Палаццо медичи риккарди во флоренции. Палаццо Медичи-Риккарди во Флоренции – его знаменитые владельцы и удивительные экспонаты

Palazzo Medici Riccardi 43°46′31,10″ с. ш. 11°15′19,10″ в. д. H G Я O L

Палаццо Медичи-Риккарди (итал. Palazzo Medici Riccardi ) - дворец семьи Медичи в центре Флоренции , Италия , находящийся на улице Кавура неподалёку от базилики Сан-Лоренцо и собора Санта-Мария-дель-Фьоре . Первое светское здание раннего Ренессанса в городе, оно было построено любимцем Козимо Медичи, архитектором Микелоццо . В настоящее время во дворце размещена Риккардианская библиотека .

Этажи здания, выполненные разной кладкой, делят фасад палаццо на три яруса. Грубый руст нижнего этажа постепенно сменяется более гладкими плитами второго и отлично подогнанными плитами третьего этажа. Впервые с античных времён по верху здания пущен карниз с консолями, выступающий далеко вперёд. В 1517 году открытая лоджия на юго-восточной стороне была заделана кирпичом, а в замурованных арках были прорезаны окна с тимпанами , создание которых приписывают Микеланджело .

Первый этаж выполнен из необработанного и неполированного камня и, напоминая крепостную кладку, должен символизировать стабильность. Здесь находились конюшни, кухня и жильё для обслуживающего персонала. Внешне второй этаж, выполненный из полированного камня, отделён от первого зубчатым фризом и карнизом и украшен гербом Медичи.

Сад Палаццо Медичи-Риккарди

На втором этаже, носившем название «piano nobile» , находились жилые покои хозяев и представительские помещения. В отштукатуренных залах находились спальни и кладовые. Помещения, которые находятся вокруг квадратного внутреннего дворика палаццо, имеют небольшой размер. Внутренний дворик, где растут лимонные деревья и установлены скульптурные изваяния, также повторяет основную идею прямоугольника с делением на три яруса. С этого времени внутренние дворики стали обязательно присутствовать во всех аристократических дворцах.

Козимо Медичи Старший поручил строительство палаццо в 1444 году архитектору Микелоццо. Дворец должен был подчеркнуть новое положение Козимо Старшего в системе власти после его возвращения из изгнания в 1434 году. Цель была достигнута необычным методом: впервые в отделке жилого дома был применён плитняк с рустом, что до этого было привилегией одних только общественных зданий. По замыслу заказчика палаццо не должен отличаться излишней роскошью, чтобы не вызывать зависть у других патрицианских семей. Козимо Медичи в это время был самым влиятельным из 80 флорентийских банкиров. Во дворце предполагалось разместить как жилые помещения, так и штаб-квартиру банка Медичи. Микелоццо работал над палаццо в течение 20 лет.

Оригинал взят у galya1963 в Дворец Медичи - Риккарди. Флоренция

Недавно я побывала во Дворце Медичи-Риккарди.
Он находится на улице Кавур (раньше эта улица называлась виа Ларга - "Широкая улица").

Текст, выделенный курсивом, я взяла из "Прогулок по Италии" Генри Мортона.

Массивные дворцы банкиров, особенно с наступлением темноты, выглядят очень внушительно. Ночью они словно бы придвигаются друг к другу, шепчутся, наверное, о коро-левском банкротстве. Как и у всех зданий, имеющих дело с деньгами, вид у них настороженный.

Дворец Медичи поро-дил итальянские палаццо. Это был первый дворец, построен-ный в ренессансном стиле. Мода на этот стиль распростра-нились по всем большим и малым городам Италии, после чего перешагнула через Альпы и ворвалась в города Европы. Грубо обработанные камни или так называемые рустики нижнего этажа, напоминающие крепостные стены этрусских городов, сделались непременным элементом архитектурного решения богатых особняков, правительственных учреждений и клубов во всем мире. Дворец Медичи до сих пор очень привлекате-лен, хотя площадь его выросла по сравнению с той, что была при жизни правителей.

28 марта 1659 года маркиз Габриелло Риккарди подписал контракт на приобретение Дворца Медичи, став владельцем Палаццо и еще трех близлежащих строений, принадлежащих Медичи.
Маркиз Риккарди сразу приступил к перестройке Дворца и его расширению.
Он придерживался двух основных принципов: внешний вид здания должен быть сохранён в стиле ренессанса, а внутренне убранство пересматривалось в стиле барокко, вошедшего тогда в моду.
В 1814 году Риккарди продают дворец семье Великого Герцога Тосканского Лорена.
В 1874 году здание приобрела Провинция Флоренции и открыла здесь Префектуру города.

Козимо Старший построил это массивное здание в 1440 году, и несколько сотен лет там жили все старшие Медичи, пока во время правления Пьеро Неудачника их не выгнали оттуда, а все сокровища, которые можно было унести, разграбила толпа. Проект Брунеллески старый банкир отверг: он посчитал, что здание слишком нарядно, а потому будет вызывать зависть. Говорят, Брунеллески обиделся, а может быть, и рассердился и разбил свою модель на мелкие кусочки, а вот Микелоццо, любимец Козимо, представил проект, который банкиру понравился. Так на углу одной из самых оживленных улиц — виа Кавур — появился первый ренессансный особняк. На это здание равнялись другие архитекторы: если бы они построили для другого банкира дворец, превосходящий роскошью дом Козимо, тут же сказали бы, что этот банкир слишком зазнался.

