Первое упоминание о царе. Первый царь

Первый русский царь Иван IV родился в августе 1530 года и был наследником Великого московского князя Владимира III. Сам Владимир происходил из династии Рюриковичей, их московской ветви. Мать Ивана, Елена, была литовской княжной из рода Глинских, берущего своё начало от темника Золотой Орды, жестокого и хитрого Мамая.

Когда будущему царю исполнилось всего три года, князь Владимир скончался, а ещё через пять лет и умерла и мать, Елена Глинская. Мальчик остался полным сиротой и был отдан на воспитание опекунов – бояр, между которыми постоянно шла борьба за воздействие на неокрепшую душу ребёнка.

Обстановка интриг, подлости и обмана, в которой рос Иван, имела сильнейшее влияние на развитие его характера и во многом сформировала дальнейшую политику управления государством.

Недаром впоследствии Иван IV получил устрашающее прозвище Грозный или Кровавый царь. Время правления Ивана Грозного было поистине кровавым и жестоким. Это был деспотичный, жёсткий правитель, который во всех своих решениях руководствовался исключительно собственными интересами, достигая цели любой ценой.

Подтверждением сильной воли и властности будущего правителя Руси может служить тот факт, что уже в 13 лет Иван восстал против бояр и приказал отдать Андрея Шуйского на растерзание псам. В дальнейшем Грозный не раз подтверждал своё прозвище, безжалостно устраняя соперников, устраивая показательные казни и не имея снисхождения даже к близким людям.

В то же время Иван Грозный запомнился современникам не только своим бурным и вспыльчивым, скорым на расправу нравом. Это был один из самых образованных людей того времени. Он писал музыку, составлял многочисленные литературные «послания», способствовал зарождению книгоиздательства, причём сам владел одной из лучших библиотек в Европе, имел глубокие познания в богословии и обладал феноменальной памятью.

Умер царь в 1584 году в возрасте всего 54 лет. По некоторым источникам, в последние годы жизни Ивана IV парализовало, причиной чему послужила болезнь позвоночника.

Год венчания на царство первого русского царя

Самым главным итогом царствования Ивана Грозного является введение единоличного правления и принятие царского титула. Понятие самые первые цари связано с византийской культурой и происходит от римского «цезарь».

Обратите внимание! В истории Руси Иван Грозный – первый, кого нарекли царём. До 1547 года все русские правители именовались князьями.

Когда Ивану исполнилось 17 лет, он был официально введён в статус самодержца, хотя номинально исполнял роль правителя государства ещё с трёх лет, после смерти отца — князя Владимира III.

Год венчания – 1547, дата — 25 января. Процедура проводилась в Успенском соборе Московского Кремля.

Во время этого торжественного действа на юного князя были возложены символы царской власти:

  • Крест Животворящего Древа.
  • Бармы – священное одеяние, прикрывающее плечи, инкрустированное драгоценными камнями и расписанное рисунками на религиозную тематику.
  • Шапка Мономаха – символ самодержавия и главная регалия русских князей, украшенная золотом и драгоценностями.

После этого будущий царь принял «помазание» и стал признанным правителем всея Руси.

Что дало государству провозглашение царской власти?

Вход во власть Иваном Грозным был выполнен в нарушение общепризнанных норм. Обряд «венчания на царство» совершил русский митрополит Макарий, тогда как по сложившимся канонам сделать это должен был папа Римский или Константинопольский патриарх.

Это стало причиной того, что законность титула несколько лет отрицалась другими государствами. Но уже в 1561 году Константинопольским патриархом Иосифом была подписана Соборная грамота, подтверждающая правоту нового статуса монарха.

Царский титул кардинально изменил положение государства в дипломатических отношениях:

  • Он уравнял авторитет власти Ивана Грозного с самой значительной фигурой на политической арене тех лет — императором Священной Римской Империи.
  • Страны Западной Европы безоговорочно признали рост влияния Руси, как развивающейся и сильной мировой державы.

Обратите внимание! Польско-Литовское государство долгое время отказывалось принимать правомерность коронации и, в течение XVI века, так и не признала титул самодержца.

Итоги правления Ивана Грозного

Нельзя не отметить, что именно во время правления Ивана Грозного на Руси ощущался небывалый подъём во многих сферах.

Перемены, которые произошли за почти сорокалетний период царствования Ивана IV, во многом укрепили роль Русского государства на международном уровне, да и во внутреннем курсе страны были произведены новаторские изменения:

  1. Благодаря политике централизованной власти, проводимой Иваном Грозным, появился сильный и действенный орган власти, что позволило укрепить внутренние позиции государства и поднять международный авторитет.
  2. Расширилась территория Московского государства — были присоединены Астраханское и Казанское ханство.
  3. Благодаря походу Ермака, началось освоение сибирских земель.
  4. Получило развитие книгопечатание.

Помимо этого, в Русском царстве проводилось большое количество реформ:

  • В 1550 году были внесены изменения в Судебник – главный сборник законов того периода. В них ликвидировались привилегии князей и были расширены права государственных судебных органов.
  • Внесены поправки в систему налогообложения.
  • Увеличилась численность и боеспособность русской армии.
  • Было ослаблено влияние монастырей и уменьшено их финансирование.
  • Произвелась денежная реформа, итогом которой стало создание единой платёжной системы государства.

Обратите внимание! После финансовых преобразований в обиход поступили новые чеканные формы, на которых был изображён всадник с копьём. Именно эти монеты и получили в народе название «копейка», которым мы пользуемся по сей день.

