Павел дервиз. Эти противоречивые Дервизы

Дворянский род русских немцев фон Дервизов, насчитывающий более трёхсот лет, во все времена славно служил России. Среди его представителей - офицеры, правоведы, сенаторы, коннозаводчики, учителя, врачи, живописцы, геологи, историки, строители, горные инженеры, учёные, художники, певцы и композиторы.

В этом ряду общественный деятель, меценат, благотворитель и коллекционер Сергей Павлович фон Дервиз. С ним связаны такие деятели искусства, как Фёдор Шехтель и Константин Маковский. Талант архитектора Шехтеля впервые во всю ширь развернулся при разработке проекта и строительстве усадебного ансамбля в имении Сергея Павловича Кирицы Рязанской губернии. Художник Константин Маковский создал красочные панно на исторические и мифологические темы для его особняка в Санкт-Петербурге, и это спустя 100 лет в немалой степени способствовало возрождению имени талантливого живописца конца XIX века. В советскую эпоху один из архивных указателей скупо сообщал: «Дервиз фон, Сергей Павлович - владелец заводов и рудников, помещик Киевской, Оренбургской и Рязанской губерний». И только в конце XX века, когда открыли архивы и появились многие дореволюционные издания, стало возможным подробнее узнать о его жизни.

Сергей Павлович фон Дервиз происходил из рода, с середины XVIII века состоявшего на русской службе и получившего в 1855 году потомственное дворянство. Род фон Дервизов внесён во 2-ю часть Дворянской Родословной книги (ДРК) Костромской губернии, 3-ю часть ДРК Московской губернии, герб фон Дервизов - в Общий Гербовник Дворянских гербов Всероссийской Империи.

Сам Сергей Павлович числился дворянином с 1884 года по Петербургской губернии, с 1888 года записан в 3-ю часть ДРК Рязанской губернии, в 1890 году внесён как дворянин «по службе гражданской» в 3-ю часть «Родословной книги дворянства Московской губернии».

Он родился в семье известного концессионера и строителя железных дорог Павла Григорьевича и его жены Веры Николаевны 27 мая 1863 года в Петербурге. Когда умер отец, Сергею было 18 лет, а его брату Павлу 11. Над ними установили согласно духовному завещанию Павла Григорьевича опеку, которая осуществлялась братом умершего Дмитрием Григорьевичем фон Дервизом и Д.В. Ростовцевым.

В 1884 году с совершеннолетнего Сергея опека была снята, но опекун дядя в 1887 году опять обратился с всеподданнейшим прошением об установлении опеки над «личностью, имуществом и делами» племянников до достижения совершеннолетия Павла. Эта просьба имела основание. По Петербургу ходили слухи, что Сергей потерял на каком-то деле более 200 тысяч рублей. А обстоятельства дела были таковы: полковник В.А. Шереметев заключил с нотариусом Маляхинским договор о разработке серебряных руд в Семипалатинске. Условия разработки оказались разорительными и угрожали несостоятельностью Шереметеву, и тот сумел уговорить Сергея заменить его в договоре.

В личном архиве С.П. фон Дервиза есть письмо генерал-губернатора Г.А. Колпаковского, в котором тот сообщает, что хочет передать Сергею Павловичу последнюю часть заводов и рудников Поповых в Семипалатинской губернии, подлежащих продаже за долги. Значит, слухи о причастности Сергея к афере с серебром были небезосновательны! Сергей не обладал характером и хваткой своего отца и нередко в своей жизни попадал впросак.

В прошении же дяди говорилось о том, что Сергей связался с аферистами для строительства железной дороги в Персии. Беспокойство Дмитрия Григорьевича тоже имело веские причины. Министр финансов И.А. Вышнеградский в письме к обер-прокурору Синода К.П. Победоносцеву сообщает, что предприниматель Осипов ходатайствовал о концессии персидских железных дорог, и в этой связи автору письма пришлось встречаться с Сергеем фон Дервизом, который произвёл на него впечатление не очень благоприятное.

Министр юстиции поддержал ходатайство Дмитрия Григорьевича, и опека была продлена ещё на три с половиной года. Причём решение подписал Александр III. Но дело было вовсе не в том, что его беспокоила участь состояния фон Дервизов - государству было невыгодно, чтобы большие капиталы уходили за границу.

Когда о решении продлить опеку узнали Сергей и Вера Николаевна, они подали жалобу императору. Сергей писал, что обвинение его в расточительности и связях с аферистами лишено основания. За Сергея ходатайствовали доктор Оболенский, ассистент известного терапевта Г.А. Захарьина, граф ДА. Толстой и другие влиятельные лица. После проверки имущественного состояния Дервизов комитет вновь рассмотрел это дело. Установив, что старший брат отказался от попечительства над младшим, комитет отменил постановление о наложении опеки. И государь опять это решение утвердил, правда, заметив, что его прежде обманули.

Идею опеки приписывали К.П. Победоносцеву, который поддержал Д.Г. фон Дервиза. Как показала жизнь, дядя не зря беспокоился о своих племянниках.

Их отец, умный и энергичный Павел Григорьевич, дал новое направление железнодорожному делу в России, показав, что самим можно строить дёшево и хорошо. Однако, заработав огромное состояние, он вышел в отставку в 1868 году, уехал в Ниццу, занялся виллой «Вальроз». Сыновьям уделял мало внимания, больше занимался больной дочерью. По воспоминаниям Е.В. Дягилевой, этот яркий незаурядный человек имел деспотичный характер со вспышками бешеного гнева. Был суров с детьми, и в доме его все боялись. Он имел любовниц, внебрачную дочь, а своей последней пассии подарил виллу «Тревано» в Лугано.

Сергей был любимцем матери, имел мягкий характер. Не обладая буйной энергией и жёстким умом отца, предпринимателем стать не смог. И, видимо, до снятия с него опеки не мог определиться с получением образования. Хотел продолжить семейное дело - в 1888 году после смерти дяди Ивана Григорьевича занял место председателя правления Рязано-Козловской железной дороги в Москве.

Есть сведения, что он окончил экстерном юридический факультет Московского императорского университета в 1892 году, и скупые сообщения адрес-календаря за 1895 год о том, что служил чиновником особых поручений VI класса при министре юстиции Н.В. Муравьёве в Первом департаменте юстиции, уволился по собственному прошению в 1896 году. Выйдя в отставку, стал секретарём и членом правления Московско-Саратовской железной дороги.

Получив огромное состояние, Сергей стал очень богатым человеком. Он имел два дома на Английской набережной в Петербурге, дом в Москве, виллу во Франции, в Каннах. В Рязанской губернии у него были усадьбы в Кирицах Спасского уезда и Карловке Сапожковского уезда. Владел огромными наделами земли - 2 500 десятин в Спасском, 1 200 десятин в Пронском и 3 000 десятин в Сапожковском уездах и, кроме того, 10 000 десятин в Киевской и 53 000 десятин в Оренбургской губерниях.

Сергей Павлович был деятелем культуры, крупным меценатом и благотворителем в области просвещения, искусств и наук. Благотворительность - не просто семейная традиция фон Дервизов, можно сказать, что она была у них в крови.

Проживая в Москве и Петербурге, он помогал приютам, храмам, приимным домам, погорельцам. Делал пожертвования на организацию Съезда русских деятелей по техническому и профессиональному образованию, в пользу учебных и благотворительных заведений, в том числе приюта-богадельни в Неаполе. В 1899 году за пожертвования в пользу евреев был избран почётным членом Палестинского православного общества. Сергей Павлович состоял членом Императорского общества любителей естествознания, антропологии и этнографии и членом Рязанской учёной архивной комиссии.
Был почётным попечителем мужской и почётным блюстителем Мариинской женской гимназий Рязани, почётным членом Тамбовского попечительства детских приютов и почётным смотрителем Спасского трехклассного училища.

В память П.Г. фон Дервиза на 50-летии юбилея Училища правоведения в 1885 году Сергей Павлович вносит 5 тысяч рублей и Вера Николаевна 3 тысячи в фонд пожертвования и пособий нуждающимся. На торжествах они были избраны членами Правоведческой кассы. В 1905-1906 годах Сергей Павлович состоит почётным членом Правоведческой кассы и попечителем Охтенского механического технического училища.

Крестьяне-погорельцы деревни Шелковой и села Добрый Сот Пронского уезда благодарили Сергея Павловича за денежное пособие по 25 рублей на двор. Всего 42 дворам была оказана помощь на сумму 1 050 рублей.

Санкт-Петербургская газета «Новое время» 31 января 1888 года сообщала: «На Петербургской стороне по Широкой улице существует дешёвая столовая, устроенная на средства СП. фон Дервиза, посещаемая чернорабочими, студентами и чиновниками. Обед из 2-х блюд стоит 21 коп. Столовая поражает чистотой и свежестью провизии и устроена не с коммерческой целью, а благотворительной. Поэтому она убыточна - чистый убыток 6 руб. в год». Поверенный фон Дервиза просит городскую Думу освободить столовую от городских сборов (100 рублей в год). На средства Дервиза была открыта и работала на улице Большой ружейной и общедоступная столовая.

