Печенеги, половцы и монголы. Печенеги и половцы

ПЕЧЕНЕГИ И ПОЛОВЦЫ

Печенеги появились в восточноевропейских степях в конце IX в. Собственно, новый поток азиатских переселенцев представлял собой не единый этнос, но союз племен, некий конгломерат, разноликий и разноязыкий. Но общее имя он получил по печенежским племенам (их было восемь), шедшим в авангарде этого тюркоязычного (возможно, с небольшой примесью угров) потока и составлявшим количественно более половины его (Артамонов М.И., 1962, 345).

Культура печенегов была довольно высокой для кочевников. В насыпанных ими курганах обнаружены мечи, глиняные кувшины, украшенные причудливым, пышным орнаментом, костяные орнаментированные накладки на луки, пряжки и подвески для поясов. Сбруя печенежских коней уже мало чем отличается от современной, в ее состав входят жесткие удила с трензелями, седельные подпруги и, главное, стремена, позволявшие стрелять из лука, не покидая седла.

Печенеги входили ранее в Хазарский каганат и откололись от него, как только он стал слабеть. Уйдя от преследований бывшего владыки, они двинулись на запад и юг. В начале X в. эти скитальцы степей уже достигли Крыма, где захватили Боспор и Херсонес, потеснив хазар. Очевидно, полуостров весьма подошел им, так как здесь многие остановились (основная часть их пошла на запад, дальше к Днепру) и стали устраиваться вполне основательно. Они заключили в начале X в. союзные договоры с Византией и Русью, впрочем не мешавшие войнам и в дальнейшем. Византия все же стремилась всячески крымских печенегов ублажать, поддерживать их и экономически и политически. Императорам была выгодна дружба с воинственными и многочисленными степняками, которые образовывали барьер против проникновения в византийские владения русских, ибо последние были более опасны: не ограничиваясь грабежом мелких поселений, они угрожали Константинополю, организовывали совместные походы, в которых против греков выступали, как, например, в 944 г., варяги, русь, поляне, словены и кривичи. Согласно выводам советского историка, союз с печенегами Крыма вообще "являлся центром византийской системы поддержания политического равновесия в X в. " (Левченко М.В., 1940, 156). Но, судя по русским летописям, с Русью печенеги воевали не только по договоренности с Византией и совместно с ее войском, но и по собственному почину, причем неоднократно. В одной из таких войн пал знаменитый князь Святослав, из черепа которого печенежский хан Куря сделал себе ритуальную чашу.

В середине XI в. четыре печенежских орды, кочевавших в Причерноморье, распались. В конце века они попытались было снова объединиться в племенной союз и даже двинулись совместно на Византию, но это был их последний крупный поход. Император привлек на свою сторону половцев и устроил, окружив печенегов, страшное побоище, где их погибло более 30 тыс. Это был решающий удар, более этнос так и не смог подняться. Часть печенегов ушла из Крыма в южные степи, в долину реки Рось и к Белой Веже; осталось, очевидно, немного.

Влияния на крымское население печенеги не оказали почти никакого - и по краткости пребывания там, и по невозможности конкурировать с мощным культурным влиянием более развитых византийских соседей по Крыму. С другой стороны, печенеги отличались от иных завоевателей тем, что не только не разрушили классических древностей Тавриды, но и со временем "стали дорожить" ими, приобретя вкус к оседлой культурной жизни (Лашков Ф.Ф., 1881, 24).

Более того, они переняли и многое из социально-экономических достижений тогдашних крымчан. Если они пришли сюда кочевниками, причем довольно низкой, таборной стадии развития (она характерна военной демократией и слабой имущественной дифференциацией), то вскоре, освоив степь и предгорья, стали быстро переходить к земледелию. Часть печенегов переселилась в портовые города, где они также проявили неожиданные способности, занявшись торговлей. Более того, известно немало печенежских купцов, которые вели крупную транзитную торговлю между Византией и Херсоном - с одной, и Россией и волжской Хазарией, с другой стороны. Есть сведения о том, что печенежские торговые дома даже вытеснили коренных херсонеситов из самой перспективной сферы их интересов - торговли с Востоком (там же, 25).

Половцы, или кыпчаки (по имени одного из крупнейших половецких племен), появились в Крыму в X - XI вв., придя из регионов рек Волки (Идиль) и Урала (Джаик). Это были такие же, как печенеги, кочевники, по происхождению они также имели определенную степень родства. И те и другие принадлежали в основном к тюркам. По найденным в погребениях скелетам мы видим, что это были круглоголовые (брахикранные) европеоиды, некоторые - с незначительными монголоидными чертами. Половцы были по большей части светловолосыми и голубоглазыми, чем отличались от темноволосых печенегов. В XI в. основная масса половцев приняла ислам.

Первое время по приходу в Крым половцы-кыпчаки продолжали и кочевать, и устраивать опустошительные набеги - главным образом на Русь и Византию. Причем добились больших успехов: с одной стороны, Византии пришлось на горьком опыте убедиться, что с ними выгоднее дружить, чем воевать, с другой - русские ни разу за весь XI век не смогли углубиться внутрь половецких владений. Политические половецко-византийские связи осуществлялись в основном через Херсонес, хотя столицей крымских половцев был Судак (Сугдея).

Половецкая орда процветала в Крыму значительно дольше печенегов - до начала татаро-монгольского вторжения в XIII в. Основная эмиграция началась после битвы на Калке, но многие, особенно купцы и земледельцы, смешавшиеся с местными племенами и принявшие к тому времени христианство, остались. Затем их постигла судьба столь многих племен, заселявших Крым в древности, и они окончательно слились с местным населением, не оставив по себе памяти даже в чертах лица коренных крымчан; как было сказано, и те и другие были европеоиды.

Зато остались весьма примечательные памятники половецкой материальной культуры. В северо-западном Крыму до сих пор находят полускрытых землей, а то и под пахотным слоем так называемых половецких баб - массивные каменные изваяния. Это великолепный жанр искусства, причем строго индивидуального. Древние мастера сильно стилизовали свои творения, они компоновали их по общему образцу (выпрямленная фигура с кувшином, прижатым обеими руками к животу), но умели достичь, невзирая на каноны, портретного сходства.

В этих статуях отразилась живая история народа, даже изменения в его внешности - "бабы" прикавказских равнин приобретают в XIV в. горбинку на носу (след межэтнического смешения с грузинами), крымские же сохраняют благородную простоту и ясность старого половецкого типа. И еще один след, к сожалению менее долговечный, чем статуи. До 1944 г. в Крыму имелись населенные пункты с топонимическим компонентом "кипчак". Ныне это села с такими бездарными, выдуманными без опоры на историю названиями, как Громове, Рыбацкое, Самсоновка и т. д. и т. п. ...

