Память, которой не будет конца! Есть память которой не будет конца.

Все дальше и дальше уходим от нас страшная военная пора. Но время не имеет власти над тем, что люди пережили в войну. Это было очень трудное время. Советские солдаты смело смотрели в глаза смертельной опасности. Их кровью добыта победа над сильным врагом. Нет границ величию их подвига во имя Родины, как нет границ величию трудового подвига советского народа.

«Все для фронта, все для победы!» - этот лозунг стал главным с первых дней
войны для людей, заменивших рабочих, ушедших на фронт. Женщины и подростки стали главной силой на трудовом фронте.

В нашей стране нет, наверное, семьи, которую обошла бы стороной эта страшная война. Вот и в моей семье были участники тех великих сражений. Это мои прабабушка и прадедушка.

Прабабушка, к счастью, еще была жива, я часто с ней общалась. Она рассказывала, как им с прадедушкой приходилось тяжело в годы войны. И этот рассказ запомнился мне на всю жизнь, потому что нельзя безучастно слушать, всё представляешь и переживаешь вместе с ней.

В апреле 1941 года мой прадед, Шепелев Иван Тихонович, был призван в ряды Советской Армии, 240 Мото-стрелковый полк. А 22 июня 1941 года фашистская Германия вероломно напала на нашу страну. Началась Великая Отечественная война.

Иван Тихонович рассказывал, как молодых, ещё необученных, солдат, которые не держали оружия в руках, отправляли на фронт защищать свою Родину. В начале Великой Отечественной войны его ранило осколком в шею, и его забрали в плен. Пленные испытывали на себе все ужасы по отношению к людям, жестокость в обращении, неимоверные страдания, нестерпимую боль…. Один раз в сутки давали холодную брюкву. Если утром возьмут поесть, то потом очередь подходит на следующий день вечером. Из 70 кг осталось чуть больше 30 кг. На его глазах в лагере смерти умирало по 700 человек в день. Мой прадед видел, как издевались над генералом Д.М. Карбышевым. На глазах у всех военнопленных пытали генерала, обливая его холодной водой на лютом морозе до тех пор, пока он не умер от обморожения. Шепелев Иван Тихонович чудом остался жив.

В 1945 г -долгожданная Победа… Еще год он прослужил на границе с Германией.
После войны проработал в вагонном депо, имеет много благодарностей и не раз был награждён Почётными грамотами, имеет награды за добросовестный труд.

Участник войны, инвалид 1 группы за храбрость, стойкость и мужество, проявленные в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками, награжден орденом Отечественной войны II степени.

А моя прабабушка, Шепелева (в девичестве Жукова) Екатерина Савельевна, ковала победу в тылу. Частенько вечерами мы слушали интересные истории о военной поре. Окончив пять классов, пошла работать, а перед войной 16-летняя крестьянка уже выработала более 500 трудодней. За добросовестный труд на земле прабабушку посылают на Всесоюзную Сельскохозяйственную Выставку в Москву. Отъезд был назначен на 22 июня 1941 года. А утром того дня по радио произнесли страшное слово: "Война"

Перед смертью она отдала мне несколько альбомных листочков, где говорилось о её жизни, и там, конечно же, есть фрагменты, которые затрагивают период войны.
Вот один фрагмент:

«В войну, как и многие, рыла окопы, работала. В 1943 году меня откомандировали на железную дорогу. После эвакуации прожить было трудно, а на транспорте выдавали продуктовые карточки. Я пошла на топленый склад. Наша задача была снабжать паровозы, выгружать вагоны, а после выгрузки очистить путь и сложить уголь в табеля. Работа была трудная, не женская, работали в 4 смены с 7 до 7. Лопаты из рук не выпускали, кроме маленькой передышки. И вот мужчины говорят: «Ты бы, Катя, сбегала, принесла холодной водички». Они меня считали самой ловкой и быстрой. Я взяла ведёрко и пошла к колодцу, который находился возле красного дома в п. Пролетарский (станция Готня). Не успела набрать воды, вдруг слышу: сирена - значит тревога, нужно спрятаться в убежище. Бегут люди со всех сторон, а военные, служба которых проходила в стройбате, бегут и кричат: «Девушка, быстрей в убежище». Смотрю: со стороны леса прямо на нас движется чёрная туча, мне казалось не очень высоко, прямо над головой. Самолёты летели медленно и такой гул - земля дрожит. Я присела над колодцем и начала считать, летели по три штуки, насчитала 500, а с последнего звена один разворачивается на железную дорогу и летит чёрная точка и разорвалась, тогда на моих глазах осколком убило солдата - красноармейца. Но, видно, не рассчитал, и бомба улетела в посёлок Раздолье, а там жил мой родной дедушка. Всё утихло, я сразу побежала посмотреть, не пострадал ли кто из родных. Прибежала, а дедушка говорит: «Нет, внучка, надо мной Бог смилостивился, а пойдём вот, посмотрим: сосед мой без огорода остался». Воронка в глубину и ширину с размер дома, а вокруг кучи земли. Я вернулась, набрала воды, иду, а меня уже ждут перепуганные люди, волнуются за меня и спрашивают: «Где ты была?» Я им отвечаю: «Как где!? Под колодцем самолёты считала».

