Отношения с учителями. Как правильно общаться с учителем

Давай разберемся по порядку: действительно ли учитель виноват или это ты ведешь себя не совсем верно?

Ответь на следующие вопросы. Только ответь честно.

  • Ты выполняешь все домашние задания?
  • Ты готовишься к уроку и у тебя с собой все что нужно: тетрадь, учебник, тетрадь для самостоятельных заданий?
  • Ты стараешься разобраться в новой теме и понять, что и как?
  • Ты играешь с соседом по парте, болтаешь по телефону и красишь ногти во время урока?
  • Ты вертишься, кукарекаешь и полаешь по классу на потеху одноклассникам?

Если ты ответил «нет» на первые три вопроса и «да» на оставшиеся, то проблема плохих отношений с учителем только в тебе . Понятно, что просто так человек не станет лазить под партами - скорее всего ты просто не понимаешь, о чем тебе рассказывают, но учеба – это твоя работа. И если не удается все понять за 45 минут, то нужно просто подойти и поговорить с педагогом, попросить помощи – это не так уж и трудно, как кажется. Учитель нормальный человек, он в состоянии принять тот факт, что не все ученики могут легко овладеть его предметом и обязательно тебе поможет или подскажет, что нужно делать. Если же ты просто «выделываешься» и зарабатываешь баллы в глазах одноклассников, срывая уроки, то не обижайся – ты выбрал этот путь сам и учитель защищается, как может, даже когда выставляет тебя дураком на весь класс. Делай выводы и меняй тактику поведения.

Если ты ответил «да» на первые три вопроса и «нет» на 4 и 5 – то проблема, скорее, не в тебе, а в учителе. Так бывает, что иногда тебя не любят просто так. И с этим нужно научиться жить – в конце концов, учитель не мама с папой, любить тебя не обязан. Но вот уважать – должен. Если ты понимаешь, что поговорить с учителем и выяснить отношения ты не можешь, боишься или не веришь в результат, попроси родителей помочь разобраться в ситуации. Но информацию нужно преподнести объективно, чтобы не накалить и без того сложные взаимоотношения. Покажи родителям задания, оценки за которые, по твоему мнению, занижены. Или расскажи, как и когда учитель позволял себе нелицеприятные высказывания. Родители должны быть в курсе происходящего, чтобы найти правильное решение в этой ситуации.

Если же и после разговоров с родителями ситуация не изменилась в лучшую сторону – нужно просто перестать обращать внимание на реплики . Вот несколько советов, как справится с этой ситуацией:

После этого иди спокойно на урок, при вопросах учителя по существу, отвечай, прямо глядя в глаза, уверенно и твердо. Не обращай внимания на обидные замечания и заниженные оценки – обидно, конечно, но они не стоят твоих слез. И помни: «Все что нас не убивает – делает сильней», - это сказал немецкий философ Ницше, а ему в жизни досталось и от учителей, и от других людей.

В общем, придется тебе закалять характер. А человек с сильной волей и верой в себя вызывает всегда уважение даже у учителей, которые его не любят.

Надеемся, эта статья поможет вам наладить отношения с учителями.

Как наладить отношения с учителем?

Хотите знать, чем Ваш ребёнок занимается в школе? Чувствуете необходимость дополнять школьное образование домашним обучением? Желаете своевременно узнавать о возникающих у ребёнка проблемах и трудностях? Всего этого можно легко добиться при помощи школьного учителя, однако наладить плодотворный диалог не всегда бывает просто. Ниже приводится несколько советов, как правильно сделать первые шаги.

Не вмешивайтесь в сферу профессиональной компетенции учителя

Прежде всего, помните, что Ваша задача – это получить как можно более полную информацию и сделать на её основании определённые выводы. Не пытайтесь советовать учителю, как ему лучше выполнять работу, не спорьте с ним о методах обучения (за исключением крайних случаев), не пытайтесь доказать, что Ваш ребёнок уникален и ему нужен особый индивидуальный подход. Никто не любит, когда посторонние «суют нос» в его рабочие дела, да и ещё навязывают советы. Поверьте, учителю это тоже не понравится, и диалог будет безвозвратно испорчен.

