Отзывы о произведении гимн обеду в маяковский. Анализ стихотворения «Гимн обеду» Маяковского

«Гимн обеду» Владимир Маяковский

Слава вам, идущие обедать миллионы!
И уже успевшие наесться тысячи!
Выдумавшие каши, бифштексы, бульоны
и тысячи блюдищ всяческой пищи.
Если ударами ядр
тысячи Реймсов разбить удалось бы -
по-прежнему будут ножки у пулярд,
и дышать по-прежнему будет ростбиф!
Желудок в панаме! Тебя ль заразят
величием смерти для новой эры?!
Желудку ничем болеть нельзя,
кроме аппендицита и холеры!
Пусть в сале совсем потонут зрачки -
все равно их зря отец твой выделал;
на слепую кишку хоть надень очки,
кишка все равно ничего б не видела.
Ты так не хуже! Наоборот,
если б рот один, без глаз, без затылка -
сразу могла б поместиться в рот
целая фаршированная тыква.
Лежи спокойно, безглазый, безухий,
с куском пирога в руке,
а дети твои у тебя на брюхе
будут играть в крокет.
Спи, не тревожась картиной крови
и тем, что пожаром мир опоясан,-
молоком богаты силы коровьи,
и безмерно богатство бычьего мяса.
Если взрежется последняя шея бычья
и злак последний с камня серого,
ты, верный раб твоего обычая,
из звезд сфабрикуешь консервы.
А если умрешь от котлет и бульонов,
на памятнике прикажем высечь:
«Из стольких-то и стольких-то котлет миллионов -
твоих четыреста тысяч».


Ну, иначе говоря, когда я ем, я глух и нем! Или так: что бы ни происходило в мире, еда всегда была и останется для человека одной из важнейших составляющих его существования. Этот тезис находит отражение во многих теориях, например в теории потребностей Маслоу.

Применимо к «Гимну Обеду» Маяковского в двух словах: невозможно думать о высоких идеалах, когда хочется есть.

Владимир Маяковский был из тех великих людей, которые старались заработать себе на обед своим гением - творчеством. Вспомните: «Ешь ананасы, рябчиков жуй! День твой последний приходит, буржуй!». Это сегодня они стали классиками, изучаются в школах и перечитываются во взрослом возрасте, а при жизни им не на что было есть. Не то что на бифштексы и ростбифы, но и на простую картошку порой не хватало.

Тема еды присутствует во многих произведениях Маяковского. Стихотворение «Гимн обеду», написанное в 1915 году, пожалуй, самое яркое из них. Дворяне жили в роскоши, устраивали пиры и званные ужины в то самое время, когда крестьяне и рабочие голодали и в стране назревала революция.ф «Гимн обеду» Маяковский включил в цикл стихов, посвященный обличению человеческих пороков и пагубных привычек.

На стихотворение «Гимн обеду» Маяковского написаны песни, которые исполнили Елена Камбурова и Александр Уваров.

Ну, и в конце добавим: раз сам Маяковский пел гимны обеду, значит, Обед.ру идет верной дорогой! Давайте идти вместе: вкусно, быстро и доступно!

Слава вам, идущие обедать миллионы!
И уже успевшие наесться тысячи!
Выдумавшие каши, бифштексы, бульоны
и тысячи блюдищ всяческой пищи.

Если ударами ядр
тысячи Реймсов разбить удалось бы -
попрежнему будут ножки у пулярд,
и дышать попрежнему будет ростбиф!

Желудок в панаме! Тебя ль заразят
величием смерти для новой эры?!
Желудку ничем болеть нельзя,
кроме аппендицита и холеры!

Пусть в сале совсем потонут зрачки -
все равно их зря отец твой выделал;
на слепую кишку хоть надень очки,
кишка все равно ничего б не видела.

Ты так не хуже! Наоборот,
если б рот один, без глаз, без затылка -
сразу могла б поместиться в рот
целая фаршированная тыква.

Лежи спокойно, безглазый, безухий,
с куском пирога в руке,
а дети твои у тебя на брюхе
будут играть в крокет.

Спи, не тревожась картиной крови
и тем, что пожаром мир опоясан, -
молоком богаты силы коровьи,
и безмерно богатство бычьего мяса.

Если взрежется последняя шея бычья
и злак последний с камня серого,
ты, верный раб твоего обычая,
из звезд сфабрикуешь консервы.

А если умрешь от котлет и бульонов,
на памятнике прикажем высечь:
«Из стольких-то и стольких-то котлет миллионов -
твоих четыреста тысяч».

Анализ стихотворения «Гимн обеду» Маяковского

Сатирическое направление произведения становится понятно уже из названия, в котором автор использовал прием гротеска, смешав высокое и обыденное: жанр гимна с адресатом, которому он посвящен (обед). Этот прием позволяет автору высмеять один из общественных пороков – чревоугодие.

Гимновые произведения обычно пишут в честь великих событий, которые достойны всеобщего почитания и уважения. Обед в произведении тоже описывается как нечто высокое. Таким образом, обыденный прием пищи превозносится, его значение в жизни людей преувеличивается, гиперболизируется. Удовлетворение этой первичной потребности становится первоочередной задачей в жизни общества. Причем, человечеству недостаточно насыщения обычной пищей, чтобы просто сохранить силы к жизни. Еда для людей становится источником удовольствия, из нее делают культ.

Если ударами ядр
тысячи Реймсов разбить удалось бы —
по-прежнему будут ножки у пулярд,
и дышать по-прежнему будет ростбиф!