И рассказала им всё подробно. А было это 2 августа 1943 года, а 5 августа освободили Белгород. По-видимому, они летели на Курскую дугу, а оттуда не возвращались».

И все-таки в Москве прабабушка побывала. К большому числу Почетных грамот прибавилась еще одна, а с ней и желанная поездка на Выставку. Об этой поездке прабабушка Катя рассказывала мечтательно, закрыв глаза:

Выставка, Кремль, Ленинские горы - это бесподобно! Это на всю жизнь! Я очень счастлива, что побывала в Москве.
Её золотые руки были похожи на цифру 3 - множество доказательств трудовых достижений. Огромное количество свидетельств имеет прабабушка: мастер «Золотые руки», лучшая доярки района, мастер животноводства, - а также другие памятные предметы: приглашение на съезд передовиков сельского хозяйства, удостоверения победителя Социалистического соревнования, медали: «За доблестный и самоотверженный труд в период Великой Отечественной войны» и юбилейная ленинская, орден Трудовой Славы…

Она в горах обычного песка будней всегда могла разглядеть золотинку и искренне радоваться ей.
И вот держу я в руках тяжёлые медали, удостоверения к ним, перелистываю пожелтевшие, потрёпанные листочки военного билета, смотрю на старые, черно-белые немногочисленные фотографии прадедушки и прабабушки и пытаюсь представить, сколько испытаний, тяжестей выпало на их долю, на долю всего советского народа.

О войне нужно помнить, чтобы на полях колосились янтарные хлебные колосья. О войне нужно помнить, чтобы в ярко-синем небе плыли белоснежные облака и светило ласковое солнце. О войне нужно помнить, чтобы над миром плыл колокольный звон, а не бил тревожный набат, и с иконы смотрело умиротворённое лицо Девы Марии с младенцем на руках- символ красоты, любви и мира. Об этом слова Юлии Друниной: «Самое страшное не забывается и сейчас, столько лет после войны выплывает и болит. Но мы не должны забывать, что такое война, чтобы быть чище, добрее, чтобы умели ценить мир».

Ковалёва Дарина,
ученица 7 «В» класса
МОУ «Пролетарская средняя
общеобразовательная школа №1»
Ракитянского района
Белгородской области,13 лет

“Есть память, которой не будет конца”

(театральные подмостки, посвященные 60-летию Победы в Великой Отечественной войне)

Цель: Формирование патриотических качеств у школьников.

Задачи: Воспитание патриотического сознания; развитие творческих способностей и чувства коллективизма.

Аннотация: Данное мероприятие разработано для учащихся 9–11 классов с приглашением ветеранов Великой Отечественной войны. Традиционно проводится накануне Дня Победы.

Заканчивается чаепитием и возложением цветов у городского мемориала Памяти.

Оформление:
Плакаты: “Есть память, которой не будет конца”, “Никто не забыт, и ничто не забыто!”
Музыкальное оформление: Д. Шостакович “Новороссийские куранты”, “Священная война”, “День Победы”.
Ход мероприятия

Звучит музыка Д. Шостаковича “Новороссийские куранты”

Вед.1: Мы здесь с тобой не потому, что дата
Как злой осколок, память жжет в груди.
К могиле неизвестного солдата
Ты в праздники и в будни приходи. Помните!
Он защитил тебя на поле боя,
Упал, ни шагу не ступив назад.
И имя есть у этого героя -
Великой Армии простой солдат.

Вед.2: Каждый год наш народ кланяется великим тем годам, хотя прошло уже 60 лет, потому что время не властно предать их забвению. “Есть память, которой не будет конца”, вот почему мы сегодня собрались в этом зале, накануне Дня Победы.