Приготовьтесь к разговору с учителем

Поскольку Вы будете выступать инициатором встречи, то Вам же и следует взять на себя инициативу в разговоре. Подготовьте вопросы, на которые хотите узнать ответы, продумайте план беседы, подберите нужные слова. Имейте в виду, что ни один учитель не сможет с ходу представить подробный отчёт о жизни Вашего ребёнка в школе, для получения такой информации нужно уметь правильно ставить вопросы и анализировать ответы.

Настройтесь на позитивное и доверительное общение

Отправляйтесь в школу, помните, что в деле обучения и воспитания ребёнка учитель является Вашим естественным союзником, а не врагом. Избегайте резких высказываний и суждений, будьте вежливы и радушны. Объясните учителю собственное понимание ситуации, поинтересуйтесь его соображениями относительно успехов и проблем Вашего ребёнка. В идеале, результатом вашего общения должна стать полная картина поведения ребёнка и в школе, и дома. Вместе вы сможете понять истоки неблагополучных явлений в жизни ребёнка и совместно приступить к их устранению.

Постоянно поддерживайте связь с учителем

Даже если Вы очень заняты работой или сильно устаёте за последнее время, не прерывайте связь с учителем. Любое общение становится от раза к разу плодотворнее и доверительнее. Потратив много сил на установление взаимопонимания с учителем, старайтесь удержать достигнутые результаты, иначе потом всё придётся начинать заново.

Старайтесь вникать в особенности школьной жизни

Конечно, речь не идёт о посещении занятий или тотальной слежке за ребёнком, однако, не поняв обстановки, в которой ребёнок находится в школе, Вы вряд ли поймёте его поведение. Посетите учебные классы, загляните в столовую, узнайте больше о школьном образе жизни и ежедневном быте. Излишне говорить, что в каждой школе имеется собственный внутренний распорядок, установленные правила и традиции. Изучив всё это, Вы сможете лучше понимать полученную от учителя информацию и свободнее ориентироваться в разговоре.

Связь между домом и школой, установленная Вами через беседу с учителем, поможет ребёнку лучше адаптироваться к тому сложному и опасному миру, который ждёт его за пределами любящей семьи.

Школа - новый период взросления ученика. В возрасте 6-7 лет у маленьких учеников изменяется ведущая деятельность, они постепенно начинают вникать в правила взрослого мира, когда нужно делать не то, что хочется, а то, что нужно. Постепенно ведущая игровая деятельность заменяется учебной. Но не у всех этот процесс проходит гладко. Что делать родителям, если они заметили плохое отношение учителя к ребенку?

Приходящим в школу первоклашкам нелегко. Они должны в максимально сжатые сроки перестроиться на учебный процесс, а это значит, что нужно оставить свои игрушки, сидеть смирно более 30 минут и стараться понять, что именно хочет донести учитель. Здесь возникает еще одна сложность - восприятие преподавателем школьников и наоборот.

Младшему школьнику приходится привыкать к тому, что какая-то чужая тетя (уже не мама или папа) диктует совсем другие правила поведения. Хорошо, если эта тетя сразу восприняла всех детей одинаково, но что делать, если ни с того ни с сего возникло предвзятое отношение учителя к ребенку? Рассмотрим ниже причины такого восприятия ученика и пути решения нарастающего конфликта.

Возможные причины конфликтов с учителем

Межличностные отношения детей с учителем важны на протяжении всего учебного процесса. Более того, от них во многом зависит успеваемость того или иного ребенка. Каковы причины плохого отношения преподавателя к ученику?

  • Несоответствие поведения ученика требованиям преподавателя

Не каждый дошкольник сразу приходит в школу для получения знаний. «Маленькие двигатели» в начальной школе не осознают, для чего им нужно все запоминать и учить. Это нормально, так как произвольное внимание и память (когда человек осознанно стремиться запомнить) в возрасте 6-7 лет еще не до конца сформированы.

