Отношение киевской руси с соседями кратко. Отношения киевской руси с ее соседями

Первые 200 лет нашего Отечества отмечены двумя поэтапными направлениями внешней политики. Первое из них – это отношения с Византией и сопредельными странами Востока. Военные походы и попытки русских князей укрепить свои позиции в устьях Днепра и Днестра, в Крыму и па Тамани периодически приводили к военным конфликтам с Византийской империей – в 907, 911, 941, 944 гг. Каждый раз заключение мирных договоров сопровождалось выработкой условий для ведения торговли Руси с Константинополем. Так, по договору 944 г. русские купцы-послы по предъявлении грамоты от князя получали специальное посольское содержание. Они жили на своем подворье в предместье Константинополя, подчинялись специальным правилам перемещения в городе (группами, без оружия и в сопровождении чиновников), платили пошлины и получали па обратную дорогу продовольствие и снаряжение от греческих властей. Особо регулировались наказания за имущественные преступления и возвращение беглых рабов.

В политической сфере договоры, как правило, закрепляли союзнические отношения, и следствием их были походы русских в 909–913 и 945 гг. на Каспий против мусульманских владетелей Закавказья. Сын Игоря выдающийся древнерусский полководец князь Святослав (945–972) в военных походах 964–965 гг. разгромил слабеющий Хазарский каганат, прошел по Предкавказью, победил "ясов и касогов" (алан и адыгов) и основал русское княжество на Таманском полуострове – Тьмутаракань. С 967 г. Святослав попытался включить в сферу своего влияния Болгарию и утвердить центр своей державы на нижнем Дунае. Он разделил Русь между сыновьями и перенес свою резиденцию в захваченный город Переяславец, где, по сообщению летописца, видел "середу земли моей, яко ту вся благая сходятся". Эта политика привела к столкновению с Византией: в новой войне коалиция славян, болгар, венгров и печенегов потерпела поражение. По договору 971 г. Святослав вынужден был уйти из Болгарии и по дороге домой был убит печенегами у днепровских порогов.

В эпоху правления Владимира Святославича и Ярослава Мудрого далекие походы русских дружин прекратились: основные восточнославянские земли уже консолидировались и наступило время для внутригосударственного строительства. Владимир заключил новые союзы с Византией, а Ярослав вступил в союз с германским императором Генрихом II против Польши и в итоге в 1031 г. с соседней страной были установлены мирные отношения и определены границы в районе современного Бреста. У могущественного главы державы Рюриковичей искал поддержки изгнанный норвежский король Олаф Святой. Одна дочь Ярослава, Анна, была выдана замуж за французского короля Генриха I, другая, Елизавета, – за брата Олафа, короля Харальда Смелого. Сына Изяслава князь Ярослав женил на польской принцессе, Всеволода – на византийской. Пытаясь утвердить независимость русской церкви от константинопольского патриарха, Ярослав добился избрания духовенством первого русского митрополита Илариона, который в своем "Слове о законе и благодати" с гордостью говорил, что его страна "ведома и слышима всеми концами земли".

С конца X в. главным направлением политики становится защита русских земель от кочевников. Князь Владимир Святославич приступил к созданию общегосударственной системы обороны пограничных со степью областей. Эта грандиозная оборонительная система создавалась не на пустом месте. До сих нор продолжаются споры о времени создания и назначении так называемых Змиевых валов – частично сохранившихся до нашего времени па Украине многокилометровых земляных сооружений. Вероятно, что это древнейшие из известных нам славянских укреплений на границе со степью. Более точные сведения имеются начиная с X–XI вв., и на основании летописных известий и раскопок можно реконструировать систему организации обороны Руси от набегов кочевников. Известные по былинам "заставы богатырские" кое-где сохранились до сих пор – это десятки городищ-крепостей вокруг Киева и ниже его по притокам Днепра с обеих сторон. Броды на самом Днепре также охраняла система крепостей – Канев, Витичев, Заруб, чьи сигнальные огни могли быстро передать в столицу известие о приближении врага. Построенные Владимиром крепости Василев, Белгород, Новгород Малый, Переяславль смогли выдержать печенежскую осаду во время войны 988–997 гг., когда сам князь едва не попал в плен.

После разгрома Ярославом Мудрым печенежской орды под Киевом в 1036 г. главная оборонительная линия переносится дальше на юг – на реку Рось, где через каждые 10–15 км новую границу стерегли крепости Юрьев (современная Белая Церковь), Богуслав, Корсунь и др. На левом берегу Днепра границей Руси в XI в. стали река Сула и ее притоки, по которым стояли мощные укрепления, предназначенные для отражения нападений нового противника – половцев, вытеснивших из южнорусских степей печенегов.

В начале XI в. половецкие орды откочевали из казахских степей в Поволжье, а в середине века появились уже у границ Руси и в 1068 г. разбили войско князей Ярославичей. С этого времени русские летописи постоянно сообщают о грабительских набегах половцев на пограничные княжества: с 1061 по 1210 г. они совершили только больших походов на Русь 46, мелким набегам не было счета. Половецкие ханы стали постоянными участниками русских междоусобиц на стороне то одного, то другого князя. Союзы русских князей с половцами нередко скреплялись браками: ханы и беки охотно отдавали своих дочерей и сестер замуж за русских князей. С конца XI в. оборону самого опасного участка южной границы – Переяславской земли – возглавил Владимир Мономах. По инициативе этого князя система укреплений по реке Суде дополнилась новыми городищами и крепостями, построенными как на высоких склонах, так и в болотистой пойме реки, надежно прикрывавшими броды и основные дороги. Укрепления (известно около 40) располагались так, что сведения о появлении степняков немедленно передавались при помощи световой сигнализации по всей линии крепостей.

В половецкой степи к концу XI в. образовалось несколько объединений-орд, контролировавших определенную территорию, во главе с ханами Шаруканом, Боняком, Сутрой. Эффективная организация обороны в сочетании с налаженной разведкой позволили Владимиру Мономаху предпринимать глубокие рейды в Дикое тле. Успешные походы 1095, 1103, 1109, 1111, 1116, 1120 гг. и разгром половецких укрепленных поселений заставили половцев откочевать подальше от границ Руси – в Грузию и Венгрию, а русские дружины возвращались "с добытком и с челядью". Однако успехи были не всегда: усиление натиска половцев в условиях раздробленности и нежелания многих князей участвовать в совместных действиях приводили к тому, что наиболее удачливые ханы "стучали саблей" в Золотые ворота Киева (Боняк в 1096 г.). Вместе с русскими князьями кочевники безнаказанно громили целые волости: так, в 1160 г. в качестве союзников князя Изяслава Давыдовича Черниговского половцы угнали из под Смоленска более 10 тыс. пленных, в 1176–1177 гг. вместе с рязанским князем Глебом разорили Москву и окрестности Владимира. После печально знаменитого похода в степь князя Игоря Святославича Новгород-Северского в 1185 г. половцы даже пытались штурмовать крупные города Переяславль и Путивль.

В то же время кочевники и защищали Русь. Как на правом, так и на левом берегу Днепра русские князья держали вассальные кочевые объединения некогда разбитых половцами печенегов, тор- ков, ковуев, берендеев (на Руси их называли черными клобуками), имевших определенные участки для кочевий, свои укрепления- городки (Торческ на Роси) и использовавшихся как разведчики и мобильная военная сила для предотвращения половецких набегов и в организации погони.

Со степняками не только воевали, но и торговали: кочевники пригоняли для продажи табуны лошадей и другой скот в обмен на ткани, меха, оружие. Через степь проходили международные торговые пути ("Залозный" связывал Русь со странами Закавказья, а "Солоный" вел вдоль Днепра в Крым, откуда доставляли соль). Половцы получали значительные выгоды в виде пошлин с купеческих караванов. Постоянное тесное общение кочевников с Русью приводило к тому, что русские дружинники усваивали их приемы боя, а половцы переходили к полуоседлости в наиболее удобных для этого участках степи; в их среду проникало христианство. Нередко русские дружины вместе с половцами сражались против новых завоевателей. Процесс взаимовлияния двух этносов прервался в 30-х годах XIII в. мощным монгольским нашествием.

Предки славян (праславяне) принадлежали к индоевропейской семье народов, которые расселились от Европы до Индии. Прародиной славян была территория Полесья, Прикарпатья, Приднепровья, верховий Днестра, а также междуречье Вислы и Одера. В I–II вв. н. э. о славянах под именем «венедов» упоминают античные историки Плиний Старший, Тацит, Птолемей и др. В VI в. о славянах пишут византийские историки, подразделявшие их на венедов, антов и склавинов.

