Панорама Николаевское кавалерийское училище. Виртуальный тур Николаевское кавалерийское училище

Газета «Новое Время», 21 мая 1929 г., № 2415, Белград - статья Гребенщикова Сергея Яковлевича.
Много воспоминаний пробудили очерки Вадимова под названием «Корнеты и звери», выпущенные отдельным изданием. Прочтя их, невольно вновь переживаешь годы, проведенные в Николаевском Кавалерийском училище.
Мне хочется сказать кое-что о том последнем времени, когда старые традиции, не только не мешавшие правильному течению учебной и внутренней юнкерской жизни, но и имевшие за собой в некоторых случаях большое положительное значение, еще не преследовались самими начальниками училища. Я говорю о годах, когда начальником был генерал Рынкевич, при котором пробыл в училище пишущий эти строки.


За две недели до нашего производства в офицеры (первый выпуск при Императоре Николае II), генерала Рынкевича сменил генерал Павел Плеве. С его легкой руки (если только руку этого генерала можно назвать «легкой») известный всем открытый «цук» и традиции стали запрещенным плодом, начали уходить в подполье и стали принимать все более и более уродливые формы, что отчасти уже можно было видеть из вышеназванных очерков Вадимова, бывшего в школе во времена Плеве. При генерале Де-Витте, положившем много труда и энергии, достойных лучшего применения, в борьбе с традициями и цуком – последний, несмотря на героические попытки этого начальника свести его совсем на нет – стал еще более уродливым. Некоторых обычаев, описанных Вадимовым, в наше время совсем не было, а другие вылились совсем в иную форму.


Описывая первый день пребывания в училище, г. Вадимов рассказывает, как один из «корнет», прибывший из отпуска раньше других, заставлял всех «молодых» представиться себе. Причем, если в «молодом» замечалась «корявость» в фигуре или вообще, представление было недостаточно «отчетливое», то вся церемония прекращалась, и «зверь» должен был ее начать снова. По приезде «корнет» из отпуска «молодые» таким же образом представлялись решительно всем «корнетам». При этих представлениях «зверям» задавались различные вопросы для проверки знаний названий, номеров и отличий полков, начальства, а также предлагались и всякие шутливые вопросы. Если на все это «молодые» не отвечали или по незнанию, или по недогадливости – то, по словам г. Вадимова, начинался общий, «беспощадный по невыносимости цук со стороны всех корнет, от первого до последнего».


Ничего подобного в наше время, время открытого цука, не было. В первый день после приезда «корнеты» просто знакомились со «зверями», выслушивая лишь фамилию молодого и место или учебное заведение, откуда прибыли и, называя также и свою фамилию, ни о каких вопросах и речи не было. Откуда же было «молодым», из коих много было штатских, знать правила воинской выправки, полки, начальство и всякие чисто кавалерийские названия? Всему этому «зверей» обучали с первого дня сбора всех юнкеров особые «корнеты» - учителя, получавшие в свое распоряжение по 2-3 «зверя», с которыми и занимались по вечерам в свободное время. Никаким шуткам вроде того, «что такое прогресс», «жизнь вандала» или «механика», или «какие бывают подковы у такого-то полка», эти учителя не обучали. Для этих шуток находились особые любители из «корнет» и особые типы из «зверей», весьма малочисленные – и это занятие к училищным традициям в наше время никогда не относилось!


Ко дню присяги (обыкновенно через месяц после прибытия в училище) «молодые» должны были быть уже вполне подготовлены, как в отношении необходимой воинской выправки, так и в знании начальства (начиная с нашивочных своего взвода и кончая Царской фамилией) и всех полков Русской конницы, их боевых отличий и формы. С последним «звери» ознакамливались по полковым щитам – гербам, висевшим в особой зале, так и называемой – «гербовой». Проверка всех этих знаний производилась нашивочными (т.е. эстандарт-юнкерами, как назывались в нашем обиходе портупей-юнкера) во время их дежурства по полуэскадрону при явке «зверей», отправляющихся в отпуск. В день присяги легко отпускались все, т.к. в этот день по традиции вся школа – и «корнеты», и «звери» - проводили вечер в цирке Чинизелли. При явке (перед отправлением в отпуск) дежурным нашивочным (при чем иногда присутствовал и взводный вахмистр) поверка выправки и всех необходимых (нешуточных) знаний производилась очень строго. Заметив какую-нибудь неправильность или в форме одежды, или в ответах, дежурный, не указывая, в чем собственно заключалась ошибка, просто командовал: «Кругом! Явитесь еще раз», и «зверь» становился в хвост очереди являющихся или уходил во взвод и там, перед зеркалом, искал изъян в форме или спрашивал товарищей, в чем заключалась ошибка в его ответах, и затем вновь становился в очередь. Бывали случаи, что, явившись несколько раз, и все неудачно, «молодой» сам отказывался от отпуска, до следующего раза. Этот порядок приучал юнкеров к самой тщательной аккуратности в форме одежды и заставлял отлично знать все, что требовалось. Дежурный по училищу офицер мог совершенно спокойно отпускать «зверя» в город, отлично зная, что раз «зверь» выпущен сверху, из эскадрона, то значит он и одет по форме, и выправлен достаточно, и все, что следует, знает, - иначе бы к дежурному офицеру его не допустили.


Что было вначале очень тяжело (и о чем г. Вадимов не говорит), - это обязательное для «зверей» вставанье перед всеми нашивочными эскадрона. В первое время, кроме эскадронного и взводных вахмистров, остальные не имели нашивок как исправляющие должность эстандарт-юнкеров, и поэтому «звери» часто ошибались и вставали не тому, кому следовало, и наоборот, пропускали тех, кому надо было встать. Все это вызывало замечания, т.к. «корнеты» простые цукали, если кто-либо по ошибке встанет им, а нашивочные цукали за зевание. Мало помалу нашивочные сами просили «зверей» в пределах своего взвода им не вставать, но первое время это было очень утомительно и не давало возможности просто письма написать. Но традиция эта, безусловно, имела свою хорошую сторону, т.к. она приучала видеть начальство и в своем же юнкере, что потом отзывалось и в дальнейшей службе, в полку, где корнет по привычке вполне спокойно делал необходимые замечания и в строю, и вне его своему же, но младшему товарищу, корнету. И это никогда не вызывало между ними трений – привычка много значит. «Корнет» в училище, а особенно нашивочный, оставался для «зверя» «корнетом» на всю жизнь, что не мешало им быть в отличных отношениях друг с другом.