Преподаватель же, как можно быстрее, стремится переделать пришедшего дошкольника в образцового ученика. Если ребенок не поддается «дрессировке», педагог испытывает недовольство, а иногда беспомощность. Чтобы заглушить в себе эти чувства, он своим предвзятым отношением показывает, что ситуация у него под контролем. Чаще всего такие школьники в итоге становятся «изгоями» у преподавателя.

  • Сложное усвоение материла ребенком

Каждый человек уникален, имеет свои наклонности, способности и таланты. Школа немного усредняет всех, чтобы удобно было преподносить материал для обучения. От преподавателя зависит, что запомнит ученик после подачи информации.

В классе собираются ученики с разным уровнем подготовки и мотивации к обучению, а также характерологическими особенностями. Конечно, педагогу легко работать, где сидят способные детки, готовые впитывать, как губка, все сказанное учителем. Но в любом классе находится пара-тройка человек, которым трудно воспринимать преподаваемый предмет.

В ходе совместной работы возникает оценочное отношение учителя к детям. Оценивая знания, педагог иногда начинает оценивать ребенка, его личностные особенности. А это уже негативно влияет на самооценку ученика и его восприятие окружающего школьного коллектива.

  • Личностные качества педагога

В нашей стране недовольных преподавателей условиями своего труда и его оплаты возрастает. Но это ни в коем случае не должно сказываться на их отношении к детям. К сожалению, далеко не все педагоги это понимают, срываются на учениках и к своим детям формируется негативное отношение учителя.

Ребенку трудно понять, в чем он провинился, и он склонен к расстройству, разочарованию из-за такого поведения взрослого человека.

Иногда преподаватели не в состоянии абстрагироваться от собственных проблем, или проявляются их личностные качества, не допустимые в осуществлении учебного процесса. Педагоги ведь тоже люди, но они, как никто другой, должны контролировать свою раздражительность, мстительность, грубость, самодовольство и другие проявления характера.

Как наладить отношения с педагогом?

Если конфликт между педагогом и школьником нарастает, родителям иногда нужно срочно вмешиваться, чтобы не навредить своему чаду. В начальной школе такие неприятные ситуации практически не встречаются, так как отношение ребенка к первому учителю уважительное, он идеализирует взрослого.

Если педагог не скомпрометировал себя, ребенок будет уважать его всю свою жизнь. В возрасте постарше дети уже могут оценить поведение и компетентность педагогов. Они знают, что учитель в отношении детей не должен делать. И когда видят несоответствие своих знаний и поведения педагога, его авторитет резко падает. Как наладить отношения с учителем ребенка?

  1. Разговор по душам. Родитель должен быть внимательным к изменению поведения своего школьника. Если ребенок становится замкнутым, протестует против школы и не хочет туда идти, при упоминании об учителе замолкает или резко негативно о нем отзывается, - это повод поговорить по душам. Не задавайте прямых вопросов, ученик их может испугаться и закрыться еще больше. Спросите о том, что нового он узнал на уроке у конкретного преподавателя (если это уже средняя школа), какая обстановка была в классе. В процессе беседы обратите внимание на высказывания ребенка по типу: «я сделал..», « я подумал…», «мне учитель сказал…», «он посмотрел на меня…» и другие фразы, касающиеся взаимодействия педагога и ученика.
  2. Общение с учителем. Если в конфликтной ситуации учитель проявил некорректное отношение к ребенку, особенно на виду у одноклассников, оставлять без внимания этот факт нельзя. Родителю обязательно нужно пообщаться с педагогом. Это общение должно носить характер сотрудничества, но никак не претензии (если нет прямой угрозы здоровью или жизни ребенка). Постарайтесь узнать у преподавателя, что стало причиной конфликта, негативного отношения. Обозначьте принципы своей семьи и постарайтесь их соотнести с требованиями учебного процесса.
  3. Опять разговор по душам. Говоря об общении родителя и школьника, стоит отметить, что оно не должно происходить только, когда назревает какая-либо проблема. Ребенок должен иметь доверительные отношения с мамой и папой - это главное условие решения конфликтных ситуаций в школе. Объясните своему чаду, что всем людям свойственно ошибаться и педагог не исключение. Постарайтесь не настраивать его отрицательно по отношению к преподавателю. После анализа конфликтной ситуации стоит поработать над формированием правильной мотивации к обучению.

