Первый камикадзе. Герои-смертники Второй мировой

Кто такой камикадзе?

В переводе с японского «камикадзе» буквально означает «божественный ветер».
Так японцы назвали чудовищный тайфун, уничтоживший в тринадцатом веке военный флот монгольского хана Хубилая у побережья острова Такасима.
Катастрофа унесла около четырех тысяч вражеских кораблей вкупе со 100-тысячной армией. Для самураев «Божественный ветер» стал поистине спасительным – угроза Японии со стороны монголов практически перестала существовать.

Почти семь столетий «Божественный ветер» оставался некоей исторической аллюзией и лишь к середине двадцатого века вновь обрел конкретное содержание.

Камикадзе – летчик японских ВВС времен второй мировой войны, добровольно выполнявший функцию человека-снаряда, пилотируя начиненный взрывчаткой самолет на корабли и иную технику войск противника с целью ее уничтожения ценой собственной жизни.

Вторая мировая война в разгаре.
Япония сражается против войск союзников, возглавляемых США.
Но уже к лету 1942 года японцы начинают сдавать позиции на тихоокеанском театре.
Во многом это определялось техническим отставанием всех видов ВВС Японии от американских аналогов. Кроме того, ощутимо сказывались потери летчиков, нехватка горючего и резервов. Вести успешную войну в воздухе японцам становилось все труднее.
Американские авианосцы, имеющие колоссальное преимущество в огневой и количественной мощи, обеспеченные надежным прикрытием, методично и хладнокровно пускали на дно когда-то могучую и грозную элиту японского флота.
Надо отдать японцам должное: они дрались отчаянно, но слишком не равны были силы.
Так что, не от хорошей жизни вспомнили потомки самураев о «Божественном ветре», когда-то так кстати сошедшем с небес и спасшим страну от неминуемого порабощения.

Когда в октябре 1944 года союзники предприняли грандиозную военно-морскую операцию у острова Лейте (Филлипины), адмирал Ониси, возглавлявший 1-й флот ВВС Японии, своим приказом создал первую группу пилотов-смертников. Военачальник прекрасно понимал: располагая четырьмя десятками самолетов, без принятия чрезвычайных и действенных мер поддержать японский флот в предстоящих сражениях – невозможно. Военная обстановка вынудила адмирала принять непростое для себя решение: стать по сути отцом-основателем тактики «камикадзе».

«Пробу пера» провели незамедлительно. Цель – флагманский крейсер «Австралия». Самолет с двухсоткилограммовой бомбой на борту зашел на цель и выполнил задачу: спикировал на вражеское судно. Однако фортуна в тот день была на стороне союзников – бомба не взорвалась, и корабль уцелел. В результате атаки погиб, разумеется, японский летчик, а также командир крейсера и три десятка матросов, но в целом премьера провалилась.

Однако идея не умерла, более того, потенциальных камикадзе, готовых лететь на смерть во имя победы, оказалось в разы больше, нежели имеющейся техники. В основном это были молодые люди, нередко – студенты, воодушевленные историческими примерами самопожертвования самураев, стремлением не уронить чести своей и своего рода.
Также сам факт и обстоятельства ухода из жизни имеют для японцев не просто особое, но глубоко сакральное значение. Погибнуть за микадо, во славу страны, стать героем и святым примером для соотечественников – это ли не прекрасная смерть?

Важный момент: камикадзе - не тривиальный самоубийца. Задача была не просто погибнуть, но ценой собственной жизни причинить как можно больший ущерб неприятелю.
Поэтому, если по объективным причинам (погода, отсутствие цели, невозможность пробиться к ней и т.д.) пилот возвращался на базу, это не влекло ни отчуждения, ни порицания, ни, тем более, наказания.
Так, за время филиппинских сражений количество «возвращенцев» достигало сорока процентов, при этом все пилоты совершили впоследствии повторные вылеты.
Для реализации идеи под немудреным слоганом «Один самолет - один корабль» спешно создавались спецшколы, где будущие камикадзе проходили экспресс-курс (не предусматривались - посадка самолета, использование навигации, радиосвязи и т.п.) Пилот знал: самолет будет заправлен «в один конец».
Это компенсировалось широким применением общественных бонусов: последнему вылету предшествовала торжественная церемония и символический ритуал – повязывалась головная лента (хатимаки), выпивалась порция традиционной рисовой водки (саке). По смерти пилота оглашались его прощальные письма, помещался в храм цветок белоснежной хризантемы - символ души героя.