Из духовного наследия половцев мы можем назвать занесенные ими на крымскую почву такие общие для исламского мира образцы устного арабского фольклора, как "Лейла и Меджнун", "Юсуф и Зулейка", позднее - "Ашик-Гариб", анекдоты о Ходже Насреддине и другие, обогатившие крымскую народную культурную традицию.

В среде этих первых мусульман Крыма был в XII - XIII вв. создан и первый памятник крымскотатарского языка - словарь "Кодекс Куманикус". Признано, что язык крымских кыпчаков того периода был более развит и совершенен, чем диалекты пришедших в Крым позднее орд (см. ниже), в которых смешались самые различные тюркские и монгольские элементы, и поэтому именно кыпчакский язык послужил основой при формировании и письменного, литературного крымскотатарского языка (Фазыл Р., Нагаев С., 1989, 136).

Из книги Курс русской истории (Лекции I-XXXII) автора

Печенеги Изложенными в прошлый час экономическими последствиями расселения восточных славян по русской равнине были подготовлены и последствия политические, которые становятся заметны несколько позднее, с начала IX в. С этого времени хозарское владычество, казавшееся

Из книги Тысячелетие вокруг Каспия [Л/Ф] автора Гумилев Лев Николаевич

63. Гузы и печенеги В VI в. до н. э. в арало-каспийской области жили массагеты - по-видимому, один из разделов саков: (мае + сака + та = большая сакская орда, ставка). По поводу их образа жизни и ныне уместно повторить слова Страбона: «…В результате своих исследований историки

Из книги Евразийская империя скифов автора Петухов Юрий Дмитриевич

«Исчезнувшие» печенеги «Усеченная» версия русской истории отдает все евразийские степи Средневековья «тюркоязычным» народам (печенегам, половцам, татарам). Якобы после хазар (народа неизвестного происхождения, исчезнувшего тоже неизвестно куда) весь юг

Из книги История Крыма автора Андреев Александр Радьевич

Глава 6. ПЕЧЕНЕГИ В КРЫМУ. КНЯЖЕСТВА ТМУТАРАКАНЬ И ФЕОДОРО. ПОЛОВЦЫ В КРЫМУ. X– XIII века. В середине X века хазары в Крыму сменились пришедшими с востока печенегами. Печенегами были восточные кочевые племена кенгересов, создавшие южнее уральских гор между Балхашем и

Из книги Новый взгляд на историю Русского государства автора Морозов Николай Александрович

Глава IV. Летописные сказания о некоторых народах, соприкасающихся с Русью, будто бы, до крестовых походов, в связи с так называемыми «Городищами» Украины (торки, половцы, печенеги и т.д.) Один из главнейших недостатков современных курсов государственной истории

Из книги История Византийской империи. Т.1 автора

Из книги Империя степей. Аттила, Чингиз-хан, Тамерлан автора Груссе Рене

Печенеги и Кипчаки Печенеги (Патзанакитаи, у Константина Порфирогенета, Бачанаки, у Иштакри), были, как мы видели, тюркским племенем, которое, согласно Маркуарту, некогда составляло часть конфедерации западных тукю, но были вытеснены карлуками к низовью Сыр-Дарьи и

Из книги Полный курс русской истории: в одной книге [в современном изложении] автора Ключевский Василий Осипович

Печенеги Практически все первые князья Днепровской Руси вынуждены были защищать границы государства от набегов степняков, первыми в ряду этих врагов стояли печенеги, на совесть которых летопись отнесла смерть князя Святослава. Отвоевав с Византией за Болгарию, которую

Из книги Другая история Руси. От Европы до Монголии [= Забытая история Руси] автора

Печенеги Советский Энциклопедический словарь (1989 год) сообщает: «ПЕЧЕНЕГИ, объединение тюркских и др. племен в заволжских степях в 8–9 вв. В 9 в. - в юж. - рус. степях. Кочевники-скотоводы совершали набеги на Русь. В 1036 разбиты вел. киевским кн. Ярославом Мудрым, часть

Из книги Забытая история Руси [= Другая история Руси. От Европы до Монголии] автора Калюжный Дмитрий Витальевич

Печенеги Советский Энциклопедический словарь (1989 год) сообщает:«ПЕЧЕНЕГИ, объединение тюркских и др. племен в заволжских степях в 8–9 вв. В 9 в. – в юж. – рус. степях. Кочевники-скотоводы совершали набеги на Русь. В 1036 разбиты вел. киевским кн. Ярославом Мудрым, часть

Из книги История Византийской империи. Время до крестовых походов до 1081 г. автора Васильев Александр Александрович

Печенеги К концу Македонской династии печенеги были самыми опасными врагами Византии на севере. Византийское правительство разрешало им жить в областях на север от Балкан и присваивало печенежским князьям византийские придворные чины. Но, конечно, это не было настоящим

Из книги История Крыма автора Андреев Александр Радьевич

ГЛАВА 6. ПЕЧЕНЕГИ В КРЫМУ. КНЯЖЕСТВА ТМУТАРАКАНЬ И ФЕОДОРО. ПОЛОВЦЫ В КРЫМУ. X–XIII ВЕКА В середине X века хазары в Крыму сменились пришедшими с востока печенегами.Печенегами были восточные кочевые племена кенгересов, создавшие южнее уральских гор между Балхашем и Аральским

Из книги Русская земля. Между язычеством и христианством. От князя Игоря до сына его Святослава автора Цветков Сергей Эдуардович

Печенеги Утвердившись в Нижнем Поднепровье и Северном Причерноморье, киевские русы приобрели новых соседей - печенегов. По-тюркски имя этого народа звучало как беченек; византийцы называли их пацинаки/пачинакиты, арабы - баджнак. Высказывалось предположение, что

Из книги Славянская энциклопедия автора Артемов Владислав Владимирович

Из книги Исторические судьбы крымских татар. автора Возгрин Валерий Евгеньевич

ПЕЧЕНЕГИ И ПОЛОВЦЫ Печенеги появились в восточноевропейских степях в конце IX в. Собственно, новый поток азиатских переселенцев представлял собой не единый этнос, но союз племен, некий конгломерат, разноликий и разноязыкий. Но общее имя он получил по печенежским племенам

Из книги Хрестоматия по истории СССР. Том1. автора Автор неизвестен

25. ГАРДИЗИ. ПЕЧЕНЕГИ Арабский географ Абу-Саид Абд-ал Хайяб. Зохака Гар-дизи писал в середине XI в., но свои сведения часто черпал и у более ранних географов VIII, IX, X вв. Отрывок о печенегах взят из книги Гардизи «Украшение известий» в переводе В. В. Бартольда. В. Бартольд,

План

1. Великая Степь: печенеги, половцы и монголы.

