Павел сухой авиаконструктор изобретатель биография. Сухой Павел Осипович - биография

Большое количество званий и профессий имел выдающийся человек Павел Осипович Хомский. Он был известным режиссером, народным артистом РСФСР, художественным руководителем Государственного академического театра имени Моссовета, заслуженным артистом Латвийской ССР, профессором, а также заслуженным деятелем искусств РСФСР.

Биография

До 1941 года мало что известно о том, как жил Хомский Павел Осипович. Личная жизнь режиссера до этого времени освещена мало. Совсем мало информации и о его родителях и семье.

Известно то, что родители Павла были служащими и имели юридическое образование. Он рос не в простой семье. Отца звали Хомский Осип Павлович, он работал в Министерстве бумажной и лесной промышленности на должности юрисконсультанта. Мама Хомская Берта Исидоровна также работала долгое время юристом, даже была избрана народным судьей.

В Москве, в 1925 году 30 марта, появился на свет Хомский Павел Осипович. Национальность никогда не мешала ему в работе, он занимал высокие руководящие должности. Его супруга была 1939 года рождения. В браке Павла и Натальи родились три дочери: Наталья 1959 года рождения, Екатерина 1966 года рождения и Любовь 1975 года рождения.

Павел Хомский имел четырех внуков: Анну, Варвару, Михаила и Эстер.

В тылу врага

Страшная трагедия начала 40-х годов изменила судьбу миллионов людей, в их числе оказался и Хомский Павел Осипович. Биография его резко изменилась в связи с этими событиями.

До 1941 года он обучался в средней школе в Москве. После начала войны решает отправиться на строительство оборонительных укреплений в Смоленской области. В июне сорок первого он выезжает на стройку в составе комсомольской бригады. В это время на эту территорию высадился немецкий десант, и бригада оказалась полностью отрезана от своих солдат, немцы взяли их в плотное кольцо, комсомольцы оказались в тылу врага.

Ничего другого не оставалось, как прорывать окружение. Молодую и неопытную бригаду переформировали в ополчение и под предводительством опытного старшины отправили прорываться к своим солдатам. Несмотря на то что это были не имеющие военного опыта люди, им не раз пришлось вступать в перестрелку с врагом и даже воевать с танками. Большое количество ополченцев погибло, но все же им удалось прорвать вражеское кольцо.

Павел Осипович Хомский на то время не достиг призывного возраста, ему исполнилось всего 16 лет, а всех, кто был старше, сразу же зачислили в ряды действующей армии. Его и всех молодых парней отправили по домам.

Военные годы

Так как по возрасту он не проходил в армию, то отправился жить в Томск к родственникам. В то время отца перевели в Томск на должность заместителя директора завода.

После окончания 10 класса, где он экстерном сдал экзамены, Павел поступает в Ленинградский театральный институт, который эвакуировали в Томск. После второго курса ему приходит повестка о зачислении в ряды Красной армии.

Совсем немного времени он проводит в военном училище и решает подать рапорт о демобилизации на фронт. Его прошение удовлетворяют и сразу же направляют в Горький, где он обучается в артиллерийском полку. Получив специальность артиллерист-наводчик, будущий режиссер Хомский Павел Осипович служил на Западном Фронте.

Начало творческой деятельности

Командование части решает перевести Павла в состав армейского театра эстрады и миниатюр, как только стало известно, что до войны он учился в Ленинградском театральном институте. Этот театр, для поддержания воинского духа, очень часто выезжал с номерами на фронт, а также постоянно посещал разные воинские части Московской области.

В этом театре Павел прослужил до окончания войны. В 1945 году он демобилизовался и решил продолжить свою карьеру. Далее он проходит обучение уже в Москве, в Оперно-драматической студии Станиславского.

Первая работа

В 1947 году он закончил обучение, и его сразу берут сюда же на работу, однако его карьера в Оперно-драматическом продлилась всего год. Павел покидает Москву и отправляется работать в Театр русской драмы в Риге. Тут он работал и в качестве второго режиссера, вместе с А. А. Ефремовым, и актера.

Именно в этом театре Павел Осипович Хомский дебютировал как режиссер. Его первыми спектаклями стали произведения М. Светлова под названием «20 лет спустя» и работа Кальдерона «С любовью не шутят». Пьесы весьма понравились зрителям и получили большое количество положительных рецензий у театральных критиков.

