Первые концлагеря - для русских в австрии. Талергоф и Терезин – концентрационные лагеря для Русских

Никогда еще Освенцим не был настолько смертоносен для евреев, как весной и летом 1944 года. Среди умерших было много привезенных из Терезиенштадта . Однако подавляющее большинство жертв депортировали совсем недавно. Огромное количество евреев, гораздо больше, чем в течение двух предыдущих лет, хлынуло в Освенцим в мае – июле 1944 года. Почти все они были из Венгрии. Их убийство в Освенциме стало кульминацией холокоста. К тому времени большинство европейских евреев в оккупированных немцами странах были уже давно убиты .

Уничтожением венгерских евреев в Освенциме руководил всем известный комендант лагеря Рудольф Хёсс. В конце апреля или в начале мая 1944 года, незадолго до начала депортации, Хёсс отправился в Венгрию, чтобы встретиться со своим другом Адольфом Эйхманом во временной резиденции того в Будапеште (Эйхман, в свою очередь, весной 1944 года несколько раз посетил Освенцим). Во время этой встречи они рассмотрели графики депортации, чтобы определить, сколько «составов потребуется для депортаций в Освенцим», как выразился Хёсс. Кроме того, он пожелал сообщить начальству из ВФХА, на сколько тысяч рабов они могут рассчитывать после селекций тех, кого признают непригодными и отравят газом. Хёсс уже провел пробную селекцию в Венгрии и пришел к выводу, что большинство евреев подлежит уничтожению. По его оценкам, для рабского труда отобрать удастся в лучшем случае лишь 25 % .

После этого Хёсс отправился в Освенцим, то есть на место прежних преступлений. С 8 мая 1944 года он приступил к временному руководству Освенцимом в должности главного коменданта . Понимая масштабы грядущего геноцида, руководители ВФХА отправили туда своего самого опытного организатора массовых убийств . В их глазах повторное назначение Хёсса было делом неотложным, поскольку положение тогдашнего главного коменданта, Артура Либехеншеля, сделалось достаточно шатким. Либехеншель снискал себе репутацию либерала, хотя причиной его отставки была личная драма . Во время службы в ВФХА Либехеншель влюбился в секретаршу Рихарда Глюкса, которую после развода с женой забрал с собой в Освенцим. Но когда Либехеншель обратился за разрешением вступить в повторный брак, его начальство узнало темную тайну прошлого: на заре Третьего рейха его невеста подвергалась аресту за связь с евреем.

Освальд Поль пришел в ужас. Он отправил в Освенцим к Либехеншелю расторопного адъютанта Рихарда Баера убедить Либехеншеля разорвать отношения. После того как вечером 19 апреля 1944 года Баер объявил об этом в офицерской столовой, Либехеншель впал в истерику и крепко напился. Затем набросился на свою беременную невесту, твердившую, что она ни в чем не виновата. Два дня спустя убитый горем Либехеншель, с опухшими от слез глазами, сообщил Баеру, что не бросит свою возлюбленную, добавив, что гестапо, по всей видимости, вырвало у нее ложное признание силой. Так Либехеншель сжег за собой все мосты, нарушив расовый закон СС, вступив в связь с предполагаемой «осквернительницей расовой чистоты», а также неписаный кодекс «черного ордена» Гиммлера (обвинив гестапо в пытках) и общественных норм (поступив, по словам Баера, как угодно, «но не по-мужски»). Поль быстро сместил Либехеншеля с занимаемого поста. Побыв какое-то время в должности временно исполняющего обязанности куратора «осиротевшего» Майданека, озлобленный и униженный Либехеншель ушел из лагерных СС .

Падение Либехеншеля облегчило возвращение Хёсса в Освенцим поздней весной 1944 года. Теперь во главе лагеря стоял человек, которому руководство СС могло доверить самую масштабную из когда-либо проводимых в системе нацистских лагерей программу уничтожения заключенных. Хёсс окружил себя горсткой подручных – специалистов по убийствам, с которыми был знаком уже много лет. Среди них был и ветеран СС Йозеф Крамер, служивший первым адъютантом Хёсса в Освенциме в 1940 году. Теперь его вернули из Нацвейлера и назначили комендантом Бжезинки (Биркенау). Еще одним знакомым лицом был Отто Молль, приобретший большой опыт, занимаясь газовыми камерами Бжезинки в 1942–1943 годах, и отозванный из филиала, чтобы снова надзирать за комплексом крематориев . После того как Хёсс и его подчиненные закончили последние приготовления, началась массовая депортация евреев из Венгрии. С середины мая по середину июля 1944 года составы прибывали почти ежедневно, и вскоре Освенцим был переполнен. В отдельные дни прибывало до пяти эшелонов, привозивших около 16 тысяч евреев. (В январе – апреле 1944 года, во времена Либехеншеля, в Освенцим депортировали всего 200 евреев.) В то время как Адольф Эйхман удивлялся «рекордной производительности» своих подчиненных, Хёсс умолял своего друга замедлить этот процесс. Но даже хорошая головомойка со стороны Освальда Поля не возымела действия, и Эйхман требовал от подручных все новых и новых эшелонов, ссылаясь на «форс-мажор военного времени» (как он рассказывал своим сторонникам после войны) .

Выходя из вагонов поезда, венгерские евреи не представляли себе, что их ожидает. Лишь немногие слышали об Освенциме, и еще меньше знали о газовых камерах. Тем временем лагерь СС начал действовать. В отличие от других депортаций евреев 1944 года врачи-эсэсовцы сразу подвергали всех новоприбывших осмотру и селекции. В целом применялись те же критерии, что и раньше. Непригодными для труда считались беременные женщины, пожилые люди и малолетние дети с сопровождавшими их родителями. В конце каждого дня администрация Освенцима посылала статистику селекций в ВФХА, чтобы обновить сведения о поступлении новой массы доступных рабов. В общем и целом местные эсэсовцы подтвердили прогнозы Хёсса и отобрали для рабского труда каждого четвертого еврея из Венгрии. Судьбы этих приблизительно 110 тысяч заключенных отличались: кого-то официально регистрировали в Освенциме, кого-то отправляли в другие лагеря, кто-то умер в транзитных отстойниках Бжезинки. Остальные 320 тысяч венгерских евреев, признанных нетрудоспособными, были убиты сразу, в ходе безумной кровавой вакханалии, продолжавшейся до июля 1944 года, когда массовые депортации закончились .