Монгольское нашествие.

Улус Джучи.

Русь и Орда.

Внешняя политика русских князей.

Вспомним основной смысловой блок предыдущей лекции:

Как видим, Ярослав Владимирович основной интерес во внешней политике проявлял к западным странам и Византии. После того, как в 1036 году Великий князь Киевский разбил печенегов под Киевом, Степи и восточному направлению он уделял мало внимания. Повесть временных лет констатирует:«Одва одоле к вечеру Ярославъ. И побегоша печенези разно, и не ведяхуся, камо бежати, и овии тоняху въ Сетомли, ине же въ инехъ рекахъ, а прокъ ихь пробегоша и до сего дне». Часть печенегов ушла на запад к границам Византии, а часть – на восток, к Дону, где попала в зависимость от более сильных племён и потом была поглощена половцами.

Так же поступали и его потомки. Их контакты со Степью были эпизодичными и ситуативными. И Степь отомстила.

Перед тем, как приступать к изучению истории формирования и развития Древнерусского государства в XIII – XVI вв., необходимо разобраться со Степью.

Итак, кто такие печенеги, половцы и монголы? И какое влияние они оказали на Русь?

Печенеги, половцы и монголы.

Прежде чем приступать к изучению этой темы, необходимо познакомиться с одним учёным-историком.

Георгий Владимирович Вернадский , или Джордж Вернадский, George Vernadsky (1887 – 1973).

Русский и американский историк-евразиец, сын В.И. Вернадского. В период Гражданской войны (1917 – 1920) Вернадский преподавал в Перми, Киеве и в Симферополе. С сентября 1917 года – приват-доцент, с января 1918 года – ординарный профессор кафедры русской истории историко-филологического факультета Пермского университета. В 1918 году участвовал в разработке проекта устава Пермского университета. Читал общий курс русской истории XVIII века, вёл семинар «Дворянские наказы в Екатерининскую комиссию 1767 г.». Эмигрировав из России в 1920 году, жил и работал в Константинополе, Афинах и затем в Праге, где преподавал на Русском юридическом факультете Карлова университета, совместно с Н.С. Трубецким и П. Н. Савицким разрабатывал теорию евразийства .

С 1927 года был научным сотрудником Йельского университета по истории России. В 1946 году получил звание профессора русской истории того же университета, в 1956 году ушёл на пенсию.

Вернадский имел сложную национальную идентичность, считая себя «украинцем и русским одновременно». Однотомный учебник «Русская история» Вернадского по истории России (1929) на Западе и сегодня считается классическим . (См.: Вернадский Г.В. Русская история. – / Г.В. Вернадский. – М.: Аграф, 1997. – 542 с. – ISBN 5-7784-0023-3).

Нас интересует его работа: Вернадский Г.В. «Mongols and Russia» (Монголы и Русь ) – Перевод с английского Е.П. Беренштейн, Б.Л. Губман, О. В. Строганова. / Г.В. Вернадский. – Тверь: ЛЕАН, 1997. – 476 с. – ISBN 5-85929-004-6.

В частности, утверждение, что«экспансия монголов стала последней великой волной западной эмиграции евразийских кочевников . Монголы последовали путём скифов, сарматов, гуннов; им предшествовали в понтийских степях печенеги и половцы. Арабская экспансия VII столетия была параллельным натиском иной группы кочевников.

Принимая во внимание масштабность территории, завоёванной монголами, мы можем сказать, что монгольская фаза кочевнической экспансии составила кульминацию этих натисков . Однако первоначальные монгольские племена, объединенные Темучином (Чингисханом) , были численно не сильнее печенегов и половцев».

Итак, Г.В. Вернадский предлагает такой алгоритм влияния Степи на Русь, а через неё – и на всю Европу:

Экспансия на земли Русипеченегов,

Экспансия на земли Русиполовцев

- экспансия на земли Русимонголов .

Всех их приносит историческая волна:

- в Х веке печенегов , которые вытесняют хазар и распространяют свою власть на Северное Причерноморье, Приазовье и Крым;

- в ХI веке половцев , которые частично ассимилируют, частично уничтожают и вытесняют печенегов и занимают их место;

- в XIII веке монголов , которые частично уничтожают, частично вытесняют половцев и оказывают сильнейшее влияние на правящую русскую элиту вплоть до конца XV века,

Печенеги. Из предыдущих лекций мы знаем, что печенеги (ст.-слав. печенѣзи, др.-греч. πατζινάκοι, пачинакия) – это союз племён, образовавшийся в заволжских степях в результате смешения кочевников-тюрков с сарматскими и угро-финскими племенами. Этнически представляли европеоидов с небольшой примесью монголоидности. Печенежский язык относят к тюркским языкам. Некогда печенеги кочевали в степях Средней Азии и составляли один народ с торками и половцами. О родстве этих трёх народов и общем их тюркском происхождении свидетельствуют и русские, и арабские, и византийские, и западные писатели. Неизвестно в точности, когда печенеги переселились из Азии в Европу. В VIII – IX веках они обитали между Волгой и Уралом, откуда ушли на запад под напором огузов, кыпчаков и хазар. Разгромив в IX веке в причерноморских степях кочевавших там венгров, печенеги заняли огромную территорию от нижней Волги до устья Дуная.

Киевская Русь подвергалась печенежским нашествиям в 915, 920, 968 годах. В 944 и 971 годах киевские князья Игорь и Святослав Игоревич водили отряды печенегов в походы на Византию и Дунайскую Болгарию. В 972 году войска печенегов, возглавляемые ханом Курей, по подстрекательству византийцев уничтожили дружину Святослава Игоревича у днепровских порогов. В продолжение с лишком полувека борьба Руси с печенегами была беспрестанной. Русь старалась оградить себя от них укреплениями и городами. Владимир строил укрепления по реке Стугна, Ярослав Мудрый по реке Рось.

Приблизительно в 1010 году среди печенегов возникла междоусобная война: одни из племён приняли ислам, а два других, перейдя на византийские территории – христианство. В 1036 году Ярослав Мудрый нанёс печенегам-мусульманам поражение под Киевом и положил конец их набегам на Русь.

