Памятка клиенту, или что происходит после расстановки. Причин может быть несколько

Эта часть предназначена для тех, кто знаком с методом расстановок по Б. Хеллингеру и, возможно, захочет расширить своп возможности, используя Симболон, а также для тех, кто знает карты и заинтересуется расстановками.

Для начала нужно сказать несколько слов о методе расстановок по Берту Хеллингеру.

Запрос клиента на расстановку может касаться любых сфер жизни: как внешних событий и ситуаций, так и внутренних переживаний - сомнений, разнообразных чувств и эмоций.

Б. Хеллингер смотрит на причины проблем клиента и способы их решения с точки зрения системы, в которую включен человек. Ею может быть семья, служебный коллектив, определенная общность людей, в которую он вовлечен, вплоть до больших социальных групп. Внутренний мир человека тоже можно рассматривать как систему. В теории метода дается четкое определение понятия системы и формулируются действующие в ней законы, открытые Б. Хеллингером.

Идея метода состоит в том, что раз жизненная или внутренняя ситуация не решается, то причиной могут быть нарушения законов системы. Эти процессы бессознательные, человек порой и не подозревает о «неправильности» происходящего.

В расстановке подобные нарушения проявляются и корректируются в том объеме, насколько это возможно в данный момент. И таким образом в системе клиента появляется движение в сторону решения проблемы.

Расстановки выполняются преимущественно при участии группы так называемых заместителей, однако со временем этот метод стал использоваться и в индивидуальном формате. Во многих случаях это удобнее, чем работа в группе. К примеру, расстановку можно сделать сразу, как только возникла необходимость, а не ждать. когда соберется коллектив, или в случае, кот клиент не хочет выносить свою историю на групповую работу. Об индивидуальных расстановках часто просят иногородние клиенты, приехавшие на несколько дней. Их выполняют с фигурками, предметами, напольными якорями (так называют листы бумаги, разлаженные на полу) и даже в воображении.

В индивидуальных расстановках с фигурками и предметами Симболон может быть подспорьем, когда в системе останавливается движение. Клиенту предлагается достать карту и внимательно рассмотреть. Полезно спросить, с каким персонажем карты он соотносит себя, какие чувства, эмоции, воспоминания, ассоциации при этом возникают. Разговор, как правило. бывает эмоционально и энергетически очень заряженным. В случае необходимости можно достать дополнительную карту. Значения ее не интерпретируются. Важно, чтобы клиент эмоционально прожил эту точку. После эмоциональной разрядки в системе проявляется движение, и расстановка движется дальше или завершается.

Колола Симболон может быть использована и как самостоятельный инструмент для расстановок. Как показывает практика, многие ее карты указывают на переплетения в семейной системе. Это Страх. Вампир. Марионетка, Расставание, Аборт, Напасть, Вдова, Падение, Ноша, Привязка, карты круга Рыб и другие.

Обычно в такой расстановке я использую определенный алгоритм. Сначала клиенту предлагается достать карты - сигнификаторы главных действующих лиц, то есть тех, кого мы бы ставили заместителями. Их имеет смысл записать на листочке или запомнить, если их немного, однако человеку не показывать. Затем нужно попросить клиента достать дополнительно несколько карт, обозначающих отношения между этими людьми в системе (их количество может быть определено консультантом интуитивно). Они тоже на нервом этапе остаются закрытыми (это делается для того, чтобы сразу не включалось проективное восприятие, которое может помешать в дальнейшей работе). Клиент кладет карты на поле рубашкой вверх и перемещает их руками, не открывая, пока есть движение в системе. Затем открывает карты, разглядывает их, как правило, возникают какие- то реакции, эмоции, суждения, но человек еще не знает, какая карта кого обозначает. Дальше снова идет движение, уже открытые карты клиент перемещает по полю, и, лишь когда оно завершено, консультант рассказывает, какая карта кого или что обозначает. Как правило, за этим следует очередной всплеск эмоций, реакций и начинаются осознания. Карты Симболон очень выразительны, и люди живо ассоциируют их с членами системы, большое значение имеют для клиентов соседство карт, сами фигуры, то, как они располагаются, кто на кого смотрит, кто куда движется и т.п. Здесь расстановку можно завершать, хотя иногда требуется дополнительная работа с клиентом.

Пример

Клиентка - женщина, 37 лет, второй раз замужем. Во втором браке прожили меньше года, начались ссоры, и возникло намерение разойтись. Разводиться пока не хотят, но и жить вместе не могут. Женщина жалуется на невыносимые чувства покинутости и тоски, возникающие периодически без видимых причин.

Запрос клиентки - разобраться в собственных чувствах чтобы принять решение о разводе.

Ей было предложено достать из полной колоды поочередно 5 карт и выложить их на поле (небольшой столик) рубашкой вверх. Первая карта - ее сигнификатор, вторая - сигнификатор мужа, третья, четвертая, пятая - то, что между ними не прожито, все еще их связывает и не позволяет развестись. Как и было сказано, записав карты, клиентке я их не показала. В итоге перед ней в поле лежали 5 карт рубашкой вверх, и она пока не знала, что они могут означать.

Клиентка достала следующие карты:

Ее сигнификатор- Золотая девочка.

