Отношение есенина к любви. Любовная лирика в творчестве С

Средь лицемерных наших дел

И всякой пошлости и прозы

Одни я в мире подсмотрел

Святые, искренние слезы.

Н. А. Некрасов

Лирика Н. А. Некрасова проникнута удивитель-ной, глубокой теплотой и нежностью. Его стихи, час-то печальные, своей мелодичностью напоминают на-родные песни, повествующие о жизни простого чело-века, о его радостях и горестях, счастье и страданиях. Многие произведения поэта не ограничиваются рам-ками своего времени, темы их востребованы и по сей день. К таким можно отнести и стихотворение «Вни-мая ужасам войны...». Сменяют друг друга века, годы, а психология людская остается неизменной. 150 лет тому назад было написано это стихотворение, но человечество так и не вняло тому, о чем ведет речь поэт. Некрасов создал это произведение, находясь под впечатлением событий Крымской войны, обороны Се-вастополя.

Внимая ужасам войны,

При каждой новой жертве боя...

Поэт употребляет устаревшее слово «внимать», что означает « воспринимать и слухом, и зрением». Это слово поражает своей емкостью. Оно одновременно вбирает в себя лексический смысл глаголов «слы-шать» и «видеть». В этом проявляется удивительная чуткость поэта, который видит самую суть события.

Да, война, даже самая священная, всегда ужасна, всегда несет с собой смерть и разрушения, горем при-ходит в каждый дом. Война — это страдания и не только для тех, кто воюет и погибает, но и для близ-ких им людей. Горюют жена и друг, но ни с чем не-сравнимо горе матери, потерявшей сына.

Увы! Утешится жена,

И друга лучший друг забудет,

Но где-то есть душа одна -

Она до гроба помнить будет! Искренние, выстраданные слезы матери поэт на-зывает «святыми», противопоставляя их «лицемер-ной» «пошлости» и прозаическим делам повседнев-ной жизни. Все в мире проходит, лишь материнская память вечна.

Глубокие народные корни имеет сопоставление женщины, оплакивающей своего ребенка с образом плакучей ивы:

То слезы бедных матерей!

Им не забыть своих детей,

Погибших на кровавой ниве,

Как не поднять плакучей иве

Своих поникнувших ветвей... Ведь ива, прозванная в народе плакучей, олицетво-ряет символ вечной печали, скорби.

Образно и использованное автором выражение «кровавая нива». «Нива» — хлебное поле, сочетаясь со словом «кровавая», приобретает значение, обрат-ное первоначальному. Хлеб в представлении людей всегда является источником жизни. В стихотворении же перед глазами встает нива, породившая смерть, — поле, усеянное трупами.

Стихотворение «Внимая ужасам войны...» отлича-ет своеобразное композиционное построение: оно не разделено на строфы, что создает впечатление текста, написанного «на одном дыхании», в единении чувств и мыслей. Важно и то, что стихотворение подается от первого лица, что воспринимается как тихое повест-вование, исполненное грусти, когда рассказчик обра-щается непосредственно к каждому слушающему его.

И, наверное, все, кто читает это лирическое стихо-творение, проникаются мыслью о жестокой бессмыс-ленности войн, отнимающей у людей самое дорогое в жизни.

Николай Алексеевич Некрасов - поэт удивительно проникновенной лиричности, глубокой теплоты и нежности. Его стихи, чаще грустные и мелодичные, напоминают народные песни, рассказывающие о жизни простого человека, его страданиях и печалях. Стихотворение “Внимая ужасам войны...”, посвященное Крымской войне 1853-1856 годов, звучит поразительно современно. Проходят годы и десятилетия, века сменяют друг друга, а мир людей удивительно постоянен в своих заблуждениях. Войны не прекращаются на земле, они стали кровопролитнее, страшнее, чем виденные поэтами и писателями XIX века.

С первой же строки слышится бескомпромиссное отношение художника к войне - бессмысленной бойне, которую можно и должно избежать:

Внимая ужасам войны,

При каждой новой жертве боя...

Отлично разумея и понимая причину этого страшного явления, люди не хотят его остановить. И льют “святые, искренние слезы” совершенно неповинных, беззащитных и слабых. Наверное, мир сошел с ума, если ничему не учится, а продолжает платить страшную цену молодыми людьми, еще не пожившими, не успевшими порадоваться бытию, мальчиками, идущими на смерть, не успевшими даже оставить о себе существенную память. Читая стихотворение Н. А. Некрасова “Внимая ужасам войны...”, поражаешься его универсальности. Произведение поразительно своевременное, оно напоминает живущим о непреходящей ценности жизни, кажется, только матери, дающие жизнь, понимают ее святое назначение. А безумцы, втягивающие новые поколения в войны, ничего не хотят понимать. Не слышат голоса разума. Скольким российским матерям близко и понятно это стихотворение:

Одни я в мире подсмотрел

Святые, искренние слезы -

То слезы бедных матерей!

