ПРОГРАММА «ИСТОКИ»
(Л. А. Парамонова, Т. И. Алиева, А. Н. Давидчук и др.)
Комплексная региональная программа. Разработана по заказу Московского комитета образования. Основана на многолетних психологических и педагогических исследованиях; учитывает современные тенденции развития общественно го дошкольного образования.
Цель - разностороннее, воспитание и развитие ребенка до семи лет.
В программе выделены следующие возрастные этапы: раннее детство (оно представлено младенческим /до 1 года/ и ранним возрастом /1 - 3 года/) и дошкольное детство (представлено младшим дошкольным возрастом /3 - 5 лет/ и старшим дошкольным возрастом /5-7 лет/). Программа имеет базисную и вариативную составляющие. Является программой открытого типа, предполагающей использование самых разнообразных педагогических технологий.
Истоки : Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования . - 4-е изд., перераб. и доп. / Под ред. Л.А. Парамоновой . - М.: ТЦ Сфера, 2011.-320 с
Данное издание программы «Истоки» приведено в соответствие с Федеральными государственными требованиями к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (утверждены Приказом Минобрнауки РФ № 655 от 23.11.2009).
В Программе отражено базисное содержание образования детей раннего и дошкольного возрастов (от рождения до 7 лет), обеспечивающее полноценное, разностороннее развитие ребенка до уровня, соответствующего возрастным возможностям и требованиям современного общества. Программа предусматривает обогащение детского развития, взаимосвязь всех его сторон.
Программа задает основополагающие принципы, цели и задачи воспитания детей раннего и дошкольного возраста, создавая простор для творческого использования различных педагогических технологий. Такой подход позволяет педагогу грамотно организовывать образовательный процесс.
В основу Программы положена концепция психологического возраста как этапа, стадии детского развития, характеризующегося своей структурой и динамикой. Каждый психологический возраст включает в себя:
Качественно особые, специфические отношения между ребенком и взрослым (социальная ситуация развития);
Определенную иерархию видов деятельности и ведущий ее тип;
Основные психологические достижения ребенка, свидетельствующие о развитии его психики, сознания, личности.
Психологический возраст не совпадает с хронологическим и один психологический возраст по своей продолжительности не равен другому.
С опорой на этот подход и возрастную периодизацию Д. Б. Эльконина в Программе выделены следующие психологические возрасты :
- эпоха раннего детства , состоящая из двух периодов - младенчества (от рождения до года) и раннего возраста (от 1 года до 3 лет);
- период дошкольного детства , состоящий из двух фаз - младшего дошкольного (от 3 до 5 лет) и старшего дошкольного возраста (от 5 до 7 лет).
Такая возрастная периодизация позволяет видеть индивидуальную перспективу развития каждого ребенка.
При этом задачи психолого-педагогической работы представлены в новом издании Программы для всех семи групп детского сада (от первой группы раннего возраста до подготовительной к школе), а ее содержание - по четырем психологическим возрастам , что позволяет педагогам гибко выстраивать педагогический процесс с учетом неравномерности развития детей , осуществлять его индивидуализацию и добиваться достижения планируемых результатов у большинства детей к концу каждого психологического возраста.
В основе Программы лежит деятельностный подход . Деятельность развивается от возраста к возрасту, меняются ее содержание и форма.
Программа включает следующие направления:
- «Социально-личностное развитие»
- «Познавательно-речевое развитие»
- «Художественно-эстетическое развитие»
- «Физическое развитие»
Программа содержит базисные характеристики личности ребенка, а также систему мониторинга достижений детьми планируемых результатов ее освоения: промежуточных и итоговых.
В содержание направления «Физическое развитие» входят образовательные области «Физическая культура», «Здоровье» и «Безопасность», в которых заложены начала формирования здорового образа жизни, потребности в двигательной активности на основе «мышечной радости»; развитие у детей способности адекватно реагировать на изменения окружающей среды; представления о собственном теле, позволяющие более сознательно относиться к своему здоровью, избегать опасности по каждому возрасту детей.
РЕБЕНОК РАННЕГО ВОЗРАСТА
В направлении«Физическое развитие» входит:
Ребенка от 2 до 12 мес.
В младенческом возрасте ребенок интенсивно растет и развивается. Формируются двигательная активность и сенсомоторная координация. Ребенок осваивает движения в такой последовательности:
От рождения до 2 месяцев - пытается приподнять и удержать голову, лежа на животе или на руках у взрослого.
От 10 до 12 месяцев - действует с предметами в соответствии с их назначением (закрывает, открывает коробки, нажимает кнопки, вкладывает, вынимает мелкие предметы из коробки, нанизывает колечки на палочку или шнур). Появляются повторные движения, перенос действий с одних предметов на другие. Подражает движениям взрослых.
Залезает на низкие предметы, слезает с них. Подползает под препятствия. Ползает в разных направлениях. Влезает на ступеньку детской горки и слезает с нее. Самостоятельно приседает из положения стоя и наоборот, встает из положения на корточках. Делает первые самостоятельные шаги без поддержки и опоры. Ходит, держась за движущуюся опору (каталку).
Образовательная область «Физическая культура », которая включает:
- Образовательные задачи :
содействовать своевременному овладению движениями на основе положительного
эмоционального общения и совместных действий взрослого с ребенком;
развивать сенсомоторную активность;
формировать действия с предметами.
До 2,5-3 месяцев - вызывать у ребенка сосредоточение внимания на ярком красочном предмете, побуждая следить за его перемещением; укладывать на спину, живот; побуждать приподнимать голову, разгибать позвоночник в положении лежа на боку, животе; удерживать голову, находясь в вертикальном положении на руках у взрослого; разговаривая с ребенком, улыбаясь ему, вызывать ответную улыбку, оживленные движения, произнесение звуков; создавать условия для упора ног в положении лежа на спине, животе, а также в вертикальном положении на руках у взрослого, вызывая отталкивания ногами
От 9-10 до 12 месяцев - совершенствовать ранее освоенные движения: учить ползать; вползать и спускаться по скату горки; приседать и вставать; переползать через бревно; вставать и садиться; делать самостоятельно первые шаги; ходить за каталкой; самостоятельно ходить, переходить от одного предмета к другому; подниматься и спускаться по ступенькам горки, ходить без поддержки по просьбе взрослого в определенном направлении («Иди ко мне»); действовать с предметами, инициировать эмоциональную отзывчивость на игровые действия и музыку плясового характера.
В младенческом возрасте необходимы массаж и гимнастика, основанные сначала на пассивных упражнениях с фиксацией отдельных частей тела, переходящих затем в активные, самостоятельные движения. Упражнения подбираются в соответствии с возрастными физиологическими возможностями организма.