Сигнификатор мужа - Злорадный нарушитель порядка.

Не прожит, связывает их – Стратег, Привязка, Пифия.

Я предложила женщине медленно перекладывать карты, не открывая, таким образом и так долго, пока движение (перекладывание, поиск места на поле) не прекратится само собой, и она не почувствует удовлетворение. Клиентка выложила в ряд все 5 карт, после чего я попросила выбрать и перевернуть картинкой вверх карты поочередно (напомню: значений и смысла карт она по-прежнему не знает).

Первой она открыла карту Злорадный нарушитель порядка, и ее реакцией был возглас «Какой ужас!» Она отложила ее в дальний край поля. Следующей оказалась Золотая девочка: «Здесь спокойно, все нравится». Она оказалась размещена в противоположном углу поля. Третья карта - Пифия - легла возле Золотой девочки, ближе к центру поля. Четвертая - Стратег - около предыдущей, еще ближе к центру. На пятую карту - Привязку - клиентка сказала: «Это не мое» - и отложила ее в сторону, ближе к Злорадному нарушителю порядка.

Когда карты оказались открыты, клиентка медленно и долго их перекладывала, пока не расположила в следующем порядке: Стратег. Пифия. Золотая девочка, пустое поле, Привязка, Злорадный нарушитель порядка. Затем женщина подумала и последние две карты передвинула вверх по полю. На освободившееся место она захотела достать дополнительную карту, шестую на поле. Это оказался Разлад, который клиентка поместила под Злорадным нарушителем порядка. Затем она достала еще одну карту, седьмую - Служительницу. Ее женщина положила ниже Разлада под Злорадным нарушителем порядка, а сам Разлад отодвинула в дальний пустой угол поля. Потом она некоторое время смотрела на Привязку и Злорадного нарушителя порядка и призналась, что чувствует страх. В качестве ответа на вопрос, что это за страх, она достала еще одну карту, восьмую - Напасть.

Итак, на поле оказалось следующее расположение карт:

Такое расположение карт клиентку устроило. Таким образом, достоверно не зная, что и кого обозначают карты, интуитивно перемешивая их на столе, человек находит некую устраивающую его конфигурацию. В этом примере женщина достаточно четко отделила сигнификатор мужа от своего. И лишь после этого я ей кратко рассказала значения (кого и что карты обозначали) и смыслы изображений.

Развод (формальный) женщина решила отложить на несколько месяцев, хотя фактически они с мужем уже живут отдельно, но общение при встречах вынужденно продолжают, поскольку работают в одной организации.

Непонятными для нее остались две карты - Привязка и Напасть. Последняя даже вызвала у клиентки чувство страха. Когда я предложила ей найти в теле место, где этот страх находится, оказалось, что он сконцентрирован в области солнечного сплетения. Я предложила ей подышать в это место, представляя, что золотой свет входит вместе с дыханием в «место страха».

Спустя две-три минуты клиентка сказала, что у нее возникает острое чувство ненужности в тот момент, когда муж переключает внимание с нее на своих студентов, на внешний мир, уезжает по делам. И тогда она очень страдает, сердится, раздражается, ссорится с ним. Спустя еще несколько минут дыхания в «место страха» она вспомнила: «Дедушка часто уезжал то в санаторий, то куда-нибудь на отдых, а бабушку никогда с собой не брал, и она оставалась дома с нами».

Это важный момент. С одной стороны, клиентка вошла в контакт с чувством ненужности и некоторое время его проживала, с другой - увидела подобие ситуации: дедушка уезжал отдыхать один, не приглашал бабушку с собой, так и ее муж отправляется и не берет ее с собой. И у бабушки, и у внучки возникает в подобной ситуации острое чувство ненужности. Страх остаться одной и оказаться никому не нужной у внучки невыносимо острый, в том числе и потому, что неосознанно она переняла часть бабушкиных чувств. После этого мы соответствующем образом завершили расстановку.

Две недели спустя, на следующей сессии клиентка рассказала, что при встречах с мужем ей значительно легче с ним разговаривать, и ее эмоциональные реакции стали спокойнее, она приняла решение о разводе. Спустя три месяца супруги мирно развелись.

ФОТО Getty Images

«Я прошла расстановки по Хеллингеру – посоветовала подруга-психолог, очень рекомендовала. Мы живем в провинциальном городе, сюда иногда приезжают разные психологи и проводят тренинги. Приехала семейная пара, которая объявила о наборе в группу, где мы и занимались. Я прошла, мне было тяжело, но определенные выводы я сделала. Однако через полгода эта же моя подруга приходит и говорит, что этот метод ну если не шарлатанство, то где-то рядом, и что этот психолог Хеллингер даже одобряет инцест! А моя история отчасти касалась именно этого вопроса (не я участник – сводная сестра). То есть теперь мне надо плюнуть на результат? Как мне теперь жить? Я чувствую, что участвовала в чем-то гадком и сделала себе только хуже!»