Им не забыть своих детей,

Погибших на кровавой ниве...

Небольшое, всего в 17 строчек, стихотворение поражает глубиной гуманизма, заключенного в нем. Язык поэта лаконичен и прост, нет развернутых и сложных метафор, лишь точные эпитеты, подчеркивающие замысел художника: дела - “лицемерные”, раз не ведут к прекращению войн, лишь слезы “искренние”, и искренни они “одни”, все остальное - ложь. Страшно заключение поэта, что забудет и друг, и жена - их он также причисляет к “лицемерному” миру.

Заканчивается стихотворение сравнением в фольклорном стиле матерей с поникшей плакучей ивой. Использование фольклорного образа сообщает произведению обобщающее значение: не об одной Крымской войне оно - обо всех, после которых рыдают матери и сама природа:

Не поднять плакучей иве

Своих поникнувших ветвей...

Стихотворение написано от первого лица, такая форма позволяет автору обращаться к читателям как к близким людям, хорошо понимающим то, о чем поэт хочет им сказать. Это послание из его далека в наше неспокойное и тяжелое время.

Произведение "Внимая ужасам войны" вышло из-под пера Некрасова в начале второй половины XIX века. Доминирующей темой этого стихотворения стала тема военных действий, жертвами которых стало много неповинных людей. Поэт выражает глубокую скорбь от лица всех матерей потерявших своих родных сыновей.

На страницах журнала "Современник" одним из издателей которого был Некрасов данное стихотворение публикуется в первый раз. Большое влияние на сочинение стихотворения оказал рассказ Л.Н.Толстого "Севастополь", который до глубины души поразил Некрасова и не оставил его равнодушным.

В плане композиции стихотворение "Внимая ужасам войны" автор не делит на строфы. Все мысли следуют одна за другой, как молитва, вбирая в себя все самое важное.

Стихотворение имеет своим началом деепричастие "внимая", которое по своему лексическому значению сподвигает читателя проявить особое внимание во время чтения.

В первых строчках автор употребляет сразу несколько слов символизирующих войну. Как всегда война не обходится без жертв. Некрасов описывает потерю героя, который для кого-то был другом, а для кого-то мужем. Будучи в том или ином статусе его все равно со временем забудут. И только мать никогда не способна забыть своего сына.

Некрасов пишет о материнских слезах, которые выражают настоящую боль и скорбь утраты. Эти слёзы, по авторским словам имеют определенную святость. Святость от того, что потеря сына станет скорбью и болью на всю её оставшуюся жизнь.

В заключительном четверостишии автор упоминает всех матерей, потерявших на войне своих сыновей. Некрасов сравнивает вечную материнскую память с ветвями плакучей ивы. Как иве никогда не поднять своих ветвей, так и матери никогда не забыть совсем родного ребенка.

Проблематика произведения строится на том, что жизнь является главной ценностью. Война наносит неисправимый ущерб и разрушает эту ценность. Жизнь должна быть превыше смерти, разум выше абсурда, а гуманизм выше злого умысла.

Основой произведения стал конфликт жизни и смерти. В каждой строчке прослеживается страдание по унесенным жизням.

Все творчество Некрасова пронизано проблемой безвинных страданий и всякого рода угнетений. И весь ужас состоит в том, что этой проблеме нет конца, из года в год погибают люди в результате военных действий. А родные матери, потеряв родного сына, остаются наедине с горем до конца своих дней.

Подробный анализ

«Внимая ужасам войны» - стихотворение Николая Некрасова, написанное им в 1885 году. Оно посвящено войне, павшим солдатам, горю солдатских матерей. Идею для стихотворения автору дала Крымская война 1853-1856 гг, а также произведение Льва Толстого «Севастопольские рассказы», которое произвело сильное впечатление на поэта. Несколько позже музыканты превратили стих в песню. Стихотворение является элегией - философскими раздумьями, посвящёнными женщине-матери, которая потеряла своего ребёнка на войне, ненужности войны, человеческому свойству через некоторое время забывать своих близких.

Стих короткий, состоит из 17 строф, или трёх четверостиший и одного пятистишья. Стихотворный размер - четырёхстопный ямб с пиррихиями. Такая рифмовка делает стихотворение напевным. Первая строфа имеет кольцевую рифму, 2-ая и 3-я перекрёстную рифму. Чередуются мужская и женская рифмы. В конце первых двух четверостиший заключается загадка. Почему автору не жаль ни погибшего солдата, ни его жены и друга? Кому же действительно жаль убитого? Разгадка даётся дальше - автор считает, что наиболее искренно гибель воина может переживать только его мать, видя трагичный финал подаренной ею жизни. По его мнению, и жена, и друг павшего рано или поздно забудут его. Это является антитезой, временному трауру жен и друзей противопоставляется материнское горе.

