Первый ландыш фет год написания. Анализ стихотворения фета первый ландыш по плану

«Смело можно сказать, что человек, понимающий поэзию и охотно открывающий душу свою ее ощущениям, ни в одном русском авторе после Пушкина не почерпнет столько поэтического наслаждения, сколько доставит г-н Фет», - писал когда-то Некрасов о гениальном лирике, оставившем значительный след в русском искусстве.

Афанасий Афанасьевич Фет – личность довольно загадочная, непростая для понимания. Его жизненный путь ни в коем образе нельзя назвать ровным, заурядным или посредственным, равно как и творчество. Тайны, окутавшие Фета как человека и поэта, уходят корнями в самое зарождение, которое вызывало массу вопросов и у искусствоведов, и у простых любителей поэзии. Самое удивительное, что даже перед Афанасием Афанасьевичем были открыты далеко не все двери в прошлое, связанное с происхождением фамилии, дарованной ему при появлении на свет.

Особенности жизни Афанасия Афанасиевича Фета

Автор большого числа гениальных поэтических творений родился в 1820 году. Считается, что мать лирика, известная как Беккер Каролина-Шарлотта, будучи замужем за Карлом Фетом и имея положение беременной женщины, сбежала из Германии с потомственным дворянином Шеншиным, оставив не только прежнюю жизнь, но и прежнее имя. Она стала Елизаветой Петровной Шеншиной, родив и воспитав великого поэта.

Многое из семейной истории Афанасия Афанасьевича остаётся неясным. Существуют неопровержимые факты, касающиеся его сложной биографии. Будучи четырнадцатилетним подростком, в связи с раскрывшейся тайной о незаконном рождении, он лишился дворянского титула, наследства, фамилии. Все это, разумеется, не могло не сказаться на жизненном пути великого человека, на становлении его как поэта, как творческой личности, которую до сих пор сравнивают с Александром Сергеевичем Пушкиным.

Быть может, не случись когда-то личной трагедии, не пошатнись душевное равновесие будущего лирика, мир никогда бы не узнал одного из ярчайших представителей так называемого «чистого искусства». Что касается фамилии, благодаря благосклонности бывшего мужа Каролины-Шарлотты, Афанасий получил фамилию «Фет». Он до самой смерти ее презирал, всеми силами отстаивая право называть себя русским дворянином Шеншиным.

С чего начались первые шаги Фета в поэзию?

С поступления в Московский университет на словесное отделение факультета философии, судьба свела автора с Аполлоном Григорьевым. Он сумел разглядеть в простом студенте величайший талант. Не без поддержки Григорьева вышел первый сборник Фета «Лирический пантеон», попавший во внимание таких мастеров как Белинский и Гоголь, довольно одобрительно отозвавшихся о творчестве юного поэта. Разумеется, для начинающего автора высокая оценка авторитетных личностей стала немалым стимулом для дальнейшей работы и поиска своего места в мире поэзии. К тому же, в 1842 году стихи Фета были опубликованы в целом ряде известных журналов, среди которых можно выделить «Москвитянин» и «Отечественные записки», что укрепило в набиравшем известность лирике веру в себя.

Однако радость и восторг от успехов на поприще литературы не сумели излечить оскорблённую душу молодого поэта. Он по-прежнему болезненно относился к своему положению «иностранца Фета», мечтая вернуть прежнее российское гражданство и дворянскую родословную.

Прославиться в качестве поэта было для него, как он утверждал – второстепенно. Именно поэтому, окончив учёбу в университете, Фет решительно идёт на военную службу, которой посвящает долгие восемь лет жизни. Данный период обозначился как время внутреннего опустошения, непонимания. Стечением времени интерес и тяга к поэзии угасают, наступает трудное финансовое положение, происходит трагическая смерть возлюбленной. Мысли всё мрачнее, интереса к жизни всё меньше. В таком морально тяжёлом состоянии Фет узнаёт, что для получения звания офицерского чина ему недостаёт выслуги и уровня армейского звания, согласно новому указу, что вводит обнадёженного поэта в крайнее отчаяние.

Однако судьба вновь улыбается Фету и в 1853 году он знакомится с Гончаровым, Тургеневым и, что самое важное, - с Некрасовым, занявшим место редактора прославленного журнала «Современник». Вокруг него находилась вся элита российской литературной среды, под влиянием которой Фет возвратился к творческой деятельности, публикуя второй долгожданный сборник стихов. Он, как и первый, принес массу восторженных отзывов, уважение, почёт.

