Педагогическое эссе. Эссе «Моё педагогическое кредо

Чтобы учить других,

Надо учиться самому,

Чтобы воспитывать других,

Надо начинать с себя.

Каждый ребенок, отвечая на вопрос взрослого, о том кем бы он хотел стать, не задумываясь, называет любые профессии, наиболее ему знакомые. Как правило, это водитель, продавец, парикмахер. И редко кто называет профессию воспитателя или учителя, а жаль.

Когда мне было 9 -12 лет, я больше всего любила играть с подружками в «больницу» и в «школу». Играя в школу, мне всегда хотелось, чтобы у меня все было как у настоящего учителя - и журнал, и тетради, и указка. И у меня был и школьный журнал со списком учеников, аккуратно сделанный из тетради, и тетрадки с домашними заданиями, которые я очень любила проверять и ставить оценки непременно красной пастой. Мамина знакомая отдала для моей «школы» сборник диктантов, а папа смастерил деревянную указку, очень похожую на указку моей первой учительницы, а доской нам служила дверца старого шкафа.

И мы играли… Играли по долгу и получали огромное удовольствие от игры.

Вот так мой детский интерес перерос в любимую профессию, профессию педагога. Педагог, как и любая другая профессия, представляет собой трудовую деятельность, которая требует от человека определенных знаний и умений. Но основу любимой профессии все – таки составляет любовь к детям, ведь без этого работать педагогом невозможно. Профессия педагога предполагает постоянное саморазвитие, самосовершенствование и самовоспитание. Только благодаря любви к детям, мы можем дать им заботу, ласку, понимание, а взамен получить положительные эмоции, заряд бодрости и детскую непосредственную любовь без обмана и фальши.

Работать логопедом я начала довольно поздно, после того, как за плечами у меня была уже семья, трое замечательных детей и 17 – летний стаж работы в больнице. Мое первое образование медицинское. Были в моей работе и трудности и радости, встречались разные люди и хорошие и не очень, но всегда я ответственно подходила к работе, всегда с удовольствием шла на работу и думала, что так будет всегда.

Но так иногда бывает, случайно в жизни ничего не происходит... Я решила освоить новую специальность учитель – логопед. И теперь я знаю точно не надо бояться менять профессию, менять что-то в жизни, вообще меняться. Когда ты в 37 лет меняешь профессию, заново чему-то учишься - это замечательно, ты открываешь себя с другой стороны, ты начинаешь понимать, что это действительно то, к чему ты шла так долго.

Профессия логопед – вот мое открытие. И хотя я совсем недавно работаю в этой новой профессии, я считаю, что нашла свое призвание. А если человек нашел свое призвание, то труд для него становиться радостью и я не перестаю радоваться тому, что выбрала такую гуманную профессию, которая гармонично сочетает в себе милосердие медицины, мудрость педагогики и прозорливость психологии. Несмотря на все сложности профессии, работу я свою люблю и не представляю без нее своей жизни. Что это значит? Это значит, что когда заканчивается твой рабочий день, ты не перестаешь быть учителем - логопедом и ты опять думаешь о детях и их проблемах, о программах и планах, о занятиях. И это тоже делает меня счастливой! А самое главное – это осознание того, что ты делаешь важное и полезное дело.

На свете очень много профессий интересных,

Одну из них когда – то ты выбрал для себя,

Ведь речь людей красивая, осмысленная, внятная –

Как эталон в общении не только для тебя.

С детьми ты щедро делишься талантом и умением,

Терпением, заботою, искусным ремеслом,

Проблемы все исчезнут вскоре, без сомнения.

О встречах ваших вспомнят с любовью и добром.

