Первое кругосветное плавание крузенштерна и лисянского. Первое кругосветное плавание русских

В истории первой половины XIX века известен ряд блестящих географических исследований. Среди них одно из наиболее видных мест принадлежит русским кругосветным путешествиям.

Россия в начале XIX столетия занимает ведущее место в организации и проведении кругосветных плаваний и исследований океанов.

Первое плавание русских кораблей вокруг света под начальством капитан-лейтенантов И. Ф. Крузенштерна и Ю. Ф. Лисянского продолжалось три года, как и большинство кругосветных плаваний того времени. Этим путешествием в 1803 году начинается целая эпоха замечательных русских кругосветных экспедиций.

Ю.Ф. Лисянский получил распоряжение направиться в Англию для покупки двух судов, предназначенных для кругосветного плавания. Эти суда, "Надежда" и "Нева", Лисянский купил в Лондоне за 22 000 фунтов стерлингов, что составляло почти столько же в золотых рублях по курсу того времени.

Цена за покупку "Надежды" и "Невы" была собственно равна 17000 фунтов стерлингов, но за исправления их пришлось ещё доплатить 5 000 фунтов. Корабль "Надежда" насчитывал уже три года со дня своего спуска на воду, а "Нева" всего лишь пятнадцать месяцев. "Нева" имела водоизмещение в 350 тонн, а "Надежда" - в 450 тонн.

В Англии Лисянский купил ряд секстантов, лель-компасов, барометров, гигрометр, несколько термометров, один искусственный магнит, хронометры работы Арнольда и Петтивгтона и другое. Хронометры были проверены академиком Шубертом. Все остальные инструменты были работы Траутона.

Астрономические и физические инструменты были предназначены для наблюдения долгот и широт и ориентировки корабля. Лисянский позаботился приобрести целую аптеку лекарств и противоцинготных средств, так как в те времена цинга была одним из наиболее опасных заболеваний во время длительных плаваний. В Англии было закуплено также снаряжение для экспедиции, в том числе удобная, прочная и соответствующая различным климатическим условиям одежда для команды. Имелся запасный комплект белья и платья. Для каждого из матросов были заказаны тюфяки, подушки, простыни и одеяла. Корабельная провизия была самая лучшая. Приготовленные в Петербурге сухари не испортились в течение целых двух лет, точно так же, как и солонииа, посол которой отечественной солью был произведён купцом Обломковым. Команда "Надежды" состояла из 58 человек, а "Невы" из 47. Они были отобраны из матросов-добровольцев, которых оказалось так много, что всех желающих участвовать в кругосветном путешествии могло бы хватить на комплектование нескольких экспедиций. Следует отметить, что никто из членов команды не участвовал в дальних плаваниях, так как в те времена русские корабли не спускались южнее северного тропика. Задача, которая стояла перед офицерами и командой экспедиции, была нелёгкой. Они должны были пересечь два океана, обогнуть опасный мыс Горн, славившийся своими бурями, подняться до 60° с. ш., посетить ряд мало изученных берегов, где мореплавателей могли ожидать не нанесённые на карту и никем не описанные подводные камни и другие опасности. Но командование экспедиции было настолько уверено в силах её "офицерского и рядового состава", что отклонило предложение взять на борт нескольких иностранных матросов, знакомых с условиями дальних плаваний. Из иностранцев в составе экспедиции были естествоиспытатели Тилезиус фон-Тиленау, Лангсдорф и астроном Горнер. Горнер был швейцарец по происхождению. Он работал в известной в то время Зеебергской обсерватории, руководитель которой рекомендовал его графу Румянцеву. Экспедицию сопровождал также живописец из Академии художеств.

Художник и учёные находились вместе с русским посланником в Японии, Н. П. Резановым, и его свитой на борту большого корабля - "Надежды". "Надеждой" командовал Крузенштерн. Лисянскому было поручено командование "Невой". Хотя командиром "Надежды" и начальником экспедиции по Морскому министерству числился Крузенштерн, но в инструкции, переданной Александром I русскому послу в Японии, Н. П. Резанову, он назывался главным начальником экспедиции. Это двойственное положение было причиной возникновения конфликтных взаимоотношений между Резановым и Крузенштерном. Поэтому Крузенштерн неоднократно обращался с донесениями в Управление Российско-Американской компании, где писал, что он призван по высочайшему повелению командовать над экспедицией и что "оная вверена Резанову" без его ведения, на что он никогда бы не согласился, что должность его "не состоит только в том, чтобы смотреть за парусами", и т. д. Вскоре отношения между Резановым и Крузенштерном обострились настолько, что среди экипажа "Надежды" произошёл бунт.

Русский посланник в Японии, после ряда неприятностей и оскорблений, принуждён был удалиться в свою каюту, из которой он не выходил уже до приезда в Петропавловск-на-Камчатке. Здесь Резанов обратился к генерал-майору Кошелеву, представителю местной административной власти. Против Крузенштерна было назначено следствие, которое приняло неблагоприятный для него характер. Учитывая положение, Крузенштерн публично извинился перед Резановым и просил Кошелева не давать следствию дальнейшего хода. Только благодаря любезности Резанова, который решил прекратить дело, Крузенштерн избежал крупных неприятностей, которые могли бы иметь роковое последствие для его карьеры.

Приведенный эпизод показывает, что дисциплина на корабле "Надежда", которым командовал Крузенштерн, была не на высоте, если такое высокое и облечённое особыми полномочиями лицо, как русский посланник в Японии, мог подвергнуться со стороны экипажа и самого капитана "Надежды" ряду оскорблений. Не случайно, вероятно, и то обстоятельство, что "Надежда" в течение своего плавания несколько раз находилась в весьма рискованном положении, в то время как "Нева" только один раз села на коралловый риф и притом в таком месте, где его нельзя было ожидать по картам. Всё это наводит на предположение, что общепринятое представление о ведущей роли Крузенштерна в первом русском кругосветном путешествии не соответствует действительности.

Хотя первую часть пути в Англию, а затем через Атлантический океан в обход мыса Горн корабли должны были совершать вместе, но затем у Сандвичевых (Гавайских) островов они должны были разъединиться. "Надежде", согласно плану экспедиции, следовало идти на Камчатку, где она должна была оставить свой груз. Затем Крузенштерну следовало отправиться в Японию и доставить туда русского посла Н. П. Резанова со свитой. После этого "Надежда" должна была снова вернуться на Камчатку, взять груз пушнины и отвезти его в Кантон для продажи. Путь "Невы", начиная от Гавайских островов, был совершенно иной. Лисянский должен был идти "а северо-запад, к острову Кадьяку, где находилась в то время главная контора Российско-Американской компании. Здесь предполагалась зимовка "Невы", а затем она должна была взять груз пушнины и доставить его в Кантон, где была назначена встреча обоих кораблей - "Невы" и "Надежды". Из Кантона оба корабля должны были направиться в Россию мимо мыса Доброй Надежды. Этот план был осуществлён, хотя и с отступлениями, вызванными штормами, задолго разъединившими корабли, а также продолжительными остановками для необходимых починок и пополнения продовольствия.

Естествоиспытатели, присутствовавшие на кораблях, собрали ценные ботанические, зоологические и этнографические коллекции, производились наблюдения над морскими течениями, температурой и плотностью воды на глубинах до 400 м, приливами, отливами и колебаниями барометра, систематические астрономические наблюдения для определения долгот и широт и установил координаты целого ряда посещённых экспедиций пунктов, в том числе всех гаваней и островов, где имелись стоянки.

Если особые задания экспедиции в русских колониях были успешно выполнены, то этого нельзя сказать о той части планов экспедиции, которая была связана с организацией посольства в Японию. Посольство Н. П. Резанова не увенчалось успехом. Хотя он и был окружён вниманием и всевозможными знаками почёта и уважения по прибытии в Японию, но завязать торговые отношения с этой страной ему не удалось.

5 августа 1806 года "Нева" благополучно прибыла на Кронштадтский рейд. Грянули пушечные салюты "Невы" и ответные залпы Кронштадтской крепости. Таким образом, "Нева" пробыла в плавании три года и два месяца. 19 августа прибыла "Надежда", которая находилась в кругосветном плавании на четырнадцать дней дольше, чем "Нева".

