Большое количество званий и профессий имел выдающийся человек Павел Осипович Хомский. Он был известным режиссером, народным артистом РСФСР, художественным руководителем Государственного академического театра имени Моссовета, заслуженным артистом Латвийской ССР, профессором, а также заслуженным деятелем искусств РСФСР.
Биография
До 1941 года мало что известно о том, как жил Хомский Павел Осипович. Личная жизнь режиссера до этого времени освещена мало. Совсем мало информации и о его родителях и семье.
Известно то, что родители Павла были служащими и имели юридическое образование. Он рос не в простой семье. Отца звали Хомский Осип Павлович, он работал в Министерстве бумажной и лесной промышленности на должности юрисконсультанта. Мама Хомская Берта Исидоровна также работала долгое время юристом, даже была избрана народным судьей.
В Москве, в 1925 году 30 марта, появился на свет Хомский Павел Осипович. Национальность никогда не мешала ему в работе, он занимал высокие руководящие должности. Его супруга была 1939 года рождения. В браке Павла и Натальи родились три дочери: Наталья 1959 года рождения, Екатерина 1966 года рождения и Любовь 1975 года рождения.
Павел Хомский имел четырех внуков: Анну, Варвару, Михаила и Эстер.
В тылу врага
Страшная трагедия начала 40-х годов изменила судьбу миллионов людей, в их числе оказался и Хомский Павел Осипович. Биография его резко изменилась в связи с этими событиями.
До 1941 года он обучался в средней школе в Москве. После начала войны решает отправиться на строительство оборонительных укреплений в Смоленской области. В июне сорок первого он выезжает на стройку в составе комсомольской бригады. В это время на эту территорию высадился немецкий десант, и бригада оказалась полностью отрезана от своих солдат, немцы взяли их в плотное кольцо, комсомольцы оказались в тылу врага.
Ничего другого не оставалось, как прорывать окружение. Молодую и неопытную бригаду переформировали в ополчение и под предводительством опытного старшины отправили прорываться к своим солдатам. Несмотря на то что это были не имеющие военного опыта люди, им не раз пришлось вступать в перестрелку с врагом и даже воевать с танками. Большое количество ополченцев погибло, но все же им удалось прорвать вражеское кольцо.
Павел Осипович Хомский на то время не достиг призывного возраста, ему исполнилось всего 16 лет, а всех, кто был старше, сразу же зачислили в ряды действующей армии. Его и всех молодых парней отправили по домам.
Военные годы
Так как по возрасту он не проходил в армию, то отправился жить в Томск к родственникам. В то время отца перевели в Томск на должность заместителя директора завода.
После окончания 10 класса, где он экстерном сдал экзамены, Павел поступает в Ленинградский театральный институт, который эвакуировали в Томск. После второго курса ему приходит повестка о зачислении в ряды Красной армии.
Совсем немного времени он проводит в военном училище и решает подать рапорт о демобилизации на фронт. Его прошение удовлетворяют и сразу же направляют в Горький, где он обучается в артиллерийском полку. Получив специальность артиллерист-наводчик, будущий режиссер Хомский Павел Осипович служил на Западном Фронте.
Начало творческой деятельности
Командование части решает перевести Павла в состав армейского театра эстрады и миниатюр, как только стало известно, что до войны он учился в Ленинградском театральном институте. Этот театр, для поддержания воинского духа, очень часто выезжал с номерами на фронт, а также постоянно посещал разные воинские части Московской области.
В этом театре Павел прослужил до окончания войны. В 1945 году он демобилизовался и решил продолжить свою карьеру. Далее он проходит обучение уже в Москве, в Оперно-драматической студии Станиславского.
Первая работа
В 1947 году он закончил обучение, и его сразу берут сюда же на работу, однако его карьера в Оперно-драматическом продлилась всего год. Павел покидает Москву и отправляется работать в Театр русской драмы в Риге. Тут он работал и в качестве второго режиссера, вместе с А. А. Ефремовым, и актера.
Именно в этом театре Павел Осипович Хомский дебютировал как режиссер. Его первыми спектаклями стали произведения М. Светлова под названием «20 лет спустя» и работа Кальдерона «С любовью не шутят». Пьесы весьма понравились зрителям и получили большое количество положительных рецензий у театральных критиков.
