Пароход либерти. История судов типа либерти

О жестокости, беспощадности и характере боевых действий в ходе так называемой "Шестидневной войны" лучше всего говорит факт израильской атаки на американский корабль радиоэлектронной разведки Либерти (USS Liberty). На первый взгляд, уничтожение Израилем судна Военно-морских сил ближайшего союзника выглядит недоразумением, но это только на первый взгляд.

Отрывок из главы 5, "Шестидневная война - это акт терроризма?" книжки "Торжество Израиля и смерть Палестины".

Корабль Либерти был атакован 8 июня 1967 года самолётами израильских ВВС и торпедными катерами, причём, находился он в международных водах Средиземного моря в 24 километрах к северу от Синайского полуострова , а наблюдение за ним велось восемь часов.

В результате нападения убито 34 моряка или более 10% экипажа, ранения различной степени тяжести получили 171 человек, в общей сложности, потери команды составили 70%. Либерти получил тяжёлые повреждения - было уничтожено оборудование, а в корпусе судна появилась дыра размером примерно 12 на 12 метров, но всё таки судно удержалось на плаву и в сопровождении кораблей Шестого флота США покинуло место инцидента своим ходом. Израильтяне не потопили корабль с оставшимися в живых только потому, что удалось восстановить повреждённую антенну и послать сигнал SOS Шестому флоту.

Не могу не обратить внимание на один любопытный момент. Русская версия популярной интернет-энциклопедии Википедия однозначно трактует эту атаку как "ошибочную", при этом, даётся ссылка на статью размещённую на сайте израильского русскоязычного телеканала "9 канал". То есть, редактора энциклопедии считают возможным в сложной теме пользоваться источником заинтересованной стороны. Справедливости ради отмечу, что англоязычная версия Википедии отображает альтернативную версию, ссылаясь в том числе на выживших американских моряков.

И такого много, когда речь заходит о большой политике и неоднозначных, спорных событий истории, на "русскую" Википедию полагаться не стоит. Благодаря таким вот умалчиваниям, неискушённый потребитель информации попросту вводится в заблуждение.

"Когда атака, казалось бы, завершилась, экипаж USS Liberty спустил на воду три спасательных плота, чтобы спасти тяжело раненных. Однако израильские торпедные катера вернулись и буквально изрешетили плоты пулеметами. Параллельно с этим рядом с кораблем зависли два десантных вертолета израильской армии, заполненных вооруженными спецназовцами, державшими ранцы со взрывчаткой. Через несколько минут десантники улетели, не предприняв никаких попыток вступить в переговоры. Израильтяне явно знали, что перед ними американский корабль, и собирались потопить его вполне намеренно, попытавшись позже оправдаться тем, что приняли USS Liberty за египетское судно. И тому есть подтверждение", - Вашингтон блог*.

Основные доказательства преднамеренного нападения:

1. Над Либерти реял американский флаг больших размеров - полтора на два с половиной метра. После того как израильтяне изрешетили флаг, команда водрузила новый, еще больших размеров - два на четыре метра.

2. Корабль можно было опознать по уникальному номеру и цвету.

3. Из недавно рассекреченных переговоров между израильскими пилотами атаковавшими Либерти и командованием, следует, что как минимум один лётчик истребителя, по меньшей мере, трижды идентифицировал корабль как американский и уточнял у руководства, следует ли наносить удар, при этом, он получил утвердительный приказ.

- Израильский пилот командному пункту ЦАХАЛ: Это американский корабль. Вы всё ещё хотите атаковать?

- Командный пункт ЦАХАЛ израильскому пилоту: Да, выполняйте приказ.

- Израильский пилот командному пункту ЦАХАЛ: Но сэр, это американский корабль - я вижу флаг!

- Командный пункт ЦАХАЛ израильскому пилоту: Неважно, бей"**.

4. Торпедные катера ВМФ Израиля последовательно уничтожили все спасательные плоты, что является военным преступлением .

5. О том, что нападение было преднамеренным говорил тогдашний президент США Линдон Джонсон.

Повреждение от торпеды

Повреждение корпуса

Среди версий которые могли бы объяснить атаку, присутствует то, что потопив американский корабль Израиль намеревался втянуть в войну США. Либерти атаковали катера и самолёты без опознавательных знаков, израильтяне убивали всех кто пытался спастись, а вина за это должна была пасть на Египет. Исследователи отмечают, что Линдон Джонсон приказал сбросить ядерные бомбы на Каир , но бомбардировщики были отозваны в последний момент, когда президент понял, что за нападением стоял не Египет, а Израиль***.

В контексте ядерного оружия и Шестидневной войны, интересен израильский секретный план, о котором стало известно совсем недавно - благодаря тому, что США рассекретили закрытую информацию. Так, 5 июня 2017 года агентство "Россия сегодня" сообщило, что согласно публикации Международного центра имени Вудро Вильсона, Израиль располагал секретным планом по использованию ядерной бомбы против Египта в случае поражения в войне.

Отдельные публицисты полагают, что по вопросу перекладывания вины за нападение на Либерти, возможно, Израиль и США сотрудничали на уровне специальных служб или по другим тайным каналам.

Другой жизнеспособной версией можно назвать предотвращение утечки компрометирующей и секретной информации, о которой не должен знать никто, даже главный союзник и покровитель. Уничтожая разведывательный американский корабль, израильтяне намеревались скрыть факты военных преступлений (массовые расстрелы военнопленных) и планы по вторжению в Сирию. Примечательно также, что одной из задач Либерти было отслеживание применения ядерного и химического оружия.

Если принять довольно обоснованную версию о спланированном и намеренном нападении, то ЦАХАЛ и Израиль тех времён предстаёт в новом цвете немыслимого цинизма и античеловечности. Как на самом деле израильские солдаты относились к "врагами" в Шестидневной войне остаётся только догадываться или ждать очередного рассекречивания неуничтоженных ещё документов.

За массовое убийство американцев и ранения, а также за уничтожение корабля Израиль выплатил денежную компенсацию общей суммой в $ 13 млн, что в пересчёте на доллары 2017 г. составляет $ 65 млн (47,2 - семьям убитых и раненым, 17,8 - за корабль).