Первое русское кругосветное плавание составило эпоху в истории русского флота и доставило мировой географической науке ряд новых сведений о малоисследованных странах. Целый ряд островов, которые были посещены Лисянским и Крузенштерном, были только незадолго перед тем открыты мореплавателями, и их природа, население, его обычаи, верования и хозяйство оставались почти совершенно неизвестными. Такими были Сандвичевы (Гавайские) острова, открытые в 1778 году Куком, менее чем за тридцать лет до их посещения русскими моряками. Русские путешественники могли наблюдать жизнь гавайцев в её естественном состоянии, еще не изменённую соприкосновением с европейцами. Мало были изучены и Маркизские и Вашингтоновы острова, а также остров Пасхи. Неудивительно, что описания русского кругосветного путешествия, сделанные Крузенштерном и Лисянским, возбудили живейший интерес у широкого круга читателей и были переведены на ряд западноевропейских языков. Материалы, собранные во время путешествия "Невы" и "Надежды", представляли большую ценность для изучения первобытных народов Океании и северной части Тихого океана. Наши первые русские путешественники наблюдали эти народы в стадии родовых отношений. Они впервые подробно описали своеобразную, древнюю гавайскую культуру с её непреложными законами "табу" и человеческими жертвоприношениями. Богатые этнографические коллекции, собранные на кораблях "Нева" и "Надежда", вместе с описаниями обычаев, верований и даже языка островитян Тихого океана, послужили ценными источниками для изучения населяющих тихоокеанские острова народов.

Таким образом, первое русское кругосветное путешествие сыграло большую роль в развитии этнографии. Этому немало способствовала большая наблюдательность и точность описаний наших первых кругосветных путешественников.

Следует отметить, что многочисленные наблюдения над морскими течениями, температурой и плотностью воды, которые производились на кораблях "Надежда" и "Нева", дали толчок к развитию новой науки - океанографии. До первого русского кругосветного путешествия подобные систематические наблюдения мореплавателями обычно не производились. Русские моряки оказались большими новаторами в этом отношении.

Первое русское кругосветное плавание открывает целую плеяду блестящих кругосветных путешествий, совершенных под русским флагом.

Во время этих путешествий создавались прекрасные кадры моряков, которые приобрели опыт дальнего плавания и высокую квалификацию в сложном для парусного флота искусстве навигации.

Интересно отметить, что один из участников первого русского кругосветного плавания Коцебу, плававший в качестве кадета на корабле "Надежда", впоследствии сам осуществил не менее интересное кругосветное плавание на корабле "Рюрик", снаряжённое на средства графа Румянцева.

Экспедицией на кораблях "Нева" и "Надежда" была проложена трасса нового пути в русские североамериканские колонии. Снабжение их необходимым продовольствием и товарами осуществлялось с тех пор морским путём, Эти непрерывные дальние плавания оживили колониальную торговлю и во многих отношениях способствовали развитию североамериканских колоний и освоению Камчатки.

Окрепли морские связи России с Тихим океаном, значительно развилась внешняя торговля. Рядом ценных наблюдений вдоль трасс дальних плаваний первое русское кругосветное путешествие заложило прочную научную основу трудному искусству дальнего мореплавания.

К началу XIX в. русские владения на северо-западе Америки занимали обширные пространства Аляски. Русские поселения на западном берегу материка доходили до места, где ныне находится г. Сан-Франциско.

Далек и труден был путь по суше из центра России к ее дальневосточным окраинам и особенно к Русской Америке. Все необходимые грузы тогда отправляли по рекам и гужом на лошадях через необъятные пространства Сибири до Охотска, а далее морем на судах. Перевозка товаров обходилась очень дорого. Достаточно сказать, что пуд ржаной муки, стоивший в Европейской части России 40-50 коп., привезенный на Аляску, оценивался в 8 руб.

Трудность связи осложняла и управление этими территориями. Случалось, что распоряжение правительства доходило до Камчатки или Аляски тогда, когда оно уже теряло свою силу и отменялось в центре как устаревшее.

Была настоятельная потребность наладить регулярные рейсы русских судов от портов Прибалтики до русских портов на Тихом океане. И вот в 1802 г. морское министерство приняло предложение капитан-лейтенанта русского флота Ивана Федоровича Крузенштерна организовать первую русскую кругосветную экспедицию.

Вся жизнь Крузенштерна была связана с морем и морской службой. Он учился в Морском кадетском корпусе. Во время русско-шведской войны юношу назначили «за мичмана» на корабль «Мстислав». Вскоре Крузенштерна произвели в мичманы, а затем за проявленную храбрость при взятии неприятельского корабля - в лейтенанты, В 1793 г. способный офицер в числе «отличных молодых офицеров» был послан в Англию.

Во время своих дальних плаваний на английских кораблях Иван Федорович побывал у берегов Северной Америки, в Индии и Китае.

Назначенный начальником кругосветной экспедиции, Крузенштерн взял помощником старого друга, с которым он вместе учился в Морском корпусе, Юрия Федоровича Лисянского.

Это был тоже опытный и образованный офицер морского флота. Учиться он начал в раннем детстве в Морском кадетском корпусе. Лисянский участвовал во всех главных боях со шведским флотом и был произведен в лейтенанты. Так же как Крузенштерна, Лисянского отправили в Англию для службы на флоте. На английских судах он плавал у берегов Африки, Азии и Америки. На родину Лисянский вернулся через четыре года.

Для кругосветной экспедиции были куплены два небольших судна водоизмещением в 450 и 370 т. Большее из них, которое вел сам Крузенштерн, назвали «Надеждой», а меньшее, которым командовал Лисянский, - «Невой».

В морском министерстве Крузенштерну советовали набрать команду для такого дальнего и ответственного плавания из опытных иностранных моряков. Но Иван Федорович, высоко оценивая русских моряков, отверг это предложение.

Самыми молодыми участниками плавания были мичман Ф. Ф. Беллинсгаузен, позднее прославившийся открытием Антарктиды, и О. Е. Коцебу - будущий кругосветный мореплаватель.

На «Надежде» в Японию отправлялся русский посол Н. П. Резанов для установления дипломатических связей с этой страной.

Перед экспедицией стояли важные научные задачи: исследовать дальневосточное побережье России, проверить и уточнить морские карты, по пути вести океанографические наблюдения (измерение глубин моря, температуры воды и т. п.).

В августе 1803 г. «Надежда» и «Нева» вышли из Кронштадта. Экспедицию провожали все жители города и команды русских и иностранных судов, стоявших на рейде. Такие торжественные проводы были не случайны: русские мореплаватели впервые отправлялись в путешествие вокруг света.

Через десять дней суда дошли до Копенгагена. Здесь в состав экспедиции приняли иностранных ученых: астронома, двух натуралистов и доктора медицины.

На пути в Англию «Надежда» и «Нева» попали в сильный шторм, во время которого погибло несколько иностранных судов. Но русские моряки с честью вынесли это боевое крещение.

Русские суда, посетив Англию, вышли на простор Атлантического океана.

Переход в Южное полушарие отметили подъемом флага и пушечным салютом. Весь экипаж надел парадную форму. Матросы устроили инсценировку: мифический морской царь Нептун приветствовал моряков, прибывших в его владения. Матрос Павел Курганов, привязав бороду из пакли, с короной на голове и трезубцем в руках, изображал морского царя. Он приказал подвергнуть морскому «крещению» тех, кто впервые пересек экватор. С веселым смехом и шутками матросы искупали всех участников плавания, кроме начальников - Крузенштерна и Лисянского, ранее плававших в Южном полушарии.

Этот морской праздник со времени плавания «Надежды» и «Невы» стал традиционным в русском флоте.

Подходя к берегам Бразилии, русские мореплаватели уточняли карту.

В конце декабря 1803 г. «Надежда» и «Нева» вошли в гавань о-ва Св. Екатерины. Этот небольшой остров отделяется от материка Южной Америки узким проливом.

Много необычного увидели русские моряки. Остров покрывала роскошная тропическая растительность. Здесь январь - самый жаркий месяц.

В лесу матросы ловили невиданных пестрых попугаев, обезьян и однажды даже притащили на корабль «Нева» аллигатора. Натуралисты собрали в тропических лесах богатые зоологические и ботанические коллекции.

В гавани суда стояли шесть недель: на «Неве» заменяли две поврежденные мачты.

Затем экспедиция направилась к оконечности Южной Америки, обогнула мыс Горн и вышла в воды Тихого океана.

Стояла пасмурная погода. Дул сильный ветер. Шел мелкий дождь. Над морем часто бывали густые туманы. Вскоре суда потеряли друг друга из виду.

«Нева», как было условлено раньше, пошла к о-ву Пасхи, а «Надежда», изменив маршрут, - к группе Маркизских о-вов.

В середине мая «Надежда» подошла к о-ву Нукухива. Это был благодатный уголок земли, покрытый кокосовыми пальмами; в лесах росло хлебное дерево.