Не существует точного объяснения значения герба Медичи. Одна из версий ссылается на рукопись Козимо Барончелли XV-XVI веков, хранящуюся именно в библиотеке дворца Медичи. Легенда рассказывает, что семейство Медичи связано с Карлом Великим. Некий Аверардо де Медичи, командующий армией Карла Великого, изгнал лангобардов из Тосканы и вместе с ними гиганта Муджелло. В рукопашном бою с чудовищным гигантом, Аверардо защищался щитом. Муджелло наносил по щиту удары своей палицей, с прикрепленными к ней железными шарами. Таким образом следы от этих шаров на щите и стали гербом знаменитой семьи. А область, где впоследствии Медичи имели свои первые земляные угодья, носит название Муджелло.

Сей-час дворец занимает префектура, но посетители могут осмот-реть двор. Затем их проводят наверх и показывают крошеч-ную семейную часовню с жизнерадостными фресками Беноц-цо Гоццоли.
Двор очарователен. Тот, кто проходил под его арками во времена Лоренцо, мог увидеть над атриумом сразу двух «Да-видов»: один работы Донателло, а другой — Верроккьо.

После давящей мощи фасада, попадая во внутренний дворик, ощущаешь небывалую легкость, которую строению придают три ордера, как бы летящие ввысь.

Внутренний дворик, называется также "Дворик с колоннами" или "Дворик Микелоццо".
Гармония архитектурного решения двора создает эффект симметрии, которой здесь нет.
Первый ордер - крытая арочная галерея с колоннами, украшенными коринфскими капителями, фризом с медальонами, гербами Медичи и мифологическими сценами (Бертольдо ди Джованни), с фестонами, украшенными монохромными граффито (Мазо ди Бартоломео 1452).
По второму ордеру расположены окна, разделенные колонной, повторяющие окна внешнего фасада здания.
Третий ордер - арочная галерея с ионическими колоннами, в настоящий момент застекленная.

На южной стене внутреннего дворика, на монументальном каменном картуше, надпись 1715 года. Надпись прославляет историю Дворца, величие Медичи и не оставляет без внимания маркизов Риккарди с их грандиозным вкладом в обновление здания.
На стенах расположены также экспонаты из археологической коллекции Риккарди: бюсты, головы, фрагменты рельефов и римских саркофагов.

Под сводами первого ордера находится скульптура "Орфей, усмиряющий пением Цербера" (Баччо Бандинелли, 1515г). Статуя возвышается на изысканном постаменте с эмблемами и гербами Медичи (Бенедетто да Ровенццано).

Сад здесь регулярный: клумбы геометрической формы, дорожки с мозаичным рисунком, а в старину здесь были подстрижен-ные кусты и деревья — в форме собак, оленей и слонов. В цент-ре стояла «Юдифь» Донателло. Сейчас она находится на сту-пенях палаццо Веккьо.

Теперь здесь кадки с цитрусовыми и...мы.

Капеллу Волхвов мы оставили напоследок.

"Мы не торопились приступить к тому, что интересовало нас больше всего. Нет, мы совсем не торопились! Мы чувствовали себя гурманами. Мы не накидывались на яства. Мы вдыхали ароматы, мы закатывали глаза и чмокали, мы потирали руки, ходя вокруг, мы предвкушали…" *

Сначала мы осмотрели выставку ювелира Iznav Oruam. Она находилась в галерее, примыкающей к саду.

Потом перешли к выставке предметов искусства из частных коллекций. Она называлась "Le stanze dei tesori".
Фотографии у меня не все получились, но там была и мебель, и доспехи, и изделия из глины, и картины Фаттори, Де Кирико.

Артуро Мартини "Жена моряка" 1930.

Аньоло ди Козимо (прозвище - Брoнзино) Портрет Лауры Баттиферри 1555-1560гг.

Только потом поднялись на второй этаж и полюбовались внутренним убранством.

Если вы пойдете во дворец, надеясь увидеть там личные вещи Медичи, то будете разочарованы: даже следы, остав-ленные на мраморных ступенях, не имеют отношения не только к старшим, но и к младшим Медичи, так как весь дворец был перестроен, когда в XVII веке здание купила маркиза Рик-карди. Все итальянские дворцы рассчитаны на большую се-мью, но здания не кажутся такими уж и огромными, когда вспомнишь, что селились в них шесть-семь сыновей с жена-ми, детьми и слугами.

Зал Карла VIII.
В 1494 году Италия была оккупирована войсками короля Карла VIII. Флоренция, ведомая Пьеро ди Джино Каппони, упорно сопротивлялась французам. Под угрозой французской атаки, на запросы о выкупе Каппони ответил: "Если вы будете трубить в трубы, мы будем звонить в колокола". Это произошло именно в этом зале, а фраза вошла в историю.

Помещения второго, парадного, этажа отличаются богатым убранством: стены облицованы мрамором, позолоченные потолки отделаны лепными украшениями, полы покрыты мраморной плиткой, окна и двери имеют рельефные обрамления, мебель и двери инкрустированы мозаикой из дерева разных тонов.

В старости Козимо горевал оттого, что семья у него маленькая. Сын и внук умерли; в доме остался больной наследник, Пьеро Подагрик, да двое внуков. Слы-шали, как он как-то вздохнул, пока несли его в кресле, разби-того подагрой, через дворец: «Слишком большой дом для такой маленькой семьи!»