Главная мысль стихотворения в том, что война негуманна и бессмысленна, а материнское горе необъятно, и требуется сделать всё, чтобы на свете торжествовал гуманизм. Поэтому стих актуален во все времена. Война ломает нормальный уклад жизни, заставляя матерей оплакивать своих детей, делает людей жертвами. Автор сравнивает убитую горем мать с плакучей ивой, которая склонила свои ветви, её слёзы он называет святыми. Авторская мысль двигается от материнской судьбы к судьбе Родины, от человеческой смерти к историческим закономерностям.

Крымская война произошла между Российской империей и коалицией из Британской, Французской, Османской империй, а так же Сардинского королевства. Россия проиграла эту войну, потеряв около 143 000 человек. Коалиция потеряла ещё больше. «Кровавая нива» является метафорой, обозначающей поле боя. Искренность души матери автором противопоставляется лицемерию земной жизни. В своём произведении автор спорит с мыслью Льва Толстого о том, что родным свойственно предавать забвению своих умерших близких.

В числе действующих лиц заключен особый смысл - «герой», «жена», «друг» даются в единственном числе, а «матери» во множественном. Индивидуальность противопоставляются общности. Своеобразный ритм в начале создаётся повторами «мне жаль» (анафора). Сочетаясь с отрицанием они требуют сделать вывод, который расположен во второй части стиха. Произведение не делится на части, одна мысль идёт за другой, несмотря на краткость оно очень содержательно. Обращение к кому-либо отсутствует. Можно сказать, что в нём можно угадать едва сдерживаемые слёзы.

Внимая ужасам войны,
При каждой новой жертве боя
Мне жаль не друга, не жены,
Мне жаль не самого героя…
Увы! утешится жена,
И друга лучший друг забудет;
Но где-то есть душа одна —
Она до гроба помнить будет!
Средь лицемерных наших дел
И всякой пошлости и прозы
Одни я в мире подсмотрел
Святые, искренние слезы —
То слезы бедных матерей!
Им не забыть своих детей,
Погибших на кровавой ниве,
Как не поднять плакучей иве
Своих поникнувших ветвей…

Анализ стихотворения «Внимая ужасам войны» Некрасова

Русские поэты XIX века не так часто обращались к теме военных бедствий. Россия на протяжении всей своей истории была вынуждены вести постоянные войны. Основные потери несло крестьянское население, поэтому народное горе не слишком заботило господствующий класс. Некрасов одним из первых обратился в своем творчестве к страданиям простого народа. Он не мог обойти стороной и беды, причиняемые войнами. Ярким примером стало стихотворение «Внимая ужасам войны…» (1855 г.).

Некрасов утверждает, что любая война приносит огромное горе. Он понимает, что это неизбежно. Страдают друзья погибших, их жены и дети. Но поэт готов примириться с такими утратами. Ему не жалко даже «самого героя». Самым страшным он считает безутешное горе матерей. Никакая победа не может быть оправдана потерей своего родного сына. Некрасов считает, что только материнские слезы являются самыми «святыми, искренними». Даже самый близкий человек когда-нибудь сможет забыть о погибшем и начать новую жизнь. Но мать всегда будет помнить о том, кого она выносила под своим сердцем.

Любая женщина, в первую очередь, мать. Ее целью и смыслом существования становится рождения ребенка. Тем самым она поддерживает жизнь на всей планете. Это – основной человеческий закон. Люди сами стремятся к самоуничтожению. Смерть на войне противоестественна, поэтому любящая мать никогда с ней не смирится.

Некрасов одним из первых в русской поэзии поднял вопрос о необходимости войны. В его время было принято воспевать победы русской армии. Переживания относились только к тем людям, которые совершили посмертный подвиг. Поэт обратил внимание общества на то зло, которое несет война солдатским матерям. Даже всенародное ликование по поводу победы не сможет заглушить материнское горе.

Особое значение имеет время создания стихотворения. Можно было понять жертвы, принесенные во время Отечественной войны 1812 г., когда под угрозой была вся Россия. Но в этот период шла Крымская война, которая была непопулярна в народе. Даже сами солдаты не понимали, за что они погибают.

Тема, поднятая Некрасовым, получила большое развитие в последующие годы. К ней часто обращались знаменитые поэты и писатели. Она актуальна и в наше время. Всеобщий мир на Земле так и не достигнут. Войны не прекращаются и продолжают причинять страдания миллионам матерей.

