Первые занятия первобытных людей. Каковы были жизнь и занятия первобытных людей? Какие были периоды в истории развития человечества

Изменение на карте Европы, после 1 мировой войны

Культура и быт жителей Древней Греции (образование, искусство, повседневная жизнь)

Возникновение фашизма в Италии

Древний Рим – столица империи

Революция в 1918-1919гг в Германии

Средневековое французское государство. Карл Великий.

Новый курс Рузвельта

Средневековый город – центр ремесла, торговли

Приход нацистов к власти в Германии. Нацистский режим.

Крестовые походы (цели, участники, результаты)

Освободительное движение в Индии в 20-30гг.

Причины и начало французской революции XVIIIв.

Международные отношения на кануне 2 мировой войны

Борьба Североамериканских колоний за независимость

Антигитлеровская коалиция во 2 мировой войне

Промышленный переворот в Англии (сущность и последствия)

Изменение в Европе и мире после 2 мировой войны

Венский конгресс в 1814-1815гг. Священный Союз.

События конца 80х – начала 90х годов в странах Восточной Европы

Объединение Германии. О. Бисмарк.

США во второй половине ХХ века Внутреннее положение и внешняя политика

Достижение в науке и технике в конце XIX – начале XX в.

Интеграция Западноевропейских стран во второй половине XX в.

Экономическое развитие ведущих стран Европы в конце XIX – начале XX вв.

Освобождение народов Азии и Африки во 2 половине XX в.

Первая мировая война (причины возникновения, участники, итоги)

Развитие науки и техники во 2 половине XX в.

Билет 1

Жизнь и занятие первобытных людей

Древнейшие люди жили в жарких странах, где не бывает морозов и холодных зим. Например, в Восточной Африке. Ученые находят здесь при раскопках останки людей, живших более 2 млн. лет назад. По этим находкам можно восстановить облик наших предков: они очень напоминали обезьяну; у них было грубое лицо, с широким приплюснутым носом, выступающие вперед челюсти, уходящий назад лоб; над бровями находился валик, под которым глаза скрывались как бы под навесом; походка у них была еще не вполне прямая, прыгающая; руки длинные и свисали ниже колен, – словом в облике древнейших людей преобладали звероподобные черты. Древнейшие люди не могли разговаривать, – они общались друг с другом с помощью разнообразных звуков. Объем мозга у древнейшего человека был больше, чем у обезьяны, но намного меньше, чем людей нашего времени. Умение изготовлять орудия труда было главным отличием древнейших людей от животных.

Жили древнейшие люди не в одиночку, а группами, которые ученые называют человеческими стадами.

Все люди в стаде от мала до велика целыми днями занимались собирательством – они искали съедобное. В пищу тогда годились коренья, плоды и ягоды, яйца птиц.

В наши дни ведется изучение жизни диких зверей. Наблюдая за тем, как стая мелких хищников пытается отобрать у крупного его добычу, ученые предполагают, что так же могли делать и древнейшие люди.

Вообразим себе африканские степи 2 млн. лет назад. Львица напала на антилопу, задрала ее и пытается утащить. Заметив это, десятки “первобытных охотников” со всех сторон подкрадываются к зверю и начинают оглушительно кричать, размахивать дубинами и кидать в львицу камни. Хищница в ответ на это рычит, выпускает когти, скалит клыки. Но если она утомлена преследованием антилопы и успела насытиться, то боя с людьми не примет – бросив тушу, скроется в степи.

Приведем еще один пример охоты древнейших людей. Представьте себе: большое стадо зебр мирно щиплет траву. Люди нападают на животных, которые спасаются бегством. Зебры мчаться как ветер, но есть в стаде уже старые животные, есть слишком молодые, которые не успевают за остальными. Если охотникам удается “отрезать” от стада зебру – они глушат ее дубинами, закидывают камнями и убивают. Вот такие вот предположения, как охотились древнейшие люди.

В те времена древнейших людей подстерегало много разных опасностей. Одной из самых страшных был огонь. Представим себе как в грозу, молнией зажгло кустарники, деревья, траву… все кругом заполыхало. Древнейшие люди, как и все живое, боялись огня: от пожара подальше улетали птицы, убегали звери и люди. Как человек овладел огнем, точно никто не знает. Есть предположение что однажды, превозмогая страх, смельчаки все-таки приблизились к огню. Это могло быть дерево или кустарник зажженное молнией, а могла быть и горящая лава из вулкана. Возможно, тогда и было сделано великое открытие.

Невероятно много тысячелетий назад и в Африке, и в Европе, и в Азии, как предполагают ученые, появился первобытный человек. Он очень отличался от современного человека. Он был просто очень низкого роста - всего на 50-60 см больше нынешнего первоклассника. Первобытный человек был некрасив: на большой голове с короткой толстой шеей под глубокими надбровьями прятались маленькие глазки. Зато он был очень сильным и выносливым и в отличие от зверей ходил, хоть и неуклюже, но прямо. Поэтому руки он приспособил для того, чтобы держать дубину и делать различные предметы. активно заселял землю: пока континенты соединялись между собой участками суши, он прошел в Америку и Австралию. Уже наступало похолодание, и люди все время передвигались и старались жить вместе, поскольку в одиночку выжить труднее. А пока еще на земле не наступило похолодание, первобытные люди охотились на мамонтов.

