Печенеги территория расселения. Устои и занятия

Печенегам повезло не больше прочих гибридных родов суперэтноса. Их записали в «тюркские племена», не имея на то ни малейших оснований. Но при этом тут же оговорили, что в состав этих «тюрок» вошли сарматы («иранцы»), угро-финны и племена каких-то кавказских групп.
В конце IX в. они кочевали между Волгой и Аральским морем, сражались с половцами, огузами и хазарами. Потом перешли Волгу, вытеснили кочевавших между Доном и Днепром угров, захватили Северное Причерноморье вплоть до Дуная.
Печенеги занимались скотоводством и постоянно совершали набеги на Русь, Византию, Венгрию и прочие окрестные страны. При этом печенеги почему-то постоянно принимали участие в походах русов (уже русичей Киевской Руси и княжеств) в качестве союзников. И очень хорошо договаривались с князьями русов. Не исключением был и великий князь Святослав, использовавший конницу печенегов для решения своих страгических задач. Представить себе, чтобы дикие кочевники могли выступать в объединенном войске в качестве «регулярной конницы», очень трудно. Да и кто бы им доверил фланги? Однако союзничество русов и печенегов - факт.
Святослав отказал князю печенегов Куре в праве идти с ним вместе в Болгарию, а потом и на Византию. Печенеги были столь поражены «неуважительным» отношением к ним русичей, что после не совсем удачного Болгарского похода напали на дружину Святослава у Днепровских порогов и убили князя.
Почему князья Руси не признавали печенегов себе равными? Потому что они были Рюриковичами. А все иные властители окрестных родов суперэтноса Рюриковичами не были. Но это вовсе не означает, что они были «тюрками» или «монголами». В жилах печенегов могла течь какая-то часть тюркской крови - благоприобретённой во времена их «кочевий» на Волге и Южном Урале. Но считать их тюрками мы не имеем права, потому что тюрками они никогда не были.
Да, печенеги вели образ жизни, отличный от образа жизни северных русов и славян. Но они сохраняли традиции русов Северного Причерноморья, «казачий образ» жизни» - сегодня ты пашешь землю и выращиваешь скот, а назавтра ты уже в седле, в походе, в сражении или лихом набеге.
Мы должны помнить, что тюркские племена кочевников появляются в Причерноморье достаточно поздно. В III-XIII вв. их там нет. Северное Причерноморье плотно заселено русами-ариями , которые соперничают не только друг с другом. Любые иные, неродственные племена обречены на поголовное уничтожение. Законы того времени были достаточно суровы. И ни один русский князь ни при каких обстоятельствах не взял с собой в большой поход чуждых ему и его дружине «союзников». Обратного не бывает даже в сказках.
Да, Ярослав Мудрый нанёс печенегам сокрушительное поражение под Киевом в 1036 г. Но не потому, что они были «тюрками».
А потому что они совершали набеги и не желали полностью покориться Рюриковичам. Часть уцелевших родов печенегов ушла к Карпатам и Дунаю. На смену им пришли в южно-русские степи половцы. Такие же гибридные русы, как и печенеги.
*
Ю. Д. Петухов.

Тюркских и других племен в заволжских степях в 8-9вв. В 9 в. - в южнорусских степях. Кочевники-скотоводы совершали набеги наРусь. В 1036 разбиты великим киевским князем Ярославом Мудрым, частьпеченегов откочевала в Венгрию.

Значение слова Печенеги по словарю Ушакова:
ПЕЧЕНЕГИ
печенегов, ед. нег, а, м. (истор.). Древний народ тюркского происхождения, кочевавший в 9-11 вв. хр. э. на юго-востоке Европы, неоднократно нападавший на Киевскую Русь.

Значение слова Печенеги по словарю Брокгауза и Ефрона:
Печенеги - русское название народа тюркского происхождения. Греческие писатели называли их патцинаками (πατζινακϊται). У западных писателей (Дитмара Брунона) они называются Pezineigi и Pezenegi; в польских хрониках мы находим искаженные имена Piecinigi, Pincenakili и т. д.; в венгерских источниках они называются Bessi, Bysseni, Picenati, всего чаще Beseny ö; арабские писатели называют страну П. Баджнак. Весьма вероятно, что все это - одного и того же названия, вызываемые звуковыми особенностями разных языков. Некогда П. кочевали в степях Средней Азии и составляли один народ с торками и половцами. О родстве этих трех народов и общем их тюркском происхождении свидетельствуют и русские, и арабские, и византийские, и западные писатели. Неизвестно в точности, когда П. переселились из Азии в Европу. В IX в. они обитали уже между Волгой и Яиком (Уралом). Во второй половине этого века хозары в союзе с узами начали теснить П., которые, в свою очередь, вытеснили из южнорусских степей венгров. В это время они заняли все степи от Дона до Дуная, делясь на племена, или колена, из которых каждое имело свою местность для кочевья; только устья Днепра, Днестра и Дуная, по-видимому, не были заняты ими. Названия племен изменялись в связи с именами стоявших во главе их князей. Власть князей была невелика; в каждом племени она принадлежала одному роду, но переходила от одной семьи к другой. Кроме князя, власть принадлежала народному собранию, называвшемуся коментон. Иногда княжескую власть захватывали и посторонние лица, не принадлежавшие к владетельному роду. Внутренний быт П. носит на себе все типические черты, свойственные кочевникам-степнякам. Уже в Х в., однако, они не чуждались торговли, служа посредниками между Грецией, Русью и Хозарией. В начале XI в. между П. стал распространяться ислам. До 60-х годов Х в. П. не тревожили Руси (по крайней мере, не говорят об их нападениях); но уже в 968 г. они осадили Киев во время отсутствия Святослава и едва его не захватили. Святослав был убит ими у Днепровских порогов. В продолжение с лишком полувека борьба Руси с П. была беспрестанная. Русь старалась оградить себя от них укреплениями и городами; таково происхождение Змиева вала в нынешней Киевской губ. Владимир строил укрепления по р. Стугне, Ярослав Мудрый по р. Росе (южнее). Последнее нападение П. на Русь (они осадили Киев) относится к 1034 г.; они были совершенно разбиты. В это время на них надвинулись торки, заставившие их передвинуться на Запад - от Днепра до Дуная. Среди П. были внутренние несогласия; они ослабели, подвинулись еще ближе к Дунаю, за Дунай и, наконец, на Балканский полуостров. Хозяевами южнорусских степей в это время сделались половцы, вытеснившие оттуда и торков. Лучший труд о П. - проф. П. В. Голубовского: "Печенеги, торки и половцы" (Киев, 1884). Д. Б-ый. Печенеги (Ново-Белгород) - слобода Харьковской губ., Волчанского у., на р. Сев. Донце, в 10 в. от г. Чугуева. Еженедельно 2 базара, 4 ярмарки. Жит. 6579.