Все представители рода фон Дервизов были очень музыкальны, Сергей и Павел получили прекрасное музыкальное образование. Их отец строил железную дорогу вместе с миллионером К.Ф. фон Мекком, жена которого Надежда Филаретовна была покровительницей композитора Петра Ильича Чайковского. Брат Павла Григорьевича Иван учился вместе с Петром Ильичом в Училище правоведения. Н.Ф. фон Мекк любила проводить сезон в Ницце, где встречалась с семейством Павла Григорьевича, а с Иваном Григорьевичем её связывали очень тёплые отношения. Имея такие знакомства, Дервизы могли приглашать к своим детям лучших педагогов-музыкантов. Встречаются в литературе о фон Дервизах упоминания, что сам Чайковский давал уроки музыки Сергею. Не удивительно, что Сергей стал прекрасным пианистом и даже сочинял музыку. В нотном отделе Российской государственной библиотеки сохранилась партитура романса для голоса и фортепиано на музыку и слова Сергея фон Дервиза «Как любила я летнюю пору», которая была издана Юргенсоном в 1888 году в Москве.

С.П. фон Дервиз был почётным членом Петербургского отделения Российского музыкального общества, основанного в 1858 году.

Чтобы заработать деньги в Фонд будущей консерватории, А. Рубинштейн в 1888-1889 годах прочёл много лекций и дал огромное количество концертов. Играл для учащихся, профессоров и близких к консерваторским кругам людей, среди которых упоминается Сергей Павлович. В 1897-1898 годах он состоит членом Общества вспомоществования учащимся Петербургской консерватории. Все его членства в многочисленных обществах сводятся к тому, что он постоянно на что-нибудь даёт деньги.

В РГАЛИ хранится письмо из Московского отделения Императорского Русского музыкального общества на имя его председателя великого князя Константина Николаевича в связи с 25-летием общества. В нём сообщается, что дворянин Сергей Павлович фон Дервиз пожертвовал в пользу Санкт-Петербургской консерватории 200 рублей. Члены дирекции в благодарность избрали Сергея Павловича 22 октября 1885 года почётным членом.

В письме директора Московской консерватории В.И. Сафонова П.И. Чайковскому от 22 февраля 1890 года прямо говорится, что в связи с убытием С.М. Третьякова из состава дирекции, на его место вступает С.П. фон Дервиз, чтобы в будущем оказывать консерватории помощь. В 1889 году Сергей Павлович делал пожертвования в пользу нуждающихся студентов консерватории.

Почётный и постоянный член дирекции Московского отделения Русского музыкального общества С.П. фон Дервиз подарил Московской консерватории великолепный орган, выполненный в мастерской Аристида Кавайе-Колля в Париже. Орган как редкий уникальный экспонат был выставлен для обозрения на Всемирной выставке в Париже в 1900 году, где у фирмы Дервизов было представительство. В 1901 году орган был установлен в выстроенном В.И. Сафоновым Большом зале консерватории, находится в отличном состоянии и на нём до сих пор играют. На органе сохранилась дарственная табличка С.П. фон Дервиза. Можно предположить, что именно за орган он получил орден Св. Владимира 4-й степени и французский орден и знак Officier d Academue.

Что касается имеющихся в литературе сообщений об окончании Сергеем Павловичем Московской консерватории, то они сомнительны. Я побывала в архиве консерватории. Там занялись проверкой этих сведений и дали мне потом справку, что Дервиз не учился в Московской консерватории. Данных о его концертной деятельности нет, значит, он не был профессиональным музыкантом.

Сергей Павлович состоял с 1894 по 1898 год в Русском литературном обществе. Среди членов общества были известные писатели, издатели, поэты, художники и видные общественные деятели тех лет: барон ВТ. Врангель, Е.М. Гаршин, князь Д.П. Голицын, Н.А. Майков, З.Н. Мережковская, В.А. Крылов, А.Ф. Кони, А.А. Катенин. Почётными членами числились великий князь Константин Константинович, П.Д. Боборыкин, ДИ. Григорович. М.И. Писарев, А.Н. Толстой. Сергей Павлович фон Дервиз в списках значится среди действительных членов общества.

За большие денежные пожертвования театрам Сергей Павлович был избран почётным членом Петербургского драматического общества, о чём свидетельствует сохранившееся письмо председателя Распорядительного комитета общества графа А.В. Сологуба.

Освободившись от опеки, Сергей в последнее десятилетие XIX века развивает бурную деятельность: получает образование, служит, занимается перестройкой домов в Москве, Петербурге и Кирицах. В это же время - не позднее 1896 года - он женится на Марине Сергеевне Шёниг. Познакомиться со своей избранницей ему, вероятно, помогла любовь к музыке. Марина Сергеевна была пианисткой и певицей. Как любая в ту пору девушка из хорошей дворянской семьи, получила музыкальное образование.

Прадед Марины Игнатий Иванович Шёниг - из обрусевших немцев - был штаб-лекарем, имел во Владимире поместье. Его сын, дядя Марины, поручик Николай Игнатьевич был орловским уездным предводителем дворянства в 1870-е годы, напечатал записки своего отца в «Русском архиве».

Марина Сергеевна была красавицей. Сохранилась фотография конца XIX века: Сергей музицирует, а прелестная девушка сидит рядом с ним. Став зрелой женщиной, она остаётся столь же очаровательной. Её портрет кисти Е.И. Винтергальтера находится в собрании Эрмитажа. На картине изображена красивая дама с тонкой талией, стянутой корсетом, в закрытом платье с рукавами-буфами, отделанном по моде тех лет кружевом, левой рукой она изящно поддерживает длинную нить жемчуга.

Свой фамильный портрет Сергей Павлович заказал модному в ту пору салонному живописцу Константину Маковскому, которому особенно удавались мужские портреты. По выражению И. Крамского, в них «цвета подобраны, как букет». Судьба портрета Сергея Павловича неизвестна.
В семье Сергея Павловича было четверо детей. Первая дочь Марина родилась в 1897 году, прожила недолго - умерла в 1914 году в Каннах. По преданию, она упала на мосту в Кирицах, и этот мост стали называть с тех пор «чёртов мост». Но, возможно, у девочки был наследственный костный туберкулёз. На старом кладбище Марине поставлена изящная в новорусском стиле часовня с замечательными коваными воротами работы местного русского художника-иконописца Д. Стеллецкого (рядом могила царского ювелира Карла Фаберже). Потом была дочь Вера, 1898 года рождения, долгожданный сын Сергей появился в 1899 году, потом - опять дочь. А, видимо, родители ждали сына и поэтому назвали девочку Павлой. Марина Сергеевна занималась домашним воспитанием детей, но как жена богатого человека вела и полезную для общества работу. В 1905-1906 годах она член Правления школы Императорского женского патриархального училища.

Семья Сергея Павловича жила в России на два дома - в Москве и Петербурге, а лето проводила в Каннах, Ницце и Кирицах.

В 1895 году у Сергея Павловича собственный дом в Москве на Садово-Земляном валу. Постоянным местом жительства семьи с 1896 по 1898 год был Петербург. В 1898-1899 годах семья - в Каннах. В Кирицах Сергей Павлович бывал только летом и то редко. В 1898 году он даёт доверенность И.Л. Замскову на управление Кирицами, Засечьем, Старо-Стеклянным и винокуренным заводами.

В начале века Сергей Павлович - действительный статский советник, с 1906 года - камергер Двора Его Императорского Величества. В1900-1907 годы был предводителем дворянства Спасского уезда Рязанской губернии. Четыре раза избирался в уезде почётным мировым судьёй - в 1890-1899 годах. Кавалером ордена св. Владимира 4-й степени стал в 1901 году, вероятно, за покупку органа для Московской консерватории, получил орден Св. Анны 2-й степени в 1896 году. В этот год он участвовал во Всероссийской промышленной выставке в Нижнем Новгороде, где имел свой павильон. Орденом Св. Станислава был награждён двумя годами раньше, скорее всего, за благотворительность и меценатство.

Миллионы Сергея Павловича многим не давали покоя, а он не умел отказаться даже от сомнительных предложений. Поэтому, не будучи расчётливым человеком, потратив большую часть состояния на благотворительные цели, постройку усадебного дома в Кирицах и отделку особняка в Петербурге, он незаметно для себя задолжал. Пришлось вмешиваться таким влиятельным людям, как С.Ю. Витте и К.П. Победоносцев. В 1908 году Сергей Павлович обратился за помощью в Донской коммерческий банк по делу об уплате долга товариществу Марвинского сахарного завода.

В октябре 1910 года были описаны ценные бумаги Сергея Павловича, находящиеся на хранении и в залогах у разных лиц: учредительные паи Московско-Рязанской и дивидендские свидетельства Курско-Киевской железных дорог, чистые вексельные бланки на сумму 447 тысяч рублей. Согласно описи он владел акциями Инзерского Горнозаводского общества (рудники на Урале), Черноморского Дунайского пароходства, Восточного общества «Товарный склад», дивидендскими свидетельствами Козловско-Киевской и Московско-Рязанской железных дорог, временным свидетельством на 10 паев Товарищества торговли артельными и кустарными товарами «Союз» и паями Товарищества Михайловского конного завода в Рязанской губернии.