Вспомните картину внутри- и внешнеполитических процессов Руси в конце XII и начале XIII веков в лекции № 4. Картину, которая характеризуется одним понятием – «Удельная Русь» .

Киевская Русь 1054 – 1132 гг.

В связи с ней необходимо сказать, что, подобно Западной Европе, Русь, несмотря на политические и территориально-экономические распри среди князей, добивалась постепенных экономических и культурных завоеваний.

Более того, её политические институты обеспечивали уникальность положения между восточными монархиями и западными феодальными государствами. Но внутренняя борьба князей и нарастающая опасность крестового похода с Запада серьёзно ставили под угрозу шансы Руси отвратить опасность нашествия с Востока.

Историческая картина двойной угрозы – с запада меченосцы и крестоносцы, с востока – монголы, достаточно адекватно описана другим учёным-евразийцем –Львом Николаевичем Гумилёвым .

Лев Николаевич Гумилёв (1912 – 1992), советский историк-этнолог, археолог, востоковед, писатель, переводчик. Сын известных поэтов Анны Ахматовой и Николая Гумилёва. В 1930 – 1940-е годы, сочинял стихи и прозу; на рубеже 1950 – 1960-х годов переводил поэзию с персидского языка. С 1931 года активно участвовал в геологических и археологических экспедициях. Всего до 1967 года принял участие в 21 экспедиционном сезоне. В 1934 году поступил в Ленинградский государственный университет на только что восстановленный исторический факультет.

Л.Н. Гумилёв в 1934 году

Четырежды арестовывался. В 1938 году после третьего ареста получил пять лет лагерей, наказание отбывал в Норильске. В 1944 году по собственному желанию вступил в ряды Красной армии, участвовал в Берлинской операции. После демобилизации окончил экстерном исторический факультет, в 1948 году защитил диссертацию на соискание степени кандидата исторических наук. В 1949 году вновь был арестован, обвинения были заимствованы из следственного дела 1935 года. Осуждён на 10 лет лагерей, наказание отбывал в Казахстане, на Алтае и в Сибири. В 1956 году после ХХ съезда КПСС освобождён и реабилитирован. Несколько лет работал в Эрмитаже.

С 1962 года до выхода на пенсию в 1987 году состоял в штате научно-исследовательского института при географическом факультете ЛГУ. С 1960-ых годов начал разработку собственной пассионарной теории этногенеза , с помощью которой он пытался объяснить закономерности исторического процесса. Крупным вкладом Гумилёва в науку считается теория периодического увлажнения центральной Евразии и популяризация истории кочевников. В исторических исследованиях Л.Н. Гумилёв придерживался идей, близких евразийству.

Монография «Древняя Русь и Великая степь» .

Гумилёв Л. Н. Древняя Русь и Великая степь / Л.Н. Гумилев. – М.: Мысль, 1993. – 782 с. – ISBN 5-244-00338-0.

Во вступлении со своеобразным названием «Оправдание книги» Л.Н. Гумилёв формулирует цель своей работы: «Ещё на первом курсе истфака автору пришла в голову мысль заполнить лакуну во Всемирной истории, написав историю народов, живших между культурными регионами: Западной Европой, Левантом (Ближним Востоком) и Китаем (Дальним Востоком) . Задача оказалась сверхсложной; её нельзя было решить без помощи географии, потому что границы регионов за исторический период неоднократно передвигались, этническое наполнение Великой степи и сопредельных с нею стран часто менялось как вследствие процессов этногенеза , так и из-за постоянных миграций этносов и вытеснения одних мировоззрений другими . Не оставалась стабильной и физико-географическая обстановка. На месте лесов возникали степи и пустыни, как из-за климатических колебаний, так и из-за хищнического воздействия человека на природную среду. Вследствие этого людям приходилось менять системы хозяйственной деятельности, что в свою очередь влияло на характер социальных взаимоотношений и культур. Да и культурные связи привносили в мироощущение населения Евразийского континента разнообразие, в каждую эпоху – специфическое».

Прослеживая причинно-следственные связи становления русской государственности, Л.Н. Гумилёв акцентирует внимание на следущем:

- В начале ХІІІ века в восточноевропейском ареале Евразии происходит не одно, а три события, определивших судьбу древнерусской государственности.

- В 1202 году рижский архиепископ Альберт учреждает рыцарско-монашеский Орден меченосцев , который явился авангардом крестового похода на восток, объявленного папой Целестином ІІІ.

- В апреле 1204 года английские, французские и апеннинские крестоносцы врываются в осаждённый Константинополь , и мировой центр православия перестаёт существовать.

https://youtu.be/aQwD3fdpNWE. Четвёртый крестовый поход. 09.42.

- В 1206 году на Великом курултае монгольских племён была провозглашена Яса , а хан Чингисова улуса Тэмуджин объявлен Чингис-ханом Великой степи.


Похожая информация.


Печенеги – кочевые племена, которые в VIII-XI веках населяли восточные степи Европы и противостояли таким государствам как Киевская Русь и Византийская империя. В IX веке в печенежские кочевья стала проникать мусульманская пропаганда. Ей противостояла христианская пропаганда. Но она потерпела поражение, и племена печенегов приняли ислам. В результате этого они сделались врагами христианского мира.

В 1036 году войско печенегов совершило набег на Киев. Ярослава Мудрого в это время в городе не было. Но он вовремя подоспел с варягами и новгородской дружиной. Князь пополнил войско киевлянами и дал бой захватчикам. Битва была очень жестокой, но русская дружина одолела врага. Разгром кочевников был сокрушительным, и они больше не тревожили Киевскую Русь.

В это же время Византия вела неудачную борьбу с туркменами-сельджуками. Последние приходились печенегам родственным народом, так как принадлежали к той же ветви тюркских народов, которую называли огузами. Сельджуки также исповедовали ислам и, объединившись с печенегами, стали представлять собой грозную силу.

Туркмены-сельджуки захватили часть Малой Азии и дошли до пролива Босфор. А на Балканском полуострове племена печенегов значительно потеснили византийцев. Во второй половине XI века сельджуки и печенеги стали реальной угрозой для Византии, так как могли завоевать всю Малую Азию.

Половцы (куманы) – тюркский кочевой народ. В середине XI века эти кочевники безраздельно властвовали на территории современного Казахстана. Но этих земель им показалось мало. Они переправились через Волгу в её нижнем течении и появились в южных степях Киевской Руси.