Определение слова «Печенеги» по БСЭ:
Печенеги - союз племён, образовавшийся в заволжских степях в результате смешения кочевников-тюрков с сарматскими и угро-финскими племенами. Этнически представляли европеоидов с небольшой примесью монголоидности. Печенежский язык относят к тюркским языкам. В 8-9 вв. П. обитали между Волгой и Уралом, откуда ушли на запад под напором огузов, кипчаков и хазар. Разгромив в 9 в. в причерноморских степях кочевавших там венгров, П. заняли огромную территорию от нижней Волги до устья Дуная. Основным занятием П. было кочевое скотоводство. П. жили родовым строем. В 10 в. делились на две ветви (восточную и западную), которые состояли из 8 племён (40 родов). Племена возглавлялись
«великими князьями», роды - «меньшими князьями», избиравшимися племенными и родовыми собраниями. У П. существовала и наследственная власть. Захваченных на войне пленников П. продавали в рабство или отпускали на родину за выкуп. Часть пленников принимали в состав родов на условиях полного равноправия. Русская земля подвергалась нашествиям П. в 915, 920, 968. В 944 и 971 киевские князья Игорь и Святослав Игоревич водили отряды П. в походы на Византию и Дунайскую Болгарию. В 972 войска П., возглавляемые ханом Курей, по подстрекательству византийцев уничтожили дружину Святослава Игоревича у днепровских порогов. В 1036 Ярослав Мудрый нанёс П.

Про печенегов Википедия сообщает, что это были племена тюркоязычных кочевников, и упоминания о них в VIII и IX веках часто встречаются в древних русских, западноевропейских, арабских и византийских летописях. Их родиной учёные считают Хорезм, печенежский язык относят к огузской подгруппе тюркских языков. По территории древней Средней Азии кочевали скотоводческие племена и других современников печенегов торков и половцев.

При таком образе жизни печенеги не возводили укреплений или городищ, а доходы получали за счёт военных походов и нападений на соседей . Жили родовым строем, племенами руководили великие князья, во главе всех племён стоял хан, или каган . Власть каганов передавалась по наследству. Важные проблемы решались на советах старейшин и собраниях с участием всего взрослого населения. В условиях войны в боевом построении применяли клин, состоявший из отрядов, между отрядами ставили телеги, за телегами находился резерв.

Происхождение названия

Древние греки и славяне называли их «пацинаки» (Πατζινάκοι) и «пєчєнѣзи», китайцы «кангюй», венгры «besenyö», арабы - «беджнак», армяне - «бадзинаги». Возможно, здесь где-то слышны отзвуки имени Бече – так звали предполагаемого предводителя, объединившего разрозненные племена в мощный союз. Имеется, также, гипотеза, что название «печенег» произошло от слова «паджанак», т. е. свояк, а это говорит о вероятном родстве печенежских хаганов с русскими князьями.

История

  • Печенеги и Хазария

Учёные сходятся во мнении, что изначально печенеги были частью древнего племени канглы , игравшего важную роль в средневековых государствах Средней Азии, особенно в Государстве Хорезмшахов. Регулярные грабежи и разорение своих разрозненных соседей позволяли получать лёгкие доходы от захвата пленных, которых потом продавали в рабство, или требовали за их возвращение солидный выкуп. Современник этих событий архиепископ Орхида Феофилакт писал: «Их набег - удар молнии, их отступление тяжело и легко в одно и то же время: тяжело от множества добычи, легко - от быстроты бегства… А главное - они опустошают чужую страну, а своей не имеют…»

Но в конце IX века сильные племена огузов и хазар вынудили печенегов покинуть евразийские территории. Преодолев Волгу, они обосновались в степях восточной Европы, назвав их Падзинакией. Печенежские орды дошли до Крыма, впервые столкнувшись там со славянами, и вступили в затяжной конфликт с киевскими князьями. Когда в 965 году пал Хазарский каганат, к ним перешла власть над всеми землями к западу от Волги. Огромные пространства степей между Киевской Русью, Болгарией, Венгрией и Аланией, с одной стороны, и территорией Западного Казахстана, где обитали племена огузов, с другой. Были разграблены и сожжены мирные поселения безоружных земледельцев, оседлая культура целых народов пришла в упадок.

