту «Хенкеля», немецкий бортстрелок сумел ранить Виктора в руку. Тем не менее советский лётчик настиг противника и нанёс удар. Повреждённый И-16 отбросило в сторону, и Виктор Талалихин сумел воспользоваться парашютом.

Лётчик приземлился в речку Северку, откуда ему помогли выбраться жители близлежащей деревни.

Немецкий самолёт рухнул на землю, весь его экипаж погиб.

Новость о подвиге Виктора Талалихина разлетелась в мгновение ока. Ночной таран в небе под Москвой стал одним из первых в истории мировой авиации.

Самый первый ночной таран совершил 28 октября 1937 года в небе над Барселоной советский лётчик Евгений Степанов , сбивший таким образом итальянский бомбардировщик SM-81. Степанов под псевдонимом Эву Хеньо добровольцем сражался на фронтах Гражданской войны в Испании, помогая республиканцам бороться с франкистами, которых поддерживали Гитлер и Муссолини .

Нажмите для увеличения

Интересно, что, несмотря на статистику, сулящую лётчикам верную гибель при таране, Степанов, как и Талалихин, остался жив.

Невысокий паренёк с задатками актёра

Ночной таран Виктора Талалихина на фоне тяжёлых боев на фронте был тем подвигом, который вдохновлял тех, кто уже было пал духом.

На следующий день рассказ лётчика о таране был опубликован в газете «Известия» и прозвучал по радио.

8 августа 1941 года «за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с германским фашизмом и проявленные при этом отвагу и геройство» Виктору Талалихину было присвоено звание Героя Советского Союза.

Только родные, друзья и однополчане знали, что этот бесстрашный герой в обычной жизни был весёлым и добродушным человеком. Виктор не был лишён актёрских способностей, ещё в школе играл в драмкружке. При этом и дома, и в школе, и в аэроклубе, и в училище, и в полку носил лейтенант Талалихин отнюдь не грозное прозвище «Малыш».

Проистекало оно из роста Виктора, который был равен всего 155 см. Из-за этого роста на него в своё время скептически смотрели в аэроклубе, а потом в авиаучилище, сомневаясь, что столь невысокий паренёк сможет овладеть серьёзной техникой. Но пословица «мал, да удал» была как раз про Талалихина. Он доказывал свои способности делом.

Нажмите для увеличения

Пока заживали раны, полученные в ночной схватке с немецким бомбардировщиком, лётчик-герой занимался агитацией — выступал на митингах, встречался с молодёжью и рабочими.

2 сентября 1941 года в Кремле председатель Президиума Верховного Совета СССР Михаил Калинин вручил Виктору Талалихину грамоту о присвоении звания Героя Советского Союза, орден Ленина и медаль «Золотая Звезда».

Последний бой героя

Спустя две недели Виктор отпраздновал очередной день рождения — ему исполнилось 23 года.

Всего 23 года, а сколько уже за плечами… Но лётчик Талалихин не был бы самим собой, если бы, увенчанный регалиями, отсиживался бы за чужими спинами в разгар тяжёлых боёв.

И лейтенант Талалихин возвращается в строй уже в качестве командира эскадрильи. Он вновь и вновь поднимается в подмосковное небо, чтобы закрыть врагу путь к столице. К концу октября 1941 года он сбил ещё четыре немецких самолёта лично и один в составе группы.

Лётчик-истребитель, Герой Советского Союза, младший лейтенант Виктор Васильевич Талалихин (слева) беседует со своим боевым товарищем, сидящим в кабине самолёта. Источник фото: РИА Новости

27 октября 1941 года комэск Талалихин во главе шестёрки истребителей вылетел с военного аэродрома под Подольском для поддержки наземных войск, ведших тяжёлые бои в районе деревни Каменки. Здесь советские самолёты были атакованы шестью немецкими истребителями Ме-109. Разгорелся ожесточённый бой, в ходе которого Талалихин сбил один вражеский самолёт, затем подбил ещё один. В этот момент истребитель лейтенанта атаковали сразу три самолёта гитлеровцев. Одна из очередей прошила кабину и попала в голову Виктору.

Машина потеряла управление и через некоторое время упала.

Останки Героя Советского Союза Виктора Васильевича Талалихина были преданы земле на Новодевичьем кладбище столицы.