Жёны и дети Ивана Грозного

Первой женой Ивана IV стала Анастасия Романовна Захарьина-Юрьева, венчание с которой состоялось через месяц после коронации царя — 13 февраля 1547 года. Этот брак был долгим, он продолжался более 13 лет, вплоть до кончины Анастасии.

После этого русский царь неоднократно заводил новую семью, помимо прочего имея многочисленные неузаконенные связи.

Участь остальных жён, с которыми Иван Грозный жил между этими тремя браками, сложилась трагически:

  • Марфа Собакина – умерла через две недели после свадьбы.
  • Анна Колтовская – насильно сослана в монастырь.
  • Анна Васильчикова – против своей воли пострижена в монахини.
  • Василиса Мелентьева – наложница, судьба неизвестна.

Взошедший на престол после смерти своего отца Фёдор I Иоаннович был последним из династии Московских царей – Рюриковичей. После этого, в 1613 году, русским царём стал Михаил Фёдорович из рода Романовых.

Споры о личности первого русского царя ведутся на протяжении последующих пяти веков после его правления. В конце ХХ столетия даже поднимался вопрос о канонизации его образа.

Но православная церковь выступила против этой идеи, посчитав фигуру Ивана Грозного слишком противоречивой и одиозной, что стало препятствием для присвоения ему святого чина.

Полезное видео

Рюриковичи являются княжеским родом на Руси, который идет от Рюрика. Семейство Рюриковичей было большим и многие из его представителей были правителями государства и княжеств, образованных после того, как русские земли были разделены.

Биография Рюрика

Началом правления Рюриков считают 862 год. Это великие князья новгородские, киевские, владимирские, московские. Потомками Рюрика считают всех русских царей до 16 века. Последнего из этой династии звали Федором Иоанновичем. Рюрик стал князем в 862 году. В период его правления установились феодальные отношения.

Одни из историков говорят о том, что Рюрик был скандинавом. Основанием этому является этимология имени, которое переводится с латинского как Король. Также известно, что имя Рюрик очень распространено в таких странах, как Швеция, Финляндия и другие. Но другие историки предполагают, что Рюрик все-таки исходит от славян.

Если верить летописям

Можно говорить о том, что княжеские земли получил не только Рюрик, но и его братья. Но многие из исследователей единогласно утверждают, что никаких братьев у него не было.

В летописях очень мало описано о его стремлениях в укреплении границ государства и возведении городов. Положительным моментом в отрезок времени его правления было — умение подавить мятеж. Тем самым он подкрепил свой царский авторитет. Еще из положительного можно сказать и о том, что на Руси была централизована власть.

В 879 г. Рюрик скончался, и князем стал Олег, опекун Игоря — сына Рюрика.

Список князей, правителей Руси

  • Игорь
  • Ольга «Святая»
  • Святослав Игоревич
  • Ярополк I, Святославович
  • Владимир Святославович «Святой»
  • Святополк I Владимирович «Окаянный»
  • Ярослав I Владимирович «Мудрый»
  • Изяслав I Ярославович
  • Всеслав Брячиславович Полоцкий
  • Изяслав I Ярославович
  • Святослав Ярославович
  • Изяслав I Ярославович
  • Всеволод I Ярославович
  • Святополк II Изяславович
  • Владимир Всеволодович «Мономах»
  • Мстислав Владимирович «Великий»
  • Ярополк II Владимирович
  • Всеволод II Ольгович Новгород–Северский
  • Игорь Ольгович
  • Изяслав II Мстиславович Владимиро–Волынский
  • Юрий Владимирович «Долгорукий»
  • Изяслав III Давидович Черниговский
  • Ростислав Мстиславович Смоленский
  • Мстислав Изяславович Владимиро–Волынский

Кто был первым русским царем на Руси?

Иван IV Васильевич по прозвищу «Грозный» первый царь Государства

Все мы изучали историю за школьной скамьей. Но не все мы помним, кто первый царь на Руси. Этот громкий титул в 1547 году стал принадлежать Ивану IV Васильевичу. За нелегкость своего характера, за крутость нрава и жестокость ему было дано прозвище «Грозный». До него всех, кто правил Русью, называли князьями. А Иван Грозный — 1-ый царь Государства.

Первый царь венчался на царство в 1547 году

Биография

Год появления на свет Ивана — 1530. Его отцом был князь Москвы Василий III, а матерью — Елена Глинская. Очень рано Иван стал сиротой. Он — единственный наследник престола, у него был брат Юрий, но так как он умственно отсталый, возглавить княжество не мог. Править землями на Руси стал Иван Грозный. Это был 1533 год. Фактически правительницей считали его маму, так как сын был еще маленький. Но через пять лет не стало и ее. Став сиротой в возрасте восьми лет, Иван жил с опекунами, которыми были бояре Бельские и Шуйские. Их интересовала только власть. Он вырос, каждый день видя лицемерие и подлость. Стал недоверчивым, ожидая везде и во всем подвох и предательство.

Положительные итоги правления

1547 год стал тем временем, когда Грозным было объявлено намерение венчаться на царствование. Титул царя он получила 16 января. Местом, где было проведено венчание — Успенский собор Кремля. При царствовании Ивана Васильевича отмечено значительное усиление влияния православной церкви. Отмечалось и улучшение жизни духовенства.

Через девять лет после начала царствования на Руси, Иваном вместе с Избранной Радой было разработано «Уложение о службе». Благодаря этому документу, увеличилась численность русской армии. В этом документе говорилось о том, что за каждым феодалом стоит обязанность в выставлении со своей земли определенного количества солдат, имеющих при себе и коней и вооружение. Если помещиком было поставлено воинов больше, чем необходимо, то поощрение для него было денежное вознаграждение. Но в случае, если феодал, по каким бы то причинам не предоставлял то количество солдат, которое необходимо согласно документу, то ему приходилось выплачивать штраф. Благодаря этому документу улучшилась боеспособность армии. Это немаловажно, так как Иван Грозный вел активную внешнюю политику.

