Папуасы. Шокирующие традиции и обычаи папуасов, которые поймет далеко не каждый

(среднее: 4,67 из 5)


Папуа-Новая Гвинея - это одна из самых уникальных стран на земле, находящееся в Океании, в юго-западной части Тихого океана и недалеко от экватора. При населении всего в 7 миллионов людей здесь сосуществуют около 300 культурных сообществ, которые общаются на более чем 850 языках!

Название «Папуа» происходит от малайского слова «папува», что в переводе на русский язык означает «курчавый». И сегодня мы познакомимся с коренными жителями - папуасами и их красивой племенной раскраской . Разноцветный репортаж. (Фотографии Rita Willaert).

Как мы уже говорили, пазвание «Папуа» происходит от малайского слова «папува», что в переводе на русский язык означает «курчавый» (по другой версии от «оранг папуа» - «курчавый черноголовый человек»). Такое название острову Новая Гвинея дал португалец Менезеш в 1526 году, отметив форму волос местных жителей.

Остров Новая Гвинея и большинство других островов страны имеют горный рельеф. Высота значительной части территории более 1000 м над уровнем океана, а некоторые вершины Новой Гвинеи достигают 4500 м, то есть пояса вечных снегов.

Праздник Независимости. Голова этого папуаса украшена перьями голубей, попугаев и других экзотических птиц. Украшения на шее являются символами процветания. Город Горока, Папуа-Новая Гвинея:

Многие из горных хребтов представляют собой цепи вулканов. В Папуа-Новой Гвинее 18 действующих вулканов. Большая часть из них находится на севере страны. С вулканической активностью сопряжены и сильные, подчас катастрофические землетрясения.

Праздник Горока - это, вероятно, самый известное культурное событие пленен в Папуа-Новой Гвинеи. Он проводится раз в год в городе Горока:

Культура Папуа-Новой Гвинеи чрезвычайно разнообразна и здесь вряд ли можно выделить единый для всей страны тип традиций или образа жизни. Даже в пределах одного округа или области могут проживать представители нескольких десятков народностей, часто практически не связанных между собой ни происхождением, ни языком.

Праздник Независимости. Около 100 племен приходят сюда, чтобы показать свои танцы, музыку и культуру. В последние годы этот фестиваль привлекает множество туристов, ведь это одна из немногих возможностей увидеть племена и их красочные традиции. Город Горока, Папуа-Новая Гвинея:

Зеленый человек-паук, город Горока, Папуа-Новая Гвинея:

Многие удаленные папуасские племена до сих пор имеют лишь незначительные контакты с внешним миром.

Растительность и животный мир Папуа-Новой Гвинеи богаты и разнообразны. Там произрастает более 20 тысяч видов растений. Вдоль берегов острова Новая Гвинея протягивается широкая (местами до 35 км) полоса мангровой растительности.

Выше 1000-2000 м леса становятся более однообразными по составу, в них начинают преобладать хвойные породы.

Животный мир страны представлен пресмыкающимися, насекомыми и особенно многочисленными птицами. В лесах и на побережье много змей, в том числе ядовитых, и ящериц.

В Папуа-Новой Гвинеи живет уникальная птица казуар (одна из самых крупных птиц на земле, весящая более 70 кг). Здесь также встречается одна из самых ядовитых змей - «тай пан». Она обладает достаточным количеством яда, чтобы убить 80 взрослых человек.

Бело-черная раскраска с красными глазами:

Клюв птицы-носорога:

Красавец:

«Курчавый народ»:

Под гигантской змеей. Город Горока, Папуа-Новая Гвинея:

Все возможные цвета:

Украшения в виде большого пениса. Это знак хорошей рождаемости в племени:

Обратите внимание на ноги, покрашенные белым. Город Маунт-Хаген, Папуа-Новая Гвинея:



Город Маунт-Хаген, Папуа-Новая Гвинея:

Глава папуаса украшена перьями Райской птицы (лат. Paradisaeidae):

Мех экзотических животных и перья Райской птицы:

Одним из государств, где женщины находятся в наиболее бесправном положении, является Папуа - Новая Гвинея. Насилие практикуется почти в каждой местной семье. При этом зачастую травмы и увечья, которые мужья наносят своим женам, оказываются весьма тяжелыми: нередки случаи, когда они теряли целые части тела.

Согласно недавним исследованиям, реальная опасность быть изнасилованной грозит от 50 до 70% жительниц Папуа - Новой Гвинеи. В принуждении женщин к половому акту признались более 60 процентов опрошенных мужчин. В стране действуют банды, для вступления в которые кандидат должен обязательно совершить изнасилование. Кроме того, иногда местные жительницы становятся жертвами борьбы с колдовством: заподозренных в связях с потусторонним миром подвергают жестоким пыткам и убивают.