В 1908 году Марина Сергеевна уезжает с детьми в Париж, а Сергей Павлович ещё остаётся на какое-то время в России для уплаты долгов, продажи имения в Кирицах и особняка в Петербурге. Начиная с 1909 года сведения о СП. фон Дервизе в справочных книгах Москвы и Петербурга отсутствуют.

Марина Сергеевна фон Дервиз умерла 30 октября 1947 года в Каннах после тяжёлой продолжительной болезни. Год смерти Сергея Павловича - 1918-й. Но неясно, где он умер, в Каннах или Ницце. О судьбе их потомков во Франции и Италии мне неизвестно.

Художественный вкус Сергея Павловича в полной мере проявился при устройстве архитектурного ансамбля усадьбы в Кирицах, которая расположена на высоком правом берегу недалеко от впадения реки Прони в Оку. Берег спускается к пойме Прони довольно плавно и прорезается оврагом, и вот на этом плато, покрытом лесопарком, раскинулась усадьба. В неё некогда, кроме сохранившегося до наших дней дворца, входили конный двор, висячие парковые мосты через овраг, въездные ворота, гроты, система прудов. К перестройке старого двухэтажного дома и созданию усадебного комплекса Сергей Павлович привлёк тогда ещё малоизвестного русского архитектора Ф.О. Шехтеля, представителя нарождающегося стиля «модерн». Эта усадьба стала первой крупной работой Шехтеля, за которой архитектору последовала масса предложений.

В1890 году Сергей Павлович заказал Шехтелю внутреннюю отделку своего московского дома на Садово-Черногрязской улице. Это было его собственное владение. Дом на Земляном валу принадлежал Вере Николаевне. Однако, приезжая в Москву, она часто жила в доме вдовы Ивана Григорьевича, Марии Ивановны, возле Красных ворот.
Дом Сергея Павловича был построен по проекту Н.М. Вишневского в 1886 году на территории усадьбы XVIII века. Особняк дворцового типа стоит со значительным отступом от улицы, на парадном дворе. Два флигеля, выходящие на улицу, пристроены архитектором Н.Н. Чернецовым. Сравнительно небольшой дом очень внушителен, что достигается использованием в его архитектуре композиционных приёмов и декоративных деталей в духе зодчества итальянского Ренессанса, характерных для эклектики, стиля тогда редкого в Москве. Центральная часть здания выделена ризалитом с крупным крыльцом, по сторонам которого устроены пандусы для въезда. На них поставлены светильники в виде женских фигур. Фасады облицованы гранитом и покрыты крупным рустом с львиными масками во втором этаже. Над тяжёлым карнизом поставлены тумбы с вазонами. Отделка интерьеров дома крайне представительна: золочёная лепнина стен и потолков сочетается с живописными панно. В 1888-1889 годах Шехтель увеличил здание пристройкой. Позднее по линии улицы архитектором Н.Н. Чернецовым была установлена высокая каменная ограда.

В особняке у Сергея Павловича была собрана галерея изобразительного искусства - картины, скульптура, барельефы, фарфор, стекло, мебель.

В 1904 году он продал дом нефтепромышленнику Л.К. Зубалову, который тоже слыл страстным коллекционером и заодно приобрёл у Сергея Павловича небольшую коллекцию немецкого фарфора: чашки с портретами греческих философов, статуэтки и вазы.

Однако новый хозяин вскоре умер, и дом достался его вдове О.И. Зубаловой, которая впоследствии подарила его Государственному Румянцевскому музею.

В1918 году в особняке разместился филиал музея. После революции сюда свозили обстановку и предметы быта дворянских усадеб. В 20-е годы зубаловская коллекция, наряду с другими знаменитыми коллекциями, была разрознена в угоду девизу «искусство принадлежит народу». Позднее в Подсосенском переулке организовали музей фарфора из национализированных в 1918 году дореволюционных частных коллекций. В1932 году коллекция фарфора, фаянса и стекла, в том числе и из собрания С.П. фон Дервиза, переместилась в музей-усадьбу Кусково.

Эстетические взгляды и увлечение Сергея Павловича коллекционированием особенно ярко проявились при отделке особняка на Галерной улице в Петербурге. Здесь он отдал должное модному в то время пышному стилю барокко и салонной живописи. История особняка такова. В первой половине XVIII века на месте домов № 34 по Английской набережной и №№ 33 и 35 по Галерной улице были два владения - западный и восточный участки, представляющие собой городские усадьбы. В 1858 году архитектор Н.П. Гребёнка изменил облик восточного дома, а архитектор Миллер в 1890 году переделал фасад дома по Английской набережной в стиле эклектики. В то же время он изменил фасад западного дома по набережной, а здание по Галерной улице надстроил. Оно сохранилось и теперь очень выделяется непропорциональными окнами и навесом с фонарями над входом.

Вот эти два дома - частично в стиле барокко с некоторыми чертами ренессансного стиля - и были куплены Дервизами в 80-х годах XIX столетия.

По желанию Сергея Павловича, архитектор П.П. Шрайбер в 1885 году объединил их по набережной единым фасадом, увеличив высоту парадных помещений второго этажа за счёт широкого фриза с барельефными вставками и венчающей балюстрады с вазами над карнизом. Одновременно был утверждён проект перестройки восточного корпуса с созданием амфилады парадных помещений, связанных со зданиями на набережной, а также - западного корпуса с устройством в нём концертного зала.

Впоследствии современники архитектора искусствоведы упоминали это здание в своих работах как образец архитектурного искусства.

Шрайбер уделил основное внимание интерьерам дома, которые по моде того времени выполнены в разных стилях,- римском, новогреческом, мавританском, готическом - и отличались претенциозной эклектической декоративностью. Архитектура, скульптура, живопись, мозаика, позолота - всё это вместе образует впечатляющий по красоте деталей интерьер.

После завершения работ на Английской набережной Сергей Павлович поселился в одной половине дома, его мать Вера Николаевна - в другой части, а один из домов по Галерной улице он предоставил для проведения музыкальных концертов. В нём был устроен театральный зал в стиле рококо с эффектной скульптурой Аполлона, играющего на лире, над порталом сцены. Очень эффектно выглядело фойе - зал с зеркалами, штофными обоями и золочёной лепниной.

Сохранились великолепная гостиная, Белый и Красный залы. В рисунок паркета Белого зала была вписана цитата из Корана, на двери гостиной красовался родовой герб Дервизов. До наших дней чудом уцелела роскошная Мавританская гостиная, покрытая позолоченным орнаментом, украшенная великолепным панно.

Кленовая гостиная названа была так потому, что стены её выложены панелями из клёна и отделаны кожей, расписанной как живописное панно. Сюжеты четырёх больших панно в простенках навеяны восточными мотивами.

Замечателен сделанный в виде причудливого грота с гипсовыми сталактитами Зимний сад. Прекрасна барочная лепнина стен со скульптурами, символизирующими виды искусств, парящий Гений с лирой над богато убранным порталом зала, герб фон Дервизов на стёклах парадных дверей.

Театрально-концертный зал в доме на Галерной начал работать уже в 1893 году. В 1908 году «Петербургская газета» писала: «открылся концертный зал в доме на Галерной, принадлежащий камергеру С.П. фон Дервизу» - видимо, после обновления и ремонта. В том же году Сергей Павлович, собираясь совсем уехать за границу, продал весь участок новым владельцам. В начале XX века дом на Галерной принадлежал шталмейстеру Н.Н. Шебеко - председателю Общества призрения бедных детей. С 1909 года значительно перестроенный театральный зал сдавался в аренду уже как зал Шебеко.

В 1915 году дом стал называться «Концертно-театральным залом», в нём устраивались концерты с участием Ф. Шаляпина и Л. Собинова. В советское время он служил клубом. В настоящее время в этом доме изысканной архитектуры находится театр «Санкт-Петербургская опера».

В 2004 году дом Дервиза посетила делегация мэрии Ниццы во главе с мэром. К приезду гостей в залах была устроена выставка работ художников Петра и Павла Дервизов - правнуков Павла Дервиза, младшего брата Сергея. Делегация пригласила художников сделать выставку в университете Ниццы, который занимает территорию виллы «Вальроз». Так вновь ожил интерес жителей Ниццы к потомкам «русского Монте-Кристо», очень много сделавшего для их города.

Для росписи плафонов в доме на Галерной и создания панно Сергей Павлович пригласил модного живописца Константина Маковского. Художник считался королём салона, но его виртуозная кисть покрывала стены только очень богатых аристократических особняков. В плафонах ослепительная колоритность и солнечность тонов и красок создавали дивную гармонию, в которой чувствовался огромный талант мастера. Живописные плафоны должны были отвечать и сугубо практическим целям - расширять зримое пространство и создавать эффект увеличения высоты залы, чему они великолепно и служили.

До последнего времени считалось, что многие росписи безвозвратно утеряны. Но вот в XXI веке некоторые помещения отреставрировали, и среди них Белый зал. Знаток Дервизов ТА. Соловьёва в одной из своих работ сообщает, что при промывке плафона была обнаружена живопись. Возможно, это полотно К. Маковского.