  • Ранняя борьба Руси с печенегами

В X веке за участие в защите Константинополя от набегов киевских князей византийцы регулярно платили золотом печенежским ханам . В 968 году подстрекаемые ими печенеги предприняли попытку осадить Киев, но были разгромлены. После этого степняки некоторое время даже состояли на службе у русского великого князя Святослава, ходили с ним в поход на Византию. Но, получив во владение новые земли, они опять стали враждебны Киевской Руси, и набеги на славян продолжились.

Именно руками печенегов византийцы сумели расправиться с самым опасным из своих врагов . В 972 году в битве у Днепровских порогов была полностью истреблена дружина киевского князя Святослава Игоревича, сам князь погиб, а хан Куря повелел сделать себе из его черепа окованную золотом чашу для питья. Потери от нападений печенегов на Русь нельзя называть незначительными. Здесь и непосредственные жертвы варварских набегов, и разорение приграничных областей, и разрушение древних торговых взаимоотношений со странами Причерноморья и Прикаспия.

В 992 году великий князь Владимир нанёс поражение печенегам у реки Трубеж, но, спустя четыре года, уже сам был побеждён под Васильевом. Именно князь Владимир первым начал строить на пограничных со степью реках Стугне, Трубежу, Ирпени города-крепости , оснащённые специальной системой оповещения. Яркие огни их сигнальных костров давали знать Киеву о надвигающейся на русские земли опасности. Кроме того, были насыпаны валы, мешавшие кочевникам пасти стада, оттесняя их в южном направлении.

К XI веку печенеги под натиском половцев и куманов уже кочевали между реками Дунай и Днепр. Есть данные, что к 1010 году в их рядах возник раскол на религиозной почве. Воины князя Тираха к этому времени уже приняли ислам, а племена князя Кегена перешли Дунай и приняли там христианство. Византийский император намеревался их силами охранять свои границы. Однако в 1048 году орды печенегов под началом Тираха пересекли Дунай и заняли балканские владения Византии.

  • Роль Ярослава Мудрого в окончательной победе над печенегами

В рядах Святополка Окаянного, который пользовался самыми грязными методами ведения войны, в т. ч. и коварным убийством братьев, кочевники воевали против киевского князя Ярослава Мудрого. Как и имя Святополка, слово «печенеги» до наших дней используется как синоним бесчеловечного, варварского поведения . Но их участие в битве под Любечем в 1016 году, а в 1019 году в битве на Альте не принесло Святополку успеха.

Последним большим походом для печенегов стала осада Киева 1036 года в отсутствие Ярослава Мудрого, посещавшего в это время Новгород. При этом войска противника были окончательно разбиты дружиной великого князя Ярослава, которая вовремя пришла в Киев на помощь осаждённым. Ярославу тогда принесло успех построение, расчленённое по фронту : в центре войска были расположены норманны, а с фланги укреплены киевлянами и новгородцами. Тут уже племена торков напали на обескровленное войско печенегов, выгоняя их с занятых земель. Побеждённым пришлось отступить на Балканы, где они совсем потеряли свою былую самостоятельность, став частью нового племени берендеев, т. н. чёрных клобуков.

Разгромленные печенеги скрывались в степях Северо-Западного Причерноморья . Византийские императоры то сами вели с ними жестокие войны, то баловали подаркам, посылая воевать против сельджуков. В результате часть из них поступила на византийскую службу, кто-то нанялся охранять границы венгров и русских княжеств, а иные и вовсе растворились среди кочевых соседей.

  • Печенеги и русская государственность

Несколько десятков лет борьба Руси с печенегами отнимала много сил и средств, хотя, по утверждению историков, для Древнерусского государства они не являлись настолько непобедимыми. Строились под руководством Киева пограничные крепости с постоянными гарнизонами, возрастала его роль как организатора общенародного отпора кочевникам. Это позволило сосредоточить в руках великих князей огромные военные силы, которые обеспечивали мощную поддержку их власти.

Даже само принятие Русью христианства, в какой-то степени было вызвано тем, что с печенегами боролись под лозунгом защиты православной веры от «поганых». Этот ход способствовал также укреплению добрососедских взаимоотношений с Византией, а это защищало русские тылы в борьбе против степняков и предотвращало их заговоры с недружественными племенами.

Как выглядели печенеги

По свидетельствам древних летописцев печенеги, впервые появившиеся в Причерноморье, невзирая на свои тюркские корни, имели европеоидные черты с небольшой примесью монголоидности, и киевлянин, при необходимости, мог легко среди них затеряться. Невысокого роста брюнеты брили себе бороды, оставляя чуб и усы, их лица были узкими, а глаза маленькими. Если учесть, что после успешных набегов пленённые местные жительницы становились наложницами, а кто-то из пленников-мужчин пополнял ряды воинов на условиях всеобщего равноправия, то эти свидетельства совершенно объяснимы.

Археология

Существующие сегодня на территории Белгородской и Волгоградской областей и в Молдавии захоронения печенегов имеют вид невысоких курганов. Покойник там лежит головой на запад, при нём останки лошади, стремена, сабли, наконечники стрел, украшения, серебряная упряжь, золотые монеты византийской чеканки.

В памяти народа имя печенегов сохранилось намного дольше их самих, уже в XV веке в «Сказании о Мамаевом побоище» тюркский воин Челубей, начавший Куликовскую битву поединком с иноком Пересветом, будет назван «печенегом».

В соответствии с последними научными данными, потомками печенегов являются молдавские гагаузы, узбекские каракалпаки и башкирские юрматы. Киргизский род Бечен тоже претендует на происхождение от них.

ПЕЧЕНЕГИ - древний тюркоязычный народ.