Когда входил во взвод эскадронный вахмистр (имевший свою комнату), первый кто его замечал, будь это «корнет» или «зверь», командовал: «встать, смирно!».
Все это давало крепкую основу для развития правильных понятий о дисциплине и чинопочитании. Для нас свои же юнкера – нашивочные – были действительными начальниками, а не бутафорией. Невнимание к нашивочным легко приучило бы и к недостаточному вниманию и к офицерскому чину. У нас чинопочитание, отдание чести возводилось в культ, - этим щеголяли и гордились, в это все втягивались, но первое время бывало тяжело. Нашивочные пользовались властью, предоставленной им уставом, что было естественно, т.к. юнкера военных училищ уже считались на военной службе. Вследствие этого и меры взыскания не изыскивались и не изобретались самими нашивочными, а применялись те, которые предусматривались уставом, то есть лишние наряды или оставление без отпуска.
Какая была надобность отнимать у нашивочных предоставленную им уставом власть – я этого никогда не мог понять. Отчего унтер-офицер – солдат мог этой властью пользоваться, а унтер-офицер – юнкер нет (как это было в других училищах и как стало в нашем при вышеуказанных генерал-реформаторах)? В наше время взводные вахмистры были серьезным начальством, пользовались своей властью открыто и никогда не допускали глумления «корнет» над «зверьми».

Помню, как однажды, после моего возвращения из отпуска, ко мне подошел корнет Н-ский и сказал: «Потрудитесь явиться взводному вахмистру и доложить, что я сегодня видел, как вы пропустили на Невском отдать честь офицеру». Я сейчас же явился взводному Ях-ву, и тот изрек: «Останьтесь на среду без отпуска. другой раз не зевайте». Пришла среда. Я, конечно, в отпуск и не думаю собираться. Видя это, Н-ский, подойдя к моей кровати, стал расспрашивать меня, почему я не иду в отпуск, когда такая прекрасная погода. Я извелся, так как почувствовал, что ему хочется поиздеваться надо мной, но я спокойно отвечал, что не иду оттого, что не хочу. Так Н-ский подходил ко мне несколько раз. Взводный Ях-в лежал на своей кровати и, видимо, слышал, как Н-ский изводил меня своими расспросами, потому что вдруг, после третьего подхода ко мне Н-го, он громко позвал меня и сказал: «одевайтесь в отпуск», - что я не замедлил проделать. Н-ский, услышав слова Ях-ва, подошел к нему и стал говорить, что вероятно Ях-в забыл, что я оставлен без отпуска за проступок, замеченный им, Н-ским. Я отчетливо слышал, как Ях-в ему ответил: - «Я отлично знаю кого, как и за что я наказал, но я никогда не позволю глумиться над своими юнкерами».


Повторяю, что глумлений у нас никаких не допускалось, и простые корнеты никакой властью накладывать взыскания не пользовались. В приказах по курилке, кроме шутливых пунктов, было очень много дельных, о которых г. Вадимов, к сожалению, ничего не сказал, и которые традиционно исполнялись поддерживались не только «зверями», но и всеми «корнетами». К таким пунктам относится, например, запрещение гулять по Невскому при электрическом освещении – как только вспыхивали фонари, надо было сворачивать в ближайшую улицу или садиться на извозчика. Принимая во внимание состав публики, наводнявшей тротуары Невского при свете электричества, это правило приказа имело свое значение. Наших юнкеров среди этой вечерней, тротуарной толпы никогда не бывало! Также запрещалась езда на лихачах, что считалось дурным тоном – или на «собственном», или на «ваньке»! Раньше только лихачи были на резинах, но даже когда ими стали обзаводиться и простые извозчики, резиновые шины долго избегались.
Требование складывать в определенном, для всех одинаковом порядке белье – приучало к порядку, что особенно полезно было для неряшек и маменькиных сынков. Для приведения в порядок снятого белья «звери» иногда и будились, не только корнетом, но и своим братом «зверем» - дневальным, так как дневальные и дежурные отвечали за порядок перед дежурным офицером. Этот порядок был обязателен для всех, но никаких геометрических задач, как о том рассказывает Вадимов, на кальсонах решать не заставляли, - это, вероятно, тоже было одним из плодов изгнания «цука» в подполье.

Для шуточных вопросов никого не будили (Вадимов указывает на это как на обычное явление), кроме тех господ, над которыми, вероятно, глумились бы и во всяком другом учебном заведении, где всегда найдутся любители поглумиться из старших и любители подслужиться из младших! Со мной вместе учился один «зверь»-юнкер, который по команде любого «корнета» начинал галопировать по взводу и менять, также по команде, ноги по всем правилам манежной езды. Над ним потешались в отсутствие «корнет» и свои же «звери», и он ужасно обижался, если вдруг начинал свои упражнения по команде какого-нибудь шутника-«зверя». Над этим господином проделывали разные шутки и когда он был в старшем классе свои же товарищи корнеты. Но эти шутки над определенными личностями, конечно, не означали, что выполнение их входило в традиции училища, и что им подвергались традиционно все «звери».

По очеркам Вадимова можно думать, что в его время именно так и было, недаром он вспоминает, как «звери» с радостью ожидали начала занятий: «Слава Богу, что завтра уже начала лекций и строевых занятий! Меньше времени для выполнения традиций!» - впечатление получается такое от этой фразы, что традиции и состояли, главным образом, из приставаний и глумлений – это, вероятно, тоже было последствием загона «цука» в подполье…
В наше время открытого «цука» традиции не производили на нас такого гнета и не имели характера общего приставания «корнет» к «зверям» с разными пустяками! Между старшим и младшим курсами отношения были за малым исключением очень хорошие, несмотря на настойчивое требование исполнения всех традиций (между прочим, и тех, кои вспоминает и Вадимов: корнетская лестница, корнетские углы и пр.). Взыскания накладывались только нашивочными, и только такие, которые предусматривались уставом – никаких бесконечных в виде наказания «верчений», которые вспоминает Вадимов, ни бесчисленных приседаний, каковые, как рассказывают, применялись позже – в наше время никогда не было! Думаю, что во времена начальников защитников равноправия «зверей» с «корнетами», первым жилось куда хуже, чем во времена открытого законного «цука».

«Звери», замеченные в злостном нежелании исполнять училищные традиции, подвергались особому роду внушения. Во время чтения приказа по курилке в курительной комнате, после каждого пункта, который был нарушен тем или другим «зверем», чтец приказа громко называл провинившегося по фамилии, что подхватывали все корнеты, с добавлением «такой-то на линию», - и виновный должен был выходить на описанную уже Вадимовым «линию», где корнеты освещали его со всех сторон свечами. Но это было очень редко: при мне был лишь один случай вызова на линию, - традиции поддерживались и самими «зверями». Если среди самих «корнет» являлся господин, не желавший исполнять училищных традиций, то он переводился по общему согласию «на сугубое положение» и обязан был выполнять все то, что требовалось от «зверей» с первых дней их пребывания в Школе. Товарищеские чувства в училище были очень развиты.

Я помню, как один из юнкеров старшего класса не явился из отпуска в срок, в воскресение, не появился и к началу занятий в понедельник. «Корнеты», зная горячий характер товарища и наклонность его к большому загуливанию, забеспокоились. Взводный и эскадронный вахмистры просили разрешения у эскадронного командира немедленно отпустить нескольких юнкеров для розыска пропавшего, дабы предупредить возможность какой-либо истории, могущей вредно отразиться как на добром имени училища, так и на судьбе беспутного, но хорошего человека. Разрешение было дано, и через несколько часов товарищи, знавшие привычки пропавшего «корнета», выволокли его из какой-то не в меру закутившей компании. Он отсидел должное время под арестом, и дело было кончено благополучно для всех.
Весьма недальновидно действовали те начальники, которые старались уничтожить традиции в Николаевском Кавалерийском училище, да еще традиции, укрепляющие воинскую дисциплину! В некоторых военных училищах были как раз обратные традиции (как не вставать в своих помещениях не только нашивочным, но даже и своим офицерам, не командовать в строю «смирно» не своему командиру и пр.) – вот куда бы и назначать таких врагов традиций, как вышеназванные генералы – но почему-то там все оставалось по-старому!


В каждом закрытом учебном заведении параллельно, так сказать, с официальной жизнью, официальными порядками, всегда будет иметь место неофициальная сторона со своими обычаями и традициями. Начальство должно лишь следить, чтобы эта сторона не выливалась в уродливые формы. Начальство не должно мешать исполнению невинных традиций и обычаев, заполняющих однообразную жизнь, тем самым давая выход молодым порывам. Преследование же этой стороны жизни, отнятие прав у старших, не только не вредных, но даже полезных, всегда поведут к худшему. Кому мешала, например, так декоративно обставленная традиция похорон инспектора классов генерала Цирга, в лице которого корнеты незадолго до окончания зимних лекций как бы хоронили «науки»! Обычай этот, хотя и остался, но о нем г. Вадимов упоминает только, как о «корнетском обиходе». Эта традиция так привилась, что сам престарелый уже генерал Цирг всегда спрашивал: «ну что, хоронили меня?» и, получив положительный ответ, добавлял: «ну значит, я поживу еще»! И странное дело, в первый или во второй год, когда начались гонения на традиции вообще и на похороны ген. Цирга в особенности, он сам умер, и много съехалось на его уже настоящие похороны бывших юнкеров Николаевского училища. Сколько раз они весело хоронили своего любимого инспектора! Как часто являлся он в класс на шум с неизменно ошибочно построенной фразой: «Господа, побольше шума – поменьше дела! То есть, виноват. Поменьше дела – побольше шума!». Все старались попасть на эти последние похороны, уже далеко не веселые….
Или чему и кому мешала традиция, по которой после окончания последней лекции в старшем классе трубач должен был трубить не простой, а так называемый «общий отбой», встречаемый громким криком «ура!»? А ведь сколько энергии положили реформаторы-начальники на искоренение этого обычая, и сколько взысканий было наложено за исполнение его, - а кому он мешал? Последняя лекция, – ну как же не отметить ее как-нибудь? В конце концов, обычай этот после нескольких драм, вероятно, все же был уничтожен, т.к. г. Вадимов о нем уже не упоминает.


Я закончу эти свои заметки горячим пожеланием, чтобы те, в руках которых находятся молодые силы, не уничтожали и не боролись с традициями, конечно, если только они не уродливы и не отзываются глумлением. Всякая разрешенная традиция никогда не выльется в уродливые формы, наоборот, часто неосторожный запрет самого невинного обычая может породить крайне нежелательные явления. Молодость должна иметь выход своим порывам; дело их руководителей этот выход найти и молодые порывы направить в определенное русло, а не останавливать их плотинами, которые рано или поздно, но прорвутся.

специальные военно-учебные заведения для приготовления офицеров к службе в кавалерии; существуют почти во всех европейских государствах - в Германии, Австро-Венгрии, Франции, Италии, Англии. В России они имеются двух родов: 1) Николаевское К. училище в Петербурге и 2) юнкерские К. училища. В 1823 г. была основана школа гвардейских подпрапорщиков. В 1826 г. при школе был образован эскадрон К. юнкеров, и она получила название школы гвардейских подпрапорщиков и К. юнкеров. В 1857 г. школа была переименована в Николаевское училище гвардейских юнкеров, а в 1865 г., при реформе военно-учебных заведений, преобразована: высшие, специальные классы образовали теперешнее Николаевское К. училище, а низшие, общие - Приготовительный пансион Училища (ныне Николаевский кадетский корпус). В 1890 г. при училище учреждена казачья сотня. По действующему положению (Св. В. П. кн. XV и Прик. по воен. вед. 1890 г. 156), Николаевское К. училище имеет своим назначением приготовление молодых людей для офицерской службы в полках регулярной кавалерии и в конных казачьих частях. Училище состоит из двух классов, с годичным курсом в каждом. В строевом отношении оно составляет эскадрон и сотню; обучающиеся называются юнкерами. Штатный комплект юнкеров - 320, в том числе 120 казаков. Ближайшее заведование училищем возлагается на начальника его; учебная часть состоит в ведении инспектора классов. При училище состоят комитеты: педагогический, дисциплинарный и хозяйственный. В младший класс Николаевского К. училища принимаются, по достижении 16 лет: а) окончившие с успехом полный курс в кадетских корпусах и б) окончившие курс в средних учебных заведениях, или представившие свидетельства о выдержании при этих заведениях испытания в объеме всего курса. Лица второй категории принимаются, впрочем, лишь на свободные вакансии. Казачьи уроженцы содержатся в училище на казенный счет; прочие молодые люди принимаются своекоштными пансионерами; экстерны допускаются лишь с разрешения главного начальника военно-учебных заведений. Учебный курс: 1) закон Божий, 2) математика, 3) химия, 4) тактика, 5) артиллерия, 6) фортификация, 7) военная топография, 8) начальная военная администрация, 9) военное законоведение, 10) практические занятия по русскому и иностранным языкам, 11) иппология и 12) черчение - топографическое, артиллерийское и фортификационное. В лагере юнкера занимаются фронтовыми ученьями, инженерными и топографическими работами, знакомятся со стрельбою из орудий и с материальной частью артиллерии. По окончании курса юнкера, отнесенные по экзамену к первому разряду, выпускаются корнетами армейской кавалерии, с одним годом старшинства, а отличившие из них - корнетами гвардейской кавалерии; отнесенные ко второму разряду - корнетами армейской кавалерии без старшинства, отнесенные же к третьему разряду переводятся в полки армейской кавалерии унтер-офицерами на 6 месяцев. Неспособные к военной службе награждаются, при выпуске, гражданскими чинами XII или XIV класса, смотря по успехам. Юнкерских К. училищ в настоящее время имеется два - Тверское и Елисаветградское и, сверх того, три казачьих: Новочеркасское, Ставропольское и Оренбургское. См. Юнкерские училища.