Известно, что, будучи страстным коллекционером, Сергей Павлович приобрёл у К. Маковского полотна «Дети на жниве» и «Смерть Иоанна Грозного» (1888). Последнее полотно - большая историческая картина, которая была выставлена весной 1888 года в Петербурге, потом в Москве и Варшаве. Царицу Ирину художник писал со своей второй жены Ю.П. Летковой, шута - с известного артиста И.Ф. Горбунова. На Всемирной выставке в Париже в 1889 году выставлялись три картины живописца «Смерть Иоанна Грозного», «Демон и Тамара» и «Суд Париса». Эта последняя - «ушла» в Америку. За эти картины французское правительство наградило Маковского орденом Почётного легиона.

Картина «Смерть Иоанна Грозного» получила большую золотую медаль и интересна с этнографической точки зрения, т. к. художник тщательно выписал костюмы, аксессуары и детали бытового окружения.

«Она сразу приковывает к себе внимание зрителей... сначала даже не обращаешь внимания на технику... тут нет крови, кричащих эффектов, какими изобилует картина Репина... "Избиение Грозным своего сына". Здесь совсем другое - по напряженному вниманию окружающих, по... выражению горя, испуга, мольбы... чувствуется, что великая тайна решается, что жизнь и смерть в последний раз вступает между собой в ожесточённую борьбу над бедным, слабым беззащитным телом» - так описал картину один из критиков.

У Маковского была замечательная мастерская на Дворцовой площади, ещё одну он купил у В.В. Верещагина в предместье Парижа Сен-Жермен. Туда Маковский уехал, чтобы там писать декоративные панно, заказанные ему бароном Дервизом для зала в Петербургском доме. В 1888-1889 годах Маковский написал 16 панно для петербургских дворцов фон Дервизов. И вскоре публика смогла ознакомиться с этими декоративными произведениями, изображавшими аллегорические сюжеты: амуры-садовники (три панно), богиня вод (три панно), поэзия, музыка, скульптура, живопись, «Счастливая Аркадия».

Сейчас эти панно находятся в частных коллекциях в Америке и Западной Европе, но в последнее время появляются на международных аукционах. А связано это с тем, что после смерти К. Маковского все вещи художника - картины и предметы коллекции боярского быта - пошли с аукциона. Многие коллекционеры пополнили тогда свои частные собрания, и только часть экспонатов попала в Русский музей и Третьяковскую галерею.

В XXI веке вновь произошло открытие К. Маковского благодаря аукционам. На торгах появляются картины, местонахождение которых было неизвестно. Его картины продаются с огромным успехом по невероятно высоким ценам. На Hampel Kunst Auction выставлялась картина, написанная в стиле импрессионизма в 1874 году, вызвавшая большой интерес у публики. В 2005 году огромного размера картина «Суд Париса» продана за 2 миллиона долларов. В 2006 году на аукционе Кристи в Лондоне огромный успех имела картина «Русская красавица».

На аукционе «Сотбис» в Нью-Йорке в 2006 году выставлялось полотно «Туалет Венеры». Картина была заказана художнику Сергеем Павловичем для особняка на Галерной, но потом дом пришлось продать. Новый хозяин захотел приобрести полотно, но оно не было подписано. Маковский запросил за свою подпись большие по тем временам деньги - 100 рублей, хозяин отказался платить. «Туалет Венеры» остался без подписи, но «нет никакого сомнения в том,- писала газета "Коммерсант",- что автор этого гигантского (длиной почти 4 метра) мыльно-розового полотна с павлином в центре - король русского салона К. Маковский».

На аукционе в Нью-Йорке торгового дома «Сотбис» в 2007 году были выставлены «Три танцовщицы», этюд к картине «Смерть Петрония» и «Счастливая Аркадия».

«Счастливая Аркадия» - огромное полотно, исполненное в лёгкой декоративной манере и по законам монументального панно, уступает по размеру только плафону, написанному для особняка Сергея Павловича. Оно изображает пухленьких путти, амурчиков и вакханок в прозрачных туниках. Панно продано за баснословные деньги и «ушло» на Украину.

Отношение критиков к творчеству Маковского было и остаётся неоднозначным. По определению И. Репина, К. Маковский - эстет. И. Крамской относился к художнику сурово. Но все признавали, что это был крупный талант. Творческие поиски Маковского связаны с литературными образами, мифологическими сюжетами и театральным искусством. Картины историко-бытового, чисто жанрового и фантастического содержания составили Маковскому репутацию талантливейшего живописца. Эффектность композиции и освещения, выразительный рисунок, сильный блестящий колорит отличали все работы художника. За свою творческую жизнь Маковский написал огромное количество полотен, только картин, портретов и рисунков по частным заказам 273. Сам к себе относился критически: «Я слишком любил жизнь, и это мешало мне всецело отдаться искусству».

В 2007 году на осенних торгах в Лондоне была продана одна из лучших картин К. Маковского «Из быта русских бояр конца 17 века». То, что торги в вечернее время проводил один из главных директоров «Сотбиса» лорд Марк Полтимор - знак высокого статуса русского искусства. Не очень большое полотно изображает смотрины в расписном боярском тереме. Маковский дорог нам тем, что он как русский человек открыл красоту умершей боярской эпохи, в которой было так много прелести и живой колоритности. И действительно, глядя на картину, можно гораздо больше узнать об ушедшей эпохе, чем из множества учебников.

У Константина так же, как у его отца, художественного деятеля Егора Ивановича, была огромная коллекция старинных вещей. Художник знал и любил боярский быт, ему было присуще любование прошлым, что давало возможность проявлять декоративные свойства своего таланта, передавать роскошь и блеск костюмов, обстановки, утвари, широко и свободно демонстрировать пристрастие к цвету и композиции. Творчество Маковского полно праздничности, жизнерадостности, блеска, весёлой и здоровой молодости, повышенной жизненной энергии. Наверно, поэтому его живопись спустя век пользуется таким успехом на выставках и аукционах.

К. Маковский - один из талантливейших живописцев второй половины XIX века, который и сейчас поддерживает славу русского искусства. Имя его светится «собственным блеском». Русский народ тянется к своему прошлому, его обрядам и традициям, изрядно подзабытым за годы советской власти. И у нас должны появиться меценаты и благотворители типа С.П. фон Дервиза, которые помогут вернуть полотна К. Маковского на родину, в Россию.

И если со временем имя С.П. фон Дервиза всё-таки забудется, то в памяти благодарных потомков останутся его благие деяния: замечательный подарок Московской консерватории - ныне действующий орган и прекрасный театральный зал на Галерной в Петербурге.

Но ещё больше хочется надеяться, что рядом с предметами искусств (фарфор, картины, ширмы) из собраний Сергея Павловича в музеях появится надпись «из коллекции С.П. фон Дервиза», а на фасадах домов С.П. фон Дервиза в Москве, Петербурге, Кирицах будут таблички с именем бывшего владельца! Так принято во всём цивилизованном мире.

Тамара Максимова - доктор химических наук, живет в Москве

Огромное состояние Павла Григорьевича унаследовали его жена Вера Николаевна фон Дервиз и два сына, старшему из которых Сергею Павловичу исполнилось 24 года, а младшему Павлу 11 лет.

Она целиком отдала себя благотворительности и оставила по себе самую добрую память: организовала сначала один приют, потом - другой, который вырос до гимназии (известная московская «гимназия Фон-Дервиз», что в Гороховском переулке), построила немало домов для вдов и одиноких матерей, где они жили за символическую плату на полном обеспечении, организовала дачу для беднейших учениц петербургских гимназий. Вся ее жизнь была направлена на благотворительность, все ее деяния были в память об умерших детях. Умерла Вера Николаевна в Ницце в 1903 году.

Дешёвая столовая “в двух отделениях” Веры Николаевны фон Дервиз (урождённой Тиц) обслуживала жителей дешевых квартир и комнат, устроенных этой же благотворительницей.

Сергей Павлович фон Дервиз с женой, Марией Александровной

Сергей Павлович, закончив, Московскую консерваторию, стал профессиональным пианистом. Он унаследовал дело отца, но не его талант и силу. Дело у него не пошло. Вышло даже так, что в конце 80-х годов XIX века его имущество находилось под опекой. Для того, чтобы снять все-таки с него эту постыдную для фамилии Фон-Дервиз репутацию, хлопотали такие фигуры, как Константин Победоносцев и Сергей Витте. Владея большим капиталом, он всегда оказывал денежные пособия нуждающимся студентам Петербургской и Московской консерватории. Одним из самых значительных его вкладов был дар Московской консерватории в виде органа, купленного на выставке в Париже. Этот орган до сих пор находится в стенах московской консерватории. После смерти матери он продал свою недвижимость и перебрался с дочерью и женой в Париж, где и окончил свои дни. По иронии судьбы во дворце в Кирицах, построенным архитектором Шехтелем по заказу Сергея Павловича, в 1938 году разместился детский туберкулезный санаторий.
Павел Павлович закончил Школу гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров и выбрал работу в полку по закупке лошадей. Военная служба его не привлекала, он подал в отставку и стал серьезно заниматься конезаводством. Владея большим капиталом, он построил в своем имении Старожилово на Рязанщине конный завод, не считаясь с затратами, покупал лучших лошадей Англии, Бельгии и России. Вскоре, его завод стал одним из лучших в России. Вскоре Дервиз стал предводителем дворянства Пронского уезда Рязанской губернии.

