Печи для солдат. Дедовщина в армии и неуставные взаимоотношения в армии



Недавняя гибель военнослужащего Александра Коржича и вскрывшиеся акты неуставных отношениях в учебном центре в Печах вызвали волну общественного возмущения. Об издевательствах старослужащих над молодыми солдатами вновь заговорили во весь голос...

«Тебя взводный колотит по морде...»

Чтобы победить тяжелое заболевание, надо верно понимать его причины. Отчего и почему товарищи по оружию, с минимальной разницей в возрасте и в сроках службы, творят такое насилие друг над другом? И всегда ли и везде была эта самая «дедовщина»?


Неуставные взаимоотношения - бич почти любой армии. Эрих Мария Ремарк описывал это явление в армии Германской империи, Гомикава Дзюнпэй в своем знаменитом романе «Условия человеческого существования» - в армии императорской Японии. В кавалерии ВКЛ пьяные шляхтичи-«товарищи» стреляли из пистолетов в яблоки, положенные на голову своих военных слуг - «пахоликов». Во время моей срочной службы нас занимал вопрос - а была ли дедовщина в царской армии? И после какого срока там становились «дедами»? С учетом того, что «дембеля» от царя приходилось ждать 25 лет, в «духах» там пришлось бы ходить лет 12 с половиной...

Но в армии Российской империи дедовщины не было - там была «дядьковщина». К молодым рекрутам приставлялись старослужащие-«дядьки». «Скажи-ка, дядя, ведь недаром...» у Лермонтова - это и есть обращение молодых бойцов к «дедушке». Но роль «дядек» сводилась скорее к обучению и выполнению патронажа над новобранцами. А мордобоем и издевательством занимались унтер-офицеры и, собственно, сами офицеры.

Некоторые «унтеры» соревновались, кто больше зубов вышибет у солдата с одного удара. Кроме неформальной кулачной расправы, законом были прописаны и уставные телесные наказания - порка шпицрутенами, например. Приговор к нескольким тысячам ударов такими гибкими длинными прутьями фактически означал медленную и мучительную смерть. Официальные телесные наказания для «штрафованных» в армии Российской империи просуществовали до 1904 года и были вновь восстановлены для «защитников отечества» во время мировой войны в 1915 году. Рукоприкладство тылового поручика в отношении казака-фронтовика, имевшего ранения и Георгиевский крест, стало причиной восстания на Гомельском пересыльном пункте осенью 1916 года. Полицией в одном из солдатских рундуков в Гомеле тогда были найдены такие стихи:

Тебя взводный колотит по морде,
А фельдфебель ногой бьет в живот,
Через них в батальон попадешь ты
И тюремную жизнь понесешь...

Но уровень насилия зависел от позиции командования части. Лучшие офицеры всегда выступали против унижения подчиненных. В 1903 году поручик Куидоров, служивший в 160-м пехотном Абхазском полку, расквартированном в Гомеле, приказал вестовому в офицерском собрании языком вылизать ему сапоги - у нижнего чина не оказалось под рукой щетки. Но командир полка отправил изобретательного поручика под арест.

«Все там были товарищи, все там были друзья...»?

Впервые телесные наказания были отменены в армии Великой Французской революции. В Красной Армии - разумеется, тоже. Хотя рецидивы рукоприкладства со стороны бывших унтер-офицеров, занявших в РККА многие командные посты, иногда случались - но с этим жестко боролись. Мой дедушка проходил в начале 30-х годов срочную службу в Москве. Ни о каком брутальном «неуставняке» тогда и речи не шло - любой популяризатор «дедовской» идеи рисковал быть обвиненным в создании «контрреволюционной группировки». Но встречались различные шутовские процедуры, вроде предложения молодому матросу на флоте «принести ведро компрессии». Подобные ритуалы традиционно практиковались и в ремесленно-цеховых, и в рабочих сообществах, например, у шахтеров - они должны были изначально указать «профанам» их положение.

Для достижения полного социального равенства в Красной Армии были уничтожены сами понятия «солдат» и «офицер», отменены погоны и привилегии. Но логика государственной иерархии диктовала свое, и в 1935-1940 годах офицерские звания были вновь восстановлены.

Гомельчанин Александр Василенко приводит воспоминания своего отца. Осенью 1943 года житель Корюковского района Черниговской области Федор Василенко был мобилизован в Советскую Армию и отправлен на фронт под Гомель. Мать справила ему новые сапоги, но по прибытию в часть старослужащие предложили ему «поменяться». По воспоминаниям уроженца Беларуси Василия, служившего в конце 40-х на Северном флоте, дослуживавшие там фронтовики часто меняли свою старую форму на новую - у «салаг».


Но в целом на фронте воевали дружно, практиковалась взаимовыручка и коллективизм. Почти как в песне: «Парня встретила дружная, фронтовая семья...» Сим и победивши. Проявления же особого статуса старослужащих, особенно - воевавших, в первые годы после войны носили скорее символический характер. О такой же примерно «дедовщине» неоднократно рассказывали автору и те, кто служил в Советской Армии в 50-60-е годы. Гомельчанин Владимир Михайлов проходил срочную в 50-е годы в ВДВ на Дальнем Востоке. Служба в десанте была тяжелая - прыжки, стрельбы, многокилометровые марш-броски по сопкам, постоянные учения. Но старослужащие чаще помогали молодым, чем издевались над ними. Правда, к этому времени уже сформировалось деление на «стариков» и «молодых» со своими табу и неписанными ритуалами, особенностями ношения формы и так далее. Но избиения и третирование молодых было скорее исключением из правил. Однако к 70-м годам, по мере общей деградации на фоне «застоя», дедовщина стала носить все более криминальный характер...

«Душары, вешайтесь...»

Автор призывался в СА уже в 80-е годы. О том, что нас ждет, хорошо знали все. Когда мы ехали в поезде, договаривались - дадим отпор, дружно станем против дедов. Но вот мы в учебном полку ВВС в подмосковных Ватутинках. Хорошо помню свой первый день в учебке - после помывки в бане, выдачи х/б и распределения по ротам стоим перед казармой. «Построение в роте, бегом - марш!» - и мы бежим по лестнице на 2-й этаж в наше расположение, а на нас сыплются градом ремни сержантов-старослужащих и матерные ругательства. Было такое ощущение, что ты попал в большой сумасшедший дом. Все - бегом, кругом крик, мат, гогот.


Наш командир взвода на занятиях и в казарме был редким гостем. Все делали четыре сержанта - один «помаз»-полугодичник, «черпак»-годичник и два дедушки. Кулачная работа выпадала на долю двух первых. Любимое развлечение сержантов было «проверить душу» - нанести удар кулаком в грудную клетку. По лицу почти не били - чтобы не оставить следов. Признак особой лихости - смять кулаком пуговицу на солдатском кителе. Сержант Иванов из соседнего взвода, интеллигент в очках в металлической оправе, заступая дежурным по роте, любил ударить в пуговицу штык-ножом. Оптика, видать, у сержанта была хорошая - и бил он без промаха. Правда, штыки эти были от старого АК-47, с закругленным, не заточенным концом. Наш «черпак», атлетически сложенный сержант Зык, мог ударом сапога поднять на воздух отжимающегося от пола «духа». Ко мне он, правда, благоволил - уроженец брянских Клинцов, он считал гомельских земляками.

Били и для развлечения, и в «педагогических» целях. Мы учились на радиотелеграфистов, по ускоренной программе. Поэтому азбуку Морзе лишенным музыкального слуха вколачивали ударами деревянной указки по голове. Эту увесистую палку сержанты в духе военной образности называли «Биг файер» - видимо, по классификации НАТО. А еще сажали на «сержантский стул» - в позу горнолыжника с согнутыми коленями, и в таком положении заставляли принимать «морзянку» на скорость. Когда человек начинал сползать по стенке, могли заставить другого курсанта держать иголку под его ягодицами. Иногда «душары» принимали радиосигналы, отжимаясь от пола - в это время сержант также мог дублировать «Ба-а-ки те-кут», «Фи-ли-мо-он-чики» ударами палки по голове.


Но самым страшным наказанием считалось направление с каким-либо поручением в узел связи. Наш учебный полк был кадрированным - то есть предназначенным к развертыванию в полноценную боевую часть на случай военного времени. Поэтому его ядро, помимо 4-х учебных рот радистов, кабельщиков и «засовцев», составляло кадровое подразделение - «узел связи». По негласной традиции, ни один молодой не мог переступить его порог, не получив как следует от местных старослужащих. Грозой всего полка был сержант этого узла Колесников, 12 раз подтягивавшийся в 24-килограммовой гирей на ногах. Практически настоящие пытки применяли в автовзводе - провинившегося «духа» клали лицом под выхлопную трубу работающего двигателя, пока он не начинал задыхаться.