Вед.1: Бывают события, которые по прошествии десятилетий стираются из памяти людей и становятся достоянием архивов. Но есть события, значение которых не только не уменьшается со временем, а, напротив, с каждым годом приобретают особую значимость, становятся бессмертными.

Звучит песня “Священная война”.

Вед.2: 22 июня 1941 года на нашу страну обрушился удар невиданной в истории армии вторжения: 190 дивизий, свыше 4 000 танков, более 47 000 орудий и минометов, около 5 000 самолетов, до 200 кораблей.

Вед.1: Все от мала до велика встали на защиту нашей Родины: добровольцы уходили на фронт, вчерашние школьники становились солдатами.

Вед.2: Шаг за шагом вспоминаем, день за днем,
Взрыв за взрывом, смерть за смертью, боль за болью,
Год за годом, опаленные огнем,
Год за годом, истекающие кровью.
Мы не просто вспоминаем день войны,
Не для слез и мемуаров вспоминаем.
Люди мира вспоминать о нем должны.
Мы об этом всей Земле напоминаем!

Вед.1: Ужасы войны невозможно было бы пережить без веры в победу, надежды и любви… Любовь согревала сердца фронтовиков, заставляла их яростнее сражаться и защищать Родину.

Вручение цветов ветеранам.

Вед.1: А тогда, в военные годы, это были веселые, молодые, озорные ребята, совсем не похожие на героев… Но это были герои: они приняли на свои плечи все тяготы военного времени. Они плечом к плечу стояли насмерть!

Вед.2: Эти бессмертные подвиги героев описаны художниками, поэтами, писателями. Их имена на веки вошли в историю мировой культуры и литературы.

Вед.1: Сегодня, на театральных подмостках, мы предлагаем вам посмотреть отрывки из произведений, посвященных героям Великой Отечественной войны.

Отрывок из произведения Александра Корнейчука “Фронт” в исполнении учащихся 9 класса.

Вед.2: Нет, это не заслуга, а удача -
Быть девушке солдатом на войне.
Нет, не заслугой в тот зловещий год,
А высшим счастьем девушки считали
Возможность умереть за свой народ!

Отрывок из произведения Бориса Васильева “А зори здесь тихие” в исполнении учащихся 10 класса.

Вед.1: Кто там улицей крадется,
Кто в такую ночь не спит?
На ветру листовка вьется.
Биржа черная горит.
Это было в Краснодоне,
В грозном зареве войны,
Комсомольское подполье
Поднялось за честь страны!

Отрывок из произведения Александра Фадеева “Молодая гвардия” в исполнении учащихся 11 класса.

Вед.2: Горнили “К бою!” трубы полковые,
Военный гром катился над страной.
Вставали в строй мальчишки боевые –
На левый фланг, в солдатский строй!

Отрывок из произведения Валентина Катаева “Сын полка” в исполнении учащихся 8–9 классов.

Вед.1: Для многих солдат будущее не наступило. Они отдали свои жизни за то, чтобы это будущее наступило для нас!

Вед.2: Потухшими листьями ветер играет,
Дождем проливным венки заливает,
Но словно огонь у подножья - гвоздика!
Никто не забыт, и ничто - не забыто!

Минута молчания.

Вед.1: Помните!
Через века, через года, -
Помните!
О тех, кто уже не придет никогда, -
Помните!

Вед.2: Не плачьте!
В горле сдержите стоны, горькие стоны.
Памяти павших будьте достойны!

Звучит песня “День Победы” в исполнении участников мероприятия.

По окончании - чаепитие с ветеранами. Возложение цветов к мемориалу Памяти в городском парке.

Я решила принять участие в конкурсе «Спасибо деду за победу!», так как людей, которые не считают СССР главной страной, разгромившей фашистскую Германию. Советское государство спасло многие народы от полного истребления.

Хорошо, что объявили такой конкурс, одно дело учить по учебнику, а другое - узнать, что в этих страшных событиях принимали участие родные тебе люди.

Время летит так быстро, что те, кто воевал, для нашего поколения считаются прадедушками, а у некоторых уже и прапрадедушками. И нам, их потомкам, надо как можно полнее раскрыть их подвиг, увековечить события, из которых и складывалась Великая Отечественная война. Наш народ заплатил слишком великую цену за эту Победу.

