Отверженные главные герои. Рассуждения на тему романа "Отверженные": Виктор Гюго вводит реальных людей в свое произведение

Роман был написан в защиту народа, о чем он говорит в предесловии. Замысел романа о жизни беднейших слоев общества возник у писателя еще в начале его творческого пути. Гюго собирал сведения о жизни каторжников. Основу романа составляет идея морального пргресса. Свой роман он назвал эпосом души, подразумевая нравственное совершенствование главного героя Жана Вальжана.

Этим романом Гюго старался решить двойную задачу: обличить социальное зло и указать путь к его преодолению. Показав стремление трактирщика Тенардье к обогащению, разоблачив враждебное народу законодательство, воплощенное в образе полицейского сыщика Жавера, Гюго создает неблагоприятную картину общества, складывающуюся после революцонной эпохи.

В образе епископа мириэля воплотилась одна из главных идей писателя: это – высшая гуманность, основанная на принципах христианского милосердия. На судьбе главного героя Жана проверяется истинность этой идни, которая оправдала себя: перерождение из каторжника в человека высоконравственного.

Народ становится носителем нравственной и исторической истины. Народ преклоняется перед жизнью епископа мириэля, восторгается подвигом жана, который спас моряка повисшего над бездной.

В романе проводится идея, что даже тот кто нарушил закон социальный, может обладать высокой нравственностью.

Данный роман о роке закона. Закон в нем не равен справедливости.

Для Гюго была важна мысль, что по мере того как человек меняется к лучшему, меняется и общество, уходит социальное зло, но тем не менее мы видим реальную действительность.

Основным антиподом главного героя является полицейский Жавер. Противостояние их длится на протяжении всего романа. Самый светлый образ романа еписком Мириэль, его гуманность основана на принципах христианства, милосердия и всепрощения.

Судьбой Жана проверяется истина этих идей.

Именно после встречи с Мириэлем каторжник меняется и начинает служить добру.

Финал произведения не дает однозначного ответа о божественной спрведливости, так как в финале романа Ж. забыт Козеттой, которая находит счастье в любви.

В 1861 г. Гюго завершает труд многих лет своей жизни - роман «Отверженные». Основа произведения – идея морального прогресса. Гюго назвал роман – эпосом души. Жан Вальжан, Козетта, Гаврош, Фантина – нравственное совершенство

В центре этого большого повествования - люди из народа, бедствую­щие под гнетом несправедливых законов, страдающие от социаль­ной неустроенности, от недоброй воли злых людей.

Гюго рисует историю Жана Вальжана, проведшего 19 лет на каторге. Он попал в свое время на каторгу за буханку хлеба, которую украл для го­лодающих детей своей сестры. По возвращении с каторги его про­должает преследовать закон буржуазного государства. Человеку с желтым паспортом не дают ни пищи, ни пристанища. Он один из отверженных в этом обществе. Озлобленный и затравленный, Жан Вальжан совершает новую кражу в тут, по воле автора, пе­рерождается под влиянием доброго епископа Мириеля. . Гюго стремился победить моральное зло и указать путь к его преодолению. Образ епископа Мириэля. В нем воплощается одна из главных идей писателя – христианское милосердие. ЖВ. превращается в высоконравственного человека из бывшего каторжника благодаря ему.

Он стано­вится честным, чутким к нуждам окружающих, самоотверженным в своем стремлении делать людям добро. Но для буржуазного за­кона он только бывший каторжник. В конце произведения М. отступает от своих идей. Он понимает, что с помощью милосердия нельзя освободить народ от гнета и обращается к революционным идеям. ЖВ. не отступает от идеи милосердия. Гюго не мог решить, что важнее гуманность или борьба.

Жадный и бесчувственный Тенардье, в доме которого воспиты­вается маленькая дочь Фаитипы Козетта, воплощает отвратитель­ные черты мещап, у которых все основано на денежном расчете.

Полицейский инспектор Жавер, преследующий и Жана Валь-жапа и Фаптину,- человек, для которого существуют только па-^ раграфы закона,- так же бездушен, как и Тенардье. Он один из винтиков той машины для подавления парода, которую представ­ляет собой буржуазное государство.

Гюго не умеет до конца объяснить социальное зло. Он не пони­мает того, что дело совсем не в добрых или злых людях, не в том, что Тенардье и Жавер бесчеловечны, а в том, что весь капитали­стический порядок, основапный на частной собственности, порож­дает это зло и ведет к неисчислимым бедствиям.

Но Гюго умеет страстно, взволнованно рассказать о народ­ных страданиях и вызвать в читателе ненависть против угнета­телей и горячую симпатию к обездоленным.

Не понимая необходимости революции, В. Гюго посвящает вдохновенные страницы изображению республиканского восстания 1832 г.. Благороден образ" республиканского вождя Анжольраса, мужественного борца за интересы народа. Любимым героем моло­дых читателей на долгие годы стал Гаврош - маленький защитник баррикады, павший смертью героя.

Несмотря па расплывчатость социальной программы Гюго, ро­ман «Отверженные» произвел большое впечатление в демократи­ческих кругах Франции и за ее пределами. Роман быстро приоб­рел широкую популярность в России; его очень любил Л. Н. Толстой.

Великий французский романист Гюго в предисловии 1862 г. писал: «Пока на земле царит нищета и невежество, книги, подоб­ные этой, не могут быть бесполезными».

Сердцевину замысла «Отверженных» составляет та же идея морального прогресса как необходимого условия общественных преобразований, которой проникнуто все зрелое творчеств Гюго. Писатель не скрывал, что его книга носит дидактический характер: «Сочинение этой книги шло изнутри вовне. Идея родила персонажей, персонажи произвели драму». Свой роман он называл «эпосом души», имея в виду процесс нравственного совершенствования героя Жана Вальжана, как и в других произведениях Гюго, столкновение главных действующих лиц воплощает романтическую идею борьбы добра и зла, социальные проблемы переключаются писателем в плоскость этическую. С точки зрения Гюго, есть две справедливости: одна, которая определяется юридическими законами, и другая - высшая справедливость, высшая гуманность, основывающаяся на принципах христианского милосердия. Носителем первой в романе является полицейский инспектор Жавер, носителем второй - епископ Мириэль. Истинность этих принципов проверяется на судьбе главного героя Жана Вальжана, и в конце концов юридический закон в лице Жавера отступает перед законом милосердия, преподанным Жану Вальжану епископом Мириэлем. В своем романе за основу основ Гюго берет не материальную жизнь, а моральное бытие, понимаемое как извечную человеческую сущность. Не общественные условия нужно изменить, чтобы изменился человек,- надо изменить человека, и тогда изменятся общественные условия, будет искоренено социальное зло. Процесс этого пересоздания человека изнутри и отражает роман «Отверженные», как утверждается в первом варианте предисловия к нему: «Эта книга от начала до конца в целом и в подробностях представляет движение от зла к добру, от несправедливого к справедливому, от ложного к истинному, от мрака к свету, от алчности к совестливости, от гниения к жизни, от скотского состояния к чувству долга, от ада к небу, от ничтожества к богу». Романтическим является и психологизм Гюго. Внутреннее развитие человека, историю его души Гюго любит давать в виде резких переворотов (таково перерождение Жана Вальжана, Жавера), избегая нюансов, незаметных переходов.