Отрицательные стороны правления

Страшный деспот на троне!

Так называли царя за жестокость, пытки, расправы над неугодными людьми его правлению и воли.

Список правителей Руси после царствования Ивана Грозного

  • Симеон Бекбулатович номинально Великий князь всей Руси Фёдор I Иванович
  • Ирина Фёдоровна Годунова
  • Борис Фёдорович Годунов
  • Фёдор II Борисович Годунов
  • Лжедмитрий I (предположительно, Григорий Отрепьев)
  • Василий IV Иванович Шуйский
  • Мстиславский Фёдор Иванович
  • Дмитрий Тимофеевич Трубецкой
  • Иван Мартынович Заруцкий
  • Прокопий Петрович Ляпунов
  • Дмитрий Михайлович Пожарский
  • Кузьма Минин

Первый русский царь из рода (семьи) династии Романовых

За династией Рюриковичей последовала династия Романовых. Как и в первой, так и в этой династии было много ярких представителей правительства. Одним из них был первый представитель Михаил Романов.

Биография Михаила Федоровича Романова

В 1613 году его избрали русским царем. Его мамой была Ксения Шестова, а папа — Федор Романов. После того, как Москва была освобождена Мининым и Пожарским. будущий царь и его мама стали жить в Ипатьевском монастыре.

Поляки, когда узнали о том, что избрали царя, хотели всячески помешать. Так, это дело стояло за небольшим отрядом, двинувшимся в сторону монастыря с целью устранения Михаила. Но Иван Сусанин проявил мужество и отряд поляков погиб, не найдя верной дороги. А Ивана они изрубили.

Положительные итоги правления

Хозяйство русских земель, находившихся в упадке после тех неудач, которые произошли в 7 веке, постепенно восстанавливалось. 1617 год стал годом заключения мирного договора с Швецией.

Далее следует возврат Новгородской области, которая была захвачена годами ранее. После того, как был подписан договор в 1618 году с Польшей, польским войскам пришлось уйти с русских земель полностью. Однако территории Смоленской, Черниговской и Смоленской областей стали утраченными.

Королевичем Владиславом не признавалась законность прав Михаила Романова. Он убежденно говорил, что именно он и есть русский царь.

Этот период известен и дружескими отношениями с персами. За счет того, что была покорена Сибирь, наметилось расширение русских территорий.

Посадские люди стали облагаться большими налогами. Также можно отметить попытку формирования регулярной армии. Во главе встали иностранцы. Последние годы правления Михаила Романова ознаменованы формированием драгунских полков, как одной из армейских единиц быстрого развертывания.

Список царей России после первого царя династии Романовых

В каком соборе проходила коронация русских царей?

Успенский собор в Кремле считают одним из древнейших храмов. Он находится на Соборной площади Кремля.

Со времен Руси Успенский собор — место, в котором проводились важнейшие государственные церемонии. Одной из таких церемоний, проходивших там, является коронация царей России.

Последний русский царь в истории России

Биография

Последним императором был Николай II, его отцом был Александр Третий. Николай отличался великолепным образованием, обучался разным иностранным языкам, изучал юриспруденцию, военное дело, экономику, историю и литературу. Так как его отец рано умер, ему пришлось еще в молодом возрасте взять в руки бразды правления.

Коронация Николая состоялась в Успенском соборе 26.05.1896 года. Эта дата ознаменована и плохими событиями. Этим ужасным событием были «Ходынки». В результате их погибло огромное количество людей.

Положительные итоги правления

Период правления Николая отличается множеством положительных событий. Наблюдался подъем экономики. Шло существенное усиление аграрного сектора. В этот период Россия была экспортером сельхозпродукции в Европе.

Также было отмечено введение золотой устойчивой валюты. Развитие индустрии было весьма интенсивным. Постройка предприятий, рост больших городов, стройка железных дорог — это все положительное влияние правления Николая Второго.

Введение нормированного дня для рабочих, обеспечение страховкой, проведение отличных реформ, касательно армии и флота оказали хорошее влияние на развитие государства в целом. Императором Николаем полностью поддерживалось развитие наук и культуры. Но, несмотря на то, что было столько положительного, что жизнь народа улучшалась, — волнения в народе не прекращались.

И в январе 1905 года Россия переживает революцию. Этому событию послужило событие, известное всем под названием «Кровавое воскресенье». 17.09.1905 года идет речь о принятии манифеста, в котором защищалась гражданская свобода. Было формирование парламента, включавшего в себя Госдуму и Государственный совет.

Отрицательные итоги правления и конец династии Романовых

После июньского переворота, который изменил правила выбора в Госдуму, каждая неудача, которая случалась в войне, подрывала престиж Николая. С началом восстания в марте этого же года в Петрограде, народное восстание обрело грандиозные масштабы.

Не желая, чтобы кровопролитие достигло еще больших масштабов, Николай отрекается от престола.

9 марта временным правительством наблюдается арест всей семьи Романовых. Затем они отправляются в царское село. В Екатеринбурге 17 июля Романовых в подвальном помещении приговаривают к смерти, и происходит расстрел. На этом завершается правление династии Романовых.

Русское слово, известное как «царь», пришло к нам с латинского языка от слова «цесарь». Это же слово, только в другом звучании, то есть «кесарь», стало для немецкого «кайзер», тоже обозначавшего правитель.

