Открытый урок гитаре музыкальной школе. Мбудо г

Открытый урок

на тему:

«Работа с начинающими в классе гитары»

Преподавателя высшей категории

МБОУ ДОД Локотская детская школа искусств

Сергея Васильевича Иванина

Локоть - 2012

Цель урока: Формирование и развитие исполнительных навыков игры на гитаре на начальном этапе обучения.

Тип урока: Комбинированный.

Задачи:

1. Образовательные. Научить учащегося владеть различными приемами звукоизвлечения в пределах изучаемых на данном этапе произведений

2 . Развивающие. Развитие общего кругозора, музыкального слуха, памяти, внимания, мышления, совершенствования приемов игры на гитаре.

3. Воспитывающие. Воспитание культуры исполнения изучаемых произведений, терпения и настойчивости в преодолении трудностей.

4. Здоровьесберегающие. Соблюдение правильной посадки, постановки рук, проведение физкультминутки.

Форма урока: Индивидуальная

Методы:

Метод практического показа;

Метод словесного объяснения.

Учебно-материальное оснащение: гитара, подставка под ногу, стулья, ноты, рабочая тетрадь ученика.

План урока:

1. Организационный момент, вступительное слово (методическая справка).

2. Проверка домашнего задания.

Игра позиционных упражнений;

Игра гаммы С-dur с применением репетиции пальцев i-m, m-i;

Работа над этюдом;

Проигрывание ранее выученных пьес;

Проведение физкультминутки

3. Работа над новым приемом игры - двойное тирандо.

4. Домашнее задание, анализ урока.

Ход урока.

Методическая справка: первый урок в музыкальной школе является большим событием в жизни ребенка. Он не только знакомится с преподавателем и инструментом, но и делает первые шаги в мир музыки. От того, насколько успешной будет эта встреча, зависит дальнейшее отношение ученика к занятиям. Поэтому первые уроки надо построить так, чтобы ученик получил много ярких впечатлений, положительных эмоций. Необходимо ребенку освоится в новой для него обстановке. Для этого педагог должен расположить его к себе: поиграть на уроке знакомые мелодии, предложить спеть знакомую песню – это поможет установить контакт, создаст творческую атмосферу. Надо подготовить ученика к тому, что музыкальные занятия – это не только удовольствие, но и кропотливый ежедневный труд. Если уроки проходят интересно, ребенок незаметно для себя преодолевает многие трудности первоначального обучения – технические, ритмические, интонационные. Такие занятия значительно эффективнее развивают творческие способности ребенка, повышают его уверенность в себе.

Игра позиционных упражнений. На начальном этапе обучения для выработки у ученика первичных двигательных навыков необходимы специальные упражнения, которые подготавливают его к выполнению технических задач. Особое внимание-посадка ученика, положение инструмента, постановка рук.

Игра гаммы С-dur приемом апояндо, применяя репетиции пальцев i-m, m-i. Главная задача – точное чередование пальцев правой руки при движении вверх и вниз.

Развитие техники гитариста невозможно без работы над этюдами.

Калинин В. Этюд Е-dur. Работа над точностью аппликатуры левой руки, качеством звука в исполняемых аккордах.

Проигрывание ранее выученных пьес, указывая на недостатки и достоинства игры:

Красев М. «Елочка»

Калинин В. «Вальс»

Проведение физкультминутки:

«Паучок». Упражнение для разминки пальцев обеих рук.

«Шалтай-болтай». Упражнение выполняется стоя. Поднять обе руки вверх и через стороны сбросить их вниз, слегка наклонив туловище вперед.

«Солдатик и медвежонок». Выполняется сидя на стуле. По команде «Солдатик» выпрямить спину и сидеть неподвижно, как оловянный солдатик. По команде «Медвежонок» расслабить и округлить спину как у мягкого медвежонка.

Работа над новым приемом игры - двойное тирандо в пьесе В.Калинина «Полька». Для подготовки к ее исполнению играем упражнение на открытых струнах двойными нотами. Затем делаем разбор произведения: размер, тональность, ключевые знаки, нотный текст, ритмический рисунок и начинаем его исполнение.

Домашнее задание.