После такого успеха Хомского заметили и предложили перейти работать в Государственный театр юного зрителя Сначала ему дали должность штатного режиссера, а в 1957 Павел Хомский становится главным режиссером.
Работу в театре он совмещал с обучением в ГИТИСе, на факультете театроведения. Перевод на должность главного режиссера театра сделал Павла Хомского знаменитым на весь Советский Союз, как самого молодого главного режиссера, а немного позже ему присвоили звание «Заслуженный артист Латвийской ССР».
За то время, которое он проработал в Рижском театре юного зрителя в должности режиссера, Хомский поставил более сорока спектаклей, каждый из которых был настоящим шедевром.
В 1959 году Хомский, уже в качестве главного режиссера, возвращается в Рижский театр русской драмы. В этих стенах также было поставлено много выдающихся спектаклей, таких как «Голый король» Евгения Шварца, «Иркутская история» Алексея Арбузова, «Океан» Абрама Штейна и много других.
Возвращение на Родину
В те времена в Ригу часто приезжали ленинградские и Просмотрев некоторые работы Хомского, руководство Ленинградского театра решило пригласить молодого талантливого режиссера для постановки пьесы «Два цвета» Кузнецова и Зака, а потом и «Проводы белых ночей» Веры Пановой.
Оба спектакля прошли с ошеломляющим успехом. Они понравились не только зрителю, но и руководству театра, в связи с этим успехом Хомскому предложили должность главного режиссера Ленинградского театра имени Ленинского комсомола.
Но не все шло так гладко. За пять лет работы в этом театре Павел Осипович Хомский поставил большое количество знаменитых спектаклей, однако не все его работы пришлись по нраву представителям номенклатурной верхушки города. Ему несколько раз был вынесен строгий выговор, в том числе за пьесу «В дороге» Виктора Розова. Кстати, именно эту работу режиссер до последних дней считал самым лучшим своим творением.
Павел Сухой, биография которого описана в данной статье, - знаменитый авиаконструктор СССР. Он стоял у самых истоков развития авиации в Советском Союзе. У него была отличная инженерная интуиция. Павел отличался умением находить новые решения и работать над различными проблемами, возникающими в авиационном деле.
Детство
Павел Сухой родился 22 июля 1895 г. в Белоруссии, в в селе Глубокое. Отец, Осип Андреевич, был крестьянином и работал учителем. Мать, Елизавета Яковлевна, была родом из Белоруссии. Семья была большая. У Павла было пять сестер. Отец был хорошим преподавателем и быстро обрел популярность.
Поэтому ему предложили работу в Гомельской школе. В результате вся его многодетная семья переехала на новое место жительства. Они поселились рядом со школой (в которой Осип Андреевич и преподавал) для детей работников железной дороги.
Благодаря хорошей работе главы семейства он смог получить выгодный беспроцентный заем у одного из соседей. На эти деньги Осип Андреевич построил дом с приусадебным участком и садом. Это способствовало разностороннему развитию Павла, так как в доме было много места, и появилась домашняя библиотека. Родители к тому же поощряли увлеченность детей литературой и музыкой.
Образование
После переезда семьи в собственный дом Павел Сухой пошел учиться в гимназию. Окончил ее на «отлично» по всем предметам, кроме немецкого и латыни. По этим языкам он получил в аттестате по «4». В гимназии у Павла проявились способности к физике, математике и технике.
Такие отметки позволили ему без труда поступить в московский университет, на математический факультет. Павел мечтал о техническом ВУЗе, в котором преподавалось воздухоплавание. Но в его документах была обнаружена ошибка, и приемная комиссия отказала в поступлении в техническое училище.
Но Павел Сухой, фото которого есть в данной статье, не отступил от своей мечты и уже через год пришел сдавать экзамены снова. В этот раз все прошло успешно, и он, наконец, стал студентом желаемого ВУЗа. Сразу записался в кружок воздухоплавания, в котором под руководством Н. Жуковского проводились эксперименты по изучению качеств самолетов, их постройка и сооружение аэродинамических труб.
Служба в войсках СССР
Но в Восточной Европе начались военные действия, и Павел вместе с другими студентами был мобилизован. Он обучался в школе прапорщиков в артиллерийском составе. После Революции Павел вернулся в Москву. Училище, в котором он обучался до войны, не работало, и Сухой решил уехать в Гомель, к родителям.