В IV–V вв. начинается расселение славян на юг, затем на запад и на восток, где они встречаются с готами и гуннами, а в VI в. от набегов славян сильно страдала Византийская империя. В ходе расселения славяне разделились на три ветви: западных славян (поляки, чехи, словаки), южных (сербы, хорваты, болгары) и восточных, заселивших Русскую равнину.

До прихода славян на Русскую равнину эти земли были слабо заселены различными финно-угорскими племенами (чудь, весь, эсты, меря, мордва). К VIII в. славяне частично оттеснили их, частично ассимилировали. Огромные территории и малая плотность населения способствовали тому, что славяне и финно-угры наладили мирное сосуществование. К этому времени у восточных славян сложилось около 15 наиболее крупных союзов племен, самыми значимыми из которых были словене ильменские, кривичи, поляне, древляне, северяне, радимичи и вятичи .

К IХ в. у славян сложился комплекс верований и культов, которые отражали зависимость человека от природы и закрепляли многовековой общественный опыт. Главные природные стихии представляли: Перун – бог грозы и молнии, Дажьбог и Сварог – солнечные божества, Стрибог – бог ветров, Велес был покровителем скотоводства, Мокошь – божество женского начала и женских работ.

Основу хозяйственной жизни восточных славян составляло земледелие – подсечно-огневое на севере, пашенное на юге. Было развито и скотоводство и различные лесные промыслы (охота, бортничество). Основной единицей социального устройства первоначально, как и везде, была родовая община, члены которой сообща владели орудиями труда, сообща обрабатывали землю и совместно потребляли полученный продукт. Только совместный труд коллектива позволял выполнять тяжелые работы по расчистке пашни от леса. В таких общинах не было богатых и бедных. Управляли ими самые старшие и уважаемые члены рода – родовые старейшины.

Постепенно, по мере совершенствования орудий труда и развития торговли и ремесел, у восточных славян начался процесс имущественного расслоения и разложения родового строя. Раньше всего это произошло в регионах рядом с основными речными торговыми путями, проходившими по Русской равнине. Это были существовавший в IX–XIII вв. путь «из варяг в греки» , позволявший попасть по Днепру и другим рекам из Балтийского моря в Византию, и волжский торговый путь , через который шла торговля с Востоком и арабскими странами. На этих путях в VIII–IX вв. появляются города, среди которых выделяются два основных центра восточно-славянской государственности – Киев и Новгород .

Образованию государства на Руси предшествовал период, получивший название военной демократии . Власть в условиях военной демократии принадлежала военному вождю (князю ), который избирался народным собранием (вече ) и правил совместно с племенными старейшинами. Ближайшее окружение князя составляла дружина – профессиональные воины.

В это время племена восточных славян подвергались все более усиливавшемуся натиску со стороны кочевников-хазар на юге и скандинавов (варягов-викингов) на севере. В условиях постоянных войн значение князя усиливалось, его власть постепенно становилась наследственной, на передний план выдвигается военно-дружинная знать. Таким образом, складываются как внешние, так и внутренние предпосылки для образования государства.

Процесс объединения восточно-славянских племен стимулировали скандинавские дружины купцов-воинов,которые в IX в. занимались грабежом и торговлей на водных путях всей Европы. На западе их называли викингами ,илинорманнами , а на Руси – варягами . Первой опорной точкой для варягов на Руси стало поселение Ладога на берегу реки Волхов, недалеко от ее впадения в Ладожское озеро (скандинавское название – Альдейгья , современное – Старая Ладога). Поселение было основано в 753 г. (предположительно скандинавами) и стало центром торговли между финскими, арабскими, славянскими и скандинавскими купцами 1 . В IX в. варяги закрепляются у истока Волхова из озера Ильмень, где на месте будущего Новгорода возникает поселение, известное сейчас как Рюриково городище . Его появление и название связано с летописным свидетельством 2 о том, что в 862 г. жившие вокруг озера Ильмень славянские и финно-угорские племена, страдая от междоусобиц, призвали на княжение варяжского вождя Рюрика. Его преемник Олег (879–912), правивший от имени малолетнего сына Рюрика – Игоря, в 882 г. захватил Киев. Эти события ознаменовали создание Древнерусского государства во главе с варяжской династией. Варяжская дружина была принята в Киеве потому, что помогла полянам освободиться от власти расположенного в низовьях Волги Хазарского каганата, которому до этого они платили дань.

Летописное известие о призвании варягов стало основой для норманнской теории образования Русского государства, сторонники которой говорили о решающей роли варяжского (германского) фактора в образовании государства на Руси. Авторами ее были немецкие ученые XVIII в. Миллер, Шлёцер и Байер. М. В. Ломоносов посчитал такую трактовку оскорбительной для национальных чувств русского народа и в противовес ей выдвинул антинорманнскую теорию, в рамках которой утверждалось, что государство у восточных славян зародилось в связи с внутренними причинами.

Современные историки не отрицают факт утверждения в Киеве варяжской династии и ее роль в ускорении процесса создания Древнерусского государства. В то же время подчеркивается и то обстоятельство, что создание государства является результатом длительного внутреннего социально-экономи­ческого развития общества, в ходе которого родовой строй оказывается уже не способным выполнять функции власти и управления в крупных территориальных поселениях (городах) и возникают новые надродовые структуры власти и управления, которые и определяются термином «государство».

Таким образом, можно сказать, что варяги не принесли на Русь государственность (она уже зарождалась в недрах древнерусского общества), а лишь сыграли роль военной силы, которая способствовала объединению восточных славян в единую Киевскую Русь.

При первых князьях Киевское государство представляло собой союз племен, спаянный необходимостью защиты от общих врагов, а также военной силой и авторитетом киевского князя. Он собирал с племен дань, а в обмен предлагал им защиту, а также возможность получения добычи от успешных военных походов.

Сбор дани осуществлялся в форме полюдья , когда в конце осени князь с дружиной выходил из Киева и обходил свои земли, пользуясь легкостью передвижения в зимних условиях. Одновременно он осуществлял по дороге судебно-административные функции, т. е. судил и решал те проблемы, с которыми не могла справиться местная власть. Весной князь возвращался в Киев и организовывал военные экспедиции и торговые походы в Царьград. Эти меры обеспечивали безопасность границ, приносили добычу и дань, увеличивали авторитет князя как удачливого полководца. Князь Олег (879 912) вел активные завоевательные походы, подчиняя соседние славянские племена. В 907 г. он совершил поход на Константинополь с большим войском, которое состояло из варяжской дружины и славянского ополчения. По итогам похода был заключен выгодный торговый договор, способствовавший налаживанию связей с Византией – сильнейшей державой Европы.

Деятельность Олега продолжил князь Игорь (912 945) – сын Рюрика. Он подчинил племена уличей и тиверцев ; совершил два похода на Византию: неудачный в 941 г. и удачный в 944 г. , после чего с византийцами был снова заключен торговый договор, хотя и менее выгодный. Приводимый в нем список приближенных князя свидетельствует о процессе смешивания варягов и славян и проникновении на Русь христианства.

В то же время правление Игоря показало хрупкость и «рыхлость» государства, прочность которого зависела от авторитета и личных качеств князя. Отношения князя и подчиненных ему племен регулировались обычаем и не были четко зафиксированы, что порождало конфликты, когда одна из сторон вела себя, по мнению другой, неподобающе. Один из таких конфликтов произошел в 945 г. , когда во время полюдья древляне убили князя Игоря, попытавшегося собрать с них слишком большую дань. В этих условиях княгиня Ольга (945 964) , жена Игоря, отомстив древлянам за убийство мужа, регламентировала сбор дани – заменила полюдье повозом : установила места сбора дани – погосты и ее размеры – уроки . Теперь князь сидел в Киеве, а на местах его слуги собирали дань. Так начала складываться более четкая административная и налоговая система.

Княгиня Ольга одной из первых на Руси осознала, что для единства государства необходима общая идеология, которую она увидела в христианстве (на небе – один Бог, в государстве – один правитель). В 955 г. Ольга приняла крещение в Константинополе под именем Елены, однако на тот период это стало лишь личным выбором княгини.

Князь Святослав (964 972) ,сын Игоря и Ольги, в 965 г. разгромил Хазарский каганат, выплата дани хазарам была прекращена. Он совершил походы против Дунайской Болгарии (967 ) и Византии (970 971 ). Святослав также подчинил племена вятичей, жившие в междуречье Волги и Оки. Тем самым был завершен процесс объединения восточно-славянских племен в единое государство, охватившее огромную территорию.