На 43-м километре Варшавского шоссе, недалеко от места, где располагался аэродром, с которого лётчик ушёл в свой последний бой, 18 августа 1969 года был открыт памятник герою. Бюсты Виктора Талалихина установлены в Подольске и Москве.

Военно-воздушным силам Третьего рейха (люфтваффе) с самого начало войны с Советским Союзом пришлось испытать на себе ярость советских «соколов». Генрих Геринг, рейхсминистр Имперского министерства авиации в 1935-1945 годы, был вынужден забыть свои хвастливые слова о том, что «Никто и никогда не сможет добиться преимущества в воздухе над германскими асами!»

В первый же день Великой Отечественной войны немецкие лётчики столкнулись с таким приемом как воздушный таран. Этот приём впервые был предложен русским авиатором Н. А. Яцуком (в журнале «Вестник воздухоплавания» № 13-14 за 1911 год), а на па практике также впервые применен русским лётчиком Петром Нестеровым 8 сентября 1914 года, когда он сбил австрийский самолёт-разведчик.

В Великую Отечественную войну, воздушный таран не был предусмотрен воинским уставом, какими-либо наставлениями или инструкциями и советские лётчики прибегали к этому приёму не по приказу командования. Советскими людьми двигала любовь к Родине, ненависть к захватчикам и ярость боя, чувство долга и личной ответственности за судьбу Отечества. Как писал главный маршал авиации (с 1944 года), дважды Герой Советского Союза Александр Александрович Новиков, бывший с мая 1943 по 1946 год командующим советскими ВВС: «Воздушный таран - это не только молниеносный расчёт, исключительная храбрость и самообладание. Таран в небе - это прежде всего готовность к самопожертвованию, последнее испытание на верность своему народу, своим идеалам. Это одна из наивысших форм проявления того самого морального фактора, присущего советскому человеку, которого не учёл и не мог учесть враг».

Во время Великой войны советские пилоты совершили более 600 воздушных таранов (точное их количество неизвестно, т. к. исследования продолжаются и в настоящее время, постепенно становятся известными новые подвиги сталинских соколов). Более двух третей таранов приходится на 1941-1942 годы – это самый тяжёлый период войны. Осенью 1941 года в части люфтваффе был даже разослан циркуляр, который запрещал приближаться к советским самолётам ближе, чем на 100 метров во избежание воздушного тарана.

Надо отметить, что лётчики советских ВВС применяли таран на всех типах самолётов: истребителях, бомбардировщиках, штурмовиках и разведчиках. Воздушные тараны совершались в одиночных и групповых боях, днём и ночью, на больших и малых высотах, над своей территорией и над территорией врага, в любых погодных условиях. Были случаи, когда лётчики таранили назёмную или водную цель. Так, число наземных таранов почти равно воздушным атакам – более 500. Пожалуй, самый известный наземный таран - это подвиг, который совершил 26 июня 1941 года на ДБ-3ф (Ил-4, двухмоторный дальний бомбардировщик) экипаж капитана Николая Гастелло. Бомбардировщик был подбит огнём зенитной артиллерии противника и совершил т. н. «огненный таран», ударив по механизированной колонне врага.

Кроме того, нельзя сказать, что воздушный таран обязательно приводил к гибели лётчика. Как показывает статистика, при совершении воздушного тарана гибло примерно 37% пилотов. Остальные лётчики не только оставались живы, но даже сохраняли самолёт в более или менее боеспособном состоянии, так многие машины могли продолжать воздушный бой и совершали удачную посадку. Есть примеры, когда лётчики совершали по два успешных тарана в одном воздушном бою. Несколько десятков советских лётчиков совершили т. н. «двойные» тараны, это когда с первого раза самолёт врага сбить не удавалось и тогда приходилось добивать его вторым ударом. Есть даже случай, когда лётчику-истребителю О. Кильговатову, чтобы уничтожить противника, пришлось совершить четыре таранных удара. 35 советских лётчиков совершили по два тарана, Н.В.Терёхин и А.С. Хлобыстов - по три.