Если поэзия - это музыка сердца, то эссе - это музыка мысли. У каждого человека есть, что сказать. Есть те струны, которые постоянно звучат в нём, волнуя, вдохновляя и двигая его вперёд до самого последнего дня жизни. Именно эта музыка воплощается в жанре эссе. Эссе - самый свободный жанр. Это спор с миром. В эссе можно поспорить и засомневаться в том, что другие считают правильным и целесообразным. Можно даже замахнуться на авторитеты. Вызвать из прошлого великих людей, чтобы вступить с ними в полемику, чтобы доказать им узость их взглядов или, наоборот, поддержать их правоту. Эссе - это обычное упражнение, позволяющее не только показать уровень своих знаний, но и выразить себя. Услышав это, многие начинают думать, что достаточно отпустить свою мысль на свободу и писать о том, что взбредёт в голову. Конечно же, нет. Мысль должна быть оформлена, и её ограничивает уже то, что нужно выразить себя словом, сложить свои мысли в предложения, которые будут правильно поняты читателем. Ведь не просто так человек передаёт другим людям свои мысли, а с определённой целью - быть услышанным.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Педагогическое эссе

Воспитатель не сковывает, а

Освобождает, не подавляет,

А возносит, не комкает, а
Формирует, не диктует, а
Учит, не требует, а спрашивает.

Переживает с ребёнком много

Вдохновенных минут.

(Я. Корчак).

П очему я выбрала профессию воспитатель? Стать воспитателем я решила ещё в детстве, когда сама ходила в детский сад, чтобы нести знания, добро, свет и справедливость в детские души и сердца. В детстве я очень часто организовывала с детьми игры, где я была в главной роли – учителя или воспитателя. После восьмого класса я поступила в Ханты-Мансийское национальное педагогическое училище. Так началась моя педагогическая деятельность.

КТО зовётся воспитатель? Очень трудно рассказать. Воспитатель, для ребёнка, будто бы – вторая мать: успокоит и подскажет – как им дальше в жизнь шагать. Воспитатель – это просто состояние души, без которой невозможно в мир ребёнка нам вести. Воспитатель, по природе своей профессии - созидатель. Созидатель с большой буквы, ибо творит он Человека. Каким будет этот человек, что после себя оставит – таков и итог профессионального пути педагога. Кто в детский мир хоть раз попал – остался сердцем там навеки. Ничто не важно в жизни так, как эти маленькие дети. И воспитатель их ведёт по первой жизненной дороге. На все вопросы: что, как, где, когда и почему? – найдут ответы педагоги. И для родителей всегда готовы добрые советы. Мне нравиться то, чем я занимаюсь. Чувствовать ответственность и свою сопричастность к чему-то большому – это огромное счастье.

Дети с ограниченными возможностями – это особенные дети, они приходят к нам совсем маленькими. Первая необходимость – это поддержать родителей, помочь им выбрать правильное направление в развитии особенного ребёнка. Они только вступают в большую жизнь, перед ними дорога, окрашенная разными красками, как разноцветная радуга. Природа щедро одаривает детей, но они не могут видеть эти сокровища. Эти дары природы мы, взрослые, должны в них раскрыть, бережно сохраняя индивидуальность ребёнка. И свою задачу, как воспитателя, я вижу именно в этом. Это большая ответственность перед растущим человеком, перед его родителями, перед обществом, и перед будущим всего человечества.

«Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель. Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец, мать, – он будет лучше того учителя, который прочёл все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он – совершенный учитель» – говорил Л.Н.Толстой. Я стремлюсь быть именно таким педагогом.

Хочу, чтобы в нашем отделении всегда жили счастье познания, радость общения, атмосфера любви и творчества, постоянного поиска, единство воспитанников, родителей и педагогов. Верю, что мы все вместе преодолеем многое.

Моё жизненное кредо – каждый день узнавать что-то новое и интересное, ведь как говорил выдающийся учёный, гуманист и мыслитель Али Апшерони:

« Педагог не может успешно кого-то учить, если в это же время усердно не учится сам». Педагог в современном мире – это тот же ученик. Пока он осваивает новые методики, внедряет инновации и изучает литературу – он учится сам.


Визитная карточка

Эссе учителя русского языка и литературы Ташкирменской ООШ

Сабанаевой Валентины Михайловны.

Моё педагогическое мастерство.