Любовь Александровна, жена Павла Павловича фон Дервиз с детьми


Он много занимался крестьянами, в 1904 году основал в Пронске женскую начальную школу, которая в дальнейшем переросла в гимназию. В школу брали дочерей крестьян, а Дервиз преподавал там математику. Для этого он экстерном сдал экзамен за курс Московского университета и получил право преподавания.
Его необычный образ жизни раздражал помещичью среду, но Павел Петрович продолжал свое дело. Гимназия целиком существовала на его средства. Здесь он покупал и вводил все новое, что появлялось в России. Так, когда появились лампочки, он установил их на улице, ведущей в гимназию. При гимназии был построен и специально оборудован большой театральный зал, где давались представления и постоянно звучала музыка. Из гимназии вышло много интересных людей, в России стали говорить о культурном Пронском уезде. По многим воспоминаниям крестьяне не просто любили, а боготворили Павла Павловича.

Когда началась война с Германией, он не пожелал носить немецкую фамилию, и, с разрешения Николая II, сменил ее на Луговой (используя межъязыковый синоним). В 1910 г. Павел Павлович был членом Комитета по оказанию помощи вдовам и сиротам, пострадавшим на войне.

Дервиз-Луговой признал революцию и добровольно, через три дня после ее свершения, отдал все свое имущество, в том числе капиталы, хранившиеся в Немецких и Швейцарских банках, на "единственно правильное решение переустройства мира " (так он написал в письме Ленину).
Несмотря на в 1919 году, его предупредили об опасности верные крестьяне, и он пешком ушел из своего имения. Попал в Петроград, но там его арестовали, отправили в Москву, в Бутырку. Погиб бы, как и многие его «братья по классу», но за него вступились перед властями его ученики. Дело кончилось тем, что сам Ленин выписал ему своего рода охранную грамоту. А в 1920 году он стал читать лекции по математике на Рязанских кавалерийских командных курсах, которые открылись тогда на базе его же конного завода. И одним из курсантов, которые слушали эти лекции Павла Павловича, был будущий советский маршал и герой Великой Отечественной войны Георгий Константинович Жуков...

В конце своей жизни Павел Павлович обосновался в деревне Максатиха нынешней Тверской области, где стал работать сельским учителем. Там же и умер в 1943 году в возрасте 73 лет, до последних своих дней трудясь над собственным учебником математики. Там он встретил близкую по духу учительницу, ставшую его последней женой. Они вместе преподавали в школе, их обожали ученики.

Павел Павлович умер в 1943 году, вскоре умерла его жена. По решению жителей Максатихи на могиле были высечены слова: "Павел Павлович и Ольга Николаевна Луговые. Народные учителя"

Павел Павлович фон Дервиз с братом Валерианом

Стоит вспомнить и других Дервизов. Больше всего не повезло детям Михаила Григорьевича фон Дервиза, уездного предводителя дворянства на Рязанщине.

Сын Дмитрия Григорьевича фон Дервиз и племянник железнодорожного магната, Владимир Дмитриевич Дервиз (1859-1938), учился в Академии Художеств и Училище правоведения, непродолжительное время служил в Сенате, в 1886 приобрел имение Домотканово в Тверской губ. и, отказавшись от карьеры чиновника, решил посвятить себя хозяйственной и земской деятельности.

Владимир Дмитриевич занимался просветительской работой среди крестьян, организовал сельскую школу, участвовал в работе училищного совета уезда. Своей деятельностью привлек к себе внимание полиции и с 1889 попал под негласный надзор. Играл видную роль в работе тверского земства, объединившего либерально настроенных людей; в 1897 избран председателем Тверской уездной земской управы, но не утвержден в этой должности. С 1900 председатель Тверской губернской земской управы. Регулярно издавал отчеты о деятельности Тверского комитета, организованного из деятелей земского самоуправления.

В 1903 подготовил записку о необходимости улучшения быта сельского населения и изменения условий сельскохозяйственного труда, вызвавшую резко негативную реакцию в Министерстве внутренних дел. В 1904 Владимиру Дмитриевичу было запрещено проживание в Тверской губернии, но в 1905 он вновь занял пост председателя губернской земской управы.В 1921-26 заведовал историко-художественным музеем, преподавал рисование в педагогическом техникуме, участвовал во многих художественных выставках. Умер в 1938 году.

Валериан Михайлович Дервиз (1879-1943) - племянник железнодорожного магната. Уроженец села. Старожилово Пронского уезда Рязанской губернии, он окончил Пажеский корпус, сельскохозяйственную академию в Москве, затем Лениградский Геологоразведовательный Институт. Работал геологом. В 1935 году был арестован и выслан из Ленинграда на 5 лет как социально опасный элемент. С 1939 жил в Рыбинске, изыскательские работы проводил в Карагандинской обл. Реабилитирован в 1963.


Его сестра, Вера Михайловна Дервиз (1878 -1951), бестужевка, доктор философии Женевского университета, первая женщина - металлогенист и горный инженер , исследователь Кавказа, Сихотэ-Алиня, Средней Азии и Урала была арестована в 1945 по обвинению в контрреволюционной пропаганде. Погибла в лагере в 1951. Реабилитирована в 1989.

Георгий Валерьянович, сын Валерьяна Михайловича, (1897- 1980), врач, биохимик, доктор медицинских наук, профессор. Окончил Коммерческое училище им. Цесаревича Алексея в Москве а в 1921 году - медицинский факультет Московского-университета. Работал на кафедре медицинской химии университета, в Минском медицинском институте организовал кафедры биохими, внес значительный вклад в развитие гематологии и трансфузиологии. В течение многих лет он возглавлял Комиссию по лабораторному оборудованию Министерства здравоохранения СССР, был членом редколлегий журналов "Клиническая медицина" и "Лабораторное дело". Награжден орденом Ленина.

Особняк был построен в 1886 г.; приглашенный фон Дервизом рязанский архитектор Николай Михайлович Вишневецкий спроектировал его в стиле итальянского Ренессанса.

Дом поставлен в глубине владения и представляет собой двухэтажное здание с ризалитом в центральной части, к которому примыкает парадное крыльцо. К нему с двух сторон ведут полукруглые пандусы, у въезда на которые поставлены большие светильники, выполненные в виде женских фигур. Фасады особняка украшены крупным рустом, цоколь отделан гранитом, в оформлении фасадов использованы элементы ренессансной архитектуры - сдвоенные арки с колонками на углах здания, лепные элементы карниза и фриза. Простенки между окнами второго этажа украшены лепными львиными масками, во фризе помещены лепные изображения драконов, держащих щит с буквами SVD (Sergei von Derwies). Ограждение крыши особняка украшено вазонами.

Для оформления интерьеров особняка фон Дервиз пригласил молодого талантливого архитектора . Созданное Шехтелем декоративное убранство особняка отличается роскошью и изысканностью, в оформлении помещений использованы элементы и мотивы разных архитектурных стилей - классического, восточного, готического. Живопись и гобелены, витражи, шелковые ткани, деревянная резьба, тонко выполненный лепной декор - все это делает оформление интерьеров дома уникальным по богатству отделки и стилевому разнообразию. Стоит отметить, что подлинное убранство особняка сохранилось практически полностью, за исключением части мебели.

Столовая и гостиная первого этажа оформлены деревянными резными панелями, в декоре потолка столовой использована роспись - фрукты на золотом фоне; стекла окон - витражные, как и все витражи в доме, они выполнены по авторским рисункам Шехтеля.

Белый парадный зал второго этажа оформлен в классическом стиле и украшен позолоченными лепными деталями, в центре потолка - живописный плафон. Другой плафон, меньшего размера, украшает потолок парадной мраморной лестницы; в оформлении стен верхней лестничной площадки использованы гобелены с пейзажными сюжетами, в нишах на лестнице поставлены статуи, выполняющие также функцию светильников; освещает лестницу витражное окно с изображением герба рода фон Дервиз. Кессонированный потолок вестибюля первого этажа, оформленного в готическом стиле, украшен резными деревянными фигурками средневековых человечков.

Особой изысканностью декора отличается восточная, или китайская, гостиная, стены которой обтянуты шелковыми тканями с орнаментом и украшены расписными деревянными панелями; в росписи потолка повторяются стилизованные изображения китайского дракона.

В одной из угловых комнат второго этажа был устроен зимний сад, который освещался витражным световым фонарем и большими витражными окнами.

Во всех парадных и жилых комнатах были установлены мраморные или деревянные камины. Сохранились также светильники, сделанные по авторским рисункам.

Принадлежал к немецкому роду фон дер Визе, его предки обосновались в России при Петре III, и вскоре получили потомственное дворянство. Его отец Павел Григорьевич фон Дервиз сколотил состояние на строительстве железных дорог, много занимался благотворительностью, в частности на его средства была построена детская больница св. Владимира в Сокольниках. Сергей Павлович управлял доставшимся ему по наследству семейным бизнесом, также состоял на службе при Министерстве юстиции, но проявлял гораздо больше склонности к искусству - играл на рояле (одно время он учился в Московской консерватории) и сочинял музыку, писал стихи, увлекался театром. После революционных событий 1905 г. фон Дервиз решил покинуть Россию, он продал почти все свои владения, включая и московский особняк, и в 1908 году уехал во Францию, где и жил до самой смерти в 1943 г.