Борис Иванович Ковзан (1922 - 1985) – это единственный в мире лётчик, который совершил четыре воздушных тарана, причём трижды он возвращался на родной аэродром на своём самолёте. 13 августа 1942 года на одномоторном истребителе Ла-5 капитан Б. И. Ковзан совершил четвёртый таран. Лётчик обнаружил группу вражеских бомбардировщиков и истребителей и вступил с ними в схватку. В ожесточённом бою его самолёт был подбит. Вражеская пулеметная очередь пришлась по кабине истребителя, была разбита приборная доска, осколками посекло голову летчика. Машина горела. Борис Ковзан почувствовал резкую боль в голове и одном глазу, поэтому с трудом заметил, как один из немецких самолётов пошел на него в лобовую атаку. Машины быстро сближались. «Если сейчас немец не выдержит и отвернет вверх, тогда надо будет таранить», - подумал Ковзан. Раненый в голову пилот на горящем самолёте шел на таран.

Когда самолеты столкнулись в воздухе, Ковзана от резкого удара выбросило из кабины, т. к. ремни просто лопнули. 3500 метров он пролетел, не раскрывая парашюта в полубессознательном состоянии, и только уже над самой землей, на высоте всего 200 метров, очнулся и дернул за вытяжное кольцо. Парашют смог раскрыться, но удар о землю всё равно был очень сильным. Советский ас пришел в себя в госпитале Москвы на седьмые сутки. У него было несколько ранений осколками, оказались сломанными ключица и челюсть, обе руки и ноги. Правый глаз лётчика врачам спасти не удалось. Два месяца продолжалось лечение Ковзана. Все хорошо понимали, что в этом воздушном бою его спасло только чудо. Приговор комиссии для Бориса Ковзана был очень тяжёл: «Больше летать нельзя». Но это был настоящий советский сокол, который не представлял себе жизни без полетов и неба. Ковзан добивался своей мечты всю жизнь! Его в своё время не хотели принимать в Одесскую военно-авиационную школу, тогда Ковзан приписал себе год и упросил врачей медицинской комиссии, хотя не добирал 13 килограммов веса до нормы. И он добился своей цели. Его вела твёрдая уверенность, если постоянно стремиться к цели – она будет достигнута.

Он был ранен, но теперь здоров, голова на месте, руки и ноги восстановились. В итоге лётчик добрался до главкома ВВС А. Новикова. Тот пообещал помочь. Получено новое заключение медкомиссии: «Годен к полетам на всех типах истребителей». Борис Ковзан пишет рапорт с просьбой направить его в воюющие части, получает несколько отказов. Но и в этот раз добился своего, пилота зачислили в 144-ю дивизию противовоздушной обороны (ПВО) возле Саратова. Всего за годы Великой Отечественной войны советский пилот совершил 360 боевых вылетов, принял участие в 127 воздушных боях, сбил 28 немецких самолетов, причём 6 из них уже после тяжёлого ранения и будучи одноглазым. В августе 1943 года получил звание Героя Советского Союза.


Ковзан Борис Иванович

Советские летчики во время Великой Отечественной войны использовали различные техники воздушного тарана:

Удар пропеллером самолёта по хвостовому оперению врага. Атакующий самолёт заходит на противника сзади и наносит удар пропеллером по его хвостовому оперению. Этот удар приводил к разрушению вражеского самолёта или потере управляемости. Это была самая распространённая техника воздушного тарана во время Великой войны. При правильном исполнении пилот атакующего самолёта имел довольно хорошие шансы, чтобы уцелеть. При столкновении с самолётом врага обычно страдает только пропеллер, и даже если он выходил из строя, были шансы посадить машину или прыгнуть с парашютом.

Удар крылом. Производился как при лобовом сближении самолётов, так и при заходе на врага сзади. Удар наносился крылом по хвосту или фюзеляжу вражеского самолёта, в том числе кабине лётчика самолёта-цели. Иногда таким приёмом завершали лобовую атаку.

Удар фюзеляжем. Он считался самым опасным для пилота видом воздушного тарана. К этому приёму также относят столкновение самолётов при лобовой атаке. Интересно, что даже при таком исходе, некоторые пилоты выживали.

Удар хвостом самолёта (таран И. Ш. Бикмухаметова). Таран, который совершил Ибрагим Шагиахмедович Бикмухаметов 4 Августа 1942 года. Он выйдя в лоб вражескому самолёту с горкой и виражом нанёс удар хвостом своего истребителя по крылу противника. В результате истребитель противника потерял управление, сорвался в штопор и погиб, а Ибрагим Бикмухаметов смог даже довести свой ЛаГГ-З до аэродрома и благополучно сесть.