Внешне куманы были голубоглазыми и светловолосыми. Именно на Руси их начали называть половцами от слова «полова» - рублёная солома матово-жёлтого цвета. Печенеги и половцы были заклятыми врагами. Их вражда продолжалась сотни лет, а в XI веке достигла пика из-за вероисповедания. Племена печенегов приняли ислам, а у половцев сохранились языческие верования, унаследованные от предков.

Когда умер Ярослав Мудрый, то князь Всеволод сделал попытку установить дружеские отношения с половцами. Но его инициатива закончилась ничем. Отношения с этим народом остались враждебными. Половецкие отряды постоянно вступали в стычки с русскими дружинами, а завершилось это противостояние большой войной.

Киевская Русь, печенеги и половцы в IX-XI веках на карте

В 1068 году сильное половецкое войско двинулось на Киевскую Русь. Трое сыновей Ярослава Мудрого (Изяслав, Всеволод, Святослав) собрали хорошо укомплектованную дружину и выступили навстречу врагу. Войска противников встретились на реке Альте. Этот бой закончился разгромом русской дружины. Князь Изяслав бежал в Киев, где жители города потребовали у него коней и оружие, чтобы вновь вступить в сражение с половцами. Но великий князь хорошо знал, что не пользуется популярностью у киевлян, поэтому не решился выдать оружие. Это возмутило жителей Киева, и Изяслав, взяв с собой сына Мстислава, поспешно бежал в Польшу.

В том же 1068 году князь Святослав, княживший в Чернигове, собрал войско в 3 тыс. ратников. С этой небольшой дружиной он вышел навстречу 12-тысячному половецкому войску. В сражении на реке Снови половцы были наголову разбиты.

Причина победы русской дружины заключалась в том, что половецкие всадники проявляли мастерство в коротких набегах и стычках с небольшими конными отрядами противника. Но когда они столкнулись с противостоянием русских городов и русской пехоты, то показали полную неподготовленность к такому ведению войны. В результате всего этого, воинственный кочевой народ перестал представлять серьёзную угрозу для Киевской Руси.

Зато половцами заинтересовалась Византийская империя. Её земли подвергались набегам печенегов, и византийцы призвали на помощь куманов. Половецкие ханы Шарукан и Боняк привели на Балканский полуостров огромную конную рать. Так печенеги и половцы вступили в противостояние по инициативе византийского императора. К 1091 году половецкие ханы покончили с печенегами на Балканском полуострове. Оставшиеся отряды прижали к морю у мыса Лебурн и часть вырезали, а часть захватили в плен.

Византийцы и половцы по-разному распорядились судьбой пленённых врагов. Греки своих пленников перебили, а половецкие ханы присоединили их к собственному войску. Из оставшихся печенегов впоследствии сложился поныне существующий народ гагаузы.

Алексей Стариков

Печенеги появились в восточноевропейских степях в конце IX в. Собственно, новый поток азиатских переселенцев представлял собой не единый этнос, но союз племен, некий конгломерат, разноликий и разноязыкий. Но общее имя он получил по печенежским племенам (их было восемь), шедшим в авангарде этого тюркоязычного (возможно, с небольшой примесью угров) потока и составлявшим количественно более половины его (Артамонов М.И., 1962, 345).

Культура печенегов была довольно высокой для кочевников. В насыпанных ими курганах обнаружены мечи, глиняные кувшины, украшенные причудливым, пышным орнаментом, костяные орнаментированные накладки на луки, пряжки и подвески для поясов. Сбруя печенежских коней уже мало чем отличается от современной, в ее состав входят жесткие удила с трензелями, седельные подпруги и, главное, стремена, позволявшие стрелять из лука, не покидая седла.

Печенеги входили ранее в Хазарский каганат и откололись от него, как только он стал слабеть. Уйдя от преследований бывшего владыки, они двинулись на запад и юг. В начале X в. эти скитальцы степей уже достигли Крыма, где захватили Боспор и Херсонес, потеснив хазар. Очевидно, полуостров весьма подошел им, так как здесь многие остановились (основная часть их пошла на запад, дальше к Днепру) и стали устраиваться вполне основательно. Они заключили в начале X в. союзные договоры с Византией и Русью, впрочем не мешавшие войнам и в дальнейшем. Византия все же стремилась всячески крымских печенегов ублажать, поддерживать их и экономически и политически. Императорам была выгодна дружба с воинственными и многочисленными степняками, которые образовывали барьер против проникновения в византийские владения русских, ибо последние были более опасны: не ограничиваясь грабежом мелких поселений, они угрожали Константинополю, организовывали совместные походы, в которых против греков выступали, как, например, в 944 г., варяги, русь, поляне, словены и кривичи. Согласно выводам советского историка, союз с печенегами Крыма вообще "являлся центром византийской системы поддержания политического равновесия в X в. " (Левченко М.В., 1940, 156). Но, судя по русским летописям, с Русью печенеги воевали не только по договоренности с Византией и совместно с ее войском, но и по собственному почину, причем неоднократно. В одной из таких войн пал знаменитый князь Святослав, из черепа которого печенежский хан Куря сделал себе ритуальную чашу.

В середине XI в. четыре печенежских орды, кочевавших в Причерноморье, распались. В конце века они попытались было снова объединиться в племенной союз и даже двинулись совместно на Византию, но это был их последний крупный поход. Император привлек на свою сторону половцев и устроил, окружив печенегов, страшное побоище, где их погибло более 30 тыс. Это был решающий удар, более этнос так и не смог подняться. Часть печенегов ушла из Крыма в южные степи, в долину реки Рось и к Белой Веже; осталось, очевидно, немного.


Влияния на крымское население печенеги не оказали почти никакого - и по краткости пребывания там, и по невозможности конкурировать с мощным культурным влиянием более развитых византийских соседей по Крыму. С другой стороны, печенеги отличались от иных завоевателей тем, что не только не разрушили классических древностей Тавриды, но и со временем "стали дорожить" ими, приобретя вкус к оседлой культурной жизни (Лашков Ф.Ф., 1881, 24).

Более того, они переняли и многое из социально-экономических достижений тогдашних крымчан. Если они пришли сюда кочевниками, причем довольно низкой, таборной стадии развития (она характерна военной демократией и слабой имущественной дифференциацией), то вскоре, освоив степь и предгорья, стали быстро переходить к земледелию. Часть печенегов переселилась в портовые города, где они также проявили неожиданные способности, занявшись торговлей. Более того, известно немало печенежских купцов, которые вели крупную транзитную торговлю между Византией и Херсоном - с одной, и Россией и волжской Хазарией, с другой стороны. Есть сведения о том, что печенежские торговые дома даже вытеснили коренных херсонеситов из самой перспективной сферы их интересов - торговли с Востоком (там же, 25).