Рудольф Хёсс с присущим ему усердием энергично взялся за массовые убийства, зная, что он по завершении этой миссии вернется в ВФХА (29 июля 1944 года на посту главного коменданта Освенцима его сменил безжалостный Рихард Баер, любивший хвастаться своим боевым прошлым и носивший форму дивизии СС «Мертвая голова») . А Хёсс делал все возможное, чтобы ускорить процесс уничтожения евреев. Теперь поезда из Венгрии останавливались не за территорией лагеря, а следовали по наспех проложенной узкоколейке, которая вела прямо в Бжезинку. Только что прибывших евреев выстраивали на плацу, чтобы они могли слышать мелодии лагерного оркестра, призванные усыпить их бдительность и внушить ложное чувство безопасности. После селекции подавляющее большинство новоприбывших отправлялось навстречу смерти, держа на руках детей и поддерживая стариков, следуя колонной по территории Бжезинки прямо к газовым камерам. Слева от узкоколейки, после того как поезд уезжал за новыми жертвами, оставались груды чемоданов, баулов, узелков с вещами, сбором которых занималась сильно увеличившаяся численно команда «Канады» . Печи крематориев Бжезинки пылали интенсивнее, чем когда-либо ранее. В работавшей круглосуточно местной зондеркоманде в то время насчитывалось около 900 заключенных. Эсэсовцы снова стали использовать бункер 2, устроив в нем газовые камеры, а также возобновили работу крематория V (закрытого осенью 1943 года). Но поскольку теперь они убивали евреев больше, чем могли сжечь в крематории, нацисты решили (как и прежде, в 1942 году) использовать для кремации ямы на открытом воздухе. Чтобы скрыть эти преступления от новых заключенных, Освальд Поль после инспекции лагеря, проведенной в самый разгар массовых убийств 16 июня 1944 года, приказал возвести вокруг крематория ограду . Эсэсовцы, находившиеся внутри этой фабрики смерти, давно утратили последние представления о добре и зле. Они убивали своих жертв в такой спешке, что, когда двери газовых камер открывались, некоторые несчастные еще дышали. Иногда убийцы решали, что газовые камеры работают слишком медленно, и расстреливали либо забивали венгерских евреев до смерти на краю ям для сжигания трупов либо бросали их в огонь живыми. Это был настоящий ад, которым руководил Отто Молль. По сравнению с ним даже доктор Менгеле выглядел гуманистом, как позднее выразился один из выживших узников .

Летом 1944 года из-за огромного числа постоянно прибывавших поездов с евреями эсэсовцы иногда были не в состоянии проводить селекцию возле ведущей в Бжезинку узкоколейки. В таких случаях новых будущих жертв отправляли в транзитные зоны, где их дальнейшая судьба должна была решиться позже. Самой большой из них была огромная, но недостроенная зона Бжезинки, известная под названием «Мексика» (BIII), где в начале осени 1944 года содержалось приблизительно 17 тысяч еврейских женщин из Венгрии и других стран. Условия там были хуже, чем практически в любом другом лагере. Там не было водопровода и почти никакой еды. Туалетами служили огромные чаны. Вместо одежды многие заключенные носили наброшенные на плечи одеяла (видимо, напоминавшие пончо, отсюда и название – «Мексика»). В каждом бараке, где размещалось около тысячи женщин, не было никакой мебели, и узницы лежали прямо на грязной земле. Агнес Рожа, учительница из Надьяварада, о которой мы упоминали ранее, делила одну небольшую, влажную от мочи простыню с четырьмя другими женщинами. Часть заключенных, таких как Агнес, в конечном итоге была депортирована в другие лагеря для принудительного труда. Но многие узники умерли от голода или были отправлены в газовые камеры. Преступники, совершавшие эти злодеяния, предпочитали именно такое решение организованной ими гуманитарной катастрофы. Один бывший лагерный эсэсовец позже свидетельствовал о том, что его коллеги нередко говорили об убийстве заключенных, содержавшихся в «Мексике». Чаще всего так: «Пустить их через трубу».

Сейчас западные области (исторический регион Галиция) считаются на Украине самыми антироссийски настроенными. сложилась так, что именно «Западенщина» превратилась в первой половине ХХ века в цитадель украинского радикального национализма, а в 1940-е – 1950-е годы здесь действовали антисоветские вооруженные формирования украинских националистов. Но так было не всегда. Современные политические настроения на западе Украины уходят своими корнями в столетнюю давность и связаны не столько с исконными предпочтениями жителей региона, сколько с целенаправленной политикой Австро-Венгерской империи.

В середине XIX века, на волне европейского революционного подъема, в славянских землях Австрийской империи началось национальное возрождение. Чехи, словаки, поляки, хорваты, сербы и, разумеется, населявшие запад современной Украины русины вспомнили о своей славянской принадлежности, задумались о своем политическом положении в империи, управлявшейся немецкой и (в меньшей степени) венгерской аристократией.

Естественно, что «маяком» для славян Восточной Европы в то время была Россия. Нет, к Российской империи как к государству, монархии, большая часть славянских национальных деятелей того времени относилась прохладно или даже откровенно враждебно, тем более, что Россия была членом Священного Союза вместе с той же Австро-Венгрией. Но русский мир, русский язык и русская цивилизация воспринимались славянами Восточной Европы как тот культурный феномен, на который следовало бы ориентироваться и который был единственной альтернативой германскому миру, в котором славянам находилось место лишь на самых низших этажах иерархии.

По понятным причинам, в Австро-Венгрии очень боялись российского влияния. Хотя российские императоры в XIX веке часто выступали в союзе с Веной, австрийские политические круги прекрасно понимали опасность панславистских настроений в Восточной Европе и считали необходимым сделать все возможное, только бы оградить «своих» славян от опасного соседства и влияния Российской империи. Так, еще в 1848 году, когда Россия помогала Австро-Венгрии справиться с венгерской революцией, галицкий губернатор граф Стадион фон Вартгаузен заявил, что галичане должны забыть о своем русском происхождении и развивать собственную культуру как отдельный от России народ.

Ситуация особенно накалилась на рубеже XIX-ХХ вв., когда Австро-Венгрия превратилась в надежного союзника Германии и вероятного противника России в предстоящем конфликте (а в том, что рано или поздно грядет большая европейская война, многие видные политики Европы того времени и не сомневались).

Наибольшие опасения у австро-венгерских властей на рубеже веков вызывала как раз Галиция (Галичина). Этот регион тогда считался оплотом русского и православного влияния в Австро-Венгерской империи. Местное население идентифицировало себя как «руських», значительная часть русинского населения исповедовала православное христианство и симпатизировало России. Естественно, такое положение дел очень напрягало австро-венгерские власти, которые видели в русинах, особенно исповедующих православие, потенциальную «пятую колонну» Российской империи в случае конфликта двух государств.

С конца XIX века Австро-Венгрия начала вкладывать значительные силы и средства в формирование нового, прежде невиданного политического конструкта – «украинства». Ключевой роль в этом процессе сыграл, как известно, профессор Михаил Грушевский. Человек, чьи юношеские и молодые годы прошли в России, где он окончил Киевский университет, в 1894 году Грушевский получил предложение возглавить только что созданную кафедру всеобщей истории со специальным обзором истории славян Восточной Европы в Львовском университете. Львов тогда входил в состав Австро-Венгрии. Примерно с этого времени и началась деятельность Грушевского как идеолога проавстрийского «украинства».

В 1914 году началась Первая мировая война, в которой Австро-Венгрия выступила в союзе с Германией против Российской империи и стран Антанты. Но хваленая австро-венгерская армия практически сразу же потерпела ряд серьезных поражений от российских войск, в результате чего русские заняли Восточную Галицию и Буковину. Опасаясь начала антиавстрийского и пророссийского восстания в Галиции, австро-венгерский режим начал массовые политические репрессии. Как и следовало ожидать, их главным объектом стали православные русины, считавшиеся крайне ненадежной частью населения.