Сфор-ми-ро-вал-ся, ве-ро-ят-но, в VII-VIII веках в бас-сей-не реки Сыр-дарья и в При-ара-лье. Воз-мож-но, из-на-чаль-но печенеги яв-ля-лись под-раз-де-ле-ни-ем огу-зов. В трак-та-те ви-зантийского императора Кон-стан-ти-на VII Баг-ря-но-род-но-го «Об управ-ле-нии им-пе-ри-ей» есть све-де-ния, что преж-нее на-име-но-ва-ние час-ти печенегов - кан-га-ры. Й. Мар-кварт со-пос-та-вил эт-но-ним «кан-гар» с названием ниж-не-го те-че-ния р. Сыр-дарья (Канг) и эт-но-ни-мом «кен-ге-рес» тюркских ру-нических ор-хо-но-ени-сей-ских над-пи-сей. Ги-по-те-за Мар-квар-та, под-дер-жан-ная В.В. Бар-толь-дом (с ого-вор-ка-ми лин-гвис-тического ха-рак-те-ра) и А.М. Щер-ба-ком, по-зво-ля-ет ло-ка-ли-зо-вать ме-сто из-на-чаль-но-го рас-се-ле-ния печенегов в ни-зовь-ях Сыр-да-рьи и на тер-ри-то-ри-ях, при-мы-каю-щих с се-ве-ра к Араль-ско-му мо-рю. С.Г. Кляш-тор-ный ото-жде-ст-в-ля-ет «ре-ку Канг» с зем-ля-ми оа-зи-сов средней Сыр-да-рьи, ко-то-рые на-хо-ди-лись под про-тек-то-ра-том по-лу-ко-че-вых огуз-ских и пе-че-неж-ских пле-мён. Со-глас-но его на-блю-де-ни-ям, в начале VIII века пе-че-неж-ские пле-ме-на (кен-ге-ре-сы/кан-га-ры) уже пред-став-ля-ли со-бой са-мо-сто-ятельный на-род, вхо-див-ший в по-ли-тическую кон-фе-де-ра-цию с осед-лым на-се-ле-ни-ем оа-зи-сов.

Эт-но-ним «печенеги», ско-рее все-го, яв-ля-ет-ся де-ми-ну-ти-вом (умень-шительной фор-мой) от име-ни Бе-че (древнетюркское имя соб-ст-вен-ное Be ̌ce; ви-ди-мо ле-ген-дар-но-го ге-роя-эпо-ни-ма). Воз-мож-но так-же, что эт-но-ним вос-хо-дит к тюркскому сло-ву *ba ̌canak (умень-ши-тель-ное от badža - «сво-як; муж стар-шей се-ст-ры; стар-ший ро-дич»). О язы-ке печенегов све-де-ний не-мно-го. Воз-мож-но, он за-фик-си-ро-ван в ря-де эпи-гра-фических па-мят-ни-ков древ-не-тюрк-ско-го ру-ни-че-ско-го пись-ма. Из ви-зантийских и других письменных ис-точ-ни-ков из-вест-но несколько де-сят-ков пе-че-неж-ских слов (главным образом лич-ные име-на, то-по-ни-мы, эт-но-ни-мы). Точ-ное по-ло-же-ние пе-че-неж-ско-го языка внут-ри тюрк-ских язы-ков ос-та-ёт-ся не-яс-ным. По дан-ным «По-вес-ти вре-мен-ных лет» , язык печенегов был из-вес-тен жи-те-лям Кие-ва в X веке.

В конце IX века печенеги бы-ли вы-тес-не-ны из При-ара-лья огу-за-ми и пе-ре-ко-че-ва-ли к Вол-ге. В свою оче-редь печенеги вы-ну-ди-ли уй-ти на за-пад ко-че-вые пле-ме-на мадь-я-ров (венг-ров). Не-смот-ря на по-ра-же-ние от огу-зов и ха-зар, пле-ме-на печенегов рас-се-ли-лись в сте-пях, кон-тро-ли-ро-вав-ших-ся Ха-зар-ским ка-га-на-том, часть по-се-ле-ний ха-зар бы-ли раз-ру-ше-ны. Во 2-й половине IX века печенеги поя-ви-лись в Северном При-чер-но-мо-рье (впер-вые об этом со-об-ща-ет латинская Хро-ни-ка Ре-ги-но-на Прюм-ско-го под 889 годом), в 990-е годы пол-но-стью вы-тес-ни-ли от-ту-да венг-ров. На ру-бе-же IX и X веков печенеги рас-се-ли-лись в Ниж-нем Поду-на-вье. В X веке печенеги ко-че-ва-ли ме-ж-ду Вол-гой и ни-зовь-я-ми Ду-ная. Сло-жи-лась круп-ная эт-но-по-ли-тическая общ-ность, по-лу-чив-шая в ис-то-рио-гра-фии названием «Пе-че-не-гия», ко-то-рая во мно-гом оп-ре-де-ля-ла гео-по-ли-тическую си-туа-цию в Восточной Ев-ро-пе. Она де-ли-лась на 2 боль-ших объ-е-ди-не-ния, гра-ни-ца ме-ж-ду ко-то-ры-ми про-ле-га-ла по Днеп-ру. Восточное (ле-во-бе-реж-ное) объ-е-ди-не-ние име-ло кон-так-ты с Хер-со-не-сом и Ха-зар-ским ка-га-на-том, за-пад-ное бы-ло свя-за-но с Пер-вым Бол-гар-ским цар-ст-вом и Ви-зан-ти-ей. В это вре-мя печенеги фак-ти-че-ски кон-тро-ли-ро-ва-ли са-мый слож-ный уча-сток пу-ти «из ва-ряг в гре-ки» - ни-зо-вья Днеп-ра и Днеп-ров-ские по-ро-ги. Пе-че-неж-ские во-ин-ские кон-тин-ген-ты не-од-но-крат-но при-вле-ка-лись как на-ём-ни-ки им-пе-ра-то-ра-ми Ви-зан-тии в борь-бе про-тив Пер-во-го Бол-гар-ско-го цар-ст-ва и Древнерусского государства а так-же пра-ви-те-ля-ми Древнерусского государства про-тив Ви-зан-тии и Пер-во-го Бол-гар-ско-го цар-ст-ва. Часть печенегов на-хо-ди-лась в за-ви-си-мо-сти от Ха-зар-ско-го ка-га-на-та, ещё од-на миг-ри-ро-ва-ла в За-вол-жье, где их при-сут-ст-вие в X веке от-ме-тил арабский пу-те-ше-ст-вен-ник Ибн Фад-лан.