После отбоя сержанты устраивали развлечения - заставляли самых отъявленных доходяг поднимать гири или бороться. Еще были «полеты на СК-2». Так, в духе искрометного армейского юмора, назывались солдатские кровати - 2-й ярус. За 15 секунд мы должны были на них «отбиться», за 45 секунд - выполнить команду «подъем». В последнем случае спрыгивать со второго яруса нужно было обязательно через спинку кровати. Один курсант, застряв между прутьями, сломал таким образом ногу. А рязанцу Васе Староверову колено раздавило во время погрузочных работ, между двумя бревнами - сержанты не разрешали брать тяжести втроем или вчетвером, только - вдвоем. Зачастую хозработы носили характер бессмысленного занятия - для заполнения свободного времени. Иногда курсанты ставили рекорды грузоподъемности, которым могли позавидовать и строители египетских пирамид - например, силами двух взводов и с помощью металлических труб-рычагов мы поднимали на машину вагонную двухосную тележку.


Сопротивляться «дедовщине» было почти невозможно. Во-первых, в отличие от молодых, старослужащие представляли из себя хорошо слаженный коллектив. Во-вторых, наши «деды» были еще и нашими непосредственными начальниками - и любое физическое противодействие в этом случае являлось бы воинским преступлением. При этом жаловаться на «дедов» было нельзя по неписанному «кодексу чести». В то же время сержанты преспокойно стучали на нас вышестоящему командованию. Старослужащие убеждали нас: «Мы тоже через это прошли. А станете и вы дедами - у вас тоже будут свои духи». Также сплоченность молодых подрывалась и тем, что сержанты-старослужащие заводили среди них своих любимчиков, которые получали мелкие поблажки, а со временем - ефрейторские лычки, обещания оставить в учебке и так далее. Классическая схема управления и манипуляции почти государственного уровня.


Одним из немногих в нашей роте, кто открыто не подчинялся беспределу дедов, был аварец из Дагестана. Сержанты побаивались его и тихо ненавидели. Но не преминули сдать непокорного горца, как только представился удобный случай - после драки с другим курсантом в бане. Тот случайно плеснул кавказцу кипятком на одно болезненное место и был жестоко избит тазиком. Бешенного «дага» чуть не посадили - от военного трибунала его спас только приезд родителей. И видимо, не с пустыми руками.

А вот что до солдатского жалованья, как и на переводы из дома, то на них в СА никто не покушался. Рядовой получал 7 рублей, старший сержант получал около 20 (примерно 50 и 150 белорусских деноминированных рублей соответственно). В самом худшем случае старослужащие могли предложить «угостить» их кофе и овсяным печеньем в «чипке». Продуктовые посылки из дома делились на всю роту.

Печи для солдат

Нынешний 72-й гвардейский Объединенный учебный центр в Печах под Борисовом, где произошла трагедия с Александром Коржичем, был широко известен еще в Советской Армии. «В русских печах хлеб пекут, а в борисовских - солдат е...ут» - гласила незамысловатая армейская поговорка. Про Печи по всему Советскому Союзу ходили байки и легенды - дескать, порядок там такой, что даже листья заставляют красить.


Гомельчанин Александр Иваненко попал в Печи осенью 1973 года и учился там на механика-водителя БМП. По его словам, порядки были жесткие - но «дедовщины» не было. Офицеры - культурные, корректные. Сержанты гоняли будущих мехводов страшно, с полигона они не вылезали. Но как правило, все делалось по уставу, физическая сила применялась редко. И, как говорит Александр - «за дело». Основным наказанием для отстающих было натирание полов мастикой - по ночам, после отбоя. В мотострелковой дивизии в Уручье, куда Александр попал после Печей, деление на «дедов», «помазов» и «молодых» было четкое. Но в основном выражалось в том, что младшие призывы выполняли за «дедушек» наиболее тяжелые и грязные работы. Только один раз «дед» ударил Александра - для него это был такой шок, что он в ту же ночь оставил часть. Всю ночь просидел у костра на полигоне, наблюдая за полетами «трассеров» над стрельбищем. Но на следующий день все же вернулся в часть. Ожидал самых суровых кар - но его сержанты страшно обрадовались, увидев беглеца. Никакого наказания за самоволку гомельчанин не понес. А вот обидевший же его «дед» ушел на дембель под самый Новый год. Однако та дивизия в Уручье была образцово-показательной. В многих же других частях «попроще» дедовщина уже расцветала махровым цветом, росло количество дезертирства, самоубийств и расстрелов сослуживцев. При этом многое зависело от рода войск, конкретной части и ее командования - например, в пограничных войсках СССР, несших службу зачастую в боевых условиях, «неуставняка» не было или почти не было.

Причины дедовщины исследователи сегодня называют разные. Одни считают, что первые «деды» появились в 1968 году, когда происходил переход с 3-летнего на 2-летний срок службы. По другой версии, что ее сформировали уголовники, которых также стали призывать в армию. По мнению третьих, «казарменное хулиганство» занесли в армию «пэтэушники» и дворовая шпана, в 70-е годы окончательно отбившиеся от рук. На мой взгляд, все эти гипотезы в лучшем случае содержат только часть истины. Например, тюремные понятия сильно отличаются от армейских.


Говорят также, что «дедовщина» стала расти после ликвидации института ротных старшин сверхсрочной службы. Ранее такой старшина, напоминавший царского фельдфебеля или вахмистра, жил и ночевал прямо в роте и постоянно следил за порядком.

А что же армия РБ? Уже в 90-е годы тут начались изменения - «дедовщина», казалось, пошла на спад. Ведь теперь стали служить рядом с домом и зачастую - вместе с земляками. Поэтому в лихие 90-е некоторые «борзые» молодые могли пообещать зарвавшемуся «деду» мгновенную карму - с помощью друзей с воли и прямо возле части. Или заслуженное возмездие по месту жительства - после увольнения в запас. К разоблачению казарменных преступлений стали подключаться и общественные правозащитные организации, и независимая пресса. В 2000-х, в связи с общим курсом на жесткое «наведение порядка» в государстве, неуставные взаимоотношения вообще должны были остаться в прошлом. Гомельчанин Владимир, два года назад отслуживший в железнодорожных войсках, говорит:

Сейчас дедовать - себе дороже. Молодые, чуть что, сразу пишут рапорта и заявления. Даже в бане командиры всех внимательно осматривают - не дай бог у кого синяк заметят.

И вот - очередная шокирующая трагедия в Печах. Что же происходит? Сегодня дедовщина приняла в значительной степени иной характер, чем в Советской Армии. Вооруженные силы меняются вместе с обществом. И если на гражданке сегодня в качестве главной ценности навязаны деньги, то и в армии - «бабки рулят». Уже давно в войсках РФ или Украины неуставные отношения превратилась в казарменный рэкет. И в случае с Александром Коржичем из белорусских Печей, и в других эпизодах, фигурируют крупные суммы денег, которые родные переводят солдатам, чтобы те могли откупиться от издевательств. Шокирует и то, что «в доле» с «дедами оказываются и некоторые командиры, которые с платежными карточками своих подчиненных разъезжают по магазинам и ночным клубам. Возможно, именно коммерческая составляющая современных неуставных отношений, вкупе с участием в ней начальствующего состава, служит одной из причин того, что дедовщина в ВС РБ стала более скрытой? И поэтому официальная статистика показывает резкое снижение правонарушений в войсках. Очевидно также, что многое по-прежнему зависит от конкретных частей и их командования - в одних частях белорусских ВС дедовщины почти нет, в других она практикуется «по полной».

Еще одним отражением современных нравов являются и ранее неслыханные сексуальные домогательства в армии.

Андрей из Светлогорска рассказывает:

Я призывался в 2000 году. В Печах отбирали всю зарплату, за исключением стоимости пачки «Астры». Плюс отдельно надо было оплатить «перевод» из «слонов» в «свистки», затем в «черпаки» и «деды». Стоимость перевода доходила до 50 баксов. Новую форму себе на дембель берут деды. И ни одного возбужденного дела по дедовщине, зато из моей роты посадили солдата за побег. Он бежал после того, как деды били и издевались над ним целую ночь. Дедам же ничего не было. Фамилия его была Киселев, призывался из Новополоцка. Так же постоянно практиковалось «проп...ние» - систематические побои без причины. «Готовь фанеру», «заряжай лося» и так далее. У людей были сломанные грудные клетки, тело у молодых вечно сине-зеленого цвета. В моей роте сержант облил ночью одеколоном рядового, и поджег. Я нашел сержанта в соцсетях, сейчас он работает пожарником. И в сети есть его фотки в Хатыни! Подожженный солдат получил тяжелые ожоги, но никого не наказали.


Неуставные отношения были или есть почти во всех армиях мира. Любая армия - жесткая иерархическая организация, основанная на насилии. Рядом с узаконенным принуждением всегда гнездится нелегитимное насилие. Полным решением проблемы может быть только радикальное изменение самой природы вооруженных сил - как и общества, которому они служат. А в реалиях сегодняшнего дня практика показывает - покончить или существенно ограничить казарменный произвол удается прежде всего с помощью общественного и родительского контроля. Не за военной техникой и прочими секретами, конечно. А за тем, как живут между собой наши дети в военной форме. Чтобы они не приходили домой грузом «200» -в мирное время, чтобы возвращались на долгожданный «дембель», сохранив физическое и психическое здоровье...