Белла, 48 лет

Екатерина Михайлова, психотерапевт:

«Белла, ну право же, как можно до такой степени себе не доверять! Случилось так, что вы оказались между двух стульев (ролей, если угодно). Первая – нормальная клиентская роль: по совету подруги пошли на группу, было тяжело, но и толк какой-то для себя вынесли. Отлично, зажимаем свой результат в кулаке, думаем, дорабатываем самостоятельно, чего еще желать? Но тут подкрадывается вторая роль: подруга делится с вами критической информацией о подходе, имеющей хождение в профессиональной и околопрофессиональной среде, приобщает, так сказать, – и вы чувствуете себя обманутой, а ваш результат можно «зачеркнуть и плюнуть». Это с какой стати? Только представьте, сколько скандальных подробностей из жизни действительно великих – уж точно покрупнее Берта Хеллингера – можно найти в литературе! Достоевский не только был азартным игроком, он еще и долгов не отдавал. Теперь что, «Братьев Карамазовых» не читать в знак протеста? Мусоргский крепко пил – не слушаем «Хованщину». Чайковский имел нетрадиционную сексуальную ориентацию – долой «Щелкунчик», плюнуть и зачеркнуть. Ну и так далее. О «наших» великих – Фрейде, Юнге или Морено – даже говорить не буду, столько сказано нелестного на их счет, вплоть до психиатрических диагнозов. Я отнюдь не являюсь поклонницей расстановок по Хеллингеру, но знаю людей – в том числе и среди моих клиентов и студентов, – которые продвинулись в работе над собой благодаря участию в этих группах. И это хорошо. Более того, если бы они получили какой-то важный для себя результат благодаря африканским танцам с бубном, это было бы так же хорошо. Из чего не следует, что африканские танцы – лучшая на свете психотерапия. Дискуссии профессионалов – это одно, а реальная польза, полученная клиентом, – совсем другое. И вот почему: над проблемой клиента работает не столько метод, сколько сам клиент. Сколько и чего смог взять, столько и того взял. Метод дает этому форму, материал и язык, не более. Вы позволили себе зависеть от неустойчивого мнения подруги-психолога, а реальные свои ощущения и самостоятельно сделанные выводы готовы зачеркнуть. Мне кажется, что проблема в этом, а вовсе не в том, плох или хорош метод или его автор».

Как часто мы слышим не совсем понятные термины. Например, "расстановки по Хеллингеру" - что это такое? Начнем с того, что автор этого метода Берт Хеллингер - известный немецкий психолог, философ, педагог и практик. Его труды относительно молоды и направлены на решение человеческих проблем.

Что изучал Хеллингер?

Ученый сформулировал некоторые законы и закономерности, которые приводят к нежелательным событиям, конфликтам между супругами или коллегами. Хеллингер долго трудился над такими вопросами: «Как происходит перенимание чувств? Как влияет совесть (личная или семейная) на образ жизни личности? Существует ли система, управляющая отношениями?» На самом деле это лишь часть тем из целого списка учений Берта.

На сегодняшний день его расстановки становятся все более востребованными. С помощью этого метода большое количество людей смогли найти истоки своих неприятностей и искоренить их. Многие практикующие психотерапевты все чаще используют расстановки по Хеллингеру в своей работе с группами, семейными парами или индивидуально с личностью.

«Расстановка» - это место индивидуума в пространстве. Сам метод напоминает игру в шахматы. То есть каждому участнику присваивается определенная роль, которая отображает его подсознательный образ в ситуации, требующей проработку. Это может быть не только семейная ситуация, но и проблемы в коллективе, неудачи в бизнесе.

Метод расстановки по Берту Хеллингеру. Начало сеанса

Итак, к психотерапевту приходит мужчина с насущной проблемой. Для начала специалист ведет небольшую беседу с ним, в ходе которой решается, нужна ли ему расстановка или все гораздо проще. Ведь можно человека направить обычным житейским советом - и его жизнь войдет в привычное русло. Но когда ситуация осложнена, то с клиентом ведется более детальный разговор.

Для начала выделяется сама проблема. Например, в данном случае - мужчина пьет, жена его ежедневно «пилит» и считает, что все семейные проблемы связаны с алкоголизмом. Мужчина, в свою очередь, так не думает. Ведь до женитьбы он не употреблял так много спиртного.

Психотерапевт просит клиента рассказать о своем образе жизни. Расстановки по Хеллингеру требуют системного рассматривания проблемы. То есть важно понять, чем занят каждый из супругов целый день, какие у них отношениям в целом, из-за чего происходят конфликты. Наконец, являются личности сами собой в семейной жизни или играют чьи-то роли.

Специалист отдельно рассматривает родителей мужа и его жены. Как они вели себя друг с другом в семье? Если выяснится, что со стороны мужчины отец и мать жили душа в душу и проблем с алкоголизмом не было, то уделяется наибольшее внимание родственникам жены.

Предварительно разобравшись на первой беседе, специалист рекомендует мужчине прийти на следующий прием со своей супругой. Ведь корень зла скорее всего в ней, и избавиться от него без ее участия невозможно.

Ведь у той не сложилась семейная жизнь, и она все время задавала своей дочери установку: «Смотри, все мужчины одинаковые. Твой отец такой же, как и все. Выпивает, приносит домой копейки». С навязанными мыслями дочь подрастает и невольно замечает только негативные черты в окружающих мужчинах.

