Печь грум-гржимайло своими руками. Описание путешествия в западный китай

Ещё из и

«Вот секрет счастливой жизни - работайте и работайте»
Из воспоминаний академика Владимира Ефимовича Грум-Гржимайло – русского дворянина польского рода, основателя русской и советской научно-практической металлургии / Сделано русскими

Российский металлург, автор гидравлической теории расчета пламенных печей. Ещё


Памятник Владимиру Грум-Гржимайло в Верхней Пышме Свердловской области


1864 - Родился 24 февраля в Санкт-Петербурге, в семье нотариуса. 1885 - Получил профессию горняка, работал на металлургических заводах. 1908 - Дал объяснение процессам в мартеновской печи. 1917 - Шёл на сотрудничество с советской властью, чтобы работать, читал лекции по металлургии. 1928 - Основал Бюро металлургических и теплотехнических конструкций, стал членкором АН СССР. Владимир Грум-Гржимайло: - Я родился 12 февраля 1864 года. Учить меня начали с семи с половиной лет. Почему-то начали с французской грамоты.

Много ли я знал, кончая Горный институт в 1885 г., имея 21 год? Мало, очень мало. Я был слаб в математике, слаб и в строительной механике. Языков я не знал, книг не любил, решил, что буду работать на заводе. Меня пригласили на Нижне-Тагильский завод практикантом. Дали спроектировать доменку Nо 4 для ферромангана, а потом поручили её выстроить и пустить. Все чертежи я делал сам и потому получил хорошую практику.

Крайне слабая память на лица, числа, на механическое запоминание чего бы то ни было, и в противовес - феноменальная память на вопросы, возбудившие мое внимание и не получившие удовлетворительного объяснения, вот мои черты.

Я не могу играть в карты, ибо если я получу 13 карт, разберу их по мастям и закрою их, то не в состоянии сказать, какие карты мне были сданы. Наряду с этим я нахожу справку в книгах через десятки лет. Могу воспроизвести разговор через много лет, указать, где лежит нужный образец... Доказательства какого-либо положения систематически подбираются мною десятки лет. Я никогда ничего не записывал и ранее никогда ничего не забывал, черпая из своей памяти, как из готового магазина.

Моя работа сделалась моим развлечением, моей радостью и наслаждением.

Моя автобиография представляет общественный интерес только с одной стороны: мне удалось решить вопрос, занимавший умы десятков, а может быть и сотен и тысяч, людей в продолжение 150 лет, и решить его средствами, доступными школьнику 5-го класса. Я додумался до гидравлической теории печей. Со времени М.В. Ломоносова (1745 г.) в этой области не было сказано ни одного разумного слова.

Как тогда я додумался до гидравлической теории? Не знаю.

Крупинка за крупинкой у меня в мозгу возник ряд соображений и наблюдений. Окончательная аксиома явилась только в 1910 году, и я ей несказанно обрадовался. Обрадовался так, что не усидел дома и побежал на радостях к А.А. Байкову. После этого пошёл целый ряд местных следствий, и теория была закончена в общем.

Итак, работа заняла время с 1887 г. по 1921 г., то есть 34 года непрерывного труда и размышления.

Какие выводы можно сделать из моей жизни? Как должны мы воспитывать своих детей?

Учить детей, что дело делается какими-то гениями, под влиянием божественного вдохновения, поэтами, пророками, людьми исключительной организации, вдохновлёнными свыше, - не следует.


Нижне-Салдинский завод, где Грум-Гржимайло работал после Нижне-Тагильского


Дело делается людьми.

Каждый человек должен внимательно отнестись к своим способностям и упражнять их, работать всю жизнь со всей добросовестностью и всеми усилиями, на которые он способен. Вот секрет счастливой жизни и вот мой завет: работайте и работайте; придёт время, когда вы неожиданно для себя проснетесь большим человеком, а затем спокойно встретите смерть.

Молодость обладает колоссальной поглотительной способностью в усвоении новых идей. Д.И. Менделеев настаивал на необходимости кончать высшую школу в 21 год. Он писал, что сам кончил университет в 20 лет, а 21 года уже научно работал и читал лекции. Он считал необходимым выпускать в жизнь гибких, свежих, сильных людей, а не людей, утомлённых слишком затянувшимся учением, то есть принудительным усвоением знаний, к которым человек уже потерял интерес.

Всякая школа работает по плану. План проводится принудительно под угрозой не дать звания. Принудительное питание студентов знаниями, не сообразуясь с их психической природой, крайне тягостно вообще и нестерпимо в зрелом возрасте. Гибкость молодой души легче переносит это насилие над природой человека и потому вызывает в молодом человеке меньше отвращения, чем в зрелом.

Чем объясняется продолжительность нашего школьного обучения? Ложным желание программы научить человека всем случаям жизни. Профессора смотрят на молодого инженера, как на судно, уходящее в океан в одиночное кругосветное плавание. Тут все должно быть предусмотрено. Ниоткуда никакой помощи.

Так смотреть на техническую работу инженера - большое заблуждение. Жизнь - это не одиночное плавание вокруг света, а, скорее, путешествие по железной дороге с остановками и хорошими буфетами, врачебной помощью, с возможностью при аварии пересадки на другой поезд. Молодой инженер имеет возможность учиться у других, а потому загромождать его арсеналом всевозможных сведений - большая ошибка.

Что же нужно молодому инженеру, вступающему в жизнь?

Ле-Шателье прекрасно это определяет: глубокая теоретическая подготовка и никакой практики. Практику молодой инженер найдет на своем жизненном пути. Зачем же тратить на неё молодые, самые дорогие силы? «Ничего лишнего» - вот что должно быть написано на дверях высшей школы.

Во время моего студенчества мне удалось слушать двух выдающихся лекторов химии: профессора Горного института К.Д. Сушина и Д.И. Менделеева.

К. Д. Сушин читал лекции, так сказать, руками. По существу - огромное число остроумнейших опытов. Мы, что называется, «вкладывали персты в раны», мы знакомились с природой вплоть до того, что для демонстрации противогнилостного влияния древесного угля он притащил на лекцию труп кошки, положенный им заранее в древесный уголь. Фактическая сторона неорганической химии врезывалась в память слушателей на всю жизнь. Ее нельзя было не знать. Теории химии он не придавал никакого значения и её не читал.

Слушая К.Д. Сушина, я увлекся в то же время «Основами химии» Д.И. Менделеева и решил его послушать в университете, пробравшись туда «зайцем». (Допуск в университет посторонних лиц строго преследовался в то время - РП).