Первыми австро-венгерские спецслужбы стали выявлять и задерживать активистов русофильского движения. Так, в сентябре 1914 г. 28-летний православный священник Максим Сандович был расстрелян в тюрьме польского города Горлице. Незадолго до начала войны, в 1912 году, Сандовича уже арестовывали австрийские власти – за то, что он якобы измерял шагами протяженность какого-то моста, чтобы затем передать эти сведения русской разведке. Но тогда священнику повезло – время было довоенное и столь абсурдное обвинение не поддержал даже австрийский суд. Спустя два года Сандович вновь был арестован, но на этот раз австрийцы уже не пощадили православного священника, не скрывавшего своих пророссийских симпатий.

Вслед за арестами политических активистов начались и задержания любых православных русинов. Так, только в одном Львове австрийскими властями было арестовано две тысячи человек – православные русины, которых подозревали в ненадежности и в том, что они потенциально могут сотрудничать с русской разведкой. Поскольку тюрем для содержания столь большого количества заключенных в Львове, как и в других городах Галиции, не хватало, австрийские власти вышли из сложной ситуации вполне своеобразно – они решили создать в Галиции сеть концентрационных лагерей.

До начала Первой мировой войны концентрационные лагеря создавались лишь европейскими державами в африканских колониях. В Европе концлагерей не было. Англичане создали первые концентрационные лагеря в Южной Африке во время англо-бурской войны 1899-1902 гг., а в 1904 году в соседней Намибии германская колониальная администрация также создала концентрационные лагеря для размещения участников повстанческого движения местных народов гереро и готтентотов. Но создавать концентрационные лагеря в Европе не решался в то время никто – считалось, что в отношении белого европейского населения такие меры просто недопустимы.

Австро-Венгрия стала первой европейской страной, где это «табу» было нарушено – в 1914 году на территории Европы, да не где-нибудь, а в предгорьях Альп, появился первый концентрационный лагерь Талергоф. Первое время он представлял собой обычный участок альпийского поля, огороженный колючей проволокой и охраняемый вооруженными солдатами. Люди жили на этом огороженном поле под открытым небом, несмотря на плохие погодные условия. Лишь зимой 1915 года в Талергофе были построены первые бараки.

Питание в Талергофе было рассчитано на медленную смерть обитателей лагеря. Кормили заключенных «хлебом», изготовленным из самых низших сортов муки, смешанной с соломой, полагалось также немного свеклы или картофеля. В итоге большая часть узников лагеря, у которых не было богатых родственников или знакомых, способных за взятки обеспечивать более-менее сносные условия проживания, если к такому месту вообще применимо слово «сносные», голодала, очень многие люди просто умирали от истощения.

Судя по воспоминаниям современников, концлагерь был едва ли не страшнее, чем печально известные «лагеря смерти», созданные гитлеровцами в годы Второй мировой войны. Например, побывавший в Талергофе священник Иоанн Мащак писал о том, что одиннадцать человек просто погибли от чрезмерного заражения вшами. Вши съели людей! В просвещенной Европе, в начале ХХ века!

Естественно, не только от вшей гибли заключенные Талергофа. С огромной скоростью в концлагере распространялись дизентерия, брюшной тиф, туберкулез. За первые шесть месяцев существования концлагеря умер каждый пятый его узник. Но не только болезни и голод, а также невыносимые бытовые условия губили заключенных в Талергофе. Многие погибали от рук охранников концлагеря, которые жестоко издевались над своими подопечными, пытали их, а иногда и просто убивали ради забавы, отписываясь потом, что такой-то был убит при попытке к бегству или нападению на охрану.

Русинский писатель и историк Василий Ваврик, прошедший через ужасы заключения в Талергофе и сумевший не только выжить, но и дожить до 1970 года, вспоминал:

Смерть в Талергофе редко бывала естественной: там её прививали ядом заразных болезней. По Талергофу триумфально прогуливалась насильственная смерть. О каком-нибудь лечении погибавших речи не было. Враждебным отношением к интернированным отличались даже врачи

.

По словам Ваврика, концлагерь в Талергофе был самым страшным застенком Австрийской империи. Только казнено по распоряжению австро-венгерских властей в Талергофе было 3800 человек, а о количестве умерших от голода, болезней, избиений можно только догадываться.

Кто они были, заключенные Талергофа? Вся вина этих несчастных людей заключалась лишь в их неправильной» национальной и религиозной принадлежности. В Талергоф свозили православных русинов из Галиции и Закарпатья, преимущественно представителей русинской интеллигенции – священников, учителей, врачей, журналистов, в общем – всех тех, кто в силу своего образования и профессиональной деятельности был способен влиять на общественное мнение в Галиции, препятствовать распространению проавстрийскими пропагандистами мифов «политического украинства». За период с сентября 1914 по весну 1917 года через концентрационный лагерь в Талергофе прошло более 30 тысяч человек. Учитывая, что русины Галиции не были многочисленны, это – огромные цифры в процентном соотношении. По православным русинам был нанесен колоссальный удар.

Конечно, кому-то из узников Талергофа посчастливилось, пройдя эти круги ада, выжить и даже вернуться на родину. Но многие от перенесенных испытаний уже были полными инвалидами со сломанной психикой. Так, сошел с ума священник Игнатий Гудима – приятель и соратник расстрелянного священника Максима Сандовича. Судьба отца Игнатия Гудимы сложилась трагически – он сошел с ума от пыток в Талергофе, но выжил и вернулся на родину, а через 20 с лишним лет, уже будучи глубоко больным человеком, во время оккупации нацистами Западной Украины был схвачен гестаповцами и расстрелян.

В мае 1917 года император Австро-Венгрии Карл I Габсбург распорядился закрыть концентрационный лагерь в Талергофе. Однако оставшиеся от лагеря бараки стояли практически нетронутыми до 1936 года, когда были снесены. В процессе их сноса было эксгумировано 1767 трупов, перезахороненных в общей могиле в соседней австрийской деревне Фельдкирхен.

Страшный Талергоф не был единственным концлагерем Австро-Венгерской империи, где содержались заключенные русины из Галиции и Закарпатья. В районе Литомержице в Чехии в 1914 году был открыт концлагерь Терезин, созданный на месте старинной крепостной тюрьмы. В Терезине умер от туберкулеза убийца эрцгерцога Франца Фердинанда сербский националист Гаврила Принцип. Во время Второй мировой войны гитлеровцы как превосходные наследники австро-венгерских палачей, превзошедшие своих наставников, открыли в Терезине концлагерь Терезиенштадт, в котором содержались преимущественно евреи, в том числе известные в Германии и других европейских странах деятели культуры, науки, искусства.

То, что творила в годы Первой мировой войны Австро-Венгрия в отношении православного русинского населения Галиции, можно охарактеризовать лишь одним словом – геноцид. Но сейчас о тех трагических событиях предпочитают не вспоминать – ни в Австрии, ни на Украине. Ведь современная украинская государственность куда ближе идеологии, выведенной в австро-венгерских «политических пробирках», а ее представители и защитники – той части русин, которая предпочла поменять свою веру, свою славянскую и русскую идентичность на комфортную жизнь австро-венгерских и германских коллаборационистов.