Прак-ти-че-ски все средневековые ав-то-ры от-ме-ча-ли слож-ное по-ли-тическое уст-рой-ст-во пе-че-неж-ско-го эт-но-по-ли-тического объ-е-ди-не-ния в X-XI веках. Со-глас-но Кон-стан-ти-ну VII Баг-ря-но-род-но-му, Печенеги де-ли-лись на 8 «фем», со свои-ми пред-во-ди-те-ля-ми, а ка-ж-дая фе-ма - на пять мень-ших объ-е-ди-не-ний (ско-рее все-го, «кла-нов» или «ро-дов»). Власть у печенегов при-над-ле-жа-ла пред-ста-ви-те-лям од-но-го ро-да и пе-ре-да-ва-лась, по дан-ным трак-та-та «Об управ-ле-нии им-пе-рией», от пра-ви-те-ля к его двою-род-но-му бра-ту (ве-ро-ят-но, так ис-ка-зил-ся в ви-зантийском вос-при-ятии об-ще-тюрк-ский обы-чай пе-ре-да-вать власть не от от-ца к сы-ну, а сле-дую-ще-му по стар-шин-ст-ву по-сле пра-ви-те-ля муж-чи-не в ро-де). Ис-точ-ни-ки от-ме-ча-ют су-ще-ст-во-ва-ние у печенегов «на-род-но-го со-б-ра-ния» или «ари-сто-кра-ти-че-ско-го со-ве-та», а так-же рост вла-сти во-ж-дей-ха-нов и «ста-рей-шин». «Пе-че-не-гия», таким образом, пред-став-ля-ла со-бой слож-ное во-ж-де-ст-во (кон-фе-де-ра-цию пле-мён), ко-то-рое мог-ло пе-ре-рас-ти в ко-че-вую им-пе-рию, но бы-ло по-сте-пен-но унич-то-же-но в вой-нах (А.В. Ма-рей, П. Гол-ден).

В ис-точ-ни-ках за-фик-си-ро-ва-ны обы-чаи печенегов: бри-тьё бо-ро-ды, но-ше-ние уко-ро-чен-ной без-ру-кав-ной оде-ж-ды, со-жже-ние по-кой-ни-ков (этот обы-чай фик-си-ру-ет-ся толь-ко письменными ис-точ-ни-ка-ми и не под-твер-жда-ет-ся ар-хео-ло-ги-че-ски), ве-ра в кон-та-ги-оз-ную пе-ре-да-чу лич-ной уда-чи, воз-мож-но, ри-ту-аль-ный кан-ни-ба-лизм. Ар-хео-ло-гические дан-ные сви-де-тель-ст-ву-ют, что печенеги прак-ти-ко-ва-ли по-гре-бе-ния в ви-де тру-по-по-ло-же-ний с ко-нём, час-то - с ору-жи-ем (лу-ки, стре-лы, саб-ли) и ук-ра-ше-ния-ми. По-гре-бе-ния печенегов не име-ют прин-ци-пи-аль-ных от-ли-чий в об-ря-де сре-ди мас-сы син-хрон-ных ко-чев-ни-че-ских за-хо-ро-не-ний, вы-де-ля-ют-ся в основном хро-но-ло-ги-че-ски и тер-ри-то-ри-аль-но. Над мо-ги-ла-ми ли-бо на-сы-па-лись не-боль-шие кур-га-ны , ли-бо де-ла-лось впу-ск-ное по-гре-бе-ние в на-сы-пи бо-лее ран-не-го вре-ме-ни. Час-то в мо-гиль-ной яме со-ору-жа-лась де-ревянная ка-ме-ра или ящик (С.А.Плет-нёва, Е.В. Круг-лов). В 1108 году немецкий мис-сио-нер Бру-но Квер-фурт-ский ез-дил к печенегам с це-лью об-ра-тить их в хри-сти-ан-ст-во, но его ини-циа-ти-ва ока-за-лась ма-ло-ус-пеш-ной. Восточные ав-то-ры со-об-ща-ют о рас-про-стра-не-нии сре-ди печенегов ис-ла-ма, так-же к печенегам про-ни-ка-ли про-по-вед-ни-ки ма-ни-хей-ст-ва .