Бикмухаметов окончил 2-ю Борисоглебскую Краснознамённую военную авиационную школу лётчиков им. В. П. Чкалова, зимой 1939 - 1940 годов участвовал в войне с Финляндией. В Великой Отечественной войне младший лейтенант участвовал с самого её начала, до ноября 1941 года служил в составе 238-го Истребительного авиаполка (ИАП), затем - в 5-м Гвардейском ИАП. Командир полка отмечал, что лётчик «смел и решителен».

4 Августа 1942 года шестёрка одноместных и одномоторных истребителей ЛаГГ-З 5-го Гвардейского ИАП во главе с Гвардии майором Григорием Онуфриенко вылетела для прикрытия наземных войск в районе Ржева. В состав этой группы входил и командир звена Ибрагим Бикмухаметов. За линией фронта советские истребители встретили 8 вражеских истребителей Ме-109. Немцы шли параллельным курсом. Началась скоротечная воздушная схватка. Она завершилась победой наших пилотов: было уничтожено 3 самолёта люфтваффе. Один из них сбил командир эскадрильи Г. Онуфриенко, два других «Мессершмитта» И. Бикмухаметов. Первый Ме-109 пилот атаковал на боевом развороте, ударив по нему из пушки и двух пулемётов, самолёт врага пошёл к земле. В горячке боя И. Бикмухаметов поздно заметил другой вражеский самолёт, который зашёл сверху в хвост его машины. Но командир звена не растерялся, он энергично сделал горку и с резким разворотом пошёл на немца. Противник не выдержал атаки в лоб и пытался отвернуть свой самолёт. Вражеский пилот смог избежать встречи с лопастями воздушного винта машины И. Бикмухаметова. Но наш лётчик изловчился и, резко довернув машину, нанёс сильный удар хвостом своего «утюга» (так прозвали советские лётчики этот истребитель) по крылу «мессера». Истребитель врага свалился в штопор и скоро упал в чащу густого леса.

Бикмухаметов смог довести сильно повреждённую машину до аэродрома. Это был 11-й вражеский самолёт, сбитый Ибрагимом Бикмухаметовым. Пилот за время войны был награждён 2 орденами Красного Знамени и орденом Красной Звезды. Погиб отважный лётчик 16 декабря 1942 года в Воронежской области. В ходе схватки с превосходящими силами врага, его самолёт был подбит и во время вынужденной посадки, стараясь спасти истребитель, раненый пилот разбился.


ЛаГГ-3

Первые тараны Великой Отечественной войны

Исследователи до сих пор спорят по поводу того, кто совершил первый таран 22 июня 1941 года. Одни считают, что это был старший лейтенант Иван Иванович Иванов , другие называют автором первого тарана Великой Отечественной войны младшего лейтенанта Дмитрия Васильевича Кокорева.

И. И. Иванов (1909 - 22 июня 1941) служил в рядах Красной Армии с осени 1931 года, затем был отправлен по комсомольской путёвке в Пермскую авиационную школу. Весной 1933 года Иванов направлен в 8-ю Одесскую военно-авиационную школу. Первоначально служил в 11-м лёгкобомбардировочном полку в Киевском военном округе, в 1939 году участвовал в Польском походе по освобождению Западной Украины и Западной Белоруссии, затем в «Зимней войне» с Финляндией. В конце 1940 года закончил курсы летчиков-истребителей. Получил назначение в 14-ю смешанную авиационную дивизию, заместителем командира эскадрильи 46-го ИАП.