О том, к чему приводит бесправие папуасских женщин, которых на местном наречии называют «мери», и с чем им приходится каждый день иметь дело - в фотопроекте Влада Сохина «Плач Мери».

Ричард Бал (45 лет) показывает искалеченное ухо своей жены Агиты Бал (32 года). В декабре 2010-го Ричард пришел домой пьяный и безо всякой причины отрезал садовым ножом часть уха Агиты. Полиция поместила Ричарда в камеру лишь на одну ночь и наутро отпустила домой «из-за отсутствия достаточных доказательств его вины». Родители Агиты не разрешили ей развестись с Ричардом, после того как он заплатил им 500 кина (около 240 долларов) за причиненный ущерб. Порт-Морсби (столица Папуа - Новая Гвинеи) , провинция Моробе.

Женщины ожидают своей очереди в кабинет полицейского отдела по рассмотрению правонарушений, связанных с сексуальным насилием. По словам констебля Колиш Джамики, работницы отдела ежедневно разбирают пару десятков дел, связанных с изнасилованиями. Город Лаэ, провинция Моробе.

Джули (19 лет) демонстрирует протез ноги рядом со своим домом в городе Кундиява, провинция Симбу. Когда Джули было всего девять месяцев, на нее напал собственный отец, который отрубил ей ногу топором. В 2011 году девушка поехала за новым протезом в город Лае, и там ее изнасиловала местная банда. Позже выяснилось, что она беременна. Сейчас она живет в Кундияве вместе с сыном Джеймсом (слева).

В начале апреля 2012 года, шестилетняя Джули была похищена недалеко от своего дома четырьмя неизвестными мужчинами. Они привезли ее в заброшенное здание и насиловали на протяжение восьми часов, после чего оставили девочку лежащей без сознания на улице. Джули провела три недели в госпитале и сейчас находится под наблюдением детских психологов в клинике «Врачей без границ». Из-за причиненных физических травм, Джули с трудом ходит и никогда не сможет иметь детей. Ее мучители были арестованы полицией и ожидают суда в одном из СИЗО города. Лаэ, провинция Моробе.

Люди рассматривают фотографию пыток женщины, обвиненной в колдовстве. «Охота на ведьм» происходит в Папуа - Новой Гвинее едва ли не каждую неделю. Современные антропологи считают, что форма таких пыток за последние десять лет видоизменилась в более жестокую. По их мнению, на это влияют пиратские диски с голливудскими фильмами о сожжениях ведьм, а также распространение дешевых смартфонов с мобильным интернетом.

Дини Корул около своего дома в деревне Вомай, провинция Симбу. Искалеченная жителями деревни, которые обвинили ее в колдовстве и изгнали из своего общества, Дини тайно возвратилась домой, не найдя другого места жительства. Днем она практически не выходит из дома, опасаясь снова быть атакованной своими соплеменниками.

Члены банды Dirty Dons 585, совершившие множество изнасилований и вооруженных ограблений. По словам бандитов, большая часть их жертв - женщины. Район 9-я Миля, Порт-Морсби.

Хелен Майкл (40 лет) была атакована недалеко от полицейского участка в центре Порт-Морсби в декабре 2011 года. Неизвестный мужчина набросился на Хелен поздней ночью и откусил ей нижнюю губу, пытаясь вцепиться зубами в ее горло. Женщина ударила нападающего в область паха и смогла вырваться и вызвать помощь. Полиция арестовала мужчину и выяснила, что это была его третья попытка съесть человека живьем. Хелен провела в больнице три дня и после выписки сразу же поехала в полицию, чтобы написать заявление о возбуждении уголовного дела. В участке она узнала, что «каннибала» отпустили, потому что за прошедшие после его ареста дни никто не предъявил ему претензий. Хелен до сих пор ждет операции по восстановлению губы.

Офицеры специального отряда полиции во время патрулирования города. Перемещенные начальством из Маунт-Хагена в Порт-Морсби, чтобы противостоять беспорядкам, полицейские признают, что более 70 процентов преступлений, с которыми им ежедневно приходится вести дело, так или иначе связаны с жестоким обращением с женщинами.

Сотрудник полиции допрашивает фигуранта дела об изнасиловании, Порт-Морсби.

Водитель такси Алекс Минаме (34 года). Алекс никогда не выходит на смену без большого ножа, которым он защищается от бандитов. В начале 2012 года на одном из темных перекрестков города он с помощью этого ножа отбил свою пассажирку от напавших на машину грабителей. Подобное поведение редко встречается среди таксистов Порт-Морсби.