Постоянное отсутствие князя, воевавшего в дальних землях, мешало ему выполнять свои судебно-административные функции, что вызывало злоупотребления и недовольство населения. Святослав направил своих сыновей княжить в самых важных городах. После смерти Святослава это привело к усобице между его сыновьями – Ярополком, Олегом и Владимиром. Пришедший по ее итогам к власти Владимир Святославич (980 1015) стал искать способы обеспечить большее единство своих владений. В этих целях в 980 г. им был создан общегосударственный пантеон богов во главе с Перуном, богом войны, грома и молний. Однако вскоре стало ясно, что даже централизованное язычество не обеспечивает единства страны, к тому же языческая Русь оказывалась в изоляции от своих главных соседей, которые исповедовали монотеистические религии.

Согласно «Повести временных лет» князь рассматривал разные варианты проведения религиозной реформы, обсуждая возможность принятия иудаизма, ислама, а также христианства в его католической или православной форме. Иудаизм был отвергнут Владимиром, так как он отличался сложностью догматики и обрядов. Ислам плохо соотносился со славянскими традициями (запрет на употребление свинины и алкоголя, обряд обрезания и т. д.). В пользу христианства говорили близость к основным его центрам и то, что оно уже получило распространение на Руси. Ближайшим христианским центром была православная Византия, с которой Русь поддерживала тесные торговые связи. В пользу православия говорило и то, что православная церковь больше зависела от светской власти и помогала ее укреплению, в то время как католическая церковь в лице Папы Римского, напротив, претендовала на первенство по отношению к светской власти. Существенным доводом в пользу православия было использование при богослужении родного языка, тогда как католическая церковь вела службу на латыни. Создание греками славянской письменности, на которой уже была создана обширная литература, также являлось важным плюсом.

В итоге выбор князя пал на Византию и православное христианство . Традиционно крещение Руси относят к 988 г. В ходе похода на византийскую крепость Херсонес (Корсунь) Владимир крестился сам и крестил дружину, скрепив союз с Византией женитьбой на византийской принцессе Анне. По возвращении в Киев языческие идолы по приказу князя были уничтожены, а киевлян крестили в Днепре. Принятие христианства не было одномоментным событием. Это был длительный процесс, растянувшийся более чем на 200 лет, в ходе которого христианство на Руси вобрало в себя многие пережитки языческой культуры.

Приняв христианство, Русь приобщилась к культуре Византии. На Русь пришли иконопись, каменное зодчество, славянская письменность (кириллица) и обширная христианская литература, дававшая представление о мировой истории. Новая вера способствовала сплочению восточно-славянских племен в единую древнерусскую народность.

Стремясь закрепить монополию рода Рюриковичей на власть, Владимир повторил опыт Святослава и рассадил по ключевым городам и волостям своих многочисленных сыновей. Единство государства поддерживалось и созданием общерусской системы обороны от участившихся набегов новой волны степных кочевников – печенегов, для чего северные города регулярно отправляли на южную границу свои войска. Целям обороны было подчинено и масштабное строительство Владимиром крепостей.

Владимир значительно расширил территорию и укрепил обороноспособность Руси: воевал с поляками за Червенскую Русь (ныне Западная Украина); покорил ятвягов и радимичей.

В историческую память народа он вошел не только как Владимир Святой, но и как Владимир Красное Солнышко, став одним из главных героев цикла былин о богатырях (Илье Муромце, Добрыне Никитиче, Алеше Поповиче и др.).

Однако после смерти Владимира между его сыновьями началась борьба за власть, по итогам которой на киевский престол сел Ярослав Мудрый (1019 1054). При нем Киевская Русь достигла своего наивысшего расцвета.

Ярослав проводил активную внешнюю политику: одержал окончательную победу над печенегами (1036 ); воевал в 1043 г. с Византией; основал города Юрьев (русский торговый форпост в Прибалтике) и Ярославль на Волге. О том, какое место Киевская Русь занимала в Европе, можно судить по династическим бракам: сам Ярослав был женат на дочери шведского короля, своих дочерей он выдал за норвежского, венгерского и французского королей, одного сына, Изяслава, женил на дочери польского короля, а другого, Всеволода, – на дочери византийского императора Константина. Однако гораздо больше Ярослав Мудрый известен своей деятельностью по устроению и развитию Руси. В его правление появился единый для всей территории государства древнерусский письменный свод законов «Русская Правда» , начало которому положила «Правда Ярослава» 1016 г., дополненная в 1072 г. его сыновьями («Правда Ярославичей»). При нем в Киеве, а затем в Новгороде и Полоцке были построены грандиозные Софийские соборы, был издан новый, развернутый по содержанию Церковный устав; активно строились храмы и монастыри.В 1051 г . при поддержке князя митрополитом был избран (а не назначен из Константинополя) русский священник Илларион.

Общественный строй восточных славян

В первые века нашей эры восточные славяне жили родовыми общинами. Общины объединялись в племена. С усовершенствованием орудий труда и использованием тягловой силы лошадей или волов сравнительно небольшая семья могла вспахать и засеять участок земли, а затем собрать урожай.

В VI-VIII вв. родовые связи ослабли. Семьи одного рода стали селиться отдельно и самостоятельно распахивать новые участки земли. Тут же оседали и выходцы из других родов. Община продолжала существовать, но она стала теперь объединять соседей, а не только родственников. У каждой семьи был теперь в пользовании пахотный участок земли. Каждой семье принадлежали орудия труда и собранный урожай. Это была их частная собственность. Однако лесом, лугом, рекой соседи пользовались вместе, сообща.

В соседской общине имущественное положение отдельных семей уже не было одинаковым. Лучшие земли попадали в руки старейшин и военных вождей. Они же захватывали большую часть добычи во время военных походов. Так вместе с частной собственностью возникло и имущественное неравенство. Родовой строй постепенно распадался. На севере и в глухих местах он задержался дольше, на юге, например у племени полян, он исчезал быстрее.

Из славянских племен стали выделяться богатые предводители - князья. Около них создавались отряды воинов - княжеские дружины. Князья собирали дань с подвластного населения, со своих «людей». Сбор так и назывался - полюдьем. Обычно князья отправлялись в «полюдье» с началом зимы. Во главе сильного отряда дружинников они входили в славянский поселок и требовали дань. Жители - «подданные» князя (от слова «дань») - несли ему разное добро; особенно ценились меха куницы, бобра, белки. Несли мед в кувшинах и деревянных ведерках, круги воска и другие продукты сельского хозяйства. Жители поселка и кормили за свой счет князя с дружиной. Князья совершали военные набеги на владения друг друга. В случае победы это тоже обогащало их.

Славянские племена в VI в. н. э. объединялись в союзы. Во главе их стояли князья наиболее сильных племен. Так у восточных славян возникли первые государственные объединения. Центром одного из них явилось племя рось, или русь, проживавшее в древности на реке Рось (приток Днепра, ниже Киева). Позже название этого племени распространилось на всех восточных славян, которых стали называть русами, а территорию, на которой они жили, - Русской землей или Русью.

Возникновение древнерусского государства

В IX в. восточнославянские государства, в первую очередь Киевское и Новгородское, все более интенсивно втягиваются в международную торговлю, проходившую по водному пути "из варяг в греки". Этот путь, пролегавший по землям нескольких восточнославянских народов, способствовал их сближению.

Как зарождалась древнерусская государственность? "Повесть временных лет" сообщает, что поначалу южные славянские племена платили дань хазарам а северные - варягам, что последние прогнали варягов, но потом передумали и призвали варяжских князей. Такое решение было вызвано тем, что славяне передрались между собой и решили для установления мира и порядка обратиться к иноземным князьям, видя в них арбитров для улаживания возникших споров. Тут-то летописец и "произнес знаменитую фразу: "Земля наша велика и обильна, а наряда (порядка) в ней нет. Да поидете княжит и володети нами". Варяжские князья якобы сначала не соглашались, по потом приняли приглашение. Три варяжских князя пришли на Русь и в 862 г. сели на престолы: Рюрик - в Новгороде, Трувор - в Изборске (недалеко от Пскова), Синеус - в Белоозере. Это событие и принято считать отправным в истории отечественной государственности.

Сами по себе свидетельства летописного свода не вызывают возражений, но в XVIII в. немецкие историки, работавшие в Российской Академии наук, истолковали их таким образом, чтобы доказать законность господства немецкого дворянства при тогдашнем российском императорском дворе, более того - обосновать неспособность русского народа к созидательной государственной жизни как в прошлом, так и в настоящем, его "хроническую" политическую и культурную отсталость.