Для успешного обучения школьника родитель должен быть в постоянном общении с учителем и ребенком. Только в такой триаде отношений возможно конструктивное решение конфликтов, преодоление личностных проблем и построение дружеских отношений между учеником и учителем.

Людмила Редькина, психолог, специально для сайт

Полезное видео

Отношения с учителями.

Как быть, если у ребенка возник конфликт с учителем?

Во-первых, еще до разговора с педагогом попробуйте понять, что происходит. С точки зрения вашей, учителя, ребенка. Не забывайте, что интересы и желания ребенка не всегда совпадают с целями и желаниями взрослых.

Затем внутренне, психологически подготовьтесь к предстоящему разговору с учителем. Не исключено, что учитель сразу станет защищаться или, наоборот, нападать на вас. Этому его научил прежний, не всегда приятный опыт общения с родителями. Постарайтесь убедить его, что вы ищете выход из ситуации, а не козла отпущения.

Полезно будет овладеть грамотной техникой ведения беседы. Она не раз вам пригодится в других сложных ситуациях. Вот один из приемов. После того как собеседник закончил очередную мысль, скажите: "Если я вас правильно понял(-а)..." - и кратко повторите то, что он только что говорил. Он подтвердит, что понят правильно, и вы можете начать высказывать свое мнение.

В результате разговора может выясниться, что одна сторона права, а другая - нет. Если виноваты вы или ваш ребенок - придется извиниться. Не бойтесь, что это вас унизит. Вы испытаете облегчение и усиление чувства собственного достоинства.

Если не прав учитель, но не находит в себе сил извиниться, попробуйте понять его. Не старайтесь во что бы то ни стало добиться признания вины. Ведь учителю сделать это труднее, чем представителю любой другой профессии. Существует же стереотип, что педагог не имеет права на ошибку. Скорее всего, он внутренне осознает свою вину и изменит свое отношение к ребенку. Если нет - придется искать другие пути разрешения конфликта.

В случае если не прав был учитель, вам предстоит объяснить это ребенку. Не бойтесь подорвать авторитет взрослого. Если ребенок поймет, что всем людям свойственно ошибаться, это существенно облегчит его собственную жизнь (да и вашу тоже). Если ошибетесь вы, вам не придется изворачиваться перед ребенком, чтобы скрыть свой промах. Скажите просто: учитель ошибся, потому что устал, или спешил, или был чем-то расстроен, обижен. Скорее всего, так оно и было на самом деле. Обычно детей вполне устраивает такое объяснение, и они успокаиваются.

Если не прав был ребенок, вместе с ним спокойно обсудите, как можно исправить ситуацию. Не давите на него своим опытом. Пусть он попробует сам предложить выход, наиболее приемлемый для него. Тогда можно надеяться, что конфликт благополучно разрешится. Если вы чувствуете, что ребенок не готов пока к извинению или другим шагам, предупредите учителя и сделайте это сами. Попросите пока ни на чем не настаивать. В дальнейшем вы найдете путь к примирению, который устроит обе стороны.

Как найти выход из "безвыходной" ситуации?

Из ситуаций, которые не связаны с чьей-то неопытностью или случайной ошибкой, выйти труднее. Затяжные конфликты возникают, например, если родители недовольны педагогическим стилем учителя, считают его подавляющим или, наоборот, слишком мягким. Учитель может считать, что ваш ребенок неспособен справиться с программой, а вы утверждаете, что дело не в ребенке. Вариантов может быть много. В таком случае придется выбирать один из трех способов поведения.

