Открытый детский экологический фестиваль «Экология. Перезагрузка

Школьный этап Всероссийской олимпиады по Искусству

(Мировая художественная культура)

9 класс

ЗАДАНИЕ 1.1

Огромное пятинефное крестово-купольное здание с 5 алтарными апсидами и 13 ассиметрично расположенными главами, с трёх сторон охваченный открытыми широкимигалереями. Общая площадь - около 1300 м 2 ., высота до вершины главного купола 28,6 м. Стены нарядно выложены из плинфы (плоского красного кирпича) и серого гранитного камня. Плинфа чередовалась с розовой цемянкой - раствором извести, песка и толчёного кирпича.Освещение храма осуществлялось за счёт прорезанных длинных щелевидных окон в барабанах тринадцати куполов. Внешний облик в последующие времена претерпел значительные изменения.

Мозаики и фрески храма являются уникальным ансамблем монументального искусства. Одним из шедевров мозаичных росписей является изображение Богоматери Оранты (Молящейся) с высоко поднятыми руками. В народе Богоматерь Оранту называли Нерушимой Стеной и верили, что до тех пор, пока будет цела Оранта, будет стоять и город.

ЗАДАНИЕ 1.2

Определите произведение, о котором говорится в предложенном тексте. Какие узнаваемые черты образа помогают вам найти ответ?

Над миром нависла угроза фашизма. Люди особенно нуждались в произведениях, которые вдохновляли бы народ на защиту Отечества. На экранах появляется фильм режиссёра Сергея Эйзенштейна, где говорится о победе русского князя над немецкими рыцарями в начале XIII века. Страстно и взволнованно звучит музыка в кинофильме, набатный колокол сурово и решительно призывает всех на борьбу с врагом. Вставайте, люди русские… Русь собирает последние силы.

Чуть позже у композитора, написавшего музыку к кинофильму, рождается самостоятельный крупный вокально-инструментальный жанр для меццо-сопрано, хора и симфонического оркестра, состоящий из семи частей. Оба произведения, появившиеся накануне войны (1941-1945), прозвучали как решительное предупреждение, как грозное напоминание о том, что ждёт врага, решившегося напасть на нашу Родину. Кинофильм С. Эйзенштейна и музыка русского композитора имеют одно название.

ЗАДАНИЕ 2.1

Напишите не менее 15 определений содержащих в них словосочетаний, которые понадобятся для описания данного произведения искусства. Распределите свои определения по группам. Объясните принцип группировки.

Если узнали произведение, напишите его название, автора и время создания.

ЗАДАНИЕ 2.2 Рассмотрите картину В.И. Сурикова (1881), анализируя, опишите её

Примерные вопросы для описания и анализа художественного произведения:

Что я чувствую?

Какое впечатление производит произведение искусства? Какое ощущение может испытывать зритель? Как помогают эмоциональному впечатлению от произведения его масштаб, формат, использование определённых форм, цветов.

Что я знаю?

Есть ли в картине сюжет? Что изображено? В какой среде располагаются изображённые предметы? Вывод о жанре произведения.

Что я вижу?

Как в произведении скомпонованы предметы (предметная композиция)? Как в произведении сопоставляются цвета (цветовая композиция)?

Есть ли в произведении предметы, которые что-либо символизируют?

Назовите главного героя произведения.

Выделите главное из того, что вы видите. Объясните, почему именно это кажется вам главным? Какими средствами это выделил художник?

Что хотел сказать художник?

Каково название произведения? Как оно соотносится с сюжетом и символикой? Что, по-вашему, хотел передать людям автор произведения? Одинаковы ли ваше первое впечатление от произведения и полученные выводы.

ЗАДАНИЕ 3.1

Определи художественное полотно по фрагменту.

  1. Напиши, что на нём изображено.
  2. Напишите название работы и её автора.
  3. Какую часть в композиции занимает представленный фрагмент?
  4. Опишите общую композицию работы и укажите

количество изображённых на ней фигур, назовите значимые

Запоминающиеся детали.

  1. Сформулируйте и запишите тему и идею произведения
  2. Укажите известные работы этого художника.