Половцы, или кыпчаки (по имени одного из крупнейших половецких племен), появились в Крыму в X - XI вв., придя из регионов рек Волки (Идиль) и Урала (Джаик). Это были такие же, как печенеги, кочевники, по происхождению они также имели определенную степень родства. И те и другие принадлежали в основном к тюркам. По найденным в погребениях скелетам мы видим, что это были круглоголовые (брахикранные) европеоиды, некоторые - с незначительными монголоидными чертами. Половцы были по большей части светловолосыми и голубоглазыми, чем отличались от темноволосых печенегов. В XI в. основная масса половцев приняла ислам.

Первое время по приходу в Крым половцы-кыпчаки продолжали и кочевать, и устраивать опустошительные набеги - главным образом на Русь и Византию. Причем добились больших успехов: с одной стороны, Византии пришлось на горьком опыте убедиться, что с ними выгоднее дружить, чем воевать, с другой - русские ни разу за весь XI век не смогли углубиться внутрь половецких владений. Политические половецко-византийские связи осуществлялись в основном через Херсонес, хотя столицей крымских половцев был Судак (Сугдея).

Половецкая орда процветала в Крыму значительно дольше печенегов - до начала татаро-монгольского вторжения в XIII в.46 Основная эмиграция началась после битвы на Калке, но многие, особенно купцы и земледельцы, смешавшиеся с местными племенами и принявшие к тому времени христианство, остались. Затем их постигла судьба столь многих племен, заселявших Крым в древности, и они окончательно слились с местным населением, не оставив по себе памяти даже в чертах лица коренных крымчан; как было сказано, и те и другие были европеоиды.

Зато остались весьма примечательные памятники половецкой материальной культуры. В северо-западном Крыму до сих пор находят полускрытых землей, а то и под пахотным слоем так называемых половецких баб - массивные каменные изваяния. Это великолепный жанр искусства, причем строго индивидуального. Древние мастера сильно стилизовали свои творения, они компоновали их по общему образцу (выпрямленная фигура с кувшином, прижатым обеими руками к животу), но умели достичь, невзирая на каноны, портретного сходства. В этих статуях отразилась живая история народа, даже изменения в его внешности - "бабы" прикавказских равнин приобретают в XIV в. горбинку на носу (след межэтнического смешения с грузинами), крымские же сохраняют благородную простоту и ясность старого половецкого типа. И еще один след, к сожалению менее долговечный, чем статуи. До 1944 г. в Крыму имелись населенные пункты с топонимическим компонентом "кипчак". Ныне это села с такими бездарными, выдуманными без опоры на историю названиями, как Громове, Рыбацкое, Самсоновка и т. д. и т. п. ...

Из духовного наследия половцев мы можем назвать занесенные ими на крымскую почву такие общие для исламского мира образцы устного арабского фольклора, как "Лейла и Меджнун", "Юсуф и Зулейка", позднее - "Ашик-Гариб", анекдоты о Ходже Насреддине и другие, обогатившие крымскую народную культурную традицию.

В среде этих первых мусульман Крыма был в XII - XIII вв. создан и первый памятник крымскотатарского языка - словарь "Кодекс Куманикус". Признано, что язык крымских кыпчаков того периода был более развит и совершенен, чем диалекты пришедших в Крым позднее орд (см. ниже), в которых смешались самые различные тюркские и монгольские элементы, и поэтому именно кыпчакский язык послужил основой при формировании и письменного, литературного крымскотатарского языка (Фазыл Р., Нагаев С., 1989, 136).

Печенеги, половцы и Русь

Уже в начале IX века между Яиком и Волгой кочевали печенеги. Теснимые тюркским же племенем узов (торков), печенеги стали передвигаться в районе между Доном и Днепром.

По словам византийского писателя X века Льва Диакона, - «печенеги - многочисленный пастушеский народ, всеядный, кочующий и живущий большею частью в кибитках» Печенеги делились на восемь орд, а каждая орда - на сорок улусов.

Византийский писатель XI века Феофилакт Болгарский говорит, что для печенегов «жизнь мирная - несчастье, верх благополучия - когда они имеют удобный случай для войны. Самое худшее, что они своим множеством превосходят весенних пчел, и никто еще не знал, сколькими тысячами или десятками тысяч они считаются; число иве бесчисленно».

Воины-печенеги имели при себе не менее двух лошадей, а иногда (в зависимости от конского поголовья) и больше. Лошадь под всадником постоянно менялась, и перемена коня очень значительно «увеличивала быстроту и дальность пробега. «Они не перестают ехать, - говорит о печенегах Роберт де Клари, - днем и ночью с такой неутомимостью, что за ночь и день совершают шесть, семь и восемь конных переходов».

В X веке кочевья печенегов занимали обширные степные пространства от правого берега Дона до впадения Прута в Дунай на западе. На юге земли печенегов доходили до Черного моря, на севере - граничили с Русью. Появившись у русских границ, печенеги стали тревожить Русь. В первой половине XI в. русским удалось основательно ослабить печенегов, но на смену им в степях появились торки. В 1060 году объединенные силы русских князей разгромили и торков. Вскоре появились новые грозные кочевники - половцы, которым подчинились остатки печенегов и торков.

В сравнении со степными кочевниками - своими предшественниками, - половцы (по-видимому, одна из ветвей канглы) явились наибольшей угрозой для Руси В числе племен, наседавших на Киевскую Русь в домонгольский период, половцы были более многочисленны и могущественны, чем их предшественники.

О половцах Рабби Петакиа (около 1170 г.) сообщает, что «они живут в палатках, чрезвычайно дальнозорки, обладают прекрасными глазами... Они отличные стрелки и убивают птиц на лету». По свидетельству Эломари, «питание их составляют животные их лошади, коровы и овцы... Большая же часть их еды состоит из мяса, добываемого посредством охоты». В общем основной отраслью хозяйства половцев являлось кочевое скотоводство. В местностях по соседству с русскими княжествами половцы частично переходили к оседлости и занимались земледелием. Важнейшими предметами вывоза у половцев были меха и рабы, которые приобретались путем вооруженных набегов и обложения покоренных племен данью.

По своему социальному строю половцы находились в стадии разложения патриархально-родовых отношений, выделения родовой знати, перехода к феодализму, но основой общественного производства еще оставался труд свободных членов родовых общин.