Галерея Джордано или Галерея Зеркал, она также находится на первом этаже.
Помещение украшено сводом с фресками, выполненными Лукой Джордано между 1682 и 1685 годами.
Фрески неаполитанскому художнику заказал внук маркиза Габриелло Риккарди - Франческо. Фрески изображают аллегорические фигуры.

В центральной части свода - главная композиция "Триумф Медичи на облаках Олимпа".

Здесь лучше видно.
Юпитер на вершине облачного Олимпа, а вокруг него располагаются персонажи, в которых можно узнать членов семьи Медичи.
Центральный персонаж со львом у своих ног - это Великий Тосканский Герцог Козимо III де Медичи.
По сторонам от него распологаются его сыновья: Джан Гастоне (слева) и Фердинандо де Медичи (справа), оба верхом на белых конях.
Ниже, в красных одеждах - Франческо Мария де Медичи - брат Козимо III.
Выше, по обеим сторонам от бога, можно видеть двух персонажей, над головами которых горят звезды.
Эти звезды символизируют спутники Юпитера, открытые Галлелео Галлелеем, которые он посвятил семье Медичи. Он так и называл их Медичийскими звездами (Stellae Medicae лат.)

Не дойдя до Капеллы волхвов, мы встретили еще одно приятное видение: "Мадонна с Младенцем" Филиппо Липпи.(1460-1469)

Сам фра Филиппо был неоднозначным персонажем.
Он родился во Флоренции ок. 1406.
В 1421 принял монашеский сан и жил в кармелитском монастыре во Флоренции до 1431.
В 1442 Филиппо стал священником в Сан Кирико близ Флоренции.
В 1455 Филиппо Липпи был осужден за подлог и оставил свое место в Сан Кирико.
Назначенный в 1456 капелланом в женский монастырь в Прато, он бежал с одной из монахинь, Лукрецией Бути, которая родила ему двоих детей: Филиппино в 1457 и Александру в 1465. Позже, после получения особого разрешения папы, Филиппо и Лукреция обвенчались. Несмотря на скандальное поведение, Филиппо пользовался покровительством семейства Медичи и получал от них заказы на протяжении всей своей творческой жизни.
Филиппо Липпи умер в Сполето в 1469.

На обратной стороне набросок мужской головы, предположительно это голова Джероломо (фото у меня не получилось).
Невозможно остаться равнодушным перед этим воплощением материнской нежности и светлого тепла.

Наконец, затаив дыхание, мы зашли в капеллу Волхвов. Это маленькое помещение, состоящие из двух комнат. Было ощущение, что мы оказались в сказочной шкатулке. Процессия волхвов двигалась неспешно: некоторые юноши и старики смотрели на нас со стен, а другие занимались своими делами и не обращали на нас внимания. Только негромкое постукивание копыт впускалось в тишину этой камерной часовни. Чувствовался запах лавра и белого шиповника.
Находясь там, выпадаешь на некоторое время из действительности. Лица - такие далекие и, в то же время, такие близкие; их и сегодня можно увидеть на флорентийских улицах. Только одежда другая. Хочется рассмотреть все, запечатлеть в памяти каждую деталь.

Часовня осталась такой, какой знали ее Медичи. Я при-сел на сиденье на клиросе, любуясь фреской Гоццоли «Три короля на пути в Вифлеем». Репродукцию этой фрески вы увидите едва ли не в каждой книге, посвященной итальян-ской живописи. Такой же варвар, как тот, кто проделал дверь в леонардовской «Тайной вечере», прорезал и в этой фреске окно и дверь.

Каждый из трех королей имеет свой собственный кортеж. Эти отряды построены по схеме, применяемой во Флоренции во время игрищ и рыцарских состязаний.
Вся процессия волхвов разделена на три отряда, каждая из которых имеет свой доминирующий цвет в одежде: белый для Каспара, зеленый для Бальтазара и красный для Мельхиора.
Согласно рыцарскому кодексу, каждый отряд насчитывает 12 человек.
Мессер - синьор на лошади (в этом случае - король).
Три конных пажа едут впереди, в их обязанность входит: объявить о прибытии синьора.
Два рыцаря: один с мечом (символ власти lo spartharius), а второй несет дары мессера.
Шесть пеших пажей с легким вооружением (луки, арбалеты, копья), они шагают парами и конвоируют мессера.

На алтаре с 1929 года, находится "Поклонение младенцу" работы одного из учеников Филиппо Липпи. Это копия с работы самого Липпи, которая сейчас находится в картинной галерее Берлин-Далем.

Думаю, что это самая красивая процессия на фоне италь-янского пейзажа. Три короля направляются в тосканский Вифлеем. Вот они вышли из ворот светлых городов и, спус-тившись с горной вершины по дороге-серпантину, вместе со свитами проходят через леса с деревьями конической формы, а дорога идет все дальше, взбегает на горбатый мост, неспешно проходит по лугу, идет мимо виноградников и кипарисов. Пейзаж словно бы взят из волшебной сказки. Трудно пове-рить, что здесь кто-либо может быть несчастен.
Путешественники едут в благоговейном молчании. Не на-рушает его ни пение трубы, ни нежное звучание флейты. Седла покрыты красным бархатом, всадники держат расшитые уз-дечки, да и лошади украшены золотом. Один из всадников, спустившись с горы, пускает лошадь в галоп, завидев оленя; другой нагоняет леопарда. Сокол, что только что убил зайца, стоит чуть ли не под копытами лошадей, а утка плавает в ру-чье, не обращая внимания на охотников.