В 60 - е годы про потери в этой войне говорили около 20 миллионов. Потом стали утверждать, что 20, позже, более 20 и в настоящее время называют цифру 27 миллионов, а за каждой цифрой конкретный человек.

Страшно представить себе, что кто - то не дождался сына, отца, брата или сестру. Написала и подумала, а каково было моей прабабушке, получить похоронку, а у нее на руках осталось трое маленьких детей.

Жили мои родственники в Кировской области. Мой прадед Григорий Макарович Дудин родился в 1907 году в крестьянской семье. Окончил три класса начальной школы. Учеба давалась легко, но учиться дальше не было возможности. О том, что он был очень способный, говорит тот факт, что Григорий, имея такое образование, занимал должность кладовщика, а перед войной его назначили бригадиром.

К этому времени он уже был женат. Его красавицу жену звали Федора. Жили очень дружно. Григорий был еще и отличным сапожником. Перед войной сшил для дочери такие крохотные туфельки, что все изумлялись. Они прошли проверку временем, в них ходила и моя мама. Но, недолго длилось это счастье, так как грянула война, которая изменила жизнь всех советских людей.

О ее начале узнали только к вечеру 22 июня 1941 года. Эшелоны с мобилизованными уходили по железной дороге один за другим. Федора хваталась за мужа, как будто предчувствовала, что видит его в последний раз. А сын Иван, как вцепился в отца еще дома, так и не отпускал ни на минуту. Григорий с тоской оглядывал все вокруг на перроне, еще не понимая до конца, что помчит его поезд навстречу страшной судьбе.

Гудок паровоза оповестил, что состав отправляется. Что тут началось! Мужчины, скрывая слезы, с силой отрывали от себя обезумевших жен, пришлось сделать это и Григорию. Поцеловал последний раз сына в теплую макушку, он толкнул его в сторону матери. Потом бегом вместе со всеми догонял свой вагон и оттуда наблюдал, как вдали расплывались родные лица, пока не исчезли совсем.

Немцы наступали по трем направлениям – Север, Центр и Юг. Войска под командованием фон Бока наступали на Москву. На южном направлении основной удар на Киев, Сталинград, Закавказье богатое нефтью. Ленинград должны были стереть с лица земли войска генерала фон Лееба.

Среди защитников северной столицы был и Григорий Дудин. Он попал на Западный фронт. Немцы, когда не получилось с ходу взять город, решили задушить его костлявой рукой голода. Горожане и войска были лишены запасов продовольствия после взрывов на Бадаевских складах. Они прозвучали в начале первых атак фашистов на Ленинград.

Пайки хлеба были урезаны до минимума. На работающего, давали 250 граммов хлеба, а на иждивенца 125, солдаты получали по 500 граммов.

Непрерывные бомбежки с воздуха выматывали защитников города. В один из таких налетов Григорий был ранен. В больницах не хватало перевязочного материала, медикаментов. Кормили, как всех жителей города. Он рвался на фронт, который был совсем рядом.

Солдат не унывал, так как по натуре был веселый находчивый. В кармане его гимнастерки лежали письма, полученные из дома. Федора писала, что все у них в порядке. Живут хорошо, не голодают.

Григорий уже насмотрелся на смерть. Она была кругом. Умирали не только от бомбежек, но и от голода и холода. В письмах - треугольничках из дома, он умел читать между строк. Понимал, как им тяжело, но согревало то, что они живы и это самое главное.

В тылу действительно было тяжело. Женщины выполняли свою работу, а также ту, которая раньше была обязанностью мужчин. Надо было ещё и платить налоги, а чем?

Однажды уполномоченные довели Федору до такого состояния, пугая расстрелом, что она вскочила и закричала: «К какой стенке становиться, ну?» Те, махнули рукой и ушли.

Дети все время просили есть, как им объяснить, что еды нет. Эти умоляющие, голодные глаза прабабушка помнила до конца своих дней. Моя мама рассказывала, что в мирное время, когда они были чем - то не довольны, бабушка все время повторяла: «Господи, лишь бы не было войны и голода».

Хотя Григорий уже имел ранение, но в бою не осторожничал и получил второе. Ему раздробило фаланги пальцев правой руки. Письмо домой писал его друг по палате.

