Отмена кормления и ограничения местничества. Политическое значение местничества

Отмена местничества (Реформы Алексея Михайловича)

Отмена местничества (Реформы Алексея Михайловича)

Отмена местничества приходится в русской истории на период, ставший предпосылкой к улучшению русского войска и его демократизации. При этом, была перестроена вся административная система управления в общем.

Кроме того, данная мера становится предвестницей известных петровских реформ, основная суть которых была сведена к ликвидации при определении на службу так называемого принципа знатности рода и выдвижение личных умений и талантов на первый план. Таким образом, многие современные историки считают отмену местничества одной из самых важных реформ семнадцатого века!

Рассматриваемое постановление было принято в период правления царя Фёдора Алексеевича, который ознаменовался проведением целого ряда новаторских преобразований, которые были направлены на укрепление самодержавия власти государя. Именно в эпоху правления данного монарха была предпринята фактическая попытка полного изменения системы административно-церковного управления. Но по причине ранней кончины правителя это так и осталось в планах.

Отмена местничества стала, пожалуй, самым важным событием того времени, так как она смогла привести к коренной и довольно значительной трансформации самого русского общества. Кроме того, местничество существенно осложняло работу военных сил и государственного аппарата. Ведь сама суть данного принципа сводилась не к способностям претендента, а лишь степенью его родовитости и знатности в глазах бояр. Тут необходимо отметить и сам состав боярства в Московском княжестве.

Итак, русское боярство включало в свой состав только представителей столичной аристократии, дворян присоединённых к княжеству Московскому княжеств, а также пришлых татарских и литовских князей. При этом, все они входили в состав государевой Думы, ежедневно занимаясь военным и гражданским управлением. Но регулярные споры о том, кто из них должен стоять выше другого могли помешать работе стремительно расширяющегося государственного аппарата, который как раз и нуждался более всего в гибкой системе местничества.

На собрании духовенства в 1682 году стал острый вопрос об отмене местничества, которая впоследствии стала его самым главным административным решением. При этом, нужно помнить, что в целом собрание было посвящено церковным делам и различным религиозным моментам. Но потребность перемены существующего строя была настолько острой, что именно это собрание решило сжечь все разрядные книги.

Определение местничества - система норм в социальной, служебной, бытовой среде знати, действовавшая в 15-17 веке в России.

В свое время московский князь объединил вокруг себя земли. Потомки былых владельцев этих земель стали частью правительственного класса. Именно бояре создали систему служебных отношений, которая известна как местничество. Кто такие бояре?

Боярство

В былые времена существовал Государев родословец. В нем были записаны представители важнейших служилых родов. Составлен родословец был при Иване Грозном. Именно на этот документ опирались при разбирательстве генеалогических споров.

Фамилии, которые находились в документе, стали называться родословными. Вот эта самая родословная знать стала именоваться московским боярством. Чтобы сохранить за собой право относиться к знати, необходимо было входить в родословный круг. Для этого среди предков должны находиться московские бояре, окольничие и прочие высшие чины.

Создание местничества

Обычай распределять места московских бояр за столом князя появился в 14-м веке. Сформировалось местничество к середине 16-го века. Система постоянно развивалась. В нее входили новые роды, которые возвышались по разным причинам.

Понять, что такое местничество, довольно сложно. Прежде всего необходимо разобрать принцип этой системы.

Принцип местничества

В современном мире при назначении лиц на службу учитываются такие факторы, как образование, опыт работы, личные качества и прочее. По-другому обстояло дело в 16-м веке на территории Московского царства.

Когда выбирали человека на замещение высшей должности, учитывались не личные качества претендента, а значимость его фамилии. Также важно было генеалогическое положение каждого представителя внутри своего рода.

Например, князья Одоевские ставились выше Бутурлиных. Поэтому представитель Одоевских получал должность выше. При этом старшие Бутурлины могли сравниваться с младшими князьями Одоевскими.

Немаловажное значение имело не только служебное положение предков, но и его давность. Другими словами, представитель знати, у которого дед был боярином, претендовал на более высокое назначение, чем лицо, у которого боярином был отец. Во внимание бралась только мужская линия.