Самый первый царь на Руси пришел к власти неожиданно. До него были князья. Первым же царем стал Ивана Третий Васильевич. Он вышел из династии Рюрика. Именно он был первым князем, Великим князем варягом. Также Иван читался как Иоанн. Так можно было по христианскому и славянскому языку объединить себя с апостолом Иоанном. Ведь получается для народа, что тогда сам Бог поставил его царем.

Церковь помимо иного звучания имени присвоила ему и иное название. Теперь царь был самодержцем, откуда и произошло самодержавие. Именно так звучал византийский император в славянской стране. Пока правила Византией Турция, то императорского дома не было. Когда же удалось ее вернуть России, то Иван Третий начал считать себя преемником, который взошел на трон после императора Византии.

Царь жениться на девушке по имени Софья Палеолог, которая приходится племянницей Константина Палеолога, являющегося последним византийским императором. Софья считается наследницей павшего императорского рода. Именно благодаря этому браку, Иоанну Третьему удается разделить с ней право наследство над Византией.

Когда в Кремле города Москвы появляется Софья, то царевне удается изменить распорядок жизни всего княжеского двора. Речь даже идет о самой Москве. Сам Иоанн Третий тоже издает мысль о том, чтобы изменить все, что находится в Москве. Так как ему мол тоже не нравится ничто, что там есть. Поэтому по приезду молодых, в столицу зовут византийских мастеров и художников, которые начинают не только строить, но и расписывать на свой лад церкви. Также ими сооружаются каменные палаты, где могли бы жить не только цари, но и бояре. В это время появляется на свет Грановитая палата. Но предкам нашим, в отличие от нас, казалось, что жить в доме из камня вредно. Поэтому хотя и были построены каменные дома, но там только пиры да балы устраивались, в то время как жить люди продолжали в деревянных домах.

Теперь Москва представляла собою Цареград. Именно так называли Константинополь, который был столицей Византии, и являлся турецким городом. Жизнь дворян, служивших при дворе, тоже теперь велась по византийским законам. Даже были отмечены моменты, когда царица и царь должны были выходить к столу, как они должны это делать, как должны вести себя другие. Например, было принято, что когда царь или царица заходят или выходят из-за стола, то все остальные должны стоять. Когда великий князь стал царем, его походка тоже изменилась. Теперь она была торжественней, неторопливей, величавей.

Правда, то, что Иоанн назвал себя царем, совсем не означало, что он им стал. Ведь до середины 15 века Древняя Русь величала царями не только византийских императоров, но и ханов Золотой орды. Когда на Руси может появиться царь? Когда он перестанет быть подданным хана. А этого добиться было сложно. Правда, все-таки Русь смогла скинуть с себя это иго, поэтому теперь она по полному праву могла назвать своих правителей царями. Теперь с русских князей никто, никакой татарин, под игом которого столько веков была Русь, не мог потребовать платить дань.

Когда кончался 15 век, то печати, которыми пользовался Иван Третий, стали скреплять политические договоры, а также разные другие важные политические документы, а герб на печати представлен в виде двуглавого орла, который ранее был византийским императорским гербом.

Правда, не Иван Третий по-настоящему царь Руси. Ведь хотя он и стал так называться, еще не все было так гладко. Лишь спустя некоторое время князья стали по праву называться царями, которые начали править Русью. Только тогда они смогли передавать этот титул от отца сыну, то есть по наследству.

На самом деле первым русским царем стал Иван Четвертый Грозный, который являлся внуком Ивана Третьего. Это случилось, когда его официально провозгласили таким титулом, и по всему миру с 1547 года стало известно, что Иван Грозный – это царь всея Руси.

Именно Иван Четвертый Грозный вошел в учебники по истории как первый царь, известной тогда могучей державы всея Руси. До этого официально правители назывались князьями. При этом этот царь послужил самой грозной, почему он так и был назван, а также драматической фигурой во всем мире.

Родился он в 1530 году от знатной боярыни Елены Глинской. Говорят, что она была потомком Чингис-хана. Бабушкой была София Палеолог, как мы уже говорили племянница византийского императора. Отец Ивана умер, когда ему было всего три года. В восемь лет он теряет свою мать. Именно это повлияло на становление характера молодого царя. Он вел себя умным политиком, сильным и жестоким властителем. Когда ему исполняется восемнадцать лет, он становится первым царем в России.

400 лет назад династия Романовых взошла на российский престол. На фоне этой памятной даты разгораются дискуссии о том, как царская власть повлияла на наше прошлое и есть ли ей место в нашем будущем. Но чтобы в этих дискуссиях был смысл, нужно понимать, как у правителей России появился царский титул и какую роль в этом сыграла Церковь.

Царский титул - это не только словесное выражение очень высокой степени власти, но еще и сложная философия. Для России эту философию создала в основном Русская Церковь. Ей, в свою очередь, досталось богатое наследие греческих церквей, чья судьба протекала на землях Византийской империи. Царское звание было официально закреплено за московскими правителями в XVI веке. Но никто, ни один человек не думал в ту пору: «Мы создали царскую власть». Нет-нет, и сами государи наши, и их вельможи, и церковные иерархи придерживались совершенно иного образа мыслей: «Царская власть перешла к нам из Константинополя. Мы - наследники».

Символы царской власти: шапка Мономаха и держава

Древние пророчества

Во второй половине XV века произошли события, ошеломительные и для Русской Церкви, и для всех «книжных» людей нашего отечества, и для политической элиты Руси.

