Отношение к жизни старухи изергиль. О чем рассказ Старуха Изергиль: анализ произведения

Природа и человек довольно тесно связаны между собой. В художественных произведениях авторы часто используют описания природы, ее влияние на персонажей, чтобы с ее помощью раскрыть их душу, характер или поступки.

И.С. Тургенев известен читателям, как мастер пейзажа. Несмотря на то, что в повести «Первая любовь» пейзажных зарисовок совсем немного, но все очень выразительны и разнообразны. Кроме того, они не случайно использованы в тексте.

Каждая пейзажная картина в произведении играет определенную роль. Вот взять, например, эпизод так называемой «воробьиной ночи», где вдали проходит гроза. Такое же новое чувство, схожее с блистанием молнии, впервые вспыхивает в душе главного героя Владимира после общения с Зинаидой. Прочитав описание этой ночной грозы, мы будто представляем, что происходит в душе юноши. Автор с помощью описания природы воссоздает чувство, которое захватило главного героя.

Влюбленный парень больше не может ни о чем думать. Он, «как привязанный за ножку жук», кружит вокруг дома, где живет его возлюбленная. Он часами сидит на высоких каменных развалинах в надежде на встречу с Зинаидой. На самом деле его окружает хоть и будничный, но очень живой пейзаж: «По запыленной крапиве лениво перепархивали белые бабочки, бойкий воробей садился недалеко и раздражительно чирикал, поворачиваясь всем телом и распустив хвостик, недоверчивые вороны изредка каркали, сидя высоко на обнаженной макушке березы; солнце и ветер тихо играли в ее жидких ветках; звон колоколов Донского монастыря прилетал по временам…». Тут нам становится ясно, какой Володя на самом деле.Мы видим его романтическую натуру, глубину и силу его чувств. Все происходящее в природе, находит отклик в его душе: «Я сидел, глядел, слушал и наполнялся весь каким-то безымянным ощущением, в котором было все: и грусть, и радость, и предчувствие будущего, и желание, и страх жизни…».

Полной противоположностью состояния Зинаиды является пейзаж в ее саду. Девушке «…было очень тяжело, она ушла в сад и упала на землю, как подкошенная». А «кругом было светло и зелено; ветер шелестел в листьях деревьев. Где-то ворковали голуби, и пчелы жужжали. Сверху ласково синело небо…». Описание красивой и светлой природы использовано в этот момент специально для того, чтобы показать, как плохо и тяжело было в этот момент Зинаиде.

Когда Володя следил ночью за домом своей возлюбленной, его охватывало чувство сильного волнения и страха. И природа в этот момент будто помогает нам понять все то, что чувствует герой: «Ночь была темна, деревья чуть шептали, с неба падал тихий холодок. По небу сверкнула огненная полоска: звезда покатилась. И вдруг все стало глубоко безмолвным кругом, как это часто бывает в середине ночи… Даже кузнечики перестали трещать». Создается такое ощущение, что природа испытывает все то же самое, что и парень, и невольно влияет на его состояние.

Также очень точно автор описал состояние Володи в тот момент, когда он узнал об отношениях своего отца и Зинаиды: «то, что я узнал, было мне не под силу… Все было кончено. Все цветы мои были вырваны разом и лежали вокруг меня, разбросанные и истоптанные». Этот маленький отрывок описания природы хорошо показал душевное состояние героя.

Писатель талантливо и точно представил пейзажные зарисовки в произведении, которые дали возможность представить насколько тяжело было героям и еще раз показал необычайную красоту природы.















1 из 14

Презентация на тему: Тургенев-пейзажист

№ слайда 1

Описание слайда:

Тургенев-пейзажист. Мне не нужно ни богатой природы, ни великолепной композиции, ни эффектного освещения, никаких чудес, дайте мне хоть лужу грязную, да чтобы в ней правда была, поэзия, а поэзия во всем может быть – это дело художника. (Третьяков из письма художнику А. Г. Горавскому. Октябрь 1861 год.)

№ слайда 2

Описание слайда:

Вступление… XXI век – это время жестоких испытаний для человека и человечества. Мы пленники современной цивилизации. Наша жизнь протекает в шатких городах, среди бетонных домов, асфальта и дыма. Мы засыпаем и просыпаемся под рев автомобилей. Современный ребенок с удивлением рассматривает птичку, а цветы видит лишь стоящими в праздничной вазе. Мое поколение не знает, какой видели природу в прошлом веке. Но мы можем представить ее благодаря пленительным пейзажам И. С. Тургенева, Л. Н. Толстого, И. А. Бунина и других. Они формируют в нас любовь и уважение к родной русской природе.