Федора упала в обморок, увидев незнакомый почерк. Когда ее привели в сознание, все уже знали содержание письма. Она долго не могла понять, почему ее Григорий не мог сам написать письмо. Получила она долгожданную весточку еще один раз. Теперь она не удивилась, увидев каракули, подумала, что писал опять какой - то сосед. Оказалось, что писал Григорий, но левой рукой. Он научился это делать, так как не хотел никого пускать в свою счастливую семейную жизнь.

Теперь становится понятным, почему моя прабабушка, до конца своей жизни осталась солдатской вдовой. Она все время ждала, что откроется дверь и войдет ее веселый, озорной Григорий. У мертвых одно преимущество, они не стареют.

В последнем письме он писал, что, скорее всего не выживет и его ожидает смерть. Так оно и случилось. Вскоре пришло извещение, что он умер в госпитале. Все, некого было моей бабушке называть папой, а моя мама никогда не знала своего дедушки. Будь проклята война, которая лишает родных людей и приносит столько горя и страданий.

Долгое время семья не знала, где похоронен мой прадед, но стараниями моей тети не только узнали, но и посетили мемориал на Пискаревском кладбище, где похоронены останки прадеда Григория Макаровича Дудина.

Иван привез свою мать к братской могиле, где покоился ее ненаглядный Григорий. Верная жена опустилась на колени, поздоровалась со своим мужем, высыпала горсть родной земли и начала отчет о своей жизни. Плакали не только сын и внучка, но и все, кто в тот момент находился рядом. А народу там, всегда очень много.

Хочу сказать огромное спасибо тем, кто организовал этот конкурс. Он заставил мою семью связаться со всеми родственниками, поднять все документы, которые касались моего прадеда.

Не нашли последних писем -треугольников. Их свято хранила моя прабабушка, а потом и бабушка. Жизнь разбросала всех по городам и весям нашей огромной страны. Знаем точно, что они есть, но чтобы найти их, нужно время. Мы обязательно найдем, потому что это память, а давно известно, что без памяти нет прошлого, а значит, нет и будущего. Такого допустить нельзя!

Пятого февраля Курджипская сельская библиотека совместно с ДК провела урок мужества, посвященный 75-летию освобождения Адыгеи от немецко-фашистских захватчиков.

В мероприятиях, посвящённых юбилейной дате, приняли участие ученики МБУ СОШ№6.

Библиотекарем Балакиревой Галиной Викторовной была рассказана история сражения за Кавказ и подготовлено стихотворение. Стихотворение прочла учащаяся 10 класса Асютина Виктория.

По словам председателя Совета ветеранов РА Аслана Куадже специально к юбилейной дате в свет выйдет книга « Народный подвиг в битве за Кавказ » . Этот труд включает в себя исследования учёными всех событий, связанных с освобождением Адыгеи. В книге описаны и документально подтверждены страницы военных лет. Как уточнил А. Куадже, не подвергается сомнению тот факт, что оккупация Адыгеи длилась с августа 1942 г. по февраль 1943 г. 18 февраля 1943 г. фашистов изгнали из последних оккупированных населённых пунктов Адыгеи.

Трудно приходилось нашим бойцам. Бои шли за боями. Горела земля, дымились камни, били в упор стволы орудий, сцепив танки. И был приказ: драться до последнего патрона. И они дрались и умирали. Но были моменты, когда всё стихало. И тогда боец доставал листок и писал… Писал о том, что было на сердце.

Ушли сурово без оглядки,

Шагая твёрдо по-солдатски,

От школьной двери, прямо в бой.

Они ушли туда, где выстрелы,

Где взрывы бомб и мин зловещий вой.

Ушли вперёд, чтоб выстоять,

Чтоб выдержать,

Пусть даже самой страшною ценой.

Клубились яростно метели

По кубанской земле.

Дымились потные шинели,

И шли солдаты по золе.

И танк в сугробе, как в болоте,

И бьют снаряды по броне.

Снежинки таяли в полёте,

Как ветки с листьями в огне.

И падал в битве человек,

В горячий снег, в кровавый снег,

И удержать их не пытались,

В сердца стучала им война.

Сюда, где их следы остались,

Вернулись только имена.


Открытый классный час

«Память, которой не будет конца».

6 и 10 кл. Кл. рук.: Мамедова З.Г.

Цель:


  • создать условия для формирования у учащихся гордости за историческое прошлое своей Родины, ратный подвиг ветеранов ВОВ;

  • воспитание уважения к старшему поколению, любви к Родине, стремления быть похожими на ветеранов.