Продолжать работать над упражнениями, гаммой и этюдами. Повторять пьесы «Ёлочка», «Вальс» - для улучшения качества исполнительских навыков игры на гитаре.

«Полька» - отрабатывать новый прием, лучше ориентироваться в нотном тексте.

Анализ урока:

Результат урока показал, что поставленные преподавателем цели и задачи были достигнуты:

Четкость и ясность поставленных задач перед учащимися;

Разнообразный музыкальный материал, способствующий развитию творческих способностей учащегося;

Создание образного ряда (сравнения, ассоциации);

Подача теоретических понятий в контексте музыкального образа;

Слуховой контроль учащимся исполняемых произведений.

Методическая разработка открытого урока

«Гитара в различных видах ансамбля ДШИ»

преподавателя ДШИ Богомоловой Ларисы Ивановны

г. Инта

Цель урока: формирование и развитие у учащихся навыков и приёмов ансамблевой игры.

Задачи урока: научиться слушать друг друга и чётко следовать темпу и ритму, соблюдать динамические оттенки, ознакомиться с гитарными приёмами.

План урока

1.Введение.

2.Совместное музицирование педагога с учеником.

3.Совместное музицирование со сверстниками.

4.Навыки аккомпанемента.

Ход урока.

Ансамбль – это коллективная форма игры, в процессе которой несколько музыкантов исполнительскими средствами сообща раскрывают художественное содержание произведения. Занятия в классе ансамбля должны способствовать развитию у учащихся ритмического, мелодического, гармонического слуха, музыкальной памяти, развитию творческих навыков и, главное, привить интерес и любовь к музыке и своему инструменту, а также способствовать формированию основ самостоятельной музыкальной деятельности. Предлагаем вам поэтапный опыт ансамблевого музицирования в ДШИ.

1 этап. Совместное музицирование педагога с учеником.

Основные задачи на этом этапе: получить начальные навыки чтения с листа и анализа нотного текста, научится слушать друг друга, соблюдать динамические оттенки.

Воспитанием навыков ансамблевого музицирования необходимо заниматься на протяжении всего времени обучения. По возможности как можно раньше вводить в репертуар ансамблевые произведения. Мы практически с первых уроков начинаем вводить ансамблевую игру. Приступая к работе над звукоизвлечением на открытых струнах, чтобы ребёнку было интереснее, мы берем песенки со словами. Пример:

«Небо синее, роща в инее, утро раннее все румянее». К этому времени ученик уже должен быть знаком с длительностями нот. Прорабатываем ритмическую сторону песенки, хлопаем. Затем переходим к характеру песенки, поем под аккомпанемент преподавателя. Аккомпанемент является не только гармонической и ритмической опорой мелодии, но и раскрывает эмоционально – образный мир песенки. В начальных двух тактах аккомпанемент создает ощущение спокойствия, задумчивости, тишины (пиано). Но уже в двух следующих тактах появляющиеся аккорды насыщают звучание приближение яркого света и красок (плавное крещендо). Из этого уже ученик и мелодию играет соответственно – первую фразу - ласково и таинственно, вторую – ярко, крещендо. Возьмём для примера другую песенку «Смелый пилот» здесь надо заострить внимание на особенностях звукоизвлечения. Весёлая, задорная мелодия требует иного подхода к исполнению, чем предыдущий пример. Звук извлекается более интенсивно, уверенно, ровно(mf).

Теперь перейдем к исполнению песенок на закрытых струнах. Первая задача ученика - внимательно, без игры, просмотреть нотный текст и определить ритмический рисунок, динамические оттенки. Возьмём для примера « Как пошли наши подружки», определим, как идёт мелодия, каким динамическим оттенком сыграть её (сделать крещендо). Перед началом игры можно предложить ученику примеры разного восприятия прогулки девочек - бодро, радостно и грустно, печально и теперь исполнение превращается в интересную, образную музыкальную картинку. Ещё один пример: « Не летай соловей у окошечка». Проанализировав ритмический рисунок, затакт, исполнение первой доли, более сильной по отношению к затакту, мы начинаем играть её с аккомпанементом и практически все дети говорят, «ой какая грустная мелодия», то есть аккомпанемент здесь становится определяющим характер произведения. Главное в этой работе научить слушать друг друга. Эти же песенки мы в процессе обучения продолжаем играть с листа в более старших классах, понемногу усложняя задачу, меняемся партиями. В процессе такой работы ученик приобретает навыки «солирования»- когда нужно ярче сыграть свою партию, и «аккомпанирования» - умения уйти на второй план.