Один из троих королей, белобородый старик в темно-крас-ной одежде, едет на пятнистом муле.
(Мельхиор)

Другой король — чело-век среднего возраста с каштановой бородой. Поверх короны он надел шляпу со страусовыми перьями. Он оседлал белого жеребца.
(Бальтазар)

Третий — светловолосый молодой человек в рос-кошном золотом облачении, шпоры и те позолочены. Конь его гордится своим седоком.
(Каспар)

На картине у людей не видно улыбок, а вот тосканский пейзаж, улыбаясь, смотрит на се-рьезных паломников, торящих дорогу в Вифлеем.

Гид рассказывал легенду, которую недавно опровергли, о том, что фреска увековечила съезд во Флоренции, а молодой король — Лоренцо Великолепный. Я и раньше-то не очень этому верил. К чему бы семье Медичи увековечивать теоло-гический спор, который так ничем и не закончился? Козимо финансировал его из дружбы к нуждавшемуся папе, благора-зумно взяв в качестве залога город Сансеполькро! Думается, что банкиры, привыкшие списывать безнадежные долги, были бы рады позабыть о бесславном том съезде, а не видеть его каждый день в собственной часовне. А гид продолжал рас-сказывать о том, какое это было великолепное зрелище — встреча представителей греческой и латинской церквей. Гоц-цоли, вероятно, являлся свидетелем этого события и запечат-лел его на своей фреске. На самом деле, ничего великолепно-го там не было, и жители Феррары, города, где этот съезд начался, очень были разочарованы видом греческих еписко-пов в черных и фиолетовых сутанах и монахов в поношенных серых рясах. Их собственные латинские епископы и аббаты выглядели намного живописнее. Когда съезд переехал во Флоренцию, торжественную церемонию испортил дождь. Император Иоанн VIII ехал под зонтом по мокрым улицам.

Гид, тем не менее, настаивал на великолепном зрелище. Он сказал, что старый король — это патриарх Иосиф; чело-век среднего возраста — император; а юноша — Лоренцо Великолепный. С портретом молодого короля на большом абажуре я прожил лет двадцать, и у меня хватило времени задать себе вопрос: неужели человек, видевший посмертную маску Лоренцо, мог вообразить, что грубое, с широкими ноз-дрями лицо Медичи могло хоть чем-то, даже в самом нежном детском возрасте, напоминать белокурого юношу с фрески?

В 1960 году я с удовольствием прочел, что, задумавшись над рассказом, связывавшим фреску Гоццоли со съездом во Фло-ренции, Е. Гомбрич обратил внимание на французский путе-водитель, изданный в 1888 году «Путеводитель по Флорен-ции». «Желая оживить события туманного прошлого и при-дать им достоверность, — пишет господин Гомбрич, — ту-ристы и даже историки схватились за эту интерпретацию, не обратив внимания на полную ее невероятность».
Автор далее сообщает, что Гоццоли позаимствовал все эти группы, включая трех королей, из знаменитой картины Джентиле де Фабриано, написанной на тот же сюжет. Картину эту Можно увидеть в Уффици. На картине, датированной 1423 го-дом — за двадцать шесть лет до рождения Лоренцо, — вы увидите красивого молодого короля, короля с фрески Гоццо-ли. Гоццоли, очевидно, был очарован этой фигурой.

Он на-писал его снова в Пизе на фреске, к сожалению, уничтожен-ной. Гоццоли, кстати, не един-ственный художник, который скопировал грациозного юно-шу. Мне кажется, я не ошибусь, если скажу, что узнал его, как и короля среднего возраста, на очаровательной фреске Фра Анжелико, написанной на стенах кельи святого Марка, той, где Козимо Старший предавался молитве.

Приходило ли кому-нибудь в голову, что «Поклонение волхвов» было, возможно, любимой религиозной темой Ко-зимо? Это можно понять: кто, как не он, даровал церкви столько золота и благовоний? На фреске, написанной Ботти-челли, запечатлен и сам Козимо. Он представлен в обличий одного из коленопреклоненных королей. Фреска была напи-сана через несколько лет после смерти Козимо для алтаря церкви Санта Мария Новелла.

1. Лоренцо Медичи
2. Анджело Полициано
3. Джованни Пико делла Мирандола
4. Заказчик картины Гаспаре Лами
5. Козимо Медичи
6. Пьеро «Подагрик»
7. Джованни Медичи
8. Джулиано Медичи
9. Филиппо Строцци
10. Джованни Агриропуло
11. Сандро Боттичелли
12. Лоренцо Торнабуони

Гид закончил рассказ, а я жалел, что нет во мне решитель-ности человека, который из любви к истине забывает о сму-щении и прилюдно кому-то возражает.

Теперь немного о персонажах, изображенных на фресках. (На основании исследований искусствоведов).