И что же? Ни одного опыта. Ни одной цифры. Но всю лекцию Д.И. учил нас, как надо наблюдать явления обыденной жизни и как их понимать. Я вышел очарованный. Да, это учитель. Он передавал ученикам своё умение наблюдать и мыслить, чего не дает ни одна книга.

Вот два антипода лекционной системы. Оба таланта, но талант Д.И. Мендлеева, как учителя мыслить, был исключительный.

Педагоги боятся чего-нибудь не досказать студенту, не додать ему рецептов на всю жизнь и не думают о том, что все, что знает человечество, написано в книгах, и надо облегчить инженеру только чтение этих книг, а для сего он должен знать только математику, физику и химию. Остальное приложится само собой.

Школа дает знанье, но не уменье. Уменье должны давать практические годы на заводе. Высшее учебное заведение в отведенное время может только научить студента, как надо чертить, как надо работать в лаборатории, но оно не может дать ответственного конструктора или исследователя. Для этого надо не меньше двух лет работать в условиях завода.

Надо приучить молодого человека к мысли, что каждый неверно поставленный или вычисленный размер грозит катастрофой для жизни рабочих или убытками для предприятия - вот линия настоящего воспитания настоящего работника. Теперешние же дипломные работы развращают молодого инженера: «сойдет», «не заметят» ...
***

Теперь можно резюмировать.

Школа должна давать глубокую подготовку в теоретических науках.

Практический уклон высшей школы вреден.

Студент должен только знать. Уметь он научается в заводе.

Ошибочно учить студента на все случаи жизни.

Дипломные работы должны быть перенесены на завод.

Практиканты обязательно работают два года в лабораториях заводов и приобретают умение работать.

Первые два теоретических курса желательно отделить от специальной части экзаменом и студентов, не выдержавших экзаменов, в специальные курсы не допускать.

По окончании всех зачетов вуз выдает свидетельство об его окончании, а по окончании практикантских лет и защиты диплома - звание инженера.

Программы вузов должны быть рассчитаны не более, как на 4 ½ года при числе часов в неделю не более 36.

Надо употребить все меры, чтобы студенты кончали вуз не позже 23 лет.


Анри Луи Ле Шателье, 1850 год


***

Чем глубже постигаем мы сущность законов природы, тем с большим удивлением останавливаемся перед наследием предков. Условия жизни ими созданы без пособия наук, а между тем они поражают нас своею целесообразностью и научной обоснованностью.

Обыкновенно говорят, что достижения наших предков есть дело случая и опыта. Это верно только отчасти. Слепой случай научает только лиц, подготовленных к восприятию работой. Для лиц не подготовленных он проходит незамеченным и потому ничему научить не может.

В своей автобиографии Ч. Дарвин рассказывает, что он был способен думать о заинтересовавшем его предмете десятки лет. Нередко мельчайший случай, незаметный для других, давал ему разгадку беспокоивших его вопросов.

Случай является благодетельным только для лица подготовленного, способного его заметить, использовать. Наши предки работали. Не слепой случай помогал им найти искомое, а настойчивость, энергия и труд подводили к как бы сделанному руками открытию.

Многие же отрасли человеческой деятельности до сей поры остаются в области искусства и эмпиризма. Наука часто бессильна, и мы лишены возможности что-либо предвидеть и направить процесс так, как следовало бы. Мы иногда вынуждены идти вперёд ощупью.

Для решения задачи одного человеческого умозрения мало. Логическое построение должно опираться на опытную проверку. Но чтобы правильно поставить опыт, надо сделать большую работу мысли. Надо себе выяснить, от каких переменных зависит наблюдаемое явление, и поставить опыт так, чтобы в опыте была одна переменная. Это вам удастся, если вы усилием воображения и мысли предугадаете результаты опыта.

Итак, сущность творчества в предугадывании результата правильно поставленного опыта, в том, что Мария Склодовская-Кюри называла чувством природы, способностью к уподоблению ей; математики называют математическим чутьем; химики – химическим мышлением; государственные люди - чувством реальности; поэты, писатели, художники, актеры - чувством.

Надо любить природу, ею интересоваться. С другой стороны, надо обладать духом беспокойным, мятежным. Обладать Червем, который делает вас искателем, в противоположность буддистам, ищущим покоя.

Воспитание убивает в детях обе эти способности.

Ребенок в 4 года начинает задавать вопросы: отчего, почему, как, зачем? Что мы ему отвечаем? «Вырастешь - узнаешь!» ... Так погребается пытливость ума, его интерес к окружающему миру, желание открыть новый мир. Ошибка переносится и в зрелый возраст. Так думают не только учителя, но и многие профессора.

Что такое мышление ребенка? Какой материал мы имеем в ребёнке? Прекрасный человеческий материал, скажете вы. Откуда же берутся слепые, мёртвые люди, живущие в мире и его не видящие? Сделайте опыт. Возьмите десяток человек ваших знакомых и проэкзаменуйте их. Спросите, как ходят по морю мореходы и находят нужное место? Как чертятся карты? Что такое полдень? Что такое меридиан? и пр.

Этого экзамена не выдержит большая часть ваших знакомых. Возьмите детскую литературу. Поищите книгу, отвечающую на вопросы детей: что, как, зачем. Таких книг нет. Дети целый день торчат на кухне, единственном месте, где они могут наблюдать Природу и удовлетворять свою наблюдательность и любознательность.

Наши педагоги - славные вожди, делающие детей слепыми. Их ученики не будут чувствовать природу. Они поглотят библиотеки, но будут смотреть на природу мёртвыми глазами. Можно ли ждать от них творчества?

Ч. Дарвин писал: я встречал много людей, одаренных природой гораздо лучше меня, но они ничего ценного не сделали. Почему? Творцами были и будут только люди, способные так глубоко заинтересоваться явлениями, что явления, незаметные для обыкновенных людей, являются для них откровением.


Владимир Ефимович Грум-Гржимайло


Биография

Владимир Ефимович Грум-Гржима́йло (1864-1928) - российский и советский изобретатель, инженер-металлург, педагог и организатор производства, член-корреспондент АН СССР (1927).

Владимир Грум-Гржимайло родился в семье экономиста: отец, Ефим Григорьевич Грумм-Гржимайло, был известным специалистом свеклосахарного и табачного производств. Мать, Маргарита Михайловна, урождённая Корнилович, была племянницей декабриста А. О. Корниловича.

Обучался в 3-й Санкт-Петербургской военной гимназии (1873-1880), затем окончил Петербургский горный институт (1885), после чего работал на уральских металлургических заводах в Нижнем Тагиле, Нижней Салде, Верхней Салде, Алапаевске.

С 1907 года Грум-Гржимайло - адъюнкт, а в 1911-1918 годы - ординарный профессор Петербургского политехнического института. Гражданскую войну с семьей встретил на Урале. В 1920-1924 годы он занимал должность профессора Уральского университета (г. Екатеринбург), возглавлял кафедру теории стали и печей. В 1924 году выступил в защиту профессора М. О. Клера, который был обвинен в шпионаже в пользу Франции. Из-за начавшейся травли был вынужден покинуть Екатеринбург и переехать в Москву. Последние годы жизни (с 1924) занимался проектированием металлургических и заводских печей, создал московское Бюро металлургических и теплотехнических конструкций.

Научная деятельность

Грум-Гржимайло доказал экономическую целесообразность т. н. русского бессемерования, теоретически обосновал его, показав, что благодаря перегреву, горение углерода в чугуне начинается с первых минут продувки (при английском типе бессемерования горение углерода протекает только после выгорания кремния и марганца). В 1908 году Грум-Гржимайло первым применил законы физической химии (закон о равновесном состоянии системы в зависимости от изменения температуры и закон действия масс) к объяснению процессов, происходящих в бессемеровском конвертере и в стальной ванне мартеновской печи.

В 1910 году учёный предложил теорию расчёта пламенных печей, применив законы гидравлики к движению печных газов. Изучая свойства огнеупорных материалов, в особенности динаса, Грум-Гржимайло создал «теорию перерождения динаса», являющуюся до сих пор основой технологии его обработки. В работе «Прокатка и калибровка» Грум-Гржимайло впервые научно объяснил методы калибровки валков, державшиеся в секрете старыми мастерами. Эта книга положила начало теоретическому изучению калибровки.

Под руководством Грум-Гржимайло были созданы проекты различных нагревательных печей - методических (для нагрева слитков перед прокаткой), кузнечных (для термической обработки металлов), сушильных, отжигательных и мартеновских.

Похоронен на Ваганьковском кладбище. / Вики. Грум-Гржимайло, Владимир Ефимович

Дата рождения:
Место рождения:

Санкт-Петербург

Дата смерти:
Место смерти:
Учёное звание:

профессор

Альма-матер:

Горный институт

Грум-Гржимайло Владимир Ефимович (12/24 февраля 1864, С.-Петербург – 30 октября 1928, Москва) – ординарный профессор по кафедре металлургии ТТИ .

Биография

Из дворянской семьи. Вместе со старшими братьями обучался в С.-Петербургской военной гимназии (позднее – Александровский корпус), после окончания кторой в 1880 г. поступил в горный институт. За время учебы посетил многие промышленные предприятия Тульской, Екатеринославской губернии, Донецкого каменноугольного бассейна, участвовал в геологических обследованиях в Уфимской губернии. Окончил институт с отличием и уехал по приглашению на Урал, работал инженером Нижне-Тагильского металлургического завода. Вся последующая его 22-летняя деятельность была связана с металлургией Урала: надзиратель (технический помощник управителя), управитель Нижне-Салдинского, Верхне-Салдинского заводов, управляющий Алапаевским горным округом. В 1891 г. во время зарубежной командировки осмотрел металлургические предприятия в Швеции, Германии, Франции, Бельгии, Австрии, в 1900 г. посетил Всемирную промышленную выставку в Париже.

С 1907 г. стал работать на кафедре металлургии стали металлургического отделения С.-Петербургского политехнического института – адъюнкт – профессор, с 23 декабря 1911 г. – ординарный профессор металлургии.

В марте 1918 г. получил приглашение принять участие в работе Уральской комиссии, созданной при горно-металлургическом отделении ВСНХ, по изучению естественных богатств Урала и Западной Сибири. В мае совместно с другими специалистами представил проект создания Урало-Кузнецкого металлургического комбината.

С 12 декабря 1919 г. – приват-доцент кафедры металлургии , читал лекции и проводил практические занятия по курсу теории пламенный печей.

В 1920 г. возглавил Уральское отделение научно-технического отдела ВСНХ, которое стало центром научного изучения перспектив развития Урадьской промышленности. Одновременно работал профессором кафедры производства стали, технического топлива и теории пламенных печей Уральского горного института, который входил в состав Уральского университета.

С 1924 г. – профессор Московской горной академии. Основал Бюро металлургических и теплотехнических конструкций.

Возглавлял Московское отделение Русского металлургического общества.

С 1927 г. – член-корреспондент АН СССР.

Владимир Грум-Гржимайло скончался 30 октября 1928 г. в Москве от рака печени. Похоронен на Ваганьковском кладбище.

Научная деятельность

В 1889 г. в статье "Бессемерование на Нижне-Салдинском заводе" (позднее перепечатанной во многих европ. журналах) Грум-Гржимайло описал способ бессемерования, введенный в 70-х гг. 19 в. на Нижне-Салдинском заводе К. П. Поленовым (Бессемеровский процесс (бессемерование чугуна, производство бессемеровской стали) - процесс передела жидкого чугуна в литую сталь путём продувки сквозь неё сжатого воздуха, обычного атмосферного или обогащённого кислородом. Операция продувки производится в бессемеровском конвертере. Превращение чугуна в сталь происходит благодаря окислению примесей, содержащихся в чугуне - кремния, марганца и углерода (отчасти также железа) кислородом воздуха дутья. Несмотря на возрастание (с окислением примесей) температуры плавления металла, он остаётся в жидком состоянии благодаря выделению тепла при реакциях окисления. Термин «бессемеровский процесс» обычно присваивают так называемому кислому конвертерному процессу, который ведут в агрегате с кислой футеровкой (кремнистый материал, динас). Процесс был предложен в Англии Г. Бессемером (1856 г.)).