  • формировать чувства гражданственности и патриотизма;

Учитель: В начале нашего классного часа я хочу вам задать два вопроса, ответ на которые вы мне дадите в конце нашего мероприятия.

Кто такой герой?

Всякий ли человек может быть героем?

Вед : 22 июня и 9 мая – эти даты глубоко врезались в память людей, навечно вошли в историю нашей страны. Но разве можно забыть о тысячах героев, ценою жизни которых завоевано право на мир? Героические дела тех, кто грудью отстоял независимость нашей Родины, навсегда в сердцах всех поколений. Сколько бы лет ни прошло с тех страшных событий. За мужество и героизм свыше 7 млн. воинов награждены орденами и медалями, а за особо выдающиеся подвиги 11 600 человек удостоены звания Героя Советского Союза.

1-й Ученик:

Берегите Россию -

Нет России другой.

Берегите ее тишину и покой,

Это небо и солнце,

Это хлеб на столе

И родное оконце

В позабытом селе...

2-й Ученик:

Берегите Россию -

Без нее нам не жить.

Берегите ее.

Чтобы вечно ей быть

Нашей правдой и силой,

Всею нашей судьбой.

Берегите Россию -

Нет России другой!

Вед:

Наш народ разгромил фашизм и спас от него народы всего мира. Победа при­шла весной 9 мая 1945 года. Шестьдесят пять лет назад, 24 июня 1945 года, в Москве на Красной площади состоялся Парад Победы. Наши солдаты и офицеры бросили к подножию Мавзолея знамена разгромленных немецких армий.

1-я Ученица.


У нашей великой державы

От счастья сияли глаза.

И радости слез не сдержали

В тот день над Москвой небеса.

И шли за колонной колонна,

Победу всем людям неся.

И падали вражьи знамена,

Уже никому не грозя.

В открытую плакали люди,

Но были те слезы светлы.

И, как о свершившемся чуде.

Шептались заморцы-послы.

Рубиново звезды пылали

Над красной Кремлевской стеной.

Да, эта Победа - мы знали,

Какою досталась ценой!

Вед:

Закончилась война. Солдаты вернулись домой и занялись мирным трудом. Но память и незаживающие раны порой воз­вращают их к дням той страшной войны. Снят­ся им грохот орудий, лица друзей-однополчан, могилы которых разбросаны по всей нашей земле.

2-я Ученица.


Неверно, что от той войны

Остались лишь могильные холмы.

Она жива,

Пока живые мы.

Мне сегодня приснились солдаты,

Поле в рытвинах,

Пули шальные,

И тяжелая близость утраты,

И пробитые каски стальные...

Учитель.

Бывших фронтовиков к сожалению становится с каждым днём всё меньше и меньше, но мы не забываем о тех кто живёт ещё рядом с нами и свято чтим память тех кого уже нет. Это скромные люди, которые не думали на войне о том, что совершают подвиг. Они честно выпол­нили свой долг, долг солдата, долг сына своей Родины.

Наш рассказ о человеке чья, жизнь в годы войны стала сплавом мужества, стойкости и самоотверженности. Один из них - бывший учитель истории Костинской школы, более 20-ти лет проработавший директором этой же школы, ветеран Великой Отечественной войны Мерхайдаров Якуб Юсупович.

23 марта 1922 года в крестьянской семье Мерхайдаровых Юсупа и Зухры родился второй сын – Якуб в деревне Хасьяново Пугачевского уезда Самарской губернии. Как и все деревенские мальчишки, Якуб рано познал крестьянский труд: пахал, боронил, косил сено, убирал урожай, ухаживал за скотиной. А как только подрос, стал работать с 1937 года в качестве учетчика тракторной бригады.

Но у него была мечта – стать учителем и ни кем-нибудь еще. Поэтому с февраля 1940 года начал работать учителем в Хасьяновской начальной школе. Но все его планы отбросила война, в июле 1941 года он уходит на фронт. Ему пришлось в жизни видеть многое и всякое. Не думал Якуб Юсупович, что, как хороший врач, безошибочно сможет определить: если болит в одном месте – это дает знать харьковская рана, если в другом – он вспоминает Моздок. Но всякий раз, возвращаясь из госпиталя в свою часть, он знал, что должен вернуться домой. Ведь он обязательно будет учителем. И мстил врагу Мерхайдаров за поруганную юность, за сломанную мечту, за то, что пустует теперь его место в педучилище. И потому, что всем сердцем Якуб Юсупович ненавидел врага, он победил. Он – советский солдат. В сентябре 1944 года в результате ранений был демобилизован. И он вернулся к своей мечте.