  • - нач. уч. зав. повышенного типа. Открывались по Положению 1872 вместо у. уч-щ. В Г.У. действовала кл. система преподавания. Г.У. были 1-6-кл. На У. - в осн. 3-4-кл. с 6-летним сроком обучения...
  • - нач. мужские уч. зав. православного ведомства. Открывались по Положению 1808. На У. возникли в пер. пол. XIX в. Д.У. имели 4 кл., иногда - приготовительный...

    Уральская историческая энциклопедия

  • - ср. женские уч. зав. Открывались с 1843. Е.У. были 6-годичными. С 1900 был введен 7-й педагогический класс. На У. действовали со второй пол. XIX в. в Вятке, Перми, Екат., Уфе, Оренб...

    Уральская историческая энциклопедия

  • - - начальные школы в России. Создавались с 30-х гг. 19 в. по одному на волость для подготовки детей казённых поселян к писарской деятельности. Гл. внимание обращалось на технику письма...
  • - - повышенные начальные школы для детей городского населения; учреждены по проекту Н.Х. Весселя взамен уездных училищ. Срок обучения 6 лет, деление на классы зависело от средств и числа учителей...

    Педагогический терминологический словарь

  • - - средние специальные учебные заведения, готовящие специалистов по военным, медицинским и гуманитарным специальностям...

    Педагогический терминологический словарь

  • - см. в ст. Учебные заведения горные...

    Геологическая энциклопедия

  • - I. Высшие Г. училища, в Германии называемые горными академиями, имеют своей задачей теоретическую и практическую подготовку горных инженеров, которые могли бы быть руководителями в деле горном, горнозаводском и...
  • - в России существуют на основании Положения, высочайше утвержденного 31 мая 1872 г. По мысли законодателя, заведения эти - общеобразовательные, назначенные "для городского населения, и преимущественно для бедной части...

    Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона

  • - низшие духовно-учебные заведения, действующие на основании устава 1884 г. и подготовляющие к Д. семинариям. Нормальный состав их - четыре годичных класса...

    Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона

  • - начальные школы в России в 19 в., готовившие писарей для палат государственных имуществ и для сельских управлений...
  • - учебные заведения повышенного типа для детей мелкой городской буржуазии и служащих, впервые возникшие в Западной Европе в 17 в. ...

    Большая Советская энциклопедия

  • - в России до 1917 г. повышенные начальные школы с 6-летним сроком обучения, созданы в 1872 вместо уездных училищ. С 1912 преобразовывались в высшие начальные училища...

    Большой энциклопедический словарь

  • - ...

    Слитно. Раздельно. Через дефис. Словарь-справочник

  • - ...

    Орфографический словарь-справочник

  • - пол-уч"...

    Русский орфографический словарь

"Кавалерийские училища" в книгах

КАВАЛЕРИЙСКИЕ НАЧАЛЬНИКИ

Из книги Походы и кони автора Мамонтов Сергей Иванович

КАВАЛЕРИЙСКИЕ НАЧАЛЬНИКИ В кавалерии все зависит от начальника. Хороший начальник достигнет успеха даже с посредственной частью, а плохой ничего не добьется с прекрасными полками. Берусь об этом судить, потому что пришлось служить и с хорошими, и с плохими.Хорошие

Помимо училища

Из книги Катенька автора Гаркалин Валерий Борисович

Помимо училища Мой студенческий билет давал возможность проникать и в театры драматические, чем я охотно пользовался, побывав практически на всех заметных спектаклях середины 70-х годов. А ведь это была эра высших творческих достижений Анатолия Васильевича Эфроса и Юрия

После училища

Из книги Удельная. Очерки истории автора Глезеров Сергей Евгеньевич

После училища Вот что представляла собой Удельная спустя почти тридцать лет, в конце 1890-х годов, по словам М.И. Пыляева: «Собственно дачи на Удельной расположены с правой стороны железнодорожной линии от Петербурга, с левой же стороны находится Удельная ферма с парком, в

Кавалерийские доспехи

Из книги Теория военного искусства (сборник) автора Кейрнс Уильям

Кавалерийские доспехи Я не знаю, почему пренебрегают доспехами, потому что нет ничего более полезного и декоративного. Кое-кто утверждает, что они отошли в прошлое после изобретения пороха. Это не так; ведь во времена Генриха IV и до 1667 года их носили. Порох был изобретен

Глава 7 ТАНКОВЫЕ, МЕХАНИЗИРОВАННЫЕ И КАВАЛЕРИЙСКИЕ ВОЙСКА

автора Гланц Дэвид М

Глава 7 ТАНКОВЫЕ, МЕХАНИЗИРОВАННЫЕ И КАВАЛЕРИЙСКИЕ ВОЙСКА В конце 1920-х и на протяжении большей части 1930-х годов Советский Союз потратил немало времени, ресурсов и энергии, разрабатывая новейшие теории, технические новинки и методы управления, необходимые для более

КАВАЛЕРИЙСКИЕ ВОЙСКА

Из книги Советское военное чудо 1941-1943 [Возрождение Красной Армии] автора Гланц Дэвид М

КАВАЛЕРИЙСКИЕ ВОЙСКА Каким бы анахронизмом ни казались кавалерийские войска в 1940-х годах, Красная Армия весьма полагалась на конницу, особенно в наступательной роли, в начальный период войны, когда ее танковые войска были приведены в беспорядок. И действительно,