* Зачем Израиль атаковал Америку (https://www.pravda.ru/world/asia/middleeast/23-02-2015/1249650-izrael-0)

** Haaretz - "‘But Sir, It‘s an American Ship.‘ ‘Never Mind, Hit Her!‘ When Israel Attacked USS Liberty" (http://www.haaretz.com/us-news/1.800584)

*** Israel Murdered U.S. Sailors and Tried to Sink Their Ship… A Failed False Flag Attack Against the United States (http://www.washingtonsblog.com/2015/02/attack-uss-liberty-failed-false-f...)

Повернись к торпедам грудью, Либерти

27 сентября, это славная и памятная дата в истории мирового судоходства и Второй Мировой войны. В этот день в 1941 году верфи Bethlehem-Fairfield Shipyard вблизи Балтимор, Мэриленд, США, спустили на воду первый сухогруз знаменитой и легендарной серии Либерти – одного из первых в мире опытов производства судов одного проекта в массвом количестве, практически конвейерным способом. Любой, кто немного знает историю Второй Мировой войны и мирового судоходства, знает, что такое эти суда и какова была их роль в войне в целом.
Первый «либертос» назывался SS Patrick Henry, его строили 244 дня. В дальнейшем в среднем на строительство либерти уходило 42 дня, а один, SS Robert E. Peary, построили за 4 дня! Хотя это и было сделано в целях рекламы, но тем не менее, рекорд поставили – и вроде бы никто его еще не побил. Союзникам необходимо было обеспечить бесперебойные поставки материалов и техники из США и Канады в Европу и СССР, а как известно, 40-43 года, это период безраздельного господства немецких подводных лодок. Чтобы обеспечить перевозки, необходимо было не просто строить новые транспорты взамен потопленных, но строить их в массовом порядке. Именно либерти и стали такими судами.

Спуск на воду первенца, SS Patrick Henry

Прозвище «Либерти» они получили с легкой руки президента Рузвельта, он участвовал в церемонии спуска на воду первенца, SS Patrick Henry, и сказал в приветственной речи следующие слова «дайте мне свободу, или дайте мне умереть». Liberty – свобода. Суда под этим гордым прозвищем внесли огромный вклад в победу союзников вообще и СССР в частности, про них написано во всех мемуарах моряков торгового флота. Те либертосы, которые СССР получил по ленд-лизу, работали у нас вплоть до 70-х, и вспоминали о них исключительно с удовольствием. Строились-то они как паровики, а паровую машину отличает малошумность – не было грохота и лязга современных дизелей и вибрации жестяных настроек современных судов. Либертосы были солидными пароходами, сделанными из чуть ли не брони, если судить по нашим современным меркам. Да, были проблемы с прочностью корпуса, из-за того, что либертосы стали первой массовой серией судов, строившихся не клепкой, а сваркой. Но корпус укрепляли, и после этого они работали еще многие десятки лет.

Немного истории:
В начале войны торговый флот союзников Соединенных Штатов по антигитлеровской коалиции нес огромные потери от подрывов на минах, налетов вражеской авиации, атак подводных лодок и действий надводных кораблей. Только Великобритания к декабрю 1940 года потеряла 585 судов, составлявших 20% ее тоннажа, а к лету 1941 года он сократился на треть.

Мировой торговый флот в 1939 году:

Соотношение потерь транспортов к их воспроизводству:

Необходимо было срочно предпринять какие-то радикальные меры, чтобы обеспечить морские перевозки военных грузов и войск в требуемых обьемах, на всех бассейнах. В противном случае, союзникам грозило поражение. Не будем забывать, что СССР зависел от поставок по ленд-лизу куда больше, чем нам преподносит наша пропаганда, и советская, и нынешняя. Наша пропаганда упор делает на поставки военной техники, такой как танки и самолеты. А тут действительно, основную роль сыграла наша промышленность. Но наши забывают про то, без чего танки с самолетами не построишь – про специальные марки стали и добавки, про аллюминий и станки, про многое другое. Забывают и про то, без чего самолеты не летают, про авиационный бензин, а его мы получили от союзников в очень немалых обьемах – где-то треть от потребленного. В том и дело, в том и важность союзнических поставок – это были материалы и вещи, которые мы сами, такого уровня и в таких количествах, производить не могли, или вообще не имели. РЛС, например, или радиостанции. Или легендарные джипы и студебеккеры. Короче говоря, без налаживания достаточных для удовлетворения военных нужд морских перевозок, союзники могли вообще проиграть. Ситуация стала критической в 40-41 годах, когда торговый флот стремительно сокращался, а воюющие страны были не в состоянии восполнить потери.

Конвой в Северной Атлантике

На помощь пришли США, с их гигантским промышленным потенциалом, с их способностью реализовывать самые фантастические проекты. В США обьявили конкурс на лучший проект для строительства огромной серии транспортов, со следующими требованиями: суда должны быть как можно дешевле и проще в постройке и эксплуатации, как можно меньше по собственному весу при максимальной грузоподъемности, и обладать максимально возможной живучестью и элементарным комфортом для экипажей.
Так как мировое производство дизелей оказалось на территории Германии и оккупированных ею стран, в качестве главного двигателя была выбрана паровая машина с котлами, работающими на жидком топливе.
По результатам конкурса победил проект со следующими параметрами: универсальный сухогрузный пароход, рассчитанный на работу в неограниченном районе плавания, имел водоизмещение более 14 тысяч тонн, наибольшую длину около 135 метров, ширину более 17 метров и осадку в полном грузу 8,5 метров. Он был целиком сварным, что представляло собой революцию в технологии судостроения. Пароход был двухпалубным, с пятью грузовыми отсеками, с надстройкой и машинным отделением в средней части, с семью водонепроницаемыми переборками, которые обеспечивали непотопляемость судна при затоплении любого отсека.

Схема базового варианта проекта Либерти - сухогруза

При мощности силовой установки в 2,5 тысяч лошадиных сил и грузоподъемности в 10 тысяч тонн суда имели сравнительно невысокую эксплуатационную скорость 11 узлов, что облегчало их использование в составе конвоев совместно с судами других типов. все оборудование, даже мебель в каютах, изготовлено из тонколистовой стали, поэтому судно оказалось намного легче, чем другие суда той же грузоподъемности. Мировое судостроение еще не знало судов с такими выгодными характеристиками.
Жилые помещения размещались в средней и кормовой надстройках, с выходом к спасательным шлюпкам и плотам. Для отделки палубы и кают вместо дерева использовалась нескользящая огнестойкая мастика, что было и дешевле, и обеспечивало очень важную в условиях войны высокую огнестойкость.