Все же девушка начинает встречаться с симпатичным ей парнем. Вскоре наша героиня выходит за него замуж, но через некоторое время ей кажется, что муж совсем не «ее человек». Что бы он ни сделал, все ей видится негативным.

Казалось бы, избранник не так плох, его положительные черты перевешивают недостатки. Но женщина продолжает сохранять внутреннюю агрессивность и на энергетическом уровне посылает ему негатив. Мужчина ловит этот сигнал, осознает, что партнерша его презирает, и постепенно начинает искать утешение в алкоголе. Это помогает ему забыться на некоторое время, однако проблема остается.

Следующие действия

Метод расстановок по Хеллингеру включает в себя проигрывание ролей. Психотерапевт предлагает семейной паре проиграть определенную ситуацию. Например, он просит женщину описать, как она ведет себя на рабочем месте. Пациентка комментирует свое служебное поведение, общение с коллегами, и обнаруживается, что на работе она «белая и пушистая».

Что меняется, когда она переступает порог дома? Почему одним своим внешним видом муж вызывает раздражение у женщины? Супруги проигрывают ссору сцены перед психотерапевтом. Жена говорит мужу свою обычную фразу: «Перестал бы пить, и все бы наладилось».

С этого момента специалист просит пару остановиться. Системно-семейные расстановки по Хеллингеру требуют вовремя сконцентрироваться на важном моменте. В случае этой пары - это время пришло.

Психотерапевт говорит семейной паре: «Давайте попытаемся понять источник проблемы, которая вынуждает одного из вас пить». Далее вычеркиваются все причины, способствующие этому. Например, исключаются: большие денежные проблемы, конфликты на рабочем месте у мужчины, проблемы со здоровьем. Что остается?

Пациент откровенно признается, что его угнетает вечное недовольство супруги, которая постоянно к чему-то придирается или, наоборот, молчит и избегает супружеской близости. В таком случае партнер страдает от нехватки женской энергии.

Часто из-за отсутствия любви к партнеру или из чувства обиды представительницы женского пола таким образом наказывают избранника. Свою энергию они активно сублимируют в заботу о детях или загружают себя домашними обязанностями. В то время как супруг старается получить какой-то позитивный настрой, употребляя спиртное. Возникает замкнутый круг.

В дальнейшем расстановки по Хеллингеру подразумевают глубинную проработку проблемы. В данном случае психотерапевт попробует внушить женщине мысль о необходимости искоренить установку, которую невольно задала ее мать.

Своим поведением жена провоцирует мужчину на распитие спиртных напитков, собственно, заставляет играть роль ее отца-алкоголика. Если наряду с этим у женщины все же есть некая обида на супруга, то в процессе сеанса предлагается избавиться от нее. "Важно освобождать себя от негатива", - подчеркивает Берт Хеллингер. Семейные расстановки предлагают немало техник на этот счет.

На самом деле весь процесс не так прост, как кажется на первый взгляд. В истории этой семейной пары специалисту предстоит наделить героев новыми «ролями», причем так, чтобы между ними происходил равномерный обмен энергиями.

Воздействие эгрегора на человека

После сеанса расстановки можно удивиться: «Как получилось, что я стал играть не свою роль в жизни? Почему я говорил чужими мыслями?» На самом деле мало кто задумывается над тем, действительно ли он занимается тем, чем хочет, и живет ли так, как сам этого желает.

В большинстве случаев выясняется, что ежедневные мысли, чувства и действия позаимствованы нами от окружающих людей: собственной семьи, коллектива и социума в целом. Другими словами, определенное энергоинформационное пространство (эгрегор) оказывает свое прямое влияние на личность.

Каждое общество (коллектив) подчиняется определенной системе ценностей. Влияние эгрегора может быть как положительным, так и отрицательным. Каждый вырабатывает свою систему ценностей. Например, церковный эгрегор стремится оказать влияние на людей посредством проповедей.

А любая террористическая организация создает свой эгрегор, манипулируя сознанием участников определенной теорией. Иногда более сильные личности могут создавать свои эгрегоры и оказывать влияние на окружающих. Такой индивидуум должен быть наиболее энергоемким, так как его задача - руководить и воздействовать, то есть управлять многими энергетическими потоками. Об эгрегорах подробно написано в одном из трудов Берта под названием «Расстановки по Хеллингеру». Книга повествует о том, что зачастую корень проблемы может находиться в жизненных ценностях, передающихся по роду.

Житейские истории

Семейный род - это система, у которой есть свои определенные задачи. А члены семьи (мать, отец, сын, дочь) - элементы, которые должны выполнять свои функции. Что происходит, если кто-то выбивается из системы? Например, сын не пожелал стать военным вопреки семейной династии. А отец очень хотел этого.

В таком случае функция сына может перераспределиться между другими членами семьи или же переиграться: дочь выходит замуж за офицера. Отец безумно счастлив, старается установить прочный контакт с зятем и делится планами на будущее о продолжении военной традиции.

Метод немецкого психотерапевта глубоко затрагивает проблему старшего и младшего поколений. Всем ли способна помочь расстановка по Хеллингеру? Отзывы об этом разные. Однако большинство согласны с тем, что родовые эгрегоры могут оказывать негативное влияние на потомков.