В пьесе «Как пошли наши подружки» очень важно научить играть аккомпанемент – бас, аккорд, объяснить разницу в звучании. Бас глубоко, но не резко и аккорд более мягко. «Не летай соловей» здесь важно найти такое звукоизвлечение аккордов, чтобы передалось образное содержание песенки.

2 этап. Совместное музицирование со сверстниками (гитарный дуэт, трио и т.д.).

На этом этапе стоят следующие задачи: научиться пользоваться тембровой палитрой, работать над динамикой в каждой партии отдельно, а также выстраивать динамический баланс, освоить специфические гитарный приёмы (расгеадо, пиццикато, флажолеты, вибрато).

Мы покажем работу дуэта игры в ансамбле. В начале урока мы проигрываем гамму C-dur в унисон, пытаемся сыграть вместе, вслушиваемся, не сразу это получается, но стараемся. Здесь же мы учимся играть в пределах одного динамического оттенка ровно. Также это можно делать на одной ноте, чтобы услышать разницу в звучании динамики. Затем переходим к произведениям.

Возьмём для примера Е.Ларичев «Полька» обр. О.Зубченко. Полька- быстрый, живой среднеевропейский танец, а также жанр танцевальной музыки. Музыкальный размер польки - 2/4 . Полька появилась в середине XIX века в Богемии (современная Чехия), и с тех пор стала известным народным танцем .

Разбираем, у кого звучит мелодия, у кого аккомпанемент, объясняя, что мелодия должна звучать ярче.

Аккомпанемент – бас глубоко и аккорды очень мягко, легко, чтобы не заглушали мелодию. Бас служит метроритмической основой.

Вторая пьеса «Мазурка». Ритм мазурки острый и чёткий, в ней сочетается лёгкое изящество, порой мечтательность. Звукоизвлечение, должно быть более чёткое, острое, лёгкое.

Затем идёт работа над динамикой. Воспитав тонкое ощущение динамики ансамблист безошибочно определит силу звучания своей партии, относительно других. В том случае, когда исполнитель в партии которого звучит главный голос, сыграл чуть громче или чуть тише, его партнёр немедленно среагирует и исполнит свою партию чуть тише или громче.

При работе над произведением педагогу необходимо обратить внимание на 3 момента: как начать вместе, как играть вместе и как закончить произведение вместе.

В ансамбле должен быть исполнитель, выполняющий функцию дирижёра, он должен показывать вступление, снятия, замедления. Сигнал к вступлению – небольшой кивок головы, состоящий из двух моментов: едва заметного движения вверх и затем чёткого, довольно резкого движения вниз. На репетиции можно просчитывать пустой такт, а также могут быть слова (внимание, начали¸ три-четыре). Очень важно закончить произведение вместе, одновременно.

Последний аккорд имеет определённую длительность – каждый из ансамблистов отсчитывает про себя и снимает точно во время. Также это может быть и кивок головы.

Ещё мы включаем в работу игру пьес в унисон. Ведь в унисоне партии не добавляют друг друга, а дублируют, поэтому недостатки ансамбля в нем ещё более заметны. Исполнение в унисон требует абсолютного единства – в метроритме, динамике, штрихах, фразировке. К сожалению, этой форме ансамблевой игры уделяется мало внимания, между тем в унисоне формируются прочные навыки ансамбля, к тому же унисон интересен зрительно и в сценическом отношении. В исполнении дуэт(трио) прозвучит «Цыганочка».

3 этап. Навыки аккомпанемента. Задачи: освоение техники арпеджио, изучение основных аккордов и их буквенные обозначения, проработка всей фактуры – мелодия, аккомпанемент и бас.