1 - Козимо Старшый де Медичи
2 - Пьеро Подагрик де Медичи, сбруя его белого коня украшена фамильными эмблемами и девизом «Semper» (всегда).
3 - Карло ди Козимо де Медичи
4 - Галеаццо Мария Сфорца
5 - Сигизмондо Пандольфо Малатеста
6 - Козимино ди Джованни ди Козимо ди Медичи (?) отличался слабым здоровьем уже в шесть лет и вскорости умер, в ноябре 1459г.
7 - Лоренцо ди Пьеро де Медичи, прозвище - Великолепный
8 - Джулиано ди Пьеро де Медичи
9 - Джентиле Бекки, наставник Лоренцо и Джулиано
10 - Джулиано ди Пьеро де Медичи (?)
11 - Джованни ди Франческо Торнабуони (?), дядя Лоренцо и Джулиано, брат их матери Лукреции, представитель в Риме банка Медичи
12 - Джованни ди Козимо де Медичи (?)
13 - Беноццо Гоццоли
14 - Папа Пио II Пикколомини

А центральный персонаж в синем головном уборе, не напоминает вам Путина?

Беноццо Гоццоли, на шапке его написано Opus Benotii (работа Беноццо).

15. Беноццо Гоццоли (?) второй автопортрет
16. Нери ди Джино Каппони (?) дипломат, исторический писатель, сторонник Козимо де Медичи
17. Бернардо Джуньи (?) личный друг Козимо, видная фигура флорентийской Республики.
18. Франческо Сасетти (?) в 1447 году директор филиалов банка Медичи в Женеве и Леоне, поднимает руку с раскрытыми пальцами, что в то время означало 5000.
19. Аньоло Тани (?) в 1450-1465 директор филиала банка Медичи в Брюгге.
20. Диетисалви Нерони (?) в то время соратник Медичи, позже стал заклятым врагом и участвовал в заговоре против Пьеро.
21. Роберто ди Никколо Мартелли (?) директор банка Медичи в Риме с 1439- 1464гг.
22. Беноццо Гоццоли (?) третий автопортрет.
23.Лука Питти (?) в 1458 гонфалоньер, поставленный на эту должность велением Козимо, позже перешел на сторону врагов Медичи и участвовал в заговоре против Пьеро Подагрика.

Дворец открыт для посетителей каждый день кроме среды. Билет стоит 7 евро.

* Братья Стругацкие "Понедельник начинается в субботу"

В историю Италии вошли многие семьи, жившие в разное время во Флоренции. К ним относятся и Медичи, ведущие свое начало от потомственных лекарей, давших имя роду. К середине XIV века род поднялся и стал одним из самых влиятельных в городе.

Козимо Медичи был негласным правителем Флоренции и не стремился выделяться из общей массы горожан, он долго не решался построить себе дворец. Наконец, заказал проект Филиппе Брунеллески.

Но, осмотрев макет будущего здания, Медичи решил, что оно слишком роскошно, и отказался от идеи строительства. Позже он вернулся к этой мысли и пригласил архитектора Микелоццо, который предложил более скромный и строгий вариант дворца.

История

Точная дата начала и окончания работ по строительству дворца осталась неизвестной, так как не сохранились расходные книги Медичи. Из нескольких дат, которые называют исследователи, наиболее вероятной считается 1430 год, скорее всего, именно тогда начали возводить дворец. Это было первое гражданское здание во Флоренции, построенное в эпоху Возрождения.

После окончания работ в доме поселилась семья Козимо Медичи, и дворец стал центром культуры Флоренции: его хозяин собирал предметы искусства и покровительствовал молодым художникам и архитекторам.

В 1659 году здание было продано маркизу Риккарди. Он перестроил и значительно расширил его. А спустя 200 лет оно перешло в собственность государства, было отреставрировано и отдано под музей.

Внешний вид здания

Микелоццо не был сторонником пышных форм в архитектуре. Он спроектировал здание в форме куба, который бы вытягивался вокруг площади внутреннего двора. Этот проект не был осуществлен до конца, но здание сохранило основательный и строгий облик, его фундамент представляет собой правильный квадрат.

Фасад прост и одновременно элегантен. Каждый этаж здания отделен от остальных большим карнизом. Окна сводчатые, с округлыми арками. Первый этаж выстроен из грубого необработанного тесаного камня, его вид напоминает крепостную стену и символизирует стабильность и достаток.

Второй этаж ровный и достаточно гладкий, его украшает герб рода Медичей: на нем можно увидеть шесть шаров, которые изображают пилюли, напоминая о том, что предки Медичи были лекарями.

Третий этаж был выложен из идеально подогнанных плит. Первоначально здесь находилась лоджия, но её замуровали в 1517 году и в кирпичах, закрывающих её арки, пробили узкие окна с тимпанами, по легенде, это была идея Микеланджело.

Внутренний дворик

Он имеет форму прямоугольника, именно вокруг дворика размещаются все помещения здания. Его окружает легкая аркада, опирающаяся на коринфские колонны. Окна, которые выходят сюда, парные. Стены украшены медальонами, выполненными скульптором Бертольдо ди Джованни, и барельефами. Ученые доказали, что один из барельефов сделан Микеланджело.

Из дворика дверь ведет в сад, где все деревья подстрижены в виде животных, именно так стригли в эпоху Возрождения.

Интерьер дворца

На первом этаже находились служебные помещения, конюшни, кухни и жилые комнаты для слуг. Окна этого этажа забраны крепкими решетками. Никаких особых деталей и украшений в интерьерах нет. Все предельно скромно и просто.

Самые красивые помещения находятся на втором этаже. Именно здесь расположена дворцовая капелла и парадные залы, один из них, называемый Галереей, был расписан Лука Джордано. Тут находятся и апартаменты для знатных гостей. В одном из таких помещений жил французский король Карл V во время своего пребывания во Флоренции.