Мелинда (13 лет) попала в центральный госпиталь Порт-Морсби после того, как была изнасилована своим 43-летним отчимом Робертом. Чтобы заставить девочку снять одежду, мужчина раскалил на огне железный прут и стал жечь ее руки и спину. По словам матери Мелинды, они с дочерью боятся писать заявление в полицию, опасаясь мести со стороны Роберта. Мелинда не хочет возвращаться домой, но будет вынуждена сделать это, чтобы продолжить обучение в школе.

Мэри Элаес, 48 лет, жена бандита по кличке Блэки, члена одной из банд Порт-Морсби. Ее муж почти все свое время проводит в банде, изредка приходя домой, чтобы поесть. Если еды в доме не оказывается, Блэки бьет свою жену, нередко оставляя на ее теле синяки и ломая ей конечности. Полиция постоянно навещает дом Мэри в поисках ее мужа и, не найдя его дома, забирает в участок его жену, иногда вместе с детьми. Чтобы спрятаться от своего мужа и полицейского произвола, Мэри часто просит убежища в местной католической церкви.

Офицер полицейского участка района Бороко в Порт-Морсби показывает на экране своего рабочего компьютера фотографию женщины, подвергшейся насилию со стороны мужа. По словам полицейского, каждый день в его участок обращаются как минимум три женщины, пострадавшие от нападения со стороны мужей или уличных бандитов.

Самодельное оружие, конфискованное полицией у членов банд во время нападений на женщин. Полицейский участок района Топ-Таун, отдел по борьбе с сексуальными преступлениями, город Лаэ, провинция Моробе.

Камера предварительного заключения при полицейском участке Бороко, Порт-Морсби. Местные полицейские признают, что очень редко дела задержанных за жестокое обращение с женщинами доходят до суда.

Молли (42 года) ожидает медицинского осмотра в центре поддержки семьи при центральном госпитале Порт-Морсби. Молли жестоко избил муж, не разрешавший ей выходить из дома. Центр поддержки семьи предоставляет обратившимся туда жертвам домашнего насилия бесплатную медицинскую поддержку и 24-часовое убежище. Но потом женщинам приходится возвращаться домой, где они опять подвергаются жестокому обращению.

Женщина на поздней стадии беременности ждет осмотра в медцентре на острове Норманби, провинция Милн-Бей. Уровень материнской смертности в Папуа - Новой Гвинее составляет 733 человека на 100 тысяч. Под угрозой смерти непосредственно от беременности находится каждая 28-я женщина. Многие из них умирают из-за отсутствия доступа к медицинским услугам: в отдаленных районах медучреждения и больницы часто закрываются в связи с нехваткой персонала, оборудования или лекарств. Кроме того, из-за своего низкого статуса женщины часто бывают лишены помощи со стороны мужей, когда начинаются роды.

Банил (16 лет) попала в больницу Порт-Морсби после того, как ее изнасиловал бывший жених. Банил рассталась со своим парнем, но через день он пришел в дом ее родителей и, угрожая ножом, вывел девушку в лес, где избил и изнасиловал. Позже отец Банил нашел ее без сознания и привез в больницу для обследования.

Омси, бывший член банды Kips Kaboni («Красные Дьяволы») со своим самодельным пистолетом в трущобе Каугери, Порт-Морсби.

Зелма (36 лет) в реанимации, куда ее доставили, после того как на улице Лае ее жестко избили десять мужчин. По словам Зелмы,на нее напали рано утром 26 апреля 2012 года перед ночным клубом. Избив женщину дубинками и порезав ножами, участники банды изнасиловали ее прямо на глазах охранников клуба. Никто из них не оказал ей помощь и даже не вызвал полицию. Врачей вызвали прохожие, которые нашли женщину без сознания спустя несколько часов.

Хеллен Алфонс (около 38 лет) потеряла правую ногу в 2005 году в драке со своим пьяным мужем Алаем Кава. Алай искалечил жену садовым ножом на глазах у детей. Они сумели выбежать из дома и позвать на помощь. Алай был арестован и получил срок в тюрьме города Кундиява. Хеллен покинула свой дом, боясь, что мужа могут в любой момент освободить и он захочет ей отомстить. Она живет с родной сестрой бывшего мужа, вместе они держат небольшой магазин в Кундияве.

Жители родной деревни обвинили Расту в , после того как в 2003 году в селении скончался местный подросток. Толпа напала на нее во время похорон. Женщину избили и попытались задушить, но ей удалось бежать. Защищаясь, она потеряла кисть руки.