Готовая секция Robert E Peary

Суда имели десять грузовых стрел грузоподъемностью 3-5 тонн они имели одну или две тяжеловесные стрелы грузоподъемностью до 50 тонн. Верхняя палуба позволяла размещать на ней крупногабаритные грузы.
Суда имели хорошее вооружение и могли постоять за себя и при встрече с надводными кораблями противника, и при атаках подводных лодок, и при налетах вражеской авиации. Кроме двух пушек – на носу и на корме, устанавливалось шесть-восемь 20-40 мм скорострельных зенитных автоматов и пулеметы, предусматривался запас глубинных бомб. Размагничивающее устройство защищало корпус от подрыва на минах с магнитными взрывателями; а рулевая и штурманская рубка были прикрыты железобетонными плитами.

Машина

Производство было организовано с грандиозным размахом. Американцы наладили серийное производство «Либерти» без больших денежных затрат и в короткие сроки. В строительстве была занята вся промышленность США и Канады. Программа предусматривала строительство 2742 судов на 18 судостроительных верфях Тихоокеанского и Атлантического побережья, насчитывавших 170 стапелей. Предприятия были связаны жестким графиком интеграции и поставок. унификация судового оборудования и новая технология сборки обеспечивали сокращение сроков постройки. Суда собирались конвейерным методом с использованием электросварки. Для этого потребовалось организовать массовую ускоренную подготовку рабочих судостроительных специальностей. Суда строились с невероятной скоростью, производственный цикл их постройки все время сокращался.
Считалось, что суда типа «Либерти» строились на один или два рейса: если судно пересекло океан и сдало груз, значит, оправдало расходы на строительство.
Сухогрузы типа «Либерти» составили основу всего мирового флота, обеспечивавшего морские перевозки стран антигитлеровской коалиции в годы Второй мировой войны. «Либерти» были основным морским перевозчиком ленд-лизовских грузов, принимали активное участие в перевозке войск и высадке морских десантов.
Было построено около 2700 судов этой серии за все годы войны. В разгар войны и строительства, в период март 1943 – декабрь 1943, строили более 100 судов месяц. Поначалу пресса и общественность были настроены к Либерти весьма скептически, обозвав их «гадкими утенками». Однако позже отношение к ним в корне изменилось, и в конце-концов они стали любимчиками. Суда оказались простыми в постройке, надежными, удобными для перестройки и превзошли все ожидания.
Размерения Либерти основного типа, сухогруза:
Водоизмещение: 14245 тонн Длина макс: 129.81 метра Ширина: 16.76 метра Осадка: 8.16 метра Мощность ГД и скорость: 2500 л.с., 11 узлов

Мостик

Кормовое орудие

Либерти на калифорнийских верфях

Судьба:
Первенца, SS Patrick Henry, списали в 1960-м. В настоящее время в США сохранились два полностью функциональных либертоса, SS Jeremiah O"Brien (Сан-Франциско) и SS John W. Brown (Балтимор).
Сохранились ли у нас, не знаю. Еще несколько лет тому назад стоял один на Первой Речке во Владивостоке – Александр Невский, в качестве УПС мореходной школы и учебного центра по борьбе за живучесть и спасательных средств. Вроде бы уже нет его. А как жаль! Ведь легендарные суда, тесно связанные с нашей историей.

Причины гибели и судьба судов серии:
Причина гибели Количество

Потоплены торпедами ПЛ: 114
Потоплены артиллерией ПЛ: 11
Потоплены надвоными кораблями: 6
Потоплены самолетами: 30
Камикадзе: 5
Мины: 34
В результате обычных аварий: 280
Списаны на слом: 1556
Резервный флот США: 434
Другое (в т.ч. Либерти, переданные другим странам): 241
Всего: 2711

Верфи, строившие Либерти: Alabama Dry Dock Co, Bethlehem-Fairfield Shipyards Inc, California Shipbuilding Corp, Delta Shipbuilding Co, J A Jones Construction Co (Brunswick), J A Jones Construction Co (Panama City), Kaiser Co, Marinship Corp, New England Shipbuilding Corp, North Carolina Shipbuilding Co, Oregon Shipbuilding Corp, Permanente Metals Co, St Johns River Shipbuilding Co, Southeastern Shipbuilding Corp, Todd Houston Shipbuilding Corp, Walsh-Kaiser Co.
Основные модификации проекта: сухогруз; танкер; углевоз; авиатранспорт; перевозчик танков; госпитальное судно; десантный транспорт.
Основные флаги: США; Англия; Норвегия; Бельгия; СССР; Франция; Греция; Нидерланды.
Закладка киля первенца: 30 апреля 1941 год
Спуск на воду последнего: 30 октября 1945 года.
Всего заложили 2711 судов, всего сдано 2710 судов.

Один из Либерти по ленд-лизу, Жан Жорес, получила и водила глубоко уважаемая Анна Ивановна Щетинина (светлая ей память), самая известная в России женщина - капитан.
О Либерти сочиняли и песни, как-то давным-давно слышал одну, и запомнились отрывочные строки:
«был час, думал мне конец настал, но видать, сам Бог крутил со мной штурвал… … повернись к торпедам грудью, Либерти»
Славные пароходы, славная судьба, и будем надеяться – вечная память.

Почтовая марка Либерти

Один из уцелевших - SS Jeremiah O"Brien

Формирование конвоя, Либерти на заднем плане

Либерти в штормующей Атлантике

Дошел...