Огромные металлические ноги современного скульптора Гюнтера Стиллинга стоят по всему второму этажу, пугая слишком впечатлительных посетителей. К этому можно относиться по-разному, но теперь это уже тоже часть дворца.

Личные покои членов семьи размещались на верхнем этаже. Но убранство этих комнат тоже не отличалось пышностью.

На стенах одного из жилых помещений сохранилась картина художника XIV века Филиппо Липпи «Мадонна с младенцем».

Дворец фактически разделен на три части: музей, библиотека и префектура.

Внутри постоянно устраиваются выставки, проводятся экскурсии по помещениям второго этажа. Для осмотра доступна и капелла, но там разрешают находиться одновременно лишь десяти посетителям. На то, чтобы сделать фото и осмотреться дается не более 7 минут. Туристы могут посетить и помещения Риккардианской библиотеки в составе экскурсии.

Риккардианская библиотека

Один из маркизов, Риккардо Риккарди, долго собирал семейную библиотеку. Впоследствии она была открыта для всех желающих.

В собрании много ценных книг и библейских манускриптов – минускулов. Здесь находится «Естественная история», написанная в X веке Плинием, «История Флоренции» Никколо Макиавелли, рукопись «Божественной комедии» Данте. Сейчас книжное собрание принадлежит академии. Работает читальный зал.

Капелла Волхвов

Дворцовая капелла находится внутри здания. Она спроектирована архитектором Микелоццо. Стены часовни украшает известная алтарная фреска Беноццо Гоццоли «Шествие волхвов». В облике волхвов легко узнать владельцев дворца. На фреске изображены и государственные деятели, участники Флорентийского собора 1439 года.

Фигуры в «Шествии» представлены на фоне пейзажа: зеленые холмы, замки, возвышающиеся вдали, деревья, птицы, порхающие вокруг них. Здесь же художник изобразил себя и своего учителя Беато Анджилико.

Потолок часовни украшен мелкими живописными деталями на голубом фоне. Здесь много позолоты, коричневых, красных и белых красок. На цоколе изображены символы дома Медичи. Пол отделан мозаикой из редких пород дерева.

Местоположение, время работы и стоимость

Адрес: Via Camillo Cavour, 3. 50129 Firenze, Италия.

Во дворец можно попасть во все дни, кроме среды, с 9.00 до 19.00 .

Входной билет стоит 7€ , льготный 4€ , люди с ограниченными возможностями бесплатно.

Как добраться

На Via Camillo Cavour останавливаются автобусы № 1, 6, 11, 17, трамвай №1.

Вконтакте

Название :

Местонахождение : Флоренция (Италия)

Создание : 1444 г.

Стиль : Ренессанс

Архитектор(ы) : Микелоццо ди Бартоломео

Заказчик / Основатель : Козимо Медичи, Медичи

Архитектура палаццо

Источник:
И.А. Бартенев “Зодчие итальянского Ренессанса”
1936 г.; Изд-во: ОГИЗ

Палаццо Рикарди построено Микелоццо в 1460 году по заказу Козимо Медичи.

Для возвеличивания своей власти, поднятия собственного престижа и авторитета, Козимо Медичи тратил большие средства на возведение вилл, дворцов, церквей и капелл. Целый ряд таких сооружений построил для него Микелоццо.

Проект палаццо Рикарди был выполнен первоначально Филиппо Брунеллески , но Козимо, испугавшись грандиозных размеров сооружения и связанных с этим крупных затрат, отклонил его и передал заказ Микелоццо.

Осуществленный Микелоццо проект носит целый ряд черт, сближающих его с проектом Брунеллески, и является как бы следующим этапом в процессе развития стиля флорентийского дворцового строительства.

Палаццо Питти Брунеллески , явившийся отправной точкой этой эволюции, бесспорно послужил стилевым прообразом палаццо Рикарди. В то же самое время последний знаменует собой значительный качественный прогресс, дальнейшее архитектурное совершенствование нового стиля, являясь первым вполне завершенным дворцом раннего Ренессанса.

План палаццо Рикарди представляет собой почти правильный квадрат (40 х 38 м) с заключенным в центре квадратным же двором. Распределение отдельных помещений четко и логично; взаимосвязь их последовательна и пространственно интересна. Дворец трехэтажный, возвышается над землей на 24 метра. Высота этажей подчеркивает величественность здания.

Фасадное исполнение являет собой дальнейшее развитие того «рустичного» стиля, который впервые проявился в палаццо Питти и стал характерной особенностью флорентийской архитектуры раннего Ренессанса. В отличие от Питги, где рельеф камня одинаков на всем фасаде, фасад Рикарди фактурно расчленен по числу этажей: от тяжелого грубого рваного камня первого этажа к гладкой, легкой поверхности материала верхних - основной архитектурный мотив палаццо Рикарди. Этот прием соответствует требованиям конструкции и подчеркивает ее характер.

Фасад завершается карнизом античных пропорций, оттеняющим общую суровость и лаконичность решения стенных плоскостей своей пластической проработкой.

Соприкасающаяся с карнизом спокойная, гладкая поверхность стены третьего этажа подчеркивает его богатство и массивность. Карниз палаццо Рикарди послужил прототипом для многих позднейших сооружений эпохи Возрождения.