Спустя три дня к острову прибыла и «Нева». Лисянский сообщил Крузенштерну, что во время трехдневной стоянки у о-ва Пасхи он уточнил координаты этого острова и составил его карту.

У о-ва Нукухива экспедиция пробыла десять дней. С местными жителями установились самые дружеские отношения. Островитяне помогали русским морякам запасать свежую воду и разные продукты. Крузенштерн и Лисянский сделали первое географическое описание острова.

Лисянский составил краткий словарь языка островитян. Ему в этом помогли англичанин Роберте и француз Карби - потерпевшие кораблекрушение моряки; прожив на острове много лет, они прекрасно знали обычаи, быт и язык местных жителей.

Натуралисты собрали богатые коллекции, в которых было много новых растений, неизвестных европейским ученым. Члены экспедиции сделали зарисовки местности, а один из них записал песни жителей острова.

В конце мая суда вторично пересекли экватор - теперь уже с юга на север.

«Надежда» пошла от Гавайских о-вов к берегам Камчатки, а «Нева» - к Аляске.

В середине июля «Надежда» стала на якорь у Петропавловска-Камчатского. Корабль простоял в этой гавани шесть недель. За это время выгрузили товары, пополнили запасы провизии и привели в порядок судно.

Выполняя задание русского правительства побывать в Японии, судно направилось на юг. Плавание проходило в трудных условиях: стояли туманы и шли проливные дожди. Недалеко от Японии «Надежда» попала в страшный тайфун.

«Надобно иметь дар стихотворства, чтобы живо описать ярость оного»,- писал впоследствии Крузенштерн.

И в час великой опасности, когда, по словам начальника экспедиции, «корабль оставался без парусов на произвол свирепых волн, которые, как казалось, ежеминутно поглотить его угрожали», вся команда мужественно помогала вывести судно из района, где свирепствовал ураган.

В октябре «Надежда» прибыла в японский порт Нагасаки. Местные власти недружелюбно встретили русских мореплавателей. Прежде всего, они предложили морякам сдать пушки и вообще все огнестрельное оружие и порох. Только когда это условие было выполнено, судну разрешили войти в гавань. Здесь пришлось простоять более полугода. Японцы запрещали морякам не только сходить на берег, но даже ездить по заливу. Русский корабль окружили сторожевые лодки.

В этот период Япония жила замкнуто, изолированно от всего мира и не хотела иметь никаких сношений с другими государствами. Она вела торговлю только с Китаем и с группой голландских купцов. Русскому посланнику так и не удалось договориться с японским правительством об установлении дипломатических отношений.

От японского императора русскому посланнику Резанову передали грамоту, в которой говорилось, что российским судам запрещается даже подходить к берегам Японии.

Возвращаясь из Нагасаки на Камчатку, Крузенштерн провел судно по Японскому морю, тогда мало известному европейцам. В пути он исследовал и описал о-в Цусиму, а также пролив между этим островом и Японией. Кроме того, мореплаватели исследовали всю береговую линию о-ва Хоккайдо, который на картах того времени был нанесен пунктиром.

Определение астрономических пунктов и картографические работы русских моряков у западных берегов Японии дали возможность создать карту этих неизвестных мест.

В группе Курильских о-вов Крузенштерн обнаружил четыре скалы, близ которых судно чуть не погибло. Он назвал их «Каменными ловушками».

От Курильских о-вов «Надежда» пошла в Петропавловск-Камчатский. Пополнив запас воды и провизии, Крузенштерн совершил также научный рейс к берегам Сахалина. Он описал восточный берег Сахалина и впервые точно нанес его на карту.

При попытке пройти между Сахалином и материком Крузенштерн встретил на пути обширную мель. Тут он пришел к ошибочному выводу, что Сахалин - полуостров и соединяется с материком перешейком.

Только через 44 года эту ошибку исправил другой русский путешественник - Г. И. Невельской.

Поздней осенью «Надежда» прибыла в Макао, португальскую колонию близ Кантона (Гуанчжоу). Туда же пришла в начале декабря «Нева», которая почти полтора года - около семнадцати месяцев - совершала свое самостоятельное плавание.

За это время Лисянский исследовал природу Гаванских о-вов, ознакомился с бытом и жизнью островитян, побывал у берегов Аляски и в бухте Кадьяк. С великой радостью и торжеством встретили русские люди на Аляске первый корабль с родины, прошедший от Кронштадта такой далекий морской путь.

Как раз в эти дни на о-ве Ситха (о-ве Баранова) индейцы, подстрекаемые американцами и англичанами, напали на русское поселение. Лисянскому вместе со всем экипажем пришлось выступить на защиту соотечественников.

Более года «Нева» находилась у берегов Аляски и несла охранную службу. Лисянский, не теряя времени, исследовал о-ва Ситха, Кадьяк и американское побережье. Он составил карту этих мост.

В сентябре 1805 г. «Нева», нагруженная ценными мехами, отошла от берегов Русской Америки и направилась в Китай.

К западу от Гавайских о-вов моряки стали замечать плавающие водоросли, появились здесь рыбы и птицы - признаки близкой земли, которая на этих широтах на карте не значилась.

Лисянский осторожно вел корабль, и все же «Нева» неожиданно села на мель близ неизвестного острова. Он оказался необитаемым. На нем было много тюленей и птиц, которые совсем не боялись людей. По настоянию экипажа «Невы» остров назвали именем командира судна Лисянского, а мель, на которую сел корабль,- Невской. Корабль благополучно снялся с мели и прибыл в Китай.

В феврале 1806 г. «Надежда» и «Нева», нагруженные различными китайскими товарами - чаем, шелковыми тканями, фарфором и т. п.,- вышли из Кантона (Гуанчжоу) в обратный путь.

До берегов Южной Африки суда шли вместе. У мыса Доброй Надежды во время тумана они потеряли друг друга из виду.

Крузенштерн обогнул мыс Доброй Надежды и прибыл на о-в Св. Елены. Здесь он узнал, что Россия в союзе с Англией и Австрией находится в состоянии войны с Францией. Опасаясь встречи с французскими военными судами, Крузенштерн повел судно вдали от берегов Европы.

В августе 1806 г. «Надежда» бросила якорь в Кронштадтском порту. Русское кругосветное плавание, длившееся три года и двенадцать дней, благополучно закончилось. Первым приветствовать моряков на судно «Надежда» пришел Лисянский: он привел «Неву» в Кронштадт на две недели раньше.

Первое кругосветное плавание русских моряков было новой страницей в истории географической науки. Крузенштерн и Лисянский уточнили карту мира, пополнили ее новыми островами и сняли со старых карт отмеченные там, но несуществующие земли. Собранные экспедицией коллекции представляли большую научную ценность.

Во время плавания велись наблюдения над температурой и плотностью воды на разных глубинах (до 400 м), над морскими течениями и т. п. В результате путешествия был освоен морской путь из Кронштадта к берегам Русской Америки.

В честь первого русского кругосветного плавания была выбита медаль с надписью: «За путешествие вокруг света. 1803-1806».

Крузенштерн написал книгу об экспедиции - «Путешествие вокруг света в 1803, 1804, 1805 и 1806 годах на кораблях «Надежде» и «Неве», с атласом на 104 листах. Кроме того, И. Ф. Крузенштерн составил атлас карт южных морей, который был самым точным и полным в то время; им пользовались моряки и географы всего мира.

Лисянский тоже описал свое плавание - в книге «Путешествие вокруг света в 1803, 1804, 1805 и 1806 годах на корабле «Нева». Обе книги были переведены на иностранные языки и изданы за границей. Их с интересом читают и сейчас.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .

И

Иван Федорович Крузенштерн и Юрий Федорович Лисянский были боевыми русскими моряками: оба в 1788–1790 гг. участвовали в четырех сражениях против шведов; командированные в 1793 г. волонтерами в Англию для службы на английском флоте, сражались с французами у берегов Северной Америки. Оба имели опыт плавания в тропических водах; на английских судах несколько лет они ходили к Антильским о-вам и в Индию, а Крузенштерн достигал Южного Китая.

Вернувшись в Россию, И. Крузенштерн в 1799 и 1802 гг. представлял проекты кругосветных плаваний как наиболее выгодного прямого торгового сообщения между русскими портами Балтийского моря и Русской Америкой. При Павле I проект не прошел, при молодом Александре I его приняли при поддержке Российско-американской компании, взявшей на себя половину расходов. В начале августа 1802 г. И. Крузенштерна утвердили начальником первой русской кругосветной экспедиции.

Ю. Лисянский в 1800 г. возвратился из Индии через Англию на родину. В 1802 г., после назначения его в кругосветную экспедицию, он ездил в Англию для покупки двух шлюпов: царские чиновники считали, что русские суда не выдержат кругосветного плавания. Крузенштерн с большим трудом добился, чтобы команда на обоих кораблях была укомплектована исключительно отечественными моряками: русские знатные англоманы утверждали, что «с русскими матросами предприятие ни в коем случае не удастся». Шлюпом «Надежда» (430 т) командовал сам И. Крузенштерн, кораблем «Нева» (370 т.) - Ю. Лисянский. На борту «Надежды» находился Николай Петрович Резанов , зять Г. И. Шелихова , один из директоров-учредителей Российско-американской компании. Он направлялся в Японию со свитой как посланник для заключения торгового соглашения. В конце июля 1803 г. корабли вышли из Кронштадта, а через три месяца южнее о-вов Зеленого Мыса (близ 14° с. ш.) И. Крузенштерн установил, что оба шлюпа сносит к востоку сильное течение - так было обнаружено Межпассатное противотечениеТеплое морское течение, направленное с запада на восток в низких широтах Атлантики. Атлантического океана. В середине ноября впервые в истории русского флота суда пересекли экватор, а 19 февраля 1804 г. обогнули мыс Горн. В Тихом океане они разлучились. Ю. Лисянский по договоренности направился к о. Пасхи, выполнил опись побережья и ознакомился с бытом жителей. У Нукухивы (один из Маркизских о-вов) он догнал «Надежду», и они вместе перешли к Гавайским о-вам, а дальше корабли следовали разными путями: И. Крузенштерн - в Петропавловск-Камчатский; Ю. Лисянский - в Русскую Америку, к о. Кадьяк.

Получив от А. А. Баранова письмо, свидетельствовавшее о его тяжелом положении. Ю. Лисянский прибыл к архипелагу Александра и оказал военную помощь А. Баранову против индейцев-тлинкитов: эти «колоши» (так их называли русские), подстрекаемые переодетыми агентами пирата-американца, разрушили русское укрепление на о. Ситка (о. Баранова). В 1802 г. Баранов построил там новую крепость - Новоархангельск (теперь город Ситка), куда вскоре перенес центр Русской Америки. В конце 1804 г. и весной 1805 г. Ю. Лисянский вместе со штурманом «Невы» Даниилом Васильевичем Калининым описал в заливе Аляска о. Кадьяк, а также часть архипелага Александра. При этом западнее о. Ситки Д. Калинин обнаружил о. Крузова, считавшийся ранее полуостровом. Крупный остров к северу от о. Ситки Ю. Лисянский назвал именем В. Я. Чичагова . Осенью 1805 г. «Нева» с грузом мехов перешла от Ситки в Макао (Южный Китай), где соединилась с «Надеждой». На пути были открыты необитаемый о. Лисянского и риф Нева, причисляемые к Гавайскому архипелагу, а к юго-западу от них - риф Крузенштерна. Из Кантона, где удалось выгодно продать меха, Ю. Лисянский за 140 дней совершил беспримерный безостановочный переход вокруг мыса Доброй Надежды в Портсмут (Англия), но при этом разлучился с «Надеждой» в туманную погоду у юго-восточного берега Африки. 5 августа 1806 г. он прибыл в Кронштадт, завершив кругосветное плавание, первое в летописи русского флота.

Петербургские власти к Ю. Лисянскому отнеслись холодно. Ему присвоили очередной чин (капитана 2-го ранга), но на этом его военно-морская карьера закончилась. Описание своего плавания «Путешествие вокруг света в 1803–1806 гг. на корабле «Нева» (Спб., 1812 г.) он издал за собственный счет.

«Надежда» стала на якорь у Петропавловска в середине июля 1804 г. Затем И. Крузенштерн доставил в Нагасаки Н. Резанова, а после переговоров, закончившихся полной неудачей, весной 1805 г. вернулся с посланником в Петропавловск, где и расстался с ним. На пути к Камчатке И. Крузенштерн проследовал Восточным проходом в Японское море и заснял западный берег о. Хоккайдо. Затем он прошел проливом Лаперуза в залив Анива и выполнил там ряд определений географического положения приметных пунктов. Намереваясь закартировать все еще слабо изученное восточное побережье Сахалина, он 16 мая обогнул мыс Анива, со съемкой двинулся на север вдоль побережья. И. Крузенштерн обнаружил небольшой залив Мордвинова, описал утесистые восточные и северные низменные берега залива Терпения.Названия мысов, присвоенные им, сохранились и на картах нашего времени (например, мысы Сенявина и Соймонова).

Достичь мыса Терпения и продолжить съемку к северу помешали мощные льдины (конец мая). Тогда И. Крузенштерн принял решение отложить описные работы и идти на Камчатку. Он направился на восток к Курильской гряде и проливом, ныне носящим его имя, вышел в Тихий океан. Неожиданно на западе открылись четыре островка (о-ва Ловушки). Приближение шторма вынудило «Надежду» вернуться в Охотское море. Когда же буря утихла, судно проливом Севергина проследовало в Тихий океан и 5 июня прибыло в Петропавловскую гавань.

Для продолжения исследований восточного побережья Сахалина И. Крузенштерн в июле прошел проливом Надежды в Охотское море к сахалинскому мысу Терпения. Выдержав шторм, 19 июля он начал съемку к северу. Побережье до 51°30" с. ш. не имело крупных изгибов - лишь незначительные выемки (устья мелких речек); в глубине острова виднелось несколько рядов невысоких гор (южное окончание Восточного хребта), протягивающихся параллельно берегу и к северу заметно возвышающихся. После четырехдневной бури, сопровождавшейся густым туманом (конец июля), «Надежда» вновь смогла подойти к берегу, ставшему низменным и песчаным. У 52° с. ш. моряки усмотрели небольшой залив (два других, расположенных южнее, они пропустили). Низменное побережье продолжалось и далее к северу, пока 8 августа у 54° с. ш. И. Крузенштерн не обнаружил высокий берег с большим мысом, названным в честь лейтенанта Ермолая Левенштерна . На следующий день при пасмурной и туманной погоде «Надежда» обогнула северное окончание Сахалина и вошла в небольшой залив (Северный), входной и выходной мысы его получили имена Елизаветы и Марии.

После непродолжительной стоянки, во время которой произошла встреча с гиляками, И. Крузенштерн обследовал восточный берег Сахалинского залива: он хотел проверить, остров ли Сахалин, как это значилось на русских картах XVIII в. или полуостров, как утверждал Ж. Ф. Лаперуз . У северного входа в Амурский лиман глубины оказались незначительными, и И. Крузенштерн, придя к «не оставляющему ни малейшего сомнения выводу», что Сахалин - полуостров, вернулся в Петропавловск. В итоге плавания он впервые нанес на карту и описал более 900 км восточного, северного и северо-западного побережья Сахалина.

Осенью 1805 г. «Надежда» посетила Макао и Кантон. В 1806 г. она без остановок перешла к о. Св. Елены, где напрасно ждала «Неву» (см. выше), затем обогнула с севера Великобританию и 19 августа 1806 г. возвратилась в Кронштадт, не потеряв от болезней ни одного моряка. Эта экспедиция внесла значительный вклад в географическую науку, стерев с карты ряд несуществующих островов и уточнив географическое положение многих пунктов. Участники первого кругосветного плавания выполнили разнообразные океанологические наблюдения: они открыли Межпассатные противотечения в Атлантике и Тихом океане; провели измерения температуры воды на глубинах до 400 м и определения ее удельного веса, прозрачности и цвета; выяснили причину свечения моря; собрали многочисленные данные о давлении атмосферы, приливах и отливах в ряде районов Мирового океана.

Плавание Крузенштерна и Лисянского - начало новой эры в истории русского мореплавания.

В 1809–1812 гг. И. Крузенштерн издал три тома своего «Путешествия вокруг света в 1803–1806 гг. на кораблях «Надежда» и «Нева». Труд этот, переведенный во многих европейских странах, сразу завоевал общее признание. В 1813 г. вышел «Атлас к путешествию вокруг света капитана Крузенштерна»; большая часть карт (в том числе и генеральная) была составлена лейтенантом Фаддеем Фаддеевичем Беллинсгаузеном . В 20-х гг. Крузенштерн опубликовал «Атлас Южного моря» с обширным текстом, который и теперь является ценным литературным источником для историков открытия Океании и широко используется советскими и иностранными специалистами.