Еще один пароход легендарной серии Либерти станет музеем
15 января – в Грецию пришло необычное судно, пароход Hellas Liberty серии легендарных Либерти, ранее называвшийся Arthur M. Huddel. Пароход вышел из Норфолка Вирджиния, США, 6 декабря прошлого года. До июля прошлого года ветеран 2-й мировой войны пароход Arthur M. Huddel числился в составе Резервного флота США и стоял на рейде Форт Юстус. Между Грецией и США была достигнута договоренность о передаче парохода Греции, где он пройдет ремонт и реконструкцию и станет плавучим музеем. Пароходы серии Либерти сыграли огромную роль не только во всей 2-й мировой войне, но и в судьбе Греции, ее послевоенного судоходства. В ходе войны торговый флот страны был практически уничтожен, причем много судов погибли, доставляя различные грузы для союзников. После окончания войны США на выгодных условиях передали Греции 104 судна типа Либерти, получивших в стране название «Благословенная сотня» - именно эти суда положили основу возрождению греческого торгового флота. Классификационное общество США Американское Бюро Судоходства выделило Институту истории морского флота Греции 250 тысяч долларов на реконструкцию судна. В США в качестве плавучих музеев имеются еще два судна типа Либерти, John W. Brown и Jeremiah O’Brien. На фото Hellas Liberty еще как Arthur M. Huddel - щелкните по иконке чтобы перейти на полномасштабное фото:

"Либерти" — корабль радиоэлектронной разведки ВМС США. Заложен 23 февраля 1945 года в Портленде, штат Орегон как грузовое судно "Simmons Victory", одно из многочисленной серии так называемых «Судов Победы» (Victory ships), строившихся во время Второй мировой войны для трансатлантических конвоев. "Simmons Victory" было передано Морской комиссии 4 мая 1945 года и зафрахтовано Pacific Far East Line, для которой осуществляло коммерческие грузоперевозки. В 1958 году судно было возращено Управлению торгового флота Министерства торговли США для передачи в резерв ВМС США. В феврале 1963 года "Simmons Victory" было приобретено ВМС США и переоборудовано в многоцелевое вспомогательное судно. 8 июня 1963 года переименовано в "Либерти" и получило бортовой номер AG-168. 1 апреля 1964 года было переклассифицировано в корабль технической разведки с бортовым номером AGTR-5. В феврале 1965 года "Либерти" совершил переход с Западного побережья в Норфолк, штат Виргиния, где на него было установлено дополнительное оборудование, позволяющее выполнять задачи по сбору и обработке данных радиоэлектронной разведки в интересах Агентства национальной безопасности США. В июне 1965 года "Либерти" отправился в своё первое плавание к берегам Западной Африки; затем на протяжении двух лет участвовал в других операциях ВМС США в Атлантике. В 1967 году был направлен в Средиземное море, где во время Шестидневной войны осуществлял радиоэлектронную разведку в восточном Средиземноморье. День 8 июня 1967 года у побережья Синайского полуострова выдался солнечным и ясным. Шел четвертый день арабо-израильской "шестидневной войны". Но на палубе "Либерти", медленно рассекавшего лазурную гладь Средиземного моря в 12 морских милях от берега, царила почти курортная идиллия. Свободные от вахты члены команды, натершись кремом для загара, нежились под ласковым южным солнцем. Даже не верилось, что совсем неподалеку в песках Синая и в районе Суэцкого канала идут ожесточенные танковые и воздушные сражения.

Американцы чувствовали себя в полной безопасности. Их корабль находился в международных водах, а на мачте развивался большой звездно-полосатый флаг, который не могли не заметить самолеты-разведчики ВВС Израиля, с утра 13 раз облетевшие "Либерти" на малой высоте. Моряки махали летчикам руками: ведь США и Израиль были союзниками. Операторы постов радиоперехвата ясно слышали доклады пилотов своему командованию: обнаруженное судно - американское. Только командира корабля коммандера (капитана 2 ранга) Уильяма Макгонагла терзали смутные предчувствия. Получив 5 июня приказ приблизиться к району военных действий, он просил командующего 6-м флотом США вице-адмирала Томаса Мартина придать ему эсминец в качестве эскорта. Но получил отказ. Адмирал заверил его, что в "случае чего" на помощь немедленно будут подняты палубные самолеты с авианосцев. Около 2 часов дня вахтенный радиометрист доложил о появлении на экране радара трех быстроходных надводных объектов, следовавших пересекающимся курсом. Через пять минут один из круживших над "Либерти" израильских самолетов внезапно спикировал на судно. Выпущенные "Миражем" неуправляемые авиационные ракеты - НАРы врезались в палубу и надстройки американского судна. Вслед за этим последовал еще один ракетный залп со второго "Миража". Корпус корабля содрогнулся от множества взрывов, большая часть мирно загоравших на палубе моряков были моментально убиты или покалечены. Развернувшись "Миражи" открыли по "Либерти" огонь из 30-мм пушек, а подошедшие за ними штурмовики "Супер-Мистер" сбросили напалмовые бомбы. Судно запылало сразу в нескольких местах. Уцелевшие члены экипажа под огнем израильских самолетов начали отчаянную борьбу с пожаром и пытались оказать помощь многочисленным раненым. Несмотря на то, что большинство антенн было уничтожено в ходе 20-минутного воздушного налета, радистам удалось поставить аварийную антенну и передать в эфир сигнал "SOS". Сигнал был услышан, но обещанные адмиралом Мартином авианосные самолеты так и не появились ни во время атаки, ни после нее. Тем временем ситуация для "Либерти" приняла еще более худший оборот. Едва самолеты скрылись из вида, как на сцене появились три израильских торпедных катера - те самые надводные цели, обнаруженные ранее радаром. Подойдя к американскому судну на дистанцию 200 метров, катера выпустили по нему свои торпеды. К счастью для американцев, израильские катерники оказались менее меткими, чем их коллеги из ВВС: из пяти торпед четыре прошли мимо. Зато пятая угодила прямо в середину корпуса, где находились основные посты радиоэлектронной разведки и связи. На мгновенье взрыв буквально выбросил "Либерти" из воды и моментально убил 25 человек. В правом борту образовалась 12-метровая пробоина и корабль тут же получил крен в 10°.