1. Первый способ : забрать ребенка из класса или из школы. Такой путь не всегда приносит облегчение. Трудно предсказать, как сложится школьная жизнь ребенка там, куда вы его переведете. Ему еще не раз придется столкнуться с людьми, которые будут оценивать его не так, как хотелось бы ему или его родителям. Возможно, полезнее для ребенка приобрести опыт общения с разными взрослыми и разными детьми. Но если вы чувствуете, что возникшее психическое напряжение ему не по силам, - переводите в другую школу.

2. Второй способ : поставить учителю условие, чтобы он изменил свое отношение к ребенку. Вы чувствуете свою правоту, но не хотите менять класс, вас устраивает школа, учебная программа. Вы просто хотите, чтобы учитель изменил свое поведение. Способ довольно рискованный. Прежде чем им воспользоваться, оцените свои силы. Продумайте свои ходы и меры, которые можно предпринять, если учитель не только не выполнит ваших требований, но и решит помериться с вами силами. Думайте, прежде всего, о последствиях для ребенка.

3. Третий способ , самый естественный и универсальный: если нельзя изменить ситуацию, нужно изменить свое отношение к ней. Ваша задача - помочь ребенку сохранить нормальную самооценку. Объясните, что отношение к нему не всегда зависит от его достоинств и недостатков. Помогайте ему при затруднениях в учебе. Он должен чувствовать уверенность в своих силах и в то же время уверенность в вашей поддержке. В разговоре с учителем дайте понять, что вам ясна его точка зрения, но ваш опыт подсказывает вам другое. И вы просите учесть свои пожелания.

Немаловажный момент в школьных конфликтах - обращение в различные инстанции, от администрации школы до городского отдела образования и выше. Конечно, вы будете действовать в соответствии с вашим жизненным опытом и темпераментом. И все же предпочтительнее попробовать разрешить ситуацию сначала в стенах самой школы. Если не получится - обращайтесь в районный комитет образования. Установка там в последнее время однозначная - учитывать, прежде всего, интересы ребенка.

Как избежать конфликтов с учителями? На все эти вопросы мы постараемся найти ответы.

Преподаватель — это человек, который учит, причем не только своему предмету. Часто учителя говорят тебе, как нужно думать, что считать правильным, а что нет. Но у тебя есть свое собственное мнение, ведь тебе не пять лет! И что с того, что оно отличается от точки зрения учителя? Ты и сама прекрасно все знаешь!

Знаешь-то знаешь, кто бы спорил. Но не думай, что учитель желает тебе зла. Пусть иногда тебе и кажется, что замечания учителей глупы и они только и делают, что ищут, к чему придраться, помни: учителю совершенно нет смысла портить тебе жизнь. Если он и говорит что-то обидное для тебя, то делает это в большинстве случаев для того, чтобы уберечь тебя от ошибок, за которые потом ты будешь винить себя. Тебе кажется это пустыми словами? Что же, бывают и исключения.

Вполне вероятно, что ты уже сталкивалась с ярко выраженной нелюбовью учителя к тому или иному ученику. Возможно, и тебе приходилось терпеть несправедливые укоры и замечания. Но учителя не монстры, и даже если на тебя повысили голос, это не означает, что тебя хотели унизить или оскорбить. Подумай, ведь и у тебя бывает плохое настроение, а учитель такой же человек, как и ты.

У него тоже случаются неприятности, но, в отличие от тебя, их он должен решать самостоятельно, не показывая своих переживаний окружающим. Представь себе, как это сложно, когда вдобавок ко всему появляются проблемы на работе в виде ничего не желающих знать учеников. Тут кто угодно выйдет из себя!

Настоящий учитель всегда желает добра своим ученикам. Для него каждый учащийся в первую очередь личность. И долг каждого учителя научить не только своему предмету, но и привить самостоятельность, разумность и умение отвечать за свои поступки. Пусть ты успешно разбираешься в компьютерах и знаешь, как пройти ту или иную игру, согласись: опыта у взрослого человека в некоторых областях гораздо больше, чем у тебя. Так почему бы не прислушаться к тому, что говорят учителя? Возможно, тебе это пригодится, и ты не раз будешь вспоминать мудрую химичку или литераторшу, которая в свое время подсказала тебе, как решить сложную жизненную проблему. Хоть тебе и кажется, что ты лучше знаешь, как себя вести, порой и взрослые люди дают дельные советы.