Первая мировая война, несмотря на трагичность для всех европейских стран, включая Россию, обделена вниманием историков. Так получилось, что события почти 4-летней бойни в самом центре Европы наложились на переломные моменты в русской истории – падение монархии и октябрьский переворот 1917 года. Эти события долгие десятилетия оценивались исключительно как поворотные моменты для России, а войну вспоминали лишь косвенно. Заметно позднее широкие массы узнали о том, что Первая мировая – это еще и Брусиловский прорыв, взятие Эрзрума и Трабзона и многое другое, чем стоит гордиться. Однако в самом начале войны, в 1914 году, произошло страшное событие, о котором почти никто не знает – истребление русскоязычного населения в Галиции, на территории тогда еще Австро-Венгерской империи.

Ruposters проливает свет на геноцид русских на Украине столетней давности.

Русины и москвофилы

Галиция (многосоставная территория, которая состояла из т.н. Червонной Руси и Малой Польши) не всегда была регионом, враждебным России и русским, как можно подумать, глядя на события последнего времени. Сложно поверить в то, что в тех же городах, где разносится «кто не скачет, тот москаль», сто лет назад десятки тысяч людей открыто говорили о своей верности русскому языку, русской культуре и православию. Таких людей называли русинами, которых на территории Галиции насчитывались сотни тысяч человек. Они жили на своей исторической родине - на земле, которую населяли их предки многие века до этого, несмотря на то что к началу XX века Галиция уже более 100 лет принадлежала Австрийской империи. В 1772 году, в результате первого раздела Польши, Галиция отошла к Австрии.

Однако на протяжении более чем 700 лет земли современной Галиции и Прикарпатья были тесным образом связаны с Русью и Россией. Вплоть до середины XIV века эти земли считались частью единого государства, пусть уже и находившегося в состоянии раздробленности и под властью татаро-монгол. Пожалуй, последний крупный политик Руси в домонгольский период – Даниил Романович (Галицкий), который противостоял монголам и даже заключил соглашение с папой Римским в качестве «русского короля» в надежде на военную помощь в борьбе с монголами.

Ко второй половине XIX века русины населяли главным образом Восточную Галичину, Буковину (принадлежали Австрии) и Угорскую Русь (входила в состав Венгерского королевства). Тогда же в этих областях начинается русинское (или «москвофильское») возрождение, когда главными целями назывались возврат к общерусской культуре, осознание своей принадлежности к единому народу «от Карпат до Камчатки»: в крупных городах создавались общества, ориентированные на изучение русской культуры, стали выпускаться российские газеты и т.д. «Материковая» Россия ответила на это повышением внимания к проблеме «российского анклава» в Австрийской империи, а в 1902 году в Санкт-Петербурге было создано Галицко-русское благотворительное общество.

В последние мирные годы в России выходят сразу несколько работ, посвященных русинам и «российской Галиции в целом» («Галиция и Россия» - в 1914 году, «Что такое Галиция?» - в 1915 году), в которых подчеркивается близость коренного русского народа и русин, населяющих западные области современной Украины: «Кто же они, эти галичане, за которых льется кровь наших сынов и братьев, те-ли самые русские, что и мы, или другой славянский народ? На этот вопрос один только может быть ответ: да, это Русь, зарубежная Русь…» (Беликовский К., «Галиция, ее прошлое и настоящее», 1915 г.).

Возрождение русинов проходило не только на культурном уровне, но и в общественно-политической жизни Галиции. По свидетельству украинского (!) историка М.Грушевского, «в руках москвофилов находились все национальные организации и в Галиции и на Буковине, не говоря уже о закарпатской Украине, а народовство [пропольская партия – прим.Ruposters] конца 1860-х и затем 1870-х годов представлено было лишь небольшими кружками, бедными и материальными средствами и культурными силами» (Грушевский М. Иллюстрированная история Украины. Донецк, 2002 г.). Современные исследователи подтверждают слова М.Грушевского, отмечая, что носители идеи «украинства» представляли собой в Галиции «абсолютное меньшинство» (Ульянов Н. Происхождение украинского сепаратизма. М., 1996).

Разогрев антирусских настроений

Кстати, Грушевский, помимо написания исторических трудов, был активным политическим деятелем. При поддержке австрийских властей он еще в 1899 г. организовал «Украинскую народно-демократическую партию», основу которой составило «украинофильское» униатское духовенство. Духовным наставником партии был митрополит Львовский Шептицкий, пламенный защитник именно украинского населения Галиции, который являлся тайным советником по «украинским делам» императора Австро-Венгрии Франца Иосифа. Примечательна дальнейшая судьба митрополита: в 1939 году он неудачно попытался провозгласить независимость Карпатской Украины, а в 1941 году приветствовал вступление войск Германии на Украину и поддержал ОУН Бандеры. После взятия Киева немцами митрополит направил поздравительное письмо Гитлеру: «Я передаю Вашей Экселенции мои сердечные поздравления по поводу овладения столицей Украины, златоглавым городом на Днепре - Киевом!» Вот такие люди занимались «украинизацией» Галиции на рубеже XIX-XX веков.

Украинская партия Галиции всячески стремилась оправдать высокое доверие австрийцев. Еще до начала мировой войны в националистической газете «Дiло» часто можно было встретить следующие пассажи: «Москвофилы ведут изменническую работу, подстрекая темное население к измене Австрии в решительный момент и к принятию русского врага с хлебом и солью в руках» («Дiло», 19.11.1912).

Непосредственно перед войной австро-венгерские власти начали кампанию, направленную против русин. Чаще всего их обвиняли в шпионаже в пользу России. В 1910 г. австро-венгерские власти закрывают большинство русинских организаций в крае, а в 1913 г. в Угорской Руси начинается Мармарош-Сигетский процесс, на котором 32 человек приговорили к тюремным срокам за переход в православие. В 1911 году намеcтник Галичины М.Бобжинский заявил в галицком сейме, что он «борется против «русофильства» потому, что оно является опасным для государства». Стали создаваться списки политически неблагонадежных граждан, куда с австрийской педантичностью заносились все русины, которые «скомпрометировали» себя: говорили по-русски, поддерживали своих представителей в сейме или просто идентифицировали себя русскими. Основу таких списков составляли «ревностные русофилы», за которыми следовало «зорко следить, в случае чего - арестовать».

Всё это было подготовкой к полномасштабной трагедии для русин, которая пришлась на время войны. Австрийские власти, играя на противоречиях между украинским и русским населением, всячески поощряли «информирование» о неблагонадежных, зачастую материальным вознаграждением. Так, судя по официальному австрийскому «Воззванию к полякам, украинцам и евреям» от 1915 года, «доставление лица, которое будет уличено в шпионстве или пропаганде москвофильства», вознаграждалось суммой «50-500 крон». В результате довольно быстро удалось наладить контакт с местным населением и зачастую его руками решать «русинский вопрос». В.Ваврик, бывший узник Талергофа, в своей книге «Галицкая Русь в 1914 году» приводит такое свидетельство: «В с. Запытове, по доносу Хомяка, австрийцы выгнали людей из села в чистое поле, повязали веревками и так гоняли их весь день, а под вечер повесили 15 человек». Зачастую арестовывались целые села.