Особняк у него купил нефтепромышленник Лев Зубалов, при нем в 1911 г. была построена высокая каменная ограда, в результате чего особняк стало не видно с улицы. Зубаловы жили здесь до 1918 г., когда они решили подарить особняк Румянцевскому музею, и здесь ненадолго разместился филиал музея. В дальнейшем особняк использовался под разные нужды, с 1941 г. и по настоящее время здесь размещается ВНИИЭМ - полузакрытый Институт электромеханики, входящий сейчас в структуру Федерального космического агентства (Роскосмоса). Доступ в особняк закрыт для всех, кроме сотрудников института.

Здание является объектом культурного наследия.


В Москве на Садово-Черногрязской улице за высокой глухой гранитной стеной, украшенной львиными масками, скрывается интересное здание №6, построенное в стиле итальянского Возрождения. Настоящий дворец. Это – бывший дом Сергея Павловича фон Дервиза.


Фон Дервизы… Интересная семья, немало сделавшая для России.

Фон Дервизы появились в России очень давно. Их предки – купцы, которые переехали в Россию из Гамбурга в далеком XVIII веке. И фамилия у них была тогда самая простая – Визе, без дворянской приставки «фон». А появилось это «фон» с обязательным артиклем «дер» позднее, во времена российского императора Петра III, который присвоил дворянский титул главе этого семейства Иоганну-Адольфу Визе за его «прилежные труды» в Юстиц-коллегии. Так и появились в России русские дворяне с немецкой знатной фамилией фон Дервиз, а точнее фон Дер-Визе.

Один из фон Дервизов Павел Григорьевич фон Дервиз (31.01.1826 Лебедянь, Тамбовская губерния – 02.06.1881) вошел в число богатейших людей России.


Он был известным концессионером и строителем железных дорог в Российской империи, меценатом и действительным Статским Советником. В 1847 – 57 гг Павел Григорьевич служил в Сенате и Военном министерстве по провиантскому департаменту. А в 31 год, выйдя в отставку, переехал в Москву, где стал секретарем и членом Правления общества Московско-Саратовской железной дороги. В 1863 г, когда ему было 37 лет, он возглавил Правление общества Рязанско-Козловской железной дороги, получил государственную концессию на ее строительство на выгодных условиях и поселился в доме Правления Рязанско-Козловской железной дороги на Каланчевской улице. Эта дорога была очень необходима России для связи хлебного Поволжья и Москвы. Причем это была не спекуляция, а совершенно новое дело, большой риск и упорный труд. Успех этого предприятия положил начало «железнодорожной лихорадке», преобразившей Россию в конце XIX века (11.01.1892 г Рязанско-Козловская железная дорога прекратила свое существование, влившись в общество Рязанско-Уральской железной дороги).

Эта деятельность по строительству железной дороги очень быстро обогатила Павла Григорьевича. Свой необычный успех он объяснял удачным размещением акций компании и высокой доходностью дорог. Современники называли его «русским Монте-Кристо». Впоследствии Павел Григорьевич признавался, что вращался в кругах воротил-казнокрадов, «только потому не попавших на скамью подсудимых, что кому-то нужна была их воровская деятельность».

Павел Григорьевич действительно стал одним из богатейших людей России. Помимо нескольких имений в Рязанской области семья владела недвижимостью в Москве и Петербурге, Франции и Швейцарии.

Но судьба, столь благосклонная, казалось бы, к нему, вдруг ударила его в самое сердце, по самому дорогому. Детей Павла Григорьевича фон Дервиза одного за другим поразила тогда еще малоизученная, практически неизлечимая и поэтому страшная болезнь – костный туберкулез. Павел Григорьевич пытался спасти их. Бросил все, увез их во Францию.

В середине XIX века фон Дервиз купил в Ницце 10 с лишним гектаров земли у холма Симье, построил там два городских замка с театром и разбил прекрасный парк. Состояние его оценивалось примерно в 1 млрд евро (конечно же нынешними деньгами), а одних дивидендов он получал около 50.000 евро в день (как утверждала молва).

Строительство было завершено через 3 года, и один только Большой замок обошелся в 40 миллионов евро.





В 1868 г фон Дервизы переселились на свою виллу «Вальроз» («Долина роз») в Ницце, а в начале 1870-х годов на построенную Павлом Григорьевичем виллу «Тревано» около Лугано в Швейцарии. Вилла «Тревано» была построена на холме, где прежде находился средневековый замок. Но после смерти хозяина, семья в Тревано не жила.

Двоих своих старших сыновей Владимира и Андрея фон Дервизу спасти не удалось.

В 1872 г в Москве Павел Григорьевич подал прошение московскому генерал-губернатору Владимиру Андреевичу Долгорукову о разрешении построить детскую клиническую больницу в память о своих детях Владимире и Андрее. Так в 1876 г в Сокольниках появилась Владимирская детская больница, названная в честь сына Владимира. В 1922 г она была переименована в детскую клиническую больницу №2 имени И.В. Русакова, но с 1991 г она носит свое прежнее название – Святого Владимира.

В 1874 г Павел Григорьевич ушел из семьи и в период до 1881 г занимался только своей личной жизнью. У него было большое количество романов и любовниц.

Павел Григорьевич отличался широкой благотворительностью, как общественной, так и частной.

Любитель музыки и сам музыкант фон Дервиз имел в Ницце и Лугано свой частный оркестр, составленный из набранных в Германии и Франции музыкантов. Концерты этого оркестра пользовались большой известностью. Кстати, сам Павел Григорьевич является автором музыки к романсу «Вечерний звон».



Похоронен Павел Григорьевич фон Дервиз вместе со своим отцом, своей женой Верой Тиц, своей дочерью Варварой и сыном Владимиром в семейном склепе Русаковской, а ныне снова Владимирской детской больницы в Москве. Сегодня над склепом семьи фон Дервизов в церкви расположена бойлерная. А умер Павел Григорьевич в 1881 г в возрасте 55 лет от инсульта прямо на вокзале в Германии, где встречал гроб с телом своей дочери Варвары…

Значительная часть колоссального состояния Павла Григорьевича фон Дервиза досталась его старшему сыну Сергею Павловичу.

Сергей Павлович фон Дервиз (1863-1943) окончил Московскую консерваторию, состоял почетным членом Императорского русского музыкального общества. Был действительным статским советником, камергером Высочайшего Двора, членом Императорского общества любителей естествознания, антропологии и этнографии, был почетным попечителем Рязанской мужской гимназии, почетным блюстителем Мариинской женской гимназии, почетным Смотрителем Спасского городского трехклассного училища. Владел рудниками и поместьями в Киевской, Рязанской и Оренбургской губерниях.


С.П. Дервиз с женой. Фото 1890-х г

В 1900 г Сергей Павлович приобрел во Франции орган для Большого зала Московской консерватории. На бронзовой пластине органа выгравировано: «Дар С.П. фон Дервиза»

А с 1886 г Сергей Павлович жил в особняке на Садово-Черногрязской улице (дом №6), с которого и начался весь рассказ о семье фон Дервизов.

А особняк этот очень интересный. Усадьба была построена в стиле итальянского Возрождения в 1886 г приглашенным рязанским архитектором Николаем Михайловичем Вишневецким на месте усадьбы XVIII века. Сам дом построен в глубине владений и представляет собой двухэтажное здание с ризолитом в центральной части, к которому примыкает парадное крыльцо. По сторонам крыльца - устроены пандусы для въезда, на них поставлены светильники в виде женских фигур. (Ризолит – выступающая часть здания, идущая на всю его высоту).



Этот особняк дворцового типа сравнительно небольшой, но очень внушительный, что достигается использованием в его архитектуре композиционных приемов и декоративных деталей в духе зодчества итальянского Ренессанса, характерных для одного направления эклектики, редкого в Москве.

Фасады, облицованные гранитом, на втором этаже украшены львиными масками.


На выступах и карнизах по периметру дома установлены вазоны, много скульптурных украшений и лепнины, а на карнизах сохранились вензеля «SD».


Вазы на крыше

В отделке интерьеров принимал участие Ф.О. Шехтель – это одна из наиболее ранних его работ.

Отделка интерьеров очень представительна – золоченая лепнина стен и потолков сочетается с живописными панно. В 1888-89 гг здание было увеличено пристройкой, в оформлении которой также принимал участие Ф.О. Шехтель.






Витражи




Внутреннее убранство интерьеров особняка на Садово-Черногрязской






Единственный оставшийся действующий камин из чёрного мрамора
















Самый красивый камин из красного мрамора


Чайная комната с атриумом







Диван с китайскими мотивами



Но в 1904 г Сергей Павлович фон Дервиз продает свой особняк потомственному дворянину Л.К. Зубалову, сыну миллионера-нефтепромышленника, владельца нефтяных промыслов в Баку. И именно по указанию Зубалова в 1911 г была воздвигнута массивная высокая глухая ограда со стороны Садово-Черногрязской улицы. По одной версии, это было сделано, чтобы укрыться от любопытных взглядов прохожих и уличного шума, а по другой… Напуганный событиями 1905 г, Зубалов уехал из Москвы, а возвратившись в 1909 г, попросил у городской управы разрешения построить стену, которая отгородила бы его владения от опасности улицы.