Но что делать, если учитель откровенно тиранит тебя? К сожалению, не все взрослые люди готовы принять мнение человека, который младше их по возрасту. Естественно, тебе не нравится, когда навязывают свое мнение. Но и переубедить такого учителя у тебя не получается. Сколько бы ты ни отстаивала свою точку зрения, учитель попросту тебя не слушает. Такие педагоги поступают согласно принципу «или по-моему, или никак».

Что делать в таком случае? Бороться с подобной философией бесполезно — потеряешь и время, и силы. Выход есть: покажи, что ты слушаешь учителя, понимаешь его и соглашаешься с ним. Поверь, даже если учитель неправ, ты с таким подходом выйдешь победителем, сохранив здравый ум и трезвую память. А упираться и с пеной у рта доказывать собственную правоту в данном случае занятие бесполезное, Да и хлопотное. При всем своем желании ты не изменишь человека, который к тому же старше тебя.

Не всегда легко примириться с характером учителя. Тут главное помнить, что школа — не полигон для военных действий с учителями, а место, куда ты приходишь учиться. Твоя задача прежде всего получить знания, нужные и ценные для тебя. Учитель помогает тебе в этом. Поэтому относись к его недостаткам спокойно, даже если тебе и кажется, что это невозможно. Он придирается к тебе или поступает несправедливо? Все равно постарайся не идти на конфликт. Стисни зубы и не провоцируй учителя на скандал. Как говорится, поворчит и успокоится, а ты сумеешь избежать конфликта со всеми вытекающими последствиями.

Что делать, если тебе ставят несправедливые оценки

Наверняка уже случалось, что за ответ на уроке тебе ставили заниженную оценку. Ты была уверена, что твой ответ заслуживает пятерки, а в журнал ставят четыре, а то и три. Обидно до слез. Сидишь и думаешь: зачем вообще учиться, если все равно тебя оценивают несправедливо? Предмет-то ты знаешь, а преподаватель почему-то так не считает.

Что делать в такой ситуации?

1. Будь уверена в своих знаниях! Если ты внутренне настроена решительно, то и учитель поймет, что ты знаешь предмет. А вот робким и неуверенным в себе ученикам куда труднее. Согласись: самый точный и правильный ответ звучит по меньшей мере неубедительно, если его произносят дрожащим тихим голосом.

2. Возможно, твой ответ показался учителю недостаточно полным. Попроси его задать тебе дополнительный вопрос.

3. Спроси учителя, что именно ему не понравилось в твоем ответе. Не бойся, так ты покажешь, что тебе небезразличен его предмет. Возможно, вы вместе сможете прийти к общему выводу о том, какой оценки заслуживает твой ответ.

4. Если же учитель не хочет тебя слушать и все равно ставит оценку, которую ты не заслужила, смело требуй, чтобы тебя опросила комиссия из нескольких преподавателей. На таком опросе присутствует как минимум три учителя-предметника. Если ты знаешь тему и тебе нечего бояться, будь уверена в своих силах!

5. Всегда говори родителям о своих проблемах с учителями. Взрослые люди лучше понимают друг друга. Очень часто именно родители дают правильный совет, как решить ту или иную проблему. Кроме того, взрослые легче находят решение, которое устраивает обе стороны.

6. Если учитель все же поставил тебе заниженную оценку, ни в коем случае не груби и не дерзи ему! Знаешь присказку «Я злой, и память у меня хорошая»? Среди учителей встречаются люди с очень хорошей памятью! Так зачем тебе лишние проблемы? А припомнить тебе все злопамятный учитель может в самый неподходящий момент. К примеру, испортит оценки за четверть или, того хуже, поставит не удовлетворяющую тебя оценку в аттестат.