Иван Иванович Иванов

На рассвете 22 июня 1941 года старший лейтенант Иван Иванов поднялся в небо по боевой тревоге во главе звена И-16 (по другой версии лётчики были на И-153) на перехват группы вражеских самолётов, которые приближались к аэродрому Млынов. В воздухе советские лётчики обнаружили 6 двухмоторных бомбардировщиков He-111 из 7-го отряда эскадры KG 55 «Гриф». Старший лейтенант Иванов повёл звено истребителей в атаку на противника. Звено советских истребителей спикировало на ведущий бомбардировщик. Стрелки бомбардировщиков открыли огонь по советским самолётам. Выйдя из пикирования, И-16 повторили атаку. Один из «хейнкелей» был подбит. Остальные вражеские бомбардировщики, сбросили бомбы, не дойдя до цели и стали уходить на запад. После успешной атаки оба ведомых Иванова пошли на свой аэродром, так как, уходя от огня стрелков врага, маневрируя, израсходовали почти всё топливо. Иванов пропустив их на посадку, продолжал преследование, но затем, также решил садиться, т.к. горючее кончалось, а боезапас закончился. В это время над советским аэродромом появился вражеский бомбардировщик. Заметив его, Иванов пошёл ему навстречу, но немец, ведя пулемётный огонь, не сворачивал с курса. Единственным способом остановить врага остался таран. От удара бомбардировщик (советский самолёт отсек винтом хвост немецкой машины), который вёл унтер-офицер Х.Вольфейль, потерял управление и врезался в землю. Немецкий экипаж погиб весь. Но и самолёт И. Иванова был сильно повреждён. Из-за малой высоты лётчик не смог использовать парашют и погиб. Произошёл этот таран в 4 часа 25 минут утра у села Загороща Ровенского района Ровенской области. 2 августа 1941 года старший лейтенант Иван Иванович Иванов посмертно стал Героем Советского Союза.


И-16

Примерно в это же время свой таран совершил младший лейтенант Дмитрий Васильевич Кокорев (1918 - 12.10.1941). Уроженец Рязанщины нёс службу в 9-й смешанной авиационной дивизии, в 124-м ИАП (Западный особый военный округ). Полк был дислоцирован в пограничном аэродроме Высоко – Мазовецк, в районе города Замбров (Западная Украина). После того, как началась война, командир полка майор Полунин поручил молодому лётчику разведать обстановку в районе государственной границы СССР, которая стала теперь линией боевого соприкосновения советских и немецких войск.

В 4 часа 05 минут утра, когда Дмитрий Кокорев возвращался с разведки, люфтваффе совершили по аэродрому первый мощный удар, т. к. полк мешал пролёту вглубь страны. Бой был жестокий. Аэродром был сильно разрушен.

И тут Кокарев увидел разведчик-бомбардировщик «Дорнье-215» (по другой информации, многоцелевой самолёт Ме-110), уходящий от советского аэродрома. Судя по всему, это был гитлеровский разведчик, который выполнял контроль результата первого удара по истребительному авиаполку. Гнев ослепил советского лётчика, круто рванув высотный истребитель «МиГ» в боевой разворот, Кокорев пошёл в атаку, в горячке он открыл огонь раньше времени. Промахнулся, зато немецкий стрелок ударил метко - строчка разрывов прошила правую плоскость его машины.

Вражеский самолёт на максимальной скорости уходил к государственной границе. Дмитрий Кокорев пошёл на вторую атаку. Он сокращал расстояние, не обращая внимания на бешеную стрельбу немецкого стрелка, подойдя на расстояние выстрела, Кокорев нажал гашетку, но боезапас кончился. Долго советский лётчик не думал, врага отпускать нельзя, он резко добавил скорости и кинул истребитель на вражескую машину. «МиГ» рубанул винтом около хвостового оперения «Дорнье».

Этот воздушный таран произошел в 4 часа 15 минут (по другим данным - в 4.35) на глазах пехотинцев и пограничников, которые защищали город Замбров. Фюзеляж немецкого самолёта переломился пополам, и «Дорнье» рухнул на землю. Наш истребитель сорвался в штопор, его двигатель заглох. Кокорев пришёл в себя и смог вырвать машину из страшного вращения. Выбрал поляну для посадки и удачно приземлился. Надо отметить, что младший лейтенант Кокорев был обычным советским рядовым лётчиком, которых были сотни в Военно-воздушных силах Красной Армии. За плечами младшего лейтенанта была лишь лётная школа.

К сожалению, герой не дожил до Победы. Он совершил 100 боевых вылетов, сбил 5 самолётов врага. Когда его полк воевал под Ленинградом, 12 октября разведка сообщила, что на аэродроме в Сиверской обнаружено большое количество вражеских «Юнкерсов». Погода была нелётная, немцы не поднимались в воздух в таких условиях и не ждали наших самолётов. Было решено нанести удар по аэродрому. Группа из 6 наших пикирующих бомбардировщиков Пе-2 (их называли «Пешки») в сопровождении 13 истребителей МиГ-3, появившись над «Сиверской», стали полной неожиданностью для гитлеровцев.