Способ этот, названный впоследствии "русским бессемерованием", в отличие от ранее применявшегося, позволял вести процесс получения стали из чугуна с низким содержанием кремния и марганца. Это достигалось предварительным перегревом (по отношению к точке плавления) чугуна в отражательной печи. Грум-Гржимайло доказал экономич. целесообразность этого процесса в данных условиях и дал ему правильное теоретич. обоснование, показав, что благодаря перегреву горение углерода в чугуне начинается с первых минут продувки. При англ. типе бессемерования горение углерода усиливается только после выгорания кремния и марганца, выделяющих при своем окислении тепло, необходимое для процесса. В 1908 г. он первым применил законы физич. химии (закон о равновесном состоянии системы в зависимости от изменения температуры и закон действия масс) к объяснению процессов, происходящих в бессемеровском конвертере и в стальной ванне мартеновской печи. Это явилось крупным шагом в оформлении металлургии как науки.

В 1910 г., использовав идею М. В. Ломоносова, изложенную в дисс. "О вольном движении воздуха, в рудниках примеченном" (1742-44, изд. 1763), Грум-Гржимайло дал теорию расчета пламенных печей , применив законы гидравлики к движению печных газов. Движение пламени в воздухе он уподобил движению легкой жидкости в тяжелой. Совм. с И.Г. Есьманом им дан расчет "высоты газового фонтана" и "газослива" в печах. Гидравлич. метод расчета пламенных печей, блестяще изложенный Г.-Г., являлся первой попыткой создать общую научную методику расчета печей. В свое время этот метод имел широкое распространение как в России, так и за границей и стимулировал дальнейшее развитие теории конструирования металлургич. печей. Изучая свойства огнеупорных материалов, в особенности динаса, Г.-Г. создал "теорию перерождения динаса", являющуюся до сих пор основой его технологии. В работе "Прокатка и калибровка" Грум-Гржимайло впервые сделал попытку объяснить методы калибровки, державшиеся в секрете старыми мастерами. Эта книга положила начало теоретич. изучению вопроса калибровки валков. До сих пор калибровщики пользуются правилом Грум-Гржимайло, по которому при калибровке балок шейка и фланцы должны получать "один коэффициент уменьшения площадей".

Под руководством Грум-Гржимайло создавались проекты различных нагревательных печей: методических - для нагрева слитков перед прокаткой, кузнечных - для термич. обработки металла, сушильных, отжигательных, а также мартеновских. В труде "Пламенные печи" (1925) он обобщил свой метод конструирования пром. печей, дав в нем много оригинальных проектов печей различного назначения. Г.-Г. созданы кадры специалистов в области печного дела.

Основные труды

1.Грум-Гржимайло В.Е. Элементарная теория построения металлургических печей // Горный журнал. 1905. Т.2, № 6. С.287.

2. Грум-Гржимайло В.Е. Металлургия стали: Конспект лекцiй, читанныхъ для студентовъ Металлургического отдъленi СПБ Политехнического Института проф. В.Е. Грум-Гржимайло в 1908-9 году;ИзданШе Кассы Взаимопомощи студентовъ СПБ Политехнич. Ин-та.- (Типо-литогр. И. Трофимова), 1909.-448с.

3. Грум-Гржимайло В.Е. Пламенные печи. В 3-х томах. М.: Изд. Теплотехн. ин-та. 1925.

4. Грум-Гржимайло В.Е. Производство стали. М.: ГИЗ, 1925; 2-е изд. – М.: ГИЗ, 1931.

5. Грум-Гржимайло В.Е. Собрание трудов/Под ред. академика И.П. Бардина; Акад.наук СССР. - М.-Л.: Изд-во АН СССР, 1949, 248с.

6.Грум-Гржимайло В.Е. Я был тем муравьем, который понемногу сделал большое дело.(Из жизни металлурга, рассказанного им самим). Екатеринбург: УрГУ, 1994. 193с.

7. Грум-Гржимайло Владимир. Хочу быть полезным Родине. Сост. В.П.Андреев и др. Под ред. проф. М.Е. Главацкого. Екатеринбург, ИПП «Уральский рабочий», 1996, 344с.

8. Грум-Гржимайло Владимир и Софья. Секрет счастливой жизни. Книга для семейного чтения / Под ред. проф. М.Е.Главацкого. – Екатеринбург, 2001. 296с.

Источники

1. Биографический справочник «Профессора Томского политехнического университета»: Том 1/Автор и составитель А.В. Гагарин.- Томск: Изд-во научно-технической литературы, 2000-300с.

Таким образом, печь может быть сложена всяким человеком, умеющим держать кианок в руках, и никаких познаний от него не требует. (В.Е.Грум-Гржимайло)
Прочитав тексты В.Е.Грум-Гржимайло и Н.И.Кржишталовича о печах, любому человеку (заказчику) станет понятно в строительстве печей нет ничего сложного, если обладать здравым смыслом и станет понятно, что 99% печников и 100% продавцов металлических печей являются шарлатанами и обманщиками.
После ознакомления с текстами Грум-Гржимайло рекомендуем прочитать: Ложь, глупость и клевета в диссертации Подгородника, вынужденного сменить фамилию на Подгородников, когда вышли на свободу печники, после его доносов, и сложнее было бы сопоставить его тексты о печах 20-30-х годов и его диссертации-пасквиля 1950 г.

Приводим полный текст, посвященный комнатным печам, из учебника создателя советской школы теплотехники печей профессора Грум-Гржимайло «Пламенные печи», 1932 г. Подлинный авторский тест необходим, так как в настоящее время работами Грум-Гржимайло нередко пользуются откровенные шарлатаны для прикрытия своей технической безграмотности и обмана заказчиков. Извращать идеи Грум-Гржимайло начал еще один из учеников, иуда Иосиф Самуилович Подгородник, сначала называющий свои печи, откровенно извращающие идеи Грум-Грумжимайло «печами системы Грум-Гржимайло», а затем, при защите своей кандидатской диссертации печи Грум-Гржимайло назвал печами, не имеющими права на существование. При этом Подгородник описывая свои «печи-уроды» (называемые им «печами системы Грум-Гржимайло»), рекомендовал печи Грум-Гржимайло не использовать, а строить свои, «колпаковые» печи Подгородника. Это было давно, но уже сейчас, безграмотные шарлатаны под руководством некого Кузнецова организовали по образцу Подгородника новую компанию по дискредитации идей Грум-Гржимайло и продвижению своих колпаковых печей, подвергая опасности жизни своих заказчиков, прикрываясь именем Грум-Гржимайло, навязывают свои взрыво- и пожароопасные печи «печами системы Грум-Гржимайло – Подгородника – Кузнецова». Используют те же методы, что и иуда Подгородник, называющий в своих доносах в годы репрессий 30-х годов всех печников, отказывающихся строить его печи, «врагами народа», призывал НКВД сажать их в тюрьму. Новые иуды просто скромно называют свои «творения» «лучшей российской системой печестроения, данной им Богом», поэтому критиков своих печей-уродов, называют врагами прогресса и богохульниками, на основании того, что они вывесили на своих сайтах письменную благодарность Богу за свои кошмарные видения.
Теперь о настоящих печах Грум-Гржимайло (включенных во все ГОСТы на теплоемкие печи) и извращениях, пародиях на них.
Сначала приведем цитаты Грум-Гржимайло, затем извращение этих цитат иудой И.С.Подгородником и его современными последователями.