В

Василий Михайлович Головнин , как и его предшественники, боевой моряк, плавал волонтером на английских военных кораблях до Антильских о-вов. Тогда он показал себя как новатор: разработал новые морские сигналы. В конце июля 1807 г., командуя шлюпом «Диана», В. Головнин отправился из Кронштадта к берегам Камчатки. Старшим офицером у него был Петр Иванович Рикорд (впоследствии один из основателей Русского географического общества). Дойдя до мыса Горн. В. Головнин из-за противных ветров в начале марта 1808 г. повернул к мысу Доброй Надежды и в апреле прибыл в Саймонстаун, где англичане задержали шлюп более чем на год из-за начавшейся англо-русской войны. В мае 1809 г. темной ночью, воспользовавшись попутным штормовым ветром, В. Головнин, несмотря на то что на рейде стояла большая английская эскадра, вывел судно из гавани в море. Он обогнул с юга Тасманию и совершил безостановочный переход до о. Танна (Новые Гебриды), а осенью 1809 г. прибыл в Петропавловск. В 1810 г. он плавал в северной части Тихого океана от Камчатки к о. Баранова (Ситке) и обратно.

В мае 1811 г. «Диана» вышла в море к Курильским о-вам, к проливу Надежды (48° с. ш.). Оттуда В. Головнин начал новую опись центральной и южной групп Курильских о-вов - старые оказались неудовлетворительными. Между 48 и 47° с. ш. на карте появились новые названия точно нанесенных проливов: Среднего, в честь подштурмана «Дианы» Василия Среднего (его именем названы также острова у этого пролива), Рикорда, Дианы, а в южной цепи - пролив Екатерины.Этот пролив открыт командиром русского транспорта «Екатерина», штурманом Григорием Ловцовым в 1792 г., когда он доставлял в Японию первого русского посла Адама Кирилловича Лаксмана. Так «Диана» дошла до о. Кунашир. Там В. Головнин высадился, чтобы пополнить запасы воды и провианта, и попал в плен к японцам вместе с двумя офицерами и четырьмя матросами. Они провели на Хоккайдо два года и три месяца. В 1813 г. после победы России над Наполеоном I всех русских моряков освободили. На «Диане» В. Головнин вернулся в Петропавловск. Его правдивые «Записки Василия Михайловича Головнина в плену у японцев» (1816 г.) читались и читаются с захватывающим интересом как приключенческий роман; эта работа - первая (после Э. Кемпфера Немецкий врач на голландской службе Энгельберт Кемпфер жил в Нагасаки в 1690–1692 гг. Его книга «История Японии и Сиама» издана в Лондоне в 1727 г. ) книга о Японии, в течение двух веков искусственно изолированная от внешнего мира. Слава В. Головнина как замечательного морехода и писателя возросла после выхода в свет его «Путешествия шлюпа «Диана» из Кронштадта в Камчатку...» (1819 г.).

В 1817–1819 гг. В. Головнин совершил второе кругосветное плавание, описанное им в книге «Путешествие вокруг света на шлюпе «Камчатка» (1812 г.), во время которого уточнил положение ряда островов из Алеутской гряды.

омандование оказало доверие хорошо проявившему себя двадцатипятилетнему лейтенанту Михаилу Петровичу Лазареву , назначив его командиром корабля «Суворов», отправлявшегося в октябре 1813 г. из Кронштадта в Русскую Америку. Миновав мыс Доброй Надежды и мыс Южный о. Тасмания, он зашел в Порт-Джексон (Сидней), а оттуда повел судно к Гавайским о-вам. В конце сентября 1814 г. на 13° 10" ю. ш. и 163° 10" з. д. он открыл пять необитаемых атоллов и назвал их о-вами Суворова. В ноябре М. Лазарев прибыл в Русскую Америку и зимовал в Новоархангельске. Летом 1815 г. из Новоархангельска он отправился к мысу Горн и, обогнув его, закончил кругосветное плавание в Кронштадте в середине июля 1816 г.

Отто Евстафьевич Коцебу один раз уже обошел земной шар (на шлюпе «Надежда»), когда граф Н. П. Румянцев в 1815 г. предложил ему стать командиром брига «Рюрик» и начальником научно-исследовательской кругосветной экспедиции. Основная задача ее состояла в отыскании Северо-Восточного морского прохода из Тихого в Атлантический океан. Старшим офицером пригласили Глеба Семеновича Шишмарева . В Копенгагене на борт «Рюрика» О. Коцебу взял выдающегося натуралиста и поэта, француза но происхождению Адальберта Шамиссо . На бриге «Рюрик», очень небольшом судне (всего 180 т.), теснота была чрезвычайная, условий для научной работы - никаких.

О. Коцебу оставил Кронштадт в середине июля 1815 г., обогнул мыс Горн и после стоянки в бухте Консепсьон (Чили) некоторое время напрасно искал у 27° ю. ш. фантастическую «Землю Девиса». В апреле - мае 1816 г. в северной части архипелага Туамоту он открыл о. Румянцева (Тикеи), атоллы Спиридова (Такопото), Рюрик (Арутуа), Крузенштерна (Тикехау) и в цепи Ратак Маршалловых о-вов - атоллы Кутузова (Утирик) и Суворова (Така); часть открытий была вторичной. Затем он направился в Чукотское море к американскому берегу. В конце июля у выхода из Берингова пролива О. Коцебу обнаружил и исследовал бухту Шишмарева. С попутным ветром в прекрасную погоду судно продвинулось близ низменного берега к северо-востоку, и 1 августа моряки увидели широкий проход на восток, а на севере - высокий хребет (южные отроги гор Бэрд, до 1554 м). В первый момент Коцебу решил - перед ним начало прохода в Атлантический океан, но после двухнедельного обследования побережья убедился, что это обширный залив, названный его именем.Открытию бухты Шишмарева и залива Коцебу помог чертеж Чукотки, составленный в 1779 г. казачьим сотником Иваном Кобелевым. На этом чертеже он показал также часть американского побережья с двумя заливами - маленьким и крупным. В юго-восточной части залива моряки открыли бухту Эшшольц (в честь корабельного врача, тогда студента, Ивана Ивановича Эшшольца , проявившего себя выдающимся натуралистом). На берегу залива Коцебу ученые с «Рюрика» открыли и описали ископаемый лед - впервые в Америке - и обнаружили в нем бивень мамонта. Повернув на юг, «Рюрик» перешел к о. Уналашка, оттуда в залив Сан-Франциско и к Гавайским о-вам.

В январе - марте 1817 г. участники экспедиции вновь исследовали Маршалловы о-ва, причем в цепи Ратак открыли, осмотрели и нанесли на точную карту еще ряд обитаемых атоллов: в январе - Нового Года (Меджит) и Румянцева (Вотье), в феврале - Чичагова (Эрикуб), Малоэлап и Траверсе (Аур), в марте - Крузенштерна (Аилук) и Бикар. Совместно с А. Шамиссо и И. Эшшольцем О. Коцебу выполнил первое научное описание всего архипелага, проведя на атолле Румянцева несколько месяцев. Они впервые высказали правильную идею о происхождении коралловых островов, позднее разработанную Ч. Дарвином. Затем Коцебу снова двинулся в северную часть Берингова моря, но из-за травмы, полученной во время шторма, решил вернуться на родину.

Единственный офицер на «Рюрике» - Г. Шишмарев с честью выдержал двойную нагрузку. Он с помощью молодого помощника штурмана Василия Степановича Хромченко , из которого вышел первоклассный мореход, позднее еще два раза обогнувший земной шар - уже как командир корабля. На пути к Филиппинам экспедиция в третий раз исследовала Маршалловы о-ва и в ноябре 1817 г. нанесла, в частности, на карту в центре архипелага обитаемый атолл Гейдена (Ликиеп), завершив в основном открытие цепи Ратак, начатое, по-видимому, еще в 1527 г. испанцем А. Сааведрой .

23 июля 1818 г. «Рюрик» вошел в Неву. Из его команды умер только один человек. Участники этого кругосветного плавания собрали огромный научный материал - географический, особенно океанографический, и этнографический. Он был обработан О. Коцебу и его сотрудниками для коллективного трехтомного труда «Путешествие в Южный океан и в Берингов пролив для отыскания Северо-Восточного морского прохода, предпринятое в 1815–1818 гг. ... на корабле «Рюрик»...» (1821–1823 гг.), основная часть которого написана самим О. Коцебу. А. Шамиссо дал высокохудожественную характеристику плавания в книге «Кругосветное путешествие... на бриге «Рюрик» (1830 г.) - классическом произведении этого жанра в немецкой литературе XIX в.

