Памятник затопленным кораблям краткое описание. Памятник Затопленным кораблям в наше время

Памятник затопленным кораблям является самым знаменитым воинским памятником Севастополя, был изображен на советском гербе города и считается одним из главных городских символов. Памятник находится в Севастопольской бухте, у набережной Приморского бульвара.

Монумент был возведен в 1905 г. в честь 50-летия первой обороны города Севастополя в период Крымской войны, в память о затопленных в 1854-55 гг. кораблях для заграждения фарватера от входа на рейд англо-французского флота. Всего было затоплено свыше 80 парусных судов. Затопленные корабли и огонь береговых батарей делали Северную бухту недоступной для неприятельского флота. Автором проекта выступил эстонский скульптор А. Адамсон. В сооружении памятника также участвовали: военный инженер О. Энберг и архитектор В. Фельдман.

Светло-серая колонна была установлена на сложенном из необработанных гранитных глыб утесе. На капители колонны сидит обращённый в сторону моря огромный бронзовый двуглавый орел с распростертыми крыльями. Склонившие головы орла, увенчанные большой императорской короной. В клювах он держит массивный венок, левая часть которого составлена из лавровых листьев, а правая - из желудей и листьев дуба. На венке крепится морской якорь, висящий на цепи. На груди у орла висит щит с изображением Св. Георгия Победоносца.

В основании колонны располагается шестигранный пьедестал из обтесанных гранитных блоков. Обращенный в сторону набережной пьедестал украшает бронзовый барельеф, на котором изображена сцена затопления судов. Ниже барельефа имеется надпись, гласящая: «В память кораблей, затопленных в 1854-1855 гг. для заграждения входа на рейд». В правом нижнем углу отображена подпись автора: «А. Адамсонъ Скульп. 1904».
На северной стороне гранитного утеса была установлена почти пяти метровая мачта – бронзовая фор-стеньга.

Величественный и гордый памятник затопленным кораблям - один из любимейших жителями и гостями города. Он является символом и визитной карточкой Севастополя.

Памятник затопленным кораблям в Севастополе был воздвигнут более ста лет назад в честь событий, которые происходили в середине XIX века. Несмотря на давность событий, история появления монумента и очертания памятника знакомы не только жителям города, но и любому, кто хоть однажды побывал здесь.

Эмблема города

И флот - неразделимые понятия. Город на протяжении всей истории своего существования доказывал верность, преданность и любовь морю и кораблям. Но однажды морякам пришлось пожертвовать самым дорогим, что у них было. Ради спасения города военные уничтожили корабли, которые преднамеренно были расстреляны собственными орудиями и затоплены в фарватере бухты, тем самым создавая преграду на пути следования вражеских судов.

Город был спасен. В честь этого события жители воздвигли монумент. С тех пор памятник затопленным кораблям стал своеобразной визитной карточкой Севастополя. Во времена существования Советского Союза изображение монумента было на гербе города. В 2000 году оно появилось на флаге Севастополя.

Все значимые для города даты отмечались разными событиями, в том числе и выпуском почтовых марок, памятных знаков, на которых изображены исторические места города. Памятник затопленным кораблям является обязательным элементом всех подобных композиций.

Как было принято решение о создании памятника

В 1905 году вся Россия отмечала 50-летие знаменательного исторического события, когда в ходе Крымской войны был удержан Севастополь. Памятник затопленным кораблям, фото которого представлены в статье, является свидетельством уважения отважных защитников города, а также знаком особых почестей русскому флоту. К этой важной для истории России дате и был возведен монумент.


Надо отметить, что идея создания подобного памятника появилась намного раньше. Еще к 20-летнему юбилею обороны Севастополя ее участники предлагали увековечить память о подвиге, совершенном русскими моряками. Бухта затопленных кораблей в проекте монумента академика Микешина занимала основную позицию. Но позднее было принято решение воздвигнуть памятники в разных местах города, где тоже шли ожесточенные бои за его свободу, и идея создания грандиозного монумента в память затонувшего флота была на несколько лет забыта.