№ слайда 3

Описание слайда:

№ слайда 4

Описание слайда:

Романтический пейзаж имеет свои особенности: Служит одним из средств создания необычного, иногда фантастического мира, противопоставленного реальной действительности, причем обилие красок делает пейзаж еще и эмоциональным (отсюда исключительность его деталей и образов, зачастую вымышленных художником)

№ слайда 5

Описание слайда:

Пейзаж может создавать эмоциональный фон, на котором развертывается действие. Он может выступать как одно из условий, определяющих жизнь и быт человека, то есть как место приложения его труда. И в этом смысле природа и человек оказываются нераздельными, воспринимаются как единое целое.

№ слайда 6

Описание слайда:

Пейзаж, как часть природы, может подчеркивать душевное состояние героя. Оттенять ту или иную особенность его характера с помощью воссоздания созвучных или контрастных картин природы. Посредством пейзажа автор выражает свою точку зрения на события, а также свое отношение к природе, героям произведения. С пейзажными описаниями у автора прежде всего неразрывно связаны мотивы жизни и смерти, смены поколений, неволи и свободы.

№ слайда 7

Описание слайда:

Одним из лучших пейзажистов мировой литературы по праву считается Иван Сергеевич Тургенев. Он родился в средней полосе России – одном из красивейших мест нашей необъятной родины, в усадьбе Спасское-Лутовиново Мценского уезда Орловской губернии. Имение Тургеневых располагалось в березовой роще на пологом холме. Вокруг просторного двухэтажного господского дома с колоннами, к которому прилегали полукруглые галереи, был разбит громадный парк с липовыми аллеями, фруктовыми садами и цветниками. Именно в Спасском Тургенев научился глубоко любить и чувствовать природу.

№ слайда 8

Описание слайда:

Тургенев – непревзойденный мастер пейзажа. Картины природы в его произведениях отличаются конкретностью, реальностью, зримостью. Автор описывает природу не как бесстрастный наблюдатель; он четко и ясно выражает свое отношение к ней.Мастерство Тургенева в описании природы было высоко оценено Западно-Европейскими писателями. Когда Флотер получил от Тургенева двухтомный сборник его сочинений он писал: «Как я благодарен за подарок, который вы мне сделали… Чем больше я вас изучаю, тем больше меня изумляет ваш талант. Я восхищаюсь… этим сочувствием, которое одухотворяет пейзаж. Видишь и грезишь…».Пейзаж Тургенева динамичен, он соотнесен к субъективным состояниям автора и его героя. Он почти всегда преломляется в их настроении. По сравнению с другими романами «Отцы и дети» значительно беднее пейзажами и лирическими отступлениями. Почему тонкий художник, обладающий даром необыкновенной наблюдательности, умеющий замечать «торопливые движения влажной лапки утки, которой она чешет себе затылок на краю лужи», различать все оттенки небесного свода, разнообразие птичьих голосов, почти не применяет свое фирменное искусство в романе «Отцы и дети»?

№ слайда 9

Описание слайда:

Тургенев скупыми, но выразительными художественными средствами рисует картину русской крестьянской деревни в романе. В деревне в переходный период 1859 – 1860 года на кануне отмены крепостного права бедность, нищета, бескультурье, как страшное наследие их многовекового рабства. «Попадались речки с обрытыми берегами и крошечные пруды с худыми плотинами, деревеньки с низкими избенками под темными, часто до половины разметанными крышами, покривившиеся молотильные сарайчики с плетенными из хвороста стенами и зевающими воротищами возле опустелой церкви.»

№ слайда 10

Описание слайда:

Художественные средства романа «Отцы и дети». Обратимся к монологу главного героя. На первых порах для Базарова «люди, что деревья в лесу; ни один ботаник не станет заниматься каждою отдельною березой». Надо заметить, что у Тургенева между деревьями заметна существенная разница. Так же, как птицы, деревья отражают иерархию персонажей романа. Мотив дерева в русской литературе вообще наделен весьма разнообразными функциями. Похоже, что любимое дерево Базарова – осина. Приехав в имение Кирсановых, базаров отправляется в «небольшое болотце, около которого есть осиновая роща». Осина – это и есть образ, двойник его жизни. Одинокий, гордый, до удивления похож на это дерево. Впрочем, в бедноватой растительности Марьина сказывается и приземленность хозяина имения Николая Кирсанова, и общая с Базаровым обреченность «живого мертвеца - одинокого хозяина Бобыльего хутора Павла Петровича».

