Парижский договор: Предчувствие беды.

ИНИЦИАТИВЫ СССР О РАЗОРУЖЕНИИ

На Генуэзской конференции 1922 г., первой между­народной конференции, на которую была приглашена Страна Советов, советская делегация выступила с предложением о разоружении. Идея разоружения приобрела большую популярность в народных массах. Лига наций была вынуждена включить в план своих работ обсуждение вопроса о разоружении. С конца 1925 г. при Лиге наций стала работать подготовительная комиссия конференции по разоружению.

В ноябре 1927 г. в работе подготовительной комиссии конференции по разоружению приняла участие со­ветская делегация, возглавляемая М. М. Литвиновым. Советская делегация внесла предложение о полном и всеобщем разоружении. Она предложила ликвидировать во всех странах мира армии и военный флот, упразднить всеобщую воинскую повинность, распустить военные министерства и генеральные штабы, срыть все крепости и военные заводы, закрыть военные школы и т. д.

В марте 1928 г. советская делегация выступила в подготовительной комиссии конференции по разоружению с проектом частичного разоружения. Она предложила сократить вооруженные силы стран, имеющих армии численностью свыше 200 тыс. человек, наполовину; имеющих армии численностью свыше 40 тыс. человек - на одну треть; имеющих армии численно­стью до 40 тыс. человек - на четверть. Проект не нашел поддержки у западных держав.

Советское правительство не было приглашено к участию в переговорах о заключении пакта Келлога - Бриана.

ПАКТ КЕЛЛОГА - БРИАНА

6 апреля 1927 г., по случаю 10-летия вступления США в первую мировую войну, французский министр иностранных дел Бриан обратился к правительству США с предложением заключить между обеими странами договор о вечной дружбе, запрещающий войну как средство национальной политики. Это предложение было благожелательно встречено в Вашингтоне. Государственный секретарь США Келлог не только поддержал предложение Бриана, но даже расширил его. Он высказался за заключение многостороннего договора об отказе от войны как средства национальной политики. К переговорам о заключении этого договора были привлечены другие западные державы. Все они не возражали против договора, но вносили свои оговорки.

27 августа 1928 г. представители 15 государств, в том числе США, Франции, Англии, Италии, Японии и Германии, подписали в Париже пакт об отказе от войны как средства национальной политики. Пакт обязывал его участников разрешать любые споры и конфликты между ними мирными средствами. Всем остальным государствам мира, в том числе и Советскому Союзу, было послано приглашение присоединиться к этому пакту.

Советский Союз присоединился в начале сентября 1928 г. к пакту Келлога - Бриана и первым из его участников ратифицировал его. Советский Союз отверг оговорки, которые были сделаны другими участниками пакта и которые ограничивали сферу его действия.

Поскольку ратификация пакта Келлога - Бриана затянулась, Советский Союз в конце 1928 г. сделал предложение ряду стран о немедленном введении в действие этого пакта. Это предложение было принято. 9 февраля 1929 г. представители СССР, Польши, Румынии, Эстонии и Латвии подписали в Москве протокол о немедленном введении в действие пакта Келлога - Бриана в отношениях между подписавшими этот протокол странами. На протяжении февраля - апреля 1929 г. к этому протоколу присоединились Турция, Иран и Литва. Московский протокол 1929 г. способствовал укреплению мира на западных и юго-восточных рубежах нашей страны.

Летом 1929 г. пакт Келлога - Бриана вступил в силу в отношениях между всеми его участниками.

Кульминационным достижением «пацифистской» дипломатии был так называемый пакт Бриана - Келлога об отказе от войны как орудия национальной политики.

Инициатива предложения этого нового пацифистского пакта принадлежала Бриану. 6 апреля 1927 г., в связи с десятой годовщиной вступления США в мировую войну, тысячи американских волонтёров, сражавшихся на Западном фронте, по приглашению французского правительства приехали в Париж. По этому поводу Бриан выступил с заявлением о дружественных чувствах Франции к Соединённым штатам и о готовности французского правительства подписать с США «любое взаимное обязательство, чтобы поставить, по американскому выражению, войну вне закона».