Многие из нас стали учителями, потому что перед нами в детстве был образец высокого педагогического мастерства. Поэтому и передо мной никогда не стояла проблема выбора профессии. Моим любимым учителем была учитель русского языка и литературы Нажия Абдулловна. Мне нравилось её спокойное и уверенное поведение на уроке, красивая, грамотная речь, доступное и интересное изложение материала урока. Я пошла по её стопам. И в 1996 году закончила факультет русской филологии Казанского государственного педагогического университета.

С 1994 года работаю в Ташкирменской основной общеобразовательной школе. Так уж довелось, что 16 лет из них проработала учителем татарского языка, и вот уже 7 лет работаю учителем русского языка и литературы.

Я полностью согласна с тем, что учитель учит детей до тех пор, пока сам учится. Учится, работая над собой, учится, когда передаёт свои знания другим. Настоящий педагог всегда открыт для нового знания, постоянно растёт профессионально, получает удовлетворение и удовольствие от своего труда. Ещё многому предстоит научиться, многое понять, и я к этому готова, потому что моя деятельность доставляет мне удовольствие и даёт возможность вновь и вновь познавать мир, совершая всевозможные открытия.

Так кто же такой педагог? Творец или творческая личность, которая через творческую деятельность стремится найти себя, ядро своей личности, глубинную сущность? Ведь каждый учитель - это артистичный, творческий, энергичный, разносторонне развитой, увлечённый и увлекающийся человек. Когда надо, он артист, художник, потребуется - писатель, исследователь, танцор, певец. Да, профессия педагога, пожалуй, одна из самых интересных и тяжёлых одновременно. Но ведь и детей должны воспитывать люди, по природе своей тяготеющие к этому делу, требующему огромной любви и самоотдачи. У меня больше возможностей реализовать свои творческие идеи в учебном и воспитательном процессе, потому что процесс преподавания русского языка и литературы позволяет создать на занятиях идеальные условия для развития творческих способностей ребёнка. А миссия педагога помочь каждому ребёнку осознать свои возможности, поверить в себя, раскрыть свой талант, самореализоваться - в этом я вижу цель своей педагогической деятельности. Поэтому и методическую тему я выбрала в соответствии с этими целями: «Развитие речи и творческих способностей учащихся на уроках русского языка и литературы и во внеурочной деятельности»

Радость совместного труда, сотворчества, сопереживания - вот те прекрасные мгновения нашей профессии, которые не сравнить ни с какими преимуществами других профессий. И я полностью согласна со словами Д.С.Лихачёва: «Учительство - это искусство, труд не менее титанический, чем труд писателя или композитора, но более тяжелый и ответственный. Учитель обращается к душе человеческой не через музыку, как композитор, не с помощью красок, как художник, а впрямую. Воспитывает своими знаниями и любовью, своим отношением к миру».