Старшинство внутри рода работало по следующему принципу: младший брат на одну ступень ниже старшего. Из этой схемы получалось, что старший сын старшего брата в правах сравнивался с четвертым братом, то есть своим дядей. В некоторых случаях человек мог занять ступень выше, чем ему полагалась в иерархии.

На подавляющее большинство государственных должностей служащих назначали по нормам местничества. Следить за всеми назначениями и фиксировать их в специальной книге полагалось дьякам Разрядного приказа.

Теперь разберемся, что такое местничество, конкретнее.

В придворной сфере

Поскольку большинство лиц были связаны родственными отношениями с семьей царя либо были фаворитами, то за столом вместе с государем все рассаживались согласно этикету и церемониалу. Служащие одного чина размещались по местническому счету.

По-настоящему суть местничества раскрывалась во время подготовки к торжественным церемониям:

  • свадьба;
  • венчание на престол;
  • крестный ход;
  • прием послов;
  • посещение летнего дворца.

Служащие спорили за получение «места».

В военной службе

Чтобы понять, что такое местничество в полках, следует упомянуть Приговор о местничестве. Он был составлен в 1550 году при Иване 4-м Грозном. Но некоторые формулировки были настолько туманными, что вызывали множество споров.

В каждый полк ставили одного-четырех воевод. Главным считался первый воевода большого полка. Воеводы других полков стояли на ступень ниже. Во многих вопросах не было ясности. Например, не до конца определялось положение воеводы полка левой руки.

Кто решал конфликтные ситуации?

Множественные споры относительно местничества в России разбирались разными способами. Решить вопрос мог человек, который осуществлял назначение. Нередко в ситуации разбиралась боярская комиссия, которую назначал царь. В некоторых случаях правитель руководил комиссией.

Судьи занимались проверкой фактов по разрядным книгам, документам личных архивов, информации Разрядного приказа. Также собирались свидетельские показания, и сравнивался счет «мест» предков спорящих сторон.

На решение могли влиять не только высокие должности предков, но и сведения о низших службах, позорящих знатный род. Лицо, которое проигрывало спор, обвинялось в нанесении «бесчестья». Его приговаривали к выплате штрафа, формальному кратковременному аресту, называли «ослушником царской воли». Иногда применялись телесные наказания. Существовала такая форма наказания, как «выдача головой». Проигравшее лицо приходило под конвоем к победителю и публично просило прощения.

Неподчинение приговору могло повлечь за собой более суровые последствия. Конфликтные разбирательства могли тянуться годами, ничем не заканчиваясь. В редких случаях признавалось равенство сторон. Разбор споров откладывался во время военных действий.

Ограничение местничества

Подобная система существенно осложняла должностные назначения. Особенно тяжело было распределить «места» в полковых воеводствах. Лицо должно было соответствовать генеалогическим и разрядным требованиям. При этом следовало минимизировать вероятность возможных фамильных притязаний.

Чтобы исключить споры относительно важнейших должностей в полках, в 1550 году был оглашен приговор царя и Боярской думы. По нему некоторые должности были убраны из местнического счета, они объявлялись «без мест».

Идея местничества

Система местничества является строго консервативной и аристократической. Отношения между фамилиями, которые когда-то были установлены, не изменялись. Если отцы и деды стояли на определенной службе, их место занимали потомки.

Местничество не являлось фамильной наследственностью конкретных служебных должностей. Оно было наследственностью служебных взаимоотношений между фамилиями. Например, князь Одоевский мог занимать любую должность, но она должна была быть на ступень выше, чем у Бутурлина.

Политическое значение местничества

Введение местничества привело к тому, что положение бояр стало зависеть от службы их предков. Другими словами, политическое значение фамилии не зависело от усмотрения царя, личных заслуг лица либо его удач.

Если предки занимали определенную ступень, на ней же должны находиться и потомки. И менять этот порядок было не позволено. Повлиять на подобную иерархию не могла ни милость государева, ни личные таланты, ни заслуги перед государством.