Трудовая деятельность
Там Павлу было предложено преподавать математику в одном из провинциальных городков. Через некоторое время он снова вернулся в Москву и продолжил занятия в авиакружке. Вечерами помогал Н. Фомину, проектировавшему дирижабли. Когда П. Сухой защитил диплом, был приглашен работать в конструкторский отдел аэродинамического ВУЗа на должность инженера. Затем стал начальником бригады, замглавного конструктора.
С 1939 по 1940 гг. Павел Сухой работал главным конструктором на Харьковском заводе. С 1940 по 1949 гг. - уже в должности главного конструктора БК, который базировался в Подмосковье и Москве. Одновременно он был директором этих заводов. С 1949 по 1953 гг. - замглавного конструктора в КБ Туполева. С 1953 был переведен на должность главного, а с 1956 г. - генерального конструктора.
Павел Сухой - авиаконструктор: взлет по карьерной лестнице и признание
Как только Павел начал работать по своей специальности, он сразу же показал свой талант - создал самолет, имевший два двигателя. На этом авиасудне был зафиксирован новый рекорд дальности полета. И в результате не только самолет, но и его создатель обрели популярность. Под руководством Туполева были разработаны модели И-4 и И-14, АНТ-25 и АНТ-37бис.
После Павел занялся разработкой следующего, еще более усовершенствованного воздушного судна. Это был многоцелевой самолет, создание которого позволило Павлу подняться вверх по карьерной лестнице и стать руководителем конструкторского отдела, который работал самостоятельно.
Участвовал в конкурсе по разработке «Иванова». Но закончилось создание выпуском СУ-2, использовавшегося потом в годы ВОВ. Этот самолет сразу поступил в производство. Потом начавшаяся война требовала усовершенствований. Началась разработка новых штурмовиков, которые предназначались для поддержки обороноспособности. В результате появились СУ-6.
Их создание и усовершенствование продолжилось и после окончания войны. И это стало началом нахождения новых, более сложных технических решений. Были созданы и поступили в производство Су-7, 9, 11, 15. Истребители (бомбардировщики и перехватчики) Су-7Б, имеющие лыжные и колесные шасси. Су-17, изменяющие стекловидность крыла, фронтовой Су-24, истребитель Су-27, штурмовик Су-25 и многие другие. Всего было разработано больше 50-ти моделей.
Павел и другие разработчики усовершенствовали геометрию крыла. Были разработаны системы, которые работали в самых сложных метеорологических условиях. Заслуги Сухого как конструктора были отмечены высшими советскими правительственными наградами.
Личная жизнь
С будущей женой Павел Сухой познакомился, когда работал учителем в одной из Гомельских провинций. С. Тенчинская также работала преподавателем. Молодые люди начали встречаться и вскоре сыграли свадьбу, которая прошла в Москве. Именно туда Павел вернулся, чтобы окончить учебу в ВУЗе. У них с супругой родилось двое детей. Умер Сухой 16 сентября 1975 г. Похоронен в Москве, на Новодевичьем кладбище.
Достижения и награды
Павел Сухой - конструктор, который являлся одним из основателей советской реактивной авиации. За свою деятельность был награжден премиями Туполева, Ленина, Сталина и Государственной. Профессор являлся доктором Дважды получал звание Героя социалистического Труда.
П. Сухой сделал не одну важную разработку в области сверхзвуковой авиации. Интересен и тот факт, что именно на авиамоделях этого конструктора испытания проводились самыми известными и знаменитыми советскими летчиками. А самолеты Сухого выходили под индексами «Т» и «С».
- Сухой
- Туполев
Па́вел О́сипович Сухо́й (белор. Павел Во́сіпавіч Сухі́ ; 10 (22) июля (1895-07-22 ) , город Глубокое , Дисненский уезд , Виленская губерния , Российская империя (ныне Витебской области , Беларусь) - 15 сентября , Москва , СССР) - выдающийся советский авиаконструктор , доктор технических наук, один из основателей советской реактивной и сверхзвуковой авиации.
Андрей Сухой, дед Павла Сухого по отцовской линии, был небогатым белорусским крестьянином .
Отец Павла, Осип Андреевич Сухой, крестьянствовал вместе с отцом. Обнаружил в детстве незаурядные способности. На «мирские средства» - деньги, собранные односельчанами «всем миром», - получил образование в учительской семинарии . Затем работал учителем в родном селе. Женился на белорусской девушке .