К концу года комплексы упражнений включают движения, формирующие прямостояние тела, приседания, наклоны и выпрямления туловища. Упражнения из исходных положений стоя, сидя, лежа осуществляются также с использованием мелких предметов.
Образовательная область «Здоровье»
- Образовательные задачи:
обеспечивать охрану здоровья, правильный гигиенический уход;
организовывать физиологически целесообразный режим дня.
Режим
Культурно-гигиенические навыки .
В связи с тем, что ребенок беспомощен, необходимо оберегать его физически и психологически; вся система его безопасности обеспечивается взрослыми.
РЕБЕНОК СТАРШЕГО ВОЗРАСТА
В направлении«Физическое развитие» входит:
- Характеристика возрастных возможностей ребенка
В старшем дошкольном возрасте происходят дальнейший рост и развитие всех органов и физиологических систем.
Высокая потребность в движениях у детей 6-7 лет сохраняется. Двигательная активность становится более целенаправленной, отвечающей индивидуальному опыту, интересам и желаниям.
Движения старших дошкольников становятся все более осмысленными, мотивированными и управляемыми.
Старшие дошкольники обладают достаточным запасом двигательных умений и навыков и осознанно пользуются ими в своей деятельности. Движения приобретают слаженность, уверенность, стремительность, легкость.
Совершенствуются приобретенные ранее двигательные качества и способности. Наиболее значимыми для всестороннего развития физических возможностей детей старшего дошкольного возраста являются скоростно-силовые и координационные-способности (ловкость), гибкость и выносливость.
У старших дошкольников все показатели ловкости в значительной мере улучшаются.
У детей 5-7 лет отмечаются высокие темпы прироста показателей, характеризующих время двигательной реакции, быстроту и скорость однократных движений, частоту повторяющихся.
Несмотря на то, что старшие дошкольники сильнее младших, их силовые возможности еще весьма ограниченны. Отмечается значительный естественный прирост физической работоспособности и выносливости. Дети способны к достаточно продолжительной двигательной деятельности разной интенсивности и т.д.
- Образовательная область «Физическая культура»
- Образовательные задачи
Шестой год жизни :
формировать интерес к физической культуре, ежедневным занятиям и подвижным играм, знакомить со спортивными событиями в стране;
содействовать постепенному освоению техники движений, формировать представления о разнообразных способах их выполнения;
целенаправленно развивать физические качества (ловкость, быстроту, силу, гибкость, общую выносливость);
воспитывать положительные черты характера, нравственные и волевые качества (настойчивость, самостоятельность, смелость, честность, взаимопомощь, трудолюбие);
учить проявлять активность в разных видах двигательной деятельности (организованной и самостоятельной);
учить чередовать подвижную деятельность с менее интенсивной и отдыхом.
Седьмой год жизни :
совершенствовать технику выполнения движений;
формировать умения осознанно использовать приобретенные двигательные навыки в различных условиях;
продолжать целенаправленно развивать физические качества;
способствовать развитию самоконтроля и самооценки в процессе организации разных форм двигательной активности; - поддерживать стремление к улучшению результатов выполнения физических упражнений.
Общеразвивающие упражнения
Упражнения в основных движениях (ходьба, бег, прыжки, бросание, ловля, метание, ползание и лазанье)
Подвижные игры и игровые упражнения (с ходьбой и бегом: «Ловишки», «Уголки», «Парный бег»; с прыжками: «Кто лучше прыгнет?», «Не оставайся на полу», «С кочки на кочку»; с ползанием, лазаньем: «Кто скорее до флажка?», «Медведь и пчелы», «Пожарные на учении»; с метанием, бросанием, ловлей: «Брось за флажок», «Попади в обруч», «Сбей мяч»; игры-эстафеты: «Эстафета парами», «Веселые соревнования», «Перевозка урожая»; Игры-забавы: «Веревочка», «Бег в мешках», «Бег со связанными ногами» и т.д.)
Спортивные игры (городки, баскетбол, футбол, хоккей, бадминтон, настольный теннис,
Ритмические (танцевальные) движения
Упражнения в построении и перестроении (построение в колонну по одному, по два, в несколько колонн, кругов; перестроение из одной колонны в несколько, на месте, на ходу; перевороты на месте налево, направо переступанием, в движении - на углах).
Упражнения в перемещениях со скольжением (скольжение по дорожке после разбега, присев; скольжение на одной ноге; скатывание на ногах с невысокой горки; вдвоем, втроем).
Передвижения с техническими средствами (упражнения, игры, забавы с санками; упражнения, игры на лыжах; катание на коньках; катание на роликовых коньках; катание на самокатах, спортроллерах
Упражнения для освоения движений в водной среде, плавание (плавание: на груди и на спине с сочетанием движения ног, рук, дыхания; ныряния, кувырки без опоры о дно; повороты.
Рациональную двигательную активность детей старшего дошкольного возраста наряду с их самостоятельной деятельностью обеспечивают многообразные формы работы и виды занятий по физической культуре. У каждого занятия свои задачи: оздоровление детей, обучение и тренировка, активный отдых.
Организованные формы ежедневных физкультурных занятий различного характера (учебного, оздоровительного, рекреационного, лечебно-коррекционного и др.) должны составлять значительную часть суммарного объема двигательной активности детей в течение дня.
- Образовательная область «Здоровье»
- Образовательные задачи
Шестой год жизни :
развивать умение регулировать свое поведение в соответствии с принятыми нормами и правилами;
формировать и закреплять полезные навыки, способствующие хорошему-самочувствию, бодрому настроению и усвоению основ здорового образа жизни (заниматься гимнастикой, играть в подвижные игры, с удовольствием выполнять закаливающие процедуры и т.д.);
содействовать самостоятельному и осознанному выполнению правил личной гигиены.
Седьмой год жизни :
учить проявлять доброжелательность, эмоциональную отзывчивость в общении со взрослыми и сверстниками;
формировать адаптивное поведение в коллективе;
совершенствовать гигиенические навыки и знания;
содействовать расширению знаний и представлений о здоровом образе жизни.
В этом возрасте существенно увеличиваются возможности детей в укреплении здоровья, усвоении гигиенических навыков, углубляются мотивация, произвольность, повышаются самоконтроль, целеустремленность.
Дошкольники приобретают опыт, позволяющий им ценить хорошее самочувствие и бодрое настроение. Дети получают также элементарные представления о действии некоторых лечебно-профилактических процедур, причинах отдельных заболеваний и мерах профилактики наиболее распространенных из них.
Одним из факторов охраны и укрепления здоровья детей, формирования норового образа жизни, как и в предыдущих возрастных группах, остаётся выполнение рационального режима дня .
Гигиенические условия
Закаливание.
Культурно-гигиенические навыки.
Психическое здоровье.