То есть, даже если мир будет рушиться, люди будут, как и прежде, искать утешение в удовольствии обжорства.

Маяковский издевательски называет человека желудком в панаме. Такому недоступна героическая смерть. И тут же автор презрительно отмечает, что чревоугоднику страшны только такие болезни, как аппендицит и холера.

Маяковский дает и портрет такого любителя обедов: заплывшие жиром глаза в очках («Пусть в сале совсем потонут зрачки»). Возможно, в этих строчках поэт высмеивает сильных мира сего, которые кроме себя и свои потребностей, не видят и не слышат ничего вокруг («на слепую кишку хоть надень очки, кишка все равно ничего б не видела», «безглазый, безухий»), не видят страданий нуждающихся («Спи, не тревожась картиной крови и тем, что пожаром мир опоясан»). Опознавательным признаком таких людей становится для поэта огромный рот, который занимает чуть ли не всего человека.

Однако мысль Маяковского гораздо глубже, чем осуждение порока чревоугодия. Автор в этой человеческой слабости показывает в целом сущность общества, которое только потребляет блага человечества ради собственного счастья. Вместо обжорства можно подставить любую другую негативную черту.

Поэт заканчивает гимн словами, что смертью такого представителя общества станет кончина от обжорства. На его надгробии он обещает оставить эпитафию: «Из стольких-то и стольких-то котлет миллионов — твоих четыреста тысяч».

«Гимн обеду» Владимир Маяковский

Слава вам, идущие обедать миллионы!
И уже успевшие наесться тысячи!
Выдумавшие каши, бифштексы, бульоны
и тысячи блюдищ всяческой пищи.

Если ударами ядр
тысячи Реймсов разбить удалось бы -
по-прежнему будут ножки у пулярд,
и дышать по-прежнему будет ростбиф!

Желудок в панаме! Тебя ль заразят
величием смерти для новой эры?!
Желудку ничем болеть нельзя,
кроме аппендицита и холеры!

Пусть в сале совсем потонут зрачки -
все равно их зря отец твой выделал;
на слепую кишку хоть надень очки,
кишка все равно ничего б не видела.

Ты так не хуже! Наоборот,
если б рот один, без глаз, без затылка -
сразу могла б поместиться в рот
целая фаршированная тыква.

Лежи спокойно, безглазый, безухий,
с куском пирога в руке,
а дети твои у тебя на брюхе
будут играть в крокет.

Спи, не тревожась картиной крови
и тем, что пожаром мир опоясан, -
молоком богаты силы коровьи,
и безмерно богатство бычьего мяса.

Если взрежется последняя шея бычья
и злак последний с камня серого,
ты, верный раб твоего обычая,
из звезд сфабрикуешь консервы.

А если умрешь от котлет и бульонов,
на памятнике прикажем высечь:
«Из стольких-то и стольких-то котлет миллионов -
твоих четыреста тысяч».

Анализ стихотворения Маяковского «Гимн обеду»

Каждого человека, пусть даже самого глупого и никчемного, Владимир Маяковский привык воспринимать как целую вселенную. Поэт был убежден, что под складками одежды и налетом светского лоска даже у отъявленного пижона можно отыскать душу, на дне которой найдутся остатки благородства. Впрочем, столь трепетное отношение к людям не мешало Маяковскому открыто высмеивать их пороки, одним из которых он считал неуемную страсть к еде. Цикл стихов, посвященных обличению пагубных привычек и пороков общества, в 1915 году пополнился произведением «Гимн обеду», в котором поэт акцентирует внимание на обжорстве, как на одном из наиболее тяжких грехов человека. И дело не в том, что такая точка зрения соответствует библейским заповедям, к которым Маяковский относится с определенной долей скептицизма. Однако автор понимает, что современные чревоугодники за свежий бифштекс или же ростбиф готовы не только отказаться от своих идеалов, но и закрыть глаза на то, что происходит вокруг.

По мнению поэта, даже война не в состоянии остановить конвейер по производству вкусных блюд, на которые всегда найдутся охотники , даже если в это время «ударами ядр тысячи Реймсов разбить удалось бы». Современного человека, превратившего еду в некий культ, Маяковский именует не иначе, как «желудок в панаме», который озабочен лишь вопросами собственного пропитания. Действительно, подобное поведение было характерно для всех слоев общества накануне революции. Пропитание являлось животрепещущим вопросом как для крестьян и рабочих, так и для дворян, привыкших к роскошной пище, званым ужинам и обедам. И если трапеза состояла менее, чем из 10-12 блюд, то считалось, что хозяева гостеприимного дома находятся на грани нищеты. Именно по этой причине Маяковский обвиняет людей в социальной и политической близорукости, утверждая, что «на слепую кишку хоть надень очки, кишка все равно ничего б не видела».

Больше всего поэта раздражает тот факт, что общество по-прежнему нуждается лишь в хлебе и зрелищах . Причем, на голодный желудок людей тянет пофилософствовать, но после сытной трапезы они забывают, о чем вообще шла речь. Обращаясь к своим современникам, Маяковский презрительно бросает: «Спи, не тревожась картиной крови и тем, что пожаром мир опоясан». Автор понимает, что таких людей кроме еды больше ничего не интересует, и если наступит голодное время, то предприимчивые чревоугодники даже из звезд смогут сфабриковать консервы. Поэтому на их надгробиях поэт предлагает писать не эпитафии, а указывать количество съеженных котлет, потому что ничего другого такие люди не заслуживают.