Отдельные этажи разграничиваются на фасаде небольшими поясками - карнизами, на которые непосредственно опираются окна, выполненные в виде арок. Каждая из них объединяет в свою очередь две меньшие, разделенные между собой небольшой колонкой, - мотив, часто встречающийся в архитектуре этого времени. Фасадное выполнение первого этажа сходно с аналогичным этажом палаццо Питти и является как бы вариантом того же самого мотива.

Необходимо отметить неправильную разбивку осей оконных и дверных проемов первого этажа по отношению к вышележащим.

Представляет интерес внутренний двор палаццо. Первый этаж дан в виде галерей, обрамленных аркадой с легкими коринфскими колонками; аркада поддерживает стену второго этажа, прорезанную парными арочными окнами.

Лоджии третьего этажа завершают композицию. Применение мрамора, сграффито, медальонов работы Донателло, повторяющих мотивы античных камей, - все это дополняет архитектурный облик палаццо.

    Источники:

  • Иконников А.В., Степанов Г.П. Основы архитектурной композиции Искусство, М. 1971
  • Всеобщая история архитектуры, том 5 Архитектура Западной Европы XV-XVI веков Эпоха Возрождения 1967г., Москва

Исторический центр Флоренции, главные улицы старинного города – это целая россыпь роскошных зданий эпохи Ренессанса, имеющих историческую и культурную ценность. Среди них расположен и знаменитый палаццо Медичи-Риккарди во Флоренции. Его история неразрывно связана сразу с тремя легендарными итальянскими династиями: Медичи, Риккарди и Сфорца.

Сегодня дворец осаждают туристы: и не только ценители истории и архитектуры, но и поклонники компьютерной игры «Assassin’s Creed II» и ставшего культовым телевизионного сериала «Ганнибал». В компьютерной игре палаццо появляется как одна из локаций для важной миссии, для сериала же в палаццо снимали интерьеры дворца Каппони, где главный герой Ганнибал Лектер совершает свое очередное убийство.

После того, как в палаццо побывали актеры Мадс Миккельсен и Фортунато Серлино, исполнявшие ключевые роли сцены, а также съемочная группа, фанаты зачастили туда с визитами, как на новое «место силы». Кстати, еще палаццо описывается в романе Александра Дюма «Ночь во Флоренции», но об этом помнят лишь поклонники писателя.

Но современное состояние и новейшая история меркнут перед той грандиозной историей, что уходит в глубину веков, когда роскошный дворец только-только начинал создаваться, ведь к нему приложили руку влиятельнейшие люди эпохи флорентийского Ренессанса, как банкиры и политики, так и архитекторы и скульпторы.

Постройке палаццо предшествует любопытная история. Решив возвести в центре Флоренции очередное родовое имение, первым делом герцог Козимо Медичи Старший предложил разработать план дворца Филиппо Брунеллески, который тогда был у него на хорошем счету. Не поскупившись, вскоре знаменитый архитектор принес заказчику модель роскошного дворца: с узорчатыми рельефами, лепниной и статуями

Но Козимо неожиданно отказался: ему хотелось, чтобы здание символизировало не роскошь и богатство, а силу и надежность. Брунеллески был сильно обижен: свидетельства того времени говорят, что архитектор разбил сделанную модель, и придуманный им экстерьер никогда не был воплощен в жизнь.

После этого счастья попытал другой архитектор, также находившийся в почете у семьи Медичи, – Микелоццо ди Бартоломео. Не совершая ошибок своего предшественника, он предложил герцогу Тосканскому образ дворца скромный и при этом величественный, и Козимо тут же с удовольствием принял его. После этого сразу же началось возведение дворца.

Первый камень будущего здания был заложен в 1444 году, а само строительство длилось почти 20 лет – вплоть до 1460 года. Все это время и еще много лет после другие флорентийские архитекторы, строившие дома для банкиров и политиков, тщательно следили за тем, чтобы не «обогнать» дворец семьи Медичи по размерам и величественности, что было бы дурным тоном и неуважением по отношению к богатому семейству. В здании расположились не только покои семьи, но также штаб-квартира банка Медичи. Представители легендарной фамилии и их потомки жили и работали здесь почти два столетия.

Затем дворец перешел другому влиятельному флорентийскому семейству – Риккарди, которые к тому времени уже организовали здесь свою знаменитую на всю Италию библиотеку. Кроме того, известно, что в палаццо Медичи-Риккарди недолго гостил Галеаццо Мария Сфорца, на тот момент – пятнадцатилетний мальчик, а затем – один из влиятельнейших герцогов Миланских. Сегодня дворец открыт для посетителей. Здесь не только удивительные экстерьер и интерьер, но также сохранилось множество предметов роскоши и произведений искусства.

Внутренний двор

Несмотря на давящую мощь и строгие формы фасада, палаццо Медичи-Риккарди скрывает внутри себя нечто изящное и удивительно гармоничное, а именно – небольшой уютный дворик. Его называют двориком Микелоццо – по имени архитектора здания, – или двориком с колоннами, ведь колонны окружают его со всех четырех сторон.

Первый уровень – как раз таки крытая арочная галерея, второй уровень – окна, третий – снова галерея. Все элементы двора украшены рельефами и лепниной.