- Образовательная область «Безопасность»
-Образовательные задачи
Шестой год жизни :
знакомить с доступными способами укрепления здоровья (соблюдение режима, необходимость ежедневной зарядки, закаливания, овладение разными движениями и т.д.);
учить соблюдать меры безопасности в быту, при обращении с острыми предметами, хрупкими вещами, электрическими приборами, оборудованием;
знакомить с правилами, ограничивающими контакты с незнакомыми людьми;
формировать начальные представления об экологически грамотном и безопасном поведении в природе (не бросать мусор, не разорять птичьи гнезда и муравейники, не рвать траву и т.д.);
продолжать учить правильному поведению в общественных местах, на дорогах, в транспорте, при переходе улиц.
Седьмой год жизни :
формировать ценностное отношение к здоровому образу жизни (желание заниматься физкультурой и спортом, закаляться, есть полезную пищу, прислушиваться к своему организму, иметь элементарные представлена! о строении человеческого тела, знать правила первой помощи);
учить нормам безопасного поведения, знакомить с тем, как себя вести сложных ситуациях - при пожаре, наводнении, землетрясении, как ви4 звать милицию, скорую помощь, как вести себя с незнакомыми людьми:
развивать представления о существенных признаках благополучного состояния природы и правилах его сохранении
содействовать прочному усвоению правил поведения в общественных местах, на улице, в транспорте, при переходе дороги.
Безопасность детей в дошкольном учреждении обеспечивается созданием условий для их физического и психологического благополучия, предупреждения травматизма, физических и эмоциональных перегрузок, приводящих к утомлению и переутомлению.
Одно из основных условий безопасности дошкольников - развитие самостоятельности, ответственности и понимания значения правильного поведения для охраны своей жизни и здоровья. Выполнение всех жизненно необходимых гигиенических норм и правил должно постепенно стать естественной потребностью ребенка.
Дети 5-7 лет должны иметь представление о том, что полезно и что опасно для здоровья, о мерах предупреждения некоторых заболеваний, в том числе и инфекционных, об основах здорового образа жизни.
Данное пособие адресовано педагогам, работающим в образовательных учреждениях: детских садах разных видов, школах, центрах образования, домах творчества, группах кратковременного пребывания и др. Материал книги относится к третьему (среднему) звену базисного содержания дошкольного образования и представляет собой систему интегрированных занятий с детьми, построенную с учетом их возрастных особенностей. Основу этой системы составляют постепенно усложняющиеся задачи развития ребенка и их реализация с применением деятельностного подхода и интегративных принципов. Содержание базисного образования представлено по ведущим направлениям развития дошкольников, при этом все компоненты взаимосвязаны между собой и позволяют реализовать системный подход к воспитанию, обучению и развитию детей, формированию основных физиологических и психических функций, обеспечивающих успешный переход детей к школе вне зависимости от ее специфики. Данное пособие - третий блок общеразвивающей педагогической системы реализации базисного содержания дошкольного образования. Это пособие является, с одной стороны, продолжением работы с детьми 4-го года жизни, а с другой - основой, органично обеспечивающей переход к освоению следующего блока системы, отражающего работу с детьми 6-го года жизни. Как и вся система, это пособие, являясь ее частью, может быть использовано педагогами, работающими как по программе «Истоки», так и по другим вариативным примерным образовательным программам, разработанным в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 года №1155. Пособие адресовано воспитателям детских садов (средняя группа), методистам, педагогам дополнительного образования, работающим с детьми пятого года жизни. Оно представляет собой, прежде всего, систему интегрированных занятий, построенную с учетом возрастных особенностей детей. У детей пятого года жизни продолжается интенсивный рост и развитие всех физиологических систем и функций организма. Существенно увеличиваются росто-весовые показатели, жизненная емкость легких, общая выносливость. Возраст 4-5 лет является наиболее благоприятным для развития у детей ловкости и гибкости, что позволяет им овладевать прыжками, ходьбой и бегом. Именно в этом возрасте у детей появляется «полётность» в беге, растет дальность броска при метании. В этом возрасте дети уже достаточно хорошо ориентируются в пространстве, что позволяет им самостоятельно выполнять простейшие построения и перестроения (в колонну, круг, шеренгу и т. д.); они начинают интересоваться ходьбой на лыжах, с интересом съезжают с гор на санках, ледянках и др. На занятиях, связанных с двигательной деятельностью, используются более сложные физические упражнения и подвижные игры, что значительно обогащает двигательный опыт детей и способствует формированию у них новых умений и навыков. Реализация предлагаемого системного подхода к воспитанию, обучению и развитию детей будет способствовать сохранению самоценности дошкольного детства и формированию таких основных физиологических и психических функций, которые обеспечат успешность перехода детей на дальнейшую ступень развития.Разрабатывая собственные подходы к решению проблемы обучения дошкольников в детском саду, А. П. Усова, несомненно, опиралась на продуктивные идеи Ф. Фребеля. Особое внимание в связи с этим она уделяла разработке системы знаний, введению обязательных занятий, использованию дидактических игр и разных видов детской деятельности (лепка, конструирование, рисование и др.). Вместе с тем А. П. Усова постоянно указывала на необходимость отхода от «диктантного» метода работы с детьми, на предоставление им возможностей самостоятельного поиска решений, на признание права ребенка на ошибку и многое другое, что было связано с детскими проявлениями самостоятельности и творчества. Однако, к сожалению, эти идеи А. П. Усовой были использованы ее последователями значительно слабее других. В результате были разработаны единая (типовая) программа воспитания и обучения и серия методик четко регламентирующего характера. И только в настоящее время удалось создать многообразное по формам и содержанию образование дошкольников. (Оно тоже имеет свои недостатки, но их обсуждение в данном контексте не представляется возможным.)
В заключение заметим, что в начале 70-х годов на страницах журнала «Дошкольное воспитание» (в двух его номерах) была опубликована серьезная статья В. Розина с предисловием В. В. Давыдова «Курс начальной геометрии Фридриха Фребеля». Он рассматривает «дары Фребеля» с точки зрения построения пропедевтического курса геометрии и посвящает свою статью памяти А. П. Усовой в благодарность за то, что она первой обратила его внимание на труды Ф. Фребеля.
Каждый из нас, прочитав труды Фребеля, может найти что-то интересное и важное для построения собственной практики. А к Фридриху Фребелю можно относиться с чувством большого уважения уже только за то, что он по сути сделал дошкольную педагогику наукой и, по словам Б. И. Хачапуридзе, положил начало разным течениям теории и практики детских садов, к одному из которых относилась система Монтессори.
Вопросы для повторения
Какие идеи Ф.Фребеля продолжают определять современное дош кольное воспитание, а какие перестали работать? Какие разработки Фре беля было бы целесообразно возродить? Может ли существовать в наши дни детский сад, полностью копирующий методику Фребеля?