В службе не существовало соперничества, поскольку все предопределялось родословной. Место не нужно было заслуживать, завоевывать, оно доставалось по наследству. Служивый человек не занимался собственной карьерой, он мог только выискивать для себя более выгодное «место», судиться за него в спорных ситуациях. Весь род следил за ним. В случае служебного выигрыша все его родичи повышались. В то время как служебная «потерька» понижала всех представителей рода.

Фамилия выступала как единое целое в служебных столкновениях. Ее интерес стоял превыше личных желаний и нравственных побуждений. Родовая знать устанавливала между своими представителями служебную солидарность, круговую поруку, взаимную ответственность.

Существует пример, который объясняет важность местничества для бояр. В 1598 году состоялся поход. В нем князь Репин-Оболенский занимал место ниже князя Сицкого. Он должен был добиться для себя пересмотра, но не стал этого делать, поскольку дружил с Сицким. Фамилия Оболенских обиделась на своего родственника. Они обратились к царю. Государь разобрал дело и вынес решение, что князь Репин-Оболенский понизил только себя перед родом Сицких, то есть род Оболенских от этого не опустится ниже своего отечества. Получается, что местничество защищало фамилию не только от произвола со стороны правителя, но и от необдуманных решений отдельных лиц.

Боярин мог лишиться имущества, быть изгнан, избит. Однако никто не мог заставить его занять «место» в управлении ниже своего отечества.

Повлиять на распределение мест не мог даже государь. Примером этому служит случай с Волконским. Когда он пожелал стать выше боярина Головина, суд посадил его в тюрьму. Дума приняла сторону родовитого Головина. То есть царь может обогатить своего служивого человека, но не может сделать его родовитым. Это под силу только предкам.

Недостатки местничества

Для понимания, что такое местничество, следует больше узнать о недостатках этой системы. Исследователи выделяют два основных пункта.

В заключение

Местничество являлось ключевым элементом светской субкультуры Российского государства в 15-17-м вв. В этой системе вырабатывались нормы морали и этикета, а также историко-культурные генеалогические традиции.

Молодых дворян воспитывали так, чтобы они умели защищать свой род от посягательств со стороны. Местничество сыграло важную роль в развитии дворянского самосознания.

Берх В. Царствование царя Федора Алексеевича и история первого стрелецкого бунта. Ч.1. - СПб., 1834. - 162 с.

Указ против местничества

Ц арь Алексей Михайлович, ведя 13 лет войну с поляками и шведами, приказал не считаться с местничеством. Сему примеру последовал и Царь Федор Алексеевич, при втором Чигиринском походе. Именным указом велено было: покаместа Турская война минется и ни кому ни с кем нынешним разрядом, ныне и впредь в отечестве не считаться, и нынешнего разряду в отеческих делах в случай никому не ставить, и ни кому ни кого тем не попрекать, и в разряд к отеческим счетным делам ныне ни у кого ни на кого не принимать. А кто, сказано далее, не будет сему указу повиноваться, тому быть: в наказании, разорении и в ссылке безо всякого милосердия и пощады. (С. 48)

Речь царева

Л ица сии, Января 12-го, собрались в Царские чертоги и Князь Василий Васильевич Голицын прочитал им, по воле Государевой, челобитную выборных лиц. По выслушании оной, Царь Федор Алексеевич произнес речь, в которой изложа как впредь от местничества, при ратных и посольских делах происходивший, так и действия Деда своего и Родителя к отклонению пагубного местничества, и несчастие от оного происшедшее под Конотопом и Чудновым просил: всем разрядам и чинам быть без мест, или по прежнему быть с местами?

Решительное положение уничтожить местничество

В ласти отвечали на сие протяжною речью, в которой превознося мудрую прозорливость Царя, заключили оную следующими словами: «будем молить, дабы Господь Бог такое царское намерение благоволил привести к совершению, чтобы от того любовь сохранялась, вкоренялась в сердца и Царствие твое мирно строилось.»
Б ояре, Окольничие и ближние люди присовокупили к сему, дабы Государь указал: разрядные случаи отставить и совершенно искоренить, дабы впредь те случаи никогда не вспомянулись. А кто кого укорит, того лишать чести, и вотчины его взять на Государя безпотворно.
В следствие сего общего одобрения, Государь приказал Князю М.Ю. Долгорукову и Думному Дьяку Семенову принести к себе Разрядные Книги, и отобрав записки о разрядных случаях, придать все сие огню. Всем исполнять службы без мест, друг друга не укорять и никому ни над кем не возноситься.