Стихотворение «Внимая ужасам войны» было написано в 1855 г. и опубликовано в журнале «Современник» № 2 за 1856 г. Мысли, нашедшие выражение в стихотворении, были навеяны автору Крымской войной 1853-1856 гг. На Некрасова повлияли «Севастопольские рассказы» Л.Толстого, изданные в 1855 г. Отдельные главы рассказов «Севастополь в августе 1855 года», «Севастополь в мае» Толстой читал Некрасову до появления в печати. Стихотворение полемизирует с мыслями Толстого о том, что родные быстро забывают об умерших.

Стихотворение ходило в списках, переписывалось в альбомы. Многие композиторы 19 и 20 века положили его на музыку.

Литературное направление, жанр

Стихотворение поэта реалистического направления Некрасова «Внимая ужасам войны» относится к жанру элегии. Это философские раздумья о судьбе женщины-матери, потерявшей дитя на войне, о ненужности и ужасе войны как общественного явления, о свойстве людей забывать своих родных и близких.

Тема, основная мысль и композиция

Стихотворение состоит из 17 строф (три четверостишья и одно пятистишье). В первых двух строфах последняя строфа – это загадка.

В первой строфе Некрасов проявляет своё отношение к войне (она ужасна, её нельзя игнорировать, а только внимать). С точки зрения лирического героя, жалость вызывает не друг убитого, не его жена и даже не он сам. А кто? Это первая загадка.

Во второй строфе лирический герой с сожалением констатирует, что человеку (жене, другу) свойственно забывать близких. Но есть душа, которая будет помнить до гроба. Что это за душа? Это вторая загадка.

В третьей строфе святость и искренность слёз этой души противопоставлена лицемерию, пошлости и прозе земного бытия.

В самом начале последней строфы раскрывается загадка этой помнящей души – загадка слёз: «То слёзы бедных матерей». Противоестественно забыть смерть ребёнка, как противоестественно дереву с поникающими ветвями поднять их. Некрасов не случайно сравнивает мать с плакучей ивой. Даже название дерева сближает его с тоскующей матерью. Здесь игра слов плачущая (непостоянный признак у причастия) и плакучая (постоянный признак у прилагательного). Некрасов выбирает второе, потому что слёзы матери неиссякаемы.

Тема стихотворения – горе матерей, потерявших сыновей на войне.

Основная мысль: смерть на войне бессмысленна и бесчеловечна, она не стоит того горя, которое доставляет матерям воинов. Если глубже, война вечна, она – порождение человеческого разума, пренебрегающего ценностью человеческой жизни. Только мать, дающая жизнь, способна искренне оплакать её как самую большую ценность.

Тропы и образы

Эпитеты в стихотворении имеют чёткую положительную или отрицательную окраску: лицемерные дела – святые, искренние слёзы, бедные матери.

Метафоры кровавая нива (поле боя), до гроба (до смерти) не забудет близки к фольклорным.

Некрасов сравнивает мать, которая не способна забыть своего ребёнка, с плакучей ивой, которой не суждено поднять ветви. Это фольклорное сравнение, близкое к художественному параллелизму, позволяет достичь высокой степени обобщения, делая проблему материнского горя общечеловеческой. Философская мысль движется от судьбы матери к судьбе родины, от смерти человека к историческим закономерностям бытия.

Война уничтожает естественный порядок вещей, заставляя матерей переживать смерть своих детей. Таким образом, война превращает всех людей, независимо от пола и возраста, в жертв всемирного вечного боя, несёт смерть.

Такой философский подтекст делает стихотворение актуальным во все времена.

Большое значение для понимания сути стихотворения имеет в стихотворении число: герой, жена, друг – но матери . Индивидуальности противопоставлена общность.

Для Некрасова в поэзии важно каждое слово. Он тщательно выстраивает ряды синонимов, противопоставляя их: забудет, утешится (о жене и друге) и - будет помнить до гроба, не забыть (о матерях).

В начале стихотворения своеобразный ритм создают повторы мне жаль, которые в сочетании с отрицанием требуют вывода – второй части стихотворения.

Размер и рифмовка

Стихотворение написано четырёхстопным ямбом с пиррихиями. Рифмовка первой строфы кольцевая, второй и третьей – перекрёстная. Рифмовка последней строфы – ааББа. Мужская рифма чередуется с женской. Такое разнообразие в рифме и рифмовке, а также неровный ритм создают особую напевность стихотворения, сближая его с живой речью.

  • «Душно! Без счастья и воли…», анализ стихотворения Некрасова
  • «Прощанье», анализ стихотворения Некрасова
  • «Надрывается сердце от муки», анализ стихотворения Некрасова