Если учитель придирается по пустякам

Постоянные конфликты, придирки, а то и оскорбительные выпады по отношению к тебе — такое кого угодно выведет из себя. Что делать, если учитель выказывает открытую неприязнь?

Во-первых, не принимай все это близко к сердцу. Конфликт возникает часто не потому, что учитель плохой человек, а просто из-за различия темпераментов. К примеру, учитель порывистый, импульсивный человек, а ты, напротив, спокойная и неторопливая. Конфликт возникнет по той причине, что преподаватель оценивает знания по внешним проявлениям. А если ты не можешь тут же дать ответ на вопрос и долго думаешь, учитель может решить, что ты просто не знаешь предмет. В силу особенностей своего темперамента такой учитель попросту не замечает глубины твоего мышления или неординарного подхода к вопросу.

Нередко учителя придираются к ученикам, которые по- своему решают проблему. К сожалению, не все педагоги понимают, что у тебя своя точка зрения, отличная от их собственной. Ты можешь искать новые способы решения задачи, но из-за того, что они отличаются от предложенных учителем, он заранее считает твой ответ неверным. А твое «неповиновение» расценивается как бунт и выводит учителя из себя. Если, вдобавок ко всему, учитель слишком эмоционален, он может открыто накричать на ученика или вообще оскорбить его на глазах у одноклассников. После такого публичного оскорбления хочется сквозь землю провалиться...

Если на тебя накричали перед всем классом, не впадай в отчаяние и не показывай, что ты обижена! Наверняка ты слышала, что есть так называемые энергетические вампиры. Эти люди получают удовольствие от конфликтов с окружающими. Для них важно вызвать ответную реакцию на крик — слезы, истерику... А учитель-вампир получает дополнительное преимущество, ведь он изводит учеников, которые находятся в зависимом положении, поэтому не могут дать достойного отпора.

Знаешь, как победить энергетического вампира и не позволить ему питаться твоей энергией? Прежде всего, никак не реагируй на выходки мучителя! Мысленно отгородись от про- исходящего. Думай о чем-нибудь своем — например о том, как проведешь выходные или куда пойдешь гулять после уроков. Если ты читала книги про Гарри Поттера, наверняка помнишь дементоров — существ, наполняющих душу отчаянием и забирающих радость. Единственный способ борьбы с ними — воспоминание о каком-то радостном и счастливом моменте. Не напоминает ли это учителя-вампира, забирающего энергию? Воспользуйся «магией»: приятные мысли отпугивают энергетического вампира точно так же, как настоящего — чеснок!

Стресс: как с ним бороться?

Смех — лучший помощник в борьбе со стрессом. Это люди установили еще давно, и, как показала практика, такой способ оказался очень эффективным.

Представь, что на тебя кричит учитель. А теперь вообрази, что у него выросли заячьи уши, он стал похож на саблезубую белку или уселся на трехколесный велосипед.

Смешно? Так вот, необязательно, чтобы все, что ты представила, происходило на самом деле. Главное — вообразить нелепую ситуацию, случившуюся со «зловредным» учителем, как можно правдоподобнее. Ты ведь не боишься того, что является смешным? Вот и учителя не бойся.

Относись к придиркам проще: представь, что это игра, в которой ты сама выбираешь себе роль. Иногда полезно понаблюдать за происходящим со стороны, как будто ты не участник действия, а всего лишь зритель.

К тому же придирки учителей — совсем не самое страшное, что может случиться в жизни. Спроси у мамы или папы — наверняка и им приходилось несладко в школе. Вполне возможно, что твои родители расскажут, как их изводил «злобный» физрук, заставляя бегать по пять километров, или отчитывала перед всем классом всезнайка географичка за незнание разницы между меридианами и параллелями. Сейчас-то родители вспоминают свои школьные годы с улыбкой, но представь, каково им приходилось в твоем возрасте!

Это страшное слово «экзамен»

Если с ежедневными придирками можно как-то бороться, то что делать, когда предстоит испытание посерьезнее?