Во-первых, благочестивые греки «оскоромились»! Они договорились с папским престолом об унии в обмен на военную помощь против турок. Митрополит Исидор - пришедший на Московскую кафедру грек, активный сторонник унии - попытался переменить религиозную жизнь Руси, очутился под арестом, а потом едва унес ноги из страны.

Во-вторых, Русская Церковь стала автокефальной, то есть независимой от Византии. Митрополитов-греков сюда больше не звали, начали ставить глав Русской Церкви соборно, из своих архиереев.

В-третьих, в 1453 году пал Константинополь, казавшийся незыблемым центром Право-слав-ной цивилизации.

И все это - на протяжении каких-то полутора десятилетий. А затем, до начала XVI столетия, государь Иван III превратил крошево удельной Руси в Московское государство - огромное, сильное, небывалое по своему устройству. В 1480 году страна окончательно освободилась от притязаний Орды на власть над ней.

После падения Константинополя в Москве, пусть и не сразу, вспомнили таинственные предсказания, издавна приписывавшиеся двум великим людям - Мефодию, епископу Патарскому, а также византийскому императору Льву VI Премудрому, философу и законодателю. Первый погиб мученической смертью в IV веке, второй царствовал в конце IX - начале X столетия. Традиция вкладывала им в уста мрачные пророчества. Христианство, «благочестивый Израиль», незадолго до прихода Антихриста потерпит поражение в борьбе с «родом Измаиловым». Племена измаильтян возобладают и захватят землю христиан. Тогда воцарится беззаконие. Однако потом явится некий благочестивый царь, который победит измаильтян, и вера Христова вновь воссияет.
С особым вниманием наши книжники вглядывались в слова, где будущее торжество приписывалось не кому-то, а «роду русему».

После 1453 года московские церковные интеллектуалы постепенно приходят к выводу: Константинополь пал - свершилась часть древних пророчеств; но и вторая часть свершится: «Русский род с союзниками (причастниками)… всего Измаила победит и седьмохолмый [град] примет с прежними законами его и в нем воцарится». А значит, когда-нибудь Москва придет со своими православными полками на турок, разобьет их, освободит от «измаильтян» Константинополь.

Из медленного, но неотвратимого осознания какой-то высокой роли Москвы в искалеченном, истекающем кровью мире восточного христианства, из очарования волнующими откровениями тысячелетней давности родился целый «веер» идей, объясняющих смысл существования новорожденной державы и ее стольного града. Не напрасно - размышляли в ту пору - милая лесная дикарка Москва оказалась в роли державной владычицы! Не напрасно вышла она из-под иноверного ига как раз в тот момент, когда прочие народы православные в него угодили!

Предания о роде московских государей

Когда Москва оказалась столицей объединенной Руси, ее государи стали смотреть и на главный город своей державы, и на самих себя совершенно иначе. Иван III величал себя «государем всея Руси», чего прежде не водилось на раздробленных русских землях. При нем введены были в дворцовый обиход пышные византийские ритуалы: вместе с Софией Палеолог в Московское государство приехали знатные люди, помнившие закатное ромейское великолепие и научившие ему подданных Ивана III. Великий князь завел печать с коронованным двуглавым орлом и всадником, поражающим змея.

На рубеже XV и XVI столетий появилось «Сказание о князьях Владимирских» - похвала и оправдание единовластному правлению великих князей московских. «Сказание» вошло в русские летописи и получило в Московском государстве большую популярность. В нем история Московского княжеского дома связана с римским императором Августом: некий легендарный родственник Августа, Прус, был послан править северными землями Империи - на берега Вислы. Позднее потомок Пруса, Рюрик, был приглашен новгородцами на княжение, а от него уже пошел правящий род князей земли Русской. Следовательно, московские Рюриковичи, те же Иван III и его сын Василий III, являются отдаленными потомками римских императоров, и власть их освящена древней традицией престолонаследия.

Простота сущая? Да. Неправдоподобно? Да. Но ровно та же простота, ровно то же неправдоподобие, каким поклонились и многие династии Европы. Скандинавы свои рода королевские выводили от языческих богов! По сравнению с ними наш российский Прус - образец скромности и здравомыслия. По тем временам родство от Августа - идеологически сильная конструкция. Пусть и нагло, вызывающе сказочная.


Далее, как утверждает «Сказание», византийский император Константин IX прислал великому князю киевскому Владимиру Мономаху царские регалии: диадему, венец, золотую цепь, сердоликовую шкатулку (чашу?) самого императора Августа, «крест Животворящего Древа» и «порамницу царскую» (бармы). Отсюда делался вывод: «Таковому дарованию не от человек, а Божиим неизреченным судьбам претворяюще и переводяще славу Греческого царства на Российскаго царя. Венчан же бысть тогда в Киеве тем царским венцем во святей великой соборной и апостольской церкви от святейшаго Неофита, митрополита Эфесскаго… И оттоле боговенчанный царь нарицашеся в Российском царствии». В годы, когда Киевская Русь пребывала под рукой князя Владимира, Византией правил Алексей I Комнин, а Константин Мономах скончался еще в середине XI века. Да и не носили князья наши царского титула в домонгольское время. Поэтому вся легенда о византийском даре ныне ставится под сомнение.

Сейчас, конечно, невозможно с точностью определить, какие именно регалии получил Владимир Мономах, да случилось ли это на самом деле. И не настолько это важно.

Важнее другое: московский историософ XVI века перебрасывал «мостик царственности» из XII столетия в современность. Тогда правитель Руси уже имел царское звание? Превосходно! Следовательно, нынешним государям России уместно возобновить царский титул. Идея царства, царской власти , медленно, но верно пускала корни в русской почве. Москва начала примерять венец царственного города задолго до того, как сделалась «Порфироносной» в действительности.