Среди тех, кто дал лирику высокие оценки, были Боткин и Дружинин – это влиятельные критики девятнадцатого века. Некрасов всерьёз заинтересовался подающим значительные надежды поэтом.

Стихи из сборника вновь расходятся по популярным журналам, о Фете говорят многие. Говорят люди разное. Чернышевский высказывает мнение, что новоиспечённый лирик пишет пустяки, Добролюбов считает, что Фет обладает даром, но ценности его творения не имеют, следовательно, не несут особого значения. Некрасов же восхищался поэтом, выйдя при этом на первый план. Поэзия Некрасова, обладающая практической стороной, пришлась более по душе российскому светскому обществу, нежели поэзия «чистого искусства» Фета.

На поэта, человека тонкой души, происходящее вокруг оказало дикое давление, но, тем не менее, он выпускает третий сборник. Он уходит со службы, понимая, что бессмысленно надеяться на реализацию задуманных планов по возвращению дворянского титула, женится, однако женится не по любви и принимает решение посвятить себя помещичьему делу, осев в своём имении в Степановке.

Трудно сказать, правильно ли поступил Фет или не правильно. При всём овладевающим им равнодушии он с увлечением отдался новым обязанностям, новому жизненному укладу. Верный друг лирика - Аполлон Григорьев - высказывал опасения за жизнь Фета, боясь, что тот способен совершить самоубийство в связи с потерей жизненных ориентиров и утратой страсти к тому, в чём был настоящим профессионалом.

Так или иначе, упорная цель всей жизни Афанасия Афанасьевича была достигнута. В 1873 году ему вернули дворянское звание, и человек, известный как поэт, чьё творчество пронизано лиризмом, нежностью и неуловимым трепетом, без сомнений расстаётся с прославленной фамилией, становясь дворянином Шеншиным.

Сказать, что Фет был человеком неоднозначным – это ничего не сказать. К сожалению, как часто случается с великими людьми, непризнанными при жизни, он покинул земной мир, так и не узнав, насколько было велико его творчество, какой вклад оно окажет на развитие русской литературы спустя какое-то время.

Фета осуждали за то, что он писал о любви, о чувствах, о природе, никоим образом не стремился коснуться в поэзии политики и социальной жизни общества, не стремился стать обличителем, моралистом, нести правду. Впоследствии именно это стало бриллиантом работ лирика. Именно в этом заключалась ценность его творчества. После трёх лет со смерти Фета символисты ставят его в ряд с лучшими поэтами за всю историю России. Бальмонт выразился о нём и о Тютчеве как о поэтах, «царящими над современной литературной молодежью». Брюсов признавался, что знал стихи Фета наизусть, поэт являлся в его глазах неким божеством, сумевшим превзойти самого Лермонтова.

Е. В. Ермилова пишет: «Характерно, что в последнее время с общим возросшим интересом к поэзии Фета в работах о нём подчёркивается именно «ясный и мужественный взгляд на мир», «точность наблюдений, реалистичность воспроизведения духовного мира человека», «трагическая доминанта» его творчества, преображение трагедии, страдания – в красоту и радость, «в жажду бытия». Именно так воспринимается сегодня творчество Фета.

Этот поэт занимает в русской поэзии особое место. С одной стороны он продолжатель Жуковского и Тютчева, а с другой – один из предшественников таких поэтов, как Блок.

Особенности творчества Фета

Его стихи пронизаны изяществом, образностью, богаты на метафоры, олицетворения. Так наделение неодушевлённого предмета качествами живой души автор использует в необычайно светлом стихотворении «Первый ландыш», написанное лириком весной 1854 года, которому стоит уделить особое внимание.

О первый ландыш! Из-под снега
Ты просишь солнечных лучей;
Какая девственная нега
В душистой чистоте твоей!

Как первый луч весенний ярок!
Какие в нем нисходят сны!
Как ты пленителен, подарок
Воспламеняющей весны!

Так дева в первый раз вздыхает
О чем - неясно ей самой,-
И робкий вздох благоухает
Избытком жизни молодой.