Лишь в 1899 году, когда Россия стала готовиться к празднованию полувековой даты обороны Севастополя, она была рассмотрена вновь. К 1901 году существовало два основных проекта памятника, но на рассмотрение и дальнейшее утверждение был отправлен лишь один из них. Монумент, выполненный по этому проекту, и по сей день напоминает потомкам о былой славе русских моряков.

Исторические события, предшествовавшие установке памятника

Во время ведения Севастополю пришлось не один раз обороняться от сильного противника. Защитники шли на любые жертвы, благодаря чему город всегда оставался свободным.


Чтобы спасти город от вторжения неприятеля с моря, было принято решение преградить путь военным кораблям. Для этого моряки затопили в фарватере сначала семь вышедших из строя парусников. После сильных штормов, которые бушевали на море и в бухте осенью и зимой 1854 года, преграду из парусников необходимо было снова укрепить. Для этого здесь же позднее были затоплены еще три купеческих судна. Десять затопленных парусников составляли первую линию обороны.
В феврале 1855 года было принято решение о затоплении еще шести судов, которые создали вторую линию защиты. В августе этого же года были затоплены остальные суда флота. По утверждениям историков, всего на дно бухты было отправлено 75 военных судов и 16 вспомогательных. Экипажи боевых кораблей отправлялись на сушу и там продолжали героическую службу городу и Отечеству. Заслоны, созданные моряками, нередко получали названия их

Город был недосягаем для сил противника. Спасительную роль сыграли как усиленный огонь с береговой линии бухты, так и затопленные корабли. В Севастополе всегда считалось, что в те суровые времена в защите города принимали участие не только люди, но даже суда флота. Благодаря совместным усилиям врага удалось остановить перед самым входом в Севастополь.

Как принималось решение о затоплении кораблей

Историки до сегодняшнего дня не дают однозначного ответа, когда речь заходит о правильности принятого решения. У инициаторов решения о затоплении кораблей были ярые противники, которые считали, что нужно вывести флот в открытое море, принять там бой и при этом победить или погибнуть.


Реальная же обстановка была такой, что победа в открытом бою являлась маловероятной. Противник значительно превосходил русский флот по численности судов, их оснащенности, техническому совершенству.

После долгих споров и мучительных раздумий было принято тяжелое решение о затоплении флота. Время показало, что жертва была принесена не зря - Севастополь не был занят врагом. Героический поступок русских моряков был высоко оценен командованием англо-франко-турецкого флота. Отмечалось, что если бы не это неординарное решение, то хорошо подготовленной армии противника не составило бы труда одержать победу над русскими.

Создатели монумента

Памятник затопленным кораблям в Севастополе в том варианте, который мы видим сейчас, был создан скульптором Амандом Ивановичем Адамсоном, архитектором Валентином Августовичем Фельдманом и инженером Оскаром Ивановичем Энбергом. Этих людей принято считать главными авторами монумента.

О. И. Энберг предложил идею возведения памятника не на суше, а в море, что являлось оригинальным и неожиданным решением. Оно было положительно воспринято многими соавторами проекта, а также высочайшими особами при Дворе.

В. А. Фельдман в результате работы над замечаниями, поступившими от членов специальной комиссии, заменил квадратную колонну на круглую и предложил установить ее на искусственной скале, выступающей из моря. А. И. Адамсон был привлечен к работе над монументом уже на завершающем этапе его возведения. Являясь признанным мастером монументального искусства, он внес неоценимый вклад в процесс создания памятника.

Кроме того, нужно отметить, что весь творческий коллектив, который создавал памятник затопленным кораблям в Севастополе, состоял из большого числа талантливых художников, скульпторов, инженеров, простых людей, исполнявших творческие задумки признанных мастеров.