Зажигательные бомбы с малой высоты ударили точно в цель, пулемётный огонь и реактивные снаряды истребителей довершили разгром. Немцы смогли поднять в воздух только один истребитель. Пе-2 уже отбомбились и уходили, только один бомбардировщик отстал. Кокорев бросился на его защиту. Он сбил противника, но в это время очнулась противовоздушная оборона немцев. Самолёт Дмитрия был сбит и упал.

Первые…

Екатерина Ивановна Зеленко (1916 - 12 сентября 1941) стала первой женщиной на планете, которая совершила воздушный таран. Зеленко закончила Воронежский аэроклуб (в 1933 году), 3-ю Оренбургскую военно-авиационную школу им. К. Е. Ворошилова (в 1934 году). Служила в составе 19-й лёгкой бомбардировочной авиационной бригады в Харькове, была лётчиком-испытателем. В течение 4 лет она освоила семь типов самолётов. Это единственная женщина пилот, которая участвовала в «Зимней войне» (в составе 11-го легкобомбардировочного авиационного полка). Была награждена Орденом Красного Знамени – совершила 8 боевых вылетов.

В Великой Отечественной войне участвовала с первого дня, воюя в составе 16-й смешанной авиационной дивизии, была заместителем командира 5-й эскадрильи 135-го бомбардировочного авиационного полка. Успела совершить 40 боевых вылетов, в том числе ночных. 12 сентября 1941 года она совершила 2 успешных разведывательных боевых вылета на бомбардировщике Су-2. Но, несмотря на то, что во время второго полёта её Су-2 был повреждён, Екатерина Зеленко в тот же день вылетела в третий раз. Уже возвращаясь, в районе города Ромны два советских самолёта подверглись атаке 7 вражеских истребителей. Екатерина Зеленко смогла сбить один Me-109, а когда у неё кончился боезапас, протаранила второй немецкий истребитель. Лётчица уничтожила противника, но при этом погибла сама.


Памятник Екатерине Зеленко в Курске.

Виктор Васильевич Талалихин (1918 - 27 октября 1941) совершил ночной таран, который стал самым знаменитым в этой войне, сбив в ночь на 7 августа 1941 года на И-16 в районе Подольска (Подмосковье) бомбардировщик Хe-111. Долгое время считалось, что это первый ночной таран в истории авиации. Только позднее стало известно, что в ночь на 29 июля 1941 года летчик-истребитель 28-го ИАП Пётр Васильевич Еремеев на самолёте МиГ-3 таранным ударом сбил вражеский бомбардировщик «Юнкерс-88». Он погиб 2 октября 1941 года в воздушном бою (21 Сентября 1995 года Еремеев за мужество и воинскую доблесть, посмертно удостоен звания Героя России).

27 октября 1941 года 6 истребителей под командованием В. Талалихина вылетела на прикрытие наших сил в район деревни Каменки, на берегу Нары (85 км западнее столицы). Они столкнулись с 9 вражескими истребителями, в схватке Талалихин сбил один «мессер», но другой смог его подбить, лётчик пал смертью храбрых…


Виктор Васильевич Талалихин.

Экипаж Виктора Петровича Носова из состава 51-го минно-торпедного полка ВВС Балтийского флота совершил первый в истории войны таран судна с помощью тяжёлого бомбардировщика. Лейтенант командовал торпедоносцем А-20 (американский Douglas A-20 Havoc). 13 февраля 1945 в южной части Балтийского моря при атаке вражеского транспорта в 6 тыс. тонн советский самолёт был подбит. Командир направил горящую машину прямо в транспорт противника. Самолёт попал в цель, произошёл взрыв, вражеское судно затонуло. Экипаж самолета: лейтенант Виктор Носов (командир), младший лейтенант Александр Игошин (штурман) и сержант Фёдор Дорофеев (стрелок-радист), погибли смертью храбрых.

Известный факт, первые авиаторы не воевали в небе, а приветствовали друг-друга.
В 1911 году и французы и русские одновременно оборудовали самолеты пулеметами и понеслась эра воздушных боев. При отсутствии патронов пилоты применяли таран.

Таран — приём авиационного боя, предназначенный для вывода из строя самолета противника, наземной цели или зазевавшегося пешехода.
Впервые был применен Пётром Нестеровым 8 сентября 1914 года против австрийского самолёта-разведчика.