(На фото - Иван III. Гравюра А. Теве из книги «Космография». 1575 г. Печать Ивана III. 1504 г.)

Зеркала Москвы

Великокняжеские игры с генеалогией намного уступали по смелости, масштабности и глубине тому, что высказали церковные интеллектуалы. Государи обзавелись официальной исторической легендой о собственной династии. Им этого хватило.

Ученые монахи-иосифляне (последователи преподобного Иосифа Волоцкого) первыми начали понимать: Московская Русь - уже не задворки христианского мира. Отныне ей и воспринимать себя следует иначе.

Идеи мудрых книжников, живших при Иване Великом и его сыне Василии, напоминают зеркала. Молодая Москва, еще не осознавая вполне своей красы, своего величия, капризно смотрелась то в одно, то в другое, и всё никак не могла решить, где она выглядит лучше. В первом она выглядела как «Третий Рим», во втором как «Дом Пречистой», отмеченный особым покровительством Богородицы, в третьем - как «новый Иерусалим».

Самое знаменитое «зеркало», в которое смотрелась тогда Москва, родилось из нескольких строк.

В 1492 году пересчитывалась Пасхалия на новую, восьмую тысячу лет православного летоисчисления от Сотворения мира. В разъяснении митрополита Зосимы к этому важному делу говорилось о великом князе Иване III как о новом царе Константине, правящем в новом Константинове граде - Москве…

Вот первая искра.

Большое же пламя вспыхнуло в переписке старца псковского Елеазарова монастыря Филофея с государем Василием III и дьяком Мисюрем Мунехиным. Филофеем была высказана концепция Москвы как «Третьего Рима».

Филофей рассматривал Москву как центр мирового христианства, единственное место, где оно сохранилось в чистом, незамутненном виде. Два прежних его центра - Рим и Константинополь («Второй Рим») пали из-за вероотступничества. Филофей писал: «…все христианские царства пришли к концу и сошлись в едином царстве нашего государя по пророческим книгам, то есть Ромейское царство, поскольку два рима пали, а третий стоит, а четвертому не быть».

Иначе говоря, «Ромейское царство» - неразрушимо, оно просто переместилось на восток и ныне Россия - новая Римская империя. Василия III Филофей именует царем «христиан всей поднебесной». В этой новой чистоте России предстоит возвыситься, когда государи ее «урядят» страну, установив правление справедливое, милосердное, основанное на христианских заповедях.

Но более всего Филофей беспокоится не о правах московских правителей на политическое первенство во вселенной христианства, а о сохранении веры в неиспорченном виде, в сбережении последнего средоточия истинного христианства. Его «неразрушимое Ромейское царство» - скорее духовная сущность, нежели государство в привычном значении слова. Роль московского государя в этом контексте - в первую очередь роль хранителя веры . Справятся ли они со столь тяжкой задачей? Филофей, таким образом, вовсе не поет торжественных гимнов молодой державе, он полон тревоги: такая ответственность свалилась на Москву!

Идея Москвы как Третьего Рима далеко не сразу получала широкое признание. Лишь с середины XVI века ее начинают воспринимать как нечто глубоко родственное московскому государственному строю.

Венчание на царство

В январе 1547 года Иван Васильевич венчался на царство.

Московские государи с XIV века носили титул «великих князей московских». Однако в дипломатической переписке еще при Иване III начали применять титул «царь», приравнивая его к императорскому. Таким образом, во всей Европе, по мнению наших монархов, с ними мог равняться лишь германский император, да еще, может быть, турецкий султан. Но одно дело - использовать столь высокий титул в дипломатическом этикете и совсем другое - официально принять его. Этот шаг стал серьезной реформой, поскольку поднимал московского государя выше всех его западных соседей.

Обряд осыпания золотыми монетами царя Ивана IV после венчания на царство. Миниатюра. XVI в.

Иван Грозный. Иллюстрация из Большой государственной книги. 1672 г.

Более того, «книжные люди» того времени понимали: на их глазах происходит перенос византийского политического наследия на Русь. В Москве появляется новый «удерживающий», чье место на протяжении века, после падения Константинополя, пустовало. Политика соединялась с христианской мистикой - «удерживающий», или «катехон», предотвращает окончательное падение мира в бездну, к полному развращению и отходу от Заповедей. Если нет его, значит, либо должен появиться новый, либо Страшный суд близится, а вместе с ним и конец старого мира. Таким образом, на плечи молодого человека свалился тяжкий груз.

За этим преобразованием видится и мудрость митрополита Макария, короновавшего молодого монарха, и острый ум князей Глинских - родни Ивана IV по матери.

Церемония венчания прошла с большой пышностью в кремлевском Успенском соборе. Через несколько дней государь выехал на богомолье в Троице-Сергиев монастырь.

Царский статус европейские страны признали не сразу. Да и подтверждение его от Константинопольского патриарха Иоасафа пришло лишь в 1561 году.

Мистика и политика

Помимо христианской мистики, помимо историософских идей, порожденных средой ученого монашества, были гораздо более прозаические обстоятельства, сделавшие необходимым принятие царского титула.

Прежде всего, страна с большим трудом выходила из смуты, вызванной малолетством правителя. Крупнейшие аристократические «партии» безраздельно властвовали на протяжении многих лет, борясь друг с другом, устраивая кровопролитные междоусобные стычки. Закон и порядок пришли в ничтожество. Ивана IV весьма мало подпускали к государственным делам. Да и сам он отличался беспутным характером: жестокие развлечения интересовали его больше, чем вопросы большой политики. Церковь и те из аристократов, кто хотел бы прекратить эпоху беззакония, избрали для этого идеальный способ. Во-первых, они подняли молодого правителя высоко над уровнем знати, возведя его на вершину царского звания. Во-вторых, женили его на представительнице древнего боярского рода Захарьиных-Юрьевых Анастасии: вот царю и верные союзники, и лекарство от беспутства!