Гитара является самостоятельным инструментом и одновременно богатым аккомпанирующим инструментом. Она с успехом может сопровождать скрипку, флейту, домру – образуя с этими инструментами удачные тембровые сочетания. По своему характеру гитара особенно подходит для сопровождения голоса, создавая для него мягкий приятный фон. Знакомство с аккомпанементом происходит уже к концу первого года обучения, когда ученик начинает играть аккорды в первой позиции. Рассмотрим исполнение аккомпанемента - арпеджио и бас – аккорд. При исполнении арпеджио обратить внимание ученика на гармоническое наложение звуков, создающих непрерывное звучание. Первый звук играется F, второй - mf, третий – mp, четвёртый – p. Это значит – следующий звук берется с такой силой звучания, которая получается в результате затухания предыдущего. Такое исполнение можно назвать «пением на гитаре».

В исполнении ученика прозвучит песня «Кузнечик» В. Шаинского. В первом случае он поёт и сам себе аккомпанирует, во втором – домре. В данном примере мы используем буквенные обозначения аккордов. Также на этом примере мы знакомимся с разной фактурой сопровождения: арпеджио, бас – аккорд, бой.

Второй пример, это романс А. Петрова «Любовь – волшебная страна», приём игры арпеджио, средняя часть - соло гитары. На примере этих пьес показана работа над аккомпанементом, соотношением звучания мелодии и сопровождения, звукоизвлечением. Аккомпаниатор должен играть выразительно, реагировать на любые динамические, темповые изменения в исполнении солиста.

Для того чтобы играть вместе, необходимо чувствовать, понимать, слушать друг друга. Ансамбль как форма коллективного творчества воспитывает в каждом из его участников такое качество, как умение жить и творить в коллективе, находить общий язык друг с другом.

ВСЕРОССИЙСКИЙ ФЕСТИВАЛЬ
ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ТВОРЧЕСТВА
___________________________________________________________________________

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного образования «Урмарская детская школа искусств»
Урмарского района Чувашской Республики
/429400, Чувашская Республика, Урмарский район, п. Урмары,
ул. Мира, д. 10, МБОУДО «Урмарская ДШИ»/

Открытое занятие по классу гитары

«Работа над звуком в классе гитары»

Выполнила: Михайлова Маргарита Павловна
Место выполнения работы: МБОУДО «Урмарская ДШИ» п. Урмары
Урмарского района Чувашской Республики, ул. Мира, д.10

Цель открытого занятия: развитие и формирование исполнительских навыков игры на гитаре

Задачи открытого занятия.
Обучающие:
- совершенствование и приобретение новых навыков игры на гитаре;
- обращать внимание на качество звучания инструмента;
- обучение учащегося навыкам исполнения произведения с тщательным слуховым контролем;
- умение использовать современные технические средства и комъютерные технологии.

Развивающие:
- развитие музыкального и художественного мышления, творческой активности;
- развитие внутреннего слуха;
- развитие эмоционального отношения к исполнению произведений;
- развитие исполнительского мастерства.

Воспитывающие:
- воспитывать интерес к изучаемым музыкальным произведениям;
- воспитывать внимание, умение слушать музыку;
- воспитывать навыки художественного, образного восприятия и исполнения произведений.

Тип урока: обобщающий

Продолжительность урока: 45 минут.

Оборудование и материалы, необходимые для урока:
- компьютер;
- подставка для ног;
- музыкальные инструменты: гитара;
- муз материал: 1. Гамма Соль-мажор
2. «Утушка луговая» обр. А Иванова-Крамского
3. «Позарастали стежки-дорожки» обр. А.Иванова-Крамского
4. Е.Шилин «Тарантелла»
5. Г.Купер «Тарантелла»

Ход открытого занятия:

1. Организационный момент. Приветствие.
2. Сообщение темы и цели урока.
3. Гамма Соль-мажор в 2 октавы
Следить за постановкой рук. Игра в позициях.
Обратить внимание на звукоизвлечение.