Как следует обнаруживать законы развития по Фребелю? Каким дол жен быть воспитатель по Фребелю? В чем заключается утопизм идей Фре беля?
Кто из российских педагогов перенес на родину концепцию Фребе ля и как это происходило?
ПЕДАГОГИКА МАРИИ МОНТЕССОРИ
Мария Монтессори (1870-1952) родилась в Кьяравале (про-иинция Анкона, Италия), но довольно рано переехала с родителями в Рим. Будучи единственным ребенком, провела счастливое детство; изъявляла желание учиться, что было нетипично для де-ночек того времени. Она даже ходила в школу для мальчиков и сжималась настолько хорошо, что получила право учиться в университете. Сначала в соответствии со своим талантом собиралась получить математическое образование, но затем стала учиться медицине, вопреки желанию отца и запрету для женщин становиться врачами. Ей пришлось завоевывать это право, с чем она справилась, поскольку чувствовала свое призвание - изучать человека. Став врачом, М. Монтессори поступила на работу в римскую университетскую клинику, в невропатологическое отделение для слабоумных детей. Она добивалась успеха в лечении, не только осуществляя уход и оказывая медицинскую помощь, но и поощряя физическое развитие и интеллектуальное воспитание детей. Монтессори изучила психиатрические системы французских врачей Ита-ра и Сегена, преподавала антропологию, руководила школой для умственно отсталых и слушала курсы педагогики и психологии.
М. Монтессори разработала метод, первоначально названный сю «физиологическим»: от деятельности мускульной системы идти к развитию различных органов внешних чувств, а затем к культуре высших психических функций. Монтессори искала возможность применить свой подход к воспитанию нормальных детей, и это ей удалось осуществить в 1907 г., когда строительный кооператив рабочих в Риме организовал детский сад для детей 3 - 7 лет, остававшихся без присмотра. В последующие годы количество дошкольных учреждений под попечительством Монтессори увеличилось, один детский сад был открыт также в Милане. Работая с детьми пролетариев, в контакте с молодыми девушками, не получившими специального образования (среди них особо выделилась А. Мак-керони), Монтессори делала свои «открытия», которые легли в основу методики дома ребенка. Обнаружив, что уже в три года ребенок способен сконцентрироваться на деятельности с предметом, Монтессори стала искать взаимосвязь между развивающим материалом, свободным выбором собственной деятельности, разви тием органов чувств и движений и влиянием занятий на общее вос питание ребенка. Это позволило ей прийти к выводу, каким образом следует оборудовать детский сад. Она считала, что не создавала свои теории динамики души и тела в результате осуществляемой работы, а лишь «обнаружила» их с помощью детей.
В Милане и Риме неухоженных, грязных, голодных детей собирали в дома ребенка - специально подготовленные помещения, иногда даже с прудом, где плавали золотые рыбки, садом и курят-
ником. Через некоторое время детишек было не узнать: настолько спокойными, заинтересованными, воспитанными, вежливыми они становились. Создавалась атмосфера веры в личность ребенка, культивировался такой образ жизни, при котором важным было только все хорошее и доброе. Например, обсуждались не личные неурядицы, а способы помочь маме, нельзя было бранить или даже поучать кого-то. Происходило знакомство с жизненной повседневностью. Монтессори считала, что дети серьезно относятся к жизни, и то, что они делают, называла работой. По ее мнению, граница свободы ребенка проходит там, где начинаются интересы общества. Она испытывала к детям глубокое уважение и была одной из первых, кто начал бороться за права ребенка.
Интерес к домам ребенка был настолько велик, что уже с 1909 г. М. Монтессори вела курсы, в которых принимали участие представители из других стран, а также ездила с лекциями по всему миру. В том же году вышла ее первая книга «Метод научной педагогики применительно к воспитанию детей дошкольного возраста», а в 1916 г. - труд «Самовоспитание в начальной школе». Эти и другие работы Монтессори были переведены на многие языки и неоднократно переиздавались.
Наряду с успехами М. Монтессори познала и горечь неудач: фашистские режимы в Испании, Италии, Германии уничтожали псе, чего она достигала. Вторая мировая война задержала развитие этого педагогического метода. Монтессори тогда находилась в Индии, где у нее было особенно много друзей и последователей. Ей были близки идеи Ганди: не убивать, не побеждать, а верить, созидать и служить миру. Она и ее сподвижник и сын Марио были интернированы союзниками, однако ей разрешалось преподавать и проводить исследования. После войны Монтессори вернулась в Европу и продолжила свою деятельность. Она умерла в Голландии, где до сих пор больше всего ее сторонников и функционируют самые лучшие образовательные учреждения по ее системе (дома ребенка и школы).
Отечественные педагоги Е. И. Тихеева, А. М. Шуберт и Н. К. Виноградов были знакомы с М. Монтессори лично и уважали многие ее педагогические находки. Вместе с тем они критиковали ее за игнорирование роли детской игры, отстутствие воспитания воображения, неоправданность раннего умственного воспитания, негармоничность детских занятий, излишнюю скованность, муштру, недостаток морально-социального воспитания. Но вся эта критика касалась лишь ранних этапов формирования метода; начиная с 30-х годов и до 90-х годов о совершенствовании и модернизации этих идей у нас знали очень мало.
М. Монтессори не была ученым-теоретиком; ее идеи не сложились в стройную научную систему. Все структурные разработки ее идей были сделаны в относительно недавнее время учениками и
последователями. Огромное значение имеет то, что концепция М. Монтессори не является застывшей. Она все время совершенствуется, трансформируется, обогащается новыми материалами и опытом современной жизни. Чтобы внести свой вклад в эту систему, нужно не просто проникнуться идеями ее основоположницы, но и быть знатоком какой-то определенной сферы человеческой деятельности. Тогда удается преобразовать свой опыт таким образом, чтобы принципы его преподнесения вписались в общую модель. Всего в мире более 5000 дошкольных учреждений, придерживающихся этого метода. Работа в качестве воспитателя в доме ребенка или учителя в школе предполагает наряду с приобретением общего педагогического образования получение также специальной дополнительной подготовки, достаточно длительной.