Печенеги не-од-но-крат-но фи-гу-ри-ру-ют на стра-ни-цах ран-не-го древнерусского ле-то-пи-са-ния. Пер-вое ис-то-рическое со-об-ще-ние о печенегах в нём ус-лов-но да-ти-ру-ет-ся 915 годом, ко-гда они за-клю-чи-ли мир с ки-ев-ским князем Иго-рем. В 920 году он вое-вал с печенегами, а в 944 году на-ни-мал их для по-хо-да на Ви-зан-тию. В 968 году печенеги оса-ж-да-ли Ки-ев, их на-па-де-ние, ви-ди-мо, бы-ло ор-га-ни-зо-ва-но ви-зантийскими ди-пло-ма-та-ми для то-го, что-бы за-ста-вить вое-вав-ше-го на тер-ри-то-рии Пер-во-го Бол-гар-ско-го цар-ст-ва ки-ев-ско-го князя Свя-то-сла-ва Иго-ре-ви-ча вер-нуть-ся на ро-ди-ну. В «По-вес-ти вре-мен-ных лет» опи-са-ны пе-ре-го-во-ры древнерусские вое-во-ды Пре-ти-ча и «пе-че-неж-ско-го кня-зя», ко-то-рые в знак ми-ра об-ме-ня-лись ору-жи-ем. Вес-ной 972 года пе-че-неж-ский хан Ку-ря по нау-ще-нию ви-зан-тий-цев убил князя Свя-то-сла-ва Иго-ре-ви-ча; по пре-да-нию, из че-ре-па кня-зя бы-ла сде-ла-на ча-ша для ха-на. Во вре-мя прав-ле-ния его сы-на, ки-ев-ско-го князя Вла-ди-ми-ра Свя-то-сла-ви-ча, печенеги не-од-но-крат-но на-па-да-ли на Древнерусское государство (992, 996, 997, 1015 годы - все ле-то-пис-ные да-ты ус-лов-ны, ско-рее все-го, печенеги, как позд-нее по-лов-цы, осу-ще-ст-в-ля-ли на-бе-ги ка-ж-дый год). Для обо-ро-ны от них ки-ев-ский князь ор-га-ни-зо-вал строи-тель-ст-во обо-ро-нительных ли-ний на южных гра-ни-цах Древнерусского государства («бе бо рать отъ пе-че-негъ»). Они строи-лись вдоль рек Дес-на, Ос-тёр, Тру-беж, Су-ла, Стуг-на. По-сто-ян-ные вой-ны с печенегами от-ра-зи-лись в древнерусской эпи-чес-кой тра-ди-ции, став-шей ис-точ-ни-ком для ле-то-пис-цев (по-еди-нок юно-ши-ко-же-мя-ки с пе-че-неж-ским бо-га-ты-рём; об-ман го-ро-жа-на-ми печенегов во вре-мя оса-ды Бел-го-ро-да; ис-то-рия как князь Вла-ди-мир Свя-то-сла-вич пря-тал-ся от них под мос-том). Печенеги уча-ст-во-ва-ли в меж-до-усоб-ной вой-не сы-но-вей Вла-ди-ми-ра Свя-то-сла-ви-ча на сто-ро-не Свя-то-пол-ка Ока-ян-но-го про-тив Яро-сла-ва Вла-ди-ми-ро-ви-ча Муд-ро-го.

В 1036 году ки-ев-ский князь Яро-слав Муд-рый на-нёс печенегам со-кру-шительное по-ра-же-ние, по-сле ко-то-ро-го основная часть печенегов под на-по-ром по-лов-цев (смотри в статье Кип-ча-ки) от-ко-че-ва-ла к гра-ни-цам Ви-зан-тии и Венг-рии. В XI веке печенеги соз-да-ва-ли по-сто-ян-ную уг-ро-зу Ви-зантии, в конце 1040-х годов (ско-рее все-го, в 1048 году) под пред-во-ди-тель-ст-вом ха-на Ти-ра-ха фор-си-ро-ва-ли по льду Ду-най, од-на-ко ви-зан-тий-цам уда-лось ос-та-но-вить их на-сту-п-ле-ние. В то же вре-мя чуть ра-нее со-пер-ник ха-на Ти-ра-ха Ке-ген пе-ре-шёл на служ-бу к ви-зантийскимим-пе-ра-то-рам, часть печенегов рас-се-ли-лась на тер-ри-то-рии Бол-га-рии. Император Алек-сей I Ком-нин по-сле шес-ти-лет-ней вой-ны с печенегами в 1091 году су-мел одер-жать над ни-ми по-бе-ду. Его ус-пех за-кре-пил император Ио-анн II Ком-нин, по-сле по-бе-ды ко-то-ро-го в 1122 году пе-че-неж-ская уг-ро-за бы-ла ли-к-ви-ди-ро-ва-на.

С середины XI века про-ис-хо-ди-ло мас-со-вое пере-се-ле-ние печенегов в Венг-рию (их пер-вые про-ник-но-ве-ния ту-да от-но-сят-ся к X веку). По-хо-ды и ми-гра-ция печенегов в эту стра-ну про-дол-жа-лись до 1-й четверти XII века. Упо-ми-на-ния «слу-жи-лых» печенегов в венгерских ис-точ-ни-ках встре-ча-ют-ся вплоть до 2-й половине XIII века.

Часть печенегов со 2-й половины XI века ста-но-вят-ся фе-де-ра-та-ми ки-ев-ских кня-зей, вой-дя в со-став чёр-ных кло-бу-ков. В 1116 году со-стоя-лось сра-же-ние печенегов и тор-ков с по-лов-ца-ми у реки Дон, в ко-то-ром со-юз-ни-ки по-тер-пе-ли по-ра-же-ние. Ве-ро-ят-но, печенеги и тор-ки по-пы-та-лись вос-поль-зо-вать-ся ос-лаб-ле-ни-ем по-лов-цев в ре-зуль-та-те по-ло-вец-ких по-хо-дов русских кня-зей 1100-1110-х годов. В русских ле-то-пи-сях печенеги в по-след-ний раз упо-ми-на-ют-ся в 1169 году в со-ста-ве чёр-ных кло-бу-ков. Из-вес-тия позд-них ле-то-пи-сей (XVI века) о по-бе-де над печенегами Ас-коль-да и Ди-ра в 867 году, кре-ще-нии пе-че-неж-ских кня-зей, по-бе-дах русских бо-га-ты-рей над печенегами и до-го-во-рах с различными пе-че-неж-ски-ми князь-я-ми, ско-рее все-го, не-дос-то-вер-ны и яв-ля-ют-ся пло-дом литературного твор-че-ст-ва позд-не-го Сред-не-ве-ко-вья.