Задание 4.1. Что или кто является лишним в ряду? Лишнее слово подчеркните, впишите в таблицу и кратко объясните свой выбор.

1. Тициан, Джорджоне, Филиппо Брунеллески, Рафаэль Санти.

2. Этюд, соната, романс, симфония, концерт для фортепиано с оркестром.

3. Цирк, фотография, театр, эстрада.

4. Кисть, стека, резец, молоток.

5. Анималистический, батальный, исторический, инструментальный, мифологический.

6.Метафора, эпитафия, эпитет, олицетворение.

Номер ряда

Лишнее слово

Краткое обоснование выбора

Задание пятого типа для 9 класса

Для выполнения пятого типа задания по сбору информации необходимо предусмотреть возможность доступа каждого участника к Интернету и предоставить каждому участнику свободную флешку, на которой он будет сдавать собранную информацию, или организовать на компьютере индивидуальные для каждого участника папки, в которые они будут собирать информацию.

В случае, если при отсутствии технической возможности обеспечить участников выходом в Интернет или по какой-либо другой причине организаторы выбирают для выполнения пятого типа задания работу с книгами, собранными в аудитории, или доступ участников к полкам в библиотеке, им должны быть предоставлены дополнительные листы для записей, так как основная письменная работа сдаётся до начала выполнения пятого типа задания.

Задание 5.1

Представьте в форме презентации план телевизионной передачи, посвящённой 200-летию Белгородского Преображенского кафедрального собора (открыт в 1813 году, архитектор Евгений Алексеевич Васильев).

  1. Сформулируйте название телепередачи. Обоснуйте свой выбор.
  2. Составьте план проведения вашей телепередачи.
  3. Соберите по данной теме материал из Интернета, энциклопедий, книг. Сгруппируйте его по разделам.
  4. Сделайте подборку музыкального оформления телепередачи или подберите музыкальный лейтмотив. Обоснуйте свой выбор.

Задание 5.2

Подготовьте классный час или беседу для младших школьников, посвящённые 200-летию Белгородского Преображенского кафедрального собора (открыт в 1813 году, архитектор Евгений Алексеевич Васильев).

1. Форма, стиль, доступность изложения материала.

2. Логика изложения, целостность.

3. Глубина проработки проблемы, убедительность.

4. Отсутствие фактических ошибок.

Максимальное общее количество баллов (включая задание 5.1.) - 208 баллов

Максимальное общее количество баллов (включая задание 5.2.) - 188 баллов

1. Назовите музеи, представленные на фото 1 и Угадайте по фрагменту картины и напишите автора, название и время создания произведения 3.Назовите, в каком из представленных музеев находится каждая картина 12 34


1.1. Государственная Третьяковская галерея 1.2. Государственный Русский музей 2.3. И.Е. Репин «Бурлаки на Волге» гг М.А. Врубель «Царевна-лебедь» 1900 г Государственный Русский музей 3.4. Государственная Третьяковская галерея




Приведите примеры музыкальных произведений и их авторов, соответствующие жанрам, формам и стилям: Жанр, форма,стиль композитор Название произведения Опера Ж. Бизе«Кармен» Вальс П.И. Чайковский«Вальс цветов» Симфония Д.Д. Шостакович Симфония 7 «Ленинградская» Рок Группа «Битлз»«Желтая подводная лодка» Балет С.С. Прокофьев«Ромео и Джульетта» Оперетта И. Кальман«Принцесса цирка»








КАНОН (греч. Kanon) норма, правило. ВОЛЮТА (итал. voluta завиток, спираль) архитектурный мотив, представляющий собой спиралевидный завиток с кружком («глазком») в центре. Является составной частью ионической, коринфской и композитной капителей. БАЗИЛИКА (греч. βασιλική царский дом) тип строения прямоугольной формы, интерьер которого разделен рядами колонн на коридоры- нефы. ДЕКОРАЦИЯ (от фр. decoratio украшение) в широком значении слова всякое художественное украшение предмета или помещения.Слово «декорация» всего чаще употребляется для обозначения принадлежностей театра, имеющих своим назначением производить иллюзию места, в котором происходит действие, разыгрываемое на сцене.