Название памятника

За всю историю своего существования монумент имел 15 различных названий. Одни из них были официально зарегистрированы, другие предлагались народом и были известны как альтернативные.


Строительная комиссия, передавшая монумент городу, назвала его в акте как памятник затопления кораблей. В 1914 году был издан исторический путеводитель, где описывался весь Крым. Памятник затопленным кораблям уже значился в этом издании под тем названием, которое известно и сейчас. Сегодня это название монумента является самым распространенным и считается наиболее правильным.

Как выглядит композиция

Из прибрежных вод у Приморского бульвара на расстоянии десяти метров от берега поднимается искусственная гранитная скала. Ее высота составляет 9 метров. На ней возвышается изящная семиметровая колонна, которую венчает коринфская капитель. Бронзовый установленный на вершине колонны, обращен в сторону моря. Он держит в клюве якорь и венок из лавровых и дубовых листьев, собираясь опустить их в воду и тем самым отдать почести погибшим кораблям.

На восьмигранном пьедестале памятника есть надпись: «В память кораблей, затопленных в 1854-1855 гг. для заграждения входа на рейд». На барельефах, обращенных к набережной, изображены сцены боя и затопления судов. На плите можно рассмотреть карту Севастопольской бухты и линию затопления кораблей.
Со стороны моря изначально к монументу была прикреплена бронзовая мачта, выступающая из воды. В настоящее время этот элемент композиции утерян.
Затопленные корабли в Севастополе удостоены чести и памяти как настоящие герои. Этот факт еще раз подтверждает мысль о неразрывном существовании флота и города.

Расстрельная стена

Место, где установлен памятник затопленным кораблям в Севастополе, можно по праву назвать историческим. В ноябре 1905 года здесь же произошло еще одно трагическое событие. На берегу у стены были расстреляны матросы с крейсера "Очаков". Они были жестоко наказаны властями за поднятый бунт.

Стена, около которой произошла расправа над людьми, находится рядом с тем местом, где потомки вспоминают затопленные корабли. В Крыму эту стену называют расстрельной. О печальных событиях напоминает и установленные здесь якоря, которые были подняты с затопленной флотилии.

Судьба затопленных кораблей

Затопленный флот сделал Севастопольскую бухту непригодной для судоходства. Именно поэтому было принято решение об очистке фарватера. Работы начались в 1857 году. За два последующих года основная часть судов была поднята на поверхность. Некоторые из них удалось восстановить, но многие пошли на слом. Работы по очистке бухты от останков затопленных кораблей продолжались еще в течение более чем десяти лет.

В композиции декоративной что расположена напротив памятника затопленным кораблям, использованы старые якоря, которые были подняты со дна бухты. Фото затопленных кораблей в музеях города Севастополя нет, но имеются полотна русских и зарубежных художников, где изображены те трагические дни. Благодаря этим работам можно с большой долей достоверности восстановить историю.

Памятник и время

Более ста лет возвышается у побережья Приморского бульвара колонна памятника. Много невзгод пронеслось за это время - землетрясения, штормы, войны. Но все испытания монумент выстоял с честью.

Памятник затопленным кораблям, фото и материал о котором представлен в статье, не пострадал даже во времена Великой Отечественной войны, что является удивительным фактом. Ведь в тех местах, где стоит памятник, шли ожесточенные бои. Монумент хорошо просматривается с разных точек обзора, о чем свидетельствуют многочисленные фотографии памятника.

Однако нужно отметить, что его приходилось неоднократно реставрировать. Специальные работы проводились в 1951, 1955-1959 годах. В 1989 и 2003 году тоже была проведена реконструкция отдельных частей памятника.

Чем привлекательна Севастопольская бухта

В мирные дни Приморский бульвар с памятником затопленным кораблям - это одно из самых оживленных мест в Севастополе. Сотни туристов и местных жителей приходят сюда ежедневно.