Све-де-ния о печенегах ис-че-за-ют из ис-точ-ни-ков к концу XIII века.

Ис-точники:

Кон-стан-тин Баг-ря-но-род-ный. Об управ-ле-нии им-пе-ри-ей. Текст, пе-ре-вод, ком-мен-та-рий / Под ред. Г.Г. Ли-тав-ри-на, А.П. Но-во-сель-це-ва. М., 1991;

Древ-няя Русь в све-те за-ру-беж-ных ис-точ-ни-ков. Хре-сто-ма-тия. М., 2009. Т. 3: Вос-точ-ные ис-точ-ни-ки / Сост. Т.М. Ка-ли-ни-на. М., 2010. Т. 4:

За-пад-но-ев-ро-пей-ские ис-точ-ни-ки / Сост., пер. и ком-мент. А.В. На-за-рен-ко.

Дополнительная литература:

Го-лу-бов-ский П.В. Пе-че-не-ги, тор-ки и по-лов-цы до на-ше-ст-вия та-тар: ис-то-рия юж-но-рус-ских сте-пей IX-XIII вв. К., 1884;

Prit-sak O. The Pečenegs: a case of social and economic transformation // Archivum Eurasiae medii aevi. Lisse, 1975;

Плет-не-ва С.А. Пе-че-не-ги, тор-ки, по-лов-цы // Сте-пи Ев-ра-зии в эпо-ху Сред-не-ве-ковья. М., 1981;

Mo-ravcsik G. Byzantino-tur-cica. I. Die by-zan-ti-nischen Quellen der Geschichte der Türkvöl-ker. II. Sprachreste der Türkvölker in den by-zan-tinischen Quellen. B., 1983;

Pá-lóczi-Hor-váth A. Pechenegs, Cumans, Iasians. Steppe peoples in medieval Hungary. Bdpst, 1989;

Golden P. Pečenegs // The Encyclopedia of Islam. Leiden, 1995. Vol. 8;

Щер-бак А.М. Пе-че-неж-ский язык // Язы-ки ми-ра. Тюрк-ские язы-ки. М., 1997;

Ма-рей А.В. Осо-бен-но-сти со-ци-аль-но-по-ли-ти-че-ской ор-га-ни-за-ции пе-че-не-гов // Аль-тер-на-тив-ные пу-ти к ци-ви-ли-за-ции. М., 2000;

Га-ру-сто-вич Т.Н., Ива-нов В.А. Огу-зы и пе-че-не-ги в Ев-ра-зий-ских сте-пях. Уфа, 2001;

Круг-лов Е.В. Пе-че-не-ги и огу-зы: не-ко-то-рые про-бле-мы ар-хео-ло-ги-че-ских ис-точ-ни-ков // Сте-пи Ев-ро-пы в эпо-ху сред-не-ве-ко-вья. До-нецк, 2003. Т. 3

История Древней Руси пестрит рассказами и упоминаниями о печенегах. Историки и археологи активно занимаются изучением древних времен, и уже вполне исчерпывающе могут рассказать, кто такие печенеги, каковы их особенности, роль в истории, характер, внешность, происхождение.

Говоря об этом племени, мы имеем ввиду не просто народ, мы говорим о войске. Именно война — главный вид деятельности этого кочевого племени.

Википедия сообщает, что их войско сложилось предположительно в 8-9 веке, в состав его вошли несколько древних кочевых племен.

Место кочевания племени — Средняя Азия. Название “печенеги” имеет происхождение от слова “бече”, которым называли предводителя объединяемых племен.

У них был свой язык тюркского происхождения, а основной род их деятельности — скотоводство.

Они не возводили основательные постройки, укрепления, а основу своего прибытка, получаемого в военных сражениях, перевозили с собой на телегах.

Во главе стоял хан, принимающий все важные решения касательно жизни племени. Однако еще проводились и так называемые собрания старейшин, которые также вносили свою лепту.

В случае смерти хана, власть передавалась по наследству.

Как выглядели печенеги

Ученые пришли к единогласному мнению, что представители древнего племени не имели никаких ярко выраженных отличий от русского населения. Черты лица кочевников были европеоидные с примесью монголоидности.

Это были невысокого роста брюнеты с узкими лицами, маленькими глазами. Отличительными особенностями для них были борода, чуб, усы. Такое внешнее сходство с русскими человеком не является удивительным фактом.

В условиях долго длящейся войны они нередко брали в плен мужчин, которые в дальнейшем становились их полноправными воинами, а женщин вынуждали быть их наложницами.

Современники печенегов

Последние исследования сообщают, что потомками известных варваров являются:

  • башкирские юрматы;
  • молдавские гагаузы;
  • узбекские каракалпаки.

Но в этом вопросе ученые не пришли к единому мнению. Изучая существующие данные о древнем народе, поиск их современников не так прост. Ведь, как известно, само племя представляет собой союз нескольких общин, что усложняет ситуацию и рассеивает мнения.

Существует утверждение, что род племени на своем закате поделился на две линии:

  • тюркский народ гагаузов (современная территория России, Украины, Молдавии);
  • поселенцы правобережной Украины.

Археологами на территории России и Молдавии были найдены захоронения кочевого народа. Это невысокие курганы. С воином захороняли все его снаряжение, оружие, стрелы, а также богатства: золотые монеты, украшения, лошадей.