В редакцию Еврорадио обратился Олег Бенеш ― отец солдата, который проходит срочную службу. Сын Аким набил синяк другому сослуживцу. Возбуждено уголовное дело. Перед этим Аким имел многочисленные конфликты с "дедами" и решил им противостоять.

"Солдатские волнения" произошли в части 30151 вскоре после "плюшевого десанта". Хотя, по идее, в такое время дисциплина должна была быть железной.

"У нас в семье заведено по традиции служить в армии, ― рассказывает Олег Бенеш , отец солдата. ― Аким готовился к армии ― бегал кроссы, занимался боксом, борьбой. Готовился быть хорошим солдатом. Сначала, во время курса молодого бойца, все было нормально. Потом, по словам сына, началось, как в кино: ночные подъемы, отжимания, "кандагарские мосты". Через пять месяцев службы я понял, что ситуация обостряется: видел, что у сына разбиты губы, его мать заметила однажды, что побита голова. Аким начал говорить о ситуации только через пять месяцев службы. Оказалось, что в воинской части были два призыва. В старшем ― племянник высокопоставленного офицера, он и задавал тон службе. Всем рулили солдаты. Сначала требовали делиться кофе, сигаретами, конфетами. Затем начались ночные подъемы. И мой сын сначала поддавался и не знал, как действовать. А в один день решил противостоять и отказался выполнять команды сержантов. Он парень с честью: поэт и спортсмен".

Война с "дедами", по словам Олега Бенеша, закончилась уголовным делом, которое было возбуждено в отношении... его сына.

"Некоторые солдаты младшего призыва начали объединяться с Акимом. Это произошло точно в октябре прошлого года. Их избивают ― они сопротивляются, ― продолжает отец солдата. ― Дрались каждый день. Однажды у моего сына забрали часы. Он ничего не заявлял, но некоторое время спустя подошел к одному из обидчиков и потребовал вернуть вещь. В результате они подрались. Во время драки мой сын посадил оппоненту фингал. В итоге майор, который отвечал за воспитательную работу, пообещал: если будешь давать "нужные" показания, то получишь только прокурорское предупреждение и недолго посидишь на гауптвахте. Но неожиданно возбудили уголовное дело. После этого Аким резал правду-матку и рассказывал, что на самом деле происходило в части 30151. Его начали травить. Например, Акима выводили на плац перед всеми и поносили. Солдаты боялись с ним говорить. Было такое впечатление, что сына хотели довести до самоубийства или подтолкнуть к дезертирству".

"Солдат попадает в мясорубку и не может пожаловаться, получить совет"

Акиму Бенешу инкриминируется статья 443 часть 1 Уголовного кодекса ("Нарушение уставных правил взаимоотношений между военнослужащими, которые не являются подчиненными").

Отец солдата был возмущен ведением следствия. Он считает, что допрашивали только "удобных" свидетелей и шансов защититься Акиму не оставили.

"Тогда я направил жалобы в Администрацию президента и Генпрокуратуру, ― продолжает Олег Бенеш . ― После этого в срочном порядке допросили некоторых солдат. В частности, рассматривалось дело, когда один из "молодых" отказался выполнять приказ "дедов", стал себя защищать. Мой сын и другие солдаты из младшего призыва оказали ему поддержку. В результате всем участникам ситуации: и потерпевшему, и племяннику высокопоставленного офицера, и Акиму ― вынесли прокурорские предупреждения. Моему сыну ― за то, что не доложил о ситуации руководству части и защищал "слабого". После того как некоторые ситуации повылезали, многих офицеров из воинской части перевели на более низкие посты".

Еврорадио: Где сейчас ваш сын?

Олег Бенеш: Его перевели в другую часть. Там ситуация иная. Служится сравнительно хорошо. Я понимаю, что доказать невиновность Акима в суде будет непросто. Но основная цель ― другая. На сайте Генштаба есть горячая линия. Но получить там какую-то консультацию солдату сложно. От телефонов Комитета солдатских матерей и приемной министра тоже мало смысла. Дозвониться туда сложно, трудно рассчитывать и на объективность. Пожаловаться военным ― почти невозможно. Солдату не с кем посоветоваться по поводу того, как себя вести в критической ситуации. Я хочу добиться того, чтобы каждый военнослужащий имел право пользоваться телефоном и в свободное время обращаться на нормальную горячую линию, сообщить о бесправии в части. Солдат в армии может попасть в мясорубку и не имеет возможности обратиться за помощью. Необходима нормальная организация, которая защищала бы права солдата. В воинских частях должны быть установлены видеокамеры, чтобы то, что происходит в казармах, фиксировалось.

Количество уголовных дел по неуставным отношениям сокращается?

Пытаемся узнать позицию правоохранительных органов по "делу солдата Бенеша".

"Расследование по этому делу завершено, ― сообщает пресс-служба Следственного комитета . ― Материалы направлены в суд. СК в настоящее время уголовного процесса не вправе комментировать это дело. Вопросы вы должны задавать суду".

"До рассмотрения дела ничего объяснить не можем, ― говорит Денис Малевич , судья Минского межгарнизонного военного суда. ― Обращайтесь в Минскую межгарнизонную военную прокуратуру, которая дело направляла".

Прокурору Александру Василюку рассказываем, что в редакцию обратился отец солдата Акима Бенеша, подал документы. Интересуемся особенностями статьи, по которой обвиняют солдата.

Александр Василю к: Статья 443... Стоп, подождите, там же папа документы показывал. Вот пусть он вам принесет постановление о привлечении сына в качестве обвиняемого, там все будет написано.

Еврорадио: А у вас мы можем некоторые нюансы уточнить?

Александр Василюк: А зачем, если вам человек документы приносит?

Еврорадио: Хорошо, это не принципиально. Интересует вот какой вопрос: сообщается, что в воинской части 30151 был ряд случаев неуставных взаимоотношений. Многие люди получили прокурорские предупреждения. Это правда?

Александр Василюк: А давайте это без комментариев оставим.

Еврорадио: Почему?

Александр Василюк: А просто не будем затрагивать сферы прокурорской деятельности.

Еврорадио: Вынесения прокурорских предупреждений ― в вашей компетенции. Кроме вас, никто эту информацию не сообщит.

Александр Василюк: Разумеется, да. Это акт прокурорского надзора. Кому я их выношу, зачем я их выношу ― это немного не ваше дело.

Еврорадио: Как не наше? Мы ведь средство массовой информации.

Александр Василюк: У папы спрашивайте, раз он столько знает.

Пресс-секретарь Министерства обороны Владимир Макаров не имел возможности объяснить детали уголовного дела, возбужденного в отношении солдата Акима Бенеша. Но предоставил официальную информацию, часто ли в белорусской армии имеют место неуставные взаимоотношения.

Владимир Макаров: В настоящий момент проводятся соответствующие следственные действия Следственным комитетом. Это уже не прерогатива военного ведомства. Мы не вправе давать комментарии до суда".

Еврорадио: Часто ли бывают случаи неуставных взаимоотношений, как это происходило в воинской части 30151?

Владимир Макаров: В прошлом году в Беларуси рассматривалось 20 уголовных дел по неуставным взаимоотношениям. Для сравнения, в 2003-м было 99. Произошло сокращение таких случаев в пять раз.


— Не пиши про дедовщину! (Меня отговаривали от написания этой статьи)
— Почему?
— Потому что ты НЕ СЛУЖИЛА в армии! (Хм, тоже мне довод!)

Обратите внимание, слова «армия» и «дедовщина» — СИНОНИМЫ. Я ведь не говорила, что буду писать про армию. Это как бы само собой разумеется. Кто прошёл НАШУ армию, знает о чём говорит. При чём, те, кто в ней служил, думают, что знают тему.

А между тем, они не видят её и не понимают. Если говорить образно, тот, кто рассматривает предмет со стороны, видит его целиком. А тот, кто уткнулся в предмет носом, видит лишь его фрагмент у носа. А тот, кто находится внутри предмета, в лучшем случае видит его контуры или вообще ничего не видит, потому что сам становится частью этого предмета.

Дедовщину замечают лишь в самых крайних формах проявления — когда человека калечат или убивают. «А в остальном, прекрасная маркиза, всё хорошо-всё хорошо!»

1981-й год оперативно-стратегические учения «Запад-81». Я помню эти учения, они проходили возле нашего города, на территории Белоруссии. Там были польские жольнежи, были ребята из ГДР, чей говор культурно-тихий такой — нам трудно было разобрать их немецкую речь; и были наши — советские рядовые.

Не знаю, какой была организация в союзнических войсках, но у нас было так: для солдат — полевая кухня, для офицеров — военторговская столовая, для генералов — отдельные кабинеты с персональным обслуживанием. Хамство и барство — вот что такое были наши генералы. Нам, гражданским, было смешно смотреть на их выпендрёж. Мраморные туалеты с красными ковровыми дорожками (и ЭТО в военно-полевых условиях!) — для генерала.

Играют генералы в солдатиков, только не в оловянных, а в живых; рассматривают поле действия в свои бинокли, как театральные зрители рассматривают в лорнеты авансцену; а перед ними заискивают офицеры рангом пониже: суетятся, обихаживают — вот откуда берёт свое начало дедовщина.