Невольно закрадывается мысль, что композиция, созданная в честь славы и мужества русского флота, обладает особой магией, способной противостоять любому врагу, темной силе. Возможно, это и притягивает сюда сотни людей.

Воздвигнут в память о кораблях, принесенных в жертву, чтобы прикрыть Севастополь от вражеских атак с моря.

В нескольких метрах от набережной Приморского бульвара, на трехметровом утесе, сложенном из грубо обработанных гранитных глыб, возвышается стройная коринфская колонна. Её венчает бронзовый орел, распростерший крылья. Склонив голову, он держит в лавровый венок. Надпись на пьедестале гласит: "В память кораблей, затопленных в 1854-1855 гг. для заграждения входа на рейд". Общая высота памятника - 16,66 м. Против памятника, на стене набережной Приморского бульвара, укреплены якоря с затопленных кораблей.

Сооруженный в 1905 г. в связи с 50-летием первой героической обороны, памятник посвящен одному из скорбных и героических эпизодов этой эпопеи.

После высадки в сентябре 1854 г. англо-франко-турецкой армии и поражения русских войск на реке Альме положение Севастополя стало очень тяжелым. Опасаясь прорыва вражеского флота на рейд, атаки с моря, русское командование приняло решение затопить на входном фарватере часть устаревших парусных судов. Огонь береговых батарей и затопленные корабли делали Северную бухту недоступной для вражеского флота.

У семи буйков, обозначивших места последних стоянок, бросила якоря ветераны флота: линейные корабли "Силистрия", "Уриил", "Селафаил", "Три Святителя" и "Варна". Ближе к берегам - один к северному, другой к южному - стали фрегаты "Сизополь" и "Флора". Корабли выстроились почти строго с севера на юг, между Константиновской и Александровской батареями.

Оснастку, которая могла пригодиться, тяжелые корабельные орудии, пороховой запас сняли с кораблей и доставили па берег. Поздней ночью 11 сентября 1854 г. суда были затоплены.

В приказе В.А. Корнилова по флоту от 11 сентября 1854 г. говорилось: "...Грустно уничтожить свой труд: много было употреблено нами усилий, чтобы держать корабли, обреченные жертве, в завидном свету порядке, но надобно покориться необходимости. Москва горела, а Русь от этого не погибла..."

Команды затопленных кораблей, сойдя на берег, пополнили ряды защитников севастопольских бастионов. Высокая флотская дисциплина, воинское мастерство, отвага и мужество служили примером для всех участников обороны. Осадная зима выдалась суровой. Жестокие штормы разрушили преграду из затопленных судов, поэтому в феврале 1855 г. еще шесть старых судов - линейные корабли "Двенадцать апостолов", "Святослав", "Ростислав", фрегаты "Кагул", "Мидия" и «Месемврия" - были пущены на дно бухты между Николаевской и Михайловской батареями (восточнее затопленных ранее). Оставшиеся корабли использовались для артиллерийской поддержки сухопутных войск, некоторые служили госпиталями.

В августе 1855 г., когда русские войска по специально наведенному понтонному мосту перешли через бухту с Южной стороны на Северную, на севастопольском рейде были затоплены остальные корабли Черноморского флота...

Автор памятника долгое время оставался неизвестным. Лишь в 1949 г. в Центральном государственном историческом архиве города Ленинграда был обнаружен список произведений известного эстонского скульптора Амандуса Адамсона (1855-1929), составленный им самим в связи с избранием его действительным членом Академии художеств. В этом списке значится и Памятник затопленным кораблям. Последние исследования выявили участие в создании этого памятника архитектора В.А. Фельдмана и военного инженера О.И. Энберга.

Этот величественный и гордый памятник - один из самых любимых севастопольцами и гостями города.