А Сергей Павлович в 1908 г после смерти своей матери уехал с женой и дочерью в Париж.

Сергей Павлович долго прожил во Франции и умер в 1943 г. Похоронен он вместе со своей второй женой Мариной Сергеевной Шёниг (1875-1947) в семейной часовне на кладбище Гран-Жас в Каннах (проспект Грас, 205). Кстати, кроме них на этом кладбище похоронен и известный русский ювелир Карл Фаберже…

А что же особняк на Садово-Черногрязской улице в Москве? После революции в 1918 г жена Зубалова – Ольга Ивановна передает этот особняк Румянцевскому музею, и дом официально становится филиалом Румянцевского музея.

Но уже в 1920 г в здании размещается особое техническое бюро ВСНХ (Высшего Совета народного хозяйства), а позднее в здание въезжает НИИ-20.

С 1941 г хозяином особняка становится ВНИИЭМ.

Но хорошо, что, несмотря на это, здание отлично сохранилось: гобелены, витражи, резьба по дереву, росписи потолков, золоченая лепнина, скульптуры, парадная лестница из белого мрамора… Но непонятно – зачем это все НИИ? И почему эта красота скрыта от москвичей и туристов за глухой каменной оградой? И если раньше в этой ограде были окна с решетками, то сейчас их нет – ограда превратилась в настоящую неприступную стену. Рассмотреть особняк фон Дервиза можно только по стороне Хоромного тупика…

А вот младший брат Сергей Павловича Павел Павлович фон Дервиз остался после революции в России…

Романтик Павел Павлович (1870-1943) был известным коннозаводчиком. Павел фон Дервиз разводил тяжеловозов, верховых и рысистых лошадей, в т.ч. скакунов арабской, английской и орловской пород, которые закупались казной для полков русской гвардейской кавалерии.



Усадьбу отца Павла Григорьевича фон Дервиза Старожилово в Рязанской губернии в 1881 г после его смерти получил в наследство Павел Павлович фон Дервиз, его младший сын, поручик лейб-гвардии Гродненского гусарского полка. В Старожилово рязанские дворяне избрали Павла Павловича уездным предводителем дворянства и почетным мировым судьей.

В 1893 г на территории Старожиловского имения он основал конный завод, для строительства которого пригласил Ф.О. Шехтеля.



Фасад конной части завода




В 1903 г в заводе насчитывалось 2722 лошади. Рысаки Павла Павловича участвовали в скачках в Рязани, а в 1899-1912 гг на рязанском ипподроме был установлен приз «Приз фон Дервиза». Созданный им конный завод был едва ли не лучшим в России.

Павел Павлович был знаменит и своими «чудачествами». Вчерашний блестящий гусар и дамский любимец, помещик и крупнейший коннозаводчик, он сдал экстерном экзамены за весь курс математического факультета и стал преподавать математику в им же учрежденной гимназии. Последний выпуск рязанская гимназия фон Дервиза сделала в 1919 г, когда вовсю уже шла в России Гражданская война, а сам Павел Павлович к тому времени уже носил другую фамилию – Луговой. Как и многие русские немцы, он в годы германской войны 1914 г счел непатриотичным носить немецкую фамилию и сменил ее на русскую.

Как и его отец, Павел Павлович страстно любил искусство – оперу и живопись. В своем самодеятельном театре он не только ставил оперы, но и пел в них главные партии.

В 1919 г, с приходом новой власти, начались «эксцессы всякого рода, но Павла Павловича предупредили об опасности верные старожиловцы, и он пешком ушел из своего имения. Попал в Петроград, но там его арестовали, отправили в Москву, в Бутырку. И погиб бы Павел Павлович, как многие «братья по классу», но за него заступились перед властями его ученики. И дело кончилось тем, что сам Ленин выписал ему своего рода охранную грамоту. А в 1920 г он стал читать лекции по математике на Рязанских кавалерийских командных курсах, которые открылись тогда на базе его же конного завода. И одним из курсантов, слушавших лекции Павла Павловича, был будущий советский маршал и герой Великой Отечественной войны Георгий Константинович Жуков.

Но, тем не менее, ничто не помогло барону-патриоту, добровольно отдавшему советской власти все свое имущество. Преследуемый новыми властями, сельский учитель Дервиз-Луговой доживал свои дни в Тверской губернии в деревне Максатиха. Все было в прошлом – государство, имения, коннозаводчество, оперы на сцене летнего театра, и даже звонкое потомственное имя фон Дервиз. Умер Павел Павлович в Максатихе в 1943 г в возрасте 73 лет.



Но старожиловский конный завод жив и поныне. Нет в нем, конечно, уже былой роскоши. Сейчас в нем около 300 лошадей. У завода есть своя конно-спортивная школа, а здание завода до сих пор остается прекрасным памятником архитектуры.

Кроме конного завода в Старожилово, особняка на Садово-Черногрязской улице, сохранилось имение Сергея Павловича фон Дервиза в Кирицах (Рязанская область) – с 1938 г в Кирицах размещается санаторий для детей больных костно-суставным туберкулезом.


Также существует и поныне вилла Вальроз в Ницце на холме Симье – после смерти Павла Григорьевича фон Дервиза вилла какое-то время принадлежала банкиру Путилову, а в собственность города перешла в середине XX века. С 1965 г на вилле Вальроз размещается естественнонаучный факультет и ректорат университета София-Антиполис. В 1991 году парк и вилла Вальроз получили статус объекта исторического наследия Европы. Кстати, в Ницце есть и улица барона Павла фон Дервиза, и школа имени фон Дервиза.




В Санкт-Петербурге сохранился особняк Сергея Павловича фон Дервиза, в котором сейчас расположен музыкальный театр «Санктъ-Петербургъ Опера» на Галерной улице.



А вообще есть книга «Фон Дервизы и их дома» Т.А.Соловьевой. Книга рассказывает о семье замечательного российского предпринимателя Павла Григорьевича фон Дервиза, о нелегкой судьбе его потомков, об истории минувшего и настоящего домов фон Дервизов.

ДЕРВИЗЫ фон, фон дер Визе, русский дворянский род немецкого происхождения. Родоначальник российской ветви - Иоганн Адольф Визе (? - после 1762), учился в Йенском, Лейпцигском и Гиссенском университетах, с 1738 служил в Швеции, с 1740-х годы - в России. В 1759 возведён в дворянское достоинство Священной Римской империи (с прибавлением частицы «фон дер»). Его внук - Иван Иванович (Иоганн Георг) (? - 1806), генерал-майор (1798), командир Астраханского драгунского полка (1798), шеф Ростовского драгунского полка (1798-99). Среди внуков последнего наиболее известен Павел Григорьевич , действительный статский советник (1866). Окончил Училище правоведения в Санкт-Петербурге (1847). В 1850-х годах служил в Сенате, во время Крымской войны 1853-56 - в Провиантском департаменте Военного министерства. Один из первых в России крупных деятелей в области железнодорожного строительства. Генеральный секретарь Общества Московско-Саратовской железной дороги (1859-63), председатель правления Общества Московско-Рязанской железной дороги (1863-68; 1-я очередь открыта в 1864). На льготных условиях при поддержке великого князя Константина Николаевича и М. Х. Рейтерна получил концессии на постройку Рязано-Козловской железной дороги (1865; открыта в 1866) и Курско-Киевской железной дорога (1866/67; частично открыта в 1868, полностью в 1870). Председатель правления Общества Рязано-Козловской железной дороги (1865-68). Директором этой дороги и председателем правления Общества Курско-Киевской железной дороги до 1887 был брат П. Г. фон Дервиза - Иван Григорьевич . При строительстве всех дорог Дервизов подрядчиком работ выступал К. Ф. фон Мекк (из рода Мекков).

Деятельность П. Г. фон Дервиза стала примером извлечения высоких доходов из государственных железнодорожных концессий, что вызвало «учредительскую горячку» в России. В 1860-х годы П. Г. фон Дервиз выступал как публицист в «Биржевых ведомостях» и «Московских новостях». Крупный землевладелец (основные владения в Рязанской губернии), владел также домами в Санкт-Петербурге, Москве, во Франции и Швейцарии. В 1868 году отошёл от дел, вскоре уехал за границу, жил главным образом в Ницце, где в 1868-70 выстроил виллу «Вальроз» (проект архитектора Д. И. Гримма; ныне в ней располагается факультет наук университета Ниццы). Основал там театр и создал собственный симфонический оркестр из французских и немецких музыкантов. Автор инструментальных пьес и романсов «Не спрашивай меня, зачем унылой думой» (на стихи А. С. Пушкина), «В минуту жизни трудную» (на стихи М. Ю. Лермонтова), «Вечерний звон» (на стихи И. И. Козлова). Занимался благотворительностью: на его пожертвования в 1874-76 учреждена и построена детская городская клинической больница Святого Владимира (в 1922-91 Московская детская городская клиническая больница № 2 имени И. В. Русакова, в 1991 возвращено прежнее название). Попечитель Охтинского механико-технического училища в Санкт-Петербурге и Рязанской мужской гимназии. Его именем названы улица и начальная школа в Ницце. После смерти П. Г. фон Дервиза его вдова - Вера Николаевна (урождённая Тиц; 1832 - 10.3.1903) основала ряд благотворительных учреждений: в Санкт-Петербурге - приют для девочек-сирот (1881), дом дешёвых квартир и столовую для бедных, дачу для беднейших гимназисток, народный дом (на 12-й линии Васильевского острова), в Москве - женскую гимназию имени рано умершей дочери В. П. фон Дервиз (1888, ныне средняя общеобразовательная школа № 325).