От барства, от раболепия, от беспрекословности. Полезность военных учений я ставлю под сомнение. Особенно возмутительным фактом являются военные испытания, проходившие на Тоцком полигоне. Молодых парней за людей не считают. Их гнали как скот на убой.

Когда парня из Калининграда отправляют служить во Владивосток, а призывника из Владивостока — в Калининград… это тоже есть дедовщина. Оторвать от родных мест, от мамки и, при этом, не нести за солдата ответственности.

Вообще мамку в армии с иронией и сарказмом поминают довольно часто: «Не на мамкины пироги приехал. Не спрячешься за мамкину юбку. и т.д.» В армии сразу дают понять, что в ней нет места женскому началу. «Армия из тебя сделает мужика!» Перефразируй и получится: «Дедовщина сделает из тебя мужика».

Суровые армейские законы, братство, дисциплина — вот что сделает из тебя мужика. Ты пройдешь эти испытания и вернёшься героем! И будешь об этом рассказывать с гордостью на гражданке.
У дедовщины много сторонников и защитников. Если бы это было не так, её бы давно уже не было.

Дедовщина, каким бы термином мы не обозначили её (англ. hazing - хейзинг, фр. bizutage - бизютаж), ясно одно — она традиционно существовала в разные эпохи в разных странах.

Порочное явление меняет своё название, но не меняет своей сути. Я его называю порочным и преступным. Если бы все его считали таким, оно бы давно перестало существовать и кануло в лету.

Что характерно, иерархическая система взаимоотношений, связанная с дискриминацией, унижением, эксплуатацией, психологическим и физическим насилием — присуща армиям, тюрьмам, учебным заведениям и религиозным обществам.

Про дедовщину! Что делает её столь живучим явлением?

Давайте разберём причины:

Однозначно, она возникает и процветает исключительно в закрытых структурах — это Первое. Проблема не является чисто армейской — характерна для любой закрытой структуры.

Второе, хочу обратить Ваше внимание: эта субкультура проявляется исключительно в мужских сообществах. Чтобы не заводить лишних споров на предмет того, что женским обществам это явление чуждо и не свойственно, добавлю: дедовщина — явление однополого гомосексуального коллектива. Неформальные правила и обычаи в закрытых мужских (мальчиковых) коллективах существовали практически всегда.

Третье. Живучесть «неуставных отношений» коренится в отсутствии принципа добровольности: очень часто, в изолированные структуры человек попадает против своей воли. Но, что ещё хуже, он не может их легко покинуть, выйти из их состава по собственной инициативе.

Четвёртое. Не нормативно-не правовые отношения возникают там и тогда, когда начальник (руководство) заведения, из культивируемой им организации, извлекает личную выгоду и пользуется плодами этой «замкнутой» системы.

Пятое. Отсутствие комфортных условий проживания. Добавить к этому, отсутствие связи с внешним миром, отсутствие выходных и гарантированных отпусков — получится полная картина нездоровой атмосферы.

Шестое. В закрытых сообществах очень часто внедряется в сознание её членов установка, что противодействовать системе и обращаться с жалобами на неё — есть аморально, а жалобщик — достоин презрения. Дедовщина считается внутри сообщества инструментом дисциплины и воспринимается как норма.

Седьмое. Отсутствие структур защиты, в которые можно обратиться. Структуры носят формальный характер, они не дают реально никакой защиты.

Можно ли искоренить дедовщину?

Можно!!!
Поскольку сегодня российское (и всё постсоветское) общество волнует, более всего, именно армейская дедовщина — поговорим о ней.

Дедовщина сегодня стала более жестокой, извращённой и более хамской, чем когда-либо ранее — приводит к очень тяжёлым последствиям и даже смертельным случаям. Изнутри эту проблему никак не решить, её надо решать сообща внешним миром.

Рассмотрим положительный опыт, который удалось накопить к этому времени гражданским обществам других стран.

  • В США, выявление дедовщины — это конец военной карьеры для военнослужащего.
  • В Германии — автоматическое увольнение из армии.
  • В Китае — смертная казнь!
  • Во Франции — любая жалоба на недисциплинарные меры расследуется жандармерией и влечёт к возбуждению уголовного дела, к отчислению из воинского училища, к увольнению из рядов Вооруженных Сил.

Сам по себе перевод армии на контрактную основу кардинально проблемы не решает. Но вот, когда в армию набирают не юнцов со школьной скамьи, а людей постарше, это существенно оздоравливает армейскую службу.

Доступ рядового воинского состава к Интернету, мобильному телефону, установка видеозаписывающей аппаратуры — делает дедовщину невозможной.

В Израиле факторами, влияющими на искоренение дедовщины, называют следующие обстоятельства:

  1. Военнослужащие всегда проводят свои выходные дома и родители знают, как проходит их служба.
  2. Шестнадцать месяцев (из трех лет) своей армейской службы новобранец находится в учебной роте, а не в боевой; и общается только с такими же призывниками, как он сам.

От неуставных отношений удалось избавиться армиям таких стран как Испания, Польша, Норвегия, Швеция.

За «уклонистами» там не гоняются. Самое интересное, что всеобщую воинскую обязанность в этих странах не отменяли, но, если юноша не желает служить, его вычеркивают из списка призывников.

И такая практика «принципа добровольности» привела к тому, что военкомам приходится на службу не призывать, а отбирать из числа добровольцев, так как их всегда оказывается больше, чем требуется.

Появление женщин в армии и, самое главное, отсутствие изоляции от общества, в котором присутствуют женщины, существенно влияет на смягчение нравов мужских коллективов. Всё-таки Киплинг был прав: «Человек так и остался бы диким, если бы не женщина!»

Сегодня я расскажу, есть ли дедовщина в армии. Перед тем, как ответить на этот вопрос, я объясню, что есть дедовщина в армии, а что — неуставные взаимоотношения.

Дедовщина в армии — это процесс обучения старослужащими (военнослужащие более раннего срока призыва) или по-другому «дедами» молодого пополнения. А неуставные взаимоотношения в армии — это взаимоотношения между солдатами грубо нарушающими требования уставов и обычно являющимися нарушением закона со всеми вытекающими последствиями.

Дедовщина в армии сегодня — миф или реальность?

Как вы поняли, дедовщина в армии и неуставные взаимоотношения в армии — это абсолютно разные вещи. Дедовщина — это когда приходит молодое пополнение, а «деды» или, так называемые «дембеля», военнослужащие более старшего призыва начинают учить их, к примеру, правильно ходить, правильно разговаривать, обращаться к старшим по воинскому званию и т.д. То есть происходит плавное становление военнослужащего и собственно говоря с этого .

Дедовщина в армии и неуставные взаимоотношения в армии

Дедовщина в армии никак не связана с тем, что вы можете увидеть, к примеру, на ютубе, вписав в поиск фильмы про дедовщину в армии . Все, что вы там видите, это неуставные взаимоотношения в армии.

Когда ты приходишь в армию, ты, соответственно, новобранец. Тебе встречаются полугодичники — это такие же солдаты, но они уже отслужили полгода, так называемые «слоны». В общем понимании дедовщина — это когда так называемый старослужащий начинает унижать физически либо морально молодого солдата.

Полезная информация для военнослужащих по призыву:

  • Сколько дней, часов, минут осталось до твоего дембеля.

Но, к счастью, сегодня эта проблема в армии вообщем то сведена на нет. Поэтому, если меня читают матери либо молодые люди, которые только пойдут в армию, запомните: в армии дедовщины нет!

Сейчас разница между дедами и новым пополнением всего полгода. Неуставные взаимоотношения в армии появляются, потому что военнослужащие в армии живут мужским коллективом и у них, конечно же, могут быть разногласия. Эти разногласия появляются по абсолютно разным причинам, даже по бытовым. Так что не думайте, что вся армия построена на том, что деды показывают свое превосходство над молодыми солдатами.

Многие думают что именно так выглядит дедовщина в армии. Но это не так!

В общем понимании дедовщина — это когда старослужащий бьет молодого солдата (так называемого «духа»). Конечно, много зависит от людей, и в каждом воинском коллективе есть такие «гнилые» солдаты, которые начинают рассказывать, какой он «дед» и сколько отслужил.

А по факту при нынешнем сроке службы, какой он может быть «дед»? Он отслужил на 4-5 месяцев больше, чем молодой солдат. Но все же в основном в армии служат более менее адекватные молодые люди, для которых честь и порядочность не пустые слова, и, соответственно, они себя так не ведут.

Молодые люди, сейчас я обращаюсь к вам, запомните, какая бы ни была ситуация всегда держите голову в холодном рассудке. Не давайте верх эмоциям над собой, потому что эта ваша секундная слабость (желание кого то ударить) может привести к необратимым последствиям.

Учитывайте тот момент, что люди военные, в частности солдаты срочники, и все их деяния умножаются на три. Если на гражданке ты ударишь кого-то по лицу, и даже если он напишет на тебя заявление в полицию, то тебе максимум будет административное наказание.