20 июня 1927 г. Бриан передал американскому послу в Париже официальную ноту с проектом франко-американского договора о «вечной дружбе». Заключением такого договора французское правительство рассчитывало обеспечить себе поддержку США для укрепления франка, урегулировать свои долговые обязательства перед Америкой и вообще упрочить военно-политическое положение Франции на случай осложнений в Европе. Со своей стороны американская дипломатия старалась использовать идею Бриана в интересах внутренней и внешней политики США. Что касается внешнеполитических мотивов, которые заставляли правительство Соединённых штатов поддержать французское предложение, то они были достаточно понятны. Возросшая после войны экономическая мощь Соединённых штатов внушала правительству заокеанской республики стремление приобрести руководящее влияние в мировой политике. Американцы не забыли, какое дипломатическое поражение они понесли после мировой войны, когда Англия и Франция сумели воспользоваться всеми плодами победы над Германией и превратить детище Вильсона - Лигу наций - в послушное орудие своего собственного господства. Руководитель государственного департамента США Келлог стремился создать Соединённым штатам Америки положение международного арбитра и противопоставить создаваемый им «инструмент мира» женевскому синедриону, где американским представителям приходилось оставаться в роли наблюдателей. В период выборов президента и членов Конгресса предполагаемый пакт изображался как плод мирной инициативы самого американского правительства. 28 декабря 1927 г. Келлог сообщил Бриану, что правительство Соединённых штатов с удовлетворением принимает французское предложение. Однако оно не считает возможным заключить договор о «вечном мире» с одной лишь Францией. Необходимо «достигнуть присоединения всех главных держав к пакту, посредством которого эти державы отказались бы от войны как орудия национальной политики».

Во Франции американский ответ вызвал большое разочарование. Многосторонний договор, предложенный Келлогом, грозил ослабить значение ранее заключённых французской дипломатией договоров и подорвать французскую систему союзов. Кроме того, он наносил урон и престижу Лиги наций, противопоставляя ей новое объединение европейских держав, подписавших пакт.

Последовавшая затем дипломатическая переписка между Францией и США отразила стремление французской дипломатии устранить нежелательные для Франции изменения в первоначальном проекте пакта. Келлогу предлагалось заключение такого договора между Францией и США, который воспрещал бы всякую наступательную войну. В дальнейшем к нему могли бы присоединиться и все остальные государства. Во французской ноте имелась характерная оговорка, что новый пакт не упраздняет заключённых ранее союзов и не аннулирует обязательств, содержавшихся в уставе Лиги нации, в Локарнских соглашениях и других международных актах.

Было очевидно, что французская дипломатия стремится оставить за Францией право применения вооружённой силы в целях своей внешней политики. Келлог ответил, что американское правительство стоит за безусловный отказ от войны как средства национальной политики. Потому оно и не может принять французское предложение.

13 апреля 1928 г. послы Соединённых штатов в Англии, Германии, Италии, Японии вручили правительствам этих стран ноты тождественного содержания с запросом по существу франко-американского спора. Ими были представлены также первоначальный проект Бриана, дипломатическая переписка государственного департамента с французским правительством и американский проект договора о запрещении войны.

Первой из запрошенных держав ответила Германия. В ноте от 27 апреля 1928 г. она, разумеется, поспешила высказаться в пользу американского проекта. Германская дипломатия следовала своей обычной тактике: демонстрировать абсолютное миролюбие Германии, усыплять международную бдительность и отвлекать внимание стран-победительниц от усиленного роста германских вооружений.

Британская дипломатия, обеспокоенная активностью США, решила укрепить англо-французские отношения. Нота Чемберлена от 19 мая 1928 г., указывая на «отсутствие существенных противоречий» между обоими проектами, солидаризировалась с французским проектом. Однако британское правительство сохраняло за собой право особого истолкования обязательств пакта в отношении таких стран, где у Великобритании имеются «особые интересы».

Таким образом, Америка оказалась перед объединённым фронтом англо-французской дипломатии. Во избежание провала своего предложения американское правительство решило пойти на уступки. Проект был изменён в соответствии с важнейшими требованиями Франции и Англии, сводившимися к тому, что разрешались войны в интересах обороны государств.