Сочинение

Монументальное эпическое полотно позднего романтизма, роман - «река» «Отверженные» был создан Гюго на чужбине, в годы эмиграции из бонапартистской Франции. Отказавшись вернуться во Францию по амнистии 18 августа 1859 года, Виктор Гюго встретил свое шестидесятилетие в изгнании в расцвете творческих сил. Как бы подводя итог значительной части своего писательского пути, Гюго ознаменовывает юбилейный год завершением работы над романом-эпопеей Отверженные», который стал самым популярным его произведением.

Замысел романа из жизни низов, жертв общественной несправедливости, возник у писателя еще в начале его творческого пути. Узнав в 1823 году, что его друг Гаспар де Понс будет проездом в Тулоне, он просит его собрать сведения о быте каторжников. (Данный материал поможет грамотно написать и по теме Роман Виктора Гюго Отверженные. Краткое содержание не дает понять весь смысл произведения, поэтому этот материал будет полезен для глубокого осмысления творчества писателей и поэтов, а так же их романов, повестей, рассказов, пьес, стихотворений.) Интерес Гюго к каторге был, вероятно, пробужден наделавшей много шума историей беглого каторжника, ставшего полковником и арестованного в 1820 году в Париже. В 1828 году бывший префект Миоллис рассказал Гюго о своем брате, монсеньере Миоллисе, епископе города Динь, оказавшем в 1806 году гостеприимство освобожденному каторжнику Пьеру Морену. Духовно переродившись под влиянием епископа, Морен стал военным санитаром и затем погиб под Ватерлоо. В 1829 году Гюго поместил в XXIII главе «Последнего дня приговоренного к смерти» рассказ каторжника, отбывшего срок и сталкивающегося с первых шагов на свободе с предубежденностью и враждебностью окружающих; во многом это уже напоминало историю Жана Вальжана. К началу 1830 года Гюго стал представлять себе очертания будущего романа и набросал начало предисловия к нему: «Тем, кто спросил бы, действительно ли случилась, как выражаются, эта история, мы бы ответили, что это не имеет значения. Если волею случая эта книга заключает в себе урок или совет, если события, о которых в ней идет речь, или чувства, вызываемые ею, не лишены смысла, то она достигла своей дели... Важно не то, чтобы история была правдивой, но чтобы она была истинной.

В 1832 году Гюго намеревался приступить к непосредственной работе над «историей», ибо в марте этого года он заключил с издателями Госленом и Раидюэлем договор на издание романа, название которого не было обозначено, хотя нет никакого сомнения, что речь шла о будущем романе «Нищета» («Les Miseres»), первом варианте «Отверженных» («Les Miserables»). Театр отвлек писателя от романа, однако замысел книги продолжал зреть в его душе, обогащаясь новыми впечатлениями, которые давала ему жизнь, и все усиливавшимся интересом Гюго к социальным вопросам (контуры будущего романа мы можем обнаружить и в повести 1834 года «Клод Ге», у героя которой немало общего с Жаном Вальжаном, и в стихотворениях 30-40-х годов, связанных с идеями социального сострадания). Наконец, шумный успех «Парижских тайн» Эжена Сю (1842-1843) обратил мысли Гюго к роману о жизни народа, хотя, конечно, вступая в явное соперничество с Сю, Гюго думал не о бойком романе-фельетоне, а о социальной эпопее.

17 ноября 1845 года Гюго начал писать роман, о котором он столько мечтал и который был назван им «Жан Трежан»; через два года заголовок меняется на «Нищету», и в это время Гюго настолько захвачен работой, что решает в течение двух месяцев обедать только в девять часов, «чтобы удлинить свой рабочей день». События революции 3848 года прервали эту упорную работу, и Гюго вновь вернулся к ней в августе 1851 года. Затем последовал новый перерыв, вызванный переворотом 2 декабря. Последнюю часть Гюго заканчивает уже в Брюсселе»

Первая редакция романа была готова, таким образом, к 1852 году. Она состояла из четырех частей и содержала гораздо меньшее количество эпизодов и авторских отступлений, чем окончательный тексту

Когда в 1860 году Гюго решил переработать книгу, окончательно названную в 1854 году «Отверженные», он дал полную свободу лирическому началу своей прозы. За счет авторских отступлений объем романа значительно увеличился. Появились в нем и ответвления от основной сюжетной линии. В 1861 году, во время поездки в Бельгию, Гюго за две недели создал описание сражения под Ватерлоо; в это же время в роман включаются новые главы, изображающие тайное республиканское общество «Друзей азбуки», создается идеальный образ «жреца революции» Анжольраса. Некоторые новые оттенки появились в характеристике Мариуса, в которой нашли отражение отдельные черты молодого Виктора Гюго. В целом окончательная редакция «Отверженных» свидетельствовала об углублении демократических взглядов писателя.

Обычно «Отверженных» считают романом о современной жизни. Однако не надо забывать, что завершен он в 1862 году, в то время как происходящие в нем события относятся к 1810- 1830 годам. Таким образом, как и другие романы Гюго, этот роман по существу является историческая, и это не случайно, ибо историческая масштабность требуется Гюго для постановки главнейших, с его точки зрения, вопросов человеческого существования.

Сердцевину замысла «Отверженных» составляет та же идея морального прогресса как необходимого условия общественных преобразований, которой проникнуто все зрелое творчеств Гюго. Писатель не скрывал, что его книга носит дидактический характер: «Сочинение этой книги шло изнутри вовне. Идея родила персонажей, персонажи произвели драму». Свой роман он называл «эпосом души», имея в виду процесс нравственного совершенствования героя Жана Вальжана, как и в других произведениях Гюго, столкновение главных действующих лиц воплощает романтическую идею борьбы добра и зла, социальные проблемы переключаются писателем в плоскость этическую. С точки зрения Гюго, есть две справедливости: одна, которая определяется юридическими законами, и другая - высшая справедливость, высшая гуманность, основывающаяся на принципах христианского милосердия. Носителем первой в романе является полицейский инспектор Жавер, носителем второй - епископ Мириэль. Истинность этих принципов проверяется на судьбе главного героя Жана Вальжана, и в конце концов юридический закон в лице Жавера отступает перед законом милосердия, преподанным Жану Вальжану епископом Мириэлем. В своем романе за основу основ Гюго берет не материальную жизнь, а моральное бытие, понимаемое как извечную человеческую сущность. Не общественные условия нужно изменить, чтобы изменился человек,- надо изменить человека, и тогда изменятся общественные условия, будет искоренено социальное зло. Процесс этого пересоздания человека изнутри и отражает роман «Отверженные», как утверждается в первом варианте предисловия к нему: «Эта книга от начала до конца в целом и в подробностях представляет движение от зла к добру, от несправедливого к справедливому, от ложного к истинному, от мрака к свету, от алчности к совестливости, от гниения к жизни, от скотского состояния к чувству долга, от ада к небу, от ничтожества к богу».

Подобный замысел легко мог бы привести писателя к схематизму образов, и Гюго не всегда удается избегнуть этой опасности.

Будучи большим художником, Гюго не мог не отразить в романе некоторых существеннейших сторон действительности, связанных с тремя основными социальными проблемами того времени, о которых говорится в предисловии («угнетение мужчины, принадлежащего к классу пролетариата, падение женщины по причине голода, увядание ребенка вследствие мрака невежества»). Демократические симпатии Гюго приводят его к созданию правдивой картины народного восстания 1832 года.

Но при этом перед нами все же типично романтическое произведение. В этой огромной панораме все приподнято, ярко, красочно, необычно. Фабула, как всегда у Гюго, чрезвычайно остра, авантюрна, в развитии действия большую роль играет случай, обнаружение тайны и т. п. Подобным авантюрным мотивам как будто противоречит любовь автора ко всякого рода описаниям и отступлениям, однако эти ретардации лишь возбуждают интерес, а также создают впечатление грандиозности, эпичности (так. для рассказа о том, как Тенардье «спас» отца Мариуса, Гюго дает всю историю битвы при Ватерлоо).

Романтическим является и психологизм Гюго. Внутреннее развитие человека, историю его души Гюго любит давать в виде резких переворотов (таково перерождение Жана Вальжана, Жавера), избегая нюансов, незаметных переходов.

Непреходящее историческое значение «Отверженных» в том, что Гюго выступает в этом романе неутомимым обличителем буржуазного мира, его лицемерия, лжи, бездушия, жестокости. Гюго берет под защиту отверженного человека, страдающий и гонимый народ. Вот почему и в наши дни не может оставить читателя равнодушным произведение, которое великий гуманист Лев Толстой однажды назвал лучшим французским романом Толстой оставался верен своей любви Гюго до конца жизни, заявив в 1907 г. в разговоре с С. А. Стахович! «У Виктора Гюго есть большая сила, настоящая...».

Высоко оценил «Отверженных» и Достоевский. По свидетельству жены писателя, Анны Григорьевны, он воспользовался двухдневным арестом за нарушение цензурных условий при издании журнала «Гражданин», чтобы перечитать «Отверженных». «Вернулся из-под ареста Федор Михайлович очень веселый и говорил, что превосходно провел два дня. Его сожитель по камере.., целыми часами спал днем, и мужу удалось без помехи перечитать «Les Miserables» Виктора Гюго...». «Вот и хорошо, что меня засадили,- весело говорил он,- а то разве у меня нашлось бы когда-нибудь время, чтобы возобновить давнишние чудесные впечатления от этого великого произведения?»

В предисловии к роману «Труженики моря» В. Гюго писал, что главная проблема романа «Отверженные» (1862) – борьба с ананке социальных законов и бесконечность. Рисуя парий общества (бывшего каторжника, проститутку Фантину, обездоленную маленькую Козетту, бездомного мальчишку Гавроша) и их врагов, людей тоже незнатных, «маленьких» (Тенардье, полицейского Жавера), Гюго воплощает философские и нравственные идеи времени, размышляет о человечестве, о назначении добра и милосердия. Он создает новый тип социального романа – социально-героическую эпопею, в которой изображены общественные конфликты, порожденные гнетом и нуждой, политические катастрофы (поражение Наполеона при Ватерлоо), восстание французского народа в 30–40-е годы, жизнь различных слоев общества. В «Отверженных» подняты проблемы нищеты и бесправия народа, безработицы, проституции, беспощадности эксплуатации (семейство Тенардье угнетает маленькую Козетту), несправедливости суда (история Жана Вальжана), беспризорности, духовной эволюции поколения (история Мариуса) и др. Гюго пишет о любви (линия Мариуса и Козетты), рисует патетику баррикадных боев (подвиг Анжольраса, смерть Гавроша), поднимает проблемы будущего народа. В сознании Гюго все светлое и человечное связывается с народом, народ и добро синонимы, бедные – добрые, богатые – злые, за действиями обездоленных стоит правый суд народа.

«Отверженные» – обличительный, проповеднически миссионерский социально-философский роман. В предисловии к первому варианту «Отверженных» В. Гюго писал: «Эта книга от начала до конца, в целом и в подробностях представляет движение от зла к добру, от несправедливого к справедливому, от ложного к истинному, от мрака к свету». «Отверженные» на Западе называли «современным Евангелием». Судьбы героев В. Гюго типичны: у Вальжана и Фантины были реальные прототипы, история Мариуса отчасти похожа на историю самого писателя. Но маленькие люди превращаются у Гюго в героев; события приобретают философскую значительность. Социальная жизнь для Гюго – част-ное проявление нравственного бытия человечества. Конкретные вопросы жизни народов ХIХ века сводятся к «вечным» вопросам, за житейской борьбой его героев всегда стоит борьба добра и зла. Гюго не просто рисует картины социального ада, а предлагает читателю составить о них суждение. Борьба Жана Вальжана

с Жавером обретает социально-символический характер. Будучи соотнесенной с общественно-историческим фоном, эта борьба символична, ибо в святости Жана Вальжана воплощена правота угнетенных, а в злобе Жавера – абсолютная жестокость угнетателей. История Жана Вальжана превращается в притчу о страдальческой судьбе.

Конфликт между героями не воспринимается как метафизический, потому что история соединяется в романе с политикой. Частная жизнь героев входит в большую жизнь народа, судьбы всех героев определяет революция. Проявившаяся в «Соборе Парижской Богоматери» тенденция к универсальному видению эпохи в «Отверженных» становится доминантной.

В «Отверженных» два плана: сюжетный (линия Жана Вальжана) и философский. Автор вводит в роман обширные исторические, публицистические и философские главы, которые придают произведению эпический масштаб. За сегодняшним несовершенным днем Гюго видит светлые горизонты, шествие прогресса отождествляет с волей провидения. Цель прогресса – утвердить добро. Новая эра, свобода, равенство, братство наступят в результате нравственного совершенствования человечества.

В духе идей утопического социализма В. Гюго указывает пути преодоления зла, оздоровления экономики и нравов страны. Он считает, что социальные противоречия можно примирить, если создавать образцовые предприятия в духе промышленной системы Сен-Симона (подобное предприятие организовал г-н Мадлен). Гюго ратует за мирное реформирование производственных отношений.

Философия истории В. Гюго строится на опыте французской революции. Все социальные бедствия Гюго связывает с ненавистным ему бонапартистским режимом. Гюго воспевает очистительную силу непобедимой революции, не желает мириться с пассивностью человека. Революция, в интерпретации Гюго, есть прогресс: революция дала свободу мысли, провозгласила истину; прогресс достигается только ценой дерзаний. К защитникам баррикады Гюго относится с благоговением, окружает их ореолом героизма и трагического величия, они – великие разведчики будущего, бескорыстны и стремятся облагодетельствовать человечество.

В. Гюго противопоставляет восстание мятежу. Восстание служит целям прогресса; мятеж есть акт беззаконный, регрессивный. Гюго идеализирует республику и интерпретирует восстание французских рабочих в 1848 году как незаконный мятеж, потому что оно происходило, когда во Франции был установлен республиканский строй. С момента установления республики, согласно Гюго, необходимость классовой борьбы отпадает, все должно решаться только всеобщим голосованием.

В «Отверженных» утверждается две, на первый взгляд, противоположные, а по сути взаимодополнительные точки зрения: «Да здравствует революция!» и «Да здравствует счастье любить, счастье творить добро и не приносить зло!». После событий 1848–1852 годов В. Гюго осознает, что милосердие бессильно освободить народ от гнета и насилия. На страницах романа он сталкивает епископа и революционера. В епископе Мириэле воплощены гуманность, христианское милосердие, в революционере Анжольрасе – гуманистическая мечта, суровая непреклонность, способность к состраданию и непримиримость к врагу. Христианский праведник и революционер-атеист не антагонисты: они разными путями стремятся к одной цели – преобразованию общества и человека. Кредо революционера Анжольраса: не должно быть вооружения нации, необходимы бесплатное и обязательное обучение, единые права и труд для всех. Епископ Мириэль – скорее проповедник общечеловеческих идей, нежели католичества, – призывает защищать обездоленных, ненавидеть богатство и роскошь, быть милосердным, помогать сиротам, ввести всеобщее бесплатное обучение, повысить жалованье школьным учителям, отменить непосильные налоги. Епископ и революционер в романе оказываются союзниками: их объединило бескорыстное желание служить человечеству.

Исповедуя «не убий», В. Гюго полностью оправдывает революционные действия угнетенных масс. За жестокими действиями он видит благие побуждения покончить с тиранией, утвердить человечность как норму отношений. Епископ приходит к старому безбожнику-революционеру, чтобы осудить его. Выслушав революционера-атеиста, епископ становится перед ним на колени и просит благословения. На протяжении всего романа решается вопрос: что важнее – непротивление злу насилием или активная борьба. Анжольрас добивался завтрашнего счастья для всех людей, ненавидел насилие и смерть, но помимо своей воли вносил их в мир. Гуманные идеи революции вступают в противоречие с ее насильственными методами, насилие разрушает идеалы революции. Это создает «трагическую вину» Анжольраса и его «суровую печаль», роковую обреченность. Окружающие относятся к нему «с восхищением, в котором сквозит сочувствие», видят в нем палача и священнослужителя, героя и жертву. В. Гюго исходит из абсолютной человеческой морали и судит общество за отклонение от нее, поэтому «не убий» становится важнее. Итог жизни всех активных борцов за счастье народа в романе один: трагическая гибель. Финал романа – апофеоз епископа: его тень витает над Жаном Вальжаном, который умирает со словами: «На свете нет ничего, кроме счастья любить». Побеждает установка: любовь, доброта, бескорыстие, снисходительность к людским слабостям важнее кровопролития во имя блага человечества; только человечность спасет мир; революция духа значительнее социальной революции.

В. Гюго считает, что обстоятельства жизни формируют урод-ливый характер, но достаточно одного «события-откровения», чтобы разрушить власть закона социальной детерминации. «Со-бытие-откровение» не связано с судьбами государства, но в нем ярко высвечиваются доброта и милосердие человека. Увидев свет этой истины, даже самый большой грешник может переродиться. «Событие-откровение» для Жана Вальжана – поступок Мириэля, когда тот подарил ему серебряные подсвечники и спас от новой каторги. Ожесточенный жизнью каторжник перерождается в высоконравственного человека, грешник становится великим праведником. После духовного кризиса вся жизнь Жана Вальжана – сплошная череда самоотречений. Он жертвует собой ради счастья других, отдает себя в руки правосудия, чтобы спасти невиновного, которого собираются осудить как «каторжника Вальжана», самоотверженно заботится о чужой ему девочке, затем – о женихе Козетты, хотя Мариус отнимет у него нежно любимую приемную дочь; на баррикады безоружный Жан Вальжан идет спасать людей от смерти и даже отпускает своего заклятого врага, полицейского шпиона Жавера. Жертвенность окружает Жана Вальжана, как и епископа Мириэля, ореолом святости.

«Событие-откровение» для Мариуса – информация о том, что беглый каторжник Жан Вальжан, которому Мариус сначала запретил видеться с Козеттой, спас его от смерти. После смерти Жана Вальжана носителем милосердия станет Мариус.

«Событие-откровение» для Жавера – поступок Жана Вальжана, когда тот спасает его от смерти, отпускает с баррикады.

В определенном отношении принципы милосердия Мириэля продолжил и Жавер – антипод добра и человечности, безупречный полицейский, воплощение безжалостного социального порядка. В Жавере В. Гюго утрирует два простых чувства, доводит их до гротеска: «Этот человек состоял из двух чувств: уважения к власти и ненависти к бунту». Жавер сознательно уничтожил в своей душе все человеческое: сострадание, любовь, жалость к жертвам несправедливого общественного устройства. Жавер хочет разоблачить бывшего каторжника Вальжана, ставшего мэром, не обращая внимания ни на его очевидные добродетели, ни на пользу, приносимую им согражданам. Закоренелый злодей Жавер испытал сильнейший шок, когда Жан Вальжан освободил полицейского, попавшего в руки революционеров. Гюго приводит Жавера, не привыкшего рассуждать, к страшной для него мысли, что каторжник Жан Вальжан оказался сильнее всего общественного порядка. Все, во что верил Жавер, рушится.
Жавер, в отличие от Жана Вальжана, не мог полностью переродиться, но не мог и оставаться прежним. То, что Жавер закончил жизнь самоубийством, – яркое подтверждение его отказа от прежних моральных норм. Жавер демонстрирует тупиковый вариант судьбы человека.


В «Отверженных» объединяются романтические и реалистические черты. Реалистические черты здесь неизбежны, ибо это социальная эпопея. Реалистична подчеркнуто социальная задача книги, из реальной действительности родилась история главных героев; реалистична обрисовка среды и обстоятельств; документи-рованы исторические части романа, привлечены топографические карты; точны характеры исторических лиц; духовная жизнь ге-роев имеет много общего с жизнью самого В. Гюго и его близких.

Гюго-романтик рисует исключительные события и обстоятельства. В «Отверженных» главным принципом художественного мышления писателя становится антитеза. Мир предстает в резких контрастах, в чередовании света и мрака, все тяготеет к полюсу добра или зла. В романе действуют «святые» (епископ Мириэль, Жан Вальжан) и «диаволы» (Тенардье, Жавер). Масштабы творимого ими добра и зла равны. Людские страсти доведены до крайнего напряжения, характеры складываются только из пороков или только из добродетелей. Гюго выделяет те стороны личности, которые помогают ему раскрыть идею, поэтому характеры его героев символичны. Психологизм романа «Отверженные» состоит главным образом в романтически гипертрофированном изображении очистительной бури, которая потрясает привычное мировосприятие человека. Гюго почти никогда не анализирует изменение душевного мира героев, а иллюстрирует изменение его сознания потоком метафор, порой развернутых на целую главу. Безмолвной внутренней борьбе соответствуют обычно мрачные, страшные тона романтического пейзажа.

По мере обобщения В. Гюго все больше отрывается от действительности. Постепенно Жан Вальжан теряет конкретные человеческие качества: меняется его имя, он становится воплощением нравственности и милосердия.

Вопросы и предложения

для самоПРОВЕРКИ

1. Проблематика романа В. Гюго «Отверженные».

2. Изображение революции в романе В. Гюго «Отверженные».

3. Как раскрывается идея человечности и «цепной реакции» добра в романе В. Гюго «Отверженные»?

4. В чем своеобразие метода романа В. Гюго «Отверженные»?

РЕФЕРАТ
НА ТЕМУ:
"Отверженные" В.Гюго

ПЛАН


3. Использованная литература

1. Особенности написания романа "Отверженные" В.Гюго
Роман "Отверженные" ("Les Miserables"), которому Виктор Гюго отдал более двадцати лет жизни, несомненно, стоит на первом месте среди всех его романов.
Мысль о создании большого социального романа, посвященного обездоленным, возникла в Гюго еще до изгнания. Он начал писать его под первоначальным названием "Бедняки" ("Miseres") в середине 40-х годов, но прервал свою работу в связи с событиями, начало которым положила февральская революция 1848 года.
Уже тогда - в первом варианте - автором были задуманы и созданы центральные образы отверженных обществом бедняков: каторжника, чье преступление заключалось в том, что он украл хлеб, чтобы накормить голодных детей своей сестры и матери, вынужденной продать свои зубы, волосы и тело, чтобы платить за содержание своего ребенка.
В изгнание Гюго взял с собой незаконченную рукопись "Отверженных". Однако после бурных событий политической жизни, которыми писатель был захвачен в течение следующего десятилетия, когда он так горячо протестовал против преступлений Луи Бонапарта, создавая пламенные памфлеты и стихи "Возмездия", первая редакция романа уже не могла удовлетворить его.
Возобновив работу над "Обездоленными" в 1860 году, он стремился воплотить в романе философские и нравственные идеи, которые сложились у него за последние годы. Теперь "Отверженные" становятся не только обличительным произведением, но и романом, что задал самый важный для Гюго того времени вопрос о значении добра и милосердия для социального и нравственного возрождения человечества.
Вместе с тем Гюго вводит в свой новый роман большие исторические, публицистические и философские разделы, добавляют ему эпические масштабы.

2. Основные мотивы романа "Отверженные", главные образы
"Отверженные" - действительный полифонический роман со многими темами, мотивами, идейными и эстетическими планами, где дана большая картина народной жизни и где Париж бедноты, Париж жалких и мрачных трущоб возникает перед читателем на фоне крупнейших политический событий французской истории начала XIX века: катастрофы при Ватерлоо, падение режимов Реставрации и Июльской монархии, народно-революционных боев 30-х и 40-х годов. Из реальной действительности и история главных героев романа.
Образ Жана Вальжана возник у писателя в связи с процессом некоторого Пьера Морена, который, также как и герой Гюго, был отправлен на каторжные работы за кражу хлеба. Изучая этот процесс, знакомя с существующим уголовным кодексом, посещая парижские тюрьмы, Гюго отмечает два момента в этом, остро цікавлячому его вопросе: во-первых, состав преступления - кражу хлеба, что подтвердила убеждению писателя в том, что причина преступности коренится не в испорченности, а в нищете народа; во-вторых, судьба человека, что вернулись с каторги и которую гонят отовсюду, а следовательно, не имеет возможности вернуться к честной трудовой жизни. Все это Гюго и внес в биографию своего главного героя, добавив этим проблемам художественно-убедительную форму.
Именно с появлением "Отверженных" связаны бесконечные споры об изменении художественного метода Гюго второго периода. Многие ученые настаивают на том, что "Отверженные" - реалистичный роман. Действительно, элементы реализма в романе присутствуют. Вдумавшись в концепцию романа "Отверженные", что соответствует представлению писателя о человеческой жизни, как о непрерывную смену света и тьмы, можно найти, что, несмотря на многие черты реализма, Гюго все же остается романтиком и по своему мировоззрению, и по методу.
Задача нравственного урока для него важнее реалистичного анализа. Так он и сам говорит в конце книги, что она имеет гораздо более важную цель, чем отражение реальной жизни. Понимая мир, как постоянное движение от зла к добру, Гюго стремится продемонстрировать это движение, акцентируя (зачастую даже вопреки логике реальных событий) обязательную победу доброго и духовного начала над силами зла. Непримиримый контраст между злом и добром, тьмой и светом, что проявилось в характерах персонажей Гюго первого периода его творчества, дополняется теперь новым мотивом: признанием возможности превращения зла в добре. "Книга, лежащая перед глазами читателя, представляет собой от начала и до конца, в целом и в подробностях... - путь от зла в добрую, от неправого в справедливом, от лжи к истине, от ночи ко дню... Исходная точка - материя, конечный пункт - душу. В начале - чудовище, в конце - ангел", - пишет Гюго. Недаром его роман открывается книгой "Праведник", в центре которой стоит романтический образ христианского праведника - епископа Мириеля.
Именно в образе епископа, что сыграл решающую роль в преобразовании сознания Жана Вальжана, Гюго воплотил свои нравственные идеалы: доброту, бескорыстие, широкую снисходительность к человеческим слабостям и порокам.
Свою задачу Гюго видел в том, чтобы возродить нравственные идеалы, потерянные обществом, в котором народ доведен до состояния крайней нищеты и бесправия. Это делает роман Гюго не только обличительным, но и проповідницьким - миссионерским, благодаря чему "Отверженные" на Западе часто называли "современным Евангелием", как охарактеризовал его и сам Гюго. Главным образом тема возрождения личности прослеживается в романе на примере главного героя - Жана Вальжана.
Ожесточенное жизнью каторжник, что на наших глазах становится превосходной высокоморальным человеком благодаря доброму поступку епископа Мірієля, который отнесся к нему не как к преступнику, а как к обездоленной существа, что нуждается в моральной поддержке.
Описание, которое дает Гюго своему герою, вполне реалистичен, но, романтик по своей природе, Гюго добавляет ему эффектные гиперболические образы: глаза блестят из-под бровей, "словно пламя из-под груды труска"; "в этой фигуре было что-то зловещее". Превращение героя также чисто романтическое, преобразования после грандиозной очистительной бури, вызванной великодушным отношением к нему епископа.
Вся история Жана Вальжана, что стоит в центре романа "Отверженные", строится на драматических столкновениях и резких поворотах в судьбе героя: Жан Вальжан, что разбивает оконное стекло булочной, чтобы взять хлеб для голодных детей сестры, и осужден за это на каторжные работы; Жан Вальжан, что возвращается с каторги и которого гонят отовсюду, даже из будки собаки; Жан Вальжан в доме епископа, у которого он пытался украсть серебряные ножи и вилки и получил их в подарок вместе с серебряными подсвечниками; Жан Вальжан, что стал влиятельным мэром города и умираюча Фантина, что умоляет спасти ее дитя; Жан Вальжан в столкновении с "неусыпным оком" правосудие - Жавером; Жан Вальжан в деле Шанматьє, что возвращает его в положение преследуемого каторжника; подвиг Жана Вальжана, что спасает матроса с военного корабля "Орион", и его побег с каторги, чтобы выполнить обещание, данное Фантине; Жан Вальжан с крошкой Козеттой на руках, преследуемый Жавером по темным улочкам и завулкам Парижа, и неожиданное спасение в женском монастыре на улице Пікпюс; затем, спустя несколько лет Жан Вальжан в воровском притоне Тенардье, один против девяти негодяев, связанный ними и все-таки сумел освободиться, перерезав веревки с помощью старой монетки каторжника; наконец, Жан Вальжан на баррикаде, где он никого не убивает, но спасает жизнь двух людей: Мариуса и своего преследователя Жавера. Особенности психологизма романа "Отверженные" состоят главным образом в романтично гипертрофированном изображении очистительной бури, что потрясает все основания и все привычное мировосприятие человека.
Жестокой несправедливостью, что всегда испытал среди людей, что привык к ненависти Жан Вальжан "смутно осознавал, что милость священника была самым сильным наступлением, самым грозным нападением, которому он когда-либо подвергался...что сейчас завязалась гигантская и решительная борьба между его злостью и добротой того человека". Борьба эта является борьбой резких романтических контрастов, потому что речь идет о превращении "чудовища" в "ангела", о боли, что "чрезмерно яркий свет причиняет глазам человека, "которая вышла из мрака". В результате этого потрясения Жан Вальжан и становится совсем другим человеком. "Произошло нечто большее, чем превращение, - произошло превращение", - говорит автор. На протяжении романа Жан Вальжан переживает еще несколько душевных кризисов, однако они не столько меняют, сколько укрепляют личность героя в его положительных качествах.
В разделе с характерным названием "Буря в душе", Гюго показывает второй решающий перелом в душе Жана Вальжана, что уже много лет ведет уважительное и добропорядочная жизнь под именем господина Мадлена и вдруг узнает, что какой-то бедолага принят за каторжника Жана Вальжана и должен предстать перед судом.
Что же должен сделать ученик епископа Мириеля? Жан Вальжан не столько думает, сколько переживает болезненные "судороги совести", в нем "бушует буря, вихрь", он спрашивает себя", он слушает голоса, что выходят "из самых темных тайников его души", он " погружается в эту ночь, как в бездну". И опять в основе этой душевной бури лежит борьба между светом и мраком, потому что Жану Вальжану приходится выбирать между двумя полюсами: "остаться в раю и там превратиться в дьявола" или "вернуться в ад и стать там ангелом". Разумеется, он выбирает второе.
Следующей ступенью нравственного развития Жана Вальжана была его встреча с Козеттой. Появление этой юной и беззащитного существа в его жизни придало ей новый смысл. Он отказался от своих социальных идеалов, что хотел претворить в жизнь на посту мэра. Всю свою жизнь он посвящает ей, он никогда не знал настоящей любви, впервые чувствует нежность к этой девочке, и ее любовью дорожит больше всего на свете. Быть рядом с ней - вот главный смысл его новой жизни. И поэтому ему так больно осознавать, что он не имеет права держать ее в монастыре, куда они вдвоем скрылись от преследований Жавера. Он, уже далеко пожилой человек, мечтает дожить свои дни рядом с любящей Козеттой, но в то же время понимает, что не имеет права "обкрадывать" девушку, лишать ее радостей мирской жизни, которых она не знает. Придя к этому выводу, Жан Вальжан немедленно покидает гостеприимный монастырь, переживая ужасные душевные муки. Не менее сложным экзаменом является для Жана Вальжана и столкновения с полицейским инспектором Жавером - его антагонистом. Жавер тоже создан по методу контраста, но уже применительно всем том добром и действительно человечного, чему научил бывшего каторжника епископ Мірієль. Жавер представляет собой то самое нечеловеческое "правосудия", что Гюго ненавидит и обличает в своем романе.
Для Жавера главное - "представлять власть" и "служить власти". "Этот человек состояла из двух чувств - из уважения к власти и ненависти к бунту", но Гюго рисуя характер Жавера преувеличивает эти простые чувства и доказывает их почти до гротеска. Столкновения на баррикаде этих двух героев, олицетворяющих противоположные концепции понимания справедливости, пожалуй, один из самых драматических моментов романа.
Жан Вальжан приобретает духовную победу над инспектором Жавером. Тем самым он является для него тем же, чем для него самого был епископ Мірієль. Эта своего рода цепная реакция добра (епископ Мірієль - Жан Вальжан - Жавер) чрезвычайно важен для концепции романа.
Автор намеренно приводит верного стража законности Жавера, что не привыкли рассуждать, до страшного для него мысли, что каторжник Жан Вальжан "оказался сильнее всего общественного порядка". Ему даже приходится признать "моральную благородство отверженного", что было для него невыносимо. Так Жавер теряет почву под ногами. В нем, как ранее в Жане Вальжані, происходит решающий нравственный переворот. Ведь до сих пор его идеал заключался в том, чтобы быть безупречным служителем закона. Однако добро, по Гюго, выше закона, установленного обществом. Поэтому оно толкает Жавера до страшного для него открытие, что "в своде законов сказано не все", что "общественный порядок не совершенен", что "закон может ошибаться" и т.д. Все, что этот человек верил, рушилось. Эта внутренняя катастрофа - отступление сил зла перед добром, что несет в себе Жан Вальжан, - приводит Жавера до самоубийства.
Людинолюбна позиция епископа Мірієля, выраженная Жаном Вальжаном, сталкивается и с логикой революции, представленной Анжольрасом и его товарищами. Два типа положительных героев, которые соответствуют нравственным критериям Гюго, постоянно возникают и встречаются в "Отверженных". К одному типу относятся активные борцы и революционеры из "Общества друзей азбуки", в другой - праведники, которые руководствуются в своей жизни принципами добра и всепрощения. Такой епископ Мірієль и превратился под его влиянием Жан Вальжан. Писатель не противопоставляет этих персонажей, а делает их союзниками, они у него как бы дополняют друг друга в том непрестанном движении человечества, что Гюго называет прогрессом и которое настойчиво проповедует. Унаследовав моральные идеи епископа, Жан Вальжан делает их основой всей жизни. Даже оказавшись на баррикаде, он не участвует в боевых действиях, а лишь пытается защитить что борются, получив приказ расстрелять своего вечного преследователя Жавера, что проник на баррикаду как шпиона, он отпускает его на волю, продолжая верить, что только добром и милосердием можно влиять на человека. Этим он, конечно идет в разрез с идеями революции (и за это был засуджуваний в свое время советскими критиками).
В разделах посвященных восстанию, фигура Жана Вальжана с его идеями милосердия, естественно отодвигается на задний план героическими образами Анжольраса и Гавроша и тем пафосом революции, что их вдохновляет. Но когда в трагический момент гибели баррикады Жан Вальжан, взвалив себе на плечи тяжело раненного Мариуса, спускается в подземную клоаку Парижа и, двигая в полумраке, среди потока нечистот, десятки раз рискуя жизнью, все-таки спасает юношу от неминуемой смерти - внимание читателей снова переключается на эту человека, воплощающего собой необычная моральное величие.
Недаром этот раздел называется "Грязь, побежденный силой души". Гюго говорит о нем, что "с его струились потоки грязи, но душа была полна неясным светом". То, что Жан Вальжан спасает Мариуса, делает ему чести. Ведь он понимает, что именно этот человек - главная помеха его счастье с Козеттой. В последний период своей жизни Жан Вальжан сам обрекает себя на одиночество, уступив любимую Козетту Мариусу и добровольно устраняясь из ее жизни, чтобы не помешать ее счастью, хотя это самоустранение его убивает. Это самый последний и самый сложный шаг в его жизни, что был винагороджених восторженными молодыми людьми, но, к сожалению, слишком поздно. Однако можно сказать, что Жан Вальжан умирает счастливым, так, как умирают праведники, которые осознают, что полностью выполнили свой земной долг.
Во взглядах Жана Вальжана, представителя народа, Гюго пытался раскрыть свою точку зрения на действительно благородное, гуманное поведение человека, независимо от того, предприниматель такой человек или работник.
Так наряду с героизмом борьбы и революции Гюго в своем романе и воспевает героизм морального величия. Именно такое главное кредо его романа. Нравственную эволюцию в романе переживает и Мариус. На его примере Гюго показывает нам эволюцию сознания молодого человека эпохи Реставрации, пережитую когда-то им самим. Это сложный и многогранный характер, что играет важную роль в концепции "Отверженных". Описывая драматический разрыв Мариуса с его дедом - старому консерватором Жільнорманом и "открытие" отца - полковника Понмерси, что отдал жизнь служению "наполеонівському мечу", Гюго 60-х годов, давно уже преодолел бонапартистські иллюзии своей юности, критически замечает, что, "восхищаясь гением", Мариус заодно восхищался и грубой силой". Мариус, влюбленный в Козетту, Мариус, интимный дневник которого является типичным образцом романтического лиризма очень близок романтическим героям с драм Гюго 30-х годов. Однако этого романтического героя автор ставит здесь в реальную обстановку и заставляет приобщиться к передовым политических движений его времени. Он приводит его в "Общество друзей азбуки" и делает одним из героических защитников июньской баррикады.
Вслед за Анжольрасом Мариус от идеализации Империи приходит к защите республиканской баррикады. В образе Мариуса с его постепенным идейным возмужанием под влиянием конкретной жизненной обстановки особенно наглядные уроки реализма, автор "Отверженных" вобрал в свое творчество во второй половине века.
Мариус - также один из последовательных образов, созданных Гюго. Он, активный защитник баррикады, вроде бы совсем забывает о идейные искания своей юности и о героике баррикад, как только возвращается в свое респектабельное буржуазное семейство, за что А.І.Герцен назвал Мариуса "типичным представителем поколения, мерзие". Не в его пользу говорит и его душевная нечуткость, он охотно верит в то, что Жан Вальжан - беглый каторжник, и надо держаться от него подальше. Лишь благодаря случайности он узнает правду и увлекается душевным величием этого человека. " Все, что есть на свете мужественного, добродетельной, героического, святого, - все в нем!" - с восторгом восклицает Мариус. Антиподами Жана Вальжана, Фантини и других положительных героев романа выступает семейство Тенардье. Изначально находясь в положении лучшем, чем у Жана Вальжана, то есть имея возможность жить честным трудом, Тенардье опускается от владельца трактира до нищего бандита и влечет за собой и жену и дочерей. Только одна Епонина смогла подняться над ними под влиянием любви к Мариусу. Также и маленький Гаврош, совсем не похож на своих родителей, скорее всего потому, что они его и не воспитывали. Он, пожалуй, единственный из Тенардье, кто может быть отнесен к положительных героев, не считая его братьев, но они еще слишком маленькие, хотя в них тоже начинается развитие в сторону лучшего, под влиянием Гавроша. Роман "Отверженные" практически мгновенно приобрел огромную славу во всем мире. Его переводили на множество языков, все передовые люди зачитывались им. Его главные герои, при всем их искусному, детальному-реалистическом воспроизведении, воспринимались все-таки не столько как люди, но как символы: каторжник Жан Вальжан воплощал душевное благородство простого народа, несчастливая Фантина - жертвенность материнства, епископ Мириель - бесконечное милосердие, революционер Анжольрас - героизм и бунтарский порыв в свержении царства несправедливости. Именно поэтому Флобер и Бодлер в один голос сказали о романе: " Человеческих существ там нет". В этом высказывании была доля истины; в "Отверженных" повествуется о исключительные человеческие натуры, одни из которых выше обычных людей по доброте и благородству, другие - ниже по жестокости и подлости, как, например, мародер - трактирник Тенардье. Видимо именно в этом преувеличении, в этой чрезмерности и сказывался романтизм Гюго. Однако его преувеличения оправданы, потому что его герои наделены благородными настоящими чувствами. Гюго неудавано увлекался Мириелем, он неудавано любил Жана Вальжана. Он ужасался, но вполне искренне уважал Жавера. Искренность автора, масштабность образов - великолепное сочетание для романтического искусства. В "Отверженных" достаточно жизненной правды, чтобы добавить романа необходимое правдоподобие. Роман изобиловал не только элементами реальной жизни, но и исторический материал играл в нем важную роль. Разумеется, задача возрождения нравственных идеалов не была прерогативой одних только писателей-романтиков. Совсем не случайно один из французских исследователей, Андре ле Бретон, заметил, что роман Гюго приближается к високоодухотворенному россиянина романа, особенно к творчеству Л.Н. Толстого. Эта близость, состоит в настойчивых поисках моральных образцов, свойственных и Гюго и автору "Войны и мира", подтверждается отзывом самого Толстого, что считал "Отверженные" лучшим романом всей французской литературы XIX века.

Литература:
1. Євніна Е.М. Виктор Гюго. - Москва: Наука, 1976. -215с.
2. Трескунов М. Виктор Гюго: Очерк творчества. - Москва: Гослитиздат, 1954. - 421с.
3. Сафронова Н.Н. Виктор Гюго. - Москва: Просвещение, 1989. - 176с.
4. Моруа А. Олимпио, или жизнь Виктора Гюго / Пер. с фр. Н. Немчиновой Н. Трескунова. - Москва: Книга, 1982. - 416с. 1 1

Кемеровский государственный университет

Факультет Истории и Международных отношений

Кафедра новой, новейшей истории и международных отношений

Курсовая работа по теме:

Виктор Гюго роман «Отверженные» как исторический источник

Выполнила

студентка гр. № И-081

Марченко О.О.

Проверила

к.и.н., доцент

Костромина Н.Г.

Кемерово 2011

Введение ………………………………………………………… ……………..3

Глава 1. Характеристика социального положения во Франции эпохи Реставрации в романе Гюго «Отверженные»… ……………………………….8

Глава 2. События Июльской революции 1830 года…………………………23

Заключение …………………………………………………… ……………….32

Список литературы


Введение

Данная курсовая работа посвящена анализу художественного произведения как исторического источника, и последующее сравнение с данными научных исследователей.

Эпоха Реставрации носит противоречивый характер. Это период промежутком около шестнадцати лет, когда к власти вновь вернулись представители семьи Бурбонов. Людовик XVII и Карл Х не смогли стабилизировать обстановку. Что приводит к новому социальному взрыву – Июльской революции. В романе «Отверженные» изображен именно этот период французской истории.

Актуальность данной темы обуславливается, прежде всего, тем, что многие вопросы об этом периоде остаются дискуссионными. Поэтому интересно проанализировать, как на данные исторические события смотрит их современник и исследователи.

Из актуальности работы вытекает ее значимость . Попытка сравнить взгляды, разобраться в дискуссиях по вопросам истории Франции эпохи Реставрации является необходимой для понимания сути данного явления.

Художественные произведения редко используются в качестве исторического источника. В этом и заключается новизна работы.

Географические рамки работы – территория Франции в эпоху нового времени.

Хронологические рамки исследования были определены нами как период с 1815 года – по 1830 год, получивший в историографии название «Второй Реставрации Бурбонов», который заканчивается Июльской революцией 1830 года.

Нижней границей является 1815 год.

Со времени подписания первого парижского мирного договора 30 мая 1814 года началась первая по счету Реставрация Бурбонов, когда к власти во Франции вернулись представители старой династии. Затем власть узурпируется Наполеоном, и этот период с марта по июнь 1815 года носит название «Ста дней Наполеона». Эти периоды выходят за рамки исследования данной работы, так как в романе «Отверженные» эти события не описываются. Монархия вновь восстановлена после подписания второго парижского мирного договора 22 июня 1815 года. С этого периода в стране начинаются реформы, с которых начинается исследование.

Верхней границей является 1830 год, так как он является поворотным в судьбе последних Бурбонов, и заканчивается приходом к власти новой династии.

Объект исследования: Роман «Отверженные» как исторический источник.

Предмет исследования: Социальная картина во Франции в период Реставрации в романе В. Гюго «Отверженные», причины противоречий и революционных действий 1830 года.

Методы исследования. В настоящей работе использованы как общенаучные методы исследования, так и специально-исторические. К общенаучным методам относится прежде всего анализ источника и научных теорий.

Специально-исторические: сравнительно-исторический подход, который проявляется в противопоставлении взглядов Виктора Гюго и данных научных исследователей по рассматриваемому историческому периоду. Также в работе использован хронологический метод исследования и приемы исторического описания.

Историография:

Тематике Реставрации и последующей за ней Июльской революции посвящено большое количество научных и публицистических работ российских и зарубежных исследователей. В нашем исследовании мы использовали работы авторов, дающих различные точки зрения на события, происходившие в рассматриваемый период времени.