В армии это все умножается на три, если ты ударил солдата, и он написал на тебя рапорт, то тебя 100% посадят на так называемый «дизель» — дисциплинарный батальон (дисбат), там ты можешь отсидеть год, полтора или максимально два года. И вот эта минутная секундная слабость может привести к таким пагубным последствиям.

Поэтому лучше послать такого оппонента на три российских буквы, чем потом кусать себе локти. Подводя итог хочется еще раз сказать: дедовщины как таковой нет. Есть конфликты на бытовом уровне и не совсем адекватные солдаты из старшего призыва, которые думают, что они мега крутые солдаты.

Также, что я хотел сказать в этой статье: в армии есть и дедовщина, и неуставные взаимоотношения. Только дедовщина — это хорошее понятие, процесс обучения молодого пополнения, неуставные взаимоотношения в армии — это любая ситуация, которая нарушает воинские уставы или законы и может привести к плохим последствиям.

Дедовщина в армии - что это? Одно из самых позорных явлений в жизни нашего общества - да, к сожалению. Но не только. Это также испытание, выпадающее на долю молодого мужчины, которое не каждый может с честью и достоинством пройти. При том, что, как и в любом другом деле, здесь сколько людей - столько и мнений. Как выстоять в армии, не сломаться, использовать эту ситуацию для закалки мужского характера, какие правила и законы надо знать - об этом давайте поговорим более подробно.

Сразу же надо сказать, что «дедовщина» - это узкое понятие, которое охватывает только нарушения уставов при взаимоотношениях между военнослужащими младшего и старшего и призыва.

Но неуставные взаимоотношения - понятие более широкое, чем «дедовщина», они включают в себя весь спектр взаимоотношений между военнослужащими, которые нарушают требования общевойсковых уставов, в том числе отношения начальник–подчиненный, подчиненный–начальник. Наиболее грубые формы неуставных взаимоотношений, такие как истязания, хулиганство, причинение телесных повреждений, грабеж и т. п. подпадают под понятия общеуголовных преступлений и влекут уголовную ответственность в соответствии с действующим законодательством Украины.

Например - солдат ударил солдата. В этом случае уголовное дело возбуждается в соответствии с тяжестью причиненных телесных повреждений. Командир ударил подчиненного - действия первого могут быть квалифицированы как должностное преступление - превышение полномочий или злоупотребление властью. Подчиненный ударил командира - воинское преступление - применение насилия в отношении начальника. В первом случае преступление относится к категории легких или средней тяжести. Во втором и третьем случае преступления могут относиться к категории тяжких или особо тяжких.

Формы проявления «неуставных взаимоотношений»:

Эксплуатация (перекладывание старослужащими своих обязанностей на солдат младшего периода службы, использование подчиненных начальником в личных целях);

Физическое насилие (нанесение побоев, лишение сна, принуждение к физическим упражнениям сверх допустимой нормы);

Психологическое насилие (словесные оскорбления);

Экономическое насилие (отбирание денег, продуктов питания, личных вещей, лишение пищи, денежного, вещевого и материального довольствия).

Причины и условия, порождающие неуставные взаимоотношения между военнослужащими

Среди юристов, военных психологов, журналистов распространено мнение, что причинами, порождающими неуставные взаимоотношения в армии являются следующие условия:

стойкие традиции, связанные с этим явлением;

четкая градация по сроку службы, что автоматически разбивает личный состав на конкретные категории;

безнаказанность;

умышленное сокрытие нарушений командирами;

традиции замалчивания нарушений в коллективе (доложил - стал «стукачом»);

комплектование сержантского состава военнослужащими срочной службы;

нежелание части офицеров вникать в жизнь коллектива за рамками служебной деятельности.

Причинами возникновения «дедовщины» послужил тот факт, что в шестидесятые годы был разрешен призыв лиц, ранее отбывавших наказание в виде лишения свободы. Как ранее принято было считать, именно они принесли в казармы традиции уголовного мира, практиковавшиеся в местах лишения свободы, которые, после адаптации к условиям армии, и легли в основу традиций «дедовщины».

Но неуставные взаимоотношения в целом и «дедовщина» в узком смысле этого понятия не распространены в войсках повсеместно. Во многих частях такое понятие отсутствовало и отсутствует как таковое. Например, в спецподразделенях факт неуставных взаимоотношений автоматически лишал виновного права ношения крапового берета, что было крайне позорно для его обладателя. Отсутствовала дедовщина и на большинстве линейных застав пограничных войск КГБ СССР.

Что делать, если оказался в критической ситуации:

1. Ни при каких обстоятельствах не нарушай закон. Строго выполняй требования воинских уставов, своих командиров и начальников. Не давай повода унижать или шантажировать себя.

2. Не роняй своего достоинства. Не делай ничего такого, за что потом будет стыдно. Не проявляй своей слабости перед обидчиком. Способность устоять в критическую минуту, не упасть духом, преодолеть трудности - вот достойные уважения качества мужчины и воина. Не допускайте даже мысль о самовольном оставлении части, применении оружия, не говоря уже о самоубийстве в знак протеста. Не всегда возмездие наступает так быстро, как хотелось бы, но торопить события, обрекая себя на лишение свободы, а родных и близких на переживания - в высшей степени несправедливо и неумно.

Что делать, если права военнослужащего нарушены:

1. Все взаимодействия с органами прокуратуры должны производиться только в письменном виде. Все, что говорится устно, то есть все твои устные вопросы и просьбы, а равно и данные на них устные ответы, фактически не имеют никакой юридической силы. Поэтому всем своим обращениям необходимо придавать письменную форму, а также настаивать на подобных действиях с другой стороны.

2. Обязательно оставляй себе копию каждого обращения. Следует сохранять и все ответы от должностных лиц. Данные документы послужат доказательством позиций обеих сторон.

Во все инстанции отдавай только копии документов, так как подлинники не возвращаются.

Как выжить солдату в казарме

О том, сколько горя несет солдатам и их родным «дедовщина» в армии, все слова уже сказаны. А вот что делать… Возможно, именно наши советы помогут призывникам и новобранцам разобраться в «ритуалах» казарменных хулиганов и избежать издевательств. По крайней мере выжить, пока проблема (вряд ли быстро!) будет решаться в этих самых «верхах»

ИНСТРУКЦИЯ ДЛЯ НОВОБРАНЦЕВ

Наиболее распространенные издевательства

1. «Конфискация»

У новобранцев сразу по прибытии в часть «деды» отбирают деньги, продукты и новую форму. Если новобранец сопротивляется, «деды» зачисляют его в «непонятливые» и после этого истязают до изнеможения хозработами или физическими упражнениями.

Как себя вести солдату?

Это первое и, пожалуй, самое «невинное» проявление «дедовщины», с которым сталкивается молодой солдат. Можно сразу «пойти на принцип», но если у тебя нет звания мастера спорта по самбо или боксу, лучше не обострять отношения с «дедами». Без денег, мамкиных пирожков, новеньких сапог или форменной шапки (тебе дадут старые) можно пережить эту обдираловку. В противном случае тебе могут оставить сочный фингал или разбить нос. Но это не значит, что даже в такой ситуации ты полностью беззащитен. Постарайся попасться на глаза командиру роты, батальона, части и с глазу на глаз расскажи им все, как было. Припугни их жалобой в прокуратуру.

2. «Сто дней до приказа»

Особо почитаемый «дедами» ритуал, который начинается ровно за 3 месяца и 10 дней до приказа министра обороны об увольнении старослужащих из армии. Формы проявления «стодневки» самые разные. Каждую ночь молодые солдаты должны класть под подушку дембелям сигареты, на которых должно быть написано, сколько «дедушке» осталось до приказа. Непослушных ждет издевательское наказание (например, собрать за ночь 100 окурков.) Солдат могут заставить рассказывать «дедам» сказки по ночам или петь им колыбельные по заказу. Кто путает слова, будет учить их всю ночь без сна.

Как себя вести солдату?

Отнесись к этой дембельской забаве со всей серьезностью. Это что–то вроде казарменной художественной самодеятельности, «руководители» которой жестоко карают недобросовестных «артистов». Тут есть лишь два выхода: или играй с «дедом» в его игру, или начинай против него «антитеррористическую операцию»: напиши жалобу командиру подразделения или части, обратись в гарнизонную прокуратуру или в особый отдел, посоветуй таким же униженным сослуживцам сделать то же самое. Чем больше будет шума, тем больше вероятности, что командование отреагирует.

3. «Дембельский поезд»

Четверо молодых солдат поднимают на руки кровать «деда» и, слегка покачивая ее, носят по казарме. Другие «духи» в это время шествуют впереди кровати и «гудят паровозиком», третьи - бегут навстречу «поезду» и машут ветками деревьев, изображая проплывающую мимо «природу».

Как себя вести солдату?

Этот театрализованный кураж «дедов» безболезненно переживает лишь тот, кто принимает давно существующие «правила игры». Но если ты восстал против них - иди до конца. Тут можно или открыто жаловаться командирам, в правоохранительные органы, или же анонимно «сигнализировать» им. Был случай, когда один из солдат сфотографировал происходящее в казарме и разослал снимки в газеты, в МО, в Генпрокуратуру. После множества комиссий порядок был наведен.