Общепризнанным главным символом города Севастополя является памятник Затопленным кораблям. Его образ напоминает людям о событиях, произошедших в 1854 — 1855 гг. Во время Крымской войны обстоятельства сложились таким образом, что ради того, чтобы не допустить противника на территорию города, потребовалось пожертвовать практически всем Черноморским флотом. Память о героях, принявших такое непростое решение и сражавшихся уже не на море, а на суше, и хранит этот монумент.

Фото памятника:

История музея

Во время Крымской войны, в 1854 году, объединенные силы флота Англии и Франции подступили к берегам Севастополя. В то время город был главной базой Черноморского флота в России. Вражеская эскадра должна была в течение двух недель полностью уничтожить Черноморский флот, захватить Севастополь и другие крупные города Крымского полуострова. Во главе защиты Севастополя стояли вице-адмирал В.А.Корнилов и вице-адмирал П.С.Нахимов. При согласии и поддержке последнего и было принято решение затопить часть наиболее устаревших кораблей, чтобы защитить фарватер и не допустить,чтобы флот неприятеля прорвался в бухту. Главнокомандующий князь А.Меньшиков приказал прямо у входа в бухту затопить несколько кораблей, создав при этом под водой баррикаду. Корабельные мачты, покоящиеся теперь под водой, должны были препятствовать прохождению вражеских судов. Экипажи затопленных кораблей защищали город уже на берегу. Они вошли в состав двенадцати гарнизонов батальона.

После осенней-зимней непогоды часть заграждения разрушилась. Поэтому вскоре пришлось затопить еще два корабля. А в феврале 1855 года образовалась новая линия, из шести судов. Она выросла между Николаевской и Михайловской батареями. На исходе военных действий, в августе 1955 года, был затоплен и остальной флот. Оборона Севастополя шла на протяжении 349 дней. Всего на дно Черного моря легло порядка 90 судов.

Важная информация:
Памятник был сооружен в 1905 году.
Высота монумента — 16,7 метра.
Создатели: А.Адамсон, О.Энберг, В.Фельдман.

Становление монумента

Чтобы увековечить память о тех непростых героических днях, было принято решение воздвигнуть бронзовый монумент. Это случилось спустя 50 лет после знаменитой первой обороны Севастополя, в честь этого знаменитого исторического события. Интересно и необычно местонахождение памятника: он расположен в море, приблизительно в 23 метрах от берега. Пьедестал монумента имеет восемь граней. Наверху выступающего в море сооружения — серая колонна в античном коринфском стиле. Смотрящего в сторону моря двуглавого орла украшает императорская корона. На груди у птицы находится щит, где изображен Святой Георгий Победоносец. Также пьедестал украшен бронзовой картиной небольшого размера, на ней можно увидеть скрещенные мачты тонущих кораблей.


Это интересно:
Монумент не уничтожило землетрясение, произошедшее в 1927 году, не затронули его и снаряды Великой Отечественной войны. С 1969 года изображение памятника Затопленным кораблям можно увидеть на гербе Севастополя.

Как добраться до музея

Находится достопримечательность в удобном месте, практически в самом центре города, недалеко от Приморского бульвара. Поэтому добраться до нее не составляет труда. Можно воспользоваться общественным транспортом (троллейбусы: No 3, 5, 7, 9, 12, 13, маршрутные такси: No 12, 16, 109, 110, 120). Выходить нужно на площади Нахимова. На личном транспорте необходимо ехать к центру города, остановиться можно на набережной Артиллерийской бухты, а дальше до набережной Приморского бульвара дойти пешком.

Памятник на карте Крыма

GPS Координаты: 44.618584, 33.524249 Широта/Долгота

Памятник является символом города Севастополь, а его силуэт воспроизведен на эмблеме города. Он создан в память о российских парусных кораблях, затопленных в бухте с целью загородить вражеским кораблям проезд в бухту. Монумент признан объектом культурного наследия федерального значения России. В 2016 году именно изображение памятника Затопленным кораблям было выбрано народным голосованием для нанесения на новую банкноту в 200 рублей. Размещенный на главной набережной города, он неизменно приковывает к себе внимание отдыхающих. Памятник находится в воде на расстоянии в 20 метров от берега.