Согласно принципам Монтессори, детям предоставляется как можно больше свободы под наблюдением воспитательницы, что требует от нее большого душевного напряжения. Взрослый должен относиться с благоговением к развитию жизни в ребенке, уважать его, давать развиваться таинственным силам, заложенным в его природе. Дисциплинированный человек - не угнетенный неподвижный молчун, а умеющий владеть собой, сообразующий свое поведение с необходимостью следовать тому или иному житейскому правилу. Ребенка нужно учить двигаться, готовить не к школе, а к жизни. Привыкая к упражнению, ребенок учится выполнять простые социальные акты, сохраняя свою свободу. Детей учат различать добро и зло; деятельности, труду, активному добру, а не неподвижности, пассивности, послушанию. Наградой служит удовлетворение от ставшей доступной деятельности; наказанием - относительная изоляция от коллектива (посадка за отдельный, впрочем, удобный стол с любимыми игрушками; при этом ребенок не лишается ласки воспитательницы). Уроки индивидуальны в соответствии с особенностями психики каждого отдельного ребенка. Они сжаты, просты, кратки. Ребенок должен обнаруживать самопроизвольную активность в отношении объекта. Ошибки не нужно исправлять сразу - нужно выждать благоприятный момент для вмешательства. Чаще ребенок сам контролирует свои ошибки, находит их причины и исправляет их.
Под мускульным, или моторным, воспитанием Монтессори понимала ряд упражнений, содействующих нормальному развитию физиологических движений, стимулирующих физическое развитие: ходьба, движение, речь, а также приучение к движениям, необходимым для выполнения обыденных житейских актов: к одеванию, раздеванию, застегиванию платья, обуви и т.д. Упражнения могут выполняться как при помощи специальных приспособлений или аппаратов (заборчики, трамплин, качели, маятник, веревочка, лесенка, ступеньки с площадкой и веревочной лестницей), так и без них - в виде вольной гимнастики (игры, в особен-
ности на воздухе, и движения укрепляюще-образовательного характера: маршировка, уход за землей, растениями и животными, координация движений пальцев). При этом ставятся и выполняются задачи учиться сохранять равновесие в разных положениях, тренировать движения мышц, укреплять руки и ноги, развивать хватание. Самостоятельно одеваться и раздеваться дети готовятся, работая с приспособлением для соединения частей при помощи пуговиц, крючков, шнурков, пряжек. К образовательным гимнастическим упражнениям относятся также дыхательная гимнастика, гимнастика губ, зубов и языка. Монтессори была противницей парт, она заменила их разнообразными легкими столами и стульями, которые можно было двигать.
Заботясь о живых существах, ребенок лучше понимает и ценит заботу о самом себе, становится предусмотрительным, видит -последствия своей тщательности либо небрежности. Так происходит самовоспитание - дисциплина естественных последствий. Дети учатся терпеливо ждать, например, в процессе наблюдения за чудесами природы. Поэтому при доме ребенка должен быть сад с огородом, разбитым на грядки по числу детей - у каждого своя. Подобно тому как человечество сначала научилось выращивать урожай, а затем строить жилища и заниматься гончарным искусством, на следующей стадии своего развития дети учатся делать кирпичи, соединять их известкой, строить дома на фундаменте, украшать их майоликой.
Воспитывая такие чувства ребенка, как осязание (тактильное чувство), определение температуры (термическое чувство) и давления (барическое чувство), ориентация в пространстве (стереогностичес-кое чувство), обоняние, вкус, зрение (умение определять на глаз толщину, вышину, объем, цвет, форму), Монтессори стремилась к развитию духовных сил ребенка. Ее метод состоял в обострении различительного восприятия стимулов путем повторных упражнений. Сенсорное восприятие ассоциировалось с исследованием, а затем с рас познаванием предмета, соответствующего названию, и вело к запоминанию слова, соответствующего предмету. Упражнения в различении звуков, например, проводились при помощи 13 колокольчиков, серии свистков, коробочек с разными веществами и т. п. Все это происходило при абсолютной тишине. Струнные инструменты, в особенности упрощенная арфа или лира, содействовали отчетливому восприятию звуков, пробуждали чувство ритма, способствовали спокойным, координированным движениям вибрирующих в неподвижности мускулов. Игра на инструменте могла сопровождаться пением. Духовые инструменты (труба, свирель) вызывали ритмические мускульные движения; отсюда самопроизвольно дети переходили к гимнастике в виде простого, свободного танца.
Каждое живое существо развивается благодаря внутреннему самодвижению и деятельности, а взрослый должен помогать ребен-
ку действовать самостоятельно. Биологическая цель воспитания имеет в виду облегчение естественного психофизического развития личности, социальная - приспособление индивидуума к среде. Вос питание чувств делает людей наблюдательными и готовит их к практической жизни; оно ценно в смысле эстетической культуры. Умственное воспитание ставит цель обучения детей письму, чтению и счету начиная с 3 - 4 лет. Начинается оно с овладения тактильно-звуковой ассоциацией, затем идет письмо, а потом чтение. Монтессори выделила сенситивные периоды для овладения опреде ленными способностями и считала, что первые три года жизни являются наиважнейшими для формирования творческой сути человека. В течение последующих трех лет в детском саду первоначально приобретенное расширяется и закрепляется.
В детском саду, работающем по системе Монтессори, в группе находится 18 человек разного возраста, от 3 до 6 лет. Почти все дети обучаются читать и писать до школы и оказываются хорошо подготовленными к дальнейшему обучению. Дети рабо т?ют в основном самостоятельно со специальным материалом; они не соревнуются друг с другом и не испытывают принуждения. Группы, "по полдня: с 9.00 до 12.30 и с 13.00 до 16.30. Вначале дети переодеваются и переобуваются, закусывают, а затем собираются в кружок, слушают рассказ или сказку, обсуждают какую-нибудь тему, поют и играют. Потом переходят к собственным занятиям по выбору, среди которых есть вещи, связанные с развитием речи, обучением математике и грамоте, цветам и формам, повседневным жизненным обязанностям, культуре. Иногда несколько детей работают вместе, иногда работа с одним и тем же или аналогичным материалом продолжается несколько дней. Если работа выполнена, можно переходить к другим занятиям или наблюдать за остальными, но мешать нельзя. После работы нужно все вещи убрать на место. Младшим требуется помощь воспитательницы или старшего товарища по группе. В группах обязательно есть дежурные. В заключение все снова собираются, чтобы обсудить, как прошел день, а затем одеваются. Прогулка длится около получаса. Родители принимают активное "участие в жизни детского сада, который является важным дополнением и продолжением семейного воспитания.
Существенна роль внутреннего устройства и оформления простран ства детского сада. Дети должны иметь возможность двигаться, перемещаться, заниматься разнообразной содержательной деятельностью. То, что находится вокруг, должно заставлять их находить себе занятие, хотеть действовать, пробовать, узнавать. Комнаты должны быть большими и светлыми, чтобы дети чувствовали себя радостно, оптимистично. Помещение оборудовано таким образом, чтобы в разных его частях можно было бы одновременно заниматься разными делами. Ребенок сам выбирает, что он будет де-
лать, причем, если захочет, в одиночку. Обязательно должно быть место для отдыха, куда дети уходят по своему желанию - когда
отят и на сколько захотят. Все материалы располагаются на полках и доступны всем детям.