Наша жизнь не стоит на месте. Развиваемся мы, развиваются и совершенствуются технологии. В наш прогрессивный век современный урок уже невозможно представить без информационно-коммуникационных технологий. И в настоящее время с появлением проектора в кабинете русского языка и литературы возможности применения компьютерных технологий на уроках значительно расширились. Из всех учебных предметов, мне кажется, именно русский язык и литература более способствуют развитию и воспитанию личности ученика, его нравственной ориентации в этом мире. Сегодня актуальны современные технологии, в основе которых лежат принципы деятельностного подхода и развивающего обучения. Мне ближе технологии критического мышления, проблемного обучения, метод проектов. «Система Евгения Николаевича Ильина: преподавание литературы как предмета, формирующего человека» как нельзя лучше представляет сущность личностно-ориентированного обучения. В основе её проблемное обучение. Она ставит целью нравственное и эмоциональное воспитание личности, в процессе которого осуществляется необходимое обучение. Уже давно доказано, что каждый учащийся по-разному осваивает новые знания. А метод Е.Н.Ильина позволит и слабому ученику участвовать в диалоге, поиске решения проблемы. Ведь урок литературы, по мнению Ильина, это «человекоформирующий процесс, урок-общение, искусство, а не только учебное занятие, и жизнь. Это совместная деятельность учителя и ученика на творческой основе, духовном равенстве и межличностном общении». Использование на уроках литературы бесед «по душам», ярких примеров из литературы, из своего жизненного опыта и опыта учеников помогает подростку поверить в свои силы, воспитать в нём лучшие качества личности. Я считаю, что личность учителя, живое общение, вербальный обмен информацией - все это является важной составляющей обучения. Истинное мастерство педагога, на мой взгляд, состоит в том, чтобы совмещать традиционные и инновационные методы и технологии обучения. Ведь и те, и другие имеют одну задачу - научить ребенка. На своих уроках, конечно же, я использую различные психолого-педагогические технологии (коммуникативно-развивающую, игровые, исследовательские). То, что для 90 % детей в школе русский язык не является родным, обязывает уделять больше внимания на уроках развитию речи, обогащению словарного запаса. В своей работе я активно использую мультимедийные материалы, интернет-ресурсы. Это и комьютерные презентации, в том числе подготовленные моими учениками, онлайн-тестирования. Данные материалы использую при организации повторения, проверке домашнего задания, при изучении нового материала, при контроле знаний учащихся, при подготовке к олимпиадам, к итоговой аттестации. Но никакая техника, на мой взгляд, не может заменить живого собеседника, вдохновить, заинтересовать изучаемым материалом. Любое техническое средство обучения, даже самое современное и перспективное, - лишь верный помощник, вспомогательное средство. Живое, эмоциональное учительское слово ничем и никогда заменить не удастся.

В чём оно заключается, педагогическое мастерство? Возможно, в результатах нашей деятельности, в том, что ученики без двоек сдают экзамены, поступают учиться в выбранные ими учебные заведения. В том, что они просто остаются хорошими людьми и не забывают своих учителей.

Я не могу сказать, что я совершенный мастер своего дела. Мастерство - процесс, не останавливающийся ни на минуту. Всегда будет кто-то лучше меня. А я пока просто буду работать и учить на своих уроках читать, писать, думать, говорить. Причём, делаю я это не только на уроках, а в последние четыре года и на занятиях этно-краеведческого кружка. Многие не понимают, при чем тут русский язык и литература. Но ведь это и есть всё то, что я знаю и чему хочу научить детей: развитие речи, расширение кругозора, воспитание нравственных качеств. Мы общаемся с разными людьми, берем интервью у односельчан, записываем истории их жизни, просим рассказать о семье, изучаем самобытный фольклор нашего народа, историю села, рассказываем об этом туристам, которые приезжают к нам со всей необъятной Российской Федерации - все это огромная работа как и в изучении языка, так и в расширении кругозора.

Так устроена жизнь сельского учителя, что мы не можем провести грань, где заканчивается наша работа и начинается личная жизнь. Я не работаю учителем, я живу этой профессией и не жалею об этом!

Всё начинается с любви:
И озаренье, и работа,
Глаза цветов, глаза ребёнка —
Всё начинается с любви.

Р. Рожденственский.

Символом веры, основой мировоззрения, стойким убеждением человека является кредо. Кредо означает «верю». Во что же я верю? Я верю в любовь. Воспитатель должен любить детей – без этого его работа не имеет смысла.

Еще А.С.Макаренко отмечал, что «любовь – это самое великое чувство, которое вообще творит чудеса, которое творит новых людей, создает великолепные человеческие ценности».

Спокойные и непоседы, неугомонные и серьезные, вдумчивые и пытливые «почемучки». И к каждому нужен свой подход, свой ключик. Только тогда открывается душа этого маленького человека, появляется доверчивый, открытый взгляд, и малыш посвящает тебя в самые сокровенные тайны…

«Ребенок умеет любить того, кто его любит, и его можно воспитывать только любовью» , – говорил Ф.Э.Дзержинский.

За много лет работы с детьми, я пришла к выводу, что не надо гнаться за детской любовью – она сама тебя найдёт. Секрет детской чистой любви прост: они открыты и простодушны, и для меня лучшая награда – их радостная улыбка и слова: «А Вы завтра будете снова?», или: «Мы с Вами хотим быть!» Как прошло детство, кто вел ребенка за руку в детские годы, что вошло в разум и сердце из окружающего мира – от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш.