Начало геноцида

С началом войны в августе 1914 года силовые действия в отношении русин приобретают массовый характер. Официальные власти Австро-Венгрии уже не задумываются о соблюдении даже формальной законности, оправдывая всё военным временем. Тот же В.Ваврик описывает случившееся в селе Цуневе Городского уезда как пример антирусского террора, охватившего Галицию в 1914 году: «Австрийские вояки арестовали 60 крестьян и 80 женщин с детьми. Мужчин отделили от женщин и поставили их у деревьев. Солдат-румын забрасывал им петлю на шеи и вешал одного за другим. Через несколько минут остальные солдаты снимали тела, а живых докалывали штыками». В русскоязычной прессе периодически публиковались свидетельства убийств русин. Убивали жестоко: в селе Речках «повесили крестьянку Поронович за то, что она, узнав в Угнове о приближении русской армии, сказала об этом своим соседям» («Прикарпатская Русь», 1914 г. №1432); в другой деревне жандармы «устроили охоту на крестьян, когда они выходили из церкви после Богослужения», арестовав около 30 человек. А 74-летний крестьянин Михаил Зверок рассказал впоследствии, что его арестовали 24 августа по доносу одного из односельчан - «за то, что читал газету «Русское Слово» («Талергофский альманах», 1924, С.35).

Особняком стоит трагедия в Перемышле, произошедшая 15 сентября 1914 года. В тот день прямо на улицах города толпа местных жителей забила насмерть 44 арестованных «москвофила», в основном крестьян и представителей духовенства. Среди погибших была Мария Мохнацкая, 17-летняя дочь священника. Судьба ее семьи – характерный пример того, что происходила с целыми семьями русин Галиции: ее отец, о.Игнатий, находился в австрийском плену и умер сразу после своего возвращения, а брат был расстрелян австрийцами в 1915 году.

Первый концлагерь для русских

Уже в первые недели войны, в августе 1914 года, все тюрьмы Львова были заполнены русинами (более 2000 человек), которых обвиняли в шпионаже в пользу Москвы. Встал резонный вопрос, что делать дальше с пораженным в правах населением (никто австрийского подданства русинов не лишал!). В результате австрийцы нашли невиданное для истории Европы решение – был создан первый на континенте концентрационный лагерь Талергоф, который заполняли по этническому принципу. Лагерь находился рядом с железнодорожной станцией Абтиссендорф, а сейчас на этом месте … военный и гражданский аэропорт Граца (Австрия). Именно Талергоф стал прототипом для нацистских концлагерей типа Дахау, Освенцима, Бухенвальда и других. Кроме Талергофа, были созданы и другие лагеря, наиболее известным из которых является Терезин – в Северной Чехии, недалеко от Праги.

Однако осенью 1914 года, когда в Талергоф стали прибывать первые составы из Галиции с арестованными русинами, непосредственного лагеря еще не существовало – не было даже бараков, и люди (самому младшему узнику было всего несколько месяцев, старшему – 91 год) вынуждены были первое время спать в буквальном смысле на земле, используя подручные средства для обустройства быта. Лагерной администрацией не предоставлялась даже посуда. Пили и ели из найденных старых банок. По свидетельствам бывших заключенных (на их рассказах и показаниях были основаны 4 тома «Талергофского альманаха», который издавался в 20-30-е годы), питание было очень скудным: «Утром получали отвар из фасоли, в полдень – такую же похлебку из свеклы. Иногда – соленую репу и кусок селедки». В результате в первую зиму от тифа, голода и других заболеваний погибло более 1100 человек. Эти цифры озвучил в 1918 году депутат австрийского парламента Сигизмунд Лясоцкий. Только после этого администрация лагеря силами заключенных разрешила строительство бараков и прочей «инфраструктуры».

По словам прошедших лагерь, имелась возможность досрочно выйти из заключения. Сделка заключалась в следующем – надо было всего лишь подписать справку о превращении из русина в украинца: «Когда находился я уже в IV бараке, какой-то «украинец» нам кликнул: «Кто из панив хоче выйти из Талергофа, хай впишется сейчас у мене на укр. листу, то выйде» («Талергофский альманах», 1932 год, С.109). В брошюре В.Шульгина «Украинствующие и мы» (1939 г.) приводятся слова из выступления отца Иосифа Яворского из села Ляшкова, депутата на Сейме в Варшаве, который также коснулся роли украинцев в преследовании русин: «Еще в 1911–1912 г.г. многие представители Украинского Клуба в Австрийском парламенте, паче всех Василько и Кость Левицкий, старались всеми силами доказать австро-немецкому правительству, что они являются верноподаннейшими сынами и защитниками Австрии, а все русские организации и общества, то наибольшие враги австрийского государства. Эта лояльность украинцев ввиду Австрии породила кровь, муки, терпение русского народа и Талергоф».

Всего через Талергоф прошло от 20 000 до 30 000 человек, которых обвиняли только в том, что они называли себя «русинами» и православными. Погибло в лагере, по разным данным, от 2000 до 3500 человек. Преследование русин закончилось только 10 мая 1917 года, когда новый император Австро-Венгрии Карл I принял решение отказаться от практики этнического геноцида, и лагерь был закрыт. В своем рескрипте император написал: «Все арестованные русские невиновны, но были арестованы, чтобы не стать ними».

И на долгие десятилетия память о трагедии Талергофа была вычеркнута из исторической памяти Европы. Только в 2003 году на месте лагеря и братского захоронения русин была установлена мемориальная доска в память о жертвах Талергофа. Что характерно, написана она на 3 языках: немецком, английском и … украинском.

Украинцы – друзья Австрии

Те русины, что сумели спастись от смерти или ареста в 1914 году, из-за отступления русской армии из Галиции и Закарпатья в 1915 году и преследований со стороны австрийских властей вынуждены были удариться в бегство. Только за последнюю неделю до ухода из Львова канцелярией генерал-губернатора было выдано более 10 000 пропусков русинам. Пропуска выдавались мужчинам, куда они уже вписывали остальных членов семьи. Фактически число официальных беженцев составило как минимум 40-50 тысяч человек. При этом значительное число русин покидали свои дома без получения справок и пропусков. Реальное число беженцев из Галиции могло приблизиться к 100 000 человек.

И бежавшим было чего опасаться. Комендант Львова Ф.Римль в секретном рапорте писал о том, что «галицийские рycскиe разделяются на две группы: а) руссофилов (Russofil) и б) yкpaинофилoв (0esterreicher)». Он отвергал мнение о наличии «умеренных русофилов»: «Мое мнениe подсказывает мне, что все «русофилы» являются радикальными и что их следует бeспoщадно уничтожать». Интересно мнение австрийского наместника и об украинцах: «Украинцы являются друзьями Австрии и под сильным руководством правительственных кругов мoгут сделаться честными aвcтpийцaми. Пока что украинская идея не совсем проникла в русское простонародье, тем мeнеe замечается это в российской Украине. При низком уровне просвещения украинского мужика не следует удивляться, что материальные соображения стоят у него выше политических соображений».

Трагедию в Галиции и Закарпатье в 1914-1917 годах нельзя назвать ничем иным, кроме как геноцидом и этнической чисткой. В те годы такие термины еще не были в ходу, да и сама тема была неудобной для многих участников войны. Она стала постепенно забываться. Да, масштабы уничтожений в период Второй мировой войны были несравнимы выше тех, что произошли в годы Первой мировой, но для истории принципиальное значение имеет прецедент. И то, что было сделано с русскими, находящимися вдали от своей исторической Родины, в 1914-1917 годы стало предвестником событий 40-х. Читая и размышляя о бесчеловечных нацистских репрессиях в отношении целых народов, важно помнить, что современный неонацизм начинался во Львове, Перемышле и Граце. И во многом потому, что его решили «не замечать», спустя 20 лет произошла трагедия - еще более масштабная и бесчеловечная.
Источники -

Во время Первой мировой войны, прямо перед ее началом, в Австро-Венгрии были уничтожены десятки тысяч русских людей. Это была этническая чистка, проведенная австрийскими властями при содействии местных польских администраций и при полном одобрении со стороны Германии. Тысячи людей были расстреляны, повешены, заколоты штыками и уморены голодом. Десятки тысяч перемещены в концлагеря Талергоф и Терезин. Сотни тысяч стали беженцами. Почему же произошла эта трагедия? Что стало ее причиной и от чего мы никогда не слышали об этих страшных событиях ни в школе, ни в институте, ни по телевидению?

Прикарпатские земли со времен Киевской Руси всегда были частью большого и единого русского мира. Еще при князе Владимире его западные княжества назывались Червонной Русью. После бури, пришедшей с востока, эти русские территории попали под власть поляков и венгров. Галицкая Русь стала провинцией Польского королевства. А Русь Угорская вошла в состав Венгерского государства. Положение русских людей под властью чужеземцев было непростым.

Есть очень страшный, мрачный период, который связан с заключением так называемой Брестской Унии. В самом конце 16-го века Речь Посполитая, католические власти польско-католического государства, которая тогда называлась Речь Посполитая, они при участии иезуитов и по благословению римского папы навязывают населению православной южной Руси так называемую Унию. Уния предполагала прежде всего отказ от православной веры, Православной церкви. Она предполагала сохранить внешнюю обрядовую сторону православия при полном подчинении римско-католической церкви. И подчинению Польше, т. е. ополячиванию населения и окаталичиванию населения. Она имела двойной гнет и двойную тяжесть. Все это в конечном итоге привело к страшной катастрофе, потому что на протяжении столетий православное, русское население не то что страдало, а просто находилось под страшным гонением.

Храмы православные были закрыты, православное священство полностью изгонялось, епископов православных преследовали как государственных преступников. Все это считалось холопской верой. Вера, которая была фактически после Брестской Унии запрещена. Были гонения, напоминающие гонения в Римской империи ранних христиан. Достаточно сказать, что запрещались крещения, запрещалось православным, запрещалось их отпевать, запрещалось причащать даже тяжело больных. Этого делать было нельзя. Православных хоронили без отпевания, за городом, и, несмотря на многочисленные протесты, которые выражались и на польских сеймах, ничего не менялось. Православные считались людьми не то что второго сорта, а просто государственными преступниками, которых следовало бы уничтожать.

В связи с активизацией русских в Австро-Венгрии в конце 19 века началась настоящая травля всего русского. Австрийские власти передали образование в русских школах в руки польских местных администраций. Была налажена система, когда лучшие места в Галиции можно было занять, только признав себя не русским, а украинцем. С 1878 года после Берлинского конгресса, когда Австрия и Германия заключили тайный союз против России, австрийские власти принялись искоренять в своих восточных областях русскую опасность.

Настоящий антирусский террор начался в 1912 году. Осенью на Балканах началась кровопролитная война. Греки, сербы и болгары сражались против Турции. Обеспокоенные православным возрождением, австровенгерские власти начали повальные аресты среди русских галичан и буковинцев. Венским кабинетом было активизировано создание так называемого украинского движения и украинской нации. Украинский народ был сформирован поляками, венграми и австрийцами из русского населения путем навязывания православным людям католичества и нового искусственного языка. Точно такой же эксперимент удался с омусульманиванием сербов в Боснии. Ведь и сербы православные, и сербы-босняки, т. е. сербы, принявшие ислам, - это люди одной и той же крови и одного языка. Но приняв мусульманство, часть боснийских сербов стала враждебна православию и большой Сербии. Так же и украинцы-униаты. Это те же русские люди, что и живущие в Москве или Петербурге. Однако приняв унию и новую письменность, русские Прикарпатской Руси стали врагами России, русских и православия.

С началом Первой мировой войны в Прикарпатской Руси начался геноцид православного русского народа. Геноцид этот был санкционирован Берлином и Веной при полном духовном одобрении со стороны Ватикана. Геноцид осуществлялся австрийскими властями и польской местной администрацией, а также венгерскими и украинскими националистами.

Началось все с повсеместного разгрома русских организаций, учреждений и обществ, вплоть до кооперативных предприятий, церквей и детских приютов. А потом пошли аресты и казни.

«Хватали всех сплошь, без разбора, кто лишь признавал себя русским и русское имя носил. У кого была найдена русская газета или книга, икона или открытка из России. Хватали кого попало: интеллигентов и крестьян, мужчин и женщин, стариков и детей, здоровых и больных. И в первую голову, конечно, ненавистных им русских попов, доблестных пастырей народа, соль Галицко-русской земли. Хватали, надругались, гнали. Таскали по этапам и тюрьмам, морили голодом и жаждой, томили в кандалах и веревках, избивали, мучили, терзали до потери чувств, до крови. И, наконец, казни и расстрелы, без счета, без края и конца. Тысячи безвинных жертв, море мученической крови и сиротских слез» .

Так боялись европейцы русских, так страшились в Берлине и в Вене, да и в Лондоне и в Нью-Йорке того, что если Россия победит в Первой мировой войне все Балканы, а также вся Прикарпатская Русь, да и, скорее всего, территории современных Венгрии, Словакии и Чехии, наряду с Константинополем и проливами стали бы русскими провинциями. И не прошел бы тогда никакой малоросский сепаратизм, называемый ныне украинством. Именно из-за страха перед тем, что Россия вернет себе исконно русские земли Киевской Руси, так зверствовали австрийцы, венгры и поляки.

Тех, кого не убивали на месте, сгоняли в концлагеря Талергоф и Терезин. Это были первые в истории человечества концентрационные лагеря, куда людей помещали по национальному и религиозному признаку. Здесь была опробована политика массовых убийств мирного населения. Людей убивали только за то, что они русские и православные, за то, что они жили на своей собственной земле, которая приглянулась австрийским и польским властям.

Следует сказать, что государь-император ставил одной из своих задач освобождение Прикарпатской Руси из рук австровенгерских оккупантов. Николай Второй хотел вернуть земли Киевской Руси в состав русского государства.

Если бы мы победили в Первой мировой войне, то мы не только бы освободили русских Прикарпатской Руси, но, по всей видимости, создали бы целую цепь независимых православных государств. Что окончательно бы оградило сербов, болгар и греков как от турецкой, так и от австрогерманской угрозы. Но это неизбежно привело бы к значительному усилению роли России в Европе и в мире. Именно эта позиция государя Николая Александровича так пугала Запад в целом и банковские круги с Уолл-стрит в частности. Именно поэтому и финансировал Шиф и компания русских революционеров всех мастей. Именно поэтому так радели они о разрушении великого русского государства. Фактически геноцид карпаторусского населения явился прологом к невиданному по своим масштабам геноциду русских, произошедшему после февраля и октября 1917 года.