В России против норманнской теории происхождения отечественной государственности всегда, начиная с ее появления, выступали патриотические силы. Первым ее критиком был М. В. Ломоносов. Впоследствии к нему присоединились не только многие русские ученые, но и историки других славянских стран. Главным опровержением норманнской теории, указывали они, является достаточно высокий уровень социального и политического развития восточного славянства в IX в. По уровню своего развития славяне стояли выше варягов, поэтому позаимствовать опыт государственного строительства у них они не могли.

Государство не может организовать один человек (в данном случае Рюрик) или несколько даже самых выдающихся мужей. Государство есть продукт сложного и долгого развития социальной структуры общества. Кроме того, известно, что русские княжества по разным причинам и в разное время приглашали дружины не только варягов, но и своих степных соседей - печенегов, каракалпаков, торков. Это означает, что не варяжские военные предводители организовали Древнерусское государство, а уже существовавшее государство дало им соответствующие государственные посты.

Кстати, следов варяжского влияния в отечественной истории практически не осталось. Исследователи, например, подсчитали, что на 10 тыс. кв. км территории Руси можно обнаружить лишь 5 скандинавских географических наименований, в то время как в Англии, подвергшейся норманнскому нашествию, это число доходит до 150.

Социальная структура Древнерусского государства

Господствующим классом в Киевской Руси продолжает оставаться дружина. В дружинной организации была внутренняя иерархия: верхушку дружинного слоя представляла старейшая дружина, ее члены именовались боярами. Низшим слоем была "молодшая дружина"; ее представители назывались отроками; со второй половины XI в. этот термин начинает употребляться преимущественно по отношению к военным слугам князей и бояр. Члены "молодшей дружины" иногда именовались также гридями (скандинавский по происхождению термин, распространение получил только на севере Руси).

Привилегированное положение членов старейшей дружины нашло отражение в древнерусском праве. В начале XII в. все ее представители получили повышенную правовую защиту - за их убийство был установлен штраф в 80 гривен, вдвое больший, чем штраф за убийство простого свободного человека, в том числе младшего дружинника.

Лично свободное сельское население, обязанное только данью, а также рядовые горожане именуются в источниках люди. Для лично зависимого населения вотчин, а также для несвободных слуг использовались термины челядь (ед.ч. челядин) и холопы. Их не полноправное положение было закреплено законодательно: так, за убийство холопа уплачивался штраф всего лишь в 5 гривен, шедший господину убитого в качестве возмещения ущерба.

Особую категорию населения составляли смерды. Вопрос о ее сущности - предмет давнего спора в историографии; наиболее вероятно, что смерды - группа полувоенного, полукрестьянского населения, зависимого от князя; но есть также мнение, что этим термином обозначались все крестьяне, обязанные уплачивать государственную подать - дань.

Во второй половине XI в. появляется категория закупов - людей, вступающих в зависимость от землевладельца за долги и вынужденных работать на господина до выплаты суммы долга. Их правовое положение было промежуточным между свободными людьми и холопами.

Государственный строй Киевской Руси

Во главе государства Киевская Русь стоял великий князь. В своей деятельности он опирался на дружину и совет старейшин. В наибольшей зависимости от князя находились младшая дружина. Крупные землевладельцы пользовались большей автономией.

Местное управление осуществлялось доверенными людьми князя (наместниками и волостелями), его сыновьями и опиралось на военные гарнизоны, руководимые тысяцкими, сотниками и десятскими. В этот период продолжает существовать численная или десятичная система управления, которая зародилась в недрах дружинной организации, а затем превратилась в военно-административную систему. Ресурсы для своего существования местные органы управления получали через систему кормлений (сборы с местного населения).

В своей деятельности князь опирался на совет, состоявший из бояр и “княжих мужей”. Отдельные функции или руководство отраслями княжеского дворцового хозяйства осуществляли тиуны и старосты. Со временем эти дворцовые управители превращаются в управляющих отраслями княжеского (государственного) хозяйства. В этот момент десятичная система управления заменяется дворцово-вотчинной, при которой политическая власть принадлежит собственнику (боярину-вотчиннику). Складывались два центра власти: княжеский дворец и боярская вотчина, принцип этот устанавливается в ходе дальнейшего процесса социально- политической раздробленности.

Важную государственную и политическую функцию выполняет народное собрание (вече). Выросшее из традиции племенных сходов, оно приобретает более формализованные черты: для него готовится "повестка дня", подбираются кандидатуры выборных должностных лиц, в качестве организационного центра действуют "старцы градские" (старейшины).

Определяется компетенция веча: при участии всех свободных (правоспособных) жителей города (посада) и примыкающих поселений (слобод) решались вопросы налогообложения, обороны города и организации военных походов, избирались князья (в Новгороде). Исполнительным органом веча был совет, состоявший из "лучших людей" (городского патрициата, старейшин). Органом местного крестьянского самоуправления оставалась территориальная община (вервь). В ее компетенцию входили земельные переделы (перераспределение земельных наделов), полицейский надзор, налогово-финансовые вопросы, связанные с обложением податями и их распределением, решением судебных споров, расследование преступлений и исполнение наказаний.

Административные и правовые реформы первых князей

После смерти Рюрика Олег в 882 году захватил Любеч, Киев, убил правивших в нем Аскольда и Дира и сделал Киев своей столицей (по летописи). После утверждения в Киеве, Олег неоднократно воевал с хазарами и другим кочевым народом северного Причерноморья - печенегами. Он освободил ряд славянских племен от дани хазарам. В 907 г. он собрал ополчение всех восточнославянских племен, совершил поход на столицу Византии Константинополь (Царьград). После похода был заключен чрезвычайно выгодный для Руси договор с Византией.

После Олега правителем Руси стал Игорь. Ему удалось в основном сохранить единство государства. В 941 он предпринял неудачный поход на Царьград, в 944 начал новый поход, но Византийцы заключили с ним мир, который подтверждал еще раз условия старого договора Олега. К годам правления Игоря относится сбор дани в пользу князей с подвластных им территорий. Игорь попытался собрать еще большую дань с древлян и погиб в 945.

В Киеве остался княжить четырехлетний сын Игоря Святослав, первые годы правила его мать Ольга, первое, что она сделала - отомстила древлянам, их столицу (Искоростень) сожгли, князь Мал был убит. Ольга заботилась об укреплении порядка и княжеской власти на территории государства. К этому ее подвигали и уроки древлянского восстания. В 947 г., как свидетельствует летопись, «отправилась Ольга к Новгороду и установила по Мсте погосты и дани и по Луге - оброки и дани, и ловища ее сохранились по всей земле».

Деятельность Ольги была направлена на охрану границ, внешней торговли, приумножение княжеской казны, идеологическое объединение, если не всех подвластных племен, то ближайшего княжеского окружения.

Святослав прославился как великий полководец, т.к. всю жизнь провел в походах. Он подчинил Киеву вятичей, которые платили дань хазарам. Разграбил территории государства Булгарии, уничтожил Хазарский каганат. В 965 уничтожил города хазар Итиль и Саркел, после чего каганат пришел в упадок, появились владения Руси на Северном Кавказе, с центром в городе Тмутаракани.

В 967 пошел за Дунай на Болгарского царя, по просьбе византийцев, разгромил там всех, ему понравились Балканы и он основал г. Переяславец, сделав его своей столицей. Он хотел создать большое государство, включавшего земли всех славян и Византии. Но на Киев напали печенеги, он вернулся, разбил их, потом пошел опять в свой город - а там все изменилось, захватил власть Иоанн Цимисхий, византийский император. Святослав долго сражался с Византией. В 971 заключает с Иоанном мирный договор, по которому Русь покидает Болгарию, а Византия не препятствует их уходу. На обратном пути напали печенеги и князь погиб.

В 980 к власти пришел Владимир. Он вошел в историю как крупный государственный деятель. Стал героем народных сказаний. Для защиты от кочевников на южных рубежах сооружали крепости. При нем складывалась система управления русским государством. Владимир разослал по отдельным областям своих сыновей. Они были полноправными правителями вверенных территорий, но часть дохода отсылали в Киев.

Правление Владимира и его сыновей осуществлялось с помощью дружин, старших и младших, дружинникам давали вознаграждение в виде земли, если там жили люди, то они становились зависимыми. Владимир при принятии политических решений советовался с "старцами градскими", т.е. с выборными главами народного самоуправления в городах, без поддержки веча князь не мог совершить ни одного серьезного действия. В 988 захватил византийский город Корсунь, отдал его только когда женился на византийской принцессе Анне. Ему и его дружине пришлось тогда креститься, позднее (в 988) по его велению крестили и Русь.

В 12 веке Владимир Мономах не раз организовывал общие походы на великую степь. Его авторитет был велик и он мог наказывать князей, если те приводили половцев и участвовали в усобицах. В результате правления образовалась своеобразная федерация княжеств.