Тесты из книги В.Е.Грум-Гржимайло «Пламенные печи», 1932 г., стр. 111-116

Главный недостаток наших комнатных печей – их неэкономичность и трудность управления этим, казалось бы, таким простым прибором. Самым распространенным типом является круглая железная печь для отопления комнат. Эти печи, прежде всего, распределяются на два класса: печи с герметичной дверцей и печи с обыкновенной дверцей.
...печь с герметичной дверцей избавляет нас от очень большой заботы - дожечь в печи остатки древесного угля и не студить печь или не наделать угара. Имея печь с герметичными дверцами, мы можем, не закрывая трубу, закрыть печь, и уголь в печи очень медленно догорит за счет просасывающегося через щели воздуха. Когда в топливнике не останется раскаленного угля, трубу надо закрыть.
Этим путем ликвидируется самый трудный период топки, когда дожигаются остатки древесного угля и через печь пропускается напрасно десятерной избыток холодного воздуха, студящий нагревшуюся печь.
Избыток воздуха при горении представляет коренную причину плохой работы печей.
Между тем, обыватели совсем не отдают себе в этом отчета и топят печи с настежь от крытыми дверцами.
Количество воздуха, поступающего в печь, зависит:
а) от силы тяги и
б) от величины той щели, которую мы оставляем во время топки, приоткрывая дверцу.
Раз только в топливнике полное горение и сильная тяга вполне установилась, то дверцу следует не только прикрывать, то надо закрывать и глазок, который в ней делается.
При такой топке в печь будет поступать минимум воздуха, и печь хорошо нагреется, ибо этот минимум всегда больше нужного для горения объема воздуха. А происходит это вследствие несовершенства работы дверцы в качестве поддувала. Действительно, скажите кочегару парового котла, чтобы он топил котел с приоткрытой дверцей. Он посмотрит на вас с изумлением. Он хорошо знает, что врывающийся через дверцу воздух, минуя топку, не только студит котел, но даже нарушает реакцию горения и способствует выделению черного дыма из дымовой трубы. Для правильности горения весь поступающий в топку воздух должен проходить через колосники и процеживаться через слой горючего. В обыкновенных комнатных печах этого именно и не делают; топки обыкновенно не имеют колосниковой решетки; дрова располагаются на поду, а воздух поступает через приоткрытую дверцу. Делают это по двум причинам. Герметическая дверца для поддувала и колосниковая решетка стоят лишних 3-5 рублей. С другой стороны, некоторые печники не справляются с задачей устроить поддувало и колосники так, чтобы печь можно было топить при плотно завинченной дверце: весьма часто дверца накаливается докрасна и даже дымит.

Выдающийся русский металлург

Достаточно ознакомиться с научным наследием Владимира Ефимовича, чтобы представить круг его интересов, богатство его знаний, глубокое понимание практических сторон металлургического производства. Стоит только углубиться в изучение этого наследия, как впечатление от его величайшей эрудиции, оригинальности подходов в решении инженерных задач и значимости обобщений и рекомендаций для практики и теории черной и цветной металлургии существенно усиливается. И сегодняшний исследователь удивляться универсализму знаний выдающегося инженера, каким был выпускник Петербургского горного института 1885 г. горный инженер В. Е. Грум-Гржимайло, впоследствии профессор, член-корреспондент Ан СССР.

Будущий учёный родился 12 февраля 1864 года в Петербурге в семье дворянина, коллежского советника, юриста Ефима Григорьевича и его жены Маргариты Михайловны (урожденной Бескорнилович).

В небольшой статье рассказать о его работах практически невозможно. Ведь только список его печатных научных трудов значительно превышает объем данной публикации. Исключительно трудолюбивый В. Е. Грум-Гржимайло не знал покоя в своей многогранной деятельности: на металлургических заводах Урала (22 года); на педагогической работе в Петрограде и Екатеринбурге; в научно-практической работе в Ленинграде и Москве. Им написано (без соавторов) и издано за годы богатой творческой жизни (после окончания института) с 1885 по 1928 гг. 139 статей, книг, выступлений, отзывов на книги, не считая литографических курсов лекций. Вот только некоторые из них, позволяющие получить представление о работах заводского инженера: «Бессемерование на Н. Салдинском заводе», «Заметка об относительных размерах глаза фурмы и сопла в доменных печах…», «Паровые машины Н.Салдинского завода, их недостатки и ремонты», «Газовый генератор для сучьев», «Огнестойкость динаса», «Работа решетки генератора» и др.

Творчество молодого инженера проявилось в первый же год его работы на Н. Тагильском заводе, когда управитель этого завода поручил ему перепроектировать доменную печь для выплавки ферромарганца с увеличением ее производительности. С этой работой он справился блестяще: впервые на Урале горячий доменный газ был использован в воздухонагревателях для нагрева воздуха, производительность печи была увеличена вдвое, а потери марганца при выплавке ферросплава уменьшились в 7 раз.

Успех в работе В. Е. Грум-Гржимайло был отмечен, и он был приглашен в Н. Салду на должность помощника управителя завода и надзирателя прокатного цеха. Вскоре он взвалил на свои плечи и обязанности главного механика. Чисто инженерным делом на этом заводе он продолжал заниматься и тогда, когда стал помощником управляющего Тагильским горным округом. Мечтой молодого инженера было превращение Н.Салдинского металлургического завода в современное по тому времени предприятие, насыщенное новыми технологиями, оборудованием, квалифицированными кадрами. На рубеже веков активно строились в России железные дороги, и Н. Салдинский завод был ориентирован «по железнодорожному профилю». Эту специализацию завод сохранил до сих пор. Вспоминая об этом периоде своей жизни, он признается, что в работе начальника цеха «легче всего проявляется техническое творчество, творчество дает наивысшее наслаждение жизни». Самоотверженно отдаваясь работе, много требуя от себя и других, он в короткое время сумел добиться многого.