Джаскис Мартин у тела своей матери Столостики в госпитале города Маприк, провинция Восточный Сипик. 20 августа 2013 года Столостика жители деревни обвинили Столостику в колдовстве и жестоко избили. От полученных травм она скончалась в госпитале, не приходя в сознание.

Линда Амаки оплакивает смерть своей 25-летней дочери Аманды, умершей в реанимации центрального госпиталя Порт-Морсби. Аманда погибла от ножевых ранений, которые ей нанесли члены уличной банды после многочасового изнасилования.

Жительница города Кундиява держит сотовый телефон с изображением Иисуса Христа. Многие женщины в Папуа - Новой Гвинее не доверяют государственным учреждениям, поскольку почти не получают от них поддержки, и предпочитают искать помощь и защиту у религиозных организаций и церкви.

Женщина смотрит на долину с высоты Кассамского перевала, провинция Моробе. Согласно последним исследованиям министерства здравоохранения Папуа - Новой Гвинеи, каждая третья женщина в стране стала жертвой изнасилования, а две трети всех женщин хотя бы однажды в жизни подвергались физическому насилию. Этот показатель повышается в провинции Моробе и регионе Хайлендс, где более чем 90 процентов женщин становятся жертвами насилия.

Прожив год с папуасами, я свыкся с тем, что они могут гулять по улицам голышом, спать на земле у костра и готовить пищу без соли, перца и специй. Но список аборигенских причуд этим не ограничивается.

Они «сидят» на орехах как наркоманы

Плоды бетелевой пальмы - это самая вредная привычка папуасов! Мякоть плода жуют, смешивая с двумя другими ингредиентами. Это вызывает обильное слюноотделение, а рот, зубы и губы окрашиваются в яркий красный цвет. Поэтому папуасы без конца плюют на землю, и «кровавые» кляксы встречаются повсеместно. В Западном Папуа эти плоды называют пинангом, а на восточной половине острова - бетельнатом (бетельным орехом). Употребление плодов дает легкий расслабляющий эффект, но очень портит зубы.

Они верят в черную магию и наказывают за нее

Раньше каннибализм был инструментом правосудия, а не способом утолить свой голод. Так папуасы наказывали за колдовство. Если человека признавали виновным в использовании черной магии и нанесения вреда другим, то его убивали, а куски его тела распределяли между членами клана. Сегодня каннибализм больше не практикуют, но убийства по обвинению в черной магии не прекратились.

Они держат покойников дома

Если у нас Ленин «спит» в мавзолее, то мумии своих вождей папуасы из племени дани хранят прямо в своих хижинах. Скрюченные, копченые, с ужасными гримасами. Возраст мумий - 200–300 лет.

Они позволяют своим женщинам заниматься тяжелым физическим трудом

Когда я впервые увидел, как женщина на седьмом-восьмом месяце беременности рубит дрова топором, а ее муж отдыхает в тени, я был шокирован. Позже я понял, что у папуасов это норма. Поэтому женщины в их селеньях брутальны и физически выносливы.

Они расплачиваются за будущую жену свиньями

Этот обычай сохранился по всей Новой Гвинее. Семья невесты получает свиней перед свадьбой. Это обязательная плата. При этом женщины ухаживают за поросятами, как за детьми и даже вскармливают их своей грудью. Об этом писал еще Николай Николаевич Миклухо-Маклай в своих заметках.

Их женщины калечили себя добровольно

В случае смерти близкого родственника женщины племени дани отрубали себе фаланги пальцев. Каменным топором. Сегодня от этого обычая уже отказались, но в долине Балием еще можно встретить беспалых бабушек.

Ожерелье из зубов собаки - лучший подарок жене!

У племени короваев это настоящая драгоценность. Поэтому коровайским женщинам не нужно ни золота, ни жемчуга, ни шуб, ни денег. У них совсем другие ценности.

Мужчины и женщины живут раздельно

Во многих папуасских племенах практикуют этот обычай. Поэтому существуют мужские хижины и женские. Женщинам вход в мужской дом запрещен.

Они могут жить даже на деревьях

«Высоко живу - далеко гляжу. Короваи строят свои дома в кронах высоких деревьев. Иногда это 30 м над землей! Поэтому за детьми и младенцами тут нужен глаза да глаз, ведь ограждений в таком доме нет.

Они носят котеки

Это фаллокрипт, которым горцы прикрывают свое мужское достоинство. Котеку используют вместо трусов, банановых листьев или набедренных повязок. Изготавливают ее из местной тыквы.

Они готовы мстить до последней капли крови. Или до последней курицы

Зуб за зуб, глаз за глаз. Они практикуют кровную месть. Если твоему родственнику навредили, покалечили или его убили, то ты должен ответить обидчику тем же. Сломали брату руку? Сломай и ты тому, кто это сделал.
Хорошо, что от кровной мести можно откупиться курицами и свиньями. Так однажды я отправился с папуасами на «стрелку». Сели в пикап, взяли целый курятник и поехали на разборки. Все обошлось без кровопролития.

