Печатные тесты по биологии. Учебные пособия

краткое содержание других презентаций

«Тестирование по биологии» - Растения по типу питания. Существование клеток. Наземные позвоночные. Скорпионы. Сколько видов тканей существует в организме человека и животных. Какие бактерии являются «санитарами планеты». Споры бактерий. Проверочная работа по биологии. Орган выделения у насекомых. Животные. Корневые системы. Печень. Эвглена зелёная. Образование органических веществ. Карп. Пищеварительная система. Наружный скелет.

«Олимпиады по биологии» - Гликокаликс. Затруднения. Как классифицируют мутации по воздействию на клетки. Описание. Изучение предпочтительного выбора брачного партнера. Двуокись углерода. Гибридизация. Миграция группы. Сын-гемофилитик. Максимальное количество баллов. Кодон. Среднее количество баллов. Назовите не менее двух примеров практического использования водорослей. Кодовый триплет. Тип питания. Годичное кольцо. Круговорот веществ.

«Экзаменационные билеты по биологии» - Основы биотехнологии. Размножение и развитие цветковых растений. Комплексные экзаменационные билеты по биологии. Закономерности эволюции. Ряд заданий. Экологические факторы. Знания выпускников. Методика формирования и развития понятий. Комплексные экзаменационные билеты. Комплексные педагогические проекты. Генетика человека. Итоговые государственные экзамены. Популяция и ее экологические характеристики.

«Материалы для ЕГЭ по биологии» - Требования. Рекомендуемое дополнительное информационное обеспечение. Разделы для изучения. Электронные учебные пособия. В помощь выпускникам, сдающим ЕГЭ по биологии. Учебные пособия. Прочесть текст. Учебники. Работа. Перечни.

«ГИА по биологии» - Проблемы итоговой аттестации по биологии. Распределение отметок по пятибалльной шкале. Структура и содержание стандарта по биологии. Государственная итоговая аттестация. Компоненты контрольных измерительных материалов. Гистограмма распределения первичных баллов. Сложность заданий. Формы проведения. Число экзаменов. Распределение заданий по сложности в 2013 г. Устный экзамен по биологии. Биология как наука.

«Билет по биологии» - Пармелия. Лишайники. Клетка. Единица строения и жизнедеятельности организмов. АТФ. Безжизненные местообитания. Органоида. Роль белков. Роль белков в организме. Ряд отличий.

Общая биология. Поурочный тест-задачник к учебнику 10-11 кл. Вертьянов С.Ю.

3- е изд., испр. - М.: Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 2010. - 200 с.

Тест-задачник составлен к учебнику по общей биологии для 10-11 классов (С.Ю.Вертьянов «Общая биология 10-11», под редакцией Ю.П.Алтухова. - М., 2006). Основная часть задач предложены преподавателем биологии кандидатом биологических наук С.Д.Дикаревым и проработаны в тесном сотрудничестве с автором учебника, небольшое количество задач предложены С.Ю.Вертьяновым.