Существуют несколько видов таранов: удар шасси по крылу, удар пропеллером по хвостовому оперению, удар крылом, удар фюзеляжем, удар хвостом (таран И. Ш. Бикмухаметова)
Таран, совершённый И. Ш. Бикмухаметовым во время Великой Отечественной войны: выйдя в лоб противнику с горкой и виражом Бикмухаметов нанёс удар хвостом своего самолёта по крылу противника. В результате противник потерял управление, сорвался в штопор и разбился, а Бикмухаметов смог даже довести свой самолёт до аэродрома и благополучно приземлиться.
Таран В. А. Куляпина таран С. П. Субботина, таран на реактивном истребителе, применён в воздушном бою в Корее. Субботин попал в ситуацию, когда его на снижении догонял противник. Выпустив тормозные щитки, Субботин сбросил скорость, фактически подставив свой самолёт под удар. В результате столкновения противник был уничтожен, Субботин успел катапультироваться и остался жив.

1

Первым воздушный таран применил Пётр Нестеров 8 сентября 1914 года против австрийского самолёта-разведчика.

2


За время войны сбил 28 самолётов противника, из них один в группе, а 4 самолёта сбил тараном. В трёх случаях Ковзан на своём самолёте МиГ-3 возвращался на аэродром. 13 августа 1942 года на самолёте Ла-5 капитан Ковзан обнаружил группу бомбардировщиков и истребителей противника. В бою с ними он был подбит, получил ранение глаза, и тогда Ковзан направил свой самолёт на вражеский бомбардировщик. От удара Ковзана выкинуло из кабины и с высоты 6000 метров с не полностью раскрывшимся парашютом он упал в болото, сломав ногу и несколько рёбер.

3


Нарпавил поврежденный самолет на назменую цель. Согласно рапортам Воробьева и Рыбаса, горящий самолёт Гастелло совершил таран механизированной колонны вражеской техники. Ночью крестьяне из близлежащей деревни Декшняны извлекли трупы лётчиков из самолета и, обернув тела в парашюты, похоронили их рядом с местом падения бомбардировщика. Подвиг Гастелло был в некоторой степени канонизирован. Первый таран в истории Великой Отечественной войны совершил советский лётчик Д. В. Кокорев 22 июня 1941 года приблизительно в 4 часа 15 минут (длительное время автором первого тарана в истории Великой Отечественной считался И. И. Иванов, но на самом деле он совершил свой таран на 10 мин. позже Кокорева)

4


На лёгком бомбардировщике Су-2 сбила один немецкий истребитель Me-109, второй таранила. От удара крылом по фюзеляжу «мессершмитт» разломился пополам, а Су-2 взорвался, при этом лётчицу выбросило из кабины.

5


Первый 7 августа 1941 года применил ночной таран, сбив около Москвы бомбардировщик He-111. При этом сам остался жив.

6


20 декабря 1943 года в своём первом воздушном бою, уничтожил два американских бомбардировщика Б-24 «Либерейтор» — первый из пулемёта, а второй воздушным тараном.

7


13 февраля 1945 в южной части Балтийского моря при атаке концевого транспорта водоизмещением 6000 тонн в самолёт Носова В. П. попал снаряд, самолёт стал падать, но лётчик направил свой горящий самолёт прямо в транспорт и уничтожил его. Экипаж самолета погиб.

8


20 мая 1942 года вылетел на самолёте И-153 на перехват вражеского разведчика Ju-88, фотографировавшего военные объекты в городе Ельце Липецкой области. Подбил самолет противника, однако тот остался в воздухе и продолжал полет. Барковский нарпавил свой самолет на таран и уничтожил Ju-88. Пилот погиб при столкновении.

9


28 ноября 1973 года на реактивном истребителе МиГ-21СМ совершил таран F-4 «Фантом» ВВС Ирана (при нарушении последним Государственной границы СССР в районе Муганской долины АзССР) капитаном Г. Елисеев погиб.

10 Куляпин Валентин (Таран Куляпина)


Совершил таран транспортного самолёта CL-44 (номер LV-JTN, авиакомпания «Transportes Aereo Rioplatense», Аргентина), совершавшего тайный транспортный рейс по маршруту Тель-Авив - Тегеран и непреднамеренно вторгшегося в воздушное пространство Армении.