4. «Противовоздушная оборона»

Солдаты, не выполнившие какой–либо приказ «деда», обязаны всю ночь отгонять от его постели комаров и мух. Если хотя бы одно насекомое проникнет в охраняемую у кровати зону и укусит «деда», наказание повторяется следующей ночью.

Как себя вести солдату?

Если знаешь, что «дед» следующей ночью привлечет тебя к этому мерзкому «шоу», заранее сообщи об этом командиру подразделения, его заму по воспитательной работе или дежурному по части - очень вероятно, что они постараются своими глазами увидеть «концерт» среди ночи и поставят «деда» на место.

5. «Общественный фонд»

Старослужащие полностью или частично лишают месячного денежного довольствия солдат–первогодков под каким–нибудь надуманным предлогом - строительство стриптиз–бара в части или сбор пожертвований «на озеленение Луны». Тот, кто отказывается, будет объявлен «эгоистом» и отправлен за ворота части просить милостыню у прохожих.

Как себя вести солдату?

Этот «тихий грабеж» уже попахивает серьезной статьей Уголовного кодекса. Для начала можешь написать анонимную записку и бросить ее в ящик для жалоб и предложений командиру части. Не подействует - пиши такое же в военную прокуратуру. Не поможет и это - сообщи родителям в письме - пусть они (не называя фамилии, чтобы не навредить твоей службе) в прокуратуру

Не попадай «под раздачу»!

Первые недели

Помните, что мнение старослужащих о вас будет складываться в течение первых трех–четырех недель. Как правило, в этот период «молодых» не трогают, изучая «морально–волевые качества». В зависимости от того, как вы проявите себя за это время, и будет складываться отношение «дедов» к вам. Как же вести себя, чтобы избежать лишних проблем?

Зайдя впервые в казарму, не стоит испуганно озираться по сторонам. Старайтесь держаться с достоинством, но не вызывающе.

Два раза не повторяют

Сразу зарубите себе на носу: два раза здесь не повторяют и не объясняют. Чаще всего первые тумаки новобранцы получают за неправильно намотанную портянку, не по уставу заправленную кровать и т. д. Принцип прост - офицер спрашивает с сержанта, сержант - с вас. К примеру, ротный находит в расположении бумажку на полу, «дрючит» за это сержанта. Последний не тратит время на повторное объяснение… Он начинает раздавать «пилюли» направо–налево. То же самое касается и зубрежки устава. Проверит офицер знания обязанностей дневального у молодого солдата, а тот только мычит в ответ. Лучше заучить сразу, иначе постигать военную науку придется в упоре лежа с тремя бронежилетами на спине. Чем меньше к вам претензий, тем выше вероятность, что вы избежите очередной «раздачи».

А зубы надо чистить

Огромное внимание педантичные дембеля обращают на гигиену и внешний вид молодняка. Чем опрятнее «дух», тем больше к нему уважения. Если вечером вы не почистили зубы, считайте, что автоматически попали в разряд «чухонцев». Вечные наряды и избиения вам гарантированы. В первые пару месяцев вашему организму будет жутко не хватать витаминов. Поэтому любой укол иголкой во время пришивания подворотничка вызывает нагноение на пальцах. Для брезгливых «дедушек» это тоже критерий для придания вам статуса «чухонца». Если не пускают в санчасть, лучшим антисептиком в казарменных условиях является моча. Нарывы проходят за два дня, поверьте - испытано на себе.

Следите за своей формой. В большинстве случаев под «раздачу» попадают обладатели засаленного мятого камуфляжа. Чувствуете, что вашей форме надо «обновиться», подойдите перед отбоем к сержанту и спросите разрешения постираться. Ни один дембель вам не запретит. А вот если в довесок к своему камуфляжу вам предложат постирать еще и «дедушкин», отвечайте решительным отказом: «Что я, «чухонец» какой, что ли?». Не исключено, что за это можно схлопотать по физии, но больше к вам с такими просьбами не обратятся.

Музицируйте!

Не скрывайте своих талантов. Играете на гитаре? При первой же возможности проявите себя. Старослужащие любят задумчиво помечтать о скором дембеле под душевную песню, а к вам спрос после сольного выступления будет меньше. Хорошо рисуете? Обязательно скажите об этом «дедам». Придется много трудиться над ваянием шедевров нательной живописи, но талантливые создатели татуировок в армии в почете. Да и за оформлением дембельского альбома можно избежать многих неприятностей. Обладаете красивым почерком? Поделитесь своей способностью с заместителем командира роты по воспитательной работе. Он вас посадит за написание боевых листков и различных конспектов. С приближенными к замполитам дембеля предпочитают не связываться. В общем, постарайтесь занять в подразделении какую–нибудь нишу, чтобы оправдывать свое «духовское» существование.

Все эти советы, конечно, не уберегут вас от нетрезвых «отморозков», но не стоит думать, что во всей нашей армии пьянка среди старослужащих - это норма. Тем не менее в самых серьезных случаях стоит поставить в известность командование, по возможности, анонимно. При этом не лишне намекнуть, что аналогичная жалоба уже на руках у друга или родителя на «гражданке» и он готов «дать ей ход».

Но самое главное: Помните, вас дома ждут живыми и здоровыми. Будьте мудрыми.

Как противостоять армейской «дедовщине»?
Многие не беспочвенно считают, что дедовщина была, есть и будет армейским обычаем. Но предлагают отличать дедовщину от беспредела. Например, заправить постель старослужащего - это вроде как дедовщина, а стирать его носки - это уже беспредел.

На сайте www.vetkaivi.ru на вопросы на тему преодоления дедовщины, а также поведения молодого человека в армии в случае столкновения с дедовщиной есть несколько немного противоречивых мнений. Из этого исходит то, что нет одинаковых ответов на разные жизненные ситуации, в т.ч. и по вопросам «дедовщины». Но стоит прочитать эти мнения - и выбрать из них то, что тебе более по духу.

Вот что на эти вопросы ответил протоиерей Димитрий Смирнов - председатель Синодального отдела патриархии по взаимодействию с вооружёнными силами и правоохранительными учреждениями.

- Отец Димитрий, как и отчего, на Ваш взгляд, возникает дедовщина?

Как точно заметил экс–министр обороны, дедовщина начинается в детском саду. То, что мы видим в детском саду, в школе, в армии называется «коллектив». Это для человека ненормальная ситуация. Нормально человеку быть среди людей разновозрастных. Как только людей одного возраста собирают в коллектив, между ними возникают отношения волчьей стаи: сильные, агрессивные; самые подлые занимают первенствующее положение. Тот, кто может зарезать, подавляет того, у кого рука на это не поднимается.

- Это связано с возрастом?

Еще Густав Флобер написал роман «Воспитание чувств». Поведение детей близко поведению животных. А благородство, самопожертвование, любовь к ближнему, взаимопомощь - это целенаправленно воспитывается годами. В детском саду людей еще не успели этому научить. Тех, кто оказался в армии, никто этому не учит. Дедовщина совершенна неизбежна.

Спасение от дедовщины могло бы быть в многодетной семье. Когда дети буквально с детсадовского возраста конкурируют между собой, дерутся, и у них нет никаких проблем дать сдачи парню, который на полгода старше. Они выросли в такой семье, и всегда отстаивают свои права. Когда у нас страна была многодетная, самая многодетная в Европе, то дедовщины в армии быть не могло. Каждый ребенок с детства мог за себя постоять. Когда ему что–то в армии угрожает, то он, если он парень самостоятельный, тут же позвонит в военную прокуратуру. Он тут же обидчиков посадит. А мало - даст им в физиономию. Да так даст, что он больше не встанет.

Какими мужчинами могут быть мальчики в обществе, в котором у сорока миллионов женщин нет мужей?

- Соответственно, они неправильно воспитывают мальчиков?

Разумеется. У нас женское воспитание в школе, мужчин в школах нет. Девочки развиваются раньше, они «забивают» мальчиков, которых они выше на голову. Поэтому мальчик испытывает тройную нагрузку: от мамы (еще бывает, и от бабушки), в школе двойную (от женщины–педагога и от девочек–однолеток, которые мощнее, на голову выше, и часто лупят, которые еще и хорошо учатся). Получается, что он не мужчина, а такой «слизнячок», который к службе в армии неспособен. Его так мамочки воспитали. Это замкнутый круг. Его надо разрывать.

- Что тут можно сделать? Чем помочь?

Спорт! Спорт, связанный с единоборством. Не командные игры, не хоккей или баскетбол. Лучше борьба, бокс, фехтование, пинг–понг, где человек может преодолевать и побеждать соперника один на один, воспитывать в себе волю. Еще лучше какой–нибудь кадетский корпус, где полно мужчин, женщин мало. Там молодой человек видит, как мужчины себя ведут. Там дисциплина, там порядок, там не дают старшим обижать младших. По крайней мере, там об этом говорят.

Как правильно должны вести себя родители перед тем, как парень, сын, уйдет служить в армию? Что они должны говорить? Как они должны его готовить? Какая должна быть на них доля ответственности?