Особенно интересна композиция данного стиха. Начинает автор с описания ландыша и весеннего пробуждения природы, а заканчивает сравнением благоухающего цветка с юной, расцветающей девушкой. Стихотворение наделено эпитетами: «душистой», «солнечных», «пленителен», «робкий», «воспламеняющий», точно передающими трепет лирического героя перед чистым, нежным образом весны и всего того, что она собою несёт.

Во втором четверостишии он восхищается солнечным лучом, восклицания «как», «какие», - все это обостряет эмоциональный накал. Кульминацией служат слова: «Как ты пленителен, подарок воспламеняющей весны!» В этом предложении заключены надежды лирического героя на чистую страницу не только в природе, но и в собственной жизни, в сердце. Он с волнением в груди предчувствует тихие шаги счастья.

Что касается сравнения ландыша с невинной душой, то наиболее ярко это подчёркивается словами «девственный», «дева». Только-только появившийся из-под снега на свет цветок, источающий благоухание, так же чист, светел и робок, как юная беззащитная девушка, с нежностью и любовью глядящая на мир.

Трогательность и невинность подчёркиваются словами «первый», «робкий», «молодой». Жизнь цветущего ландыша столь же быстротечна, мгновенна, как и сама юность. Она подобна вспышке, лишь единожды имеющей возможность к яркому, искрящему сиянию. Фет призывает в полной мере ощутить этот свет, ведь надежда способна бесследно раствориться в тумане, а юность пройти мимо, оставив после себя лишь разочарование и выгрызающую изнутри боль о том, чего не воротить, не переписать. «Избыток жизни молодой» легко может растратиться впустую.

Удивителен тип стихотворения – это четырёхстопный ямб. Он свойственен произведениям Фета, так как наиболее полно передаёт затрагиваемые в поэзии лирика тему жизнелюбия, светлых, лёгких чувств, неразделённости чудесной природы и человека.

«Первый ландыш» - это короткая история о чудесном, неповторимом мгновении. Слова поэта обращены вовсе не к разуму, а к сердцу. Именно эту тонкую материю стремился коснуться Фет, которого неспроста называли певцом потрясающего, необъяснимого мира природы. Однако и скромным поэтом ощущений его назвать несправедливо, так как строки, кажущиеся на первый взгляд простыми, пронизаны тайнами бытия и глубокими философскими рассуждениями.

При всех жизненных обстоятельствах поэзия была для Фета главным делом жизни – об этом говорят именно его стихи, которым он отдал всю свою нежность, любовь, вдохновение, впечатления, гибкость ума, способность увидеть нечто в тех вещах, которые мы привыкли считать обыденными.

В 1889 году Страхов написал о Фете такие слова: «Он в своём роде поэт единственный, несравненный, дающий нам самый чистый и настоящий поэтический восторг, истинные бриллианты поэзии… Фет есть истинный пробный камень для способности понимать поэзию…». С этими словами весьма сложно поспорить.

Видеть прекрасные моменты А.А. Фет мог всегда и при любых обстоятельствах. Достаточно ему было просто выйти на улицу, как дивный мир природы пытался окутать его колдовством своей красоты. Вот так обычная весенняя прогулка в 1854 году преподнесла всему миру возможность по-новому взглянуть на обычный скромный цветочек, на ландыш, благодаря пейзажному лирическому стихотворению.

С первых строк поэт приписывает этому предвестнику весеннего тепла признаки и качества, которыми обладает живое существо. Автор замечает, что первый ландыш, как только проснулся и выглянул из-под своего теплого одеяла, из-под снега, сразу почувствовал потребность в солнечных лучах, и стал просить их. Такое стремление порадовать всех своею нежностью и пьянящим ароматом, вызывает восхищение автора. Он отмечает негу в том, что этот нежный цветок дарит душистую чистоту этому прекрасному дню.

Во второй строфе своего сочинения автор воздает хвалу первому лучу. Первые признаки весеннего теплого дня отражаются в пламени лучей солнца, которые поэт называет подарком. Третья строфа посвящена сравнению ландыша с молодой девой. Вот она вздыхает, и в этом герой проводит аналогию с цветком. Он нежен и чувственен, его аромат пьянящий. Его белый наряд показатель наивности и тонкости искренней души. Эти две части, дополняя друг друга прекрасно описывают то настроение, которое хрупкий ландыш подарил поэту, вдохновив его на столь чудное произведение.