Введение Христианства на Руси. Его влияние на развитие на влияние государственности и права

Новая вера - христианство - с триумфом продвигалась по Европе и уже в IX веке все соседние с Киевской Русью народы (кроме угров) приняли эту веру. Нельзя сказать, что христианство было новой религией для руссов, оно имело своих сторонников на землях Киевской Руси еще со времен Андрея Первозванного. С давних времен приходило оно разными путями: с греческих колоний, с Балканского полуострова, с Хазарского каганата, с Великоморавского государства. Но эту веру принимала главным образом элита общества - князья, бояре, городская аристократия, которые не решались открыто стать христианами, а тем более не допускали даже мысли о крещении народа, который имел свою извечную веру. Так, христианами были князь Оскольд, князь Игорь, его жена княгиня Ольга, которая не смогла сделать христианином своего сына Святослава, но привила любовь к новой вере внуку Владимиру, на плечи которого и легла почетная задача - провозглашения христианства государственной религией Киевской Руси.

Владимир был весьма мудрым политиком, чтобы не понимать, что старая вера не могла объединить его государство - достаточно самостоятельным и демократическим оно было. Без сомнения, еще большее влияние на него оказывало то, с какой скоростью христианство завоевывало народы и страны. В 864 году приняла крещение Болгария, в 928-935 годах - Чехия, в 962-992 годах - Польша. Для Владимира стало очевидным, что, только приняв христианство. Киевская Русь сможет войти как равноправная в число европейских государств.

Из летописей неизвестно, где и при каких условиях принял христианство Владимир. «Повесть временных лет» утверждает, что сделал он это в Корсуни. В 987 году Византийский полководец Варда Фока восстал против императоров Василия II и Константина. Последние обратились к Владимиру за помощью. Как условие этой помощи он изъявил желание прежде заключить брак с сестрой императоров Анной, а они как предпосылку брака - его крещение. Тогда Владимир и крестился. С его помощью Варда Фока был разбит. Однако, избавившись от опасности, византийские цари отказываются от своего обещания - отдать в жены Владимиру свою сестру. Они исполняли завещание своего деда - Константина Порфирородного, который писал: «Когда хазары, турки или русы или какой иной северный народ... начнет просить или добиваться... чтобы породниться с императором ромеев, взять у него дочку за себя или свою дочку отдать за императора или его сына - нужно ответить на такое позорное домогательство, что на то есть запрет, страшное и нерушимое постановление святого и великого Константина».

В ответ на это Владимир берет в осаду, а потом и захватывает одну из наилучших византийских колоний в Крыму - Корсунь. Это принудило Византию исполнить обещание и направить Анну в Корсунь, где она была обвенчана с Владимиром. Это был апогей его славы. Единовластный хозяин огромного государства, получивший моральное благословение Второго Рима, он мог отважиться привести свой народ к новой вере. Случилось это в 988 году.

Согласно «Повести временных лет», крещение Руси происходило чрезвычайно просто: Владимир приказал скинуть в Днепр старых богов и в назначенный день выйти всем к реке. Люди с песнями входили в воду, а священники читали молитвы. И была «радость на небеси и на земли, толико душ спасаемых».

В действительности же, не все было так просто. После крещения киевлян, кратко замечает летописец, «начал Владимир ставить по городах церкви и священников, и сгонять людей на крещение по всех городах и селах». Думается, что крещение народа растянулось не на один десяток лет.

Первыми крещение получили киевские земли, главным образом, большие города, поскольку села принимали новую веру довольно неохотно. Занялся Владимир также и крещением северных земель государства, тех, которые позже составили Московское княжество. Здесь христианство натолкнулось на большие препоны. Так, в 991 году Владимир послал епископа в Новгород с целью подготовить новгородцев к новой вере. Как рассказывают летописи, крещение проходило здесь силой: «Путята (тысяцкий) крестил их мечом, а Добрыня (посадник) - огнем».

Согласно с практикой Византии, митрополии не только пребывали в духовной зависимости от патриарха, но и вся их территория подчинялась византийскому царю. Но это было только теоретически, поскольку на практике такой зависимости быть не могло: Византии не ~ хватало реальной силы, чтобы воплотить это в жизнь.

Епископов, как правило, назначал князь. При Изяславе II собор епископов вторично самостоятельно в 1147 году избрал митрополитом Клима Смолятича. Следовательно, мы видим стремление Киевской Руси к автономной церкви.

Православие XI-XII веков в целом не было враждебно настроено против других религий. Постоянные торговые отношения с иностранцами - варягами, немцами, уграми, поляками, арабами, иудеями - способствовали толерантности в религиозных вопросах.

Признание христианства государственной религией открыло перед Киевской Русью дверь богатой византийской культуры, которая переживала в то время свое возрождение. Новая вера способствовала укреплению связей с другими христианскими государствами. Киев становится не только политическим, но и духовным центром государства.

Проблема феодализма на Руси

Хронологически, как мы знаем, киевский период включал десятое, одиннадцатое и двенадцатое столетия. Эти три века видели восхождение и расцвет феодальных институтов в Западной и Центральной Европе; они представляют то, что может быть названо феодальным периодом по преимуществу. Вполне естественно стремление поместить Киевскую Русь в ту же категорию и охарактеризовать ее социально-политический режим как феодальный. Но все же до недавнего времени русские историки не спешили это сделать. Они не выдвигали каких-либо серьезных возражений относительно изучения феодализма в России: они просто игнорировали проблему.

Важной причиной невнимания русских историков девятнадцатого столетия к проблеме феодализма была концентрация их усилий - применительно к монгольскому и постмонгольскому периодам - на изучении московской Руси, где развитие феодальных или схожих с ними институтов было менее выражено, нежели в Западной, или литовской, Руси.

Поскольку "феодализм" - довольно туманное понятие и марксистское его определение отличается от более или менее общепринятого в западной историографии. Термин "феодализм" может быть использован как в узком, так и в широком смысле. В узком смысле он используется для обозначения социальной, экономической и политической системы, специфичной для стран Западной и Центральной Европы - в основном Франции и Германии - в средние века. В более широком смысле он может быть применен к некоторым социальным, экономическим и политическим тенденциям развития любой страны в любое время.

В этом смысле любое определение развитого феодального режима должно включать три следующие признака:

1) "политический феодализм" - шкала опосредования высшей политической власти, существование лестницы больших и меньших властителей (сюзеренов, вассалов), связанных личным контактом, взаимностью такого соглашения;

2) "экономический феодализм" - существование манориального режима с ограничением правового статуса крестьян, а также разграничение между правом владения и правом пользования относительно того же земельного владения;

3) феодальные узы - нераздельное единство личных и территориальных прав, при обусловленности владения землей вассала со стороны службы сеньору.



Основные направления внешней политики Киевской Руси С какими странами и народами соседствовала Киевская Русь? Соседями Киевской Руси были: с северо-запада – норманны и литовские племена (ятвяги, жемайты и аукштайты), c запада – Польша (ляхи), с юго-востока – Хазарский каганат и кочевники (печенеги), с юга – Византийская империя. Наиболее важными в IX – начале X вв. были отношения с хазарами, степными кочевниками и особенно Византией. ?


Славяне и хазарский каганат Как складывались отношения славян с хазарским каганатом в VIII–IX вв.? Хазары брали дань со славян, живших к востоку от Днепра: вятичей, радимичей, северян. В конце IX в. Олег покорил северян и радимичей, и они стали данниками киевских князей («Не дайте хазарам, но мне дайте!»). Вятичи по-прежнему оставались данниками хазар. Граница расселения славян. Граница хазарского каганата. ?


Русь и кочевники С востока и юго-востока Руси постоянно угрожали набеги кочевников. В 898 г. окрестности Киева разграбили шедшие с востока племена угров. Взяв с киевлян дань, они ушли на запад и осели на территории современной Венгрии. В низовьях Днепра купеческим караванам угрожали печенеги, кочевавшие в одном дне конного пути от Киева. Набег кочевников. Современный рисунок.


Русь и Византия Что привлекало варягов и славян в Византии? Варяги и славяне были варварами, их поражали невиданные богатства Византии. Стремление захватить эти богатства побуждало их совершать набеги на Византию так же, как в III–V вв. германцы совершали набеги на Римскую империю. Византийские ювелирные изделия?


Русь и Византия На таких ладьях варяги и славяне спускались по пути «Из варяг в греки» и грабили черноморское побережье Византии. В 860 г., по свидетельству византийских хронистов, русы осадили Константинополь. Осада продолжалась неделю, после чего русы, взяв богатые дары, отступили от стен города и уплыли на север. Русы – скорее всего, не славяне, а норманны. Славянская ладья. ? На что похожа славянская боевая ладья? На дракар корабль викингов.