Мать, Елизавета Яковлевна Гисич, предположительно, домохозяйка . В семье Сухих было шестеро детей - пять девочек и один мальчик - Павел .
Жизнь в Гомеле
В 1900 году отцу предложили заведовать Школой для детей железнодорожников в Гомеле , и семья переехала в город. Первоначально семья Сухих снимала квартиру рядом со Школой. Помимо преподавательской деятельности, Осип Андреевич организовал для учеников Школы кружок хорового пения , которым и руководил .
Отец, Осип Андреевич, собрал в своем доме большую личную библиотеку, любил музыку и хоровое пение. В доме Сухих все увлекались чтением, игрой на скрипке и пением. В семье также общими усилиями выпускался домашний молодёжный рукописный журнал «Молодая поросль». В журнал дети охотно писали рассказы, стихи, рассказывали о своих впечатлениях, помещали рисунки и дружеские шаржи .
Учёба в Гомельской мужской гимназии
В 1905 году Павел поступил в Гомельскую мужскую гимназию . Ныне это старый корпус Белорусского государственного университета транспорта .
Окончил гимназию в июне 1914 года, имея оценку «хорошо» по латинскому и немецкому языкам и отличные оценки по остальным десяти предметам.
В «Аттестате зрелости» сделана следующая запись: .
Дан сыну начального учителя из крестьян… в том, что вступив в Гомельскую гимназию 16 августа 1905 года, обучался в ней по 8.VI.1914 года. Во внимание к постоянному отличному поведению и прилежанию и к отличным успехам в науках, в особенности же в математике и физике , Педагогический Совет постановил наградить Павла Сухого Серебряной медалью . |
В дальнейшем Павел Сухой свободно читал авиационную техническую литературу на немецком языке, а также, хорошо владея латынью, со словарем - на ряде европейских языков - английском , французском , итальянском и других, что в значительной степени повлияло на его успехи в инженерной и административной деятельности. Павлу Сухому позднее также помогали переводить техническую литературу - с французского - жена Софья, с английского и французского языков - дочь Ирина.
Событие, определившее судьбу
Рассказывая дочери Ирине о своем отрочестве , Павел Сухой отметил, что самым сильным впечатлением этих лет были показательные полёты над Гомелем аэроплана , который пилотировал русский авиатор Сергей Уточкин . Полёты проходили в рамках публичных гастролей Уточкина по городам Российской империи.
Московский период жизни до 1915 года
Павел Сухой мечтал поступить в Императорское Высшее техническое училище в Москве, - единственное учебное заведение Российской империи, где изучались теоретические и технические проблемы воздухоплавания на аппаратах тяжелее воздуха .
Отец, Осип Сухой, в 1914 году выслал необходимые для поступления документы в Москву своему родственнику. Тот, опасаясь утери документов, подал в Приёмную комиссию только копии. По этой причине Павлу Сухому в сдаче вступительных экзаменов в ИВТУ было отказано .
Несмотря на это, Павел приехал в Москву и сам подал документы, теперь уже в Московский университет . Успешно сдав вступительные экзамены, он стал студентом математического факультета университета . Через год, покинув Московский университет, Павел Сухой всё-таки поступил в Императорское Московское техническое училище , успешно сдав вступительные экзамены. Здесь он стал членом Кружка воздухоплавания, который создал и которым руководил профессор Николай Жуковский .
Первая мировая война. Служба в армии
Вооруженный конфликт в Европе перерос в Мировую войну . В 1915 году, по достижении призывного возраста, Павел Сухой был мобилизован на военную службу в российскую армию . После обучения в Школе прапорщиков послан на Западный фронт в действующую армию, где служил в артиллерии . После Октябрьской революции 1917 года Восточный фронт развалился. Павел Сухой вернулся в Москву, но Техническое училище было закрыто. Тогда он принял решение вернуться на родину в Белоруссию , в родительский дом в Гомеле .
1918-1920 годы, Белоруссия
Павлу Сухому было предложено место учителя математики в небольшом городе Лунинец , неподалеку от Брест-Литовска , в Западной Белоруссии . В этой школе он познакомился с молодой учительницей французского языка Софьей Феликсовной Тенчинской, своей будущей женой .