Все позади. Война. Областная годичная партшкола. До сентября 1947 года работал партийным работником – инструктором Большечерниговского и Ставропольского райкомов партии. Но его тянуло в школу. Он знал, что только там, среди детей, его место. Это его мечта и он шел к ней упорно через трудности, болезни, напряженную заочную учебу в Камышлинском педагогическом училище Куйбышевской области, в Куйбышевском государственном педагогическом институте имени В.В.Куйбышева.

И никакая романтика ему не виделась и не влекла. Он хотел работать там, где сам учился, рос.

С сентября 1947 года начал работать педагогом в Большечерниговском районе.

1 сентября 1955 года порог Костинской школы переступил учитель истории – Мерхайдаров Якуб Юсупович, где он проработал директором школы более 20 лет.

В 1971 году в мае месяце сгорела учительская хибара. В течение летних каникул построили новую школу, а 1 октября переступили ее порог первые ученики. Школа была красивая, типовая, восьмилетняя. В ней обучались 154 ученика из нескольких поселков: Хасьяново, Костино, Фитали, Исток.

Я.Ю. Мерхайдаров вел большую общественную работу: был депутатом Алексеевского райсовета, неоднократно избирался депутатом Краснооктябрьского сельского Совета, работал секретарем партийной организации отделения совхоза, пропагандистом.

Всюду, куда направляла его партия, Якуб Юсупович отличался принципиальностью, пользовался заслуженным уважением, отдавая все свои знания, энергию и силы порученному делу. Коммунистическая партия и Советское государство высоко оценили его ратный и мирный труд, наградив орденом Красной Звезды, медалями «За победу над Германией» и «30 лет победы над фашистской Германией», значком «Отличник народного просвещения РСФСР».

4-я Ученица.

От первых боев до победной весны

Полземли прошагал с автоматом.

И на редких привалах

Военных дорог,

В черном зареве

Огненных смерчей,

Он мечтал...

Чтобы школьный звонок

Заглушил перекличку смерти.

Он мечтал,

Чтобы в мирные детские сны

Не врывались орудий раскаты.

Он учителем стал накануне войны,

А к ребятам пришел в сорок пятом.

Учитель.

За свою трудовую деятельность Якуб Юсупович сделал более 20 выпусков. Многие его ученики избрали труд учителя. Одни его выпускники возделывают хлеб, другие строят дома, охраняют наш покой, вспоминая с благодарностью своего учителя, давшего путевку в жизнь.

Вед:

Не было в нашей стране семьи, которая не понесла бы в этой войне тяжелой утраты. Долг живых - не забывать о той страшной войне, о тех, кто спас Родину. Мы у них в вечном долгу. Память о минувшей войне будет переходить от отцов к сыновьям, от сыновей к внукам. Иначе нельзя.

Учитель : А сейчас, ребята, поговорим о ваших родных, которые воевали, были участниками Великой Отечественной войны.

Выступление учащихся.

Вед: В День Победы мы приходим к могилам павших воинов, к обелискам и замираем в молчании. Высоким чувствам не нужны гром­кие слова. Трепетные минуты молчания - как бы наша клятва, павшим в Великой Отечествен­ной войне, хранить и нести сквозь годы благо­дарную память о них.

3-й Ученик.

Пусть же проходят

За годами годы,

Ветеранов не забудет страна.

Свято и ревностно

Память народа

Ваши хранит имена.

Бились отважно

И стойко с врагами

Вы за Отчизну свою.

Вечная слава

И вечная память

И павшим в жестоком бою!

Вед: В память о тех, кто своей жизнью защитил наши жизни, объявляется Минута молчания.

МИНУТА МОЛЧАНИЯ.

Учитель: Низкий поклон поколению Великой Отечественной войны, которое в стремительной схватке с врагом отстояло независимость нашей великой Родины, которое честно трудилось на благо своей страны в мирное время.

О войне говорить тяжело, но мы не имеем права забывать о ней. О тех кто не вернулся, и о тех кто вернулся с искалеченной душой. Но несмотря на все жизнь продолжается, продолжается своими контрастами: черное – белое, темное – светлое. И мы надеемся и желаем Вам, чтобы темные и черные дни никогда не вернулись, чтобы для жен и матерей не повторились, а остались в прошлом те мучительные дни и ночи ожидания тревог.