Домашнее задание: Гамму Ми-мажор играть различными штрихами
Разобрать гамму ми-минор во II позиции

.
4. «Утушка луговая» Р.Н.П. в обр. А Иванова-Крамского
Просмотр презентации учащегося о творчестве А.Иванова-Крамского
Проигрывание пьесы. Работа над трудными местами.
Следить за тем, чтобы мелодия звучала ярче, добиваться лучшего звучания.
Работа над ритмом и темпом, динамическими оттенками

Домашнее задание: Выучить наизусть. Сложные места отрабатывать
в медленном темпе

5. «Позарастали стежки-дорожки» Р.Н.П. в обр. А.Иванова-Крамского
Разбор произведения: ознакомиться со словами песни и нотным текстом, узнать тональность, темп, размер
Обратить внимание на штрихи, аппликатуру
Шестнадцатые ноты играть мягче и ровнее
Анализ пьесы: пьеса гомофонного склада – мелодия и аккомпанемент с басом

Домашнее задание: Внимательнее следить за аппликатурой. Мелодию играть певуче, отдельно, со счетом

6. Е. Шилин «Тарантелла»
Понятие о «тарантелле» /музыкальный словарь/
Проигрывание 1 части в медленном темпе
Отработать штрих легато во 2 части
Обратить внимание на сильные и слабые доли

Домашнее задание: Играть медленно, верной аппликатурой. Следить за звуком.

7. Г.Купер «Тарантелла»
Игра в ансамбле.
Домашнее задание: повторение партии.

8. Обобщение.
Выставление оценки.


План- конспект открытого урока
педагога дополнительного образования по классу гитары Муниципального учреждения дополнительного образования «Детская школа искусств №2 имени Народного артиста РСФСР А.Г.Розума» города Ржева Тверской области
Крыловой Виктории Юрьевны
Тема
: "Работа над качеством звукоизвлечения на

начальном этапе обучения в классе гитары"
Урок разработан для учащегося 1 класса

Цель урока:
Развитие и совершенствование исполнительских навыков в процессе обучения игре на гитаре
Задачи урока:

Образовательные:
- добиться осознанного грамотного исполнения различных способов звукоизвлечения на гитаре, применеия правильной аппликатуры.
Развивающие:
- развивать исполнительские навыки игры на гитаре.
Воспитательные:
- формировать внимательное отношениек звукоизвлечению и исполнительскому процессу.
Тип урока:
формирование и закрепление знаний, умений, навыков.
Основные методы и приёмы обучения:
Словесный -рассказ, беседа Наглядный - показ на инструменте практический - исполнение упражнений, попевок.
Средства обучения:
Гитара, стул, подставка под ногу, пюпитр,нотный сборник.
Структура урока:
1. Организационный момент (1мин.) 2. Игра "аппояндо"(6мин.) 3. Упражнения для левой руки (13 мин.)  чередование прижатых ладов с открытой струной  хроматизм вверх и вних в первой позиции  хроматизм со сменой позиции  хроматическая гамма в первой позиции от шесто струны до первой 4. Игра "тирандо"(10мин.) 5. Упражнения на мелодию с басом.(10мин.)
Ход урока:

1. Правильная посадка за инструментом - залог хорошего исполнения. Обратить внимание на то, чтобы ребёнок не сидел напряженно. Спина прямая, руки свободные, пальчики полукруглые. Настроение хорошее. 2. "Теремок", "Шаг, шаг, побежали". Освоение навыка игры "аппояндо" начинаем с ритмических попевок на одной открытой струне (без участия левой руки). Добиваемся ритмичной точности исполнения, игры с "замаха", а не со струны. На тонких струнах чередуем пальцы i,m . На басовых струнах активно работает палец p, следим за тем,чтобы палец не "уходил" под ладонь. Попевки "Кошкин дом", "Бубенчики" - научиться плавно переходить пальцами правой руки со струны на струну. Следить за непременным чередованием пальцев i,m. 3.Упражнения для левой руки. Добиваемся четкой скоординированности работы правой и левой рук. Следим за правильным положением левой руки: ладонь не прижимается к грифу; пальцы ставятся параллельно порожкам, на подушечки. Сила давления на струну достаточная для извлечения чистого звука, но не чрезмерная. При игре без открытой струны пальцы левой руки удерживаются на ладах по возможности дольше. Смена позиций должна происходить плавно, незаметно. В правой руке по-прежнему чередуем пальцы i,m. 4. Различные конфигурации арпеджио. Работа только правой рукой. Добиваемся свободы правой руки, работа только пальцами без участия кисти и предплечья, запястье высокое. Следим за использованием правильной аппликатуры; Добиваемся ритмически ровного движения. 5. Попевки "Тетка Агашка", "Ладушки". При игре мелодии с басом верхние ноты всегда должны исполняться с опорой на соседнюю струну, иначе звуки различаются по силе и окраске. Добиваемся одновременного звучания верхней ноты и баса, легкости исполнения.