April 27th, 2015

Очень логично начать рассказ о нашей поездке в Папуасию с рассказа о самих папуасах.
Не было бы папуасов - и половины проблем в походе к Пирамиде Карстензс тоже не было бы. Но не было бы и половины очарования и экзотики.

В общем, сложно сказать, было бы лучше или хуже... Да и не зачем. По крайней мере сейчас - пока от папуасов в экспедиции на Пирамиду Карстензс никуда не деться.

Итак, наша экспедиция Карстензс 2015 началась, как и все подобные экспедиции: аэропорт Бали - аэропорт Тимика.

Куча баулов, бессонная ночь. Тщетные попытки хоть как-то поспать в самолете.

Тимика - это еще цивилизация, но уже Папуа. Это понимаешь с первых же шагов. Или с первых объявлений в туалете.

Но наш путь лежит еще дальше. Из Тимики на маленьком чартерном самолете нам нужно перелететь до деревни Сугапа. Раньше экспедиции ходили от деревни Илага. Путь там попроще, немного короче. Но последние три года в Илаге обосновались так называемые сепаратисты. Поэтому экспедиции стартуют из Сугапы.

Грубо говоря, Папуа - регион оккупированный Индонезией. Папуасы себе индонезийцами не считают. Раньше им правительство платило деньги. Просто так. За то, что они папуасы. Последние лет пятнадцать деньги платить перестали. Но жители Папуа привыкли, что белые (относительно) люди должны им давать деньги.
Сейчас вот это "должны давать" отображается в основном на туристах.

Уже не такие бодрые после ночного перелета мы со всем нашим скарбом переехали в соседний с аэропортом домик - откуда вылетают маленькие самолеты.

Этот момент можно считать отправной точкой экспедиции. Все определенности заканчиваются. Никто никогда не говорит точную информацию. Все может случится через пять минут, или через два часа, или через день.
И ты ничего не можешь сделать, от тебя ничего не зависит.
Ничто не учит так терпению и смирению, как дорога к Карстензсу.

Три часа ожидания, и мы выдвигаемся в сторону самолета.
И вот они - первые настоящие папуасы, ожидающие вылет в свои деревни.

Им очень не нравится, что их фотографируют. Да и вообще приход толпы чужаков не вызывает у них никаких положительных эмоций.
Ну и ладно, нам пока не до них. У нас дела поважнее.
Сначала взвешивают наш багаж, а потом и всех нас с ручной кладью. Да-да, это не шутка. В маленьком самолете вес идет на килограммы, поэтому вес каждого пассажира тщательно фиксируется.

На обратном пути при взвешивании живой вес участников мероприятия значительно уменьшился. Да и вес багажа тоже.

Взвесились, багаж сдали. И снова ждать. На этот раз в самом лучшем аэропортовом отеле - Папуа холидей. По крайней мере нигде так сладко не спится, как там.

Команда"пора на посадку" выдергивает нас из сладких снов.
Вот наш белокрылый птиц, готовый отнести в волшебную страну Папуасию.

Пол часа полета, и мы оказываемся в другом мире. Здесь все непривычно, и как-то экстремально.
Начиная от супер короткой взлетно-посадочной полосы.

И заканчивая внезапно набежавшими папуасами.

Нас уже ждали.
Банда индонезийцев-мотоциклистов. Они должны были отвезти нас до последней деревни.
И папуасы. Очень много папуасов. Которые должны были решить, пускать ли нас вообще до этой деревни.
Они быстро подхватили наши сумки, оттащили в сторону и занялись дебатами.

Женщины сели отдельно. Поближе к нам. Посмеяться, пообщаться. Даже немного пококетничать.

Мужчины в отдалении занялись серьезными делами.

Ну вот наконец я дошла до нравов и обычаев папуасов.

В Папуасии царит патриархат.
Здесь принято многоженство. Практически у каждого мужчины две-три жены. У жен - пять-шесть-семь детей.
В следующий раз я покажу папуасскую деревню, дома и как они там все живут такой большой веселой толпой

Так вот. Вернемся к семьям.
Мужчины занимаются охотой, защитой дома и решением важных вопросов.
Всем остальным занимаются женщины.

Охота случается далеко не каждый день. Дом защищать тоже особо не от кого.
Поэтому обычный день мужчины проходит так: проснувшись, он выпивает чашку чая или кофе или какавы и идет по деревне, чтобы посмотреть, что новенького. К обеду возвращается домой. Обедает. Продолжает свои прогулки по деревне, общаясь с соседями. Вечером ужинает. Потом судя по количеству детей в деревнях, занимается решением демографических проблем, и ложится спать, чтобы с утра продолжить свои тяжелые будни.

Женщина просыпается рано утром. Готовит чай, кофе и прочий завтрак. А потом занимается домом, детьми, огородом и прочими глупостями. Целый день с утра до вечера.

Все это мне рассказали индонезийские ребята в ответ на мой вопрос: почему мужчины практически ничего не несут, а женщины тащат тяжелые сумки.
Мужчины просто не приспособлены для тяжелой ежедневной работы. Как в анекдоте: придет война, а я уставший...

Итак. Наши папуасы занялись обсуждением, пускать нас через Сугапу или нет. Если пускать, то на каких условиях.
Собственно все дело в условиях.

Время шло, переговоры затягивались.

Все было готово, чтобы отправиться в экспедицию. Сапоги, зонтики, оружие и прочие нужности.

Пара часов прошла в беседах.
И вдруг новая команда: по мотоциклам! Ура, первый этап пройден!

Вы думаете это все? Нет. Это только начало.
С нами отправляются в путь старейшины деревни, два военных, два полицейских, сочувствующие папуасы.

Зачем столько?
Для решения возникающих вопросов.
Вопросы возникли буквально сразу.

Как я уже написала, где-то с семидесятых годов индонезийское правительство выплачивало папуасам деньги. Просто так. Все что нужно было делать - раз в месяц придти в банк, отстоять очередь и получить кучку денег.
Потом деньги давать перестали. А вот ощущение, что деньги должны быть просто так, осталось.

Способ получать деньги нашелся достаточно быстро. Буквально с приходом первых туристов.
Так появилось любимое развлечение папуасов - род блоки.

Посреди дороги кладется палочка. И переступать через нее нельзя.

Что будет, если переступить палку?
По словам индонезийских ребят - могут камнями закидать, могут еще чего, в общем, пожалуйста, не надо.
Это вызывает недоумение. Ну не убьют же...
А почему нет?
Человеческая жизнь тут ничего не стоит. Формально на территории Папуа действуют индонезийские законы. В действительности преимущество имеют законы местные.
По ним, если ты убил человека, достаточно по согласованию с родственниками убитого выплатить небольшой штраф.
Есть подозрение, что за убийство белого чужака не только штраф не возьмут, еще и благодарность вынесут.

Сами же папуасы вспыльчивы. Быстро отходят, но в первый момент в гневе себя не сильно контролируют.
Видели мы как они за женами своими с мачете гонялись.
Рукоприкладство у них в порядке вещей. Под конец путешествия жены отправившиеся в путь с мужьями ходили разукрашенные синяками.

Так вот, будут камнями кидать или из лука в спину выстрелят - экспериментировать никто не хотел.
Поэтому у каждой палки положенной на землю начинались переговоры.

Сначала это похоже на театрализованное действие.
Нелепо разряженные люди в шортах и майках, украшенные цветными пластиковыми бусами и перьями встают посередине дороги и начинают произносить пламенную речь.

Речи произносят исключительно мужчины.
Выступают по одному. Говорят пылко, звонко. В самые драматичные минуты кидая шапки об землю.
Женщины иногда вступают в перепалку. Но как-то всегда хором, создавая немыслимый гвалт.

Обсуждение то разгорается, то затихает.
Переговорщики прекращают выступления и расходятся в разные стороны, посидеть, подумать.

Если перевести диалог на русский язык, выглядело бы это приблизительно так:
- Мы не пустим этих белых людей через нашу деревню
- Вы должны пропустить этих милых людей, - это уже проплаченные старейшины других племен.
- Хорошо, но пусть они нам заплатят, и возьмут наших женщин портерами
- Конечно они вам заплатят. А про портеров мы решим заврта.
- Договорились. Давайте нам пять миллионов
- Да вы офигели

И тут начинается торг... И снова летят шапки на землю и голосят женщины.

Ребята, видящие это все в первый раз, тихо фигеют. И совершенно искренне говорят: "А вы точно им не заплатили за этот спектакль?"
Уж больно не по настоящему это все выглядит.

А главное, что и местные жители особенно ребятишки воспринимают это все, как театральное шоу.
Сидят, глазеют.

Проходит полчаса, час, в самом тяжелом случае - два часа. Переговорщики доходят до общепринятой суммы в миллион индонезийских тугриков. Палка отодвигается и наша кавалькада устремляется дальше.

Первый раз это даже забавно. Второй - все еще интересно.
Третий, четвертый - и вот уже все это начинает немного напрягать.