Но судну опять повезло. Морякам на нижних палубах удалось задраить водонепроницаемые переборки отсеков и поступление забортной воды в корпус прекратилось. Тем не менее, коммандер Макгонагл приказал своей команде приготовиться к эвакуации. Но как только американские моряки спустили на воду три спасательных плотика, израильские катера тут же потопили два из них пулеметным огнем, а третий втащили к себе на борт. По свидетельству членов экипажа, катера подходили к "Либерти" на дистанцию до 15 метров и явно не могли не заметить на корме судна написанное большими белыми буквами его название - USS LIBERTY, a также характерный для ВМС США крупный бортовой номер на носу - GTR 5. Однако после этого еще 40 минут торпедные катера кружили вокруг искалеченного судна, методично обстреливая из крупнокалиберных пулеметов членов экипажа, тушивших пожар и оказывавших помощь своим раненым товарищам. Хотя на "Либерти" имелись четыре пулеметные установки для самообороны, воспользоваться ими ошеломленным внезапным нападением американским морякам толком не удалось. В один из моментов кто-то лишь дал короткую очередь в воздух, вызвавшую еще более ожесточенный огонь израильтян. Неожиданно катера прекратили обстрел и умчались в северном направлении. Атака на "Либерти" продолжалась 1 час 25 минут. Из 290 членов экипажа 34 моряка были убиты и 171 ранен. Чудом державшееся на воде судно сумело дать ход и стало удаляться в сторону моря, ожидая высланные с кораблей 6-го флота за ранеными санитарные вертолеты. Между тем, через час после окончания атаки к "Либерти" вновь приблизились израильские торпедные катера, на сей раз просемафорившие: "Нуждаетесь ли вы в помощи?". В ответ с "Либерти" просигналили: "Убирайтесь к черту!" Вскоре над судном завис израильский вертолет, набитый вооруженными десантниками, с которого сбросили записку с предложением помощи. Однако американцы, всерьез опасаясь, что союзники намерены добить их судно и уничтожить оставшихся в живых, решительно отказались от их услуг. Вертолет неохотно улетел. Всю ночь оставшиеся в строю моряки не смыкали глаз, ожидая новых израильских атак. Но ночь прошла спокойно. Утром 9 июня к "Либерти" наконец подошел эсминец ВМС США "Дэвис". Однако первое, что услышали от его командира члены команды разведывательного корабля, было приказание забыть все, что с ними случилось. Приказ молчать под страхом военного трибунала получили и раненые моряки "Либерти", переправленные на корабли 6-го флота. Так началась операция сокрытия правды об инциденте. "Либерти" была отбуксирована на Мальту и после спешного ремонта отправлена в США, где ее пустили на слом. Израиль принес официальные извинения США. По версии израильской стороны, американское судно якобы было ошибочно принято за египетский корабль, имевший аналогичный силуэт. Администрация тогдашнего президента Линдона Джонсона безоговорочно приняла все объяснения Израиля и постаралась как можно быстрее закрыть этот вопрос. Ведь в случае вспышки гнева американской общественности, стало бы невозможно оказание Израилю широкомасштабной военной помощи. Результаты ведомственных расследований, проведенных комиссиями ВМС США, были засекречены. Командир корабля У.Макгонагл в 1968 году был чуть ли не тайком награжден высшей американской наградой "Медалью почета" Конгресса США. Спустя несколько лет Израиль также выплатил США в общей сложности более 13 млн. долларов в качестве компенсаций за нанесенный материальный ущерб и для выплат раненым и семьям погибших моряков с "Либерти". Однако, несмотря на все усилия, властям США и Израиля не удалось предать инцидент полному забвению. В 1982 году была создана "Ассоциацию ветеранов "Либерти", провозгласившая своей целью установление всей правды о трагедии 1967 года. Требования Ассоциации к конгрессу США о проведении полного и независимого расследования поддержали весьма видные политики и военные, в частности бывший госсекретарь Дин Раек и бывшие начальники штаба ВМС США адмиралы Арли Берк и Томас Мурер, а также ряд конгрессменов. Но до сих пор официальные власти США не хотят и слышать о возобновлении следствия по этому делу. Более того, ветеранов "Либерти" постоянно обвиняют в антисемитизме и подвергают травле в контролируемых произраильским лобби США СМИ. И это несмотря на то, что среди убитых и раненых израильским ракетами и пулями моряков было немало американцев еврейского происхождения. За минувшие 35 лет в США и других странах вышло несколько книг и документальных фильмов о "Либерти", в которых излагаются разные, зачастую противоречивые версии инцидента, приводятся воспоминания очевидцев и свидетелей, как с американской, так и с израильской стороны. В Интернете существуют даже несколько сайтов, посвященных этой теме. Судя по размещенным там материалам, большинство ветеранов "Либерти" и независимых исследователей убеждены, что израильский удар по судну был преднамеренным, а официальная версия не выдерживает никакой критики.

В частности, давно уже опровергнуты утверждения израильской стороны о том, что в момент атаки "Либерти" якобы не несла американского флага и двигалась с "характерной для боевых кораблей" скоростью более 30 узлов (на самом деле 5 узлов). Абсурдно выглядит также и утверждения Израиля, что его летчики и моряки перепутали "Либерти" - довольно крупное судно водоизмещением более 10 тысяч тонн с характерным силуэтом из-за больших параболических антенн, со старым египетским транспортом "Аль-Кусейр" водоизмещением 2600 тонн, предназначенным для перевозки лошадей. Разве могла лучшая в мире израильская разведка сделать столь идиотскую ошибку? В настоящее время существуют несколько альтернативных версий причин израильской атаки на "Либерти". Наиболее распространенная -это так называемая "голанская версия". Согласно ей, генеральный штаб ВС Израиля не хотел, чтобы США преждевременно узнали о планировавшейся на 9 июня операции израильской армии по захвату у Сирии Голанских высот. Мощная аппаратура радиоразведки на борту "Либерти" позволяла прослушивать и расшифровывать все переговоры по израильским военным сетям и оперативно передавать полученные данные в Вашингтон. Малоизвестный до сих пор факт: "Либерти", формально входившая в состав ВМС США, фактически управлялась Агентством национальной безопасности (АНБ) США - сверхсекретным ведомством, отвечающим за глобальный электронный шпионаж. Таким образом, отдав приказ потопить "Либерти", израильский генштаб возможно стремился сохранить в тайне свои военные планы, ибо опасался утечек информации в Вашингтоне к советской или арабской разведке. В последнее время появились и другие версии. В частности, некоторые исследователи утверждают, что американское разведывательное судно могло перехватить переговоры израильских военных о расстреле ими свыше 1 тыс. пленных египетских солдат в Эль-Атшш на Синае. Начальником генштаба Израиля в то время был генерал Ицхак Рабин, впоследствии премьер-министр и лауреат Нобелевской премии, убитый еврейским националистом в 1995 году. Вот он якобы и отдал приказ "убрать" нежелательного свидетеля израильских военных преступлений. Однако помимо причин нападения израильских военных на "Либерти", в этом деле есть и еще один вопрос. Почему же правительство США не пришло на помощь своим морякам, зная, что их более часа безнаказанно расстреливают и убивают военные силы другого государства? Бывший офицер судна Джеймс Иннес, кстати, автор известной книги "Нападение на "Либерти", в опубликованной недавно в газете "Нейви тайме" статье назвал это "актом предательства на море". Некоторые ветераны "Либерти", которых после инцидента ранеными доставили в госпиталь авианосца Америка, рассказывают о своем конфиденциальном разговоре с контр-адмиралом Лоуренсом Рейсом, командовавшим в то время авианосными силами 6-го флота. Адмирал тогда признался, что, получив сигнал SOS с "Либерти", он доложил об этом командующему флотом и в Вашингтон. После этого он поднял в воздух ударную группу из 12 самолетов с авианосца "Саратога", ближе всего находившегося от места инцидента. Однако адмирал тут же был вызван на связь самим министром обороны Робертом Макнамарой, приказавшим немедленно вернуть самолеты. Спустя 90 минут, получив доклад о торпедной атаке на "Либерти", Гейс повторно поднял в воздух самолеты. Но последовал еще один звонок от Макнамары с приказом дать отбой спасательной операции. Когда же адмирал потребовал подтверждения приказа, он услышал в трубке голос самого президента Линдона Джонсона: "Мне плевать, если даже этот корабль утонет и все там погибнут! Я не поставлю наших союзников в неудобное положение". Был ли такой разговор на самом деле или нет, остается только гадать. В Вашингтоне и Иерусалиме сейчас мало кто желает вспоминать о трагедии "Либерти", обстоятельства которой продолжают упорно замалчиваться официальными инстанциями.