Для этого они выкапывали ямы-ловушки и с шумом и криками загоняли огромного зверя в них. Или гнали крупного зверя к ущелью или обрыву. Туда животные падали, и человеку оставалось их добить. Но из ямы было трудно, почти невозможно достать крупного зверя. Приходилось вытаскивать его постепенно по частям. Яма была как бы кладовкой. Опасная охота - это было занятие первобытных людей. Добывать мясную пищу было достаточно трудно.Но после добычи мамонта пищи хватало надолго. Кроме того, у людей появлялись и теплые мягкие шкуры. В теплых местах они охотились - на бегемотов, тапиров, антилоп, даже горных козлов. Мясо ускоряло рост и активность человека. От мясной пищи человек становился сильнее и умнее. Постепенно менялся его внешний вид: руки становились короче, голова и мозг крупнее, у него развивалось мышление. Этого человека назвали позже кроманьонец.

Кочевники

Сначала первобытные люди, сделав дротики, метательное орудие, охотились на животных при их помощи на небольшом расстоянии. Это было первое занятие первобытных людей, позволявшее добывать мясную пищу. Но изловив животных рядом со своим жильем, они стали перемещаться в поисках еды. Огромные носороги, бизоны, олени, такие мелкие птицы, как куропатки - все шло в пищу.

Человек сумел огнем обогревать и охранять свои жилища. В это время он охотился только с одним могучим оружием - копьем. Копья делали из дерева, но к концу привязывали или приматывали твердый острый камень, чтобы пробить тело животного и его толстую шкуру. Копья украшали неглубокими рисунками. Эти рисунки обозначали, что человек сильнее зверя, и лесные и пустынные духи придут ему на защиту и помощь. Иногда первобытные люди убивали даже таких крупных животных, как слон или лев. Из зубов зверей они делали для себя ожерелья. Если дело происходило на севере, то, найдя в вечной мерзлоте труп мамонта, люди охотно его съедали. А уж охота на северного оленя - постоянное занятие первобытных людей, позволявшее добывать мясную пищу. Если пещера или построенное жилище было удобным и удачным, то оно могло служить нескольким поколениям. Век их был короток.

Изобретения в новой эпохе - неолит

Люди всегда уважали волка за его сообразительность, настойчивость, быстроту, отличный нюх и силу. И человек приручает волка. Так у него появился друг и помощник на охоте и защитник - собака. А потом первобытный человек научился, сгибая ветки, делать новое оружие - так появился лук. С его изобретением можно было охотиться на зверя издалека. Теперь стая собак выслеживала зверя, направляла его в нужное место и издалека, при помощи лука, не боясь, что его искалечат, человек охотился. Чем была охота в те времена? Это главное занятие первобытных людей, позволявшее добывать мясную пищу.

Этих всех зверей и охоту на них первобытные художники рисовали на скалах и стенах своих пещер. Но люди видели в ручьях, небольших речках и озерах плавающих рыб и с гарпуном охотились на них, заходя в воду. Они прицеливались и попадали острым концом в рыбу. Но добыча была мала.У людей появилось больше времени, и поэтому они научились делать лодки. На них они отплывали от берега и высматривали косяки рыб. А рыба - это тоже вкусное и сытное мясо. Рыболовство - это было новое занятие первобытных людей, позволявшее добывать мясную пищу.

Вопросы и ответы

Какие заботы были у первобытного человека? Ответ - накормить себя, найти пещеру для спокойной жизни, защитить себя.

Какие орудия применяли первобытные люди для получения мяса? Ответ - дротик, копье, лук и стрелы.

Какое оружие требовалось рыболовам? Ответ - гарпун.

Какое было занятие первобытных людей, позволявшее добывать мясную пищу? Ответ - охота и рыболовство. Причем охота загоном животных, забивание отставших от стаи слабых зверей. Это было особенно удобно и менее опасно.

Какие рисунки изображались на жилищах людей? Ответ - животные, люди, сцены охоты.

Какого самого крупного зверя рисовали первобытные люди? Ответ - бизона.

Какой период называют каменным веком? Ответ - палеолит.

Кто был предком разумного человека? Ответ - кроманьонец.

Древнейшие орудия охоты позволяют нам думать, что первобытный человек учился сам их изготавливать и передавать свои знания другим людям общины. Первобытные люди очень медленно и примитивно придумывали, как их делать, но это их развивало, и появлялись элементы того, что теперь мы называем культурой. Они учились жить сообща, расширялось их восприятие мира. Они учились рисовать и делать флейты - так они выражали свои чувства. Теперь, видя, как живут австралийские аборигены, которые до прихода европейцев были полностью отрезаны от всего мира, мы можем предполагать, как жили первобытные люди.

Много позже люди освоили изготовление металлического, точнее, бронзового, оружия и предметов быта - сосудов, чанов, украшений и амулетов.