Сожжение Разрядных Книг


Уничтожение местничества
// История России в картинах. Вып.VI . / сост. В.Золотов. - СПб., 1865. - С. 64

Т ого же, 19-го Января, все помянутые книги сожжены в сенях передней Государской Палаты. Патриарх, все Духовные власти и бывшие в собрании посторонние лица, не трогались с мест до тех пор, пока помянутые книги совершенно не сгорели.
С оборное Деяние сие утверждено собственноручною подписью Царя: во утверждение сего Соборного деяния и в совершенное гордости и проклятых мест в вечное искоренение Моею рукою подписал . Далее подписались: Патриарх, 6 Митрополитов, 2 Архиепископа, 3 Архимандрита, 42 Боярина, 28 Окольничих, 19 Думных Дворян, 10 Думных Дьяков, 46 Стольников, 2 Генерала, Полковников, 3 Стряпчих, 4 Дворян и 1 Жилец.
У ничтожение местничества было конечно необходимым в Царстве, вошедшем в состав образованных Европейских Государств, но Царю Федору Алексеевичу уже не так трудно было совершить сей подвиг; ибо в 13 лет войны, которую вел Царь Алексей Михайлович с Польшей и Швецией, местничество было уничтожено. (С. 88-90)

История России настолько своеобразна и многогранна, что неподдельный интерес вызывают события, которые происходили даже сотни лет назад. Представьте, как вы оказываетесь в Средних веках, разделяете быт простого народа того времени и наблюдаете за тем, как народ реагирует на малейшие изменения. Сегодня возможность заглянуть в прошлое есть, ведь большинство событий, произошедших даже несколько столетий назад, описаны настолько подробно, что реально даже восстановить реплики правителей в те или иные серьезные для государства периоды.

Руководители государства менялись, менялись и реформы, производимые ими на территории государства. Каждый вносил в развитие страны свою лепту – кто-то заметно облегчал жизнь самого простого народа, кто-то делал ее поистине невыносимой, но у каждого правителя были и свои цели, и решения, которые приводили к последствиям, позволяли выбрать ту или иную ветвь развития государства, направляли страну на свой собственный путь. Одним из ключевых моментов истории нашей страны, интересных до сих пор, является отмена так называемого местничества, которая обрела и множество сторонников, и не меньше яростных противников. Но что же это за понятие, и как оно влияло на ситуацию в стране?

Местничество

Местничеством на Руси назывался процесс, когда высокие должности занимали не простые граждане, избранные народом, а те личности, которые подходили для этих должностей по своему роду и богатству – как правило, именно дворяне занимали руководящие посты, и с самого детства готовили своих детей унаследовать престол. На все серьезные места у власти попадали далеко не те люди, которые обладали ораторским талантом или хорошо разбирались в политике – достаточно быть родовитым, обладать известной и благородной фамилией, и, даже если твои навыки ничем не отличаются от рядового кузнеца, ты можешь стоять у самой верхушки власти, руководить людьми и принимать серьезные для государства решения. Управление страной было на уровне чрезвычайного попустительства, ведь практически каждый, кто являлся руководствующим лицом, не обладал достойными и необходимыми знаниями – каждый действовал, исходя из своих личных, иногда очень примитивных интересов.

Почти под конец семнадцатого века действующий царь Федор Алексеевич наконец понял, что подобная система до добра не доведет, и предпринял все возможные попытки это местничество отменить. Однако, даже несмотря на высокий титул и, по сути, главенствующую должность в государстве, ему пришлось столкнуться с массой трудностей, недовольств и даже с волной возмущения со стороны благородных сословий, которые воспитывали своих детей с гарантией получения теплого места.