В южнорусских степях половцы образовали большое объединение, основная масса населения которого вела кочевой образ жизни, а часть уже переходила на оседлый земледельческий труд. Половцы поглотили население Хазарин, - частично истребили его, частично слились с ним, чем и можно объяснить тот факт, что в XII-XIII веках о хазарах ничего уже не было больше известно.

У окружающих их оседлых народов половцы не имели общего названия. В мусульманских источниках они фигурируют под именем кипчаков, в византийских - куманов, в венгерских - кунов и т. д. Византийское имя «куман» было собственным турецким именем этого тюрко-язычного народа. Имя же «половцы» ему дали русские. О происхождении слова «половцы» было много споров. Наибольшее признание получило объяснение слова «половцы» от «половый» (старославянское слово «плова» - солома, откуда и происходит - «полова», «половый» - бледный, белесовато-соломенного цвета). Так русские будто бы назвали половцев по их белокурости, светловолосости. Однако светловолосость половцев не засвидетельствована письменными источниками Гораздо более вероятно, поэтому, что слово «половцы» - перевод собственно-половецкого (турецкого) наименования - «куман». Река Куман (ногайское название) известна у русских под именем Кубани. Корень этого слова - «Куба» - у ногайцев - «бледный», у шорцев - бледный, сероватый, у казахов - бледножелтый. Казахи называют степь «куба - жон» (сравни с русским «половеть» - блекнуть, вянуть, желтеть). Слово «кубан - куман», очевидно, и было принято русскими в соответствующем смысловом переводе («половцы») (Ср. А. Пономарев. - Куман - половцы, «Вестник древней истории», М., 1940, № 3-4 ).

С пребыванием на Дону половцев следует связать и происхождение названия-«Кобяково городище», как именуются известные остатки крупного древнего поселения близ станицы Аксайской.

«Кобяк» - широко распространенное среди тюркских племен имя, которое носили и некоторые из знатных лиц в Малой Азии, например, у сельджукидов Рума был визир Са"д - эд - дин Кобяк.

Исторически засвидетельствовано имя крупного половецкого хана Кобяка, который вместе со многими половецкими князьями был разбит и захвачен в плен русскими в 1183-1184 гг. во время их похода против половцев (В 1184 г. князь Святослав одержал блестящую победу над половцами на реке Орели (впадающей в Днепр). Войска Святослава захватили в длен более 7000 половцев, в том числе - свыше 400 половецких князей. В числе пленников был хан Кобяк ).

В XI-XII вв. владения половцев-кипчаков составляли степи северного Причерноморья между Дунаем и Волгой, включая также крымские степи и берега Азовского моря с Предкавказьем.

Северные границы земли Половецкой соприкасались с юго-восточными рубежами Киевской Руси. Значительное количество половецких становищ располагалось по Северскому (Северному) Донцу и за ним, в частности, - между Сев. Донцом и Тором (Торцом). Это были донецкие половцы. В бассейне р. Дон кочевали донские половцы. Известно, что в бассейне р. Молочная находился один из крупных центров приморских половцев (а позднее - ногайцев), которые кочевали от Днепра до нижнего Дона по берегам Азовского моря. Между Сев. Донцом и Тором, в глубине Половецкой земли, лежали города Шарукань, Сугров, Балин. В смелых походах против половцев - в 1103, 1109, 1111, 1116 гг., русские достигали этих земель.

Что половцы, обитавшие в Подонье, были многочисленны - подтверждается летописью, свидетельствующей о том, что, когда князь Игорь Святославович совершил свой известный поход на половцев в 1185 году, то, по словам самого князя, он «собрахом (собрал на себя) всю землю Половецкую» (Ипатьевская летопись) (Иногда отдельные группы половцев покидали свои кочевья и переходили на сторону русских князей. В отличие от степных «диких» кочевников, таких замиренных выходцев, звали на Руси «своими погаными», поручая им в отдельных случаях, несение сторожевой военной службы, то есть - оборону русских границ. Подобного рода замиренные кочевники (половцы, печенеги, торки, берендеи и другие) были известны под общим названием «черных клобуков». Некоторая часть торков постепенно окончательно слилась с русскими, приняв участие в общей государственной жизни Руси ).

Половецкие древности известны нам по курганным погребениям. В этих погребениях имеются при скелетах (лежащих головою на восток) сабли, колчаны, стрелы, кольчуги (кстати сказать, во всем мире постепенный переход от меча к сабле прослеживается подробно именно по южнорусским погребениям родственных друг другу печенегов, торков и половцев). В женских погребениях встречаются находки серебряных бус. Часто, вместо того, чтобы насыпать над могилами покойников курганы, половцы предпочитали хоронить умерших в насыпях уже существовавших, более древних курганов - бронзового века или скифо-сарматского времени (так называемые «впускные» погребения).

С половцами связан и такой распространенный в южнорусских степях вид памятников древности как «каменные бабы».

Вспомним «Степь» А. П. Чехова: «Летит коршун над самой землей, плавно взмахивая крыльями, и вдруг останавливается в воздухе, точно задумавшись о скуке жизни, потом встряхивает крыльями и стрелою несется над степью... Для разнообразия мелькнет в бурьяне белый череп или булыжник, вырастет на мгновение серая каменная баба или высохшая ветла с синей ракшей на верхней ветке, перебежит дорогу суслик, - и опять бегут мимо глаз бурьяны, холмы, грачи...»

Вечер, ночь. «Едешь час-другой... Попадается на пути молчаливый старик-курган или каменная баба, поставленная бог ведает кем и когда, бесшумно пролетит над землею ночная птица, и мало-помалу на память приходят степные легенды, рассказы встречных, сказки няньки-степнячки и все то, что сам сумел увидеть и постичь душою... Душа дает отклик прекрасной, суровой родине, и хочется лететь над степью вместе с ночной птицей».

Каменная баба неслучайно показана Чеховым в качестве типичного элемента степного пейзажа, который великий писатель так хорошо звал и так вдохновенно воспел.


Рис. 23. Каменные "бабы" из собраний в Новочеркасском музее. А - женское изваяние.

Неотъемлемой принадлежностью степного южнорусского пейзажа средних веков были стоявшие на курганах изваяния (из песчаника, гранита, известняка и других пород) мужских и женских фигур, так называемые каменные «бабы» (от тюркского - «балбалы»). Изваяния эти и поныне можно встретить в донских станицах и хуторах. Еще в прошлом столетии они насчитывались в донских степях сотнями. Несколько типичных экземпляров каменных баб собрано в Новочеркасском городском саду, отдельные экземпляры имеются во всех музеях Ростовской области (рис. 23). Средняя высота «бабы» - примерно 2 м. Руки изваяния всегда сложены вместе на нижней части живота и держат ритуальный сосуд - кружку, кубок, рог. На лицах мужских фигур изображены усы и, реже - бороды. На некоторых мужских статуях изображалось вооружение - шлемы, сабли, луки, колчаны со стрелами, кресало на подвеске и т. д., на женских - серьги, бусы, ожерелья, нагрудные коробочки и другие украшения. Наличие серег характерно, впрочем, и для мужских статуй.