Экзамен — это не шутки. Его результат порой может изменить всю твою жизнь! При этом экзамен в какой-то степени является лотереей. Вытянешь счастливый билетик — удача в кармане, а не повезет, так хоть все ответы знай, все равно завалят. Ведь оценка на экзамене зависит не только от того, как ты готовилась, но и от учителя, которому ты будешь его сдавать.

Как найти общий язык с экзаменующим тебя учителем? Для начала определи, какому экзаменатору тебе предстоит сдавать экзамен.

Итак, тебе достался...

Учитель-педант

Такой преподаватель любит, когда ученик «разжевывает» каждое утверждение, дословно приводит цитаты и постоянно ссылается на источники. Подобные учителя требуют тщательного ведения конспектов, в которых все аккуратно записано по пунктам. Поэтому покажи себя усердной и старательной ученицей. На экзаменационном листке напиши пошаговый план ответа на вопрос — не сомневайся, такое серьезное отношение к предмету сделает тебя выше в глазах экзаменатора. Не стесняйся проявить внимание к предмету учителя — приведи точные объяснения, которые он давал на уроке.

А вот чего делать не надо, так это с самоуверенным видом утверждать, что ты знаешь все по данному вопросу или что ты знаешь вопрос на отлично. Согласись, подобные заявления вызывают желание «завалить» зарвавшегося ученика! Поэтому отвечай без лишней самоуверенности, по делу.

Еще одна маленькая хитрость. В каждом вопросе ты можешь найти пару направлений, которые знаешь, и углубиться в них настолько сильно, насколько позволяют твои знания. Только помни: если ты все-таки не очень хорошо владеешь темой, не лезь в дебри! Иначе велик риск запутаться и наделать ошибок.

Эмоциональный учитель

Противоположностью учителю-педанту является эмоциональный учитель.

Такой экзаменатор ждет от тебя не только глубоких знаний, но и увлеченности его предметом. Поэтому приготовься вспомнить интересные факты касательно экзаменационного вопроса, примеры из своей собственной жизни и даже анекдоты про людей, занимавшихся данной наукой. Рассказывай увлеченно, не скупись на эмоции. Вот увидишь, экзаменатор будет слушать тебя с нескрываемым удовольствием!

Быстрый учитель

Есть экзаменаторы, которые прежде всего ценят скорость ответа. Если тебе попался быстро соображающий учитель, приготовься сразу отвечать на вопросы, избегая пауз и заминок. Их экзаменатор воспримет как незнание.

При этом ты можешь допустить несколько ляпов или ошибок. Если они не слишком значительные, учитель не придаст им значения. Главное, чтобы твои ответы были краткими и исчерпывающими. «Воду лить» при общении с таким учителем не выйдет.

Артистичный учитель

Такой экзаменатор не потребует от тебя глубокого знания предмета. Но он высоко оценит твой ответ в том случае, если ты будешь лихо сыпать специальными терминами, мудреными словечками, изощренными формулировками. Высшим пилотажем будет, если ты в точности процитируешь все определения, которые оп давал на уроках. Поэтому на всякий случай записывай за таким учителем его перлы — кто знает, глядишь, это пригодится тебе на экзамене.

Упертый учитель

Для упертого учителя существует только две точки зрения: его и неправильная. Твоя задача — угадать правильную и далее отвечать по намеченному плану.

Творческий учитель

Ты наверняка слышала о таких учителях. Чаще они преподают в университетах, но и в школе можно встретить педагога, который не просто излагает во время урока основные положения темы, а пытается прямо на занятии найти ответ на поставленную задачу или выбрать наилучшее объяснение темы. Этот учитель может запросто погрузиться в раздумья, начать размышлять вслух и напрочь забыть о шумящем классе. Если тебе попался подобный экзаменатор, радуйся: отвечать ему одно удовольствие! Погрузись в глубокую задумчивость, начни думать вслух, выскажи свое мнение по данному поводу — учитель все это воспримет на ура. А уж если ты втянешь его в дискуссию, есть немалая вероятность того, что он сам ответит на свои же вопросы!