№ слайда 11

Описание слайда:

Картины природы в романе помогают раскрыть образ того или иного героя. С образом Фенечки связаны не только сирень да «кружовник». Розы, букет из которых она вяжет в своей беседке, - атрибут Богородицы. Кроме того, роза – символ любви. «Красную и не слишком большую» розу (то есть любовь) просит Базаров у Фенечки. Есть в романе и «природный» крест, скрытый в образе кленового листа, по форме напоминающий крест. И знаменательно, что неожиданно срывающийся с дерева отнюдь не в пору листопада, а в разгаре лета кленовый лист напоминает бабочку. «Бабочка – метафора души, выпорхнувшей в момент смерти, так и безвременная смерть Базарова предсказана этим грустно кружащемся в воздухе листом.

№ слайда 12

Описание слайда:

Пейзаж может входить в содержание произведения как часть национальной и социальной действительности. Отношение к пейзажу автора и его героев определяется особенностями их психологического склада, их идейно-эстетическим взглядам. Для автора природа – источник истинного вдохновения. Сухая душа Павла Петровича Кирсанова не позволяет ему видеть и чувствовать красоту природы. Не замечает ее и Анна Сергеевна Одинцова; она для этого слишком холодна и рассудительна. Для Базарова же «природа не храм, а мастерская» т. е. он не признает эстетического отношения к ней.

№ слайда 13

Описание слайда:

Для автора природа – источник истинного вдохновения. Природа – это высшая мудрость, олицетворение нравственных идеалов, мерило истинных ценностей. Человек учится у природы, он не признает ее. Природа органично входит в жизнь героев, переплетается с их мыслями, иногда помогает пересмотреть свою жизнь и даже круто изменить ее.Красота природы, ее величие, необозримость развивают у человека нравственные, патриотические и гражданские убеждения, чувства гордости, любви к родной земле, эстетические понятия, художественный вкус, обогащают ощущения, эмоциональное восприятие, представление, мышление и язык. Природа делает каждого человека благороднее, лучше, чище, легче и милосерднее. А художественная литература, воссоздавая природу в слове, воспитывает в человеке чувства бережного отношения к ней.

№ слайда 14

Описание слайда:

Школьное сочинение по творчеству Тургенева. Вторым тургеневским романом было “Дворянское гнездо”. Роман написан в 1858 г, и напечатан в январской книжке “Современника” за 1859 г. Нигде поэзия умирающей дворянской усадьбы не разливалась таким спокойным и грустным

Светом, как в “Дворянском гнезде”. Роман имел исключительный успех. Им “зачитывались,- по словам современника,- до исступления, он проник повсюду и сделался таким популярным, что не читать “Дворянское гнездо” было непозволительным делом”. Перед читателем проходила подробно рассказанная жизнь доброго и тихого русского барина Федора Ивановича Лаврецкого, сына богатого и родовитого помещика, который был женат на крепостной крестьянке. Мать умерла, когда Феде не было и восьми лет. Отец дал ему “спартанское” воспитание по им самим придуманной “системе”. “Система” сильно повредила молодому Лаврецкому, сделала его человеком могучего здоровья, с виду суровым и в то же время застенчивым и робким, чуть не ребенком. Он вырос в искусственном уединении и “втайне чувствовал себя чудаком”. После смерти отца перед ним открылась жизнь. Ему шел двадцать четвертый год. Он поступил в Московский университет. Встреча с красавицей-девушкой Варварой Павловной круто перевернула всю его судьбу. Он женился, но женитьба очень скоро кончилась разрывом по вине Варвары Павловны. Нелегко пережил он свою семейную драму. После нескольких лет заграничной жизни он вернулся на родину – в свое родовое поместье. И вот пришла новая любовь, история которой и составляет сюжетное ядро романа; Лаврецкий встретил Лизу Калитину.

Лиза выросла в затишье губернского города и была девушкой глубоко религиозной, что и обусловило весь замкнутый круг ее миросозерцания. Ее отношение к жизни и людям определялось безропотной покорностью чувству долга, страхом перед “грехами” жизни, боязнью причинить кому-либо страдание, обиду. И даже когда в ней заговорила любовь и Лиза узнала, что она любима, ее охватил страх, а не радость. Введенный в заблуждение неверным известием о смерти Варвары Павловны, Лаврецкий был у порога второй женитьбы, сулившей ему полноту счастья. Но неожиданное возвращение Варвары Павловны опрокинуло все. Наступил печальный финал. Лиза ушла в монастырь, Лаврецкий перестал думать о собственном счастье, утих, постарел, замкнулся. Он, впрочем, нашел и дело: занялся хозяйством и “упрочил быт своих крестьян”. Но все же последней, дорисовывающей его образ чертой остается его горькое обращение к самому себе: “Здравствуй, одинокая старость! Догорай, бесполезная жизнь!”