Монтессори придавала большое значение упражнениям в практической жизни. Она признавала, что дети нуждаются в определенном распорядке и в повторении одного и того же по многу раз. Если они способны заинтересованно ставить перед собой задачи и решать их, преодолевая возникающие трудности, то контроль со стороны взрослого становится излишним. Независимость - произ водное от гордости за достигнутый результат. Свобода и самосто ятельность - это ответственность, возможная только на основе приобретения личного опыта. Он возникает в определенном ритме жизни и у каждого по-своему, с тем количеством повторений и ошибок, которые нужны индивидуально. Естественная потребность в упражнении собственных рук приводит к постепенному совершенствованию деятельности.
Разработанные М. Монтессори материалы для развития органов чувств выпускаются и сегодня. Работа с ними не заменяет непосредственно приобретаемых ребенком в жизни впечатлений, связанных с его окружением. Материал изготавливается обычно из бумаги, картона, металла или дерева по определенным правилам и служит усвоению понятий «высокий, низкий, плоский, глубокий, тонкий, толстый, маленький, большой». Предлагаются также таблицы цветов и разнообразные геометрические формы. Монтессори придумала широко вошедший в практику детских садов «волшебный мешочек» (сшитый из ткани), в который кладут разные мелкие вещи, которые дети узнают на ощупь. Осязание тренируется и при ощупывании поверхностей (гладких, ровных, шершавых); слух - при распознавании шумов, издаваемых коробочками, наполненными разными веществами (типа песка, гороха, гвоздей); обоняние - изучением шкатулок или баночек с ароматами. Придуманы также всевозможные упражнения для развития мелкой моторики и координации движений, например перенос предметов разного размера и формы из одной емкости в другую при помощи ложечки, пинцета, палочек, щипцов и т. п. Дети выкладывают, режут, клеят, плетут и т. п. В ходе этих упражнений развиваются внимание и сознательность, интерес к подлинным, непреходящим ценностям жизни, стремление работать.
Дети участвуют в повседневной деятельности взрослых: накрывают на стол, убирают то, что просыпали или пролили, чистят ботинки, моют и вытирают стаканы, подметают пол, поливают растения, разбирают и сортируют различные материалы. Детям предоставляется возможность поработать с разными видами застежек, звонков, замков, выкладывать последовательности. Дошкольники обязательно должны убирать за собой, приводить помеще-
ние в порядок, соблюдать личную гигиену, быть вежливыми и предупредительными (здороваться и прощаться, уступать место, поднимать упавшую вещь). Ряд занятий направлен на контроль за собственными перемещениями: дети учатся соблюдать равновесие, координировать движения, чтобы приучиться отвечать за себя. Известно и упражнение на тишину, когда все дети закрывают глаза и молчат. Воспитатель вмешивается в действия детей, только если они его об этом просят.
Огромным достоинством методики является непрерывность обу чения между дошкольным и школьным возрастом, единство требова ний к детям в доме ребенка и начальной школе Монтессори. По имеющимся данным, именно этот тип дошкольных учреждений предоставляет оптимальные условия для отношений преемственности между детским садом и школой. Все же дети, оказавшиеся не в школе Монтессори, испытывают большие трудности в обычной школе: они привыкли заниматься так, как им удобно, чаще всего на полу, они привыкли сосредоточиваться на выполнении полученного задания, а не ждать, что ответят или решат другие.
В начальной школе знакомство с миром предметов, морали, духа продолжается на новом уровне, связанном с более широким и глубоким жизненным опытом ребенка. Педагог показывает детям как типичные, так и неожиданные аспекты явлений, заставляя их за думаться над верностью чисто поверхностных суждений. В то же время он ставит перед собой задачу объяснения терминов, стоящих за словами, в вариативных контекстах и ситуациях. Дети рассуждают сами по поводу переживаемого и осознаваемого опыта. Педагог отводит специальное время на свободное и самостоятельное приоб ретение впечатлений и переживаний. Угрозой здоровью ребенка становятся в обычной школе сколиоз, близорукость, отвлекаемость, усталость, скука, перенапряжение. Но если дать ребенку развиваться психически в своем темпе, организуя путем внешних побуждений экспериментирование с окружением, то он приобретает внутреннюю свободу.
Любознательность - жажда познания, испытываемая ребенком. Удовлетворить ее может специально организованное окружение. В школе Монтессори ребенок постигает сложение и вычитание, умножение и деление, дроби и геометрические формы на основе работы с конструкторами, разрезными моделями, структурными схемами. Обсуждение происходящего осуществляется в очень простой форме, доступной пониманию каждого. Терпение и выдержка при решении задач обусловлены внутренней потребностью в достижении результата. Но важны при этом не конкретные умения, а развитие разума в целом. Монтессори и ее сотрудники экспериментально показали, что при упорядоченной работе период спокойного созерцания и примитивных действий предшествует уже знакомой и повторяющейся работе, за которой следуют усталость и
беспокойство. После паузы ребенок способен к напряженной, новой, трудной, насыщенной содержанием деятельности, затем он спокойно обдумывает проделанную работу. Слабые дети не готовы к такому порядку деятельности и часто не справляются с общим темпом урока, а у сильных он становится базой внутренней дисциплины и свободной интеллектуальной работы. Разные виды деятельности имеют разную интеллектуальную нагрузку для ребенка, и постепенно он сам приучается работать в определенном режиме и занимать себя, чередуя разглядывание картинок с математикой, чтение с лепкой и т. п.
Монтессори придавала большое значение наблюдению над пове дением ребенка. Она считала, что нужно отмечать, когда ребенок начинает продолжительное время сосредоточиваться на работе, какие ее виды он выбирает, сколько времени занят, сколько раз повторяет одно и то же, каковы индивидуальные особенности выполнения работы, в какой последовательности разные виды работы занимают его в течение дня, когда ребенок проявляет инициативу и поглощен работой, сколько дней подряд это может происходить, хочет ли прогрессировать в деятельности, отвлекается ли и на что, продолжает ли начатое. Поведение ребенка важно с точки зрения соблюдения или несоблюдения порядка, отношения к деятельности, радости, уравновешенности, выражения своих наклон ностей, сотрудничества со сверстниками. Послушание проверяется по тому, как ребенок реагирует на сделанное ему приглашение или предложение, призыв или приказ, как осознает возможность участия в делах других, насколько добровольно и радостно делает работу и ведет себя.