29. КАВАЛЕРИЙСКИЕ ОФИЦЕРЫ В ВИЦМУНДИРАХ (Кавалергардского, лейб-кирасирского Ее Величества и Павлоградского гусарского полков)

Из книги Русская армия 1812 года. Выпуск второй автора Пархаев Олег Николаевич

29. КАВАЛЕРИЙСКИЕ ОФИЦЕРЫ В ВИЦМУНДИРАХ (Кавалергардского, лейб-кирасирского Ее Величества и Павлоградского гусарского полков) Вне строя кирасирские и гусарские офицеры помимо общеармейских сюртуков носили вицмундир, являвшийся парадно-выходной формой. Кирасирские

Из книги Русские гусары. Мемуары офицера императорской кавалерии. 1911-1920 автора Литтауэр Владимир

4. Казачьи кавалерийские войска во время войны

Училища

Из книги Китай. Его жители, нравы, обычаи, просвещение автора Бичурин Никита Яковлевич

Училища

Из книги Взгляд на просвещение в Китае. Часть I автора Бичурин Никита Яковлевич

Училища Училища разд?ляются на три разряда. Въ первомъ разряд? поставлены училища Общественныя или Народныя, во второмъ у?здныя, въ третьемъ Губернскія. Народныя училища учреждены во вс?хъ городахъ и состоятъ подъ в?д?ніемъ М?стныхъ Начальствъ, которымъ предоставлена

Кавалерийские корпуса

Из книги Великая Отечественная война. Большая биографическая энциклопедия автора Залесский Константин Александрович автора БСЭ

Елисаветградское кавалерийское юнкерское училище было торжественно открыто 26 сентября 1865 г.

Ранее в Елисаветграде в 1859-1865 гг. существовало офицерское кавалерийское училище, предназначенное для специального образования офицеров кавалерии, в котором преподавались тактика, верховая езда, вольтижировка, артиллерия, фортификация, ветеринария, кузнечное дело, фехтование и гимнастика. Курс обучения длился 2 года. Согласно Указу Военного министра от 2 августа 1866 года и изложения Военного Совета, оно было присоединено к учебному кавалерийскому эскадрону, с размещением в городке Казармы Селищенские Новгородской губернии. Это офицерское кавалерийское училище можно считать предшественником Елисаветградского кавалерийского юнкерского училища — оно оставило ЕКЮУ свои помещения и преподавателей.

Елисаветградское кавалерийское юнкерское училище было предназначено для комплектования офицерскими кадрами кавалерийских частей Киевского, Одесского и Харьковского военных округов.

Сначала в училище был один эскадрон (из 90 юнкеров). Учебный план училища был рассчитан на 2 года и кроме общих предметов (закона Божьего, русского языка, математики, географии, истории, черчения, природоведения), включал специальные тактику, военную топографию, полевую фортификацию, артиллерию, военную администрацию, военное законодательство, иппологию, военную гигиену, методику обучения солдат школьной грамотности, практические занятия по тактике, топографии и саперному делу.

Постепенно штатное количество юнкеров в ЕКЮУ увеличивалось: в 1868 г. — 150, в 1871 г. — 200, в 1874 г. — 300 человек. В 1874 году юнкера были разделены на 2 эскадрона: 1-й — для комплектации драгунских полков, 2-й — для гусарских и уланских полков.

В 1876 г. в Елисаветградском кавалерийском юнкерском училище было открыто казачье отделение на 35 человек. К тому времени в Российской Империи существовало только одно исключительно казачье училище — Новочеркасское урядницкое (основано было в 1869) и подготовка будущих офицеров казачьих войск, кроме него, еще осуществлялась в 3-х смешанных юнкерско-урядницких училищах: Оренбургском (основано в 1867 г.), Ставропольском (основано в 1870 г.) и в Иркутском (основано в 1872 г.), а так же на казачьих отделениях Виленского и Варшавского юнкерских военных училищ. В 1878 г. Оренбургское и Ставропольское училища стали полностью казачьими. В 1886 г. казачье отделение ЕКЮУ было переведено в Новочеркасское казачье училище.

К 1880 г. в Российской Империи существовало 16 юнкерских училищ — 10 пехотных, 3 — казачьих, 1 — смешанное и 2 кавалерийских — Елисаветградское и Тверское. ТКЮУ (как и ЕКЮУ) было основано в 1865 г. на 60 юнкеров. В 1868 г. Тверское кавалерийское юнкерское училище увеличило свой штат до 90, а в 1880 г. в нем обучались 150 юнкеров.

Кроме этих двух юнкерских училищ (ТКЮУ и ЕКЮУ), офицеров для кавалерии готовило Николаевское кавалерийское училище в С.-Петербурге (основанное в 1865 г. на базе Николаевского училища гвардейских юнкеров). В современном понимании, оно имело более высокий уровень аккредитации — его выпускники 1-го и 2-го разрядов (сдавшие на «успешно») направлялись в части офицерами, тогда как выпускники юнкерских училищ получали звания эстандарт-юнкеров (в пехоте — портупей юнкеров) и только после лагерных сборов в своих полках выпущенные 1-м разрядом производились в офицеры по представлению начальства без наличия вакансий в полку, а выпускники 2-го разряда ждали, когда появится вакансия. Ученический состав НКУ состоял из 200 юнкеров, и только в 1890 г., когда в училище появилась казачья сотня, общее количество курсантов выросло до 320.

В 1866 г. в связи с существованием НКУ, Елисаветградского и Тверского кавалерийских юнкерских училищ выпуск в кавалерию из других училищ был прекращен.

Таким образом, можно утверждать, что Елисаветградское кавалерийское юнкерское училище уже с 1874 г. стало основным поставщиком офицерских кадров кавалерии Российской Империи — его выпускников было на треть больше, чем у Николаевского кавалерийского училища, и в два раза — чем у Тверского кавалерийского юнкерского училища.

В юнкерские училища принимали выпускников военных прогимназий или соответствующих гражданских учебных заведений, а так же вольноопределяющихся. С 1869 г. могли поступать и унтер-офицеры, призванные по набору. В 1868-1886 гг. в Елисаветграде существовала военная прогимназия — четырехлетнее учебное заведение, основным назначением которого было начальное образование будущих юнкеров ЕКЮУ. Кроме того, в училище поступали бывшие ученики Елисаветградского земского реального училища, классической и других гимназий, а также ближайших к Елисаветграду Киевской и Полтавской военных гимназий (реформированных в 1865 г. из кадетских корпусов, а в 1882 г. снова преобразованных в кадетские корпуса).

Основной состав учащихся Елисаветградского кавалерийского училища был разнообразным. Потомственные дворяне (среди которых встречались и титулованные — князья и бароны) составляли не более 20%, и даже вместе с детьми младших офицеров и чиновников они едва достигали половины курса в XІX веке, а с началом XX века большинство юнкеров были крестьянского, мещанского и казацкого происхождения.

20 мая 1898 г. Елисаветградская городская дума приняла Указ о принятии доклада Городской управы об обосновании необходимости открытия в Елисаветграде кадетского корпуса и уполномочила Управу начать хлопотать перед Главным начальником военно-учебных заведений и перед Командующим войсками Одесского военного округа о том, чтобы запланированный к основанию на Юге России новый кадетский корпус был построен в Елисаветграде, для чего в Ковалевке, между железной дорогой и Сладкой Балкой, специалистами было выбрано место площадью около 10 десятин. Кроме Елисаветграда, еще несколько южных городов, в том числе и Одесса, проявили желание открыть у себя этот кадетский корпус. «Конкурс» выиграла Одесса, где в 1899 г. был открыт кадетский корпус.

Военные гимназии (кадетские корпуса) были предназначены для получения общего среднего образования будущими юнкерами военных училищ, но те кадеты, которые по тем или иным причинам не закончили курс, поступали в юнкерские училища.

Курс юнкерского училища состоял из двух классов — младшего общего и старшего специального. Объем и содержание специального образования диктовался знаниями и навыками, необходимыми для командования батальоном (в военных училищах уровень подготовки был ориентирован на командование полком).

С развитием сети юнкерских училищ предоставление офицерского звания без курса обучения было прекращено. Но вольноопределяющиеся могли стать офицерами без поступления и прохождения курса училища, после сдачи выпускных экзаменов, то есть экстерном. В ЕКЮУ также проходили переподготовку офицеры, которые получили чины во время боевых действий без сдачи экзаменов.

С целью образования будущих офицеров на уровне военных училищ, с 1886 г. при юнкерских училищах начали открываться отделения с военно-училищным курсом. В ЕКЮУ такое отделение было открыто в 1888 г. (по другим данным первое отделение младшего класса военно-училищного курса в ЕКЮУ было открыто в 1892 г.).

В 1893 г. юнкерам военно-училищных курсов была предоставлена одинаковая форма обмундирования.

В 1901-1904 гг. юнкерские отделения училища были превращены в военно-училищные. В 1902 г. ЕКЮУ было переименовано в Елисаветградское кавалерийское училище (ЕКУ) и в 1904 г. осуществило последний выпуск с юнкерских отделений. Таким образом, ЕКУ стало вторым (после С.-Петербургского Николаевского кавалерийского училища) кавалерийским училищем в Российской Империи (Тверское кавалерийское юнкерское училище было реорганизовано в военное только в 1911 г., в котором все юнкерские училища путем реформирования в военные училища прекратили свое существование как тип военно-учебных заведений).

21 января 1903 г. Елисаветградское кавалерийское училище было Высочайше награждено штандартом.

В 1908 г. всем чинам училища была выдана уланская форма обмундирования.

19 января 1913 г. был утвержден нагрудный знак Елисаветградского кавалерийского училища, который изготовлялся из серебра или белого металла и представлял собой двуглавого орла времен Елизаветы Петровны с факелом и венком в лапах, над головами которого — серебряное сияние с вензелем императора Александра II (почетного основателя училища), между головами и крыльями — цифры 18 и 65 (год основания), на груди орла — красный эмалевый щит с изображением Георгия Змееборца, на хвосте орла — вензель великого князя Николая Николаевича-старшего (генерал-инспектора кавалерии и инженерных войск).

В конце 1917 г. Елисаветградское кавалерийское училище было расформировано.

В 1918 г., в период гетманщины, работа Елисаветградского кавалерийского училища была возобновлена и в нем готовили кадры для гетманского войска. Судьба училища времен УНР (Украинской Народной Республики) неизвестна. В 1919 г. в Елисаветграде действовали ускоренные курсы красных командиров. Позже советское военно-учебное заведение, занявшее помещения ЕКУ, называлось 5-я Украинская кавалерийская школа им. С.М. Буденного, а так же Зиновьевское кавалерийское училище, просуществовавшее здесь до 1935 г., после оно было переведено в г. Пензу, где влилось в Пензенское кавалерийское училище, которое стало единственным кавучилищем СССР.

Многие выпускники училища стали выдающимися военачальниками, известными были также его преподаватели и директора.

Начальником Елисаветградского офицерского кавалерийского училища (1859-1866) был полковник Эдуард Абрамович Гайли. Возможно, это тот самый Эдуард Гайли, который (в чине ротмистра) был товарищем по службе А.А. Фета в Орденском кирасирском полку. Вот как его описал поэт: «Это был тип бывшего гусара. Среднего роста, с рыжеватым оттенком волос на голове и висящими на всю грудь усами, Гайли олицетворял добродушно-насмешливую беззаботность. Признаком прошлого франтовства в левом усе оставалась золотая головка мужской сережки. Любимым высказыванием Гайли была фраза: «Для молодого человека нет ничего более почетного, чем военный строй».

Приказ № 1 по училищу о его торжественном открытии в 11 часов 26 сентября 1865 г. подписал накануне майор Руссо.

Приказ о роспуске училища согласно решения Совета рабочих, сельских и солдатских депутатов — отдал 30 августа 1917 г. генерал-майор Савельев.

Это было где-то
Далеко от Сены:
Солнце пахло летом,
Ветерок — сиренью.
Было на параде
Под апрельским небом,
В Елизаветграде,
На плацу учебном:
Светлых шашек гребень,
Лошади, знамена.
Слушали молебен
Оба эскадрона —
О христолюбивом
Воинстве имперском,
И святым порывом
Отзывалось сердце.
Грянула музыка.
С нею юнкера
Во имя — Великой —
Грянули — ура!

Отзвучали гимны,
Отзвенел парад —
И не стало имени:
Елизаветград.*
На песке — сердечки —
Конские следы...
И уходят в вечность
Конские ряды.
Ясно и дождливо
Будет — как всегда,
А христолюбивых
Воинств — никогда!

*) Елисаветград (1754-1924),
Зиновьевск (1924-1934),
Кирово (1934-1939),
Кировоград (1939-2016)
Кропивницкий (c 2016)

Анатолий Евгеньевич Величковский (1901-1981), Белый воин, поэт Русского Зарубежья.
(Лицом к лицу. — Париж: Рифма, 1952)
[стихотворение вставлено автором сайта]


Самым знаменитым начальником (1896-1904) был Александр Васильевич Самсонов (1859-1914). Траурный поезд с его телом, привезенным из Восточной Пруссии, встречал на перроне Елисаведградского железнодорожного вокзала строй юнкеров и преподавателей училища во главе с начальником генерал-майором Владимиром Григорьевичем Лишиным.

Среди преподавателей ЕКУ были участник революционно-демократического движения Николай Дементьевич Новицкий (1833-1906), культурный и просветительский деятель Николай Федорович Федоровский (1838-1918), талантливый военный теоретик, после революции — крупный советский военачальник Павел Павлович Сытин (1870-1938). Преподавателем и казначеем ЕКУ в последние его годы был ротмистр Евгений Васильевич Величковский, отец елисаветградского гимназиста, со временем прекрасного поэта, Анатолия Евгеньевича Величковского (1901-1981). Кстати, отец известного советского писателя Леонида Пантелеева, И.А. Еремеев, был выпускником ЕКУ, когда его возглавлял А.В. Самсонов.

В училище в разные годы обучались интересные личности, которые со временем хорошо отличились на ниве своей деятельности. Диапазон талантов, сформированных в стенах кавалерийского училища, очень широкий — от непобедимого аса Первой мировой войны (полковник Александр Александрович Казаков, кавалер Георгиевского оружия, 1889-1919) до кавалерийского генерала, который постригся в монахи и стал епископом (генерал-майор Николай Константинович Ушаков, в постриге — Нил, 1868-1933).

Среди выпускников заметны: известный жандармский генерал Василий Дементьевич Новицкий, деятели Белого движения генерал-лейтенант Иван Гаврилович Барбович (1874-1947) и генерал-майор Владимир Николаевич Выгран (1889-1983), украинский военный генерал-хорунжий Иван Владимирович Омелянович-Павленко (1881-1962) и наказной атаман вольного казачьего войска Иван Васильевич Полтавец-Остряница (1890-1957).

Несколько выпускников ЕКУ стали самобытными художниками — Амвросий Ждаха, Константин Подушкин, Георгий Гурский, Виктор Арнаутов. Бывших юнкеров ЕКУ можно найти и среди писателей — Иосиф Варфоломеевич Шевченко (1854 — до 1900), Юрий Александрович Слёзкин (1890-1977). Перечисление известных людей, связанных с Елисаветградским кавалерийским училищем нетрудно продолжить, но и так можно сделать вывод, что оно было значительным государственным учебным заведением второй половины XIX — начала ХХ веков.

[Ипполит Михайлович Рогге с сентября 1872 по июнь 1874 обучался в Елисаветградском кавалерийском юнкерском училище и окончил его по 2-му разряду с оценкой «успешно» с производством в портупей-юнкеры.]


Приложение

Начальники ЕКЮУ — ЕКУ*

1865: полковник Руссо Осип Гаврилович.
1878-1885: полковник Рынкевич Ефим Ефимович (1846 - после 1896).
1885-1891: генерал-майор Сахаров Владимир Викторович (1853-1920).
1891-1896: полковник Литвинов Александр Иванович (1853-?).
1896: генерал-майор Сухотин Николай Николаевич 1847- после 1917.
1896-1904: полковник Самсонов Александр Васильевич (1859-1914).
1904-1905: генерал-майор Де Витт Лев Владимирович (1861 - после 1919).
1905-1907: генерал-майор Мориц Александр Арнольдович (1861-1936).
1907-1910: генерал-майор Новиков Александр Васильевич (1864- после 1931).
1910-1914: генерал-майор Петерс Владимир Николаевич (1864 - после 1919).
1914-1917: генерал-майор Лишин Владимир Григорьевич (1857-?).
1917: генерал-майор Савельев Виктор Захарович (1875-1943).
1918: генерал-майор Гернгросс Борис Владимирович (1878 - после 1939).
1919: генерал-майор Прохоров Сергей Дмитриевич (1870-1953).


Церковь Елисаветградского Кавалерийского училища в честь Св. Архистратига Михаила

Елисаветград - уездный город Херсонской губернии, на реке Ингуле, при станции «Елисаветград» Юго-Западных жел. дор. Торговый город. 72 тысячи населения (русские, евреи, немцы и проч.). Учебные заведения: Кавалерийское училище, мужская гимназия, женская казенная и две частных гимназии, одна женская прогимназия, реальное училище, духовное училище, коммерческое и городское 6-ти кл. училища и несколько приходских школ. В городе девять церквей; военная - при Кавалерийском училище.

Кавалерийское училище и при нем церковь помещаются в величественном здании (бывшем дворце князя Потемкина-Таврического). Училище основано в 1865 г. Церковь устроена в 1904 г. на экономические училищные средства, в нижнем этаже училища. Престол подвижной - во имя Св. Архистратига Михаила. Сия домовая церковь училища раньше находилась в г. Киеве и была устроена в 1862 г. в здании бывшего Киевского училища военного ведомства, переименованного впоследствии ее военную прогимназию. С перемещением в 1869 г. означенной прогимназии из г. Киева в г. Елисаветград, - иконостас сей церкви и часть утвари были переданы в Киевский военный собор, а остальные церковные принадлежности с храмовыми иконами переданы вместе с учебным заведением в г. Елисаветград. По упразднении военной прогимназии и с переходом здания в ведение Елисаветградского Кавалерийского училища церковь и имущество церковное были также переданы этому училищу. Первоначально она находилась на третьем этаже главного здания училища, а в 1904 г., 19 сентября, с разрешения Протопресвитера Желобовского и с благословения Высокопреосвященного Иустина, Архиепископа Херсонского и Одесского, перенесена в нижний этаж. Вмещает 800 человек. В церкви имеется много икон художественного письма.

На основании указа Святейшего Синода, от 6-го сентября 1890 г. за № 3403, и согласно распоряжения Главного Штаба Военного Министерства, церковь Елисаветградского кавалерийского училища передана из Херсонского Епархиального ведомства в заведование протопресвитера военного и морского духовенства.

По штату при церкви положены: один священник и псаломщик.