Во-первых, он сумел обеспечить надежную работу многочисленных механизмов завода, во-вторых, он спроектировал рельсопрокатный цех и все оборудование в нем, за исключением паровой машины, в-третьих, под его руководством был построен цех на оборудовании, изготовленном в Тагиле. Благодаря только этим работам завод в Н. Салде в 2,5 раза увеличил производство рельсов и в 2,5-3,0 раза уменьшил их заводскую стоимость. Даже монтаж и усовершенствование паровой машины было использовано в последствии фирмой изготовителем в Дюссельдорфе.

Этим не исчерпывались производственные интересы инженера. Он пытался не только вобрать в себя заводской опыт, фиксировать различные факты, но и познать всю сложность тогда совсем таинственных металлургических процессов это в равной степени относится и к сталеплавильному и к доменному производству, прокатке. Выделить в этой цепочке следует познание В. Е. Грум-Гржимайло тайн печного искусства, к которому он оставался неравнодушным всю свою творческую жизнь и эту особенность своей деятельности сумел предать своим сыновьям – Сергею, Алексею и Юрию. Первая работа, указанная выше, выдвинула В. Е. Грум-Гржимайло в число ученых теоретиков металлургии. В ней проанализированы условия передела чугуна в сталь методом русского бессемерования, изобретенного в Н. Салде в 1876 г. Им были четко установлены требования к исходной шихте (по составу и степени нагрева), выполнение которых гарантировало высокое качество рельсов. Эта статья вызвала интерес за рубежом, она была напечатана в нескольких европейских журналах, тем самым, закрепив авторство и приоритет русского бессемерования. Автору же, 23-летнему инженеру, она принесла мировую известность. Следует отметить, что процесс русского 6ессемерования, по существу, явился прообразом современной кислородно-конверторной плавки. Интерес и стремление к познанию процессов в стальной ванне вновь проявился у В. Е. Грум - Гржимайло, когда он начал читать лекции в Петербурге (1907г.). Как всегда он не пошел известными путями. Он построил свой курс лекций, как развернутое приложение законов физической химии к анализу процессов сталеварения. По тому времени это был революционный шаг в создании теории металлургии стали. Вот как описывает свои чувства сам автор: «Это выла очень увлекательная работа. Туман, окружавший меня 22 года моей работы на заводах, стал рассеиваться, и выяснилось – что производство жидкой стали – есть великолепная иллюстрация принципа Ле-Шателье». Эти слова взяты из предисловия к книге «Производства стали», увидевшей впервые свет в 1923 г. и позднее дважды переиздававшейся. Более 20 лет эта книга была основным уче6ником для студентов и настольной для заводских практиков.

Рельсы - готовый вид продукции металлургического завода, отсюда и большое внимание к их качеству, которое определяется условиями выплавки стали и условиям прокатки. В Н. Салде рельсы прокатывались в 9 и 11 проходов. Изучение условий захвата металла валками, анализ вытяжки и уширения металла при прокатке позволили Б. Е. Грум - Гржимайло в какой-то мере раскрыть суть процесса прокати и сформировать следующее положение «Правильное выполнение калибра валок возможно тогда, когда шейка и фланцы (открытые и закрытые) получают один коэффициент уменьшения площади». Этот вывод сегодня называют правилом его имени. Используя это и другие положения анализа явлений деформации металла при прокатке, инженер - ученый реализовал прокатку рельсов за 7 проходов. И хотя сам автор конспекта лекций «Прокатка и калибровка» утверждал, что «вопрос о кали6ровке мной не решен», его коллеги сочли необходимым издать этот курс в виде книги того же названия в 1931 г. Академик - металлург И. П. Бардин так оценил эту грань деятельности Владимира Ефимовича: «Его книга "Прокатка и калибровка", в сущности, говоря, представляет собой первый труд, в котором имеется частичное освещение «тайн калибровки», труд, который заложил начало для теоретического изучения этого вопроса».

Вершиной творчества В. Е. Грум-Гржимайло явилось создание гидравлической теории печей, которая стоила ему 15 лет размышлений, как он признавался впоследствии. Металлургию, особенно чугуна, можно назвать химией высоких температур. Поэтому показатели различных технологий производства и обработки металлов и сплавов во многом определяются совершенством конструкций и тепловым режимом плавильных и нагревательных печей. В прошлом веке и ранее сооружение и эксплуатация 6ыло 6ольшим искусством. Обычно за строительство и работу печей отвечали мастеровые, которым недоставало знаний, хотя они и обладали богатым заводским опытом. С первых дней ра6оты в Н.Салде молодой инженер наблюдал за ра6отой каменщиков, интересуясь, почему тот или иной элемент печи выкладывается так или иначе. Ответы типа: «если сделать так, то работать не будет» не могли удовлетворить лю6опытного инженера. Размышления инженера выстроились в стройную систему взглядов. Первые мысли были изложены в статье «Элементарная теория построения металлургический печей» (1905 г.). В ней была представлена статика газов в печах - как первая ступень учения о движении газов в печах. Вопросами динамики газов автор занимался всю оставшуюся жизнь. Результат этого труда отражен в книге «Пламенные печи», написанную в период 1909 -1927 г. и подготовленную к изданию на Урале. Книга выдержала два издания в 1924 - 1925 гг. (3 тома) и в 1931 г. под редакцией академика Г. И. Павлова. Гидравлическая теория печей покоится на аксиоме «Движение пламени в воздухе есть движение легкой жидкости в тяжелой». Используя это положение теории, которая и сегодня справедлива для определенного класса печей, автору удалось установить принципы проектирования и построения печей, указать пути достижения равномерности нагрева металла, правила деления на нагревающихся и охлаждающихся потоков газа (Это правило носит имя Грум-Гржимайло) и пр. Положения гидравлической теории печей были использованы для проектирования 1200 печей металлургических заводов «главным о6разом Урала и центра России. Около 800 печей выли построены и успешно эксплуатировались. Это ли не показатель действенности теории! Мировое признание идей автора теории печей было закреплено на конгрессе во Франции, в 1926 г., где каждому из 700 участников был вручен атлас печей, автор которого В. Е. Грум-Гржимайло выступил с 6ольшим докладом.