Рис. 23. Каменные "бабы" из собраний в Новочеркасском музее. Б - мужское изваяние

Чаще всего люди изображены в стоячем положении, но иногда - и в сидячем. Ноги всегда непропорционально коротки. Сделаны каменные бабы, как правило, грубо, но некоторые из них, отделаны значительно лучше и тщательно (детали одежды, прическа, вооружение, украшения), другие - предельно схематизированы.

Распространены каменные бабы очень широко - от Днестра на западе через Украину и Крым, южнорусские степи и Кавказ до Монголии. Найденные в Монголии по течению реки Орхон надписи и другие данные свидетельствуют о том, что каменные бабы воздвигались здесь тюркскими племенами, ставились всегда лицом: к востоку и изображали собой главного врага того, кто похоронен под курганом и некогда сразил врага своей рукой. По шаманским верованиям, душа того, кто изображен в изваянии, будет вечно, и за гробом, служить тому, кто покоится под курганом. Такое толкование, однако, нельзя признать полным: оно не объясняет, в частности, значения женских фигур.

Каменные бабы южнорусских степей, таким образом, с наибольшим основанием должны быть отнесены в своей массе к тюркским кочевникам и, прежде всего, - к половцам.

Обилие каменных баб в южнорусских степях было отмечено еще в начале второй половины XIII века. В 1253 году голландский монах Вильгельм де Рубрук был послан французским королем Людовиком IX к татарам для обращения их в христианство. Из Константинополя Рубрук проехал через Крым и приазовские степи, пересек реки Сев. Донец, Дон, Хопер, Медведицу и побывал в Сарае, на Кавказе, в Средней Азии и на юге Сибири.

В интересном описании своего путешествия Рубрук рассказывает, что, проезжая по степям, он заметил, что куманы (половцы) «насыпают большой холм над усопшим и воздвигают ему статую, обращенную лицом к востоку и держащую у себя в руке перед пупком чашу».

На каменных «бабах» с мужским изображением очень часто встречаются перекрещивающиеся на груди ремни, укрепленные по обе стороны металлическими бляхами.

Очень характерно зарисованное художником изваяние из известняка, обнаруженное на Дону в насып» небольшого кургана (см. рис. 23-Б). На голове мужчины-воина - высокий конический шлем с накладной верхушкой, трубкой для перьев, венцом и наносником с двумя отверстиями. На плечах и груди воина три ремня, покрытые, видимо, прямоугольными металлическими пластинами с перекрещивающимися по диагонали насечками. Концы ремней свешиваются на грудь, пересекаясь с поперечным ремнем, при чем в этом месте сверх двух ремней - две нагрудные бляхи. Ремни и бляхи едва ли могли предохранять воина от вражеских ударов и, скорее всего, представляли уж не часть вооружения, а декоративную парадную военную деталь, «быть может, признак определенного военного достоинства или же атрибута определенной категории воинов» (П. Н. Шульц. - Каменные изваяния воинов из курганной группы «Чокрак». Сборник исследований и материалов Артиллерийского исторического музея Красной Армии, I, М.-Л., 1940 ). Бросается в глаза ярковыраженная скуластость воина, усы, спадающие сзади косы.

Все это типичные элементы «половецкой» группы каменных мужских изваяний.

Любопытно следующее: в одном из курганов у пос. Гусельщикова в 10 верстах от Новониколаевской станицы, б. Таганрогского округа, в 1902 году было найдено средневековое погребение. Вдоль левого бока скелета лежал обоюдоострый прямой железный меч, у пояса - просверленный зуб (амулет), две яшмовых бусы, а на груди - несколько ремней, укрепленных и украшенных медной проволокой, и два круглых щитка, устроенных таким образом, что внизу помещалась крестовина (из меди с примесью около 10% золота), на которую был одет кружок толстой кожи, окованный тонким листом серебра. Иначе говоря, - ремни эти полностью аналогичны тем» что изображены на каменных бабах (Раскопки в Таганрогском округе. Труды XV археологического съезда в Харькове, том I, M., 1905 ).

Половцы причиняли Руси немало тревог и бед. Нападениям половцев Русь начала подвергаться с 1061 года.

Особенно сильно стали они тревожить русские земли с половины XII века. Вообще же, за два столетия можно насчитать более 40 крупных опустошительных набегов половцев на Русь, не считая сотен повседневных мелких. Набеги эти прекратились только перед самым нашествием монголо-татар, покоривших половцев и частично приобщивших их к своим полчищам. Борьба Руси против половцев была длительной и упорной. Еще на съезде князей в Любече (1097 г.) раздавались голоса отдельных князей: «почто губим Русскую землю, сами на ся котору имуще? А половцы землю нашу несут розно и ради суть оже межи нами рать доныне. Отселе имейся по едино сердце и соблюдем Русскую землю!» (Ипатьевская летопись, изд. 1871 ).

Уже с начала XII века Русь перешла в наступление против степных кочевников. Русские нанесли половцам ряд сокрушительных ударов.

Одним из основных направлений русских походов в Половецкую землю, «на Дон», исследователи (К. В. Кудряшев и. др.) считают пути по водоразделу между Оскалом и Доном к нижнему течению Сев. Донца или же по водоразделу между Доном и Хопром (где в XVII в. будет проходить известный ногайский шлях) по направлению к Нижнему Дону. Этот последний путь запечатлен и летописцами.

Наиболее успешными были четыре похода против половцев Владимира Мономаха в 1103-1116 гг., когда Владимир сумел проникнуть в глубь Половецкой земли, «пил, - по словам Летописи, - золотым шеломом Дон» и заставил значительное количество половцев откочевать на Северный Кавказ. Могущество половцев было серьезно ослаблено смелым и активным сопротивлением русских. Однако рост феодальной междоусобицы на Руси, заставлявшей отдельных князей искать себе среди половцев союзников для борьбы с другими князьями, позволял половцам еще некоторое время разорять южнорусские земли. Феодальные распри серьезно ослабляли Русь того времени, мешали объединению ее сил, что чувствительно сказалось в известном трагическом походе на половцев Северского князя Игоря в 1185 году.