Они должны ему говорить: «Ничего не бойся, никакой круговой поруки. Если что, звони, мы тебя выручим».

- А если он задает вопрос: «Что меня там ждет?», - что они должны ему рассказать?

Что его там ждет… Обычный коллектив. Есть у нас прекрасные части, где идеальные отношения. Да, могут быть проблемы. Но за нас военная прокуратура. Как только командир части почувствует силу родителей, он тут же встанет в строй. Ему проблем не нужно.

- То есть солдату не нужна помощь офицерского состава, друзей по казарме…

Друзья там будут слабенькие, он сам должен быть смелым. Он должен тут же сообщить отцу, матери и т. д. А они уже в прокуратуру.

- Мальчик в принципе должен готовиться к службе в армии с самого детства?

С десяти лет.

- Как готовиться?

Я говорил уже о кадетских корпусах. Нужно начать заниматься спортом. Воспитывать в себе благородство, чтобы в армии самому защищать слабых. Надо быть сильным духом, уметь сказать: «Я этих дедовщин не допущу. Если ты этого сейчас тронешь, ты сядешь у меня».

- Надо еще знать свои права, видимо?

Элементарно. Любое насилие в отношении личности - уголовно наказуемое преступление.

- Очень многое покрывается, Вы ведь знаете.

А надо выявлять, для этого есть пресса, интернет, что угодно. Надо поднять народ, никому не давать спуску.

Я целиком и полностью занимаю ту позицию, что парень должен служить в армии. Если бы у меня был сын восемнадцати лет, я бы его обязательно отправила служить. Я считаю, что он просто обязан. А все вокруг кричат: «Ты что, ты что!»

Просто эти люди поддались пропаганде. У нас есть прослойка людей, для которых все, что представляет собой национальные ценности и славу, подвергается высмеиванию, охаиванию. Они создают такой фон, что об армии - только плохо, о командирах - только плохо.

С патриотическим воспитанием у нас тоже туговато.

В армии творят такие вещи страшные, я вчера ролик смотрела. Просто выстраивают их в шеренгу и начинают с подскока накаченные парни бить в живот.

А почему в военную прокуратуру он не позвонит?

Я не знаю, почему они как овцы на заклании там стоят. Я сижу и нервничаю: почему же они не ответят? Они, видимо, так скованны своим страхом, что будет еще хуже.

Надо идти в секцию заниматься самбо. Сам его поймал, ножку ему сломал где–нибудь в районе коленного сустава.

Они его забьют. Их трое кабанов. Шеренга из этих мальчишек в майках, худеньких, видимо, только–только призыв. А эти три кабана с сигаретами. Все такие из себя… Их бьют по животу, по голове, и они все улетают к своим койкам. И если один из них схватит того за руку, который его бьет, ответит ему, эти мальчишки за него не заступятся. А эти двое его забьют до смерти. Они боятся, что их тоже могут побить так, что не встанешь.

Если ты из троих вырубил одного, то с двоими уже нет проблем.

- А если ты не уверен, что сможешь вырубить?

Тогда надо взывать к офицерам, бить окна, кричать, ломать табуретки, запастись горючим веществом, зажечь матрас, то есть активно сопротивляться.

- А если офицеры на стороне дедов? Говорят, что есть такое понятие, не «дедовщина», а «уставщина». Что делать?

Звонить маме, так и так. Такой–то, фамилия такая–то, они издеваются, то–то, примите меры, в военную прокуратуру. Она приедет.

Игумен Валериан (Головченко) - Советы старого дембеля

Всем служившим и готовящимся служить посвящается…

Ходить ли строем?

Когда парню исполняется 18 лет, то перспектива сменить удобные домашние тапочки на солдатские ботинки становится очевидной. Можно, конечно, и закосить. Но оно потом дает о себе знать. «Закосы» бывают разными…

По здоровью. На всю жизнь признать себя хворым. Скорее всего, через пару лет все забудут о причине твоего непосещения Вооруженных Сил. Но такие вещи имеют нехорошее свойство всплывать не к месту. А потом будешь долго возмущаться, почему тебя без намордника в самолет не пущают.

По семейным обстоятельствам. Взятая на иждивение троюродная бабушка может запросто выписать тебя с жилплощади, когда в очередной раз надумает выйти замуж. А уж самому поскорее жениться и завести детей только ради того, чтобы в армию не ходить - и вовсе безумие. Армия–то всего год, а семейные ценности - вечные!

По учебе. Если уж ты действительно умный, то и в армии сможешь многому полезному в жизни научиться. Во всяком случае, кран в ванной починишь сам, а не будешь читать жене и слесарю лекцию по гидравлике.

По «вере». Православная Церковь служить в войсках не запрещает. Многие великие старцы в юности в армии служили. Да и Родину многие из них в войну защищали. А мысли о невозможности совместить твою «великую духовность» с армейским бытом - лишь от незнания ни армейского быта, ни подлинного состояния своего духа. Человек подлинно духовный останется таковым везде! И уж совсем немыслимо прятаться от армии «в рясе» - в семинарии, в монастыре или в священнослужении. С такими вещами не шутят!

По «альтернативке». Уж лучше всю армию на «губе» просидеть! Или в Африку в рабство продаться. Альтернативная служба - развлечение для любителей долго и бесплатно быть поднадзорными чернорабочими. Что–то вроде расконвоированных ЗК.

Большинство остальных способов непосещения армии вступают в противоречие с Уголовным Кодексом. Лучше полтора года на солдатской койке, чем столько же на тюремных нарах.

Теперь ты в армии…

Для того, чтобы без лишних проблем отслужить срочную в армии, полезно усвоить несколько простых принципов. Простых, но жизненно–важных. Это «Законы замкнутого коллектива» - нехитрые социологические принципы. Они действуют везде, где тебе приходится в течение длительного времени «видеть одни и те же лица, ходить одним и тем же маршрутом». Эти принципы не являются исключительным атрибутом армии или, скажем, тюрьмы. В офисе или на заводе - то же самое, только не так заметно. Просто в армии ответственность за их исполнение весьма высока. Итак:

1. Не бойся. Никто тебе ничего не сделает - они сами боятся. Или ты забыл, что ничего не может произойти с тобой без воли любящего тебя Бога. Просто будь честным и порядочным человеком, а «Бог не выдаст - свинья не съест!»

2. Не доверяй. Люди разные и порой говорят неправду. Никогда не можешь знать, чего может стоить общение с незнакомым человеком. Для того, чтобы довериться кому–то, надо вместе с ним многое пройти. Тогда и увидишь, кто рядом с тобой на самом деле - друг или недруг. Потому и друзей в жизни много не бывает. Приятелей и знакомых - толпы, а друзей - единицы.

3. Не проси. Люди своекорыстны. И любая просьба может поставить тебя в зависимое положение, ограничить твою свободу выбора. Научись решать свои проблемы сам - в жизни пригодится. Отцы–командиры, мамы–папы, друзья–товарищи не смогут решить твои проблемы. Потому что проблема, как правило, внутри тебя.

4. Не «стучи». Это ты должен был понять еще дома, если ябедничество, конечно, не стало стилем твоей жизни. Доносчиков, как проституток, не уважает никто, хотя некоторые и прибегают к их услугам. Отвечай за себя и не болтай о других. Не старайся представить свое низменное желание «подлизаться» и «устроиться» в виде «борьбы за правду». Помни, что стукачу не доверяет никто. Если же ты вдруг додумался, что громогласная «борьба за правду» на собраниях воинских коллективов намного лучше тихого наушничества, то должен тебя огорчить. Просто есть стукачество явное, а есть тайное. И то, и другое не нравится всем одинаково. А способов выразить свое неудовольствие твоим отношением к ближним в армии предостаточно. Ни лавры «главного армейского диссидента», ни даже клеймо «первого стукача Вооруженных Сил» тебе все равно не достанутся. Сто раз подумай, с кем и о чем говорить.

5. Поэтому не жалуйся командирам. Рано или поздно о твоей «доверительной беседе о жизни взвода» узнает вся часть. Прятаться будет негде и защитить некому. Сами командиры будут ненавидеть тебя за то, что ты способен наговорить о них проверяющему из штаба. И приложат максимум усилий, чтобы твой социальный статус и внешний вид не вызывал доверия.

6. Не пиши домой «жалостливых писем». И не вызывай на разбор добрую мамочку, если вдруг получишь фингал. Это ты еще в школе понять должен был. Иначе «маменькиного сынка» будут гнобить только ради того, чтобы посмотреть, как «мамка у комбата лютует». После подобных визитов родни командиры потребуют от тебя такого исполнения твоих уставных обязанностей, что забудешь свое имя. А любой твой стон будет вызывать у них лишь напоминание о «тяготах и лишениях» для всех и «военном трибунале», как альтернативе для тебя лично.

Да и с сослуживцами меньше болтай. Если кто–то захочет «выслужиться», то постарается подставить тебя.