Яркость стихотворению придают изобразительно выразительные средства, такие как эпитеты и метафоры. В них читается восторг лирического героя данного произведения, что написано четырехстопным ямбом. Фет регулярно использует спондеи и пиррихии, что усиливает эмоциональный характер произведения. Чувствуется, что в воздухе витает пробуждение не только природы, но и чувств.

Ты просишь солнечных лучей;

Какая девственная нега

В душистой чистоте твоей!

Как первый луч весенний ярок!

Какие в нем нисходят сны!

Как ты пленителен, подарок

Воспламеняющей весны!

Так дева в первый раз вздыхает –

О чем, неясно ей самой, -

И робкий вздох благоухает

Избытком жизни молодой.

Важное место в поэзии Фета занимают образы природы. Мир природы в его стихотворениях наполнен красками и звуками: «…распевая, вползает пчела», «кузнечиков неугомонный рой», ласточки, журавли, деревья и цветы. Цветов у Фета особенно много: это и «гвоздики душистой сирени», и «душистые опахала» цветов липы, и, конечно, розы, которым у Фета посвящено много замечательных строк. Однако не менее прекрасен в лирике поэта куда не слишком заметный лесной цветок ландыш, которому посвящено небольшое, очень изящное стихотворение.

В стихотворении «Первый ландыш» три строфы-катрена с перекрестной рифмовкой, которая участвует в движении поэтической мысли, не замыкая четверостиший.

Первые две строфы связаны с образом первого ландыша и представляют собой развернутое поэтическое сравнение цветка весны с юной девой.

Первая строфа начинается риторическим обращением: «О первый ландыш»! Этот весенний цветок Фетом олицетворен и опоэтизирован:

….из-под снега

Ты просишь солнечных лучей;

Какая девственная нега

В душистой чистоте твоей!

В создании поэтической картины участвуют эпитеты «девственная нега», «душистая чистота». Важна также и ненавязчивая сквозная аллитерация: звуки слова «ландыш» как бы повторяются в других словах:

Л – «ландыш», «солнечных», «лучей»

Н – «ландыш», «нега», «девственная», «солнечных»

Ш – «ландыш», «просишь», «душистый»

Первая строфа связана со второй риторическими восклицаниями: «Какая!.. Как!.. Какие!.. Как!..», повторяющимися в начале стихов в виде анафоры для передачи чувства восхищения, охватившего поэта при виде «первого ландыша» – вестника весны.

Во второй строфе ведущим становится мотив весны, подготовленный в первой строфе. В первом стихе 2-ой строфы появляется «луч весенний» (вспомним: в 1-ой строфе звучало: «…ты просишь солнечных лучей»). В последнем стихе второй строфы – образ «воспламеняющей весны», образующий смысловое кольцо с первым стихом.

«Первый луч» весны перекликается с началом стихотворения («первый ландыш»). Так готовится мотив первой любви, который прозвучит в последней, заключительной строфе стихотворения.

Первый весенний луч поэт называет «пленительным подарком» «воспламеняющей весны». Характер этой метафоры у Фета передает то особое состояние ожидания любви, счастья, которые в поэзии традиционно связаны с образом весны. Этот мотив пробуждения природы и человеческих чувств звучит и во многих других стихотворениях Фета. «Возрожденья весть живая» видится поэту в возвращающихся на родину журавлях, с весною связано ощущение, «что, как мир, бесконечна любовь».

В третьей строфе появляется образ девы, слышится ее первый «робкий вздох» – предчувствие любви. Слово «первый» встречалось и во 2-ой, и в 1-ой строфах и является в стихотворении ключевым, и это отражено в названии. Метафора «робкий вздох благоухает» связывает образ первого робкого чувства с образом весны и ландыша.

В основе ритмической структуры стихотворения – четырехстопный ямб, особенно четко повторяемый во 2-ых и 4-ых стопах всех двенадцати стихов. Ямб – широко распространенный в русском стихосложении метр, употребляемый в произведениях как на гражданскую, так и интимную тематику.

Спондеи, регулярно употребляемые в начале всех стихов, привносят эффект дополнительного усиления. Пиррихии, симметрично расположенные во всех строфах и связанные с использованием многосложных слов (девственная, воспламеняющей, благоухает), усиливают лиризм, придают стиху возвышенный, эмоционально-приподнятый характер.