Изначально та реформа, которая была напрямую связана с повсеместной отменой местничества, была гораздо обширнее и подробнее. Даже сам император стал замечать, что у власти творится полнейший беспорядок – в борьбе за уютное и, конечно же, высокооплачиваемое и престижное место представители благородных сословий вели себя, как дикие животные – здесь происходили и небольшие словесные стычки, и всеобщая травля, и даже кровная вражда – настолько все хотели заполучить место получше. Самым печальным для царя был тот факт, что такая обстановка была не только на удаленных местах, но и в самом непосредственном его окружении, а с этим он мириться уже не мог.

Государь был всецело убежден, что именно местничество является тем самым «яблоком раздора», которое заставляет вороватых и не очень людей бороться за место все выше и выше, а претендентов на заветное местечко всегда было достаточно. Федор Алексеевич даже во всеуслышание утверждал, что властителями движет не желание изменить ситуацию к лучшему и достойно руководить своими подчиненными, а самая обычная гордыня, которая полностью противоречит всем православным канонам, а, соответственно, и сложившейся в стране идеологии.

Сегодня историки могут полноценно описать точку зрения царя, и считал он, что каждый человек равен на этой земле, и никто не в праве ставить себя выше себя, ведь все граждане государства – это единый организм, и от действий буквально каждого зависит его дальнейшее развитие. Чиновники же не выполняли надлежащих им обязанностей, они, по большей части, были заняты распрями и междуусобицами, которые уж точно не помогали правителю справляться с важными государственными задачами.

Уже перед подписанием самого указа об отмене местничества правитель заявляет, что у власти должны находиться не те, кто является представителем рода благородного, а те, чьи способности выделяются на фоне остальных – то есть те, кто с задачами справится в полной мере и имеет предрасположенность решать поставленные задачи на максимально эффективном уровне. Указ же государев гласил о том, что если кто-то из низших чинов не происходит из рода дворянского, но выгодно выделяется на фоне остальных, то все, даже самые благородные сословия, просто обязаны считаться с ним как с равным, ведь только в этом секрет прогресса, продвижения и дальнейших побед страны.

Слово царя


Правитель в своих действиях, в первую очередь, руководствовался опытом иностранных коллег. Он был уверен, что во всех развитых странах предпочтение отдается не тем, кто о счастливой случайности родился в богатой и известной семье, но тем, кто обладает необычными талантами, тем, кто способен привести государство к настоящим положительным переменам. Этот же полезный опыт он и захотел применить на свою подопечную страну для того, чтобы ни в чем не уступать иностранным коллегам, создавать достойное вооружение, совершенствовать всю систему в целом и давать возможность каждому жителю страны проявить себя и занять именно свое место по призванию, а не по сословию.

Важной ролью для царя был талант. Он говорил открыто, что благородство – это не всегда показатель всех наилучших качеств человека, и что иногда случается даже совсем наоборот – благородство губит личность и ее способности, достойный род не делает достойным самого человека, а наживаться на заслугах своих предков никто не имеет права. Царь не отменял благородства как такового – чистокровные были до сих пор в почете, однако, ценились теперь не за фамилию, а за ценный опыт, который передавался из поколения в поколение и таланты, которые проявлялись у представителей подобных сословий.

Эта же реформа стала и преимуществом для некоторых представителей популярных кровей. Если раньше служение под крылом обычного человека считалось унизительным и приравнивалось чуть ли не к наказанию, то теперь такие дворяне приобретали статус, равный всем остальным, даже находящимся на высоких должностях – с этого момента все были равны, никто не имел права занижать достоинство другого, даже если он происходил из простых крестьян.

Реформа решила проблему переговоров. До введения царского указа многие руководители не имели права попасть на прием к высшим чинам хотя бы потому, что не соответствовали сословию – буквально не были достойны внимания. Для того, чтобы все же на прием прорваться, требовалось просить повышения у царя до определенного чина – и только тогда присутствие было разрешено. Теперь ситуация заметно упростилась, что, безусловно, сказалось и на решении государственно важных вопросов – ведь, как известно, большинство проблем в первую очередь видит простой народ, а его голос стало доносить легко, и народ наконец был услышан без бунта, мятежа и возмущения.