Проявлению уникального творческого дарования В. Е. Грум-Гржимайло способствовало постоянное общение с замечательными металлургами того времени: И. А. Соколовым - создателем теории металлургических процессов, академиком М. А. Павловым - создателем теории производства чугуна, академиком А. А. Байковым - основателем научной школы, занимающейся структурными превращениями в металлах. Проводившиеся дискуссии по многим важным проблемам металлургии позволили Владимиру Ефимовичу более глубоко проникнуть в сущность металлургических технологий и более четко формулировать положения разра6атываемых им теорий.

В. Е. Грум-Гржимайло, ученый со столь богатыми энциклопедическими знаниями испытывал потребность в о6общении многолетнего заводского опыта и в передаче его новому поколению инженеров. И то и другое стало возможным после перехода в 1907 г, на педагогическую работу в Петербургский, а в 1920 г. в политехнический институт Уральского университета. Становление высшей школы на Урале проходило в тяжелых условиях. Владимир Ефимович Грум-Гржимайло заведовал кафедрой «Металлургии стали и теории печей». Он читал студентам такие курсы как: "Металлургия стали", "Пламенные печи", "Технология топлива", "Огнеупорное дело", "Прокатное дело". Материалы этих курсов основывались на его заводском опыте, на многочасовых размышлениями о том, что необходимо молодому инженеру для его работы, как организовать его подготовку к самостоятельной деятельности. Впечатление о его лекциях можно узнать из воспоминаний А. А. Сигова, который в 1921-1922 г.г. не только посещал лекции, но и сдавал профессору экзамены. Итак, слово А. А. Сигову: «Владимир Ефимович привлекал к себе талантом настоящего трибуна, искусством интересно, с огоньком преподносить аудитории даже обычные, тривиальные истины. Он говорил очень умно, строго логично и одновременно проникновенно, обладал даром настоящего оратора. Владимир Ефимович отличался редкостным умением владеть аудиторией, неустанно следя за ее реакцией. Как только при изложении трудного или скучного материала он замечал наступление у студентов некоторой усталости, то немедленно оживлял свой рассказ шуткой или приведением занятного эпизода из заводской практики».

И в ВУЗе В. Е. Грум-Гржимайло оставался верным себе: его система работы со студентами требовала высокой организованности, развития любознательности, усложнения заданий по мере накопления опыта и знаний. Кроме того, как и на заводе, он стремился к обобщению своего теперь уже педагогического опыта, к анализу и оценке направлений развития высшей школы, методов и приемов организации учебного процесса. Этот опыт отражен в подготовленных на Урале статьях: «Металлургическая практика студентов», «Каковы должны быть молодые инженеры», «Большое и здоровое творчество», «Творчество промышленное, художественное и научное». В этих статьях содержатся созвучные сегодняшним дням мысли: институт должен «давать глубокую научную подготовку в теоретических науках», «в высшей степени ошибочно учить студента на все случаи, специальная часть курса высшей школы страдает много предметностью и должна быть урезана». В работах о творчестве Владимир Ефимович по существу выступает как психолог, анализирующий условия творческих способностей человека, удачно подбирая примеры из своей богатой событиями жизни, истории науки и техники.

Самое главное, что Владимир Ефимович, прежде чем теоретизировать на эту тему, лично проверял многие свои рекомендации на практике. Из тех, кто учился у него, сумели добиться в жизни многого. Примеры тому - инженеры первого выпуска: В. В. Михаилов начал работать ассистентом в политехническом институте УрГУ, был организатором и научным руководителем институтов металлургии Уральского филиала АН СССР (УФАН СССР) , химии и металлургии АН КазССР, академик АН КазССР, профессор, д.т.н., лауреат Гос. премии СССР; А. А. Сигов работал на Надеждинском (ныне им А. К.Серова) заводе, УФАНе. Последние голы жизни связаны с деятельностью в институте газа АН УССР, Киевском политехническом институте. Этот перечень можно значительно пополнить.

Здесь уместно привести слова академика И. П. Бардин о значимости научных работ Владимира Ефимовича: «Будучи студентом и не зная еще лично Владимира Ефимовича, я горячо увлекался его курсами по производству стали и проката. Дальнейшее знакомство с его трудами и, в частности, с его оригинальной гидравлической теорией печей, впервые пролившей свет науки на этот темный до того времени вопрос, сделало очевидным, что В. Е. Грум-Гржимайло является крупнейшей величиной в области металлургии» (выдел. Ю. Я.). Такая высокая оценка вице-президента Академии наук СССР, заместителя министра черной металлургии СССР, высказанная им в предисловии к сборнику «Избранные труды», выпущенным к 20-летию со дня смерти В. Е. Грум-Гржимайло по существу объединила мнения металлургов страны о научно-технических достижениях, о педагогическом даровании замечательного русского металлурга.

Вышедшие в последние годы книги, рассказывающие о семье Владимира Ефимовича позволяют представить его как чуткого и заботливого мужа Софьи Германовны и отца дочери Маргариты и пяти сыновей – Николая, Владимира, Сергея, Алексея и Юрия. Все они получили прекрасное домашнее и государственное образование. Дочь стала специалистом в области изучения вечной мерзлоты, сыновья за исключением Владимира, погибшего в армии Колчака, посвятили свою жизнь металлургии: они слушали лекции своего отца в период 1920-1924 годов. Более того, Николай первым из металлургов защитил дипломный проект и стал первым выпускником металлургического факультета УПИ. Впоследствии он стал видным металловедом, профессором, д.т.н. Три других сына связали свою жизнь с делом отца. Работая в созданном им печном бюро, а позднее - в институте «Стальпроект», они сохранили верность делу конструирования и строительства печей.

Из этих же книг можно узнать многое о Грум-Гржимайло, как о гражданине, который очень близко воспринимал трудности жизни 20-х годов прошлого века. Его волновало и несправедливое обвинение профессора М.О. Клера в экономическом шпионаже, в защиту которого он активно включился, и проблемы развития металлургии Урала и всей России, для решения которых им написаны десятки служебных писем, статей и записок в государственные органы, и проблемы развития Екатеринбурга, на 200-летия которого он откликнулся содержательной статьей. Особое внимание Владимир Ефимович уделял воспитанию молодежи. Его очерки «Вы просите написать мою автобиографию», «Творчество промышленное, художественное и научное» интересны для молодежи и сегодня. Как своевременны его мысли: «Каждый человек должен внимательно отнестись к своим способностям и упражнять их, работать всю жизнь в раз принятом направлении, со всей добросовестностью и всеми усилиями, на которые он способен. Из него, может быть не выйдет поэта, большого ученого, изобретателя, но всегда выйдет заметный человек, которого будут ценить и уважать современники». И еще: «Творцами были и будут только люди, способные так глубоко заинтересоваться явлениями природы или среды, нас окружающей, что вления, незаметные для обыкновенных людей являются для них откровением. Так определял гений Лев Толстой, конечно, он был прав. Этим путем шло человечество в древности до создания стройного здания науки, Этим путем продвигаются вперед и наши современные гениальные ученые и изобретатели». Вряд ли следует комментировать приведенные выдержки из работ великого металлурга!