Нельзя сказать, чтобы свадьба и венчание на царство моментально исправили характер Ивана IV. Но они способствовали этому. Государь до тех пор был юношей, живущим близ власти, - без твердого понимания, кто он есть по отношению к своей же аристократии, по каким образцам должна строиться его жизнь, что в ней будет играть роль непреложных законов, а чему уготована судьба маргиналий на полях биографии. Принятие царского титула и женитьба привели к тому, что он оказался встроенным в социальный механизм Русской цивилизации. Иван Васильевич фактически обрел настоящую полновесную роль на всю жизнь - роль главы собственной семьи, в перспективе же - светского главы всего православного мира.

Икона «Москва­ - Третий Рим». 2011 г.

печать Ивана Грозного. 1583 г.

Подобное возвышение налагает значительные ограничения на монарха - на его образ жизни и даже на его образ мыслей. В течение нескольких лет молодой государь приносил Церкви покаяние за прежние свои грехи и «врастал» в свою великую роль. В середине 1550-х Иван Васильевич выглядел как человек, идеально ей соответствующий.

Страна в ту пору управлялась сложно и пестро. Каждая область имела собственные административные и правовые обычаи. «Церковная область», рассыпанная по всей державе, управлялась по особым законам и правилам. Служилая знать получала в «кормление» доходы от городов и областей, где ее представители по очереди, на сравнительно короткий срок, занимали управленческие должности. Эти доходы распределялись неравномерно, - в зависимости от силы и слабости аристократических партий, способных продвинуть на кормление своих людей. Закон пошатнулся. Центральное управление не успевало за все нарастающим валом задач, возникавших на колоссальной территории. Ведь размеры страны увеличились в несколько раз по сравнению с территорией, которую получил Иван III!

Стране требовались реформы. И после венчания государя наступает период, благоприятный для реформаторства.

У кормила власти стоят все те же аристократические кланы, но среди них нет первенствующей партии. Иными словами, наступило примирение могущественнейших людей России, они договорились между собой о более или менее равномерном распределении власти. Государь уже не являлся мальчишкой, которым нетрудно помыкать, теперь он мог выполнять роль арбитра и влиять на политический курс в желательном для себя направлении.

Формальное примирение между монархом и его недоброжелателями происходит в 1549 году: царь публично снимает с них вину за прежние злоупотребления. На митрополичьей кафедре стоит человек государственного ума, великого милосердия и обширных знаний - святитель Макарий. Как видно, ему удавалось направлять неистовую энергию молодого царя в доброе русло и не давать ей выхлестываться бурно, разрушительно.

В 1550-х годах реформы идут одна за другой, страна выходит из них преображенной.

Однако этого могло бы и не произойти, если бы в 1547 году молодой властитель московский не принял царский венец. А венчание не могло бы произойти, если бы наша Церковь не подготовила духовную почву для него. Правда состоит в том, что русское «священство» выпестовало и поставило на ноги русское «царство».

Царская власть окончательно оформилась в России в середине XVI века, когда в 1547 году Великий князь всея Руси Иоанн Васильевич Грозный первым официально принял титул царя. На первого русского царя торжественно возложили шапку Мономаха, знак царской власти, надели золотую цепь и вручили тяжелое золотое яблоко, которое олицетворяло собой российскую державу. Так Россия получила своего первого царя. Он был из династии Великого князя Рюрика. Царская власть передавалась по наследству старшему сыну.

У Ивана Грозного было три сына. Старший Иван, любимец отца, средний Федор — слабый и болезненный юноша и младший Дмитрий, совсем еще маленький мальчик. Престол должен был наследовать Иван, но в царской семье случилась трагедия. В ноябре 1581 года царь Иван Грозный поссорился со своим старшим сыном и в порыве гнева избил его. От страшного нервного потрясения и сильных побоев царевич Иван заболел и скоро умер. После этой трагедии царь Иван Грозный прожил тоже недолго и скончался в марте 1584 года, а в мае Москва торжественно праздновала коронацию нового царя. Им стал средний сын Ивана Грозного, Федор Иоаннович. Самостоятельно управлять Россией он не мог, поэтому все вопросы решал брат его жены Борис Годунов, который и стал царем после смерти Федора Иоанновича в 1598 году. Борис Годунов оставил трон своему сыну Федору Годунову, которому пришлось поцарствовать совсем недолго. В 1605 году он вступил на престол и в том же году был убит сторонниками Лжедмитрия, который выдавал себя за младшего сына Ивана Грозного, царевича Дмитрия, погибшего в Угличе еще в раннем детстве. Лжедмитрию удалось захватить московский престол, но долго он на нем не удержался. Не прошло и года, как он тоже был убит заговорщиками, во главе которых стоял князь Василий Иванович Шуйский. С 1606 года он и стал очередным русским царем и правил до 1610 года, пока его вместе с женой постригли в монахи и заточили в Иосифо-Во-локоламский монастырь.

После низложения царя Василия в России в течение трех лет продолжался период междуцарствия. Бояре думали и гадали, кому бы предложить царскую корону, перебирали одного кандидата за другим, и так продолжалось до 1613 года, когда царем стал Михаил Романов. Это был первый русский царь из династии Романовых, представители которой правили в России вплоть до 1917 года, когда последний царь из этой же династии Николай II отрекся от престола и был расстрелян.