Например, молодая женщина глубоко несчастлива в браке. Казалось бы, все методы реанимации отношений безрезультатны, в семье царят грубость и насилие. Выход один - развод. Но старшее поколение этой женщины единогласно твердит: «В нашем роду не было разведенных. У нас это не принято и считается позором».

То есть родовой эгрегор этой женщины диктует ей свои устои и требует подчинения. Только полное переосмысление и отказ от роли «жертвы» поможет такой личности принять важное решение и начать новую жизнь.

Агрессия по наследству

Системные расстановки по Хеллингеру помогают многим семейным парам и отдельным личностям глубоко осознать истоки зла. Приведем простой пример проблемы, с которой довольно часто обращаются к психотерапевтам мужчины.

Итак, на прием к психологу пришел условный молодой человек. Он не мог понять своего поведения по отношению к женщинам. После многочисленных разводов он встал перед фактом - избранницы уходят из-за его немотивированной агрессии.

Во всех остальных областях жизни мужчина казался положительным. Во время беседы со специалистом, выяснилось, что мужчина когда-то "бессознательно" настроился на программу мщения. Как это возникло?

Как правило, в подобной ситуации выясняется, что пациент рос в семье, где отец был постоянно унижен и подавлен своей женой. Мальчик не мог оказать сопротивления своей матери, чтобы защитить отца. Таким образом, по мере взросления юноша выработал свой план (программу мщения).

Это привело к тому, что, находясь в отношениях с девушками, он периодически ощущал к ним лютую ненависть. Как только наступал подходящий случай, он вымещал на них свою злобу кулаками. Расстановка Берта Хеллингера должна показать мужчине, что эти чувства не принадлежат ему. Они навеяны и закреплены в сознании из далекого детства. А у клиента иная ситуация, да и у девушек иной характер, нежели у его матери.

И самое главное - он сможет стать счастливым только тогда, когда осознает это и начнет меняться. Это процесс постепенный. Многое зависит от природного темперамента личности. Одному достаточно 2-х сеансов, а другому потребуется несколько. Метод расстановки по Берту Хеллингеру уникален тем, что зная семейные системы (порядки), человек может не только избежать провалов в жизни, но и оградить от них будущее поколение.

Как работает групповой способ?

Речь пойдет о групповых сеансах. Феномен этих занятий заключается в том, что группа людей проживает роли действующих лиц в проблеме клиента. Ситуации могут быть разные: человек не может найти пару, постоянно болеет или испытывает финансовые затруднения, хотя для этого нет веских причин.

Метод расстановок по Хеллингеру сложно разъяснить детально, но происходит это по такому сценарию: между участниками распределяются соответствующие роли. И они начинают ощущать похожие эмоции обратившегося за помощью. Феномен получил термин «замещающее восприятие».

То есть происходит перенос внутренних образов с клиента на всех участников и на пространство, в котором проходит расстановка. Людей, выбранных на конкретные роли, называют «заместителями». Во время сеанса они вслух оценивают свое состояние, пытаясь восстановить проблемную ситуацию.

Системные расстановки по Хеллингеру помогают главному лицу распутать клубок своих конфликтных ситуаций, выстроить правильную иерархию и восстановить энергетический баланс. Работа выстраивается при помощи перемещения "заместителей" в поле расстановки благодаря различным ритуалам.

Сеанс можно считать удачным, если все участники не ощущают дискомфорта. И - самое главное - должно наступить физическое и психологическое облегчение у клиента. Метод расстановки по Берту Хеллингеру заставляет полностью активизировать разные уровни восприятия: эмоциональный, ментальный, аудильный, тактильный.

Что дает этот метод?

В результате индивид получает новый взгляд на свою проблему, приобретая иную модель поведения. Безусловно, самый лучший способ оценить методику - самому принять участие в групповом сеансе. Именно реальный опыт поможет узнать, как это работает на деле.

В наши дни многие уже слышали о таком методе, как расстановки по Хеллингеру. Отзывы отрицательные о нем тоже имеются. Но несмотря на это, популярность этого способа растет. Ведь диапазон сеансов достаточно развернут - это и психотерапия, и медицина, и педагогика, и даже эзотерика.

Вся информация, полученная в ходе сеансов, является конфиденциальной. Для того чтобы принять участие в групповой работе, должны присутствовать мотивация и осознанное желание. На сегодняшний день несложно найти группу расстановки по Хеллингеру. В Москве неустанно растет численность поклонников этого метода, так как он признан профессиональным.


Расстановка с помощью карт Таро

Наконец, мы подошли к той части, которая накладывает эзотерический отпечаток на метод немецкого психотерапевта. Дело в том, что не каждый человек может прийти в группу людей и открыто рассказать о своей проблеме. В таком случае личность может участвовать в групповом сеансе, но по его просьбе проходит скрытая расстановка. То есть клиент сам дозирует открытость информации. Прекрасный выход из этой ситуации - расстановка Берта Хеллингера с помощью карт Таро.

Колода в этом случае служит инструментом для диагностики происходящего процесса. Клиенту задают вопрос: «В чем суть твоей проблемы?» Человек выбирает, не глядя, карту, и описывает то, что увидел на ней. «Заместители» выбираются также, следуя выбранным арканам.