в Избранное в Избранном из Избранного 0

Альтернативный проекты линкоров, крейсеров, авианосцев появляются у нас на сайте чуть ли не каждый день. А вот проекты транспортных или полувоенных кораблей я, лично, не припомню. Вот из соображений большего разнообразия я и решил выложить данный проект к нам на сайт. Хотя в плане АИ, данный проект имеет очень мало смысла и возможен в уж очень альтернативном СССР, мало похожем на тот который мы помним и который, обычно имеем ввиду. Но вернёмся к проекту:

Знаменитый бой парохода «Сибиряков» с немецким карманным линкором «Адмирал Хиппер» и его трагическая гибель. Натолкнула советское руководство на идею создания специальных, дешёвых и массовых кораблей для участия в арктических конвоях.

Основным условием кроме вышеперечисленных было наличие серьёзного вооружения на корабле, которое бы ему давало возможность, если не отбиться от немецких рейдеров, то нанести им неприемлемый урон. Это, по мнению морского руководства, должно было охладить пыл немецких охотников.

Кроме этого корабли должны были обладать и хорошим зенитным вооружением, которое бы давало возможность самостоятельно защитить себя от налётов вражеской авиации.

Первым кораблём серии стал транспорт «Сибиряков», названный в честь, знаменитого погибшего предка.

Корабли получили действительно хорошее вооружение, как для транспорта. По оконечностям надстройки в центре корпуса располагались две башни с четырьмя 130 мм универсальными пушками. Кроме того по оконечностям корпуса располагалось по две зенитных 85 мм пушки, которые также могли быть использованы и для стрельбы по надводным целям. Это, если можно так выразиться, универсальное вооружения судна, но оно ещё имело довольно мощное чисто зенитное вооружение, которое состояло из двадцати 20 мм орудий (я так понимаю Эрликонов. Видимо, ленд-лизовских) и 8-и 12,7 мм пулемётов (в оригинале автор указал некие 15 мм пушки, или пулемёты).

Корабли серии «Сибиряков» начали строится с 1943 года и всего было построено ни много не мало, аж 27 единиц.

12 забрало тихоокеанское пароходство, 12 - мурманское пароходство. Это для обеспечения экстренных поставок по ленд-лизу.

2 затребовало командование Северного флота с целью переоборудования в артиллерийские корабли эскорта - для сопровождения внутренних конвоев в летний период навигации. Корабли строились в расчёте, что каждый сможет сорвать нападение вспомогательного крейсера. Командование Северного Флота небезосновательно считало, что крупные надводные суда Кригсмарине если и будут использованы, то против гораздо более ценных конвоев союзников, транспортирующих готовую военную продукцию. Советские внутренние конвои готовую продукцию как правило, не везут, да и имеют большую вероятность избежать встречи или уклониться от боевого корабля просто в силу географических причин. Экономически тратить дефецитное для Рейха топливо ради советских каботажников необосновано, да и разведка выход германского крупного боевого корабля обещала (на этот раз) не проспать. В тоже время немцы могли незаметно вывести в море против советского судоходства замаскированный под одиночный торговый корабль союзников рейдер.

Представители торгового флота возмутились, заявив, что достаточно одного такого корабля, так как новая авиабаза разведывательных самолётов с ангарами на острове Колгуев, аэродромы подскока до самого Диксона, и минно-торпедный авиаполк с приоритетной задачей "ловить следующего гада" , теоретически, должны были исключить незаметное проникновение корабля противника в пустынное Карское море, и уж тем более из него выйти. Но моряки резонно заявили, что конвои следуют в двух направлениях и сказали, что распоряжения лётчикам летать в непогоду торговые моряки будут давать сами. Окончательным аргументом стало то, что Северный Флот не имел на кораблях орудий свыше 130 мм, а в будущем более чем очевидны операции против берега. Вооружение каждого корабля составило 6 180 мм установок Б-1-П в 6 башнях: по две линейно-возвышенные оконечностях и по одной с каждого борта - с таким расчётом, чтобы на ретирадных и догонных курсах иметь возможность гаранитрованно вести стрельбу 4 орудиями из 6. Зенитное вооружение - 4 100 мм универсальные установки Б-34, 8 зенитных орудий 70-К, и 4 25 мм пушки 72-к.

Ну и 1 корабль попросило руководство ГлавСевМорПути - для обеспечения работоспособности онного. Корабль имел на палубе спускаемые грузовые мотоботы в количестве 12 штук и 3 связных гидросамолёта, трюмы корабля были забиты топливом (керосин и бензин в бочках, уголь в мешках-корзинах) строительным материалом, продовольствием, запчастями, зимней одеждой, медикментами и водой. Корабль имел дополнительные каюты, разнопрофильную ремонтную мастерскую, позволяющей осуществить скорый ремонт электрогенераторов, котельных установок, радиостанций, амбулаторию с несколькими врачами (в наличии был ренгеновский аппарат, операционная и зубной кабинет), стилизованную в русском стиле баню и даже подобие ресторана, где страдающие от одиночества и тяжёлых условий служащие могли расслабиться и душой и телом. Мотоботы снабжали метерологические, радиотрансляционные станции, дозорные посты всем необходимым, гидросамолёты осуществляли курьерскую и связную службу, так как по понятным причинам, корабль стремился не выходить в эфир. Корабль фактически использывался как плавбаза и все переходы делались с "попутными" конвоями под охраной эскорта.