Формат: pdf

Размер: 2 ,2 Мб

Скачать: yandex.disk

Оглавление
Чем полезен поурочный тест-задачник 3
Как пользоваться тест-задачником 3
Введение 5
РАЗДЕЛ I. КЛЕТКА - ЕДИНИЦА ЖИВОГО 7
Глава 1. Химические основы жизни 7
§ 1. Неорганические вещества 8
§ 2. Биополимеры. Белки, их строение 10
§ 3. Свойства и функции белков 12
§ 4.Углеводы и липиды 14
§ 5. Биополимеры. Нуклеиновые кислоты ДНК и РНК 17
§ 6. Аденозинтрифосфорная кислота-АТФ 22
Глава 2. Строение и функции клетки 24
§ 7. Клеточная теория 24
§ 8. Поверхностный аппарат клетки 26
§ 9. Цитоплазмаиееорганеллы 28
§ 10. Органеллы цитоплазмы и включения 31
§ 11. Ядро 33
§ 12. Прокариоты 35
§ 13. Неклеточные формы жизни - вирусы 36
Глава 3. Метаболизм - основа жизнедеятельности клетки 38
§ 14. Энергетический обмен в клетке. Синтез АТФ 39
§ 15. Фотосинтез 44
§ 16. Генетический код. Синтез мРНК 49
§ 17. Синтез белковой цепи на рибосоме 53
РАЗДЕЛ II. РАЗМНОЖЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ОРГАНИЗМОВ 59
Глава 4.Размножение организмов 59
§ 18. Деление соматических клеток. Митоз 59
§ 19.Мейоз 63
§ 20. Способы размножения организмов 66
§ 21. Оплодотворение 68
Глава 5. Индивидуальное развитие организмов (онтогенез) 71
§ 22. Эмбриональное развитие 71
§ 23. Постэмбриональное развитие 74
РАЗДЕЛ III. ОСНОВЫ ГЕНЕТИКИ И СЕЛЕКЦИИ 76
Глава 6. Закономерности наследования признаков 76
§ 24. Моногибридное скрещивание. Первыйивторой законы Менделя 76
§ 25. Цитологические основы закономерностей наследования 81
§ 26. Дигибридное скрещивание. Третий закон Менделя 87
§ 27. Хромосомнаятеориянаследственности.Сцепленноенаследованиегенов 92
§ 28. Генетика пола 96
§ 29. Генотип как целостная система 99
§ 30. Цитоплазматическое наследование 101
Глава 7.Изменчивость и ее закономерности 103
§ 31. Модификационная изменчивость 103
§ 32. Наследственная изменчивость 105
§ 33. Генетика человека 109
Глава 8.Основы селекции 112
§ 34. Создание сортов растений и пород животных 112
§ 35. Методы селекции 114
§ 36. Достижения селекции 118
§ 37. Генетическая инженерия и биотехнология 120
РАЗДЕЛ IV. ПРОИСХОЖДЕНИЕ ЖИЗНИ 121
Глава 9. Изменения в популяциях и приспособленность организмов 121
§ 38. Многообразие органического мира. Классификация организмов 121
§ 39. Вид. Критерий вида 124
§ 40. Популяции 126
§ 41. Естественный отбор 130
§ 42. Приспособленность видов к условиям существования 133
Глава 10.Гипотеза эволюции и сотворение мира 135
§ 43. Развитие эволюционных идей 135
§ 44. Мутации и предполагаемая макроэволюция 138
§ 45. Гомологичные органы, рудименты и атавизмы 141
§ 46. Неправомерность биогенетического закона 142
§ 47. План сотворения 143
Глава 11.Биостратиграфия 145
§ 48. Геохронологическая шкала 145
§ 49.Отсутствие переходных форм 147
§ 50. Псевдопереходные формы 148
§ 51. Древняя флора и фауна 149
Глава 12.Возникновение жизни на Земле 150
§ 52. Абиогенез и законы термодинамики 150
§ 53. Абиогенез с позиций биохимии 152
§ 54. Невозможность самозарождения жизни 153
Глава 13. Происхождение человека 154
§ 55. Попытки доказательства происхождения человека от животных 154
§ 56. Ископаемые останки: сенсации и реальность 155
§ 57. Дриопитеки и первые гоминиды 156
§ 58. Древнейшие люди 157
§ 59. Древние люди 158
§ 60. Человеческие расы 160
РАЗДЕЛ V . ЖИЗНЬ И СРЕД А ОБИТАНИЯ 161
Глава 14. Основы экологии 161
§ 61. Экология как наука. Экологические факторы среды 161
§ 62. Абиотические факторы среды: свет и влажность 164
§ 63. Абиотические факторы среды: температура, радиационный фон 165
§ 64. Биотические факторы среды. Симбиоз 167
§ 65. Биотические факторы среды. Антибиоз 169
§ 66. Экосистемы 172
§ 67. Водоем и лес как примеры экосистем 177
§ 68. Свойства экосистем 179
§ 69. Развитие и смена экосистем 180
§ 70. Агроценозы 182
Глава 15. Основы учения о биосфере 184
§ 71. Состав и строение биосферы 184
§ 72. Биогеохимические процессы в биосфере 186
§ 73. Круговорот химических элементов в биосфере 188
§ 74. Глобальные экологические проблемы 190
О поурочном тестировании и проблемах современной школы 194