Общая высота монумента — 16, 7 метров.

Размах крыльев орла — 2, 67 метра.

Строительство Севастополя изначально предполагалось как возведение основной крепости Российской Империи на Черном море. Поэтому здесь много объектов и памятников в честь воинской славы. И монумент в честь важного события Крымской войны является одним из самых необычных и величественных

История

Памятник посвящен важному событию — 50-летней годовщине Первой обороны Севастополя в период Крымской войны. Героический поступок совершили русские военные в 1854 году, приняв решение затопить свои корабли, чтобы не дать врагу пройти по морю в Севастополь. В результате бухта стала недоступной для англо-французского флота, помогавшего Турции. Севастополь являлся главной базой Черноморского флота Российской империи, поэтому его защита была стратегически необходимой задачей. Оборону возглавляли прославленные военачальники В. А. Корнилов и П. С. Нахимов. Они приняли это важное решение, так как осознавали количественное превосходство противника и опасную возможность их проникновения в бухту. От потопленных кораблей над поверхностью воды оставались торчать мачты, которые могли пробить дно вражеских кораблей. В первую очередь были потоплены 7 устаревших кораблей, однако позже ко дну были отправлены и хорошие судна. Всего под воду Севастопольской бухты ушло около 90 кораблей Черноморского флота. Тем не менее, жертвы были не напрасными и оборона выстояла до заключения мирного соглашения в 1856 году.

Описание памятника затопленным кораблям

Монумент был создан в 1905 году. Он выдержал и сильное землетрясение 1927 года, и выстоял во время военных действий Великой Отечественной войны и немецкой оккупации. Памятник был призван воплотить значимость и трагичность произошедших событий.

Памятник состоит из двух частей: подводной и надводной. Основание имеет квадратную форму и состоит из каменных блоков. Над водой располагается каменный утес в три метра высотой. В основании триумфальной колонны на утесе размещена надпись о событии, в память о котором возведен монумент. На этом постаменте также изображен барельеф со сценой затопления кораблей — его видно со стороны набережной. 7-метровая колонна завершается постаментом с двуглавым царским орлом. Орел держит в клюве венок из лавра — символа победы и дуба — символа славы и веры. На венке висит якорь в память о погибших моряках и морских победах. На голове орла — императорская корона. Композиция над колонной выполнена из бронзы. Частью памятника является также мемориальная стена на набережной с двумя якорями от затопленных кораблей.

На памятник можно посмотреть в реальном времени с помощью онлайн-камер Севастополя, установленных на набережной Корнилова.

Как добраться до памятника в Севастополе

Один из основных исторических памятников страны стоит в центре города-героя Севастополя неподалеку от Приморского бульвара. Доехать до него можно на общественном транспорте:

  • На троллейбусе : № 1, 3, 5, 7, 9, 10, 10к, 12, 13, 22, остановка «Площадь Лазарева» (800 метров до памятника) или «Площадь Нахимова» (200 метров до памятника).
  • На маршрутном такси : № 4, 6, 12, 13, 13а, 16, 31, 63, 71, 109, 110, 112, 120, остановка «Площадь Лазарева» или «Площадь Нахимова».
  • На автобусе : № 5, 12, 16, 22, 29, 30, 77, 92, 94, 109, остановка «Площадь Лазарева» или «Площадь Нахимова».

Выйдя из автобуса, нужно немного пройти через Приморский бульвар по направлению к набережной.

Путешественникам на автомобиле следует двигаться по направлению к центру города, а машину лучше оставить на бесплатной стоянке набережной Артиллерийской бухты.

До памятника можно доехать на такси: в Севастополе действуют сервисы Такси Везет, Яндекс. Такси, Maxim.

Панорама монумента с набережной:

Видео о памятнике затопленным кораблям: