Отражение исторических событий в басне и.а.крылова «волк на псарне» подготовила учитель русского языка и литературы рублёва оксана валерьевна мбоу г.иркутска. И.Крылов "Волк на псарне"

И.А.Крылов «Волк на псарне». Отражение исторических событий в басне.

(урок литературы в 5 классе).

1.познакомить пятиклассников с басней И.А.Крылова «Волк на псарне»;

2.развивать навыки анализа литературного произведения;

3.воспитывать любовь к искусству слова, обучать выразительному чтению на примере выразительного чтения известных мастеров слова.

Ход урока

1.Предварительная беседа о ранее пройденных баснях И.А.Крылова.

2.Историко-литературное вступление к басне «Волк на псарне».

В своих баснях И.А.Крылов не ограничивался обличением человеческих пороков. Особую группу в творчестве баснописца образуют так называемые исторические басни. Они связаны с Отечественной войной 1812 года. В них И.А.Крылов выступает как истинный патриот и показывает свою глубокую любовь к Отчизне, народу, уважение к великому полководцу М.И.Кутузову.

В связи с войной 1812 года И.А.Крылов написал шесть замечательных басен: «Раздел», «Ворона и Курица», «Волк на псарне», «Щука и кот», «Волк и Кот», «Обоз». Вершиной же басенного творчества Крылова в 1812 году стала басня «Волк на псарне».

Ворвавшись в Россию с полумиллионной армией, Наполеон надеялся поразить Россию в самое сердце, заняв Москву. Когда же, наконец, завоеватель всей Европы очутился на Поклонной горе и увидел перед собой бесподобную по своей красоте «великую европейско-азиатскую красавицу» Москву, он торжествовал.

4-го сентября 1812 года Наполеон въехал в Московский Кремль, но вскоре вынужден был его оставить: Кремль оказался в кольце огня. Москва была объята пламенем.

Кутузов, оставив Москву без боя, сохранил силы и боеспособность армии, силы же Наполеона иссякли в Бородинском сражении. Наполеон понял это и три раза посылал своих послов с предложениями мира, но ответа не последовало. Нужно было спешно убираться восвояси, и 6 октября 1812 года, в 7 часов утра, Наполеон со своими войсками покинул Москву. Настроение у завоевателя Европы было тягостное и удручённое… Уходившего врага по пятам преследовали передовые части русской армии и партизанские отряды, изматывая и истребляя его силы. Так русский народ под руководством М.И.Кутузова отстоял свою независимость.

3.Выразительное чтение басни (аудиозапись).

4.Анализ басни. Беседа с классом по вопросам.

Какие образы басни являются главными? (Волк и Ловчий)

Почему? (Через них выражен основной смысл басни, отчего их имена и даны заглавными буквами)

Что во внешнем облике и поведении Волка напоминает Наполеона? (Щёлкающий зубами Волк и его остро ощетинившаяся шерсть прозрачно намекают на враждебность Наполеона к русскому народу)

Чем образ Ловчего напоминает нам Кутузова? (Внешне седины Ловчего вызывают в памяти образ престарелого седовласого русского главнокомандующего, а мудрый ответ Ловчего Волку и расправа с ним ясно говорят об историческом решении Кутузова не мириться с Наполеоном, а бороться с ним до его полного разгрома)

В каких словах басни дан намёк на партизанское движение против Наполеона? (Это ясно выражено в словах: «Бегут: иной с дубьём, иной с ружьём»)

5.Язык басни.

Язык басни вполне соответствует её содержанию. Первая часть представляет собой повествование. В ней сообщается о вторжении Волка на псарню, показана быстрая, активная реакция на это событие всего псарного двора. Здесь много действия, оно дано в нарастающем порядке, что передаётся обилием глаголов, а существительные ещё более усиливают динамику и напряжённость события. Вторая часть басни описывает безвыходное положение Волка. Третья и четвёртая части представляют диалог и окончательно раскрывают идейный смысл басни. Здесь особенно интересна своим лицемерием речь Волка. Она отличается просительно-клятвенным тоном и находится в явном противоречии с характером Волка. Последняя, заключительная часть басни – краткая речь Ловчего и его расправа с Волком.

В процессе рассказа учителя ученики читают выразительно басню по частям.

6. Теоретическое понятие о басне как особом литературном жанре.

На материале басни «Волк на псарне» учитель совместно с учениками выделяет составные элементы басни как жанра литературы.

Аллегория

Строй речи

Волк, думая залезть в овчарню, попал на псарню и поплатился за это жизнью.

Под образом Волка подразумевается Наполеон, под образом Ловчего – Кутузов.

Осмеяние Наполеона, задумавшего поработить Россию

«С волками иначе не делать мировой, как снявши шкуру с них долой»

Стихотворная рифмованная речь.

7.Итоги урока.

8.Домашнее задание: подготовить выразительное чтение басни.

Тема урока:

И. А. Крылов. Аллегорическое отражение войны 1812 года в баснях.

Тип урока: Изучение нового материала

Методические приемы: беседа, выступления ребят, выразительное чтение басни, анализ басни.

Оборудование урока: тексты басен, иллюстрации к басням, слайды, портрет И. А. Крылова

Межпредметные связи: музыка, изобразительное искусство, русский язык,

мировая художественная культура, история

Цели урока:

- раскрыть аллегорический смысл басен в изображении участников войны 1812 года

Продолжить обучение элементам анализа эпического текста, умению сравнивать, обобщать;

Формирование прочной нравственной позиции , положительных ориентаций на распознавание истинных героев.

Формируемые универсальные учебные действия:

ЛИЧНОСТНЫЕ

ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ

КОММУНИКАТИВНЫЕ

1. Изучение басни в

контексте

мировой литературы

1. С мысловое чтение

1. У мение формулировать собственное мнение и позицию

2. В оспитание у

учащихся чувства

уважения к

культурному наследию

2. У мение передавать содержание текста

2. П ланирование

(составление плана и

последовательности

действий),

3. О ценивание содержания басни и поступков героев на основе сформированных личностных ценностей.

3. С труктурирование знаний,

выделение информации;

построение логической цепи

ответа, умение составлять

п лан высказывания

3. С троить монологическое высказывание, вла деть диалогической формой речи

4. Анализ текста на основе сравнения

4. Создавать собственный текст, опираясь на мировые образцы

Метапредметные результаты, которые должны быть достигнуты в ходе занятий :

умение самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно

выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и

познавательных задач;

умение определять способы действий в рамках предложенных условий

корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии,

самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации,

строить логичное рассуждение и делать выводы;

владение устной и письменной речью, монологической речью ;

умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с заданной

речевой ситуацией для выражения своих мыслей;

формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;

Лич ностные результаты, которые должны быть достигнуты в ходе занятий :

фор мирование коммуникативной компетентности в процессе образовательной деятельности;

формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного

и ответственного отношения к собственным поступкам;

формирование готовности и способности к саморазвитию и

самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

У: Здравствуйте, присаживайтесь

Кто не слыхал его живого слова?

Кто в жизни с ним не встретился своей?

Бессмертные творения Крылова

Идёт презентация

Мы с каждым годом любим всё сильней.

Со школьной парты с ними мы сживались

В те дни букварь постигшие едва

И в памяти навеки оставались

Крылатые крыловские слова

М. Исаковский

Деятельность ученика

Деятельность учителя

1. Слушают

1. Читает эпиграф

2. Отвечают:

Потому что они употребляются уже независимо от басен Крылова в разных жизненных ситуациях

О басне

2. Беседа по эпиграфу

Ребя та, согласны ли вы со словами русского, советского поэта М. Исаковского?

Почему крыловские слова названы крылатыми?

Так о каком жанре мы сегодня продолжим разговор? (5 мин)

3. – Жанр, род, басня, мораль, аллегория, олицетворение

3. Мотивация

Чтобы разговор получился грамотным и насыщенным, какими понятиями мы должны владеть?

4. Фиксируют определения на листочках

Ребята пишут, сидят прямо

4. Контроль

Вы правы, именно эти понятия нам необходимы для дальнейшей работы с жанром басни. Предлагаю Вам написать определения терминов по вариантам. Поэтому на листочках, которые перед вами, напишите фамилию и класс.

Внимание на доску. (пишут 5 минут ) (слежу за посадкой во время их работы с помощью палочки – выпримлялочки) – сдаём листочки

5. Формулировка цели учащимися

Отечественная война 1812 года

5. Целеполагание

Обратите внимание на годы жизни баснописца. Какие исторические события происходили в этот период времени?

6. Открывают тетрадочки и записывают число и тему урока

Мы должны узнать, в каких баснях

отражаются исторические события,

Образы каких басенных животных

соответствуют главным историческим

персонажам,

Что высмеивает баснописец в этих баснях

Какие исторические события стали

6. Разъяснение целевого момента

Отечественная война 1812 года является яркой страницей в истории нашей Родины, показавшей сплоченность, мужество, самоотверженность нашего народа.

Войне посвящены многие исторические исследования, ее героев воспели поэты и художники.

Мог ли обойти И.А. Крылов в своих баснях эту тему?

Конечно, нет.

Итак, тема нашего урока:

Аллегорическое отражение исторических событий в баснях

И. А. Крылова

Ребята, исходя из формулировки темы урока, чем же мы займёмся? (5 мин )

7. Выступают с рассказом о войне 1812 года

7.- Да, исторические события 1812 года наложили отпечаток на произведения многих авторов. Не обошёл эту войну своим вниманием и Крылов.

А вы что знаете о событиях этой войны? (выступление детей) (7 мин)

8. Физминутка

8. Физминутка ( 3мин) 25мин

9. Учащиеся слушают

9. Объяснение нового материала

Великий русский баснописец Иван Андреевич Крылов многие свои басни написал по следам конкретных исторических событий. Горячий отклик нашла в его творчестве Отечественная война 1812 года. Несколько басен были посвящены ее важнейшим событиям. Сами участники войны высоко ценили творчество баснописца. Популярность басен И. А. Крылова в действующей армии подтверждал К. Н. Батюшков, в письме к своему другу он писал:„Скажи Крылову, что ему стыдно лениться: и в армии его басни все читают наизусть“. Крылов в аллегорической форме выразил свое отношение не только к событиям войны, но и к конкретным участникам этих событий. В его баснях "Кот и Повар", "Волк на псарне", "Обоз", "Ворона и Курица", "Щука и Кот", "Чиж и Еж", "Квартет" и "Лебедь, Рак и Щука", современники узнавали Наполеона, Александра I, М. И. Кутузова.

В баснях Крылова, связанных с событиями Отечественной войны, приводится народная оценка происходящего, и от басни к басне народный характер войны становился для самого Крылова все более отчетливым.

Уже в басне " Кот и Повар " намечается образ Наполеона (Кот Васька плут! Кот Васька вор). Басня высмеивает и нерешительность царя Александра I, в то время как наполеоновская армия уже захватила не одно государство Европы, и император Франции готовился к нападению на Россию: «А я бы повару иному/ Велел на стенке зарубить: / Чтоб там речей не тратить по-пустому, / Где нужно власть употребить»

Другая басня, посвященная войне с Наполеоном - « Ворона и Курица ». В ней повествуется о сдаче Москвы французам, но, так и во всех баснях Крылова, в ней содержится извечный смысл, не зависящий от эпохи и исторических событий:

«Так часто человек в расчетах слеп и глуп. / За счастьем, кажется, ты по пятам несешься: / А как на деле с ним сочтешься - / Попался, как ворона в суп!»

Одной из наиболее его известных басен, посвященных этим событиям, является « Волк на псарне» . В остроумной и тонкой манере Крылов повествует о мирных предложениях загнанного в угол Волка (то есть императора Наполеона).

Крылов послал эту басню фельдмаршалу Кутузову, который прочел ее перед войсками. «Ты сер, а я, приятель, сед», - говорит в басне Ловчий Волку. Намек очевиден: русский полководец был немолод, а серый сюртук императора французов был достаточно знаменит.

Деятельность ученика

Деятельность учителя

10. Слушают (открывают учебник на с.

10. Предлагаю послушать эту известную басню в исполнении мастера слова А. Папанова (слушание с анализом)

11. предлагают варианты прочтения и интонирования

11. отвечаем на вопросы после прослушивания

12. Читаем басню по ролям

12. Ребята, теперь мы сами, учитывая все наши советы актёрам, можем прочитать басню

13. Крылов ещё в рукописи переслал басню Кутузову. Фельдмаршал прочёл басню окружавшим его солдатам и офицерам. Произнося: ты сер,а я, приятель, сед», - Кутузов сдёрнул шапку со своей седой головы, и громкое УРА было приветствием народным как великому полководцу, так и не менее великому баснописцу И. А. Крылову!

14. Д. З. Ребята, на следующем уроке мы с вами поговорим о значении басни в мировом искусстве и о том, что такое эзопов язык. Поэтому к след уроку Вы и приготовите проект авторской басни, учитывая строение басни классической.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Кот и повар

Какой-то Повар, грамотей
С поварни побежал своей
В кабак (он набожных был правил
И в этот день по куме тризну правил),
А дома стеречи съестное от мышей
Кота оставил.
Но что же, возвратись, он видит? На полу
Объедки пирога; а Васька-Кот в углу,
Припав за уксусным бочонком,
Мурлыча и ворча, трудится над курчонком.
«Ах ты, обжора! ах, злодей!» -
Тут Ваську Повар укоряет, -
Не стыдно ль стен тебе, не только что людей?
(А Васька всё-таки курчонка убирает.)
Как! быв честным Котом до этих пор,
Бывало, за пример тебя смиренства кажут, -
А ты… ахти, какой позор!
Теперя все соседи скажут:
«Кот Васька плут! Кот Васька вор!
И Ваську-де, не только что в поварню,
Пускать не надо и на двор,
Как волка жадного в овчарню:
Он порча, он чума, он язва здешних мест!»
(А Васька слушает, да ест.)
Тут ритор мой, дав волю слов теченью,
Не находил конца нравоученью.
Но что ж? Пока его он пел,
Кот Васька всё жаркое съел.
А я бы повару иному
Велел на стенке зарубить:
Чтоб там речей не тратить по-пустому.
Где нужно власть употребить.

С горшками шёл Обоз,
И надобно с крутой горы спускаться,
Вот, на горе других оставя дожидаться,
Хозяин стал сводить легонько первый воз.
Конь добрый на крестце почти его понёс,
Катиться возу не давая;
А лошадь сверху, молодая,
Ругает бедного коня за каждый шаг:
«Ай, конь хвалёный, то-то диво!
Смотрите: лепится, как рак;
Вот чуть не зацепил за камень; косо! криво!
Смелее! Вот толчок опять.
А тут бы влево лишь принять.
Какой осёл! Добро бы было в гору
Или в ночную пору, -
А то и под гору, и днём!
Смотреть, так выйдешь из терпенья!
Уж воду бы таскал, коль нет в тебе уменья!
Гляди-тко нас, как мы махнём!
Не бойсь, минуты не потратим,
И возик свой мы не свезём, а скатим!»
Тут, выгнувши хребет и понатужа грудь,
Тронулася лошадка с возом в путь;
Но только под гору она перевалилась,
Воз начал напирать, телега раскатилась;
Коня толкает взад, коня кидает вбок;
Пустился конь со всех четырёх ног
На славу;
По камням, рытвинам, пошли толчки,
Скачки,
Левей, левей, и с возом – бух в канаву!
Прощай, хозяйские горшки!
Как в людях многие имеют слабость ту же:
Всё кажется в другом ошибкой нам;
А примешься за дело сам,
Так напроказишь вдвое хуже.

Беда, коль пироги начнёт печи сапожник,
А сапоги тачать пирожник,
И дело не пойдёт на лад.
Да и примечено стократ,
Что кто за ремесло чужое браться любит.
Тот завсегда других упрямей и вздорней;
Он лучше дело всё погубит
И рад скорей
Посмешищем стать света,
Чем у честных и знающих людей
Спросить иль выслушать разумного совета.
Зубастой Щуке в мысль пришло
За кошачье приняться ремесло.
Не знаю: завистью ль её лукавый мучил,
Иль, может быть, ей рыбный стол наскучил?
Но только вздумала Кота она просить,
Чтоб взял её с собой он на охоту,
Мышей в анбаре половить.
«Да, полно, знаешь ли ты эту, свет, работу? -
Стал Щуке Васька говорить. -
Смотри, кума, чтобы не осрамиться:
Недаром говорится,
Что дело мастера боится».
«И, полно, куманёк! Вот невидаль: мышей!
Мы лавливали и ершей».
«Так в добрый час, пойдём!» Пошли, засели.
Натешился, наелся Кот,
И кумушку проведать он идёт;
А Щука, чуть жива, лежит, разинув рот, -
И крысы хвост у ней отъели.
Тут, видя, что куме совсем не в силу труд,
Кум замертво стащил её обратно в пруд.
И дельно! Это, Щука,
Тебе наука:
Вперёд умнее быть
И за мышами не ходить.

Басня Крылова "Ворона и Курица"

Когда Смоленский Князь,

Противу дерзости искусством воружась,

Вандалам новым сеть поставил

И на погибель им Москву оставил,

Тогда все жители, и малый и большой,

Часа не тратя, собралися

И вон из стен московских поднялися,

Как из улья пчелиный рой.

Ворона с кровли тут на эту всю тревогу

Спокойно, чистя нос, глядит.

"А ты что ж, кумушка, в дорогу? -

Ей с возу Курица кричит. -

Ведь говорят, что у порогу

Наш супостат".

"Мне что до этого за дело? -

Вещунья ей в ответ. - Я здесь останусь смело.

Вот ваши сестры - как хотят;

А ведь Ворон ни жарят, ни варят:

Так мне с гостьми не мудрено ужиться,

А может быть, еще удастся поживиться

Сырком иль косточкой, иль чем-нибудь.

Прощай, хохлаточка, счастливый путь!"

Ворона подлинно осталась;

Но вместо всех поживок ей,

Как голодом морить Смоленский стал гостей -

Она сама к ним в суп попалась.

Так часто человек в расчетах слеп и глуп.

За счастьем, кажется, ты по пятам несешься:

А как на деле с ним сочтешься -

Попался, как ворона в суп!

Басни Крылова - Ворона и Курица




Каким образом сюжет басни связан с событиями Отечественной войны 1812 года? Ситуация, описанная в басне, воспроизводит события Отечественной войны 1812 года. Наполеон достаточно легко завоевал многие европейские государства так же, как Волк легко справляется с беспомощными овцами. Следующей в захватнических планах французов была Россия. Но на борьбу с войсками Наполеона поднялся весь российский народ: «Волк ночью, думая залезть в овчарню, попал на псарню».


Басня «Волк на псарне», написанная в 1812 году, является откликом на Отечественную войну против французского нашествия. Волк это Наполеон, потерпевший поражение на Бородинском поле; заняв Москву, он понял, что оказался в ловушке, и послал Кутузову предложение о мире, заверяя русского полководца, что желает мира. Кутузов отверг предложение завоевателя и в победоносных сражениях освободил Россию от врагов. Ловчий в басне это Кутузов.


По свидетельству современников, басню «Волк на псарне» И. А. Крылов собственноручно переписал и отдал жене М. И. Кутузова, которая отправила ее мужу в письме. М. И. Кутузов прочитал басню после сражения под Красным собравшимся вокруг него офицерам и при словах «а я, приятель, сед» снял фуражку и потряс наклоненной головой.
























Вывод Всякий захватчик, посягнувший на чужую землю, ищущий легкой добычи, напоминает героя басни Крылова. (Недаром Ловчий говорит не об одном Волке, а об обоих свойствах этих хищников: «волчью вашу я давно натуру знаю...», «с волками... не делать мировой!»).


Интернет-ресурсы

Региональный конкурс методических разработок

уроков и программ элективных курсов

Что общего у басни со сказкой, пословицей, анекдотом ?

Басни Крылова знакомы нам с самого раннего детства. Наша память хранит крыловские образы, и мы обращаемся к ним в самых разных ситуациях. А сколько афоризмов возникло в русском языке именно из басен Крылова!

Какие слова из басен Крылова стали крылатыми выражениями

4. Аукцион «крылатых выражений» из басен Крылова.(2-3 мин)
Ответы учащихся: …

5. Слово о Крылове (учитель)

В наследство от отца Крылову достался сундучок с книгами. Это от отца у него огромная любовь к литературе, чтению. Одиннадцатилетнему мальчику приходилось каждое утро, вместо того, чтобы идти в гимназию, отправляться в тверской губернский суд, чтобы починивать гусиные перья, переписывать бумаги, разносить пакеты, то есть исполнять обязанности подканцеляриста. Только так он мог позволить себе купить книгу. Но именно в это время ему повезло однажды оказаться на торговой площади в толпе простого народа, где ему вдруг « пробило ухо», и он открыл для себя чудесную русскую речь. С тех пор особое его удовольствие заключалось в том, чтобы вслушиваться в нее, растворившись в толпе.

Известно также, что Крылов был весьма одаренным от природы человеком. Он своеобразно играл на скрипке, его карандашные наброски имели поразительное сходство с оригиналом.. При чтении своих басен он легко перевоплощался в ее героев. Он много времени посвятил изучению математики. А чтобы читать в подлиннике басни Эзопа, он овладел древнегреческим языком.

С 13 лет он начал пробовать себя в сочинении стихов, пьесок, басен. Далеко не сразу Крылов нашел свой род литературы. Первый успех пришел в 37 лет. Но этот успех рос как снежный ком, и уже в 1812 году Крылов выигрывает в конкурсе на место в Петербургской публичной библиотеке. Современники вспоминают, что басни его были лакомым блюдом всякого литературного стола. Многие жаловались на его ироничность. Он не высказывался прямо, всегда говорил своим лукавым замысловатым языком все, что думал. В 1809 году вышла книга «».

Но известным всей России сделали Крылова басни, написанные в 1812 году на тему Отечественной войны. Это басни «Раздел», «Обоз», «Ворона и курица», «Волк на псарне», «Щука и кот». На сегодняшнем уроке мы поработаем с двумя баснями: «Обоз» и « Волк на псарне». Почему же Крылова так взволновала эта тема?

6. Биографическая справка – сообщение ученика: (см. Приложение))

Так как в этом году на уроках мы говорим о связи литературы с историческими процессами, то и сегодня мы будем говорить о баснях Крылова, связанных с великим историческим событием – Отечественной войной 1812 года. Нынешний год – юбилейный! Что мы знаем об этом историческом событии?

7. Работа с таблицей

По ходу работы на уроке идет заполнение таблицы (она высвечивается на экране вначале незаполненная ).

Учитель: Наша задача - заполнить эту таблицу, отразив в ней этапы нашей работы.

1 этап: заполнение графы «Историческая основа». Помогает группа историков (класс заранее разбит на группы историков и литературоведов) – Краткая информация на основе учебника «История России. XIXвек.» ,

Историческая основа

Литературоведческий анализ

Война с Наполеоном: причины, уровень подготовки, характер войска, характер войны – с. 22

Полководец Кутузов: назначение, отношения с императором Александром с. 13,23

Отступление русской армии: преемственность в тактике Барклая де Толли и Кутузова с. 23

Бородинское сражение: каков итог? С.24-25

Оставление Москвы: причины? Пожар Москвы – результат действий французов или русских мстителей? с.25-26

Победа в войне; необходимость заграничного похода с.26-29

8. Работа в группах - анализ басни.

Заполнение 2-й части таблицы

Перед выполнением работы обратимся к литературоведческому словарю, чтобы повторить литературные термины, которыми мы будем пользоваться на уроке.

Литературоведам и историкам предлагаются для анализа две басни: «Обоз» и «Волк на псарне». Литературоведам предлагаются карточки с заданиями. Историки приходят на помощь как консультанты с историческим комментарием.

Карточка по басне « Обоз» и « Волк на псарне» для литературоведов.

2. Отметить героев, их действия, речевые характеристики.

3. Найти, кто «спрятан» в аллегориях?

4. Аргументировать свой ответ, доказать, объяснить свой выбор.

Карточка с заданием по басне «Обоз» для историков.

1. Найти в указанных текстах учебника истории информацию о богатом жизненном и военном опыте

2. Найти доказательства молодости Александра I и его неопытности в военных делах

3. Назвать сторонников тактики Кутузова в высших слоях российского общества

4. Назвать сторонников Александра I в его окружении и среди военных

Карточка с заданием по басне «Волк на псарне» для историков

1. Найти в указанных текстах учебника информацию о принятии решения об оставлении Москвы

2. Объяснить товарищам в группе сущность Тарутинского маневра

3. Выяснить, каковы причины пожара Москвы

4. Пояснить, какие доводы приводили сторонники мира с Наполеоном, а какие – противники заключения мира

Историческая основа

Литературоведческий анализ

Как соотносится историческая основа произведения с его литературным воплощением, осмыслением

Война с Наполеоном: причины, уровень подготовки, характер войска, характер войны

Каковы причины обращения баснописца к данной исторической теме?

Полководец Кутузов: назначение, отношения с императором Александром

Каких реальных исторических персонажей изобразил Крылов?

Отступление русской армии: преемственность в тактике Барклая де Толли и Кутузова

Какие черты героев выделяет?

Бородинское сражение: каков итог?

Как влияет выбор жанра на изображение героев и событий?

Оставление Москвы: причины? Пожар Москвы – результат действий французов или русских мстителей?

Какие художественные приемы помогают созданию образов и

Победа в войне; необходимость заграничного похода

Каково мое отношение к героям и событиям произведений?

Чтение отрывка из воспоминаний актёра Игоря Ильинского.

Игорь Ильинский, известный актёр, многолетний исполнитель Крылова, считает, что “чрезмерная нагрузка басен ядом и желчью, так сказать, бичующая манера чтения воздействует на слушателей меньше, чем мудрая, философски добродушная, неотразимо спокойная интонация... Верным Крылову надо быть и в сочетании звериного и человечьего. Часто можно увлечься показом и изображением животных, и уйдёт человеческая психология, а вместе с ней подчас и философский смысл басни. И наоборот, если показывать и изображать только людей, да ещё не очень ярких, не похожих на действующих в басне зверей, в свою очередь уйдёт или, во всяком случае, поблекнет всё неповторимое своеобразие крыловской басни”.

Что такое “бичующая манера чтения”?

Как вы представляете себе “философски добродушную интонацию”?

9. Отчет групп о проделанной работе

Беседа по басне « Обоз». (Слушаем первую группу литературоведов. Обязательно выразительное чтение наизусть заранее подготовленного ученика из данной группы )

Вывод: КОНЬ – ДОБРЫЙ; ЛОШАДЬ – МОЛОДАЯ.

В 1812 году Иван Андреевич поступил на службу в первую российскую публичную библиотеку. Руководителем ее был его друг Алексей Николаевич Оленин (рис. 2).

Рис. 2. Алексей Николаевич Оленин ()

В течение 30 лет Иван Андреевич служил в библиотеке.

Война 1812 года сопровождалась широким общественным подъемом. Писатель написал несколько басен, посвящённых этому событию. Одна из них - «Волк на псарне».

Прочитайте басню (рис. 3):

Разберемся, кто такие герои басни и какие черты в образы Ловчего и Волка заложил автор. Приведём цитаты, которые характеризуют героев (рис. 4):

Обратите внимание, что Волку в басне уделено больше внимания, чем Ловчему. Вот качества героев, которые показывает автор (рис. 5):

Рис. 5. Качества героев ()

Наполеон Бонапарт (рис. 6) думал, что без труда завоюет Россию. Но он, как Волк в басне, почувствовал себя загнанным в угол: на борьбу с ним поднялась не только армия, но и крестьяне.

Рис. 6. Наполеон Бонапарт ()

Именно благодаря этому война была названа Отечественной, потому что на борьбу с врагом поднялось все отечество. Когда Наполеон понял, что завоевать Россию не получится, он написал письмо императору Александру I, в котором просил о перемирии. Михаил Илларионович Кутузов (рис. 7), мудрый полководец, не поверил Наполеону.

Рис. 7. М.И. Кутузов ()

Русская армия оставила горящую Москву (рис. 8), а Наполеон ни с чем возвращался по Смоленской дороге, которую его же войска ранее разбили. Стаи гончих олицетворяют русскую армию в басне.

Рис. 8. Горящая Москва ()

Это короткий стихотворный или прозаический рассказ нравоучительного характера.

Разберем, какая аллегория в басне «Волк на псарне». В баснях обычно присутствуют постоянные аллегории (рис. 9):

Рис. 9. Постоянные аллегории басен ()

Эта басня отличается от типичных басен. Главное отличие в том, что в основе ее сюжета лежат реальные исторические факты. Герои басни не Волк и Ловчий, а М.И. Кутузов и Наполеон. Каждому герою присущи качества животного (рис. 10).

Рис. 10. Ассоциации ()

Значение слова «ловчий» по толковому словарю:

а) тот, кто ведал охотой;

б) приученный к ловле кого-то, тот, кто ловит.

Слово «ловчий» этимологически связано со словом «ловкий» (искусный, умелый, находящий выход из любого положения, хитрый, умный). Носителем этих качеств является М.И Кутузов.

В любой басне есть мораль, вывод. Обычно мораль в басне - это слова автора в начале или конце басни. Мы говорили, что басня «Волк на псарне» отличается от обычных басен. Ее мораль вложена в уста Ловчего (рис. 11).Меркин Г.С. Учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений. В 2-х частях. - Русское слово, 2013.

  • Альбеткова Р.И. Русская словесность. От слова к словесности, 5 класс - 13-е изд., стер. - М.: 2013 - 208 с.
  • Коровина В.Я. и др. Литература. 5 класс. Учебник в 2 частях - 2-е изд. - М.: 2013. Ч. 1 - 303 с.; Ч. 2 - 303 с.
  • Бунеев Р.Н, Бунеева Е.В. Литература. 5 класс. («Шаг за горизонт») В 2 книгах - 2-е изд., испр. и доп. - М.: 2008. - 224 с.
  • Курдюмова Т.Ф. Литература. 5 класс. Учебник-хрестоматия в 2 частях - 13-е изд., стер. - М.: 2011. Часть 1 - 256 с.; Часть 2 - 256 с.
    1. Stihi-rus.ru ().
    2. Hrono.ru ().
    3. Deti-online.com ().

    Домашнее задание

    1. В каком году И.А. Крылов поступил на службу в первую российскую публичную библиотеку?
    2. С какими событиями связано написание басни «Волк на псарне»?
    3. Приведите пример постоянных аллегорий в баснях.