Брат П. Г. фон Дервиза - Дмитрий Григорьевич , действительный тайный советник (1902), в 1850-1866 (с кратким перерывом) служил в Министерстве юстиции, старший юрисконсульт (1860-64, до 1861 - исполняющий должность). В 1864 занимался общей редакцией замечаний в области гражданского судопроизводства по проекту судебной реформы 1864. В 1865-1866 член от Министерства юстиции во Временного комитете при Синоде для рассмотрения записки об изменении подсудности некоторых дел в связи с судебной реформой 1864 (благодаря позиции Д. Г. фон Дервиза проект комитета, предусматривавший, в частности, лишение гражданских прав в случае отлучения от Церкви, остался нереализованным). Первый обер-прокурор Гражданского кассационного департамента Сената (1866-70). В результате конфликта с К. И. Паленом ушёл в отставку (до 1881). Сенатор (1881), член Государственного совета (1884), являлся членом многих его комиссий. Член Особого совещания для пересмотра действующего учреждения Правительствующего Сената и выработки законоположений о местных административных судах (1905-06) и др. Увлекался живописью, собрал коллекцию работ русских и итальянских мастеров. Его брат - Николай Григорьевич , певец (тенор) (сценический псевдоним Эндэ). Учился у Ф. Ронкони (Санкт-Петербург), Д. Ронкони (Милан). С 1871 выступал в Киевском оперном театре в составе частных трупп Ф. Г. Бергера и И. Я. Сетова. С 1876 солист Мариинского театра в Санкт-Петербурге. Среди партий - Финн, Собинин («Руслан и Людмила», «Жизнь за царя» М. И. Глинки), Фауст (одноименная опера Ш. Гуно). Особый успех имел в комических ролях и как исполнитель романсов. Автор романсов и других музыкальных произведений.

Сыновья П. Г. фон Дервиза: Сергей Павлович , действительный статский советник (1905), камергер (1904). Учился в Московской консерватории, по классу фортепиано В. И. Сафонова. Директор Общества Рязано-Козловской железной дороги (с 1887), один из учредителей Русского торгово-промышленного банка (1889). По его заказу выстроен усадебный комплекс в село Кирицы Спасского уезда Рязанской губернии (архитектор Ф. О. Шехтель), владел также особняком в Санкт-Петербурге (ныне его занимает государственный камерный музыкальный театр «Санкт-Петербургъ опера»). Спасский уездный предводитель дворянства (1900-07, до 1901 - исполняющий должность). Занимался благотворительностью и меценатством, внёс крупный денежный вклад на приобретение Московской консерваторией большого концертного органа (изготовлен французской фирмой «Кавайе-Колль» в Париже, установлен в 1901, имя С. П. фон Дервиза выгравировано на фасаде органа). В 1908 году продал свои владения и уехал с семьёй в Канн, где прожил до конца жизни; Павел Павлович (16.4.1870 - 1943), надворный советник, один из учредителей Русского торгово-промышленного банка. В имении Старожилово в Пронском уезде Рязанской губернии построил усадебный комплекс (1890-96, архитектор Ф. О. Шехтель), включавший один из крупнейших в России конных заводов (выращивалось свыше 2,5 тысяч лошадей). В 1899 П. П. фон Дервиз обанкротился. Пронский уездный предводитель дворянства (1902-17). В 1904 основал в Пронске женскую начальную школу, вскоре преобразованную в гимназию, где преподавал математику. В 1916 сменил фамилию на Луговой. В 1919 году в Старожилово преподавал математику в школе и на курсах командиров РККА, среди слушателей которых был Г. К. Жуков.

С. П. фон Дервиз с женой М. С. фон Дервиз (урождённой Шёниг). Фото. Кон. 19 в. Из коллекции М. В. Золотарёва (Москва).

Из сыновей Д. Г. фон Дервиза наиболее известен Владимир Дмитриевич , живописец-акварелист, деятель земского движения. Занимался акварельной живописью под руководством А. И. Морозова и Л. О. Премацци. В 1880-85 учился в петербургской Академии Художеств у П. П. Чистякова, близко сдружился с В. А. Серовым и М. А. Врубелем, работал в устроенной ими мастерской в 1883-84. В 1886 году приобрёл имение Домотканово в Тверской губернии. Занимался просветительской работой среди крестьян, организовал сельскую школу, участвовал в работе училищного совета уезда. В имении В. Д. фон Дервиза регулярно в течение всей своей жизни гостил, а в 1895-96 постоянно жил Серов, создав здесь более 30 крупных произведений, среди которых «Девушка, освещённая солнцем» (1888), портреты В. Д. фон Дервиза и его супруги Н. Я. фон Дервиз (оба 1890). Председатель тверской уездной (1897-1900) и губернской (1900-04, 1905-06) земских управ, тверской уездный предводитель дворянства (1898-1900). В 1903 году подготовил записку о необходимости улучшения быта сельского населения и изменения условий сельскохозяйственного труда, вызвавшую резко негативную реакцию в МВД. После Октябрьской революции 1917 продолжал жить в Домотканово, в 1921 переехал в г. Сергиев, где назначен заведующим выставочным отделом и музейным запасом (фондом). С весны 1922 года председатель Комиссии по охране памятников старины и искусства Троице-Сергиевой лавры, в 1924-28 заведующий Сергиевским историко-художественным музеем. С конца 1920-х годов жил в Москве. Автор акварелей: «Банька в лесу» (1881), «Девушка под деревом» (1884), «Финляндия. Озеро Юстила» (1889), «Шамони в Савойе» (1900), «Орлиная скала. Крым» (1923). Автор воспоминаний о Серове (1934). Его дочь - Мария Владимировна , художница, график и акварелист. Жена В. А. Фаворского. Окончила МУЖВЗ (1913). Создатель монументальных панно «Владения феодала» для Музея народов СССР в Москве (1930), «Играющие дети» для Музея игрушки в Загорске (1938), акварелей «Весна» (1920-е годы), «Сергиев Посад» (1932), графических работ «Сосновый бор» (1940), «Ива» (1947) и др. Автор воспоминаний (частично опубликованы).

Племянник В. Д. фон Дервиза - Георгий Валерианович , врач, биохимик, профессор (1951). Окончил медицинский факультет Московского университета (1921), после чего до 1928 работал там же. Организатор (1928) и заведующий (1928-31) кафедрой биохимии в Минском медицинском институте. В 1931-38 работал в Институте по изучению профессиональных болезней имени В. А. Обуха в Москве, в 1938-74 - в Центральном институте гематологии и переливания крови (в 1938-1968 руководитель, в 1968-74 научный консультант биохимической лаборатории). Одновременно в 1936-48 консультант терапевтической клиники 1-го Московского медицинского института. Внёс значительный вклад в развитие гематологии и трансфузиологии. Занимался проблемами биохимических изменений крови при некоторых профессиональных заболеваниях, газов крови, газообменом организма и дыхательной функцией крови при острой кровопотере и травматическом шоке, биохимией консервирования крови и др. Автор ряда широко применяемых лабораторных методик.

Правнучка И. И. фон Дервиза - Вера Михайловна , одна из первых женщин-геологов в России. Окончила физико-математическое отделение Бестужевских курсов в Санкт-Петербурге (1900), с 1904 училась на физическом факультете Женевского университета, где в 1910 защитила диссертацию на степень доктора физики. В 1910-31 работала в Геологическом комитете, а затем в других организациях. Автор ряда работ по рудным месторождениям, геологии и петрографии. В 1945 году арестована по обвинению в контрреволюционной пропаганде. Умерла в исправительно-трудовом лагере на ст. Новолисино Ленинградской области. Реабилитирована в 1989.

Род Дервизов внесён во 2-ю часть дворянской родословной книги Костромской губернии и 3-ю часть дворянской родословной книги Московской, Рязанской, Санкт-Петербургской и Тверской губерний.

Лит.: Ададуров И. Е. К истории Рязанско-Козловской железной дороги. 1865-1884. М., 1887; Коровай И. М. Фаворская-Дервиз // Советская графика. М., 1986. Вып. 10; Соловьева Т. А. Фон Дервизы и их дома. СПб., 1996; Любартович В. А. Гимназия на Старой Басманной // Москва. 1997. № 5; Соловьева А. М. Железнодорожные «короли» России. П. Г. фон Дервиз и С. С. Поляков // Предпринимательство и предприниматели России от истоков до начала XX в. М., 1997; Баскина В. А. Первая женщина в Геологическом комитете России // Природа. 2000. № 7; Смирнова Т. В. В. Д. Дервиз - один из первых создателей Сергиевского музея // Сергиево-Посадский музей-заповедник: Сообщения, 2000. М., 2000; Андрющенко В. «Бабушка московской педиатрии» // Московский журнал. 2006. № 6; Говоров А. Ф. Бароны. Рязань, 2006.