От Сугапы до Суангамы - конечной цели нашей поездки - 20 километров. На преодоление их у нас ушло больше семи часов.
Всего было шесть роад блоков.

Вечерело. Все уже промокли под дождем. Начинало темнеть и становилось откровенно холодно.
И вот тут от моей доблестной команды стали поступать все более настойчивые предложения перейти к товарно-денежным отношениям и заплатить уже папуасам денег, сколько они хотят, чтобы нас только побыстрее пропустили.

А я пыталась объяснить, что все. Эти самые товарно-денежные отношения не действуют.
Все законы закончились где-то в районе Тимики.
Один раз заплатить можно. Но уже в следующий раз (а нам ведь и обратно возвращаться) попросят заплатить гораздо больше. И будет уже не шесть а шестнадцать блоков.
Такова логика папуасов.

Где-то в начале путешествия у меня недоуменно спрашивали: "Ну они же нанялись к нам на работу, они же должны выполнять обязательства". И от этих слов мне хотелось смеяться и плакать одновременно.

У папуасов нет понятия "обязательства". Сегодня одно настроение, завтра другое... И вообще, с понятием морали у папуасов как-то напряженно. То есть оно отсутствует напрочь.

Последний блок мы преодолевали уже в темноте.
Затянувшиеся переговоры начинали напрягать не только нас. Мотоциклисты активно стали намекать, что им нужно возвращаться в Сугапу. С нами или без нас.

В итоге в темноте по горной дороге под дождем на мотоциклах без фар мы добрались до последней деревни перед джунглями - Суангами.
На следующий день предстояло еще одно шоу под названием "портеры нанимаются в экспедицию". А как это происходит, почему этого нельзя избежать и чем все это заканчивается, я расскажу в следующий раз.



Материальная культура папуасов и меланезийцев

До недавнего времени, папуасы ходили почти голые (и кое-где ходят по сей день). Женщины носили небольшой передник, а мужчины – футляр для члена – холим, катека, длиной до 60 см. Меланезийские женщины чаще носили юбочки, мужчины – передники и набедренные повязки. Для красоты в нос и уши вставлялись кусочки кости, перья, клыки диких свиней. Как у всех народов с очень темной кожей у папуасов преобладало нанесение рубцов, но у меланезийцев встречалась и татуировка. Папуасы и меланезийцы, особенно мужчины, уделяли внимание прическе и очень гордились пышной шапкой волос.

Папуаски племени яли. Долина Балием, Западная Новая Гвинея (Индонезия). 2005.

Папуас племени дани (яли) на пути в свою деревню. Низкорослые дани, недавние каннибалы, обитают в горной долине Балием Западной Новой Гвинеи (Ириан). Оранжевая палка внизу живота – катека, цилиндрический плод, одеваемый на половой член – единственная одежда мужчин дани. 2006.

Меланезийка племени койта (Новая Гвинея). Татуировку выше груди ей сделали, когда она достигла возраста замужества. Seligmann G.G., with a chapter by F.R. Barton. The Melanesians of British New Guinea. Cambridge: Univ. Press. 1910. Фото: George Brown. Wikimedia Commons.

Папуасы жили в домах на высоких сваях; в каждом доме располагались несколько семей. Особые большие дома строили для собраний и для проживания молодых мужчин, так называемые «мужские дома». Меланезийцы предпочитали жить в домах, расположенных на земле, с низкими стенами и высокими крышами, типичными и для полинезийцев. Папуасы и меланезийцы пользовались каменными топорами для расчистки леса и обработки дерева, знали лук и стрелы и использовали остроги, копья и палицы для охоты, рыбной ловли и войн. Особенно следует отметить достижения в судостроении. Строили лодки с балансиром и крупные двойные пироги, вмещающие десятки людей. Обычно они ходили под парусом. Меланезийцы были искуснее папуасов в судостроении и мореходстве, но особенно отличались фиджийцы, суда которых пользовались славой даже у полинезийцев.

Из книги Всемирная история: В 6 томах. Том 1: Древний мир автора Коллектив авторов

ЧЕЛОВЕК, ДУХОВНАЯ И МАТЕРИАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА МИРА

Из книги Всемирная история: В 6 томах. Том 1: Древний мир автора Коллектив авторов

ЧЕЛОВЕК, МАТЕРИАЛЬНАЯ И ДУХОВНАЯ КУЛЬТУРА ПОЛИСОВ Античность как тип культуры. М., 1988.Борухович В.Г. Вечное искусство Эллады. СПб., 2002.Зелинский Ф.Ф. История античной культуры. СПб., 1995.Кессиди Ф.Х. От мифа к логосу (становление греческой философии). М., 1972.Культура Древнего