Всего за период геноцида в Австро-Венгрии было уничтожено несколько сот тысяч человек. Сотни и тысячи стали беженцами. Только в Талергофе и Терезине было казнено свыше 10 тыс. человек, и при этом об этих страшных событиях ничего не говорится ни в России, ни на Западе. Уничтожение русских европейцами стыдливо замалчивается, как и геноцид русского народа в 20-е годы. На Западе боятся темы геноцида русских в Австро-Венгрии потому, что если бы поведать миру о трагедии русского коренного населения на территории империи Габсбургов, т. е. на территории современных Венгрии, Словакии и Западной Украины, то пришлось бы признать тот факт, что земли, с которых сгоняли русское население, являются исконно русскими.

ПРИМЕЧАНИЕ:

  1. Ю. Яворский, из работы «Террор в Галичине в первый период войны 1914-1915 годов»

Талергоф (4 сентября 1914 — 10 мая 1917) — концентрационный лагерь, созданный властями Австро-Венгерской империи в первые дни Первой мировой войны. Располагался в песчаной долине у подножия Альп, возле Граца, главного города провинции Штирия. Один из первых концентрационных лагерей в мировой истории XX века где убивали не только мужчин но и женщин и детей. Сюда были депортированы русинские жители Галиции и Буковины, считавшие себя русскими и не видевшие себя без единства с Россией, насильно высланные из Галиции по доносам поляков и украинских "националистов".

История концлагеря.

Первую партию галичан и буковинцев - «русофилов» пригнали в Талергоф солдаты грацского полка 4 сентября 1914 года.


До зимы 1915 года в Талергофе не было бараков. Люди лежали на земле под открытым небом в дождь и мороз. По свидетельству конгрессмена США М. МакКормика (англ. Medill McCormick) заключенных подвергали постоянным избиениям и пыткам.
В официальном рапорте Шлеера от 9 ноября 1914 года сообщалось, что в Талергофе в то время находилось 5700 русских. Из этого числа около 1,915 человек (по другим данным до 5-ти тысяч) были лемки из 151 деревни на Лемковщине.
Всего через Талергоф с 4 сентября 1914 до 10 мая 1917 прошло не менее 20 тысяч про российски настроенных галичан и буковинцев, только в первые полтора года погибло около 3 тысяч заключенных.
Лагерь был закрыт в мае 1917 года по распоряжению последнего императора Австро-Венгрии Карла I. Бараки на месте лагеря простояли до 1936 года, когда их снесли. При этом было эксгумировано 1,767 трупов, которые перезахоронили в общей могиле в ближней австрийской деревне Фелдкирхен (англ. Feldkirchen). В настоящее время бывший Талергоф находится на территории аэропорта Грац-Талерхоф.

Книги о Талергофе.
ТАЛЕРГОФСКIЙ АЛЬМАНАХЪ. ПРОПАМЯТНАЯ КНИГА.

Из свидетельства Александра Маковского:
За мал?йшую оплошность кололи на смерть. Ежедневно утромъ лежало подъ бараками по н?сколько окровавленныхъ труповъ…
Помню, какъ однажды закололъ солдатъ одного крестьянина возл? котла во время раздачи об?да. Давка была невозможная. Нажимавшіе сзади и толкнули переднихъ и такимъ образомъ челов?ческая волна заколыхалась. Ближайшій изъ арестованныхъ стоявшій рядомъ съ карауломъ нехотя толкнулъ солдата, за что пришлось ему заплатить жизнью…
Иной разъ былъ я свид?телемъ подобнаго случая, разыгравшагося подъ баракомъ. Солдатъ нанесъ закутому въ ц?пи политическому 13 колотыхъ ранъ, и тутъ же бросилъ его на солому, на произволъ судьбы.
Вот что писал бывший узник концлагеря Талергоф Василий Ваврик в своей книге «Терезин и Талергоф» (Львов, 1928).
Это был лютейший застенок изо всех австрийских тюрем в Габсбургской империи.<…>
Смерть в Талергофе редко бывала природной: там ее прививали ядом заразных болезней. По Талергофу триумфально прогуливалась насильственная смерть. О каком-нибудь лечении погибавших речи не было. Враждебным отношением к интернированным отличались даже врачи.
О здоровой пище и думать не приходилось: терпкий хлеб, часто сырой и липкий, изготовленный из смеси самой подлой муки, конских каштанов и тертой соломы, красное, твердое, несвежее конское мясо дважды в неделю по маленькому кусочку, покрашенная начерно вода, самые подлые помои гнилой картошки и свеклы, грязь, гнезда насекомых были причиной неугасаемой заразы, жертвами которой падали тысячи молодых, еще вполне здоровых людей из среды крестьянства и интеллигенции.
Для запугивания людей, в доказательство своей силы тюремные власти тут и там по всей талергофской площади повбивали столбы, на которых довольно часто висели в невысказанных мучениях и без того люто потрепанные мученики.

Ц. и к. Плацъ-Комендантству во ЛьвовЪ.
Питая безграничную симпатiю къ aвcтpiйcкимъ вооруженнымъ силамъ и видя, что, вслЪдствiе безчестной измЪны нашихъ москвофиловъ, не одна сотня нашихъ невинныхъ солдатъ уже пролила свою кровь и еще далЪе должна будетъ проливать, не могу утаить своихъ наблюденiй, къ кoтopымъ я пришелъ послЪ долгаго опыта, чтобы этихъ поразительныхъ тайнъ не открыть Высокому Плацъ-Кoмендантству еще во время, чтобы этимъ самымъ обратить вниманiе властей въ cтоpoнy, откуда для государства можетъ получиться неисчислимый вредъ. Итакъ: До нынЪ несчастьемъ государства, какъ въ этомъ убЪдились, являются москвофилы, которые, не скрываясь, льнутъ къ москалямъ, т.е. къ Pocсiи, а лучшимъ доказательствомъ этого являются нынЪшнiя ареcтованiя и переполнeнie тюремъ такими личностями.
Кто далъ толчокъ къ измЪнническому поведенiю? Именно москвофильскiе священники, которыхъ наше пpaвительство всегда поддерживало и все имъ позволяло. До сихъ поpъ арестовано очень много такихъ индивидуумовъ, однако не всЪ еще, ибо тЪ, которые собственно дали толчокъ къ измЪнническому поведенiю, остаются до настоящаго времени на свободЪ, чтобы быть въ состоянiи доставлять москалямъ сообщенiя, которыя пpосто пагубны для плановъ нынЪшней войны. Поэтому я обращаю вниманiе Высокаго Плацъ-Комендантства на священниковъ и даже канониковъ москвофиловъ мЪстнаго львовскаго митрополичьяго капитула, духомъ и тЪломъ преданныхъ Россiи и имЪющихъ въ своихъ квартирахъ очень много компрометирующаго и уличающаго ихъ матерiала, въ случаЪ, если бы у нихъ былъ произведенъ неожиданный обыскъ.


Приведу фамилiи этихъ священниковъ: о. Андрей БЪлецкiй, о. Мартинъ ПакЪжъ, о. Александръ Бачивскiй, а так-же зять о. БЪлецкаго о. Дорожинскiй:
всЪ они живутъ и скрываются въ стЪнахъ св. Юра во ЛьвовЪ, такъ какъ тамъ для нихъ безопаснЪе всего. Эти выше указанныя фамилiи очень хорошо извЪстны россiйской oxpaнЪ, съ которою они вели переписку до послЪдняго момента.
Высокое комендантство изволитъ заняться этими личностями, и тогда еще болЪe убедится въ правильности, когда при обыскЪ найдетъ основанiя для этого.
Съ глубочайшимъ уваженiемъ Алойзiй Вожиковскiй.