После такого успеха Хомского заметили и предложили перейти работать в Государственный театр юного зрителя Сначала ему дали должность штатного режиссера, а в 1957 Павел Хомский становится главным режиссером.

Работу в театре он совмещал с обучением в ГИТИСе, на факультете театроведения. Перевод на должность главного режиссера театра сделал Павла Хомского знаменитым на весь Советский Союз, как самого молодого главного режиссера, а немного позже ему присвоили звание «Заслуженный артист Латвийской ССР».

За то время, которое он проработал в Рижском театре юного зрителя в должности режиссера, Хомский поставил более сорока спектаклей, каждый из которых был настоящим шедевром.

В 1959 году Хомский, уже в качестве главного режиссера, возвращается в Рижский театр русской драмы. В этих стенах также было поставлено много выдающихся спектаклей, таких как «Голый король» Евгения Шварца, «Иркутская история» Алексея Арбузова, «Океан» Абрама Штейна и много других.

Возвращение на Родину

В те времена в Ригу часто приезжали ленинградские и Просмотрев некоторые работы Хомского, руководство Ленинградского театра решило пригласить молодого талантливого режиссера для постановки пьесы «Два цвета» Кузнецова и Зака, а потом и «Проводы белых ночей» Веры Пановой.

Оба спектакля прошли с ошеломляющим успехом. Они понравились не только зрителю, но и руководству театра, в связи с этим успехом Хомскому предложили должность главного режиссера Ленинградского театра имени Ленинского комсомола.

Но не все шло так гладко. За пять лет работы в этом театре Павел Осипович Хомский поставил большое количество знаменитых спектаклей, однако не все его работы пришлись по нраву представителям номенклатурной верхушки города. Ему несколько раз был вынесен строгий выговор, в том числе за пьесу «В дороге» Виктора Розова. Кстати, именно эту работу режиссер до последних дней считал самым лучшим своим творением.

Павел Сухой, биография которого описана в данной статье, - знаменитый авиаконструктор СССР. Он стоял у самых истоков развития авиации в Советском Союзе. У него была отличная инженерная интуиция. Павел отличался умением находить новые решения и работать над различными проблемами, возникающими в авиационном деле.

Детство

Павел Сухой родился 22 июля 1895 г. в Белоруссии, в в селе Глубокое. Отец, Осип Андреевич, был крестьянином и работал учителем. Мать, Елизавета Яковлевна, была родом из Белоруссии. Семья была большая. У Павла было пять сестер. Отец был хорошим преподавателем и быстро обрел популярность.

Поэтому ему предложили работу в Гомельской школе. В результате вся его многодетная семья переехала на новое место жительства. Они поселились рядом со школой (в которой Осип Андреевич и преподавал) для детей работников железной дороги.

Благодаря хорошей работе главы семейства он смог получить выгодный беспроцентный заем у одного из соседей. На эти деньги Осип Андреевич построил дом с приусадебным участком и садом. Это способствовало разностороннему развитию Павла, так как в доме было много места, и появилась домашняя библиотека. Родители к тому же поощряли увлеченность детей литературой и музыкой.

Образование

После переезда семьи в собственный дом Павел Сухой пошел учиться в гимназию. Окончил ее на «отлично» по всем предметам, кроме немецкого и латыни. По этим языкам он получил в аттестате по «4». В гимназии у Павла проявились способности к физике, математике и технике.

Такие отметки позволили ему без труда поступить в московский университет, на математический факультет. Павел мечтал о техническом ВУЗе, в котором преподавалось воздухоплавание. Но в его документах была обнаружена ошибка, и приемная комиссия отказала в поступлении в техническое училище.

Но Павел Сухой, фото которого есть в данной статье, не отступил от своей мечты и уже через год пришел сдавать экзамены снова. В этот раз все прошло успешно, и он, наконец, стал студентом желаемого ВУЗа. Сразу записался в кружок воздухоплавания, в котором под руководством Н. Жуковского проводились эксперименты по изучению качеств самолетов, их постройка и сооружение аэродинамических труб.

Служба в войсках СССР

Но в Восточной Европе начались военные действия, и Павел вместе с другими студентами был мобилизован. Он обучался в школе прапорщиков в артиллерийском составе. После Революции Павел вернулся в Москву. Училище, в котором он обучался до войны, не работало, и Сухой решил уехать в Гомель, к родителям.