Воздушный таран как боевой приём был впервые изобретен и применен русскими. 8 сентября (26 августа по старому стилю) 1914 года около городка Жолква наш знаменитые лётчик Пётр Николаевич Нестеров совершил первый в мире воздушный таран, протаранив австрийский "Альбатрос". Первый в мире ночной таран был осуществлен также русским летчиком Евгением Степановым, который 28 октября 1937 года в Испании в небе над Барселоной на самолете И-15 сбил при помощи таранного удара итальянский бомбардировщик "Савойя-Маркетти" S.M.81.

Четыре года спустя в ходе Великой Отечественной войны в битве за Москву подвиг Степанова повторил младший лейтенант Виктор Талалихин.

В ночь на 7 августа 1941 года расстреляв весь свой боезапас, раненый в руку, летчик-истребитель таранил немецкий бомбардировщик. Виктору повезло: его И-16 (о нём - ТуТ), отрубивший винтом хвостовое оперение Hе-111, стал падать, но лётчик смог выпрыгнуть из падающего самолета и приземлиться на парашюте. Талалихина подобрали местные жители, оказали первую помощь и помогли добраться до своей части.

О подвиге летчика стало известно буквально в тот же день 7 августа, а на следующий день Виктору было присвоено звание Героя Советского Союза.

"В ночь на 7 августа, когда фашистские бомбардировщики пытались прорваться к Москве, я по приказу командования поднялся в воздух на своем истребителе. Зайдя со стороны луны, я стал выискивать самолеты противника и на высоте 4800 метров увидел "хейкель-111". Он летел надо мною и направлялся к Москве. Я зашел ему в хвост и атаковал. Мне удалось подбить правый мотор бомбардировщика. Враг резко развернулся, изменил курс и со снижением полетел обратно...

Вместе с противником я снизился до высоты примерно 2500 метров. И тут у меня кончились боеприпасы... Оставалось одно - таранить. "Если я погибну, так один, - подумал я, - а фашистов в бомбардировщике четверо".
Решив винтом обрубить противнику хвост, я стал вплотную подбираться к нему. Вот нас разделяют каких-нибудь девять-десять метров. Я вижу бронированное брюхо вражеского самолета..."

Лейтенант был опытным лётчиком. Но подавить стрелка в хвосте "Хейнкеля" не сумел. В запале боя лейтенант не помнил, что главное не любой ценой сбить бомбардировщик, а не дать ему выполнить задание и вернуться живым, сохранив свою машину.

Зато он был бесстрашен и полон решимости победить: "В это время враг пустил очередь из крупнокалиберного пулемета. Обожгло правую руку. Сразу дал газ и уже не винтом, а сразу всей своей машиной протаранил противника. Раздался страшный треск. Мой "ястребок" перевернулся вверх колесами. Надо было поскорее выбрасываться с парашютом".
Талалихину повезло - ночные прыжки опасны. Он угодил прямо в реку Северку. Люди увидели летящего парашютиста и подоспели ему на помощь, не дав запутаться в стропах и утонуть..

Утром Талалихин вместе с товарищами побывал на месте падения бомбардировщика. Среди обломков самолета нашли трупы награжденного железным крестом подполковника и трех членов экипажа.

Виктору Талалихину было 22 года. 23 года ему исполнилось 18 сентября, а 27 октября он погиб - во время боя пуля попала ему в голову. У Виктора Талалихина была короткая но яркая жизнь.

27 октября 1941 года Талалихин вылетел во главе шестерки истребителей на прикрытие наземных войск в районе города Подольска Московской области. Возле деревни Каменки Виктор повел группу на штурмовку позиций противника. В это время из-за облаков на наши самолеты обрушилось 6 вражеских истребителей Me-109. Завязался воздушный бой. Талалихин первым атаковал и сбил один "мессершмитт", но тут же был атакован тремя истребителями противника. Ведя неравный бой, он подбил еще одного врага, но в это время рядом разорвался вражеский снаряд. Самолет Талалихина вздрогнул и штопором пошел вниз.

Долгое время считалось, что это был первый ночной таран в небе Москвы, однако это не совсем так - ещё 29 Июля лётчик 27-го авиаполка П. В. Еремеев на истребителе МиГ-3 таранным ударом сбил бомбардировщик Ju-88. Это и был первый ночной таран в московском небе. Указом Президента Российской Федерации от 21 Сентября 1995 года П. В. Еремееву посмертно присвоено звание Героя России