По сей день не смолкают споры по поводу идеи камикадзе - ее тактической эффективности и стратегической целесообразности.
Как бы там ни было, удельный вес успехов «божественного ветра» чрезвычайно высок:
уже к концу октября сорок четвертого года эскадрилья смертников уничтожила авианосец «Сент Ло» и повредила шесть судов сопровождения. На Окинаве 34 судна было потоплено и почти 170 повреждено. Более двух третей этих потерь обеспечили камикадзе.
Такого урона американский флот еще не знал.
Всего же в о?6?

Есть ли на свете культура, ради которой человек готов погибнуть только для того, чтобы унести с собой ничтожную часть вражеской армии? С полным патриотизма сердцем сесть за штурвал самолета, обвешанного взрывчаткой, как рождественская ёлка игрушками, точно зная, что топлива хватит только на полет в одну сторону?

Страна, отважные воины которой готовы отдать собственную жизнь за свободу и независимость своей Империи, находится на самом востоке и зовется Японией, а её бравые солдаты – камикадзе.


Японские летчики-камикадзе фотографируются с щенком

«Смерть с неба» в Тихом океане стала забирать американские суда в 1944 году, когда, лишившись надежды на победу, японцы всеми силами пытались защитить терпящую крах Империю. Хотя жертвами пилотов-смертников Стране Восходящего Солнца так и не удалось склонить бога войны на свою сторону, они навсегда войдут в историю как самураи 20 века. Самоубийство камикадзе, а также других воинов-тейсинтай – это не проявление слабости, а доказательство силы духа и бесконечной преданности родной земле.

1945 год, камикадзе в район Окинавы

Появление понятия «камикадзе» для обозначения пилотов-добровольцев с японского языка переводится как «божественный ветер». Это название – дань событиям 13 века, когда одноименный тайфун, уничтожая вражеские суда монгольской орды, дважды уберег японский архипелаг от ига варваров.

Атака камикадзе

Принципы и жизненные приоритеты камикадзе перекликаются с кодексом средневековых самураев Бусидо – вот почему эти герои нашего времени не раз восхвалялись в песнях, драмах и литературе. Камикадзе не боялись смерти и презирали её, ведь взамен пожертвованной жизни они попадали в рай, становились святыми покровителями Империи и национальными героями.

Во время Второй Мировой Войны камикадзе уничтожали не только американские корабли, они становились реальной угрозой для тяжелых бомбардировочных самолетов, танков врага и стратегических объектов инфраструктуры. По статистике японской армии, только за 1944-1945 годы смеющиеся в лицо смерти японские пилоты уничтожили более 80 и повредили около 200 вражеских кораблей.

Иероглифы означающие камикадзе

Стать камикадзе в Японии – это не приговор, это высшая честь, которой может быть удостоен потомок самурая. Перед вылетом камикадзе к цели проводили особый торжественный обряд – наливали чашку саке и одевали на голову белую повязку хатимаки. После смерти пилота-смертника в храм приносили священный символ камикадзе – цветок хризантемы и молились о душах героев, погибших за Императора.

Говоря о японских камикадзе нельзя не вспомнить о добровольцах смертниках со всего мира: о немецких зельбстопферах, о советских солдатах, которые с гранатой в руках бросались под траки фашистских танков, об исламских террористах-смертниках, которые подрывают вагоны, автобусы и даже небоскребы.

Кто эти люди – преданные герои, фанатики-наркоманы или жертвы судьбы – судить вам. Но мы не осмелимся осуждать людей, которые, глядя в лицо смерти, с гордостью погибали за родину.

Забудьте на время образ японского летчика, садящегося в самолет, обвешанный взрывчаткой. Название камикадзе появилось в Японии намного раньше Второй Мировой, а именно в 13 веке.