Пoлицейскiя меропрiятiя.("Прик. Русь" № 1483, 1914 г.).
Президiумъ ц. к. Дирекцiи полицiи во ЛьвовЪ.

Поступило 25 августа 1914 г. № 4876.
Ц. и к. Военному Коменданту, здЪсь.
Въ последнее время многiя лица, заподозрЪнныя въ государственной измЪнЪ, щпiонствЪ и другихъ враждебныхъ государству дЪйствiяхъ, были отданы подъ военный судъ, а задержанiя этихь лицъ въ военной тюрьмЪ на время войны требують особые интересы государства. Поэтому честь имЪю просить повлiять
въ этомъ смыслЪ на военные суды и въ особенности действовать въ томъ направленiи, чтобы тоже въ такихъ случаяхъ, въ которыхъ военно-судебное слЪдствiе, въ виду отсутствiя соотвЪтственнаго матерiяла, должно быть прiостановлено, обвиняемые не отпускались на свободу, а наоборотъ препровождались въ ц. к. дирекцiю полицiи для дальнЪйшихъ полицейскихъ мЪропрiятiй.

Первымъ комендантомъ г. Львова пocле отступленiя русскихъ войскъ, былъ генералъ-майоръ Фр. Римль, который до войны служилъ здЪсь въ продолженiе четырехъ летъ въ качествЪ начальника генеральнаго штаба 11, корпуса. По происхожденiю нЪмецъ, имЪлъ онъ широкiя связи въ мЪстнoмъ польскомъ обществЪ, что cпocoбствовало ему въ paбoтЪ нa новомъ отвЪтственномъ посту коменданта города. По истеченiи мЪсяца управленiя городомъ сообщилъ онъ рапортомъ главнокомандующему apмieй тЪ отношенiя, которыя были на лицо во ЛьвовЪ. Paпopтъ этотъ имЪетъ названiе: "ВсечатлЪнiя и наблюденiя, собранныя мною послЪ освобожденiя Львова, въ качествЪ коменданта города. 22 iюня — 27 iюля 1915 г.


ПослЪ общихъ замЪчанiй о настроенiи нaceлeнiя, слЪдуетъ спецiальное изложенiе объ отношенiяхъ въ политическихъ партiяхъ, обоснованное на весьма точныхъ информацiяхъ.
MнЪнie столь авторитетнаго лица должно было повлiять на отношенiе aвcтpiйcкaгo правительства къ отдЪльнымъ паpтiямъ и лицамъ, потому считаемъ, что перепечатанiе выдержекъ изъ этого рапорта послужитъ до нЪкоторой степени разъясненiемъ нашей мартирологiи.

Пропуская несущественные положенiя, приведемъ лишь непосредственно насъ касающiяся соображенiя генерала Римля:

"Галицкие Pycскie раздЪляются на двЪ группы: а) руссофиловъ (Russofil. Stuatsfeinliche und Hochverrater) и б) yкpaинофилoвъ (0esterreicher).

Русской пapтieй руководитъ депутaтъ Марковъ; принадлежатъ къ ней д-ръ Дудыкевичъ, Семенъ Вендасюкъ, Колдра, д-ръ Глушкевичъ, д-ръ Coхoцкiй, Maлецъ и др. Ихъ стремленiя общеизвЪстны: окончательное соединенiе съ Рoccieй и православiемъ.

Еше до объявленiя войны эта партiя занималась изменой, на что я неоднократно безрезультатно обращалъ вниманie.

Военныя событiя были лучшимъ доказательствомъ, что эта партiя еще въ миpнoe время работала сообща съ врагомъ въ направленiи созданiя благопрiятныхъ условiй къ соединенiю Восточной Галичины съ Poccieй (см. брошюру "Das Galizien der Gegenwart").

Во ЛьвовЪ организовалась русская радикальная партiя подъ руководствомъ д-ра Дудыкевича въ "Народномъ СовЪтЪ", съ цЪлью служить россiйскому правительству, подъ покровительствомъ гр. Бобринскаго, при руссификацiи края и распространенiи православiя.

Въ составЪ "Народнаго СовЪта" входили также австрiйскiе государственные чиновники, какъ напр. совЪтникъ мЪсн. вЪдомства Кавимiръ Тиховскiй, госуд. прокуроры Третьякъ и Сивулякъ. ВЪ ВИДУ ИЗЛОЖЕННАГО ЛИШНИМИ ЯВЛЯЮТСЯ ДАЛЬНЕЙШИЯ ДОКАЗАТЕЛЬСТВА, ЧТО РУССКИЕ (RUSSOFIL.) ЯВЛЯЮТЬСЯ ГОСУДАРСТВЕННЫМИ ИЗМЪННИКАМИ; СЛЕДОВАЛО БЫ ИХЪ НЕ СОДРОГАЯСЬ УНИЧТОЖИТЬ. Если вообще возможно русскихъ (russofil.) исправить (вмЪcтЪ съ партiей Грабскаго), то это возможно единственно при примЪненiи средствъ безпощадного террора.

Проявляющiеся часто взгляды на партiи и лица („умЪренный руссофилъ") принадлежатъ къ области сказокъ: МОЕ МНЕНИЪ ПОДСКАЗЫВАЪТ МНЪ, ЧТО ВСЕ "РУССОФИЛЫ" ЯВЛЯЮТЬСЯ РАДИКАЛЬНЫМИ И ЧТО СЛЕДУЪТЪ ИХЪ БЕЗПОЩАДНО УНИЧТОЖАТЬ!

СОЗДАННЫЕ НАМИ ТАКЪ НАЗЫВАЕМЫЕ УКРАИНЦЫ ЯВЛЯЮТЬСЯ ДРУЗЯМИ АВСТРИИ И ПОДЪ СИЛЬНЫМЪ РУКОВОДСТВОМЪ ПРАВИТЕЛЬСТВЕННЫХЪ КРУГОВЪ МОГУТ СДЕЛАТЬСЯ ЧЕСТНЫМИ АВСТРИЙЦАМИ. ПОКА ЧТО УКРАИНСКАЯ ИДЕЯ НЕ СОВСЪМ ПРОНИКЛА ВЪ РУССКОЕ ПРОСТОНАРОДЬЕ, ТЪМЪ НЕ МЕНЪЕ ЗАМЕЧАЪТЬСЯ ЭТО ВЪ РОССИЙСКОЙ УКРАИНЪ.

И после нЪ удивляйтЪсь, что при низкомъ уровнЪ просвЪщенiя обманутого украинского мужика для нЪго матерiальныя соображенiя будутЪ стоятъ выше политическихъ соображенiй. Воспользовались этимъ россiяне во время оккупацiи и такимъ образомъ перешли нЪкоторыя созданныЪ нами украинскiя общины въ руссофильскiй лaгерь.

СдЪдуетъ, однaко, признать, что такiе случаи были рЪдки и что въ концЪ концовъ мы победили и многиЪ украинцы остались вЪрными австрiйскому царствующему дому".

Подпишитесь на нас