7. Не пытайся с первых дней строить из себя миссионера в стране людоедов. Можешь начать вещать великие истины окружающим тебя лишь тогда, когда заработаешь в коллективе авторитет. Как правило, это произойдет не раньше чем через несколько месяцев службы. Ибо нет ничего более отталкивающего людей от веры, чем проповедь, сказанная ничтожеством или подонком.

То же касается и твоих уникальных способностей. Попытки с первых дней назваться Рафаэлем и заняться выпуском стенгазет и боевых листков могут с треском провалиться. Во–первых, будешь делать это за себя и за того парня, во–вторых, настроишь против себя свой призыв. Или ты думаешь, что им весело в наряды и караулы летать вместо тебя? Потом, через полгода, когда захочешь отдохнуть, твои друзья припомнят, что ты и не напрягался. Православному заработать титул шланга гофрированного не к лицу. Поэтому постарайся поначалу не выделяться. Не лезь никуда, надо будет - позовут. Вообще: от работы не отказывайся, на работу не напрашивайся. Будь как все, может, чуть–чуть лучше. Ты ведь крестик не просто так носишь. Но помни, что «молодой» все команды исполняет «быгóм!».

Все порученное тебе исполняй в срок и, что немаловажно, вместе со всеми. Не старайся выбиться в передовики производства. Ибо, как только выполнишь эту работу, отцы–командиры найдут тебе более другую. Вообще, идеальный солдат - неизвестный солдат. Тот, чье имя отцы–командиры не смогли запомнить за полтора года службы. Его и в наряды меньше гоняют - вспомнить не могут.

Все воинские уставы старайся выучить назубок. Ничего сложного в этом нет. Зато придолбаться к тебе будет гораздо сложнее. Самый главный устав в мирное время - Устав караульной службы. Каждая буква в нем написана чьей–то кровью. И это не просто громкие слова. Сейчас, конечно, шпионов уже не ловят. Но развелось слишком много желающих обчистить армейские склады или забрать твой автомат. Твоя небрежность на посту может стоить жизни старикам, женщинам и детям. Помни об этом и, заступив в караул, бди, действуй решительно и по уставу!

Тебя сильно смущает мат? Но многие военнослужащие матом не ругаются. Они им разговаривают. Человеку, выросшему в церковной среде, этот язык, безусловно, режет уши. Что делать? Во–первых, не показывать своего смущения. Иначе будут ругаться назло, пытаясь тебя «достать». Во–вторых, не делать вид, что не понимаешь, чего от тебя хотят. Иначе накажут «за тупость». И, в–третьих, самое главное, самому не употреблять этих слов, как бы не выражались твои собеседники. Хотя, конечно, когда твой товарищ нечаянно уронит на тебя колесико от КАМАЗа, не сразу вспомнишь слова духовного увещания. Но ведь и на гражданке мы иногда грешим этим…

Тетя из «Комитета солдатских матерей» когда–то жаловалась, что ее сына деды заставили стирать их обмундирование. Пришлось попросить: «А вы выясните, чью форму его заставили выстирать в самый первый раз». Ответ было нетрудно угадать. В первый раз бойца «принудили» постирать свою собственную форму. А чтобы лучше привить стремление к чистоте и опрятности, заставили потренироваться на чужом обмундировании. То, чему мама не научила за 18 лет, дедушки втолковали за пару месяцев. Боец не деградировал, не опустился. Стал следить за собой, научился стирать.

Армия учит быть скромным и неприхотливым в быту. Солдатских ботинок от Гуччи и портянок от Версаче тебе не дадут. Когда ты свободен от вещизма, от гонки за модой и дорогими тряпками, только чистота и аккуратность работают на имидж.

Дед–сержант заставил моего Витеньку зубной щеткой вычистить клозет! - заявила сердобольная мамаша.

Но он же не заставлял его потом этой щеткой зубы чистить! Ну, выбросил бы щетку и не печалился. Кариес бы мгновенно не наступил, это не инфаркт. А через пару дней купил бы новую щетку за копейки в военторге. И все дела.

Такую бы не купил! У него была электро–виброщетка «Супердентамед»!

Ух, ты! Да он у тебя, наверное, самым крутым хотел выглядеть. Сержанта по–человечески можно понять. Каждый бы захотел увидеть, как чудо враждебной техники работает не на благо отдельного «упакованного» персонажа, а на общее дело санитарии и гигиены.

Наверное, только тот, кто способен почистить по приказу зубной щеткой сортир, способен по приказу подняться с гранатой на танк. Настоящая любовь всегда жертвенна.

В казарменной жизни есть одна особенность - ты в коллективе 25 часов в сутки. Каждый миг твоей жизни проходит на виду у твоих сослуживцев. И если на гражданке тебе с успехом удавалось строить из себя «крутого парня», то в армии это не пройдет. Ты не сможешь «выдавать себя за кого–то великого». Коллектив очень быстро поймет, кто ты на самом деле, определит степень твоей порядочности. Вообще, в жизни лучше быть кем–то, чем казаться кем–то. Скрывать свои немощи ты все равно не сможешь. Но слабому, как правило, помогут. А вот лицемера и подонка презирают все. Но, все же, постарайся быть сильным. Вот тут я полностью соглашусь с Оперуполномоченным Гоблином: «Если до призыва еще далеко - усиленно займись спортом. Самый правильный спорт - это бокс. Никогда не слушай всяких там каратистов–айкидистов. Времени на все эти тренировки убьешь море, а результат получишь мизерный…».

А вот рассказы о том, как ты дома эффектно дрыгал ножками на занятиях по каратэ, лучше навсегда забыть. Ибо сразу найдется толпа желающих проверить практическую ценность твоего «мерлезонского балета». Как показывает жизнь, таких проверок «балет» не выдерживает. Ибо бокс имеет более практичный, хотя менее зрелищный арсенал, чем медитации в зале у сенсея. Так что бокс в сочетании с тяжелой атлетикой для православного пацана - очень даже то! И без всяких там восточных заморочек и китайских философий. И душа будет в порядке, и тело здорово.

Но главная сила - это сила твоего духа. Твоя способность вытерпеть любую боль и нагрузки - это и есть практическая проверка твоего почитания христианских мучеников. Так что, дружок, в обиду себя не давай, но и на рожон не лезь. От парочки тумаков в душу и ускорения с ноги ничего с тобой не случится. Научишься в жизни держать удар. А вот по малейшему поводу лезть в драку не следует. Ты ведь христианин! Часто полезнее быть побитым, но остаться несломленным. Те твои принципы, за которые ты готов сражаться до конца, можно пересчитать на одной руке. Но их ты должен помнить всегда. Все остальное - не стоит расстраиваться.

Если же ты уже самый здоровый, то не надейся, что сможешь в одиночку разогнать дедушек. И не вздумай подбивать на это свой призыв! Ведь молодые - это случайно собранные люди, а деды - сформировавшийся коллектив. Новобранцы - «детали конструктора», старослужащие - «боевая машина». Ты еще просто не знаешь, кто из твоих сопризывников способен в трудную минуту на предательство. Поэтому бунт будет подавлен быстро. В лучшем случае получишь в лоб, в худшем найдут, как согнуть по уставу.

8. Никогда не ной и не стони. И тем более, не впадай в истерику. Когда истеричный молодой начинает визжать: «Как вы меня задолбали!», ему спокойно ответят, что он «задолбанным родился». И в этом есть доля правды. Просто в армейском экстриме проявилось его гнилое нутро, которое на гражданке ему удавалось скрывать. А в армии он просто поленился, с Божией помощью, поработать над собой. И это стало всем заметно. Жизнь может изменить человека так, что он становится похожим на самого себя.

В армии солдату живется, как картошке: если зимой не съедят, то весной посадят. Если первую половину службы будет проходить проверку на прочность твое смирение, то вторая половина будет наполнена искушениями другого рода. Ты почувствуешь власть над молодыми. А искушение властью - одно из самых страшных. Относись к «молодым» с любовью и снисхождением. Старайся не наказать, а исправить.

И запомни, деда от молодого отличает прежде всего то, что он знает «что делать, когда делать, и как это сделать правильно и быстро». Про это говорят: «Старый делает что–то цивильно - старый мочит! Потому что старый знает, старый видел, старый был!»

Конечно, в первые и последние дни в армии тебя будет одолевать тоска по дому. Но дальше Украины тебя не пошлют. Заполярье и Каракумы стали недоступны в связи с распадом СССР. Старайся не думать о доме, иначе изведешься понапрасну.

Ты ведь вечно плакался на гражданке, что в жизни не хватает экстрима. Носился на мотоцикле, прыгал с тарзанки за деньги - и «не пронимало»! А тут - бесплатное экстремальное приключение длиной в год. Хороший способ познать себя! И не воспринимай армейские будни как нечто скучное и зловещее. Научись радоваться маленьким радостям и любви Божией. Старайся всегда быть на позитиве. Будь не утешаемым, а утешающим. И ободряй собой других, даже если тебе самому тяжело. Ведь «Жизнь - это умение улыбаться даже тогда, когда по лицу текут слезы».

P. S. Возможно, высокодуховный читатель упрекнет меня за стиль и слог повествования. Но, вспомнив свои два года в сапогах, сказать об армии иначе не смогу. Это правда. А писать нужно честно…