Родители! Мы рады приветствовать Вас на нашем открытом уроке с уч-ся 1-ого класса Катмаковой Анной.

Тема нашего урока «Развитие слуха и работа над песенками с инструментом».

Цель урока: добиться образного, выразительного исполнения.

Наш урок начинается с выполнения доигровых упражнений. Внимательно следите за тем, чтобы мышцы ученика не напрягались. Помните, обучение - только в радость. Если ребенок устал или ему не интересно, переключите внимание на другое занятие.

«Потягушки» Встать прямо, ноги на ширине плеч, поднять обе руки вверх, крепко сжать пальцы в кулаки. Немного подтянуться и бросить их вниз, совершенно расслабив. Пусть болтаются как плети, не останавливать их. Повторить упражнение несколько раз.

С первых занятий необходимо приучить ученика внимательно контролировать качество звука, т. е. ясно представлять его характеристики: громкость, длительность, штрихи. Для этого необходимо ставить ученику конкретные задачи при извлечении звука.

Способ звукоизвлечения апояндо надо организовать следующим образом:

Определить силу, с которой требуется извлечь предполагаемый звук, допустим это будет mf.

Играть ритмически организованно: вось-

мая-звучание, восьмая –пауза.

Темп - медленный, достаточный для осмысления исполнительской цепочки «слух-движение».На данном этапе научить ученика «поймать звук»,- не только слышать уходящий звук, но и бережно относиться к тишине, звучащему молчанию. Во времени это выглядит так: на «раз»-i извлекает звук, на «и» палец m «ловит» звук и «прячет его в тишину».А в техническом плане в это же время ученик приучается к первоначальному чередованию пальцев i, m.

Теперь остановимся на работе с песенками. К этому времени ученик уже отличает восьмые и четверти, высокие и низкие звуки. Песенки должны быть очень простыми. и сопровождать их должна вторая гитара, на которой играет педагог.

«Небо синее» (Небо синее, роща в инее, утро раннее всё румянее).

Песенка исполняется на открытой струне «соль»(приём вижу-слышу). Сначала лучше пропеть её со словами. Доступно рассказать о характере песенки. Играть мягко, спокойно, таинственно. Описать образно картину, зимнего утра, синего неба, рощи, инея. Разучить песенку голосом и со словами. Обращаем внимание на выразительное интонирование мелодии.

Как только ребёнок правильно споёт, приступаем к игре на инструменте. Вот здесь-то и начинает действовать единая система, где всё подчинено основной цели - образному, выразительному исполнению . Следует следить за посадкой и положением рук, за звукоизвлечением и мелодией, ритмом и движениями пальцев.

Качество и характер звука, соответствие образному содержанию песенки зависят от контакта пальца со струной. В этой песенке кончики пальцев i, m поочерёдно НЕЖНО нажимают на струну. После звукоизвлечения палец расслабляется.

Сопровождение педагога воедино связано с образом мелодии. Аккомпанемент обогащает мелодию и помогает создать образ песенки.

«Смелый пилот»

Заостряем внимание ученика на особенностях звукоизвлечения. Весёлая, задорная мелодия требует иного подхода к исполнению, чем предыдущая песенка. Чтобы добиться необходимого характера звучания песенки, ученика следует научить извлекать звук более интенсивно, уверенно . Надо дать понять ученику, что если первая песенка исполнялась ласково, таинственно, то теперь надо играть энергично, чётко. Активный контакт пальца со струной.

Динамические оттенки при исполнение муз. произведенийий на начальном этапе являются одними из главных выразительных средств. Постепенное введение названий различных оттенков и использование их на инструменте, умелое понимание значения динамики при исполнении песенок помогает более ясно и конкретно выражать характер музыки, особенности её эмоционального и образного содержания.

Задачи перед учеником надо ставить чётко и понятно, а выполнение их обязательно доводить до конца. Ничто не играется просто так, мимоходом--- всё проходит через контроль слуха, ума и чувств.

Самостоятельно проработать над художественным образом заданной пьесы « Про Сашу».Повторить и закрепить полученные знания.