Первобытные люди – это первые люди, которые появились на Земле и существовали до возникновения классового общества. Появление первых людей относится к нижнему палеолиту (700–600 – 40 тыс. лет до н. э.). Наиболее древний человек – питекантроп (в буквальном переводе «обезьяночеловек»). Он обитал в лесу. Человек на более высокой ступени развития, называется синантропом («китайским человеком»). Характерные для той эпохи жилища строились из веток, которые опирались на центральный столб. В центре жилища был очаг. Именно синантроп научился пользоваться огнем. Первые первобытные люди уже применяли орудия труда. Это были необработанные куски камня с острыми краями или обычные палки. Позднее они научились заострять орудия труда из дерева, закаляя острия палок на огне или обрезая их острыми камнями. Из орудий труда получили наибольшее распространение массивные рубила и отщипы (оттесанная галька). Из занятий были известны охота и собирательство. Людей следующей стадии развития называют неандертальцами. Они жили по большей части в пещерах. Основными орудиями их труда были остроконечники, копья, скребла. Формы орудий стали более разнообразными. Большое значение для первых людей имела охота. Охота на стадных животных велась по принципу загона. Люди загоняли их в болота или к крупным обрывам и убивали. Кроме охоты, неандертальцы занимались также собирательством съедобных кореньев, плодов растений, личинок насекомых, грибов. В Верхнем палеолите (40 тыс. лет до н. э.-10 тыс. лет до н. э.) появился homo sapiens – человек разумный современного типа. Жилища этих людей были огромными. В центре находилось несколько симметричных очаговых ям, которые вырывались на расстоянии 2 м друг от друга. В качестве топлива люди использовали кости мамонта. Очаги использовались не только для обогревания помещения, в них древние люди также обжигали куски бурого железняка и сферосидерита и получали минеральную краску – кровавик. Поселения в основном состояли из землянок. На полу землянок находились костры для обогрева помещения. Крыши имели каркасы из крупных костей и бивней мамонта. В жилищах находились ямы, в которые складывались особенно ценные вещи – скульптурные изображения женщин, животных, украшения из коренных зубов и клыков хищников. Одежда первобытных людей изготавливалась из шкур животных. Царил матриархат – ведущая роль уделялась женщине. Считалось, что прародительницей людей была мать-Земля. Для этого периода характерны экзогамные браки, т. е. браки между членами одной общины запрещались, а дети оставались в роду матери. Женщины всех поколений одного рода являлись потенциальными женами мужчин всех поколений другого рода. Это главный признак зарождения родовых отношений. Первобытные люди хоронили своих сородичей в одежде, браслетах, ожерельях из раковин, зубов животных и позвонков рыб. Умерших засыпали минеральной красной краской. В захоронениях этого периода сохранились разнообразные по форме, более совершенные по обработке, специализированные орудия труда.

Появилась новая техника изготовления пластин. Удары для их отделения наносились теперь не косо, а вертикально. Из орудий труда известны резцы, скребки, тесла, ножи, проколки, наконечники копий, остроги, дротики, копьеметалки, гарпуны, костяные жезлы с отверстиями, рыболовные крючки.

Основные занятия – охота и собирательство, но теперь появляется и рыболовство. Охотились на мамонтов, шерстистых носорогов, диких лошадей, оленей, горных козлов, косулей, газелей и др. хищников.

3. Социальная структура. Тенденции изменения социальной структуры российского общества.
Под социальной (стратификационной) структурой понимаются расслоение и иерархическая организация различных слоев общества, а также совокупность институтов и отношений между ними. Термин «стратификация» ведет свое происхождение от латинского слова stratum - слой, пласт. Страты представляют собой большие группы людей, отличающиеся по своему положению в социальной структуре общества.
Ученые сходятся во мнении, что основой стратификационной структуры общества является естественное и социальное неравенство людей. Однако в вопросе, что именно служит критерием неравенства, их мнения расходятся. Изучая процесс стратификации в обществе, К. Маркс назвал таким критерием факт обладания человеком собственности и уровень его доходов. М. Вебер добавил к ним социальный престиж и принадлежность субъекта к политическим партиям, к власти. П. Сорокин считал причиной стратификации неравномерность распределения прав и привилегий, ответственности и обязанностей в обществе. Он же утверждал, что социальное пространство имеет и множество иных критериев дифференциации: ее можно осуществлять по гражданству, роду занятий, национальности, религиозной принадлежности и т. д. Наконец, сторонники теории структурного функционализма в качестве критерия предлагали учитывать социальные функции, которые выполняют те или иные социальные слои в обществе.
В современном обществе можно выделить три стратификационных уровня: высший, средний и низший. В экономически развитых странах средний уровень является преобладающим, придавая обществу известную стабильность. Внутри каждого уровня находится также иерархически упорядоченная совокупность различных социальных слоев. К ним обычно относят следующие стратовые блоки:
1) профессиональные администраторы;
2) технические специалисты;
3) предприниматели;
4) интеллектуалы, занятые различными видами умственного труда;
5) квалифицированные рабочие;
6) неквалифицированные рабочие и др. Человек, занимающий некоторое место в этой
структуре, имеет возможность переходить с одного уровня на другой, повышая или понижая при этом свой социальный статус, либо из одной группы, расположенной на каком-либо уровне, в другую, расположенную на том же уровне. Такой переход называется социальной мобильностью. В первом случае говорят о вертикальной мобильности, во втором - о горизонтальной. Высокий показатель вертикальной социальной мобильности при иных равных условиях считают важным свидетельством демократичности общества.
Качественные изменения, происходящие сегодня в экономике современного российского общества, повлекли за собой серьезные сдвиги в его социальной структуре. Формирующаяся в настоящее время социальная иерархия отличается противоречивостью, неустойчивостью и склонностью к существенным переменам. К высшей страте (или элите) сегодня могут быть отнесены представители нарождающейся буржуазии, государственного аппарата, а также интеллектуалы, занятые в сфере финансового бизнеса (они составляют около 3-5% населения). Создание так называемого среднего класса в России сегодня только начинается (предполагается, что к нему в основном будут принадлежать представители класса предпринимателей, а также рабочие, занятые высококвалифицированным трудом, и работники умственного труда). В настоящий момент, по данным социологических исследований, число людей, принадлежащих к данному стратификационному уровню, колеблется от 10 до 15% . Наконец, низшая страта в современной России - это рабочие различных профессий, занятые трудом средней и низкой квалификации, а также канцелярские служащие (приблизительно 80% населения). Следует отметить тот факт, что процесс социальной мобильности между данными уровнями в России носит ограниченный характер. Это может стать одной из предпосылок будущих конфликтов в обществе.
Основные тенденции, наблюдающиеся в изменении социальной структуры современного российского общества:
1) социальная поляризация, т. е. расслоение на богатых и бедных, углубление социальной и имущественной дифференциации;
2) размывание интеллигенции, которое проявляется либо в массовом уходе индивидуумов из сферы умственного труда, либо в смене ими места жительства (так называемая «утечка мозгов»);
3) процесс стирания границ между специалистами с высшим образованием и высококвалифицированными рабочими.
_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ __ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ __ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _

Билет 18

1.. Новая экономическая политика: мероприятия, итоги. Оценки сущности и значения нэпа.
Россия вышла из Гражданской войны 1918- 1920 гг. в состоянии «человека, избитого до полусмерти». Кризис имел всесторонний характер: экономическая разруха дополнялась социальной катастрофой и политическим напряжением. Грозным предупреждением были восстание крестьян в Тамбовской губернии и восстание матросов, солдат и рабочих в Кронштадте под лозунгами отстранения большевиков от власти.
Кризис свидетельствовал о крахе «военного коммунизма». Весной 1921 г. на X съезде РКП(б) было объявлено о новой, экономической политике (нэп) Она признавала необходимость маневра, допущения некоторой свободы экономической деятельности, торговли, товарно-денежных отношений, уступок крестьянству и частному капиталу. Нэп включал в себя ряд мер:
- замена продразверстки меньшим продналогом;
- допущение свободы торговли продуктами сельскохозяйственного производства;
- денационализация мелкой и средней промышленности;
- объединение крупных предприятий в тресты;
- отмена трудовой повинности и трудовой мобилизации;
- разрешение свободы частного капитала в промышленности, сельском хозяйстве, торговле, поощрение кооперации;
- допущение иностранного капитала;
- проведение денежной реформы и введение устойчивой валюты - червонца.
Достижения нэпа значительны: к 1925 г. был в основном достигнут довоенный уровень промышленного и сельскохозяйственного производства, остановлена инфляция, стабилизирована финансовая система, улучшилось материальное положение населения.
Вместе с тем он привел к восстановлению отсталости: задач модернизации, стоявших перед российской экономикой уже в начале XX в., он не решал. Более того, нэпу были свойственны весьма серьезные противоречия, которые привели к целой череде кризисов.
Противоречия нэпа проявлялись в:
- экономике (техническая отсталость промышленности - высокие темпы ее восстановления, острая потребность в обновлении производственных мощностей);
- социальной сфере (усиление неравенства, неприятие нэпа значительной частью рабочего класса и крестьянства);
- политике (понимание нэпа как временного отступления, маневра, необходимого для перегруппировки сил, острая борьба по вопросам, связанным с перспективами нэпа).
Самым главным было противоречие между экономикой и политикой.
Официально об отказе от нэпа было объявлено в декабре 1929 г..

Договор о создании СССР был подписан в декабре 1922 г. представителями четырех советских республик: РСФСР, Украины, Белоруссии и Закавказской Федерации (Азербайджан, Армения и Грузия).
Эти государства образовали в годы Гражданской войны военно-политический союз, заключив систему межгосударственных договоров и соглашений. С окончанием войны усилия по поиску будущих форм экономического и политического объединения активизировались.
Причины создания СССР. Сближение республик отвечало историческим традициям: столетиями складывавшаяся единая экономика, культурное взаимодействие, участие в защите страны от внешних врагов. Оно опиралось на сходство политических систем, возникших после Октября 1917г., на партийное единство.
Этот процесс не был простым. Давали о себе знать и националистические настроения части местной элиты, и стремление российских руководящих органов утвердить единый порядок управления, игнорируя мнение республик.
Принципы создания СССР. В августе 1922 г. от имени комиссии, созданной по постановлению ЦК РКП(б), был предложен план вхождения советских республик в состав РСФСР на правах автономий. Его авторы утверждали, что объединение республик в федерацию приведет к тому, что уже через год будет крайне сложно сохранить единство советских республик.
Против этого проекта выступали руководители республиканских компартий. Они утверждали, что эта федерация будет полезна не только с точки зрения интересов укрепления международного влияния советского строя, но и в смысле завоевания доверия народных масс, решения экономических проблем. Высказывались предложения о создании конфедерации, которая позволила бы республикам остаться полностью самостоятельными в решении вопросов внутренней политики.
Острая дискуссия завершилась одобрением федеративного проекта Ленина: республики сохраняют независимость и на условиях равноправия заключают договор об образовании союза (федерации).
Образование СССР имело важное историческое значение. Была найдена новая форма совместного сосуществования народов, длительное время входивших в состав единого государства.

План – конспект занятия.

Первобытные люди.

Цель: Формировать у старших дошкольников представление о возникновении и истории цивилизации человечества.

Образовательные:

1.Познакомить с внешним обликом первобытного человека.

2.Познакомить с достижениями первобытного человека: овладением речь, умением добывать огонь, изготовление орудий труда, охоты, наскальная живопись, быт.

3.Расширять словарный запас новыми словами: мамонт, древко, шкура, вождь, племя.

4.Развивать связную речь, словотворчество.

Развивающие:

1.Развивать творческое мышление, воображение, фантазию.

2.Развивать пантомимические и мимические способности у детей.

4.Способствовать развитию познавательных интересов.

Воспитательные:

1.Воспитывать интерес к истории, уважение к предкам.

Предварительная деятельность:

1.Беседы « Кто такой первобытный человек «

2.Рассматривание иллюстраций.

Материалы: Презентация «Древний человек».

Предметно – развивающая среда:

Энциклопедия «Динозавры», «История Мира», картинки с изображением наскальных рисунков.

Ход занятия.