В пособии предлагаются задания для поурочного и тематического контроля знаний учащихся по школьному курсу общей биологии и экологии. Все задания по типологии и форме соответствуют аттестационным материалам ЕГЭ и материалам вступительных экзаменов в ВУЗы. Вопросы, тесты и задания выстроены по вариантам в соответствии со структурой и содержанием как линейных, так и концентрических программ, обеспечивающих Обязательный минимум содержания образования по биологии. Задания разных уровней сложности позволят учителю варьировать методику проведения урока в соответствии с задачами контроля, уровнем учебного материала и степенью подготовленности учащихся. Пособие адресовано учителям биологии для контроля и закрепления знаний учащихся, а также старшеклассникам и абитуриентам при подготовке к сдаче ЕГЭ.

Примеры.
Минимальный уровень организации жизни, на котором проявляется такое свойство живых систем, как способность к обмену веществ, энергии, информации, - это;
а) биосферный;
б) молекулярный;
в) организменный;
г) клеточный.

Высший уровень организации жизни - это:
а) клеточный;
б) биосферный;
в) популяционно-видовой;
г) организменный.

На ранних стадиях развития биологии основным методом научного исследования был:
а) экспериментальный;
б) микроскопия;
в) сравнительно-исторический;
г) метод наблюдения и описания объектов.

Факт сезонной линьки у животных был установлен:
а) экспериментально;
б) методом наблюдения;
в) сравнительно-историческим методом;
г) методом моделирования объекта.