Всего за время войны из 27 кораблей было потеряно 4 корабля и один серьёзно повреждён. На Севере было потеряно 3 корабля - один потоплен при переходе конвоя JW-55A в декабре 1943 в Баренцевом море подлодкой U-354, другой - торпедоносцами Ju-188 из III/KG-26 в ноябре 1944 в Норвежском, причём отставший из-за поломки от конвоя RA-61A корабль радаром самолёта-разведчика обнаружен был. Самолёт-разведчик, определив параметры цели, повесил цепочку осветительных бомб вдоль курса с северной стороны корабля, торпедоносцы как на учениях зашли из тьмы на освещённую цель с юга. Погибли все. На мине в устье Белого моря в феврале 1945 погиб третий. Последний погиб из-за навигационной ошибки на Дальнем Востоке у Сахалина весной 1945 года. Плохая погода не позволила совершить обсервацию, а радиооборудование вышло из-за шторма из строя.

Повреждён был из серии только один корабль, зато как! Ранней весной 1944 года было принято решение переоборудовать один корабль в танкер и перебросить попутными союзными конвоями из Баренцева моря на Чёрное - с целью доставки в будущих операциях на южном ТВД советско-германского фронта топлива из кавказских портов поближе к фронту, минуя о перегруженный Ростовско-Батайский железнодорожный узел. Вокруг Азовского моря географически неудобно, неэкономно, медленно, заметно и опасно. Да ещё оппоненты из ГрАр "Юг" разрушают за собой всё. А тут 10000 тонн топлива одним рейсом. И корабль выглядит как транспорт. Судно в марте было переоборудовано в танкер, и отправилось в путь с конвоем 28 апреля. Англичане были очень удивлены, что судно отправилось в такой рейс пустым, но советские союзники объяснили, что судно не готово ходить с грузом и достраиваться будет на Чёрном море. А ведь не соврали: трюмы уже превратили в цистерны только пока без крышек сверху. А 28 мая одиночно следовавший в Средиземнном море корабль южнее острова Крит попал под звёздный налёт германской авиации. Управляемая бомба Fritz-X с He-177 пробила ставший цистерной трюм насквозь и не взорвалась. Однако трюм оказался частично заполнен водой. Бомбардировщикми Ju-88 сбросили бомбы с довольно большой высоты, однако корабль был поражён 250 кг бомбой, которая оторвала кормовой кран. Торпедоносцы He-111 удалось отбить заградительным огнём из 130 мм пушек, хотя проходящая за кормой торпеда сдетонировала (вероятно сработал магнитный взрыватель) , и корабль остался без хода. Корабль отправился в Александрию на ремонт. На буксире. До конца войны

Все уцелевшие 20 торговых кораблей были разоружены и работали после войны дальше, оба артиллерийских корабля превратились в мишени при испытаниях ракетного оружия, "полярник" дослужил свой век блокшивом на Диксоне, а танкер сразу после войны в Александрии продан на слом.

Прошу уважаемое сообщество оценить. Сей перл изящной словестности принадлежит мне (часть статьи посвященной "Штиру") . Просьба табуретками сильно не кидаться. Вариант пока черновой.

Надо сказать, что конец сентября 1942 г. выдался в центральной части Южной Атлантики дождливым и ветреным. Море было довольно бурным, часто налетали дождевые шквалы, и видимость составляла всего несколько миль. И вот наступила развязка. 27 сентября ничто не вызывало тревогу. Команды занимались очисткой бортов, покраской и текущими делами. Внезапно из тумана всего на расстоянии 2-х миль выскочило большое судно. Это оказался недавно построенный (14.04.1942 г.) американский сухогруз «Stephen Hopkins» водоизмещение 8500 брт типа «либерти» компании «Luckenbach Steamship Co», который после рейса из Южной Африки к берегам Австралии и Новой Зеландии шел в балласте из Кейптауна в Байю (Бразилия) и затем в Парамарибо (Голландская Гвинея) за грузом бокситов.

В 8:52, когда транспорт вышел из полосы очередного дождевого шквала, 3-й помощник Вальтер Ниберг (Walter Nyberg) обнаружил перед собой 2 судна и сразу же вызвал на мостик капитана Пола Бака (Paul Buck). Когда же неизвестные суда подняли германские военно-морские флаги и прожектором отдали приказать остановиться и не пользоваться радио, то ни у кого не осталось сомнений – перед ними находились рейдеры. Следуя инструкциям «Stephen Hopkins» немедленно развернулся к ним кормой и дал полный ход, подавая по радио сигналы о нападении, которые, правда, тут же успешно начали глушиться немцами, имевшими более мощные радиостанции. В том, что удастся уйти, шансов было ничтожно мало – «либерти» давал 10-11 узлов хода против 14-ти «Штира». Капитан Бак объявил, что он собирается принять бой несмотря ни на что. Энсин Военно-морского резерва США Кеннет М. Уиллет (Kenneth M. Willett, USNR, Armed Guard) и его четырнадцать артиллеристов заняли места согласно боевому расписанию. Правда, рейдер оказался один – «Штир», но вскоре и «Танненфельс», видя бедственное положение того, ввязался в бой, открыв огонь из своих зенитных автоматов и пулеметов.

Герлах приказал немедленно дать полный ход и уже через 6 минут, после того как противники увидели друг друга, открыл огонь по торговцу, который начал отвечать из единственного кормового 102-мм орудия. Начавшийся бой походил на дуэль «Сиднея» с «Кормораном», только наоборот. Германским 6 х 150-мм, 2 х 37 мм, 4 х 20 мм орудиям американцы смогли противопоставить только одно кормовое 102-мм, два носовых 37-мм и шесть пулеметов (4 х 50-го и 2 х 30-го калибров). Однако за это время «либерти» успел стать на невыгодный для рейдера курсовой угол и приготовиться к бою.