ВИОЛОНЧЕЛЬ (итал. violoncello, сокр. cello, нем. Violoncello, фр. violoncelle, англ. cello) смычковый струнный музыкальный инструмент басового и тенорового регистра КАПИТЕЛЬ (от лат. caput голова) венчающая часть колонны или пилястры. ПАРТЕР (французское parterre: par - по, terre - земля), 1) в театре - плоскость пола зрительного зала с местами для зрителей, обычно ниже уровня сцены 2). плоская открытая часть сада, парка с газонами, цветниками. КОЛОРИТ (итал. colorito, от лат. color краска, цвет) общая эстетическая оценка цветовых качеств произведения искусства, характер цветовых элементов изображения, их взаимосвязи, согласованности цветов и оттенков. МОНУМЕНТ (от лат. monumentum) - памятник значительных размеров, предполагающий масштабное, ансамблевое художественное решение. ПАЛИТРА(сред. ниж. нем. palitter, в свою очередь от др. франк. paleutr, лат. paleterum «пластинка», «дощечка») небольшая тонкая и лёгкая доска четырёхугольной или овальной формы, на которой художник смешивает краски во время работы. Часто палитра имеет отверстие для большого пальца руки.




Вы видите римскую копию с греческого оригинала 1. Если узнали скульптурное произведение, напишите его автора, название и время создания 2. Напишите не менее 10 определений и содержащих их словосочетаний, которые понадобятся для описания данной скульптуры. Распределите определения по группам: А) характеризующие мастерство автора, его работу с материалом Б) раскрывающие черты образа



1. Лисипп «Геракл, борющийся со львом» уменьшенная и выполненная в мраморе римская копия», вторая половина IV в. до н.э. Эрмитаж 2. А) гладкий, сверкающий, полированный, выразительные формы, проработанные объемы фигур, динамичная композиция Б) Геракл сильный, яростно борющийся, душащий льва могучими руками, лев изнемогающий в борьбе, могучий, массивный




Перед вами четыре картины, раскрывающие тему детства. 1. Напишите автора и название картин 2. Расположите картины в хронологическом порядке по времени создания 3. Опишите одно произведение(по выбору): Расскажите сюжет, как художник раскрывает тему детства, какие художественные выразительные средства использует для раскрытия замысла, для характеристики героев


1.А.Г.Венецианов «Крестьянские дети в поле» 1820-е 2.Н.П.Богданов-Бельский «Устный счет в народной школе С.А.Рачинского» 1895 г. 3.П.Пикассо «Девочка на шаре» 1905 г. 4.З.Е.Серебрякова «За завтраком» 1914 г. З.Е.Серебрякова «За завтраком» 1914 г. В творчестве известной русской художницы З. Е. Серебряковой отдельное место занимает детская тема. По количеству произведений, посвященных детям, с художницей мало кто может соперничать. Считается, что по проникновению в глубину детской души Серебрякову можно поставить в ряд с В. Серовым. Свидетельством тому - картина «За завтраком», написанная в 1914 году, в которой запечатлен трогательный образ детства. (прод. на след. слайде)


В картине «За завтраком» столько простой, родной и милой прелести, что трудно остаться равнодушным, глядя на нее. Мы видим троих ребятишек, сидящих за накрытым столом в ожидании еды. Дети разного возраста, у каждого – своя поза, свой характер. Мы видим блеск глаз, естественность и непосредственность поз, и словно слышим задорные ребячливые голоса. Художницей мастерски переданы индивидуальные особенности каждого, и каждый ребенок – по-своему трогателен и прелестен. Картина обнажает картину самой художницы-матери – тонкую, нежную, любящую. Картина пронизана поэзией обыденного, земного. С большим вниманием к мелочам написаны хорошо накрахмаленная белая скатерть, прозрачное стекло и фаянс посуды, румяные булочки. То, как сервирован стол, говорит о размеренном, спокойном укладе жизни. Полотно отличается великолепной техникой, наполнена добротой, радостным возбуждением, ощущением красоты и гармонии всего окружающего. Написанная почти 100 лет назад, картина «За завтраком» и сегодня остается такой же свежей и подкупающей.