СОДЕРЖАНИЕ
ПРЕДИСЛОВИЕ 6
ВВЕДЕНИЕ 10
Урок 1. Биология - наука о живой природе 10
Тема. ХИМИЧЕСКИЙ СОСТАВ КЛЕТКИ 14
Урок 2. Химический состав клетки. Неорганические соединения 14
Урок 3. Биополимеры. Углеводы, липиды 17
Урок 4. Биополимеры. Белки и их функции 20
Урок 5. Биополимеры. Нуклеиновые кислоты 23
Урок 6. АТФ и другие органические соединения 26
Контрольная работа №1 28
Тема. СТРУКТУРА И ФУНКЦИИ КЛЕТКИ 32
Урок 7. Клеточная теория 32
Урок 8. Цитоплазма. Плазматическая мембрана, лизосомы, ЭПС, рибосомы 35
Урок 9. Митохондрии, пластиды, органоиды движения, включения 37
Урок 10. Ядро. Прокариоты и эукариоты 40
Контрольная работа №2 43
Тема. ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ КЛЕТКИ 46
Урок 11, Фотосинтез 46
Урок 12. Энергетический обмен. Окисление органических веществ 49
Урок 13. Энергетический обмен (продолжение) 51
Контрольная работа № 3 53
Тема. НАСЛЕДСТВЕННАЯ ИНФОРМАЦИЯ И РЕАЛИЗАЦИЯ ЕЕ В КЛЕТКЕ 56
Урок 14. Генетическая информация. Удвоение ДНК 56
Урок 15. Генетический код 59
Урок 16. Биосинтез белков 61
Урок 17. Генетическая инженерия. Биотехнология 65
Контрольная работа №4 67
Тема. РАЗМНОЖЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ОРГАНИЗМОВ 70
Урок 18. Деление клетки. Митоз 70
Урок 19. Бесполое и половое размножение 73
Урок 20. Мсйоз 75
Урок 21. Образование половых клеток и оплодотворение 78
Тема. ИНДИВИДУАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ОРГАНИЗМОВ 81
Урок 22. Зародышевое развитие организмов 81
Урок 23. Организм как единое целое 84
Контрольная работа №5 86
Тема. ОСНОВНЫЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ ЯВЛЕНИЙ НАСЛЕДСТВЕННОСТИ 88
Урок 24. Моногибридное скрещивание. Первый и второй законы Менделя 88
Урок 25. Цитологические основы моногибридного скрещивания 92
Урок 26. Дигибридное скрещивание. Третий закон Менделя 94
Урок 27. Сцепленное наследование 97
Урок 28. Генетика пола 99
Урок 29. Взаимодействие генов. Влияние одного гена на формирование ряда признаков (плейотропия) 101
Урок 30. Генотип и среда. Их взаимодействие при формировании признака 104
Контрольная работа №6 106
Тема. ЗАКОНОМЕРНОСТИ ИЗМЕНЧИВОСТИ 109
Урок 31. Модификационная, наследственная и комбинативная изменчивость 109
Урок 32. Мутационная изменчивость 111
Урок 33. Генетика человека. Методы изучения наследственных заболеваний 112
Тема. ГЕНЕТИКА И СЕЛЕКЦИЯ 116
Урок 34. Происхождение культурных растений и домашних животных 116
Урок 35. Методы современной селекции 118
Урок 36. Полиплоидия и отдаленная гибридизация 119
Урок 37. Искусственный мутагенез.
Успехи отечественной селекции 121
Контрольная работа №7 123
Тема. РАЗВИТИЕ ЭВОЛЮЦИОННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ. ДОКАЗАТЕЛЬСТВА ЭВОЛЮЦИИ 125
Урок 38. Ж.Б. Ламарк. Первое эволюционное учение 125
Урок 39. Возникновение и развитие дарвинизма 128
Урок 40. Доказательства эволюции 131
Урок 41. Вид, его критерии. Популяция 134
Контрольная работа №8 137
Тема. МЕХАНИЗМЫ ЭВОЛЮЦИОННОГО ПРОЦЕССА 139
Урок 42. Роль изменчивости в эволюционном процессе 139
Урок 43. Естественный отбор - направляющий фактор эволюции 141
Урок 44. Формы естественного отбора в популяциях 144
Урок 45. Дрейф генов. Изоляция как фактор эволюции 147
Урок 46. Приспособленность - результат действия факторов эволюции 149
Урок 47. Видообразование 153
Урок 48. Основные направления эволюционного процесса 155
Контрольная работа №9 158
Тема. ВОЗНИКНОВЕНИЕ ЖИЗНИ НА ЗЕМЛЕ 160
Урок 49. Развитие представлений о возникновении жизни 160
Урок 50. Современные взгляды на возникновение жизни 162
Тема. РАЗВИТИЕ ЖИЗНИ НА ЗЕМЛЕ 164
Урок 51. Развитие жизни в архее и протерозое 164
Урок 52. Развитие жизни в палеозое 166
Урок 53. Развитие жизни в мезозое 168
Урок 54. Развитие жизни в кайнозое 171
Урок 55. Многообразие органического мира. Классификация организмов 173
Контрольная работа №10 175
Тема. ПРОИСХОЖДЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА 177
Урок 56. Доказательства происхождения человека от животных 177
Урок 57. Эволюция человека 179
Урок 58. Первые люди 182
Урок 59. Современные люди. Человеческие расы. Несостоятельность расизма 184
Контрольная работа №11 188
Тема. ОСНОВЫ ЭКОЛОГИИ 191
Урок 60. Экологические факторы среды 191
Урок 61. Взаимодействие популяций разных видов 193
Урок 62. Биогеоценозы и потоки энергии в них 196
Урок 63. Свойства биогеоценозов. Смена экосистем. Агроценоз 199
Тема. БИОСФЕРА. ОХРАНА БИОСФЕРЫ 202
Урок 64. Состав и функции биосферы 202
Урок 65. Круговорот химических элементов 204
Урок 66. Ноосфера. Влияние деятельности человека на биосферу 206
Контрольная работа №12 207
ОТВЕТЫ 209.