В те времена главной силой на Востоке была могущественная Монгольская Империя. Перед железными туменами монгольских ханов не могло устоять ни одно государство.

В 1274 году внук Чингисхана Хубилай, собрав большой транспортный флот, замыслил вторжение в Японию. Разведывательные отряды, отправленные в Японию заранее, легко громили врагов, поэтому в успехе монгольской операции мало кто сомневался. Флот уже был на подступах к Японии, как вдруг тучи сгустились, и разразился страшный тайфун, в щепки разметавший корабли вторжения.

Но Хубилай из рода Чингизидов был не из тех, кто сдается, поэтому через 7 лет, в 1281 было организовано новое вторжение. Построенный флот был, без преувеличения, одним из самых больших флотов в истории.

Первую небольшую волну кораблей японцам удалось отразить, но основной флот чудовищной силы продолжал приближаться с острова. И вдруг, так же, как и первый раз, сгустились тучи и начался шторм. Монголы были отличными воинами, но плохими моряками, поэтому большая часть кораблей утонула, а оставшиеся были отброшены к материку. Вторжение было опять сорваны.


Упрямый Хубилай собирался организовать третье вторжение, но восстания покоренных народов в других уголках империи сорвали его планы.

Восторженные японцы увидели, что как-будто некое божество помогает им отражать атаки противника. Они назвали его «божественный ветер» (神風 камикадзэ, ками - «бог», кадзэ - «ветер»).

Уже во время второй мировой войны идеологи создания отрядов летчиков-самоубийц вспомнили о красивом и грозном названии, которое впоследствии стало известно на весь мир.

Это интересно: изначально отряды пилотов-смертников назывались «специальные отряды «Божественный ветер» и произносились так: «симпу токубэцу ко: гэки тай». Но японцы-иммигранты переводили название так, чтобы оно звучало для европейского уха привычнее. Так и появилось слово «камикадзе», которое и используется по сей день.

При публикации были использованы изображения с сайтов:
http://minnakiri.sengoku.ru
Основное фото: depositphotos.com

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .

Камикадзе - это термин, ставший широко известным в годы второй мировой войны. Этим словом обозначали японских летчиков-смертников, атаковавших самолеты и корабли противника и уничтожавших их, идя на таран.

Значение слова "камикадзе"

Появление слова связано с хана Хубилая, который после покорения Китая дважды собирал огромный флот, чтобы достичь берегов Японии и завоевать ее. Японцы готовились к войне с армией, превосходящей их собственные силы во много раз. В 1281 году монголы собрали почти 4,5 тысячи кораблей и стосорокатысячное войско.

Но оба раза до крупного сражения дело не доходило. Исторические источники утверждают, что у берегов Японии корабли монгольского флота были почти полностью уничтожены внезапно разразившимися бурями. Вот эти тайфуны, спасшие Японию от завоевания, и были названы "божественным ветром", или "камикадзе".

А когда во время второй мировой войны стало очевидным, что японцы проигрывают США и союзникам, появились отряды летчиков-смертников. Они должны были если не переломить ход военных действий, то хотя бы нанести как можно больший урон врагу. Этих летчиков и стали называть камикадзе.

Первый полет камикадзе

Уже с самого начала войны случались одиночные тараны, исполняемые пилотами загоревшихся самолетов. Но это были вынужденные жертвы. В 1944 году был впервые сформирован официальный отряд летчиков-самоубийц. Пять пилотов на истребителях "Мицубиси Зеро" под руководством капитана Юкио Сэки вылетели 25 октября с филиппинского аэродрома Мабаракат.

Первой жертвой камикадзе стал американский авианосец "Сент Ло". В него врезался самолет Сэки и еще один истребитель. На корабле начался пожар, и скоро он затонул. Так весь мир узнал, кто такие камикадзе.

"Живое оружие" японской армии

После успеха Юкио Сэки и его товарищей в Японии началась массовая истерия по поводу героических самоубийств. Тысячи молодых людей мечтали совершить такой же подвиг - погибнуть, уничтожив врага ценой своей жизни.