Немцы уже третьим залпом накрыли сухогруз, при этом тяжелое ранение в живот получил Уиллет, который мужественно остался на своем посту до самого конца, продолжая руководить огнем 102-мм орудия. Но практически нулевая дистанция свела на нет преимущество немецкой системы управления огнем, и уже рейдеру пришлось сражаться за свою жизнь. Два первых снаряда с американского судна нанесли серьезные повреждения «Штиру». Один, взорвавшись в носовом трюме, перебил трубу соединяющую топливные танки с дизелями, отчего вспыхнул пожар, который не был потушен до конца боя, другой заклинил руль на правый борт. Затем была повреждена электрическая подача боезапаса, из-за чего снаряды пришлось подавать вручную. Но силы были слишком не равны. Огневое превосходство «Штира», к которому присоединился и «Танненфельс», начало сказываться. 150-мм снаряды дырявили борта торговца, автоматические пушки огненным ливнем поливали палубу и надстройки, выкашивая команду. Вскоре немецкий снаряд разметал боевой расчет 102-мм орудия. К этому времени уже были уничтожены носовые 37-мм орудия, при этом погиб командовавший ими второй помощник Джозеф Лауман (Joseph Layman), и «Stephen Hopkins» остался практически без защиты. Но тут артиллеристам на помощь пришел самый юный член команды, кадет Академии торгового флота США (U.S. Merchant Marine Academy) Эдвин Джон О’Хара (Edwin John O’Hara). Приписанный к машинному отделению, он, тем не менее, практически все свое свободное время проводил в тренировках у орудия. Как оказалось, все это было ненапрасным. Под руководством смертельно раненного Уиллета О’Хара сумел сделать еще несколько выстрелов.

В 9:18 Герлах приказал прекратить огонь. Оба корабля охваченные пожаром раскачивались на волнах без движения неподалеку друг от друга. Всего бой продлился около 20 минут. Однако повреждения нанесенные противниками друг другу оказались фатальными для обоих.

Всего в течение боя американцы добились около 35 (!) попаданий в «Штир». Он потерял ход, пожар подбирался к трюму № 2, где еще оставалось 19 торпед, грозя взрывом. Затоплением пороховых погребов эту проблему удалось решить лишь частично, так как в ходе боя была выведена из строя система пожаротушения. В 10:14 на рейдере удалось дать ход, но уже через 10 минут из-за разгоравшегося пожара машинное отделение пришлось оставить и «Штир» остановился навсегда. После того как в 10:58 доложили, что пожар в машинном отделении вышел из-под контроля, Герлах дал приказ оставить корабль и перейти на «Танненфельс». Всего в ходе боя на вспомогательном крейсере было убито 4 (по другим источникам – трое), среди них главный врач, и ранено 33 человека. В 11:47 горящий «Штир» взорвался и затонул. Его команда была благополучно доставлена «Танненфельсом» в Бордо 8 ноября 1942 г. Так закончилась несчастливой одиссеи Хорста Герлаха и его команды.

«Stephen Hopkins» за время сражения получил большие повреждения. Оставшись без хода и, будучи охваченным огнем, он дрейфовал неподалеку от рейдера. В ходе боя погибли капитан Пол Бак, старший помощник Ричард Можковски (два варианта написания фамилии Richard Mocskowski / Moczowski), второй и третий помощники Джозеф Лауман и Вальтер Ниберг, радист Хадсон Хевей (Hudson Hewey). Второй механик и стюард смогли спустить спасательную шлюпку, на которую перешли 19 оставшихся в живых из 56 (в других источниках 61) человек команды американского транспорта. Пятеро из них было тяжело ранено. Около 10:00 они оставили «Stephen Hopkins», который вскоре затонул. Воспользовавшись дождевым шквалом, шлюпке удалось уйти незамеченной для наблюдателей «Танненфельса». Отважных моряков ждало изнурительное 1800-мильное путешествие без каких-либо навигационных приборов, которое закончилось через месяц 27 октября на побережье Бразилии в небольшой рыбацкой деревушке Барра-да-Страбапоана в 22 километрах от Рио-де-Жанейро. Четверо из них умерло в ходе плавания.

Теперь несколько слов о пленных моряках с потопленных судов. Экипажи «Gemstone» и «Stanvac Calcutta» в свое время были переданы на «Шарлотту Шлиманн» и попали в Японию. А вот спасенным морякам с «Dalhousie» невольно пришлось поучаствовать в бою с «Stephen Hopkins». Перед гибелью «Штира» их перевели на «Таннефельс» и в очень тяжелых условиях, вызванных нехваткой пищи и необходимостью дышать испарениями нефтепродуктов, доставили во Франции. Тем не менее, они все остались живы, за исключением Стюарта Гроува (Steward Grove), который, надев спасательным жилетом, в 20 милях от французского побережья выпрыгнул за борт, намереваясь вплавь достичь берегов Испании. Больше никто его не видел…

Карьера «Штира» оказалась самой неудачной и быстротечной из всех девяти германских рейдеров действовавших в мировом океане. Она продолжалась 139 дней. За это время было потоплено всего 4 корабля суммарным водоизмещением 30278 брт.

Оказавшись в рейхе, Герлах ни как не мог поверить, что его противником был медлительный и слабовооруженный «либерти». Он утверждал, что принял бой со вспомогательным военным кораблем, а то и вспомогательным крейсером. Впоследствии он с сентября 1943 г. по сентябрь 1944 г. занимал должность командующего флотилией охраны побережья «Пелопоннес». После войны, как и многие, Герлах долгое время жил в нужде, работал водителем. Во время маневров НАТО призывался как офицер запаса. Он умер в 1970 г.

Его противники получили в США громкие почести. Энсин Кеннет М. Уиллет был посмертно награжден Военно-морским крестом (Navy Cross) за доблесть. В его честь был назван эскортный миноносец DE-354 «Kenneth M. Willett», вступивший в строй в 1944 г. Кроме этого его именем и именем кадета Эдвина Джона О’Хара были названы строения в Академии торгового флота США в Кингз-Пойнт Нью-Йорк (King’s Point, NY), которая единственная из всех учебных гражданских учреждений США получила право на подъем боевого флага. Имена капитана Пола Бака и старшего помощника Ричарда Можковски были присвоены транспортным судам типа «либерти». Известный английский историк флота С. Роскилл написал о команде «Stephen Hopkins»: «Личный состав судна провел бой, которым могут гордиться все военно-морские и торговые флоты союзников, и который привел к гибели одного из тяжеловооруженных и опасных немецких рейдеров».