20-е годы на Урале, как и в России, интересны тем, что уже тогда формировались идеи развития промышленности топливной, металлургической и др. К этой работе привлекалась научно- техническая общественность. Так на первом Уральском областном съезде теплотехников, проходившем под председательством В. Е. Грум-Гржимайло в ноябре 1923 г., обсуждались вопросы топливоснабжения Урала, повышения качества топлива и его экономии за счет улучшения условий сжигания. Он же был организатором и научным руководителем 1-го съезда деятелей мартеновского производства, состоявшегося в Свердловске в 1924 г, где и намечались решения задач по реконструкции сталеплавильного производства Урала и других регионов России. Владимир Ефимович был активным сторонником реализации Урало-Кузнецкого проекта. Еще в 1920 г., когда Украина с ее металлургией была оккупирована, он считал, что строительство КМК и ММК решит проблемы обеспечения металлом народного хозяйства России. Эти мысли он высказывал на совещаниях, в записках правительству. Много внимания он уделял развитию Уральского региона: в статье, написанной к 200-летию Екатеринбурга – он представлял наш город и область центром металлургии, машиностроения, химии, сосредоточения военной промышленности государства, мощной железнодорожной системой. Семьдесят три года спустя можно засвидетельствовать, что так оно и стало. Пока осталась неосуществленной мечта Владимира Ефимовича о соединении в районе Екатеринбурга Волго-Камского и Обь-Иртышского бассейнов. Может быть со временем и эта мечта станет былью.

Высоко оценивая заслуги и роль В. Е. Грум-Гржимайло в развитии отечественной металлургии, коллектив кафедры бережно хранит память об этом выдающемся русском металлурге.

Отопительные печи условно делятся на две основные разновидности: устаревшие конструкции и современные печи.

Грамотный мастер, внедряющий в жизнь новые разновидности данных конструкций, обязан хорошо представлять недостатки старых сохранившихся образцов. А также должен уметь своими руками осуществлять их переделку или ремонт. С этой целью он должен иметь понятие о наиболее распространенных образцах, как устаревших, так и новых устройств, знать, как выглядит чертеж и схема кладки печи своими руками, а главное уметь применять на практике свои знания.

Схема кладки печи В.Е. Грум-Гржимайло

Данная печь имеет бесканальную систему. Конструкцией предусмотрено полное отсутствие каких-либо дымооборотов. Движение газов осуществляется не столько под действием тяги дымовой трубы, сколько под влиянием силы тяжести. В результате, под действием силы тяжести более тяжелые уже остывшие газы станут опускаться вниз, а вверх будут подниматься более горячие, то есть легкие газы.

Конструкция этой печи для бани имеет круглую форму, заключенную в футляр, который выполнен из листовой стали. Данное устройство состоит из двух основных частей. При этом нижняя ее часть занята топливником. С целью обеспечения прохода дымовых газов непосредственно в верхнюю часть, в перекрытии топливника предусмотрено небольшое устье (хайло). Верхняя часть представляет собой камеру, в которой отсутствуют дымообороты. Внешне она напоминает опрокинутый колпак, наподобие стакана. В связи с этим подобные печи довольно часто называют бесканальными или колпаковыми.

Нагретые дымовые газы не будут уходить из устья в дымоходы, так как они, в первую очередь, поднимутся под перекрышу, после чего, остывая, начнут постепенно спускаться по стенкам непосредственно до основания. Далее они станут проникать в дымовую трубу, в результате под воздействием тяги, постепенно унесутся в атмосферу.

На представленной схеме вертикальный разрез А-А выполнен поперек топливника, а разрез Б-Б сделан вдоль него. С 1 по 9 ряд кладки из кирпича выполнены горизонтальные разрезы. Разрез 9-9 позволяет детально рассмотреть так называемые контрфорсы. То есть вертикальные ребра (выполненные в 1/4 кирпича), которые располагаются вдоль поверхности стен от перекрытия печи непосредственно до перекрытия свода. В итоге они образуют насадку и устраиваются с целью увеличения внутренней поверхности теплопоглощения, а также улучшения восприятия тепла от отходящих дымовых газов печным массивом. Нагретые газами ребра позволяют печи на протяжении долгого времени сохранять тепло.

Преимущества

Данная конструкция использует практически 80% тепла сжигаемого топлива. Благодаря железному футляру, ограждающие конструкции допускается выполнять толщиной в 1/4 кирпича, за счет этого устройство способно достаточно быстро нагреваться.

Процесс кладки данной конструкции абсолютно прост. Преимуществом является тот факт, что если расположенная на трубе дымовая задвижка будет закрыта неплотно, в верхней половине печи не произойдет охлаждения под действием холодного потока воздуха, который попадает в топливник. Воздушный поток, попадающий в топливник сквозь щели топливной и зольниковой дверцы, поднимается через хайло. Так как он значительно тяжелее, чем дымовые горячие газы, он мгновенно перетечет в боковые каналы, после чего отправится в дымовую трубу. Именно поэтому вся часть под устьем (полностью весь колпак) не подвержена процессу охлаждения.

Недостатки

Основным минусом данной конструкции является подогрев преимущественно верхней части. С целью его уменьшения, рекомендуется устраивать шпуры в стенах топливника, где-то в пятой порядовке кирпичной кладки. Печь отлично функционирует на тощих каменных углях и антраците. Если конструкция будет топиться с помощью дров (в особенности сырых), щели, расположенные между контрфорсами, попросту зарастут сажей.

Сажу в данном случае чистить довольно сложно, так как прочистные дверцы размещаются в 8-ом ряду кирпичной кладки, тем самым препятствуют полноценному попаданию во все промежутки контрфорсов. Отвод дыма будет осуществляться в коренную трубу.

По принципу свободного движения дымовых газов бесканальные конструкции бывают прямоугольными и квадратными. Могут выполняться как в футляре из металла, так и с его отсутствием. Однако в последнем варианте, стенки колпака необходимо увеличить до 1/2 кирпича.