Монтессори ратовала за изменение детской одежды с точки зрения ее гигиеничности и простоты, свободы движений, легкости надевания и снимания. Аналогичным образом следует продумать питание, школьные помещения, окружение. Элегантность и гигиена соблюдаются за счет вполне примитивных приемов, но способствуют формированию полезных привычек. От них, а также от подготовки учителя зависит, как будут развиваться внимание, воля, интеллект, воображение и нравственность ребенка.
Заметим, что с точки зрения теории деятельности (Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев и др.) по данной схеме развивается прежде всего ее операциональная сторона, связанная с многократным повторением упражнений взамен интересной и целенаправленной деятельности - конструирования, аппликации и т. п. Отсутствие. общения между детьми при выполнении практических, длительных по времени заданий может отрицательно сказываться на развитии речи детей и самого общения. Наблюдения за детьми показывают их малую подвижность и некоторую заторможенность, медлительность в реакциях. Но нельзя отрицать, что покой и свобода делают дошкольников и школьников счастливыми, образо-
ванными, умственно развитыми и довольными; на семейное воспитание остается еще много времени.
Высшее: МГЗПИ, дошкольный факультет, дошкольная педагогика и психология, 1964.
Тема кандидатской диссертации
Конструирование из строительного материала как средство умственного воспитания детей дошкольного возраста (1979)
Тема докторской диссертации
Система формирования творческого конструирования у детей 2-7 лет (2001)
Публикации
Основные публикации (более 100 работ):
Монографии и учебные пособия.
Конструирование // Методика обучения изобразительной деятельности и конструированию / Под ред. Н.П.Сакулиной, Т.С.Комаровой. М.: Просвещение, 1979. – С.198-227.
Базисная программа развития ребенка-дошкольника «Истоки»: Концепция (соавторы: С.Л.Новоселова, Л.Ф.Обухова, К.В.Тарасова). – М., 1995. – 34 с.
Парамонова Л.А., Алиева Т.И., Антонова Т.В., Арушанова А.Г. и др. Программа «Истоки»: Базис развития ребенка-дошкольника. / Под ред. Л.А.Парамоновой – 1-е издание – М.: Карапуз, 1997; 2-е издание – М.: Карапуз, 2001; 3-е издание – М.: Просвещение, 2003. – 335 с.; 4-е издание – М.: ТЦ Сфера, 2011. – 320 с.; 5-е изд. - М.: ТЦ Сфера, 2015. - 192 с.
Парамонова Л.А., Алиева Т.И., Арушанова А.Г. и др. Обеспечение готовности детей к школьному обучению.//Серия: “Готовность ребенка к школе”. Отв. ред. Курнешова Л.Е. – М.: Центр инноваций в педагогике, 1998.
Парамонова Л.А. Детское творческое конструирование. – М.: Карапуз, 1999. – 239 с.
Парамонова Л.А., Протасова Е.Ю. Дошкольное и начальное школьное образование за рубежом: история и современность.- М.: Изд-во Академия, 2001. – 240 с.
Парамонова Л.А. Теория и методика формирования творческого конструирования в дошкольном возрасте. – М.: Изд-во Академия, 2002. – 192 с.
Парамонова Л.А., Алиева Т.И., Арушанова А.Г. / Богина Т.Л. / Волкова Е.М. и др. Развивающие занятия с детьми 2-3 лет / Под ред. Парамоновой Л.А. – М.: ОЛМА Медиа Групп, 2008. – 512 с.
Парамонова Л.А., Алиева Т.И., Арушанова А.Г., Васюкова Н.Е. и др. Развивающие занятия с детьми 6-7 лет / Под ред.Парамоновой Л.А. – 2-е изд. – М.: ОЛМА Медиа Групп, 2011. – 944 с.
Парамонова Л.А., Алиева Т.И., Арушанова А.Г., Васюкова Н.Е. и др. Развивающие занятия с детьми 5-6 лет / Под ред. Парамоновой Л.А. – 2-е изд. – М.: ОЛМА Медиа Групп, 2011. – 752 с.
Парамонова Л.А., Трифонова Е.В., Алиева Т.И. и др. Мониторинг достижения детьми планируемых результатов освоения программы / Сост. Е.В.Трифонова. – М.: ТЦ Сфера, 2013. – 128 с.
Парамонова Л.А. Формирование обобщенных представлений у детей дошкльного возраста в процессе конструктивной деятельности // Умственное воспитание дошкольника / Под ред. Н.Н.Поддьякова. – М.: Педагогика, 1972. – С.106-120.
Парамонова Л.А., Давидчук А.Н. Обучение конструированию // Воспитание и обучение в детском саду / Под ред. А.В.Запорожца, Т.А.Марковой. – М.: Педагогика, 1976. – С. 425-432.
Парамонова Л.А. О системе обучения конструированию // Содержание и методы умственного воспитания дошкольников / Под ред. Н.Н.Поддьякова. – М.: Педагогика, 1980. – С. 184-204.
Парамонова Л.А. Особенности поисковой деятельности в конструировании // Содержание и методы умственного воспитания дошкольников / Под ред. Н.Н.Поддьякова. – М.: Педагогика, 1980. – С. 162-184.
Парамонова Л.А. Конструирование из строительного материала // Умственное воспитание детей дошкольного возраста / Под ред. Н.Н.Поддьякова, Ф.А.Сохина. – М.: Просвещение, 1984. – С. 61-93.
Парамонова Л.А., Сафонова О.В. Проблема формирования обобщенных способов действий у старших дошкльников (на материале конструирования) // Актуальные проблемы воспитания и обучения дошкольников: Сб.научн.трудов / Ред. Коллегия: Н.Н.Поддьяков, Ф.А.Сохин, В.В.Холмовская. – М., 1985. – С.308.
Парамонова Л.А., Н.Н.Поддьяков. Некоторые новые проблемы умственного воспитания дошкольников // Дошкольное воспитание. – 1985. – № 2. – С. 57-63.
Парамонова Л.А., Урадовских Г.В. Роль конструктивных задач в формировании умственной активности детей // Дошкольное воспитание. – 1985. – № 7. – С. 46-49.
Парамонова Л.А., Сафонова О.А. Формирование обобщенных способов действий // Дошкольное воспитание. – 1985. – № 9. – С.48-49.
Парамонова Л.А. Научные основы «Типовой программы воспитания и обучения в детском саду» // Советская педагогика. – 1985. – № 11. – С. 41-45.
Парамонова Л.А. Конструирование // Воспитание и обучение детей пятого года жизни / Под ред. В.В.Холмовской. – М.: Просвещение, 1986. – С. 93-101.
Парамонова Л.А. Конструирование // Воспитание и обучение детей младшего возраста / Под ред. Э.Г.Пилюгиной, Г.Н.Годиной. – М.: Просвещение, 1986. – С.53-56, 133-137.