Бесплатно скачать электронную книгу в удобном формате, смотреть и читать:
Скачать книгу Общая биология, 10-11 класс, Подготовка к ЕГЭ, Лернер Г.И., 2009 - fileskachat.com, быстрое и бесплатное скачивание.

Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 1

ПОУРОЧНЫЕ ТЕСТЫ И ЗАДАНИЯ ПО КУРСУ «ОБЩАЯ БИОЛОГИЯ»

Дидактический материал для проведения уроков в десятом классе средней общеобразовательной школы

Учитель биологии МОУ СОШ № 1

Гагаузова Р.В.

Курганинск

2011

Пояснительная записка

Настоящая подборка дидактического материала подготовлена со следующими целями:

1. Предложить удобный инструмент для поурочного и тематического контроля знаний учащихся по курсу общей биологии в 10 классе.

2. Сориентироваться на конкретный понятийный аппарат, требующий от учащихся усвоения материала на разных уровнях деятельности – от запоминания и достаточно высокого уровня репродукции, до построения логических умозаключений и творческого применения знаний.

3. Применять дифференцированный подход к оцениванию знаний, с учетом особенностей класса и отдельных учащихся.

4. Обеспечить учащимся необходимый уровень усвоения большинства биологических понятий, включенных в систему базового биологического образования.

5. Научить школьников работе с учебником, извлечению из него важной информации, установлению взаимосвязей между отдельными фрагментами текста, содержащихся как внутри одного параграфа, так и в разных параграфах.

6. Научить школьников работе с заданиями, различными по формулировкам, построению, уровням сложности.

7. Формировать у школьников приемы работы с информацией – от тренировки памяти, до систематизации материала по разным основаниям.

Настоящий дидактический материал составлен в соответствии со структурой и последовательностью изложения материала, предложенной в новом учебнике по общей биологии:

Сивоглазов, В. И. Общая биология. Базовый уровень: учеб. для

10-11 кл. общеобразовательных учреждений / В. И. Сивоглазов,

И. Б. Агафонова, Е. Т. Захарова; под ред. Акад. РАЕН, проф. В. Б. Захарова. – М. : Дрофа, 2005. – 368 с. : ил.

В настоящей разработке предложены задания разной структуры: тестовые задания, биологические диктанты, «немые» рисунки. Это позволит применять дифференцированный подход к оцениванию знаний учащихся, разнообразить методы и формы проведения самостоятельных работ и опроса по домашнему заданию.

Биологический диктант

I вариант

1. Единицей строения, жизнедеятельности, размножения, индивидуального развития всех организмов является … .

2. Совокупность реакций биологического синтеза органических веществ в организме – … …, или … .

3. В процессе жизнедеятельности между организмом и окружающей средой происходит постоянный обмен веществами и энергией, поэтому все живые системы являются … системой.

4. Способность организмов передавать свои признаки, свойства и особенности развития из поколения в поколение – … .

5. Индивидуальное развитие организма от зарождения до смерти – … .

6. Способность организма избирательно реагировать на внешние и внутренние воздействия – … .

II вариант

1. Совокупность реакций расщепления органических веществ, которые сопровождаются выделением энергии, – … …, или … .

2. Способность живых систем сохранять относительное постоянство химического состава и интенсивность течения физиологических процессов лежит в основе такого свойства организмов как … .

3. Способность организмов воспроизводить себе подобных – … .

4. Способность живых организмов приобретать новые признаки в ходе онтогенеза – … .

5. Необратимое направленное развитие живой природы, сопровождающееся образованием новых видов и прогрессивным усложнением жизни – … .

6. Ответная реакция организма на раздражение, осуществляемая при участии нервной системы, – … .

СУЩНОСТЬ ЖИЗНИ И СВОЙСТВА ЖИВОГО

Какие утверждения верны?

I вариант

1. В состав живого входят те же элементы, что и в состав неживой природы.

2. На углерод, водород, кислород и азот в живых организмах приходится около 50 % химического состава.

3. Все живые организмы состоят в основном из белков, липидов, углеводов и нуклеиновых кислот.