Тонкий анализ душевных переживаний, волнующий лиризм сцен и описаний, мягкость повествовательного тона составили ту подкупающую прелесть художественного мастерства, которая определила силу и обеспечила выдающийся успех “Дворянского гнезда”. “Накануне” начале 1860 г. Тургенев напечатал роман “Накануне”. Романом “Накануне” как нельзя более Тургенев оправдал эту оценку. Новое его произведение явилось “новым словом” в русской литературе, вызвало шумные толки и споры (и в критике и у читателей). Роман читался с жадностью. “Самое название его,- по словам критика “Русского слова”,- со своим символическим намеком, которому можно придать очень обширный смысл, указывало на мысль повести, заставляло догадываться, что автор хотел сказать что-то больше того, что заключено в его художественных образах”. В чем же была идея, особенности, новизна третьего романа Тургенева? Если в “Рудине” и “Дворянском гнезде” Тургенев изображал прошлое, рисовал образы людей 40-х годов, то в “Накануне” он давал художественное воспроизведение современности, откликался на те заветные думы, которые в период общественного подъема второй половины 50-х годов волновали всех мыслящих и передовых людей. Не идеалисты-мечтатели, а новые люди, положительные герои, подвижники дела были выведены в романе “Накануне”. По словам самого Тургенева, в основу романа была “положена мысль о необходимости сознательно-героических натур… для того, чтобы дело подвинулось вперед”.

В центре, на первом плане, стоял женский образ. Весь смысл романа таил в себе призыв к “деятельному добру” – к общественной борьбе, к отрешению от личного и эгоистического во имя общего. В героине романа, “удивительной девушке” Елене Стаховой, выступал “новый человек” русской жизни. Елена окружена даровитой молодежью. Но ни Берсенев, только что кончивший университет и готовящийся стать профессором; ни талантливый скульптор Шубин, в котором все дышит искрометной, умной легкостью и счастливой веселостью здоровья, влюбленный в античность и думающий, что “вне Италии нет спасения”; ни тем более “жених” Курнатовский, эта “служебная честность и дельность без содержания”,- не разбудили чувств Елены. Свою любовь она отдала Инсарову, иностранцу-болгарину, бедняку, у которого в жизни была одна великая цель – освобождение родины от турецкого гнета я ь котором жила “сосредоточенная обдуманность единой и давней страсти”. Инсаров покорил Елену тем, что ответил на ее смутное, но сильное стремление к свободе, увлек ее красотой подвига в борьбе за “общее дело”.

И Шубин, и Берсенев отступили перед Инсаровым, отдавая должное его прямой и смелой “железной” силе. Шубин признается: “Нет еще у нас никого, нет людей, куда ни посмотри. Все – либо мелюзга, грызуны, гамлетики, самоеды, либо темнота и глушь подземная, либо толкачи, из пустого в порожнее переливатели да палки барабанные!” Он спрашивает: “Когда ж наша придет пора? Когда у нас народятся люди?” – и слышит ответ собеседника: “Дай срок… будут”. Выбор, сделанный Еленой, как бы указывал, каких людей ждала и звала русская жизнь. Среди “своих” таких не было – и Елена ушла к “чужому”. Она, русская девушка из богатой дворянской семьи, стала женой бедняка-болгарина Инсарова, бросила дом, семью, родину, а после смерти мужа осталась в Болгарии, верная памяти и “делу всей жизни” Инсарова. В Россию она решила’ не возвращаться, спрашивая: “Зачем? Что делать в России?” На ее вопрос время ответило романом Чернышевского, “русскими Инсаровыми”, поднявшими борьбу с отечественным “турецким гнетом”.

В замечательной статье, посвященной разбору романа “Накануне”, Добролюбов писал: “Появляются уже такие понятия и требования, какие мы видим в Елене; требования эти принимаются обществом с сочувствием; мало того – они стремятся к деятельному осуществлению. Это значит, что уже старая общественная рутина отживает свой век: еще несколько колебаний, еще несколько сильных слов и благоприятных фактов,- и явятся деятели… Тогда и в литературе явится полный, резко и живо очерченный образ русского Инсарова. И недолго нам ждать его: за это ручается то лихорадочное, мучительное нетерпение, с которым мы ожидаем его появления в жизни.

Сочинения по темам:

  1. Первым, как водится, весть о возвращении Лаврецкого принес в дом Калитиных Гедеоновский. Мария Дмитриевна, вдова бывшего губернского прокурора, в свои...