Парамонова Л.А. Конструирование // Воспитание и обучение детей шестого года жизни / Под ред. О.С.Ушаковой. – М.: Просвещение, 1986. – С.100-107.
Парамонова Л.А. Основные направления развития проблемы обучения в советской дошкольной педагогике // Повышение эффективности воспитатель-образовательной работы в дошкольных учреждения: Современные психолого-педагогические проблемы: Сб.научн.трудов / Отв. ред. Н.Н.Поддьяков, Л.А.Парамонова. – М.: 1988. – С. 14-20.
Парамонова Л.А., Новоселова С.Л., Зворыгина Е.В. Игра и вопросы всестороннего воспитания // Игра дошкольника / Под ред. С.Л.Новоселовой. – М.: Просвещение, 1989. – С. 3-16.
Парамонова Л.А., Пашилите И.Ю. Методические рекомендации к дидактическим компьютерным программам // Игра дошкольника / Под ред. С.Л.Новоселовой. – М.: Просвещение, 1989. – С. 283-285.
Парамонова Л.А. Конструирование как средство подготовки детей к шкльному обучению // Подготовка детей к школе в СССР и ЧССР / Под ред. Л.А.Парамоновой. – М.: Просвещение, 1989. – С.92-100.
Парамонова Л.А. Разработка нового содержания воспитания, обучения и развития дошкольников // Материалы научн.-практ. конф. работников дошк.учр. и нач.школ «Стратегия и тактика развития образовательных учреждений в условиях перехода к вариативности образовательных программ». – М., 1994. С. 33-37.
Парамонова Л.А., Новоселова С.Л., Обухова Л.Ф., Тарасова К.В. Теоретические основы базисной программы развития ребенка-дошкольника «Истоки» // Психологическая наука и образование. – 1996. – № 3. – С. 64-70.
Парамонова Л.А. Общественное дошкольное воспитание: современные традиции и права ребенка // Дошкольное воспитание. – 1997. – № 6. – С.76-82.
Парамонова Л.А., Новоселова С.Л., Тарасова К.В. Развивающая предметно-пространственная среда детства. – М.: Издание ВНИИТЭ, 1997. – 60 с.
Парамонова Л.А., Алиева Т.И., Арушанова А.Г. и др. Концепция преемственности в работе дошкольного учреждения и начальной школы // Обеспечение готовности детей к школьному обучению.//Серия: “Готовность ребенка к школе”. Отв. Ред. Курнешова Л.Е. – М.: Центр инноваций в педагогике.- 1998 .
Парамонова Л.А., Алиева Т.И. Арушанова А.Г. Дошкольное учреждение и начальная школа: проблема преемственности // Дошкольное воспитание. – 1998. – № 4. – С. 97-104.
Парамонова Л.А., Новоселова С.Л. Информатизация дошкольного уровня образования в России: начало положено в Москве // Дошкольное воспитание. – 1998. – № 9. – С. 65-71.
Парамонова Л.А., Алиева Т.И. Дошкольник в мире диалога: воспитание толерантности // Дошкольное воспитание. – 1999. . – № 5. – С. 70-73.
Парамонова Л.А. Творческое конструирование: психологические и педагогические основы // Дошкольное воспитание. – 2000. – № 11. – С. 58-64.
Парамонова Л.А., Алиева Т.И., Арушанова А.Г. и др. “Карта индивидуального развития ребенка-дошкольника” и методические рекомендации по ее использованию // Система дошкольного образования и перспективы ее развития в г.Москве// Серия: “Инструктивно-методическое обеспечение содержания образования в Москве”. ГОМЦ “Школьная книга”, 2000. – С.49-87.
Парамонова Л.А. Творческое конструирование: психологические и педагогические основы его формирования. Конструирование из строительного материала // Дошкольное воспитание. – 2001. – № 3. – С. 66-77.
Парамонова Л.А., Алиева Т.И. Основные положения Примерных образовательных программ воспитания, обучения и развития детей раннего и дошкольного возраста, задающих стратегические ориентиры выстраивания вариативного дошкольного образования // Проблемы и перспективы развития дошкольных образовательных учреждений / Серия: «Инструктивно-методическое обеспечение содержания образования в Москве». – М.: Центр «Школьная книга», 2004. – С. 10-14.
Парамонова Л.А., Алиева Т.И., Тарасова К.В. Ребенок 5-6 лет в системе дошкольного образования (к проблеме подготовки к школе) // Психологическая наука и образование. – 2005. – № 2. – С.12-17.
Государственные и ведомственные награды
Достижения и поощрения
Грамоты и благодарности Академии педагогических наук СССР, Российской академии образования, Департамента образования города Москвы.
Исследовательские проекты и гранты
Участие в проектах Федеральных целевых программ развития образования на 2001-2005 годы, ВНИКах и институциональных грантах Департамента образования города Москвы.
Ребенок воспитывается разными случайностями, его окружающими.
Педагогика должна дать направление этим случайностям.
В. Ф. Одоевский
Обновление содержания образования требует от педагогов развития таких компетенций, которые помогли бы ему строить весь образовательный процесс в соответствии с требованиями. А значит, использовать в своей работе современные методы, формы обучения и воспитания, современные педагогические технологии обучения. Технология – это совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве, искусстве (толковый словарь). В своей работе с детьми я использую технологию Л.А. Парамоновой "Детское творческое конструирование".
Автором на основе многолетних психолого-педагогических исследований разработана принципиально новая стратегия формирования детского творческого конструирования. Она положена в основу описанной в книге педагогической системы обучения детей 2-7 лет конструированию из разных материалов: строительного, природного, бумаги, конструкторов, современных крупных модулей и т.п. В книге даны показатели детского творческого конструирования и технологии их достижения, сопровождаемые иллюстрациями и конспектами типичных занятий.
В учебном пособии в русле разработанной автором системы охарактеризованы психолого-педагогические основы формирования творческого конструирования у детей 2-7 лет. Показаны разные формы организации этой работы, освещен зарубежный опыт в области детского творческого конструирования. Книга может быть интересна также студентам средних педагогических учебных заведений, воспитателям ДОУ, родителям.
Скачать:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
В помощь аттестующемуся педагогу ДОУ "Отчет аттестующегося педагога дошкольного учреждения о применении современных образовательных технологий"
В данном файле я приведу пример отчета аттестующегося педагога дошкольного учреждения о применении современных образовательных технологий....
Конспект образовательной деятельности по развитию речи с применением современных образовательных технологий. Для детей старшей группы. Рассказывание по картине «Собака со щенятами»
Цель: учить детей рассматривать картину, отвечать на вопросы по её содержанию, формулировать простейшие выводы. Учить выделять положительные и отрицательные стороны объекта. Развивать речь...
Применение современных образовательных технологий - Л.А. Парамонова "Детское творческое конструирование"