Спешно формировались "специальные ударные отряды", причем не только среди летчиков. Команды смертников были и среди парашютистов, которых сбрасывали на аэродромы или другие технические сооружения противника. Моряки-самоубийцы управляли или катерами, начиненными взрывчаткой, или торпедами огромной мощности.

При этом велась активная обработка сознания молодых людей, им внушалось, что камикадзе - это герои, жертвующие собой ради спасения Родины. Они полностью подчиняются призывавшему к постоянной готовности к смерти. к которому нужно стремиться.

Последний вылет смертников обставлялся как торжественный ритуал. Его неотъемлемой частью были белые повязки на лбу, поклоны, последняя чашка сакэ. И почти всегда - цветы от девушек. И даже самих камикадзе часто сравнивали с цветами сакуры, намекая на быстроту, с какой они распускаются и опадают. Все это окружало смерть ореолом романтики.

Родных погибших камикадзе ждали почет и уважение всего японского общества.

Результаты действий ударных отрядов

Камикадзе - это те, кто совершил почти четыре тысячи боевых вылетов, каждый из которых стал последним. Большинство полетов приводило если не к уничтожению, то к повреждению кораблей и прочей военной техники неприятеля. Им удалось надолго внушить ужас американским морякам. И только к концу войны со смертниками научились бороться. Всего список погибших камикадзе состоит из 6418 человек.

Официальные данные США говорят о примерно 50 потопленных кораблях. Но эта цифра вряд ли верно отражает урон, нанесенный камикадзе. Ведь не всегда корабли тонули сразу после удачной атаки японцев, им удавалось продержаться на плаву иногда несколько суток. Некоторые суда смогли отбуксировать к берегу, где были проделаны ремонтные работы, без которых они были бы обречены.

Если же рассмотреть ущерб живой силе и технике, то результаты сразу становятся внушительными. Ведь даже гигантские авианосцы, обладающие огромной плавучестью, не застрахованы от пожаров и взрывов в итоге огненного тарана. Многие корабли выгорали практически полностью, хоть и не шли на дно. Повреждения получили около 300 кораблей, погибли около 5 тысяч моряков США и союзников.

Камикадзе - кто это такие? Переоценка ценностей

После 70 лет, прошедших с появления первых отрядов смертников, японский народ пытается определить для себя, как же к ним относиться. Кто такие камикадзе? Герои, сознательно выбравшие смерть во имя идеалов бусидо? Или жертвы, одурманенные государственной пропагандой?

Во время войны сомнений не возникало. Но вот архивные материалы приводят к размышлениям. Даже первый камикадзе, знаменитый Юкио Сэки, считал, что Япония зря убивает своих лучших пилотов. Они принесли бы больше пользы, продолжая летать и атаковать врага.

Как бы ни было, камикадзе - это часть истории Японии. Та часть, которая у простых японцев вызывает и гордость за их героизм, и самоотречение, и жалость к людям, погибшим в расцвете лет. Но равнодушным она не оставляет никого.

В переводе с японского «камикадзе» буквально означает «божественный ветер».

Так японцы назвали чудовищный тайфун, уничтоживший в тринадцатом веке военный флот монгольского хана Хубилая у побережья острова Такасима.

Катастрофа унесла около четырех тысяч вражеских кораблей вкупе со 100-тысячной армией. Для самураев «Божественный ветер» стал поистине спасительным – угроза Японии со стороны монголов практически перестала существовать.

Почти семь столетий «Божественный ветер» оставался некоей исторической аллюзией и лишь к середине двадцатого века вновь обрел конкретное содержание.

Камикадзе – летчик японских ВВС времен второй мировой войны, добровольно выполнявший функцию человека-снаряда, пилотируя начиненный взрывчаткой самолет на корабли и иную технику войск противника с целью ее уничтожения ценой собственной жизни.

Вторая мировая война в разгаре.

Япония сражается против войск союзников, возглавляемых США.

Но уже к лету 1942 года японцы начинают сдавать позиции на тихоокеанском театре.

Во многом это определялось техническим отставанием всех видов ВВС Японии от американских аналогов. Кроме того, ощутимо сказывались потери летчиков, нехватка горючего и резервов. Вести успешную войну в воздухе японцам становилось все труднее.