Давным-давно это было. На нашей зелёной и цветущей планете, где уже жили разные животные и птицы, появился человек. Откуда он появился? Произошёл ли от обезьян, прилетел ли из космоса - мы не знаем. Но он всё-таки появился. И был он вот такой, наш далёкий предок.

Слайд №1.(человек первобытный)

Древнейший человек сильно отличался от нас с вами и был похож на крупную обезьяну.

У человека не было ни острых зубов, ни когтей, он не умел летать, но был быстр и ловок. Ходил он на двух ногах, но при этом сильно наклонялся вперёд. Руки человека свешивались до колен, были свободны, и он мог выполнять ими простую работу: хватать, ударять и рыть землю. Лбы у людей были низкие и покатые. Мозг у них был больше, чем у обезьяны, но значительно меньше, чем у современных людей.

Говорить древний человек ещё не мог, он издавал лишь немногие отрывистые звуки, ими люди выражали гнев и страх, призывали на помощь и предупреждали друг друга об опасности.

Посмотрите, во что был одет древний человек? (в шкуру)

Да, тогда не было современной одежды, потому что не было ни фабрик, ни заводов и человеку приходилось всё делать своими руками.

А кто догадается, зачем ему шкура? (защита от холода)

Как спасался первобытный человек от холода, мы догадались.

Может, вы сможете догадаться, что ещё нужно было человеку, чтобы выжить? Конечно, ему нужны были питьё, еда и жилище. Попить он мог из речки или ручейка.

Где он мог жить? (в пещере)

Что он мог съесть? (ягоды, траву, мясо)

Где водится рыба? (в реке, озере)

Как её оттуда достать? (поймать на крючок, удочку)

А как раздобыть мясо? (идти на охоту)

В те далёкие времена на земле жили мамонты.

Слайд № 2.(мамонт)

На какого зверя похож мамонт? (на слона)

Слайд № 3.(слон)

Чем мамонт отличается от слона? (у мамонта шерсть и огромные бивни)

Слайд № 4 (слон и мамонт)

Как вы думаете, зачем мамонту бивни, хобот и длинная шерсть?

Мамонты появились много миллионов лет назад. Они жили в холодных уголках нашей планеты, а слоны обитают в тёплых краях. Вот только мамонты вымерли давным- давно, в конце ледникового периода, а слоны и сегодня живут.

Бивни животным нужны, чтобы выкапывать из земли корни и траву. Также мамонты ими разрывали снег в поисках пищи. А ещё бивни использовались для защиты своих детёнышей. Косматая шуба согревала мамонта в лютые морозы и защищала от колючих северных ветров.

Учёные до сих пор не знают, почему мамонты вымерли. Возможно, по окончании ледникового периода исчезли бескрайние северные пастбища. Быть может, виновата какая-нибудь страшная болезнь или первобытные люди убили последнего мамонта.

А ещё тогда водились саблезубые тигры. Они были размером со льва. Они могли быстро бегать, но только на короткие расстояния. У саблезубых тигров были самые огромные зубы среди кошек, когда-либо живших на Земле. Эти зубы длиннее человеческой ладони. Эти звери не могли добывать для себя достаточно пищи и постепенно вымерли.

Слайд № 5.(саблезубый тигр)

У них огромные и острые, как сабли клыки.

Ещё люди охотились на пещерного медведя.

Слайд № 6.(пещерный медведь)

Что нужно было человеку, чтобы пойти на охоту за дикими зверями? (оружие)

Из чего его можно сделать? Оружие можно сделать из разных материалов, но первобытным людям были доступны лишь дерево и камень. Древние люди научились делать из камня ножи, дротики, наконечники копий, лезвия топора; а из дерева – само копьё и ручку топора. Каменное остриё они привязывали к дереву с помощью гибких растений – лиан.

Слайд № 7.(оружие)

Первобытные люди жили стадами. Это было – человеческое стадо. У него был свой вождь.

Слайд № 8.(племя)

А также старейшины – старые мудрые люди, которые обучали молодых, как делать оружие, собирать плоды и многому другому.

Так что древнейший человек жил не один, а среди себе подобных.

Как вы думаете, что нужно людям для того, чтобы понимать друг друга? Как им общаться? Вот собрался наш человек на охоту, как ему позвать других?

Можно позвать жестами. Как? (дети изображают)

Можно позвать мимикой. (подмигивание)

Сначала древние люди общались только звуками. Но это было очень неудобно и они придумали свой язык. Мы сейчас с вами поиграем.

Физ. минутка.

Игра с мячом. Воспитатель бросает мяч-ребёнок отвечает словом, им придуманным.

Оказывается, древние люди общались ещё с помощью рисунков.

На чём же рисовали первобытные люди? (на камне, скале)

Тогда ещё люди не придумали бумагу и рисовали на камне. А рисовали они то, что им было близко: животных, охоту, людей.

Слайды № 9, 10, 11, 12.(наскальные рисунки)

А сейчас отгадайте, что здесь нарисовано?

Я хочу вам сказать, что люди не только хорошо рисовали, но и были тесно связаны с природой и зависели от неё. Многого они не знали и не понимали, поэтому различные явления природы: дождь, молнию, солнце -они считали проявлением Бога. Богов у них было много. Бог воды отвечал за все моря, реки, озёра. Каким цветом его можно изобразить? (синие карточки) Бог огня посылал молнии.(красные карточки) Бог солнца-свет и тепло.(жёлтые)

А теперь каждый из вас выберет свою стихию огня, воды или солнца. А когда зазвучит его музыка, он превратится в эту стихию и станет двигаться согласно музыке.

Заключение.

Какие красивые у нас были стихии. Молодцы! Наше путешествие к древним людям закончилось. До свиданья, первобытный человек!