Я – воспитатель! Я понимаю, что на меня возложена большая ответственность: мне доверены детские сердца.

Воспитатель – это человек, который помогает познать окружающий мир, учит детей общаться и радоваться людям, отличать доброе – от злого, прекрасное – от безобразного, учит сострадать, заботиться о близких, мечтать, творить и создавать.

Что миру отдадим мы, то мы и получим,

И горько будет, если не научим

Детей не только буквам всем от А до Ять,

Но и любить, прощать и понимать…

Великий Ф.М.Достоевский говорил: «Без зачатков положительного и прекрасного нельзя выходить человеку в жизнь из детства».

Всё вокруг маленького человека должно быть прекрасно, он должен получать только лучшее: лучший уход, лучшее воспитание, лучшие игрушки, лучшее питание, а главное – лучшее общение. Все, что его окружает, должно нести позитивный заряд и положительные эмоции. Поэтому я стремлюсь к тому, чтобы окружающая среда ребёнка не только способствовала его всестороннему развитию, но и радовала его, притягивала своим уютом, теплотой, красотой.

Соответственно, следующим моим убеждением является высказывание Ф.М.Достоевского: «Красота спасёт мир».

Среда, окружающая детей в детском саду, должна обеспечивать также безопасность их жизни, способствовать укреплению здоровья и закаливанию организма каждого их них.

Забота о здоровье – это важный труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы.

Сохранение и укрепление здоровья детей является важнейшим условием развития и становления его как личности.

И следующее моё убеждение будет озвучено высказыванием Белинского Виссариона Григорьевича: «Без здоровья невозможно и счастье».

Непременным является опора на личностно-ориентированную модель взаимодействия между детьми и взрослыми.

Я не боюсь лишний раз похвалить ребенка, даже тогда, когда его успехи очень скромны. Это воспитывает у детей уверенность в себе, вызывает желание сделать следующий шаг. Для меня важно, чтобы ребенок поверил в себя, поверил мне, сохранил уважение и признательность.

Поэтому мои педагогические позиции:

Ребенка надо принимать таким, какой он есть, ведь каждый ребенок индивидуален;

Воспитывать нужно не только словом, но личным примером;

Находить в ребенке хорошее и говорить о его достоинствах.

Итак, следующее убеждение можно сформулировать так: «Ребенок индивидуален, и важно понять и принять его»

Воспитатель – это созидатель, творец, только ему открыто главное сокровище – детские сердца, которые ждут тепла, доброго слова, новых знаний и готовы всегда отвечать взаимностью.

Чем больше воспитатель знает и умеет, тем легче и интереснее ему будет работать с детьми, а детям – с ним. Поэтому я стараюсь изучать что-то новое в сфере образования, интересуюсь современными приемами и методами, нетрадиционными технологиями. Все новое интересно, это помогает мне в работе.

При этом важно помнить наставления Станиславского Константина Сергеевича: «Трудное сделайте привычным, привычное – лёгким, лёгкое – приятным»

И следующее моё убеждение хочу озвучить так: «Творить нужно созидая, гореть – не сгорая».

Итак, своё педагогическое кредо я хочу выразить такими простыми, но важными для воспитателя словами:

Любовь, Красота, Здоровье, Созидание, Понимание!

И невольно рождаются строки:

Всем Любовь необходима,

Красота спасает мир…

Без Здоровья нам никак,

Без Понимания вовсе – мрак.

Без Созидания скучновато,

Так давайте же любить!

Красотой наполним мир,

Будем созидать, творить!

Жить – здоровье укрепляя,

Беречь друг друга, понимая,

Что дети планеты Земля

Есть ценность всего бытия!

Региональный конкурс «Учитель года - 2015»

Конкурсное задание «Эссе»

«Я – учитель»

Кузнецова Н.С.

Грязовецкий район

Школа… Мой путь к ней был определен детской мечтой быть учителем.