Трудовая деятельность

Там Павлу было предложено преподавать математику в одном из провинциальных городков. Через некоторое время он снова вернулся в Москву и продолжил занятия в авиакружке. Вечерами помогал Н. Фомину, проектировавшему дирижабли. Когда П. Сухой защитил диплом, был приглашен работать в конструкторский отдел аэродинамического ВУЗа на должность инженера. Затем стал начальником бригады, замглавного конструктора.

С 1939 по 1940 гг. Павел Сухой работал главным конструктором на Харьковском заводе. С 1940 по 1949 гг. - уже в должности главного конструктора БК, который базировался в Подмосковье и Москве. Одновременно он был директором этих заводов. С 1949 по 1953 гг. - замглавного конструктора в КБ Туполева. С 1953 был переведен на должность главного, а с 1956 г. - генерального конструктора.

Павел Сухой - авиаконструктор: взлет по карьерной лестнице и признание

Как только Павел начал работать по своей специальности, он сразу же показал свой талант - создал самолет, имевший два двигателя. На этом авиасудне был зафиксирован новый рекорд дальности полета. И в результате не только самолет, но и его создатель обрели популярность. Под руководством Туполева были разработаны модели И-4 и И-14, АНТ-25 и АНТ-37бис.

После Павел занялся разработкой следующего, еще более усовершенствованного воздушного судна. Это был многоцелевой самолет, создание которого позволило Павлу подняться вверх по карьерной лестнице и стать руководителем конструкторского отдела, который работал самостоятельно.

Участвовал в конкурсе по разработке «Иванова». Но закончилось создание выпуском СУ-2, использовавшегося потом в годы ВОВ. Этот самолет сразу поступил в производство. Потом начавшаяся война требовала усовершенствований. Началась разработка новых штурмовиков, которые предназначались для поддержки обороноспособности. В результате появились СУ-6.

Их создание и усовершенствование продолжилось и после окончания войны. И это стало началом нахождения новых, более сложных технических решений. Были созданы и поступили в производство Су-7, 9, 11, 15. Истребители (бомбардировщики и перехватчики) Су-7Б, имеющие лыжные и колесные шасси. Су-17, изменяющие стекловидность крыла, фронтовой Су-24, истребитель Су-27, штурмовик Су-25 и многие другие. Всего было разработано больше 50-ти моделей.

Павел и другие разработчики усовершенствовали геометрию крыла. Были разработаны системы, которые работали в самых сложных метеорологических условиях. Заслуги Сухого как конструктора были отмечены высшими советскими правительственными наградами.

Личная жизнь

С будущей женой Павел Сухой познакомился, когда работал учителем в одной из Гомельских провинций. С. Тенчинская также работала преподавателем. Молодые люди начали встречаться и вскоре сыграли свадьбу, которая прошла в Москве. Именно туда Павел вернулся, чтобы окончить учебу в ВУЗе. У них с супругой родилось двое детей. Умер Сухой 16 сентября 1975 г. Похоронен в Москве, на Новодевичьем кладбище.

Достижения и награды

Павел Сухой - конструктор, который являлся одним из основателей советской реактивной авиации. За свою деятельность был награжден премиями Туполева, Ленина, Сталина и Государственной. Профессор являлся доктором Дважды получал звание Героя социалистического Труда.

П. Сухой сделал не одну важную разработку в области сверхзвуковой авиации. Интересен и тот факт, что именно на авиамоделях этого конструктора испытания проводились самыми известными и знаменитыми советскими летчиками. А самолеты Сухого выходили под индексами «Т» и «С».

Страна Научная сфера самолётостроение Место работы
  • Сухой
  • Туполев
Альма-матер Московское высшее техническое училище Учёная степень доктор технических наук () Учёное звание профессор Награды и премии Павел Осипович Сухой на Викискладе

Па́вел О́сипович Сухо́й (белор. Павел Во́сіпавіч Сухі́ ; 10 (22) июля (1895-07-22 ) , город Глубокое , Дисненский уезд , Виленская губерния , Российская империя (ныне Витебской области , Беларусь) - 15 сентября , Москва , СССР) - выдающийся советский авиаконструктор , доктор технических наук, один из основателей советской реактивной и сверхзвуковой авиации.

Андрей Сухой, дед Павла Сухого по отцовской линии, был небогатым белорусским крестьянином .

Отец Павла, Осип Андреевич Сухой, крестьянствовал вместе с отцом. Обнаружил в детстве незаурядные способности. На «мирские средства» - деньги, собранные односельчанами «всем миром», - получил образование в учительской семинарии . Затем работал учителем в родном селе. Женился на белорусской девушке .

Мать, Елизавета Яковлевна Гисич, предположительно, домохозяйка . В семье Сухих было шестеро детей - пять девочек и один мальчик - Павел .

Жизнь в Гомеле

В 1900 году отцу предложили заведовать Школой для детей железнодорожников в Гомеле , и семья переехала в город. Первоначально семья Сухих снимала квартиру рядом со Школой. Помимо преподавательской деятельности, Осип Андреевич организовал для учеников Школы кружок хорового пения , которым и руководил .

Отец, Осип Андреевич, собрал в своем доме большую личную библиотеку, любил музыку и хоровое пение. В доме Сухих все увлекались чтением, игрой на скрипке и пением. В семье также общими усилиями выпускался домашний молодёжный рукописный журнал «Молодая поросль». В журнал дети охотно писали рассказы, стихи, рассказывали о своих впечатлениях, помещали рисунки и дружеские шаржи .

Учёба в Гомельской мужской гимназии

В 1905 году Павел поступил в Гомельскую мужскую гимназию . Ныне это старый корпус Белорусского государственного университета транспорта .

Окончил гимназию в июне 1914 года, имея оценку «хорошо» по латинскому и немецкому языкам и отличные оценки по остальным десяти предметам.

В «Аттестате зрелости» сделана следующая запись: .

Дан сыну начального учителя из крестьян… в том, что вступив в Гомельскую гимназию 16 августа 1905 года, обучался в ней по 8.VI.1914 года. Во внимание к постоянному отличному поведению и прилежанию и к отличным успехам в науках, в особенности же в математике и физике , Педагогический Совет постановил наградить Павла Сухого Серебряной медалью .

В дальнейшем Павел Сухой свободно читал авиационную техническую литературу на немецком языке, а также, хорошо владея латынью, со словарем - на ряде европейских языков - английском , французском , итальянском и других, что в значительной степени повлияло на его успехи в инженерной и административной деятельности. Павлу Сухому позднее также помогали переводить техническую литературу - с французского - жена Софья, с английского и французского языков - дочь Ирина.

Событие, определившее судьбу

Рассказывая дочери Ирине о своем отрочестве , Павел Сухой отметил, что самым сильным впечатлением этих лет были показательные полёты над Гомелем аэроплана , который пилотировал русский авиатор Сергей Уточкин . Полёты проходили в рамках публичных гастролей Уточкина по городам Российской империи.

Московский период жизни до 1915 года

Павел Сухой мечтал поступить в Императорское Высшее техническое училище в Москве, - единственное учебное заведение Российской империи, где изучались теоретические и технические проблемы воздухоплавания на аппаратах тяжелее воздуха .

Отец, Осип Сухой, в 1914 году выслал необходимые для поступления документы в Москву своему родственнику. Тот, опасаясь утери документов, подал в Приёмную комиссию только копии. По этой причине Павлу Сухому в сдаче вступительных экзаменов в ИВТУ было отказано .

Несмотря на это, Павел приехал в Москву и сам подал документы, теперь уже в Московский университет . Успешно сдав вступительные экзамены, он стал студентом математического факультета университета . Через год, покинув Московский университет, Павел Сухой всё-таки поступил в Императорское Московское техническое училище , успешно сдав вступительные экзамены. Здесь он стал членом Кружка воздухоплавания, который создал и которым руководил профессор Николай Жуковский .

Первая мировая война. Служба в армии

Вооруженный конфликт в Европе перерос в Мировую войну . В 1915 году, по достижении призывного возраста, Павел Сухой был мобилизован на военную службу в российскую армию . После обучения в Школе прапорщиков послан на Западный фронт в действующую армию, где служил в артиллерии . После Октябрьской революции 1917 года Восточный фронт развалился. Павел Сухой вернулся в Москву, но Техническое училище было закрыто. Тогда он принял решение вернуться на родину в Белоруссию , в родительский дом в Гомеле .

1918-1920 годы, Белоруссия

Павлу Сухому было предложено место учителя математики в небольшом городе Лунинец , неподалеку от Брест-Литовска , в Западной Белоруссии . В этой школе он познакомился с молодой учительницей французского языка Софьей Феликсовной Тенчинской, своей будущей женой .

В 1919 году Павел Сухой, Софья Феликсовна и несколько других учителей, спасаясь от продвигающихся польских войск , вынуждены были выехать в Гомель. Здесь они продолжали учительствовать в Школе для детей железнодорожников, которой заведовал отец Осип Андреевич Сухой . Добывая в окрестных деревнях продукты для семьи, Павел заболел сыпным тифом , а затем перенёс скарлатину , которая дала осложнение на горло. Имея хороший слух и приятный тенор , в юности в кругу семьи Павел иногда пел . Теперь, после перенесённого заболевания, он даже говорил приглушенно, с трудом. Быть может, поэтому в дальнейшем говорил мало и прослыл «молчуном» . По этой причине коллеги по работе полагали, что Павел Сухой «несколько суховат» в общении.

В 1920 году вышло Постановление Совета народных комиссаров (Правительства) Российской социалистической республики о возвращении студентов в высшие учебные заведения . Летом 1921 года Павел Сухой принял решение ехать в Россию с намерением продолжить учёбу в Техническом училище в Москве .

1921-1925 годы, жизнь и учёба в Москве

В марте 1918 года профессор Николай Жуковский создает в Москве «Летучую лабораторию» - первое советское исследовательское учреждение по вопросам авиации .

28 июня 1918 года Владимир Ульянов (Ленин) подписывает Декрет о национализации всех авиационных предприятий России. В Москве создаются Авиатехникум и Институт инженеров Красного Воздушного Флота. 3 декабря 1920 года ректором ИИКВФ избран профессор Н. Е. Жуковский. Организован ЦАГИ - Центральный аэрогидродинамический институт, государственное научно-исследовательское учреждение, который возглавили Николай Жуковский и его ученик - молодой авиаконструктор Андрей Туполев . После перенесённого тифа и двух кровоизлияний в мозг 17 марта 1921 года первый учитель Павла Сухого в области авиационной инженерии российский ученый Николай Егорович Жуковский скончался в Москве .

Семья

Осенью 1921 Павел Сухой вернулся в знакомые ему аудитории Технического училища в Москве. В 1923 году из Гомеля в Москву приехала и Софья Феликсовна Тенчинская (1895-1982) - помочь овдовевшей сестре, оставшейся с малыми детьми. Белоруска стала преподавать иностранные языки в Институте физкультуры. Павел и Софья случайно встретились на улицах Москвы. Павел Осипович сделал землячке предложение стать его женою, и они поженились. Молодожёны жили вначале в маленькой комнатке жены. Здесь у них родилась дочь Ирина Павловна (1925-2009), в замужестве - Воскресенская. Позднее родился сын Дмитрий Павлович (1932-2000) .

Днем Павел Сухой учился в МВТУ, а вечерами подрабатывал в Конструкторском бюро Николая Васильевича Фомина, где проектировались дирижабли. Павел также продолжал занятия в авиационном кружке при Училище .

Летом семья уезжала на родину в родную Беларусь. Здесь в Гомеле их радушно принимали в доме Осипа Андреевича Сухого - директора сельской школы, получившего звание «Народный учитель Белоруссии» .

Защита дипломного проекта прошла успешно.

В свидетельстве об окончании Московского Высшего технического училища написано следующее :

Андрей Туполев разглядел в Павле Сухом талант авиационного конструктора и пригласил молодого инженера на работу в АГОС (Авиация. Гидроавиация. Опытное строительство) - Конструкторский отдел Центрального аэрогидродинамического института (ЦАГИ) в Москве. Павел согласился, и был направлен в Конструкторскую бригаду А. Н. Путилова на должность инженера-конструктора.

Портрет

...Подкупали вежливость, спокойствие, работоспособность Павла Осиповича, его четкие ответы на все задаваемые вопросы, внимание и благожелательность к начинающим конструкторам... Молодые конструкторы рвались в бригаду Сухого, там было особенно интересно. ...Он не терпел безответственного отношения к порученному делу, пустопорожних разговоров, подхалимства, недисциплинированности, очковтирательства. Сам Павел Осипович был отличным конструктором-новатором... Он умел... вызвать интерес к теме, заставить мыслить, искать новые пути...
Когда в 1939 году я пришел в Конструкторское бюро, меня встретил стройный, выше среднего роста, гладко причесанный, несколько аскетического вида человек в белоснежной рубашке без галстука, в накинутом на плечи сером пиджаке. Он стоял за столом, на котором, кроме самых необходимых письменных принадлежностей, ничего не было. (...) Павел Осипович произвел а меня очень приятное впечатление. Понравилась его вежливость, располагающий внимательный взгляд больших карих глаз, спокойный деловой разговор, умение слушать собеседника
Я познакомился с Павлом Осиповичем Сухим (в 1937 году), когда два самолета АНТ-25 начали непосредственно готовить к перелету в США. Сухой был ведущим конструктором этих машин... Необыкновенный педантизм... Врожденные черты характера Павла Осиповича - внутренняя убежденность в своей правоте, невозмутимость... Мне посчастливилось работать со многими крупными авиаконструкторами. И, к чести Павла Осиповича, ...почти никто из них не обладал такой выдержкой и самоконтролем, способностью сдерживать в себе гнев, раздражительность, возмущение, как Павел Осипович Сухой
...Меня охватывает страшное волнение, но Павел Осипович невозмутим, даже слишком спокоен. ...Я...просто трясся от страха. Сделав несколько кругов, самолет плавно касается дорожки. Меня охватывает волна восторга и счастья... Подойдя к Главному конструктору самолета, я обнял его и приподнял от земли. Павел Осипович удивленно посмотрел на меня. Его лицо не выражало абсолютно никаких эмоций. Эта непроницаемость меня поразила тогда больше всего. Потом-то я привык к его сдержанности. Переживая все в себе, будь то неудача или успех, внешне он не показывал своих чувств. И те, кто не знал его хорошо, считали «сухим»
Мы были наслышаны об особой требовательности Павла Осиповича... Но в первые же дни стало ясно, что перед нами - образец истинного руководителя. Личный пример деловитости, требовательности к дисциплине и порядку, стремление вникать в самую глубину решаемой задачи, корректность в обращении, ни малейшего панибратства и врожденная интеллигентность были присущи нашему новому Главному конструктору. ...Сдержанность и «сухость» Павла Осиповича вовсе не означали его душевную сухость, он был заботлив и чуток к людям

Инженерная и конструкторская деятельность

Конструкторское бюро Туполева размещалось в двухэтажном особняке, до 1918 года принадлежавшем купцу-меховщику Михайлову. Сегодня здесь размещается Мемориальный музей Н. Е. Жуковского. Проектировщики занимали верхний - второй этаж. На первом были опытные мастерские. Рядом уже строились новые здания ЦАГИ и, отдельно, - АГОС.

Авиационный отдел ЦАГИ предложил строительство цельнометаллических самолётов. Под руководством Андрея Туполева была создана Комиссия по металлическому самолётостроению. В Российской империи алюминий не производился. На Кольчугинском заводе близ города Владимир под руководством В. А. Буталова стали выпускать сплав кольчугалюминий - по названию завода.

Если АНТ-1 имел смешанную конструкцию, то следующий самолёт - АНТ-2 был уже полностью цельнометаллический.

Принимал участие в конкурсной разработке самолёта «Иванов», закончившейся созданием боевого многоцелевого самолёта «ближний бомбардировщик» Су-2 , применявшегося в первые годы Великой Отечественной войны . К началу боевых действий Военно-воздушные силы СССР насчитывали 13 полностью укомплектованных полков ближнебомбардировочной авиации, оснащённых Су-2. Ближний бомбардировщик Су-2 являлся «секретным изделием», и его силуэт не был знаком даже советским летчикам. Поздняя модификация самолёта с другим двигателем выпускалась под названием Су-4. Ближние бомбардировщики Су-2 и Су-4 принимали участие в приграничных оборонительных сражениях лета и осени 1941 года, при обороне Киева и Москвы, в сражении за Сталинград осенью 1941 - зимой 1942 годов, в сражении на Курской дуге летом 1943 года и других боевых операциях. Достоверных сведений о применении Су-2 и Су-4 после 1943 года не имеется.

ТАСС-ДОСЬЕ /Валерий Корнеев/. Павел Осипович Сухой родился 22 июля (10 июля по старому стилю) 1895 года в селе Глубокое Дисненского уезда Виленской губернии Российской империи (ныне город Глубокое Витебской области Белоруссии), в семье учителя Осипа Андреевича Сухого и Елизаветы Яковлевны Гисич.

В 1905-1914 годах учился в Гомельской мужской гимназии, окончил ее с серебряной медалью.

В сентябре 1914 года переехал в Москву, поступил на математический факультет Императорского Московского университета (ныне Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова). Отучившись год, поступил в Императорское Московское техническое училище (ИМТУ, ныне Московский государственный технический университет им. Н.Э. Баумана).

В 1916 году был призван в армию, прошел обучение в школе прапорщиков, принимал участие в Первой мировой войне. В марте 1918 года вернулся в Москву, однако не смог продолжить занятия в ИМТУ, работа которого была временно приостановлена. В связи с этим в ноябре уехал преподавать математику в город Лунинец в Западной Белоруссии.

С мая 1919 по 1920 год - преподаватель математики в школе для детей железнодорожников в Гомеле (Белорусская ССР), которой заведовал его отец.

В 1920 году продолжил учебу в Московском высшем техническом училище (новое название ИМТУ), которое закончил в 1925 году, защитив дипломный проект на тему "Одноместный истребитель с мотором 300 лошадиных сил". Работа была подготовлена под руководством авиаконструктора Андрея Туполева. Начал работать инженером-конструктором в конструкторском отделе АГОС ("Авиация, гидроавиация, опытное строительство") Центрального аэрогидродинамического института (ЦАГИ).

С мая 1932 по май 1936 года - руководитель бригады номер 3 ("Легкие самолеты") конструкторского отдела опытного самолетостроения (КОСОС) ЦАГИ. В мае 1936 года стал заместителем начальника опытно-конструкторского бюро (ОКБ) Завода опытных конструкций (ЗОК) ЦАГИ. В 1939 году КОСОС и ЗОК были выделены из ЦАГИ и переведены в Харьков на авиазавод 135.

С апреля 1940 по ноябрь 1949 года - главный конструктор КБ авиазавода 289, базировавшегося на ряде предприятий в Москве и Подмосковье. С ноября 1940 года занимал также должность директора этих предприятий. Во время Великой Отечественной войны авиазавод находился в эвакуации в Молотове (ныне - Пермь), после войны размещен в городе Тушино (ныне - район Москвы). В 1949 году КБ было ликвидировано после потери в испытательном полете опытного истребителя-перехватчика Су-15 (это же название впоследствии получил другой самолет, разработанный коллективом под руководством Сухого в начале 1960-х годов.).

В 1949-1953 годах работал на должности главного конструктора в КБ Андрея Туполева.

В 1953-1956 годах - главный конструктор, с 1956 года - генеральный конструктор воссозданного КБ (в феврале 1954 года бюро получило номер 51 в системе Минавиапрома СССР).

Принимал участие в проектировании самолетов АНТ-3 "Пролетарий" (первый полет в 1925 году), ТБ-1 (1925), ПС-9 (1929), ТБ-3 (1930), Р-7 (1930). Под общим руководством Андрея Туполева Сухой работал над истребителями И-4 (1927), И-14 (1933), дальним бомбардировщиком ДБ-2 (1935), самолетами АНТ-25 (РД, "Рекорд дальности", 1933) и АНТ-37- бис "Родина" (1938). Принимал участие в конкурсной разработке самолета под шифром "Иванов" - проект завершился созданием боевого многоцелевого самолета Су-2/ББ-1 (1937). После Великой Отечественной войны под руководством Павла Сухого разработан ряд серийных реактивных боевых машин: сверхзвуковой истребитель Су-7 (1955), истребители-перехватчики Су-9 (1957), Су-11 (1958), Су-15 (1962), истребитель-бомбардировщик Су-17 (1966), фронтовой бомбардировщик с изменяемой стреловидностью крыла Су-24 (1970), штурмовик Су-25 (1975) и другие. Руководил началом разработки истребителя четвертого поколения Су-27 (1977).

В 1958-1974 годах - депутат Верховного Совета СССР.

Дважды Герой Социалистического Труда (1957, 1965), лауреат Ленинской (1968), Сталинской (1943) и Государственной (1975) премий. Кавалер трех орденов Ленина (1945, 1957, 1975), ордена Октябрьской революции, Трудового Красного Знамени (1938), Красной Звезды (1933) и других. Награжден золотой медалью им. А.Н. Туполева номер 001 (1975, посмертно).

Был женат на Софье Феликсовне Сухой (в девичестве Тенчинская, 1895-1982). Дети - Ирина (1925-2009) и Дмитрий (1932-2000).

В марте 1977 года имя Павла Сухого было присвоено КБ, в котором он работал (ныне - филиал ПАО "Компания "Сухой" "ОКБ Сухого"). В декабре того же года был открыт памятник авиаконструктору в Гомеле. В честь него названы улицы в Москве, Витебске, Гомеле, а также школа в городе Глубокое, где в 1985 году создан музей П.О. Сухого и установлен самолет-памятник Су-17М. Мемориальная доска установлена в Москве по адресу Ленинский проспект, д. 7, где авиаконструктор проживал в 1947-1965 годах. В 1995 году в связи со 100-летием со дня рождения Павла Сухого его имя было присвоено Гомельскому государственному техническому университету (Белоруссия).

Дважды Герой Социалистического Труда (1957, 1965), лауреат Ленинской (1968), Сталинской (1943) и Государственной (1975) премий, лауреат премии № 1 им. А. Н. Туполева (1975, посмертно).

Биография

П. О. Сухой родился 22 июля 1895 года в с. Глубокое Дисненского уезда Виленской губернии (ныне г. Глубокое Витебской области, Белоруссия) в семье учителя народной школы. Закончил гомельскую гимназию (сейчас БелГУТ).

После окончания МВТУ (1925) работал в КБ А. Н. Туполева - в ЦАГИ и на заводе № 156 (инженер-конструктор, начальник бригады, заместитель главного конструктора). В этот период Сухим под общим руководством Туполева созданы истребители И-4, И-14, рекордные самолёты АНТ-25 (боевой вариант ДБ-1) и АНТ-37бис «Родина» (боевой вариант ДБ-2).

Принимал участие в конкурсной разработке самолёта «Иванов», закончившейся созданием боевого многоцелевого самолёта Су-2, применявшегося в первые годы Великой Отечественной войны.

В 1939?1940 главный конструктор на заводе в Харькове . В 1940-1949 - главный конструктор КБ, базировавшегося на ряде заводов в Подмосковье и Москве , одновременно директор этих заводов. В 1942-1943 под его руководством создан бронированный штурмовик Су-6. В 1949-1953 - снова заместитель главного конструктора в КБ Туполева. С 1953 - главный конструктор вновь воссозданного своего КБ, с 1956 генеральный конструктор.

В послевоенные годы Сухой был в ряду первых советских авиаконструкторов, возглавивших работы в области реактивной авиации, создав несколько опытных реактивных истребителей. После воссоздания КБ под его руководством разработан ряд серийных боевых машин, в числе которых истребитель Су-7 со скоростью полёта, вдвое превысившей скорость звука, истребители-перехватчики Су-9, Су-11, Су-15, истребители-бомбардировщики Су-7Б с лыжным и колёсно-лыжным шасси для базирования на грунтовых аэродромах и Су-17 с изменяемой в полёте стреловидностью крыла, фронтовой бомбардировщик Су-24, штурмовик Су-25, истребитель Су-27 и другие самолёты. Были также разработаны ряд не реализованных проектов, например Су-13.
Под руководством П. О. Сухого разработано более 50 конструкций самолётов.

В 1958-1974 годах депутат Верховного Совета СССР.

Жил и работал в Москве. Скончался 15 сентября 1975 года. Похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве.

Награды

За выдающиеся работы в области авиационной науки и техники награждён золотой медалью имени академика А. Н. Туполева (1975). В 1957 году присвоено звание Героя Социалистического Труда. В 1965 награждён второй золотой медалью «Серп и Молот». Кавалер трёх орденов Ленина (1945, 1957, 1975), орденов Октябрьской Революции, Трудового Красного Знамени (1938), Красной Звезды (1933) и «Знак Почёта» (1936).

Сталинская премия первой степени (1943 - за создание штурмовика Су-6), Ленинская премия (1968), Государственная премия СССР (1975 - посмертно).

Память

  • В 2004 году именем Павла Осиповича названа улица в Москве; его имя присвоено Гомельскому государственному техническому университету (ГГТУ).
  • В школе № 1 города Глубокое , в 1985 году создан музей П. О. Сухого.
  • В 1977 году в Гомеле был открыт памятник П. О. Сухому.
  • В 1987 году именем П. О. Сухого названа одна из улиц Витебска.