Составленные портреты печенегов

Археологические и антропологические исследования позволяют нам создать примерный портрет древнего воина (см. фото) и мы можем представить, как выглядели печенеги.

Одежда, оружие воина соответствует кочевому народу тех времен. Такие племена не вносили в свой внешний вид никаких особенностей.

Современные режиссеры в экранизации фильмов, в которых действие идет в древние времена, также постарались передать максимально точно внешний вид народа и характеристики:

10 интересных фактов о печенегах

  1. Они были язычниками. Религия тибетских народов — бон — была для них близкой.
  2. Они крайне редко мыли голову и умывались.
  3. Использовали кожаные мешки для переправы через реки.
  4. Стрелы, которые они использовали, были смочены смертельным ядом, поэтому даже небольшая царапина приводила к летальному исходу.
  5. Славились своими знаниями трав. Помимо применения отваров для лечения, они знали рецепты, придающие необычные силы: улучшение зрения, быстроту реакции и прочее.
  6. В еде они не были разборчивы. Главной пищей был рис, просо, однако варили они его исключительно на молоке.
  7. Мясо употребляли в сыром виде, подержав предварительно под седлом для получения нужной температуры.
  8. В условиях тяжелой жизни и голода могли не побрезговать съесть кошку или других степных животных.
  9. Ходили легенды о быстроте их лошадей. Они умели выбирать среди лошадей истинных скакунов.
  10. Принося клятву верности, воин ранил палец, а его кровь пили братья по оружию.

Борьба руси с печенегами

Совершать набеги и завоевания кочевников сподвигало не что иное как поиски лучшей жизни. Постоянные засухи были невозможным условием для ведения хозяйства племенем. Завоевание территорий, водоемов со временем стало неотъемлемой частью их жизни.

Варвары славились своими молниеносными, разрушающими набегами. Даже если целью не было завладение территорией, они наносили непоправимый вред оседлым народам: разрушали, убивали, грабили, брали пленных

Борьба Руси с кочевниками была долгой. Для защиты своих границ войска строили оборонительные сооружения: крепости, водоемы, валы. Кроме того, даже крещению Руси приписывают более практичное значение, чем может казаться изначально, а именно: объединение народа единой верой для борьбы с “нечистыми варварами”.

Нападения печенегов на Русь были регулярны. Первое столкновение русских войск с печенежской ордой датируется 915 годом, когда во главе Киевской Руси стоял князь Игорь.

Хотя характер взаимоотношений войск не ограничивается конфликтами. Существуют записи о совместных походах с русичами на Византию.

Первое нападение

Попытки набегов совершались постоянно. Однако самым серьезным из нападений считается совершенное в 969 году. Спланированный набег говорит о серьезности намерений и стратегических навыках военачальников.

Воспользовавшись отсутствием в Киеве князя Святослава, кочевники совершили нападение.

Как известно, основная часть войска всегда сопровождает князя, а сам князь как никто лучше умеет защитить свое государство.

Организацией обороны пришлось командовать матери князя Святослава княгине Ольге.

Положение города было плачевным. Кроме того, что для защиты не хватало воинов, варвары осадили входы и выходы, не пропуская в город караваны с едой, водой.

А установившаяся в то время длительная жара только усугубляла положение киевлян. Однако Ольге удалось выдержать такой натиск. Вернувшись, князь разгромил печенежские отряды и защитил свои границы.

Обратите внимание! Князь Святослав был убит печенегами спустя три года.

По возвращении с Византийского похода князя Святослава ждала засада. Ее устроил никто иной как печенеги во главе с ханом Куря. В этой засаде было разгромлено русское войско, а князь Святослав убит. Легенда гласит о том, что хан Куря сделал золотой кубок из черепа киевского князя.

Разгром печенегов Ярославом Мудрым под Киевом

События 1036 года историки приравнивают к судьбоносным в жизни печенежских племен. Возможно, не совершив нападения на Русь, не исчез бы такой народ.

Набег на Киев был спланирован в отсутствие князя , который в это время был в Новгороде. Осадив город, враги всеми силами бросились в атаку. Вовремя вернувшийся князь со своей дружиной разгромили обидчиков.

Обратите внимание! По всем данным кочевники обладали хорошей разведкой, все свои масштабные нападения они планировали на время отсутствия князя в городе.

Историки утверждают, что битва князя Ярослава Мудрого была тяжелой, а победа, которую он одержал, далась с большим трудом. Стоит заметить, что большую роль сыграла тактика князя, который не просто кинулся в бой против врага, а принимал стратегические решения.

Кочевники превосходили русское войско по численности. Решением князя Ярослава было разделить войско: по центру на защиту встали варяги, справа киевляне, а слева новгородцы.

Громкая победа свершилась. Она означала не только изгнание кочевников из города, но и то, что русичи добились прекращения набегов печенегов на русские земли.

Интересно знать! В честь этой победы князь Ярослав Мудрый приказал возвести в Киеве Софийский Собор.

После разгрома племя скрывалось в степи северо-западного Причерноморья. Дальнейшая судьба связывает кочевников с Византией. В их отношениях присутствовали как конфликты, так и совместные походы.

Со временем это кочевое войско прекратило свое существование. А его воины разошлись по наемным службам в византийское, русское войска, а также в войска других кочевых племен.

Полезное видео

Подведем итоги

После исчезновения печенегов в степях началось “правление” нового, еще более жестокого войска — половцев. Сами печенеги не сохранили своей народности и массовости.

Сходство с представителями этого племени просматривается у многих современных народов, однако полноценных доказательств тому нет. Их плачевная судьба не позволила нам узнать больше об этом народе.