Результат

Отмена местничества принесла много пользы государству. Во-первых, пост чиновника теперь получить было гораздо сложнее – для этого важно было обладать навыками, показать себя на деле, а не только являться представителем прославленного рода. Теперь царю служили все на абсолютно равных правах – никто не мог похвастаться своим особым положением, но никто и не мог принизить другого, даже если он происходит из простого народа.

Теперь молодые люди из самых знатных сословий начинали свою службу при дворе не с высоких чинов, предписанных им по роду, а с должностей обычных стольников, наравне с простыми гражданами из обычных семей. Эта служба заметно сблизила народ – теперь дворяне куда больше знали о жизни простых крестьян, а крестьяне почувствовали свою значимость в жизни и функционировании государства.

Безусловно, выбирая пути развития страны, царь попал в самую точку, ведь с этого момента началась новая история, именно с отмены местничества началось прогрессивное время, где каждый имел право на достойное существование.

Конечно, было предпринято великое множество попыток оспорить такое решение государя, однако, ни одна из них не увенчалась успехом. Царь руководствовался, в первую очередь, христианством и его канонами, ведь в те годы религия уже была очень распространена и стояла на первом месте. Также царь не хотел наступать на уже пройденные грабли и совершать ошибок предыдущего правительства, ведь он был уверен, что местничество в полной мере оскорбляет веру христианскую, и на земле русской быть его не должно.

Заключение

Не имеет особого значения, по каким причинам правитель решил действовать таким радикальным образом – руководствовался ли он религиозными предпочтениями, равнялся ли на коллег из других государств или просто хотел лучшей жизни – в любом случае, реформа, проведенная правителем, показала всей стране, что каждый имеет право на существование и развитие, а благородство семьи – это далеко не то, что делает человека достойным по умолчанию

До отмены местничеств существовали правила, когда каждый дворянин при вступлении на административную, военную или придворную службу получал чин в согласии с местом, какое занимали в государственном аппарате его предки, минуя низшие должности. В такой системе служебной иерархии положение человека зависело не от личных заслуг, а от происхождения. Название местничества произошло от давнего обычая занимать место на пиру в соответствии со знатностью. При Иоанне Грозном был составлен "Государев родословец", в котором была перечислена высшая знать, и "Государев разряд" – списки назначений на высшие должности, начиная со времен Иоанна III. На основе "Родословца" и "Разряда" производились все новые назначения, причем местнические правила были очень сложны при наличии других близких родственников (кто знатнее?) и тем более, когда заходил спор двух разных родовитых семей. В этом случае рассматривались все исторические прецеденты, записи о назначениях, семейные воспоминания о том, кто и на каком месте сидел при таком-то Великом князе или Царе. Нередко назначаемый на должность бил челом Государю о том, что ему негоже служить ниже такого-то боярина, ибо такая "потеря чести" могла создать прецедент и для понижения статуса у потомства.
Местнические споры были особенно опасны во время военных действий, когда назначения воевод затягивались из-за подобных споров и это мешало боеспособности войска. По этой причине уже с XVI века во время военных походов Царь особым указом повелевал всем "быть без мест".
К тому же система местничества мешала и накоплению должного опыта работы управленцами, и обновлению административного слоя свежими способными кадрами, и борьбе с шляхетскими нравами родовитого боярства. Назревшее решение Собора сжечь разрядные книги с перечнями должностей положило всему этому конец. Их сожжение сопровождалось словами: "Да погибнет во огни оное богоненавистное, враждотворное, братоненавистное и любовь отгоняющее местничество и впредь да не воспомянется вовеки! " Взамен разрядных было приказано завести Родословную книгу, в которую вписывали всех родовитых и знатных людей, но уже без указания их места в Думе.
С отменой местничества стало падать и значение аристократического элемента власти – Боярской думы (хотя она прекратила свою деятельность лишь при Петре I). В известной мере это можно назвать "демократизацией" административного слоя, поскольку каждый способный дворянин мог теперь безпрепятственно подняться по служебной лестнице выше своих предков. Эта реформа также предварила введение в России чинов (осуществленное петровской "Табелью о рангах") и предполагала разделение военной и гражданской властей, хотя осуществить всё это в должной мере не успели из-за смерти Царя Феодора в 21-летнем возрасте.