Михаил Романов был сыном патриарха Филарета и Ксении Ивановны Шестовой, постриженных в монастырь в 1601 году по приказу Бориса Годунова. После смерти Михаила Федоровича в 1645 году царем стал его сын Алексей Михайлович. У него было много детей, среди которых в дальнейшем и разгорелась борьба за царский престол. Сначала, после смерти отца Алексея Михайловича, царем был его сын Федор Алексеевич, а когда тот умер в 1682 году на престоле оказалось сразу два царя 16-летний Иоанн V Алексеевич и его брат, десятилетний Петр. У них были разные матери. По малолетству детей, к тому же старший Иван, как пишут историки, был слабоумный, Россией управляла их старшая сестра Софья, родная сестра Иоанна. В 1696 году после смерти брата Ивана Петр I стал царствовать единолично, заточив Софью в монастырь.

Впоследствии Петр I принял титул императора.

Первым из великих князей, которые правили в объединившейся уже Руси, стал называть себя царем Иван III Васильевич из династии Великого князя варяга Рюрика. Он также первым начал писаться в различных правительственных актах не Иваном, а Иоанном, как было принято церковными книжными правилами: «Иоанн, Божиею милостью государь всея Руси», и присваивает себе титул самодержца — так по-славянски звучал титул византийского императора. К тому времени Византию захватила Турция, императорский дом пал, и Иван III стал считать себя преемником византийского императора. Он женится на племяннице последнего византийского императора Константина Палеолога Софье Палеолог, которая считалась наследницей павшего императорского дома. Выйдя замуж за великого князя Иоанна III, она как бы разделила с ним свои права наследства.

С появлением царевны Софьи в Кремле меняется весь распорядок жизни великокняжского двора и даже облик Москвы. С приездом своей невесты Ивану Ш тоже перестала нравиться та обстановка, в которой жили его предки и, приехавшие вместе с Софьей византийские мастера и художники начали строить и расписывать церкви, сооружать каменные палаты. Правда, наши предки считали, что жить в каменных домах вредно, поэтому они сами продолжали жить в деревянных, а в каменных хоромах устраивали только пышные приемы.

Москва и по облику своему стала напоминать бывший Цареград, как называли Константинополь, столицу Византии, который тоже теперь стал турецким городом. По византийским правилам была теперь расписана и придворная жизнь, вплоть до того, когда и как выходить царю с царицей, кто их должен встречать первым и где в это время должны стоять остальные и т.д. Изменилась даже походка великого князя с тех пор, как он стал называть себя царем. Она стала более торжественной, неторопливой и величавой.

Но одно дело называть себя царем, а другое — быть им на самом деле. До середины XV века в Древней Руси царями называли, кроме византийских императоров, также ханов Золотой орды. Великие князья несколько веков находились в подчинении у татарских ханов и вынуждены были платить им дань, поэтому великий князь мог стать царем только после того, как перестанет быть данником хана. Но и в этом отношении ситуация изменилась. Татарское иго было свергнуто, и великий князь окончательно пресек попытки требовать дань от русских князей.

К концу XV века на печатях, которыми Иван III скреплял политические договоры и другие важные политические документы, появляется византийский императорский герб - двуглавый орел.

Но первым официально венчанным на царство царем стал все-таки не Иван III. Прошло еще некоторое время, когда великие князья, правившие Русью, стали называться официально царями и передавать этот титул по наследству.

Первым русским царем, которого официально стали так называть во всем мире, стал внук Ивана III, Иван IV Васильевич Грозный в 1547 году.

Царь — основной титул монархов Царства Русского с 1547 года по 1721 год. Первым царем был Иван IV Грозный, а последним Пётр I Великий

Неформально этот титул спорадически употреблялся правителями Руси начиная с XI века и систематически со времён Ивана III . Наследовавший Ивану III Василий III довольствовался старым титулом «великий князь». Его сын Иван IV Грозный по достижении совершеннолетия короновался как Царь Всея Руси утвердив таким образом в глазах подданных свой престиж как суверенного правителя и наследника византийских императоров. В 1721 году Пётр Великий принял в качестве основного титул император, неофициально и полуофициально титул «царь» продолжал употребляться до свержения монархии в феврале-марте 1917. Кроме того, титул входил в официальную полную титулатуру в качестве титула владетеля бывших Казанского, Астраханского и Сибирского ханств, а затем Польши.

Источники: wikii.ru, otvetina.narod.ru, otvet.mail.ru, rusich.moy.su, knowledge.allbest.ru

Характеристика Александра Македонского

Троянский конь

Рождение богов

Смертоносный Василиск

Рама

Рама, Рамачандра - в индуистской мифологии седьмая аватара Вишну, в которой он избавляет богов и людей от тирании царя ракшасов Раваны. Земными...

Архитектура в Египте

История Египта охватывает около 5 тысячелетий, за время которых на его территории произошло зарождение цивилизации, возвышение греков и римлян, развитие...

Как получить водительские права

Автомобиль уже давно перестал быть элементом роскоши, и для жителей мегалополиса он является элементом необходимости. Если раньше водительские права...

Почему важна мотивация

Чтобы продолжать борьбу с самим собой, необходимо постоянно подпитывать свою душу вдохновением, и поддерживать себя морально, иногда из-за недостатка вдохновения, ...

Фавн

В римской мифологии - лесной полубог, соответствующий сатиру в греч. мифологии. Фавн, угрюмый житель лесов и гор крутых. Римское божество, отождествлявшееся с...