Скачать:


Предварительный просмотр:

План – конспект занятия.

Первобытные люди.

Цель: Формировать у старших дошкольников представление о возникновении и истории цивилизации человечества.

Задачи:

Образовательные:

1.Познакомить с внешним обликом первобытного человека.

2.Познакомить с достижениями первобытного человека: овладением речь, умением добывать огонь, изготовление орудий труда, охоты, наскальная живопись, быт.

3.Расширять словарный запас новыми словами: мамонт, древко, шкура, вождь, племя.

4.Развивать связную речь, словотворчество.

Развивающие:

1.Развивать творческое мышление, воображение, фантазию.

2.Развивать пантомимические и мимические способности у детей.

4.Способствовать развитию познавательных интересов.

Воспитательные:

1.Воспитывать интерес к истории, уважение к предкам.

Предварительная деятельность:

1.Беседы « Кто такой первобытный человек «

2.Рассматривание иллюстраций.

Материалы: Презентация «Древний человек».

Предметно – развивающая среда:

Энциклопедия «Динозавры», «История Мира», картинки с изображением наскальных рисунков.

Ход занятия.

Давным-давно это было. На нашей зелёной и цветущей планете, где уже жили разные животные и птицы, появился человек. Откуда он появился? Произошёл ли от обезьян, прилетел ли из космоса - мы не знаем. Но он всё-таки появился. И был он вот такой, наш далёкий предок.

Слайд №1.(человек первобытный)

Древнейший человек сильно отличался от нас с вами и был похож на крупную обезьяну.

У человека не было ни острых зубов, ни когтей, он не умел летать, но был быстр и ловок. Ходил он на двух ногах, но при этом сильно наклонялся вперёд. Руки человека свешивались до колен, были свободны, и он мог выполнять ими простую работу: хватать, ударять и рыть землю. Лбы у людей были низкие и покатые. Мозг у них был больше, чем у обезьяны, но значительно меньше, чем у современных людей.

Говорить древний человек ещё не мог, он издавал лишь немногие отрывистые звуки, ими люди выражали гнев и страх, призывали на помощь и предупреждали друг друга об опасности.

Посмотрите, во что был одет древний человек? (в шкуру)

Да, тогда не было современной одежды, потому что не было ни фабрик, ни заводов и человеку приходилось всё делать своими руками.

А кто догадается, зачем ему шкура? (защита от холода)

Как спасался первобытный человек от холода, мы догадались.

Может, вы сможете догадаться, что ещё нужно было человеку, чтобы выжить? Конечно, ему нужны были питьё, еда и жилище. Попить он мог из речки или ручейка.

Где он мог жить? (в пещере)

Что он мог съесть? (ягоды, траву, мясо)

Где водится рыба? (в реке, озере)

Как её оттуда достать? (поймать на крючок, удочку)

А как раздобыть мясо? (идти на охоту)

В те далёкие времена на земле жили мамонты.

Слайд № 2.(мамонт)

На какого зверя похож мамонт? (на слона)

Слайд № 3.(слон)

Чем мамонт отличается от слона? (у мамонта шерсть и огромные бивни)

Слайд № 4 (слон и мамонт)

Как вы думаете, зачем мамонту бивни, хобот и длинная шерсть?

Мамонты появились много миллионов лет назад. Они жили в холодных уголках нашей планеты, а слоны обитают в тёплых краях. Вот только мамонты вымерли давным- давно, в конце ледникового периода, а слоны и сегодня живут.

Бивни животным нужны, чтобы выкапывать из земли корни и траву. Также мамонты ими разрывали снег в поисках пищи. А ещё бивни использовались для защиты своих детёнышей. Косматая шуба согревала мамонта в лютые морозы и защищала от колючих северных ветров.

Учёные до сих пор не знают, почему мамонты вымерли. Возможно, по окончании ледникового периода исчезли бескрайние северные пастбища. Быть может, виновата какая-нибудь страшная болезнь или первобытные люди убили последнего мамонта.

А ещё тогда водились саблезубые тигры. Они были размером со льва. Они могли быстро бегать, но только на короткие расстояния. У саблезубых тигров были самые огромные зубы среди кошек, когда-либо живших на Земле. Эти зубы длиннее человеческой ладони. Эти звери не могли добывать для себя достаточно пищи и постепенно вымерли.

Слайд № 5.(саблезубый тигр)

У них огромные и острые, как сабли клыки.

Ещё люди охотились на пещерного медведя.

Слайд № 6.(пещерный медведь)

Что нужно было человеку, чтобы пойти на охоту за дикими зверями? (оружие)

Из чего его можно сделать? Оружие можно сделать из разных материалов, но первобытным людям были доступны лишь дерево и камень. Древние люди научились делать из камня ножи, дротики, наконечники копий, лезвия топора; а из дерева – само копьё и ручку топора. Каменное остриё они привязывали к дереву с помощью гибких растений – лиан.

Слайд № 7.(оружие)

Первобытные люди жили стадами. Это было – человеческое стадо. У него был свой вождь.

Слайд № 8.(племя)

А также старейшины – старые мудрые люди, которые обучали молодых, как делать оружие, собирать плоды и многому другому.

Так что древнейший человек жил не один, а среди себе подобных.

Как вы думаете, что нужно людям для того, чтобы понимать друг друга? Как им общаться? Вот собрался наш человек на охоту, как ему позвать других?

Можно позвать жестами. Как? (дети изображают)

Можно позвать мимикой. (подмигивание)

Сначала древние люди общались только звуками. Но это было очень неудобно и они придумали свой язык. Мы сейчас с вами поиграем.

Физ. минутка.

Игра с мячом. Воспитатель бросает мяч-ребёнок отвечает словом, им придуманным.