Согласно своей проблеме, клиент с помощью подсказок ведущего показывает каждому участнику, где ему встать и что делать. Следующий этап - эмоциональное проживание ситуации. "Заместители" обмениваются впечатлениями: «Я сейчас подумал, что…», «У меня сложилось ощущение того…»

В этот момент клиент тоже включается в процесс. Он выслушивает мнения всех участников и становится на место того, кто задел его эмоции больше всего. И, уже исходя из новой роли, он произносит слова, которые считает важными.

Расстановка завершается опросом каждого участника. Несмотря на то что проигрывается проблема клиента, "заместители" тоже находятся под пристальным вниманием психотерапевта. Ему важно знать, как тот или иной человек чувствовал себя в чужой роли, что переживал и какие выводы сделал.

Также специалист может оценить по диагностике на картах - в полной ли мере удалось оказать помощь клиенту или система не полностью раскрыла ситуацию? Ведь заказчик сразу не в состоянии объективно оценить сеанс. Для этого ему понадобится время.

Индивидуальная расстановка

Возможно ли самому провести подобный сеанс? Не исключено. Ведь не у каждого есть возможность или желание работать в группе. В этом случае возможна расстановка по Хеллингеру самостоятельно.

Правда, для этого следует вплотную познакомиться с теорией метода Берта Хеллинга. И важно на профессиональном уровне разбираться в интерпретации карт Таро. Итак, проблема обозначена, а роль "заместителей" будут играть карты. Работа делится на три этапа.

Первый - следует выбрать карты: себя и "заместителей". Далее надо разложить остальные карты так, как подсказывает интуиция. Затем поочередно открыть и с каждой собрать информацию, сложив ее в общую картину.

Второй этап - зависит от поставленного вопроса. Если он касается семьи, то выкладывать карты предков следует сверху, потомков - снизу. По необходимости можно брать дополнительные карты, если возникают сомнения. Во время процесса необходимо перемещать "заместителей", как это происходило бы с реальными людьми. Рекомендуется прислушиваться к своим физическим и психологическим ощущениям.

Третий этап - завершение. Это происходит, когда личность испытывает удовлетворение от проигранной ситуации. По результату интерпретации только клиенту решать, проработал ли он свою проблему.

Малопосвященному человеку может показаться, что это был сеанс гадания. Но это далеко не так. Индивидуальный метод расстановки с помощью Таро показан только профессионалам. Остальным рекомендуется прибегать к этому способу под руководством квалифицированного психотерапевта.

Около десяти лет назад я впервые увидела рекламу расстановок по Хеллингеру в российском информационном пространстве. Так как на тот момент я была в курсе содержательной части этого нового для нашей страны явления, я решила, что достаточно быстро эта практика естественным путём отойдёт в мир «оккультных услуг». Через год, обнаружив расстановки в прайсе нескольких достаточно крупных психологических центров, которые никак не ассоциируют себя с магией, я решила сходить туда и посмотреть, что же именно там делают и как профессиональные психологи себе объясняют правомерность применения этой практики.
Возможность появилась сама и очень быстро: на глаза мне попалось объявление о поиске так называемых «заместителей» - важных участников самого распространённого вида расстановки. Мы с мужем записались в «заместители», естественно, не сообщая ни о своей мотивации, ни о профессиональной принадлежности (справедливости ради: нас об этом никто и не спрашивал). Сразу оговорюсь: форматы проведения расстановок могут отличаться, но содержательно опираются на одну и ту же идею. И называться они могут по-разному: системные семейные расстановки, просто системные расстановки и ещё множество вариаций на тему. Приведённый ниже кейс служит для иллюстрации «работы» метода, а также материалом для критического разбора, который следует ниже.

Итак, расстановка проводилась для молодого мужчины. Он под руководством психолога, ведущего расстановку, назначил каждому из заместителей роль кого-то из членов его семьи (пока только живых) и расставил нас по комнате. Несколько расстановщиков остались без ролей. А дальше началась фантасмагория: «опытные заместители» (из числа сотрудников центра) начали сообщать о «тяжести в сердце», «щекотке в пятке» и прочих загадочных ощущениях от стояния рядом с кем-то или, напротив, из-за удалённости кого-то. И только мы стояли на своих местах и не испытывали ничего, кроме любопытства.
Потом каким-то непостижимым для меня путём один из «заместителей» (испытывавший острое желание излить любовь и сожаление клиенту) «оказался» абортированным ребёнком клиента, ещё несколько человек «оказались» давно почившими родственниками… начался спиритический сеанс. Потом произошло нечто, похожее на психодраму с мистическим уклоном. И завершилось всё это жёстким указанием расстановщика из разряда «встань и иди!».

Естественно, я задержалась, сообщила расстановщику свою профессиональную принадлежность и поинтересовалась тем, что это было, где он учился и как ему не стыдно. В ответ получила поток сознания «есть многое на свете, друг Горацио…» на тему существования ещё неизвестных науке явлений и неких полей, к которым надо подключаться для получения знаний.
Тогда я решила, что при таком уровне бредовости эта услуга сослужит хорошую службу клиентам: поможет им отличать действительно профессиональных психологов от шарлатанов, не имеющих никакого отношения к научному знанию.