Американские авианосцы, имеющие колоссальное преимущество в огневой и количественной мощи, обеспеченные надежным прикрытием, методично и хладнокровно пускали на дно когда-то могучую и грозную элиту японского флота.

Надо отдать японцам должное: они дрались отчаянно, но слишком не равны были силы.

Так что, не от хорошей жизни вспомнили потомки самураев о «Божественном ветре», когда-то так кстати сошедшем с небес и спасшим страну от неминуемого порабощения.

Когда в октябре 1944 года союзники предприняли грандиозную военно-морскую операцию у острова Лейте (Филлипины), адмирал Ониси, возглавлявший 1-й флот ВВС Японии, своим приказом создал первую группу пилотов-смертников. Военачальник прекрасно понимал: располагая четырьмя десятками самолетов, без принятия чрезвычайных и действенных мер поддержать японский флот в предстоящих сражениях – невозможно. Военная обстановка вынудила адмирала принять непростое для себя решение: стать по сути отцом-основателем тактики «камикадзе».

«Пробу пера» провели незамедлительно. Цель – флагманский крейсер «Австралия». Самолет с двухсоткилограммовой бомбой на борту зашел на цель и выполнил задачу: спикировал на вражеское судно. Однако фортуна в тот день была на стороне союзников – бомба не взорвалась, и корабль уцелел. В результате атаки погиб, разумеется, японский летчик, а также командир крейсера и три десятка матросов, но в целом премьера провалилась.

Однако идея не умерла, более того, потенциальных камикадзе, готовых лететь на смерть во имя победы, оказалось в разы больше, нежели имеющейся техники. В основном это были молодые люди, нередко – студенты, воодушевленные историческими примерами самопожертвования самураев, стремлением не уронить чести своей и своего рода.

Также сам факт и обстоятельства ухода из жизни имеют для японцев не просто особое, но глубоко сакральное значение. Погибнуть за микадо, во славу страны, стать героем и святым примером для соотечественников – это ли не прекрасная смерть?

Важный момент: камикадзе - не тривиальный самоубийца. Задача была не просто погибнуть, но ценой собственной жизни причинить как можно больший ущерб неприятелю.

Поэтому, если по объективным причинам (погода, отсутствие цели, невозможность пробиться к ней и т.д.) пилот возвращался на базу, это не влекло ни отчуждения, ни порицания, ни, тем более, наказания.

Так, за время филиппинских сражений количество «возвращенцев» достигало сорока процентов, при этом все пилоты совершили впоследствии повторные вылеты.

Для реализации идеи под немудреным слоганом «Один самолет - один корабль» спешно создавались спецшколы, где будущие камикадзе проходили экспресс-курс (не предусматривались - посадка самолета, использование навигации, радиосвязи и т.п.) Пилот знал: самолет будет заправлен «в один конец».

Это компенсировалось широким применением общественных бонусов: последнему вылету предшествовала торжественная церемония и символический ритуал – повязывалась головная лента (хатимаки), выпивалась порция традиционной рисовой водки (саке). По смерти пилота оглашались его прощальные письма, помещался в храм цветок белоснежной хризантемы - символ души героя.

По сей день не смолкают споры по поводу идеи камикадзе - ее тактической эффективности и стратегической целесообразности.

Как бы там ни было, удельный вес успехов «божественного ветра» чрезвычайно высок:

уже к концу октября сорок четвертого года эскадрилья смертников уничтожила авианосец «Сент Ло» и повредила шесть судов сопровождения. На Окинаве 34 судна было потоплено и почти 170 повреждено. Более двух третей этих потерь обеспечили камикадзе.

Такого урона американский флот еще не знал.

Всего же в операциях камикадзе было задействовано около четырех тысяч самолетов, приблизительно в этих пределах колеблется и число погибших летчиков.

До конца войны было уничтожено 80 кораблей противника и повреждены около двухсот.

По прошествии лет понятно: тактика камикадзе была актом отчаяния, не спасшим Страну Восходящего Солнца от сокрушительного поражения.

И все же, стоит обнажить головы перед памятью солдат, презревших смерть во имя Родины, чести и достоинства – всех, когда б и где они ни пали.