Лирическое «я» в стихотворении непосредственно не присутствует. Однако лирическое «я» как бы растворено в образе весенней природы, созданном поэтом. Автор тонко подмечает оттенки человеческих переживаний и связывает их с состоянием природы. Как в этом, так и в других стихотворениях Фет - тонкий знаток и большой мастер изображения психологических нюансов, незаметных на первый взгляд, но очень важных событий в жизни человека и природы.

Задание:

1. Отметьте, как, анализируя стихотворение, автор сочинения подчеркивает единство формы (рифма, размер, звукопись) и содержания произведения.

2. Убедитесь, что мелодическая основа стихотворения – ямб, найдите спондеи и пиррихии.

3. Напишите о вашем восприятии и оценке стихотворения.

А. А. Фет «Одинокий дуб»

Смотри, - синея друг за другом,

Каким широким полукругом

Уходят правнуки твои!

Зачем же тенью благотворной

Все кружишь ты, старик упорный,

По рубежам родной земли?

Когда ж неведомым страданьям,

Когда жестоким испытаньям

Придет медлительный конец?

Иль вечно понапрасну годы

Рукой суровой непогоды

Упрямый щиплют твой венец?


И под изрытою корою

Ты полон силой молодою.

Так старый витязь, сверстник твой,

Не остывал душой с годами

Под иззубренною мечами,

Вокруг тебя незримым ходом

Ползет простор твоих корней,

И, в их кривые промежутки

Гнездясь, с пригорка незабудки

Глядят смелее в даль степей.

Когда же, вод взломов оковы,

Весенний ветр несет в дубровы

Твои поблеклые листы,

С ним вести на простор широкий,

Что жив их пращур одинокий,

Ко внукам посылаешь ты.

Название стихотворения «Одинокий дуб» содержит художественное определение – эпитет «одинокий». Прием олицетворения с самого начала придает образу дуба глубокий смысл: дуб предстает перед нами не только как часть пейзажа, но и как аллегорическое изображение одинокого человека, лишенного близких, друзей, взаимопонимания.

Своеобразие лирического произведения в том, что в нем нет сюжета и персонажей, как, например, в эпическом. Однако чувства, переживания автора передаются в лирике в ярких художественных образах – в картинах, отражающих реальный мир, содержащих конкретность и обобщение. Таков центральный образ стихотворения – «одинокий дуб».

Образ дуба как дерева лишен конкретности, лишь некоторые художественные детали позволяют представить «изрытую кору», «простор… корней», «поблеклые листы». Изобразительно-выразительные средства указывают на старость дуба, его силу. Более важную роль в стихотворении играет та сторона образа дуба, которая связана с обобщением: дуб символизирует человека.

В первой строфе стихотворения важен образ круга, обладающего охранительной силой: «правнуки» уходят «широким полукругом», «старик, упорный» «кружит» по «рубежам родной земли», как бы защищая их.

Во второй строфе развивается тема старости и смерти («мучительный конец»). Заданный в первой строфе риторический вопрос: «Зачем же… кружишь ты?..» – продолжается другими вопросами:


Иль вечно понапрасну годы

Рукой суровой непогоды

Упрямый щиплют твой венец?

Это риторические вопросы, имеющие важный философский смысл, поднимающие тему жизни и смерти, бренного и вечного. Возникает представление о жизни, полной «неведомых страданий», жестоких испытаний.

Композиция стихотворения стройная, логичная, красивая. Первая и пятая, последняя, строфы являются обрамляющими, а центральная, третья, строфа – кульминацией в движении поэтической мысли.

В центральной строфе стихотворения наиболее ярко видна связь между образами дуба и старого витязя. Она подчеркнута как прямым сравнением, так и звукописью. «Под изрытою корою» перекликается с «под иззубренною мечами». Мысль о конце побеждается мыслью о жизненной силе. Старый дуб «полон силы молодою». Авторский голос звучит как поддержка старому дубу-витязю.

Дальше в стихотворении развивается мысль о том, что «старик упорный» – защитник всего молодого, нежного. «Простор… корней» – очень важная метафора, усиливающая ощущение мощи «старого витязя». Незабудки – образ, олицетворяющий юность, незащищенность, чистоту, с одной стороны, и память – с другой стороны. Незабудки уютно гнездятся в кривых промежутках корней старого дуба. Это очень зримая и яркая картина. Как будто видишь корявые, выпирающие из-под земли корни дерева и между ними – веселые, нежно-голубые цветочки. В тени дуба, под его защитой они чувствуют себя уверенней, «глядят смелее в даль степей».

Финал стихотворения оптимистичен. Звучит тема весны, которая несет миру обновление. Тема одиночества звучит уже не так трагично. Связь «пращура» с потомками не разорвана:

… вести на простор широкий…

Ко внукам посылаешь ты.

Природа в стихах А.А. Фета очеловечена, одухотворена. Словно живое существо, она чувствует, дышит, радуется и грустит.

Задание:

1. Найдите в литературоведческом словаре истолкование понятий «образ», «символ», «аллегория». Дайте оценку умения автора сочинения использовать эти термины.

2. Напишите вступление и заключение, соответствующие теме «Стихотворение… Восприятие, истолкование, оценка».


Ф.И. Тютчев “Святая ночь на небосклон взошла…”

Святая ночь на небосклон взошла,

И день отрадный, день любезный

Как золотой покров она свила,

Покров, накинутый над бездной.

И, как виденье, внешний мир ушел…

И человек, как сирота бездомный,

Стоит теперь, и немощен и гол,

Лицом к лицу пред пропастию темной.

На самого себя покинут он –

Упразднен ум, и мысль осиротела –

В душе своей, как в бездне, погружен,

И нет извне опоры, ни предела…

И чудится давно минувшим сном

Ему теперь все светлое, живое…

И в чуждом, неразгаданном, ночном

Он узнает наследье родовое.

Творчество Тютчева как единое целое представляет собой романтическое толкование человеком девятнадцатого века проблем своего поколения. В лирике поэта в глубоко своеобразной поэтической форме отразилась философская мысль его эпохи, мысль о бытии природы и вселенной, о связях человеческого существования с вселенской жизнью. Главный пафос творчества Тютчева - в проблеме истоков, корней бытия: что такое Вселенная и Земля, каковы тайны первородных стихий, какое место занимает Человек в мире и в чем его Судьба. Как бы возвращаясь к исходным темам познания людьми мира, поэт создает поэтические философские созерцания. Таковым является стихотворение “Святая ночь на небосклон взошла...”, в котором звучит тема ночи - одна из основных тем лирики природы у Тютчева.

Как во многих других, так и в этом стихотворении, картина, нарисованная поэтом, носит характер внебытовой; она лишена точных признаков времени и места действия. Это примета романтико-философской поэзии. Такой род изображения выводит поднятую проблему за пределы частного и помогает решить ее в философском, обобщенном ключе.

Основу стихотворения составляет антитеза “дня любезного” и “святой ночи”, которая помогает человеку проникнуть в “тайное тайных”. Вместе с тем ночь является носителем загадок и тайн всего мироздания. Может быть, поэтому ночь в изображении поэта предстает столь величественной и столь трагической. В ночи человек как сирота, он чувствует себя безмерно одиноким. Тема одиночества, в начале стихотворения только намеченная, данная слегка и приглушенно, при описании ночи и чувств человека звучит сильно и полнозвучно. Но в этом роковом космическом одиночестве и дано человеку познать мир и самого себя. Ночь раскрывает перед ним глубочайшие бездны и сокровеннейшие тайны - и это знание для человека самое высокое. Тютчева-поэта и его героя пугает и одновременно влечет к себе непостижимость, и все непостижимое воплощается для него в конечном счете в понятии “пропасть”. “Пропасть” есть и величайшая тайна, и скрытая “роковая” основа всего сущего. В ней и подсознание, и само сознание, и человеческая душа, таинственная в своих противоречиях. “Пропасть” - это те бездны, которые постоянно держат человека в своей власти и которые открываются перед ним в ночном безмолвии, а ночь, при всей своей призрачности и трагичности колорита, для Тютчева прежде всего “святая”, поэтому мрачное и святое в сознании поэта и в строках стихотворения слились воедино, а понятие “пропасть” в равной мере космическое и обобщенно-психологическое.

Самые трагические вопросы человеческого бытия поэтически и духовно решаются у Тютчева в пантеистическом духе. В стихотворении “Святая ночь на небосклон взошла...” автор выступает одновременно и поэтом-философом, и поэтом-психологом. Психологизм Тютчева тем более сродни философии, что он стремится к обобщению, отталкиваясь от частного. В стихотворении поэт говорит, как правило, не о психологии конкретного человека и конкретном случае, а о возможной психологии всякой человеческой души, о великом чуде природы, о ночном, о всемирном молчании. И говорит он это отрешенными от всего земного и прозаического словами. Отрешенность усиливает и архаический язык. Четырехстопный ямб у поэта выглядит величественным и торжественным, и слова ямбического стиха кажутся возвышенными, хотя среди них нет прямых архаизмов. Во многом эта торжественность звучания обусловлена тем, что стих строится в основном не на коротких односложных, а на длинных многосложных словах (небосклон, отрадный, покинутый и др.). Настроение и интонацию создают и периодическое сочетание звонких звуков д-н-р-дн-д-н-... при описании “дня отрадного” и глухих и шипящих ст-ск-ч-ш-шн-шл при описании “святой ночи”. А в создании романтико-философского пафоса помогает употребление многочисленных сравнений, олицетворений, метафор и эпитетов.

Итак, стихотворение “Святая ночь на небосклон взошла...”, несомненно, является одним из ярких примеров философско-пантеистической лирики поэта. Творчество Тютчева, богатое такими шедеврами, относится к непреходящим ценностям русской классической литературы, которая и в наши дни своей целостностью, гармоничностью и лиризмом обогащает духовную культуру человека.


Задания:

1. Отметьте основной тезис в истолковании стихотворения и проследите его развитие.

2. Назовите изобразительно-выразительные средства, использованные автором стихотворения. Отметьте их смыслообразующую роль.

Ф.И. Тютчев “Фонтан”

В русской литературе Афанасий Афанасьевич Фет заслужил славу тонкого ценителя природы, в которую вдыхал жизнь и наполнял пленительными образами в своих произведениях. Одним из ярких образчиков его творчества является стих «Первый ландыш» как гимн пробуждения природы после долго зимнего сна. Предлагаем познакомиться с кратким анализом «Первый ландыш» по плану 9 класса.

Краткий анализ

История создания – Стих написан в 1854 году.

Тема стихотворения – Возрождение природы после долгого зимнего сна. Неразрывная связь природы и человека.

Композиция – Стих состоит из трех строф: в первых двух описывается торжество природы весной, а в третьей строфе поэт сопоставляет ландыш с прекрасной девушкой.

Жанр – Пейзажная лирика.

Стихотворный размер – Четырехстопный ямб с перекрестной рифмой.

Метафоры «розы грустят и смеются», «тонко позванивает колокольчик в цветнике».

Эпитеты «солнечный», «душисты», «воспламеняющий», «молодой».

Сравнения – молодая девушка сравнивается с только что появившимся из-под снега ландышем.

Олицетворения - «вздох благоухает».

История создания

Свое небольшое, но весьма эмоциональное и образное произведение Афанасий Афанасьевич написал в 1854 году, во время прогулки по весеннему лесу. Писатель, всегда очень тонко чувствовавший и понимавший красоту природы, был поражен прелестью леса, который сбрасывал с себя зимние оковы.

Восхищенный мудростью, щедростью и безграничной силой природы, Фет на одном дыхании написал свое изящное стихотворение, в котором центральным образом стал хрупкий, нежный ландыш.

Тема

Главная тема произведения - весеннее перерождение природы. Олицетворением наступающей весны и грядущих радостных перемен служит первый ландыш, тянущийся к теплым солнечным лучам. Природа стремится навстречу солнцу, даруя новую жизнь.

Однако в своей литературной работе Фет стремился продемонстрировать не только утонченную красоту природы, но и человеческих эмоций. Недаром во все времена у всех народов весна является синонимом любви, свежести, молодости, красоты.

Именно поэтому поэт сравнивает нежный ландыш с юной прелестницей, испытавшей доселе неведомые ей чувства. В силу своей неопытности она еще не может в них разобраться, но вздыхает в предчувствии счастливых перемен. В “Первом ландыше” не указан напрямую лирический герой, однако его восторженным настроением пронизано все произведение.

Афанасий Афанасьевич недаром сравнивает цветок с девушкой. Будучи непревзойденным мастером пейзажной лирики, он способен проводить необычайно точные параллели между природой и человеком, доказывая их неделимое единство.