Мне казалось очевидным, что разумный человек, прежде чем отдавать свои деньги за какую-либо услугу, погуглит о ней. При поиске информации про расстановки по Хеллингеру практически сразу находится, пожалуй, наиболее систематизированное в русскоязычном сегменте краткое описание методики: Веселаго Е.В. Системные расстановки по Берту Хеллингеру: история, философия, технология. // Психотерапия. № 7, 2010. № 1, 2011. : [Электронный ресурс].

Прочтения этой статьи, на мой взгляд, достаточно, чтобы понять, что к психологии как науке данная методика не имеет никакого отношения ни в какой «реинкарнации». А нижеприведённый абзац (там же, с. 14) даёт понять, что и к понятию нормы в любом смысле расстановки имеют такое же отношение, как и к науке: «Хеллингер говорит, что его работа ― это не психотерапия, это практическая философия. Мне хочется добавить: “А также практическое богословие”. И в этой практике мы иной раз достигаем пределов: пугающих, неприемлемых, неправильных, “аморальных” движений (событий, историй). Ведь если нет ни плохого, ни хорошего и всё движется так, как оно движется, то как же быть, например, с ситуациями инцеста? Насилия, убийства, абортов? Фашизма, геноцида? Много раз свидетели расстановочной работы Хеллингера сталкивались с неприемлемым: например, в расстановке дочь, состоящая в сексуальной связи с отцом, говорит матери: “Мама, я рада делать это для тебя”. Через эту фразу, произнесённую в расстановке, приходит дух “зрячей” любви и примирения, связь открывает свой смысл и перестаёт быть нужной . Но при этом поднимается волна возмущения от защитников жертв насилия и жестокого обращения, от женщин, от мужчин, от социальных работников и многих других, в чьём понимании верной является идея защиты жертвы от насильника и соответствующего наказания для него ».

Но, судя по распространённости расстановок, практически полному отсутствию критики в русскоязычном сегменте Сети и научных источниках, проникновению методик уже в систему государственного образования и науки, этот вопрос остро нуждается в обсуждении.
Итак, метод системных семейных расстановок Берта Хеллингера получил широкое распространение во второй половине прошлого века как помогающая психологическая практика. Считается, что базовые принципы метода соответствуют системному и феноменологическому подходу, однако их трактовка осуществляется автором крайне неортодоксально. Исходя из системных предпосылок, Хеллингер предлагает рассматривать в терапии весь комплекс семейных отношений в их взаимосвязи и иерархии, включая межпоколенные (в том числе между живущими и уже умершими родственниками). Феноменологичность же метода подразумевает приоритет непосредственного субъективного опыта и ощущений участников расстановок.

По мнению сторонников метода, отношения, переживания и ощущения членов семейной системы находятся в некоем «поле», и, будучи помещёнными в соответствующие роли, совершенно посторонние люди как бы включаются в это поле и начинают воспроизводить характерные ощущения его членов, даже не обладая никакой предварительной информацией о них. Взаимодействуя с этими «заместителями», участник получает возможность отработать свои личностные проблемы и вопросы отношений с родственниками, коллегами по работе и даже абстрактными понятиями.

На мой взгляд, уже перечисленного должно было бы хватить для того, чтобы понять ненаучность и бесполезность «метода» расстановок, однако на тот случай, если у читателя ещё остались сомнения, остановимся чуть более подробно на наиболее одиозных положениях (постараюсь обойтись без узкоспециальных терминов).
Во-первых, в основе «механики» расстановок лежит так называемый феномен замещающего восприятия, когда заместитель начинает не просто представлять, а чувствовать и переживать то, что чувствует и переживает его реальный живущий или давно умерший прототип, черпая информацию напрямую из «информационного поля». Механизм этого замещающего восприятия и способа передачи информации между её носителем и его заместителем, впрочем, никак не формализуется и не объясняется - зато проверить и опровергнуть нельзя.
Во-вторых, здравая в принципе идея о том, что индивид не живёт в вакууме и на него влияют члены семьи (кстати, не только они, но и масса других социальных субъектов и агентов социализации), доводится здесь до абсурда и человек оказывается не просто связан, а тесно переплетён (и речь не о генетике!) в своей судьбе с судьбами предков - даже тех, о которых он не знает и никогда не мог узнать в принципе. В итоге утверждается, что он может проживать не свою судьбу и выполнять не свои задачи, поскольку сколько-то поколений назад образовалась психологическая проблема, которую так до сих пор и не решили. Ни современная психология, ни нейрофизиология не обладают научными объяснениями такого феномена, и способов проверить, действительно ли клиент мучается за грехи прабабушки, тоже нет.
Если убрать философскую и мистическую составляющую, то сама по себе техника расстановок, по сути, является попыткой проекции сознательных и бессознательных представлений клиента о структуре и характере межличностных отношений внутри семьи - и это могло бы иметь ограниченное практическое применение, но подобные методики уже существуют (например, психодрама), так что новизны, очевидно, удаётся достичь только путём мистификации и оперирования квазинаучными понятиями вроде «психической энергии», «информационного поля», «замещающего восприятия» и прочих. Но, может быть, ничего страшного в этом нет и пусть клиенты «расстановщиков» платят своеобразный «налог на невежество»?..
Отнюдь. Метод не является «этически нейтральным» и содержит несколько весьма опасных для клиента элементов.