адача открыть Северный морской проход из Тихого океана в Атлантический была поставлена правительством и перед арктической экспедицией, отправленной в начале июля 1819 г. вокруг мыса Доброй Надежды на двух шлюпах - «Открытие», под командой боевого офицера Михаила Николаевича Васильева , он же- начальник экспедиции, и «Благонамеренный», капитан Г. Шишмарев. В середине мая 1820 г. в Тихом океане (у 29° с. ш.) шлюпы разлучились по распоряжению М. Васильева. Он пошел в Петропавловск, Г. Шишмарев - к о. Уналашка. Соединились они в заливе Коцебу в середине июля. Оттуда они вышли вместе, но тихоходный «Благонамеренный» отстал и достиг только 69°01" с. ш., а М. Васильев на «Открытии» - 71°06" с. ш., на 22 минуты севернее Кука: дальнейшему продвижению к северу помешал сплошной лед. На обратном пути они заходили через Уналашку в Петропавловск, а к ноябрю прибыли в Сан-Франциско, где произвели первую точную опись залива.

Весной 1821 г. шлюпы через Гавайские о-ва в разное время перешли к о. Уналашка. Затем М. Васильев двинулся на северо-восток, к мысу Ньюзнхем (Берингово море), и 11 июля 1821 г. открыл у 60° с. ш. о. Нунивак (4,5 тыс. км²).М. Васильев назвал его в честь своего корабля - о. Открытие. Офицеры «Открытия» описали южный берег острова (два мыса получили их имена), Через два дня о. Нунивак независимо от М. Васильева обнаружили командиры двух судов Российско-американской компании - В. Хромченко и вольный мореход Адольф Карлович Этолин , впоследствии главный правитель Русской Америки. Его именем назван пролив Этолин, между материком и о. Нунивак. Пройдя затем в Чукотское море, М. Васильев описал американской берег между мысами Лисберн и Айси-Кейп (у 70°20" с. ш.), но из-за льдов повернул обратно. В сентябре шлюп отдал якорь в Петропавловской гавани.

Между тем Г. Шишмарев, согласно заданию, проник через Берингов пролив в Чукотское море, но смог к концу июля с величайшими усилиями достичь лишь 70° 13" с.. ш.: противные ветры и тяжелые льды вынудили его отступить. Он прибыл в Петропавловск через десять дней после М. Васильева. Оба судна вернулись через Гавайские о-ва и вокруг мыса Горн в начале августа 1822 г. в Кронштадт, завершив кругосветное плавание.

1823–1826 гг. О. Коцебу на шлюпе «Предприятие» совершил свое второе кругосветное плавание (как командир корабля). Спутником его был студент Эмилий Христианович Ленц, впоследствии академик, выдающийся физик: он изучал вертикальное распределение солености, температуры тихоокеанских вод и суточные изменения температуры воздуха на различных широтах.С помощью сконструированного им барометра и глубомера он выполнил множество измерений температуры воды на глубинах до 2 тыс. м. положив начало точным океанологическим исследованиям. Ленц первый в 1845 г. обосновал схему вертикальной циркуляции вод Мирового океана. Результаты своих исследований он изложил в монографии «Физические наблюдения, произведенные во время кругосветного путешествия» (Избранные труды. М., 1950). торично с О. Коцебу отправился И. Эшшольц - тогда уже профессор. На пути от Чили к Камчатке и марте 1824 г. в архипелаге Туамоту О. Коцебу открыл обитаемый атолл Предприятие (Факахина), а в западной группе о-вов Общества - атолл Беллинсгаузена. В низких южных широтах судно попало в штилевую полосу и очень медленно двигалось к северу. 19 мая у 9° ю. ш. начались ливни и шквалы. О. Коцебу отметил сильное течение, ежедневно относившее «Предприятие» к западу на 37–55 км. Картина резко изменилась у 3° ю. ш. и 180° з. д.: направление течения стало прямо противоположным, а скорость осталась прежней. Он не смог объяснить причину этого явления. Теперь мы знаем, что О. Коцебу столкнулся с Южным Экваториальным противотечением. Еще одно открытие он сделал в октябре 1825 г.: на пути от Гавайских о-вов к Филиппинам обнаружил в цепи Ралик Маршалловых о-вов атоллы Римского-Корсакова (Ронгелан) и Эшшольца (Бикини).

В 1826 г. в конце августа из Кронштадта вышли два военных шлюпа под общим начальством Михаила Николаевича Станюковича ; вторым судном командовал Федор Петрович Литке . Основное задание - исследование северной части Тихого океана и опись противолежащих берегов Америки и Азии - М. Станюкович поделил между обоими кораблями, и каждый в дальнейшем действовал в основном самостоятельно.

М. Станюкович, командуя шлюпом «Моллер», в феврале 1828 г. нашел в западной части Гавайского архипелага о. Лейсон, а на крайнем северо-западе - атолл Куре и в основном завершил открытие Гавайской цепи, доказав, что она простирается более чем на 2800 км, считая от восточной оконечности о. Гавайи - мыса Кумукахи. Затем М. Станюкович исследовал Алеутские о-ва и произвел съемку северного побережья п-ова Аляска, причем штурманский помощник Андрей Худобин открыл группу небольших о-вов Худобина.

Ф. Литке, командуя шлюпом «Сенявин», исследовал воды Северо-Восточной Азии, а зимой 1827–1828 гг. перешел к Каролинским о-вам. Он обследовал там ряд атоллов и в январе 1828 г. в восточной части этого архипелага, посещавшегося европейцами около трех столетий, неожиданно открыл обитаемые о-ва Сенявина, в том числе Понапе, крупнейший во всей Каролинской цепи, и два атолла - Пакин и Ант (возможно, это было вторичное открытие, после А. Сааведры). Ф. Литке детально охарактеризовал теплое тихоокеанское Межпассатное противотечение, проходящее в низких широтах Северного полушария в восточном направлении (на него впервые обратил внимание И. Крузенштерн). Летом 1828 г. Ф. Литке астрономически определил важнейшие пункты восточного берега Камчатки. Офицер Иван Алексеевич Ратманов и штурман Василий Егорович Семенов впервые описали о. Карагинский и пролив Литке, отделяющий его от Камчатки. Затем был положен на карту южный берег Чукотского п-ова от Мечигменской губы до залива Креста, открыт пролив Сенявина, отделяющий от материка острова Аракамчечен и Ыттыгран.

Веб-дизайн © Андрей Ансимов, 2008 - 2014 год

Вернемся к теме путешествий. Рассказ о пароходе паруснике «Крузенштерн» у нас уже , обратимся же наконец к самому Ивану Федоровичу Крузенштерну — начальнику первой русской кругосветной экспедиции. Марка в честь Ивана Федоровича и его плавания была выпущена в России в 1994 г. в серии, посвященной 300-летию российского флота

Первое русское кругосветное путешествие

Первое русское кругосветное путешествие планировалось еще в эпоху Екатерины II в 1787 году. Для экспедиции были снаряжены пять кораблей под начальством капитана 1-го ранга Григория Ивановича Муловского. Но экспедиция в самый последний момент была отменена из-за начавшейся русско-турецкой войны. Потом началась война со Швецией и стало совсем не до дальних путешествий. Сам Муловский был убит в сражении у острова Эланд.

Вернулись к идее кругосветного путешествия только в начале века девятнадцатого благодаря энергии Ивана Фёдоровича Крузенштерна и деньгам Русско-Американской компании.

Иван Фёдорович (при рождении Адам Иоганн) Крузенштерн был потомком обрусевшего немецкого рода. Родился 8 (19) ноября 1770 года, жил и учился в Ревеле (прежнее название Таллина), затем в Морском кадетском корпусе в Кронштадте. В 1788 году досрочно произведен в мичманы и назначен на корабль «Мстислав», капитаном которого был как раз несостоявшийся руководитель кругосветного плавания Муловский. Естественно, что разговоры о подготовке экспедиции, обсуждение ее планов, не могло не оставить глубокий след в душе пытливого и храброго юноши. После окончания войны Крузенштерн два года служил волонтером на английском флоте и его посещения Индии и Китая еще более убедили молодого моряка в необходимости освоения дальних рубежей российским флотом, что могло принести немалую пользу и торговым делам. Во время службы на английском флоте Крузенштерн начал разрабатывать свой план кругосветного плавания, который и представил по возвращению в Санкт-Петербург. Его идеи были приняты холодно и только горячая поддержка бывшего тогда министром адмирала Мордвинова и государственного канцлера графа Румянцева позволило сдвинуть дело с мертвой точки.


Портрет адмирала Ивана Федоровича Крузенштерна
Неизвестный художник. XIX в. (из собраний Государственного Эрмитажа)

Как раз в это время Российско-Американская компания (РАК), получившая при Александре I новые права и привилегии, задумалась о том, чтобы наладить со своими колониями на Дальнем Востоке и Америке морское сообщение. Сухопутный путь был очень долог, дорог, грузы часто пропадали или приходили испорченными. Для этих целей и решено было использовать план Крузенштерна. Для экспедиции закупили в Англии два небольших шлюпа, названных «Надежда» и «Нева». Капитаном «Надежды» и руководителем всей экспедиции был назначен Крузенштерн, капитаном «Невы» стал однокашник и друг Крузенштерна капитан-лейтенант Юрий Фёдорович Лисянский.

Цель экспедиции была в доставке в наши американские колонии нужных для них товаров, принятие там груза пушнины, которую надлежало продать или обменять в китайских портах на местные товары и доставление последних в Кронштадт. К этой главной цели присоединилось еще производство в назначенных местах гидрографических исследований и доставление посольства в Японию для основания торговых сношений с этой страной. Посланником в Японии назначен был камергер Резанов, один из главных акционеров РАК. Обоим судам дозволено было иметь военные флаги.

Выйдя из Кронштадта в конце июня 1803 года, экспедиция благополучно возвратилась в конце лета 1806 года, исполнив все на нее возложенное. Экспедиция в колонии шла мимо мыса Горн, а в обратный путь - мимо мыса Доброй Надежды. В этом путешествии на пути от островов Зеленого мыса к берегам Южной Америки русские корабли 14 ноября 1803 года впервые пересекли экватор. В честь этого был дан залп из 11 орудий, подняты тосты за здоровье государя императора, и один из матросов, нацепив бороду, от имени морского бога Нептуна произнес приветственную речь.


Маршрут первого русского кругосветного плавания 1803-1806 гг.

После своего возвращение Иван Фёдорович Крузенштерн написал подробнейший отчет, который был издан в трех томах. Книги сейчас оцифрованы и доступны к ознакомлению всем желающим на сайте Российской государственной библиотеки (ссылки приведены в конце поста).


И.Ф. Крузенштерн и Ю.Ф. Лисянский. Художник П.Павлинов

Шлюпы «Надежда» и «Нева»

Шлюпы «Надежда» и «Нева» были куплены в 1801 году в Англии, выбирал их лично Ю.Ф. Лисянский. Первоначально их названия были «Леандр» (Leander) и «Темза» (Thames). Покупка обоих кораблей обошлась российской казне в 17 000 фунтов, плюс материалы для ремонта ещё на 5000 фунтов. Корабли прибыли в Кронштадт 5 июня 1803 года.

«Надежда» (она же «Леандр») была спущена на воду в 1800 году. По классификации кораблей Англии того времени sloop. Наибольшая длина по корпусу - 34,2 метра, длина по ватерлинии - 29,2 метра. Наибольшая ширина - 8,84 метра. Водоизмещение - 450 тонн, осадка - 3,86 метра, экипаж 58 человек. Шлюп был построен для коммерсанта T. Huggins для торговли между Англией и Африкой. После возвращения из путешествия, осенью 1808 года «Надежда» была зафрахтована купцом Российско-американской компании Д. Мартином для перевозки товаров из Кронштадта в Нью-Йорк, и в первом же рейсе, в декабре 1808 года, судно затёртое льдами у берегов Дании погибло.

«Нева» (в прошлом «Темза», как бы странно это не звучало) была спущена на воду в 1802 г. Как и «Леандр», это был трехмачтовый шлюп, вооруженный 14-ю небольшими карронадами. Водоизмещение — 370 т, наибольшая длина с бушпритом — 61 м, команда 43 человека.

Путешествие для «Невы» отнюдь не было спокойным. «Нева» сыграла ключевую роль в битве на о. Ситка в 1804 году, когда русские отбили форт Св. Архангела Михаила от тлинкитов, захвативших его в 1802 году. В 1804 году Александр Баранов, генеральный менеджер Русско-американской компании, потерпел неудачу в попытках вернуть форт. В распоряжении Баранова было только 120 солдат на четырех малых судах и 800 алеутов на 300 каноэ (это к вопросу сколько у нас было на Аляске сил, стоило или нет ее продавать, и могла бы Россия ее удержать в случае чего, если из ключевого форта банду индейцев не могли выбить 2 года). В конце сентября 1804 года «Нева» и три еще небольших парусных судна предприняли очередную осаду форта при поддержке 150 вооруженных торговцев мехом, а также 400-500 алеутов на 250 каноэ. Атака завершилась успехом, регион вернулся под контроль России.


Шлюп «Нева». Рисунок с гравюры И.Ф. Лисянского

В июне 1807 года шлюп «Нева» первым из русских кораблей посетил Австралию.

В августе 1812 года «Нева» с грузом пушнины отплыла из Охотска. Переход выдался трудным, корабль изрядно потрепали шторма, часть экипажа умерла от цинги. Экипаж принял решение плыть к Ново-Архангельску, однако не доплыв до пункта назначения всего нескольких километров, шлюп в штормовую погоду в ночь на 9 января 1813 года налетает на скалы и терпит крушение у острова Крузова. От экипажа осталось 28 человек, которым удалось вплавь достичь берега и переждать зиму 1813 года.

О марке

Как я уже сказал, марка была выпущена в ноябре 1994 г. в серии, посвященной русским географическим экспедициям. Всего серия состоит из 4-х марок номиналом 250 руб. каждая. Три других марки посвящены путешествию В.М. Головнина 1811 года по исследованию Курильских островов, экспедиции Ф.П. Врангеля в Северную Америку и экспедиции Ф.П. Литке во время исследования островов Новой Земли в 1821-1824 гг.

Также марки были выпущены в малых листах.


Изображение с сайта АО «Марка» (www.rusmarka.ru)

Тираж марок — 800 000 шт., малого листа — 130 000 шт. Бумага — мелованная, печать глубокая плюс металлография, перфорация — рамочная 12 x 11½.

«Нева» и «Надежда» на других марках

Марки, посвященные путешествию, были выпущены нашими соседями, прежде братскими республиками, Эстонией и Украиной. Филателии совсем не чужда политика, и как в случае с датчанином , Украина и Эстония при помощи марок, напоминают всему миру, что Крузенштерн вообще-то родился в Таллине, а Лисянский в Черниговской губернии.

Эстония, 2003

Украина, 1998

«Русские мореплаватели никогда так далеко не ходили… Предлежало им от шестидесятого градуса северной перейти в тот же градус южной широты, обойти дышущий бурями Кап-Горн, претерпеть палящий зной равноденственной линии… Однако… любопытство их и желание увидеть отдаленные страны было так велико, что если бы принять всех охотников, явившихся ко мне с прозьбами о назначении их в сие путешествие, то мог бы я укомплектовать многие и большие корабли отборными матрозами Российского флота» (И. Ф. Крузенштерн. Плавание вокруг света).

О кругосветном плавании в России задумались еще в середине XVIII в. (первым предложил осуществить его адмирал Н. Ф. Головин), однако подготовлено оно было только в 1787 г. Начальником отряда из четырех кораблей назначили капитан-бригадира Г. И. Муловского. Но из-за войны со Швецией поход был отменен, а в 1789 г. Муловский погиб в морском сражении у острова Эланд. В том роковом бою он командовал линкором «Мстислав», мичманом на котором служил 17-летний Иван Крузенштерн. Именно он стал самым горячим сторонником идеи русской кругосветки.

На фрегате «Подражислав», также принимавшем участие в бою со шведами, мичманом был еще более юный Юрий Лисянский. В 1790-х гг. Крузенштерн и Лисянский успели поплавать на английских кораблях в Атлантике, в Индийском и Тихом океанах и повоевать против французов. По возвращении в Россию оба были произведены в капитан-лейтенанты. В 1799 г. Крузенштерн представил императору Павлу I свой проект кругосветного плавания. Главная цель проекта состояла в организации пушной торговли России с Китаем по морю. Судя по всему, Павел отнесся к этой идее скептически. А в 1801 г. императора убили заговорщики. Считается, что не последнюю роль в организации заговора против Павла, сторонника сближения с Францией, сыграли англичане.

Идею кругосветки поддерживала Российско-американская компания, основанная в 1799 г. с целью освоения территорий Русской Америки и Курильских островов. По мере того как русские колонисты осваивали северо-западное побережье Америки и прилегающие острова, потребность в регулярном сообщении между Россией и ее владениями на Американском континенте становилась все более острой. Необходимость эта диктовалась несколькими обстоятельствами, в первую очередь - проблемой снабжения колонистов провизией и частыми нападениями индейцев. И, разумеется, угрозой русским владениям, исходившей от других колониальных держав: Англии, Франции, «новорожденных» Соединенных Штатов Америки и в меньшей степени Испании.

В начале XIX в. сообщение с американскими колониями было налажено плохо. Товары, оружие, инструменты и значительная часть продовольствия из европейской части страны перевозили через Урал и Западную Сибирь (и это только четверть пути!), а дальше начиналось почти полное безлюдье и абсолютное бездорожье Сибири Средней и Восточной. Затем оставались «сущие пустяки» - от Охотска морем до Аляски. Надежды на освоение морского пути вдоль северного побережья России так и оставались надеждами, и потому существовал лишь один вариант - плавание через южные моря либо на запад, вокруг мыса Горн, либо в противоположном направлении, в обход мыса Доброй Надежды.

Начиная с первых лет царствования Александра I, пришедшего к власти после убийства отца, Российско-американская компания действовала под покровительством монаршей семьи. Ей предоставлялись в монопольное пользование все промыслы на Аляске и прилегающих островах, а также на Курилах и Сахалине, право торговать с другими странами, организовывать экспедиции и занимать открываемые земли. Одним из ее директоров был камергер императорского двора Н. П. Резанов.

Высочайшее соизволение на проведение первой русской кругосветной экспедиции было получено в 1802 г. Ее начальником император назначил Крузенштерна. Главная цель экспедиции состояла в изучении возможностей транспортного сообщения между Европейской Россией и Русской Америкой. Кораблям предстояло доставить на Аляску грузы Российско-американской компании, а затем меха компании в Китай на продажу.

Компания брала на себя половину всех расходов на экспедицию. В Англии были куплены два корабля, не самых новых, зато надежных. Один из них назвали «Надеждой», другой получил имя «Нева». Первым командовал Иван Федорович Крузенштерн, вторым - Юрий Федорович Лисянский.

Экспедиция готовилась тщательно. Было закуплено множество лекарств, главным образом противоцинготных средств. Очень ответственно подошли два капитана и к комплектованию своих команд, предпочитая иностранцам соотечественников, в первую очередь военных моряков. Это и понятно: корабли отправлялись в поход под Андреевским флагом - главным корабельным знаменем российского военно-морского флота. Попутно экспедиция, снабженная самыми современными приборами, должна была вести научные исследования. В плавание отправились натуралист и этнограф Г. И. Лангсдорф, естествоиспытатель и художник В. Г. Тилезиус, астроном И. К. Горнер и другие ученые.

За несколько дней до отплытия план экспедиции претерпел изменения: Крузенштерну было поручено доставить в Японию посольство во главе с Н. П. Резановым для установления торговых отношений с этой страной. Резанов со свитой и подарками для японцев разместился на «Надежде». Как выяснилось позже, император наделил посланника полномочиями руководителя экспедиции. Однако об этом не были извещены ни Крузенштерн с Лисянским, ни остальные члены экспедиции.

В конце июля 1803 г. «Надежда» и «Нева» вышли из Кронштадта. Совершив остановку в Копенгагене, корабли проследовали в Англию, затем на юг, к Канарским островам, куда прибыли в октябре, а 14 ноября впервые в истории российского флота пересекли экватор. Но это лишь на бумаге выглядит гладко, а в действительности все обстояло непросто. И причина не в штормах или болезнях, а в конфликте между Резановым и Крузенштерном. Едва корабли покинули Европу, камергер высказал недвусмысленные претензии на общее руководство, с чем командир «Надежды», естественно, не мог согласиться. Императорский рескрипт Резанов до поры не предъявлял.

В декабре корабли подошли к берегам Бразилии. После того как они благополучно обогнули мыс Горн, уже в Тихом океане внезапно налетел шторм, и «Надежда» с «Невой» разлучились. На этот случай инструкция предусматривала несколько пунктов встречи по маршруту следования. В Тихом океане первым таким местом был остров Пасхи, а следом за ним Нуку-Хива (один из Маркизских островов). Ветра отнесли «Надежду» далеко к западу от первого пункта, и Крузенштерн принял решение сразу идти к Маркизам. Лисянский же двинулся к острову Пасхи, провел здесь несколько дней, а затем проследовал к Нуку-Хива, где корабли и встретились. Между тем конфликт между командиром и камергером набирал силу. Резанов пытался вмешиваться в управление кораблями, несколько раз требовал изменить маршрут. В конце концов это привело к открытому столкновению, в ходе которого все офицеры, кроме одного, заявили о своем неподчинении Резанову, а последний наконец вынужден был предъявить рескрипт императора. Но даже это не помогло - офицеры по-прежнему отказывались подчиняться камергеру.

От Нуку-Хива «Надежда» и «Нева» направились на северо-северо-запад и 27 мая достигли Гавайских островов. Здесь отряд разделился: Лисянский, в соответствии с первоначальным планом, отправился на север, к острову Кадьяк, а Крузенштерн двинулся на северо-запад, к Камчатке, чтобы затем доставить посольство в Японию. Прибыв в Петропавловск, Резанов вызвал камчатского коменданта П. И. Кошелева и потребовал осудить Крузенштерна за неподчинение. Ознакомившись с обстоятельствами дела, генерал-майор Кошелев сумел примирить конфликтовавшие стороны.

В конце сентября «Надежда» уже достигла Нагасаки. В те времена Япония была закрытым от внешнего мира государством. Только голландцам удалось наладить с японцами торговлю, и то скорее символическую. Неудивительно, что миссия Резанова провалилась. Полгода посольство жило на клочке земли, огороженном высоким забором, фактически в плену. Русским морякам не разрешали сходить на берег. Японцы всячески тянули время, не приняли царских подарков - к слову, довольно бестолковых, а в итоге отказались от переговоров и вручили послу грамоту, согласно которой российским судам запрещалось приближаться к берегам Японии.

В начале апреля 1805 г. Крузенштерн, выйдя из Нагасаки, проследовал Корейским проливом в Японское море, затем проливом Лаперуза в Охотское море и 23 мая привел «Надежду» в Петропавловск. Здесь Резанов покинул корабль, чтобы отправиться в Русскую Америку, навстречу новым приключениям (которые легли в основу известного спектакля «Юнона и Авось»). А «Надежда» 23 сентября вышла из Петропавловска, направилась в Южно-Китайское море и 8 ноября достигла Макао.

«Нева», добравшись в июле 1804 г. до острова Кадьяк, более года провела у берегов Северной Америки. Моряки доставили русским колонистам необходимые грузы, помогли им отбиться от нападений индейцев-тлинкитов и построить крепость Новоархангельск, вели научные наблюдения. Лисянский обследовал архипелаг Александра и открыл несколько островов, в том числе один крупный, названный именем Чичагова. Загрузившись пушниной, «Нева» взяла курс на Китай. В октябре 1805 г., проходя сквозь «строй» Гавайских островов, она села на рифовую мель вблизи неизвестного острова. Корабль удалось снять с мели, а открытый остров получил имя командира. В середине ноября, обогнув с юга Формозу, Лисянский вошел в Южно-Китайское море и вскоре прибыл в Макао, где его ждал Крузенштерн.

Продав меха, русские 31 января 1806 г. отправились в обратный путь. Через Зондский пролив 21 февраля корабли вошли в Индийский океан. В начале апреля недалеко от мыса Доброй Надежды они потеряли друг друга в густом тумане. Местом их встречи должен был стать остров Святой Елены, куда и прибыл 21 апреля Крузенштерн. «Нева» же, не заходя на остров, проследовала через всю Атлантику в Портсмут, где оказалась 16 июня. Безостановочный переход от Макао до Портсмута продолжался 142 дня. А 22 июля 1806 г. «Нева» пришла в Кронштадт. «Надежда», прождавшая несколько дней у острова Святой Елены, вернулась в Россию двумя неделями позже.

ЦИФРЫ И ФАКТЫ

Главные герои

Иван Федорович Крузенштерн, начальник экспедиции, командир «Надежды»; Юрий Федорович Лисянский, командир «Невы»

Другие действующие лица

Александр I, император России; Николай Петрович Резанов, чрезвычайный посланник в Японию; Павел Иванович Кошелев, комендант Камчатки

Время действия

Маршрут

Из Кронштадта через Атлантику и Тихий океан в Японию и Русскую Америку, через Индийский и Атлантический океаны в Кронштадт

Цели

Изучение возможностей сообщения с Русской Америкой, доставка посольства в Японию и грузов на Аляску

Значение

Первое в истории русское кругосветное плавание

6587