В 1919 году Павел Сухой, Софья Феликсовна и несколько других учителей, спасаясь от продвигающихся польских войск , вынуждены были выехать в Гомель. Здесь они продолжали учительствовать в Школе для детей железнодорожников, которой заведовал отец Осип Андреевич Сухой . Добывая в окрестных деревнях продукты для семьи, Павел заболел сыпным тифом , а затем перенёс скарлатину , которая дала осложнение на горло. Имея хороший слух и приятный тенор , в юности в кругу семьи Павел иногда пел . Теперь, после перенесённого заболевания, он даже говорил приглушенно, с трудом. Быть может, поэтому в дальнейшем говорил мало и прослыл «молчуном» . По этой причине коллеги по работе полагали, что Павел Сухой «несколько суховат» в общении.
В 1920 году вышло Постановление Совета народных комиссаров (Правительства) Российской социалистической республики о возвращении студентов в высшие учебные заведения . Летом 1921 года Павел Сухой принял решение ехать в Россию с намерением продолжить учёбу в Техническом училище в Москве .
1921-1925 годы, жизнь и учёба в Москве
В марте 1918 года профессор Николай Жуковский создает в Москве «Летучую лабораторию» - первое советское исследовательское учреждение по вопросам авиации .
28 июня 1918 года Владимир Ульянов (Ленин) подписывает Декрет о национализации всех авиационных предприятий России. В Москве создаются Авиатехникум и Институт инженеров Красного Воздушного Флота. 3 декабря 1920 года ректором ИИКВФ избран профессор Н. Е. Жуковский. Организован ЦАГИ - Центральный аэрогидродинамический институт, государственное научно-исследовательское учреждение, который возглавили Николай Жуковский и его ученик - молодой авиаконструктор Андрей Туполев . После перенесённого тифа и двух кровоизлияний в мозг 17 марта 1921 года первый учитель Павла Сухого в области авиационной инженерии российский ученый Николай Егорович Жуковский скончался в Москве .
Семья
Осенью 1921 Павел Сухой вернулся в знакомые ему аудитории Технического училища в Москве. В 1923 году из Гомеля в Москву приехала и Софья Феликсовна Тенчинская (1895-1982) - помочь овдовевшей сестре, оставшейся с малыми детьми. Белоруска стала преподавать иностранные языки в Институте физкультуры. Павел и Софья случайно встретились на улицах Москвы. Павел Осипович сделал землячке предложение стать его женою, и они поженились. Молодожёны жили вначале в маленькой комнатке жены. Здесь у них родилась дочь Ирина Павловна (1925-2009), в замужестве - Воскресенская. Позднее родился сын Дмитрий Павлович (1932-2000) .
Днем Павел Сухой учился в МВТУ, а вечерами подрабатывал в Конструкторском бюро Николая Васильевича Фомина, где проектировались дирижабли. Павел также продолжал занятия в авиационном кружке при Училище .
Летом семья уезжала на родину в родную Беларусь. Здесь в Гомеле их радушно принимали в доме Осипа Андреевича Сухого - директора сельской школы, получившего звание «Народный учитель Белоруссии» .
Защита дипломного проекта прошла успешно.
В свидетельстве об окончании Московского Высшего технического училища написано следующее :
Андрей Туполев разглядел в Павле Сухом талант авиационного конструктора и пригласил молодого инженера на работу в АГОС (Авиация. Гидроавиация. Опытное строительство) - Конструкторский отдел Центрального аэрогидродинамического института (ЦАГИ) в Москве. Павел согласился, и был направлен в Конструкторскую бригаду А. Н. Путилова на должность инженера-конструктора.
Портрет
...Подкупали вежливость, спокойствие, работоспособность Павла Осиповича, его четкие ответы на все задаваемые вопросы, внимание и благожелательность к начинающим конструкторам... Молодые конструкторы рвались в бригаду Сухого, там было особенно интересно. ...Он не терпел безответственного отношения к порученному делу, пустопорожних разговоров, подхалимства, недисциплинированности, очковтирательства. Сам Павел Осипович был отличным конструктором-новатором... Он умел... вызвать интерес к теме, заставить мыслить, искать новые пути... |
Когда в 1939 году я пришел в Конструкторское бюро, меня встретил стройный, выше среднего роста, гладко причесанный, несколько аскетического вида человек в белоснежной рубашке без галстука, в накинутом на плечи сером пиджаке. Он стоял за столом, на котором, кроме самых необходимых письменных принадлежностей, ничего не было. (...) Павел Осипович произвел а меня очень приятное впечатление. Понравилась его вежливость, располагающий внимательный взгляд больших карих глаз, спокойный деловой разговор, умение слушать собеседника |
Я познакомился с Павлом Осиповичем Сухим (в 1937 году), когда два самолета АНТ-25 начали непосредственно готовить к перелету в США. Сухой был ведущим конструктором этих машин... Необыкновенный педантизм... Врожденные черты характера Павла Осиповича - внутренняя убежденность в своей правоте, невозмутимость... Мне посчастливилось работать со многими крупными авиаконструкторами. И, к чести Павла Осиповича, ...почти никто из них не обладал такой выдержкой и самоконтролем, способностью сдерживать в себе гнев, раздражительность, возмущение, как Павел Осипович Сухой |
...Меня охватывает страшное волнение, но Павел Осипович невозмутим, даже слишком спокоен. ...Я...просто трясся от страха. Сделав несколько кругов, самолет плавно касается дорожки. Меня охватывает волна восторга и счастья... Подойдя к Главному конструктору самолета, я обнял его и приподнял от земли. Павел Осипович удивленно посмотрел на меня. Его лицо не выражало абсолютно никаких эмоций. Эта непроницаемость меня поразила тогда больше всего. Потом-то я привык к его сдержанности. Переживая все в себе, будь то неудача или успех, внешне он не показывал своих чувств. И те, кто не знал его хорошо, считали «сухим» |
Мы были наслышаны об особой требовательности Павла Осиповича... Но в первые же дни стало ясно, что перед нами - образец истинного руководителя. Личный пример деловитости, требовательности к дисциплине и порядку, стремление вникать в самую глубину решаемой задачи, корректность в обращении, ни малейшего панибратства и врожденная интеллигентность были присущи нашему новому Главному конструктору. ...Сдержанность и «сухость» Павла Осиповича вовсе не означали его душевную сухость, он был заботлив и чуток к людям |
Инженерная и конструкторская деятельность
Конструкторское бюро Туполева размещалось в двухэтажном особняке, до 1918 года принадлежавшем купцу-меховщику Михайлову. Сегодня здесь размещается Мемориальный музей Н. Е. Жуковского. Проектировщики занимали верхний - второй этаж. На первом были опытные мастерские. Рядом уже строились новые здания ЦАГИ и, отдельно, - АГОС.
Авиационный отдел ЦАГИ предложил строительство цельнометаллических самолётов. Под руководством Андрея Туполева была создана Комиссия по металлическому самолётостроению. В Российской империи алюминий не производился. На Кольчугинском заводе близ города Владимир под руководством В. А. Буталова стали выпускать сплав кольчугалюминий - по названию завода.
Если АНТ-1 имел смешанную конструкцию, то следующий самолёт - АНТ-2 был уже полностью цельнометаллический.
Принимал участие в конкурсной разработке самолёта «Иванов», закончившейся созданием боевого многоцелевого самолёта «ближний бомбардировщик» Су-2 , применявшегося в первые годы Великой Отечественной войны . К началу боевых действий Военно-воздушные силы СССР насчитывали 13 полностью укомплектованных полков ближнебомбардировочной авиации, оснащённых Су-2. Ближний бомбардировщик Су-2 являлся «секретным изделием», и его силуэт не был знаком даже советским летчикам. Поздняя модификация самолёта с другим двигателем выпускалась под названием Су-4. Ближние бомбардировщики Су-2 и Су-4 принимали участие в приграничных оборонительных сражениях лета и осени 1941 года, при обороне Киева и Москвы, в сражении за Сталинград осенью 1941 - зимой 1942 годов, в сражении на Курской дуге летом 1943 года и других боевых операциях. Достоверных сведений о применении Су-2 и Су-4 после 1943 года не имеется.
ТАСС-ДОСЬЕ /Валерий Корнеев/. Павел Осипович Сухой родился 22 июля (10 июля по старому стилю) 1895 года в селе Глубокое Дисненского уезда Виленской губернии Российской империи (ныне город Глубокое Витебской области Белоруссии), в семье учителя Осипа Андреевича Сухого и Елизаветы Яковлевны Гисич.
В 1905-1914 годах учился в Гомельской мужской гимназии, окончил ее с серебряной медалью.
В сентябре 1914 года переехал в Москву, поступил на математический факультет Императорского Московского университета (ныне Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова). Отучившись год, поступил в Императорское Московское техническое училище (ИМТУ, ныне Московский государственный технический университет им. Н.Э. Баумана).
В 1916 году был призван в армию, прошел обучение в школе прапорщиков, принимал участие в Первой мировой войне. В марте 1918 года вернулся в Москву, однако не смог продолжить занятия в ИМТУ, работа которого была временно приостановлена. В связи с этим в ноябре уехал преподавать математику в город Лунинец в Западной Белоруссии.
С мая 1919 по 1920 год - преподаватель математики в школе для детей железнодорожников в Гомеле (Белорусская ССР), которой заведовал его отец.
В 1920 году продолжил учебу в Московском высшем техническом училище (новое название ИМТУ), которое закончил в 1925 году, защитив дипломный проект на тему "Одноместный истребитель с мотором 300 лошадиных сил". Работа была подготовлена под руководством авиаконструктора Андрея Туполева. Начал работать инженером-конструктором в конструкторском отделе АГОС ("Авиация, гидроавиация, опытное строительство") Центрального аэрогидродинамического института (ЦАГИ).
С мая 1932 по май 1936 года - руководитель бригады номер 3 ("Легкие самолеты") конструкторского отдела опытного самолетостроения (КОСОС) ЦАГИ. В мае 1936 года стал заместителем начальника опытно-конструкторского бюро (ОКБ) Завода опытных конструкций (ЗОК) ЦАГИ. В 1939 году КОСОС и ЗОК были выделены из ЦАГИ и переведены в Харьков на авиазавод 135.
С апреля 1940 по ноябрь 1949 года - главный конструктор КБ авиазавода 289, базировавшегося на ряде предприятий в Москве и Подмосковье. С ноября 1940 года занимал также должность директора этих предприятий. Во время Великой Отечественной войны авиазавод находился в эвакуации в Молотове (ныне - Пермь), после войны размещен в городе Тушино (ныне - район Москвы). В 1949 году КБ было ликвидировано после потери в испытательном полете опытного истребителя-перехватчика Су-15 (это же название впоследствии получил другой самолет, разработанный коллективом под руководством Сухого в начале 1960-х годов.).
В 1949-1953 годах работал на должности главного конструктора в КБ Андрея Туполева.
В 1953-1956 годах - главный конструктор, с 1956 года - генеральный конструктор воссозданного КБ (в феврале 1954 года бюро получило номер 51 в системе Минавиапрома СССР).
Принимал участие в проектировании самолетов АНТ-3 "Пролетарий" (первый полет в 1925 году), ТБ-1 (1925), ПС-9 (1929), ТБ-3 (1930), Р-7 (1930). Под общим руководством Андрея Туполева Сухой работал над истребителями И-4 (1927), И-14 (1933), дальним бомбардировщиком ДБ-2 (1935), самолетами АНТ-25 (РД, "Рекорд дальности", 1933) и АНТ-37- бис "Родина" (1938). Принимал участие в конкурсной разработке самолета под шифром "Иванов" - проект завершился созданием боевого многоцелевого самолета Су-2/ББ-1 (1937). После Великой Отечественной войны под руководством Павла Сухого разработан ряд серийных реактивных боевых машин: сверхзвуковой истребитель Су-7 (1955), истребители-перехватчики Су-9 (1957), Су-11 (1958), Су-15 (1962), истребитель-бомбардировщик Су-17 (1966), фронтовой бомбардировщик с изменяемой стреловидностью крыла Су-24 (1970), штурмовик Су-25 (1975) и другие. Руководил началом разработки истребителя четвертого поколения Су-27 (1977).
В 1958-1974 годах - депутат Верховного Совета СССР.
Дважды Герой Социалистического Труда (1957, 1965), лауреат Ленинской (1968), Сталинской (1943) и Государственной (1975) премий. Кавалер трех орденов Ленина (1945, 1957, 1975), ордена Октябрьской революции, Трудового Красного Знамени (1938), Красной Звезды (1933) и других. Награжден золотой медалью им. А.Н. Туполева номер 001 (1975, посмертно).
Был женат на Софье Феликсовне Сухой (в девичестве Тенчинская, 1895-1982). Дети - Ирина (1925-2009) и Дмитрий (1932-2000).
В марте 1977 года имя Павла Сухого было присвоено КБ, в котором он работал (ныне - филиал ПАО "Компания "Сухой" "ОКБ Сухого"). В декабре того же года был открыт памятник авиаконструктору в Гомеле. В честь него названы улицы в Москве, Витебске, Гомеле, а также школа в городе Глубокое, где в 1985 году создан музей П.О. Сухого и установлен самолет-памятник Су-17М. Мемориальная доска установлена в Москве по адресу Ленинский проспект, д. 7, где авиаконструктор проживал в 1947-1965 годах. В 1995 году в связи со 100-летием со дня рождения Павла Сухого его имя было присвоено Гомельскому государственному техническому университету (Белоруссия).
Дважды Герой Социалистического Труда (1957, 1965), лауреат Ленинской (1968), Сталинской (1943) и Государственной (1975) премий, лауреат премии № 1 им. А. Н. Туполева (1975, посмертно).
Биография
П. О. Сухой родился 22 июля 1895 года в с. Глубокое Дисненского уезда Виленской губернии (ныне г. Глубокое Витебской области, Белоруссия) в семье учителя народной школы. Закончил гомельскую гимназию (сейчас БелГУТ).
После окончания МВТУ (1925) работал в КБ А. Н. Туполева - в ЦАГИ и на заводе № 156 (инженер-конструктор, начальник бригады, заместитель главного конструктора). В этот период Сухим под общим руководством Туполева созданы истребители И-4, И-14, рекордные самолёты АНТ-25 (боевой вариант ДБ-1) и АНТ-37бис «Родина» (боевой вариант ДБ-2).
Принимал участие в конкурсной разработке самолёта «Иванов», закончившейся созданием боевого многоцелевого самолёта Су-2, применявшегося в первые годы Великой Отечественной войны.
В 1939?1940 главный конструктор на заводе в Харькове . В 1940-1949 - главный конструктор КБ, базировавшегося на ряде заводов в Подмосковье и Москве , одновременно директор этих заводов. В 1942-1943 под его руководством создан бронированный штурмовик Су-6. В 1949-1953 - снова заместитель главного конструктора в КБ Туполева. С 1953 - главный конструктор вновь воссозданного своего КБ, с 1956 генеральный конструктор.
В послевоенные годы Сухой был в ряду первых советских авиаконструкторов, возглавивших работы в области реактивной авиации, создав несколько опытных реактивных истребителей. После воссоздания КБ под его руководством разработан ряд серийных боевых машин, в числе которых истребитель Су-7 со скоростью полёта, вдвое превысившей скорость звука, истребители-перехватчики Су-9, Су-11, Су-15, истребители-бомбардировщики Су-7Б с лыжным и колёсно-лыжным шасси для базирования на грунтовых аэродромах и Су-17 с изменяемой в полёте стреловидностью крыла, фронтовой бомбардировщик Су-24, штурмовик Су-25, истребитель Су-27 и другие самолёты. Были также разработаны ряд не реализованных проектов, например Су-13.
Под руководством П. О. Сухого разработано более 50 конструкций самолётов.
В 1958-1974 годах депутат Верховного Совета СССР.
Жил и работал в Москве. Скончался 15 сентября 1975 года. Похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве.
Награды
За выдающиеся работы в области авиационной науки и техники награждён золотой медалью имени академика А. Н. Туполева (1975). В 1957 году присвоено звание Героя Социалистического Труда. В 1965 награждён второй золотой медалью «Серп и Молот». Кавалер трёх орденов Ленина (1945, 1957, 1975), орденов Октябрьской Революции, Трудового Красного Знамени (1938), Красной Звезды (1933) и «Знак Почёта» (1936).
Сталинская премия первой степени (1943 - за создание штурмовика Су-6), Ленинская премия (1968), Государственная премия СССР (1975 - посмертно).
Память
- В 2004 году именем Павла Осиповича названа улица в Москве; его имя присвоено Гомельскому государственному техническому университету (ГГТУ).
- В школе № 1 города Глубокое , в 1985 году создан музей П. О. Сухого.
- В 1977 году в Гомеле был открыт памятник П. О. Сухому.
- В 1987 году именем П. О. Сухого названа одна из улиц Витебска.