Во-первых, самое простое возражение - в том, что использование «кривого» метода уводит вас с правильного пути и убеждённость в том, что корень проблем надо искать «вниз по генеалогическому древу», прислушиваясь к ощущениям, вызванным у вас чужими людьми, на которых возложены роли всевозможных родственников, помешает вам увидеть реальную проблему. Это в лучшем случае. В худшем - вы укрепитесь в своих заблуждениях и искажённом восприятии.
Во-вторых, неформализуемый метод с неверифицируемыми результатами оставляет чересчур широкий простор для работы «расстановщика» - и предъявляет крайне высокие требования к его профессионализму, этичности и способности к критической рефлексии. Что-то подсказывает мне, что у людей, практикующих (зачастую на коммерческой основе) ненаучный метод с мутными полуэзотерическими предпосылками, могут быть серьёзные проблемы с этими качествами. Более того, людям в пограничных состояниях опыт расстановок (в любой роли) может быть опасен провокацией развития полноценной психиатрии.

В-третьих, в своей основе идеи Хеллингера о «порядках любви» воспроизводят патриархальные модели гендерных и межпоколенческих отношений, фактически предписывая клиентам определённые (и довольно жёсткие) принципы восприятия и поведения. Нашумевшая интерпретация Хеллингером инцеста как вины матери в том, что она не удовлетворяла в достаточной степени сексуальных интересов своего мужа, в результате чего ему пришлось заняться сексом с дочерью, не только создаёт почву для культивирования чувства вины у матери (которая, возможно, по вполне логичным причинам отдалилась от мужа), но и принуждает жертву инцеста «принять с уважением» акт насилия над собой. Не говоря уже о том, что для самого насильника подобная интерпретация не даёт никакого шанса осознать свою ответственность за совершённое и отработать причины, которые привели к этому акту.

Я допускаю, что те психологи и педагоги, которые ссылаются на идеи Хеллингера и внедряют их в свою практику и учебные планы, не принимают всех положений «системно-семейной» терапии, но тогда это свидетельствует либо об их невежестве, либо о научной некомпетентности. Всё, что в расстановках «работает», не является специфическими особенностями расстановок, а вполне исчерпывается другими, вполне научными методиками. А то, что в них есть уникального, не является ни психологией конкретно, ни наукой вообще, и поэтому не работает и работать не может.

Тем не менее встречаются и те, кто «проходил» и кому «помогло». Почему же в их случае «сработало»?


Многим людям намного легче жить, считая, что они ни в чём не виноваты. Виновато «поле семьи» которое заставило, например, повторять судьбу изгнанного родственника. А чувство вины - одна из очень частых проблем, с которыми обращаются за помощью.
Так как в расстановках используются элементы из пунктов 2–4, существуют счастливчики, которым расстановки помогли и, возможно, даже сильно не навредили. Хотя вред в виде мифологизации сознания им однозначно причинён! Такой же вред причиняется и «заместителям». Говорить же о подтверждённой эффективности данного метода вообще не стоит, ибо нет ни одного исследования в этой области.

За ряд противоречивых высказываний и методов Хеллингера было исключили из Немецкой ассоциации системных расстановок его же бывшие последователи, но при этом продолжили заниматься расстановками, убрав имя Берта Хеллингера и спорные с точки зрения морали установки. Справедливости ради надо отметить, что нашлись и те специалисты, которые хоть и признают потенциал в этом эклектичном методе, но считают его небезопасным для пациентов.
К сожалению, в настоящее время расстановки получают всё более широкое распространение как услуга. Но самое ужасное - начинают занимать неприлично большое пространство в среде профессионалов, включаются в образовательные программы и практики, включаются в публикации, индексируемые РИНЦ.

Недавно я обнаружила расстановки в учебных программах некоторых государственных вузов, курсы по расстановкам, ведущиеся в АНО на базе государственных (sic!) психиатрических учреждений и позволяющие получить свидетельство государственного образца!
В своих попытках легитимации метода расстановок сторонники подхода не брезгуют и фальсификациями: так, статья о системной семейной психотерапии в русскоязычной «Википедии» написана явно адептами этой методики. Смелое утверждение о том, что «около 80 рандомизированных и контролируемых исследований смогли подтвердить, что системная и семейная терапия представляет собой эффективный и экономичный метод психотерапии, обладающий очень хорошим долгосрочным эффектом» ссылается на некоего Бернарда Шорна и его «труд» под названием «Научное исследование доказывает эффективность и долгосрочные успехи». Поиск в русскоязычном и англоязычном сегментах интернета не помог мне раскрыть таинственную личность этого человека. Ну и соответствующего труда я, естественно, тоже не нашла.

Ну и напоследок сообщаю вам, что всё большее распространение получают нынче расстановки для бизнес-систем, расстановки на курс валют и прочие экономические вопросы. Что лично у меня вызывает смешанные чувства: смешно, конечно, но… если люди бизнеса и банкиры начнут опираться в принятии решений на результаты оккультных практик, то что нас будет ждать в будущем?