Поход Олега на Царьград В 907 г. Олег совершил поход на Царьград (Константинополь). Летопись говорит, что в походе участвовали все славянские племена, включая уличей, тиверцев и вятичей, а флотилия Олега насчитывала 2 тыс. кораблей. Славяне в походе. Худ В.А. Нагорнов. ? Подумайте, какие исторические сведения можно извлечь из в летописного рассказа, и что в нем является явно недостоверным?


Поход Олега на Царьград Олег выбрал удачное время для набега: византийский флот сражался с арабами вдали от Константинополя. При приближении русских греки замкнули вход в залив Золотой Рог массивной цепью, сделав его недоступным для вражеских кораблей. План Константинополя.


Поход Олега на Царьград Летопись рассказывает, что по приказу Олега его воины вытащили ладьи на берег, поставили их на колеса и, подняв паруса, двинулись к стенам Царьграда. Как вы думаете, что произошло на самом деле? Стены Константинополя. Реконструкция. ? По-видимому, русские применили технику волока: поставили ладьи на катки и подкатили их к стенам, поразив и напугав непривычных к такому зрелищу греков.


Поход Олега на Царьград Византийцы, видя, что они не в силах выстоять против войска Олега, согласились уплатить ему дань: по 12 гривен на весло на 2000 кораблей. Ладьи князя Олега у стен Константинополя. Миниатюра из Радзивилловской летописи XIII в. После этого между русскими и Византией был заключен мир. Империя обязалась посылать дань в крупнейшие русские города: Киев, Чернигов, Переяславль, Любек, Ростов. Русские послы получили право жить в Византии за счет императорской казны неограниченное время.


Поход Олега на Царьград Русские купцы могли жить в Византии за счет казны полгода. Империя обязывалась снабжать русских на обратный путь, пищей, парусами, якорями и канатами. ? Что означал последний пункт договора и в чем состояло его значение? Ладьи князя Олега у стен Константинополя. Миниатюра из Радзивилловской летописи XIII в. Русские купцы получили право торговать в Византии, «не платяче мыта ни в чем».


Договор Олега с Византией При заключении договора византийцы целовали крест, а Олег и его дружинники клялись Перуном, Велесом и оружием. О чем говорит такое принесение клятвы? О язычестве русских. Олег прибивает щит на ворота Царьграда. Худ. И.К. Бодаревский. Посл. четверть XIX в. ? Покидая Константинополь, Олег прибил свой щит на ворота византийской столицы в знак примирения и дружбы.


Договор Олега с Византией В 911 г. в Константинополь прибыло посольство Олега, подписавшее новый договор, дополнивший соглашение 907 г. Стороны провозгласили: «да любим друг друга от всеа души и изволениа». Договор предусматривал наказания за преступления греков против русских и русских против греков, помощь при кораблекрушениях, взаимный выкуп пленников, обоюдное возвращение беглых рабов. Лист Радзивилловской летописи, рассказывающий о походе Олега на Царьград. ? Чем особенно интересен последний пункт договора?


Договор Олега с Византией В договор 911 г. была включена статья о союзной помощи Византии со стороны Руси и о службе русских в византийских войсках. О каких взаимоотношениях империи с Русью это говорит? Византийцы нанимали русских (варягов) для службы в императорских войсках. Это было типично для взаимодействия империи с варварскими народами. Викинги на службе в Византии. Современный рисунок. ?


Союз Руси с Византией В 909–910 гг. русская рать оправилась в поход против врагов Византии: вассалов багдадского халифа в Закавказье и юго-восточном Прикаспии. В 912–913 гг. последовал новый поход на Восток. Русские вышли в Черное море, с согласия хазарского кагана поднялись по Дону, перетащили ладьи в Волгу и, выйдя в Каспийское море, разгромили южное и западное побережье Каспия.


Союз Руси с Византией На обратном пути из Закавказья русское войско подверглось нападению мусульманской гвардии хазарского кагана, решившей отомстить за кровь единоверцев. Несмотря на то, что каган предупредил руссов о возможном нападении, хазарские мусульмане и вассалы каганата буртасы перебили большинство русских дружинников. Лишь немногие вернулись из похода. Этериот (воин-викинг на византийской службе) с греческим щитом. Современная реконструкция.


Поход Игоря на Константинополь В 941 г., спустя 30 лет после договора Олега с Византией, киевский князь Игорь двинулся в поход на Константинополь. Поход не удался: близ столицы византийский флот сжег русские ладьи «греческим огнем». Поход Игоря на Константинополь. Миниатюра из Радзивилловской летописи. «Греческий огонь» – горючая смесь на основе нефти, серы, селитры, смолы и, возможно, масла, которая не гасилась водой. Бочки и сосуды с подожженной смесью забрасывались на вражеские корабли или в крепости с помощью метательных орудий.


Поход Игоря на Константинополь Пламя, охватившее ладьи и бросавшихся в море людей, внушило русским воинам такой ужас, что, вернувшись домой, они рассказывали, будто греки обрушили на них молнии небесные. Через три года, в 944 г., наняв дополнительную варяжскую рать и печенежское войско, Игорь вновь предпринял поход на Царьград. Битва Игоря с византийцами. Худ. В. Иванов.


Поход Игоря на Константинополь Император прислал к Игорю послов со словами: «Не ходи к граду, но возьми дань, юже имал Олег, придам и еще к той дани». Князь обратился к дружине за советом. Византийские послы просят мира. Миниатюра из Радзивилловской летописи. Дружина ответила: «Чего боле хотеть – не бившись, взять злато, и серебро, и паволоки? Кто знает, кто одолеет, мы ли, оне ли? Се бо не по земли ходим, но по глубине морской». Взяв дань, Игорь вернулся в Киев.


Договор Игоря с Византией В 944 г. византийские послы прибыли в Киев для заключения нового мирного договора. После этого русские послы отправились в Константинополь, где договор утвердил император, а затем в Киев прибыло второе византийское посольство, и договор был утвержден киевским князем. Заключение мирного договора. Миниатюра из Радзивилловской летописи. ? О чем свидетельствует обмен посольствами и подписание договора не только в Царьграде, но и в Киеве?


Договор Игоря с Византией В договоре Игоря с Византией подтверждались многие условия договора Олега 907–911 гг. Однако русские послы и купцы не могли теперь зимовать в Византии, а должны были возвращаться домой в течение одной навигации. Отпуск русских послов из Царьграда. Миниатюра из Радзивилловской летописи. Было ограничено количество покупаемых русскими купцами тканей. Русские купцы потеряли право беспошлинной торговли в Византии.


Договор Игоря с Византией Русь обязалась не нападать на Херсонес, не захватывать земли в устье Днепра, оборонять Херсонес от нападения кочевников – «черных болгар». Русь обязалась помогать Византии войсками: Заключение мирного договора между Русью и Византией. Миниатюра из Радзивилловской летописи. «Аще ли хотеть начнеть наше царство от вас вои (воинов) на пративящихся нам, да пишем к великому князю вашему, и пошлет нам, елико же хочем». ? О чем свидетельствуют такие статьи договора?


Дипломатия княгини Ольги Новый этап отношений между Русью и Византией наступил при княгине Ольге. В 957 г. (по другим сведениям в 955 г.) Ольга сама отправилась в Константинополь с визитом. Там она приняла крещение, причем крестил ее патриарх, а крестным отцом выступил сам император. Княгиню принимали в Константинополе с большим почетом, что свидетельствовало о росте престижа Руси. Установленный в 944 г. русско- византийский союз укрепился. Святая равноапостольная княгиня Ольга (крещение). Худ. С.А. Кириллов.


Подводим итоги Каковы были основные направления внешней политики Киевской Руси в 1-й половине Х в.? Каких внешнеполитических результатов удалось достичь киевским князьям в й-й половине Х в.? Какие внешнеполитические неудачи потерпели киевские князья в 1-й половине X в.? ? ? ?


Источники иллюстраций Слайд 3. Слайд 4. Слайд 5. Слайд 6. Слайд 7. Слайд 8. ПИШ, 2008, 6, цветная вклейка. Слайд 9. Слайд 10–11. Слайд Слайд Слайд Слайд Слайд Слайд Слайд htmhttp:// 5.htm Слайд 19–22. Слайд 23.

Соседи Древней Руси в IX – XII веках: Византия, Славянские страны, Западная Европа, Хазария, Волжская Булгария.