История изучения эпохи Реставрации ведет свой отсчет с первых месяцев после Июльской революции 1830 года. Однако, в настоящей работе использованы научные труды исследователей XX века.

Советский историк А.И. Молок занимался изучением истории Франции 1 . В работе мало информации о Реставрации, однако много внимания уделено классовой борьбе в 1830 году. Несомненные достоинства работы в использовании источников, доступных только на французском языке. Но, будучи представителем марксисткой школы, он рассматривает революцию как классовую борьбу, что свидетельствует об его устаревших взглядах автора.

Следующий этап в историографии Реставрации, и, главным образом, Июльской революции, связаны с именами К. Маркса и Ф. Энгельса. Их труд « Классовая борьба во Франции с 1848 по 1850» 2 использован в настоящей работе. Революции во Франции рассмотрены, как пример классовой борьбы пролетариата против буржуазии. Но выводы о существовании пролетариата в данное время во Франции представляют собой ложные представления, так как в начале XIX века его формирование было в начальной стадии. Речь идет о рабочей силе, прото-пролетариате.

В предисловии, написанном Энгельсом, внимание уделено социальному строю накануне Июльской революции. Недостатки их взглядов в преувеличении роли прото-пролетариата, излишняя критика буржуазии, субъективизм. Однако работа оказала помощь в изучении общественного положения во Франции. Также хорошо описано настроение народных масс перед революцией.

В Советской историографии изучением данных вопросов занимались многие ученые. В настоящей работе использован труд Манфреда А.З. «История Франции» 3 . В работе подробно излагаются события эпохи Реставрации, Июльской революции. Представлена также социальная картина Франции накануне революции 1830 г. Однако на его работе отложен отпечаток марксистко-ленинской идеологии. Что также следует учитывать при работе с данной монографией.

В данной работе использована статья А.В. Ревякин «Французские династии: Бурбоны, Орлеаны, Бонопарты» 4 ., где даны более четкие представления о характере последних Бурбонов и Луи Филиппа Орлеанского. Недостаток работы состоит в том, что мало информации о практической деятельности королей, об их значении в истории Франции.

Также использована и другая работа А.В. Ревякина – «История международных отношений в новое время 5 ». Данный труд посвящен истории международных отношений в Европе на протяжении XIX века. События излагаются достаточно просто, автор постоянно ссылается на источники, что увеличивает объективность информации. Помимо международных отношений описаны революционные события в Европе. Есть сведения о французской революции 1830 года. Недостаток в краткости изложения. Положительное в работах Ревякина – это его более современный взгляд на исторические события, он менее субъективен в своих выводах, нежили другие исследователи.

Целью настоящей работы является: изучение и анализ романа «Отверженные» как исторического источника, и сравнение имеющихся в нем фактов с данными научных публикаций и работ.

Для достижения поставленной цели следует решить ряд исследовательских задач :

  1. Проанализировать и выявить интересующие нас события в художественном произведении, а также мнения и взгляды В. Гюго;
  2. Рассмотреть взгляды современников и последующих исследователей на социальные проблемы 1830 года;
  3. Сопоставить и сравнить мнения Гюго и научных исследователей.

Непосредственным источником настоящей работы будет являться роман Гюго «Отверженные».

Виктор Гюго отличался тем, что его очень интересовала социальная тема, проблема острой общественной дифференциации.

Роман «Отверженные» был написан в 1862 году, он состоит из пяти частей. Его хронологические рамки: от начала Реставрации вплоть до свержения Июльской монархии. Автор был свидетелем изучаемых событий, его произведение является ценным историческим источником.

Структура работы. Цель и задачи исследования определили его структуру. Она состоит из введения, двух глав, заключения и списка источников и литературы, насчитывающего 14 наименований.

  1. Характеристика социального положения во Франции эпохи Реставрации в романе Гюго «Отверженные»

После низложения Наполеона, во Франции снова правили короли из династии Бурбонов. Их относительно короткое правление – около 16 лет – вошло в историю под названием Реставрации.

Это был весьма противоречивый период в истории Франции. С одной стороны, Реставрацию можно определить как либеральное правление. Полного возврата к абсолютизму не было. Это уже не та монархия, что была до событий 1789 года. Согласно Хартии 1814 года, законодательная власть принадлежала Законодательному корпусу, состоявшему из палаты депутатов и палаты пэров. Палата депутатов избиралась на основе ограниченного избирательного права. Избиратели должны были удовлетворять таким требованиям: возраст не менее 30 лет и уплата не менее 300 франков прямых налогов в год. Требования для кандидатов в депутаты были жестче – 40 лет и 1000 франков налогов.

Таким образом, правом голоса во Франции обладали лишь 80 – 100 тыс. человек, а могли быть избранными в палату депутатов того меньше – всего лишь 16 – 18 тыс. Палата пэров назначалась королем из представителей знати и высшего чиновничества. Пэры сохраняли свое место в палате пожизненно. Исполнительная власть принадлежала королю. Он назначал министров, руководил внешней политикой, созывал и распускал законодательные палаты. Ему же принадлежало право законодательной инициативы.

По сравнению с конституциями консульства и империи хартия была довольно либеральна. Некоторые историки считают, что политика Бурбонов соответствовала тезису – «Бурбоны ничего не позабыли и не научились в изгнании» 6 .

По мнению автора работы, данный тезис не характеризует правление Людовика XVIII. Если реакционная политика Карла Х хорошо соответствует этому, то Людовик был достаточно либерален. Возврата к абсолютизму определенно не было. Карл Х же осознавал себя монархом по милости Бога, а не по воле французской нации, а потому и не считал себя связанным в действиях ее мнением. Фактически Карл Х отказался от политического наследия Людовика XVIII, который пытался соединить - и на первых порах небезуспешно - божественное право королей с конституционным правом нации. Карл Х предпочитал видеть в Хартии лишь одну из традиционных "вольностей", даруемых королем своим подданным. Он избрал путь отказа от компромисса 1814 г. и взял курс на радикальные меры.

Другой исследователь придерживается аналогичной точки зрения о Людовике XVIII. Поражение монархии в 1789-1792 гг. послужило для него серьезным уроком. Пожалуй, единственный из Бурбонов он твердо придерживался мнения: или монархия будет дополнена конституцией, или ее уже не будет никогда 7 .

Тем не менее обстановка в стране накалялась с каждым днем. Этому способствовала экономическая политика нового правительства. Сохранение тяжелых налогов привело к волнениям в городе.

То же происходило и в деревнях. Прежние владельцы дворянских и церковных поместий угрожали отобрать у новых собственников приобретенные ими земельные участки и в ряде мест насильственно захватывали их. Закон 5 декабря 1814 г. постановил, что та часть конфискованных земель, которая осталась нераспроданной, будет возвращена бывшим эмигрантам 8 .

На данном этапе исследовательской работы стоит обратиться непосредственно к источнику – роману Виктора Гюго «Отверженные».

Виктор Гюго родился в городе Безансоне в семье наполеоновского генерала. Мать Гюго, набожная католичка, фанатически преданная дому Бурбонов, рассталась с мужем-бонопартистом. Взяв в свои руки воспитание сына, она постаралась привить ему свои взгляды.

Роман «Отверженные» принадлежит к числу самых замечательных созданий Гюго. Изобразив жизнь различных классов французского общества – от падения Наполеона при Ватерлоо до крушения Июльской монархии, - Гюго выступает решительным поборником прав народа на счастливую и свободную жизнь.