23 июня 1928 г. правительство США разослало текст договора об отказе от войны всем участникам Локарнских соглашений и британским доминионам. Вскоре он был принят всеми государствами, приглашёнными стать участниками пакта: Германией (12 июля), Францией (14 июля), Италией (15 июля), Польшей (17 июля), Бельгией (18 июля), Великобританией (18 июля), Японией (20 июля), Чехословакией (20 июля).

Церемония подписания пакта Келлога была проведена 27 августа 1928 г. в Париже с участием представителей Англии, Бельгии, Германии, Италии, Польши, Франции, Чехословакии и Японии. В первой статье пакта договаривающиеся стороны заявляли, что они «исключают обращение к войне для Урегулирования международных споров и отказываются от таковой в своих взаимных отношениях». Вторая статья гласила, что при урегулировании или разрешении всех могущих возникнуть между сторонами споров или конфликтов должны всегда применяться только мирные средства. Наконец, третья статья устанавливала, что пакт открыт для присоединения всех других государств: сообщения о таком присоединении будут приниматься правительством США.

26 сентября 1928 г. Лига наций приняла Генеральный акт по арбитражу для мирного урегулирования конфликтов. Этот договор предусматривал судебную и арбитражную процедуру рассмотрения и урегулирования конфликтов между участниками пакта Келлога.

Перейти к началу страницы Перейти к содержанию книги Смотреть карты

Келлога-Бриана пакт 1928 года - иначе Парижский договор о воспрещении войны в качестве орудия национальной политики - подписан 27. VIII в Париже.

6. IV 1927 по случаю 10-летия вступления США в первую мировую войну министр иностранных дел Франции Бриан (...) обратился с посланием к американскому народу и правительству. Он предлагал заключить между обеими республиками договор о "вечной дружбе, запрещающей обращение к войне, как к средству национальной политики". 20. VI 1927 года Бриан передал американскому послу в Париже Херрику проект такого договора.

Инициатива Бриана объяснялась следующими соображениями. Трудно было представить себе возможность войны между Францией и США. Между обоими государствами не было непосредственных точек соприкосновения, а равно такого различия интересов, которое могло бы привести к войне. Между тем для Франции было далеко не безразлично, какую позицию заняли бы США в том случае, если бы Франции пришлось вести европейскую войну. Подписав с Францией договор о вечном мире и об отказе от войны, США тем самым связали бы в определённой мере свою политику на случай участия Франции в европейской войне. Таким образом, Бриан повторял, хотя и в суженном виде, попытку Клемансо добиться во время Парижской конференции 1919 гарантийного договора с США. На предложение Бриана государственный секретарь США Келлог ответил лишь 28. XII 1927 нотой на имя французского посла в Вашингтоне Клоделя. Принимая предложение Бриана о заключении договора об отказе от войны, Келлог видоизменил проект Бриана, предложив заключить не двусторонний, а многосторонний договор. В результате этого контрпредложения между США и Францией возникла оживлённая дипломатическая переписка.

Контрпредложение Келлога диктовалось следующими причинами. Могущество американского капитализма в этот период достигло весьма больших размеров, и вместе с тем выросли его претензии на увеличение влияния в Европе. Для утверждения этого влияния американский капитал в тот период не намерен был прибегать непосредственно к военной силе. Происходившее начиная с 1923-1924 годов проникновение американских капиталов на европейские и мировые рынки имело место, во-первых, ввиду бедности Европы капиталами и, во-вторых, в силу того, что на целом ряде рынков европейские государства были не в состоянии соперничать с Соединёнными Штатами. Однако, помещая в изобилии свои капиталы в европейское народное хозяйство, США хотели иметь гарантию того, что проценты с этих капиталов, равно как и самые капиталы, будут возвращаться обратно в Америку. Для этого они должны были иметь уверенность в мирном развитии Европы и её хозяйства в течение определённого промежутка времени.