Древнерусское государство возникло на торговом пути «из варяг в греки» на землях восточнославянских племен - ильменских словен , кривичей , полян , охватив затем древлян , дреговичей , полочан , радимичей , северян . В период расцвета (908 – 1132г) Древнерусское государство занимало заметное место на политической карте Европы. Новое политическое образование достаточно сложно находило себе место в международных отношениях, но достаточно быстро втянулось в них. Политическое влияние росло по мере укрепления экономической и военной мощи, за счет вступления в круг христианских государств. В процессе становления государства немаловажную роль сыграли соседи.
Рассмотрим:

  1. Географическое положение соседних с Древнерусским государством стран;
  2. Направление отношений между Киевской Русью и государствами, граничащими с ней;
  3. Политические и социально – экономические отношения Древнерусского государства, сложившиеся с соседними странами.

Южное и Юго – Восточное направление

С южной и юго – восточной стороны Русь постоянно сталкивалась с кочевыми народами, представленными тюркоязычными племенами – хазарами и булгарами, позднее с печенегами и половцами. Также на юге находилась Византия, которая сыграла огромнейшую роль в становлении и развитии Руси. Русско-византийские отношения IX - XI вв. - это и мирные экономические, политические, культурные связи, и острые военные столкновения. С одной стороны, Византия была удобным источником военной добычи для славянских князей и их дружинников. С другой стороны, византийская дипломатия стремилась помешать распространению русского влияния в Причерноморье, а затем попыталась превратить Русь в вассала Византии, особенно при помощи христианизации. Вместе с тем существовали постоянные экономические и политические контакты. Свидетельством таких контактов служит известное нам по договору Олега с Византией (911) существование постоянных колоний русских купцов в Константинополе. Договор предусматривал льготные условия торговли для русских купцов (отменялась торговая пошлина, обеспечивалась починка судов, ночлег), решение правовых и военных вопросов. Торговый обмен с Византией находит отражение в большом количестве византийских вещей, найденных на территории нашей страны. После христианизации усилились культурные связи с Византией. Русские дружины, переплывая на кораблях Черное море, совершали набеги на прибрежные византийские города, а Олегу удалось даже взять столицу Византии - Константинополь (по-русски - Царьград). Менее удачным был поход Игоря. Русские прошли черноморское побережье от Босфора до Пафлагонии. Флот Игоря был разгромлен флотом паракимомена патрикия Феофана. Второй поход на Византию произошёл в 944 году. Он завершился договором, подтвердившим многие положения предыдущих договоров 907 и 911 годов, но отменявшим беспошлинную торговлю.

Во второй половине X в. наблюдается некоторое русско-византийское сближение. Поездка Ольги в Константинополь, где она была дружески принята императором, укрепила отношения между двумя странами. Византийские императоры иногда использовали русские дружины для войн со своими соседями.

Новый этап отношений Руси и с Византией, и с другими соседними народами приходится на время княжения Святослава, идеального героя русского рыцарства. Святослав проводил активную внешнюю политику. Он вступил в столкновение с могущественным Хазарским каганатом, некогда взимавшим дань с территории Южной Руси. Уже при Игоре, в 913, 941 и 944 гг., русские дружинники совершали походы против Хазарии, добившись постепенного освобождения вятичей от уплаты дани хазарам. Решающий удар каганату нанес Святослав (964 - 965), разгромив главные города каганата и захватив его столицу Итиль. Разгром Хазарского каганата привел к образованию из русских поселений на Таманском полуострове Тмутараканского княжества и к освобождению из-под власти каганата волжско-камских болгар, которые сформировали после этого свое государство - первое государственное образование народов Среднего Поволжья и Прикамья.

Падение Хазарского каганата и продвижение Руси в Причерноморье вызывали беспокойство у Византии. Стремясь взаимно ослабить Русь и Дунайскую Болгарию, против которой Византия вела агрессивную политику, византийский император Никифор II Фока предложил Святославу совершить поход на Балканы. Святослав одержал в Болгарии победу и захватил город Переяславец на Дунае. Этот результат был неожиданным для Византии. Возникала угроза объединения в одно государство восточных и южных славян, с которым Византии справиться уже не удалось бы. Сам Святослав говорил, что хотел бы перенести в Переяславец столицу своей земли.

Достаточно много известий сохранилось о внешнеполитических связях Булгарского Эмирата с Русью и древнерусскими княжествами. Судя по летописям, мирное сотрудничество между ними нередко нарушалось военными столкновениями, которые возникали обычно из-за несовпадения интересов сторон в сфере внешней торговли.

В течение Х столетия Киевская Русь организовала четыре военных похода на Булгарский Эмират - в 977, 985, 994 и 997 гг. Ответных действий булгары не предпринимали.

Результатом похода 985 г. стало заключение мирного договора между Русью и Булгарией, который был рассчитан на вечные времена. Стороны решили, что «тогда не будет межю нами мира, когда камень начнет пла-вати, а хмель почнет тонути». Тем не менее, как только что мы видели, небольшие походы в пределы Булгарии продолжались.

Под 986 и 987 гг. летописцы сообщают о визите булгарских послов-миссионеров в Киев и русских послов в Булгарию по вопросу выбора веры накануне принятия Владимиром Святославичем новой религии. Мусульманская вера, которую предлагали булгары, Владимиру не понравилась, и он принял христианство.

Из XI в. дошли всего три летописных сообщения о булгаро-русских взаимоотношениях. Два из них, относящиеся к 1006 и 1024 гг., говорят о заключении торгового договора между Русью и Волжской Булгарией и доставке пшеницы голодающим суздальцам. В 1088 г. булгары взяли Муром, потому что в те времена были на Волге и Оке разбои и русские «многих болгар торгующих пограбили и побили».

Целую серию военных походов отмечают летописи в XII в. Так, в 1107 г. пришли булгары «ратью на Суздаль и объступиша град и много зла сътвориша». Через 13 лет поход предпринял Юрий Долгорукий, который «ходи на болгары и взя полон мног и полк их победи». Летописное сообщение 1152 г. связано с походом булгар, нападавших на Ярославль. Четыре военных похода совершил в 60-80-х гг. XII столетия Андрей Боголюбский, в том числе дважды на Биляр, на Булгар и другие города, на «села многы».

В начале XIII в. продолжалось противостояние Волжской Булгарии и Владимиро-Суздальского княжества на торговых путях. В 1205 г. состоялся поход Всеволода Юрьевича на булгар, а в 1218 г. булгары совершают ответный поход на Устюг. Под 1220 г. отмечен последний перед монгольским нашествием масштабный поход русских дружин на город Ошель, который был сожжен и разграблен. В те же годы булгары предпринимают ряд настойчивых попыток «с мольбою великою, и с дары многими и с челобитьем» заключить мирный договор с русскими, который был подписан в 1224 г.

В 1228 г. был продлен еще на шесть лет мирный договор между Булгарией и Владимиро-Суздальским княжеством. Это было очень важно ввиду нависшей над страной опасности вторжения монгольских войск с Востока.

Таким образом, Булгарский Эмират установила равноправные торговые контакты, поддерживала дипломатические отношения со многими ближними и дальними странами. Высокий экономический потенциал государства и должный уровень организации военного дела позволяли противостоять попыткам соседей утвердиться на волжско-камских торговых путях, проводить активную внешнюю политику, в которой использовались не только дипломатические средства.

Для ослабления русского влияния в Болгарии Византия использовала печенегов. Этот тюркский кочевой народ впервые упоминается в русской летописи под 915 г. Первоначально печенеги кочевали между Волгой и Аральским морем, а затем под давлением хазар перешли Волгу и заняли Северное Причерноморье. Главным источником богатства печенежской племенной знати были набеги на Русь, Византию и другие страны. То Руси, то Византии время от времени удавалось "нанимать" печенегов для нападений на другую сторону. Так, во время пребывания Святослава в Болгарии они, видимо по наущению Византии, совершили набег на Киев. Святославу пришлось срочно возвращаться, чтобы разгромить печенегов, но вскоре он снова отправился в Болгарию; там началась война с Византией. Русские дружины сражались ожесточенно и храбро, однако силы византийцев слишком превосходили их по численности. В 971 г. был заключен мирный договор: дружина Святослава получила возможность вернуться на Русь со всем своим вооружением, а Византия удовлетворялась обещанием Руси не совершать нападений.

По дороге, на днепровских порогах, видимо, получившие от Византии предупреждение о возвращении Святослава печенеги напали на него. Святослав погиб в бою, а печенежский князь Куря, по летописному преданию, сделал из черепа Святослава чашу и пил из нее на пирах. По представлениям той эпохи, в этом проявилось, как это ни выглядит парадоксально, уважение к памяти павшего противника: считалось, что воинская доблесть владельца черепа перейдет к тому, кто пьет из такой чаши.