Я родилась в д.Петрино Череповецкого района, там прошли мои лучшие годы, моё детство.

1 сентября 1976 года. Солнечное сентябрьское утро. Настроение отличное, погода прекрасная, я бегаю по комнатам и напеваю: «Сестрёнка Наташка теперь первоклашка, теперь ученица она. И знает об этом вся улица наша и знает об этом вся наша страна». В этот день в школу собиралась не только я, но и мои родители: они были учителями. Мама – учителем русского языка и литературы, а папа – учителем физики.

Для меня слово «учитель» наполнено глубоким смыслом. Быть может потому, что мои родители были учителями и я с детства видела и понимала, каким должен быть настоящий учитель: умным, заботливым, добрым, понимающим. Как мои родители – учителя.

Человек, полностью отдающий себя этой профессии, никогда не считается со своим временем. Мама с головой уходила в свою любимую работу: она была активисткой и когда сама училась в школе, и когда затем пришла работать в качестве пионервожатой. Пионерские сборы, комсомольские собрания, слёты, пионерские костры и походы всё это было в нашей семейной жизни.

И как это было здорово.

Я с детства мечтала учителем стать,

Быть может, как папа, а может, как мать.

Друзья говорили – ну, ты и балда!

Мы б в пед не пошли ни за что, никогда!

Чтоб поздно ложиться и рано вставать,

Тетради домой приносить проверять…

Учителем быть дело жизни твоей».

Я сделала свой выбор, поступив в педагогический институт на физико-математический факультет. Впереди меня ждала жизнь, полная напряжения, радости, тревог, бессонных ночей и счастья. Счастья постоянного движения вперёд, творчества и открытий. Я стала учителем.

Вряд ли можно найти название профессии человека, которое звучало бы так же красиво, гордо, проникновенно, тепло и душевно, как слово учитель. В это понятие вложен глубокий смысл и большое, разнообразное значение, что вполне соответствует огромным задачам, которые стоят перед теми, кого называют этим словом. Учитель, педагог, наставник – это не профессия, а скорее призвание... «Не тот учитель, кто получает воспитание и образование учителя, а тот, у кого есть внутренняя уверенность в том, что он есть, должен быть и не может быть иным…», - верно заметил Л.Н. Толстой.

Все начинается с детства. А детство – с семьи и школы. Семья – это, прежде всего, родители, а в школе таковыми являются учителя. Школа - это особый мир детства. Этот мир тонок, хрупок, обостренно чувствует ложь и фальшь, не прощает ошибок взрослым…

Каким должен быть настоящий учитель? Каким хочет видеть меня ребенок? Каким хотят видеть меня родители моих учеников? В чём моя миссия как учителя?

С такими вопросами я обратилась к своим ученикам, к тем ребятам, которые стоят на пороге окончания школы и в жизни которых было много разных учителей.

«На мой взгляд, учитель должен быть справедливым, дипломатичным, обладать чувством юмора, уметь разрядить обстановку на уроке, понимающим. Хороший учитель тот, кто является примером для подражания…»

«Обратимся к самому слову «учитель». Оно образовано от слова «учить». Это значит, что учитель должен научить, научить своему предмету. Отдать все свои знания ученику. Обучить можно всех. Необучаемых нет и не бывает…»

«Учитель, объясняя материал ученикам, должен суметь заинтересовать их. И объяснить его так, как он понимает его сам…»

«Настоящий учитель – это настоящий человек…»

Читая эти строки, понимаешь, что настоящий учитель должен быть

Профессионалом. От меня как от учителя-профессионала требуется глубокое и всестороннее знание своего предмета на современном научном уровне. Ученики простят своим учителям и строгость, и сухость, и даже придирчивость, но не простят плохого знания дела…

Мастерство учителя-профессионала – это не только научная эрудиция и методическая мудрость педагога, но и тонкое искусство, а подлинное искусство обучения и воспитания не терпит высокомерия, унижающей строгости, бездушности и формализма, пустых фраз и словесной трескотни, за которыми нет живой мысли и искреннего чувства. Учитель-профессионал помогает каждому ребенку постигать и проживать жизнь, раскрывая перед ним ее содержание, и вместе восходить на новый уровень развития.