В цветении ландыша он видит всю прелесть быстротечной юности. Счастливая пора молодости ускользает очень быстро, и именно потому так важно радоваться каждому мгновению жизни. В своем стихе Фет пытается донести читателям простую идею - истинное счастье и полнота жизни возможны только в том случае, если научиться искренне любить окружающий мир. В каждом лепестке, в каждой травинке можно увидеть настоящее чудо, несущее радость и свет.

Композиция

Композиционная структура произведения представлена двумя частями. Первая часть, состоящая из двух строф, описывает весеннее пробуждение природы. Тонкое и изящное изображение ландыша как предвестника весны, восхищение возрождающейся жизнью усиливает эмоциональный накал, который изливается в кульминации - «Как ты пленителен, подарок воспламеняющей весны!».

Во второй части стихотворения, состоящей из одной строфы, автор переходит к философским размышлениям, сравнивая ландыш с юной девушкой.

Жанр

Стихотворение «Первый ландыш» написано в жанре пейзажной лирики. Стихотворный размер – четырехстопный ямб с перекрестной рифмой.

Средства выразительности

Для придания большей эмоциональности стихотворению поэтом использована широкая гамма выразительных художественных средств. Проявления весны описаны эпитетами «солнечный», «душистый», «воспламеняющий», «молодой».

Для придания образности и «оживления» природы Фет умело использует метафоры («розы грустят и смеются», «тонко позванивает колокольчик в цветнике») и сравнения (сопоставление ландыша с девушкой).

Своим произведением Фет обращается не к разуму, а к чувствам. Именно поэтому в стихотворении так много восклицательных предложений, призванных подчеркнуть его эмоциональную составляющую.

«Первый ландыш» Афанасий Фет

О первый ландыш! Из-под снега
Ты просишь солнечных лучей;
Какая девственная нега
В душистой чистоте твоей!

Как первый луч весенний ярок!
Какие в нем нисходят сны!
Как ты пленителен, подарок
Воспламеняющей весны!

Так дева в первый раз вздыхает
О чем — неясно ей самой,-
И робкий вздох благоухает
Избытком жизни молодой.

Анализ стихотворения Фета «Первый ландыш»

Афанасий Фет является одним из наиболее утонченных лириков в русской поэзии. Его стихи, посвященные родной природе, обладают не только удивительным изяществом и образностью, но и точностью метафор. Стоит также отметить, что Фет – один из немногих поэтов, который в своем творчестве нередко приписывает неодушевленным предметам качества живых существ. Этот прием автор использует и в стихотворении «Первый ландыш», которое было написано Фетом весной 1854 года после загородной прогулки, которая произвела на поэта неизгладимое впечатление. Он был поражен, насколько мудра и щедра природа, а также восхищен красотой весеннего леса, который только начинает пробуждаться от зимней спячки .

Символом весны для поэта является первый ландыш, которым Фет искренне восхищается, отмечая: «Какая девственная нега в душистой чистоте твоей!». При этом поэт замечает мельчайшие подобности удивительно теплого весеннего дня, радуясь первым лучам солнца, которое только-только начинает по-настоящему припекать, даря окружающему миру свои ласковые лучи. Ландыш же, увиденный на поляне, автор воспринимает, как «подарок воспламеняющей весны», ее предвестника и верную спутницу. И если первые подснежники на проталинах для поэта лишь символ уходящей зимы, то ландыши он воспринимает как верный знак того, что весна уже окончательно и бесповоротно вступила в свои права.

Этот хрупкий, нежный и очень изящный цветок Афанасий Фет сравнивает с юной девой, которая пока еще не может разобраться в собственных чувствах и «в первый раз вздыхает – о чем – неясно ей самой» . И этот вздох наполнен «избытком жизни молодой», предчувствием и ожиданием счастья. Подобная метафора раскрывает романтическую натуру поэта, который проводит очень удачную параллель между девушкой и цветком, подчеркивая тем самым, что все одушевленные и неодушевленные существа изначально живут в гармонии с природой. Но момент цветения ландыша так же мимолетен и скоротечен, как и молодость. Поэтому в финальных строчках этого стихотворения сквозит легкое сожаление о том, что время одинаково беспощадно для всех, кто живет на этой земле. Поэтому не стоит его тратить на никчемные поступки и мысли. Гораздо лучше наслаждаться каждым прожитым мгновением и получать радость от общения с природой и от совершенства окружающего мира, который настолько благосклонен к человеку, что позволяет ему увидеть маленькое чудо, именуемое весенним ландышем.