Новая стадия русско-византийских отношений приходится на время княжения Владимира и связана с принятием Русью христианства. Незадолго до этого события византийский император Василий II обратился к Владимиру с просьбой помочь вооруженными силами в подавлении восстания полководца Варды Фоки, который захватил Малую Азию, угрожал Константинополю и претендовал на императорский престол. В обмен за помощь император обещал выдать за Владимира замуж свою сестру Анну. Шеститысячная дружина Владимира помогла подавить восстание, причем сам Варда Фока был убит.

Однако император не спешил с обещанным браком. Брак же этот имел важное политическое значение. Всего за несколько лет до того германскому императору Отгону II не удалось жениться на византийской принцессе Феофано. Византийские императоры занимали самое высокое место в феодальной иерархии тогдашней Европы, и женитьба на византийской принцессе резко поднимала международный престиж Русского государства. Чтобы добиться выполнения условий договора, Владимир осадил центр византийских владений в Крыму - Херсонес (Корсунь) и взял его. Императору пришлось выполнить свое обещание. Только после этого Владимир принял окончательное решение креститься. Русь стала в один ряд с крупнейшими христианскими державами средневековой Европы.

Как уже говорилось ранее, постоянную борьбу Древней Руси приходилось вести с кочевниками. Владимиру удалось наладить оборону против печенегов, тем не менее их набеги продолжались. В 1036 г., воспользовавшись отсутствием в Киеве Ярослава (уехал в Новгород), печенеги осадили Киев. Ярослав быстро вернулся и нанес печенегам жестокое поражение, от которого они так и не смогли оправиться. Их вытеснили из причерноморских степей другие кочевники - половцы.

Половцы (иначе - кипчаки или куманы) - тоже тюркская народность - еще в X в. жили на территории Северо-Западного Казахстана. В середине X в. половцы двинулись в степи Северного Причерноморья и Кавказа. После того как они вытеснили печенегов, под их властью оказалась огромная территория, которую называли Половецкой степью, или (в арабских источниках) Дешт-и-Кипчак. Она простиралась от Сырдарьи и Тянь-Шаня до Дуная. Впервые половцы упоминаются в русских летописях под 1054 г., а в 1061 г. произошло первое столкновение с ними: "Придоша половци первое на Русьскую землю воевать". Вторая половина XI - XII в. - время борьбы Руси с половецкой опасностью.

Западное направление

Одновременно с Византией, Русь завязывала политические отношения с Западной Европой. Связи Древнерусского государства с другими странами, в частности со странами Западной Европы, были менее интенсивными и всесторонними, чем с Востоком. И, тем не менее, разнообразные контакты между Древней Русью и Западной Европой свидетельствуют о несомненном культурном взаимодействии между этими регионами.

Поскольку Русь в домонгольский период не уступала в своем культурном развитии большинству стран Западной Европы, это взаимодействие было вполне равноправным. Стабилизации этого взаимодействия способствовала принадлежность обоих регионов к христианскому миру, причем православная церковь не препятствовала в домонгольский период этому культурному общению.

Это положение Руси нашло отражение в династических связях русских князей. Так, Ярослав Мудрый был женат на дочери шведского короля Олафа Индигерде. Дочь Ярослава - Анна была замужем за французским королем Генрихом I, другая дочь - Елизавета стала женой норвежского короля Гаральда. Венгерской королевой была третья дочь - Анастасия. Внучка Ярослава Мудрого - Евпраксия (Адельгейда) была супругой германского императора Генриха IV. Один из сыновей Ярослава - Всеволод был женат на византийской принцессе, другой сын Изяслав - на польской. Среди невесток Ярослава были также дочери саксонского маркграфа и графа Штаденского.

Особенно интенсивными связи с Западной Европой стали во второй половине XII – начале XIII вв. Связи с Западом выражались в том, что страны обменивались изделиями прикладного искусства, а в результате и определенными техническими навыками.

Взаимодействие культур осуществлялось через торговлю и через дары посольств, через иноземных мастеров-ремесленников, которых нередко приглашали на Русь из Западной Европы, чаще всего из Германии. С Германской империей Русь связывали и оживленные торговые отношения. Даже на отдаленной периферии Древнерусского государства, на территории нынешней Москвы, была найдена относящаяся к XI в. свинцовая торговая пломба, происходящая из какого-то прирейнского города.

На Руси были распространены такие поделки западных мастеров, как бронзовое литье, чаши, ювелирные изделия, резьба по кости, в том числе ларцы.

Предметы древнерусского художественного ремесла, в свою очередь, попадали на Запад, много русских изделий обнаружено в Скандинавских странах, в частности, на Готланде, достигали они и Западной Европы.

С середины XI в. на Русь стали проникать отдельные элементы романской архитектуры, господствовавшей в XI – XIII вв. не только в Западной Европе, но и в целом культурном круге, который охватывал Кавказ, Балканы, а также Польшу, Чехию, Венгрию – близких соседей Древнерусского государства.

Однако это культурное взаимодействие не затрагивало основ древнерусской архитектуры – крестово-купольной кубической конструкции храмов.

Влияние романского стиля проявлялось во внешнем оформлении отдельных возводимых на Руси построек, использовались в архитектуре такие элементы, как аркатурные пояса, позднее группы полуколонн и пилястр, иногда с резными капителями и консолями, колончатые пояса на стенах, перспективные порталы, причудливая каменная резьба на внешней поверхности стен.

И, тем не менее, русские камнерезчики предпочитали изображать светские сюжеты или жизнерадостные мотивы «мировой гармонии», а не мрачные устрашающие картины «страшного суда», адских мучений и жестоких пыток святых, которые преобладали в каменных рельефах западноевропейских романских соборов.

Культурное общение Древней Руси со странами Западной Европы шло и по линии литературных и фольклорных связей. В западноевропейской литературе нашли отражение сведения о далекой Руси и русских (в песне о Роланде, в песне о Нибелунгах, не говоря уже о скандинавских сагах). Фольклорные мотивы, связанные с образом Ильи Муромца, вошли в немецкую поэму «Ортнит», одним из главных героев которой является король «Илья русский».

Литературные взаимосвязи прослеживаются в западных хрониках и русских летописях. Так, существует известная параллель между легендой Начальной летописи о «призвании варягов» на Русь и англо-саксонской легендой о призвании англосаксов в Британию.

Культурное взаимодействие между Русью и Западом осуществлялось также через паломников и путешественников, поддерживалась связь и по линии церковных отношений. До раздела церквей в 1054 г. церковные отношения были достаточно прочными.

Общая принадлежность к христианству объединяла и противопоставляла христиан всем инаковерующим – язычникам, мусульманам. Внутрихристианские различия еще не были резко выражены, на Руси принимались без особой враждебности католические посольства от папы или германского императора.

В Киеве, Смоленске, Переяславле действовали католические церкви. В молитве «Святой Троицы», которая использовалась на Руси, звучат имена святых Аль-бапа и Ботульфа, которых почитали только в Англии.

Их имена, видимо, занесли на Русь приезжавшие туда англичане. В Новгороде, где было несколько иноземных «варяжских», т. е. католических, церквей, они посещались новгородцами, которые иногда даже крестили там своих детей.

Однако после 1054 г. начались попытки папства «обратить» Русь в католическую веру. Особенно после разгрома Константинополя западными крестоносцами, а также после организации папством в 40-х гг. XIII в. «крестовых походов» на Русь отношения с католической церковью ухудшились.

Это повлияло и на культурные отношения с Западом. Культурное взаимодействие Руси с Западом стало более ограниченным, чем с Византией, но все-таки оставило определенный след в русской культуре

Культурное влияние Запада было переработано местными русскими традициями и позднее оказалось органически включенным в самобытную культуру Древней Руси.

Итак, Древнерусское государство было одной из крупнейших европейских держав и находилось в тесных политических, экономических и культурных отношениях со многими странами и народами Европы и Азии. Значительное влияние на становление государства оказали Западноевропейские государства – соседи, но важнейшую роль в истории Руси на тот период сыграла Византийская империя.

Список источников

  1. Назаренко А.В. Древняя Русь и славяне (Древнейшие государства Восточной Европы, 2007 год) / Ин-т всеобщей истории. – М.: Русский Фонд Содействия Образованию и Науке, 2009.
  2. Фортунатов В.В. История: учеб. пособ. – СПб.: Питер, 2012.
  3. http://dic.academic.ru/
  4. http://ru.wikipedia.org/
  5. http://wordweb.ru/