Предмет, который я преподаю, очень сложен. Мне хорошо известно, что многие дети недолюбливают его. Но я также знаю, что взаимопонимание между учителем и учеником – это основа успеха. Если все дети справляются с поставленной перед ними задачей, если работают с увлечением, удовольствием, помогая друг другу, если идут домой довольные уроком и ждут с нетерпением следующего – желание учиться крепнет. А это один из показателей успешности учительского труда.

Личностью . Причем такой Личностью, за которой хочется идти. Личностью, которую хочется слушать, открыв рот. Как же стать такой личностью или хотя бы приблизиться к этому идеалу? По сути, есть только один путь - постоянно расти в духовном плане, не расслабляться, максимально использовать свои способности и быть настолько же требовательным к себе, насколько и к окружающим. Это с одной стороны, а с другой - давать детям то, что им действительно нужно: простое человеческое тепло, заинтересованность в их судьбе…

Учеником. Сенека утверждал: «Уча других, мы учимся сами». Настоящий учитель – хороший ученик, он уважает в ученике своего учителя, так как дети – его учителя.

Гражданином. Чувство сопричастности к судьбе своей Родины, ответственность за нее, формируются постепенно. Огромную роль в этом процессе играет школа: именно в ней происходит взросление юных граждан нашей страны, а значит – учитель, который, формируя личность ученика сам должен быть примером. Учитель с Большой буквы – это Человек и Гражданин…

Исследователем , Творцом!.. Вечно изобретать, пробовать, совершенствовать и совершенствоваться - вот единственный курс учительской жизни. У таких педагогов меняется мировоззрение, творческими становятся подходы к преподаванию: ведь отныне они должны обучать и воспитывать мыслящих, способных самостоятельно добывать знания учеников.

В своей педагогической практике я использую технологию проблемного обучения. Проблемное обучение – это целостная дидактическая система, основанная на логико-психологических закономерностях творческого усвоения знаний в учебной деятельности. Задача проблемного обучения – формирование творческого мышления подрастающего поколения. На мой взгляд, наиболее оправдан подход, который ставит ученика в позицию творческого исследователя физической реальности. И тогда, окончив школу, молодой человек может забыть закон Ома, но, опираясь на сформированные при изучении этого закона творческие способности, он всегда найдёт нужное решение жизненной ситуации.

«Я не знаю, будет ли моя жизнь связана с физикой, но эти уроки останутся в моей памяти навсегда. На них я учусь думать, рассуждать, правильно использовать научные знания, учусь общению» - это слова ученика, который действительно не связал свою жизнь с физикой.

Кто такой Учитель? Прежде всего, это тот, через кого постигается самая главная и самая сложная наука – Жизнь! Заканчиваются уроки математики и географии, физики и химии…, а уроки жизни – никогда! Каждый, кто сегодня трудится в школе, работает на будущее и в ответе за это будущее.

Дать интересный урок – прекрасно, блестяще знать свой предмет – прекрасно. И все же главное – умение обратиться к душе и сердцу своего подопечного! Миссия учителя - заботиться не столько о передаче знаний, сколько о внутреннем развитии ребенка. Стремиться к тому, чтобы ребята не просто поняли, а прочувствовали, пропустили через свою душу.

Быть современным учителем трудно, но возможно. Современный учитель, как и во все предыдущие эпохи, должен быть интересной личностью, справедливым и строгим, понимающим, уважающим и ценящим своих учеников, а ещё он должен быть искренним, чутким и, главное, счастливым! Ведь только у счастливого учителя могут быть счастливые ученики.

Счастливый ли я человек? А когда человек бывает счастлив? Да, наверное, тогда, когда он доволен жизнью, когда знает, зачем он живет. И я с полной уверенностью могу ответить: «Да! Я – счастливый человек. Я учитель, я занимаюсь любимым делом - воспитываю детей, учу их очень сложной науке под названием «физика».