4. Единица строения, жизнедеятельности, размножения, индивидуального развития организмов – клетка.

5. Любая биологическая система состоит из отдельных частей (молекулы, органоиды, клетки, ткани), которые функционируют независимо.

6. В ходе синтеза органических веществ в организме (ассимиляции) образуется и выделяется энергия.

7. Процесс распада сложных органических веществ в организме (диссимиляция) сопровождается поглощением энергии.

8. Все живые системы являются открытыми, так как в процессе жизнедеятельности обмениваются с окружающей средой веществами и энергией.

9. Реакции матричного синтеза – это образование всех молекул и клеточных структур путем деления или самоудвоения.

II вариант

1. В основе способности организмов к размножению лежат реакции матричного синтеза.

2. Основой наследственности является постоянство внутренней среды организма.

3. Изменчивость организмов обусловлена изменениями наследственных задатков – генов.

4. Изменчивость создает разнообразный материал для естественного отбора.

5. Онтогенез – процесс исторического развития вида.

6. Филогенез – это индивидуальное развитие организма.

7. Все живые организмы способны избирательно реагировать на внешние и внутренние воздействия.

8. Ритмичность, как свойство живых организмов, способствует приспособлению организмов к меняющимся условиям существования.

9. Пример ритмичности у организмов – чередование периодов сна и бодрствования.

УРОВНИ ОРГАНИЗАЦИИ ЖИВОЙ МАТЕРИИ. МЕТОДЫ БИОЛОГИИ

1. Важнейшие процессы жизнедеятельности организмов (кодирование наследственной информации, обмен веществ и др.) начинаются с уровня:

а) молекулярно-генетического

б) клеточного

в) тканевого.

2. Какое из утверждений наиболее правильно?

а) живые системы отличаются от тел неживой природы составом химических элементов

б) только живые системы построены из молекул

в) клетка – структурно-функциональная единица всего живого.

3. К растительным тканям относятся:

а) эпителиальная, механическая, соединительная

б) покровная, механическая, основная

в) мышечная, нервная, проводящая.

4. У животных организмов выделяют:

а) четыре основных типа тканей

б) два основных типа тканей

в) пять основных типов тканей.

5. Какой из уровней является высшим уровнем организации жизни?

а) биогеоценотический

б) биосферный

в) популяционно-видовой.

6. Какой из научных методов исследования был основным в самый ранний период развития биологии?

а) экспериментальный

б) микроскопия

в) метод наблюдения и описания объектов.

7. Основы систематики растений и животных заложены благодаря методу

а) историческому

б) сравнительному

в) экспериментальному.

КЛЕТОЧНАЯ ТЕОРИЯ

Из предложенных вариантов ответов выберите один правильный.

1. Кто предложил использование микроскопа для исследования тканей?

а) Роберт Гук

б) Карл Бэр

в) Теодор Шванн

2. Прокариотические клетки отличаются от эукариотических тем, что:

а) встречаются только в тканях животных

б) не имеют оформленного ядра

в) обладают генетическим материалом

3. Клеточное строение всех организмов свидетельствует о:

а) единстве живой и неживой природы

б) сложности строения живых систем

в) единстве происхождения живого

4. Роль клеточной теории в науке заключается в том, что она:

а) обобщила имеющиеся знания о строении организмов

б) создала базу для развития цитологии

в) оба утверждения верны

5. Существование вирусов не противоречит клеточной теории, так как

а) они могут размножаться только внутри живых клеток

в) обладают некоторыми свойствами неживой материи

6. Какое из названных свойств принадлежит любой клетке?

а) способность проводить нервный импульс

б) способность сокращаться

в) способность к обмену веществ

7. С развитием какой области знания связано появление клеточной теории?

а) с развитием физики

б) с развитием философии

в) с развитием микроскопии

8. Что точнее отражает сущность клеточной теории?

а) все растения состоят из клеток

б) все клетки имеют одинаковую форму и размеры

в) клетки всех организмов сходны по своему строению.