Другим движущим мотивом, тесно связанным с первым, являлось стремление США создать организацию, параллельную Лиге наций, и притом организацию, во главе которой стояли бы США. Предлагаемый многосторонний пакт мог бы явиться зародышем подобной организации.

Нотой 13. IV 1928 года США, ссылаясь на предшествующую переписку с Францией (которая к этому моменту дала согласие на многосторонний договор), предложили Великобритании, Германии, Италии и Японии высказаться по вопросу о многостороннем пакте. В ответных нотах указанные страны согласились участвовать в пакте, запрещающем войну как орудие национальной политики, но при этом сделали ряд оговорок, охранявших их интересы и сводивших обязательство отказа от войны к платонической декларации. Так, английская нота от 19. V 1928 года оставляла свободу действий Великобритании в "некоторых областях, благополучие и целостность которых являются предметом особого и жизненного интереса для нашего мира и безопасности". Эти области "специального интереса" в английской ноте не назывались. Вторая оговорка в той же ноте, оставлявшая свободу действий для Великобритании, относилась к "некоторым государствам, правительства которых ещё не признаны всеми и которые едва ли находятся в положении, могущем обеспечить поддержание доброго порядка и безопасности в пределах их территорий". Иными словами, английская нота имела в виду, с одной стороны, СССР, а с другой - Китай, причём по отношению к обеим странам Великобритания оставляла за собой свободу действий в неприменении пакта об отказе от войны.

Франция в ноте от 14. VII 1928 сделала оговорки, касающиеся права на самозащиту, а равно права на выполнение обязательств статута Лиги наций, Локарнского договора и договоров о нейтралитете. В свою очередь Германия, Италия и Япония также сделали различные оговорки.

27. VIII 1928 года Парижский договор был подписан представителями США, Бельгии, Великобритании, Канады, Австралии, Новой Зеландии, Южной Африки, Ирландии, Индии, Германии, Италии, Польши, Франции, Чехословакии, Японии. Он состоял из трёх статей. В первой говорилось об отказе от войны для урегулирования международных споров и в качестве орудия национальной политики. Во второй статье признавалось необходимым разрешать любые споры и конфликты мирными средствами, наконец, третья статья говорила об условиях присоединения к пакту, его ратификации и хранения ратификационных грамот (хранить ратификационные грамоты уполномочивалось правительство США). В тот же день США адресовали ноту 48 другим государствам с приглашением присоединиться к Келлога-Бриана пакту. Все они в разное время присоединились к пакту. СССР также получил предложение присоединиться к пакту, но не от США, с которыми СССР не имел тогда дипломатических отношений, а от французского правительства.

Присоединение СССР к Келлога-Бриана пакту . В течение всего периода переговоров о заключении пакта, т. е. с апреля 1927 по август 1928, СССР не был поставлен официально в известность, а равно не был приглашён участвовать в этих переговорах. Ряд оговорок к пакту, сделанных отдельными его участниками, позволял считать, что непривлечение Советского Союза к подписанию пакта преследовало цели создания враждебной, антисоветской коалиции и оставления полной свободы рук в отношении возможной войны против СССР. Отражая настроение широких кругов английского народа, одна из лондонских газет вынуждена была признать, что отказ пригласить СССР подписать Келлога-Бриана пакт "будет рассматриваться СССР и всем рабочим движением... как попытка обострить отношения между СССР и капиталистическими правительствами. Люди, на которых лежит ответственность за этот отказ, прикрытый предлогом стремлений к миру, увеличивают военную опасность, которую они, якобы, стремятся избежать". Французская газета "Эко де Пари" приблизительно в то же время писала, что "пакт без участия СССР будет недействительным".

5. VIII 1928 года Г. В. Чичерин в интервью, данном представителям печати, отметил, что устранение Советского правительства из числа участников переговоров о пакте наводит прежде всего на мысль, что в действительные цели инициаторов этого пакта входило и входит стремление сделать из него орудие изоляции и борьбы против СССР. Указав, что ещё не поздно пригласить СССР для участия в переговорах, Чичерин заявил, что дальнейшее поведение инициаторов пакта по отношению к СССР будет служить показателем того, что именно является их действительной целью - мир или подготовка войны.

Между основными участниками пакта начались оживлённые переговоры по вопросу об участии СССР в Келлога-Бриана пакте; Великобритания и Польша заняли в этом вопросе отрицательную позицию, правительство США высказалось за присоединение СССР, а французское правительство колебалось. В результате было принято компромиссное решение: пригласить СССР присоединиться к пакту, а не подписывать его совместно с основными участниками. Хотя с точки зрения самого пакта присоединение к нему юридически ничем не отличалось от подписания, тем не менее процедура, предложенная для СССР, имела в некоторой степени дискриминационный характер и этим самым отвечала настроениям противников участия СССР в пакте.

27. VIII 1928 года, в тот самый день, когда в Париже подписывался пакт, французский посол в Москве Ж. Эрбет по поручению французского правительства довёл до сведения НКИД текст пакта и запросил о согласии правительства СССР присоединиться к этому пакту. Посол при этом прибавил, что в случае утвердительного ответа он "уполномочен принять акт о присоединении для передачи его в Вашингтон".

31. VIII M. M. Литвинов уведомил французского посла о согласии правительства СССР присоединиться к Келлога-Бриана пакту. В сопроводительной ноте Советского правительства излагались оговорки к тексту пакта.

В отличие от оговорок, сделанных другими участниками пакта и ограничивавших его применение, советские оговорки расширяли действие пакта. Советское правительство заявляло, что оно будет считать для себя необязательными "оговорки, содержащиеся в дипломатической переписке по поводу пакта между его первоначальными участниками". Тем самым с точки зрения Советского правительства нарушением пакта должны были считаться не только объявленная война, но и всякие фактические военные действия, начатые любым государством, независимо от каких бы то ни было оправданий этих действий.

Мотивы, в силу которых Советское правительство сочло возможным присоединиться к пакту, были также изложены в этой ноте. В ней говорилось (после критики содержания пакта): "Тем не менее, поскольку Парижский пакт объективно накладывает известные обязательства на державы перед общественным мнением и даёт Советскому правительству новую возможность поставить перед всеми участниками пакта важнейший для дела мира вопрос - вопрос о разоружении... Советское правительство изъявляет своё согласие на подписание Парижского пакта".

Одновременно с решением правительства СССР о присоединении к пакту Президиум ЦИК своим постановлением от 29. VIII 1928 ратифицировал это присоединение. Таким образом, СССР оказался первым участником Келлога-Бриана пакта, ратифицировавшим его, тогда как ни одно из остальных государств не ратифицировало пакта раньше 1929 года. 29. XII 1928 правительство СССР предложило Польше, Литве, Финляндии, Эстонии и Латвии подписать специальный протокол о досрочном введении в силу между участниками этого протокола обязательств пакта Келлога, не дожидаясь его общей ратификации. Соответствующий протокол был подписан в Москве 9. II 1929 (см. Московский протокол 1929).

Дипломатический словарь. Гл. ред. А. Я. Вышинский и С. А. Лозовский. М., 1948.

Литература:

Сталин, И. В. Политический отчет Центрального Комитета XVI съезду ВКП(б). Доклад и заключительное слово 27 июня-2 июля 1930 г. "Вопросы ленинизма". Изд. 10. . 1937. С. 357-358, 361.-Treat у tor the renunciation of war. Text ol the treaty, notes exchanged, instruments of ratification and of adherence and other papers. Washington. 1933. VIII, 315 p. - Lysen, A. Le pacte Kellogg. Documents concernant le traité multilatéral contre la guerre signé à Paris le 27 août 1928, recueillis avec une préface, un tableau synoptique de projets americains et français et une bibliographie par A. Lysen. Leyde. 1928. 95 p. - Papers relating to the foreign relations of the United States. 1927-1928. Vol. 1-2. Washington. 1942. Vol. 1. P. 1-235; vol. 2. P. 611-630.-Dосuments on international affairs. Ed. by J. W. Wbeler-Bennett. 1928-1929. London. 1929-1930. P. 1-14 (1928); p. 51-55 (1929). - Tоуnbee, A. J. Survey of international affairs. 1928. London. 1929. P. 1-47. - История дипломатии. T. 3. Под ред. В. П. Потёмкина. М. 1945. С. 401- 407. - Outsider. Пакт Келлога. М. - Л. 1928. 72 с. - Myers, D. P. Origin and conclusion of the Paris pact. Boston. 1929. 227, VIII p.-Miller, D. H. The peace pact of Paris; a study of the Briand-Kellogg treaty. New York. 1928. 287 p.- Shotwell, J. T. War as an Instrument of national policy and it\"s renunciation in the Pact of Paris. New York. 1929. 310 p. - Вalbareu, C. Le pacte de Paris. (Pacte Briand-Kellogg sur la mise de la guerre hors la loi). Paris. 1929. 118 p.- Selected articles on the pact of Paris, officially the general pact for the renunciation of war. Сотр. by Gerould. New York. 1929. 281 p.- Mahaney, W. B. The Soviet Union, the League of nations and disarmament. 1917-1935. Philadelphia. 1940. P. 35-48.

27 августа 1928 года в Париже представители 15 государств подписали договор, о котором мало кто слышал. Даже если мы скажем, что этот документ получил название пакта Бриана - Келлога (еще его называют Парижский договор), - все равно это мало что объясняет. Позднее к этому договору присоединился СССР, но и это ни о чем особенно не говорит.


"Россия должна потребовать у Германии возмещение за преступления нацизма"

6 апреля 1927 года (в этот день в 1917 году Соединенные Штаты вступили в Первую мировую войну) министр иностранных дел Франции Аристид Бриан обратился с призывом к США заключить двусторонний договор "о вечной дружбе, запрещающий обращение к войне как к средству национальной политики". К этой идее его подвел профессор Колумбийского университета Дж. Шотвелл, главный редактор 150-томной "Экономической и социальной истории Первой мировой войны".

Американский пацифист был уверен в невозможности ограниченных войн в индустриальную эпоху, поскольку вооруженный конфликт между двумя промышленно развитыми странами всегда будет перерастать в многостороннее противостояние.

28 декабря 1927 года лауреат Нобелевской премии мира 1926 года А. Бриан получил от госсекретаря США Фрэнка Биллингса Келлога ответ. В послании говорилось, что Белый дом с удовлетворением принимает французское предложение, но не считает возможным заключить договор о "вечной дружбе" с одной лишь Францией. По мысли дипломата, необходимо было "достигнуть присоединения всех главных держав к пакту, посредством которого эти державы отказались бы от войны как орудия национальной политики". Этим Келлог заложил основу для присуждения и ему Нобелевской премии мира. Он и получит ее в 1930 году.

Заключение многостороннего договора ослабляло значение ранее заключенных Францией международных договоров, равно как и наносило ущерб французской системе союзов. Не говоря уже об определенном уроне престижу Лиги наций. Ей противопоставлялось бы новое объединение европейских держав, подписавших пакт.

Французская сторона предложила американцам заложить в договор такие формулировки, которые означали бы отказ не от войны вообще, а лишь от всякой наступательной войны. Новый пакт не должен упразднять заключенных ранее союзов и не аннулировать обязательства, содержащиеся в Уставе Лиги наций, в Локарнских соглашениях и прочих международных актах.

Опуская подробности официальных и закулисных переговоров между двумя державами, когда в кулуарах госдепартамента США говорили, что там "абсолютно не верят" в реальный отказ от войны ни для Соединенных Штатов, ни для Франции, упомянем следующее.

13 апреля 1928 года Келлог официально представил проект документа, в котором осуждалась война, но не оговаривались никакие санкции против ее поджигателей. Проект договора, в том числе и первоначальный, был направлен министрам иностранных дел Великобритании, Германии, Италии и Японии, а также европейским союзникам Франции и в британские доминионы. В ноте от 27 апреля Германия первой откликнулась и высказалась в пользу американского проекта.

В день подписания "Парижского договора об отказе от войны в качестве орудия национальной политики" государственный департамент США направил ноту правительствам 48 государств с приглашением присоединиться к пакту. Против присоединения к этому договору, на основании того, что "мы должны будем принять все, что сделано без нас, и притом на совершенно другой идейной почве", возражал нарком иностранных дел СССР Георгий Васильевич Чичерин.

В отличие от наркома, считавшего для СССР "принципиально невозможным" подписывать Парижский пакт, его заместитель Максим Литвинов (Меер-Генох Моисеевич Валлах) — который из-за болезни Чичерина фактически руководил наркоматом — при поддержке члена Политбюро Николая Ивановича Бухарина готов был пойти на подписание этого договора.

Чичерин, несмотря на директиву Политбюро, продолжал сопротивляться и указывал, что "непосредственной пользы в качестве какого-либо практического ограждения от военного нападения участие в пакте не дает, ибо достаточно будет нескольких выстрелов на Днестре, чтобы инсценировать мнимое начатие военных действий с нашей стороны, что развяжет руки всем участникам пакта против нас".

И все-таки за 4 дня до подписания Парижского пакта коллегия НКИД приняла решение "заявить совершенно ясно и недвусмысленно, что мы готовы присоединиться к пакту. Уклониться от пакта совершенно невозможно, да и незачем. Как-никак, некоторое моральное обязательство в отношении войны этот пакт на все державы […] налагает. Заинтересованные в продолжении передышки, мы не должны пренебречь и самой ничтожной гарантией против войны. Нам выгоднее теперь же заявить о готовности к присоединению, чем после получения официального приглашения".

В сопроводительной ноте о согласии правительства СССР присоединиться к пакту от 31 августа 1928 года приводился ряд замечаний, в частности, сожаление по поводу отсутствия в тексте обязательств в области разоружения, запрещения таких видов военных действий, как интервенция, блокада, военная оккупация чужой территории, чужих портов и т. д.

Приводя все недостатки пакта Бриана — Келлога, Советский Союз оказался первым из участников, ратифицировавшим Парижский договор. СССР выступил также за то, чтобы участниками пакта стали Польша, Литва, Латвия, Эстония, Румыния и Финляндия.

Парижский договор вошел в силу 24 июля 1929 года. В разное время его нарушали все 15 стран-участниц пакта. Однако главная, на наш взгляд, причина, почему об этом договоре частенько забывают — это начавшаяся через 11 лет после его подписания Вторая мировая война. Она перечеркнула имеющееся в нем здоровое ядро. Но не будем забывать, что именно этот договор во многом послужил правовой основой для проведения международного трибунала над нацистскими военными преступниками.

ДОГОВОР
об отказе от войны в качестве орудия
национальной политики*

* Договор вступил в силу на основании Протокола от 9 февраля 1929 года . СССР присоединился к настоящему Договору 29.08.1928 года. Договор вступил в силу для СССР 27.04.1929 года.

Президент Германского Государства, Президент Соединенных Штатов Америки, Его Величество Король Бельгийцев, Президент Французской Республики, Его Величество Король Великобритании, Ирландии и британских территорий за морями, Император Индии, Его Величество Король Италии, Его Величество Император Японии, Президент Польской Республики, Президент Чехословацкой Республики,

глубоко сознавая лежащий на них торжественный долг развития благополучия человечества;

убежденные, что наступил момент приступить к откровенному отказу от войны, как орудия национальной политики, дабы мирные и дружественные отношения, существующие ныне между их народами, могли сделаться постоянными;

уверенные, что всякие изменения в их взаимных отношениях должны изыскиваться лишь в мирных средствах и осуществляться закономерно и мирно и что всякая подписавшаяся держава, которая впредь стала бы пытаться развивать свои национальные интересы, прибегая к войне, должна быть лишена преимуществ, вытекающих из настоящего Договора;

надеясь, что воодушевленные их примером все другие нации мира присоединятся к этим гуманитарным усилиям и, присоединившись к настоящему Договору, как только он вступит в силу, дадут своим народам возможность воспользоваться его благодетельными постановлениями, объединяя таким образом цивилизованные нации мира в общем отказе от войны, как орудия их национальной политики,

решили заключить Договор и с этой целью назначили в качестве своих подлежащих уполномоченных, а именно:

Президент Германского Государства:

Г. Доктора Густава Штреземана, министра иностранных дел;

Президент Соединенных Штатов Америки:

Почтенного Франка Б. Келлога, государственного секретаря;

Его Величество Король Бельгийцев:

Г. Поля Гиманса, министра иностранных дел, государственного министра;

Президент Французской Республики:

Г. Аристида Бриана, министра иностранных дел;

Его Величество Король Великобритании, Ирландии и британских владений за морями, Император Индии:

За Великобританию и Северную Ирландию и все части Британской Империи, которые не являются самостоятельно членами Лиги Наций:

За Доминион Канаду:

Достопочтенного Виллиама Лаиона Мэкензи Кинг, премьер-министра и министра внешних дел;

За Австралийский Коммонвельс:

Почтенного Александра Джона Мк Лаклана, члена Федерального исполнительного совета;

За Доминион Новую Зеландию:

Почтенного сэра Христофера Джемса Парра, Верховного комиссара Новой Зеландии в Великобритании;

За Южно-Африканский Союз:

Почтенного Джакобуса Стефануса Смита, Верховного комиссара Южно-Африканского Союза в Великобритании;

За Свободное Ирландское Государство:

Г. Виллияма Томаса Косгрэва, Председателя Исполнительного совета;

За Индию:

Достопочтенного лорда Кэшендена, Канцлера Герцогства Ланкастерского, временно исполняющего обязанности статс-секретаря по иностранным делам;

Его Величество Король Италии:

Графа Гаэтано Манцони, своего Чрезвычайного и Полномочного посла в Париже;

Его Величество Император Японии:

Графа Ушида, Члена Тайного Совета;

Президент Польской Республики:

Г. А. Залесского, министра иностранных дел;

Президент Чехословацкой Республики:

Г. Доктора Эдуарда Бенеша, министра иностранных дел;

которые после обмена своими полномочиями, признанными в доброй и надлежащей форме, согласились о нижеследующих статьях:

Статья первая

Высокие Договаривающиеся Стороны торжественно заявляют от имени своих народов по принадлежности, что они осуждают обращение к войне для урегулирования международных споров и отказываются от таковой в своих взаимных отношениях, в качестве орудия национальной политики.

Статья II

Высокие Договаривающиеся Стороны признают, что урегулирование или разрешение всех могущих возникнуть между ними споров или конфликтов, какого бы характера или какого бы происхождения они не были, должно всегда изыскиваться только в мирных средствах.

Статья III

Настоящий Договор будет ратифицирован Высокими Договаривающимися Сторонами, указанными во вступительной части, в соответствии с требованиями их конституций по принадлежности, и он войдет в силу между ними, как только все ратификационные грамоты будут сданы на хранение в Вашингтоне.

Настоящий Договор, как только он будет введен в действие, как то предусмотрено в предыдущем разделе, останется открытым так долго, как это потребуется для присоединения к нему всех других держав мира. Каждая грамота о присоединении державы будет сдана на хранение в Вашингтоне, и Договор немедленно после этой сдачи на хранение, вступит в силу между державой, объявившей таким образом о своем присоединении, и другими договаривающимися державами.

Правительству Соединенных Штатов будет надлежать снабдить каждое Правительство, указанное во вступительной части, и всякое Правительство, которое присоединится впоследствии к настоящему Договору, заверенной копией названного Договора и каждой грамоты о ратификации или о присоединении. Правительству Соединенных Штатов будет надлежать, равным образом, сообщать телеграфно названным Правительствам о каждой грамоте о ратификации или о присоединении, немедленно после сдачи на хранение.

В удостоверение чего, подлежащие уполномоченные подписали настоящий Договор, составленный на французском языке и на английском языке, причем оба текста имеют равную силу, и приложили к нему свои печати.

Учинено в Париже, двадцать седьмого августа тысяча девятьсот двадцать восьмого года.

(Подписи)

Удостоверяется, что это есть верная копия подписанного подлинника, сданного на хранение Правительству Соединенных Штатов Америки.

Государственный секретарь
Соединенных Штатов Америки
Франк Б.Келлог