Николаевское кавалерийское училище

Здание Николаевского кавалерийского училища располагалось на Лермонтовском проспекте Петербурга. Славная «Школа гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров» была основана в 1823 г. За свое 94-летнее существование она дала Императорской Российской Армии не одну сотню прекрасных офицеров-кавалеристов. С 1832 по 1834 гг. здесь учился М.Ю. Лермонтов .

В 1859 г. школа была переименована в Николаевское кавалерийское училище гвардейских юнкеров, а в 1864 г. оно было преобразовано в Николаевское кавалерийское училище с контингентом юнкеров в 200 человек и в память своего основателя императора Николая I получило на погоны вензель Государя.

Общеобразовательные классы училища гвардейских юнкеров были превращены в приготовительный пансион для молодых людей, поступающих в то же училище. Создание Николаевского кавалерийского училища обеспечивало пополнение кавалерийских частей, в то время как до этого офицеры, поступавшие в кавалерию, рекрутировались из лиц, оканчивавших пехотные училища и не получивших никакого специального образования.

Учебный курс училища был схож с курсом пехотных училищ, но он включал еще и специальные предметы: иппологию и конно-саперное дело. Каждый шаг юнкера, как в стенах училища, так и вне его, каждая мелочь быта строго регламентировались обычаями и традициями, порой суровыми, но необходимыми для кавалерийского офицера.

В строевом отношении училище представляло собой эскадрон и казачью сотню. Казачья сотня, так называемая Царская, была учреждена при училище в 1890 г. для кадет Донского кадетского корпуса. В отношении учебных и строевых занятий, поощрений, взысканий, правил внутреннего распорядка сотня руководствовалась правилами училища. В Петербурге сотня размещалась в трехэтажном здании училища, при котором специально для нее был построен манеж и казачьи конюшни. Юнкера Царской сотни были известны в Петербурге как исключительная по своей лихости и удали строевая часть.

Вместе с казачьей сотней штат Николаевского кавалерийского училища в начале 1914 г. насчитывал 335 юнкеров: 215 - в эскадроне и 120 - в сотне.

Николаевское инженерное училище. Саперные работы.

Юнкера носили алые погоны, по краям которых располагался серебряный галун.

После начала Первой мировой войны штат был расширен до 465 юнкеров, и училище перешло на ускоренный восьмимесячный курс обучения. В выступлении юнкеров в Петрограде в октябре 1917 г. училище участия принять не успело. Было расформировано вместе с остальными военными училищами. Уже к 10 февраля 1918 г. в его здании и на его средства были открыты 1-е советские кавалерийские Петроградские командные курсы.

Тверское кавалерийское училище

Тверское кавалерийское юнкерское училище было открыто в 1866 г. К 1908 г. Тверское кавалерийское училище было трехгодичным, сюда принимались молодые люди с 6-классным образованием. В 1908 г. при училище были организованы Военно-училищные курсы с двухгодичным курсом для окончивших кадетские корпуса и средние учебные заведения.

Юнкера размещались полуэскадронно в больших спальнях. Классные занятия продолжались с 8 ч утра до 3 ч дня. Строевые занятия включали в себя езду, уставы, гимнастику, вольтижировку, ружейные и шашечные приемы и работу в кузнице. Каждые две недели юнкерам приходилось «сдавать репетиции».

В день училищного праздника после молебна и парада проводился конкурс: фигурная езда, вольтижировка и рубка для юнкеров старшего курса (они приобретали собственных лошадей). Тверды часто ездили на парады в Москву, останавливаясь в Алексеевском военном училище. В начале июня эскадрон выходил в лагерь в Москву, на Ходынское поле. Их соседом по лагерю было Алексеевское военное училище. Там проводились съемки инструментальные, пешие, верхом, эскадронные ученья, стрельбы, выставлялись караулы у штандарта и денежного ящика.

В строевом отношении училище представляло собой эскадрон, со штатным составом в 150 юнкеров. Училищный праздник отмечался 6 декабря.

Юнкера училища имели светло-синие погоны, с черной выпушкой, обшитые серебряным галуном.

С началом Первой мировой войны училище перешло к практике восьмимесячных ускоренных выпусков.

После расформирования военных училищ в ноябре 1917 г. в здании училища и на его средства были открыты 1-е советские Тверские кавалерийские командные курсы.

Елисаветградское кавалерийское училище

25 сентября 1865 г. состоялось открытие Елисаветградского кавалерийского юнкерского училища в Херсонской губернии в составе одного эскадрона юнкеров в 90 человек. Курс был установлен двухгодичный. Училище предназначалось для комплектования офицерского состава кавалерийских частей Киевского, Одесского и Харьковского военных округов.

В 1868 г. штат училища был увеличен до 150 человек. Через 6 лет, в 1874 г. штат еще увеличился до 300 человек. Юнкера разделились на 2 эскадрона: первый - для драгунских полков, а второй - для уланских и гусарских полков, по 150 юнкеров в каждом эскадроне. В строевом отношении училище представляло собой конный дивизион. В 1876 г. при училище был учрежден казачий отдел на 35 человек, не входящий в состав эскадронов.

В 1880 г. училище отстроило собственный лагерь. До этого времени юнкера на лето прикомандировывались к кавалерийским полкам. Тогда же был открыт приготовительный класс, а через 6 лет казачий отдел был переведен в Новочеркасское училище. В 1888 г. училище заняло помещения упраздненной Военной прогимназии - три здания, которые размещались в самом центре Елисаветграда, в конце Дворцовой улицы.

В 1901 г. по новому положению юнкерские отделения были переведены на трехгодичный курс обучения с более обширной программой. Окончившие до реформы двухгодичный курс училища приказом по войскам округа переименовывались в эстандарт-юнкеров и являлись кандидатами на производство в офицеры. Окончившие по первому разряду производились в корнеты по представлению своего непосредственного начальства в последние 4 месяца года своего выпуска. В 1902 г. это учебное заведение было переименовано в Елисаветградское кавалерийское училище. После реформы молодые люди выпускались уже в чине корнета.


Юнкера Константиновского артиллерийского училища в манеже. 1906 г.

До 1903 г. юнкера числились в списках своих частей и носили полковую форму, имея на погонах лишь узкий юнкерский галун. В 1908 г. юнкерам училища была пожалована форма уланского образца.

Погоны у воспитанников Елисаветградского училища были алые с черной выпушкой.

Училище было расформировано в ноябре 1917 г. Юнкера-елисаветградцы принимали активное участие в Гражданской войне.