автора Резников Кирилл Юрьевич

Материальная культура Аборигены были охотниками и собирателями, жившими в каменном веке. Мужчины занимались охотой на кенгуру и других сумчатых, страуса эму, птиц, черепах, змей, крокодилов, ловили рыбу. При охоте нередко использовали прирученных динго. Женщины и дети

Из книги Запросы плоти. Еда и секс в жизни людей автора Резников Кирилл Юрьевич

Материальная культура У центральных тайцев – сиамцев, селения часто расположены по берегам рек и каналов, так чтобы лодки могли приставать к нижним ступеням лестницы, ведущей в дом. В центре селения – храмовый комплекс, ват. Сельские дома свайные, из дерева и бамбука, с

Из книги Запросы плоти. Еда и секс в жизни людей автора Резников Кирилл Юрьевич

Материальная культура Почти две трети китайцев живут в деревнях (2006). Большинство сельских жителей занимаются пашенным земледелием и огородничеством. На севере пашут на волах; из зерновых сеют пшеницу, просо, гаолян, кукурузу. На юге преобладает заливное рисосеяние, там

Из книги Запросы плоти. Еда и секс в жизни людей автора Резников Кирилл Юрьевич

Материальная культура Японцы сложились как народ земледельцев-рисоводов в стране, где только 14 % территории пригодно для земледелия. Люди занимались еще рыболовством и сбором морепродуктов, но, все равно, их жизнь была далеко не изобильной. К тому же, частые

Из книги Запросы плоти. Еда и секс в жизни людей автора Резников Кирилл Юрьевич

Материальная культура Жилье. Три четверти населения Индии живет в деревнях (72 % по переписи 2011 г.). Деревни небольшие – меньше чем в сотню дворов, с населением до 500 человек. Архитектура различается в зависимости от климата и региона страны. В горных районах Пенджаба и

Из книги Эпоха викингов в Северной Европе автора Лебедев Глеб Сергеевич

6. Материальная культура Хозяйственно-технический базис скандинавского общества мало меняется по сравнению с предшествующим периодом. В основе – земледельческо-скотоводческая экономика небольших прочных хозяйств. Повсеместно применяются железные пахотные орудия,

автора

Из книги Балтийские славяне. От Рерика до Старигарда автора Пауль Андрей

Глава I Материальная и духовная культура балтийских славян Материальная культура большинства балтийско-славянских племён была во многом схожа, основные различия заметны не между племенами, а между жителями различных природных зон. Для всех балтийских славян были

Из книги История Великого Княжества Литовского автора Ханников Александр Александрович

Материальная и духовная культура Великого княжества Литовского В XIV–XVII веках в Великом княжестве Литовском развивалось ремесло, торговля, материальная и духовная культура народа. Роль белорусского этноса в развитии культуры, духовной жизни всего общества Великого

Из книги История и культурология [Изд. второе, перераб. и доп.] автора Шишова Наталья Васильевна

2.2. Материальная культура и социальные отношения В истории первобытного общества выделяют два основных типа производственной деятельности - потребляющее и производящее хозяйство, что в известной степени соответствует библейским преданиям - эдемский и послеэдемский

Из книги История древнего мира [Восток, Греция, Рим] автора Немировский Александр Аркадьевич

Материальная культура и быт В представлении греков и римлян развитая городская жизнь являлась неотъемлемым признаком цивилизации. В период принципата города повсеместно увеличивались в числе, росли и богатели. Крупнейшими политическими, экономическими и культурными

Из книги История Украинской ССР в десяти томах. Том третий автора Коллектив авторов

4. МАТЕРИАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА, БЫТ И ОБЫЧАИ Земледельческие и ремесленные орудия труда. Транспорт. Традиционнобытовая культура Украины XVIII в. имела ярко выраженный классовый характер. Сельскохозяйственные и ремесленные орудия, транспорт, одежда и обувь, пища, жилища,

Из книги История мировой и отечественной культуры: конспект лекций автора Константинова С В

2. Материальная культура Орудиями труда человек пользуется более 2 млн лет. Это открыло перед ним широкие возможности:1) использования природных ресурсов;2) приспособления к окружающей среде;3) коллективной охоты;4) защиты от врагов.В эпоху неолита:1) совершенствуются

Из книги История Украинской ССР в десяти томах. Том четвертый автора Коллектив авторов

7. МАТЕРИАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА, БЫТ И ОБЫЧАИ Земледельческая техника. Транспорт. В первой половине XIX в., особенно к 30 - 40-м годам, развитие традиционно-бытовой культуры украинцев характеризовалось появлением некоторых новых и исчезновением ряда наиболее архаичных, не