Также здесь немало произведений искусства, среди которых можно увидеть:

  • двух «Давидов» работы Донателло и Вероккио
  • гербы Медичи
  • римские саркофаги, рельефы, бюсты и другие интересные художественные композиции из частного собрания семьи Медичи
  • скульптуру «Орфей, усмиряющий Цербера»

Дорожки здесь выложены разноцветной блестящей мозаикой, все кусты аккуратно и фигурно подстрижены, а цитрусовые деревья источают удивительный кисло-сладкий терпкий аромат. В жару здесь прохладно, так как можно укрыться под навесом и в тени массивных колонн, а в ветреную погоду уютно, так как стены не пропускают ни единого сквозняка. Представители семейства Медичи очень любили проводить здесь время. Позднее традиция делать внутренние дворики стала обязательной при постройке подобных зданий по всей Италии.

Архитектура

Фасад здания прост и незамысловат, как того и требовал Козимо Медичи Старший. Именно эти качества придают ему величественность и даже некую монументальность. Палаццо разделено на три этажа, и каждый этаж отличается своим оформлением. Первый этаж выложен рустом. Руст – это грубый и неотесанный камень, в те времена таким образом облицовывались лишь общественные здания, и палаццо Медичи-Риккарди стало первым частным.

Такой облицовкой Бартоломео хотел показать, как велико влияние Медичи. Второй этаж уже изящнее: он выложен гладкими белыми плитами прямоугольной формы, а высокие стрельчатые окна делают его словно бы стремящимся ввысь. Окна, кстати, были спроектированы самим Микеланджело. Третий этаж выложен красной плиткой, а также отличается наличием лоджии. К сожалению, сегодня лоджия замурована и закрыта для посещения туристами.

Герб Медичи

Герб Медичи – это пять красных шаров и один синий с тремя золотистыми лилиями, и все это – на желтом фоне. В палаццо Медичи-Риккарди герб располагается на втором этаже. Ученые до сих пор спорят о точном значении герба знаменитой фамилии. Версий существует огромное количество. Одна гласит, что желтый щит с красными «кровавыми» шарами – это изображение оружия Аверардо Медичи, которым он победил великана.

Другая, что шары – это пилюли, ведь Медичи были семьей аптекарей и фармацевтов, и именно на производстве и продаже лекарств сколотили состояние. Третья, что шары – это монеты, потому что Медичи были одной из самых влиятельных флорентийских банкирских семей, или же – золотые слитки (в те времена они были как раз круглообразной формы). Где тут правда – сказать сейчас уже невозможно. Но, вполне вероятно, в каждой версии есть доля правды и здравого смысла.

Внутреннее убранство

Большая часть помещений первого этажа сохранились в том виде, в каком были изначально. Среди предметов роскоши и произведений искусства здесь можно увидеть:

  • «Мадонну с младенцем» Филиппо Липпи
  • мраморные стены и полы
  • лепнину и рельефы
  • дорогую мебель с мозаичной инкрустацией

А вот на втором и третьем этажах искать личные вещи времен Медичи уже не стоит: интерьеры здесь не раз перестраивались на современный лад, и даже 20 век внес свои изменения в оформление внутреннего убранства знаменитого здания.


Галерея зеркал

Галерея зеркал, она же галерея Джордано, знаменита своими фресками работы Луки Джордано. Фрески были нарисованы в 17 веке по заказу семейства Риккарди. На них изображаются как аллегорические мотивы, так и конкретные образы членов семьи Медичи.

Капелла волхвов

Небольшая семейная часовня, принадлежавшая Медичи, изнутри кажется волшебной шкатулкой, настолько ярко и красочно расписана она фресками. Но вот что интересно: фрески – не отдельные произведения, а как бы единая композиция, называющаяся «Шествием волхвов в Вифлеем». Автором изображения является Беноццо Гоццоли, а в изображенных лицах, если внимательно присмотреться, отчетливо видны черты лиц семейства Медичи. Очень красив также алтарь часовни. Над ним расположена установленная уже в 20 веке копия «Рождества» Филиппо Липпи.

Комната Четырех Сезонов

Из часовни по роскошной лестнице можно переместиться в Комнату Четырех Сезонов, или Зал Четырехсезонный. Называется он так потому, что здесь расположены флорентийские гобелены с изображением четырех времен года.

Время работы и цены на билеты

Режим работы палаццо Медичи-Риккарди таков:

  • чт-вт 09.00.-19.00
  • ср выходной день

Будьте внимательны: кассы закрываются на два часа раньше самого палаццо. Кроме того, в праздничные дни дворец закрывает свои двери для посетителей в 18.00. Входных билетов существует несколько видов. Общий, подходящий для большей части посетителей, обойдется в 7 евро. Билет за 4 евро могут приобрести маленькие дети, школьники и студенты, а также военнослужащие. Для людей с ограниченными возможностями предполагается бесплатное посещение, причем сопровождающий также не обязан покупать платный билет.

Где находится и как добраться

Адрес палаццо Медичи-Риккарди таков: Via Cavour, 3. В переводе на русский язык, это улица Клавура. Впрочем, туристу вряд ли будет трудно отыскать знаменитый дворец: он расположен в историческом центре города и окружен множеством других достопримечательностей, а все пешие маршруты и автобусные экскурсии непременно проходят через него.

Добраться можно как пешком, так и на общественном транспорте автобусами No1, No6, No11 и No17. Также можно вызвать городское такси. Если же вы взяли во Флоренции автомобиль напрокат или добрались до Европы на собственном, то его можно будет припарковать на центральном рынке, расположенном неподалеку, или на железнодорожном вокзале, который также находится в пешей доступности от палаццо. Но обратите внимание: парковки платные!

Палаццо Медичи-Риккарди во Флоренции на карте