Оказывается, древние люди общались ещё с помощью рисунков.

На чём же рисовали первобытные люди? (на камне, скале)

Тогда ещё люди не придумали бумагу и рисовали на камне. А рисовали они то, что им было близко: животных, охоту, людей.

Слайды № 9, 10, 11, 12.(наскальные рисунки)

А сейчас отгадайте, что здесь нарисовано?

Я хочу вам сказать, что люди не только хорошо рисовали, но и были тесно связаны с природой и зависели от неё. Многого они не знали и не понимали, поэтому различные явления природы: дождь, молнию, солнце -они считали проявлением Бога. Богов у них было много. Бог воды отвечал за все моря, реки, озёра. Каким цветом его можно изобразить? (синие карточки) Бог огня посылал молнии.(красные карточки) Бог солнца-свет и тепло.(жёлтые)

А теперь каждый из вас выберет свою стихию огня, воды или солнца. А когда зазвучит его музыка, он превратится в эту стихию и станет двигаться согласно музыке.

Заключение.

Какие красивые у нас были стихии. Молодцы! Наше путешествие к древним людям закончилось. До свиданья, первобытный человек!

Всеобщая история в вопросах и ответах Ткаченко Ирина Валерьевна

2. Каковы были жизнь и занятия первобытных людей?

Первые виды современного человека появились 90 тыс. лет назад на Ближнем Востоке и в Северной Африке . Долгое время они сосуществовали с последними неандертальцами, постепенно исчезавшими с лица Земли.

Более 30 тыс. лет назад появилось и достигло расцвета первобытное искусство, свидетельствующее о развитом образном мышлении и художественном чувстве древних.

Занимавшиеся охотой люди верхнего палеолита жили в период последнего оледенения, называемого в Европе вюрмским. Они быстро приспособились к изменившимся климатическим условиям, стали заселять новые территории, доходя до приледниковых и арктических регионов.

Одной из характеристик верхнего палеолита является усовершенствованная технология изготовления орудий труда. Человек, живший за 35-9 тыс. лет до н. э., уже сам дробил камни на тонкие пластинки и полоски. Они становились основой для самых разных орудий – легких и эффективных. Делались и костяные орудия, непрестанно менявшиеся в течение 25 тысячелетий.

Охотники верхнего палеолита были носителями опыта предшествующих поколений и уже прекрасно знали, чем богата их территория и каков образ жизни дичи, травоядных (живущих как стадами, так и поодиночке), плотоядных, мелких млекопитающих, птиц. Люди приспосабливались к сезонным миграциям северного оленя, охота на которого вполне удовлетворяла их потребность в мясной пище.

Доисторические люди использовали также меховые шкуры хищников, бивни мамонтов и зубы разных животных для изготовления предметов искусства и украшений. При случае охотники занимались рыболовством, становившимся ценным подспорьем в определенные месяцы, а также собирательством, игравшим не менее важную роль в теплое время года.

Во время кочевий люди находили и другие природные материалы, прежде всего различные породы камня, необходимого для вытачивания орудий труда. Первобытный человек знал, где находятся месторождения кремня, куда систематически и наведывался, чтобы отобрать и унести лучшие куски, не подвергавшиеся оледенению, из которых и нарезал пластины.

Еще люди подбирали камни мягких пород для скульптурных изделий и гравюр. Они находили раковины морских животных, ископаемые кости, причем иногда шли за ними за сотни километров от места своей стоянки. Кочевой образ жизни охотников верхнего палеолита предполагал справедливое распределение обязанностей и сотрудничество всех членов общины.

Повсюду, куда бы люди ни попадали, они стремились защитить себя от холода, ветра, сырости и опасных животных. Модель жилья зависела от рода деятельности, типа социальной организации и уровня культуры первобытных людей. К убежищу предъявлялись определенные требования: удобный подход, близость реки, возвышенное расположение над долиной с пасущимися над ней животными. Жилище утепляли: возводили «двойную крышу». Но чаще они все-таки устраивались в долинах, на равнинах или плато, где сооружали шалаши и палатки. При этом использовался самый разный материал, иногда даже кости мамонта.

Термином «искусство палеолита» объединяют произведения самого разного художественного стиля и техники. Наскальная роспись – это искусство рисунка на каменных стенах, которое начиная с граветтского времени завоевывает глубины подземелий и превращает их в святилища. Каждый уголок в более чем сотне пещер Кентабрийских гор покрыт шедеврами мадленской культуры.

Художественная техника того времени была очень разнообразной: проведение линий пальцами на глине, резьба на всевозможных подставках, собственно роспись, осуществлявшаяся самыми разными способами – распылением жидкой краски, нанесением ее кисточкой, сочетанием краски и резьбы на одном и том же изображении.

Вплоть до VIII тысячелетия до н. э. на Ближнем Востоке и до VI тысячелетия в Европе человек жил охотой, рыбной ловлей и собирательством. В эпоху неолита его образ жизни коренным образом изменился: разводя скот и обрабатывая землю, он сам стал производить для себя пищу. Благодаря скотоводству люди обеспечили себя продовольственными запасами, постоянно находившимися в их распоряжении; кроме мяса, домашние животные давали молоко, шерсть, кожу. Появление деревень предшествовало развитию скотоводства и земледелия.

Неолит означал новую социально-экономическую организацию жизни. Но эта эпоха принесла с собой и ряд крупных технических инноваций: глиняную посуду, шлифовку камня, ткачество.

В эпоху неолита в Западной Европе появляются гигантские каменные монументы – мегалиты . Считается, что постройкой мегалита крестьянская община заявляла об установлении своего контроля над определенной территорией.

Общество постепенно менялось. И хотя родовая группа по-прежнему производила все необходимое ей для жизни, наряду с крестьянами стали появляться рудокопы, бронзовых дел мастера, мелкие торговцы. Необходимость охраны рудников и торговых путей привела к появлению особого сословия – воинов . Если в эпоху неолита люди жили в относительном равенстве, то бронзовый век уже отмечен возникновением социальной иерархии.

Из книги Кто есть кто во всемирной истории автора Ситников Виталий Павлович

Из книги Великая война России [Почему непобедим русский народ] автора Кожинов Вадим Валерианович

А каковы были союзники!. Вик. К. То, что «не помнят» там, на Западе, не столь удивительно в сравнении с «забывчивостью» некоторых наших соотечественников. С эдакой сознательной забывчивостью, умышленными умолчаниями и, конечно же, вполне сознательно, умышленно искажаемой

Из книги Почему Гитлер проиграл войну? Немецкий взгляд автора Петровский (ред.) И.

КАКОВЫ БЫЛИ МОТИВЫ ПРЕСТУПНИКОВ? Ретроспективный взгляд эсэсовца фон дем Бах-Целевского для обсуждаемой здесь проблематики примечателен в трех отношениях. Во-первых, в нем устанавливается, причем без всяких оговорок, тесная связь между антисемитизмом и антиславизмом,

Из книги Нацизм. От триумфа до эшафота автора Бачо Янош

Каковы были доходы и имущество Геринга Затем последовали вопросы денежного характера.Кто распоряжался вашей чековой книжкой?«Моя секретарша и я».Кто покрывал расходы на замок Каринхолл?«Министерство авиации и государственное министерство».Как вы оплачивали закупки

Из книги Великий Ганнибал. «Враг у ворот!» автора Нерсесов Яков Николаевич

Часть VI. Итоги всегда печальны – каковы бы они ни были… Глава 1. «Чужой среди своих…», или Снова за пределами родины Главный герой Второй Пунической войны, чья могучая тень совершенно затмила всех остальных знаменитых участников этой почти что 20-летней кровавой эпопеи,

автора Ткаченко Ирина Валерьевна

1. Как возникло Древне Греческое государство и каковы были периоды его становления? Историю Древней Греции можно разделить на 5 периодов:1) эгейский, или крито-микенский (III?II тысячелетия до н. э.), период разложения родового строя, возникновения и развития в отдельных

Из книги Всеобщая история в вопросах и ответах автора Ткаченко Ирина Валерьевна

4. Каковы были характерные особенности крупных полисов Греции: Афины и Спарты? Спартанское государство было расположено на юге Пелопоннеса. Спартой называлась столица этого государства, сама же страна получила название Лаконии.Спарта является древнейшим государством

Из книги Всеобщая история в вопросах и ответах автора Ткаченко Ирина Валерьевна

3. Каковы были сущность и последствия промышленного переворота в Англии? В результате победы революции ХVII в. в Англии стал быстро развиваться капиталистический уклад в сельском хозяйстве, начался переворот в промышленном производстве.В стране получили развитие идеи

Из книги Всеобщая история в вопросах и ответах автора Ткаченко Ирина Валерьевна

10. Каковы были основные этапы послевоенного развития ведущих западноевропейских стран (20–50 гг. ХIХ в.)? После окончания наполеоновских войн в Европе сложилась противоречивая ситуация. С одной стороны, политические элиты европейских государств стремились к

автора

Из книги Борьба за моря. Эпоха великих географических открытий автора Эрдёди Янош

Скитания первобытных людей Странные народы жили чуждой для нас жизнью в огромных центральноамериканских империях, о которых Лейф слышал легенды на севере и на поиски которых снарядил свои корабли. Древняя история этих народов ныне еще мало известна, к тому же изучение

Из книги Техника: от древности до наших дней автора Ханников Александр Александрович

Архитектурные монументы эпохи первобытных людей В во всем мире (Англии, Франции, Дании, Испании, Греции, Малой Азии, Палестине, Восточной и Северной Африке, Индии, Индонезии, Лаосе, Бирме, Китае, Корее, Японии, на Кавказе, в Абхазии), везде, кроме Австралии, первобытные люди

Из книги Феодальное общество автора Блок Марк

1. Точка отсчета: каковы были условия существования человека в эпоху франков Представим себе государство франков в начале IX века - им мы временно и ограничимся, - и кого-либо из тех, кто, имея дело с большим количеством людей, захотел бы определить их юридические права,

Из книги Очерк общей истории химии [От древнейших времен до начала XIX в.] автора Фигуровский Николай Александрович

ХИМИЧЕСКИЕ ЗНАНИЯ ПЕРВОБЫТНЫХ ЛЮДЕЙ На низших ступенях культурного развития человеческого общества, при первобытно-родовом строе, процесс накопления химических знаний происходил весьма медленно. Условия жизни людей, объединявшихся в малочисленные общины, или большие

Из книги Христианство и религии мира автора Хмелевский Генрик

Глава II. Религия первобытных людей Религиозный культ у первобытных народов принимал разные формы. Ученые, которые имели возможность уже в XIX веке, а также в начале XX века непосредственно обследовать общественную жизнь народов, остававшихся на низкой ступени развития,

Из книги Письменная культура Руси автора Чудинов Валерий Алексеевич

Часть III. КАКОВЫ БЫЛИ ОСОБЕННОСТИ СЛОГОВОГО ПИСЬМА НА РУСИ? В этом разделе предполагается рассмотреть графические особенности славянского слогового письма на Руси, а также выяснить его предполагаемые связи с последующими двумя славянскими азбуками, глаголицей и